- Сочинения
- По литературе
- Паустовский
- Рассуждение по рассказу Теплый хлеб
Бывает, что человек совершает жестокий поступок, от которого страдают все окружающие. К.Паустовский в своей замечательной сказке «Теплый хлеб» преподнес нам урок, какое большое влияние могут оказать действия одного мальчика. Силы добра и зла очень могущественны – в их власти и уничтожить целую деревню, и спасти ее, если люди поведут себя правильно.
Автор в своем произведении показал, как горячее сердце, желание всё исправить могут одолеть стихию. Истинное благородство и доброта всегда одолеют злобу и жестокосердие, помогут исправить любой, даже самый худой поступок. Так и произошло с Филькой, главным героем этой сказки. Из угрюмого и неприветливого мальчика он превратился в отзывчивого, чувствительного человека. Он смог стать лучше, его сердце стало горячим. И это коснулось всей деревни, всех людей.
Сначала Филька обидел раненного на фронте коня, который много помогал трудолюбивому, но бедному мельнику. Из-за голода конь ходил по деревне и просил у всех еды, и каждый давал, что мог. Когда конь пришел к Фильке, мальчик поступил очень жестоко. Он не дал хлеба, а втоптал его в снег, и ударил коня по губам, накричал на него. Это очень обидело доверчивое животное.
Расплата за такое бессердечие наступила сразу. Всю деревню сковало сильным морозом, реки начали промерзать до дна, зерно стало пропадать. Люди впали в отчаянье, ожидалась голодная смерть. Бабушка рассказала Фильке, что давным-давно такая холодная зима была из-за одного жестокого человека, который не помог солдату. Много людей и животных погибло в ту пору, а исправить всё можно было только искренним раскаянием.
Испуганный Филька побежал к мельнику, а тот сказал ему, чтобы придумывал, как спасти деревню. Мальчик решил созвать ребят прорубать лед у мельницы, чтобы намолоть зерна для хлеба. Люди собрались и начали слаженно работать, не испугавшись мороза. Долго пришлось добираться до воды, а когда вода хлынула и закрутила колесо мельницы, подул теплый ветер, мороз пошел на убыль, сосульки стали падать с крыш, побежали ручьи. Филька осознал, что нельзя быть грубым, злым, нельзя обижать невиновных. Он принес обиженному коню свежеиспеченного, теплого хлеба и попросил прощения. Конь принял хлеб и простил Фильку.
Паустовский показал, что пустые и злые сердца вымораживают всё вокруг: и людей, и природу. А те, кто отзывчивые и самоотверженные – наоборот, делают мир теплее, краше, богаче.
Вариант 2
Очень важно задуматься над своим поведением. В центре внимания рассказа: плохой поступок Фильки. Этот ребёнок по характеру груб при разговоре с людьми. Не любит общаться.
В результате отвратительного поступка остановилась мельница. Вокруг замёрзла вода. Снова вернулся зимний мороз. Не обдуманная злость и недоброжелательность могла погубить деревенский народ. У которого закончились мучные запасы.
Важно понять, что если один человек постарается уговорить людей, чтобы они сделали определённую вещь для блага всех, то можно победить лютый холод и побороть любые невзгоды.
Трудный ребёнок со смешным прозвищем совершил вдвойне опрометчивое действие:
- Выбросил на снег святое — горбушку хлеба.
- Не дал этот кусочек бедной, больной лошади, почитаемой жителями его деревни.
Стукнул ее по губам. Поэтому обиженное животное нагнало кару. Решение проблему пришлось выполнять всем деревенским жителям.
С самого начала произведения мы понимаем, что наш главный герой — личность с грубым поведением и вредным характером. Даже родную бабушку он не уважает!
До этого момента он без наказанного совершал плохие поступки.
На жестокий поступок природа исполнила наказание. Вся деревня могла погибнуть от голода.
Пережив шок, мальчик принимает решение просить помощи у всех. Так как он один не справится с толстым льдом. Подключили всех к выполнению трудной задачи. Чем глубже они проникали в глыбы льда, тем теплее становилось. И всем вместе удалось побороть холод. Вернулась весенняя капель.
Запах хлеба разнёсся на всю округу. Довольный и раскаявшийся паренёк понёс кусок хлеба обиженному, раненному коню. Конь сначала с недоверием отнёсся к нашему герою, но затем взял. И все радовались перемене характера парня.
