Сказка тайное становится явным драгунский

литературное чтение 2 класс. тема: в.ю.драгунский тайное становится явным. прогнозирование текста. цели урока: - познакомить детей с произведением в.ю.

  Литературное чтение 2 класс.

Тема: В.Ю.Драгунский
«Тайное становится явным». Прогнозирование текста.

Цели урока:

— познакомить детей с произведением В.Ю.
Драгунского «Тайное становится явным»

— совершенствовать навыки  выразительного
чтения, приемы понимания текста, обогащать активный словарный запас

 — развивать навыки беглого выразительного
чтения                                                                        
— формирование нравственных качеств учащихся на примере художественного произведения
В.Драгунского.          

   ПредметныеЗнания: познакомятся с жизнью и творчеством
детского писателя В. Драгунского; узнают, как тайное может стать явным.

Умения: научатся прогнозировать развитие событий в
произведении, понимать юмор, анализировать заголовок.

 Регулятивные:
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона; предвосхищать результат.

Познавательные:
анализировать информацию;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); устанавливать
аналогии.

Коммуникативные:
ставить вопросы, задавать
вопросы; слушать собеседника

Личностные: Проявляют самостоятельность и личную
ответственность за свои поступки; приобретают навыки сотрудничества в разных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: презентация для урока, выставка книг,
смайлики, учебник.

Ход урока

Орг. Момент

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Парта это не кровать

И на ней нельзя лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

 Разминка.

 Начинаем урок чтения с разминки.

Посмотрите на экран: перед вами
четверостишье

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал – утаил.

Отец об этом разузнал.

Поступок Вани явным стал.

-прочитайте четверостишье жужжащим способом

 прочитает четверостишье вопросительно

-прочитайте четверостишье жалостливо

— прочитает его быстро

 Итог. —  Ребята, подумайте, зачем мы
читали одно и то же четверостишье разными способами и интонациями?
  

Совершенно верно подобные упражнения развивают
быстроту чтения,                                                                                                      
                   чтение должно быть выразительным иногда нужно прочитать
жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно?  Всё зависит от того
как вы к этому относитесь, как воспринимаете.

-А вы узнали героя? 

-Из какого произведения и кто автор?

-Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали
все)

Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

   Тайное  становится явным.

-Как вы понимаете смысл этих слов?

Постановка темы и цели урока. Сообщение
темы урока.

 — Сегодня мы будем читать произведение с
таким  названием. А кто же его автор?

Работа в паре.

 Посмотрите  очень внимательно на карточки и
попробуйте найти неповторяющиеся буквы, составьте из них фамилию .

Какая фамилия у вас получилась?

(Драгунский) появляется (слайд ) с его
фотографией и биографией.

Работа по теме урока.

Совершенно верно,  сегодня мы поговорим
именно о писателе Викторе Драгунском.

  Биография

    Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913
года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились
в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал
актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много
юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это
веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его
друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска,
а в образе папы легко узнать самого писателя.

  — Посмотрите внимательно на выставку
его книг. Это только маленькая часть его произведений.

Как вы думаете, о ком и для кого писал
Виктор Драгунский?

(о детях и для детей)

Кто заинтересуется его жанром, то добро
пожаловать в школьную библиотеку. Нина Валерьевна всегда рада будет помочь вам
в выборе заинтересовавших вас произведений.

Итог.                                                                                                                                                
— Так  каким  человеком был Виктор Драгунский?

(он был весёлым человеком и очень любил детей)

— Как  называется его главная книга?

(Денискины рассказы)

Совершенно верно, поэтому множество своих
произведений он посвятил детям.

И сегодня на уроке мы познакомимся с одним из
его произведений

Прочитайте название произведения

В. Драгунский   « Тайное становится явным»

Прежде чем приступить к чтению произведения
разберем слава, которые вам встретятся. Словарная работа: (посмотрите на
экран)

Первое слово —  «Грановитая палата» —
Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем: (слайд )

Памятник архитектуры в Московском Кремле,
одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении
столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она
являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы,
торжественно объявляли наследников русского престола.

Следующее выражение …..

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным
.
Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом
словаре.

Это человек, обладающий большой внутренней
культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в
различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно
обозначает?

Прочитаем значение этого слова из толкового
словаря.

Порочащая информация или распространение
заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или
подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами?

Ложь, враньё, выдумка, наговор.

 И последнее слово язвительный – что
это значит?

Злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы:

злой, обидный, резкий, ядовитый, , колкий.

Физминутка

Знакомство с текстом.

 — Открыли учебники на стр. 160

 — Следим за моим чтением.

Чтение рассказа вслух учителем, все дети следят,
до слов: «А я остался с кашей наедине»

— Как вы думаете, что может произойти дальше?

Продолжают читать ученики.

Чтение до слов: «А в это время вошла мама».

— Как вы думаете, мама догадалась, что Дениска
вылил кашу?

Заканчивает рассказ читать учитель.

— Понравилось  вам произведение?

— Чем понравилось?

-Какой жанр этого произведения? (жанр-
юмористический рассказ) 

Тест. А сейчас
давайте  проверим внимательно ли вы прослушали рассказ.  Прочитайте  и выберите
правильный ответ.

1. Как зовут главного
героя?

—  Мишка

—  Дениска

—   Вовка.

2. Куда хотела мама
отвести Дениску?

—   в Мавзолей

—   в Грановитую
палату

—   в цирк.

3. Какая каша была
предложена на завтрак?

—   манная

—   гречневая

—   овсяная.

4. Что сделал Дениска
с кашей?

—   съел

—   выбросил в окно

—   отдал собаке.

5. Куда шел
гражданин, на шляпу которого упала каша?

—   в магазин за
покупками

—   в театр на
спектакль

—  
фотографироваться.

6. Как мама отнеслась
к поступку Дениски?

