Список рекомендуемой литературы
для чтения детям в подготовительной группе
Русский фольклор
Песенки.
«Лиса рожью шла…»,
«Чигарики-чок-чигарок…»,
«Идет матушка-весна…»,
«Вот пришло и лето красное…»,
«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»,
«Зима пришла».
Календарные обрядовые песни.
«Коляда! Коляда! А бывает коляда..»
«Коляда, коляда, ты подай пирога…»,
«Как пошла коляда»,
«Как на Масленой неделе…»,
«Тин-тин-ка!..»,
«Масленица, Масленица».
Игровой фольклор.
Прибаутки:
«Где кисель — тут и сел…»,
«Глупым Иван…»,
«Братцы, братцы!..»,
«Федул, что губы надул?..»,
«Сбил, сколотил — вот колесо…»,
«Ты пирог съел?».
Небылицы.
«Вы послушайте, ребята…»,
«Богат Ермошка».
Сказки и былины.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А.Гильфердинга, отрывок);
«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);
«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колмаковой;
«Снегурочка» (по народным сюжетам);
«Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);
«Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой
«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;
«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского; «Чудесное яблочко», обр.Л.Елисеевой;
«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.
Фольклор народов мира
Песенки.
«Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака;
«Улитка» молд., обр. И. Токмаковой;
«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с фран И. Гернет и С. Гиппиус;
«Перчатки», «Кораблик», пер. с англ.
С. Mapшак «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой.
Сказки:
«Айога» нанайск., обр. Д. Нагишкина;
«Каждый свое получил», тон., обр. М. Булатова;
«Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой М. Туберовского;
«Джек, покоритель великанов» валлийск., пер. К.Чуковского;
«Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон;
из сказок Ш.Перро (франц.):
«Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева,
«Кот в сапогах», пер Т. Габбе;
«Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу»;
М. Волошин. «Осенью»;
С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;
С.Есенин. «Пороша»;
В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины» (из Гете);
Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
А. Пушкин. «Птичка», «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из «Евгения Онегина»
А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;
П. Соловьева. «Ночь день»;
Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок), «Что за вечер…» (в сокр.);
С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»;
В.Берестов. «Дракон»;
А. Введенский. «Песенка о дожде»;
Ю.Владимиров «Оркестр»;
Н. Заболоцкий «На реке»;
Н. Матвеева «Путаница»;
Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида» Н. Рубцов. «Про зайца»;
Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;
И.Токмакова «Мне грустно…»;
Э. Успенский «Страшная история», «Память»;
Л.Фадеева «Зеркало в витрине»;
Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».
Проза.
К. Коровин «Белка» (в сокр.);
А. Куприн «Слон»;
Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
Н. Телешов «Уха» (в сокр.).
С.Алексеев «Первый ночной таран»;
Е. Воробьев «Обрывок провода;
М. Зощенко «Великие путешественники»;
Ю. Коваль «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;
Е. Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась»;
М. Пришвин «Курица па столбах»;
А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
С. Романовский «На танцах».
Литературные сказки.
В. Даль. «Старик-годовик»;
П. Ершов «Конек-Горбунок»;
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
А. Ремизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
И. Соколов-Микитов «Соль земли»;
К. Ушинский «Слепая лошадь», К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;
К. Паустовский «Теплый хлеб»;
Г.Скребицкий «Всяк по-своему»;
А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы).
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;
М. Валек «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;
Л. Станчев «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;
Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»;
«Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…»; «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки.
X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф.Зальтен «Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;
А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;
С. Топелиус «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;
Б.Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;
Г. Фаллада «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;
М. Эме «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Для заучивания наизусть
Я. Аким «Апрель»;
П. Воронько «Лучше нет родного края», пер. с укр. С.Маршака;
Е. Благинина «Шинель»;
Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
С. Есенин «Береза»;
С. Маршак «Тает месяц молодой…»;
Э. Мошковская «Добежали до вечера»;
В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»;
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»);
Н. Рубцов «Про зайца»; И. Суриков «Зима»;
П. Соловьева. «Подснежник»;
Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
сентябрь)
И. Белоусов «Осень»;
А.К. Толстой. «Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад…»; (выучить наизусть)
Б. Житков «Белый
домик»;
А. С. Пушкин «Уж небо
осенью дышало…»;
Н. Носов «Живая
шляпа»; «Фантазёры», «Автомобили», «Замазка»
Ю. Мориц «Домик с
трубой»;
«Заяц – хвастун»
обр. О. Капицы;
«Лиса и кувшин», обр.
