Сказка терапия для детей с овз

Программа детско-родительских отношений мы вместе автор: кириченко оксана владимировна в настоящее время в условиях обновления школьного образования усиливается его гуманистическая

Программа детско-родительских отношений
«Мы вместе»

Автор: Кириченко Оксана Владимировна
В настоящее время в условиях обновления школьного образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детско-родительские отношения являются важным фактором личностного развития ребенка.
Семья, в которой воспитывается и обучается ребёнок -это психологическая среда. Детско-родительские отношения представляют собой достаточно сложную систему в плане коррекции, во многом определяющую развитие и становление личности ребёнка с ин
Опубликовано: 26.12.2021

Семинар-практикум для педагогов
«Зачем нужны эмоции?»

Автор: Шестакова Ксения Юрьевна
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов, возникновения у них психосоматических расстройств и заболеваний.
Предлагаемый семинар-практикум ориентирован на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данного семинара помогут педагогам правильно о
Опубликовано: 17.12.2021

Ребенок с ОВЗ. Как помочь
родителям принять особенности
своего ребенка

Автор: Новикова Светлана Эдуардовна
Работая с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, я заметила, что родители, узнав об отклонениях в развитии ребёнка, «застревают» в одной из стадий принятия неизбежного, т.е. не все родители принимают своего особенного ребёнка и отклонения в его развитии.
Опубликовано: 17.12.2021

Цветные образы природы: зимняя сказка

Автор: Сыромятникова Анастасия Валерьевна
Коррекционно-развивающее групповое занятие для младших школьников способствует гармонизации эмоциональной сферы, снятию невротических состояний, профилактике нарушений эмоционально-волевой сферы. Проводится с использованием психофизиологических упражнений, арт-терапевтических технологий (элементы фототерапии, музыкотерапии, изотерапии; арт-терапевтический прием «Рисование волшебной палочкой), техники релаксации.
Опубликовано: 15.12.2021

Специфика работы с детьми с ОВЗ

Автор: Виноградова Юлия Александровна
Данная работа включает в себя материалы методического объединения в форме Круглого стола для педагогов-психологов по работе с детьми ОВЗ в ДОУ. Может быть использована для студентов и специалистов работающих в детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень материалов:
презентация, сопроводительный текст, видеоролики, картотека игр.
Опубликовано: 14.12.2021

Нейропсихологический подход к преодолению
трудностей овладения письменной речью
у младших школьников

Автор: Копылова Виктория Николаевна
Аннотация. В последнее время обучающихся начальной школы с трудностями формирования школьных навыков, в частности, с нарушениями в овладении письменной речью, с различными видами дисграфии и дислексии, становится все больше. Это связано с особенностями функционирования и развития мозга младшего школьника. Такие нарушения речевого развития как дизартрия, задержка психоречевого развития, общее недоразвитие речи требуют комплексной длительной коррекционной работы. Особый интерес у педагогов, логопед
Опубликовано: 13.12.2021

Игры с волшебной капелькой

Автор: Мухачева Наталья Александровна
Арт-терапевтические упражнения, занятия с пипеткой и капельками рекомендованы детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, гиперактивным, с низким уровнем развития познавательных процессов, низким уровнем готовности к обучению в школе, слабой моторикой руки.
Опубликовано: 12.12.2021

Коррекционное психологическое занятие
«Путешествие в осенний лес «Песочной страны»

Автор: Голубева Наталья Леонидовна
Путешествие детей в осенний лес, насыщенное играми для развития навыков вербального и невербального общения, развития эмоциональной сферы детей, снижение эмоционального напряжения (тревожности). С использованием арт-терапевтических методов сказкотерапии и песочной терапии.
Опубликовано: 12.12.2021

Сопровождение деятельности консультанта
при оказании услуг ранней помощи семей с детьми
в возрасте от 0 до 3-х лет, в том числе с ОВЗ

Автор: Раецкая Екатерина Александровна
Актуальные задачи родительского просвещения и семейного воспитания, возникающие при организации сопровождения семей с детьми от 0 до 3 лет, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и предполагаемые к решению в рамках консультативной помощи, требуют методического обеспечения, направленного на поддержку консультанта в соответствии с осуществляемой деятельностью.
Учитывая характеристики современных родителей, задача консультанта в рамках проводимой консультативной работы в
Опубликовано: 12.12.2021

Влияние развивающих игр
на развитие внимания школьников

Автор: Савенкова Татьяна Саркисовна
Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с высокой динамикой жизни, где все более значимой становится задача охраны здоровья детей, создание для обучающихся благоприятных условий жизни и учебы. Сегодня растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания. Известно, что и процесс обучения, и трудовая деятельность не могут успешно протекать без достаточного внимания человека. П
Опубликовано: 11.12.2021

Развитие рефлексивных навыков у детей с ОВЗ
старшего дошкольного возраста
с помощью упражнений и игр

Автор: Ирина Петровна Мичурина
ФГОС дошкольного образования устанавливает, что социализация личности ребенка и его коммуникативное развитие являются одним из значимых направлений в развитии дошкольника. Одна из важнейших задач коммуникативно-социальной области представляет собой развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Способствует формированию и развитию этих навыков, такое явление, как рефлексия.В ходе психологического сопровождения образовательного процесса замечается очень низкая степень
Опубликовано: 09.12.2021

Тренинг по профилактике экстремизма и терроризма в подростковой среде

Автор: Химина Ирина Юрьевна
Тематика занятия направлена на актуализацию темы экстремизма и терроризма в молодежной среде. Учащиеся вместе с педагогом психологом рассматривают приемлемые формы поведения в случае возникновения опасности, изучают причины возникновения агрессивности и истинных мотивов «скулшутеров «. В игровой форме учащиеся получают возможность приобретения жизненного опыта по формированию ценностного отношение к собственной личности. Данное занятие способствует развитию способности к самоанализу и самопоз
Опубликовано: 09.12.2021

Советы педагога-психолога для учащихся, родителей и педагогов в условиях, самоизоляции и дистанционного обучения

Автор: Стручкова Ирина Александровна, Софронеева Айыына Семеновна
Главной целью психолого-педагогического сопровождения при дистанционном обучении является обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного обучения. Для достижения цели нами разработан буклет в виде рекомендаций, с играми для всей семьи, с упражнение и т.д., распространенный через социальные сети всем участникам образовательного процесса.
В своих рекомендациях мы старались сделать упор на позитивный настрой, поиск плюсов дистанционного обучения и, конечно же, как правильн
Опубликовано: 07.12.2021

Интегрированное занятие по профориентации
с предметом экономика «Влияние рынка
на выбор профессии»

Автор: Савкина Марина Анатольевна
Выбор будущей профессии для современных школьников является серьёзным и ответственным шагом, который требует специальных знаний и подготовки. От правильности профессионального выбора во многом зависит психологический комфорт, удовлетворённость профессиональной самореализацией, социальным статусом и материальным благополучием во взрослой жизни.
Но к сожалению, не все школьники учитывают рынок труда и выбирают профессии в той области, специалистов которых слишком много, либо те профессии, которые
Опубликовано: 05.12.2021

Путешествие к морю

Автор: Глазкова Ольга Викторовна
Конспект занятия в затемнённой сенсорной комнате.
Опубликовано: 05.12.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих
занятий арт-терапии для детей ОВЗ

Пояснительная
записка

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с
ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в процессе
коллективных групповых и  индивидуальных занятий.

