Жили два парубка, ткач и столяр, и ходили они к одной дивчине. Ходили они к ней, а она им сказала так:
— Я за вас обоих-то выйти не могу, — и говорит столяру: — Сделай ты мне такой сундук, чтобы по воздуху летал, а ткач пускай выткет такую сорочку, чтоб была вся цельная.
Сказала это она им, они и ушли.
Пришел ткач домой и задумался, как бы ему такую сорочку сделать. И вспомнил он, как делают евреи цельные чулки, и сделал себе из дерева такую фигуру и сплел сорочку.
А столяр сделал по заказу сундук, кузнец его оковал, если влезть в середину и закрутить, то он и полетит по воздуху. Оба принесли свои подарки, очень ей понравились. Посмотрела она на сорочку, что она цельная, и согласилась выйти за ткача замуж. Поглядела на сундук, не знает, полетит ли она и вправду по воздуху.
Говорит ткач столяру:
— Полезай-ка ты!
А столяр говорит ткачу:
— Нет, ты полезай!
Не хотят ни тот, ни другой лезть в сундук. А ткач — глупый, влез в сундук, покрутил в середине ручку и поднялся вверх на целую милю. И назад к девушке совсем не вернулся. Вот как улетел он, то столяр на ней и женился. А когда ткач полетел, то летел он целую неделю и спустился на скирду сена. Когда наступил вечер, видит он, что город за две мили светится, покрутил еще ручку и полетел прямо на огоньки. Подлетает к свету, к окну, а был это дворец, где жил король и была у того короля такая красавица дочка, что королю приходилось ее на ночь на третий ярус уводить, он все за нее боялся, чтоб она какой беды не наделала.
Вот подлетает ткач в сундуке к окошку, постучался, а она спрашивает:
— Кто там такой?
— Я, — говорит, — святой Петро. Это меня к тебе Бог прислал для утехи.
Поговорил он с ней, посидел, а потом улетел. На другой вечер прилетел он опять к окошку. А она уже на другой вечер все как следует приготовила: дала Петру поесть и попить. Вот наелся Петро хорошенько и спрашивает у нее, не дозволит ли ее отец на ней жениться, поговорил с нею и улетел.
Подошло утро, отец и спрашивает:
— Ты чего это такая веселая? А не приходил ли к тебе кто-нибудь ночью? А она говорит:
— Ходит ко мне святой Петро и спрашивает, не дозволит ли мне отец с Петром ожениться. Отец ей и говорит:
— Как же я могу выдать тебя за него, если сын соседнего короля с тобой уже обручился? Как я тебя за него замуж выдам, он тотчас начнет со мной воевать. Спроси его, когда он на другую ночь прилетит, сможет он оказать мне совет и помощь, если женится? Ведь тот король меня посильнее.
Вот прилетает он ночью, она ему все и рассказала, а он говорит:
— Хорошо, я и посоветую и помощь окажу.
И выдал король ее замуж за Петра.
Как узнал соседний король, что она уже вышла замуж, начал тотчас войну.
Уже собираются и тот и другой король на войну, а тот был посильней, было у него войска куда больше, чем у этого; тогда меньшой король и говорит зятю:
— Ну, зять, как же быть?
— Не бойтесь, — говорит, — тату, выходите воевать. А Петро дома остался, нагрел большие котлы с маслом и горячей водой и вылетел на неприятеля. И как начал он поливать сверху горячим маслом и горячей водой, тут король и признал:
— Видно, правда, что это святой Петро, он нас с неба карает.
Заключил мир, и война прекратилась. В скором времени тот король говорит:
— Чего я буду такому дурню уступать? И пошел снова войной. Отец и спрашивает зятя:
— Ну, сын, что же нам теперь делать? А этот Петро и говорит:
— Выходите опять на войну, я вам помогу. Вышли они воевать, а Петро наложил полный сундук горящих углей и вылетел на неприятеля. И как начал его сверху жаром осыпать, пришлось им мир заключить. Говорят они:
— И правда, что это святой Петро! Война опять прекратилась.
Прошло так с полгода, а тот король, который посильней, и говорит:
— Я такому дурню не уступлю.
И пишет ему, что пойдет опять на него войной. А Петро, как узнал об этом, сильно опечалился, потому что как прилетел он с войны домой, то остался в сундуке большой кусок угля и обгорели от него крылья, па которых он летал. И когда оба короля вышли на войну, велел Петро привести ему коня без седла и уздечки. Он сел на коня и велел связать себе ноги снизу под конским животом и выехал в поле, думая, что конь его там убьет, — ведь ему нечем было в третьей войне обороняться. И гонялся конь с ним по полю, и хотелось Петру добраться до леса. Он думал: “Когда будет конь скакать мимо дерева, я ухвачусь за него руками, ведь ноги-то у меня к коню привязаны, ну, он меня и разорвет”.
А конь поскакал прямо на войну, а к лесу не побежал. И когда мчался он полем, то стояло на дороге старое распятие, и когда летел конь мимо, Петро схватился за него руками, думая, что тут и смерть ему будет. Но распятие снизу подгнило и отломилось, и он ринулся с ним прямо на войско. И начал крушить неприятеля распятием — в одну сторону крестом, а в другую основанием, и промчался несколько раз между неприятельских рядов и перебил больше половины войска. Видит неприятель, что дело пошло не на шутку, и пришлось ему заключить мир, так как не стало у него солдат, кем воевать. И сказал король:
— Это знак того, что зять у него и вправду святой Петро, ведь я трижды с ним начинал воевать, надеялся выиграть, но не мог, потому что он с неба меня карал.
И остался бедняк у короля зятем. Вот и все.
