Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Биография евгения шварца для детей краткое содержание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Краткая биография Евгения Шварца, начинается 9 октября 1896 года, когда он появился на свет в семье врачей в Казани. Детство и молодость прошло в нескончаемых переездах, пока семья окончательно не осела в Майкопе. В 1914 году он поступает в Московский университет на факультет юрисдикции. Но вскоре понял, что это вовсе не его путь – юношу манили литература и театр.
Одним из выдающихся советских драматургов и авторов, в творческих кругах является Евгений Шварц. Своей деятельностью Евгений Львович сделал большой вклад в развитие литературы. Им было создано множество пьес и рассказов. Будущий талант был рожден в Казане 9 октября 1896 года. Эти места он особо не помнил, так как его семье приходилось часто переезжать. Полжизни Евгения прошли в переездах. Это было связано с тем, что в то время его отца власти считали революционным деятелем, подозревая его в различных агитациях, всячески подвергая гонениям. Политические взгляды отца мало отразились на тогда еще маленьком Евгении. Несмотря на то, что отец был из еврейской семьи, ребенок был крещен православным, он даже считал себя полностью русским человеком. Детство Евгения Львовича припало на жизнь в Майкопе. Именно эти места он вспоминал с очень большим трепетом.
Поступив на юриста в Московский университет, Евгений учится там не долго. Через время, будущий драматург осознает, что хочет заниматься другим делом, но это не работа юристом. Шварц кардинально меняет все в жизни, отдавая предпочтение литературной деятельности. В 1917 году осенью, юношу призывают в армию, для прохождения службы. В этот период его направляют в Москву, в военное училище. После октябрьского переворота, Шварц решается пойти в добровольческий отряд. В один из штурмов города, Евгения сильно контузило, после чего травмированного юношу отправили домой. Полученная травма сильно сказалась на его здоровье. У него начались проблемы с руками.
По возвращению домой снова отправляется учиться, и поступает в институт Ростова. По окончанию обучения Евгений устраивается на работу в «Театральную мастерскую» где знакомится с Николаем Олейниковым, ставшим ему лучшим другом по жизни. Шварц выступает на сцене, критики воспринимают его творчество хорошо, ведь он наделен талантом. После 1921 года Евгений Шварц решается отказаться от выступлений и переходит на работу секретарем к Корнею Чуковскому. Он помогает писателю во многих его вопросах, касающихся литературы. Прошло время и Евгений переезжает в Донецк, где занимается журналистской работой. По возвращению в Ленинград ему предлагают работу в издательстве. В это время он много работает, пишет рассказы и стихотворения разным журналам. В 1929 году создает свою пьесу «Ундервуд», которую ставят в Ленинградском театре.
Уже в 1934 году пишет произведение с сатирическим уклоном «Похождения Гогенштауфена». В 1940 году автор создает драму «Тень», но так как это была открытая политическая сатира, ее исполняли не долго. Снятие со сцены данной пьесы помогло Шварцу найти себя в реалистических произведениях на современные темы. Можно сказать, что почти все произведения Шварца были словно обречены на короткое существование на сцене. Лишь только когда скончался Сталин, дела Шварца немного наладились. Его работами заинтересовалась Ольга Берггольц, женщина сильно ценила самого Евгения, и его работы в целом. Позже в свет выходит первый сборник пьес Евгения Львовича. Это была своего рода победа над недругами.
Конечно же, драматург не обходил стороной сказочные рассказы. Он много писал для маленьких читателей. Его можно смело назвать советским сказочником. Шварц излагал известные сказки классиков с большой чувствительностью и добротой. Он написал множество пьесы, создал различные драматические и кукольные постановки. Не стало Шварца в январе 1958 года. Его похоронили в Ленинграде на Богословском кладбище. Немного времени спустя о творческом пути Шварца сняли несколько фильмов.
Евгений Шварц появился на свет в октябре 1896 года в Казани.
После гимназии учился в Московском университете на юридическом факультете.
Впервые напечатался в 1923 году; сотрудничал с детскими журналами.
С 1926 года Евгений Львович начинает вести дневники.
В конце 20–30-х годов он работает заведующим детской редакции, готовит радиопередачи.
А также некоторое время он числится секретарём Чуковского.
В 1929–1930 годах писатель выпускает свои первые пьесы.
Для них он использует сюжеты народных сказок, а также сказок Андерсена.
Шварц тесно сотрудничает с театром Комедии, что сыграло весомую роль в его творчестве.
В военные и послевоенные годы Евгений Львович создаёт ряд пьес, которые вошли в мировую литературу.
По его сценариям даже снимались фильмы.
15 января 1959 года Шварца не стало.
Шварц – мой любимый сказочник! Он решительно отказался от профессии юриста, и посвятил жизнь творчеству.
Театральное искусство и литература – то, что приносило удовольствие Евгению Львовичу.
На страницах его книг мы знакомимся с забавными героями, нашими сверстниками.
Нам знакомы их чувства, эмоции, и всё происходящее мы переживаем вместе с ними.
Хочу отметить, что Шварц пишет очень поучительные произведения.
Они помогают не допустить многих ошибок, учат быть честным, добрым и трудолюбивым.
Поэтому я обязательно познакомлюсь со всем творчеством писателя.
И советую это своим друзьям.
Ведь Евгений Шварц – мой любимый писатель!
Краткая биография Евгения Шварца самое главное для детей 4 класса
Будущий писатель родился в Казани в 21 октября 1896 года в семье православного еврея Льва Борисовича Шварца и Марии Федоровны Щелковой, они оба были медицинскими работниками. Лев Борисович закончил Казанский медицинский университет, в котором он и познакомился со своей будущей женой Марией Федоровной, посещавшей в то время акушерские курсы. В 1895 году они поженились. В этом же году Лев Борисович стал православным христианином в Казанской Михайло-Архангельской церкви.
Хоть и был Лев Шварц из числа «неблагонадежных» студентов, однако он хорошо закончил учебу в университете и в 1898 г. уехал в город Дмитров. И в этом же году он был арестован за подозрение в антиправительственной пропаганде. Его семья была выслана в Армавир, потом Ахтырь и Майкоп. Однако это был не единственный эпизод разбирательств с представителями власти, еще будут аресты и ссылки.
Но на его маленьком сыне события, связанные с политическими пристастиями отца, почти не отразятся. Евгения тоже крестили в православной церкви, и поэтому он всегда считал себя к русским. Православие для него было равно принадлежности к русской национальности, и он никак себя от нее не отделял.
Писатель с детства отличался остроумием и фантазией. Многочисленные фото Шварца Евгения Львовича показывают нам солидное и серьезное выражение лица, но почти всегда с очень милой и по-детски наивной улыбкой.