О. Капицы;
Г. Сапгир «Как лягушку продавали».
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
ноябрь)
1.
А. Майков «Осенние листья
по небу кружат…»;
2.
«Счастливого пути!» голл.,
обр. И. Токмаковой;
3.
Л. Толстой «Прыжок»;
4.
Дж. Родари «Волшебный
барабан» (из книги «СказкиЮ у которых три конца»), пер. с итал. И.
Константиновой;
5.
«Хаврошечка», обр. А. Н.
Толстого;
6.
С. Городецкий «Котёнок»;
7.
А. Милн «Баллада о
королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;
8.
Б. Алмазов «Горбушка»;
9.
«Айога», обр. Д.
Нагишкина;
10.
Р. Сеф «Бесконечные
стихи»;
11.
«Три золотых волоска Деда
-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой;
12.
В. Бианки «Купание
медвежат»;
13.
И. Бунин «Первый снег»;
14.
В. Смит «Про летающую
корову», пер. с англ. Б. Заходера;
15.
Б. Житков «Как я ловил
человечков».
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
октябрь)
1.
«Чудесные истории про
зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой
и В. Андреева;
2.
Л. Толстой «Косточка»;
3.
И. Суриков « Вот моя
деревня»;
4.
С. Маршак «Пудель»;
5.
М. Яснов «Мирная
считалка»;
6.
Х. Мякеля « Господин Ау»,
перю с финского Э. Успенского;
7.
«Крылатый, мохнатый да масленый»,
обр. И. Карнауховой;
8.
«Старушка», пер. с англ.
С. Маршака;
9.
А. Волков «Волшебник
Изумрудного города»
10.
Р. Сеф «Совет»;
11.
Б. Заходер « Серая
Звёздочка»;
12.
Р. Киплинг «Слонёнок»,
пер. с англ. К. Чуковского;
13.
Я. Аким «Жадина».
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
декабрь)
1.
И. Суриков «Зима»; «Как
на тоненький ледок…»;
2.
И. Никитин «Встреча
зимы»;
3.
О. Пройслер «Маленькая
Баба-Яга», пер. с нем. Ю. Коринца;
4.
«Ты мороз, мороз,
мороз…»;
5.
«Как лисичка бычка
обидела», обр. В. Глоцера и Г. Снегирёва;
6.
«Письмо ко всем детям по
одному очень важному делу», пер. с польск. С Михалкова;
7.
М. Карем «Мирная
считалка», пер. с франц. В Берестова;
8.
П. Бажов «Серебряное
копытце»;
9.
А. Пушкин «Зимний вечер»;
10.
В. Левин «Лошадь»;
11.
С. Маршак «Тает месяц
молодой»;
12.
К. Фофанов «Нарядили
ёлку…»;
13.
«Друг за дружкой»,
тадж.,обр. Н. Гребнева;
14.
М. Исаковский «Поезжай за
моря-океаны».
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
январь)
1.
С. Георгиев «Я спас Деда
Мороза»;
2.
Я. Бжехва «На горизонтских
островах», пер. с польск. Б. Заходера
3.
Т. Янсон «О самом
последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде;
4.
Б. Шергин «Рифмы»;
5.
Э. Мошковская «Вежливое
слово»;
6.
«Шляпа волшебника» пер. В.
Смирнова;
7.
А. Фет «Кот поёт, глаза
прищурил…»
8.
А. Пушкин «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»;
9.
С. Городецкий «Котёнок»;
10.
Э. Шим «Соловей и
воронёнок»;
11.
Д. Хармс «Ужя бегал,
бегал, бегал…»;
12.
Н. Телешов «Крупеничка»;
13.
А. Пушкин «У лукоморья дуб
зелёный…»;
14.
Д. Чиарди «О том, у кого
три глаза», пер. с англ. Р. Сефа;
15.
А. Гайдар «Чук и Гек».