Краткое содержание: Популярная сказка, Сундук-самолет, гениальное писателя Андерсена, рассказывает о жизни и поступках сына богатого и знатного купца. Купец не смог правильно воспользоваться большим наследством, которое он получит в наследство от своего отца и бездумного его растратил. Однажды, один из его близких, бывших друзей подарил для него сундук. Сундук этот был не простой, а обладал волшебной силой, он мог летать. На этом сундуке, сын богатого, знатного купца отправился в Турцию. В начале своего путешествия от остановился и поселился в лесу, а когда узнал, что в городе живет очень красивая, милая и умная принцесса, решил не медлить и полететь посмотреть на эту красавицу. По слухам, к этой принцессе никогда и никого не пускали. Он приказал своему летающему волшебному сундуку прилететь к принцессе прямо в ее комнату через окно. А так как наш парень обладал большим красноречием и был фантастическим сказочником, то он очень быстро покорил сердце принцессы своими удивительными историями. Он пленил сердце милой и наивной девушки, точно так же, как и родителей принцессы. Родители с радостью решают выдать их единственную дочь за сына купца. Но это еще не конец этой истории. История печальная. Что же было дальше? Какая развязка этой сказки? Читайте и наслаждайтесь чтением. Читать сказку, Сундук-самолет, онлайн нужно на этой страничке. По желанию ее можно слушать в аудиозаписи или смотреть видео. После пишите свои отзывы и комментарии об этой истории.
Текст сказки Сундук-самолет
Жил был купец, такой богач, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу, да еще переулок в придачу; этого, однако, он не делал, — он знал, куда девать деньги, и уж если расходовал скиллинг, то наживал целый далер. Так вот какой был купец! Но вдруг он умер, и все денежки достались сыну. Весело зажил сын купца: каждую ночь — в маскараде, змеев пускал из кредитных бумажек, а круги по воде — вместо камешков золотыми монетами. Не мудрено, что денежки прошли у него между пальцев и под конец из всего наследства осталось только четыре скиллинга, и из платья — старый халат да пара туфель-шлепанцев. Друзья и знать его больше не хотели — им ведь тоже неловко было теперь показаться с ним на улице; но один из них, человек добрый, прислал ему старый сундук с советом: укладываться! Отлично; одно горе — нечего ему было укладывать; он взял да уселся в сундук сам! А сундук-то был не простой. Стоило нажать на замок — и сундук взвивался в воздух. Купеческий сын так и сделал. Фьють! — сундук вылетел с ним в трубу и понесся высоко-высоко, под самыми облаками, — только дно потрескивало! Купеческий сын поэтому крепко побаивался, что вот-вот сундук разлетится вдребезги; славный прыжок пришлось бы тогда совершить ему! Боже упаси! Но вот он прилетел в Турцию, зарыл свой сундук в лесу в кучу сухих листьев, а сам отправился в город, — тут ему нечего было стесняться своего наряда: в Турции все ведь ходят в халатах и туфлях. На улице встретилась ему кормилица с ребенком, и он сказал ей: — Послушай-ка, турецкая мамка! Что это за большой дворец тут, у самого города, еще окна так высоко от земли? — Тут живет принцесса! — сказала кормилица. — Ей предсказано, что она будет несчастна по милости своего жениха, вот к ней и не смеет являться никто иначе, как в присутствии самих короля с королевой. — Спасибо! — сказал купеческий сын, пошел обратно в лес, уселся в свой сундук, прилетел прямо на крышу дворца и влез к принцессе в окно. Принцесса спала на диване и была так хороша собою, что он не мог не поцеловать ее. Она проснулась и очень испугалась, но купеческий сын сказал, что он турецкий бог, прилетевший к ней по воздуху, и ей это очень понравилось. Они уселись рядышком, и он стал рассказывать ей сказки: о ее глазах, это были два чудных темных озера, в которых плавали русалочки-мысли; о ее белом лбе: это была снежная гора, скрывавшая в себе чудные покои и картины; наконец, об аистах, которые приносят людям крошечных миленьких деток. Да, чудесные были сказки! А потом он посватался за принцессу, и она согласилась. — Но вы должны прийти сюда в субботу! — сказала она ему. — Ко мне придут на чашку чая король с королевой. Они будут очень польщены тем, что я выхожу замуж за турецкого бога, но вы уж постарайтесь рассказать им сказку получше — мои родители очень любят сказки. Только мамаша любит слушать что-нибудь поучительное и серьезное, а папаша — веселое, чтобы можно было посмеяться. — Я и не принесу никакого свадебного подарка, кроме сказки! — сказал купеческий сын. Принцесса же подарила ему на прощанье саблю, всю выложенную червонцами, а их-то ему не доставало. С тем они и расстались. Сейчас же полетел он, купил себе новый халат, а затем уселся в лесу сочинять сказку; надо ведь было сочинить ее к субботе, а это не так-то просто, как кажется. Но вот сказка была готова, и настала суббота. Король, королева и весь двор собрались к принцессе на чашку чая. Купеческого сына приняли как нельзя лучше. — Ну-ка, расскажите нам сказку! — сказала королева. — Только что-нибудь серьезное, поучительное. — Ну чтобы и посмеяться можно было! — прибавил король. — Хорошо! — отвечал купеческий сын и стал рассказывать. Слушайте же хорошенько! — Жила-была пачка серных спичек, очень гордых своим высоким происхождением: глава их семьи, то есть сосна, была одним из крупных и старейших деревьев в лесу. Теперь спички лежали на полке между огнивом и старым железным котелком и рассказывали соседям о своем детстве. — Да, хорошо нам жилось, когда мы были молоды-зелены (мы ведь тогда и в самом деле были зеленые!), — говорили они. — Каждое утро и каждый вечер у нас был бриллиантовый чай — роса, день-деньской светило на нас в ясную погоду солнышко, а птички должны были рассказывать нам свои сказки! Мы отлично понимали, что принадлежим к богатой семье: лиственные деревья были одеты только летом, а у нас хватало средств и на зимнюю и на летнюю одежду. Но вот явились раз дровосеки, и начались великие перемены! Погибла и вся наша семья! Глава семьи — ствол получил после того место грот-мачты на великолепном корабле, который мог бы