Один из его современников вспоминал, что в те времена, когда писатель работал в журналах «Чиж» и «Еж», помещение шестого этажа Госиздата на Невском 28 ежедневно сотрясалось от хохота. Это Шварц и Олейников веселили коллег своими шутками. Им нужна была аудитория, и они ее нашли.
Первая книга стихов для детей знаменитого писателя вышла в 1925 г. — «Рассказ старой скрипки». Затем были изданы пьесы «Клад», «Приключения Гогенштауфена», переложения и переделки сюжетов Перро и Андерсена: «Голый король», «Свинопас» (1934), «Красная шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940), «Обыкновенное чудо» (1954).
Евгений Шварц родился в 1896 году в Казани в семье врача. Его детство прошло в многочисленных переездах, что было связано с работой отца. В 1914 году будущий знаменитый писатель поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в это время он сильно увлекся театром, что и предопределило его дальнейшую судьбу. В годы Первой мировой войны он служил в армии, был произведен в прапорщики.
После февральской революции Евгений Шварц поступил в Добровольческую армию, принимал участие в боевых действиях белого движения. После демобилизации стал работать в театральной мастерской.
- Шварц обожал пешие прогулки и проходил в день минимум пять километров. Именно во время таких прогулок ему в голову приходили сюжеты новых произведений.
- Евгений Шварц более десяти лет купался практически в любую погоду — и осенью, и весной, и даже зимой. Он утверждал, что такие водные процедуры помогают сохранить здоровье и являются лучшей профилактикой от всех болезней.
- Шварц всегда говорил, что во время Гражданской войны служил в продотряде Красной армии, но на самом деле он был в белой Добровольческой армии и даже участвовал в «Ледяном походе». Как его участник, был награжден медалью.
- Тремор рук, мучивший писателя — последствия жесточайшей контузии, полученной Шварцем как раз во время «Ледяного похода».
- Писатель был завсегдатаем букинистических магазинов
- Шварц отличался фантастической работоспособностью и мог писать с утра до ночи. В молодости на создание пьесы у него могло уйти 2-3 недели.
Краткая биография Евгения Шварца
В 1921 году будущий драматург переехал в Петроград, где начал играть на сцене. Тогда же он зарекомендовал себя как прекрасный импровизатор и рассказчик. Его литературный дебют состоялся в 1924 году, когда вышло детское произведение «Рассказ старой балалайки». Через год Евгений Шварц уже был постоянным сотрудником и автором двух известных детских журналов. 1920-е годы были весьма плодотворны в его карьере: он сочинил несколько произведений для детей, которые вышли отдельными изданиями. 1929 год был знаковым в его биографии: ленинградский театр поставил на своей сцене пьесу автора «Ундервуд».
Будущий мастер словесности появился на свет 21 октября 1896 года в семье Льва Борисовича и Марии Федоровны Шварцев, известных в то время медиков. Когда Евгению исполнилось 7 лет, семья постоянно меняла место проживания. Профессия врача заносила Шварцев по самым разным регионам: Краснодар, Дмитров, Рязанская область, Майкоп… Поначалу Евгений Львович задумывался о карьере адвоката, и в 1914 году он поступил в Московского народный университет имени А. Л. Шанявского (юридический факультет) , откуда спустя два года перевелся в Московский университет имени М. Ломоносова. Не доучившись, он был отправлен на воинскую службу, которая проходила в Царицыне и Москве. С начала Гражданской войны воевал на стороне белых сил, участвовал в Первом кубанском проходе, получил сильное ранение, последствия которого (дрожание конечностей) остались на всю оставшуюся жизнь.
С атмосферой театра и литературы Евгений Львович познакомился в 1921 году. В качестве актера второго плана он успех побывать на многих театральных подмостках Петрограда. Считая себя бесперспективным артистом, Шварц устраивается в секретариат у Корнея Чуковского. Тот сразу замечает литературное дарование Евгения Львовича. По совету мастистого писателя Евгений Львович пробует себя в качестве автора детских рассказов, которые сразу принесли славу (например, «Рассказ старой балалайки». Впервые они были опубликованы в альманахе «Воробей» (1924 год)
С 1925 года Шварц находится в зените писательского успеха. Он становится постоянным автором всесоюзных журналов «Чиж» и «Еж», его пьесы и сценки активно ставят в столичных театрах юного зрителя. Работу Евгения Львовича высоко оценивал знаменитый кукольник Сергей Образцов. По его сценариям снимают множество кинолент («Доктор Айболит», «Золушка», «Дон Кихот»). Особую популярность приобретает сказка «Обыкновенное чудо». История Волшебника и Медведя приобрела большое признание простых читателей и режиссеров (экранизации: Э. Гарин, 1964 год; М. Захаров, 1978 год.) В годы Великой Отечественной войны Евгений Львович переезжает в Киров, где работает над пьесами «Далекий край» и «Одна ночь», посвященными этому тяжелому для страны времени. Евгения Львовича не стало 15 января 1958 года. Его похоронили на Богословском кладбище Санкт – Петербурга. Но его произведения до сих пор помнят и ценят в самых разных уголках страны.
Писатель работал много и плодотворно. Он не только сочинял литературные произведения, но и писал либретто к балетам, придумывал смешные подписи к рисункам, делал сатирические обзоры, репризы для цирка. Еще одной характерной чертой его творчества было то, что он часто брал за основу своих уже знакомые классические истории. Так, Шварц написал сценарий для культового кино «Золушка», который вышел на экраны в 1946 году. Старая сказка под пером автора заиграла новыми красками.
Например, Евгений Шварц тщательно прописал тех персонажей, которые в оригинальном произведении оставались обезличенными. Принц стал озорным и смешливым молодым человеком, король забавлял зрителей своими остроумными репликами и милым простодушием, мачеха оказалась не столько злобной, сколько хвастливой и честолюбивой женщиной. Фигура отца героини также приобрела реальные черты заботливого и любящего родителя, в то время как обычно его образ оставался неясным. Итак, писатель мог вдохнуть новую жизнь в старые произведения.
Известный русско-советский писатель, драматург и поэт Евгений Львович Шварц родился в Казани 9 октября 1896 года. Когда мальчику было всего два года, его семья переехала сначала в Дмитров, а затем в Майкоп.
В 1913 году Шварц окончил в этом городе реальное училище. Уже через год он перебрался в Москву, где стал обучаться юриспруденции.
В 1916 году будущего писателя призвали в армию. Лишь спустя два года Шварцу удалось вернуться к мирной жизни, поступить в университет в Ростове-на-Дону и устроиться на работу в театральную мастерскую.
В 1921 году Шварц вместе с театральной труппой переехал в Петроград. Здесь началась его активная литературная деятельность.
