Сказка терапия как метод психологической коррекции

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2021; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2021; проверки требуют 4 правки.

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др.[1][2][3]

История[править | править код]

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова[4].

Первой книгой, написанной специально для детских психологов и воспитателей детских садов, использующих метод сказкотерапии, был сборник сказок Натальи Юрьевны Риттиной «В нашем лесу», изданный в 2016 году[5][источник не указан 187 дней].[6]

Историю сказкотерапии как школы практической психологии, объединяющей в своём содержании элементы искусства, фантазии, особую специфику культурного контекста взаимодействия с личностью, следует начинать с 90-х годов XX века. Однако если рассматривать её именно как метод активного воздействия на личность, то её история будет иметь гораздо более древние корни[7].

Согласно исследованиям Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в становлении сказкотерапии можно выделить этап спонтанного сложения и передачи историй, этап научного анализа метафорического материала и этап использования сказки как техники психолого-педагогической работы[8]. Доработав данную схему, О. И. Каяшева выделила в истории сказкотерапии как метода четыре основных этапа:

  • этап устного народного творчества;
  • этап собирания и исследования сказок и мифов;
  • этап применения сказкотерапии как психотехники;
  • этап комплексной сказкотерапии[9].

Способы и приёмы[править | править код]

Вачков И. В. выделил 24 способа и приёма работы со сказкой[10]. Вот некоторые из них:

  • Чтение и последующее обсуждение сказок.
  • Рассказывание сказки.
  • Характеристика героев с формулированием своего отношения.
  • Включение в сказку персонажа другой сказки.
  • Рисование иллюстраций к сказке.
  • Рассказывание сказки наоборот.
  • Суд над персонажем.
  • Создание сказки по имеющейся модели.

Особенности[править | править код]

Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации[11].

Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии[12].

Примечания[править | править код]

  1. Белозерова А. А. Социальная реабилитация подростков девиантного поведения средствами сказкотерапии //Проблемы и перспективы развития России: Молодёжный взгляд в будущее. — 2018. я С. 34-38.
  2. Култышева О. М., Кулашкина Р. А. Сказкотерапия в работе с взрослыми (на материале «Сказок для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Сказочек не совсем для детей» Л. Н. Андреева) // Нижневартовский филологический вестник. 2017. — № 2. — с. 41-46.
  3. Салимова А. Ш. Сказкотерапия и её функции // Вестник науки. 2019. Т. 3. — № 2 (11). — с. 34—37.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с.
  5. Риттина Наталья Юрьевна. В нашем лесу. 2-е издание. — М.: УП «ПРИНТ», 2017. — 124 с. — ISBN 978-5-91487-095-6.
  6. Елена Царева. Любовь к жизни, добру и гармонии. О сказках Натальи Риттиной // ВеликороссЪ : журнал. — 2021. — Ноябрь (№ 151).
  7. Кузьмин Д. А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция // Вестник МГУКИ. 2015. № 5 (67).
  8. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Речь, 2010. — 172 с.
  9. Каяшева О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике. — Самара : Бахрах-М, 2012. — 286 с.
  10. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… — М.: Генезис, 2011. — 288 с.
  11. Султанова Г. М., Смакова А. С., Истакеева А. А. Использование сказкотерапии на занятиях логоритмики с детьми после кохлеарной имплантации // Kazakh Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2019. — № 3 (28). — с. 80.
  12. Халезова Н. Б., Исаева Е. Р., Киссин М. Я. Психотерапия в клинической практике. — СПб.: Издательство СПбГМУ, 2010. — 45 с.

Литература[править | править код]

  • Бесчастная Е. И. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. — 2009. — № 9. — С. 50-54.
  • Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2007.
  • Гнездилов А. В. Пути пилигримов: терапевтические сказки. — СПб.: Речь, 2005. — 223 с.
  • Кулинцова И. Прогоним детские страхи // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 4. — С. 24-31.
  • Купченко В. Е. Тренинг развития эмпатии у подростков средствами сказкотерапии / В. Е. Купченко, Н. Н. Терехова // Психология и школа. — 2009. — № 4. — С. 33-51.
  • Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. — СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
  • Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия, а ещё Лунные дорожки, или приключения принца Эно / Дмитрий Соколов. — [4-е изд., испр. и доп.]. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. — 218 с.
  • Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002.

