Читать и слушать онлайн Все сказки народов России — Сказки для детей
Давным-давно, рассказывают старые люди, на земле неведомо откуда появилось чудище — семиглавый Дельбеген. Обликом он был, как человек, только на плечах семь голов имел. Когда одна голова ела, другая пела, третья спала, четвертая смеялась,…
Однажды домашняя мышь где-то повстречалась с лесной мышью. Поздоровались они, познакомились. Домашняя мышь спросила лесную, как она поживает и чем кормится. — У меня всего вдоволь,— ответила лесная мышь,— У нас в лесу пищи сколько…
В давнее, давнее время жил один бедный старик. У этого старика был единственный сын. Перед смертью старик наказал сыну не переходить на другую сторону юго-западной горы. Много лет прошло с тех пор. Однажды охотился парень, перевалил он…
Невестка не любила свекровь и постоянно наговаривала на нее мужу. Тот пропускал мимо ушей её наговоры, но она не зная покоя делала все, чтобы поссорить сына с матерью. Всякий раз, готовя обед, она старалась пересолить блюдо свекрови. Бедная…
Жила-была птичка зорянка. Славилась она своим гостеприимством. Однажды птичку навестили дальние родственники: вьюрок и воробей. Захотелось зорянке досыта накормить и напоить гостей. Но на беду кончилась мука. Может быть, соседи…
В одном селе жил безжалостный, скупой богач. У него было большое стадо овец и коз. Из скаредности он держал только одного пастуха, обременяя его непосильной работой. Когда же наступал срок расплаты, богач обвинял пастуха в том, что он,…
Зимней порой вышел горностай на охоту. Под снег нырнул, вынырнул, на задние лапы встал, шею вытянул, прислушался, головой повертел, принюхался… И вдруг словно гора упала ему на спину. А горностай хоть ростом мал, да отважен. Обернулся,…
Давным-давно, так что и сказать нельзя, было ли то в самом деле или не было, жили в одном царстве сорок плешивых и один косой. И обделила судьба этих плешивых разумом, но одарила зато косого хитростью и сноровкой. И было в хозяйстве у…
Было это в давние-предавние времена. Жили в одном ауле два соседа: один — Саран (скупой) , другой — Юмарт (щедрый) Однажды отправились они вдвоём странствовать в далёкие края. Шли весь день, а вечером проголодались и сели отдохнуть,…
Однажды какой-то всадник, проезжая через село, поровнялся со стариком, который пахал, остановил коня и обратился с приветствием к старику: — Да делать тебе хорошее! — Да видеть тебе хорошее! — ответил пахарь, — Эх, старик,…
skazachok.ru
«Сказки народов России» — Начальные классы
Просмотр содержимого документа
«»Сказки народов России»»
Подготовила
Ученица 3-Б класса
МБОУ СОШ№ 70
г.Липецка
Шапран Кира
Преподаватель
Черникова Е.Н.
Давным-давно люди стали рассказывать сказки. Сказка родилась в народе. И мы никогда не узнаем имена многих сказочников,чье слово дошло и до наших дней.
Без чудес и тайн нет сказок. В них найдется все: и мудрость, и веселая шутка, и выдумка.
Нет только непоправимых бед и несчастий, все сказки кончаются хорошо. Поэтому в каждой сказке есть своя тайна.
С первых же слов они вводят детей в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в далекие путешествия, где их подстерегают опасные испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки, спуск в глубокие подземелья или восхождение на высокие горы.
СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости.
И у каждого народа есть свои сказки.
«…Вечером слушаю сказки –и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А.С. Пушкин 1824 г.
- С красочным и причудливым миром русской народной сказки каждый встречается еще в детстве и не расстается с ним никогда.
- В течение многих столетий сказка учила премудростям нелегкой жизни, наставляла к добру и справедливости, мужеству и героизму, любви и долгу.
- Сказка звучала повсюду. Она снимала усталость после дальней дороги или тяжелого трудового дня, сказка звучала на сельских девичниках и вечерних посиделках.
- Волшебные сказки — это сказки в которых происходят чудеса.
- Где в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи, наделенные магическими, сверхъестественными способностями, творящих волшебство, чародейство.
- Народ всегда чтил своих героев и сохранил память о них не только в былинном эпосе, но и в прекрасных образах русской волшебной сказки.
В сказках про животных птицы и звери — не обычные, а сказочные.
Они разговаривают, живут и поступают, как люди, которые придумали эти сказки.
В бытовых сказках нет чудес.
Ловкий и хитрый солдат или крестьянин умом и смекалкой побеждают чужую лень , жадность и глупость .
Ведь жадность и зависть до добра не доведут.
Сказки показывают , что может произойти, если в жизни поступать не по совести .
Эти поучительные истории — яркий пример народной педагогики.
- Народная сказка – явление в мировой культуре уникальное.
- Это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.
- Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.
- Педагоги знают разные формы работы со сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок, просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т.д. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.
- Дети и сказка — неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.
- И в помощь приходят фильмы-сказки и, любимые детьми, мультфильмы
- Сказки Бажова вобрали в себя сюжетные мотивы, необычные образы, краски, язык национальных преданий и народную мудрость. Павел Петрович Бажов сумел придать необычным персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) завораживающую поэтичность.
- Удивительные сказки Бажова погружают в особенный мир сверкающих камней-самоцветов, добытых и отшлифованных искусными мастерами.
- Читать сказки Бажова захочется каждому. Читатели увидят, как олень Серебряное копытце выбивает ножкой драгоценные камни для девочки-сиротки. Как голубая змейка, крутясь колесиком, показывает, где золото на поверхности лежит, а где — на глубине. И другие чудесные герои тоже готовы встретиться с настоящими ценителями сказок.
- Сказки Бажова уместны для детей всех возрастов
- Сказки разных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на огромной территории от западных до восточных границ России — богатое устное народное творчество народов, служившее не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.
- В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий.
- Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. (мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши», нанайская — «Как медведь и бурундук дружить перестали», эскимосская — «Как ворон и сова друг друга покрасили»), рассказывают о взаимопомощи человека и зверя (мансийская сказка «Гордый олень», долганская — «Старик рыбак и ворон», нивхская — «Охотник и тигр»).
- Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.
«Длинный нос»
- По своей форме бурятские сказки — произведения в основном прозаические, повествующие о приключениях или богатырских подвигах героев.
- Наряду с необычными, чисто «сказочными» явлениями в них рисуются вполне реальные картины, которые могли иметь место и в повседневной жизни народа.
