Конспект урока
во 2 классе по литературному чтению
Тема урока:
Сказка Сутеева В.Г. «Кто лучше?»
Тип урока:
Комбинированный
Цель урока:
Познакомить с произведением Сутеева В.Г. «Кто лучше?»
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
произведение Сутеева В.Г. «Кто лучше?»
Уметь:
определять мораль сказки
Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, оценка своей работы, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений.
Познавательные:
формулирование своих высказываний, ориентировка в словаре, учебнике.
Коммуникативные:
построение речевого высказывания, умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
Для учителя
ТСО- презентация.
Раздаточный материал- карточки для рефлексии.
Для ученика
Учебник «Литературное чтение» Образовательная система «Начальная школа 21 века» 2 кл, 1 ч.
Рабочая тетрадь «Литературное чтение» Образовательная система «Начальная школа 21 века» 2 кл.
Пенал.
Информационные источники:
Учебник «Литературное чтение» Образовательная система «Начальная школа 21 века» 2 кл, 1 ч.
http://gigabaza.ru/doc/546-p5.html
Содержание урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала, формирование умений
Подготовка к первичному восприятию текста
Чтение текста детьми и анализ произведения
Определение идейной направленности произведения
Закрепление, систематизация, применение знаний и умений
Информация о домашнем задании
Подведение итогов урока
М- словесный (беседа)
С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
-Какое у вас было домашнее задание на сегодня?
Кто хочет первым пересказать отрывок?
Посмотрите на слайд. На нем написаны произведения одного автора. Кто мне скажет что это за автор?
Правильно, и сегодня мы с вами познакомимся с еще один произведением этого автора. Чтобы узнать, что это за произведение, давайте отгадаем кроссворд.
Вопросы:
1.Животное, которое ходило в сапогах.
2.Сколько богатырей изображено на картине Васнецова «Богатыри»?
3.Куда старуха положила Колобка остывать?
4.В сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино» была подругой кота Базилио.
5.Чья длина равнялась 38 попугаям и одному крылышку?
6.Мальчик-луковка, герой сказочной повести.
7.Вредная старуха из сказки «Приключения крокодила Гены и его друзей»
8.Как звали королевича из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина?
Молодцы, так как же называется произведение, которое мы будем сегодня изучать?
Итак, давайте откроем учебник на странице 64. Сначала текст прочитаю я.
Чтение текста учителем.
Кто главные герои сказки?
О чем они спорили?
Найдите в тексте и прочитайте, как хвалила себя иголка?
Найдите в тексте и прочитайте, как хвалил себя карандаш?
Найдите в тексте и прочитайте, как хвалила себя ручка?
Найдите в тексте и прочитайте, как хвалил себя мячик?
Кто из героев вам понравился? Почему?
Чему же учит нас эта сказка?
Давайте сейчас прочитаем эту сказку по ролям. Кто будет читать текст автора? Иголки? Карандаша? Ручки?
Теперь поменяем роли.
Теперь откроем рабочие тетради на странице 25.
Читаем, что нужно сделать в 1 задании?
Записываем.
Читаем задание 2.
—
Проверяем, кто прочитает, что он написал?
Читаем, что нужно сделать в задании 3.
Записываем, каждый у себя в рабочей тетради.
—
Проверяем, кто прочитает, что он написал?
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Итак, ребята, с каким же произведением мы с вами сегодня познакомились? Кто его автор?
—
Давайте оценим работу на уроке.
Сейчас я раздам вам кружочки трёх цветов – зеленые, желтые и красные. Поднимите кружочек в соответствии с критериями.
Зеленый кружок – на уроке я активно работал, выполнял все задания без ошибок и все понял.
Желтый кружок – на уроке я старался работать активно, но не всегда получалось правильно, испытывал затруднения при выполнении заданий.
Красный кружок – на уроке я работал неактивно, выполнил очень мало заданий самостоятельно, мало что понял.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Михаил Михайлович Зощенко «Самое главное»
Подробный пересказ пятой части рассказа Михаила Зощенко «Самое главное
»
Несколько учеников пересказывают пятую часть рассказа.
Сутеев Владимир Григорьевич.
