Сказка сынко филипко пересказ поленовой

Список рекомендуемой литературыдля чтения детям в подготовительной групперусский фольклорпесенки. лиса рожью шла...,чигарики-чок-чигарок...,идет матушка-весна...,вот пришло и лето красное...,когда солнышко взойдет, роса

Список рекомендуемой литературы

для чтения детям в подготовительной группе

Русский фольклор

Песенки. 

«Лиса рожью шла…»,

«Чигарики-чок-чигарок…»,

«Идет матушка-весна…»,

«Вот пришло и лето красное…»,

«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»,

«Зима пришла».

Календарные обрядовые песни.

 «Коляда! Коляда! А бывает коляда..»

«Коляда, коляда, ты подай пирога…»,

«Как пошла коляда»,

«Как на Масленой неделе…»,

«Тин-тин-ка!..»,

«Масленица, Масленица».

Игровой фольклор.

Прибаутки:  

«Где кисель — тут и сел…»,

 «Глупым Иван…»,

«Братцы, братцы!..»,

«Федул, что губы надул?..»,

«Сбил, сколотил — вот колесо…»,

«Ты пирог съел?».

Небылицы.

«Вы послушайте, ребята…»,

«Богат Ермошка».

Сказки и былины.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А.Гильфердинга, отрывок);

«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);

«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колмаковой;

«Снегурочка» (по народным сюжетам);

«Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);  

«Семь Симеонов — семь работников», обр.  И.  Карнауховой

«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;

«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского; «Чудесное яблочко», обр.Л.Елисеевой;

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.

Фольклор народов мира

Песенки.

«Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака;

«Улитка» молд., обр. И. Токмаковой;

«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с фран И. Гернет и С. Гиппиус;

«Перчатки», «Кораблик», пер. с англ.

С. Mapшак «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой.

Сказки:

«Айога» нанайск., обр. Д. Нагишкина;

«Каждый свое получил», тон., обр. М. Булатова;

«Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой М. Туберовского;

«Джек, покоритель великанов» валлийск., пер. К.Чуковского;

«Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон;

из сказок Ш.Перро (франц.):

«Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева,

«Кот в сапогах», пер Т. Габбе;

«Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

 А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу»;

М. Волошин. «Осенью»;

С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;

С.Есенин. «Пороша»;

В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);

М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины» (из Гете);

Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);

А. Пушкин. «Птичка», «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из «Евгения Онегина»

А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;

П. Соловьева. «Ночь день»;

Ф. Тютчев. «Весенние воды»;

А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок), «Что за вечер…» (в сокр.);

С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»;

В.Берестов. «Дракон»;

А. Введенский. «Песенка о дожде»;

Ю.Владимиров «Оркестр»;  

Н. Заболоцкий «На реке»;  

Н.  Матвеева  «Путаница»;

Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида» Н. Рубцов. «Про зайца»;

Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;

И.Токмакова «Мне грустно…»;

Э. Успенский «Страшная история», «Память»;

Л.Фадеева «Зеркало в витрине»;

Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».

Проза.

К. Коровин «Белка» (в сокр.);

А. Куприн «Слон»;

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;

Н. Телешов «Уха» (в сокр.).

С.Алексеев  «Первый ночной таран»;

Е. Воробьев «Обрывок провода;

М. Зощенко «Великие путешественники»;

Ю. Коваль «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;

Е. Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась»;

М. Пришвин «Курица па столбах»;

А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;

С. Романовский «На танцах».

Литературные сказки.

В. Даль. «Старик-годовик»;

П. Ершов «Конек-Горбунок»;

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

А. Ремизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;

И. Соколов-Микитов «Соль земли»;

К. Ушинский «Слепая лошадь», К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;

Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;

К. Паустовский «Теплый хлеб»;

Г.Скребицкий «Всяк по-своему»;

А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. 

Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;

М. Валек «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;

Л. Станчев «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;

Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»;

«Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…»; «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки.