Рекомендации родителям по домашнему чтению (на
февраль)
1.
«Никита Кожемяка» (из
сборника сказок
А. Афанасьева);
2.
«Жёлтый аист», кит., пер.
Ф. Ярлина;
3.
Б. Заходер «Приятная
встреча»;
4.
С. Маршак «Почта»;
5.
«Царевна-лягушка», обр. М.
Булатова;
6.
«Докучные сказки», «Как
братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;
7.
Л. Петрушевская «Кот,
который умел петь»;
8.
А. Н. Толстой «Ёж»;
9.
С. Чёрный «Волк»;
10.
Ю. Владимиров «Чудаки»;
11.
Г. Снегирёв «Отважный
пингвинёнок»;
12.
Г. Виеру «Мамин день»,
пер. с молд.
Я. Акима;
13.
М. Цветаева «У кроватки»;
14.
Л. Пантелеева «Буква «Ы»;
15.
«О мышонке, который был
кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы.
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на март)
1.
Е.
Благинина «Посидим в тишине»;
2.
А. Барто
«Перед сном»;
3.
«Грачи-кричи…»,
«Златовласка», пер. с чеш.
К. Паустовского;
4.
Г.
Снегирёв «К морю»;
5.
В. Левин
«Сундук»;
6.
А.
Митяев «Сказка про трёх пиратов»;
7.
Г.
Сапгир «Небылицы в лицах»;
8.
Русская
народная сказка «Лиса и заяц»;
9.
Г.
Снегирёв «Пингвиний пляж»;
10.
В.
Драгунский «Друг детства»;
11.
Ф. Тютчев
«Зима недаром злится…»;
12.
Дж. Ривз
«Шумный Ба-бах», пер. с англ.
М. Бородицкой;
13.
«Сивка-бурга»,
обр. М. Булатова;
14.
«Веснянка»,
укр., обр. Г. Литвака.
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
апрель)
1.
«Уж ты,
пташечка, ты залётная…»;
2.
М.
Москвина «Кроха»;
3.
А.
Митяев «Сказка про трёх пиратов»;
4.
И.
Белоусов «Весенняя гостья»;
5.
В. Орлов
«Ты скажи мне, реченька лесная…»;
6.
А.
Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», пер. со швед.
Л. Лунгиной;
7.
К.
Паустовский «Кот-ворюга»;
8.
«Ласточка-ласточка…»;
9.
С.
Есенин «Берёза»;
10.
Л.
Толстой «Лев и собачка»;
11.
В. Катаев
«Цветик-семицветик»;
12.
С. Есенин
«Черёмуха»;
13.
«Дом, который
построил Джек», пер. с англ. С. Маршак;
14.
А. Барто
«Верёвочка».
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на май)
1.
«Дождик,
дождик, веселей…»;
2.
«Божья
коровка»;
3.
Т.
Александрова «Домовёнок Кузька»;
4.
В.
Драгунский «Сверху вниз, наискосок»;
5.
А. Плещеев
«Мой садик»;
6.
В.
Дмитриева «Малыш и Жучка»;
7.
С.
Чёрный «Волк»;
8.
«Уж я
колышки тешу…»;
9.
«Финист
— Ясный сокол», обр. А. Платонова;
10.
Э.
Успенский «Разгром»;
11.
«Кукушка»,
ненецк., обр. К. Шаврова;
12.
Д. Хармс
«Уж я бегал, бегал, бегал…»;
13.
В. Бианки
«Сова».
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
сентябрь)
1. «Лиса рожью шла…»;
2. «Перчатки», пер. с англ. С. Маршака;
3. А. Куприн «Слон»;
4. Ю. Коваль «Выстрел»;
5. Л. Фадеева «Зеркало в витрине»;
6. «Братцы, братцы!..»;
7. М. Волошин «Осенью»;
8. К. Паустовчкий «Тёплый хлеб»;
9. В. Даль «Старик-годовик»;
10.С. Чёрный «Перед сном»,
«Волшебник»;
11. «Илья Муромец и
Соловей-разбойник»;
12. Ю. Владимиров «Оркестр»;
13. Е. Благинина «Шинель»;
14. «Сбил, сколотил – вот колесо»;
15. Ш. Перро «Кот в сапогах»;
16. Л. Левин «Сундук».