1.Кот
2.Три
3.Окно
4.Лиса
5.Удав
6.Чиполлино
7.Шапокляк
8.Елисей
-«Кто лучше?»
Иголка, карандаш, ручка и мяч.
Кто из них лучше.
Я лучше всех! – сказала иголка. – Посмотрите, какая я тонкая и острая!
Нет, это я лучше всех! – сказал карандаш. – Я деревянный, и на мне написано красивыми буквами «Пионер».
Нет, я лучше всех! – заявила ручка. – Я чистая, прямая, и у меня новое стальное перо.
Мячик ничего не сказал, но подумал, что он все же лучше всех.
Ответы учеников.
Ответы учеников.
Чтение по ролям.
Чтение по ролям.
Открывают рабочие тетради.
Нужно записать героев сказки.
Кто же лучше всех? Найди ответ в тексте и запиши.
Читают ответ, проверяют, у кого не так, исправляют.
Какой была девочка? Выбрать ответ или написать свой. Проверить правильность ответа по тексту.
Читают ответ, проверяют, у кого не так, исправляют.
Открывают дневники и записывают домашнее задание.
Сутеев Владимир Григорьевич «Кто лучше?»
К- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Р
—
умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика.
Слайд 1
Слайд 2
Учебник
Учебник
Дневник
Слайд 3
Слайд 4
О детях и для детей
Ответы к стр. 25
Владимир Сутеев
Кто лучше?
Иголка, карандаш, ручка и мячик спорили – кто из них лучше.
— Я лучше всех! – сказала иголка. – Посмотрите, какая я тонкая и острая!
— Нет, это я лучше всех! – сказал карандаш. – Я деревянный, и на мне написано красивыми буквами «Пионер».
— Нет, я всех лучше! – заявила ручка. – Я чистая, прямая, и у меня новое стальное перо.
Мячик ничего не сказал, но подумал, что он всё же лучше всех.
Скоро пришла девочка. Она взяла иголку с ниткой и стала быстро и красиво вышивать. Иголка была очень довольна и говорила:
— Вот видите, как я умею вышивать!
Потом девочка взяла карандаш, нарисовала большие цветы в красивой вазе. И все увидели, что карандаш тоже хороший.
Затем девочка взяла ручку и стала делать уроки. Она старательно писала ручкой все буквы. Ручка радовалась, что в тетради было написано чисто и красиво.
После этого девочка стала играть мячиком. Мячик прыгал высоко-высоко и был доволен, что он может так хорошо прыгать.
Вечером иголка сказала:
— Все мы хорошие, но девочка лучше всех. У девочки умелые руки.
Карандаш, ручка и мячик согласились с иголкой.
1. Запиши героев сказки.
Девочка, иголка, карандаш, ручка и мячик.
2 ∗ . Кто же лучше всех? Найди ответ в тексте и запиши.
Девочка лучше всех. У девочки умелые руки.
3. Какой была девочка? Выбери ответ +
или напиши свой. Проверь правильность ответа по тексту сказки
Скромная
добрая
+
старательная
ленивая
+
умелая
+
ловкая
4. Вспомни и запиши загадку об одном из героев сказки. Нарисуй отгадку.
Советский писатель В. Сутеев написал сказку «Кто лучше?». В ней рассказывается о споре нескольких предметов, которые выясняли, кто из них лучше остальных. В споре участвовали карандаш, иголка, ручка и мячик. Каждый из этих персонажей расхваливал свои способности, утверждая, что именно они самые полезные для их владелицы – маленькой девочки.
Придумать загадку про один из персонажей
Необходимо понять, о чем данная сказка. Тогда можно будет составить загадку о любом из перечисленных персонажей. Разобраться в сказке можно, указав на особенности каждого из персонажей:
- иголка говорила, что она умеет отлично вышивать, создавая красивые узоры. И она очень полезна для девочки, которая любит вышивать;
- карандаш хвалился золотистой надписью «Пионер» у себя на боку и считал себя очень красивым;
- ручка говорила о своей незаменимости. Она указывала на свой металлический стержень, который красиво и чисто пишет;
- мячик ничего не говорил, поскольку был уверен, что лучший именно он и не хотел об этом даже спорить.