X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф.Зальтен «Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;

А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;

М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;

С. Топелиус «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;

Б.Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;

Г. Фаллада «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;

М. Эме «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Для заучивания наизусть

Я. Аким «Апрель»;

П. Воронько «Лучше нет родного края», пер. с укр. С.Маршака;

 Е. Благинина «Шинель»;

Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

С. Есенин «Береза»;

С. Маршак «Тает месяц молодой…»;

Э. Мошковская «Добежали до вечера»;

В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»;

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»);

Н. Рубцов «Про зайца»; И. Суриков «Зима»;

П. Соловьева. «Подснежник»;

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
сентябрь)

И. Белоусов «Осень»;

А.К. Толстой. «Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад…»; (выучить наизусть)

Б. Житков «Белый
домик»;

А. С. Пушкин «Уж небо
осенью дышало…»;

Н. Носов «Живая
шляпа»; «Фантазёры»,   «Автомобили», «Замазка»   

Ю. Мориц «Домик с
трубой»;

 «Заяц – хвастун»
обр. О. Капицы;

«Лиса и кувшин», обр.
О. Капицы;

Г. Сапгир «Как лягушку продавали».

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
ноябрь)

1.               
А. Майков «Осенние листья
по небу кружат…»;

2.               
«Счастливого пути!» голл.,
обр. И. Токмаковой;

3.               
Л. Толстой «Прыжок»;

4.               
Дж. Родари «Волшебный
барабан» (из книги «СказкиЮ у которых три конца»), пер. с итал. И.
Константиновой;

5.               
«Хаврошечка», обр. А. Н.
Толстого;

6.               
С. Городецкий «Котёнок»;

7.               
А. Милн «Баллада о
королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

8.               
Б. Алмазов «Горбушка»;

9.               
«Айога», обр. Д.
Нагишкина;

10.         
Р. Сеф «Бесконечные
стихи»;

11.         
«Три золотых волоска Деда
-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой;

12.         
В. Бианки «Купание
медвежат»;

13.         
И. Бунин «Первый снег»;

14.         
В. Смит «Про летающую
корову», пер. с англ. Б. Заходера;

15.         
Б. Житков «Как я ловил
человечков».

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
октябрь)

1.               
 «Чудесные истории про
зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер.           О. Кустовой
и В. Андреева;

2.               
 Л. Толстой «Косточка»;

3.               
 И. Суриков « Вот моя
деревня»;

4.               
 С. Маршак «Пудель»;

5.               
 М. Яснов «Мирная
считалка»;

6.               
 Х. Мякеля « Господин Ау»,
перю с финского Э. Успенского;

7.               
 «Крылатый, мохнатый да масленый»,
обр.     И. Карнауховой;

8.               
 «Старушка», пер. с англ.
С. Маршака;

9.               
 А. Волков «Волшебник
Изумрудного города»

10.         
Р. Сеф «Совет»;

11.         
Б. Заходер « Серая
Звёздочка»;

12.         
Р. Киплинг «Слонёнок»,
пер. с англ.              К. Чуковского;

13.         
Я. Аким «Жадина».

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
декабрь)

1.               
 И. Суриков «Зима»; «Как
на тоненький ледок…»;

2.               
 И. Никитин «Встреча
зимы»;

3.               
 О. Пройслер «Маленькая
Баба-Яга», пер. с нем. Ю. Коринца;

4.               
 «Ты мороз, мороз,
мороз…»;

5.               
 «Как лисичка бычка
обидела», обр. В. Глоцера и Г. Снегирёва;

6.               
 «Письмо ко всем детям по
одному очень важному делу», пер. с польск. С Михалкова;

7.               
 М. Карем «Мирная
считалка», пер. с франц. В Берестова;

8.               
 П. Бажов «Серебряное
копытце»;

9.               
 А. Пушкин «Зимний вечер»;

10.         
В. Левин «Лошадь»;

11.         
С. Маршак «Тает месяц
молодой»;

12.         
К. Фофанов «Нарядили
ёлку…»;

13.         
«Друг за дружкой»,
тадж.,обр. Н. Гребнева;

14.         
М. Исаковский «Поезжай за
моря-океаны».

