- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Шпекин в комедии Ревизор
Довольно ярким образом, который характеризует весь чиновничий круг в комедии Гоголя «Ревизор» выступает почтмейстер — Иван Кузьмич Шпекин. Фамилия у него, дабы было ещё комичнее, «говорящая», «шпек» означает следователь, сыщик, детектив. Такая же роль и у почтмейстера: именно благодаря ему и его проделкам открывается вся правда о Хлестакове, потому что письмо, отправленное Тряпкину, вскрывает почтмейстер и в большом смятении бежит скорее докладывать об этом Городничему.
На вид Шпекин не очень внушительный: автор даже говорит, что он похож на пьяненького сторожа. У него прекрасная шпага, а когда он впервые встречается с Хлестаковым, то обходится с ним крайне услужливо и вежливо, о чём потом Хлестаков и пишет своему другу Тряпкину в письме. Однако в этой комедии даже самые невинные и простодушные, а сам Гоголь именно так и говорит о почтмейстере, что тот простодушен, оказываются чиновниками, нарушающими свои полномочия и пользующиеся службой в своих целях.
Не исключение и наш почтмейстер, который вскрывает письма, которые проходят через него, ради простого интереса и любопытства, узнать, что в мире творится. В комедии это подаётся как безобиднейшее действие, но в наших реалиях это было бы тяжко наказуемым преступлением, которое осудила бы всё прогрессирующее общество. Шпекин не только вскрывает и читает письма, он некоторые, которые ему больше всего нравятся, оставляет себе на память и перечитывает их. Из-за этого почтовая служба оказывается в неловком положении: письма пропадают, люди недовольны. Более того, Иван Кузьмич и работу свою не спешит выполнять, он не особо следит за своим отделением, а потому посылки задерживаются, и вообще дела на почте идут плохо, как и в любом заведении города N.
Печальной новостью для читателя становится ещё то, что Городничий просит почтмейстера проверять письма на наличие отзыва ложного ревизора, то есть глава города буквально просит своего чиновника идти на должностное преступление, без зазрения совести и не обращая внимания на моральные нормы. Конечно, в реалиях комедии это только добавляет комичности, доводит сюжет до ещё большего абсурда.
Вариант 2
Читая произведение Ревизор, сразу приходят понятия, какие же были люди в эпоху Гоголя, как он протестовал против падения моральных устоев чиновников, которые пользовались своим положением. Выделены черты людей как лживость, услужливость, злоупотребление служебным положением как сейчас говориться.
Представляя образ Ивана Кузьмича, невольно представляешь азартного и очень любопытного человека в произведении Гоголя. Он был почтмейстером, руководил отделением почты. То есть своего рода чиновник. И он был не совсем честный и благородный, так как, пользуясь своим положением на работе, частенько практиковал вскрытие чужих личных писем. Он не думал даже, что он совершает, что-то преступное и не допустимое, он любил частные истории и из личных переписки людей узнавал их тайны. Таким образом, прочитал переписку двух героев, Хлестакова с Тряпкиным. В этой переписке очень подробно описывается, как один из них брал взятки у чиновников, солгав им.
Фамилия этого персонажа в переводе с польского языка «шпек» означает «тайный агент, сыщик». Он, в каком-то роде, оправдал свою фамилию, донеся всем о мошеннике Хлестакове.
Шпекин яркий персонаж этого произведения, который обладал тем, чем не обладал никто другой, информацией. В наше время его действия были б актуальными, так как кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Но при первой встрече был в парадном одеянии, хотел произвести впечатление и боялся, так как дорожил своей службой. Он выдержанно отвечал на вопросы о работе и своих подчиненных, обеспечил «ревизора» хорошими лошадьми. Эти действия со стороны кажутся подхалимством или трусостью, но он действовал в рамках положенных отношении между начальством и подчиненным.
Отдельно стоить отметить, как Шпекин эрудированно и начитанно разговаривал: вежливое обращение, выразительные обороты и конечно сопровождал это все интересными мимиками лица и жестами, которые акцентировали внимания собеседника на нем. Эти навыки его выручали при карточных играх и его наработанное спокойствие, которые отточены за 30 лет не сложной и не физической работой на почте. Нельзя не брать во внимание, то, что он был начитанным и образованным. Книги читать он очень любил, особенно увлекался философией.
