Сказка тараканище смотреть чуковский

Категория: очерки. истории. воспоминания настоящее имя по имеющимся документам самого издаваемого в россии детского писателя николай васильевич корнейчуков. он
Категория:  Очерки. Истории. Воспоминания




Настоящее имя (по имеющимся документам) самого издаваемого в России детского писателя – Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в 1882 году в Одессе вне брака, был записан под фамилией матери и первую же статью в 1901 году напечатал под псевдонимом Корней Чуковский.

s01881386

● Корней Иванович, незаконнорожденный сын прачки, «вырос» из мещанского
 сословия и стал известным писателем исключительно благодаря своему усердию, огромной работоспособности и любви к учебе: его официальное образование – неоконченная гимназия.

● Оксфордский почетный доктор литературы, Чуковский учил английский по самоучителю. Во время первой же его поездки в Англию в 1903-м оказалось, что он не понимает обращенной к нему устной речи, ни его не понимают. Проведя некоторое время в Лондоне, он начал говорить сам и воспринимать сказанное, однако до конца жизни сохранял сильный акцент.

● Главной страстью Корнея Ивановича всю жизнь была литература. 
Он ее любил и изучал, он хлопотал за литераторов, помогал им, анализировал все, что писалось современниками, то есть служил литературе в самом высоком смысле этого слова. Приехав из Одессы в Москву, он именно этой своей страстностью, восторгом и преданностью делу расположил к себе московских литераторов того времени – Тэффи, Сологуба, Леонида Андреева.

● Корней Иванович начинал как журналист и рецензент. В первые десятилетия ХХ века он был одним из самых влиятельных литературных критиков России и общался со многими писателями: Маяковским, А. Толстым, Куприным, 
Сергеевым-Ценским, Блоком, Замятиным, Сашей Черным, Мережковским и Гиппиус, Ходасевичем, Розановым, Гумилевым, Ахматовой, Горьким, Зощенко, Тыняновым, позднее – со Шварцем, Пастернаком, Кассилем, Катаевым, Пантелеевым, Маршаком.
 Одна из самых пронзительных его дневниковых записей – о смерти Блока, о
 которой он узнал в деревне под Порховом, где хлопотал об устройстве летнего дома для писателей: «Каждый дом, кривой, серый, говорил: „А Блока нету. И не надо Блока. Мне и без Блока отлично. Я и знать не хочу, что за Блок”. 
И чувствовалось, что все эти сволочные дома и в самом деле сожрали его, –
 т.е. не как фраза чувствовалась, а на самом деле сожрали: я увидел светлого,
 загорелого, прекрасного, а его давят домишки, где вши, клопы, огурцы,
 самогонка – и порховская самогонная скука. Когда я выехал в поле, я не 
плакал о Блоке, но просто – все вокруг плакало о нем. И даже не о нем, а обо
 мне. „Вот едет старик, мертвый, задушенный – без ничего”. Я думал о детях – и они показались мне скукой. Думал о литературе – и понял, что в литературе я
 ничто, фальшивый фигляр – не умеющий по-настоящему и слова сказать.
 Как будто с Блоком ушло какое-то очарование, какая-то подслащенная ложь – и все скелеты наружу».

● Корней Иванович пережил троих из четверых своих детей. 
Сын Николай умер за четыре года до смерти отца, Борис погиб на фронте, а 
младшая дочь Мурочка, героиня и адресат многих произведений отца для 
детей, умерла в 11 лет. 
В короткий период ее жизни, с 1921 по 1931 год, написаны почти все детские
 сказки Чуковского: «Тараканище», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Муха-
Цокотуха», «Бармалей», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце». 
В 1929 году, когда Мурочка была уже безнадежно больна костным туберкулезом, Чуковский написал книгу о чудесном докторе Айболите, который непременно прилетит и всех спасет. В 20-е годы детские поэмы Чуковского, притом что их обожали дети и их родители, преследовались и запрещались, с подачи Крупской велась целая кампания против «чуковщины» – легких и
идеологически не нагруженных сказок, которые не ведут детей к классовой
 борьбе. 
Последняя болезнь Муры началась после того, как измученный борьбой за свои сказки Чуковский согласился написать покаянное письмо в «Литературную
 газету» с признанием своих ошибок, обещая написать идеологически 
безупречную книгу «Веселая колхозия». Болезнь и смерть Муры он воспринял
 как кару за свое отречение. Николай Корнеевич Чуковский, его старший сын, и Лидия Корнеевна, старшая дочь Корнея Ивановича, стали писателями и 
мемуаристами.

● Корней Иванович всю жизнь помогал тем, кто просил у него помощи, 
пользуясь для этого своей известностью, обаянием и артистизмом. 
Он боролся за тех, кто был арестован, участвовал в судьбе осиротевших семей, выбивал пенсии, квартиры, места в больницах, посылал деньги, помогал 
пробиться талантливым молодым литераторам и напечататься тем, кто этого 
заслуживал. 
В голодном, холодном, тифозном Петрограде 1920 года Чуковский 
организовывал чтение лекций, затевал издание журнала, участвовал в 
создании издательства «Всемирная литература», хлопотал об организации
 «Дома искусств», где писатели могли бы жить коммуной, добывал пайки и
 деньги… 
Чуковский пытался спасти от травли Зощенко, впоследствии принимал участие в деле спасения осужденного Бродского, приглашал к себе в Переделкино
 опального Солженицына.

● Корней Иванович был не только одним из лучших детских писателей, но и 
блестящим лингвистом («От двух до пяти», «Высокое искусство», «Живой как
 жизнь»), наблюдательным литературным критиком, литературоведом и 
мемуаристом (статьи и доклады о почти всех современных ему писателях, о
 Чехове и Шевченко, литературные портреты в книге «Современники», 
«Мастерство Некрасова»), великолепным переводчиком (его переводы книг
 «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»,
 «Занимательный Мюнхгаузен», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Короли и капуста», новелл о Шерлоке Холмсе, рассказов Уэллса, О. Генри,
 Уайльда, сказок Киплинга считаются классическими).