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
январь)

1.               
С. Георгиев «Я спас Деда
Мороза»;

2.               
Я. Бжехва «На горизонтских
островах», пер. с польск. Б. Заходера

3.               
Т. Янсон «О самом
последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде;

4.               
Б. Шергин «Рифмы»;

5.               
Э. Мошковская «Вежливое
слово»;

6.               
«Шляпа волшебника» пер. В.
Смирнова;

7.               
А. Фет «Кот поёт, глаза
прищурил…»

8.               
А. Пушкин «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»;

9.               
С. Городецкий «Котёнок»;

10.         
Э. Шим «Соловей и
воронёнок»;

11.         
Д. Хармс «Ужя бегал,
бегал, бегал…»;

12.         
Н. Телешов «Крупеничка»;

13.         
А. Пушкин «У лукоморья дуб
зелёный…»;

14.         
Д. Чиарди «О том, у кого
три глаза», пер. с англ. Р. Сефа;

15.         
А. Гайдар «Чук и Гек».

Рекомендации родителям по домашнему чтению (на
февраль)

1.               
«Никита Кожемяка» (из
сборника сказок

А. Афанасьева);

2.               
«Жёлтый аист», кит., пер.
Ф. Ярлина;

3.               
Б. Заходер «Приятная
встреча»;

4.               
С. Маршак «Почта»;

5.               
«Царевна-лягушка», обр. М.
Булатова;

6.               
«Докучные сказки», «Как
братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

7.               
Л. Петрушевская «Кот,
который умел петь»;

8.               
А. Н. Толстой «Ёж»;

9.               
С. Чёрный «Волк»;

10.         
Ю. Владимиров «Чудаки»;

11.         
Г. Снегирёв «Отважный
пингвинёнок»;

12.         
Г. Виеру «Мамин день»,
пер. с молд.

Я. Акима;

13.         
М. Цветаева «У кроватки»;

14.         
Л. Пантелеева «Буква «Ы»;

15.         
«О мышонке, который был
кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы.

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на март)

1.               
 Е.
Благинина «Посидим в тишине»;

2.               
 А. Барто
«Перед сном»;

3.               
 «Грачи-кричи…»,
«Златовласка», пер. с чеш.

К. Паустовского;

4.               
 Г.
Снегирёв «К морю»;

5.               
 В. Левин
«Сундук»;

6.               
 А.
Митяев «Сказка про трёх пиратов»;

7.               
 Г.
Сапгир «Небылицы в лицах»;

8.               
 Русская
народная сказка «Лиса и заяц»;

9.               
 Г.
Снегирёв «Пингвиний пляж»;

10.         
В.
Драгунский «Друг детства»;

11.         
Ф. Тютчев
«Зима недаром злится…»;

12.         
Дж. Ривз
«Шумный Ба-бах», пер. с англ.

 М. Бородицкой;

13.         
«Сивка-бурга»,
обр. М. Булатова;

14.         
«Веснянка»,
укр., обр. Г. Литвака.

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
апрель)

1.               
 «Уж ты,
пташечка, ты залётная…»;

2.               
 М.
Москвина «Кроха»;

3.               
 А.
Митяев «Сказка про трёх пиратов»;

4.               
 И.
Белоусов «Весенняя гостья»;

5.               
 В. Орлов
«Ты скажи мне, реченька лесная…»;

6.               
 А.
Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», пер. со швед.

Л. Лунгиной;

7.               
 К.
Паустовский «Кот-ворюга»;

8.               
 «Ласточка-ласточка…»;

9.               
 С.
Есенин «Берёза»;

10.         
Л.
Толстой «Лев и собачка»;

11.         
В. Катаев
«Цветик-семицветик»;

12.         
С. Есенин
«Черёмуха»;

13.         
«Дом, который
построил Джек», пер. с англ. С. Маршак;

14.         
А. Барто
«Верёвочка».

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на май)

1.               
 «Дождик,
дождик, веселей…»;

2.               
 «Божья
коровка»;

3.               
 Т.
Александрова «Домовёнок Кузька»;

4.               
 В.
Драгунский «Сверху вниз, наискосок»;

5.               
 А. Плещеев
«Мой садик»;

6.               
 В.
Дмитриева «Малыш и Жучка»;

7.               
 С.
Чёрный «Волк»;

8.               
 «Уж я
колышки тешу…»;

9.               
 «Финист
— Ясный сокол», обр. А. Платонова;

10.         
Э.
Успенский «Разгром»;

11.         
«Кукушка»,
ненецк., обр. К. Шаврова;

12.         
Д. Хармс
«Уж я бегал, бегал, бегал…»;

13.         
В. Бианки
«Сова».