Библиографическое описание:

Щерба, Н. В. Арт-терапевтические сказки в работе с детьми дошкольного возраста / Н. В. Щерба, Ю. Н. Жаркова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5996/ (дата обращения: 08.01.2022).



Какие они разные наши дети. Мы любим их за непосредственность и беспечность, капризы и шалости. Любим просто так, потому, что мы родители и педагоги. Но как быть, если ребенок не слушается? Какой метод будет эффективным в работе с малышом? Помочь в этом могут сказки, но не обычные, а терапевтические.

Арт-терапия — одно из современных направлений в психологической коррекции, способное воздействовать на проблемы в поведении ребенка через искусство и творчество. Терапия искусством формирует у детей умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает способности для решения сложных жизненных задач. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляция чувств и поведения.

Сказка — самый доступный и интересный способ общения с ребенком. Она знакомит детей с окружающим миром, событиями и явлениями, происходящими в нем. Любимые сказки малыш просит прочитать вновь и вновь, а значит они затрагивают очень важные для ребенка вопросы. Читая сказки детям, мы сможем стать ближе и будем лучше понимать друг друга Сказки заставляют работать воображение детей, а значит информация, полученная из них, укладывается в детской душе прочно и надолго. Любая сказка учит и воспитывает.

Терапевтическая сказка — это сказочная история, придуманная особым способом с учетом конкретных особенностей ребенка. Такая сказка способна решить детские проблемы и справиться с возникающими жизненными трудностями. Арт-терапевтические сказки не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу. Благодаря такой сказке можно посмотреть на свою ситуацию со стороны и получить конкретные рекомендации для изменений к лучшему.

Терапевтическую сказку легко сочинить как родителям, так и педагогам. Она может быть в прозе или в стихах.

В таких сказках важен главный герой, который встречается со своими страхами или трудностями лицом к лицу. Герой учится преодолевать препятствия и побеждать страхи. Ведь чем больше знаешь о том, что тебя пугает, тем меньше этого боишься.

Дети с большим интересом воспринимают истории, где сказочный персонаж с теми же самыми проблемами, что есть и у них. Данная история может быть совсем непохожей на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить разные ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, значительно расширив его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Терапевтическую сказку легко обыграть, проявив при этом творчество и фантазию. Можно показать кукольный театр, придумать мультфильм, а можно вместе с ребенком нарисовать, слепить из пластилина, вырезать из бумаги любимых героев.

Такие сказки нужно не только читать, но также необходимо обсуждать с ребенком, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т. д. Сочиняя терапевтическую сказку важно не только увидеть детскую проблему, найти способы ее решения, но и интересно рассказать! Материал должен быть доступным и понятным для детей. Тогда ваш малыш поймет свои ошибки и, возможно, совсем скоро захочет вместе с вами придумывать новые сказки!

Мы сочинили сказочную историю про девочку Машу, которая как все дети ходила в детский сад, только вот дружить с ребятами у нее не получалось, потому что она всех обижала. Наша арт-терапевтическая сказка не оставила ребят равнодушными, многие в ней узнали себя. Дети активно включились в обсуждение, а после в игру. Арт-терапевтическая сказка научила ребят не обижать друг друга, контролировать свои чувства и эмоции, а главное и по- настоящему дружить!


«Сказка про Машу и


Злюку


— Буку»



Воспитатель:

«Жила-была девочка Маша.

Ходила она в детский сад.

Кусала и била Наташу,

Щипала она всех подряд.

Сломала постройку у Миши,

Который старался весь день.

Он строил вольер для лошадок

И клетки для диких зверей.

Ударила Катю с размаха,

Забрать, чтоб игрушку свою,

Толкнула Никиту и Варю

За лучшее место в строю!

Что делать, не знали ребята

Вдруг Петя решился сказать:

«Давайте-ка с Машей-драчуньей

Не будем мы больше играть!»