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
октябрь)
1. «Чигарики-чок-чигарок…»;
2. Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;
3. И. Соколов-Микитов «Соль земли»;
4. П. Воронько «Лучше нет родного края»
пер. с укр. С. Маршак;
5. «Василиса Прекрасная»
(из сборника сказок А. Афанасьева);
6. М. Лермонтов «Горные вершины» (из
Гете);
7. С. Михалков «Котята»;
8. «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака;
9. М. Зощенко «Великие путешественники»;
10.
С.
Топелиус «Три ржаных колоска»,
пер. со швед. А. Любарской;
11.
С. Городецкий
«Первый снег»;
12.
С.
Романовский «На танцах»;
13.
Л.
Станчев «Осенняя гамма»,
пер. с болг. И. Токмаковой.
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
ноябрь)
1. «Волк и лиса», обр. И.
Соколова-Микитова;
2. Э. Успенский «Страшная история»,
«Память»;
3. «Не плюй в колодец – пригодится воды
напиться», обр. К. Ушинского;
4. К. Коровин «Белка»;
5. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
(наизусть);
6. «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с
франц.
Н. Гернет и С. Гиппиус;
7. «Гуси-лебеди»;
8. М. Эме «Краски», пер. с франц. И.
Кузнецовой;
9. «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
10.
С. Есенин
«Пороша»;
11.
С. Маршак
«Кошкин дом»;
3Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
декабрь)
1. «Зима пришла…», «Коляда! Коляда!
А бывает коляда…»;
2. С. Маршак «Тает месяц молодой…»;
3. М. Пришвин «Курица на столбах»;
4. «Коляда, коляда, ты подай пирога…»;
5. К. Драгунская «Лекарство от
послушности»;
6. А. Фет «Что за вечер…»;
7. «Как пошла коляда…», «Каждый своё
получил», эстон., обр. М. Булатова;
8. И. Суриков «Зима»;
9. Д. Хармс «Весёлый старичок»,
«Иван Торопышкин»;
10.
«Мы пошли
по ельнику», пер. со швед.
И. Токмаковой;
11.
Г. Х.
Андерсен «Гадкий утёнок»;
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
январь)
1. «Федул, что губы надул?»;
2. А. Пушкин «Зима! Крестьянин
торжествуя…»;
3. А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль»,
«Как папа укрощал собаку»;
4. «Снегурочка» (по народным сюжетам);
5. Е. Носов «Как ворона на крыше
заблудилась»;
6. С. Есенин «Берёза» (наизусть);
7. «Голубая птица», турк., обр. А.
Александровой и М. Туберовского;
8. Б. Поттер «Сказка про Джемайму
Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;
9. Б. Брехт «Зимний разговор через
форточку»;
10.
Н. Рубцов
«Про зайца»;
11.
С. Маршак
«Двенадцать месяцев»;
12.
Н. Носов
«Приключение Незнайки и его друзей»
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
февраль)
1. Н. Рубцов «Про зайца»;
2. К. Ушинский «Слепая лошадь»;
3. Д. Самойлов «У слонёнка день
рождения»;
4. В. Берестов «Дракон»;
5. Русская народная сказка «Никита
Кожемяка»;
6. Былина «Илья Муромец и
Соловей-разбойник»;
7. «Как на Масленой неделе…»;
8. М. Валек «Мудрецы»;
9. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»;
10. П. Ершов «Конёк-Горбунок»;
11.
В. Бианки
«Музыкант»;
12.
«Масленица,
Масленица!»;
13.
«Добрыня
и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
14.
«Мальчик
с пальчик», из сказок Ш. Перро;
15.
Е.
Воробьёва «Обрывок провода»;
16.
А.
Линдгрен «Принцесса, не желающая играть
в куклы»;
17.
К.
Аксаков «Лизочек».
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на март)
1. Былина «Алёша Попович и Тугарин
Змеевич»
2. «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л.