- Ценность бурятских народных сказок заключена в том, что они выражают идеалы мирной жизни, взаимопонимания между людьми, их единство в борьбе со злом и несправедливостью, глубокую веру в победу добра.
«Три дочери»
- Татарские сказки — это произведения народного фольклора республики Татарстан. Они невероятно богаты по содержанию и крайне разнообразны по своём выражении.
- В татарских народных сказках нашло отражение славное прошлое нации Татарстана, его борьба против недругов, моральные воззрения.
- Татарские народные сказки донесли до сего времени древние национальные обычаи. В них можно заметить картины природы этой прекрасной земли, его заливные луга, прекрасные холмы, бурлящие ручейки, красивейшие сады, а также всё остальное
- Башкирские народные сказки — произведения устного творчества башкирского народа.
- В своих сказках башкирский народ пытался высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей жизненной мудрости, поднимал нравственные, семейные, бытовые вопросы.
ВЫВОДЫ
- Сказки учат добро понимать, о поступках людей размышлять.
- Дети учатся думать, мечтать, на вопросы ответ получать.
- Что-то новое в них узнают, Родину свою познают!
- Все, что создано умом, все к чему душа стремится,
- Как янтарь на дне морском, в сказках бережно храниться!
- И пусть в нашей жизни, как в сказке, ДОБРО побеждает зло!!!
multiurok.ru
Читаем сказки народов России вслух
Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот
однажды говорит ей мать:
— Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвется, — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога.А сама все в медный таз
смотрится — какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается.
— Возьми толстую иголку, — говорит отец.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Наперсток возьми…
— Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Давай за водой схожу, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном
очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
— Дай мне лепешку, мать!
— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые…
— Я их на солнце высушу…
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка,
трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук
не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое
отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли
слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась —
длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.
Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала
руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что
руки в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и
обратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я
красивая…
Плавала, плавала, пока по-человечески говорить не
разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее,
красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:
bibl-140.blogspot.com
«Сказки народов России» — Сказки народов России — Марк Ватагин — Ogrik2.ru
- Научная и техническая литература
- Бизнес (589)
- Военно-историческая литература (457)
- Гуманитарные науки и искусство (258)
- Иностранные языки (27)
- Медицина (64)
- Научно-популярная литература (457)
- Нормативная документация (22)
- Техническая литература (21)
- Точные и естественные науки (44)
- Учебники (75)
- Энциклопедии и словари (32)
- Компьютерная литература
- Веб-дизайн (1)
- Программирование (55)
- Разное
- Историография (607)
- Кулинария (217)
- На досуге (144)
- Настольные игры и Поделки (5)
- Нетрадиционная медицина (292)
- Образование, воспитание и развитие детей (29)
- Популярная психология (794)
- Публицистика (442)
- Религиозная литература (310)
- Сад, огород, животноводство (148)
- Спорт и Боевые искусства (63)
- Строительство и ремонт (81)
- Эзотерика (243)
- Художественная литература
- 1001 обязательная книга (597)
- Библиотеки (314)
- Боевики (188)
- Детективы (1102)
- Детская, подростковая литература (750)
- Исторические книги (161)
- Классика, современная проза и поэзия (1332)
- Любовный роман (192)
- Мистика, ужасы (226)
- Многоавторские сборники (11997)
- Приключенческая литература (203)
- Сатира, юмор (121)
- Собрания книг иностранных авторов (1155)
- Собрания книг русскоязычных авторов (3742)
- Фантастика, фэнтези (3816)
ogrik2.ru
с. 96 — 98. Сборник «Сказки народов мира». 3 класс. ПНШ
? Маша попросила у Михаила Потаповича сборник «Сказки народов мира».
Вот СОДЕРЖАНИЕ этого сборника.
Хитрый шакал (индийская сказка)
О глупом тигре (китайская сказка)
Умный воронёнок (эфиопская сказка)
Лиса и козёл (русская сказка)
Комары (адыгейская сказка)
Матти-весельчак (карельская сказка)
Почему журавль стоит на одной ноге (бирманская сказка)
Отчего цикада потеряла свои рожки (бирманская сказка)
Как появился огонь (австралийская сказка)
Волк и свинья (осетинская сказка)
Шах-петух (татарская сказка)
Хвастливая лягушка (якутская сказка)
Почему звери не доверяют людям (сказка народов Африки)
Как у кенгуру появилась на животе сумка (австралийская сказка)
Почему у свиньи рыло вытянутое (сказка народов Африки)
Волшебный беркут (башкирская сказка)
Волшебная берёза (удмуртская сказка)
Храбрый мальчик (дагестанская сказка)
Большая часть этих сказок — сказки о животных или волшебные сказки? Подтверди своё мнение. А волшебные сказки здесь есть? Назови их.
Здесь шесть блоков сказок. Две волшебные сказки есть в последнем блоке («Волшебный беркут», «Волшебная берёза»).
Миша сказал, что из этого сборника сказок можно составить другой сборник: «Самые древние сказки о животных разных народов».
А ты сумеешь по названиям сказок определить, какие из них САМЫЕ ДРЕВНИЕ? Помоги выбрать сказки для его сборника.
Самые древние сказки – в третьем и пятом блоках. Просто древняя сказка – сказка, где есть слово «хитрый» («Хитрый шакал»).
Костя Погодин сказал, что из сборника «Сказки народов мира» можно составить сборник «Сказки народов России». Но для этого надо смотреть не на названия сказок, а на…
Ты догадываешься, на что надо будет обратить внимание?
Если затрудняешься, воспользуйся подсказкой Летучей Мыши.
Сказки каких народов России войдут в Костин сборник?
Какие из этих сказок — сказки о животных?
Какие — волшебные сказки? (Обрати внимание на названия сказок.)
Сказки народов России определить просто, так как жирным шрифтом выделена принадлежность сказки конкретному народу России (русская сказка, адыгейская, карельская, осетинская, татарская, якутская, башкирская, удмуртская, дагестанская). Выделенная часть текста – это подсказка.
с. 98 Теперь ты умеешь составлять сборники?
Какой сборник составишь ты?
«Сказки народов мира», «Сказки о животных», «Сказки народов России», «Самые древние сказки о животных».
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.