Первые стихи Шварц опубликовал в газете «Всероссийская кочегарка», выпускаемой в городе Бахмуте. После вышло его первое детское произведение — «Рассказ старой балалайки» (1924).
В это же время Шварц стал сотрудником таких детских журналов, как «Чиж» и «Ёж». Он также выпустил несколько сборников рассказов.
В 1929 году впервые на сцене Ленинградского ТЮЗа была поставлена пьеса Шварца «Унедрвуд». Далее писатель, получив признание, продолжил активно работать над созданием самого разного рода произведений и киносценариев.
Во время Блокады Шварц отказался эвакуироваться и продолжил свою работу в Ленинграде, но все же потом писателя уговорили уехать в Киров. Там Шварцем были созданы такие пьесы, как «Одна ночь» и «Далекий край».
Затем Шварц переехал в Душанбе, где написал пьесу «Обыкновенное чудо». После снятия блокады он вернулся в Ленинград. Там прошли последние годы жизни писателя. Умер Шварц 15 января 1958 года.
см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов
Будущий писатель родился в Казани в 21 октября 1896 года в семье православного еврея Льва Борисовича Шварца и Марии Федоровны Щелковой, они оба были медицинскими работниками. Лев Борисович закончил Казанский медицинский университет, в котором он и познакомился со своей будущей женой Марией Федоровной, посещавшей в то время акушерские курсы. В 1895 году они поженились. В этом же году Лев Борисович стал православным христианином в Казанской Михайло-Архангельской церкви.
Вскоре у них и родился маленький Шварц Евгений Львович. Биография дальше указывает на то, что его семья переехала из Казани в Армавир.
Хоть и был Лев Шварц из числа «неблагонадежных» студентов, однако он хорошо закончил учебу в университете и в 1898 г. уехал в город Дмитров. И в этом же году он был арестован за подозрение в антиправительственной пропаганде. Его семья была выслана в Армавир, потом Ахтырь и Майкоп. Однако это был не единственный эпизод разбирательств с представителями власти, еще будут аресты и ссылки.
Но на его маленьком сыне события, связанные с политическими пристастиями отца, почти не отразятся. Евгения тоже крестили в православной церкви, и поэтому он всегда считал себя к русским. Православие для него было равно принадлежности к русской национальности, и он никак себя от нее не отделял.
Когда в 1917 году Шварц пошел на военную службу, тут же случилась революция, и Евгений попал в добровольческую армию. В битве за Екатеринодар он получил сильную контузию, и его демобилизовали. Это ранение не прошло для писателя бесследно, потом всю жизнь его сопровождал тремор рук.
После демобилизации Шварц Евгений Львович (краткая биография которого предоставлена вашему вниманию) не на миг не забывает о своей мечте. Он становится студентом Ростовского университета. Работая в «Театральной мастерской», он знакомится с Николаем Олейниковым, который чуть позже станет его лучшим другом и соавтором.
В 1921 году Шварц Евгений Львович со своим театром, в котором он работал, приехал в Петроград на гастроли. Критики отмечали его великолепные актерские задатки. Но и это он решил оставить и стал секретарем у детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, которому он помогал в многочисленных литературных вопросах.
А дальше, в 1923-1924 гг., Шварц Евгений Львович работал над фельетонами для печатных изданий города Донецка под псевдонимом Дед Сарай.
После, в 1924 году, он опять вернулся в Ленинград, в редакцию Госиздата, где помогал молодым авторам найти свои пути в писательском искустве. Шварц также учавствовал в создании детских юмористических журналов «Еж» и «Чиж». Писал туда стихи и рассказы, общался с группами ОБЭРИУ.
Евгений Шварц: биография и творчество писателя
Писать самостоятельно Шварц начинает только через два года. Под псевдонимом Дед Сарай публикует фельетоны во «Всероссийской кочегарке». Летом того же года издательство отправляет его в Бахмут, чтобы пройти стажировку в издательстве литературного приложения к «Кочегарке» — газеты «Забой».
Вернувшись в Петроград, Евгений пишет и издает свое первое детское произведение «Рассказ старой балалайки» (июльский номер альманаха «Воробей» за 1924 год). Этот рассказ замечает Самуил Маршак и в 1924 году приглашает писателя на работу в детское отделение «Госиздата» в качестве редактора. Писатели, которым довелось сотрудничать со Шварцем в это время, лестно отзывались об этом опыте, утверждая, что Евгений Львович делал важные замечания и давал ценные советы.
Первой работой, которая принесла Евгению Шварцу успех, стала пьеса «Ундервуд», написанная в 1929 г. В 1934 г., подвергшись уговорам Н. Акимова, он создал первую сатирическую пьесу «Похождение Гогенштауфена».
В 1940 году была написана драма «Тень», которая представляла собой политическую сатиру, но она недолго пробыла на сцене — ее просто убрали из репертуара. Во время этого спектакля хохот стоял неимоверный, но потом в головах зрителей были горькие раздумья.
После этого Евгений Шварц работал над несколькими реалистичными, на современные темы, произведениями. В годы Второй мировой в эвакуации он проживал в Кирове и Сталинабаде. Там он создавал свой шедевр «Дракон», который попал в классификацию вредной сказки и, как и другие драматические работы, не имел долгого века на сцене.
После ряда таких провалов драматург шутил с друзьями, что, может быть, ему написать пьесу об Иване Грозном и назвать ее «Дядя Ваня»?
Только после смерти Сталина благодаря усилиям Ольги Берггольц, которая высоко ценила творчество Шварца, свет увидел его первый сборник произведений.
Писатель с детства отличался остроумием и фантазией. Многочисленные фото Шварца Евгения Львовича показывают нам солидное и серьезное выражение лица, но почти всегда с очень милой и по-детски наивной улыбкой.
Один из его современников вспоминал, что в те времена, когда писатель работал в журналах «Чиж» и «Еж», помещение шестого этажа Госиздата на Невском 28 ежедневно сотрясалось от хохота. Это Шварц и Олейников веселили коллег своими шутками. Им нужна была аудитория, и они ее нашли.
Первая книга стихов для детей знаменитого писателя вышла в 1925 г. — «Рассказ старой скрипки». Затем были изданы пьесы «Клад», «Приключения Гогенштауфена», переложения и переделки сюжетов Перро и Андерсена: «Голый король», «Свинопас» (1934), «Красная шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940), «Обыкновенное чудо» (1954).
Биография Евгения Шварца — это история о талантливом человеке и гуманисте. Знаменитый писатель Евгений Шварц известен не только своими сказками и пьесами, но прекрасными изложениями сказок мировых классиков. Евгений Львович прожил не очень длинную, но яркую, насыщенную и очень интересную жизнь. В ней было многое: война и любовь, опасности и триумфы, сложности и удачи. Его произведения по праву принадлежат к классике советской литературы.