объехать кругом всего света, если б только захотел; ветви уже разбрелись кто-куда, а нам вот выпало на долю служить светочами для черни. Вот ради чего очутились на кухне такие важные господа, как мы! — Ну, со мной все было по-другому! — сказал котелок, рядом с которым лежали спички. — С самого появления на свет меня беспрестанно чистят, скребут и ставят на огонь. Я забочусь вообще о существенном и, говоря по правде, занимаю здесь в доме первое место. Единственное мое баловство — это вот лежать после обеда чистеньким на полке и вести приятную беседу с товарищами. Все мы вообще большие домоседы, если не считать ведра, которое бывает иногда во дворе; новости же нам приносит корзинка для провизии; она часто ходит на рынок, но у нее уж чересчур резкий язык. Послушать только, как она рассуждает о правительстве и о народе! На днях, слушая ее, свалился от страха с полки и разбился в черепки старый горшок! Да, немножко легкомысленна она — скажу я вам! — Уж больно ты разболтался! — сказало вдруг огниво, и сталь так ударило по кремню, что посыпались искры. — Не устроить ли нам лучше вечеринку? — Конечно, конечно. Побеседуем о том, кто из нас всех важнее! — сказали спички. — Нет, я не люблю говорить о самой себе, — сказала глиняная миска. — Будем просто вести беседу! Я начну и расскажу кое-что из жизни, что будет знакомо и понятно всем и каждому, а это ведь приятнее всего. Так вот: на берегу родного моря, под тенью датских буков… — Чудесное начало! — сказали тарелки. — Вот это будет история как раз по нашему вкусу! — Там в одной мирной семье провела я свою молодость. Вся мебель была полированная, пол чисто вымыт, а занавески на окнах сменялись каждые две недели. — Как вы интересно рассказываете! — сказала метелка. — В вашем рассказе так и слышна женщина, чувствуется какая-то особенная чистоплотность! — Да, да! — сказало ведро и от удовольствия даже подпрыгнуло, плеснув на пол воду. Глиняная миска продолжала свой рассказ, и конец был на хуже начала. Тарелки загремели от восторга, а метелка достала из ящика с песком зелень петрушки и увенчала ею миску; она знала, что это раздосадует всех остальных, да к тому же подумала: «Если я увенчаю ее сегодня, она увенчает меня завтра!» — Теперь мы попляшем! — сказали угольные щипцы и пустились в пляс. И боже мой, как они вскидывали то одну, то другую ногу! Старая обивка на стуле, что стоял в углу, не выдержала такого зрелища и лопнула! — А нас увенчают? — спросили щипцы, и их тоже увенчали. «Все это одна чернь!» — думали спички. Теперь была очередь за самоваром: он должен был спеть. Но самовар отговорился тем, что может петь лишь тогда, когда внутри у него кипит, — он просто важничал и не хотел петь иначе, как стоя на столе у господ. На окне лежало старое гусиное перо, которым обыкновенно писала служанка; в нем не было ничего замечательного, кроме разве того, что оно слишком глубоко было обмокнуто в чернильницу, но именно этим оно и гордилось! — Что ж, если самовар не хочет петь, так и не надо! — сказало оно. — За окном весит в клетке соловей — пусть он споет! Положим, он не из ученых, но об этом мы сегодня говорить не будем. — По-моему, это в высшей степени неприлично — слушать какую-то пришлую птицу! — сказал большой медный чайник, кухонный певец и сводный брат самовара. — Разве это патриотично? Пусть рассудит корзинка для провизии! — Я просто из себя выхожу! — сказала корзинка. — Вы не поверите, да чего я выхожу из себя! Разве так следует проводить вечера? Неужели нельзя поставить дом на надлежащую ногу? Каждый бы тогда знал свое место, и я руководила бы всеми! Тогда дело пошло совсем иначе! — Давайте шуметь! — закричали все. Вдруг дверь отворилась, вошла служанка, и — все присмирели, никто ни гу-гу; но не было ни единого горшка, который не мечтал про себя о своей знатности и о том, что он мог бы сделать. «Уж если бы взялся за дело я, пошло бы веселье!» — думал про себя каждый. Служанка взяла спички и зажгла ими свечку. Боже ты мой, как они зафыркали, загораясь! «Вот теперь все видят, что мы здесь первые персоны! — думали они. — Какой от нас блеск, сколько света!» Тут они и сгорели. — Чудесная сказка! — сказала королева. — Я точно сама посидела в кухне вместе со спичками! Да, ты достоин руки нашей дочери. — Конечно! — сказал король. — Свадьба будет в понедельник! Теперь они уже говорили ему ты — он ведь скоро должен был сделаться членом их семьи. И так, день свадьбы был объявлен, и вечером в городе устроили иллюминацию, а в народ бросали пышки и крендели. Уличные мальчишки поднимались на цыпочки, чтобы поймать их, кричали «ура» и свистели в пальцы; великолепие было несказанное. «Надо же и мне устроить что-нибудь!» — подумал купеческий сын; он накупил ракет, хлопушек и прочего, положив все это в свой сундук и взвился в воздух. Пиф, паф! Шш-пшш! Вот так трескотня пошла, вот так шипение! Турки подпрыгивали так, что туфли летели через головы; никогда еще не видывали они такого фейерверка. Теперь-то все поняли, что на принцессе женится сам турецкий бог. Вернувшись в лес, купеческий сын подумал: «Надо пойти в город послушать, что там говорят обо мне!» И не мудрено, что ему захотелось узнать это. Ну и рассказов же ходило по городу! К кому он не обращался, всякий, оказывается, рассказывал о виденном по-своему, но все в один голос говорили, что это было дивное зрелище. — Я видел самого турецкого бога! — говорил один. — Глаза у него были что твои звезды, а борода что пена морская! — Он летел в огненном плаще! — рассказывал другой. — А из складок выглядывали прелестнейшие ангелочки. Да, много чудес рассказали ему, а на другой день должна была состояться и свадьба. Пошел он назад в лес, чтобы опять сесть в свой сундук, да куда же он девался? Сгорел! Купеческий сын заронил в него искру от фейерверка, сундук тлел, тлел, да и вспыхнул; теперь от него оставалась одна зола. Так и не удалось купеческому сыну опять прилететь к своей невесте. А она весь день стояла на крыше, дожидаясь его, да ждет и до сих пор! Он же ходит по белу свету и рассказывает сказки, только уж не такие веселые, как была его первая сказка о серных спичках.