Кон;
3. П. Соловьева «Подснежник»;
4. Н. Некрасов «Перед дождём»;
5. В. Даль «Старик-годовик»;
6. П. Соловьёв «Ночь и день»
(наизусть);
7. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»;
8. Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
9. В. Жуковский «Жаворонок»;
10. Ф. Тютчев «Весенние воды»;
11. Г. Скребицкий «Всяк
по-своему»;
12. Э. Мошковская «Хитрые
старушки»;
13. Э. Мошковская «Какие бывают
подарки»;
14. Былина «Садко»;
15. С. Городецкий «Весенняя
песенка»;
16. Ю. Коваль «Русачок-травник»;
17. Ю. Коваль «Стожок»;
18. И. Токмакова «Мне грустно».
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
апрель)
1. Сказка «Снегурочка»;
2. Самый красивый наряд на свете»,
пер. с япон. В. Марковой;
3. Ф. Тютчев «Весенние воды»;
4. Ф. Зальтен «Бемби», пер. с нем. Ю.
Нагибина;
5. Я. Аким «Апрель»;
6. В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»;
7. «Семь Симеонов – семь работников»,
обр. И. Карнауховой;
8. С. Алексеев «Первый ночной таран»;
9. Сказка «Лиса и козёл»;
10. Н. Рубцов «Про зайца»;
11. А. Фет «Уж верба вся пушистая»;
12. «Белая уточка», из сборника
сказок А. Афанасьева;
13. А. Пушкин «За весной, красой
природы…»
(из поэмы «Цыганы»);
14. «Ой, зачем ты, жаворонок…»,
укр., обр. Г. Литвака;
15. А. Ремизов «Хлебный голос»;
16. А. Усачёв «Про умную собаку
«Соню»;
17. Сказки Г.Х. Андерсена.
Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на май)
1. З. Александрова «Родина» (наизусть);
2. С. Городецкий «На лугу»;
3. А. Фройденберг «Великан и мышь»;
4. «Вот пришло и лето красное…», рус.
нар. песенка;
5. В. Бианки «Май»;
6. Н. Заболоцкий «На реке»;
7. Э. Лир «Лимерики»;
8. Э. Шим «Очень вредная крапива»;
9. Э. Мошковская «Добежали до вчера»;
10. А. Блок «На лугу»;
11. «Сынко-Филипко», пересказ Е.
Поленовой;
12. А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях»;
13. «Улитка», молд., обр. И.
Токмаковой;
14. Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень
вкусный пирог»;
15. Н. Телешов «Уха».
Предварительный просмотр:
Примерный список литературы для чтения детям (от 6 до 7 лет)
Русский фольклор
Песенки.
- «Лиса рожью шла…»;
- «Чигарики-чок-чигарок…»;
- «Зима
пришла…»;
- «Идет матушка-весна…»;
- «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».
Календарные обрядовые песни.
- «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»;
- «Коляда, коляда, ты подай пирога…»;
- «Как пошла коляда…»; «Как
на масляной неделе…»;
- «Тин-тин-ка…»;
- «Масленица, Масленица!».
Прибаутки.
- «Братцы, братцы!..»;
- «Федул, что губы надул?..»;
- «Ты пирог съел?»;
- «Где кисель — тут и сел»;
- «Глупый Иван…»; «Сбил-сколотил — вот колесо».
Небылицы.
- «Богат Ермошка»,
- «Вы послушайте, ребята».
Сказки и былины.
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);
- «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);
- «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;
- «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
- «Снегурочка» (по народным сюжетам);
- «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;
- «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.
Фольклор народов мира
Песенки.
- «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака;
- «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой;
- «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.
Сказки.
- Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;
- «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
- «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;
- «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского;
- «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон;
- «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
- М. Волошин. «Осенью»;
- С. Городецкий. «Первый снег»;
- М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров.
- «Оркестр»; Г. Сапгир.
- «Считалки, скороговорки»;
- С. Есенин. «Пороша»;
- А. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»;
- П. Соловьева. «День и ночь»;
- Н. Рубцов. «Про зайца»;
- Э. Успенский. «Страшная история», «Память»;
- А. Блок. «На лугу»;
- С. Городецкий. «Весенняя песенка»;
- В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
- Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
- А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».
Проза.
- А. Куприн. «Слон»;
- М. Зощенко. «Великие путешественники»;
- К. Коровин. «Белка» (в сокр.);
- С. Алексеев. «Первый ночной таран»;
- Н. Телешов. «Уха» (в сокр.);
- Е. Воробьев. «Обрывок провода»;
- Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»;
- Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»;
- С. Романовский. «На танцах».