Пришла утром девочка Маша,

Хотела играть в магазин,

Но Оля, Вадим и Наташа

Сказали: «Займись другим».

Пошла Маша к Тане и Вале,

Которые в прятки играли.

Но девочки не улыбнулись,

От Маши они отвернулись.

Ах, как разозлилась Маша,

Сказала: «Ударю я вас!»

Но Катя, Олег и Саша

Плечами пожали лишь раз.

Расплакалась Маша, спросила:

«Вы, что про меня позабыли?»

Ответил тут ей Елисей:

«Похоже нет больше друзей!

Ты била ребят и кусала,

Толкала, словами ругала.

А тот, кто ребят обижает,

Внимания не получает!»



Воспитатель:

А может быть Маша не знает,

Как вместе дружить играть?

Что плохо толкаться и драться,

Щипать и друзей обижать?

А может быть Маша не знает,

Что Злюку она проглотила

Поэтому дети сказали,

что руки она распустила?»



Дети:


«Ты проглотила Злюку!»



Маша:


«А кто это такой?»



Дети:


«Он сердитый, неумытый,

Бука-Злюка страшный зверь.

Все ломает, бьет, кидает,

Он влетел к тебе теперь!»



Маша:


(растерянно плачет) «Где он?»

Дети: «Тут он, тут он, рядом, близко

Злой, сердитый, Злюка-зверь!»



Маша:


«Я хочу его прогнать!»



Дети:


«Не надо руки распускать!

Наши руки не для драки,

Чтоб ломать и всех толкать.

Наши руки для работы:

Можно ими рисовать, клеить, строить,

Всех ласкать; можно дома убирать,

Можно маме помогать!»



Воспитатель:

«Если что-то хочешь сделать,

Нужно просто рассказать».



Дети:


«А руками, а руками никого не обижать!»



Воспитатель:

«Чтобы Злюку одолеть,

Нужно шарик нам иметь!

Шарик просто надуваем

И считаем сколько лет.

А потом вдруг протыкаем.

Лопнул шар — и Злюки нет!»

Дружат в садики детишки,

Много дел у детворы,

А в запасе есть в кармашках

Разноцветные шары!»

Сказкотерапия — это увлекательнейший мир, в котором можно совершить множество открытий.

Литература:

  1. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей — М: Сфера, 2008
  2. Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М. В. Киселева и др. — М.: Речь, 2014
  3. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию — М.: Генезис, 2015
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии –СПб.: Речь, 2017
  5. Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике -М, 2015
  6. Мосина, Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей — М.: Генезис, 2016
  7. Селищева, Т. В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5–7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. ФГОС ДО — Учитель, 2020
  8. Сертакова, Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста — СПб: Детство-Пресс, 2014
  9. Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников — СПб: Детство-Пресс, 2014
  10. Чуб Н. В. Азбука храбрости. Сказкотерапия –М: Виват, 2015

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит. 

Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть счастливым.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Сказки

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

  1. Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи. 

  2. Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?» 

  3. Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь. 

  4. Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

  1. Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди». 

  2. Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально. 

  3. Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

    Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.). 

  4. Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша. 

  5. Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь… Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на: 

  • формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные); 

  • развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования; 

  • тренировку употребления родительного падежа; 

  • формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка. 

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

  1. Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

  2. Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

  3. Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов. 

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

  1. Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов. 

  2. Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития. 

  3. Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей. 

  4. Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим. 

  5. Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства. 

  6. Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай. 

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста: 

  • Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз. 

  • Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений. 

  • Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий. 

  • Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.


Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

  • Чтение (рассказывание) произведения. 

  • Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации. 

  • Диагностика. 

  • Придумывание собственной истории. 

  • Создание кукольных персонажей. 

  • Театрализованная постановка.

Читайте другие материалы по дошкольному образованию:

И уму, и сердцу

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. 