● Корней Иванович был не только «добрым дедушкой Корнеем», как его часто
 представляют по сказкам. Он мог быть вспыльчивым, внезапным, язвительным, саркастичным, страстным и порывистым, мог кричать и топать ногами. 
Никто не знал заранее, как он отреагирует, как себя поведет, что сделает в
 следующую минуту. Даже в весьма почтенном возрасте «патриарх детской
 литературы» мог вдруг повести себя неожиданно, «несоответственно своему
 высокому статусу». Когда на одном из «костров», который Чуковский
 традиционно устраивал в Переделкине, Агния Барто спросила: «Ну что, дети,
 кто лучше всех знает „Мойдодыра”?», седой классик детской литературы во
 весь голос заорал: «Я!!!»

● В честь Мухи-Цокотухи, одной из самых известных героинь Чуковского, в 1992 году энтомологом А. П. Озеровым был назван новый род и вид 
мух-муравьевидок из отряда Diptera – mucha tzokotucha.

Переслал: Ольга Пушина

Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Айболит — это стихотворение Корнея Чуковского про доброго и заботливого доктора, который лечит зверей. Сказка об отваге, бесстрашии и милосердии доктора, который не смотря на все преграды шёл на помощь всем нуждающимся в его помощи животным. Этот стих обязательно понравится вашему ребёнку, поэтому непременно почитайте его.

Аудиосказка Айболит

https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/06/Audioskazka-Aybolit.mp3

Читать сказку Айболит с картинками

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

доктор айболит

И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»

читаем айболита

И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит:
«Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».

И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,

Айболит читать

И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

айболит мультфильм

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»

айболит сказка

«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»

«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»

айболит слушать

«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?»

«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо».

айболит онлайн

И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Чуковский айболит

А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».

доктор айболит онлайн

И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»

И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

айболит бесплатно

Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.

«О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»

айболит смотреть

Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»

И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

айболит аудиосказка

И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»

айболит картинки

И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»

И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

айболит текст

А в Африке,
А в Африке,
На чёрной Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?

Читаем доктора айболита

И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»

доктор айболит читать

А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.

айболит слушать аудиосказку

И тут же страусята
Визжат, как поросята,
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.

Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»

про айболита

А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.

Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!

айболит скачать

И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?»

мультик айболит

Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится,
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»

И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура, ура!»

айболит детская

А птица над ними кружится,
А птица на землю садится,
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!

добрый айболит

И к полосатым
Бежит он тигрятам,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,

добрый доктор айболит

И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.

айболит слушать онлайн

Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.

сказка доктор айболит

Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных,
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.

айболит онлайн бесплатно

А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так, что дубы сотрясаются.

корней чуковский айболит читать

Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»

айболит мультфильм смотреть

Смотреть сказку Айболит

Скачать текст сказки Айболит

Скачать docx

Скачать pdf

Другие сказки Корнея Чуковского

Другие сказки о животных

Сказки для детей постарше

Сказка АЙБОЛИТ - Корней Чуковский. Читать, слушать и смотреть онлайн Купить книгу вы можете здесь: Айболит

Сценарий литературного вечера,

посвященного творчеству К. И. Чуковского.

Цель: воспитывать любовь к чтению.

Задачи: Закрепить знания детей о прочитанных произведениях Корнея Чуковского; познакомить с биографией поэта, вызвать у детей радость от встречи с любимыми сказочными героями;  развивать память, мышление, воображение.

Ход литературного вечера

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном писателе, его портрет вы сейчас видите перед собой. Кто-нибудь из вас знает человека, изображенного на этом портрете? (на экране портрет К. Чуковского)

     Всем детям нравятся стихи Чуковского, они легко учатся. Кто-нибудь из Вас знает отрывки из сказок Чуковского или его стихотворения?

    Сегодня мы будем говорить о творчестве Чуковского. Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками.

 Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
 

     Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

     Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил».

     Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он запомнил ее всю, слово в слово. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так родился на свет «Мойдодыр».

Викторина:

— В какой сказке действует больше всего вещей?
(«Федорино горе»). 

— В какой сказке звери самые трусливые? («Тараканище»). 

— Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
— Чем болели страусята в сказке «Айболит»?
(
И корь, и дифтерит у них,
И оспа и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит
).
— Кто победил злодея в сказке « Тараканище»? (
Воробей.)

— Чем Крокодил тушил синее море? (Пирогами, и блинами, И сушеными грибами).

Конкурс «Продолжи строчку»

  • Добрый доктор Айболит… (он под деревом сидит )
  • Вдруг откуда-то летит
    Маленький комарик… (и в руке его горит маленький фонарик)
  • Я хочу напиться чаю,
    К самовару подбегаю… (но пузатый от меня убежал, как от огня)
  • Солнце по небу гуляло
    И за тучку забежало… (глянул заинька в окно стало заиньке темно)
  • А потом позвонила свинья… (нельзя ли прислать соловья?)
  • Скачет сито по полям…  (а корыто по лугам.)
  • Замяукали котята: «Надоело нам мяукать… (мы хотим, как поросята. Хрюкать!)

Конкурс «Кто больше знает сказок»

   Пока воспитатель читает строки из сказок Чуковского, задача детей — определить сколько сказок прозвучало.

— Что такое почему?

   Ни чего я не пойму («Федорино горе»).

— Таня, Ваня задрожали, Бармалея увидали («Бармалей»).

— «Вот теперь тебя люблю я,

— Вот теперь тебя хвалю я!»  («Мойдодыр»).

— Музыканты прибежали,

   В барабаны застучали («Муха – Цокотуха»).

— А лихие обезьяны

   Подхватили чемоданы («Тараканище»).

— Вдруг откуда-то шакал

                     На кобыле прискакал («Айболит»).

— И такая дребедень

   Целый день («Телефон»).

Итого семь сказок.

Игра “Волшебный мешок”

     У воспитателя находятся предметы из разных сказок Чуковского. Нужно достать предмет, всем его показать и вспомнить строки об этом предмете и название сказки:

— телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)

— мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)

— блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)

— градусник – И ставит им градусник… (“Айболит”)

— воздушный шар – Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике… («Тараканище»)

— солнце –  Солнце по небу гуляло, и за тучку забежало…«Краденое солнце».

— книга – Я за книжку, та – бежать,

И вприпрыжку под кровать! («Мойдодыр»).

— монетка – Муха по полю пошла, муха денежку нашла. («Муха-цокотуха»).

Воспитатель: К. И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он сочинял везде: в трамвае, в очереди, даже у зубного врача. Поэт придумывал новые стихи, новых героев и даже загадки. Давайте проведём соревнование по отгадыванию загадок.

   1. Красные двери

       В пещере моей,

       Белые звери

       Сидят

       У дверей.