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
сентябрь)

1. «Лиса рожью шла…»;

2. «Перчатки», пер. с англ. С. Маршака;

3. А. Куприн «Слон»;

4. Ю. Коваль «Выстрел»;

5. Л. Фадеева «Зеркало в витрине»;

6. «Братцы, братцы!..»;

7. М. Волошин «Осенью»;

8. К. Паустовчкий «Тёплый хлеб»;

9. В. Даль «Старик-годовик»;

10.С. Чёрный  «Перед сном»,
«Волшебник»;

11. «Илья Муромец и
Соловей-разбойник»;

12. Ю. Владимиров «Оркестр»;

13. Е. Благинина «Шинель»;

14. «Сбил, сколотил – вот колесо»;

15. Ш. Перро «Кот в сапогах»;

16. Л. Левин «Сундук».

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
октябрь)

1.  «Чигарики-чок-чигарок…»;

2.  Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;

3.  И. Соколов-Микитов «Соль земли»;

4.  П. Воронько «Лучше нет родного края»

пер. с укр. С. Маршак;

5.  «Василиса Прекрасная»

 (из сборника сказок А. Афанасьева);

6.  М. Лермонтов «Горные вершины» (из
Гете);

7.  С. Михалков «Котята»;

8.  «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака;

9.  М. Зощенко «Великие путешественники»;

10.                  
С.
Топелиус «Три ржаных колоска»,

пер. со швед. А. Любарской;

11.                  
С. Городецкий
«Первый снег»;

12.                  
С.
Романовский «На танцах»;

13.                  
Л.
Станчев «Осенняя гамма»,

 пер. с болг. И. Токмаковой.

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
ноябрь)

1. «Волк и лиса», обр. И.
Соколова-Микитова;

2. Э. Успенский «Страшная история»,
«Память»;

3. «Не плюй в колодец – пригодится воды
напиться», обр. К. Ушинского;

4. К. Коровин «Белка»;

5. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
(наизусть);

6. «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с
франц.

Н. Гернет и С. Гиппиус;

7. «Гуси-лебеди»;

8. М. Эме «Краски», пер. с франц. И.
Кузнецовой;

9. «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;

10.                
С. Есенин
«Пороша»;

11.                
С. Маршак
«Кошкин дом»;

3Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
декабрь)

1.  «Зима пришла…», «Коляда! Коляда!

А бывает коляда…»;

2.  С. Маршак «Тает месяц молодой…»;

3.  М. Пришвин «Курица на столбах»;

4.  «Коляда, коляда, ты подай пирога…»;

5.  К. Драгунская «Лекарство от
послушности»;

6.  А. Фет «Что за вечер…»;

7.  «Как пошла коляда…», «Каждый своё
получил», эстон., обр. М. Булатова;

8.  И. Суриков «Зима»;

9.  Д. Хармс «Весёлый старичок»,

«Иван Торопышкин»;

10.                  
«Мы пошли
по ельнику», пер. со швед.

И. Токмаковой;

11.                  
Г. Х.
Андерсен «Гадкий утёнок»;

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
январь)

1. «Федул, что губы надул?»;

2. А. Пушкин «Зима! Крестьянин
торжествуя…»;

3. А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль»,
«Как папа укрощал собаку»;

4. «Снегурочка» (по народным сюжетам);

5. Е. Носов «Как ворона на крыше
заблудилась»;

6. С. Есенин «Берёза» (наизусть);

7. «Голубая птица», турк., обр. А.
Александровой и М. Туберовского;

8. Б. Поттер «Сказка про Джемайму
Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;

9. Б. Брехт «Зимний разговор через
форточку»;

10.                
Н. Рубцов
«Про зайца»;

11.                
С. Маршак
«Двенадцать месяцев»;

12.                
Н. Носов
«Приключение Незнайки и его друзей»

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
февраль)

1.  Н. Рубцов «Про зайца»;

2.  К. Ушинский «Слепая лошадь»;

3.  Д. Самойлов «У слонёнка день
рождения»;

4.  В. Берестов «Дракон»;

5.  Русская народная сказка «Никита
Кожемяка»;