Понравилось? Оцени!
e-razumniki.ru
www.rulit.me
Книжка счастья | Н. Г. Гарин-Михайловский | 1528 |
Петушок и курочка | Русская народная | 222 |
Машенька и Дашенька | Русская народная | 786 |
Солдатская шинель | Русская народная | 186 |
Баба Яга и ягоды | Русская народная | 245 |
Баба-яга | Русская народная | 471 |
Батрак | Русская народная | 36 |
Бой на Калиновом мосту | Русская народная | 37 |
Болтунья | Русская народная | 49 |
Бычок-смоляной бочок | Русская народная | 58 |
Бычок — чёрный бочок, белые копытца | Русская народная | 116 |
Василиса Прекрасная | Русская народная | 400 |
Вершки и корешки | Русская народная | 269 |
Волшебная дудочка | Русская народная | 62 |
Волшебное кольцо | Русская народная | 83 |
Волшебное яблочко | Русская народная | 43 |
Горшеня | Русская народная | 28 |
Гуси-лебеди | Русская народная | 183 |
Два Ивана-солдатских сына | Русская народная | 40 |
Два мороза | Русская народная | 320 |
Деревянный орел | Русская народная | 36 |
Диво дивное, чудо чудное | Русская народная | 185 |
Дочь и падчерица | Русская народная | 42 |
Дочь-семилетка | Русская народная | 34 |
Елена Премудрая | Русская народная | 116 |
Жадный вельможа | Русская народная | 27 |
Жар-птица и Василиса-царевна | Русская народная | 48 |
Журавль и цапля | Русская народная | 100 |
Зайкина избушка | Русская народная | 504 |
Заколдованная королевна | Русская народная | 48 |
Зимовье зверей | Русская народная | 339 |
Иван-царевич и серый волк | Русская народная | 239 |
Иванушка-дурачок | Русская народная | 110 |
Золотой топор | Русская народная | 41 |
Иван-крестьянский сын и чудо-юдо | Русская народная | 119 |
Илья Муромец и Соловей разбойник | Русская народная | 127 |
Как лиса с овцой волка наказали | Русская народная | 87 |
Как лиса училась летать | Русская народная | 46 |
Как собака друга искала | Русская народная | 65 |
Каша из топора | Русская народная | 196 |
Коза дереза | Русская народная | 67 |
Колобок | Русская народная | 355 |
Крошечка-Хаврошечка | Русская народная | 172 |
Кто заговорит первый | Русская народная | 147 |
Курочка Ряба | Русская народная | 329 |
Летучий корабль | Русская народная | 230 |
Лиса и волк | Русская народная | 155 |
Лиса и журавль | Русская народная | 127 |
Лиса и козел | Русская народная | 162 |
Лиса и медведь | Русская народная | 102 |
Лиса и тетерев | Русская народная | 99 |
Марья Моревна | Русская народная | 81 |
Маша и медведь | Русская народная | 313 |
Мена | Русская народная | 37 |
Мороз и заяц | Русская народная | 346 |
Морозко | Русская народная | 675 |
Морской царь и Василиса Премудрая | Русская народная | 130 |
Наказанная царевна | Русская народная | 60 |
Окаменелое царство | Русская народная | 38 |
О молодильных яблоках и живой воде | Русская народная | 70 |
Пастушья дудочка | Русская народная | 69 |
Петух и жерновцы | Русская народная | 36 |
Петушок золотой гребешок | Русская народная | 132 |
Петушок и бобовое зернышко | Русская народная | 177 |
По щучьему веленью | Русская народная | 239 |
Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что | Русская народная | 135 |
Про бабушку старушку | Русская народная | 141 |
Репка | Русская народная | 80 |
Самое дорогое | Русская народная | 48 |
Семь Симеонов | Русская народная | 31 |
Серебряное блюдечко и наливное яблочко | Русская народная | 165 |
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка | Русская народная | 138 |
Сивка-бурка | Русская народная | 81 |
Скорый гонец | Русская народная | 30 |
Слово | Русская народная | 56 |
Снегурочка | Русская народная | 592 |
Снегурушка и лиса | Русская народная | 451 |
Теремок | Русская народная | 417 |
Три медведя | Русская народная | 336 |
Умный мужик | Русская народная | 63 |
Финист-ясный сокол | Русская народная | 227 |
Хитрая наука | Русская народная | 129 |
Хрустальная гора | Русская народная | 47 |
Царевна Несмеяна | Русская народная | 150 |
Царевна-лягушка | Русская народная | 262 |
Чудесная рубашка | Русская народная | 47 |
www.hobobo.ru
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был рыбак с молодою женою. Ранней весной муж надолго отправился в море на ловлю рыбы. Однажды рыбак выбирал из воды сети. Вдруг его за руку ухватил морской рак и стал тащить в воду.
– Отпусти меня! – взмолился рыбак.
– Я отпущу тебя. Но только при одном условии, – сказал морской рак. – Отдай мне то, о чем ты не знаешь.
Думал, думал рыбак, что бы это могло быть, но так и не додумался. Делать нечего. Обещал он отдать раку то, о чем не знал. Морской рак приказал выполнить обещание через семнадцать лет. Возвратился рыбак с моря домой и узнал, что в семье родился сын. Рыбак рассказал жене обо всем, что случилось с ним во время ловли рыбы, о том обещании, которое он дал морскому раку. К радости в семье прибавилась и печаль.
Шли годы. Мальчик, которого звали Иваном, подрастал. Настал и срок, когда надо было отдавать любимого сына морскому раку. У Ивана были три сестренки. В свои семнадцать лет он сделался красавцем. Отец с матерью рассказали сыну об обещании. Делать нечего. Собрался Иван и отправился к путь-дорогу к морскому раку.
Шел Иван, шел, вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках. Зашел Иван в избушку и узнал, что там жила младшая сестра морского рака баба-яга. Спросил ее Иван, не знает ли она, где живет морской рак. Баба-яга сказала:
– Иди дальше. В следующей избушке живет моя вторая сестра, которая старше меня, она-то тебе и скажет.
Идет Иван дальше. Встретила его старуха более старая, чем первая. Спросил ее Иван, не знает ли она, где живет морской рак. Баба-яга послала его к самой старшей сестре.
– Та, – сказала старуха, – все знает и расскажет, где живет наш брат, морской рак.
Отправился Иван дальше. Видит – на пути стоит третья избушка на курьих ножках. Встретила его старая-престарая старуха. Иван рассказал ей, куда держит путь. А старуха спрашивает:
– А зачем тебе понадобился морской рак? Иван ответил. Тогда старуха сказала:
– Пойдешь дальше, встретишь на пути широкую реку. В этой реке будут купаться двенадцать одинаковых белых лебедей. Все эти лебеди – дочери морского рака. Ты должен узнать самую младшую. Эта лебедь после всех заходит в воду и после всех выходит из воды. При купании лебеди снимают свои крылья и превращаются в девушек. Когда девушки войдут и станут купаться, ты незаметно спрячь крылья младшей дочери морского рака и не отдавай их до тех пор, пока она не останется одна. Она будет спрашивать: «Кто взял мои крылья?» Когда скажет: «Если ты добрый молодец, то будь мне мужем!», после этих слов ты выходи. Запомни все это.
