В. Ю. Драгунский
«Тайное становится явным».
Цели:
1; познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»; 2;
развивать навыки беглого выразительного чтения, умение анализировать поступки
героев, прогнозировать текст; 3;
воспитывать честность.
Ход урока
Актуализация знаний.
— Как
называется раздел, по которому мы продолжаем работу ? (“Мы
с мамой и папой”)
— О чем рассказывают произведения, включенные в данный раздел? (О
семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями
и детьми).
– Давайте прочитаем слова
испанского писателя Мигеля Сервантеса. (Читают со слайда «Правда всегда
поднимается над ложью, как масло над водой».)
— Как вы понимаете смысл
этих слов? (О правде всегда узнают.)
— Скажите что писал Виктор Драгунский стихи, сказки
или рассказы?
— Верно рассказы.
— А какие рассказы он писал: смешные или грустные?
— Чему учат рассказы Виктора Драгунского?
(доброте, вежливости, дружбе)
— Как вы думаете, каким был человеком Виктор
Драгунский?
(Он был весёлым человеком и очень любил детей)
— Совершенно верно. Поэтому множество своих рассказов
он посвятил детям.
И сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов,
который называется «Тайное становится явным».
— О чем может идти речь в этом произведении, судя по
названию? —
Какую же тайну скрывает это рассказ? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?
— Ребята, любите ли вы тайны? —
Подберите слова близкие по значению синонимы к слову «тайна». (секрет)
—
Иметь тайны хорошо или
плохо?
— Что значит тайное? ( Секретное,
потайное, скрытое, затаённое).
— Как вы понимаете значение слова “явное”? (Открытое, откровенное).
— Подберите синонимы (известным,
всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).
— Какой пословицей можно
озаглавить рассказ? (Шила в мешке не утаишь).
— О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?
— Чем закончится рассказ? —
Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.
Чтение вслух по частям с
комментариями. А) 1 часть.
— Какую хитрость
придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?
Б) 2 часть.
— Как называет мама Дениску? (Вылитый
Кощей) —
Почему она так его назвала?
— Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась
о сыне…)
— Куда мама собиралась пойти после завтрака с Дениской?
— Был ли он раньше в Кремле?
— Что посещал. Что видел он там?
(Грановитую и Оружейную палату, Царь – пушку).
— Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?
ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы (полезно, надо утром кушать каши)
МАЛЬЧИКИ – позицию Дениски (не любит, невкусно)
— Кто прав?
— Как вообще можно разрешить конфликт? (уступить, договориться)
— Как решили конфликт мам и Дениска? (договорились)
В) 3 часть.
Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.
— Любил ли Дениска манную кашу?
— Какие чувства испытывал Дениска, когда
экспериментировал кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).
— Что он делал, чтобы съесть кашу?
(Пошлёпал ложкой, посолил, посыпал сахаром, долил кипятку, добавил хрена.) —
Какое выражение использует автор, чтобы показать, что кашу есть невозможно? (Глаза
на лоб полезли.) —
Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? (Обрадовалась)
Г) 4 часть.
— Какого человека называют
интеллигентным? Интеллигентом называют человека, обладающего
большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.
— Как вы понимаете выражение
«язвительно рассмеялся милиционер»? (Злобно – насмешливо).
– Как изменилось настроение
у Дениски? ( Он испугался).
— Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его
шляпе , брюках. А что он при этом чувствует? – Зачем автор смеётся сам и даёт
нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом
рассказе? (Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте.
Никому не нравится, когда над ним смеются). —
Хорошо ли Дениска знал свою маму? (Хорошо)
— Какие слова это доказывают? Прочитайте. (Тут мама посмотрела на меня, и
глаза у неё стали зелёные, как крыжовник…)
— Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо?
(У неё изменилось настроение.)
— Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает,
затем испытывает стыд и неловкость за сына).
Д) 5 часть.
— Дочитаем
рассказ до конца.
— Почему мама “смотрела долго на сына”? (Хотела понять, что чувствует
Дениска). —
Чувства мамы смешались. С одной стороны она очень любит Дениску, доверяет ему,
а с другой она не понимает, как такое мог сделать её сын.
— Почему мама не стала наказывать Дениску? (Очень любит его.)
— Каков Дениска по характеру? (Веселый, озорной, выдумщик,
внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей
неправоте.)
— Что он запомнит на всю
жизнь? (Постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).
Работа
в парах.
— Восстановите
последовательность событий, пронумеровав части.
У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.
Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий.
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю жизнь?»