Чтобы составить загадку, необходимо использовать особенные признаки предмета. Тем более, что в сказке они сами на них указывают. Это облегчает задачу и становится отличными подсказками. Например, мячик может прыгать. Поэтому, загадка может звучать так: «ног нет, а прыгает». Она отлично показывает свойства мячика и подчеркивает его форму.
В чем смысл сказки
Чтобы понять смысл данной сказки, надо знать ее окончание. Спор между предметами разрешился, когда пришла их владелица. Девочка стала пользоваться указанными предметами. Она иголкой вышила красивый узор, и иголка стала гордиться собой еще больше. Девочка нарисовала карандашом красивые цветы, а ручкой сделала в тетради уроки.
Она взяла мячик и стала играться с ним. Мячик высоко подпрыгивал, и девочка радовалась этому. Таким образом, каждый предмет принес пользу. Но без самой девочки эти предметы были бы бесполезны. Ведь это девочка умеет вышивать, рисовать карандашом и красиво писать буквы. А предметы только помогают ей. Поэтому, самой лучшей оказалась именно девочка.
Сутеев В.
Иголка, карандаш, ручка и мячик спорили – кто из них лучше.
Я лучше всех! – сказала иголка. –Посмотрите, какая я тонкая и острая!
Нет, это я лучше всех! – сказал карандаш. – Я деревянный, и на мне написано красивыми буквами «Пионер».
Нет, я всех лучше! – заявила ручка. –Я чистая, прямая, и у меня новое стальное перо.
Мячик ничего не сказал, но подумал, что он всё же лучше всех.
Скоро пришла девочка. Она взяла иголку с ниткой и стала быстро и красиво вышивать. Иголка была очень довольна и говорила:
Вот видите, как я умею вышивать! Потом девочка взяла карандаш, нарисовала большие цветы в красивой вазе. И все увидели, что карандаш тоже хороший.
Затем девочка взяла ручку и стала делать уроки. Она старательно писала ручкой все буквы. Ручка радовалась, что в тетради было чисто и красиво.
После этого девочка стала играть мячиком. Мячик прыгал высоко-высоко и был доволен, что он может так хорошо прыгать.
Вечером иголка сказала:
Все мы хорошие, но девочка лучше всех. У девочки умелые руки.
— Один из любимых авторов книг для детей
Достоинства:
Мудрые, прекрасно иллюстрированные сказки
Недостатки:
Цена
Кто такой Владимир Сутеев?
Владимир Сутеев — замечательный детский писатель, превосходный художник, плодотворный мультипликатор. Вот уже несколько поколений детей зачитываются его книгами и восхищаются мультипликационными лентами, созданными по его сценариям. Кроме своих сказок, Сутеев снабдил иллюстрациями и книги других писателей, среди которых есть произведения Джанни Родари, Маршака, Михалкова, Чуковского.
Сказки Сутеева не очень длинные, поэтому их можно читать даже самым маленьким детям. Они незатейливы, но сколько в них мудрости, выдумки, веселья, доброты! В них действуют, в основном, животные и птицы: Ежик, Ворона, Заяц, Медведь, и другие. У каждого из них свой характер. Причем в разных сказках характер может проявляться по-разному у одного и того же персонажа. Например, в сказке «Дядя Миша» Медведь показан ленивым и не очень умным, а в сказке «Яблоко» Медведь — мудрый и справедливый судья. В сказке «Разные колеса» Заяц выступает легкомысленным насмешником, а в «Мешке яблок» он — серьезный, заботливый отец.
Конечно, сказки Сутеева не были бы и вполовину так привлекательны, не будь они превосходно иллюстрированы. А ведь для детей, особенно маленьких, очень важно не только слуховое, но и зрительное восприятие. Сказки Сутеева дают полную возможность полюбоваться как бы оживающими на бумаге персонажами — выразительными, яркими, полными жизни и движения, с богатой мимикой.
Каждую сказку Сутеева можно, по сути, назвать маленьким шедевром, и не просто так. Ведь уместить поучительный смысл в небольшой текст, да еще так, чтобы было все понятно даже маленькому ребенку, нужно обладать, во-первых, огромным талантом, а во-вторых — чувствовать душу ребенка.