В заключении, хочется отметить Шпекин Иван Кузьмич положительный персонаж, так как прямого вреда он никому не причинял. И в то время большинство мелких чиновников так и жили.
Отношение к работе
Шпекин – начальник почтовой конторы. Почтмейстер в силу своей природной любопытности вскрывает чужие письма и не считает это зазорным. Цитатная характеристика подтверждает это качество: сам Шпекин заявляет, что вскрывает и читает чужие письма «не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете». Для почтмейстера считается нормальным оставить себе письмо, которое понравилось ему по содержанию. Конечно, почта в таком случае до адресата не доходит. Да и остальные посылки и письма часто задерживаются, не доходят до адресатов. Происходит это потому, что начальник почты не прилагает никаких усилий для того, чтобы работа шла по всем правилам. Он не забывает утолить свое любопытство, но забывает следить за нормальной работой вверенного ему в руководство.
Шпекин – простодушный и добрый человек. Он смотрит на жизнь как на собрание интересных историй, коллекционирует их и бережно хранит. Иван Кузьмич имеет доступ ко всей информации, которая проходит через почту. Для того времени это был основной источник информации, поступающей в город.
Именно Шпекин сообщает чиновникам главные новости. Именно он узнал из письма Хлестакова другу, что ревизор оказался самозванцем. Он же сообщает и том, что в город едет настоящий ревизор, принеся коллегам пренеприятнейшее известие.
Таким образом, характеристика почтмейстера из Ревизора не является резко отрицательной. Тем не менее, на фоне общего положения в городе, он точно также как и остальные вносит хаос в систему организации городской жизни. Своей наивностью он подрывает всю систему работы своей организации. Получается, что если нет в человеке явного порока, но есть пренебрежение к своим обязанностям, слишком сильная простота и наивность, то не стоит ему брать на себя обязанности руководящей должности, что бы не усугублять ситуацию и не делать из работы личную коллекцию интересных историй.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Характеристика Шпекина», раскрыть его основные качества и отношение к работе, отразить его роль в произведении.
Сочинение Образ Почтмейстера Шпекина
Произведение Ревизор было написано, как протест против моральных упадков в обществе, которое наблюдалось в годы жизни Гоголя. В данном произведении Николай Васильевич выделил и раскрыл такие пороки человека, как: лицемерие, взяточничество, запасливость и еще некоторый букет негативных качеств человека. В комедии был намек на то, что люди имеющие какой-либо чин имеют склонность к различным низким поступкам.
Шпекин Иван Кузьмич – один из основных персонажей комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Он работает почтмейстером в рассматриваемом городе N. Он был начальником почтовой конторы, и очень любил просматривать чужие письма. Он себя успокаивал тем, что это он делает только из любопытства, чтобы узнать, какие новшества в мире. Без угрызений совести он читал все эти письма, которые попадались ему под руку. Он был простодушным и наивным человеком. Он не был льстивым человеком. Его любовь к необычному «чтению новостей» могла привести к увольнению, но он почему-то не боялся заниматься своими делишками.
О внешности данного персонажа многого в комедии не было сказано. Было известно, что он ходил, вытянувшись в своем мундире. У него всегда с собой была шпага. Мало чего было написано в произведении про его внешность, так как произведение не было создано ради, каких-то красивых описаний людей. Оно было создано в надежде на то, что люди с какими-либо чинами посмотрели на себя и оценили, на сколько они низкие и отвратные.
Фамилия данного персонажа происходит от слова «шпик». Значение этого слова означает – сыщик или агент. Благодаря этому персонажу все жители узнали разгадку вопроса о том, кто же все-таки истинный ревизор. Почтмейстер прочитывая письмо Хлестакова, в котором писалось про то, как глупые чиновники из города N приняли его за ревизора. Они всяко ему угождали и делали всякие приятности и подарки.