6.  Былина «Илья Муромец и
Соловей-разбойник»;

7.  «Как на Масленой неделе…»;

8.  М. Валек «Мудрецы»;

9.  Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»;

10.     П. Ершов «Конёк-Горбунок»;

11.                  
В. Бианки
«Музыкант»;

12.                  
«Масленица,
Масленица!»;

13.                  
«Добрыня
и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

14.                  
«Мальчик
с пальчик», из сказок Ш. Перро;

15.                  
Е.
Воробьёва «Обрывок провода»;

16.                  
А.
Линдгрен «Принцесса, не желающая играть

 в куклы»;

17.                  
К.
Аксаков «Лизочек».

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на март)

1.  Былина «Алёша Попович и Тугарин
Змеевич»

2.  «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л.
Кон;

3.  П. Соловьева «Подснежник»;

4.  Н. Некрасов «Перед дождём»;

5.  В. Даль «Старик-годовик»;

6.  П. Соловьёв «Ночь  и день»
(наизусть);

7.  Ф. Тютчев «Зима недаром злится»;

8.  Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;

9.  В. Жуковский «Жаворонок»;

10.       Ф. Тютчев «Весенние воды»;

11.       Г. Скребицкий «Всяк
по-своему»;

12.       Э. Мошковская «Хитрые
старушки»;

13.       Э. Мошковская «Какие бывают
подарки»;

14.       Былина «Садко»;

15.       С. Городецкий «Весенняя
песенка»;

16.       Ю. Коваль «Русачок-травник»;

17.       Ю. Коваль «Стожок»;

18.       И. Токмакова «Мне грустно».

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на
апрель)

1.   Сказка «Снегурочка»;

2.  Самый красивый наряд на свете»,

пер. с япон. В. Марковой;

3.  Ф. Тютчев «Весенние воды»;

4.  Ф. Зальтен «Бемби», пер. с нем. Ю.
Нагибина;

5.  Я. Аким «Апрель»;

6.  В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»;

7.  «Семь Симеонов – семь работников»,

обр. И. Карнауховой;

8.  С. Алексеев «Первый ночной таран»;

9.  Сказка «Лиса и козёл»;

10. Н. Рубцов «Про зайца»;

11. А. Фет «Уж верба вся пушистая»;

12. «Белая уточка», из сборника
сказок А. Афанасьева;

13. А. Пушкин «За весной, красой
природы…»

(из поэмы «Цыганы»);

14. «Ой, зачем ты, жаворонок…»,

укр., обр. Г. Литвака;

15. А. Ремизов «Хлебный голос»;

16. А. Усачёв «Про умную собаку
«Соню»;

17. Сказки Г.Х. Андерсена.

Рекомендации родителям по домашнему чтению. (на май)

1.  З. Александрова «Родина» (наизусть);

2.  С. Городецкий «На лугу»;

3.  А. Фройденберг «Великан и мышь»;

4.  «Вот пришло и лето красное…», рус.
нар. песенка;

5.  В. Бианки «Май»;

6.  Н. Заболоцкий «На реке»;

7.  Э. Лир «Лимерики»;

8.  Э. Шим «Очень вредная крапива»;

9.  Э. Мошковская «Добежали до вчера»;

10. А. Блок «На лугу»;

11. «Сынко-Филипко», пересказ Е.
Поленовой;

12. А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях»;

13. «Улитка», молд., обр. И.
Токмаковой;

14. Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень
вкусный пирог»;

15. Н. Телешов «Уха».

Тагирова Эльвира Акифовна

Примерный список литературы для чтения детям (от 6 до 7 лет)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Примерный список литературы для чтения детям (от 6 до 7 лет)

Русский фольклор

Песенки. 

  • «Лиса рожью шла…»;
  • «Чигарики-чок-чигарок…»;
  • «Зима

пришла…»;

  • «Идет матушка-весна…»;
  • «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».

Календарные обрядовые песни.

  • «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»;
  • «Коляда, коляда, ты подай пирога…»;
  • «Как пошла коляда…»; «Как

на масляной неделе…»;

  • «Тин-тин-ка…»;
  • «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. 

  • «Братцы, братцы!..»;
  • «Федул, что губы надул?..»;
  • «Ты пирог съел?»;
  • «Где кисель — тут и сел»;
  • «Глупый Иван…»; «Сбил-сколотил — вот колесо».