По многим сказкам Сутеева созданы мультфильмы — как рисованные, так и кукольные. «Яблоко», «Палочка-выручалочка», «Кораблик», «Три котенка», «Кто сказал «Мяу?» — вот далеко не полный их перечень. Они восхитительны, как и сказки, и дети с удовольствием их смотрят.
Ни одного отрицательного отзыва не нашла. Люди хвалят и тексты, и иллюстрации, довольны, что сказки Сутеева хорошо изданы, прекрасно оформлены, с крупным шрифтом, яркими красками, на качественной бумаге. Родители, читающие детям книги Сутеева, считают, что это приучит детей любить книги (ведь внешняя привлекательность книги — немаловажный фактор!). Яркие рисунки, про мнению родителей, побуждают малыша внимательно рассматривать книги, а крупный шрифт позволит ребенку со временем читать сказки самому.
Иллюстрации Сутеева и его сказки с картинками обожаю с детства. Самые любимые — «Это что за птица?», «Снеговик-почтовик», «Под грибом», «Разные колеса», и другие. Нравится, что сказки эти (а также и мультфильмы, созданные на их основе) не потеряли актуальности. Они ненавязчиво учат доброте, щедрости, взаимовыручке, смекалке, храбрости, высмеивают «вредность», жадность, глупость, спесь. Мне нравится, что к каждой сказке, даже к самой коротенькой, сделано множество иллюстраций, сопровождающих каждое действие героев.
В моем детстве на книги Сутеева в библиотеке была очередь, и я немного завидовала знакомым, у которых эти книги были. Но сейчас все изменилось, сказки эти есть в свободной продаже. И, несмотря на то, что стоят книги сейчас недешево, если в семье есть маленькие дети, полезно будет приобрести сказки Владимира Сутеева. Не сомневаюсь, что дети получат только самые хорошие впечатления от них.
Видео обзор
Сказки сутеев, вероятно, есть в наличии на сайте спонсора раздела:
Тема
Понедельник
Фольклор
Вторник
Сказки
Среда
Повести, рассказы
Четверг
Стихотворения
Пятница
Речетворчество
Здравствуй, детский сад
Чтение и заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были?» Цель: Знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить её наизусть
В. Карасева «Оля пришла в садик»
Цель: формировать умение слушать небольшие по объёму рассказы, оценивать поведения людей.
Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
Цель: формировать умение слушать литературные произведения, давая оценку поведению героев, рассказывать о помощи взрослым.
А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»
Цель: развивать внимание, память , формировать умение отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу; внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы.
Ю. Тувим «Чудеса», пер. с. польской А. Милн.
Цель: Формировать умение внимательно слушать стихотворное произведение, понимать смысл и выделять небылицы.
Моя семья
Чтение детям песенки «Дон – дон- дон»
Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.
Русская народная сказка «Жихарка»
Цель: Формировать умение детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
Н. Носов «Заплатка».
Цель: прививать любовь к художественной литературе, формировать умение грамотно, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь.
Я.Аким «Моя родня» Цель: Совершенствовать представления о семье и её членах, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Дать первоначальные представления о родственных отношениях.
Заучивание стихов к празднику Осени
Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени
Осень. Деревья
Чтение потешки «Барашеньки»
Цель: Воспитывать любовь к русскому народному фольклору.
Развивать память, активную речь ребёнка, пополнять его пассивный и активный словарь.
Н. Сладков «Осень на пороге».
Цель: Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивать слух и голос; формировать умение слушать сказки.
В. Осеева «Синие листья»
Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поведение его героев.
И. Бунин «Листопад» (отрывок)
Цель: развивать внимание, память, формировать умение отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу.
Повторение стихов, которые учим
Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени
Овощи. Огород
Шотландская народная песня «Купите лук», пер. И. Токмаковой
Цель: Знакомить с малыми формами фольклора
Ю. Тувима «Овощи»
Цель: формировать умение слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы.
В.Сутеев «Бабушкин огород» Цель: формировать умение внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа.
Н. Егорова «Редиска, морковка, тыква…»
Цель: воспитывать любовь к художественной литературе
Повторение стихов, которые учим
Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени
Фрукты. Сад
Чтение потешки «Яблоня»
Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.
Г. Юдин «Как варить компот»
Цель: формировать умение слушать произведение, отвечать на вопросы.