Программа индивидуальной работы выстраивается исходя из
принципов учета «зоны ближайшего развития» (предполагает сотрудничество с
взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и
саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии), возрастных
особенностей, учета психологических проблем детей с заболеванием «сколиоз»,
добровольного участия в занятиях. Работа осуществляется с помощью
арт-терапевтических методов.

«Арт-терапия – это
система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и
профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента)
изобразительной деятельностью. Она может применяться с целью лечения и
предупреждения различных болезней, для коррекции нарушений поведения и
адаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями,
психосоциальными ограничениями для достижения более высокого качества жизни и
развития человеческого потенциала». (Резолюция Российской арт-терапевтической
ассоциации, принятая 16 мая 2009г.).(7)

Арт-терапия
представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, что дает
возможность коснуться глубинных процессов личности, стимулирует проработку
бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая
сопротивление изменениям. Это один из самых мягких и в то же время глубоких
методов воздействия на состояние человека, особенно эмоциональное.
Арт-терапевтические методы позволяют снять накопленное  психическое напряжение,
успокоиться, сосредоточиться, они не имеют ограничений и противопоказаний.

Цикл занятий с
использованием методов арт-терапии помогает развитию эмоциональной устойчивости
и активизации внутренних ресурсов.

Исходя из
вышеперечисленного, считаем возможным и необходимым организацию индивидуальной
работы с учащимися с заболеванием «сколиоз», используя в работе
арт-терапевтические методы.

За основу в разработке индивидуальной программы взяты
упражнения и техники, предложенные М.В. Киселевой в Руководстве «Арт-терапия в
работе с детьми»(4) и медитативные сказки С.А. Черняевой (16).

Программа предназначена для занятий с детьми подросткового
возраста.
Показания
к прохождению данного цикла занятий: дети с проблемами адаптации, повышенной
тревожностью, неадекватной самооценкой, негативным представлением о себе; дети,
переживающие сложные жизненные ситуации.

Цели
программы
:

1.Развитие
личности, коррекция образа «Я» и принятие его.

2.Развитие
и коррекция эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

1)              
Активизация процесса рефлексии, осознания и принятия себя.

2)              
Прояснение видения и представления о своем физическом «Я».

3)              
Мобилизация ресурсов организма, снятие напряжения.

Количество
занятий:
34.

Длительность
одного занятия (сессии) составляет 45-60 минут.

Периодичность:
1-2 раза в неделю.

Материалы:
бумага (А-4, А-3), краски, кисти, стаканчик с водой, цветные
карандаши, фломастеры,  маркеры, простой карандаш, ластик, трубочка
коктейльная, шерстяная нить, стекло (10х15), тексты сказок, музыка, бланки
заданий, грим, костюмы, МАК.

Диагностический
комплекс:

1.     Методика
Дембо – Рубинштейна (в модификации Прихожан А.М.) для определения уровня
самооценки.

2.     Методика
Люшера М. определяет эмоциональный фон ребенка, т.е. его преобладающее
настроение; а также выявляет энергетический баланс организма: способность к
энергозатратам или установку на сбережение энергии.

3.     Методика
«Шкала тревожности» (по Кондашу) выявляет уровень тревожности (школьной,
самооценочной, межличностной).

4.     Опросник
«Чувства в школе» (автор С.В. Левченко) позволяет сделать вывод об
эмоциональных проблемах учащихся, определить какие чувства превалируют.

5.     Анкета
«Ценностные ориентации» (авторы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина) позволяет
выявить основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствует
об определенном уровне личностной культуры.

Основные
методы
арт-терапии,
применяемые на занятиях:

1. Сказкотерапия. Психотерапевтические
сказки помогают расслабиться, успокоиться, энергетически «подзарядиться»,
стабилизировать психические процессы. Но главная их помощь в том, что они
сообщают нашему бессознательному «Я» позитивные идеальные модели
взаимоотношений с окружающим миром и людьми, меняют самоотношение.

2. Изо-терапия.
Терапия творчеством оказывает реконструктивное, гармонизирующее воздействие на
человека. Творческие возможности тесно связаны с внутренними, самоисцеляющими
ресурсами человека. Сам процесс изобразительного творчества или восприятие его
результатов влияют на физическое самочувствие человека. В литературе описаны
подтверждения относительно значительной вовлеченности разных частей тела в
процесс создания изобразительной продукции, а также о существовании тесной
связи между состоянием тела и психики на разных этапах изобразительной
деятельности.

3. Работа с МАК
(метафорическими ассоциативными картами). Доступная методика познания
глубинного происходящего с подростком, возможностью вербализации проблем,
развитию воображения, поиск ресурсов для осознания и решения ряда задач и
постановки цели.

4. Драматерапия
(Драматизация)
. Данный метод решает огромное количество задач, связанных с
положением в социуме, способностью к расслаблению и  изменению негативного
поведения. Подросток начинает контролировать свои эмоции, приобретает
возможность к спонтанным действиям и решениям, а также развивает воображение и
самоуверенность. Применяется для решения межличностных и внутриличностных
проблем.

В начале
работы педагог-психолог проводит беседу и диагностику, заполняет «Консультативную
карту» (Приложение 1). По окончании каждого занятия психолог заполняет «Лист
регистрации» (Приложение 2).

Этапы
работы
:

1.Подготовительный.
Организационные процедуры, знакомство с материалами,  исходная диагностика.

2.Основной
(коррекционно-развивающий). Творческая деятельность. Интуитивное познание.
Оценка промежуточных результатов.

3.Заключительный.
Процедура «Что ты видишь?» Завершение работы, оценка конечных результатов.

Задачи
этапов
:

На 1-м
подготовительном этапе (1 – 3 занятие):

— подготовка
необходимых расходных материалов и средств арт-терапевтической деятельности;
знакомство ребенка с материалами;

— установление
эмоционально-позитивного контакта с ребенком;

— помощь в
ориентировке ребенка в обстановке, правилах и нормах работы;

— свободная
активность перед собственно творческим процессом;

— исходная
диагностика, собеседование.