Небылицы. 

  • «Богат Ермошка»,
  • «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины.

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);
  • «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);
  • «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;
  • «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
  • «Снегурочка» (по народным сюжетам);
  • «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;
  • «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки.

  • «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака;
  • «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой;
  • «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. 

  • Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;
  • «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
  •  «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;
  • «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского;
  • «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон;
  • «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

  • М. Волошин. «Осенью»;
  • С. Городецкий. «Первый снег»;
  • М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров.
  • «Оркестр»; Г. Сапгир.
  • «Считалки, скороговорки»;
  •  С. Есенин. «Пороша»;
  • А. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»;
  • П. Соловьева. «День и ночь»;
  • Н. Рубцов. «Про зайца»;
  • Э. Успенский. «Страшная история», «Память»;
  • А. Блок. «На лугу»;
  • С. Городецкий. «Весенняя песенка»;
  • В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
  • Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
  • А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. 

  • А. Куприн. «Слон»;
  •  М. Зощенко. «Великие путешественники»;
  • К. Коровин. «Белка» (в сокр.);
  • С. Алексеев. «Первый ночной таран»;
  • Н. Телешов. «Уха» (в сокр.);
  • Е. Воробьев. «Обрывок провода»;
  • Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»;
  • Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»;
  • С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки. 

  • А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
  • А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»;
  • К. Паустовский. «Теплый хлеб»;
  • В. Даль. «Старик-годовик»;
  • П. Ершов. «Конек-Горбунок»;
  • К. Ушинский. «Слепая лошадь»;
  • К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
  • И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;
  • Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

  • Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;
  • Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;
  • Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки.

  • Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен;
  • Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина;
  • А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
  • С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

Произведения для заучивания наизусть

  • Я. Аким. «Апрель»;
  • П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;
  • Е. Благинина. «Шинель»;
  • Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
  • С. Есенин. «Береза»;
  • С. Маршак. «Тает месяц молодой…»;
  • Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;
  • В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка…»;
  • А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»);
  • Н. Рубцов. «Про зайца»;
  • И. Суриков. «Зима»;
  •  П. Соловьева. «Подснежник»;
  • Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).

Для чтения в лицах

  • К. Аксаков. «Лизочек»;
  • А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца;
  • Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);
  • Л. Левин. «Сундук»;
  • С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

Дополнительная литература

Сказки. 

  • «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева;
  • «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия. 

  • «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка;
  • А. Блок. «На лугу»;
  • Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
  • А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»);
  • А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.);
  • С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»;
  • Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»;
  • В. Берестов. «Дракон»;
  • Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;
  • И. Токмакова. «Мне грустно»;
  • Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
  • М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.

Проза. 

  • Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»;
  • А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
  • М. Пришвин. «Курица на столбах»;
  • Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки. 

  • А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы);
  • Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;
  • М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Технологическая карта интегрированного занятия по речевому
развитию детей старшего дошкольного возраста с включением дидактической игры на
ИКТ оборудовании

Разработала: Ганиева Рината

Образовательная область:
Речевое развитие

Тема: Путешествие
по русской народной сказке в обработке  Елены Поленовой
«Сынко-Филипко»

Цель: создание
страницы читательского дневника в процессе выборочного чтения сказки Елены
Поленовой «Сынко-Филипко» понимание нравственного значения осторожности, хитрости, смекалке,находчивости,любить и
уважать родителей, слушаться во всём, в ходе беседы по сказке, закрепления
последовательности событий произведения через дидактическую игру «Помоги  Филиппу
добраться до отца с матерью».

Задачи:

Образовательные:
продолжать учить воспринимать и понимать идею и содержание произведения,
определять характер героев, их мотивы и поступки, формировать представления о
нравственных категориях (осторожности, хитрости, смекалке, находчивости, любить
и уважать родителей, слушаться во всём ) в ходе ответов на проблемный вопрос
(«Что случилось бы если баба яга поймала Филиппа?»), установление
причинно-следственных связей при выполнении заданий дидактической игры «Помоги  Филиппу
добраться до отца с матерью».

