Время чтения: 5 мин.
Всё началось с неприятности. Ваня и Маша пришли к соседу Художнику посмотреть его рисунки. Вдруг Маша нечаянно опрокинула баночку с тушью прямо на альбом. Получилась большая безобразная клякса. Ребята заплакали, а Художник сказал:
— Ничего, сейчас достану кляксовыводитель, и мы её…
Художник ушёл в другую комнату, а Клякса, представьте себе, ожила, захихикала и спряталась где-то среди страниц альбома. Когда Художник принёс кляксовыводитель, кляксы уже не было.
— Она убежала туда… в альбом… — сказали Ваня и Маша.
— Клякса погубит все мои рисунки! — воскликнул Художник. — Её во что бы то ни стало нужно поймать!
— Мы готовы её ловить, но как? — спросили ребята.
— А вот как! Сидите смирно!
Художник быстро-быстро нарисовал в альбом портреты Вани и Маши, потом взмахнул карандашом и произнёс заклинание:
Мульти-пульти,
Раз, два, три.
И в альбоме
Вы — внутри!
И когда он перевернул страницу альбома……
Ваня и Маша очутились в сказочном лесу около избушки на курьих ножках. В избушку вели чёрные грязные следы, а из окошка с грохотом летела всякая утварь…
— Клякса здесь… — прошептал Ваня, — мы её подкараулим И…
Вдруг с воем, словно реактивный самолёт, прилетела в ступе Баба-Яга.
— Кто это тут хозяйничает?! Кто здесь безобразничает?! — закричала она, размахивая помелом.
Ребята спрятались в бочку, но Баба-Яга сразу их обнаружила и приказала Филину.
— Ты, Филька, пуще глаза своего сторожи их, а я большой котёл воды вскипячу, и мы их…
— Спасите! — закричал Ваня.
Перевернув страницу альбома, Художник спас ребят от страшной Бабы-Яги, но бочка, к сожалению, оказалась в открытом море…
— Бочка дырявая… мы тонем! — запищали ребята.
— Не бойтесь, — сказал Художник и, несмотря на большие волны, несколькими штрихами нарисовал лодку.
— Теперь перебирайтесь сюда! — скомандовал он.
Ваня и Maшa почувствовали себя в безопасности, но ненадолго: огромная чёрная Акула вынырнула из воды и погналась за лодкой.
Художник пририсовал к лодке парус, но Акула не отставала… Пришлось перевернуть страницу… и ребята оказались посреди жаркой пустыни. По песку тянулись чёрные следы…
— Здесь была Клякса, — сказал Ваня.
Ребята пошли по следам и не заметили, как перед ними появился огромный Лев.
Лев раскрыл пасть и громко зарычал…
— Спокойно. Я здесь! — раздался голос Художника. Рука его взмахнула карандашом, и Лев оказался в прочной клетке..
А ребята… — на следующей странице альбома.
— Где мы? — спросили они. — Вы находитесь на неизвестной науке планете, которую я придумал, — сказал
Художник и пририсовал детям скафандры с антеннами, чтобы они могли двигаться в неземной атмосфере.
Ваня и Maшa с любопытством рассматривали незнакомый мир и вдруг заметили в небе странный летательный аппарат, который быстро к ним приближался.
«Летающая тарелка» опустилась неподалёку, и из её люков со свистом выскочили существа, похожие на осьминогов, — обитатели этой планеты.
— Уинпетриско сито бандо цютко, — бормотали они на своём языке, очевидно приветствуя Ваню и Машу.
— Марженгола! Стрикококо! — кричали жители планеты, танцуя вокруг детей.
— Смотри-ка, — тихо сказал Ваня Маше, — ведь один из них совсем чёрный!
— Клякса! — пискнула Маша.
Но было поздно — Клякса юркнула на следующую страницу.
— Да это же наш двор! Мы дома? — удивился Ваня.
— Ты угадал, — сказал Художник. — Я нарисовал наш двор и даже нашего дворника дядю Федю.
— Здесь была Клякса, — сказала Маша, — тут везде её следы.
— Я-то знаю, откуда эти пятна! — вдруг грозно закричал дядя Федя. — И знаю, кто тут безобразничает!
— Это не мы, дядя Федя! Это Клякса!