Смотреть сказку Сундук-самолет слушать онлайн
В сказке Х.К. Андерсена сундук-самолёт подарил сыну купца друг. Юноша быстро растратил наследство. Он уселся в пустой сундук, нажал на замок, улетел в Турцию. У кормилицы юноша узнал, что во дворце томится принцесса. На сундуке купеческий сын долетел до крыши, пробрался в спальню и поцеловал красавицу. Юноша представился турецким богом, осыпал комплиментами. Влюбленные обручились. Жених получил подарок – золотую саблю. Теперь можно было роскошно одеться. На званом обеде в честь помолвки бедняк в качестве свадебного подарка преподнес сказку. Сочинение про серные спички было и серьезным, и веселым одновременно. Купеческий сын по неосторожности спалил летающий сундук, покинул принцессу. Он стал бродячим сказочником.
Жил был купец, такой богач, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу, да еще переулок в придачу; этого, однако, он не делал, — он знал, куда девать деньги, и уж если расходовал скиллинг, то наживал целый далер. Так вот какой был купец! Но вдруг он умер, и все денежки достались сыну.
Весело зажил сын купца: каждую ночь — в маскараде, змеев пускал из кредитных бумажек, а круги по воде — вместо камешков золотыми монетами. Не мудрено, что денежки прошли у него между пальцев и под конец из всего наследства осталось только четыре скиллинга, и из платья — старый халат да пара туфель-шлепанцев. Друзья и знать его больше не хотели — им ведь тоже неловко было теперь показаться с ним на улице; но один из них, человек добрый, прислал ему старый сундук с советом: укладываться! Отлично; одно горе — нечего ему было укладывать; он взял да уселся в сундук сам!
А сундук-то был не простой. Стоило нажать на замок — и сундук взвивался в воздух. Купеческий сын так и сделал. Фьють! — сундук вылетел с ним в трубу и понесся высоко-высоко, под самыми облаками, — только дно потрескивало! Купеческий сын поэтому крепко побаивался, что вот-вот сундук разлетится вдребезги; славный прыжок пришлось бы тогда совершить ему! Боже упаси! Но вот он прилетел в Турцию, зарыл свой сундук в лесу в кучу сухих листьев, а сам отправился в город, — тут ему нечего было стесняться своего наряда: в Турции все ведь ходят в халатах и туфлях. На улице встретилась ему кормилица с ребенком, и он сказал ей:
— Послушай-ка, турецкая мамка! Что это за большой дворец тут, у самого города, еще окна так высоко от земли?
— Тут живет принцесса! — сказала кормилица. — Ей предсказано, что она будет несчастна по милости своего жениха, вот к ней и не смеет являться никто иначе, как в присутствии самих короля с королевой.
— Спасибо! — сказал купеческий сын, пошел обратно в лес, уселся в свой сундук, прилетел прямо на крышу дворца и влез к принцессе в окно.
Принцесса спала на диване и была так хороша собою, что он не мог не поцеловать ее. Она проснулась и очень испугалась, но купеческий сын сказал, что он турецкий бог, прилетевший к ней по воздуху, и ей это очень понравилось.
Они уселись рядышком, и он стал рассказывать ей сказки: о ее глазах, это были два чудных темных озера, в которых плавали русалочки-мысли; о ее белом лбе: это была снежная гора, скрывавшая в себе чудные покои и картины; наконец, об аистах, которые приносят людям крошечных миленьких деток.
Да, чудесные были сказки! А потом он посватался за принцессу, и она согласилась.
— Но вы должны прийти сюда в субботу! — сказала она ему. — Ко мне придут на чашку чая король с королевой. Они будут очень польщены тем, что я выхожу замуж за турецкого бога, но вы уж постарайтесь рассказать им сказку получше — мои родители очень любят сказки. Только мамаша любит слушать что-нибудь поучительное и серьезное, а папаша — веселое, чтобы можно было посмеяться.
— Я и не принесу никакого свадебного подарка, кроме сказки! — сказал купеческий сын.
Принцесса же подарила ему на прощанье саблю, всю выложенную червонцами, а их-то ему не доставало. С тем они и расстались.
Сейчас же полетел он, купил себе новый халат, а затем уселся в лесу сочинять сказку; надо ведь было сочинить ее к субботе, а это не так-то просто, как кажется.
Но вот сказка была готова, и настала суббота.
Король, королева и весь двор собрались к принцессе на чашку чая. Купеческого сына приняли как нельзя лучше.
— Ну-ка, расскажите нам сказку! — сказала королева. — Только что-нибудь серьезное, поучительное.
— Ну чтобы и посмеяться можно было! — прибавил король.
— Хорошо! — отвечал купеческий сын и стал рассказывать.
Слушайте же хорошенько!
— Жила-была пачка серных спичек, очень гордых своим высоким происхождением: глава их семьи, то есть сосна, была одним из крупных и старейших деревьев в лесу. Теперь спички лежали на полке между огнивом и старым железным котелком и рассказывали соседям о своем детстве.
— Да, хорошо нам жилось, когда мы были молоды-зелены (мы ведь тогда и в самом деле были зеленые!), — говорили они. — Каждое утро и каждый вечер у нас был бриллиантовый чай — роса, день-деньской светило на нас в ясную погоду солнышко, а птички должны были рассказывать нам свои сказки! Мы отлично понимали, что принадлежим к богатой семье: лиственные деревья были одеты только летом, а у нас хватало средств и на зимнюю и на летнюю одежду. Но вот явились раз дровосеки, и начались великие перемены! Погибла и вся наша семья! Глава семьи — ствол получил после того место грот-мачты на великолепном корабле, который мог бы объехать кругом всего света, если б только захотел; ветви уже разбрелись кто-куда, а нам вот выпало на долю служить светочами для черни. Вот ради чего очутились на кухне такие важные господа, как мы!
— Ну, со мной все было по-другому! — сказал котелок, рядом с которым лежали спички. — С самого появления на свет меня беспрестанно чистят, скребут и ставят на огонь. Я забочусь вообще о существенном и, говоря по правде, занимаю здесь в доме первое место. Единственное мое баловство — это вот лежать после обеда чистеньким на полке и вести приятную беседу с товарищами. Все мы вообще большие домоседы, если не считать ведра, которое бывает иногда во дворе; новости же нам приносит корзинка для провизии; она часто ходит на рынок, но у нее уж чересчур резкий язык. Послушать только, как она рассуждает о правительстве и о народе! На днях, слушая ее, свалился от страха с полки и разбился в черепки старый горшок! Да, немножко легкомысленна она — скажу я вам!