Евгений Шварц, биография, новости, фото
Хоть и был Лев Шварц из числа «неблагонадежных» студентов, однако он хорошо закончил учебу в университете и в 1898 г. уехал в город Дмитров. И в этом же году он был арестован за подозрение в антиправительственной пропаганде. Его семья была выслана в Армавир, потом Ахтырь и Майкоп. Однако это был не единственный эпизод разбирательств с представителями власти, еще будут аресты и ссылки.
Но на его маленьком сыне события, связанные с политическими пристастиями отца, почти не отразятся. Евгения тоже крестили в православной церкви, и поэтому он всегда считал себя к русским. Православие для него было равно принадлежности к русской национальности, и он никак себя от нее не отделял.
После Гражданской войны Шварц поступил в Ростовский университет. В то же время, он познакомился со своим будущим соавтором Николаем Олейниковым и начал работать в театральной студии. Поначалу он даже выходил на сцену в нескольких спектаклях, но потом понял, что его призвание — быть писателем.
Но воплотить свою мечту удалось не сразу. Поначалу Шварц оставался в театре в качестве актера и режиссера, а оказавшись в Петрограде, стал секретарем у Корнея Чуковского. Именно в Петрограде Шварц начал писать фельетоны и рассказы, а также стал автором детских журналов «Чиж» и «Еж».
В 1921 году Шварц Евгений Львович со своим театром, в котором он работал, приехал в Петроград на гастроли. Критики отмечали его великолепные актерские задатки. Но и это он решил оставить и стал секретарем у детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, которому он помогал в многочисленных литературных вопросах.
А дальше, в 1923-1924 гг., Шварц Евгений Львович работал над фельетонами для печатных изданий города Донецка под псевдонимом Дед Сарай.
После, в 1924 году, он опять вернулся в Ленинград, в редакцию Госиздата, где помогал молодым авторам найти свои пути в писательском искустве. Шварц также учавствовал в создании детских юмористических журналов «Еж» и «Чиж». Писал туда стихи и рассказы, общался с группами ОБЭРИУ.
Во время Великой Отечественной войны Шварц много и напряженно работал. Сначала Евгений Львович оставался в блокадном Ленинграде и категорически отказывался эвакуироваться. Потом его все-таки уговорили, и он оказался в Кирове, где трудился завлитом местного драматического театра. Затем его отправили в Душанбе, где Шварц и пробыл до окончания войны.
Как вспоминал сам писатель, главным произведением тех лет он считает пьесу «Дракон». В ней он высмеивал гитлеровскую Германию, а в 1988 году режиссер Марк Захаров снял по пьесе фильм «Убить дракона».
С наступлением настоящей свободы его пьесы сказки начали ставить за границей — в Германии, Израиле, США, Польше, Чехословакии и т.д. Наш современник режиссер Марк Захаров создал великолепный фильм «Обыкновенное чудо».
Зрители и читатели не устают восторгаться смелым полетом мысли писателя и его раскованностью, а когда-то это был «эзопов язык». Шварц восторгался и даже завидовал Пикассо, который был независим во взглядах, внутренне свободен и поэтому творил все, что хотел.
После смерти мэтра была издана его «Телефонная книга», где он записывал свои воспоминания о людях в алфавитном порядке. Эти мемуары необыкновенно интересны, ведь в них запечатлена эпоха 20-50-х, это его «вытоптанное поле» жизни.
В них Шварц не выступает как всепрощающий добряк, в своих воспоминаниях он предельно искренен и свободен. Здесь чувствуется некая беспощадность и изощренность, колкости и насмешки сыплются одна за другой. Его главным принципом было — смотреть фактам прямо в лицо и не уходить от них.
Шварц Евгений Львович: биография и творчество советского драматурга
Евгений Львович Шварц родился 09 (21-го по новому стилю) октября 1896 г. в Казани. Его отец, Лев Борисович, был студентом-медиком, приехал в Казань из Екатеринодара (ныне – Краснодар). Мать, Мария Фёдоровна Шелкова, приехала из Рязани и училась на акушерских курсах. Молодые люди поженились в 1895 г. Еврей по происхождению, Лев Шварц, перед свадьбой принял православие.
- В 1914 г. Евгений поступил в Московский университет на юридический факультет, но проучился там недолго. Деньги, которые дали ему родители, юноша истратил на походы в театр, оперу и цирк. Когда средства кончились, студент вынужден был вернуться в Майкоп.
- В 1916 г. Шварца призвали в армию. Сначала он служит рядовым в царицынском (волгоградском) запасном батальоне. Затем его переводят и зачисляют в московское военное училище в звании юнкера. А в октябре 1917 г. Евгений получает звание прапорщика. Семья Шварца в это время перебирается в Екатеринодар.
- Во время Гражданской войны, в 1918 г., Евгений вступил в ряды Добровольческой армии. Он принял участие в Первом Кубанском («Ледяном») походе и его кульминационном сражении с красными войсками за Екатеринодар. В этом бою Шварц был контужен и, вследствие этого, всю жизнь страдал тремором рук. После контузии Евгений был демобилизован.
- В 1919 г. в Ростове-на-Дону молодой человек поступает в университет. Параллельно он работает в «Театральной мастерской», играет в спектаклях под руководством молодого режиссёра-экспериментатора Павла Вейсбрёма.
- В 1920 г. Шварц был зачислен в политотдел Кавказского фронта РККА как актёр и театральный инструктор.
- В 1921 г. вместе с театральной труппой Вейсбрёма Евгений переезжает в Петроград. Там он продолжает играть эпизодические роли в спектаклях, а также начинает писать статьи для газет.
- В январе 1922 г. труппа представила спектакль «Гондла» по пьесе уже расстрелянного на тот момент Николая Гумилёва. Весной этого же года «Театральная мастерская» прекратила свою деятельность.
- Шварц с женой подрабатывают в маленьких театрах. Некоторое время Евгений работает в книжном магазине, а затем – личным секретарём у писателя Корнея Чуковского.
- Также в эти годы, познакомившись с группой писателей «Серапионовы братья», Шварц пробует писать фельетоны, стихотворные сатирические обозрения и публикует их под различными псевдонимами.
- Летом 1923 г. Евгения Шварца и его друга Михаила Слонимского пригласили в город Бахмут в Донецкой области для работы в газете «Всероссийская кочегарка». Там Евгений начал сочинять небольшие рассказы на основе писем читателей. Также он занимался издательством приложения к «Кочегарке» – газеты «Забой».