«А я остался с кашей наедине»
— Давайте проверим.
Итог урока.
— Ребята, а в вашей жизни происходили какие – либо ситуации, в
которых тайное становилось явным?
— Чему учит нас это произведение? (Нужно всегда
говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно.
Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда- то об этом
все равно узнают).
— Какая проблема волнует автора? (Отношения
детей и родителей. Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).
Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Я
предлагаю вам выбрать 1 из предложений и закончить его.
- Было интересно …
- Я понял, что …
- Меня удивило ….
- Я сделал вывод, что
… - Мне захотелось …
После сегодняшнего урока я….
Домашнее задание.
— Закончить урок я бы хотела словами Якова
Акима, близкого друга Драгунского.
«Юному человеку нужны все
витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты,
благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим
ребятам щедро и талантливо В.Драгунский».
— Читайте рассказы Драгунского и
получайте нравственные витамины.
Расставьте по порядку,
происходящие в тексте действия.
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за
окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю
жизнь?»
«А я остался с кашей наедине»
Расставьте по порядку,
происходящие в тексте действия.
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за
окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю
жизнь?»
«А я остался с кашей наедине»
Расставьте по порядку,
происходящие в тексте действия.
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за
окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю
жизнь?»
«А я остался с кашей наедине»
Расставьте по порядку,
происходящие в тексте действия.
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за
окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю
жизнь?»
«А я остался с кашей наедине»
Читательский дневник по книге «Денискины рассказы» Виктора Драгунского
Автор: Виктор Драгунский.
Название книги: «Денискины рассказы».
Число страниц: 145.
Жанр произведения: сборник рассказов.
Главные герои: Денис Кораблёв, мама и папа, Мишка Слонов.
Второстепенные герои: Алёнка, Костик, Андрюшка, Ванька.
Характеристика главных героев:
Денис — умный, добрый и наивный мальчик.
Он любит озорничать, но всегда готов помочь своим друзьям.
Мишка — шаловливый, смекалистый и умный.
Верный друг.
Мама и папа — родители Дениски. Умные, добрые, любящие.
Характеристика второстепенных героев:
Алёнка, Костик, Ванька, Андрюшка — друзья Дениски. Весёлые, озорные, непослушные.
Список произведений книги «Денискины рассказы»
«Денискины рассказы» — это целый сборник коротеньких произведений, описывающие приключения мальчишки Дениса Кораблёва и его друга Мишки.
Список рассказов, входящих в сборник и активные ссылки на читательские дневники по этим произведениям:
1. «Он живой и светится»
Дениска ждёт маму, а Мишка предлагает ему меняться на самосвал.
Мальчик отдаёт игрушку за коробок со светлячком.
Вечером они с мамой любуются насекомым.
2. «Заколдованная буква»
Во двор привезли ёлку с шишками, а малыши не могли правильно произнести буку «Ш» и смеялись друг над другом.
3. «Мотогонки по отвесной стене»
Во двор приехал Федя на велосипеде с моторчиком.
Пока мальчик отошёл, Дениска сел на велосипед и стал кататься.
Он не мог остановить велосипед и сильно испугался.
4. «Тайное становится явным»
Дениска не хотел есть манную кашу и выкинул её в окно.
Каша упала на гражданина, который пришёл к мальчику с милиционером.
Маме было очень стыдно за поведение сына.
5. «Не пиф, не паф»
Мальчик боялся слушать сказки.
Он решил добавлять в страшных местах частицу «не» и сказки переставали быть страшными.
6. «Друг детства»
Мальчик собирается стать боксёром, но папа отказывается покупать грушу.
Мама предлагает тренироваться на плюшевом медведе, но Дениска не может бить друга.
7. «Запах неба и махорочки»
Дениска мечтал полетать на самолёте.
Но когда они с мамой торопились в Москву и решили лететь на стареньком самолёте, все испугались.
Мама забрала мальчика и покинула самолёт.
8. «Сверху вниз, наискосок»
Маляры оставили краску без присмотра, и дети стали баловаться.
Они испортили костюм управдому, и он сильно ругался.
А маляры предложили им поработать в их бригаде.
9. «Зелёнчатые леопарды»
Дети строят во дворе космодром, но их отвлекает Костик, который недавно болел корью.
Малыши начинают обсуждать болезни и их преимущества.
10. «Удивительный день»
Ребята во дворе строили ракету.
Они чуть не поругались из-за того, кому быть космонавтом.
Ракета никуда не полетела, а ребята узнали, что в этот день запустили второго космонавта Земли.