     И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

     Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы).

   2. Вдруг из черной темноты

      В небе выросли кусты.

      А на них-то голубые,

      Пунцовые, золотые

      Распускаются цветы

      Небывалой красоты.

      И все улицы под ними

      Тоже стали голубыми,

     Пунцовыми, золотыми,

      Разноцветными.  (Салют).

 3.Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,

    А что такое – скорей догадайтесь.

    И знайте: большая была бы беда,

    Когда бы не я да вода, —

    На грязной, немытой шее

   У вас жили бы гадкие змеи

   И ядовитыми жалами

   Кололи бы вас, как кинжалами.

   А в каждом невымытом ухе

   Засели бы злые лягухи,

   И если б вы, бедные, плакали,

   Они бы смеялись и квакали.

   Вот, милые дети, какая беда

   Была бы, когда бы не я да вода.

   Берегите меня, умывайтесь, купайтесь,

   А что я такое – скорей догадайтесь. (Кусок мыла).

4. Я одноухая старуха,

   Я прыгаю по полотну,

  И нитку длинную из уха,

  Как паутинку, я тяну. (Иголка).

5. Маленькие домики по улице бегут,

  Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина).

6. Хожу – брожу не по лесам,

   А по усам, по волосам,

   И зубы у меня длинней,

   Чем у волков и медведей. (Расческа).

7. Был белый дом, чудесный дом,

    Вдруг что- то застучало в нём.

    И он разбился, и оттуда

     Живое выбежало чудо-

     Такое тёплое, такое пушистое и золотое. ( Яйцо, цыплёнок)

Воспитатель: Я думаю, что вы еще не раз будете встречаться с произведениями Корнея  Ивановича Чуковского. Ведь стихи и сказки Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Автор: Узденова Лена Хусеевна

Организация: МБОУ КГО «СШ п. Эльбрусский»

Населенный пункт: Карачаево-Черкесская Республика, пгт Эльбрусский

Цель:

• Закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского.

• Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений.

Задачи:

• Совершенствовать речевые навыки дошкольников. Продолжать развивать умение содержательно рассказывать об интересном факте, герое. Формировать умение отстаивать свою точку зрения. Упражнять в согласовании слов в предложении.

• Развивать чувство юмора, память, логическое мышление, внимание.

• Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского. Рассматривание иллюстраций. Обыгрывание отрывков из произведений детского поэта. Рисование героев сказок Чуковского, оформление выставки в группе.

Материал: Портрет К. И. Чуковского, телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, калоша, термометр, сито, перчатки, монета, шоколадка, ошейник, мочалка, корзинки — 4 шт

Библиотекарь:

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2016 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 139 лет.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

К. И. Чуковский написал очень много произведений для детей. Сегодня мы вам предлагаем отправится в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского и проведем сказочную викторину.

У нас две команды: Комарики, Бабочки.

Библиотекарь:

Итак, мы начинаем викторину

1 тур. Аукцион.

1 команда

1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

4. Что просил слон в стихотворении – сказке «Телефон»? (Шоколад)

5. Кто спас зверей от злого таракана? (Воробей)

6. Кто потушил пожар в сказке «Путаница»? (Бабочка)

7. В какой сказке гости предали именинницу? (Муха-цокотуха)

8. За кого вышла замуж Муха-цокотуха? (Комар)

9. На чем летают комарики в сказке «Тараканище»? (На воздушном шарике)

10. Что просили зайчата в стихотворении-сказке «Телефон»? (Перчатки)

2 команда

11. Из какой это сказки: «Я за свечку – свечка в печку, я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать»? (Мойдодыр)

12. Название сказки, в которой крокодил проглотил солнце( «Краденое солнце»)

13. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)

14. Добрый доктор, лечащий зверей? (Айболит)

15. Кто доктора Айболита перевозил через море? (Кит)

16. Почему маленьким детям ни за что на свете нельзя гулять по Африке? (Там злой и ужасный Бармалей)

17. Кто проучил злого Бармалея? (Крокодил)

18. Почему от Федоры сбежала посуда? (Федора не мыла посуду)

19. Кто проглотил солнце? (Крокодил)

20. В какой сказке все наоборот? («Путаница»)

Библиотекарь:

2 тур. «Кто есть кто».

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит — (доктор)

Бармалей — (разбойник)

Каракула — (акула)

Мойдодыр — (умывальник)

Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)

Цокотуха — (муха)

Барабек — (обжора)

Рыжий, усатый великан — (таракан)

Библиотекарь:

Физминутка: Веселая игра на внимание «Я – не я»

(Дети встают в круг: на «Я» — встать, руки вверх; «не Я» — присесть).

— Кто любит шоколад?

— Кто любит мармелад?

— Кто не моет уши?

— Кто любит гранат?

— Кто любит виноград?

— Кто любит урюк?

— Кто не моет рук?

— Кто любит мороженое?

— Кто любит пирожное?

— Кто любит ириски?

— Кто лакает из миски?

— Кто любит помидоры?

— Кто жарит мухоморы?

— Кто любит кино?

— Кто разбил окно?

— Кто любит печенье?

— Кто любит варенье?

— Кто любит мед?

— Кто все время врет?

— Кто хочет пельмени?

— Кто хочет банан?

— Кто упрямый, как баран?

— Кто хочет «Кока- колу»?

— Кто вымоет всю школу?

Библиотекарь:

3 тур. «Корзинка с потерянными вещами».

В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

1 команда

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде… а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

2 команда

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? »)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

С ранних лет сказки К. И. приносят всем радость. Ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок К. И. Чуковского. Давайте же вспомним эти сказки.

Библиотекарь:

4 тур. «Из какой сказки отрывок? »

— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Вдруг из подворотни —
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»

Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
— Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»

Библиотекарь:

5 тур. «Закончи строчку»

Ребята, вам необходимо закончить строчку из произведений К. И. Чуковского, но именно так, как она звучит у автора.

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под. (под лавочки; «Муха – Цокотуха»)

А теперь закончите строчку сами. Не забудьте, что рифму надо закончить так, как она звучит у Чуковского.

1 команда

И снова медведь: — О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского … (ежа; «Телефон»).

Загляни-ка ты в кадушку

— И увидишь там — (лягушку; «Федорино горе»).

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает … (воробей; «Тараканище»)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными. (грибами; «Путаница»)

Я за свечку,

Свечка — в печку!

Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку

Под. (кровать; «Мойдодыр»)

Со слонами на ходу

Поиграли в … (чехарду; «Бармалей»)

Море пламенем горит,

Выбежал из моря … (кит; «Путаница»)

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал —

Заблудился и. (пропал; «Краденое солнце»)

И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то. (олень; «Телефон»)

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые. (крокодилы; «Бармалей»)

2 команда

Стыдно старому реветь

— Ты не заяц, а … (медведь; «Краденое солнце»)

Но как черная железная нога

Побежала, поскакала … (кочерга; «Федорино горе»)

Только раки-забияки

Не боятся бою-драки;

Хоть и пятятся назад,

Но усами. (шевелят; «Тараканище»)

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку. (посадили; «Путаница»)

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало,

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке. (темно; «Краденое солнце»)

Эй, вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как … (белки; «Федорино горе»)

И пришла к Айболиту лиса:

— Ой, меня укусила … (оса; «Айболит»)

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни. (тараканы; «Федорино горе»)

Я — Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок. (командир; «Мойдодыр»)

У тебя на шее Вакса,

У тебя под носом … (клякса; «Мойдодыр»)

Библиотекарь:

6 тур. «Собери пазлы»

Чья команда быстрее соберёт пазлы, и скажет какая сказка на них изображена.

Библиотекарь:

Молодцы! Вот и подошла к концу наша викторина. Кто бы ни оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила дружба, смекалка и находчивость.

Подведение итогов.

Приложения:

  1. file0.docx.. 35,1 КБ

Опубликовано: 23.12.2021

Учитель: Максимова Е.В.

Практикант: Иванова Е. В. и Гнутова А. Л.

Тема: К. И. Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л’]. Буква Л л.

Содержательная: повторение сведений о гласных и согласных, знакомство с характеристикой звуков [л], [л’].

Деятельностная: формирование умения читать и писать слоги, слова, предложения с буквой Л л.

1. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

2. Развивать умение составлять текст;

3. Формировать умение озаглавливать текст;

4. Развивать каллиграфические навыки;

5. Развивать умение работать с моделью слова, схемой предложения;

6. Развивать умение работать с «лентой букв»;

7. Развивать умение работать по иллюстрации.

1. Развивать умение извлекать информация из иллюстраций и схем;

2. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями и темой урока; понимать учебную задачу урока;

3. Развивать умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

5. Развивать умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

6. Развивать умение слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. 

1. Развивать умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «смелость», «отвага», «уважение».

2. Развивать мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1. Умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

2. Умение составлять текст;

3. Умение озаглавливать текст;

4. Каллиграфические навыки;

5. Умение работать с моделью слова, схемой предложения;

6. Умение работать с «лентой букв»;

7. Умение работать по иллюстрации.

1. Умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «смелость», «отвага», «уважение».

2. Мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1. Умение извлекать информацию из иллюстраций и схем.

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем.

1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

2. Умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений.

3. Умение слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник 

     1. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ (В. Г. Горецкий, В.А Кирюшкин, Л.А. Виноградская,  М. В. Бойкина). – М. : Просвещение 2021. – С. 58-63

2. Прописи – (Горецкий В. Г., Федосова Н.А. Прописи 1 класс, в 4-х частях. Ч. 2. Учеб пособие для общеобразоват. организаций. Издательство «Просвещение» 2021 – с. 23, 24)

3. Методические рекомендации – (Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. – 5-е издание – М.: ВАКО. 2020. – 448 с. – (В помощь школьному учителю) стр. 150-156)

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Работа с пословицей

2. Этап актуализация и пробного учебного действия

2.1. Работа с иллюстрацией (стр. 58)

2.2. Подбор слов к иллюстрации со звуками [с], [к], [н]

2.3. Подбор слова к схеме

3. Этап выявления места и причины затруднения

4.  Этап построения выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта

5.2. Предъявление печатной буквы «эль»

5.3. Нахождение в тексте буквы «эль»

5.4. Работа в прописях (стр.23)

5.5. Чтение слогов

5.6. Написание слогов с буквой «эль»

5.7. Работа со словами

5.8. Написание слов с буквой «эль»

5.9. Работа с текстом (стр. 59)

5.10. Работа с предложением в прописи на стр. 23-ей

5.11. Вывод по теме урока

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»

6.2. Работа в прописях (стр. 24). Прописывание элементов и буквы «эль»

6.3. Дидактическая игра «Кто больше?»

6.4. Работа с омонимами «Лук» (стр. 60)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону  

7.1. Прописывание слогов с буквой «эль»

7.2. Прописывание слов с заглавной буквой «эль»

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Работа с текстом. Озаглавление текста (стр. 63)

8.2. Конструирование предложений (стр. 63)

8.3. Составление предложения к схеме (Где живут лисы и лоси?)

8.4. Подбор слов к модели (стр. 63)

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Работа с лентой букв

9.2. Рефлексия

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение учащихся в деятельность на

личностно-значимом уровне

«Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней

потребности включения в УД

1.1. Приветствие

— Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

— Меня зовут Екатерина Витальевна, и сегодня урок чтения проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности к уроку

— Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку

1.3. Работа с пословицей

— Наш урок я хочу начать с интересной пословицы

«У страха глаза велики».

— Как вы понимаете смысл данной пословицы?

— Страх кажется страшным, он пугает и поэтому говорят, что его глаза велики (велики, значит, очень большие), это потому, что страх пугает так.

— Боятся все, но нужно уметь преодолевать  свой страх.

— А вот герои известной сказки не сумели преодолеть свой страх.

Приветствуют учителя

— Это значит, что когда страшно, кажется, что преодолеть, победить страх невозможно, но если подумать, проявить смелость и решительность, то оказывается возможно.

Фронтальная

Л1

К1

К3

2. Этап актуализации и

пробного

учебного действия

Задача: повторение

Изученного материала, необходимого для «открытия

нового знания», и выявление

затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления

учащихся, организация осознания ими внутренней

потребности к построению

учебных действий и фиксирование каждым из них

индивидуального

затруднения в пробном

действии

2.1. Работа с иллюстрацией (стр. 58)

— Посмотрите на иллюстрацию в Азбуке на стр. 58-ой к сказке К. И. Чуковского.

— Какая это сказка?

— Поднимите руки те, кто читал сказку «Тараканище».