— обрадовалась

— заплакала

— ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для
себя из этого случая сделал Дениска?

—   Я все равно пойду
в Кремль!

—   Тайное  всегда
становится явным.

—   Я весь вечер
проведу в углу.

  Итог урока.

 — Какое произведение мы читали на уроке?

 — Кто его автор?

 — Какой урок для себя вы извлекли из этого
произведения?

Дом. задание.

 Рефлексия.

Картинка 1 из 606http://st.kinopoisk.ru/im/poster/8/8/4/kinopoisk.ru-Cheburashka-884874.jpghttp://cs4308.vkontakte.ru/u36597158/-1/x_47e5a3a9.jpg II. Актуализация опорных знаний

«Давайте  повторим»     ( 4 слайд)

Учитель: Вспомните название раздела,
который мы изучаем? (на слайде появляется название «И в шутку и всерьёз»).

Учитель:  Произведения  каких авторов 
мы читали?

Игра « Назови автора».

— Соотнеси фамилию автора с
названием произведения.    (5 слайд)

Учитель: Ребята, а почему вы не смогли
назвать из какого произведения эта иллюстрация? (дети высказывают мнения)

Учитель: А вы бы хотели познакомиться
с новым произведением и его автором?

      III.
Подготовка к изучению нового материала  
(6 слайд)

Учитель: Найдите  неповторяющиеся буквы и сложите  из
них фамилию писателя.

Учитель:  Какая фамилия у вас получилась?   (Драгунский)

Учитель:  Кто слышал фамилию этого писателя и читал его
произведения?

— Что пишет
Драгунский: стихи, сказки, басни, рассказы.

— Какие рассказы вы
уже читали? (дети называют)

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=141556656-40-72  

  IV.
Изучение нового материала.

1.  Рассказ
учителя   
(7 слайд)

Драгунский Виктор
Юзефович     (
30 ноября 1913г. — 6 мая 1972г.

советский
актёр и писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Виктор
Драгунский родился в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре
родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец
Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву.

Виктор
рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание.

В 16 лет
он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке
людей по Москве-реке у Нескучного сада.     (8 слайд)

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=373684981-70-72— Но больше всего на свете Виктора
манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.

Он
организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали,
разыгрывали сценки.

В этих группах Драгунский был автором маленьких
пьес, актёром, режиссёром.    (9 слайд)

image006http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=371276899-29-72http://st.free-lance.ru/users/masai/upload/f_4a020502924dc.jpg— Виктор Драгунский
признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от
клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном. (10 слайд)

Но ведь зрители смеются
не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на
манеже, и прежде всего над тем, что они говорят.

http://i48.servimg.com/u/f48/11/18/23/51/210110.gifhttp://chernavabibl.ucoz.ru/oformlenie/kniga_pero.jpg— Самое главное
придумывать весёлый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор
Драгунский. Он писал репризы (так называется текст для клоунов), эстрадные
сценки, песни.  (11 слайд)

— В детской
литературе Драгунский известен, как автор серии замечательных произведений под
общим названием «Денискины рассказы».

http://www.zlatoriza.ru/uploads/items/big/01-11478.jpghttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=15659710-55-72http://books.finam.ru/photos/abr02/abr35892.jpgГлавным героем всех историй является мальчуган по
имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской.    ( 12 слайд)

http://www.kmrz.ru/catimg/68/68127.jpghttp://bschpushkin.ru/jirbis/images/DM/DM_CH-G/16.jpghttp://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1003215053.jpghttp://www.uchebnik.com/linkpics/45750b.jpg— Виктору Драгунскому было
без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей.  ( 13
слайд)

http://booklance.kz/img/books/big/b201c2bf43d13de63302a5be8c1126af.jpg

http://www.tccs.ru/images/catalog/c1b24b5b6ee8bf3af77158781031fdd7.jpg— Все рассказы разные: над одними смеёмся до
слёз, над другими задумываемся, грустим…(«Девочка на шаре», «Он живой и
светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Заколдованная буква»).   (14 слайд)

http://900igr.net/datai/literatura/Dragunskij/0008-017-V.Dragunskij-uspel-napisat-k-japonskomu-sborniku-iskrennee-i-veseloe.jpghttp://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1004707653.jpghttp://www.nanya.ru/images/opit/10613/2.gifhttp://server.audiopedia.su:8888/staroeradio/images/pics/000121.jpg

Учитель: Каким был человеком В. Драгунский?  (дети
высказывают мнения)  (весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).

2. Учитель:   (15 слайд)

— Ребята, найдите
ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня
познакомимся.

Составьте пословицу
из слов:   не   мешке   утаишь   в   шила.  ( Шила в мешке не утаишь).

Учитель:  Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой
пословицы.

(дети высказывают
свои мнения)

—  Невозможно скрыть
то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

— Правду не скроешь.

— Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Учитель: Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится
явным».

— Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это
произведение.

http://www.kmrz.ru/catimg/31/31221.jpgУчитель: Что бы вы хотели узнать?

«Хотим узнать»   (16 слайд)

— О чём может идти
речь в этом произведении,  судя по названию?

— Что значит тайное
становится явным?

— Чем закончится
рассказ?

Учитель:  Но прежде
давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

(вначале дети высказывают
свои мнения, затем обращаемся к словарю)

— Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов?
(толковый словарь)

Как им пользоваться? (Найти значение слова по первой букве.
Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.)

3. Словарная работа.       (17 слайд)

 — Что такое тайна? (дети высказывают мнения)

1. Нечто скрываемое
от других, известное не всем;

2. нечто
неразгаданное, ещё не познанное;

3. скрытая причина
чего-нибудь;

— Назовите синоним к
слову тайна  (секрет).

-Что значит
«тайное»?  

Тайное — секретный,
потайной, скрытый, затаённый.

— Явное? — Открытое,
откровенное.