Рассказ учит добру, милосердию, отзывчивости. А также, что если делать всё вместе, то можно победить даже лютый мороз.
Надо бережно относиться к хлебу. В нём заложен огромный труд ни одного человека. Пшеницу надо вырастить, затем убрать с поля. Свезти на мельницу. Смолоть муку. Испечь вкусный каравай. А без хлеба может погибнуть весь народ!
Жить надо с добрыми делами, чтобы потом стыдно не было. Обдумывать каждый шаг. Слушаться старших. Любить природу. Не обижать братьев наших меньших.
Осознание ошибки и ее решение
Однако ни одна сорока поспособствовала возвращению тепла. Автор подчеркивает, что главный герой осознал все случившееся, свой неправильный поступок. Он захотел исправить ситуацию. Когда на улице был большой мороз, он пошел к мельнику Панкрату, чтобы тот ему помог. Филька проявляет в данной ситуации собственную смекалку и волю. Он нашел в себе силы и сумел найти выход. В помощь Фильке восстала вся деревня, они помогали ему помириться с конем. Паустовский писал о людях, которые выпекали хлеб. Они это делали с особым упорством. А хлеб тот был долгожданным. Автор упоминает об этом моменте с особым теплом.
Когда сказка подходит к концу, Панкрат говорит, что Филька не является злым человеком. Эти слова предназначались коню, который в итоге все же простил мальчика. Паустовский изобразил момент раскаяния главного героя в своем поступке. Последний сумел искупить собственную вину, изменить ситуацию.
Сочинение Теплый хлеб по произведению Паустовского
В произведении “Тёплый хлеб” автор повествует нам о небольшой деревеньке, некоторые жители которой выступают как главные герои произведения. В этом удивительном по своей сути рассказе, имеет место быть доля мистики. Например, те же резкие смены климата.
В самом начале рассказа нам рассказывают историю, связанную с военным отрядом и их конём. В то время как отряд проходил мимо деревни Бережки, взорвался немецкий снаряд, ранив при этом коня. После этого события конь больше не мог нести свою службу как раньше, из-за чего было решено оставить его у старого мельника Панкрата. В деревне жило небольшое количество людей, но наиболее выделяющийся из низ был мальчишка по прозвищу “Ну тебя”. Получил он это прозвище из-за его необщительности и привычке на всё отвечать своим прозвищем. Жил он с бабушкой, был злой и задиристый, казалось что он ненавидит всех в округе, даже собственную бабушку.
Однажды произошел судьбоносный день в жизни жителей деревне Бережки. В один из весенних дней конь постучался в калитку к Филькиной бабке, Филька это мальчик по прозвищу ну тебя, услышав коня, Филька начал говорить с ним. Увидев что конь хочет есть Филька ударил коня по губам и выкинул свой обеденный кусок хлеба в снег проклиная коня себе под нос. Затем произошла ещё череда событий связанная с изменениями климата и прочими мистическими вещами.
Я считаю, что автор пытался донести до нас идею о так называемом “эффекте бабочки” то есть каждое действие плохое оно или хорошее, будет иметь последствие равносильное действию. Что и видно из рассказа Паустовского. Филька только отбросив свою ненависть к окружающим доказал что он может работать в команде, вследствие чего заморозки в деревне прекратились. Однако он и являлся виновником этих заморозков, обидев коня, он совершил плохой поступок, что отразилось на климате в деревни. Также этим рассказом автор пытается до нас донести правильность отторжения плохих эмоций от нашей жизни и внедрения хороших и хорошего отношения ко всему, что есть в нашей жизни. Исходя из этого, автор предлагает нам стать более добрыми и отзывчивыми, и не быть похожими на прежнего Фильку.
Для 5 класса
Значение образов в сказке
Произведение начиналось с теплой зимы, которая позже сменилась лютыми морозами. Но в конце уже почувствовался запах весны. Погода менялась и одновременно с этим менялась душа Фильки. Мальчик давал коню хлеб. И он был теплым, поскольку душа Фильки наполнила этот хлеб своей теплотой.
Паустовский показал нравственный путь главного героя, каким он был изначально и как он исправлялся на протяжении рассказа. Автор хочет донести до читателей, чтобы те не совершали плохих поступков, а также исправляли злодейство, которое совершили.
- Автор: К. Г. Паустовский
- Произведение: Теплый хлеб
- Это сочинение списано 50 602 раз
Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб».
Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», — мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей деревни.