Литературные сказки.
- А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
- А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»;
- К. Паустовский. «Теплый хлеб»;
- В. Даль. «Старик-годовик»;
- П. Ершов. «Конек-Горбунок»;
- К. Ушинский. «Слепая лошадь»;
- К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
- И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;
- Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
- Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;
- Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;
- Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки.
- Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен;
- Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина;
- А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
- С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.
Произведения для заучивания наизусть
- Я. Аким. «Апрель»;
- П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;
- Е. Благинина. «Шинель»;
- Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
- С. Есенин. «Береза»;
- С. Маршак. «Тает месяц молодой…»;
- Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;
- В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка…»;
- А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»);
- Н. Рубцов. «Про зайца»;
- И. Суриков. «Зима»;
- П. Соловьева. «Подснежник»;
- Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).
Для чтения в лицах
- К. Аксаков. «Лизочек»;
- А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца;
- Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);
- Л. Левин. «Сундук»;
- С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).
Дополнительная литература
Сказки.
- «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева;
- «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.
Поэзия.
- «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка;
- А. Блок. «На лугу»;
- Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
- А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»);
- А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.);
- С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»;
- Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»;
- В. Берестов. «Дракон»;
- Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;
- И. Токмакова. «Мне грустно»;
- Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
- М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.
Проза.
- Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»;
- А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
- М. Пришвин. «Курица на столбах»;
- Ю. Коваль. «Выстрел».
Литературные сказки.
- А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы);
- Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;
- М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
- Мне нравится
Технологическая карта интегрированного занятия по речевому
развитию детей старшего дошкольного возраста с включением дидактической игры на
ИКТ оборудовании
Разработала: Ганиева Рината
Образовательная область:
Речевое развитие
Тема: Путешествие
по русской народной сказке в обработке Елены Поленовой
«Сынко-Филипко»
Цель: создание
страницы читательского дневника в процессе выборочного чтения сказки Елены
Поленовой «Сынко-Филипко» понимание нравственного значения осторожности, хитрости, смекалке,находчивости,любить и
уважать родителей, слушаться во всём, в ходе беседы по сказке, закрепления
последовательности событий произведения через дидактическую игру «Помоги Филиппу
добраться до отца с матерью».
Задачи:
Образовательные:
продолжать учить воспринимать и понимать идею и содержание произведения,
определять характер героев, их мотивы и поступки, формировать представления о
нравственных категориях (осторожности, хитрости, смекалке, находчивости, любить
и уважать родителей, слушаться во всём ) в ходе ответов на проблемный вопрос
(«Что случилось бы если баба яга поймала Филиппа?»), установление
причинно-следственных связей при выполнении заданий дидактической игры «Помоги Филиппу
добраться до отца с матерью».
Развивающие: развивать
умение анализировать и сравнить характер героя в начале и конце произведения и
мотивы его поступков с помощью вопросов и приемов «закончи предложение»,
«выборочное чтение», запоминать и воспроизводить последовательность сюжета
сказки в ходе дидактической игры.
Воспитательные: воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе,
формировать понятие, что всё в жизни взаимосвязано через участие в беседе о
нравственных категориях по русской народной сказке в обработке Елены Поленовой
«Сынко-Филипко»
Дополнительные задачи:
Игровая задача: Помочь
Филиппу добраться до родителей
Игровые действия:
передвигаться по карте, выполнять игровые задания, стремиться победить
Игровые правила:
— С места не кричать, не
перебивать
— Выигрывает тот, у кого
больше жетонов
— При попадании на круг –
выполняем задание
— При попадании на квадрат –
вернуться и выполнять следующее задание
Словарная работа:
зыбка,
удить, пест.
Планируемые результаты
занятия: создают страницу читательского дневника, демонстрируют понимание
нравственного значения, что добро всегда побеждает зло, «примеряют» опыт героя
к своей жизни ответами на проблемный вопрос, рассуждают о мотивах и поступках
героя, соблюдают игровые правила.