Художник хотел спасти ребят от дяди Феди, но на этой странице они угодили прямо на спину ужасного Змея Го-рыныча. Дядя Федя тоже почему-то попал сюда.
— Я вам всем покажу! Всех к порядку приучу! — кричал дядя Федя, размахивая метлой.
Змей Горыныч с ребятами на спине бросился наутёк… но дядя Федя догнал его. И досталось же Змею Горынычу! А пока дядя Федя с ним расправлялся, Ване и Маше удалось улизнуть на другую страницу альбома.
Там пришлось взбираться на крутые горы и отвесные скалы, и если бы не Художник, который нарисовал мостик через бездонную пропасть, ребята не попали бы на следующую страницу.
Ура!!!
Кляксу нашли и поймали только на самой последней странице.
— Молодцы! — сказал Художник, взмахнул волшебным карандашом и произнёс заклинание:
Мулъти-пулъти,
Пятью пять —
И вы в комнате опять!
— Вы волшебник? Фокусник? — спросили ребята.
— Нет, я просто художник-мультипликатор!
1
Первый слайд презентации: Владимир Григорьевич Сутеев
05.07.1903-10.03.1993гг.
Изображение слайда
2
Слайд 2: Сутеев – режиссер-аниматор
Еще во время учебы в Государственном Техникуме Кинематографии примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме. В 1925 г. дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне», в 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек». Вместе с Л. К. Атамановым и Д. Н. Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив В. Ф. Смирнова, где выполнял функции художника и режиссера. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии « Воентехфильм ». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при « Союзмультфильме ». Внёс вклад в освоение цветного кино.
Изображение слайда
3
Слайд 3: Сутеев – детский писатель
Первая книжка за авторством Сутеева «Две сказки про карандаш и краски» вышла в 1952 году. Затем было издало еще немало сутеевских книг: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Палочка-выручалочка» и другие. Эти занимательные книжки дают малышу начальные представления об окружающем. Они отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике.
Изображение слайда
4
Слайд 4: Сутеев – художник-иллюстратор
С юношеских лет В. Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», « Мурзилка », «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино » ( сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Веселый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка », английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Иллюстрации В. Г. Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, магазинов, детских уголков и т.д.
Изображение слайда
5
Слайд 5: Я счастлив, что посвятил свою деятельность детям»
В.Г. Сутеев
Изображение слайда
Изображение слайда
7
Слайд 7: Сказки В.Г. Сутеева
«Дядя Миша»
«Яблоко»
«Мешок яблок»
«Ёлка»
«Кораблик»
«Кто сказал „мяу“?»
«Под грибом»
«Разные колеса»
«Мышонок и карандаш»
«Капризная кошка»
«Палочка-выручалочка»
«Цыплёнок и утёнок»
«Кот-рыболов»
«Петух и краски»
«Три котёнка»
«Это что за птица?»
«Умелые руки»
«Про ёлки»
«Мамин праздник»
«Про снегурочку и снежинку»
«Как зима кончилась»
«У всех праздник»
«Как я ловил рыбу»
«Мы в лесу»
«Бабушкин огород»
«Мы уже в школе»
«Салют»
«Мы — артисты»
«Про Айболита и Чапкин портрет»
«Терем-теремок»
«Раз, два — дружно!»
