Автор Андрей Измаилов На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Тараканище Текст
Часть первая
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле…
Едут и смеются,
Пряники жуют.
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую»
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
Только раки-забияки
Не боятся бою-драки;
Хоть и пятятся назад,
Но усами шевелят
И кричат великану усатому:
«Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами!»
И назад ещё дальше попятились.
И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
«Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!» —
«Не боимся мы его,
Великана твоего:
Мы зубами,
Мы клыками,
Мы копытами его!»
И весёлою гурьбой
Звери кинулися в бой.
Но, увидев усача
(Ай-яй-яй!),
Звери дали стрекача
(Ай-яй-яй!).
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.
И вскричал Гиппопотам:
«Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги,
Выходите из берлоги
И врага
На рога
Поднимите-ка!»
Но быки и носороги
Отвечают из берлоги:
«Мы врага бы
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дёшевы».
И сидят и дрожат под кусточками,
За болотными прячутся кочками.
Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно, как зубы стучат,
Только и видно, как уши дрожат,
А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И скорее со всех ног
Наутёк.
И акула
Увильнула,
Только хвостиком махнула.
А за нею каракатица —
Так и пятится,
Так и катится.
Часть втораяВот и стал
Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому
(Чтоб ему провалиться, проклятому!).
А он между ними похаживает,
Золочёное брюхо поглаживает:
«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!»
Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.
Да и какая же мать
Согласится отдать
Своего дорогого ребёнка —
Медвежонка, волчонка, слонёнка,—
Чтобы несытое чучело
Бедную крошку замучило!
Плачут они, убиваются,
С малышами навеки прощаются.
Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
«Разве это великан?
(Ха-ха ха!) Это просто таракан)
(Ха-ха-ха!) Таракан, таракан, таракашечка,
Жидконогая козявочка — букашечка.
И не стыдно вам?
Не обидно вам?
Вы — зубастые,
Вы — клыкастые,
А малявочке поклонилися,
А козявочке покорилися!»
Испугались бегемоты,
Зашептали: «Что ты, что ты!
Уходи-ка ты отсюда!
Как бы не было нам худа!»
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана —
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.
То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!
Ослы ему славу по нотам поют,
Козлы бородою дорогу метут,
Бараны, бараны
Стучат в барабаны!
Сычи-трубачи
Трубят!
Грачи с каланчи
Кричат!
Летучие мыши
На крыше
Платочками машут
И пляшут.
А слониха, а слониха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
Вот была потом забота —
За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам приколачивать!
Краткое содержание:
Главные герои сказки «Тараканище» — звери, птицы, насекомые весело путешествуют на разных видах транспорта. Но дорогу им преграждает страшное чудовище – усатый таракан, который грозится съесть веселых путешественников. Испугавшись таракана и его огромных усов, одни герои сказки падают в обморок, другие разбегаются в разные стороны. Их пытается приободрить Гиппопотам, но звери его не слушают.
В результате таракан стал повелителем полей и лесов и все ему покорились. Таракан стал требовать, чтобы звери принесли к нему на съедение своих детей. Испуганным родителям было очень жалко отдавать любимых детишек на расправу усатому чудовищу и они обливались горькими слезами.
Зверей пыталась приободрить кенгуру, прискакавшая однажды утром. Она убеждала испуганных героев сказки в том, что таракан не так страшен, как кажется и что его можно победить. Но звери не поверили кенгуру и советовали той уходить прочь.
Положение спас Воробей. Он прилетел из далеких полей, весело почирикал и склевал страшного таракана. Все обрадовались и стали прославлять Воробья. А потом принялись праздновать победу над ужасным чудовищем. Таково краткое содержание сказки.
Часть первая
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле…
Едут и смеются,
Пряники жуют.
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую»
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
Только раки-забияки
Не боятся бою-драки;
Хоть и пятятся назад,
Но усами шевелят
И кричат великану усатому:
«Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами!»
И назад ещё дальше попятились.
И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
«Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!» —
«Не боимся мы его,
Великана твоего:
Мы зубами,
Мы клыками,
Мы копытами его!»
И весёлою гурьбой
Звери кинулися в бой.
Но, увидев усача
(Ай-яй-яй!),
Звери дали стрекача
(Ай-яй-яй!).
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.
И вскричал Гиппопотам:
«Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги,
Выходите из берлоги
И врага
На рога
Поднимите-ка!»
Но быки и носороги
Отвечают из берлоги:
«Мы врага бы
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дёшевы».
И сидят и дрожат под кусточками,
За болотными прячутся кочками.
Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно, как зубы стучат,
Только и видно, как уши дрожат,
А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И скорее со всех ног
Наутёк.
И акула
Увильнула,
Только хвостиком махнула.
А за нею каракатица —
Так и пятится,
Так и катится.
Ақбота
» б / б ересектер тобында ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі»
Конспект
организованной учебной деятельности в старшей группе дс «Акбота»
№
35
Өткізу
күні/Дата проведения: 19.05.2021г.
Тәрбиеші/Воспитатель:
Кравченко А.И.;
Білім беру
саласы/Образовательная область: «Коммуникация»
Пән/Предмет:
Художественная литература
Өтпелі
тақырыбы/Сквозная тема: «Здравствуй,
лето красное»
Тақырыбы/
Тема:
Сказка К.И. Чуковского «Тараканище»
Мақсаттары/
Цели: Помочь
детям запомнить последовательность развития сюжета, заметить смену настроения у
персонажей сказки; отметить пережитые ими чувства радости, страха и тревоги.