Я считаю, что, вводя данного персонажа в свою комедию, Николай Васильевич Гоголь хотел получить персонажа, который будет мил и невредим окружающим. Шпекин не являлся какой-либо угрозой для общества, хотя занимался низкой деятельностью. Зато он не такой низкий человек, как все эти чиновники, которые окружили заботой и вниманием Хлестакова, так как боялись за свои рабочие места
Николай Васильевич в своем произведении так и не создал ни одного положительного персонажа. В каждом герое романа находился какой-то индивидуальный изъян. Все эти пороки, которые замечательно описал Гоголь, существовавшие в Царской России, существуют и в нынешнем мире. Только со временем положение усугубилось. Пороки стали намного чернее.
Личность почтмейстера
Характеристика Ивана Кузьмича Шпекина очень яркая. Это человек, который не имеет озлобленности или нахальности. Основная его характеристика – это вездесущий интерес. Он пытается везде засунуть свой нос, но не из злобных побуждений, а скорее из-за наивной простоты. Он старается выслужиться перед вышестоящим начальством, но это искренние побуждения, а не грубое лицемерие. В общении он довольно приятен и услужлив. Фамилия Шпекин, как и остальные у Гоголя, является говорящей. Она происходит от слова «шпик», которое имеет значение тайного агента, доносчика и носит презрительный характер.
Герой «Ревизора» (см. его полный текст, краткое содержание и анализ) Иван Кузьмич Шпекин исполняет в городе должность почтмейстера. Гоголь говорит, что Шпекин – «простодушный до наивности человек». Это и в самом деле главная его характеристика. Если судья Ляпкин-Тяпкин в пьесе – тяжелодумный любитель пофилософствовать, попечитель Земляника – расчётливый и льстивый угодник, смотритель училищ Хлопов – жалкий трус, то почтмейстер Шпекин легкомыслием не уступит самому Хлестакову (см. характеристики Хлестакова, Ляпкина-Тяпкина, Земляники и Хлопова).
Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, герой «Ревизора»
В начале пьесы Шпекин слегка опаздывает к сбору чиновников, где городничий (см. его характеристику) объявляет о скором приезде ревизора. Как и Ляпкин-Тяпкин, Иван Кузьмич начинает делать предположения о причинах ревизии. Но если Ляпкин строит их с видом глубокомысленного резонёрства, то почтмейстер высказывает первое, что приходит ему в голову.
…Война с турками будет. Право, война с турками. Это все француз гадит.
Когда городничий возражает: «Нам плохо будет, а не туркам… У меня письмо», Шпекин тут же поддакивает:
А если так, то не будет войны с турками.
Городничий беспокойно гадает: «Не было ли на меня какого-нибудь доноса. Зачем же в самом деле к нам ревизор?» Он делает Шпекину смелое предложение: распечатывать и проверять все поступившие на почту письма. Почтмейстер сразу соглашается и, ничуть не сумняшесь, рассказывает, что сам уже давно проделывает такое:
Городничий. …Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки. Если же нет, то можно опять запечатать; впрочем, можно даже и так отдать письмо, распечатанное. Почтмейстер. Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслажденьем прочтешь – так описываются разные пассажи… а назидательность какая… лучше, чем в «Московских ведомостях»!.. Жаль, однако ж, что вы не читаете писем: есть прекрасные места. Вот недавно один поручик пишет к приятелю и описал бал в самом игривом… очень, очень хорошо: «Жизнь моя, милый друг, течет, говорит в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет…» – с большим, с большим чувством описал. Я нарочно оставил его у себя. Хотите, прочту? Городничий. …Сделайте милость, Иван Кузьмич: если на случай попадется жалоба или донесение, то без всяких рассуждений задерживайте. Почтмейстер. С большим удовольствием.
Такими поступками Шпекин оправдывает свою «говорящую» фамилию, которая произведена Гоголем от слова «шпик» (польское «шпек»). Хотя «шпионит» Иван Кузьмич не из злобы и не по какому-то корыстному расчёту, а из чистого, простодушного любопытства.