На 2-м основном
этапе (4 – 30 занятие):

— поддержание
атмосферы взаимного доверия;

-раскрытие
индивидуальных потребностей, чувств и проблем ребенка в изобразительной и иной
творческой деятельности и обсуждениях;

— структурирование
и организация опыта и поведения, удержание внимания ребенка на деятельности;

— преодоление
препятствующих самораскрытию тревоги и сопротивления;

-интуитивное
познание (взгляд на художественное самовыражение); «видение всего, что только
можно увидеть»;

— активизация и
раскрытие ресурсов личности, раскрытие и разрешение внутрипсихического
конфликта, коррекция отношения к себе и другим;

— оценка
промежуточных эффектов арт-терапевтической программы.

На
3-м заключительном этапе (31 – 34 занятие):

— открытая и
всесторонняя проработка связанных с завершением арт-терапевтической программы
чувств;

— процедура  «Что
ты видишь?» (важность индивидуального восприятия, взгляд по-новому);

— закрепление
полученного положительного опыта;

— планирование
участником программы перемен в его жизни;

— оказание помощи
участнику в подведении личных итогов;

— оценка
результатов программы.

Ожидаемые
результаты:

·                  
Подросток лучше сознает собственные переживания и
эмоциональные состояния.

·                  
Наблюдаются проявления идентичности (осознание и принятие
себя в физическом и психологическом плане, позитивного самоотношения).

·                  
Ослабляются проявления утомления, раздражительности,
эмоционального напряжения.

·                  
Повышается уверенность в себе; снижается тревожность в
ситуациях, предполагающих самовыражение.

·                  
Подросток делает самостоятельные попытки в планировании
перемен на ближайшее будущее.

Прогнозируемые
риски:


значительные перерывы между арт-терапевтическими сессиями, что снижает
терапевтический эффект;


неготовность родителей и окружающих близких взрослых к изменениям, происходящих
в подростке;


наличие страхов у родителей, влияющих на детей.

Содержание
занятий направлено на проработку 4-х тем: «Я», «Мои чувства», «Моё тело», «Я и
общество».

Список
литературы.

1. Ананьев В.А.
Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной
специфической и неспецифической профилактике. — СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

2. Волков М.В.,
Дедова В.Д. Детская ортопедия. — М.: Медицина, 1980. – 292 с.

3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в
сказкотерапии. — Спб.:  Речь, 2004. – 144 с.

4. Киселева М.В.
Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов,
врачей. — Спб.: Речь, 2006. – 160 с.

5. Клепикава Р.А.
детская ортопедо-травматологическая служба Архангельской области. — Архангельск:
Издательский центр АГМА, 1998. – 119 с.

6. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной
арт-терапии. — М.: Психотерапия,  2011. —  128 с.

7. Копытин А.И.,
Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. —
СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

8. Лебедева Л.,
Петровичева Ю., Тараканова Н. Краткая энциклопедия необычных признаков в
проективном рисовании //Школьный психолог. — 2005. — № 15. — С. 2 — 47.

9. Петкевич О.
Использование рисования при работе с детьми в травматических ситуациях
//Школьный психолог. — 2008. — № 12. — С. 11-16;  № 13. — С. 9 — 11.

10. Психология
подростка. Учебник. /Под ред. Члена-корреспондента РАО Реана А.А. — СПб.:
«Прайм – ЕВРО – ЗНАК», 2003. – 368 с.

11. Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.:
ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

12. Родионов В.
Психология здоровья  // Школьный психолог. — 2007. — № 17. — С. 39 — 42.

13. Руководство
практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы  /Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. Екатеринбург:
Деловая книга, 2000. – 176 с.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН

Направленность
занятия

Методики. 
Техники

Материалы

1.

Собеседование. Диагностика.

Настрой на работу. Знакомство с пространством
и материалами.

Методики диагностического
комплекса.

Бланки методик.

Ручка, бумага.

2.

Начальное самораскрытие. Адаптация
к процессу арт-терапевтической работы. Стимулирование творческой
деятельности.

Техника «Серийное рисование».

Сказка «Сказка о забывчивой Фее»
(С.А. Черняева)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка.

3.

Продолжение работы, дальнейшее
самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта.  Развитие
ассоциативного мышления, воображения.

Техника «Серийное рисование».

Сказка «Принцесса, которая не
нравилась самой себе» (С.А. Черняева)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка.

4.

Активизация процесса самопознания,
самораскрытия.

Упражнение «Автобиография» (М.В.
Киселева)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка.

5.

Продолжение работы, развитие
экспрессивности (способности выражать чувства и представления в образах и
словах).

Упражнение «Моя карта» (М.В.
Киселева)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка.

6.

Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование
с новыми видами опыта.  Развитие ассоциативного мышления.

Техника «Раздувание водяных клякс»
(дорисовать  до образа).

Сказка «Сказка о капризной
принцессе» (С.А. Черняева)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка,
трубочка коктейльная.

7.

Продолжение работы, развитие
экспрессивности (способности выражать чувства и представления в образах и
словах). Активизация ресурсов.

Изо-методика «Дождливая серия»
(Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага.

8.

Исследование фрагментарного
восприятия самого себя. Начать движение к цельному, более положительному
взгляду на самого себя.

Упражнение «Карта моего тела» (М.В.
Киселева)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка,
текст для релаксации.

9.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.

Упражнение «Портреты того, что
внутри / снаружи» (М.В. Киселева)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага.

10.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.

Техника «Монотипия».

Сказка «Коряга» (А. Попова)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка,
стекло(10х15), шерстяная нить.

11.

Представление и прочувствование
себя в разных ролях, осознание и перестройка отношений.

Упражнение «Я…» (визуализация)

(М.В. Киселева)

Краски цветные карандаши, кисти,

стаканчик с водой, бумага.

12.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных

установок.

Упражнение «Узор души» техника Эбру

Набор для Эбру

13.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных

установок.

Упражнение «Буклет обо мне», «Мой
величайший успех», «Надежды и мечты» (Рабочая тетрадь подростка А.Паламарчук)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, ножницы,
клей, музыка, бланк заданий.

14.

Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование
с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление
позитивных

установок.

Упражнение «Поэма обо мне» (Рабочая
тетрадь подростка А.Паламарчук)

Музыка, бланк заданий.

15.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных

установок. Поиск ресурсов.

Упражнение «Моя поддержка», «Мои
цели», «Я через 10 лет»

Цветные карандаши, музыка,бланк
заданий.