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать…

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Хамзина Алсу Абдулхаевна – педагог-психолог, структурное подразделение «Детский сад № 19» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 (Сызрань, Россия)

«Детство невозможно без наивности, непосредственности и впечатлительности наших детей, так же как невозможно без игры, без сказки»

В.А. Сухомлинский

Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ – это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются нарушения развития психических познавательных процессов, нарушения речи, эмоционально-волевой сферы. Особенности психолого-педагогической работы с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку, составлению индивидуальных маршрутов воспитания и обучения, сопровождении рядом специалистов и педагогов, использовании разных методов и приемов в работе. Одним из наиболее эффективных методов является сказкотерапия.

Далее более подробно хотела бы рассмотреть тему «Сказкотерапия как метод психологического сопровождения детей с ОВЗ». Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Исходя из опыта работы с детьми с нарушениями речи, я пришла к выводу о том, что сказкотерапия является действенным средством коррекции, развития и воспитания детей с ОВЗ, поскольку позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту и сформировать личность, способную решать свои проблемы. Поэтому использование сказкотерапии при психологическом сопровождении детей с ОВЗ является эффективным и актуальным направлением.

Метод сказкотерапии я применяю на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Основной целью сказкотерапии является:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • создание игровой доверительной атмосферы в группе;
  • установление межличностных контактов между детьми;
  • формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
  • развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
  • развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
  • развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Сказкотерапевтические занятия развивают личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивают лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствуют устранению таких неблагоприятных качеств как нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения. В ходе таких занятий целесообразным является обращение к опыту самого ребенка, прослеживание в сюжете сказки собственных проблемных ситуаций и поиск путей решения с помощью изменения сказочного сюжета совместно с ребенком. Важно заметить, что педагог, использующий в своей работе сказкотерапию, должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь сочинять метафоры, владеть мастерством интерпретации и уметь чувствовать ребенка.

При осуществлении психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи мною были выделены следующие направления работы со сказкой:

1. Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка. Образный мир сказок позволяет ему идентифицировать себя с персонажем сказки. Он объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них. Предлагаемые дошкольником ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка.

2. Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако эта деятельность, как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать дети с использованием картинок. Для этого мною изготовлены дидактические материалы «Составь сказки по картинкам». Представлены такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок». Использую не только известные сказки, но и составляю новые, исходя из психологических проблем детей. Например, сказки для преодоления страхов, тревожности, неуверенности в себе, для повышения активности (для медлительных детей) или наоборот для развития устойчиво­сти внимания (для гиперактивных).

3. Метод «Рисование сказки»

Желательно сказку нарисовать, представить в виде аппликации, слепить. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли.

4. Метод «Использование настольного театра при рассказе сказки»

Слушая или читая сказку, дети проигрывают, просматривают ее в своем воображении. Они представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, видят в своем воображении целый спектакль. Поэтому очень эффективным является использование постановки сказки в психологических целях. В работе с детьми применяю настольных персонажей сказки «Колобок», «Теремок».

Для закрепления усвоения содержания сказок и развития речи у детей с ОВЗ я применяю следующие игры по сказкам:

1. «Что сначала – что потом»

Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаю рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

2. «Собери картинку»

Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать, из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение, способность к высказываниям.

3. «Сказочное лото»

Детям раздаются иллюстрации к сказкам, которые разделены на поля. Все поля заполнены, кроме некоторых. Маленькие карточки-части иллюстраций раздаются детям в случайном порядке. Участники игры должны определить, откуда каждая карточка и найти ей нужное место на иллюстрациях.

4. «Сказочная викторина»

Может происходить в командах. Дети отвечают на вопросы по сказкам и получают баллы.

5. Игра «Назовите сказочного героя или название сказки на каждую букву алфавита»

Недавно прошла курсы повышения квалификации в ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» по теме «Психокоррекция личностного развития детей дошкольного возраста методом сказкотерапии». Во время прохождения курсов получила много новой информации о правильном использовании метода сказкотерапии в работе с дошкольниками. Взаимодействовали с коллегами из других детских садов города и области – делились опытом сочинения сказок по определенной психологической проблеме детей. Таким образом, составила копилку из сказкотерапевтических сказок. Одна из сказок представлена как конкурсная работа на сайте Всероссийского педагогического общества «Доверие».