Идет Иван дальше. Видит – перед ним на пути протекает широкая река. А на берегу реки гуляют двенадцать одинаковых лебедей. Иван заметил, какая из лебедушек после всех вошла в воду. Пробрался незаметно и спрятал ее крылья. Девушки искупались, вышли на берег и стали одеваться. Все двенадцать девушек походили друг на друга, были на одно лицо. Одиннадцать из них надели свои крылья, превратились опять в лебедей и улетели. Осталась лишь одна, младшая лебедь. Она все ходила по берегу и приговаривала:
– Кто спрятал мои крылья? Если ты стар человек, то будь мне дядюшкой; если девица – то будь мне сестрицей; коль добрый молодец – то будь мужем моим.
После этих слов Иван вышел из укрытия. Молодые люди полюбили друг друга. Затем девушка надела свои крылья и превратилась в лебедя. Посадила она Ивана на свое крыло, и полетели они к ее отцу, морскому раку.
Прилетели они в царство морского рака. Иван пошел к морскому раку и сказал, что хочется жениться на его младшей дочери.
– Хорошо, – говорит морской рак, – будет по-твоему, если выполнишь три задачи. Первая задача – ты должен отличить невесту от всех ее сестер, которые все на одно лицо и одинаково одеты.
Возвратился Иван от морского рака и рассказал обо всем своей невесте. Она выслушала и сказала:
– Не печалься. Я незаметно надену кольцо на правую руку, тогда как у всех кольца будут на левой руке.
Наутро были устроены смотрины. Иван узнал свою невесту. Морской рак удивился и подумал, что здесь не обошлось без хитрости его дочери. Тогда он дал Ивану вторую задачу – сделать за одну ночь вспашку поля и рассадить деревья на нем. Запечалился Иван, пошел к невесте и рассказал ей об этом.
– Не печалься, Иван, и с этой задачей справимся.
Как только наступила ночь, вышла младшая дочь морского рака, невеста Ивана, махнула платком один раз, махнула другой и вмиг появилось много-много работников, которые вспахали за одну ночь поле и посадили деревья. Опять подумал морской рак, что дочь перехитрила его. Дает он Ивану задачу: построить за одну ночь дворец и прорыть к нему канал; построить судно, на котором он мог бы поехать по каналу от дворца к морю. Опять запечалился Иван, опять он пошел к невесте.
– Да, трудное задание дал тебе отец. Ну ничего, мы и его одолеем.
Снова вышла младшая дочь ночью, снова махнула рукой раз, другой, третий. И эта задача была исполнена.
Делать было нечего морскому раку. Он знал, что все три раза дочь перехитрила отца. Он возненавидел дочь за то, что она была умнее его, и затаил месть. Сыграли свадьбу. Когда молодые остались одни, то жена сказала Ивану:
– Мы должны немедленно бежать. Отец собирается убить нас этой же ночью.
Она велела Ивану три раза ударить шапкой о кровать и оставить ее, а сама надела крылья, посадила на одно из них мужа, и они полетели. Ночью морской рак подошел к комнате молодых и спрашивает:
– Вы спите?
– Спим, – ответила шапка.
Стал ждать морской рак, когда уснут молодые. Подходит второй раз и снова спросил, спят ли они. Шапка снова ответила, что спят. Так он проделал три раза. Когда он подошел в четвертый раз, спросил и ему никто не ответил, тогда он подумал, что теперь молодые и вправду заснули. Морской рак потихонечку пробрался в комнату, но молодых там не было. Догадался морской рак, что и на этот раз дочь перехитрила его. Позвал он своего слугу и приказал догнать молодых и убить беглецов.
А Иван с молодой женой все летели и летели. Говорит жена Ивану:
– Наклонись к земле и послушай, нет ли за нами погони.
Иван наклонился, но ничего не услышал. Тогда она сама опустилась на землю, послушала и сказала:
– За нами погоня.
Затем она обратила себя в поле снежное, а Ивана в подснежник. Слуга морского рака достиг уже снежного ноля и залюбовался подснежником. Наглядевшись досыта, он отправился дальше и возвратился к морскому раку ни с чем. Приехал и рассказал, что ничего и никого, кроме снежного поля и подснежника, он не видел. Догадался морской рак, кто это был, обругал слугу и послал в погоню другого слугу. Он приказал ему уничтожить все, что попадется на пути. А Иван с женой летели все дальше и дальше. И снова она прислонилась ухом к земле и сказала:
– Ну, Иван, за нами послал отец в погоню более хитрого слугу, чем первый. Я превращусь в икону, а ты в батюшку. Ты будешь ходить с иконой около церкви. Что бы тебя слуга ни спрашивал, ты говори одни и те же слова: «Церковь без углов, а пол без зубов».
Так и сделал Иван. Когда появился слуга морского рака, Иван, превращенный в батюшку, ходил возле церкви и на все вопросы слуги отвечал словами:
– Церковь без углов, пол без зубов.
Так ни с чем и возвратился слуга к морскому раку. Рассказал он ему, что ничего ему не встретилось на пути, кроме церкви и батюшки с иконой. Обозлился морской рак пуще прежнего. Он-то знал, что это были беглецы. Тогда он сам пустился в погоню.
И снова летят Иван с женой, и снова прислушиваются, нет ли за ними погони. Говорит дочь морского рака:
– Слышу – земля дрожит, сам батюшка за нами бежит. Превращу я тебя в селезня, а сама стану окунем. Только запомни одно: не наклоняй голову вниз. Если наклонишь – погибнешь.
Сделала она широкую реку, превратила Ивана в селезня, а себя – в окуня. Нагнал их морской рак. Догадался он, кто такие были окунь и селезень. Превратился морской рак в щуку. Он ждал, как только селезень опустит голову вниз (селезни любят рыбку), так он схватит его. Но как щука ни плавала за селезнем, так он и не опустил вниз головы. Тогда щука бросилась догонять окуня, приговаривая:
– Окунь, окунь, повернись, поговорим с тобой.
А окунь отвечает:
– Щука быстра, хватай окуня с хвоста.
Как щука ни гонялась за окунем, но так его и не догнала. Обозлился морской рак и решил осушить реку. Пил до тех пор, пока не лопнул.