16.

Оценка промежуточных результатов,
обзор работ, выполненных за предыдущий период. Развитие рефлексии. Осознание
и перестройка отношений.

Упражнения «Ларец счастья» и
«Сундук огорчений» (М.В. Киселева)

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка.

17.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных установок.

Рисование в технике
правополушарного рисования

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка.

18.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных установок.

Рисование в технике
правополушарного рисования

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка.

19.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных установок.

Рисование в технике
правополушарного рисования

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка.

20.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных установок.

Рисование в технике
правополушарного рисования

Краски, кисти,

стаканчик с водой, бумага, музыка.

21.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных

установок. Поиск ресурсов.

Упражнение «Мое тотемное животное»
(технология работы с МАК «Тотемное животное»)

МАК, бланки заданий, музыка.

22.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных

установок. Поиск ресурсов. Развитие
творческих способностей.

Упражнение «Триптих», «Ассоциации»
(технология работы с МАК «Диксит»)

МАК, бланки заданий, музыка.

23.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных

установок. Поиск ресурсов. Развитие
творческих способностей.

Упражнение «Чудо вокруг нас» (техника рисований
нейрографики)

Маркеры, линеры, цветные карандаши,
бумага

24.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.
Закрепление позитивных

установок. Поиск ресурсов. Развитие
творческих способностей.

Упражнение «Дерево желаний»
(техника рисования нейрографики)

Маркеры, линеры, цветные карандаши,
бумага

25.

Закрепление позитивных

установок. Поиск ресурсов. Развитие
творческих способностей.

Упражнение «Мандала чувств»

Маркеры, линеры, цветные карандаши,
бумага

26.

Закрепление позитивных

установок. Поиск ресурсов. Развитие
творческих способностей.

Выполнение изделия «Ловец снов» из
эко-материалов в технике ДПИ.

Эко-материалы

27.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.

Упражнение «Театрализация» по
мотивам терапевтической сказки

Музыка, бланк текста, краски,
бумага, стаканчик, кисти.

28.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.

Упражнение «Театрализация» по
мотивам терапевтической сказки

Музыка, бланк текста, краски,
бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика)

29.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.

Упражнение «Театрализация» по
мотивам терапевтической сказки

Музыка, бланк текста, краски,
бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика)

30.

Дальнейшее самораскрытие,
экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.

Упражнение «Театрализация» по
мотивам терапевтической сказки

Музыка, бланк текста, краски,
бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика)

31.

Интенсификация дальнейшего
самораскрытия. Осознание и перестройка отношений.

Пластический тренинг по снятию
психо-физических зажимов.

Спортивная одежда, музыка,
теннисный мяч, мягкая игрушка.

32.

Интенсификация дальнейшего
самораскрытия. Осознание и перестройка отношений.

Техника коллаж «Мир, в котором я
живу».

Бумага, журналы, клей, подкладной
лист, фломастеры,

цветные карандаши.

33.

Интенсификация дальнейшего
самораскрытия. Осознание и перестройка отношений.

Техника коллаж «Моя цель».

Бумага, журналы, клей, подкладной
лист, фломастеры,

цветные карандаши.

34.

Обзор работ. Развитие рефлексии,
ощущения собственной значимости.

Подведение итогов.

Планирование перемен.

Оценка и регистрация изменений.

Методики диагностического
комплекса.

Все предыдущие работы. Бумага,
фломастеры, цветные карандаши, ручка.

Приложение
1.

Консультативная
карта.

Ф.И.О. 
___________________________________________________ 

Возраст _______     
Класс _____      Дата рождения _______________

Дата 1-й
консультации________ 

Краткая запись
обращения (жалобы) __________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Запрос (какой
помощи ждет) ___________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Анамнез
____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

План
психологического обследования:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Результаты
__________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Дальнейшая работа
с клиентом

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Заключение

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Рекомендации

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Дата окончания
работы _______________

Педагог-психолог
____________________

Приложение
2.

Лист
регистрации

(заполняется
на каждом занятии)

Ф.И.__________________________________ 
Класс _____   Дата  __________              

Техника_____________________________________________________________

Методики
___________________________________________________________

____________________________________________________________________

Особенности выполнения
_____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Поведенческие
проявления ____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Вербальные
комментарии ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание работы
__________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Итоги занятия
________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

img1

Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К.Д.Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

В своей работе я использую инновационную технологию — изотерапия, которая выражается в заботе об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье воспитанников.

Изотерапия является одним из направлений популярной сегодня арт-терапии. Под этим термином понимают всевозможные занятия с детьми, в основу которых положены различные методы изобразительного искусства.

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл).

В данном случае воздействие на развитие ребёнка с ОВЗ осуществляется посредством изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация являются безопасными способами разрядки напряжения.

При занятиях с детьми используются любые материалы, которые имеют отношение к изобразительному искусству — пастельные мелки, пластилин, цветная бумага, краски, карандаши и т. д. Все это применяется в активной форме лечения искусством, то есть при создании собственных художественных произведений.

Некоторые упражнения изотерапии имеют пассивную форму, при которой в работе используются уже готовые рисунки и другие произведения искусства.

Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает прекрасные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Методы изотерапии помогают детям справиться с различными проблемами и стрессами, успокоить нервную систему. После занятий у детей часто исчезает агрессия.

Организуя совместную деятельность с детьми, я заметила, что вовремя изобразительной деятельности у детей снижается импульсивность, тревожность, агрессивность, неадекватное поведение.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Приемов изотерапии очень много.

Изотерапия — это не просто занятия по рисованию, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

  1. Проработать мысли и чувства, которые воспитанник привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.
  3. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение.
  4. Наладить отношения между педагогом и воспитанником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

1. Воспитательная

Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

2. Коррекционная

Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности. Компенсирует недостающие возможности. Помогает формировать навыки межличностной коммуникации. Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой. Оптимизирует личностные качества. Обеспечивает социальную адаптацию. В целом помогает достойно жить.

3. Лечебная

«Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

4. Развивающая

Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

5. Диагностическая

Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Таким образом, метод изотерапии выступает эффективным методом снижения уровня тревожности у детей и подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность, а также помогает получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка.