Развивающие: развивать
умение анализировать и сравнить характер героя в начале и конце произведения и
мотивы его поступков с помощью вопросов и приемов «закончи предложение»,
«выборочное чтение», запоминать и воспроизводить последовательность сюжета
сказки в ходе дидактической игры.

Воспитательные: воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе,
формировать понятие, что всё в жизни взаимосвязано через участие в беседе о
нравственных категориях по русской народной сказке в обработке Елены Поленовой
«Сынко-Филипко»

Дополнительные задачи:

Игровая задача:  Помочь
Филиппу добраться до родителей

Игровые действия:
передвигаться по карте, выполнять игровые задания, стремиться победить

Игровые правила:

— С места не кричать, не
перебивать

— Выигрывает тот, у кого
больше жетонов

— При попадании на круг –
выполняем задание

— При попадании на квадрат –
вернуться и выполнять следующее задание

Словарная работа:
 зыбка,

удить, пест.

Планируемые результаты
занятия:
создают страницу читательского дневника, демонстрируют понимание
нравственного значения, что добро всегда побеждает зло, «примеряют» опыт героя
к своей жизни ответами на проблемный вопрос,  рассуждают о мотивах и поступках
героя, соблюдают игровые правила.

Подготовительная работа: чтение русской народной сказки в обработке  Елены Поленовой
«Сынко-Филипко»,подготовка дидактической игры с использованием документ-камеры,
интерактивная песочница и интерактивная панели.

Материалы и оборудование:документ
– камера, смарт-доска, интерактивная доска, интерактивная песочница, интерактивные
кубы, хрестоматия, ноутбук, бумага для печати, флеш-карта, принтер.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Привлечь внимание детей к теме занятия.

— Приветствие

Встанем рядышком по кругу

Скажем здравствуйте друг другу

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день.

— дети отвечают

Как я рада вас видеть.

Ребята, я предлагаю вам пройти за мной.

Как вы думаете для чего мы подошли к интерактивной панели?

Смотрите, здесь у нас лупа, а значит нам нужно найти главных
героев произведения, с которыми мы встретимся вновь.

Но с начала я хочу вам напомнить, как работать с панелью

— чистыми, сухими руками

-не давите сильно на экран

А найти этих героев нам поможет лупа.

Давайте посчитаем, кто будет первым

Кто же это? Ищем следующего героя. Один, два, три…

Ребята, вы помните из какого произведения эти герои?

В прошлый раз мы с вами познакомились  русской народной сказке
«Сынко-Филипко»

Худ. Слово

Наглядные: показ.

Словесные: беседы и рассказ

Дети заинтересованно вникают в тему

Привлечено внимание к теме занятия.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Постановка проблемы, либо проблемной ситуации

Аннотация произведения

Ребята, помните на прошлом
занятии мы с вами читали нашу любимую хрестоматию (Фото). И сегодня мы
вспомним сказку  «сынко-филипко».

Мне очень нравится эта
сказка, когда я была маленькая,мне читали ее родители. Эта сказка запомнилась
мне тем, что она учит слушаться взрослых, учит осторожности и смекалке, она очень
интересная и поучительная.

А вы помните кто автор
этой сказки?

Нажмите на лишние картинки

Верно, эту сказку написал
русский народ. Описанные им события в этой сказке могли произойти в реальной
жизни.

(аннотация) Главный герой
—  Филипп.

 У реки жили дед с женой,
детей у них не было, и без них жилось скучно. Как то дет смастерил из
бревнушка мальчика, и дал жене, а он ожил. Обрадовались дед с женой. Начал
сын ходить на речку, рыбу ловить,  и как то раз баба-яга его поймала, и
хотела со своей дочкой Настаской сьесть,  а он их обхетрил, и вместо себя, в
печь засунул Настаску. Сбежал он, и залес на дерево,баба-яга увидела, и
начала рубить дерево, а над ним пролетали лебеди, гуси, утки, и он просил у
них перышку. Они скинули, он сделал крылья и улетел к отцу и матери.

Проблемный вопрос: «Что
случилось бы если  баба яга поймала Филиппа?»

Словесные:

рассказ,

беседа.

Воспринимают и слушают воспитателя.

Перед детьми поставлена проблема для дальнейшего решения.

2.2

Этап восприятия материала

Ознакомление или повторение произведения.