А Иван с молодой женой, наконец, добрались до того царства, где жили отец с матерью и три сестренки. Тогда дочь морского рака остановилась на берегу реки и сказала:
– Иди один и расскажи сначала обо мне своим родным, а после придешь за мной. Всех родных целуй, не целуй только младшую сестренку. Поцелуешь ее – сразу же забудешь обо мне.
Отправился Иван домой. Радости не было конца. Поцеловал он всех, но не стал целовать свою младшую сестренку, хотя и любил ее больше всех. Маленькая сестренка любила своего брата, бегала около него, говорила:
– Иванушка, что же ты меня не поцелуешь?
Но Иван помнил наказ жены и не целовал сестренки. Тогда она подбежала и сама поцеловала его. И вмиг Иван забыл о дочери морского рака.
Прошло некоторое время. Родители решили женить сына. Стали готовиться к свадьбе. Замесили тесто и послали маленькую сестренку за водой. Подошла она к берегу и видит – на дереве сидит печальная-препечальная девушка. Это была дочь морского рака. Спросила девушка:
– Не знаешь ли ты Ивана?
Девочка ответила, что Иван – ее брат, что собирается он жениться. Тогда дочь морского рака попросила девочку, чтобы та принесла ей немного теста. Девочка пришла домой, взяла теста и отнесла девушке. Дочь морского рака слепила из теста много голубков и выпустила их.
А у Ивана собрались уже гости. Они увидели вскоре, что во двор жениха налетело множество голубей. Все они летели парами, кроме одной, которая все время вилась над головой Ивана. Гости спрашивают:
– Что это такое? Все голуби летают парочками, а одна голубка одинокая?
А голубка села Ивану на плечо и шепнула:
– Только один человек забыл о своей голубке.
И сразу же Иван вспомнил все. Встал он из-за стола, рассказал родным о своей жене, быстро вышел со двора и направился на то место, где когда-то оставил свою милую. Там он нашел ее, взял за руки и привел в свой дом. Устроили пир на весь мир, стали жить-поживать да добра наживать.
Карельская сказка. Сказки народов Севера.
Жили в старину муж и жена. Прожили они жизнь в любви и согласии, но обидела их судьба: не было у них детей. Однажды говорит жена мужу:
– Мы теперь стары стали, сил мало осталось. Надо нам кого-нибудь вместо сына в дом взять. Стал бы он нас кормить в старости.
Отправился муж сына искать. Идет по лесной тропинке, смотрит – навстречу медведь. Что делать? Хотел бежать,. да сил нет, и решил: будь что будет. Поравнялся медведь со стариком и вдруг человеческим голосом заговорил:
– Куда идешь, дяденька?
– Да вот сына искать пошел…
– Возьми меня сыном, – говорит медведь. Старик испугался, слова вымолвить не может. А медведь ему:
– Не бойся, дяденька, я тебя не трону. Если возьмешь, буду тебе добрым сыном, а не возьмешь, иди спокойно своей дорогой.
Старик подумал-подумал: «Странный какой медведь, по-нашему говорит, пожалуй, надо взять». Привел медведя домой, заходят в избу. А жена у окошка лен прядет. Муж говорит:
– Смотри, я сына нашел.
Медведь подает старухе лапу: «Здравствуй, мать!» Старушка так испугалась, что без чувств упала. Медведь лапой слегка ударил ее по плечу – она и очнулась. Медведь говорит:
– Не бойся, мать, я вас не трону, вот увидите.
Стали они жить втроем. Каждое утро сын-медведь спрашивает:
– Что надо делать, отец и мать?
Что отец да мать скажут, то и делает. Отец и мать не нарадуются.
Долго жил медведь у старика и старухи, но вот задумал жениться.
Отец и мать и рады бы иметь в доме невестку, да боязно: кто за медведя пойдет?
А он говорит:
– Думаю к царевой дочери посвататься.
Вот ведь что придумал! Пытаются отец да мать сына образумить:
– Не отдаст тебе царь свою дочь. Мы – бедные старики, а ты, сын, хоть и хороший и добрый, да на человека-то не похож…
А сын-медведь свое:
– Попытка не пытка, посватаюсь, а там видно будет. Иди, отец, завтра к царю.
На следующее утро взял старик весла и отправился на лодке на другую сторону озера, где царский дворец стоял. Пришел к царю: так и так, мол, мой сын хочет на твоей дочери жениться. Царь было разгневался, а потом решил посмеяться над стариком.
– Что за сын у тебя? – спрашивает он. – Может, он царевич или королевич?
– Мой сын, – говорит старик, – похож на медведя. Тут уж царь рассвирепел, но виду не показывает.
– Ах вот как! – говорит. – Так пусть прежде выстроит он такой же дворец, как у меня, а уж потом и сватается к моей дочери. А не будет дворца – за дерзость я вам обоим головы снесу.
Пошел старик домой опечаленный. А сын увидел его в окно и матери говорит:
– Смотри, отец голову повесил, верно, не с добрыми вестями возвращается.
Пришел отец в избу:
– Я же говорил, не отдаст царь за тебя дочь. Велел он, чтобы ты такой же дворец, как у него, построил. А не сделаешь, так тебе и мне головы снесут.
Сын говорит:
– Оставь заботу на завтра.
Настал вечер, поужинали они и легли спать. Когда старики уснули, сын-медведь вышел во двор. Первый раз поклонился на север, второй раз – на восход солнца, третий раз – на полдень. Откуда ни возьмись, нашло медведей видимо-невидимо. Обернулись молодцами и спрашивают:
– Что тебе надо, хозяин?
– Чтоб утром на этом месте стоял дворец лучше царского.
А сам вернулся в избу и лег спать. Просыпаются утром старик и старуха, глянули в окно – глазам своим не верят. Давай скорее сына будить.
– Вставай, сын! Посмотри на чудо: вечером тут ничего не было, а за ночь вырос дворец лучше царского!
Сын говорит:
– Этот дворец – наш дом, мы теперь в нем жить будем. Поди, отец, к царю, и скажи, что я его задание выполнил.
Пришел старик к царю, говорит:
– Исполнил мой сын твое задание. Выдавай за него свою дочь.
Но не так-то просто с царем сговориться. Говорит он старику:
– Пусть твой сын построит через озеро мост. И чтобы были на этом мосту мраморные столбы с самоцветными камнями, птицы-соловьи вокруг пели. Тогда и отдам свою дочь. А не сделает – за дерзость голову отрублю.