11. «Чики-брык»
В электричке папа решил развеселить детей фокусами.
Дениска понимал, что это фокусы, а Мишка всему верил.
И выбросил в окно новенькую мамину шляпку.
12. «Хитрый способ»
Мама уставала постоянно мыть посуду и Дениска придумал хитрый способ.
Он предложил есть всем из одной тарелки по очереди.
Но папа предложил просто пойти на кухню и вымыть посуду.
13. «Куриный бульон»
Мама велела мужчинам приготовить курицу и они с азартом принялись за дело.
Они разгромили кухню, а курица осталась сырой.
Но вернулась мама и быстро всё исправила.
14. «Подзорная труба»
Дениска постоянно рвал штаны и мама изобрела подзорную трубу, чтобы следить за сыном на расстоянии.
Дениска был напуган и вёл себя хорошо.
Но однажды нашёл подзорную трубу в куче хлама и понял, что мама его обманула.
15. «Дядя Павел истопник»
К маме прибежала соседка и стала кричать про ремонт.
Она жаловалась, что её собака плохо его переносит, и сравнила её с Дениской.
Дениска обиделся и ушёл в котельную, где дядя Павел звал его человеком.
16. «Расскажите мне про Сингапур»
На даче Дениска ждал приезда капитана, чтобы расспросить его про Сингапур.
Ночью он кидался котлетами в собаку.
А утром узнал, что вместо собаки был капитан.
17. «Что я люблю»
Дениска рассказывает о вещах, которые он любит делать.
Он любит играть, читать, ходить в кафе и многое другое.
18. «…и чего не люблю»
Мальчик рассказывает о том, чего не любит.
Он не любит лечить зубы, яйца всмятку, когда взрослые прогоняют детей.
И многое другое.
19. «Что любит Мишка»
Учитель пения спросил ребят, что они любят.
Оказалось, что у Дениски большой внутренний мир и он любит много интересного.
А Мишка больше всего на свете любил еду.
20. «И мы!»
Ребята решили называть себя космическими позывными и тренироваться.
Но Дениска заболел и остался дома.
Они перезванивались с Мишкой, а взрослые не понимали, что они тренируются.
21. «Надо иметь чувство юмора»
Друзья ленились делать уроки, и папа рассказал им поучительную историю.
Главным героем истории был ленивый мальчик и Дениска обиделся.
Но папа объяснил, что человек должен иметь чувство юмора.
22. «Одна капля убивает лошадь»
От мамы мальчик узнал, что капля никотина убивает лошадь и обеспокоился.
Тётя Тамара подарила папе портсигар и Дениску попросили чуть укорить папиросы.
Он отрезал табак и оставил мундштуки.
23. «Слава Ивана Козловского»
У Дениски были одни пятёрки и только по пению тройка.
Он так громко пел на уроке, что заглушал музыку учителя.
Ему сказали, что славы Козловского он никогда не добьётся.
24. «Рыцари»
Дениска искал денег на подарок маме.
Он слил в банку коллекционное вино и сдал бутылки.
Папа рассердился, а мама очень смеялась.
25. «Где это видано, где это слыхано»
Мальчики участвуют в школьном конкурсе самодеятельности, но из-за волнения забывают текст.
Они поют одну и ту же строчку и вызывают смех в зале.
26. «…Бы»
Дениска воображает, как было бы здорово, если бы дети командовали взрослыми.
Но его мечты разбиваются, когда возвращается мама.
27. «Синий кинжал»
Дениска обиделся на Лёву, который его стукнул.
Мальчик принёс в школу кинжал, чтобы убить обидчика.
Но Лёва подарил ему гильзу, и ребята помирились.
28. «Пожар во флигеле или подвиг во льдах»
Друзья опоздали в школу и сговорились обмануть учителя.
Но они рассказывали разные истории и все над ними смеялись.
29. «Ровно 25 кило»
Ради бесплатной подписки на журнал друзья старались быстрее набрать 25 килограммов.
Дениска выиграл подписку, но поделился ею с Мишкой.
30. «Кот в сапогах»
Дениска забывает сделать костюм для школьного праздника.
Они с Мишкой спешно сооружают костюм из самых разных вещей и он становится лучшим.
31. «20 лет под кроватью»
Дети играют в прятки и Дениска оказывается пленником в комнате, где спит старушка.
Он представляет, что ему придётся провести под кроватью двадцать лет.
32. «Живой уголок»
В школе создают живой уголок и Дениска пытается уговорить маму купить дорогих рыбок.