Л. Толстой «Старик и яблони»
Цель: Продолжать формировать умение детей воспринимать рассказ; вызвать эмоциональный отклик на тему рассказа; воспитывать дружеские взаимоотношения
В. Орлов «Я учусь варить варенье»
Цель: Вызывать интерес к чтению стихотворных произведений.
Игровое задание «Добрый слон». Цель: развивать умение подбирать рифмы к словам.
Лес. Ягоды. Грибы
Потешка «Сидит, сидит зайка»
Цель: формировать умение внимательно слушать потешку, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Сказка «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля
Цель: продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни, создавать атмосферу радости от общения с природой, в игровой форме закрепить знания о грибах.
В. Сутеев «Под грибом»
Цель: формировать умение слушать художественное произведение, воспитывать интерес к художественной литературе
А. Ерикеев «Осень» Цель: Познакомить с новым стихотворением, помочь детям его запомнить; развивать выразительность речи, память; закреплять умение использовать средства интонационной выразительности.
Чтение Веселых стихотворений.
Цель: Формировать умение понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений.
Наша Родина
Песенка: «Шалтай- болтай».
Цель: Формировать умение понимать: эмоционально-образное содержание произведения; нравственный смысл произведения.
Сказка «Привередница»
Цель: формировать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения
Б. Житков «В Москве на улицах» Цель:
Продолжать знакомить детей с произведениями известных детских писателей; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать любовь к родному городу.
З. Александрова «Родина»
Цель: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей
Игровое задание «Мы играем – рифмы подбираем». Цель: формировать умение подбирать рифму к словам.
Домашние животные
Чтение потешки «Наш козёл…»
Цель: знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть, воспитывать любовь к русскому народному фольклору.
Мордовская сказка «Как собака друга искала»
Цель: формировать умение слушать, оценивать поступки героев.
К. Ушинский «Бодливая корова» Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы.
Хармс «Удивительная кошка»
Цель: продолжать формировать умение детей понимать содержание стихотворения, юмористический смысл несоответствия.
Игровое упражнение «Рифмы-миниатюры» Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание, речь, реакцию.
Домашние птицы
Чтение потешки «Гуси, вы гуси…»
Цель: Знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Цель: знакомить с русскими народными сказками, понимать тему, образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь.
В.Сутеев «Это что за птица?» Цель:
Развивать лексико — грамматический строй речи, мышление, зрительное и слуховое внимание, воспитывать чувства товарищества, любви к живой природе.
Сказка в стихах А. Крылова «Как лечили петуха». Цель: Формировать умение воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Игровое упражнение «Так бывает или нет». Цель: формировать умение различать нелепицы и правду, развивать речь, внимание, мышление
Дикие животные
Чтение детям потешки «Зайчишка — трусишка»
Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.
«Лисичка – сестричка и волк».
Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, формировать умение понимать и оценивать характер героев.
Рассказ Е. Чарушина «Волчишко»
Цель: формировать умения слушать рассказ, беседовать по его содержанию, оценивать поступки героев, развивать любознательность.
Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»
Цель: формировать умение слушать рассказы, оценивать поведения героев.
Игровое упражнение «Странные рассказы» Цель: формировать умение анализировать произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывать собственные небылицы или перевертыши.
Зоопарк
Потешка «Идёт лисичка по мосту»
Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.
Чтение сказки Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров».
Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.
М. Пляцковский «Сказка о перевёрнутой черепахе»
Цель: формировать умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы.
С.Я. Маршак «Где обедал воробей?»
Цель: Закреплять в активном словаре названия животных, познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.
Словесная игра «Подарки».
Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание, речь, реакцию.
Зима
Потешка «Кот на печку пошёл»
Цель: познакомить детей с русской народной формой творчества.
Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь»
Цель: знакомить с русскими народными сказками.
М. Пришвин «Пришла зима» Цель: Продолжать развивать умения детей воспринимать небольшие по объему тексты; довести до сознания детей смысл произведения; воспитывать интерес к худ. литературе
И. Суриков «Зима»
Цель: формировать умение детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чествовать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Заучивание стихотворения. Я. Аким «Первый снег»
Цель: Знакомить с поэзией о зиме, развивать образность речи, память.