Опять идет отец домой печальный. Сын смотрит в окно и говорит матери:
– Смотри, бедный отец опять голову повесил.
Приходит отец, рассказывает:
– Первое задание ты, сын, выполнил, но царь задал новое, еще труднее. Велел он тебе через озеро мост построить, чтоб на мосту мраморные столбы стояли, самоцветные камни бы горели на каждом столбе и птицы-соловьи бы пели.
Сын говорит:
– Оставь, отец, заботу на завтра.
Наступил вечер, поужинали они, легли спать. А сын не ложится. Когда отец с матерью уснули, вышел он во двор. Поклонился раз на север, второй раз-на восход солнца, третий раз поклонился на полдень. Как и первый раз набежало медведей полон двор. Обернулись они молодцами и спрашивают:
– Что тебе, хозяин?
– Надо, – говорит он, – к утру мост через озеро построить с мраморными столбами и чтобы камни самоцветные горели ьа каждом столбе да птицы-соловьи бы пели.
А сам вернулся в дом, лег спать.
Встают утром отец и мать, удивляются: отчего это вся изба как будто сияет? Посмотрели в окно – а там мост через озеро проложен и камни самоцветные на мраморных столбах сверкают! Будят они сына:
– Вставай, скорее! Смотри, вечером ничего не было, а теперь мост!
– Так и должно быть, – говорит сынг-По этому мосту к царю ездить будем.
Опять приходит отец к царю:
– Мой сын все выполнил, как ты велел. Теперь, верно, можно и свадьбу сыграть?
Задумался царь. Никак от старика не отделаться. Говорит старику:
– Я еще подумаю. Приходи через трое суток, тогда и скажу.
Идет старик домой, не знает, то ли радоваться, то ли горевать. Пришел домой, говорит сыну:
– Царь трое суток подумает, а потом свое слово скажет. Сын говорит:
– За трое суток много можно выдумать, только все его думы будут напрасными.
Через три дня отец опять пошел к царю.
– Что, царь, надумал? Отдашь ли дочь за моего сына?
– Пусть твой сын сделает такую карету, которая бы сама по земле и по воде ходила, и на этой карете приедет за моей дочерью. А не то – голова долой!
Идет отец домой, снова голову повесил. Смотрит сын в окно и матери говорит:
– Смотри, мать, опять отец печальный возвращается. Приходит отец и говорит:
– Вот что царь надумал: пусть, говорит, твой сын сделает карету, которая бы сама по земле и по воде ходила.
– Три дня царь думал и только-то всего придумал! – говорит сын. – Оставь, отец, заботу на завтра.
Отец ворчит:
– Долго ли еще к царю ходить? У меня уже ноги от этой ходьбы заболели.
Настал вечер, отец да мать легли спать. А сын-медведь вышел во двор, поклонился один раз на север, второй раз – на восход солнца, третий раз – на полдень. Набежало из лесу медведей видимо-невидимо. Обернулись они молодцами и спрашивают:
– Что теперь тебе, хозяин?
– Надо, – говорит он, – к утру такую карету смастерить, которая бы сама по земле и по воде ходила.
А сам вернулся в дом и лег спать. Отец да мать встали утром, смотрят: а под окном карета золотом и серебром на солнце сверкает!
Будят они сына:
– Вставай, сын! Смотри, вечером во дворе ничего не было, а теперь карета под окнами такая, что даже во сне не приснится.
Сын и говорит:
– Одевайтесь, отец и мать, – поедем за царской дочерью.
Принарядились они, сели в карету и поехали. Едут по мосту с мраморными столбами, а кругом птицы-соловьи заливаются. Видят царские слуги, что карета без лошадей, сама идет. Побежали к царю. Царь думает: «Не избавиться мне от этого жениха, никак не добраться до его головы – все задания выполнил. Знать, сила у него такая есть».
Отец и мать выходят из кареты, а сын остается в карете. Заходят старики в царские палаты, царь выходит им навстречу.
– А где же жених? Почему не заходит в палаты? – спрашивает царь.
Зовут жениха, а он в ответ:
– Пусть царская дочь сама ко мне выйдет.
Вышла царевна жениха встречать, подошла к карете, руку подала, но как разглядела молодца, чувств лишилась, бездыханная стала. Жених вышел из кареты, тронул ее лапойслегка по плечу, девушка и пришла в себя. Пошли они во дворец. Загоревали царь с царицей: правду старик сказал, что сын его на медведя похож. Как же дочь с таким мужем жить будет? Но свадьбу справлять надо, коли он все задания выполнил.
Справили свадьбу, поехали молодые в дом мужа. А когда настал вечер, сбросил муж с себя медвежью шкуру – и превратился в юношу, что ни в песне спеть, ни в сказке сказать! Обрадовалась царская дочь. А утром муж опять надел медвежью шкуру и стал, как прежде, медведем.
Живут-поживают, а жене хочется узнать, что за чудеса творятся с мужем. Однажды она и начала выпытывать:
– Что за чудеса с тобой творятся? Днем ты медведь, а вечером превращаешься в молодца, что ни в песне спеть, ни в сказке сказать. Почему ты не можешь всегда быть человеком?
– Не могу я тебе этого сказать, – говорит муж. – Но знай, теперь уже недолго мне осталось медведем ходить. Скоро превращусь в человека. Но об этом пока никто не должен знать.
– Доверься мне, я сумею сохранить тайну, – просит жена.
– Ну, так слушай. Когда я был мальчиком, Сюоятар похитила меня у родителей. Потом, когда подрос, я сбежал от нее, и за это она обратила меня в медведя на три года. Через месяц этот срок кончится. Колдовство ее перестанет иметь силу.
Так и рассказал жене всю правду. Прошло сколько-то времени, поехали молодые в гости к царю. А царица и начала расспрашивать:
– Как же ты, доченька, живешь с таким мужем? Ведь и смотреть на него страшно.
Дочь говорит:
– Он очень хороший, меня не обижает.
А мать все свое: «Да на человека-то он не похож». Обидно стало дочери, забыла она предупреждение мужа и все матери рассказала. Рассказала, как его Сюоятар заколдовала, как он превращается в молодца, красивее и лучше которого нет во всем царстве.
Легли они вечером спать, а царица прокралась в спальню, схватила медвежью шкуру и в печи сожгла.
Утром муж смотрит – нет шкуры. Опечалился он, говорит жене:
– Не послушалась ты меня, вот и навлекла на нас обоих беду. Больше ты меня не увидишь.