В своей работе я использую следующие приемы (методы) изотерапии для коррекции эмоциональной сферы детей:

Изотворчество / индивидуальное рисование. Перед началом данного рисования проводится определенный психологический настрой, затем каждый находит место, где он может остаться наедине с собой. Минуты 2 дети собираются с мыслями, прислушиваются к своим чувствам. Им не надо думать о художественной стороне предстоящей работы. Они просто берут карандаши и начнают рисовать. Чтобы выразить свои чувства, линии и фигуры. Можно рисовать в цвете. Задача рисовальщика — символически изобразить, своё состояние, никакого реализма, дети рисуют то, что они увидели, почувствовали во время психологического настроя, всё, что пришло им в голову. Когда дети заканчивают рисование, они могут обменяться впечатлениями о своих и чужих работах, при этом, не давая им оценок. Как удалось передать свои чувства, состояние? Что мешало рисовать, что помогло и другие вопросы. В любом случае для участников главное — доверять своим чувствам и пытаться найти в своих произведениях значимую информацию о себе. Каждый использует это упражнение с целью разбудить свою фантазию и отразить в образах своё внутреннее состояние.

Свободное рисование. Каждый ребенок рисует то, что хочет рисовать, на заданную тему. На рисование выделяется примерно 30 минут, затем рисунки вывешиваются и начинается беседа с начала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

Коммуникативное / парное. Этот метод помогает исследовать межличностные отношения, конфликты. Для этого занятия необходим приблизительно 1 час. Каждый ребёнок выбирает себе партнёра. Между ними кладётся большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков (цветных карандашей). Пара совместно рисует на определенную тему, при этом, вербальные контакты исключены, они общаются с помощью фигур, цветов, образов, красок, линий. После окончания рисования я выхожу на беседу о работах. При этом анализируется не художественные достоинства произведений, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у детей, и их отношения друг к другу в процессе работы. Окончив рисование, партнёры могут обсудить свои впечатления. Они могут поговорить об эмоциональных реакциях одного на рисунки другого, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. При этом каждый из партнёров старается узнать что-то о другом.

Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (ватмане). По окончании рисования анализируется участие каждого члена группы, характер его вклад и особенности взаимодействия с процессом рисования, то, как каждый ребенок выстраивает отношения с другими детьми, как он начинает рисовать сколько места на листе занимает и т. д. Анализ детьми общего рисунка начинается с рассказа о том, что они хотели нарисовать, как они рисовали, что у них получилось, что они выразили на рисунке, какие чувства у них вызывает рисунок.

Групповое / дополнительное рисование.

Это упражнение позволяет каждому в группе внести свой вклад в создание рисунка. Оно является прекрасным средством для того, чтобы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других.

Каждый ребёнок берёт лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Рисунок должен побывать у каждого члена группы и прийти к своему «хозяину». Автор рисунка говорит, что он хотел нарисовать и что в результате общей работы на его рисунке получилось. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Наконец, учащиеся обсуждают свои впечатления.

Занятие с использованием изотерапии проводят в 4 этапа:

1. Этап введение и «разогрев». Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Объяснение или напоминание основных правил поведения в группе. Последующий «разогрев» представляет собой разные виды физической активности и способы «настройки» на изобразительную работу: общая игра «по теме», мини-беседа.

2. Этап изобразительной работы. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям «прожить» образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться).

3. Этап обсуждения. Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить мини-сказку об изображенном персонаже. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.

4. Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания.

Варианты завершения занятия:

  1. «Подари улыбку»
  2. «Я хочу подарить тебе…»
  3. «Подари тепло своего сердца»
  4. «Свиток пожеланий» и т.д.

В настоящее время техники арт-терапии приобретают всё большую популярность. Особую ценность арт-терапевтическая работа имеет для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, при проблемах эмоционально-личностного развития, в том числе аутизме или малоконтактности, задержке умственного развития, нарушениях слуха, зрения, двигательных функций, а также сложности переживаний и их «невыразимости». Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с детьми, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них данная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова. В этом случае ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов.

Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных детей в арт-терапевтическом процессе. Арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Результатом моей работы является создание положительного эмоционального настроя. Нормализация психо-физического состояния и эмоционально-личностного статуса ребенка. Облегчение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми. Создание и развитие отношения взаимного приятия и эмпатии. Прорабатывание подавляемых мыслей и эмоций, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции. Прорабатывание реальных проблем и фантазий, с которыми сложно работать вербально. Развитие воображения, эстетического опыта, творческого самовыражения. Повышаются адаптационные способности. Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля. Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом. Социальная успешность при переходе на новую образовательную ступень и легкая адаптация к ситуации школьного обучения.

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.

реабилитация детей с ОВЗ

Ежегодно в России рождается несколько десятков тысяч детей с особенностями физического или психического развития. К ним добавляются ребята, пережившие разного рода травмы. Это делает актуальной необходимость открытия инклюзивных детских садов и школ. Если раньше реабилитацией занимались в медицинских и коррекционных учреждениях, то теперь все больше дошкольных и учебных заведений открывают свои двери ребятам с особыми потребностями.

В чем смысл реабилитации для детей с ОВЗ?

Ребенок, ставший инвалидом, должен не только получать лечение, но и проходить реабилитационный процесс. Он поможет компенсировать особенности здоровья, социализироваться в обществе и жить полноценной жизнью. Программа подбирается с учетом категории ОВЗ:

  • задержка умственного развития;
  • психические нарушения;
  • отклонения в поведении;
  • сложности эмоционального развития;
  • проблемы с речью;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нарушения слуха;
  • болезни органов зрения;
  • комплексные расстройства.

Ребенок с ОВЗ и его родители испытывают большие затруднения социального, психологического характера. Государство помогает бороться с этим путем введения программы «Доступная среда», которая затрагивает все сферы жизни.

Цель и задачи реабилитации

бизиборды для детей с ОВЗ

Цель реабилитационных программ – вернуть ребенка инвалида к полноценной жизни путем восстановления или облегчения здоровья. Это длительный и систематический процесс, предусматривающий определенную динамику и учитывающий разные факторы.

Реабилитация всегда предполагает наличие конкретной цели, улучшение состояния и функционирования ребенка. Цели могут быть следующими:

  • Полное или частичное восстановление здоровья.
  • Адаптация ребенка к новым условиям.
  • Самостоятельность и максимально возможная независимость от помощи других людей и технических средств.
  • Профилактика дальнейших рецидивов, ухудшения состояния.

Цели определяются индивидуально в каждом случае, с учетом желаний и настроя самого ребенка, его родителей. При этом детально изучается диагноз и степень нарушения. Процесс предполагает комплексный подход и эффективность даже при нескольких видах нарушений одновременно. Исходя из цели устанавливается несколько задач, т.е. того, как и каким способом будет достигаться поставленная цель. Задачи должны быть измеримыми, индивидуальными и реалистичными. Только в таком случае можно увидеть динамику.