— Уж больно ты разболтался! — сказало вдруг огниво, и сталь так ударило по кремню, что посыпались искры. — Не устроить ли нам лучше вечеринку?
— Конечно, конечно. Побеседуем о том, кто из нас всех важнее! — сказали спички.
— Нет, я не люблю говорить о самой себе, — сказала глиняная миска. — Будем просто вести беседу! Я начну и расскажу кое-что из жизни, что будет знакомо и понятно всем и каждому, а это ведь приятнее всего. Так вот: на берегу родного моря, под тенью датских буков…
— Чудесное начало! — сказали тарелки. — Вот это будет история как раз по нашему вкусу!
— Там в одной мирной семье провела я свою молодость. Вся мебель была полированная, пол чисто вымыт, а занавески на окнах сменялись каждые две недели.
— Как вы интересно рассказываете! — сказала метелка. — В вашем рассказе так и слышна женщина, чувствуется какая-то особенная чистоплотность!
— Да, да! — сказало ведро и от удовольствия даже подпрыгнуло, плеснув на пол воду.
Глиняная миска продолжала свой рассказ, и конец был на хуже начала. Тарелки загремели от восторга, а метелка достала из ящика с песком
зелень петрушки и увенчала ею миску; она знала, что это раздосадует всех остальных, да к тому же подумала: «Если я увенчаю ее сегодня, она увенчает меня завтра!»
— Теперь мы попляшем! — сказали угольные щипцы и пустились в пляс. И боже мой, как они вскидывали то одну, то другую ногу! Старая обивка на стуле, что стоял в углу, не выдержала такого зрелища и лопнула!
— А нас увенчают? — спросили щипцы, и их тоже увенчали.
«Все это одна чернь!» — думали спички.
Теперь была очередь за самоваром: он должен был спеть. Но самовар отговорился тем, что может петь лишь тогда, когда внутри у него кипит, — он просто важничал и не хотел петь иначе, как стоя на столе у господ.
На окне лежало старое гусиное перо, которым обыкновенно писала служанка; в нем не было ничего замечательного, кроме разве того, что оно слишком глубоко было обмокнуто в чернильницу, но именно этим оно и гордилось!
— Что ж, если самовар не хочет петь, так и не надо! — сказало оно. — За окном весит в клетке соловей — пусть он споет! Положим, он не из ученых, но об этом мы сегодня говорить не будем.
— По-моему, это в высшей степени неприлично — слушать какую-то пришлую птицу! — сказал большой медный чайник, кухонный певец и сводный брат самовара. — Разве это патриотично? Пусть рассудит корзинка для провизии!
— Я просто из себя выхожу! — сказала корзинка. — Вы не поверите, да чего я выхожу из себя! Разве так следует проводить вечера? Неужели нельзя поставить дом на надлежащую ногу? Каждый бы тогда знал свое место, и я руководила бы всеми! Тогда дело пошло совсем иначе!
— Давайте шуметь! — закричали все.
Вдруг дверь отворилась, вошла служанка, и — все присмирели, никто ни гу-гу; но не было ни единого горшка, который не мечтал про себя о своей знатности и о том, что он мог бы сделать. «Уж если бы взялся за дело я, пошло бы веселье!» — думал про себя каждый.
Служанка взяла спички и зажгла ими свечку. Боже ты мой, как они зафыркали, загораясь!
«Вот теперь все видят, что мы здесь первые персоны! — думали они. — Какой от нас блеск, сколько света!»
Тут они и сгорели.
— Чудесная сказка! — сказала королева. — Я точно сама посидела в кухне вместе со спичками! Да, ты достоин руки нашей дочери.
— Конечно! — сказал король. — Свадьба будет в понедельник!
Теперь они уже говорили ему ты — он ведь скоро должен был сделаться членом их семьи.
И так, день свадьбы был объявлен, и вечером в городе устроили иллюминацию, а в народ бросали пышки и крендели. Уличные мальчишки поднимались на цыпочки, чтобы поймать их, кричали «ура» и свистели в пальцы; великолепие было несказанное.
«Надо же и мне устроить что-нибудь!» — подумал купеческий сын; он накупил ракет, хлопушек и прочего, положив все это в свой сундук и взвился в воздух.
Пиф, паф! Шш-пшш! Вот так трескотня пошла, вот так шипение!
Турки подпрыгивали так, что туфли летели через головы; никогда еще не видывали они такого фейерверка. Теперь-то все поняли, что на принцессе женится сам турецкий бог.
Вернувшись в лес, купеческий сын подумал: «Надо пойти в город послушать, что там говорят обо мне!» И не мудрено, что ему захотелось узнать это.
Ну и рассказов же ходило по городу! К кому он не обращался, всякий, оказывается, рассказывал о виденном по-своему, но все в один голос говорили, что это было дивное зрелище.
— Я видел самого турецкого бога! — говорил один. — Глаза у него были что твои звезды, а борода что пена морская!
— Он летел в огненном плаще! — рассказывал другой. — А из складок выглядывали прелестнейшие ангелочки.
Да, много чудес рассказали ему, а на другой день должна была состояться и свадьба.
Пошел он назад в лес, чтобы опять сесть в свой сундук, да куда же он девался? Сгорел! Купеческий сын заронил в него искру от фейерверка, сундук тлел, тлел, да и вспыхнул; теперь от него оставалась одна зола. Так и не удалось купеческому сыну опять прилететь к своей невесте.
А она весь день стояла на крыше, дожидаясь его, да ждет и до сих пор! Он же ходит по белу свету и рассказывает сказки, только уж не такие веселые, как была его первая сказка о серных спичках.
Рисуем сказку
Автор: Беляева Елена Ивановна
Организация: МДОУ ДСКВ №6 «Солнышко»
Населенный пункт: Московская область, р.п. Вербилки
Цель: способствовать развитию творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы.
Задачи:
Образовательные.
- Закрепить знания детей о художниках-иллюстраторах, индивидуальной манере письма: И. Я. Билибина, В. Г. Сутеева, Б. В. Зворыкина, Ю.А. Васнецова, Т. А. Мавриной, Е. М. Рачева и др.