— Прочитайте
выражение  «Грановитая палата».     (18 слайд).

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/71/Granovitaya_palata_01.JPG

Учитель: Кто знает что это такое?

(Памятник архитектуры
в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой
палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни
Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались
иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола,
заседали Земские соборы).

(19 слайд)

Учитель: Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?  
Ученики: высказывают своё мнение.

Учитель:  Давайте прочитаем значение этого выражения,
как оно даётся в толковом словаре.

(Это человек,
обладающий большой внутренней культурой).

—  Клевета
что оно означает? 

 (Порочащая
информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и
достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

Учитель: Подберите синонимы к этому слову.

(Ложь, враньё,
выдумка, наговор).  

— Что значит слово язвительный?

(Стремящийся
досадить, злобно-насмешливый).  

    V.
Первичное ознакомление с текстом.          

I. Первичное чтение рассказа.

1.Чтение до слов:
«Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

Учитель:  Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Вторичная
остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

Учитель:  Как вы думаете, что может произойти дальше?

3. Третья остановка
после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

Учитель:  Предположите, что может произойти дальше?

4. Дочитывание
рассказа  до конца.

II. Проверка первичного восприятия.

— Понравился вам рассказ?

 — Совпали ли ваши мнения до и
после прочтения рассказа?

— В каких
словах выражена главная мысль рассказа?

— Какой фрагмент
рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

— Сочувствуете ли вы кому-нибудь
из героев рассказа?  Почему?

                                              Физкультминутка

      VI
Анализ литературного произведения. 

1. Работа с
текстом
.  Повторное чтение рассказа вслух по частям, беседа после чтения
каждой части.   (20 слайд)      

Учитель:  Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама
объяснила свои слова?  («Тайное становится явным»)

Учитель: Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что
она ему предложила?   (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

Учитель: Что испытывал Дениска, когда экспериментировал
с кашей?  (чувство обиды, досады)

Учитель:  Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому
выплеснул кашу на улицу?  Почему автор использует это выражение?

(высказывания детей)

2.  Чтение –
разведка
      (21 слайд)

— Ребята, вы будете «разведчиками».
 Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные
сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал
Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару;
долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена).

3.  Выборочное
чтение.
     (22 слайд)

Учитель:  Прочитайте как выглядел дяденька?

(На голове у этого
дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в
ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко  за воротником, и на плечах,
и на левой брючине).

—  По какой примете Денис понял, что мама очень
рассердилась?

(Мама посмотрела на
меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что
мама ужасно рассердилась).

image026—  Найдите
отрывки, которые могли бы прочитать вот эти человечки? Зачитайте.           

(Главное, я иду
фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная…)

image027        

(Тут мама посмотрела
на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета,
что мама ужасно  рассердилась).

http://festival.1september.ru/files/articles/50/5026/502610/3.jpg4.  Какой фрагмент проиллюстрировал художник?  (23 слайд)

— (И тут я вспомнил, что
у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в
кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб
полезли и остановилось дыхание…).

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/dragunsky/deniskini_rasskazy/img_20.jpg

— ( Я взял тарелку,
быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)                                                                    
(24 слайд)

Картинка 56 из 27546

-(«Извините,
пожалуйста», — сказала она тихо, — разрешите я вас почищу, пройдите
сюда»!)                                           (25 слайд)

http://festival.1september.ru/files/articles/51/5145/514503/5.jpg

— (И к нам вошёл какой-то
дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не
пойду).                     (26 слайд)

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/dragunsky/deniskini_rasskazy/img_23.jpg— (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее
Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и
знаю, где сидел Иван Грозный).                                    (27 слайд)

5.  Практическая
работа        
(28 слайд)

УчительДавайте составим
цитатный план этого рассказа.
У вас на столах лежат листочки с цитатами
из текста.

— Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

Овал: 3Овал: 2Овал: 5Овал: 4Овал: 1Впишите в кружки
соответствующие цифры.

               «Видеть
не могу манную кашу!»

               «Вы
выливаете разную гадость за окно!»

               «Ты
это запомнил на всю жизнь?»

               «Ты должен
съесть всё до дна!»

               «А я
остался с кашей наедине».

Учитель:  Проверьте правильность выполнения задания
на слайде

В. Ю. Драгунский
«Тайное становится явным»
.

Цели:                                                                                                                                                                                 
 1; познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»;                                                                                                                            2;
развивать навыки беглого выразительного чтения, умение анализировать поступки
героев, прогнозировать текст;                                                                                  3;
воспитывать честность.

                                Ход  урока

Актуализация знаний.

— Как 
называется раздел, по которому мы продолжаем работу ?              (“Мы
с мамой и папой”)

— О чем рассказывают произведения, включенные в данный раздел?
             
семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями
и детьми).

– Давайте прочитаем слова
испанского писателя Мигеля Сервантеса.                       (Читают со слайда
«Правда всегда
поднимается над ложью, как масло над водой».)
                                                                                                              
                                               — Как вы понимаете смысл
этих слов? (О правде всегда узнают.)                                                                      
 

— Скажите что писал Виктор Драгунский стихи, сказки
или рассказы?

— Верно рассказы.

— А какие рассказы он писал: смешные или грустные?

— Чему учат рассказы Виктора Драгунского?

(доброте, вежливости, дружбе)

— Как вы думаете, каким был  человеком Виктор
Драгунский?

(Он был весёлым человеком и очень любил детей)

— Совершенно верно. Поэтому множество своих рассказов
он посвятил детям.

И сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов,
который называется «Тайное становится явным».