Зимующие птицы
«Чив – чив воробей» пер, с коми-пермец В. Климова
Цель: формировать умение слушать песенку, запоминать ее по содержанию.
В. Осеева «Сороки»
Цель: формировать умение слушать текст, отвечать на вопросы педагога.
Л. Толстой «Хотела галка пить…»
Цель: формировать умение внимательно, слушать рассказ, развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа.
Я. Аким «Покормите птиц зимой». Цель: Закреплять умение детей слушать стихотворные произведения; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по тексту; воспитывать интерес к животным.
Заучивание стихотворений к празднику «Новый год» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения
Одежда, обувь, головные уборы
Чтение потешки «Кисонька-мурысенька,
Где ты была?»
Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.
«Крылатый, мохнатый да масляный». Цель: продолжать формировать умение детей слушать сказки; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; помогать становлению личностного отношения к произведению.
Н. Носов «Живая шляпа» Цель: Продолжать развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе
Е. Благинина «Научу обуваться и братца» Цель: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев
Повторение стихотворений к празднику «Новый год» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения
Новый год. Традиции и обычаи
Чтение мордовской колядки «Ой, коляда, коляда…»
Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости
Русская народная сказка «Мороз и заяц»
Цель: знакомить с русскими сказками, слушать внимательно.
Н. Воронкова «Как ёлку наряжали»
Цель: Формировать умение поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение.
С Дрожжин «Улицей гуляет…»
Цель: вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить. Расширять у детей память и внимание, воспитывать доброжелательность, любовь к поэзии.
Заучивание стихотворения А. Барто «К детям елочка пришла»
Цель: Помочь детям запомнить небольшое стихотворение; развивать выразительность речи
Неделя здоровья
Чтение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико…» Цель: продолжать знакомить детей с народными формами творчества, воспитывать любовь к фольклору.
К. И. Чуковский «Доктор Айболит» Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста; поддерживать устойчивый интерес к сказкам
Чтение рассказа «Как непослушный котенок обжог себе лапу». Цель: Продолжать развивать умение слушать художественные произведения не развлекательного характера; довести до сознания детей смысл произведения; воспитывать любовь и уважение к близким и друзьям.
Чтение А Барто «Девочка чумазая «
Цель: Развивать умение вслушиваться в текст стихотворения; помочь понять смысл произведения; поддерживать интерес к здоровому образу жизни
Словесная игра «Снежный ком» Цель: формировать умение создавать смысловую связь между двумя словами и придумывать собственные небылицы или перевертыши
Зимние забавы
Потешка «Посылали молодицу » Цель: Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить её наизусть
Сказка «Снегурочка»
Цель: продолжать воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки; подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Н. Калинина «Про снежный колобок»
Цель: формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам, эмоционально воспринимать литературное произведение.
А. Барто «Я знаю, что надо придумать» заучивание
Цель: понимать средства выразительности, развивать образность речи, развивать память.
Заучивание стихотворения А. Введенского «На лыжах»
Цель: развивать внимание, память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к зимним видам спорта.
Квартира. Мебель
Ю. Мориц «Дом гнома, гном — дома!» Цель: познакомить детей с малыми формами народного творчества.
Чтение сказки » Три поросенка».
Цель: Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. Формировать умение детей понимать эмоциональное образное содержание сказки, её идею.
В. Инбер «До-ре-ми-фа»
Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
Чтение С. Маршака «Откуда стол пришёл?» Цель: Продолжать развивать умение детей внимательно слушать стихотворные произведения; создавать условия для выражения детьми восприятия текста во внешнем действии
«Скажи наоборот».
Цель: формировать умение использовать антонимы; выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления
Посуда. Бытовые приборы
Считалки Цель: познакомить детей с новой формой народного творчества
Чтение адыгейской сказки «Золотой кувшин». Цель: Помочь детям понять смысл произведения; поддерживать устойчивый интерес к чтению
Рассказ Ю Пермяка «Торопливый ножик». Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, рассказывать о помощи по дому.
К. Чуковский «Телефон»
Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Помочь детям запомнить фамилию писателя.
Игровое упражнение «Вопросы и ответы» Цель: формировать умение подбирать рифму к словам.