Но мама просто покупает карпа на ужин.
33. «Смерть шпиона Гадюкина»
После болезни Дениска узнаёт, что друзья ставят школьный спектакль.
Ему поручают изображать звуки звонка и выстрела.
Но звонок пропадает, а выстрел приходится в кошачий хвост.
34. «Старый мореход»
Соседка несколько раз обманывала Дениску, давая обещания и не выполняя их.
Мальчик очень обижался.
Он не хотел сравнивать соседку со Старым мореходом, который обманывал, чтобы спасти жизнь.
35. «Ничего изменить нельзя»
Дениска не понимает странного поведения взрослых и их глупых вопросов.
Он представляет себе разговор со взрослым.
И понимает, что поведение взрослых изменить нельзя.
36. «Третье место в стиле баттерфляй»
Дениска пришёл из бассейна очень довольный и сказал, что занял третье место.
Папа тоже обрадовался и стал спрашивать, кто занял первое, второе, четвёртое места.
А Дениска сказал, что четвёртого места никто не занял.
37. «Шляпа гроссмейстера»
Ветер уносит шляпу шахматиста в пруд.
Дениска пытается достать шляпу и превращает её в мочало.
Но потом играет с гроссмейстером в шахматы.
38. «Сражение у Чистой речки»
Первоклассников повели в кино на фильм про белогвардейцев.
Дети принялись стрелять из пугачей и пистолетов с пистонами.
В понедельник директор отобрал у ребят оружие.
39. «Рабочие дробят камень»
Ребята полюбили ходить на водную станцию.
Друзья подговорили Дениску прыгнуть с самой высокой вышки.
Он два раза спускался. но потом всё-таки спрыгнул.
40. «Девочка на шаре»
Дениска видит в цирке очень красивую девочку и влюбляется в неё.
Но когда он с папой снова приходят в цирк, выясняется, что девочка с родителями уехала не гастроли.
41. «Человек с голубым лицом»
Дениска с папой отдыхали на даче, но сосед уговорил их отвезти его в город.
Машина опрокинулась, и папа сломал руку.
Назад мальчика отвезли рабочие, а он плакал.
42. «Похититель собак»
На даче Дениску попросили присмотреть за болонкой.
Он пошёл на речку и повсюду встречал болонок.
Думая, что это его собака, он натаскал полный дом чужих болонок.
43. «Дымка и Антон»
Шаловливый пёс Антон постоянно воровал кости у смирной Дымки.
Дениска пристыдил собаку и она вернула косточку.
44. «Англичанин Павля»
Мальчик Павля приходит в гости к Дениске.
Он говорит, что всё лето изучал английский язык.
Но выясняется, что мальчик знает только своё имя.
45. «Здоровая мысль»
Первоклассники часто забывали свой подъезд и стучались в чужие.
Дениска предложил папе нарисовать на дверях портрет мамы.
46. «Профессор кислых щей»
Дениска увлечённо читает газету и папа называет его профессором кислых щей.
В гостях у Алёнки мальчик видит настоящего профессора и обижает его, вопросом про кислые щи.
47. «Красный шарик в синем небе»
На базаре дети покупают шарик, но Дениска отпускает его в небо.
Алёнка плачет, но потом решает, что было бы хорошо выпустить в небо ещё шарик.
48. «Слон и радио»
В зоопарке слон выхватывает радиоприёмник и тот говорит у него во рту.
Но потом слон выплёвывает приёмник целым.
49. «Арбузный переулок»
Дениска не хочет есть кашу, а папа рассказывает ему про голодное военное детство.
Он с другом ходил в переулок, надеясь, что грузчики дадут ему арбуз.
50. «На Садовой большое движение»
Дениска и его друг Ванька починили старый велосипед.
Они дали его парню, который говорил о больной бабушке.
Но парень уехал и не вернулся, а герой переживал, что он попал под машину.
51. «Не хуже вас, цирковых»
В цирке мальчик попросил Дениску сесть на его место.
Клоун подхватил Дениску и стал летать с ним по воздуху.
Мальчик перепугался, а потом сказал, что летал не хуже цирковых.
52. «Главные реки»
Денис приходит на урок неготовым и его вызывают к доске.
Несмотря на подсказки друзей, мальчик отвечает очень плохо и невпопад.
Все смеются над ним.
53. «Фантомас»
Дети играли в Фантомаса и писали друг другу записки.
Мишка писал записки учителю, и тот исправлял в них ошибки.
Мишка стал учиться много лучше.