Конь был ранен на войне, много работал, и его все подкармливали, чем могли. Однако Филька и с конем обошелся грубо и неласково, ударив бедное животное по губам, когда конь потянулся за филькиным хлебом. Волшебные силы наказали злого мальчишку, а разом с ним и всю деревню: посреди начавшейся было теплой весны налетел лютый мороз. Замерзла река, невозможно стало запустить мельницу, а для деревни это грозит настоящим голодом, потому что запасы муки у жителей подошли к концу.
Природа ответила людям на злобу и черствость! Люди недоумевают, за что их постигла такая кара, один только Филька знает, что он виноват, он обидел ни в чем не повинное животное. Как исправить ошибку, как вернуть тепло в деревню? Мальчишка понимает, что он мал и слаб, чтоб воевать против лютой стихии, однако и выбора у него нет. Филька решает, что должен расколотить лед и дойти до воды, чтобы запустить мельницу.
На помощь мальчику приходят соседские ребята, а там и старики, и женщины. Природа сжалилась над жителями деревни: чем ближе подбираются они к воде, тем теплее становится воздух. Наконец, заработала мельница, намололи муки, а в деревне так вкусно запахло теплым хлебом.
Полный раскаяния Филька идет просить прощения у коня. По сути, и лед он колол, и тепла ждал только ради того, чтобы попросить прощения, чтобы угостить коня хлебом. Конь, напуганный прошлым поведением мальчика, сначала боится, но потом все же принимает угощение, и Филька счастлив. Таким образом происходит трансформация характера главного героя: Филька одерживает победу над собственным эгоизмом, жадность уступает место щедрости и открытости.
Наверняка главный герой рассказа вынес для себя важный урок из этой истории. Скорее всего, впредь он будет добрее к окружающим. Филька понимает теперь, что все в мире взаимосвязано, и один плохой поступок может привести к тяжелым последствиям для многих, равно как и один добрый поступок может многое спасти.
Посмотрите эти сочинения
- О чём заставляет задуматься сказка «Тёплый хлеб» Прекрасна и добра небольшая «сказка» Константина Паустовского под уютным домашним названием «Теплый хлеб». Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, — это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? Об этом — ниже. Пойдем от меньшего — к большему. Главную идею оставим […]
- Телеграмма (сочинение) Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает годами. Жизнь не стоит […]
- Заячьи лапы (сочинение) Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» — именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
- Корзина с еловыми шишками (сочинение) В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно. Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а […]
- О чем заставляет задуматься рассказ «Телеграмма» Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
- Картины природы в повести «Ася» Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
- Мой Чацкий (сочинение) Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
- Математика в моей жизни (сочинение) Математика – увлекательная и необходимая в жизни наука. Уже с глубокой древности люди использовали ее при составлении календаря и измерении расстояний, в строительстве и путешествиях, в расчетах при торговле. Цифры окружают нас с самого первого дня. Как только ребенок родился, его маме уже сообщают его рост и вес. Потом он учится считать и определять время, сравнивать предметы по размеру и форме. Мне математика нужна, чтобы составить режим дня, правильно сосчитать сдачу в магазине. Еще я очень люблю собирать […]
- Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного […]
- Базаров и «накипь нигилизма» Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. […]
- Тема родины в лирике Блока По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл «Родина» ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока. Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время […]
- Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
- Тема любви в рассказе Чехова «О любви» Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
- Глубина человеческих чувств в лирике Ахматовой Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне с другими. Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, но во многом только потому, что главой и теоретиком […]
- Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», — писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
- Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
- Образ профессора Преображенского в повести «Собачье сердце» Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
- Кто виноват в трагедии рассказа «Кавказ»? “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
- Сочинение с планом по поэме Твардовского «Василий Теркин» Поэма «Василий Теркин» — поистине редкая книга План: 1. Особенности военной литературы. 2. Изображение войны в поэме «Василий Теркин». а) «Василий Теркин» как Библия фронтового человека. б) Черты характера Теркина в русских бойцах. в) Роль героя в воспитании патриотического духа солдат. 3. Оценка поэмы критиками и народом. За долгие четыре года, в которые продолжалась война между СССР и фашистской Германией, было написано немало литературных произведений, по праву вошедших в сокровищницу русской […]
- Евгений Онегин как «энциклопедия русской жизни» (сочинение) «Евгений Онегин» — реалистический роман в стихах, так как . в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта — это произведение, в котором «отразился век и современный человек». «Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
Главные герои
Филька
Недоверие, бессердечность, злоба, нелюдимость, черствость и жадность характеризуют центрального персонажа произведения – Фильку, подростка, живущего со своей бабушкой. Отвечая отказом на любые предложения и просьбы друзей, он нередко может задеть своим пренебрежительным отношением и старую женщину. Нет в его сердце доброты ни к людям, ни к животным.