- Вспомнить основные средства выразительности книжной графики: цвет, характер линии, композиция.
Развивающие.
- Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
- Учить детей отражать в рисунках сюжет из сказки, передавать перспективу, движения героев, выражать настроение и характер героев посредством цвета и линий.
- Закрепить умения работать различными художественными материалами.
Воспитательные.
- Воспитывать любовь и интерес к сказкам, сопереживание настроениям сказочных героев.
- Воспитывать самостоятельность, умение оценивать работу сверстников.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Материалы и оборудование:
- Тонированные листы плотной бумаги для рисования, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, кисти, палитра, вода, салфетки. Выставка книг по сказкам, иллюстрированные разными художниками; иллюстрации к русским народным сказкам, аудиозаписи народных мелодий, сказочный сундук, «ковёр-самолет».
Ход занятия:
Приветствие
Хорошо, когда мы утром
Всем при встрече говорим:
С Добрым утром! Добрый день!
Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются)
Вступление
«О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка».
— Дети, а вы любите сказки? (Да.).
— А что такое сказка? Ответ детей (Сказка-это история со счастливым концом, в сказке добро всегда побеждает зло, в сказках присутствует волшебство, и даже животные разговаривают, разные необычные приключения и т. д.)
— Как вы думаете, можно путешествовать в сказках? (Да)
-А, на чем можно путешествовать в сказке? (на ковре самолете, на волшебных птицах и, животных, помощью ветра).
А у нас как раз есть ковёр – самолёт. Присаживайтесь. Полетели? Мы отправляемся!
Руки в стороны — в полёт
Отправляем ковер-самолёт. Звучит музыка.
А вот и первая сказочная остановка «Сундучок».
Дети видят сказочный сундучок, в котором лежат книги с красочными картинками.
— Посмотрите, в этом волшебном сундучке живут книги со сказками, книги, очень красиво оформлены художниками. А как называются рисунки в книгах? (Ответ детей: иллюстрации).
— То есть – это рассказ в картинках, которые можно рассматривать, представлять героев сказок и узнать, что в ней происходит.
— А знаете ли вы, кто сочиняет сказки? (Автор или народ.)
— Сказку может сочинить один человек, и тогда эта сказка будет авторской, а вот когда сказка передается из уст в уста, из поколения в поколение — такая сказка называется народной.
— Посмотрите ребята, какая красивая книга – русских народных сказок, как красочно она оформлена. (Воспитатель достает книгу сказок из сундука).
— А, как вы думаете, где можно увидеть, или взять книги? ( Ответ детей: в библиотеке, в магазине).
— Нравится вам эта книга? (Да)
— Чем же она привлекает? ( Ответ детей)
— Ребята, скажите, а кто оформляет книги? (Ответы детей)
— Правильно – художник-иллюстратор. Он рисует иллюстрации к книгам, оформляет обложки для книг.
— Скажите, а каких художников-иллюстраторов вы знаете?
(Ответы детей: Татьяна Маврина, Елена Поленова, Юрий Васнецов, Борис Зворыкин, Иван Билибин, Владимир Сутеев.)
— Как вы думаете, интересно быть художником-иллюстратором?
-Тогда я вас приглашаю в творческую-мастерскую художника. А поможет нам в этом ковер-самолет. Полетели дальше.
Физкультминутка
Руки в стороны — в полёт
Отправляем ковер-самолёт,
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Шевельнулся, пошатнулся,(Руки вверх, потянуться на правой ноге.)
Выше, дальше, полетел. (Руки вверх, потянуться на левой ноге.)
На полянку тихо сел. ( Сесть на корточки).
— Ребята, мы прилетели в творческую-мастерскую художника,
занимайте свои места рабочие места.
— Итак, вы – художники-иллюстраторы и сегодня, я вам предлагаю нарисовать вашу любимую сказку.
— Обратите внимание, как одну и ту же сказку «Маша и медведь», по-разному изобразили художники-иллюстраторы.
- Медведь художника-иллюстратора Н.Кочергина – добрый, без одежды, идет и песни поет.
- Евгений Рачев «одел» медведя в костюм человека.
- Мрачным и слишком большим показал своего медведя Николай Устинов.
— Напомните, пожалуйста, как мы будем изображать героев сказки и где?
- Главное изображается более крупно.
- То, что расположено ближе, изображается внизу листа.
- Все, что на заднем фоне – меньшего размера.
Я предлагаю вам на выбор разные инструменты, а чтобы наши инструменты превратились в волшебные, мы произнесем сказочные слова:
«Карандаши, фломастеры и краски, помогите! Сказку рисовать начните!
Раз, два, три, четыре, пять – я умею рисовать!»
— Если вы правильно будете пользоваться этими инструментами, они будут для вас — отличными помощниками.
— Садитесь правильно: ноги вместе, спина прямая.
— Начинаем работу и для настроения, я включу вам волшебную музыку.
Дети рисуют свои сказки, иллюстрации. ( Звучит музыка).
В заключении НОД, пригласить детей подойти к выставленным работам.
— Свое стихотворение о сказках нам прочитает Виолетта.
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть:
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
И научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
— А теперь, давайте рассмотрим ваши иллюстрации и постараемся узнать, какие сказки вы нарисовали?
— Ребята, есть ли на выставке сказки, с одним названием?
— Как вы догадались, что это одна и та же сказка?
— Чем похожи и чем отличаются иллюстрации одной и той же сказки, в изображении (назвать имена детей)?
— Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие?
Все вы справились с заданием, работы получились яркие, красочные, необычные и разные. Вы старались. После занятия мы с вами организуем выставку работ.
Спасибо вам большое!
Список использованной литературы:
- Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью М.: Педагогическое общество России, 2006. — 192 с.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. «Красота. Радость. Творчество.» Изд. 2-е, испр. и доп. –М.: Педагогическое общество России, 2002 -128 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду по всем возрастам. Планирование, конспекты, методические рекомендации (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») учебное методическое пособие. –М.: Изд. Цветной мир. 2014 -152 с.
- Расскажи мне сказку…: Сказки для детей/cост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 63с.
- Комарова Т. С. Сказочные образы в детских рисунках //Дошкольное воспитание – 1991. – №2. – с.54-56.