А
давайте попробуем предположить с помощью наших жетонов, которые я вам сейчас
выдам

На этих листочках
изображены фигуры разных цветов, вам нужно выбрать…

Красный
–у главных героев в жизни ничего не изменится

Зелёный
– Баба-яга съест Филиппа

Жёлтый –
Филипп вернется сразу домой

Почему
вы так решили?

Как
можно проверить ваши догадки?

Садимся за столы, спину ровно, ноги ставим вместе.

Давайте вспомним правила работы с книгой:

— руки чистые, сухие

— лист переворачиваем за правый верхний угол (возможно использование
документ камеры)

В этой сказке встретятся трудные устаревшие слова, давайте их
вспомним:

зыбка, удить, пест.

Слушают воспитателя.

Актуализация знаний по произведению

2.3

Этап практического решения проблемы

Найти решение проблемного вопроса
на основе чтения фрагмента.

Решить проблемы в ходе
беседы

Провести
дидактическую игру для первичного ознакомления

Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, который поможет
узнать зачем Баба-яга похитила Филиппа.

Читает выразительно фрагмент произведения.

Мы прочитали отрывок из этой сказки и теперь можем проверить
наши знания. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать.

1.    
Главные герои произведения?

2.    
Какой мальчиком был Филипп?

3.    
Каких птиц Филипп просил скинуть ему перышки?

4.    
Какой фрагмент из сказки вам понравился? Давайте прочитаем
его.

5.    
Чему учит эта сказка?  

А теперь давайте разминёмся перед очень интересной игрой:

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше потянитесь, ну-ка плечи
распрямите, поднимите, опустите, влево-вправо повернулись, рук коленями
коснулись, сели-встали,  и на месте побежали.

Перед тем как начать работу на интерактивной панели,
необходимо вспомнить правила работы еще раз

— От панели мы находимся на расстоянии вытянутой руки

— Чистые, сухие руки

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Помоги  Филиппу добраться до
отца с матерью»

Играть мы будем на
интерактивной доске.

Сейчас я познакомлю вас с
правилами нашей игры:

Надо по очереди подходить
к интерактивной доске и кидать кубик.

Какое число выпадет
столько ходов вам надо сделать.

Вы попадаете на круг,
остаетесь на месте и выполняете задания.

Если вы попадаете на
звездочку, то это задания повышенной сложности. Победит тот, кто первым
доберётся до  отца с матерью.

А кто будет первым делать
ход мы с вами узнаем по считалочке.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в игры мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы

Ты пойди-ка поводи!  

Первое задания

1.     «Собери цепочку и объясни» (Если…, то…)

Гимнастика для глаз

В игры с вами мы играли

И глаза наши устали

Что бы дать им отдохнуть

Их закроем на чуть-чуть

А теперь их открываем

И немножко поморгаем.

2.    
«Я начну, а ты закончи»

1)   
 «И так-то усердно она его качала, что?» ( он вдруг ожил и
закричал)

2)   
«Начал на речку ходить?»  (рыбку удить.)

3)   
«Взяла лопату и говорит Филипке: «Сынко-Филипко, садись на
лопату». Он говорит
? («Я не умею — покажи мне »)

Раздать жетоны и подарки победителю

Словесные:

Выразительное чтение фрагмента

Выборочное чтение

Игровая: дидактическая игра

Отвечали на вопросы, соревновались в игре

Дети решили проблему.

У детей закреплены первичные знания по теме.

3

Заключительный этап-

Подвести итоги и проанализировать занятие с детьми

Настроение:

Красный – отличное

Зелёный – хорошее

Жёлтое – плохое

По какой сказке мы сегодня путешествовали?

Как бы вы поступили,если вас похитела баба-яга ?

Что вам понравилось больше всего?

Молодцы

Благодарность за совместное взаимодействие. Спасибо за дружное
и полезное общение.

Словесные вопросы детям

Игровая деятельность, отвечают на вопросы

Подвели итог и проанализировали свою деятельность.

  • Сказка стоптанные туфельки смотреть
  • Сказка старый дед и внучек слушать
  • Сказка спорт обувь для детей
  • Сказка соловей слушать аудиосказку
  • Сказка со счастливым концом песня