После первых сцен комедии почтмейстер вновь появляется лишь в четвёртом действии, когда собравшиеся у комнаты, где отдыхает Хлестаков, чиновники решают дать ему взятку. Они раздумывают, как сделать это поприличнее, чтобы «ревизор» не прогнал или, чего доброго, не отдал под суд.
Судья Ляпкин-Тяпкин говорит, что деньги надо сунуть «в виде приношенья со стороны дворянства на какой-нибудь памятник». Иван же Кузьмич предлагает сопроводить «приношение» словами:
«Вот, мол, пришли по почте деньги, неизвестно кому принадлежащие».
Отцы города входят к Хлестакову поодиночке – каждый суёт взятку лично, чтобы все происходило «между четырёх глаз», без лишних свидетелей. Первым такую операцию проделывает Ляпкин-Тяпкин. За ним в комнату «ревизора» вступает и даёт Хлестакову триста рублей «взаймы» Шпекин (см. действие 4, явление 4).
В пятом действии комедии городские чиновники бурно поздравляют городничего, который просватал за Хлестакова свою дочь Марью Антоновну. Все пока ещё считают «отъехавшего на день к дяде» Хлестакова важным петербургским вельможей. Но вбегает Иван Кузьмич и ошарашивает собравшихся известием: «Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор».
Шпекин узнал это из принесённого на почту письма, которое Хлестаков велел послать своему другу Тряпичкину. Почтмейстер распечатал и прочёл его. Когда городничий спрашивает, как же Иван Кузьмич решился вскрыть письмо такой уполномоченной особы, Шпекин со своим обычным легкомыслием отвечает:
Сам не знаю, неестественная сила побудила. Призвал было уже курьера, с тем чтобы отправить его с эштафетой, – но любопытство такое одолело, какого еще никогда не чувствовал. Не могу, не могу! слышу, что не могу! тянет, так вот и тянет! В одном ухе так вот и слышу: «Эй, не распечатывай! пропадешь, как курица»; а в другом словно бес какой шепчет: «Распечатай, распечатай, распечатай!» И как придавил сургуч – по жилам огонь, а распечатал – мороз, ей-богу мороз. И руки дрожат, и все помутилось.
Городничий, ещё не всё до конца поняв, грозит «законопатить» почтмейстера в Сибирь, но тот начинает читать письмо, где Хлестаков весело сообщает другу:
«Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, – думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали нашерамыжку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля? Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в свою литературу…»
Далее следуют издевательские характеристики всех видных горожан. О самом Шпекине Хлестаков замечает:
«Почтмейстер точь-в-точь наш департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец пьет горькую».
Иван Кузьмич на это возмущается:
Ну, скверный мальчишка, которого надо высечь; больше ничего!
– и горько вздыхает по поводу того, что зазря дал «ревизору» деньги «в долг».
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.
Образ в произведении
(Ковров Георгий Иванович в роли почтмейстера Шпекина, 1938)
Помимо того, что в обязанности Шпекина входит пересылка писем, он также заведует смотрителями, лошадьми, должен руководить станцией, однако ничего из этого его не интересует. У Шпекина нет других интересов, кроме чтения чужих писем, он без смущения и «с наслаждением» вычитывает из них, как там «описываются разные пассажи». А особо понравившиеся письма даже оставляет себе, за что не получает от городничего даже укора.
Именно Иван Кузьмич первым узнает, что Хлестаков вовсе никакой не ревизор. Возможно, автор придумал этого героя только для того, чтобы иметь возможность построить такую великолепную развязку.
Инфоурок
›
Родная литература
›Презентации›Духовно-нравственные уроки сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля». Презентация к уроку по дисциплине «Родная литература».