Подготовительная работа: чтение русской народной сказки в обработке Елены Поленовой
«Сынко-Филипко»,подготовка дидактической игры с использованием документ-камеры,
интерактивная песочница и интерактивная панели.
Материалы и оборудование:документ
– камера, смарт-доска, интерактивная доска, интерактивная песочница, интерактивные
кубы, хрестоматия, ноутбук, бумага для печати, флеш-карта, принтер.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |
1 | Организационно-мотивационный этап | Привлечь внимание детей к теме занятия. | — Приветствие Встанем рядышком по кругу Скажем здравствуйте друг другу Нам здороваться не лень Всем привет и добрый день. — дети отвечают Как я рада вас видеть. Ребята, я предлагаю вам пройти за мной. Как вы думаете для чего мы подошли к интерактивной панели? Смотрите, здесь у нас лупа, а значит нам нужно найти главных Но с начала я хочу вам напомнить, как работать с панелью — чистыми, сухими руками -не давите сильно на экран — А найти этих героев нам поможет лупа. Давайте посчитаем, кто будет первым Кто же это? Ищем следующего героя. Один, два, три… Ребята, вы помните из какого произведения эти герои? В прошлый раз мы с вами познакомились русской народной сказке | Худ. Слово Наглядные: показ. Словесные: беседы и рассказ | Дети заинтересованно вникают в тему | Привлечено внимание к теме занятия. | |
2 | Основной этап | ||||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Постановка проблемы, либо проблемной ситуации Аннотация произведения | Ребята, помните на прошлом Мне очень нравится эта А вы помните кто автор Нажмите на лишние картинки Верно, эту сказку написал (аннотация) Главный герой У реки жили дед с женой, Проблемный вопрос: «Что | Словесные: рассказ, беседа. | Воспринимают и слушают воспитателя. | Перед детьми поставлена проблема для дальнейшего решения. | |
2.2 | Этап восприятия материала | Ознакомление или повторение произведения. | А На этих листочках Красный Зелёный Жёлтый – Почему Как Садимся за столы, спину ровно, ноги ставим вместе. Давайте вспомним правила работы с книгой: — руки чистые, сухие — лист переворачиваем за правый верхний угол (возможно использование В этой сказке встретятся трудные устаревшие слова, давайте их | Слушают воспитателя. | Актуализация знаний по произведению | ||
2.3 | Этап практического решения проблемы | Найти решение проблемного вопроса Решить проблемы в ходе Провести | Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, который поможет Читает выразительно фрагмент произведения. Мы прочитали отрывок из этой сказки и теперь можем проверить 1. 2. 3. 4. 5. А теперь давайте разминёмся перед очень интересной игрой: Физкультминутка: Быстро встаньте, улыбнитесь, выше потянитесь, ну-ка плечи Перед тем как начать работу на интерактивной панели, — От панели мы находимся на расстоянии вытянутой руки — Чистые, сухие руки Сейчас мы с вами поиграем в игру «Помоги Филиппу добраться до Играть мы будем на Сейчас я познакомлю вас с Надо по очереди подходить Какое число выпадет Вы попадаете на круг, Если вы попадаете на А кто будет первым делать Раз, два, три, четыре, пять, Будем в игры мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы Ты пойди-ка поводи! Первое задания 1. «Собери цепочку и объясни» (Если…, то…) Гимнастика для глаз В игры с вами мы играли И глаза наши устали Что бы дать им отдохнуть Их закроем на чуть-чуть А теперь их открываем И немножко поморгаем. 2. 1) 2) 3) Раздать жетоны и подарки победителю | Словесные: Выразительное чтение фрагмента Выборочное чтение Игровая: дидактическая игра | Отвечали на вопросы, соревновались в игре | Дети решили проблему. У детей закреплены первичные знания по теме. | |
3 | Заключительный этап- | Подвести итоги и проанализировать занятие с детьми | Настроение: Красный – отличное Зелёный – хорошее Жёлтое – плохое По какой сказке мы сегодня путешествовали? Как бы вы поступили,если вас похитела баба-яга ? Что вам понравилось больше всего? Молодцы Благодарность за совместное взаимодействие. Спасибо за дружное | Словесные вопросы детям | Игровая деятельность, отвечают на вопросы | Подвели итог и проанализировали свою деятельность. | |