(показ книги)

— Почему автор назвал своё произведение «Тараканище», а не «таракан», «таракашка» или «таракашечка»?

— В сказке был маленький Таракан, но его испугалось так много зверей.

— Кто испугался Таракана?

— Почему такие большие звери испугались Таракана?

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».

— Кто не испугался Таракана?

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!

Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.

То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!

— Почему Воробей не испугался Тараканища?

— Подходит ли пословица «У страха глаза велики» к нашей сказке?

— Какой эпизод из сказки нарисовал художник?

— Поставьте, пожалуйста, свои пальчики на начало отрывка из сказки, под голубым ромбиком, я вам его прочитаю.

— Следите за мной пальчиком.

— Подходит ли иллюстрация к этому отрывку?

2.2. Подбор слов к иллюстрации со звуками: [с], [к], [н]

— Подберите, пожалуйста, 2 слова со звуков [с], которые относятся к нашей иллюстрации.

— Звук [с] в словах «слон» и «ослик» – гласный или согласный?

— Твёрдый или мягкий?

— Звонкий или глухой?

— Подберите, пожалуйста, 2 слова со звуков [к], которые относятся к нашей иллюстрации.

— Звук [к] в словах «ослик» и «книга» – гласный или согласный?

— Твёрдый или мягкий?

— Звонкий или глухой?

— Подберите, пожалуйста, 2 слова со звуков [н], которые относятся к нашей иллюстрации.

— Звук [н] в слове «слон» и «луна» – гласный или согласный?

— Звонкий или глухой?

— Твёрдый или мягкий?

2.3. Подбор слова к схеме

— Я загадала слово и изобразила его на модели.

— Посмотрите, пожалуйста.

— Как вы думаете, какое слово я загадала?

— «Тараканище»

К. И. Чуковского

— Волк, крокодил, слон, раки, бык, носорог, бегемот

— На вид страшный

— Может, увидели в первый раз таракана

— Воробей

— Воробей смелый, отважный

— Да, подходит

— Конец сказки, Тараканища уже нет, зверюшки радуются, пляшут

— Да, подходит

[с]: слон, ослик

— Согласный

— Твёрдый

— Глухой

[к]: ослик, книга

— Согласный

— Твёрдый

— Глухой

[н]: луна, слон

— Согласный

— Звонкий

— Твёрдый

— Луна

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР7

К1

Л1

К1

Л1

К2

ПР7

ПР1

К1

П1

ПР5

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа

учащимися возникшей ситуации и

на этой основе выявить места и

причины затруднения

— Скажите мне, пожалуйста, какой первый слог в слове «луна».

— Давайте прохлопаем. Ваши предположения были верны.

— На какой слог падает ударение?

— Какой первый звук в слове «луна»?

— Звуки [л] —  гласный или согласный?

— Какой буквой обозначен звук [л]?

— Не все букву знают?

— А умеем ли мы её писать красиво, писали ли мы с ней слова?

— А умеем ли читать с буквой «эль» слоги, слога?

— Мы ещё этого не делали.

— Лу

— На второй слог

— Звуки [л]

— Согласный

— Буквой «эль»

— Нет

Фронтальная

К1

ПР1

К3

4. Этап построения

проекта выхода из

затруднения

Задача: постановка целей

учебной деятельности и на

этой основе – выбор

способа и средств их реализации

4.1. Работа над темой урока

  • Как вы думаете, с чем мы познакомимся сегодня на уроке?  

— Сегодня на уроке мы познакомимся и узнаем о звуке [л], [л’], и букве «эль».

4.2. Формулирование цели урок

  • А как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке?  

— Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, правильно произносить звуки [л], [л’], узнаем, какой буквой они обозначаются, как правильно пишется, будем учиться читать слоги, слова, предложения с этой и другими буквами.

4.3. Планирование своей деятельности

— Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

— Полистайте учебник.

— С буквой «эль»  и звуком  [л], [л’]

— Научиться произносить, правильно писать, читать слоги, слова, предложения с буквой «эль»

— Работать в прописях, работать с Азбукой, с иллюстрацией, с текстом, с лентой букв

Фронтальная

К1

Р1

К3

Р2

5. Этап реализации

построенного проекта.

Задача: построение

учащимися нового способа

действий и формирование

умений его применять как

при решении задачи,

вызвавшей затруднение, так

и при решении задач такого

класса или типа вообще.

5.1. Работа с закладкой. Слогозвуковой анализ слов «стул», «руль»

— Обратимся к учебнику на стр. 59-ой.

— Что изображено на картинках?

— Прохлопаем слово «стул».

— Сколько слогов?

— Посмотрите на схему, как понять, что один слог?

— Какое правило мы знаем?

— Почему на схеме все согласные звуки закрашены в синий цвет?

— Назовите первый звук.

С-т-у-л

— Звук [с] согласный или гласный?

— Он твердый или мягкий?

— [С] звонкий или глухой?

— Назовите последний звук в данном слове, четвёртый.

— Он согласный или гласный?

— Он твердый или мягкий?

— Это глухой или звонкий?

— А теперь посмотрите на вторую картинку, что нарисовано на ней?

— Сколько слогов в данном слове?

— Скажите, пожалуйста, почему последняя клеточка в схеме к данному слову закрашена зелёным цветом?

— Что общего в схемах слов «стул» и «руль»?

— Чем отличаются схемы этих слов?

5.2. Предъявление печатной буквы «эль»

— Ребята, посмотрите на красное табло.

— Какой буквой обозначены звуки [л], [л’]?

— Давайте вместе проговорим – буква «эль».

— На что похожа буква «эль»?

— А я ещё хочу сказать, что буква «эль похожа на полотенце.

— Согласны ли вы со мной. Поднимите руки те, кто согласен.

— Посмотрите на картинку.

— А также буква «эль» похожа на ласты, на лопату, на лыжи, на собачку и на ландыш, на ёлочки.

— А также я хочу ещё сказать, что буква «эль» похожа на льва.

— Не верите? 

Л – ленивый летний лев. Улыбается, поев.

— Вот видите, ребята, какая уникальная буква «эль».

— Поэтому давайте продолжать с ней знакомиться.

— Как вы думаете это печатная буква или письменная?

— Как вы думаете, чем будет отличаться письменная буква?

— Проверим, верны ли ваши предположения.

Физкультминутка

Делаем вперед наклоны –

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять,

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Да прилежно, не лениться

5.3. Нахождение в тексте буквы «эль»

— Вернёмся к нашему стихотворению и посчитаем все буквы «эль».