1.Тәрбиелік/Воспитательная:
Воспитывать
познавательный интерес. Учить детей составлять модель сюжета сказки. 2.Дамытушылық/Развивающая:
Развивать
умение слушать произведение и эмоционально его воспринимать.
3.Оқыту/Обучающая:
Учить
детей связно и грамматически правильно передавать содержание сказки, используя
авторские слова и выражения. Учить определять и передавать эмоциональное
состояние героев сказки, пользуясь жестом, мимикой.
Педагогикалық
технологиялар/ Педагогические технологии: здоровьесберегающие,
игровые, личностно – ориентированные технологии, ИКТ.
Ресурстармен
қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:
Билингвальді
компонент/ Билингвальный компонент:
Ұйымдастырылған
оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Посадить детей.)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все готовы слушать?
– Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие – в
путешествие по сказкам одного из самых известных и любимых детских писателей. А
для того, чтобы узнать, как его зовут, вы должны будете разгадать кроссворд.
1.Мы ходим ночью ходим днём ,
Но никуда мы не идём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы ,друзья, не бейте нас…(Часы)
2.Кто с ногами влез в варенье ,
Да ещё без разрешенья,
И жужжит всё возле уха,
Надоедливая..(Муха)
3.Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький…..(фонарик)
4. Всех излечит, исцелит
Добрый доктор …! (Айболит)
5.Стоит Парашка-
Держит чашку,
Голову склонила
Носик опустила,
А из носика струится
В чашку чистая водица…(Умывальник)
6. Ночью спрячется оно-
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное …(Солнце)
7. Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый …!(таракан)
8. Жаркий
, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Эти дни –вершина лета
Что ,скажи, за месяц это?.(июль)
А за ним-то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое …?”
9. В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный…(бармалей)
— Так как же фамилия этого загадочного писателя?
Правильно!
-А какие сказки дедушки Чуковского вы знаете?
-Этот писатель написал замечательные сказки: («Муха-Цокотуха»
«Краденое солнце» «Тараканище» «Путаница» «Айболит» «Телефон» «Федорино горе»
«Бармалей» «Чудо-дерево» «Крокодил» «Мойдодыр»).
— Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в
чистоговорках чётко.
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
-А кто написал все книги, в которых живут герои
чистоговорок? (К. Чуковский).
-Сегодня мы познакомимся с одной из его замечательной сказкой
«Тараканище».
— Как вы думаете, кто герой этого произведения?
— Послушайте внимательно стихотворение. Я вам его сейчас прочитаю.
«Тараканище»
Ехали медведи I
На велосипеде.II
А за ними кот I
Задом на перед. II
А за ним комарики I
На воздушном шарике. II
А за ними раки I
На хромой собаке. II
Волки I на кобыле. I
Львы I в автомобиле. II
Зайчики I в трамвайчике. I
Жаба I на метле..II
Едут и смеются, I
Пряники жуют. II
Вдруг из подворотни I
Страшный великан, I
Рыжий и усатый I
Та-ра-кан! II
Таракан, I Таракан, I Тараканище! I
Он рычит, I и кричит, I
И усами шевелит: II
«Погодите, I не спешите, I
Я вас мигом проглочу! II
Проглочу, I проглочу, I не помилую»…II
— А почему произведение называется «Тараканище», а не «Таракан»
или «Тараканчик»?
— Назовите животных, о которых говорится в стихотворении?
-Что кажется вам особенно необыкновенным в этом
произведении?
-Понравилась вам сказка? Какая она: весёлая или грустная,
смешная или страшная?
(Фрагмент мультфильма «характер таракана»
Давайте охарактеризуем таракана, какой он?
-Ребята, я выбрала слова, значение которых вам может быть не
понятно.
Задом наперед-повернув или повернувшись задней частью вперёд.
Хромая собака-собака, которая хромает.
Подворотня-проём в стене дома, в здании для проезда, прохода.
Великан-человек огромного роста.
Кобыла-лошадь женского рода.
-Ребята, я вижу что вы устали, поэтому предлагаю немного
отдохнуть. Вышли все из-за парт и повторяем движения за мной.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге(Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивания –руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.(Вращения головой)
Наклонился взад-вперёд. (Наклоны взад-вперёд)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
Наконец медведь наелся.
И на брёвнышко уселся.( Дети садятся за парты)
Путешествие по страницам книг К.И.Чуковского.
-Ребята, русская народная пословица гласит «Кто много
читает, тот много знает». Мы сейчас будем отгадывать загадки, вспомним сказки
К.И.Чуковского, а если что не отгадаем, значит сделаем вывод для себя «Чтобы
много знать, нужно всем нам читать». (Собираем «Чудо –дерево»).
«Вспомни сказку».
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови
сказку.
Веселится народ –
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
— Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаница)
Аукцион «Умные читатели»
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?
Федорино горе
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался?
Бармалей
3.В какой сказке прославляют воробья? Тараканище
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить
словами: «Чистота – залог здоровья!» Федорино горе, Мойдодыр
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное
преступление – попытка убийства? Муха- Цокотуха
3тур «Кто есть кто».
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит — (доктор)
Бармалей — (разбойник)
Федора — (бабушка)
Каракула — (акула)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
Цокотуха — (муха)
Рыжий, усатый великан — (таракан).
Итог урока
-С каким писателем мы познакомились?Слайд№21
— Давайте вспомним ещё раз сказки замечательного автора.
– Почему нам нравятся эти сказки?
— Давайте сделаем вывод:
Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
— Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!.