Жестокость и необратимость своей выходки паренек понимает лишь после разговора с бабушкой, и, осмыслив содеянное, бросается исправлять ситуацию. Найдя в себе силы признать ошибку, Филька предстает перед читателем с другой стороны: мы видим неподдельное трудолюбие, искреннее раскаяние, сообразительность, организаторские способности. Подросток показал жителям деревни свои положительные качества, заставил поверить ему.
Подробнее: Филька: характеристика и образ героя
Мельник Панкрат
Другим главным лицом сказки «Теплый хлеб» выступает загадочный мельник Панкрат, давший приют раненой лошади. Терпение и мудрость, отзывчивость и рассудительность, практичность и предусмотрительность приобрел старик за долгие годы жизни. Зная истинную ценность вещей, он не отказывает Фильке в возможности искупить вину, понимая, что в каждом человеке есть хорошие стороны.
В экспозиции читатель знакомится с местом действия и основными персонажами. Завязкой истории выступает некрасивый шаг бессердечного мальчика, навлекший печальные последствия.
Используя строгую последовательность событий, писатель позволяет проследить постепенное раскрытие характера героя, ясно показывая мотивацию его поведения.
Год издания сказки: 1954
Сказка Константина Паустовского «Теплый хлеб» с момента первой печати в журнале «Мурзилка» получила горячу любовь у читателей. В 1973 году по мотивам этой сказки Паустовского был снят одноименный мультфильм, а вскоре он был включен в школьную программу. И сейчас сказка Паустовского «Теплый хлеб» пользуется огромной популярностью, а творчество писателя высоко оценили современные читатели благодаря чему Паустовский не раз попадал в наш рейтинг .
Сказки Паустовского «Теплый хлеб» краткое содержание
В рассказе Паустовского «Теплый хлеб» читать можно о том, как во время войны отряд кавалеристов проходил через деревню Бережки. Немецкий снаряд взорвался на околице деревне и ранил вороного коня. Для дальнейшей службы конь был не пригоден и его взял себе старый мельник Панкрат. Он выходил коня и тот немало помогал ему в строительстве новой водяной мельнице. Но времена были тяжелые и прокормить коня Панкрат не мог. Поэтому он часто ходил попрошайничал по деревне. Кто даст свекольную ботву, кто хлеба, а кто и морковку.
Далее в нашем сказки «Теплый хлеб» кратком содержании читать можно как конь пришел ко двору мальчика Фильки. Ребята его еще называли «Ну тебя» за скверный характер. Конь постучал мордой в калитку и жевавший хлеб Филька вышел во двор. Конь потянулся было к хлебу, но Филька ударил его по губе и выкинул хлеб в снег. «На вас не напасёшься! Иди копай хлеб мордой в снегу!» — сказал он. После этого то и пришла в Бережки беда. Зима, которая до этого радовала теплой погодой, решила взять свое. Прибежавшая домой бабка сказала Фильке, что не только река, но даже колодцы в деревне позамерзали. Теперь получается в деревне нет не воды не хлеба, ведь мельница то водяная.
А тем временем в сказке Константина Паустовского «Теплый хлеб» читать можно о том, что морозы крепчали. Даже мыши полезли из подполья греться к печке. Тогда-то бабка и вспомнила, что лет 100 назад уже было такое. После той зимы лет десять нечего не цвело и даже птиц не было. А все это случилось по вине одного из деревенских. В ту поры с войны шел солдат и попросил кусок хлеба. Деревенский кинул его в снег. Солдат сказал, что не может его поднять, ведь нога то у него деревянная. На что хозяин ответил: «Есть захочешь поднимешь». Дотянулся солдат до куска хлеба, а он весь зеленый от плесени. Тогда свистнул солдат и поднялась буря как в . А хозяин тот в ту зиму умер, от переохлаждения сердца. И как исправить это проклятие знает только Панкрат.