Приложения:
- file0.docx.. 37,9 КБ
Опубликовано: 07.12.2021
Здравствуйте, ребята! Я очень рада
видеть вас в нашей библиотеке! Сегодня мы встретились, чтобы вспомнить о
великом сказочнике, Хансе Кристиане Андерсене. В 2020 году исполнилось 215 лет
со дня рождения Андерсена.
Но сначала давайте поговорим о том,
что же такое сказка? Это литературный жанр, который может иметь автора
(литературные сказки), а может – нет (сказки народные).
А для чего нужны сказки? «Как для
чего? – воскликните вы. – Для удовольствия! Чтобы было интересно жить и
мечтать!». А между тем сказка – это не только развлечение, но еще и назидание,
набор определенной информации. Все это передается от предков к потомкам и
служит уже не одному десятку поколений. Недаром же детей всего мира учат жить,
используя для этого… сказки. Вот вам и вымысел! Этот «вымысел» учит нас добру и
умению сопротивляться злым силам, мудрости и терпимости, учит уважать предков и
не страшиться будущего.
Ханс Кристиан Андерсен, наверное,
самый знаменитый сказочник на свете! И в самом деле, кто не читал его «Снежную
королеву», «Дюймовочку», сказочные истории про галоши счастья, стойкого
оловянного солдатика, гадкого утенка и других столь же удивительных героев? А
ведь могло случиться и так, что он стал бы не писателем, а портным или
сапожником, как его отец. Но лучше расскажем все по порядку…
Ханс Кристиан Андерсен родился 2
апреля 1805 года в одном из старых городов Дании – Оденсе, на острове Фюн.
Мальчик появился в семье сапожника и прачки. Семья жила на самой окраине, возле
реки, и была очень бедна. Первые сказочные истории мальчик услышал от отца,
читавшего ему сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Отец будущего
писателя хотя и был простым сапожником, любил не только читать сказки, но и
петь песни, мастерить игрушки. От него маленький Ханс Кристиан и унаследовал,
наверное, любовь к сказкам. Годам к десяти, он уже и сам пробовал сочинять разные
истории и даже сделал свой кукольный театр с деревянными куклами-марионетками,
для которых он сшил все костюмы.
Сам он вспоминал об этом так:
«Ежедневно я шил куклам новые наряды, а чтобы добыть для этого пестрых тряпок,
ходил по магазинам и выпрашивал образчики материй и пестрых лент. Фантазия моя
была до того поглощена кукольными нарядами, что я часто останавливался на улице
и рассматривал богатых барышень, разряженных в шелк и бархат, представляя себе,
сколько королевских мантий, шлейфов и рыцарских костюмов мог бы выкроить из
этих одежд. Мысленно я уже видел эти наряды у себя под ножницами…». Может быть поэтому
мать мечтала, чтобы ее мальчик стал портным? Но ему предназначена была другая
судьба.
Семья с трудом сводила концы с
концами. Но родители старались заботиться о сыне. Отец читал маленькому Хансу
книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки. Мать следила за тем, чтобы он был
всегда сыт, причесан и опрятно одет. Отец мечтал, чтобы мальчик получил
образование. Но это было нелегко для бедной семьи. Отдали Ханса в школу для
бедных. Там учили письму, арифметике и Закону Божьему. Ханс хорошо читал, но
письмо давалось ему с трудом. Успешной учебе мешали увлечения – книгами,
сочинительством и театром.
Сам Андерсен описывает тесную
комнатку и крошечную, смежную с чердаком кухню, где прошло его раннее детство.
Он пишет: «Под окном чердака, на водосточном желобе, проложенном между нашим и
соседним домом, в ящике, наполненном землей, росли лук и петрушка: это был
огород моей матери. Он и теперь еще цветет в моей сказке «Снежная королева».
Не только этот чердачный ящик, но и
многие другие предметы, окружавшие Андерсена-ребенка, ожили на страницах его
сказок.
Однажды Ханс побывал в театре –
впечатление от этого зрелища было очень сильным. Но у него не было возможности
попасть туда еще раз. Он познакомился с расклейщиком афиш, помогал ему в работе
и в награду получал афиши. Дома, читая названия пьес и списки действующих лиц,
он сам придумывал «комедии» и «трагедии». У мальчика было множество самодельных
кукол.
В 14 лет Ханс Кристиан отправился в
Копенгаген, чтобы стать актером. Хотя Андерсен и не был принят в театр и так и
не стал актером, все-таки его литературный талант привлек внимание дирекции
театра, и он получил стипендию и право бесплатного обучения в латинской школе.
В сентябре 1828 года Андерсен сдал
экзамены и стал студентом Копенгагенского университета. Так сын оденсейского
башмачника одержал еще одну большую победу. Закончив университет, Андерсен
становится учителем и воспитателем в одной из аристократических семей Дании. Вместе
со своими учениками он совершает ряд путешествий по Италии и др. европейским
странам.
В своих путешествиях по Европе
Андерсен знакомится с Виктором Гюго, Александром Дюма (отцом), Чарльзом
Диккенсом и некоторыми другими писателями. Но главное, он окончательно поверил
в то, что его призвание – сочинять сказки. И он сочинял их всю свою жизнь.
Андерсен никогда не был женат, и
детей у него не было. Но он написал много сказок, которые покорили сердца детей
и взрослых всего мира.
Большинство своих сказок Андерсен
начинал (как и полагается в сказке) словами: «Жил-был однажды» молодой человек,
или старый фонарь, или штопальная игла, целых 25 оловянных солдатиков, которые,
как вы помните, были детьми одной старой оловянной ложки…
А теперь, друзья, мы прикоснемся к
удивительному миру сказок Ханса Кристиана Андерсена.
Викторина
«Узнай сказку по началу»
1.
«Давно-давно
жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои
деньги…». («Новое платье короля»)
2.
«Шел
солдат по дороге: Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел
домой с войны. И вдруг на дороге ему встретилась ведьма…». («Огниво»)
3.
«Жил
однажды принц, и пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены
непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…». («Принцесса на
горошине»)
4.