— О чем может идти речь в этом произведении, судя по
названию?                                                                 —
Какую же тайну скрывает это рассказ? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?                                                                                                                                                       
— Ребята, любите ли вы тайны?                                                                                                                                                         —
Подберите слова близкие по значению синонимы к слову «тайна». (секрет)                               
                                                                                                                                    
   —
Иметь тайны хорошо или
плохо?                                                                                         
                                           —  Что значит тайное? ( Секретное,
потайное, скрытое, затаённое).
— Как вы понимаете значение слова “явное”? (Открытое, откровенное).

— Подберите синонимы (известным,
всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).

— Какой  пословицей можно
озаглавить рассказ?  (Шила в мешке не утаишь).
— О чём может идти речь в этом произведении,  судя по названию?                                         
— Чем закончится рассказ?                                                                                                                                     —
Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.

 Чтение вслух по частям с
комментариями.                                                                  
А) 1 часть.                                                                                                                                                         
— Какую хитрость
придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?

Б) 2 часть.

— Как называет мама Дениску? (Вылитый
Кощей)
                                                                —
Почему она так его назвала?                                                                                                       
— Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу?          (Заботилась
о сыне…)
                                                                                                                    
— Куда мама собиралась пойти после завтрака с Дениской?                                
                               — Был ли он раньше в Кремле?                                                                                                       
— Что посещал. Что видел он там?                                                            
                      (Грановитую и  Оружейную палату, Царь – пушку).

— Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?

ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы (полезно, надо утром кушать каши)

МАЛЬЧИКИ – позицию Дениски (не любит, невкусно)

— Кто прав?

— Как вообще можно разрешить конфликт? (уступить, договориться)         
— Как решили конфликт мам и Дениска? (договорились)

В) 3 часть.
Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.

— Любил ли Дениска манную кашу?                                  
                                     — Какие чувства испытывал Дениска, когда
экспериментировал кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).                                                             
Что он делал, чтобы съесть кашу?
(Пошлёпал ложкой, посолил, посыпал сахаром, долил кипятку, добавил хрена.)
                                                                    —
Какое выражение использует автор, чтобы показать, что кашу есть невозможно? (Глаза
на лоб полезли.)
                                                                                 —
Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? (Обрадовалась)

Г) 4 часть.

— Какого человека называют
интеллигентным?                                              Интеллигентом называют человека, обладающего
большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.

— Как вы понимаете выражение
«язвительно рассмеялся милиционер»? (Злобно – насмешливо).                                                                     
                                                   – Как изменилось настроение
у Дениски? ( Он испугался).                                                 
 — Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его
шляпе , брюках. А что он при этом чувствует? – Зачем автор смеётся сам и даёт
нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом
рассказе? (Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте.
Никому не нравится, когда над ним смеются).                                                                                                                             

Хорошо ли Дениска знал свою маму? (Хорошо)
— Какие слова это доказывают? Прочитайте. (Тут мама посмотрела на меня, и
глаза у неё стали зелёные, как крыжовник…)

— Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо?                      
 (У неё изменилось настроение.)                                                                              
— Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает,
затем испытывает стыд и неловкость за сына).

Д) 5 часть.

— Дочитаем
рассказ до конца.
— Почему мама “смотрела долго на сына”? (Хотела понять, что чувствует
Дениска).
                                                                                                                                   —
Чувства мамы смешались. С одной стороны она очень любит Дениску, доверяет ему,
а с другой она не понимает, как такое мог сделать её сын.                      
— Почему мама не стала наказывать Дениску? (Очень любит его.)
— Каков  Дениска по характеру? (Веселый, озорной, выдумщик,
внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей
неправоте.)
                                                                                 
                                                  — Что он запомнит на всю
жизнь? (Постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).

Работа
в парах.

Восстановите
последовательность событий, пронумеровав части.

У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.
Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий.

image001image002«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»image003

«Ты должен съесть все до конца!»

image004«Ты это запомнил на всю жизнь?»

image005«А я остался с кашей наедине»

— Давайте проверим.

Итог урока.

Ребята, а в вашей жизни происходили какие – либо ситуации, в
которых тайное становилось явным?

— Чему учит нас это произведение? (Нужно всегда
говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно.
Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда- то об этом
все равно узнают).

— Какая проблема волнует автора? (Отношения
детей и родителей. Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).

 

Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Я
предлагаю вам выбрать 1 из предложений и закончить его.

  • Было интересно …
  • Я понял, что …
  • Меня удивило ….
  • Я сделал вывод, что
  • Мне захотелось …                                                                                                                          
            После сегодняшнего урока я….

Домашнее задание.

Закончить  урок я бы хотела словами Якова
Акима, близкого друга Драгунского.

 «Юному человеку нужны все
витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты,
благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим
ребятам щедро и талантливо В.Драгунский».

— Читайте рассказы Драгунского и
получайте нравственные витамины.

Расставьте  по порядку,
происходящие в тексте действия.

image006image006«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за
окно!»

image007«Ты должен съесть все до конца!»

image008image002image002«Ты это запомнил на всю
жизнь?»

  «А я остался с кашей наедине»

Расставьте  по порядку,
происходящие в тексте действия.

image009image009«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за
окно!»

image009«Ты должен съесть все до конца!»

image010image006image006«Ты это запомнил на всю
жизнь?»

  «А я остался с кашей наедине»

Расставьте  по порядку,
происходящие в тексте действия.

image011image011«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за
окно!»

image002«Ты должен съесть все до конца!»

image012image013image013«Ты это запомнил на всю
жизнь?»

  «А я остался с кашей наедине»

Расставьте  по порядку,
происходящие в тексте действия.

image014image014«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за
окно!»

image014«Ты должен съесть все до конца!»

image015image001image001«Ты это запомнил на всю
жизнь?»

  «А я остался с кашей наедине»

59 рассказов

Англичанин Павля

Англичанин Павля Родители мальчика Дениски в последний августовский день купили сладкий ароматный арбуз, чтобы вместе с сыном отметить начало нового учебного года. Только семейство уселось за стол, явился Павлик – приятель Дениса. Во время летних каникул ребята не виделись, и Дениска очень обрадовался встрече. Слопав три огромных ломтя арбуза, Павля…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 3 мин.)