В работе с детьми использую сказки: Сутеева В.Г. «Про Бегемота, который боялся прививок», «Яблоко»; Остера Г.Б. «Котенок по имени Гав»; Козлова С.Г. «Ежик в тумане»; К. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр», «Краденое солнце» и др.

Я консультирую родителей по следующим темам: «Сказкотерапия в жизни дошкольника с ОВЗ», «Использование сказкотерапии в домашних условиях». Также провожу беседы с воспитателями, специалистами детского сада, даю рекомендации по данной тематике: «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи», «Сказкотерапия – инновационный метод в работе с детьми».

Исходя из опыта применения сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, могу отметить, что с помощью указанного метода существует большая доля вероятности добиться положительных результатов как в коррекции личностного развития ребенка, так и в социально-коммуникативном развитии. Связано это с тем, что в ходе групповых или индивидуальных занятий с ребенком отрабатываются необходимые навыки коммуникации и навыки коллективного взаимодействия, что повышает шанс ребенка на адаптацию в коллективе, в обществе. У детей с нарушениями речи повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять ее героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом психологического сопровождения детей с ОВЗ.

Список использованной литературы

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – М.: Речь, 2004.
  4. Терехова Н.Б. Сказкотерапия как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ. – М.: Просвещение, 2019.
  5. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – М.: Сфера, 2009.
  6. Чижова О.Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. – М.: Дошкольная педагогика, 2017.
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Репницын Г.М.

1

Ерыкалова С.П.

1


1 ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»

В статье представлен обзор современной литературы по вопросам применения сказкотерапии как метода психологического воздействия. В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека, значительная доля населения мира имеет различные нарушения психического здоровья. Существует необходимость профилактики и выявления нарушений психического здоровья на ранних этапах расстройства психики путем совершенствования методов психологии и психотерапии. Одним из современных методов, который пока еще мало используется, является метод сказкотерапии. В статье рассмотрен спектр практического применения сказкотерапии для развития творческих способностей, социализации, воспитания детей, формирования лексики и культуры, а также повышения «нравственного иммунитета». В психологии и психотерапии применяется для коррекции различных форм девиантного поведения поведения, тревоги, страхов, в качестве терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, заикания, а также для проведения логоритмики после кохлеарной имплантации. Это достаточно эффективный и в тоже время относительно безопасный метод, применимый в педагогике, психологии и психотерапии. Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.

сказкотерапия

психическое здоровье

психотерапия

девиантное поведение

реабилитация

1. Психическое здоровье: информ. бюл. ВОЗ от 30 марта 2018 года. URL: http://www.who.int/ru/news-room/factsheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (дата обращения 20.09.2020).

2. Воробьева О.И., Пранав К. Позитивная психотерапия // Вестник «Биомедицина и социология». 2019. Т. 4. № 1. С. 97-100.

3. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310с.

4. Корнеева Т.П. Сказкотерапия как метод диагностики и психотерапии. Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2016. № 1 (7). С. 144-148.

5. Ким В.А., Зуйкова А.А., Сафронов А.И., Шакула А.В. Медико-психологические особенности применения методов психотерапевтической коррекции в процессе реабилитации наркозависимых лиц (на примере сказкотерапии) // Вестник восстановительной медицины. 2018. № 6 (88). С. 96-99.

6. Белозерова А. А. Социальная реабилитация подростков девиантного поведения средствами сказкотерапии //Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. – 2018. – С. 34-38.

7. Култышева О.М., Кулашкина Р.А. Сказкотерапия в работе с взрослыми (на материале «Сказок для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Сказочек не совсем для детей» Л.Н. Андреева) // Нижневартовский филологический вестник. 2017. № 2. С. 41-46.

8. Салимова А.Ш. Сказкотерапия и ее функции // Вестник науки. 2019. Т. 3. № 2 (11). С. 34-37.

9. Халезова Н.Б., Исаева Е.Р., Киссин М.Я. Психотерапия в клинической практике. — СПб.: Издательство СПбГМУ, 2010. — 45 с.

10. Фролова Я.В. Использование приёмов сказкотерапии на уроках родной литературы как средства развития творческих способностей и личностных качеств учащихся // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2020. № 2 (30). С. 29-31.