Далее в рассказе К Г Паустовского «Теплый хлеб» кратком содержании вы узнаете, как сначала Филька как обычно махнул рукой: «Да ну его этого Панкрата». Но ночью побежал к мельнику. Когда он подходил заржал конь, Филька испугался и заплакал. Мельник втянул его в дом, и главный герой сказки Паустовского «Теплый хлеб» все ему рассказал. Панкрат сказал, что его спасение — это изобрести спасение от стужи и просить прощения у коня. Тогда Филька решил упросить ребят ломать вместе с ним лед на реке, чтоб потекла река и мельница заработала.
Далее в сказке Константина Паустовского «Теплый хлеб» читать можно как сорока, слышавшая разговор взметнулась и улетела в лес. А дети вместе со стариками, которых уговорил мельник помочь, взялись за ломы. И река потекла и немалую роль в этом сыграл теплый ветер, который как говорит сорока принесла именно она. Мельница заработала и в домах запахло печенным хлебом. Да так запахло, что даже лисы вылезли из нор. Осталось только просить прощения у коня. И Филька взял буханку теплого хлеба и пошел к коню, а маленький Николка держал солонку с крупными кусками соли. Конь не хотел принимать дар, пугаясь главного героя сказки Паустовского «Теплый хлеб». Филька совсем расстроился и заплакал перед всей деревней. Тогда конь взял хлеб и насытившись довольно закрыл глаза. Все улыбались, а мороз пошел на убыль.
Сказка «Теплый хлеб» на сайте Топ книг
Сказку Константина Паустовского «Теплый хлеб» читать настолько популярно, что это позволило ей занять высокое место в нашем рейтинге . Кроме того, благодаря наличию произведения в школьной программе оно попало в наш рейтинг . И учитывая все эти факторы можно предположить, что сказка и в дальнейшем будет занимать высокие места в наших рейтингах.
Многим с детства знакома трогательная история о раненой голодной лошади. Называется этот рассказ «Теплый хлеб». Не все знают, кто автор данного произведения. Написал «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание рассказа поможет быстро узнать, с чего всё началось и чем закончилась история. Произведение учит добру, тому, что важно признавать и исправлять свои ошибки. Автор — признанный мастер художественного описания природы. Читая строки, кажется, будто бы являешься свидетелем всего происходящего.
Рассказ «Теплый хлеб». Паустовский. Краткое содержание
Начинается повествование с печального события. Пред глазами читателя ясно встаёт раненый конь. Животное пожалел мельник деревни Бережки и приютил его у себя. Но пожилому человеку было нелегко зимой прокормить коня. Ведь в это время нет свежей травки, которую могла бы пощипывать лошадь, а излишков продуктов у мельника, видимо, не было.
Чувство голода заставило лошадку ходить по дворам в поисках еды. Ему выносили морковку, свекольную ботву — кто что мог. Лишь равнодушный мальчик Филимон не покормил животное. Далее продолжает характеристикой юного персонажа свой рассказ «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание поведает об этом. Филимон был неласков, за что бабушка, с которой он жил, журила парня. Но мальчику всё нипочём. Он почти всегда говорил одно и то же: «Да ну тебя». Так же Филька ответил и голодному коню, который потянулся к краюшке хлеба. Мальчик стукнул животное по губам и отбросил ломоть в снег.
Наказание
Далее произведение Паустовского «Теплый хлеб» рассказывает о расплате за содеянное. Казалось, что сама природа захотела наказать за такую жестокость. Моментально началась снежная буря, и температура на улице резко упала. От этого замёрзла вода у мельницы. И теперь вся деревня рисковала остаться голодной, так как не было возможности молоть зерно в муку и печь из неё вкусные булки. Бабушка Фильки ещё больше напугала парня, рассказав о похожем поступке, только по отношению к безногому голодному солдату. Виновник того происшествия вскоре умер, а природа деревни Бережки ещё 10 лет не радовала ни цветочком, ни листочком. Ведь тогда тоже налетела снежная пурга и резко похолодало.
Вот такое наказание за серьёзный проступок назначил в своём рассказе «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание плавно приходит к развязке. Ведь всё должно закончиться хорошо.
Искупление вины
Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания. Её как живую описывает в своём произведении «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание можно закончить тем, что в деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.
Вот так по-доброму заканчивает своё произведение Паустовский. «Теплый хлеб» отзывы имел в основном положительные. В 1968 была выпущена небольшая книжка, иллюстрации к которой вы видите в статье. Затем был снят и мультфильм по мотивам интересного произведения.
Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский — признанный мастер небольшой новеллы. В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» — замечательный образец художественного мастерства писателя. Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.
Поучительный рассказ
За свою жизнь сочинил немало выдающихся произведений Константин Паустовский. «Теплый хлеб» — это рассказ для детей, в котором автор учит маленьких читателей не совершать дурных поступков и никогда не обижать беззащитных людей и животных. Это произведение больше похоже на сказку, даже на притчу, где в простой и доступной форме доносятся до детей христианские заповеди о душевном тепле и любви к ближнему.
Название произведения
Дал многозначительное название своему рассказу Константин Паустовский. «Теплый хлеб» — это символ жизненной силы и душевной щедрости. Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме. Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.
Начало произведения
Недолгим вступлением начинает свой рассказ Паустовский. «Теплый хлеб» повествует о том, что однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу. Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Это был вечно хмурый, но очень скорый на работу человек, которого местные ребятишки втайне считали колдуном. Старик вылечил коня и стал возить на нем все, что было необходимо для обустройства мельницы.
Далее рассказ Паустовского «Теплый хлеб» повествует о том, что время, описанное в произведении, было очень тяжелым для простых людей. Многим не хватало пищи, вот и Панкрат не мог прокормить лошадь в одиночку. Тогда животное стало ходить по дворам и просить еду. Ему выносили черствый хлеб, свекольную ботву, даже морковку, потому что считали, что конь «общественный» и пострадал за правое дело.
Мальчик Филька
В своем произведении описал изменения, которые под влиянием обстоятельств произошли в душе ребенка, Константин Паустовский. «Теплый хлеб» — рассказ о мальчике по имени Филька. Он жил вместе с бабушкой в деревне Бережки и был грубым и недоверчивым. На все упреки герой отвечал одной и той же фразой: «Да ну тебя!» Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный хлеб, посыпанный солью. В это время во двор зашел конь и попросил пищи. Мальчик ударил животное по губам и кинул хлеб в рыхлый снег со словами: «На вас, на христорадников, не напасешься!»
Эти злые слова стали сигналом для начала необыкновенных событий. Из глаз коня скатилась слеза, он обиженно заржал, взмахнул хвостом, и в этот миг на деревню обрушился лютый мороз. Взметнувшийся снег тут же запорошил Фильке горло. Он бросился в дом и запер за собой дверь с любимой присказкой: «Да ну тебя!» Однако прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистит точь-в-точь как хвост бьющего себя по бокам рассерженного коня.
Лютый холод
Удивительные дела описывает в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб» рассказывает о лютом холоде, который опустился на землю после грубых Филькиных слов. Зима в тот год выдалась теплая, вода возле мельницы не застывала, а тут грянул такой мороз, что все колодцы в Бережках заледенели до самого дна, и река покрылась толстой коркой льда. Теперь всех людей в деревне ждала неминуемая голодная смерть, ведь Панкрат не мог намолоть муки на своей мельнице.
Старая легенда
Далее повествует о старой легенде Константин Паустовский. «Теплый хлеб» устами старой Филькиной бабушки описывает события, которые приключились в деревне сто лет назад. Тогда покалеченный солдат постучался в дверь зажиточного крестьянина и попросил пищи. Заспанный и сердитый хозяин в ответ швырнул на пол кусок черствого хлеба и велел ветерану самому поднимать брошенное «угощение». Солдат подобрал хлеб и увидел, что он сплошь покрыт зеленой плесенью, и есть его нельзя. Тогда обиженный человек вышел во двор, свистнул, и на землю обрушился ледяной холод, а жадный мужик умер «от охлаждения сердца».
Осознание поступка
Поучительную притчу придумал Паустовский. «Теплый хлеб» описывает страшное смятенье, которое произошло в душе испуганного мальчика. Он осознал свой промах и спросил у своей бабушки, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старушка ответила, что все обойдется, если человек, содеявший зло, раскается. Мальчик понял, что ему необходимо помириться с обиженным конем, и ночью, когда бабушка уснула, побежал к мельнику.
Путь к покаянию
«Путь Фильки был нелегким», — пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика «бессмысленным гражданином» и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.