Друг детства

Друг детства читать Денискины рассказы Драгунского Денису Кораблеву уже шесть лет, а он никак не может решить, кем же станет в будущем. Еще бы, ведь на свете так много интересных профессий! Однажды Дениска посмотрел по «телеку» соревнования боксеров и загорелся новой идеей. Он станет, конечно же, боксером – самым сильным и успешным. Но для осуществления мечты ему срочно нужна боксерская груша…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 5 мин.)

Арбузный переулок

Сказка тайное становится явным драгунский Дениска отказался есть молочную лапшу, которую ненавидел из-за пенок. Тогда отец усадил его напротив и рассказал историю из своего голодного военного детства. Как-то раз, мечтая о корке хлеба, папа забрел в один из московских переулков и вдруг увидел целую машину арбузов. Как завороженный, смотрел он на эту картину. Неожиданно один арбуз…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 7 мин.)

Главные реки

Главные реки денискины рассказы читатьПервоклассник Денис Кораблев не выучил заданное на дом стихотворение Некрасова и начал рассказывать стих Пушкина. Учительница в недоумении остановила Дениску. Тогда верный друг Мишка с помощью мимики и жестов начал подсказывать, что читать следует стихотворение «Мужичок с ноготок». В конце концов Дениска, расслышавший лишь фразу «мужичонка с…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 5 мин.)

Девочка на шаре

Девочка на шаре читать Денискины рассказы Драгунского Однажды Денискин класс отправился на представление вместе в цирк. Один из номеров поразил Дениса в самое сердце. Это была маленькая эквилибристка – девочка на шаре. Юная циркачка, не сходя с шара, танцевала и ловко играла звенящими обручами. Платьице ее переливалось, оркестр играл прекрасную мелодию. С тех пор чудесное видение не оставляло Дениса…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 11 мин.)

Заколдованная буква

Заколдованная буква читать Денискины рассказы Драгунского Дошкольники Дениска, Мишка и Аленка увидели, как в их двор грузовик привез елку. Естественно, такое необыкновенное событие взволновало ребят. Рассматривая колючие ветки, Аленка заметила чудесную «сыску». Дениска с Мишкой посмеялись над подружкой и заметили, что для взрослой пятилетней девочки такое даже неприлично. Бурное веселье мальчишек чуть…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 2 мин.)

Тайное становится явным

Тайное становится явным читать Денискины рассказы Драгунского Дениска заинтересовался смыслом выражения «Тайное становится явным». Мама объяснила ему, что обман со временем всегда раскрывается. И вскоре Денис убедился в правоте маминых слов. Мальчик наотрез отказался есть на завтрак манную кашу, и тогда мама поставила условие: он съедает тарелку каши, и они идут на прогулку в Кремль. Чтобы сделать кашу…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 4 мин.)

Бы

Бы читать Денискины рассказы Драгунского Маленький мальчик за обедом размечтался о том чудесном времени, когда все будет «наоборот». Вот было бы замечательно, если б взрослые начали слушаться детей! Герой рассказа мгновенно представил себя «командиром» над мамой и папой. Например, мама кушает суп без хлеба, а он строгим голосом приказывает взять кусок: «Ешь сейчас же, тебе говорю!» И…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 3 мин.)

Где это видано, где это слыхано…

Где это видано, где это слыхано Денискины рассказы Друзей Дениску и Мишку попросили выступить на школьном мероприятии: спеть юмористические куплеты про некоего Васю, за которого папа все время решает задачки по математике, и других нерадивых учеников. От волнения приятели позабыли некоторые фразы. В итоге Дениска громко-прегромко пропевал первую фразу, Мишка тихонько тянул вторую, и на этом месте…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 9 мин.)

Он живой и светится

Он живой и светится читать Денискины рассказы Драгунского Маленький Дениска сидел в песочнице с игрушечным самосвалом. Вскоре к нему присоединился приятель Мишка. Мишке так нравится самосвал, что он попросил одолжить его на денек. Но Денису совсем не хотелось расставаться с любимой машинкой. Тогда Мишка предложил меняться, но Денис от всего отказался. Мишка решил использовать последнее…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 4 мин.)

Двадцать лет под кроватью

Двадцать лет под кроватью читать Денискины рассказы Однажды Деника отправился в гости к Мишке. В коммунальной квартире, где жил Мишка с родителями, собралась детвора, всем было очень весело. Ребятишки затеяли игру в прятки, но прятаться в единственной комнате неинтересно. Тогда ребята переместились в длинный коридор. Дениска придумал хитрость: забежал в комнату соседей и заполз под большую…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 8 мин.)

Что любит Мишка

Что любит Мишка читать Денискины рассказы Драгунского Однажды Дениска и его лучший друг слушали красивую мелодию, которую учитель пения играл на рояле. Денис восхитился «песней». Но учитель объяснил, что это вовсе не песня, а гениальное произведение Шопена, музыку которого он очень любит. Затем Борис Сергеевич поинтересовался: а что любит Дениска? Выяснилось, что ему нравится все необычное и…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 4 мин.)

Белые амадины

Белые амадины читать Денискины рассказы Драгунского Третьеклассник Денис Кораблев. Осмотрев множество клеток, Дениска добрался наконец до чудесных белых амадинов, возле которых уже собралась толпа любопытных. Тут незнакомый дедушка в валенках позвал мальчика в соседний павильон, где проходил конкурс канареек. Кенар Лимончик, принадлежавший ветерану войны Семенову, никак не желал начинать свой…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 9 мин.)

Гусиное горло

Гусиное горло Денискины рассказы Мишке исполнялось девять лет, и Денис приготовил для него подарок. Увидев сюрприз, мама пришла в ужас: Дениска достал где -то горло гуся, а теперь собирался высушить его на батарее, свернуть колечком, заполнить горошинами и преподнести приятелю. По его мнению, Мишка будет счастлив. Папа с улыбкой протянул сыну более подходящий, на его взгляд…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 7 мин.)