11. Любушкина Л.А., Павлов А.Ф. Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей // Сборник XXVIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 829-832.

12. Бойко О.В. Сказка как основа для формирования нравственного иммунитета личности ребенка // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития, 2017. С. 898-902.

13. Виневская А.В., Буршит И.Е. Использование сказкотерапии в работе с родителями // In Situ. 2016. № 8. С. 25-28.

14. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.

15. Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А., Чернобровкин В.А. Сказкотерапия как средство профилактики агрессии у детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4-2. С. 317-321.

16. Тиханович А.С. Модель профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста средством сказкотерапии // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 5-4 (13). С. 112-115.

17. Щанникова, Е. А. Развитие самосознания подростков с отклоняющимся поведением средствами сказкотерапии // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 1 (42). – С. 67–74

18. Иванкова Н.В., Захлебаева В.В., Садуева Ш.Ж. Использование сказкотерапии в работе с гиперактивными детьми // Наука и реальность. 2020. № 2. С. 58-60.

19. Миткевич В.А., Харькова О.А., Соловьев А.Г., Парняков А.В. Оценка эффективности применения сказкотерапии у детей с заиканием // Практическая медицина. 2019. Т. 17. № 3. С. 100-103.

20. Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А. Использование сказкотерапии на занятиях логоритмики с детьми после кохлеарной имплантации // Kazakh Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2019. № 3 (28). С. 80.

В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека, значительная доля населения мира имеет различные нарушения психического здоровья (ПЗ), что обусловливает необходимость профилактики и  выявление нарушений ПЗ на ранних стадиях [1].  В психологии и психотерапии известны множество интересных подходов к лечению  и профилактике  психосоматических проявлений. В Северном государственном медицинском университете  выступали с лекциями  специалисты по позитивной психотерапии [2]. Данный подход имеет  свои преимущества, т.к. не оказывает  негативного воздействия. Такая трактовка профилактики и лечения в психологии дает возможность рассматривать спектр наиболее мягких и интересных методов лечения.

Нами рассмотрен одни из перспективных, на наш взгляд, методов в психотерапии —  сказкотерапия. Цель работы – оценить спектр применения сказкотерапии как метода профилактики и лечения психических нарушений.

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапию  нельзя квалифицироать просто как метод, т.к. это «совокупность достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур» [3]. Основной терапевтической силой сказки, как считает Корнеева Т.П.,  является наличие в ней метафоры.  Она указывает: «Механизм действия» сказкотерапии заключается в воздействии на уровни психики человека (неосознаваемый, осознаваемый, поведенческий), что позволяет обозначить переживания человека и  в дальнейшем, за счет обеспечения оптимальных условий найти пути решения данных проблем [4,5]. Сказкотерапия – один из наиболее безопасных методов, что значительно расширяет границы ее применения. Метод может использоваться в целях развития детей и профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи [6, 7, 8]. 

Существует несколько подходов к классификации этого метода работы. Во-первых, по количеству людей, участвующих в сказкотерапии,  можно выделить как индивидуальную, так и  групповую.  Во-вторых, по способу осуществления в методике представлено  4 группы: сочинение новой сказки (разновидность способа – изменение концовки сказки);  обсуждение уже существующей сказки; инсценирование сказки; связанная со сказкой творческая терапия. В третьих, возможна  классификация по возрасту участников. Данное разделение обусловлено тем, что для каждого возраста характерен собственный перечень проблем, которые необходимо решать различными подходами. [4].

Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии [9].

Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом противопоказаний. Она способствует развитию творческих способностей, социализации, воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры [8]. Одним из примеров применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на уроках чтения и литературы. В результате  улучшается поведение детей и развивается их тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности [10]. Сказка есть способ ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат [11]. Стоит отметить, что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком, помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания «нравственного иммунитета» [12]. Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные решения, устранив проблемы [11].

Сказкотерапия также используется для терапии и профилактики различных форм девиантного поведения (агрессия, употребление алкоголя, наркомании и др.), тревоги, фобий, неуверенности в себе и других нарушениях ПЗ [6, 7, 8]. 