«Про Бегемота, который боялся прививок»
«Мы ищем кляксу»
«Петя и Красная Шапочка»
«Петя Иванов и волшебник Тик-Так»
«Волшебный магазин»
Изображение слайда
8
Слайд 8: Режиссерские работы В.Г. Сутеева
«Сказка про белого бычка» (1933)
«Клякса в Арктике» (1934)
«Колобок» (1936)
«Отважный моряк» (1936)
«Шумное плавание» (1937)
«Почему у носорога шкура в складках» (1938)
«Дядя Стёпа» (1939)
«И мы на олимпиаду» (1940)
«Муха-Цокотуха» (1941)
«Весёлый огород» (1947)
«Муха-Цокотуха (мультфильм, 1960)»
Изображение слайда
9
Слайд 9: Работы Сутеева -сценариста
«Сказка про белого бычка» (1933)
«Клякса в Арктике» (1934)
«Колобок» (1936)
«Отважный моряк» (1936)
«Дед Мороз и серый волк» (1937)
«Почему у носорога шкура в складках» (1938)
«И мы на олимпиаду» (1940)
«Муха-Цокотуха» (1941)
«Весёлый огород» (1947)
«Когда зажигаются ёлки» (1950)
« Зай и Чик» (1952)
«Волшебный магазин» (1953)
«Стрела улетает в сказку» (1954)
«Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)» (1955) — по сказке «Ёлка»
«Это что за птица?» (1955)
«Кораблик» (1956)
«Миллион в мешке» (1956)
«Грибок-теремок» (1958) — по ск. «Под грибом»
«Петя и Красная Шапочка» (1958)
«Муха-цокотуха» (1960)
«Разные колёса» (1960)
«Кто сказал „мяу“?» (1962)
«Две сказки» (1962) — по сказкам «Яблоко» и «Палочка-выручалочка»
«Только не сейчас» (1962) — по сказке «Петя Иванов и волшебник Тик-Так»
«Светлячок № 4. Наш карандаш» (1963) — по сказкам «Капризная кошка» и «Мышонок и карандаш»
« Тараканище » (1963)
«Шутки» (1963) — по сказкам «Цыплёнок и утёнок» и «Три котёнка»
«Кот-рыболов» (1964)
«Петух и краски» (1964)
«Пастушка и трубочист» (1965)
«Про бегемота, который боялся прививок» (1966)
«Хвосты» (1966)
«Раз, два — дружно!» (1967)
«Мы ищем кляксу» (1969)
«Дядя Миша» (1970)
«Терем-теремок» (1971)
«Мешок яблок» (1974)
«Дед Мороз и серый волк» (1978)
«Кто получит приз» (1979)
«Пропал Петя-петушок» (1986)
Изображение слайда
10
Слайд 10: Большинство произведений В. Сутеева относятся к жанру детской литературы: сказка. Специфика произведений – нравственное воспитание: доброта, дружба, вежливость, взаимовыручка,… В его книжках всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить малышу простые жизненные истины
Изображение слайда
11
Слайд 11: Викторина «Что за сказка?»
Задание 1: назвать сказку, отрывок из которой представлен.
Изображение слайда
12
Слайд 12: Пошёл Цыплёнок и принёс листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А жучок – в ерёвочку …»
Изображение слайда
13
Слайд 13: Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул… Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет…»
Изображение слайда
14
Слайд 14: Пришёл к ним как-то Заяц на их житьё посмотреть. А его как дорогого гостя приняли: Мушка ему варежки связала. Лягушка морковкой с огорода угостила. Ёжик – грибами да ягодами, а Петушок – пирогами да ватрушками…»
Изображение слайда
15
Слайд 15: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…»
Задание2: прослушать отрывок из сказки и ответить на поставленный в ней вопрос.
Изображение слайда
«…Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.
Один кусочек дал Зайцу:
– Это тебе, Заяц, – ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
– Это тебе, Ворона, – ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:
– Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:
– А это тебе, Михаил Иванович…
– Мне-то за что? – удивился Медведь…»
Изображение слайда
«…Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.
А злая Ворона удивляется:
– Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?…»
Изображение слайда
«…Все посмотрели: на шляпке гриба сидит
Лягушка и хохочет:
– Эх, вы! Гриб –то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
– А вы догадались?»
Изображение слайда
«…До дома далеко – идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала.
За разговором Заяц её не заметил – споткнулся, чуть было не упал.
– Ах ты!.. – рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
– Зачем тебе палка? Что в ней толку?…»
Изображение слайда
20
Слайд 20: Вопрос – ответ»
Задание 3: ответить на вопросы
по сказкам.
Изображение слайда
21
Слайд 21: На сколько частей поделили яблоко в сказке «Яблоко». Между кем?
Изображение слайда
22
Слайд 22: Кто последний спрятался под грибок в сказке «Под грибом»?
Изображение слайда
23
Слайд 23: В какой сказке медведь дёргал морковку, собирал грибы и орехи, удил рыбу, воровал гусей и кур?
Изображение слайда
24
Слайд 24: Назовите предметы, которые изготовили животные из разных колёс
Изображение слайда
25
Слайд 25: Кто пошёл со снеговиком в лес за ёлкой?
Изображение слайда
26
Слайд 26: Из какой сказки эти цвета: серый, белый, жёлтый, красный?