Кот в сапогах

Кот в сапогах читать Денискины рассказы Драгунского В школе проводился карнавал, а автору самого интересного и необычного костюма был обещан приз. Денискин друг Мишка решил, что нарядится гномом – у него есть новый плащ с капюшоном. Незадолго до карнавала мама Дениса уехала в санаторий, и мальчик так сильно скучал по ней, что даже позабыл о костюме. Вспомнил только в день праздника и вместе с…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 5 мин.)

Дымка и Антон

Дымка и Антон читать Денискины рассказы Драгунского У дяди Дениски была собачка Дымка – существо доброе и абсолютно безобидное. Даже вредный кот Мурзик постоянно дразнит Дымку и издевается над ней. Вот и теперь, когда мама дала Дымке большую вкусную косточку, Мурзик заставил собаку отвлечься. Пока эта парочка гоняла по двору, косточку своровал соседский пес Антон. Дениска, наблюдавший эту сцену с…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 3 мин.)

Куриный бульон

Куриный бульон читать Денискины рассказы Драгунского Как-то раз мама дала Дениске с папой задание сварить курицу и ушла по делам. Птица была покрыта волосинками от перьев, и Дениска попытался их состричь ножницами. Тут папа хлопнул себя по лбу и заявил, что курицу нужно не стричь, а опалить над газовой горелкой. Эта операция закончилась тем, что тушка прокоптилась и вся почернела. Попытки оттереть…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 6 мин.)

На Садовой большое движение

На Садовой большое движение читать Денискины рассказы ДрагунскогоДениска и его приятель Ванька сами отремонтировали сломанный велосипед и поехали на прогулку по городу. Накатавшись, ребята остановились отдохнуть в незнакомом дворе. Откуда ни возьмись прибежала маленькая собачка, а за ней явился странный взрослый парень. Он тут же начал восхищаться велосипедом. А дальше случилось вот что. Парень вдруг…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 10 мин.)

Надо иметь чувство юмора

Надо иметь чувство юмора читать Денискины рассказы Драгунского Однажды первоклассники Дениска и Мишка готовили вместе домашние задания. Когда дело дошло до математики, вернулся домой Денискин папа и задал пацанам интересную задачку: как разделить два яблока на троих? Денис проявил чувство юмора, сказав, что лучший выход – сварить компот. А еще папа рассказал задачку про лентяя, который с трудом просыпался…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 4 мин.)

Что я люблю и чего не люблю!

Что я люблю и чего не люблю! читать Денискины рассказы Драгунского Как много всего, оказывается, любит Дениска! Ему нравится висеть на папином колене, будто белье на заборе. А с мамой Денис любит просто сидеть, дыша ей в ушко. Нравится Дениске играть в настольные игры, но чтобы непременно выигрывать! Он обожает сказки про Канчиля – умную маленькую лань. Ну и, конечно, шпроты – как их не любить?! Еще он не прочь…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 4 мин.)

Сверху вниз, наискосок!

Сверху вниз, наискосок читать Денискины рассказы Драгунского В Денискином дворе шел ремонт. Однажды бригада девушек-маляров ушла на обед, оставив без присмотра насос со шлангом и краску. Мишке не терпелось проверить на собственном опыте, как все это работает. И ребята принялись за дело: Денис схватил шланг, а Мишка начал качать насос. Все получилось: краска побежала! Вскоре кусок стены, недокрашенный…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 5 мин.)

Рыцари

Рыцари читать Денискины рассказы ДрагунскогоКогда репетиция хора мальчиков окончилась, учитель пения Борис Сергеевич сказал: Однажды учитель Борис Сергеевич объяснил ребятам, что значит поступать по-рыцарски. Мальчишки тут же заявили, что все они, конечно же рыцари. После уроков Мишка купил своей маме конфет. Денису тоже очень хотелось сделать маме подарок, но у него не было денег. Ребята…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 6 мин.)

Похититель собак

Похититель собак читать Денискины рассказы Драгунского Однажды сосед по даче попросил Дениску присмотреть за его собачкой Чапкой, а сам ушел. Денис и Чапка так весело играли, что собачка даже не заметила отсутствия хозяина. Но пришел Ваня с ведром и удочкой в руках и позвал Дениску на рыбалку. Денис надел на Чапку ошейник, завел ее дом и побежал за приятелем. Но, оглянувшись, мальчик обнаружил…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 8 мин.)

Здоровая мысль

Однажды первоклассники Дениска и Мишка возвращались из школы домой. Мишка пожаловался, что всегда путает свой подъезд с другими, поэтому не сразу попадает домой. Оказалось, у Дениски та же самая проблема. Все подъезды похожи друг на друга как близнецы, и Денис узнает свой благодаря маме, которая выходит на балкон. Но в этот раз ни на одном балконе…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 7 мин.)

Ровно 25 кило

Ровно 25 кило читать Денискины рассказы Драгунского Однажды Дениска и Мишка пошли в клуб на детский праздник. Там было много разных аттракционов, а еще разыгрывалась годовая подписка на журнал «Мурзилка». А победителем станет тот, кто весит ровно 25 кило. Друзья поспешили взвеситься, но, увы, Денису недоставало пятиста граммов, Мишка же, наоборот, был на полкило тяжелее, чем нужно. Он принялся…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 7 мин.)