- По возвращении в Петроград в 1924 г. Шварц публикует первое своё детское произведение под названием «Рассказ старой балалайки». О нём положительно отзывается С. Я. Маршак.
- С 1924 по 1925 г. писатель работает ответственным секретарём в журнале «Ленинград». Затем переходит в детское издательство «Радуга», где работает до 1928 г.
- В 1925 г. Маршак приглашает молодого писателя в «Госиздат» для работы редактором в детском отделе.
- В это же время Евгений сближается с литературной общиной ОБЭРИУ, которая сотрудничает с детскими журналами «Чиж» и «Ёж». Для них Шварц начинает писать рассказы, сказки, стихи, придумывает смешные подписи для картинок.
- В сентябре 1929 г. в ленинградском ТЮЗе была поставлена первая пьеса драматурга – «Ундервуд».
- В 1931 г. Евгений Шварц пишет сценарий для фильма «Товарный 717».
- В 30-е гг. писатель очень много и плодотворно работает, из-под его пера выходят пьесы, повести, рассказы, стихи, сценарии и пр. Он становится популярным. В 1934 г. Евгения Львовича принимают в Союз писателей СССР.
- В 1940 г. в ленинградском театре комедии вышла новая шварцовская пьеса «Тень». Она была запрещена сразу после премьеры.
- Во время Великой Отечественной войны Шварц пытается записаться добровольцем на фронт, но из-за тремора рук его не берут. В блокадном Ленинграде писатель работает в радиоцентре и в театре.
- В декабре 1941 г. писателя с женой эвакуируют из Ленинграда в Киров. Там он работает в местном драматическом театре.
- В 1943 г. вслед за эвакуированным Ленинградским театром комедии уезжает в Душанбе и становится завлитом театра. Там писатель работает над философской пьесой «Дракон», премьера которой состоялась в 1944 г. в Москве. После премьеры пьесу запретили.
- В 1947 г. по сценарию Шварца был снят художественный фильм-сказка «Золушка». Главную роль в нём сыграла актриса Янина Жеймо.
- В 1954 г. Шварц завершил работу над пьесой «Обыкновенное чудо», премьера которой состоялась спустя 2 года.
- В последние годы писатель пережил несколько инфарктов, почти не работал. Умер Евгений Львович Шварц 15.01.1958 в возрасте 61 года.
В 1919 г. Евгений познакомился со своей будущей женой – актрисой ростовской «Театральной мастерской» Гаянэ Халайджиевой (сценический псевдоним – Холодова). Молодые люди поженились в 1920 г. А в 1929 г. у супругов родилась единственная дочь Наташа.
Сегодня актуальна проблема выбора молодыми людьми своей будущей профессии. Зачастую из-за отсутствия планов на будущее, талантов, увлечений или из-за незнания предрасположенности, выпускники школ поступают в ближайший вуз, вуз, в который отправляют родители, или в тот же вуз, в который идут их друзья. Чтобы после 5 лет просиживания штанов на парах пойти работать не по специальности.
Краткая биография: Шварц Евгений Львович
В 1921 году будущий драматург переехал в Петроград, где начал играть на сцене. Тогда же он зарекомендовал себя как прекрасный импровизатор и рассказчик. Его литературный дебют состоялся в 1924 году, когда вышло детское произведение «Рассказ старой балалайки». Через год Евгений Шварц уже был постоянным сотрудником и автором двух известных детских журналов. 1920-е годы были весьма плодотворны в его карьере: он сочинил несколько произведений для детей, которые вышли отдельными изданиями. 1929 год был знаковым в его биографии: ленинградский театр поставил на своей сцене пьесу автора «Ундервуд».
Евгений Львович Шварц: основные вехи творчества.
Статья расскажет о жизни знаменитого драматурга, литература, писателя, автора сценариев к любимым советским кинолентам Евгения Львовича Шварца.
Будущий мастер словесности появился на свет 21октября1896
года в семье Льва Борисовича и Марии Федоровны Шварцев, известных в то время медиков. Когда Евгению исполнилось
7
лет, семья постоянно меняла место проживания. Профессия врача заносила Шварцев по самым разным регионам: Краснодар, Дмитров, Рязанская область, Майкоп… Поначалу Евгений Львович задумывался о карьере адвоката, и в
1914
году он поступил в Московского народный университет имени А. Л. Шанявского (юридический факультет) , откуда спустя два года перевелся в Московский университет имени М. Ломоносова. Не доучившись, он был отправлен на воинскую службу, которая проходила в Царицыне и Москве. С начала Гражданской войны воевал на стороне белых сил, участвовал в Первом кубанском проходе, получил сильное ранение, последствия которого (дрожание конечностей) остались на всю оставшуюся жизнь.
С атмосферой театра и литературы Евгений Львович познакомился в 1921
году. В качестве актера второго плана он успех побывать на многих театральных подмостках Петрограда. Считая себя бесперспективным артистом, Шварц устраивается в секретариат у Корнея Чуковского. Тот сразу замечает литературное дарование Евгения Львовича. По совету мастистого писателя Евгений Львович пробует себя в качестве автора детских рассказов, которые сразу принесли славу (например, «Рассказ старой балалайки». Впервые они были опубликованы в альманахе «Воробей» (1924 год)
С 1925
года Шварц находится в зените писательского успеха. Он становится постоянным автором всесоюзных журналов «Чиж» и «Еж», его пьесы и сценки активно ставят в столичных театрах юного зрителя. Работу Евгения Львовича высоко оценивал знаменитый кукольник Сергей Образцов. По его сценариям снимают множество кинолент («Доктор Айболит», «Золушка», «Дон Кихот»). Особую популярность приобретает сказка «Обыкновенное чудо». История Волшебника и Медведя приобрела большое признание простых читателей и режиссеров (экранизации: Э. Гарин,
1964
год; М. Захаров,
1978
год.) В годы Великой Отечественной войны Евгений Львович переезжает в Киров, где работает над пьесами «Далекий край» и «Одна ночь», посвященными этому тяжелому для страны времени. Евгения Львовича не стало
15января1958 года. Его похоронили на Богословском кладбище Санкт – Петербурга. Но его произведения до сих пор помнят и ценят в самых разных уголках страны.
Е.Шварц презентация по чтению по теме
Произведения Евгения Львовича Шварца поражают многообразием тематики. Во время войны он оставался в блокадном Ленинграде и отказывался уезжать из города. Впрочем, через некоторое время его все-таки вывезли, и он в Кирове написал несколько сочинений о войне, среди них – пьеса «Одна ночь», которая была посвящена защитникам города. Произведение «Далекий край» повествует об эвакуированных детях. Таким образом автор, как и многие его современники, сочинил ряд своих произведений про страшные дни военного времени.