Дал жене на память шелковый пояс, снял кольцо с пальца, попрощался и исчез – только она его и видела. Заплакала царская дочь, говорит матери:
– Что ты наделала? Погубила ты мою жизнь! Вернулась она в дом мужа, к старику и старухе. Живетс ними, годам счета не ведет, все тоскует. Однажды и говорит старикам:
– Не могу я больше так жить. Пойду мужа искать. Если найду-вернусь вместе с ним, а не найду – где-нибудь на дороге умру.
И отправилась мужа искать. Идет по лесам, идет по болотам, через скалы, через бурелом перелезает. Пришла в темный еловый лес. Смотрит – избушка на петушиных шпорах вертится.
– Избушка, избушка, – говорит женщина, – не вертись, остановись, стань к лесу задом, ко мне передом! Дай путнику заночевать, озябшему обогреться.
Избушка остановилась. Заходит она в избу, а там старуха на. печном столбе сидит, угли в печке носом шевелит и приговаривает:
– Вот хорошо, сама человечина пришла: есть, пить да за ухо лить!
Отвечает женщина:
– Какая, бабушка, из путника еда: ни мяса, ни жира, одни жилы да кости. Лучше бы накормила, напоила, а тогда уже и съела.
– Ишь ты, – удивляется старуха, – сумела ответить! Накормила она ее, напоила, стала расспрашивать:
– Откуда бредешь, куда идешь? Женщина все ей и рассказала. Старуха говорит:
– Видала я твоего мужа. Девять лет назад он здесь проходил, ночь у меня переночевал.
На утро собралась женщина в путь. Старуха и говорит ей:
– Дальше, за три года пути отсюда, живет моя старшая сестра. Она больше моего знает. Но как зайдешь в избу, сумей ей ответить.
Пустилась женщина в путь. Идет по лесам, по борам, сухие болота прямиком переходит, топкие болота кругом обходит. Пришла в темный еловый лес. Смотрит – стоит избушка на петушиных шпорах и вертится. Стала она приговаривать:
– Избушка, избушка, не вертись, остановись, стань к лесу задом, ко мне передом! Дай путнику заночевать, озябшему обогреться.
Избушка остановилась. Заходит она в избу, а там старуха, страшнее первой. На печном столбе сидит, ноги вокруг столба обвила, носом угли в печке шевелит:
– Хо-хо, вот и человечина сама пришла, мне есть, пить да за ухо лить!
Женщина в ответ:
– Какая, бабушка, из путника еда: горстка костей да ложка крови. Лучше бы накормила, напоила да спать уложила, – глядишь, помягче бы я стала, тогда уж и съела бы.
– Ишь ты, сумела ответить! – похвалила старуха. Слезла она с печного столба, накормила, напоила женщину, спать уложила. Утром стала ее расспрашивать:
– Откуда идешь, куда бредешь?
Рассказала та все: как мужа потеряла, как искать его пошла. Старуха говорит:
– Твой муж проходил здесь шесть лет назад. Дальше, за три года пути отсюда, живет моя старшая сестра. Я грозна, только она в три раза грознее. Она тебе скажет, где твой муж. Но сумей хорошо ей ответить.
Пустилась она опять в путь. Идет, идет, через леса и топи. Озера обходит, реки переплывает. Приходит опять в темный еловый лес. Смотрит-стоит избушка на петушиных шпорах и вертится. Она и говорит избушке:
– Избушка, избушка, не вертись, остановись, стань к лесу задом, ко мне передом! Дай путнику заночевать, озябшему обогреться.
Избушка остановилась. Заходит женщина в избу, а там старуха – страшнее страшного. Сидит на печном столбе: руки, как грабли, глаза, как плошки, носом горящие угли в печке шевелит. Увидела старуха путницу, обрадовалась:
– Хо-хо! Сама человечина прямо в рот лезет! Женщина отвечает:
– Какая, бабушка, из путника еда: вместо мяса кости, вместо крови водица. Ты бы меня накормила, напоила, в баньке попарила да спать уложила – а уж потом бы и съела.
– Ишь ты, сумела ответить!
Спустилась старуха с печного столба, накормила, напоила путницу, в бане попарила.
Трое суток проспала царская дочь. На четвертое утро просыпается. Старуха и начинает расспрашивать:
– Откуда идешь, куда бредешь? Женщина рассказала.
Старуха говорит:
– Знаю я твоего мужа. Три года тому назад он здесь проходил. Теперь он у Сюоятар в работниках.
– Как же мне его найти, в глаза ему хоть один раз заглянуть? – спрашивает женщина.
– Найти-то можно, но повидаться с ним трудно, – говорит старуха. – Сюоятар его зорко стережет. Каждое утро она посылает его через непроходимые леса дальнее поле пахать. А поле это заколдованное – вся изгородь вокруг него обвита змеями. А на ночь Сюоятар запирает его в амбар и перед сном поит сонным зельем, чтобы он ночью не убежал. Но я тебе помогу. У Сюоятар есть три амбара полных льна. Ты попросись к ней прясть, она тебя возьмет, но даст одну неделю срока. Если ты за это время не спрядешь весь лен, Сюоятар превратит тебя в чайку. Но я дам тебе вот эту дудку. Как только дунешь в нее, появится мышей видимо-невидимо. Хлопни три раза в ладоши – и они превратятся в девушек и спрядут тебе лен. А еще дам я тебе вот это перышко ласточки, оно тоже может пригодиться. Дунь на него и обернешься ласточкой.
Поблагодарила женщина старуху и пошла к Сюоятар. Три года шла, пути не разбирая. Ночи не спала. И дошла наконец до лесной поляны, где был дом Сюоятар. Заходит в избу, здоровается.
– Откуда ты взялась? – спрашивает Сюоятар. – Люди сюда не знают дороги.
– А я, тетенька, заблудилась, совсем обессилела от голода. Позволь мне у тебя немного пожить, сил набраться. Может, работа есть какая, я ведь прясть большая мастерица.
– Работа-то у меня есть, – говорит Сюоятар. – Видишь вот эти три амбара. Они полны льна. Если спрядешь весь лен за неделю – добром отпущу, а не спрядешь – пеняй на себя! Сама напросилась.
Женщина согласилась. Дала ей Сюоятар сухую корку хлеба и воды кружку и отвела в первый амбар. Только дверь амбара закрылась, женщина достала дудку, дунула – набежало из всех щелей мышей видимо-невидимо, и обернулись все девушками. У каждой в руках прялка и веретено. За два дня весь лен в амбаре спряли.