Медицинская реабилитация

Восстановление и адаптация ребенка с помощью медицинских мероприятий помогает вернуть утраченные функции и адаптироваться в соответствии с ограничениями. Программа проходит в три этапа:

  • Ранний. Проходит зачастую еще в отделении реабилитации или интенсивной терапии.
  • Стационарный. Проводится в отделениях клинических больниц.
  • Амбулаторный. Осуществляется в реабилитационных центрах, специальных отделениях поликлиник, санаториях.
  • Домашний. Проходит дома силами родителей, которые выполняют назначения специалиста. Родственники проходят обучение под контролем квалифицированного сотрудника.
  • Поздний повторный. Также проходит в стационарах для дальнейшего восстановления пациента с помощью высокотехнологичных средств.

К методам медицинской реабилитации относят использование лекарств, аппаратную терапию.

Физическая реабилитация

Восстановление функциональности организма с помощью физической нагрузки. Выделяют три разновидности реабилитации:

  • Ортопедическая. Используется при нарушениях опорно-двигательного аппарата, осанки.
  • Неврологическая. Применяется после травмирующих вмешательств в головной мозг.
  • Кардиореабилитация. Назначается для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

К методам физической реабилитации относят массаж, мануальную терапию, физкультуру, занятия на тренажерах, иглоукалывание, сенсорное развитие и т.д.

Психологическая реабилитация

Назначается не только тем пациентам, которые страдают от психологических расстройств, но и пострадавшим в результате травм, осознания физических ограничений. Это третья важная часть комплексного процесса восстановления. Может касаться и самого ребенка, и близких, ухаживающих за ним.

Программа включает в себя психодиагностику, консультирование, мотивирование, коррекцию, супервизию и образовательные методы. Все это должно применяться в комплексе с физическими и медицинскими методами.

Кроме перечисленных выше способов, важна профессиональная, социокультурная реабилитации. С этой задачей справляются инклюзивные классы и группы, где ребенок с ОВЗ учится взаимодействовать с другими членами общества. Этот процесс важен и для здоровых детей, получающих достойное воспитание, растущих терпимыми и чуткими людьми.

Основные принципы и этапы реабилитации

тактильные панели для детей с ОВЗ

Реабилитационная работа строится на таких принципах:

  • Ранее начало. Это позволяет облегчить течение заболевания, предотвратить развитие дальнейших патологий. Такие мероприятия должны быть адекватны и соответствовать состоянию пациента.
  • Индивидуализация. При составлении мероприятий учитывается не только состояние пациента, но и его реакции на те или иные процедуры, методы.
  • Преемственность. При переходе из одного учреждения в другое должна соблюдаться преемственность. Для этого все мероприятия и реакции на них документируются.
  • Непрерывность. С учетом динамики программа реабилитации меняется, адаптируется под актуальное состояние ребенка.
  • Комплексность. Реабилитация включает в себя все стороны: медицинские, физические, психологические, а в дальнейшем социальные, профессиональные аспекты. Программа составляется при сотрудничестве разных специалистов.

Все принципы соблюдаются на каждом этапе реабилитационной работы: от раннего, в период острого периода болезни, до позднего, при наличии остаточных дефектов или при хроническом течение заболевания.

Какое реабилитационное оборудование использовать для детей с ОВЗ

машина для обнимания для детей с ОВЗ

  • Машина для обнимания

Простой механизм состоит из двух или четырех мягких валиков, которые вращаются в обе стороны. Степень давления можно регулировать, меняя расстояние между валами. Пролезая между ними, ребенок ощущает что-то схожее с объятиями. При этом нет контакта с человеком. Такое устройство полезно для ребят с разными формами аутизма, неврологическими расстройствами. Машину можно перемещать с места на место. Она устойчивая, благодаря широкому основанию.

  • Стол для механотерапии

Конструкция имеет множество механических тренажеров для верхних и нижних конечностей. Стол можно регулировать по высоте, адаптировать в соответствии с особенностями ребенка.

Стол для механотерапии включает в себя несколько устройств для коррекционной работы:

  • Штурвал. Регулировка степени сопротивления, создаваемой нагрузки на руки.
  • Пронация-супинация. Совершенствует вращательные движения кистей.
  • Шарики. Тренировка сжимания и разжимания, координации движений рук.
  • Винты. Пружинный механизм для вкручивания.
  • Педаль. Активирует вращение штурвала движением ноги.

Перечень устройств может расширяться, меняться в зависимости от ситуации.

  • Тренажер для письма

Устройство представляет собой небольшую дощечку с узором из канавок. По ним нужно проводить специальной палочкой-ручкой. В процессе совершенствуется мелкая моторика, координация движений рук. Такой тренажер полезен для всех ребят, независимо от состояния здоровья. Он является важной частью дошкольного развития и психоневрологической реабилитации, восстановления после травм верхних конечностей.

  • Дыхательный тренажер

Сделан в виде небольшой дощечки с дорожками в виде углубленных канавок. В них помещается шарик, который нужно переместить в противоположную сторону с помощью дыхания. Это занятие легко превратить в игру, что очень нравится детям. Такое устройство будет полезно для восстановления после респираторных заболеваний, при неврологических нарушениях и т.д.

  • Межполушарные доски

Небольшой тренажер-игра предназначен для тренировки межполушарной связи. Существует большое количество таких досок, которые различаются размерами, узорами. У одних есть держатели для рук, а другие предназначены для работы ногами. По выемкам можно водить пальцем, палочкой, катить шарик и т.д. Все межполушарные доски имеют общую характеристику: рисунки на обеих половинкам идентичны, но выполнены в зеркальном отражении.

массажные дорожки для детей с ОВЗ

  • Балансировочные дорожки

Снаряд используется в сенсорных комнатах, а также для лечебной физкультуры. Он может быть выполнен в виде гибкого каната, пластиковых или деревянных кочек. Главная особенность, объединяющая все дорожки, необходимость держать баланс. Это полезно для развития координации движений, ловкости, умения чувствовать и управлять своим телом.

Есть разные варианты использования балансировочных дорожек, при которых необходимо передвигаться разными способами:

  • широко расставив руки;
  • удерживая гимнастическую палку;
  • неся на голове груз;
  • боком;
  • перепрыгивая с одного участка на другой.

Балансировочные доски могут стать частью эстафет, подвижных игр. Ребенок может самостоятельно выстраивать маршрут и придумывать варианты использования снаряда.

  • Тактильно-развивающие панели

Тренажеры могут различаться размерами и наполнением. Варианты содержания:

  • элементы разных цветов и форм;
  • поверхности с любыми фактурами и рельефом;
  • мелкие детали для различных манипуляций;
  • безопасные зеркала;
  • подвижные механизмы.