Евгений Шварц родился в 1896 году в Казани в семье врача. Его детство прошло в многочисленных переездах, что было связано с работой отца. В 1914 году будущий знаменитый писатель поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в это время он сильно увлекся театром, что и предопределило его дальнейшую судьбу. В годы Первой мировой войны он служил в армии, был произведен в прапорщики.
Книги Евгения Шварца отличаются сложным интеллектуальным подтекстом, который скоро стал основным приемом автора. Некоторые его произведения иногда даже при всей своей видимой простоте сюжета оказывались сложными для понимания. Над своей, наверное, самой известной пьесой «Обыкновенное чудо» автор работал десять лет. Она вышла в 1954 году и вскоре была поставлена на сцене. В отличие от других его сказок, данное произведение не имеет конкретной исторической привязанности; в тексте присутствует только упоминание о том, что усадьба хозяина расположена в Карпатских горах. Персонажи пьесы получились весьма неоднозначными: король при всей своей жестокости безоглядно любит дочь, охотник, который вначале демонстрируется как комедийный герой, соглашается убить сотого медведя. Действующие лица постоянно рефлексируют и тщательно анализируют свои поступки с психологической точки зрения, что было совсем не характерно для традиционных сказок.
Евгений Шварц для детей создал почти все свои произведения. В этом ряду выделяется пьеса «Обыкновенное чудо», которая скорее предназначена для взрослого читателя. Критика, как правило, обходила постановки стороной. Некоторые авторы статей отмечали своеобразие пьесы, однако упрекали автора за то, что его герои не борются за свое счастье, а всецело полагаются на волю волшебника, что не совсем справедливо, так как Принцесса и Медведь, наоборот, по ходу повествования ведут себя самым неожиданным даже для самого Хозяина образом.
Биография Евгения Шварца неотделимо связана с его работой для театра, для которого он написал несколько известных пьес. Упомянутая в подзаголовке была создана в 1940 году. Она была сочинена специально для сценической постановки. Наряду с некоторыми другими произведениями драматурга отличается некоторой памфлетностью. Это весьма специфическая история, которая повествует о необычном происшествии, случившемся с ученым, который потерял свою тень. Через некоторое время последняя заняла его место и причинила ему много вреда.
Писатель работал много и плодотворно. Он не только сочинял литературные произведения, но и писал либретто к балетам, придумывал смешные подписи к рисункам, делал сатирические обзоры, репризы для цирка. Еще одной характерной чертой его творчества было то, что он часто брал за основу своих уже знакомые классические истории.
Так, Шварц написал сценарий для культового кино «Золушка», который вышел на экраны в 1946 году. Старая сказка под пером автора заиграла новыми красками.
Например, Евгений Шварц тщательно прописал тех персонажей, которые в оригинальном произведении оставались обезличенными. Принц стал озорным и смешливым молодым человеком, король забавлял зрителей своими остроумными репликами и милым простодушием, мачеха оказалась не столько злобной, сколько хвастливой и честолюбивой женщиной.
Фигура отца героини также приобрела реальные черты заботливого и любящего родителя, в то время как обычно его образ оставался неясным. Итак, писатель мог вдохнуть новую жизнь в старые произведения.
В 1921 году Шварц Евгений Львович со своим театром, в котором он работал, приехал в Петроград на гастроли. Критики отмечали его великолепные актерские задатки. Но и это он решил оставить и стал секретарем у детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, которому он помогал в многочисленных литературных вопросах.
А дальше, в 1923-1924 гг., Шварц Евгений Львович работал над фельетонами для печатных изданий города Донецка под псевдонимом Дед Сарай.
После, в 1924 году, он опять вернулся в Ленинград, в редакцию Госиздата, где помогал молодым авторам найти свои пути в писательском искустве. Шварц также учавствовал в создании детских юмористических журналов «Еж» и «Чиж». Писал туда стихи и рассказы, общался с группами ОБЭРИУ.
Спустя пару лет, в творческой биографии Шварца происходят перемены. Он решает попробовать себя в качестве писателя. Интересен факт, что первые произведения он публиковал под псевдонимом «Дед Сарай».
В 1924 г., в год смерти Владимира Ленина, Евгений Львович написал произведение «Рассказ старой балалайки». Когда его прочитал Самуил Маршак (см. интересные факты о Маршаке), он по достоинству оценил творчество начинающего писателя.
Вскоре Маршак пригласил Шварца работать редактором в детском издательстве «Госиздат».
Получив определенную популярность, прозаик продолжил писать новые произведения, которые позже начали печатать в разных журналах.
В 1928 г. из-под его пера выходит пьеса «Ундервуд», которая в скором времени начинает ставиться на сцене ТЮЗа.
В период биографии 1930- 1940 гг. Евгением Шварцем было написано множество рассказов, стихотворений и сценариев к фильмам.
Наиболее известными пьесами оказались «Принцесса и свинопас», «Клад» и «Голый король».
Евгений Львович Шварц родился 9 октября 1896 года в Казани.
Его отец, Лев Борисович, работал земским хирургом и был чистокровным евреем. Мать, Мария Федоровна, была акушеркой.
Кроме Евгения, у родителей Шварца родился мальчик Валентин.
Интересен факт, что еще перед женитьбой, отец будущего писателя принял православие.
В 1898 г. Льва Борисовича арестовали по подозрению в революционной агитации. В связи с этим семья Шварца начала подвергаться гонениям.
Они часто меняли место жительства и, в конечном счете, обосновались в Майкопе (столица Республики Адыгея), где прошло все детство Евгения.
Похожие записи:
О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.
Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.
Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.
Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.
Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.
Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.
Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.
Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.
Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.
Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.
Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.
Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».
Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.
Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.
Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.
Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.
Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:
«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»
Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.
Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.
Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».
В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.
Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.
Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.
Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:
«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».
Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:
«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».
Когда-то Бунин сказал о Чехове:
«До самой смерти росла его душа».
Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.
Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.
Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».
Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.
«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».
Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.
Афоризмы и цитаты Евгения Шварца
- Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
- Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
- Связи связями, но надо же и совесть иметь.
- Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
- Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
- Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
- Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
- Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
- Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.
«Сказка о потерянном времени» написана в 1940 году советским писателем Евгением Шварцем. Сюжет сказки рассказывает о четырёх школьниках, которые тратили своё время на пустяки, постоянно откладывая важные дела. Не став терпеть подобного отношения ко времени, на них насылают злые чары, превращающие жизнерадостных детей в стариков. Удастся ли школьникам снять заклятие и вернуть свою молодость? Об этом рассказывает Сказка о потерянном времени, краткое содержание которой не только вполне ёмко отражает суть, но и поможет ученикам начальной школы заполнить читательский дневник.