Изображение слайда
27
Слайд 27: Второе словечко»
Задание4: прочитать первое слово в названии сказки и вспомнить полное её название, договорив второе слово.
Изображение слайда
Капризная
Изображение слайда
Палочка-
Изображение слайда
Мешок
Изображение слайда
Разные
Изображение слайда
Кот-
Изображение слайда
Три
Изображение слайда
Дядя
Изображение слайда
Петух и
Изображение слайда
Задание 5: вспомни сказку «Кто сказал «мяу»?» и разгадай кроссворд.
Изображение слайда
Изображение слайда
38
Последний слайд презентации: Владимир Григорьевич Сутеев: был необыкновенно талантливым человеком. За свою жизнь он успел подарить маленьким читателям множество своих произведений, иллюстраций, мультфильмов. До сих пор книги с его иллюстрациями особенно любимы детьми и взрослыми. Свой чрезвычайный талант Сутеев отдал на служение детям. Ведь именно для них было предназначено все его творчество и вся его жизнь!
Владимир Григорьевич Сутеев
Изображение слайда
ФИО: | Сутеев Владимир Григорьевич |
Дата рождения: | 05.07.1903 |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Писатель, художник, режиссер, сценарист |
Дата смерти: | 08.03.1993 (89 лет) |
Детство и юность на переломе эпох
Владимир родился в 1903 году в Москве в семье врача, впоследствии ставшего крупным ученым, профессором, доктором медицины.
Отец Григорий Осипович был разносторонне одаренным человеком. Увлекался живописью и музыкой, хорошо пел. Мама Зинаида Васильевна также любила искусство и была инициатором посещения художественных выставок всей семьей. Неудивительно, что у Володи и его брата в детстве обнаружились способности к рисованию. Григорий Осипович внимательно отнесся к первым художественным опытам мальчиков, оценивал рисунки и давал советы.
Среднее образование Володя начал получать в гимназии, а оканчивал уже советскую школу.
В 14 лет юноша начал работать, чтобы материально поддержать семью в трудное послереволюционное время: служил санитаром в госпитале, инструктором по физкультуре в школе. Подрабатывал и как художник: оформлял плакаты, дипломы победителей соревнований.
Учась в Высшем техническом училище им. Баумана, одновременно самостоятельно осваивал профессию художника. В журналах начали печатать его карикатуры, первые иллюстрации к стихам для детей.
Владимир получил диплом инженера-строителя, но к тому времени был уверен, что его призвание – быть художником. Поэтому вновь поступил учиться, на этот раз в Государственный Техникум Кинематографии.
Мультипликатор и иллюстратор. Классик детской литературы
- 1923 – первое появление в печати иллюстраций Сутеева к произведениям К. Чуковского и С. Маршака.
- 1924 – поступает на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии.
- 1925 – дебютирует как художник-мультипликатор: участвует в создании первого советского полнометражного мультипликационного фильма «Китай в огне».
- 1928 – окончил учебу и принят на работу на кинофабрику «Межрабпомфильм».
- 1931 – создан первый в СССР звуковой мультфильм «Улица поперек». Фильм пропагандировал соблюдение правил дорожного движения. Это режиссерский дебют Сутеева.
- 1933 – выход мультфильма «Сказка про белого бычка». В нем Сутеев впервые выступил как автор сценария. Всего по сценариям Владимира Григорьевича сделано более 40 мультфильмов для детей, последний из них, «Пропал Петя-петушок», вышел в 1986 году.
- 1936 – начал работать на киностудии «Союзмультфильм». Один за другим в предвоенные годы в его режиссуре вышли черно-белые мультфильмы «Отважный моряк», «Шумное плавание», «Муха-цокотуха» и другие, ставшие классикой советской мультипликации.
- 1941, июнь – мобилизован на фронт. Воевал на Юго-западном фронте, принимал участие в освобождении Белоруссии, окончание войны встретил в звании лейтенанта.