Придуманный способ
Далее погружает своего героя в глубокие размышления Паустовский Константин Георгиевич. В конце концов мальчик решил поутру собрать всех деревенских ребятишек на реке и начать рубить вместе с ними лед возле мельницы. Тогда потечет вода, кольцо можно будет повернуть, устройство разогреется и начнет молоть муку. Так в деревне опять появятся и мука, и вода. Мельник засомневался, что ребята захотят расплачиваться за Филькину дурь своим горбом, но пообещал, что поговорит с местными стариками, чтобы и они вышли на лед.
Избавление от стужи
Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.
Примирение с конем
Рассказ Паустовского «Теплый хлеб» — замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука. Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем. Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб. Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.
Символ хлеба
Одним из своих любимых сочинений называл Паустовский «Теплый хлеб». Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в ней ключевую роль. Если черную людскую неблагодарность можно сравнить с черствой коркой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость — со сладким и свежим караваем. Мальчик, который беспечно кинул в снег отрезанный ломоть, совершил очень дурной поступок. Он не только обидел раненого коня, но и пренебрег продуктом, созданным тяжелым трудом. За это и был наказан Филька. Только угроза голодной смерти помогла ему понять, что даже к черствому кусочку хлеба нужно относиться с уважением.
Коллективная ответственность
Школьники изучают в пятом классе рассказ «Теплый хлеб» (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал. Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце. Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.
Роль природы в произведении
В рассказе «Теплый хлеб» (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, большую роль играют могучие силы природы. В самом начале произведения рассказывается о том, что зима в деревне была теплая, снег таял, не долетая до земли, а река возле мельницы не замерзала. Теплая погода стояла в Бережках до тех пор, пока там кормили и жалели раненого коня. Однако жестокие слова Фильки и его скверное поведение вызвали у природы великий гнев. Мгновенно наступил лютый холод, который сковал реку и лишил людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось преодолеть сначала стужу в своей душе, потом холод на улице, чтобы искупить свою вину. И только когда люди все вместе вышли на лед спасать деревню, подул свежий летний ветерок как символ духовного возрождения Фильки.
Сила слова
Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям. В произведении «Теплый хлеб» он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло. Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке. А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину — теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.
Реальное и сказочное
Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в «Теплом хлебе» присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы. События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного. Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину. Благодаря этому «Теплый хлеб» можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.
Старинные слова
Фольклорные мотивы активно использует в своем творчестве Паустовский. «Теплый хлеб», содержание которого насыщено старинными словами и выражениями, подтверждает это. Значение многих архаизмов современным детям не знакомо. Например, христорадниками на Руси называли людей, выпрашивающих милостыню. Это слово оскорбительным никогда не считалось, каждый подавал нуждающимся столько, сколько мог. Однако в рассказе оно приобретает негативный оттенок, ведь Филька обидел раненого коня, фактически обозвав его попрошайкой.
В рассказе часто используются и другие архаизмы: «картуз», «баталия», «пожухли», «нашкодил», «треух», «яр», «осокори» и другие. Они придают произведению особый колорит, приближают его к народным сказочным мотивам.
Грех и покаяние
За скверные поступки нужно нести ответственность. Об этом говорит в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб», герои которого сумели победить стужу, свидетельствует, что справились они и с холодом, царившим в душе маленького мальчика. Сначала Филька просто испугался, но не осознал глубину своей вины. Бабушка мальчика наверняка догадалась о произошедшем, но не стала его ругать, а рассказала ему поучительную сказку, ведь ребенок должен был сам осознать свой промах. Панкрат преподал Фильке еще один урок — заставил его самостоятельно придумать выход из сложившейся ситуации. Только искренним покаянием и тяжелым трудом мальчик сумел завоевать прощение высших сил. Добро вновь победило зло, а оттаявшая душа ребенка согрела своим теплом краюху свежего хлеба.
Заключение
Мировая литература знает немало историй с увлекательным сюжетом и поучительным концом. Одну из них придумал Паустовский («Теплый хлеб»). Отзывы об этом произведении свидетельствуют о том, что Константину Георгиевичу удалось тронуть сердца своих маленьких читателей и донести до них важные понятия о милосердии, любви к ближнему и ответственности. В доступной форме писатель описал последствия, к которым могут привести необдуманные действия и обидные слова. Ведь главный герой рассказа никому не хотел причинить вреда, однако совершил серьезный промах. В самом конце повествования говорится о том, что Филька — мальчик не злой, и искренне раскаивается в своем поступке. А умение признавать свои ошибки и нести за них ответственность — одно из самых важных человеческих качеств.