Персонажи
Кратчайшее содержание Сказки о потерянном времени описывает и ключевых персонажей, двигающих сюжет произведения вперёд:
- Петя Зубов. Петя – обычный третьеклассник. Он не хотел исправлять плохую успеваемость, за что и поплатился. Пав жертвой проклятия, протагонист понимает, что время – ценный ресурс, которым не стоит разбрасываться попусту.
- Маруся Поспелова. Школьница, проклятая за нерациональное распоряжение временным ресурсом.
- Вася Зайцев. Школьник, павший под заклинанием, превращающим его в старика.
- Надя Соколова. Школьница, оказавшаяся мишенью для страшного заклинания по резкому старению организма.
- Сергей Владимирович. Злой волшебник, намеревавшийся вернуть молодость за счёт других людей с помощью познаний в волшебстве.
- Ольга Капитоновна. Волшебница, возжелавшая отобрать юность у других людей.
- Пантелей Захарович. Злобный маг, применивший собственные широкие познания в заклинаниях, резко превращающих молодых парней и девушек в дряхлых стариков.
- Марфа Васильевна. Волшебница, использовавшая магические знания и навыки ради превращения весёлых детей в дряблых старцев, забирая их молодость.
Основной сюжет
Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» поможет проследить за основной линией сюжета.
Неприятности начинаются
Очередная четверть сложилась для Пети Зубова не самым удачным образом. Огромное количество троек и двоек говорили о критическом отставании школьника от остальных одноклассников. Однако тот постоянно говорил, что успеет закрыть пробелы в успеваемости. Регулярные опоздания тоже усугубляли положение Петра. Однако и исправление этого недуга юнец оставлял на «потом».
Мальчик настолько сильно погряз в ожидании лучших времён, что не заметил важного изменения в своём организме – резкого старения. Из-за этого троечник не может попасть в школу, так как вахтёрша не узнаёт его. Не признаёт в старике сына и мама главного героя. Пролить свет на происходящее юноше помогло зеркало. В отражении третьеклассник увидел старого человека.
Дедушка Петя
Происходящее ужаснуло главного героя. Настолько, что резко постаревший мальчик просто шёл, не разбирая дороги. За время пути Петруша смотрел только вперёд и даже не заметил, как вышел за пределы города и оказался в лесу. Через несколько шагов старичок добрался до таинственного поселения. Тогда юнца мало волновало, что здесь кто-то может жить. Добравшись до находящегося рядом стога сена, он лёг, заплакал и уснул.
Таинственные третьеклассники
Проснувшись после шокирующих потрясений прошедшего дня, внезапно повзрослевший Петька слышит детские голоса в находящейся недалеко избушке. Зайдя в избушку, он увидел несколько детей, которые по возрасту напоминали третьеклассников. Однако что-то здесь не так. Что-то, что выбивалось из стандартного восприятия в находящемся в глухом лесу домике.
В первую очередь, это манера диалога. Несмотря на молодость кожи, местные жильцы называли своих собеседников по имени и отчеству. А содержание разговоров проливало свет на личность таинственных ораторов. Люди, внешне походившие на типичных учеников – злые маги, забирающие молодость у непунктуальных и недисциплинированных школьников. Там Петя и узнаёт, что не только он стал жертвой их магических изысканий.
Помимо Петруши резко постарели трое других третьеклассников. И даже когда проскользнуло, что у школьников есть шанс вернуть молодость, но омолодившиеся старики это обрубили, потому что, по мнению волшебников, заколдованные либо опоздают к полуночи, либо собьются во время откручивания часов на 77 ходов назад.
На заметку! В фильме, снятом по этому произведению Шварца, часы нужно было повернуть лишь на 3 круга назад.
Спасение
Услышав это, Петя отправился в город на поиски других заколдованных. После воссоединения жертв волшебниц, они направились в сторону избушки. Успев к двенадцати ночи, Пётр незаметно пробирается сквозь жильцов дома, дотрагивается до часов и начинает откручивать циферблат ровно на 77 ходов назад. Вопреки ожиданиям, маги стали стариками, а школьники вернули свою молодость и вынесли важный урок из крайнего приключения.
Об этом Сказка о потерянном времени, краткое содержание которой представлено в данной статье. На основе даже такого краткого содержания книги можно сделать вывод, что не стоит важные дела откладывать на потом. Шварц написал «Сказку о потерянном времени» именно с таким важным посылом.
Жанр: сказочная повесть
Читайте краткое содержание других сказок Софьи Прокофьевой:
«Лоскутик и облако»
Главные герои сказки «Приключения мальчика без тени» и их характеристика
- Витя Веткин. Заносчивый, гордый мальчик. Понял, как плохо быть без тени.
- Люся Веткина. Его сестра. Добрая и весёлая девочка.
- Петька. Новый чемпион по шахматам. Отзывчивый и нежадный.
- Тень Вити. Обиженная, несчастная, потерянная.
- Тени зверей. Тигра, зебры, верблюда и медведя. Добрые и отзывчивые.
- Тень обезьяны. Грубая, жадная, невоспитанная.
План пересказа сказки «Приключения мальчика без тени»
- Тень дуба.
- Витя ругает свою тень.
- Тень на верёвочке.
- Побег и погоня.
- Витя страдает от жары.
- Тень в зоопарке.
- Тень на шнурках.
- Тень обезьяны освобождает тень Вити.
- Проигрыш в шахматы.
- Тень с хвостиком.
- Рассказ тени воробья.
- Солнечное затмение.
- В кафе-мороженом.
- Возвращение тени.
- Витя счастлив.
Кратчайшее содержание сказки «Приключения мальчика без тени» для читательского дневника в 6 предложений
- Витя оскорбил тень и она убежала от него.
- Витя очень страдал от жары и пытался вернуть тень.
- Тень подружилась с тенями животных, но её обманула тень обезьяны.
- Витя проиграл чемпионат по шахматам и к нему прицепилась тень обезьяны.
- Тени животных помогли Вите поймать тень обезьяны.
- Тень вернулась к Вите и мальчик был счастлив.
Главная мысль сказки «Приключения мальчика без тени»
Счастлив лишь тот, кто по-доброму относится к другим.
Чему учит сказка «Приключения мальчика без тени»
Сказка учит не быть грубым, заносчивым, не считать себя лучше других. Учит дорожить своим имуществом. Учит помогать тем, кто попал в беду. Учит отзывчивости и умению прощать.
Отзыв на сказку «Приключения мальчика без тени»
Мне очень понравилась эта смешная и поучительная повесть. В её начале Витя был грубым и отвратительным, с таким никто не захотел бы дружить, и даже тень от него сбежала. Но Витя понял свою ошибку и нашёл в себе силы попросить прощения. Он исправился и стал хорошим и добрым мальчиком. А большой беды удалось избежать потому, что друзья не бросили героев в беде.