«Было
когда-то на свете 25 оловянных солдатиков. Все они были сыновьями одной матери
– старой Оловянной ложки – и, значит, приходились друг-другу родными
братьями…». («Стойкий оловянный солдатик»)
5.
«Далеко-далеко,
в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было
двое сыновей и одна дочь, которую звали Элизой…». («Дикие лебеди»)
6.
«Жила-была
штопальная игла. Но она так важничала, словно была тонкой швейной иглой…».
(«Штопальная игла»)
7.
«Жил-был
купец. Он был так богат, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу
да еще переулок в придачу…». («Сундук-самолет»)
8.
«Жила
одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось иметь маленького
ребеночка. Вот пришла она к старой колдунье…». («Дюймовочка»).
Венец творчества Андерсена – его
сказки; всего их свыше 160. Сказки писателя переведены более чем на 100 языков
мира, многие из них (в том числе «Огниво», «Свинопас», «Дюймовочка»,
«Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Снежная королева»,
«Соловей», «Новое платье короля», «Тень»), будучи не только чарующей фантазией,
но и мудрой притчей, стали классикой как детской, так и «взрослой» литературы.
Несмотря на то, что собрание
сочинений Андерсена насчитывает 10 томов, он вошел в историю мировой культуры,
прежде всего как автор трех сборников сказок. Сам Андерсен говорил, что
придумывать сюжеты сказок ему вовсе не нужно, достаточно сесть у раскрытого
окна и пристально посмотреть вокруг. Вот почему в его произведениях впервые
заговорили самые обыкновенные предметы: спички, иголки, воротнички и игрушки.
В 1867 г. писателя избрали почетным
гражданином родного города Оденсе. Одна из любимых героинь писателя – Русалочка
– стала символом датской столицы, Копенгагена, и уже много лет сидит на берегу
моря и смотрит в даль…
Викторина
«Сказочные телеграммы»
Кто
из героев сказок Андерсена мог послать такую телеграмму?
1.
Выбился
из сил. Примерзаю ко льду. Помогите. (Гадкий утенок)
2.
Немедленно
купите самую красивую ткань для нового наряда. (Глупый король из сказки «Новое
платье короля»)
3.
Выхожу
замуж за короля эльфов. Приезжайте. (Дюймовочка)
4.
Десять
рубашек готовы. (Элиза из сказки «Дикие лебеди»)
5.
Вылетаю
сундуком-самолетом. Встречайте (Купеческий сын из сказки «Сундук-самолет»)
6.
Уезжаю
на поиски Кая. Вернусь не скоро. (Герда из сказки «Снежная королева»)
7.
Охота
жениться. Выезжаю на козле. До встречи. (Ганс из сказки «Дикие лебеди»)
8.
Вышлите
живого соловья. (Император из сказки «Соловей»)
2 апреля 1875 года Андерсен
отпраздновал свое семидесятилетие, а 4 августа великого сказочника не стало.
Если бы Андерсен мог увидеть свои похороны, он испытал бы, вероятно, некоторое
удовлетворение. На похороны Андерсена пришли бедняки и знать, студенты и
депутаты, иностранные послы, министры и датский король.
2 апреля в день рождения Ханса
Кристиана Андерсена, раз в два года детским писателям и художникам присуждается
главная награда – Международная премия имени великого сказочника с вручением
золотой медали – самая престижная международная награда, которую часто называют
«Малой Нобелевской премией». Золотую медаль с профилем великого сказочника
вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской
книге. По статусу награда присуждается только здравствующим писателям и художникам.
Есть сказки, которые не кончаются. К
таким относятся и сказки, рассказанные вам Хансом Кристианом Андерсеном.
Читайте сказки, ребята! И не
воображайте, что вы из них уже выросли. Ведь взрослые люди сказки не меньше
детей любят, только не всегда в этом признаются.
Дети и взрослые всего мира знают
сказки Андерсена. В них есть все, что должно всегда жить в человеке: уважение к
мужеству; доброта и сочувствие всем, кому плохо; любовь к людям; презрение к
чванливым и бессердечным. В этих сказках рядом живут слезы и смех, горе и
радость – все, как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и понимал,
что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. Писатель ненавидел
угнетение, несправедливость и превыше всего ценил мир на земле.
Викторина «Биография
Андерсена»
1.
Назовите
дату рождения Х.К. Андерсена (2 апреля 1805 г.)
2.
В
какой стране родился Х.К. Андерсен? (В Дании)
3.
В
каком городе родился сказочник? (В Оденсе)
4.
Кем
был отец Х.К. Андерсена? (Сапожником)
5.
Кем
была его мать? (Прачкой)
6.
Сколько
лет было Андерсену, когда он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером? (14
лет)
7.
В
каком городе Х.К. Андерсен поступил в университет? (В Копенгагене)
8.
Какую
премию присуждают раз в два года детским писателям и художникам? (Международная
премия имени Х.К. Андерсена)
9.
В
каком году умер Х.К. Андерсен? (В 1875 г.)
Список используемой
литературы
1.
Большая Российская энциклопедия: В 30 т. /
Председатель Науч.-ред. Совета Ю.С. Осипов, отв. ред. С.А. Кравец. Т. 1. А –
Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 766 с.
2.
Брауде Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен: Кн.
для учащихся. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с. (Биография
писателя)
3.
В сказочной стране / Ред.-сост. Л.И. Жук.
– Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с. (Праздник в школе)
4.
Все обо всем. Популярная энциклопедия для
детей. Т. 12. / Сост. Т.П. Шалаева, редактор В. Славкин. – М.: АСТ. – 1999. –
448 с.
5.
Маленкова Ю.М. Сказочная наука Х.К.
Андерсена // Читаем, учимся, играем – 2008. — №9. – с. 91
6.
Нестерова В.Е. Любимые сказки Андерсена //
Читаем, учимся, играем – 2008. — №1. – с. 6
7.
Сказки и сказочники // Детская
энциклопедия. – 2012. — №12.
8.
Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1 – 4-е
изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 384 с.
9.
Школьный биографический словарь / Сост.
А.П. Горкин. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. – 628 с.
10.
Я познаю мир. Литература: Детская
энциклопедия. Авт.-сост. Н.В. Чудакова; Худож. А.В. Кардашук, Е.В. Гальдяева. –
М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 446 с.