Продукты питания
Чтение потешки «Чигарики-чок-чигары» Цель: формировать умение слушать потешку, запоминать ее по содержанию.
Бр. Гримм «Сладкая каша» Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
И. Сенченко «Хлеб святой». Цель:
Закрепить знания детей о том, как делают хлеб; развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту; воспитывать бережное отношение, уважение к хлебу
К. Чуковский «Федорино горе»
Цель: познакомить детей с творчеством К. Чуковского, учить внимательно слушать произведение.
Заучивание стихотворений для поздравления пап к празднику «День защитников Отечества» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения
Профессии и инструменты
Чтение потешки «Береза моя, березонька» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению.
Украинская сказка «Жадная мельничиха» Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, поддерживать устойчивый интерес к сказкам
В. Осеев» Сторож».
Цель: Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.
С. Михалкова » А что у вас? » Цель: Продолжать формировать умение воспринимать стихотворные тексты; отвечать на вопросы по содержанию; закрепить знания о профессиях
Повторение стихотворений для поздравления пап к празднику «День защитников Отечества» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения
Защитники Отечества. Военные профессии
Чтение потешки «Николенька-гусачок»
Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости
«Джек и бобовый росток» Цель: Продолжать формировать умение детей воспринимать сказку; вызвать эмоциональный отклик на тему художественного произведения; воспитывать дружеский взаимоотношения
Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»
Цель: формировать уменние слушать художественное произведение формировать представление о героизме солдат.
С. Я. Маршак «Пограничники»
Цель: Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; развивать внимание, память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к воинам пограничникам Российской армии, уважение к ним.
Заучивание стихотворений для поздравления мам к празднику «8 марта» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения
Транспорт. Профессии на транспорте
Чтение потешки «Во реченьке-речке»
Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, формировать умение внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного.
«Гуси-лебеди» Цель: Продолжать знакомить детей с русско-народным произведениями; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.
Рассказ Н. Носова «Автомобиль»
Цель: Продолжать развивать умение слушать небольшие по объему произведения; помочь понять юмор рассказа; воспитывать культуру поведения на улице
Б. Заходера «Труд взрослых Цель: Развивать умение детей слушать стихотворные произведения; продолжать знакомить с профессиями; воспитывать уважение к людям различных профессий
Повторение стихотворений для поздравления мам к празднику «8 марта» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения.
Весна. 8 марта – женский праздник
Потешка «Иди, весна, иди, красна…»
Цель: продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению.
С. Прокофьев «Сказка про маму»
Цель: формировать умение оценивать поступки героев
Чтение рассказа Н .Сладкова » Весенняя баня» Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.
«Мамин день» Г. Виеру . Цель: формировать умение слушать произведение и отвечать на вопросы.
Игровое упражнение «Небылицы»
Цель: формировать умение анализировать произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывать собственные небылицы или перевертыши
Вода. Круговорот воды в природе
Чтение потешки «Солнышко-ведрышко»
Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, формировать умение внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного, активизировать словарь, ознакомить детей с приметами весны.
«Путешествие капельки» Цель: Развивать образное мышление, воображение, память, способность составлять представление о явлениях природы. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.
В. Сутеев «Кораблик» с Цель: Формировать умение воспринимать смысл текста с опорой на графические схемы,
активировать и обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
С. Маршак «Про всё на свете»
Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка
С. Маршак «Мяч»
Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка.
Обитатели водного мира
Песенка .С Маршака «Рыбка» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения.
«Первая рыбка» Е. Пермяк. Цель: формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам
Чтение рассказа Л. Пантелеева » На море.» Цель: познакомить детей с новым автором, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.
Г. Ладонщикова «Перекупался «Цель: Помочь детям запомнить стихотворение; закрепить знания детей о временах года
К.Чуковский «Небылицы».
Цель: Формировать умение внимательно слушать стихотворное произведение, понимать смысл и выделять небылицы.
Театральная неделя
Чтение потешки: «Сидит белка на тележке» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.
Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях». Цель: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий.
Д. Хармс «Очень страшная история»
Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе.
Чтение стихотворения С. Маршак «В театре для детей». Цель: вызвать у детей желание выразительно читать знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии и театру.