Тактильно-развивающие панели несут и образовательную функцию. Они помогают выучить цвета, цифры, формы, буквы, времена года и другую информацию. Однако главная функция тренажеров: обогащать тактильные ощущения, мелкую моторику.

  • Лесенка для пальчиков

Тренажер сделан в виде миниатюрной лесенки, по ступеням которой перемещаются пальчиками. Можно перебирать ими по ступенькам, сталкивать или перемещать грузики наверх. Варианты заданий:

  • подняться/спуститься, перебирая двумя пальцами;
  • подняться/спуститься, перебирая четырьмя пальцами по очереди;
  • перескакивать через ступеньку;
  • расставить пальчики так, чтобы один был на нижней, а второй – на самой верхней ступени.

Во время занятия развивается мелкая моторика, координация движений, обогащаются тактильные ощущения.

  • Тактильно-развивающая панель-лабиринт

Чаще всего тренажер имеет форму дощечки с двумя ручками. На поверхности есть узор в виде спирали, волны, зигзагов или других форм. Главное условие – непрерывность линий. По таким углублениям можно водить пальчиками, развивая моторику, координацию движений, тактильные ощущения. Еще один вариант использования – перекатывать шарик по ложбинкам, удерживая панель двумя руками. Для этого необходимо согласованно действовать обеими руками, балансировать, проявлять осторожность и старательность.

тренажер для работы над верхними конечностями

  • Тренажер для развития пальцев

Конструкция представляет собой доску с симметричным рисунком. В центральной части есть различные узоры-углубления. Они становятся альтернативой межполушарным доскам. По этим рисункам можно водить палочками, которые входят в комплект.

По двум краям тренажера есть отверстия разного диаметра. В них можно вставлять подходящие цилиндры так, чтобы они устойчиво стояли в вертикальном положении. Высота цилиндров такова, что их удобно взять всей кистью, тренируя хватательные движения. Чтобы установить цилиндр, нужно подобрать подходящее отверстие и приложить небольшие усилия.

  • Балансировочная доска

Конструкция представляет собой небольшую панель, площади которой достаточно для того, чтобы встать двумя ногами. На нижней части есть округлая опора. Чтобы устоять на такой балансировочной доске, нужно проявить умение держать равновесие, координировать движения. В этой модели есть дополнительная функция – лабиринт на верхней части. Ребенок может положить в углубление шарик и, балансируя, перекатывать его по узору. Такое задание не только усложняет, но и мотивирует, заинтересовывает.

  • Нейроскутер

Тренажер предназначен для тренировки работы вестибулярного аппарата. Конструкция представляет собой широкую доску, на нижней стороне которой установлены колесики. Во время занятия задействованы различные нейронные связи, отвечающие за равновесие, координацию движений, балансирование. Сначала ребенок учится стоять на шаткой основе, потом – перемещаться с ее помощью по полу. Постепенно занятия можно усложнять, подключая руки, предлагая разные способы передвижения.

тренажер для работы над движением рук

  • Тренажер для развития двигательных навыков

Оригинальная «лесенка» представляет собой симметричную конструкцию с выемками-держателями для палок. Задача ребенка – перекладывать палочки на разные уровни. Сложность тренажера заключается в том, что необходимо попасть двумя сторонами в соответствующие выемки. Выполнять задание можно руками или ногами. Еще один вариант тренажера со схожим функционалом – Мануфит.

Конструкция собирается и разбирается, поэтому не занимает много места при хранении и транспортировке.

  • Дорожка-шагайка

Универсальный тренажер имеет несколько элементов использования:

  • изогнутый змейкой канат для хождения по нему и балансировки;
  • разноцветные стопы, по которым нужно переступать, попадая вслед;
  • цветные кружочки для ходьбы на носочках.

Красочное оформление и интересное содержание развивающей панели поможет проводить занятия в форме игры.

  • Модуль для стереогностического чувства

Панель сделана по методике Монтессори. На доске-основе есть разные элементы:

  • Фигурки на веревочках можно перебирать, переплетать.
  • Валики-ершики обогащают тактильные ощущения.
  • Вращающиеся валики, которые приятно гладить ладонью.

Все детали сделаны из натурального дерева. Они обогащают тактильные ощущения, развивают мелкую моторику, помогают запомнить названия фигур, форм.

  • Равновес

Уникальный тренажер позволяет развивать равновесие. Конструкция имеет возможность регулировки сложности. На нижней стороне есть округлые опоры, которые можно устанавливать под разным углом. На верхнюю часть нанесена разметка. Задача ребенка – поставить ноги четко по центру круга. Этот центр смещается в разной разметке. Сначала малыш должен научиться стоять на равновесе без поддержки, а потом выполнять на нем другие действия: крутить обруч, ловить мяч и т.д.

  • Сортеры

Конструкции могут иметь разные степени сложности. Ребенок учится находить соответствующие формы и размеры, координировать движения рук. Улучшается мелкая моторика, мышление.

  • Лабиринты

Тренажер может иметь разные варианты исполнения. На основе установлены изогнутые стержни с нанизанными на них бусинами. Ребенок должен перебирать бусинки, перемещать их с одной стороны на другую. При этом развивается координация рук, мелкая моторика, мышление. Развивающая игрушка используется не только для детей с ОВЗ, но и для дошкольников с хорошим здоровьем.

  • Функциональное кресло

Компания «Приоритет» предлагает функциональное кресло для ребят, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата. Сиденье оснащено ремнями, удерживающими туловище и ноги. Конструкцией предусмотрен столик, за которым ребенок может заниматься творчеством или настольными играми.

Примеры упражнений с детьми с ОВЗ

кресло для детей с ОВЗ

Еще один вариант реабилитации – арт терапия. Это метод психологической коррекции с использованием искусства и творчества. Она повышает самооценку, помогает избавляться от негативных чувств и эмоций. Практикуются как индивидуальные, так и групповые занятия. Во время последних происходит социализация.

Существует несколько видов упражнений:

  • изотерапия – рисование,
  • цветотерапия – воздействие цветовой гамы,
  • сказкотерапия – составление рассказов,
  • песочная терапия – игры с песком.

Предлагаем следующие упражнения.

Психокоррекционная сказка про Радужного зайчонка

Задача сказки – показать, что обманывать нехорошо.

Ориентировочный сюжет:

«Жил-был в сказочном лесу зайчонок. У него были необычные ушки. Они меняли свой цвет, поэтому его назвали Радужным. Зайчонок очень любил сочинять небылицы. Когда он врал, его ушки становились огненно-красными.»

Дальше придумать развитие событий, когда персонаж солгал, а потом очень раскаялся в этом.