Во многом ребенок познает мир с помощью сказок, и отличным выбором для прочтения на ночь или в свободное у родителей время станут истории В. Драгунского. Веселый и добрый мальчик Денис Кораблев на страницах рассказов сталкивается с различными проблемами и ситуациями, находит друзей и развивается, и вместе с ним это будет делать ваш сын или дочка. При желании можно устроить посиделки для детей и их друзей, по очереди читая о событиях в мире дошкольника, а затем ученика младших классов. Увлекательные приключения, придуманные популярным советским автором, понравятся даже современным детям, а взрослым дадут ощущение ностальгии о прошлых годах. Кстати, немногие знают, что прототипом для придуманных историй стал сын писателя, который стал знаменитым драматургом.

Читайте Денискины рассказы онлайн

Есть разные способы приобщить малыша к чтению и внести в его жизнь новые яркие эмоции, которые дает погружение в сказочный мир. Можно отправиться в книжный магазин и попытаться найти произведения сейчас не слишком модного автора, либо стать читателем в одной из местных библиотек, хотя нет гарантии, что там будут интересующие рассказы именно тогда, когда их захочется прочитать. Наконец, вы можете использовать наш специализированный сайт, где есть все без исключения творения Виктора Драгунского, которые можно открыть на компьютере, планшете либо телефоне. В режиме 24/7 наш сайт дает доступ к книгам, которые наверняка окажутся увлекательными для дошкольников и младших школьников, а от родителей требуется только изучить содержание и выбрать, что читать сегодня, а еще лучше – спросить о выборе произведения у ребенка!

Все тексты полностью бесплатны

Виртуальные тексты есть на разных порталах, но неприятной неожиданностью для многих мам и пап становится необходимость тратить денежные средства на доступ к полному тексту. Наш сайт абсолютно бесплатный и понятный для взрослых и детей, так что подросшие мальчики и девочки могут сами с легкостью находить тот рассказ о Денисе Кораблеве, который хотят услышать – это может быть как совершенно новая история, так и знакомое произведение, которые по каким-то причинам понравилось больше остальных. Читателем нашей бесплатной онлайн библиотеки стать очень просто – достаточно просмотреть список литературы и кликнуть на нужное произведение В. Драгунского.

Популярные рассказы Драгунского:

  1. Англичанин Павля
  2. Главные реки
  3. Девочка на шаре
  4. Друг детства
  5. Тайное становится явным

                 
Конспект НОД в подготовительной группе

«Знакомство с рассказом В. Драгунского

«Тайное становится явным»

Тема: «Знакомство с рассказом В.
Драгунского «Тайное становится
явным».

Цель: познакомить детей с
идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи:


Формирование умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр и части.


Совершенствование умения понимать мораль и идею произведения, видеть связь
названия текста с его содержанием.


Развитие умения анализировать поступки героев, расширять словарный запас детей.


Упражнение в умении составлять короткие рассказы и сказки по пословицам,
осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.


Воспитание положительных черт характера: нравственности и честности.

Ход
НОД

Настрой на работу.


Доброе утро, ребята. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь
посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, узнать что-то новое,
интересное.

Чтение и анализ стихотворения.


Послушайте короткое стихотворение.

Петя вазочку разбил,

А что сделал – утаил.

Папа это все узнал,

Поступок Пети явным стал.

– Что сделал Петя?

– Зачем Петя хотел скрыть это от родителей?

– Правильно ли поступил мальчик?

– Кто узнал о поступке Мальчика?

– Ребята, наверное, с каждым из вас когда-нибудь, произошел
такой случай, когда вы что – то хотели скрыть от родителей, но они об этом
потом все равно узнали. Вспомните и расскажите о таком случае.

– С
героем произведения Виктора Драгунского тоже произошла подобная история.

Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского.

Включаю
Презентацию

1 слайд Драгунский Виктор Юзефович советский
писатель, прозаик, автор популярных рассказов для детей (Повторите – Виктор Драгунский)

Виктор
Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали
образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, он с
16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым
клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов. Это
веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его
друзьях.

2
слайд Драгунский с сыном

Когда
у Виктора Драгунского родился сын – Денис ( 15 декабря 1950 года), с ним начали
случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и
получились «Денискины рассказы».


Сегодня я хочу вас познакомить с одним из произведений В. Драгунского, но перед
этим давайте с вами немного отдохнем.

Физминутка.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.).

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения.


Послушайте произведение В. Драгунского « Тайное становится явным» и
приготовьтесь отвечать на мои вопросы после чтения.


Вам понравилось это произведение?


Что это рассказ, сказка или стихотворение?


Почему вы считаете, что это рассказ?


Что Денис съел сначала на завтрак?   ( Яйцо)


Что он не хотел есть?   ( Кашу)

-.
Что мама сказала Дениске, услышав, что он не хочет есть кашу?

          
 ( Вылитый Кощей     Вредный ребенок      Голодный)

-.
Куда пообещала сводить мама Дениску, если он съест кашу?

                       
(В Кремль)

-Какую
приправу добавил Денис в кашу, что её совсем нельзя стало есть?                                                                                                                                                                 (
Хрен)

-.
Куда Дениска выбросил кашу?      (   В окно)

-На
кого была вылита каша?    (На прохожего)

— С
какими ягодами сравнил Денис мамины глаза?    ( Крыжовник)


Ребята, что такое тайна?

(Это то, что скрывают
от других, нечто неразгаданное, неясное, скрытая причина или поступок).


Как вы понимаете выражение «тайное становится явным»?


Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние?

«Тайное
становится явным


Что можно сказать о Денискином поступке?


Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно.


Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?

Писатель
Виктор Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным».

Вы
заметили, что в рассказе говорится о том же, что и в самом названии?


Что же означает выражение «Тайное становится явным». В каких случаях так можно
сказать?

Динамическая пауза.

Дети выполняют
танцевальные упражнения под песню М. Танича, В. Шаинского «По секрету всему
свету».

Составление плана рассказа.

– В
каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

– Вспомните, как начинается рассказ «Тайное становится явным»,
выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). 

– О
чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части?
Какая иллюстрация соответствует ей?


Чем закончилась история про мальчика и его тайну?


