Сказка стрижонок скрип читать полностью

Литературное чтение л.ф. климова, в.г.г орецкий и др. школа россии 2 часть в.п. астафьев стрижонок скрип.3 выполнила: строжкова н.в. учитель

Литературное чтение Л.Ф. Климова, В.Г.Г орецкий и др. «Школа России» 2 часть В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».3 Выполнила: Строжкова Н.В. учитель начальных классов МАОУ СОШ № 1 г.Покачи.

Литературное чтение

Л.Ф. Климова, В.Г.Г орецкий и др.

«Школа России» 2 часть

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».3

Выполнила: Строжкова Н.В.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 1 г.Покачи.


Е.И.Чарушин

Е.И.Чарушин «Кабан»

Вопрос 1.

Удобное время для рисования животных в зоосаду …

А) часов в 5-6

Б) часов в 7-8

В) в полдень

Г) поздно вечером

Вопрос 2.

Любимое утреннее занятие зверей — …

А) умывание

Б) купание

В) кормление детёнышей

Г) игра


Вопрос 3. Животное, которое решил нарисовать автор рассказа ... А) ягуар Б) медведь-губач В) олень марал Г) кабан Вопрос 4. Танцевать в общей загородке любят ... А) журавли-красавки Б) гималайские медведи В) бурые волки Г) индийские слоны

Вопрос 3.

Животное, которое решил нарисовать автор рассказа …

А) ягуар

Б) медведь-губач

В) олень марал

Г) кабан

Вопрос 4.

Танцевать в общей загородке любят …

А) журавли-красавки

Б) гималайские медведи

В) бурые волки

Г) индийские слоны


Вопрос 5. Животные, которые не умеют поднимать головы и смотреть вверх ... А) слоны Б) кабаны В) лошади Г) коровы Вопрос 6. Сравнение, которое употребил автор, описывая новые рога оленя ... А) словно кожаные медузы в пушистой оболочке Б) как разлогие ветви старого дуба В) как плюшевые чехлы Г) какой-то кровяной студень в кожаном пушистом чехле

Вопрос 5.

Животные, которые не умеют поднимать головы и смотреть вверх …

А) слоны

Б) кабаны

В) лошади

Г) коровы

Вопрос 6.

Сравнение, которое употребил автор, описывая новые рога оленя …

А) словно кожаные медузы в пушистой оболочке

Б) как разлогие ветви старого дуба

В) как плюшевые чехлы

Г) какой-то кровяной студень в кожаном пушистом чехле


Вопрос 7. Кабаны сверху казались ... А) коричневой клыкастой тучей Б) большой грозной толпой В) рыбами с торчащими в стороны клыками Г) громадным чавкающим стадом Вопрос 8. Убытки, которые нанесли кабаны автору рассказа ... А) сжевали акварель вместе с деревянным ящиком Б) затоптали эскизы и кепку В) разбросали кисти и краски по разным углам Г) сжевали упавший с ноги ботинок

Вопрос 7.

Кабаны сверху казались …

А) коричневой клыкастой тучей

Б) большой грозной толпой

В) рыбами с торчащими в стороны клыками

Г) громадным чавкающим стадом

Вопрос 8.

Убытки, которые нанесли кабаны автору рассказа …

А) сжевали акварель вместе с деревянным ящиком

Б) затоптали эскизы и кепку

В) разбросали кисти и краски по разным углам

Г) сжевали упавший с ноги ботинок


Вопрос 9. Забор, по которому перебирался автор, он сравнил с ... А) жирафом Б) небоскрёбом В) пожарной каланчой Г) водонапорной башней Вопрос 10. Парнишка подгонял кабанов ... А) прутиком Б) хлыстом В) бечёвкой Г) дрыном

Вопрос 9.

Забор, по которому перебирался автор, он сравнил с …

А) жирафом

Б) небоскрёбом

В) пожарной каланчой

Г) водонапорной башней

Вопрос 10.

Парнишка подгонял кабанов …

А) прутиком

Б) хлыстом

В) бечёвкой

Г) дрыном


Виктор Астафьев Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылицыной. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй.

Виктор Астафьев

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылицыной. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй.


Мальчик рано потерял мать. Она утонула, когда Виктору было семь лет. После смерти матери Виктор жил с бабушкой Катериной Петровной Потылицыной, которая оставила в душе писателя светлые воспоминания, после он рассказал о ней в первой части автобиографии «Последний поклон».

Мальчик рано потерял мать. Она утонула, когда Виктору было семь лет. После смерти матери Виктор жил с бабушкой Катериной Петровной Потылицыной, которая оставила в душе писателя светлые воспоминания, после он рассказал о ней в первой части автобиографии «Последний поклон».


В школу Виктор пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. Отец будущего писателя женился во второй раз. Отношения с мачехой у Виктора не складывались. В Игарке, куда переехал на заработки его отец, Виктор окончил начальную школу, а осенью 1936 года отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор в 12 лет оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, а после был направлен в Игарский детский дом. В 1941 году Астафьев благополучно окончил шестой класс. Ему исполняется 16 лет. Шла война. Осенью, собрав денег на билет, с большими трудностями он добирается до Красноярска и поступает в Железнодорожную школу ФЗО. После учёбы 4 месяца работал составителем поездов на станции Базаиха.

В школу Виктор пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. Отец будущего писателя

женился во второй раз. Отношения с мачехой у Виктора не складывались.