— Сколько же раз буква «эль» встречается в тексте?

— Поднимите, кто нашёл все буквы «эль».

— Итак, с печатной буквой мы познакомились, подскажите мне, пожалуйста, что мы дальше будем с вами делать, чему должны научиться?

5.4. Работа в прописях (стр. 23)

— Ребята, откройте, пожалуйста, прописи на стр. 23-ей.

— Кого вы видите в верхней части страницы?

— Что необычного вы увидели на рисунке?

— Может ли быть у девочки лисий хвост?

— В каком случае это возможно?

— Перед уходом девочка решила научить вас правильно писать элементы буквы «эль».

Пальчиковая физкультминутка

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Вы скачите пальчики,

(пальчики «скачут» по столу)

Как солнечные зайчики.

(указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

(пальчики «скачут» по столу)

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

(лёгкие движения кистями рук вправо-влево)

Вы не бойтесь ветра, зайки,

(«погрозить» пальчиком)

Веселитесь на лужайке.

(помахать пальцами обеих рук)

— Рассмотрите образцы и постарайтесь сами, без моей помощи, следуя за стрелочками, написать элементы строчной буквы «эль».

— Обратите внимание на направление стрелочек.

— Первый элемент пишем снизу вверх, а второй наоборот – сверху вниз.

(на доске буква «эль» со стрелочками)

— Ребята, давайте сейчас внимательно рассмотрим образец написания элементов строчной буквы «эль».

— Обратите внимание на доску, я покажу, как необходимо писать первый элемент буквы «эль»

— Найдите верхнюю рабочую строку, обведите данный элемент, затем напишите сами.

— Кто выполнил, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили.

— Обратите внимание на доску, я покажу, как необходимо писать второй элемент буквы «эль».

— Обведите второй элемент, после чего пропишите самостоятельно.

— Кто выполнил, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили.

Строчную букву «эль» начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, только наклоняем чуть больше обычного. Доведя до верхней линии, не отрывая руки, начинаем писать второй элемент буквы: черту с закруглением внизу. Сначала вниз ведём по написанному, затем элементы расходятся, между ними остаётся уголочек.

— Теперь напишите по образцу строчную букву «эль». Сначала обведите её, затем пропишите до конца рабочий строки самостоятельно.

Мы научились писать букву «эль», а что мы можем сложить из букв?

— Верно, давайте научимся читать слоги с буквой «эль».

5.5. Чтение слогов  

— Откройте, пожалуйста, закладку на стр. 59-ой.

— Прочитайте слог, в котором буква «эль» обозначает звук [л’], мягкий.

— Давайте хором произнесём слог «ЛИ».

— Какая буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука?

— Теперь прочитаем остальные слоги, хором.

— Давайте прочитаем данные слоги по цепочке.

— Попробуйте придумать слова, начинающиеся с этих слогов.

— Слоги вы читаете хорошо, а теперь посмотрим, сможете ли вы их правильно и аккуратно написать.

5.6. Написание слогов с буквой «эль»

— Обратимся к прописям на стр. 23-ей.

— Какое соединение в слоге «ЛА»?

— Напишите данный слог с образцом.

— Какое соединение в слоге «ЛУ»?

— Напишите данный слог с образцом.

— Какое соединение в слоге «ЛИ»?

— Напишите данный слог с образцом.

— Какое соединение в слоге «ЛО»?

— Напишите данный слог с образцом.

— А что мы можем сложить из слогов?

5.7. Работа со словами

— Под табличками помещены 4 столбика слов.

— Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.

— Почему в них один слог?

— Какое мы знаем правило?

— Прочитайте слово, которое отвечает на вопрос «что сделали?»

— Какое слово отвечает на вопрос «что сделал?»

— А на вопрос «что делала?»

— Какое слово отвечает на вопрос «что делал?»

— Прочитайте слова, которые обозначают игрушки.

5.8. Написание слов с буквой «эль»

— Ребята, вы молодцы, уже умеете читать слова с буквой «эль».

— А писать умеете слова?

— Сейчас мы этому будем учиться.

— Откройте, пожалуйста, прописи на стр. 23-ей.

— В слове «кукла» какое соединение у букв «к» и «у»?

— «У» и «к»?

— «К» и «л»?

— «Л» и «а»?

— Запишите данное слово самостоятельно справа от образца.

— В слове «луна» какое соединение у букв «л» и «у»?

— «У» и «н»?

— «Л» и «а»?

— Запишите данное слово.

— В слове «лиса» какое соединение у букв «л» и «и»?

— «И» и «с»?

— «С» и «а»?

— Запишите данное слово самостоятельно.

— В слове «слон» какое соединение у букв «с» и «л»?

— «Л» и «о»?

— «О» и «н»?

— Запишите данное слово самостоятельно.

5.9. Работа с текстом (стр. 59)

— А что мы можем составлять из слов?

— Ребята, откройте учебник на стр. 59-ой.

— Найдите красную точку.

— Что перед нами?

— Прочитайте данный текст жужжащим чтением и ответьте на вопрос, сколько в нём предложений?

— Давайте проверим.

— Прочитаем первое предложение.

— Сколько в нём слов?

— Почему это предложение?

— Прочитаем второе предложение.

— Сколько в нём слов?

— Прочитаем третье предложение.

— Сколько в нём слов?

— А теперь ответьте на вопрос, пожалуйста: подходит ли текст с данной ниже иллюстрацией?

— Почему?

— Поднимите руки, кто считает, что подходит.

— О ком рассказывалось в тексте?

— Что делала девочка Оля?

— Что сделали куклы?

— Как бы вы его озаглавили?

— Молодцы.

5.10. Работа с предложением в прописи на стр. 23-ей

— Ребята, я предлагаю вам вернуться на стр. 44-ую и ощутить прелесть осеннего дня.

— С данной иллюстрацией вы уже работали.

— Кто заблудился?

— Кто искал Нину?

— Откройте прописи на стр. 23-ей.

— Найдите предложение.

— Давайте его запишем.

Кто искал Нину?

— Обратите внимание, какой знак препинания находится в конце предложения.

— Начало предложения пишем с какой буквы?

— Почему «Нина» написано с большой буквы?

— Какой знак препинания стоит в конце?

— Что это означает?

— С какой интонацией необходимо прочитать данное предложение?