54. «Поют колёса — тра-та-та»
Дениска с папой поехали на поезде и мальчик сочинял песню.
Он помог забраться в поезд дядьке, а тот угостил его малиной.
Они поговорили о сыне дядьки, а потом он также спрыгнул на ходу.
55. «Тиха украинская ночь»
Учительница литературы заболела и её заместил учитель географии.
Он стал описывать погодные условия на Украине.
Дениска смеялся и описывал условия на севере диком по стихотворению Лермонтова.
56. «Гусиное горло»
На день рождения Мишке Денис собирается подарить гусиное горло.
Мама и папа ссорятся, объясняя, как нужно вести себя в гостях.
57. «Мой знакомый медведь»
Мальчик отправился на ёлку в Сокольнике.
В парке он увидел медведя, стал на него кричать и кидать ледышками.
Медведь снял голову и оказался артистом.
58. «Как я гостил у дяди Миши»
У Дениски выдалась свободная от уроков неделя и дядя Миша взял его в Ленинград.
Брат Димка водил его по городу, показал «Аврору» и Эрмитаж.
Дениска познакомился с девочкой Ирой. которой хотел написать письмо.
59. «Приключение»
Дядя Миша посадил Дениску на самолёт, но тот вернулся в Ленинград.
Дениска ночь провёл с военными, а утром прилетел в Москву.
Папа не ждал его так рано, и военные подвезли мальчика домой.
60. «Независимый Горбушка»
В школу приехал знаменитый писатель и дети узнали, что он заикается.
Горбушка тоже заикался и писатель решил, что мальчик издевается.
Но Дениска объяснил ситуацию, и писатель подписал книгу.
61. «Белые амадины»
Денис посещает выставку экзотических птиц.
Он любуется амадинами и слушает соревнование кенаров.
62. «Сестра моя Ксения»
У Дениски появилась младшая сестра.
Он не знал, как к ней относиться.
Но когда Ксения схватила его за палец, мальчик понял, что уже любит её.
Основная мысль книги
Главная мысль сборника в том, что детство самое лучшее и счастливое время жизни.
И прожить его нужно так, чтобы с улыбкой вспоминать во взрослые годы.
Основная идея сборника в том, что в детстве все совершают ошибки, но важно их исправлять и учитывать полученный опыт.
Чему учит книга «Денискины рассказы»
Сборник учит нас быть добрыми, справедливыми, послушными, щедрыми.
Учит уметь признавать свои ошибки.
Учит иметь чувство юмора.
Учит не обижаться на пустяки и всегда оставаться настоящим человеком.
Краткий отзыв о книге «Денискины рассказы» для читательского дневника
Прочитав эту книгу, я подумала о том, что детство замечательная пора в жизни каждого человека.
В этом возрасте мы не боимся ошибаться или показаться смешными.
Мы ничего не принимаем близко к сердцу, а если и обижаемся, то ненадолго.
Главный герой сборника, прототипом которого был сын писателя, оказался очень весёлым, беззаботным мальчишкой, с богатым воображением.
Он всегда поступал только из самых лучших побуждений, а если и совершал ошибки, то исправлялся.
Писателю удалось создать настоящую энциклопедию жизни школьников середины прошлого века.
Мы узнаём о том, чем интересовались дети в те времена, что их увлекало, волновало, казалось особенно важным.
И хотя с того времени прошло более полувека, изменилось, на самом деле, не многое.
Дети остались детьми, для которых игра остаётся на первом месте, а дружба оказывается самым важным в мире.
Мне очень понравились герои этих рассказов, и больше всего сам Дениска.
Мне бы хотелось иметь такого же доброго и заводного друга, всегда позитивно смотрящего на жизнь.
Я всем советую прочитать эту книгу и подумать о том, что детство проходит быстро.
Оглянуться не успеешь, как станешь взрослым.
А значит нельзя терять времени и нужно стремиться взять от детства всё, что оно может нам дать.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Но Алёнка как закричит.
Одна громче нас двоих:
– Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!
А Мишка:
– Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.
И оба давай реветь.
Только и слышно: «Сыски!» – «Хыхки!» – «Сыски!».
Какие пословицы подходят к произведениям В. Драгунского:
- Хитри — да хвост береги.
- Глупый осудит, а умный рассудит.
- Доплясались, что без хлеба остались.
- Боится школьник лозы, пуще грозы.
- Слушай ухом, а не брюхом.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Добрая мать добру и учит.
Подсказка:
- Краткая биография писателя Виктора Драгунского и презентация
___________