«С тех пор ушки Радужного зайчонка никогда не краснели»

После сказки задайте вопросы по сюжету и подведите к правильным выводам.

Медитативная сказка

В таких сказках отсутствует динамичных сюжет и злые персонажи. Все направлено на успокоение нервной системы и расслабление. Опишите сказочную страну, облака, милых персонажей. Вызывайте зрительные образы. Это сказка-описание, а не действие. Такие истории хорошо рассказывать перед сном.

Следы на песке

набор эбру рисование на воде

Для занятия понадобится кинетический песок. Рассыпьте его по поверхности слоем в 2-3 см. Пусть ребенок покажет, как бегают-прыгают разные звери:

  • медвежата – кулачками «пройтись» по песку;
  • зайчики – «попрыгать» кончиками пальцев, оставляя характерные отметины;
  • змейки – пальчиками или ребром ладони провести волнообразные линии;
  • паучки – расставив пальчики сымитировать движение паучков.

Придумывайте разных реальных и фантастических животных и их следы.

Цветная мозаика

Предложите ребенку фигурки нескольких цветов:

  • для слишком активных ребят – холодную гамму;
  • для излишне пассивных – теплую.

Из фигур нужно собрать разные узоры или картинки.

Раскрашиваем ладошки

Обведите на листе бумаги ладонь ребенка и предложите ему раскрасить ее красками, маркерами или цветными карандашами.

Фантастический герой

Предложите ребенку из мягкого или шарикового пластилина слепить сказочного героя.

Музыкальное рисование

Включите ребенку классическую музыку, например, Моцарта. Предложите ему нарисовать услышанное цветными красками или карандашами. Это может быть абстрактный рисунок или что-то конкретное.

Используя различные методы реабилитации, можно облегчить процесс адаптации, восстановления и коррекции здоровья, поведения ребят с ОВЗ. Перечисленные методы и оборудование подойдет для инклюзивных детских садов, школ, а также для домашнего использования.

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по песочной терапии. Мой опыт называется «Песочная сказка». Почему именно этот материал — песок? Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлечённо строить города, пирамиды, замки из песка? И это неслучайно. Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки, ощущая прохладу, пересыпать и просеивать песок, пропуская песчинки сквозь пальцы. Замечательные, яркие, интересные, захватывающие воспоминания, чувства переполняют и хочется поделиться ими.

Песок — это доступный материал, который можно встретить в песочнице, на пляже, по берегам рек и озёр. Что же тогда песочная терапия? И для чего она? Песочная терапия — это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Игры на песке — это естественный и доступный для каждого ребёнка вид деятельности, одна из форм взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Ребенок с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, эмоции и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития и обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, выкапывать ямки, строить тоннели, горы, дороги, города. А если к этому добавить различные игрушки, то у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Создание песочных построек не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно! А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На занятиях дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Также в работе с песком у ребят развивается творчество и фантазия. Они получают от этого процесса удовольствие, что способствует возникновению положительных эмоций и развитию коммуникативных навыков. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, речь. Занимательна «Песочная грамота», то есть игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучения чтению и письму. Песок станет подспорьем, если ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно, произносить звуки. Все это происходит в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Самым современным и увлекательным является — рисование песком на специальных столах или песочная анимация. На планшете установлена цветная подсветка, которая управляется небольшим пультом. С его помощью можно выбрать один из 16 цветов. Также можно увеличивать или уменьшать яркость. Использовать 5 разных функций, режим мигания 7 цветов, 3 цветов, плавная смена 7 или 3 цветов и статичные цвета. Рисование на стекле происходит с помощью пальчиков и ладошек. В чём же проявляется позитив от этих занятий?

У ребёнка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. И в руки дают не краски вовсе, а песок, который сыпется и сначала совершенно не поддаётся «приручению». А ещё песок может быть не обычный, а подкрашенный. Или подсветка меняет цвет и можно выбрать любой, который в данный момент соответствует настроению. 3. Ребёнок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!». Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты отмечают, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. В своей практике я использую разные формы работы с песком, всевозможное оборудование и разнообразный песок. Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимо: — мини-песочница. Это водонепроницаемый деревянный ящик определённых размеров. Его внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду и море, а борта воздух и неб и чистый просеянный песок, а также коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице. В такой песочнице ребята строят города, рисуют картины, проводят опыты, отыскивают спрятанные клады и сокровища, угадывают, чьи следы. Песочница может использоваться как основа для кукольного настольного театра. Это очень удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Самыми увлекательными являются игры-путешествия, где ребята используют разную атрибутику, камешки, ракушки разных цветов и размеров, фигурки животных, людей, транспорта, растений. Я провожу занятия для коррекции тревожности и неуверенности, расширения эмоционального опыта, умения работать в коллективе, развития эмпатии. В песочнице мы знакомились с разными видами песка, карьерным, речным и кинетическим. Кинетический песок, «оживает» в руках. Он удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка. Он легко приобретает форму, удерживает её и так же легко режется, рассыпается, утекая между пальцев. Взаимодействуя с кинетическим песком, дети испытывают массу тактильных ощущений. Из цветного кинетического песка ребята строят разные коллажи, например, «Мир моря», «Весна», «Кондитерская», «Цветы» и т.д. Следующим этапом работы является песочная аппликация. Ребёнок наносит на контурное изображение клей ПВА, потом засыпает сверху песком одного цвета. Процедура повторяется несколько раз. Для каждого участка изображения используется свой цвет песка, что в итоге позволяет создать многоцветный и красочный рисунок. Рисунки детей на тему «Космос», созданные по этой технологии, заняли первые места на всероссийском и международном конкурсах.

Рисование песком — новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для меня это еще один способ понять чувства ребенка. Песок — та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передаёт человеческие чувства, мысли и стремления. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Наша работа дополняла и украшала деятельность детей по разным темам. Если говорили про осень, то рисовали «Сказку про деревце», о зиме — снежинки, вспоминали о лете — делали «Радугу в бутылке» и лепили из цветного песка цветы, вели разговор о космосе — делали аппликации «Космические путешествия» и ещё много интересного и познавательного.

Робкие и застенчивые ребята становились более активными и уверенными, а подвижные и энергичные подолгу засиживались в песочнице, строили, разрушали, строили снова, дополняли работу новыми деталями, героями, атрибутами. К своим постройкам возвращались вновь и вновь, создавая и проигрывая новые сюжеты.

Играйте с детьми в песок! Это просто, интересно, увлекательно и полезно!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

  • Сказка терапия для дошкольников
  • Сказка терапия для детей дошкольного возраста
  • Сказка терапия для детей 6 7 лет читать
  • Сказка терапия как метод психологической коррекции
  • Сказка терапия что это такое