— Давайте прочитаем данное предложение с нужной интонацией.

— Сколько слов в этом предложении?

— Какое первое слово?

— Какие соединения в нём?

— Запишите это слово на новой рабочей строке.

— Прочитайте второе слово.

— Какие в нём соединения?

— Запишите данное слово рядом.

— Прочитайте третье слово.

— Почему оно написано с заглавной буквы?

— Какие соединения в данном слове?

— Запишите имя девочки.

— Не забудьте поставить знак препинания.

5.11. Вывод по теме урока

— С какой же буквой мы сегодня познакомились?

— Какие звуки обозначает буква «эль»?

— Какие это звуки? Гласные или согласные?

— Это звуки звонкие или глухие?

— Звук [л] – твёрдый или мягкий?

— Звук [л’] – твёрдый или мягкий?

— Что мы делали для того, чтобы научиться писать и читать букву «эль»?

— Стул и руль

— 1 слог

— Один гласный звук

— Сколько гласных, столько и слогов

— Так как все согласные звуки в данном слове твёрдые

— [с]

— Согласный

— Твёрдый

— Глухой

— [Л]

— Согласный

— Твердый

— Звонкий

— Руль

— 1 слог

— Так как последний согласный звук [л’] мягкий, в конце стоит мягкий знак

— Данные слова состоят из одного слога

— В слове «стул» все согласные твёрдые, а в слове «руль» есть как твёрдый, так и мягкий согласный звук

— Буквой  «эль»

— На шалаш, лестницу, крышку дома, туфельку, ласточку, лыжи, ласты

— Печатная

— 8 букв «эль»

— Научиться писать букву «эль»

— Если девочка отправляется на новогоднее представление, шуточное шоу, карнавал, бал зверей

— Слоги

— ЛИ

— И

— Ландыш, лампа, лоб, лошадь, липа, лимон, лыжи, лысина, лупа, луна

— Верхнее

— Верхнее

— Верхнее

— Слова

— Стол, стул

— Сколько гласных – столько и слогов

— Уснули

— Уснул

— Катала

— Катал

— Кукла, куклы

— Нет

— Верхнее

— Верхнее

— Нижнее

— Среднее

— Верхнее

— Верхнее

— Среднее

— Верхнее

— Верхнее

— Среднее

— Нижнее

— Верхнее

— Верхнее

— Предложения, текст

— Предложения

— 3

— 3

— 2

— Да

— О девочке Оле

— Она катала кукол

— Куклы уснули

— «Оля и куклы», «Куклы», «Олины куклы»

— Нина и Инна

— Инна

— С заглавной (большой) буквы

— Т.к. это имя собственное (имя девочки)

— Восклицательный знак

— Предложение содержит вопрос

— С вопросительной интонацией

— С буквой «эль»

— [л], [л’]

— Согласные звуки

— Звонкие

— Твёрдый

— Мягкий

1. Мы характеризовали звуки;

2. Читали слоги, слова, предложения;

3. Находили в тексте слова с буквой «эль»;

4. Работали с иллюстрацией, с моделью слова;

5. Писали букву «эль», а также слоги, слова и предложения с ней.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

ПР7

ПР5

К1

П1

ПР1

К1

ПР5

К3

К1

К1

К1

К3

К1

К3

ПР4

ПР4

К1

К3

ПР4

К1

К3

К1

ПР4

К3

К3

К1

ПР3

ПР7

ПР4

К1

К3

ПР1

К1

К2

К3

6. Этап первичного

закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение

учащимися нового способа

действия при решении

типовых задач. Для реализации этой цели

необходимо, чтобы уч-ся

решили (фронтально, в

группах, в парах) несколько

типовых заданий на новый

способ действия при этом

проговаривали вслух

выполненные шаги и их

обоснование – определения,

алгоритмы, свойства и т.д

— Ребята, здравствуйте, меня зовут Арина Леонидовна,  и урок письма у вас проведу я.

— Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

— Что вы нового узнали?

— Молодцы.

6.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»

— Ребята, я  предлагаю вам проверить ваши знания, поиграв в игру «Лови ошибку».  

— Я буду читать вам утверждения, если вы считаете, что я права, то хлопаете в ладоши, если вы со мной не согласны, то поднимаете руку и исправляете меня.

  1. [а],[о],[у] – это гласные звуки.
  2. Буква «и» обозначает твёрдость предшествующего согласного.
  3. Буква «у» обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
  4. Буква «т’» обозначает звонкие звуки [т], [т’].
  5. Буква «эль» обозначает звуки [л], [л’].

— Молодцы, ребята, вы были внимательными.

6.2. Работа в прописях (стр. 24). Прописывание элементов и буквы «эль»

— Ребята, я бы хотела познакомить вас с заглавной буквой «эль».

— Давайте откроем учебник на 59-ой странице.

— Отличается ли заглавная буква «эль» от строчной?

— Да, правильно

— Ребята, я предлагаю вам открыть прописи и прописать букву «эль»

— Обратите внимание на доску, я покажу, как необходимо писать первый элемент буквы «эль».

Буква «эль» состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки; закругляем вправо вниз  доводим до нижней линии рабочей строки, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо,  и доводим до середины широкой вспомогательной строки.

Пальчиковая физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали –

(Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Так мы маме помогали.

— Обведите в прописях первый элемент буквы «эль» и допишите его самостоятельно до конца строки.

— Теперь пропишем второй элемент буквы «эль».

— Обратите внимание на доску, я покажу,  как правильно писать второй элемент буквы «эль».  

Пишем длинную наклонную палочку с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх до середины рабочей строки.

— Обведите в прописях второй элемент буквы «эль» и пропишите до конца строки самостоятельно.

— Кто выполнил, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы справились.

6.3. Дидактическая игра «Кто больше?»

— Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Кто больше?»

— Откройте страницу 60-ю.

— Кто больше придумает слов на  выбранную букву. Называем только зверей, рыб, птиц.

— Например, буква «А», каких вы знаете рыб, зверей, птиц, на эту букву?

— Теперь на букву «У».

— На букву «О».

— На букву «Ка».

— На букву «эль».

— На букву «эс».

— Какие вы внимательные и сообразительные. Молодцы!

6.4. Работа с омонимами «Лук» (стр. 60)

— Ребята, посмотрите на доску.

(На доске висят рисунки)

— Что вы видите?

— Что перепутал художник?