Но не за тем ведь женщина весь этот нелегкий путь прошла, чтобы у Сюоятар лен прясть. Стала она следить, когда ее муж с поля возвращается и куда Сюоятар его спать уводит, Видит, как заходит солнце, запирает ведьма ее мужа в четвертом амбаре, который стоит в стороне от дома. Как с ним повидаться, словом перекинуться? И вспомнила тут она о перышке, которое дала ей старуха. Подула она на перышко и тотчас превратилась в ласточку. Летает, носится вокруг амбара, где муж спит, никак не может щелку найти. Наконец заметила маленькое отверстие под стрехой и юркнула в амбар, на землю опустилась и стала опять женщиной. Принялась она будить, тормошить мужа, а он спит мертвецким сном – ведь Сюоятар его сонным зельем напоила. Приникла жена к нему и всю ночь проплакала. А перед рассветом сняла шелковый пояс, который он ей на память оставил, и опоясала им мужа. Сама опять обернулась ласточкой и улетела.
Просыпается муж и видит, что рубашка у него на груди мокрая, думает: «Что за чудо?» Потом пояс заметил: «Точно такой же пояс я жене оставил! Неужели жена моя приходила?»Послала опять Сюоятар работника пахать поле, которое змеи стерегут, а жена во втором амбаре лен прядет. Вечером, когда мужа увели спать, она опять обернулась ласточкой и юркнула в амбар. Снова пыталась мужа разбудить, трясла его и тормошила, но он так и не проснулся. Проплакала она всю ночь над ним, а утром, перед восходом солнца, сняла с пальца кольцо, которое он ей на память оставил, надела ему на мизинец, превратилась в ласточку и улетела.
Просыпается муж и видит на пальце кольцо. «Да это же то самое именное кольцо, которое я жене на память оставил! – думает он. – И что это я гак крепко сплю? Уже вторую ночь ко мне кто-то приходит, а я ничего не слышу. Верно, Сюоятар чем-то поит меня».
Вечером, когда Сюоятар налила работнику сонного зелья в кружку, он не стал пить, а незаметно вылил под стол. Заперла Сюоятар его в амбаре, но на этот раз он не уснул, ждет, что будет. Вот влетела в амбар ласточка, обернулась женщиной. Смотрит он – да это же его жена! Рассказала она, как искала его, как наконец дорогу к нему нашла.
И решили они следующей ночью бежать. Когда наступила ночь, отперла жена все запоры, выпустила мужа, и ушли они в лес.
А Сюоятар тем временем почуяла что-то неладное, пошла посмотреть, на месте ли ее пленник. А в амбаре пусто! Рассвирепела ведьма и пустилась в погоню. Слышат муж с женой, что Сюоятар за ними гонится, догоняет уж. Свистнул тут муж, и тотчас со всех сторон прибежали медведи. Встали они на задние лапы, зарычали и двинулись на Сюоятар. Только клочья от нее остались.
А муж с женой вернулись к старику и старухе. Обрадовались старики.
И сын их больше в медведя не превращался. Стал он с женой жить да поживать. Может, и поныне еще живут.
| Карельская сказкаЖили в старину муж и жена. Прожили они жизнь в любви и согласии, но обидела их судьба: не было у них детей. Однажды говорит жена мужу: Отправился муж сына искать. Идет по лесной тропинке, смотрит — навстречу медведь. Что делать? Хотел бежать, да сил нет, и решил: будь что будет. Поравнялся медведь со стариком и вдруг человеческим голосом заговорил: Долго жил медведь у старика и старухи, но вот задумал жениться. На следующее утро взял старик весла и отправился на лодке на другую сторону озера, где царский дворец стоял. Пришел к царю: так и так, мол, мой сын хочет на твоей дочери жениться. Царь было разгневался, а потом решил посмеяться над стариком. Пошел старик домой опечаленный. А сын увидел его в окно и матери говорит: Встают утром отец и мать, удивляются: отчего это вся изба как будто сияет? Посмотрели в окно — а там мост через озеро проложен и камни самоцветные на мраморных столбах сверкают! Будят они сына: Отец ворчит: Набежало из лесу медведей видимо-невидимо. Обернулись они молодцами и спрашивают: Отец и мать выходят из кареты, а сын остается в карете. Заходят старики в царские палаты, царь выходит им навстречу. Справили свадьбу, поехали молодые в дом мужа. А когда настал вечер, сбросил муж с себя медвежью шкуру — и превратился в юношу, что ни в песне спеть, ни в сказке сказать! Обрадовалась царская дочь. А утром муж опять надел медвежью шкуру и стал, как прежде, медведем. Живут-поживают, а жене хочется узнать, что за чудеса творятся с мужем. Однажды она и начала выпытывать: Так и рассказал жене всю правду. Прошло сколько-то времени, поехали молодые в гости к царю. А царица и начала расспрашивать: Утром муж смотрит — нет шкуры. Опечалился он, говорит жене: Избушка остановилась. Заходит она в избу, а там старуха, страшнее первой. На печном столбе сидит, ноги вокруг столба обвила, носом угли в печке шевелит: Трое суток проспала царская дочь. На четвертое утро просыпается. Старуха и начинает расспрашивать: Поблагодарила женщина старуху и пошла к Сюоятар. Три года шла, пути не разбирая. Ночи не спала. И дошла наконец до лесной поляны, где был дом Сюоятар. Заходит в избу, здоровается. У каждой в руках прялка и веретено. За два дня весь лен в амбаре спряли. Просыпается муж и видит, что рубашка у него на груди мокрая, думает: «Что за чудо?» Потом пояс заметил: «Точно такой же пояс я жене оставил! Неужели жена моя приходила?»Послала опять Сюоятар работника пахать поле, которое змеи стерегут, а жена во втором амбаре лен прядет. Вечером, когда мужа увели спать, она опять обернулась ласточкой и юркнула в амбар. Снова пыталась мужа разбудить, трясла его и тормошила, но он так и не проснулся. Проплакала она всю ночь над ним, а утром, перед восходом солнца, сняла с пальца кольцо, которое он ей на память оставил, надела ему на мизинец, превратилась в ласточку и улетела. Вечером, когда Сюоятар налила работнику сонного зелья в кружку, он не стал пить, а незаметно вылил под стол. Заперла Сюоятар его в амбаре, но на этот раз он не уснул, ждет, что будет. Вот влетела в амбар ласточка, обернулась женщиной. Смотрит он — да это же его жена! Рассказала она, как искала его, как наконец дорогу к нему нашла. И сын их больше в медведя не превращался. Стал он с женой жить да поживать. Может, и поныне еще живут. * * *
← Назад | ↑ Наверх |