Игровое задание «Мы играем – рифмы подбираем». Цель: формировать умение подбирать рифму к словам.
Книжкина неделя
Песенка .С Маршака «Рыбка» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения.
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Цель: формировать умение детей внимательно слушать сказку, верно понимать смысл прочитанного, высказывать свои мысли и рассуждать, сравнивать услышанную сказку с прочитанными ранее.
Н. Павлова «Земляничка»
Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе.
С. Михалков «Праздник непослушания»
Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста.
Игровое упражнение «Рифмы-миниатюры» Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание, речь, реакцию
Космос
Чтение потешки «Ах ты, жура-журавец…» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения народного творчества.
Сказка Д. Биссета «Про поросенка который учился летать» Цель: формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по тексту
Чтение
рассказа В. Бороздина «Звездолётчики».
Цель: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любознательность.
Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»
Цель: Помочь детям понять смысл произведения; поддерживать отрицательное отношение ко лжи; воспитывать честность:
Заучивание считалки про планеты. Цель: развивать память, внимательность.
Перелетные птицы
Чтение русской народной песенки «Тень-тень-потетень».
Цель: познакомить детей с содержанием песенки; формировать умение слушать стихотворный текст; проговаривать звукоподражательные слова, отвечать на вопросы по содержанию.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Цель: формировать умение слушать сказку, переживать с героями, выделить главную мысль художественного произведения
В. Бианки « Подкидыш».
Цель: приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.
«Чудо-дерево» К. Чуковский.
Цель: продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского, формировать умение понимать юмор, пытаться интерпретировать его, придумывая аналогичные варианты.
Чтение «Загадок с ответами в рифму»
Цель: Формировать умение понимать содержание стихотворений, отвечать в рифму
Весна. Первоцветы
Л. Николаенко «Кто рассыпал колокольчики»
Цель: Знакомить с малыми формами фольклора.
Н. Сладков «Медведь и солнце»
Цель: формировать умение слушать сказки, развивать речь.
В. Паспалеева «Лесная фиалка»
Цель: формировать умение слушать художественное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию
Е. Баратынский «Весна, весна»
Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
Игровое задание «Добрый слон». Цель: развивать умение подбирать рифмы к словам.
Насекомые
Чтение потешки: «Как у бабушки Варвары» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой, воспитывать любовь к фольклору.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
Цель. Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
Цель. Продолжать формировать умение детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.
И. Крылов «Стрекоза и муравей» Цель: Познакомить детей с
жанровыми особенностями басни;
раскрыть значение пословиц о труде, воспитывать познавательный интерес, развивать внимание, терпение, умение слушать;
Чтение «Загадок-обманок»
Цель: Формировать умение понимать содержание стихотворных произведений, их юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений.
Россия. День Победы
Чтение потешки: «Туру, туру, пастушоок» Цель: Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.
В. И. Даля «Лиса – лапотница»
Цель: развивать внимание, память мышление, умение слушать; отвечать на вопросы.
Чтение рассказа С. Прокофьева «Когда можно плакать?», «Маша и Ойка». Цель: помочь детям понять смысл произведения; поддерживать отрицательное отношение ко лжи; воспитывать честность.
Чтение стихотворения А Усачева «Что такое День Победы.» Цель: закреплять знания детей о празднике «День Победы»; воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за Подвиг своих предков.
Игровое упражнение «Небылицы»
Цель: формировать умение анализировать произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывать собственные небылицы или перевертыши
Безопасность (ПДД ОБЖ)
Чтение мордовской заклички «Лето приди, приди…»
Цель:
Продолжать знакомить детей с народной культурой. воспитывать интерес к чтению; дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости.
Рус. нар. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обр. Л.Н. Толстого Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать правила безопасного поведения на улице и дома, поддерживать устойчивый интерес к сказкам
Л. Берг «Рассказ о маленьком автомобильчике»
Цель: формировать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, эмоционально воспринимать литературное произведение.
Т. Александрова «Светик -трехцветик »
Цель: формировать умение внимательно слушать стихотворные произведения; закреплять знания о назначении светофора; воспитывать культуру поведения на улице
Заучивание считалки про светофор. Цель: развивать память, внимательность