— Правильно, лук,  из которого стреляют, это стрелковое оружие, и он не может расти на грядках, и мы не можем стрелять из съедобного лука.

— Ребята, а как правильно?

— Молодцы.

— Давайте посмотрим на страницу 60-ю.

— У Нины лук.

И у Толи лук.

— Посмотрите на картинку. Как вы думаете, у кого какой лук?

— Почему вы так думаете?

— Молодцы.

— Что мы можем сказать, исправив ошибку художника и посмотрев картинку учебника?

— Какой мы можем сделать вывод?

— Да. Мы можем сказать, что это разные слова, и они имеют разные значения, хотя пишутся одинаково.  

Физкультминутка

В тёмном лесу есть избушка.

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка,

бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

словно угольки горят.

Ух! Сердитая какая.

Дыбом волосы стоят!

— Изучили букву  «эль». Научились её писать

Играют в игру и внимательно слушают учителя

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Да.

— Нет. Они похожи. Только заглавная буква выше строчной.

Следят за тем, как правильно писать букву «Л» заглавную.

Разминают пальчики. Наблюдают за учителем.

Прописывают второй элемент буквы «эль»

Играют в игру «Кто больше?»

— Лук, из которого стреляют, не может расти на грядках.

— Мы не можем стрелять из съедобно лука.

— Нужно переставить местами. Стрелок должен держать стрелковый лук.

— Девочка должна держать съедобный лук.

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

К2

Л1

К2

Л1

К1

К2

Пр5

Пр4

К3

К1

К2

Пр8

К3

К2

К1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Прописывание слогов с буквой «эль»

— Ребята, следите за моей рукой, я буду показывать, как правильно нужно писать заглавную букву «эль» на доске.

Заглавную букву «эль» начинаем писать так же, как и заглавную букву «А» только без последнего элемента.

Первый элемент Начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо вниз и, коснувшись нижней линии рабочей строки, ведём плавно вверх длинную наклонную линию. Не доводя до следующей строки, останавливаемся и ведём  длинную наклонную линию вниз до нижней рабочей строки. Коснувшись нижней линии рабочей строки не отрывая руки, закругляем элемент вверх.   

— Хорошо, а сейчас я проверю, как вы можете сами без моей помощи написать заглавную букву «эль» и слова с буквой «эль», откройте прописи на с. 24.

— Кто справился с работой, поднимите руку.

7.2. Прописывание слов с заглавной буквой «эль»

(Хожу по классу и наблюдаю за тем, как дети пишут)

— Ребята, почему слова Лина, Лука, Алла пишутся с большой буквы?

— Правильно, молодцы. 

Наблюдают за тем, как учитель на доске прописывает букву «эль».

Прописывают букву «эль» и слова с буквой «эль»

— Потому что это имена собственные.

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР4

ПР5

К3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1. Работа с текстом. Озаглавление текста (стр. 63)

— Ребята, откройте страницу 63-ю. Давайте прочитаем текст.

— О чём говорится в тексте?

— Давайте придумаем тексту заголовок.

«Алла и Ната»

-Хорошо, молодцы.

8.2. Конструирование предложений (стр. 63)

— Ребята, а давайте посмотрим на красную точечку после текста.

Ниже нам предложено задание. Давайте посмотрим, что это за задание.

— Ребята, это предложения?

— А почему нет? Чего не хватает?

— Да, не хватает слов. Я предлагаю вам по цепочке прочитать и вставить пропущенные слова.

Окуни и лини – рыбы. 

— Аисты и утки – птицы. 

— Лисы и лоси – звери.

— Ребята, теперь похоже, что это предложения?

— Почему?

— Правильно, молодцы.

8.3. Составление предложения к схеме (Где живут лисы и лоси?)

— Ребята, а где живут лисы и лоси?

— Обратите внимание на доску. Составьте предложение по схеме.

Сказка тараканище смотреть чуковский

        Сказка тараканище смотреть чуковскийСказка тараканище смотреть чуковскийСказка тараканище смотреть чуковскийСказка тараканище смотреть чуковскийСказка тараканище смотреть чуковскийСказка тараканище смотреть чуковский

— Какое у нас получилось предложение?

— Молодцы.

8.4. Подбор слов к модели (стр. 63)

— Ребята, обратите внимание, на 63-й странице, перед лентой букв, под красной точечкой нам дана схема.

— Посмотрите внимательно и скажите мне, сколько слогов в слове?

— Да, один слог.

— Давайте посмотрим, кто изображён на картинке? Какое из слов подойдёт к нашей схеме?  

— Пойдет слово аист? Почему нет? Правильно, потому что в слове аист 2 слога, а у нас в схеме один слог.

— Подойдёт ли слово лиса? Почему?

— Подойдёт ли слово утка?

— Так какое слово подходит?

— Правильно, слово лось. 

— Назовите первый звук в слове лось.

— «эль» — гласный или согласный? Твердый или мягкий?

— Молодцы, вы были очень внимательными на уроке.

Читают текст. Придумывают заголовок к тексту.

— Нет

— Не хватает слов. Нет законченной мысли.

Вставляют пропущенные слова.

— Есть законченная мысль.

Составляют предложение по схеме.

— «Лисы и лоси живут в лесу»

Подбирают слова, чтобы найти нужное слово, которое соответствует схеме.

— Нет. В слове аист 2 слога. Не подходит.

— Нет. Потому что в слове лиса 2 слога.

— В слове утка 2 слога. Не подходит.

— В слове лось один слог, значит слово лось подходит.  

— Звук [л’]

Согласный, твёрдый.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

К2

Л1

Пр3

Пр3

Л1

Пр3

К2

9. Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Работа с лентой букв

— Ребята, ниже на 63-й странице нам дана лента букв.

— В каком домике поселилась наша буква «эль»?

— Почему она на верхнем этаже?

— Правильно.

— А почему буквы « ка», «тэ» , «эс» на нижнем этаже?

— Молодцы.

9.2. Рефлексия

— Ребята, поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке?

— А остальным я желаю не быть молчаливыми на уроке, а тоже включаться в работу.

— Спасибо за урок, до свидания!

— Она обозначает звонкие, согласные звуки [л],  [л’].

Фронтальная

К2

  • Сказка теремок в картинках для детей распечатать для пересказа
  • Сказка сын медведь карельская
  • Сказка сундучок историй сказки на ночь
  • Сказка тайм зарайск меню
  • Сказка сутеева елка текст