- 1947 – после демобилизации вернулся к работе на «Союзмультфильме». Одновременно начал работать в Детгизе как художник-иллюстратор детской литературы. С его иллюстрациями были изданы книги Г. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, В. Берестова, Г. Остера, Дж. Родари. Самые известные произведения, иллюстрированные Сутеевым: «Доктор Айболит», «Тараканище», «Федорино горе, «Мойдодыр» К. Чуковского; «Дядя Степа» С. Михалкова, «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду Л. Муур, «Котенок по имени Гав» Г. Остера, «Приключения Пифа». Его иллюстрации не просто привлекали внимание, они помогали детям понять характеры и поведение героев, развивали и давали уроки доброты и любви.
- 1948 – оставляет студию «Союзмультфильм», навсегда прекращает режиссерскую работу.
- 1949 – издана первая книга, в которой Сутеев указан как автор, – «Сто картинок». Это были истории для малышей в картинках, текст в книге отсутствовал
- 1952 – начало карьеры детского писателя. Вышла книга «Две сказки про карандаш и краски», в которой Владимир Григорьевич был не только иллюстратором, но и автором текста. Сутеев – автор более 30 сказок для детей. Наиболее известные из них: «Кто сказал мяу?», «Под грибом», «Кот-рыболов», «Мешок яблок», «Три котенка», «Мы ищем кляксу». Это добрые остроумные истории, в которых иллюстрировано почти каждое предложение. Сутеев создал новый жанр детской литературы – книжки-картинки. Его рисунки напоминают кадры мультфильмов: динамичные, выразительные, с живой мимикой и узнаваемыми свойствами персонажей. По многим из сказок созданы мультфильмы по сценарию автора. В Советском союзе его книги многократно переиздавались огромными тиражами.
- 1955 – вышло первое издание «Приключений Чипполино» Дж. Родари на русском языке с иллюстрациями Сутеева. Персонажи всемирно известной сказки в изображении Сутеева стали каноническими и послужили образцами для детских игрушек.
- 1963 – издана книга «Сказки и картинки», самое полное на тот момент собрание сказок Сутеева.
- 1965 – присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
- 1993, 8 марта – Владимир Григорьевич скончался.
Автор добрых историй, ненавязчиво объясняющих ребенку простые истины, создатель целого мира любимейших детских персонажей, не имел родных детей. Впечатляет история его любви, пронесенной через всю жизнь с достоинством и благородством.
Удивительная история любви
Вернувшись с фронта, Владимир узнал, что остался один, – жена ушла к другому. В 1947 году, придя работать в «Союзмультфильм», он познакомился с Татьяной Таранович. Она была на 13 лет младше Владимира, воспитывала дочь, была счастлива в браке.
Сутеев сразу влюбился в Татьяну, красивую женщину и яркую личность. Но Татьяна не планировала менять свою жизнь и не могла ответить на его чувство. Понимая, что они не могут быть вместе, Сутеев ушел со студии, стал работать иллюстратором и писать сказки. Потом последовали 37 лет романа в письмах. Владимир написал их Татьяне несколько сотен – искренних, нежных свидетельств любви. Многие из них содержат трогательные рисунки, напоминающие иллюстрации детских книг.
Татьяна Таранович овдовела в 1972 году. К тому времени Владимир Григорьевич был женат на своей бывшей однокласснице Софье Ивановне. И хотя продолжал любить Татьяну, остался верен жене и заботился о ней. Пара соединилась через год после смерти Софьи Ивановны, когда Сутееву было 80. Вместе прожили 10 счастливых лет. Татьяна пережила Владимира Григорьевича на полгода.
Сказочник, вошедший в каждый дом
Владимир Григорьевич Сутеев является одним из основателей российской мультипликации, создателем как режиссер и сценарист около 50 мультфильмов.
Сутеев – всемирно известный художник-иллюстратор детской литературы и писатель, автор сказок для детей младшего возраста. На его книгах и иллюстрациях выросло несколько поколений детей, причем не только в Советском Союзе и России, но и во многих странах мира. По сведениям 1968 года уже на тот момент общий тираж изданий его книг превысил 20 миллионов. Книги Сутеева переведены на 50 языков.
Его сказки, рисунки и мультфильмы стали классикой. Книги и сегодня издаются немалыми тиражами, а мультфильмы, сделанные по его сказкам и сценариям, популярны у современных детей, как и у их бабушек и дедушек.
Персонажей произведений Сутеева можно назвать культовыми – они воспроизводятся на различных изделиях для детей, иллюстрации издаются в виде открыток.