Год написания:
1954
Жанр:
рассказ
Главные герои:
Филька
, раненый конь, мельник
Сюжет
В деревне жил раненый конь, которого сообща кормили, кто чем мог. Однажды конь подошел к дому, где жил мальчик Филька со своей бабушкой. Мальчик был нелюдимый и никому не верил, и ни с кем не дружил. Филька обозвал коня побирушкой и грубо бросил в сторону корку хлеба со словами:
«Иди и ищи в снегу!»
После этого в деревне начались страшные события: сильный мороз сковал реку льдом, мельница остановилась, всем людям угрожала голодная смерть. Тогда Филька обратился за помощью к мельнику — мудрому и много знающему человеку. Мельник не отказался помочь и всем селом люди взялись за дело. Поле того, как запустили мельнику и намололи муки, Филька с большой буханкой свежевыпеченного хлеба отправился к коню просить прощения.
Вывод (мое мнение)
У всех народов во все времена было почтительное уважение к хлебу. Недаром и сегодня говорят, что нельзя никогда бросить хлеб на пол или на землю. А кроме того, основой человеческих взаимоотношений являются соборность и взаимовыручка, милосердие и доброта. Своим рассказом автор говорит, что совместными усилиями люди смогут всего добиться.
Шли кавалеристы через Бережки. Ранил снаряд вороного коня в ногу. Принял решение командир оставить коня в деревне, а сам с отрядом ушёл.
Панкрат, неприветливый и считавшийся колдуном, работал на мельнице, он и взял раненого, вылечил и оставил у себя. Конь работал на нового хозяина.
Но нечем было кормить помощника, и конь ходил по деревне и просил еду. Никто не отказывал бедному животному, каждый подкармливал, чем мог.
Там же жил мальчик Филька, жил с бабкой, прозвище имел «Ну Тебя». Мальчик никому не доверял и был необщительным.
Среди зимы Панкрату удалось запустить мельницу. Это было вовремя, так как в каждом дворе пора было молоть зерно.
Конь подошёл к дому Фильки. Мальчик ел хлеб, а животное стояло за калиткой и тянулся к еде. Филька рассердился и, ударив по тёплым лошадиным губам, бросил хлеб в снег. Конь заржал, словно заплакал. А снег так начал мести, что бил по глазам, не давал зайти в дом. Мальчишка забежал в избу, а метель безумствовала, только к концу дня утихла. Внезапный мороз оставил людей без воды, а значит и без хлеба. Филька не на шутку испугался. Бабка вспомнила рассказы прадедов о таком же морозе в прошлом веке, который начался от человеческой злости.
И рассказала бабка следующее: старый солдат был голоден, хозяин одного дома бросил ему как собаке чёрствую корку. А солдат был и этому рад, да был он с деревянной ногой, нагибаться ему трудно. Обидел мужик служивого, свистнул солдат. Вот мороз и пал на деревню, а мужика смерть настигла, умер он от того, что сердце у него захолодело.
Филька узнал от бабки, что Панкрат знает, что надо делать. Ночью мальчик отправился к мельнику. Бежать было тяжело, мороз сильно мешал, но мальчишка добрался до нужной ему избы. Первым на стук в дверь откликнулся ржанием конь, затем Панкрат быстро затащил и усадил к печке Фильку, он и рассказал всё как на духу про то, какой злой поступок совершил.
Поручил мельник провинившемуся придумать за час с четвертью план, как стужу победить. Придумал мальчишка всем ребячьим миром лёд долбить, чтобы воду на мельничное колесо пустить, муку хозяйкам добыть. Мужики тоже согласились помочь, работать начали с восходом солнца. Работа дружно закипела, и вдруг ветер стал дуть теплее, наступала весна. К вечеру мельница заработала. Радовались тёплой муке всем миром, заводили тесто, пекли хлеб. С утра Филька уже был на мельнице, пришёл он не один. Сам нёс свежий хлеб, а мальчонка помоложе, принёс солонку с солью. Это Филька пришёл с конём мириться. Конь вышел из сарая, к протянутому свежему хлебу даже не потянулся, попятился. Заплакал мальчик, а Панкрат поспешил уговорить коня, объясняя ему, что Филька не злой.
Конь поверил хозяину и взял тёплыми губами угощение. А когда всё съел, в знак благодарности положил свою лошадиную голову на филькино плечо, закрыв глаза.
5 класс. Краткое содержание для читательского дневника. Возьмите 7-8 предложений
Читательский дневник.