Как вы думаете, чем мог бы закончиться рассказ, если бы тайна мальчика не
раскрылась?

-Послушайте
народную пословицу «Нет той тайны, чтобы не была явна».

-Подходит
ли она для этого рассказа?


Есть похожая пословица «Шила в мешке не утаишь»


Как вы понимаете эту пословицу?

Повторите
обе пословицы, с которыми мы сегодня познакомились..

Игра «Сверток».


Сегодня я приготовила для вас сюрприз, маленькую тайну. Чтобы узнать, что же в
этом свертке, вы должны его раскрыть.

Воспитатель достает
сверток, сделанный из нескольких слоев бумаги. Внутри этого свертка сюрприз –
маленькие картинки. Под музыку дети передают сверток друг другу по кругу. Когда
музыка выключается, сверток останавливается. Тот игрок, у которого он оказался
в руках, его разворачивает. Как только музыка заиграет, ребенок передает
сверток с сюрпризом дальше по кругу.

– Этот маленький подарок вам за ваше старание, инициативу,
активность.

Рефлексия:

– Что мы сегодня делали?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?

Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным; развитие навыка беглого выразительного чтения, умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст.

знать биографию В. Драгунского;

уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 2класс, 2 часть («Школа России»); презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1-2 мин

— Здравствуйте, ребята!

— Ребята, какое у вас настроение?

— У меня и у вас хорошее настроение, значит, все у нас получится.

— Проверьте готовность к уроку.

— Садитесь.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Готовят рабочие места

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Л:освоение личностного  смысла учения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог

Практический: выразительное чтение

4-5 мин

— Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? О каком произведении, какого автора?

— А какое у вас было домашнее задание?

— Давайте же проверим, как вы справились. Прочитаем сказку выразительно по цепочке.

— Молодцы, ребята!

— Прочитайте загадку скороговоркой, а потом выразительно. Запишите отгадку.

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке чистой.

Рот открыл я, сколько мог, —

Откусил большой кусок!

Он мне сладеньким казался –

Очень кислым оказался!

О произведении Г. Остера «Будем знакомы»

Выразительное чтение

Выразительно читают по цепочке

Записывают отгадку

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

III. Постановка учебной задачи

Практический: работа с поговоркой

Словесный: обсуждение

4-5 мин

— Расшифруйте поговорку. Как вы понимаете ее смысл?

еНт йТо ыаТйн, оЧт еН Слата Бы овЯнй.

— Ребята, вам подсказка, с какой по размеру буквы начнете читать?

— Правильно. А как вы понимаете это выражение?

— Ребята, на странице 159 прочитайте название произведения. Что вы заметили?

— Как вы думаете, о чем это произведение?

— Как автор попытается нам доказать, что тайное всегда становится явным?

— Ребята, прочитайте, кто написал это произведение.

— А что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?

Расшифровывают поговорку

С заглавной.

Нет той тайны, что не стала бы явной.

Ответы детей

Предположения детей

В. Драгунский.

Ответы детей

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Динамическая пауза

7-8мин

— Давайте же скорее познакомимся с его биографией.

Виктор Юзефович Драгунский родился в Нью – Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно в Гомеле, где и прошло его детство.

Виктор Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки и эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959г. И с тех пор за В. Драгунским прочно закрепилось название детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем В. Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Дениской Драгунским – сыном писателя.

Далее мы с вами прочитаем рассказ этого замечательного писателя.

— Кто мне еще раз повторит, как называется произведение?

— Все встаем со своих мест, давайте немного разомнемся перед чтением произведения.

Внимательно слушают биографию писателя

Тайное становится явным.

Выполняют физминутку с учителем

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: свободное восприятие текста художественного стиля

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с учебником

Словесный: диалог

4-5 мин

— Откройте учебник на странице 159 – 165.

Но прежде давайте разберём некоторые слова,

которые встретятся в этом рассказе.

— Какой словарь надо открыть, чтобы узнать

значение слов?

— Как им пользоваться?

— Что такое тайна?

— Назовите синоним к слову тайна.

-Что значит «тайное»?

— Явное?

Толковый словарь.

Найти значение слова по первой букве.

Слова в словаре располагаются в

алфавитном порядке.

Дети высказывают мнения.

1 Нечто скрываемое от других,

известное не всем;

2 нечто неразгаданное, ещё не

познанное;

3 скрытая причина чего-нибудь.

Секрет

Тайное — секретный, потайной, скрытый, затаённый.

Открытое, откровенное.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельное чтение вслух

4-5 мин

— Сейчас мы будем читать рассказ по частям, останавливаясь перед вопросом.

— Читаем вопрос, предполагаем, что будет дальше. Затем продолжаем чтение.

Приступаем.

Читают по цепочке по одному абзацу

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения

VII. Включение в систему знаний

Словесный: обсуждение

7-8 мин

— Понравился вам рассказ?

— Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

— В каких словах выражена главная мысль рассказа?

— Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

— Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

— Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?

—  Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила?

—  Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?

—  Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?

Отвечают на вопрос

Да

Тайное становится явным

Когда она выплеснул кашу, а она попала на прохожего.

Да, маме, потому что он не признался ей сразу и обманул ее.

«Тайное становится явным».

Мама предложила Дениске сходить в Кремль.

Чувство обиды, досады.

Нет, он соврал.

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

2-3 мин

— Вот наш урок подходит к концу.

— Как вы поняли название рассказа?

— Кто его написал?

— Что вы узнали об авторе?

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

Отвечают на вопросы учителя

В. Драгунский.

Ответы детей

Оценивают свою работу на уроке

П: поиск и выделение необходимой информации

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

  • Сказка тайное становится явным читать
  • Сказка тайна запечного сверчка читать
  • Сказка тайный лесок главные герои
  • Сказка таблица размеров детской обуви
  • Сказка тайный лесок о чем