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Родная литература
1 курс
Чельманова Елена Николаевна,
преподаватель русского языка
и литературы ОГБ ПОУ «СКТТ» -
2 слайд
Описание слайда:
Н.Д. Телешов
«Белая цапля» -
3 слайд
Описание слайда:
Вспомним содержание произведения
1. Как зовут главную героиню сказки «Белая цапля«? -
4 слайд
Описание слайда:
Вспомним содержание произведения
2. Где находилось королевство принцессы? -
5 слайд
Описание слайда:
Вспомним содержание произведения
3. К какому событию готовила свой наряд принцесса? -
6 слайд
Описание слайда:
Вспомним содержание произведения
4. Что нужно было достать для украшения наряда? -
7 слайд
Описание слайда:
Вспомним содержание произведения
5. Почему героиня согласилась на убийство белой цапли? -
8 слайд
Описание слайда:
Вспомним содержание произведения
6. Что узнала принцесса от птиц, пришедших к ней ночью? -
9 слайд
Описание слайда:
Вспомним содержание произведения
7. Что испытала принцесса, когда узнала о гибели птиц? -
10 слайд
Описание слайда:
Вспомним содержание произведения
8.»Мало — не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна… » Кому принадлежат эти слова? -
11 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
1. Как зовут главную героиню сказки «Белая цапля»?(Изольда)
2. Где находилось королевство принцессы?
(Далеко на севере, среди студеного моря)
-
12 слайд
Описание слайда:
3. К какому событию готовила свой наряд принцесса?
(К свадьбе)
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
4. Что нужно было достать для украшения наряда?(Белый хохолок цапли)
-
13 слайд
Описание слайда:
6. Что узнала принцесса от птиц, пришедших к ней ночью?
(Белые цапли были истреблены человеком)
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
5. Почему героиня согласилась на убийство белой цапли?(Их очень много)
-
14 слайд
Описание слайда:
7. Что испытала принцесса, когда узнала о гибели птиц?
(Раскаяние)
8.»Мало — не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна… » Кому принадлежат эти слова?
(Королю)
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ -
15 слайд
Описание слайда:
Жанр произведения – философская сказка
-
16 слайд
Описание слайда:
«Я считаю, что можно совершать дурные поступки и быть безнаказанным»
Согласен
Не согласен
Затрудняюсь ответить -
17 слайд
Описание слайда:
?
Постановка цели -
18 слайд
Описание слайда:
дать оценку поступку Изольды,
извлечь нравственные уроки из сказки
Цели урока: -
19 слайд
Описание слайда:
Тема урока
? -
20 слайд
Описание слайда:
Тема урока
Духовно-нравственные уроки сказки Н.Д. Телешова
«Белая цапля» -
21 слайд
Описание слайда:
?
ИСКУШЕНИЕ -
22 слайд
Описание слайда:
соблазн, желание чего-нибудь
запретного, недозволенного.Искушение было большое. Вводить кого-нибудь в искушение.
«Толко́вый слова́рь ру́сского языка́»
Д.Н. Ушакова
ИСКУШЕНИЕ – -
23 слайд
Описание слайда:
Как слово «искушение» можно соотнести со сказкой Н. Телешова? -
24 слайд
Описание слайда:
Работа с текстом произведения
-
25 слайд
Описание слайда:
Н.Д. Телешов
«Белая цапля» -
26 слайд
Описание слайда:
«Я считаю, что можно совершать дурные поступки и быть безнаказанным»
Согласен
Не согласен
Затрудняюсь ответить -
27 слайд
Описание слайда:
«Мне особенно понравилось…»
«Я приобрел/ я научился…» «Я испытывал трудности…»
«Мне мешало/ мне помогало…»
«Меня удивило…»
«Урок побудил меня задуматься…»
«Я почувствовал, что…» «Мне захотелось…»
РЕФЛЕКСИЯ -
28 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
На выбор:1) Сравнительный анализ одного из предложенных стихотворений и сказки Н. Телешова.
2) «Осовременить» сказку, изложив ее в своей авторской интерпретации.
-
29 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 890 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Духовно-нравственные уроки сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля». Конспект урока по дисциплине «Родная литература».
-
Урок чтения «Сивка бурка» 7 класс коррекционной школы
-
Программа РРЛ 5 класс
-
Рабочая программа по Родной литературе 8 класс
-
ЧЕЧЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА рабочая программа 2 класс
-
Рабочая программа по родной литературе в 7 классе
-
Презентация по курсу «Родная (русская) литература» (6 класс). Софья Радзиевская «Болотные робинзоны»
-
РП+КТП по русской родной литературе 5 класс
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452503 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»