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия может быть использована как метод, направленный на «детское» начало в человеке, при этом может применяться как у детей, так и у взрослых. Использование метода Сказкотерапии наиболее эффективно в детском возрасте, поэтому чаще применяется в  данной возрастной группе.  Тем не менее, сказкотерапия может быть полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя «подростковые» проблемы, например,  неприятие себя, агрессивность, одиночество, сложность в понимании своих чувств, осмыслении своей жизни, безответственность, и др. [2], а также при различных формах зависимостей. Кроме того, если обучить родителей методически правильно работать со сказкотерапией, можно добиться хороших результатов не только в воспитании ребенка с психическими отклонениями в развитии, но и избежать эмоционально-психологических и поведенческих проблем [13].

С учётом детских психологических проблем Р. М. Ткач выделяет следующие группы сказок: сказки для детей, имеющих фобии; сказки для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); сказки для работы с агрессивными детьми; сказки для детей с расстройствами поведения с физическими проявлениями; сказки при сложностях отношений в семье (развод родителей, появление нового члена семьи и т.д.), сказки в случае потери ребенком близких людей [14].

В исследовании Пустовойтовой О.В. и ее коллег рассматривается  применение сказкотерапии у дошкольников с различными уровнями агрессивного поведения (от высокого до низкого)   показало свою эффективность. Использовались сказки «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», П. Бажова; «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Лекарство от непослушности» К. Драгунской, и другие.  В результате были продемонстрированы улучшения в характере детей: уменьшение уровня агрессии,  внимательное отношение к себе и окружающим. При этом дети в большей степени обращали внимание на свое эмоциональное состояние, что привело к повышению социальной адаптации [15].  

Сказкотерапия может быть использована в целях профилактики употребления психоактивных веществ. Данный метод может применяться как в профилактических целях, так и для реабилитации наркозависимых больных. За счет положительного влияния сказки создается благоприятное воздействие на поведение и  моральные ценности ребенка, что  [15].

Следует выделить проблему работы коррекционных учреждений закрытого типа для малолетних правонарушителей с девиантным поведением. Коррекционная работа в данном случае направлена на исправление, то есть на подавление личности. При этом существует необходимость в наиболее полном развитии личности и осознании разрушающих факторов, препятствующих этому. Сказкотерапия очень важна в процессе духовно-нравственного воспитания и повышения самосознания,  способствует переоценке жизненных ценностей и становлению на правильный путь [17].

В случае поздней и малоэффективной терапии СДВГ происходит усиление проблем поведения и социальной дезадаптации, что требует психиатрического лечения. Сказкотерапия достаточна эффективна при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими СДВГ. Изменение состояний активности и покоя при выполнении упражнений по мотивам сказок приводит к увеличению гибкости и подвижность нервной деятельности, движения ребенка становятся более координированными, а эмоционально-психическое и двигательное напряжение снижаются, тем самым, увеличивается способность к более длительному выполнению различных видов деятельности [18].

Групповая образно-игровая сказкотерапия показала свою эффективность при заикании у детей (возраст 7 — 13 лет). Специалистами были выявлены улучшения речевого статуса и повышение коммуникативных возможностей, нормализацией эмоционально-психологического состояния детей, что привело  к их  социальной адаптации  [19].

Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации. Работа со сказкой (после подготовительных занятий) проходила в форме инсценировки. В результате у части детей произошло улучшение слухоречевой памяти, навыков коммуникации и других показателей, что говорит об эффективности данного коррекционного метода, о чем свидетельствует работа коллектива авторов (Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А.)[20].

Таким образом, исследования специалистов, применяющих метод  сказкотерапии, является весьма эффективным вкладом в практику работы и профилактику психических расстройств. Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.


Библиографическая ссылка

Репницын Г.М., Ерыкалова С.П. СКАЗКОТЕРАПИЯ – СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ, ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20297 (дата обращения: 08.01.2022).


banner062021

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

  • Сказка терапия что это такое
  • Сказка терапия в психологии это
  • Сказка тема и жучка читать
  • Сказка тень андерсена краткое содержание
  • Сказка тень шварца краткое содержание