Пословицы к сказке «Приключения мальчика без тени»
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Чужое добро впрок не пойдёт.
Друг познаётся в беде.
У хромого и тень хромая.
На ошибках учатся.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Приключения мальчика без тени» по главам:
Глава 1.
Во дворе школы рос огромный дуб, который все любили, и только Витя его ненавидел. Тень дуба мешала ему смотреть, во что играют ребята.
Витя был чемпионом школы по шахматам и в тот день готовился защитить свой титул. Он презирал других ребят и считал себя исключительной личностью.
Глава 2.
Ребята копали ямы и сажали саженцы. Витя не хотел помогать, ругая тень дуба. Он считал, что может легко обойтись без тени. И он в запале схватил топор и ударил по дубу.
Вдруг он чуть не упал.
Ребята обозвали его заносчивым дураком, но Витя смотрел на свою тень, которая выдёргивала свою ногу из-под ноги мальчика.
Витя разозлился, схватил тень и притащил домой. Там он привязал её верёвкой к спинке кровати. Потом Витя ушёл ругаться с ребятами, а тень нашла в кармане тень от ножниц и перерезала тень от верёвки. Потом она сбежала, решив начать теневую жизнь.
Глава 3.
Витя пытался догнать тень, но та улизнула и шла в раздумьях по улице. Вдруг на неё маляры опрокинули сверху ведро с извёсткой. Тень стала плоской и белой.
Она увидела Люсю Веткину, сестру Вити, и выпросила у неё двадцать копеек. Потом она стала покупать стаканы с газировкой и выливать их на себя. И вскоре стала чёрной. В руках у неё почему-то появилась тень от зонтика.
Люся поперхнулась малиновым сиропом.
Глава 4.
А Вите было жарко. Он пытался спрятаться в тень дуба, но та сбежала от него. Витя сходил домой и взял зонтик, но солнечные лучи огибали тень от зонтика и светили ему прямо в лицо.
Тут его встретила Люся и стала требовать двадцать копеек. Витя узнал, что девочка видела тень возле зоопарка и бросился туда.
Глава 5.
Витя безуспешно гнался за тенью по улице, но та скрылась в зоопарке. У Вити не было денег на билет и он изнывал от жары. Он пытался загородиться от солнца ладошкой, но у ладони не было тени. Витя попросил дворника облить его, но дворник закрыл шланг.
Тогда Витя купил стакан газировки и вылил его на голову. От головы пошёл пар.
Голова у Вити кружилась, он был на грани солнечного удара.
Глава 6.
В зоопарке тень встретила плачущую тень лошади. Оказалась, это была тень зебры, которую никто не узнавал.
Тень Вити вырезала ножницами полоски в тени зебры и та была счастлива. Она познакомила тень со своими друзьями — тенями тигра, одногорбого верблюда и белого медведя. Они были очень заинтересованы историей с полосками, ведь у каждой из них были свои проблемы.
Тут появилась тень обезьяны, но другие тени предупредили тень Вити, что с тенью обезьяны нельзя общаться, потому что она вредная.
Глава 7.
А Витя дождался, когда его тень покинет зоопарк и схватил её. Он привязал тень к шнуркам и пошёл в школу. Он не видел, что за ним следуют тень зебры, тень тигра с полосками, тень верблюда с двумя горбами и тень медведя с зонтиком.
Эти тени пытались развязать шнурки Вити, но у них ничего не получалось.
Зато получилось у тени обезьяны, которая в благодарность потребовала от тени Вити ехать в зоопарк и ждать её в клетке обезьяны.
Глава 8.
А Витя, раздосадованный потерей тени, пришёл в школу и проиграл финальный матч по шахматам Петьке. Ведь он ничего не соображал от жары.
Но когда матч закончился, Витя увидел тень. Он решил, что это вернулась его тень и обрадовался.
А тень стала требовать мороженого и подбивать Витю на хулиганства.
Витя купил эскимо и с ужасом смотрел, как тень поедает тень эскимо огромными кусками.
У Вити больше не было денег, но тени было мало. Она запустила руку в ящик и вытащила целую кучу теней эскимо. Она стала их жадно есть, а Витя увидел, что у тени болтается хвост.
Глава 9.
Тени зверей неторопливо возвращались в зоопарк, когда увидели тени воробьёв. Тени воробьёв рассказали им, что тень обезьяны прицепилась к мальчику, а тень мальчика попалась обезьяне.
Потрясённые коварством, тени зверей бросились на поиски тени обезьяны.
Глава 10.
А Витя пытался избавиться от тени обезьяны, но та не отпускала его. Но вдруг появились тени зверей и схватили тень обезьяны. Они были очень сердиты и тень тигра даже мечтала съесть тень обезьяны.
Витя стал торопливо говорить, что исправился, понял важность тени и просит у неё прощения.
Тень обезьяны безуспешно вырывалась, как вдруг все тени стали бледнеть, а потом и вовсе пропали. Случилось солнечное затмение.
Когда затмение прошло и тени зверей вновь появились, оказалось, что тень обезьяны сбежала.
Но тени воробьёв всё видели и сказали, что она побежала в кафе-мороженое.
Тени зверей бросились следом, а у Вити не было денег.
Он огляделся и увидел Люсю с Петькой, новым чемпионом по шахматам. Витя подбежал к ним и стал слёзно умолять дать ему денег. Люся не хотела давать, но Петька посмотрел на Витю, и дал денег.
Глава 11.
В кафе-мороженом разыгралась ужасная сцена. Тень обезьяны металась между и под столами и везде успевала схватить тень мороженого.
Витя гонялся за ней и все люди смотрели на него, как на сумасшедшего.
Тени зверей тоже были тут и им удалось схватить тень обезьяны и даже заткнуть ей рот. Они связали её обрезками от тени зебры и повели в зоопарк.
Глава 12.
Зоопарк уже закрывался. Тень Вити висела на перекладине в клетке обезьяны, а обезьяна удерживала её и приставляла к тени мальчика тень верёвки. Она не могла смириться с отсутствием у тени хвоста.
Вдруг обезьяна рассвирепела и бросила тень мальчика на пол. Но тут подоспели тени зверей и протолкнули в клетку тень обезьяны.
Обезьяна схватила свою тень, поняла в чём дело, и стала стегать свою тень тенью верёвки.
А Витя извинялся перед своей тенью и она тоже просила прощения у мальчика.
Тени зверей сказали, что больше не сердятся на Витю, и что между ними теперь тень дружбы.
Счастливый Витя шёл домой по ночной улице и всё время оглядывался на свою тень. Он любовался ею и говорил, что они всегда будут вместе. Тень ничего не отвечала, а только кивала.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Приключения мальчика без тени»