В Игарке, куда переехал на заработки его отец, Виктор окончил начальную школу, а осенью 1936 года отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор в 12 лет оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, а после был направлен в Игарский детский дом.

В 1941 году Астафьев благополучно окончил шестой класс. Ему исполняется 16 лет. Шла война.

Осенью, собрав денег на билет, с большими трудностями он добирается до Красноярска и поступает в Железнодорожную школу ФЗО. После учёбы 4 месяца работал составителем поездов на станции Базаиха.


В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. На войне был шофёром, разведчиком, связистом. Несколько раз был тяжело ранен. До самого конца войны он оставался рядовым солдатом. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, в составе войск Первого Украинского фронта. За войну Виктор Петрович награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. На войне был шофёром, разведчиком, связистом.

Несколько раз был тяжело ранен.

До самого конца войны он оставался рядовым солдатом. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, в составе войск Первого Украинского фронта.

За войну Виктор Петрович награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».


После Победы, в 1945 году, уехал на Урал в город Чусовой Пермской области. Там работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия и Ирина и сын Андрей.

После Победы, в 1945 году, уехал на Урал в город Чусовой Пермской области.

Там работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия и Ирина и сын Андрей.


Тяжелые ранения лишили Астафьева профессии - остался один глаз, плохо слушалась рука. Работы его были все случайны и ненадёжны. Однажды он попал на заседание литературного кружка при газете «Чусовой рабочий». После этого он за одну ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек»(1951г.). Вскоре автор стал литературным работником газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В. П. Астафьева. Как сотрудник газеты он много разъезжает по краю, много видит. За четыре года работы В. Астафьев пишет более сотни статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, За это время издает две книги для детей ( «Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот»).

Тяжелые ранения лишили Астафьева профессии — остался один глаз, плохо слушалась рука. Работы его были все случайны и ненадёжны.

Однажды он попал на заседание литературного кружка при газете «Чусовой рабочий». После этого он за одну ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек»(1951г.). Вскоре автор стал литературным работником газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В. П. Астафьева.

Как сотрудник газеты он много разъезжает по краю, много видит. За четыре года работы В. Астафьев пишет более сотни статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, За это время издает две книги для детей ( «Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот»).


В 35 лет Астафьев поступает на Высшие литературные курсы в Москве ( 1959–1961). В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице. Рассказы были о судьбах людей, которых Виктор встретил во времена своего сиротского детства и юности. Написанные произведения приносят Астафьеву широкую известность. Его литературные заслуги были отмечены государственными наградами: Государственной премии СССР, присвоением звания Героя Социалистического Труда. Рассказы Виктора Петровича Астафьева помогают увидеть и услышать красоту природы. Прочитав их, читатель открывает для себя то, что раньше не знал и не замечал. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

В 35 лет Астафьев поступает на Высшие литературные курсы в Москве ( 1959–1961). В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице. Рассказы были о судьбах людей, которых Виктор встретил во времена своего сиротского детства и юности.

Написанные произведения приносят Астафьеву широкую известность. Его литературные заслуги были отмечены государственными наградами: Государственной премии СССР, присвоением звания Героя Социалистического Труда.

Рассказы Виктора Петровича Астафьева помогают увидеть и услышать красоту природы. Прочитав их, читатель открывает для себя то, что раньше не знал и не замечал. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны.

Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.


Сказка стрижонок скрип читать полностью


29 ноября 2001 года Астафьев ушёл из жизни в возрасте 77 лет. Согласно завещанию он был похоронен в родном селе Овсянка.

29 ноября 2001 года Астафьев ушёл из жизни в возрасте 77 лет. Согласно завещанию он был похоронен в родном селе Овсянка.


Птица эта небольшая, Целый день она летает – Не желает приземлиться, И на ветки не садится. Выше леса, выше крыш – Всех быстрей летает … (Стриж)

Птица эта небольшая, Целый день она летает – Не желает приземлиться, И на ветки не садится. Выше леса, выше крыш – Всех быстрей летает …

(Стриж)


Стрижей вроде бы знают все. Летом стрижи с громкими криками, напоминающими визг, носятся в воздухе. Стрижей можно увидеть и в городах и вне городов. К стрижам люди привыкли, не обращают на них внимания и не подозревают часто, что видят очень необычных птиц. Стрижи - их в семействе 69 видов - похожи на ласточек. Но отличить их можно по более узким крыльям, по менее маневренному полету и по быстроте. Некоторые виды стрижей считаются чемпионами среди птиц по скорости полета .

Стрижей вроде бы знают все. Летом стрижи с громкими криками, напоминающими визг, носятся в воздухе. Стрижей можно увидеть и в городах и вне городов. К стрижам люди привыкли, не обращают на них внимания и не подозревают часто, что видят очень необычных птиц. Стрижи — их в семействе 69 видов — похожи на ласточек. Но отличить их можно по более узким крыльям, по менее маневренному полету и по быстроте. Некоторые виды стрижей считаются чемпионами среди птиц по скорости полета .


Сказка стрижонок скрип читать полностью


План I части рассказа. Рождение Скрипа. Стрижата одни. Возвращение мамы – домой.

План I части рассказа.

  • Рождение Скрипа.
  • Стрижата одни.
  • Возвращение мамы – домой.


План II части рассказа . Кормление птенцов. Скрип обижен. Жизнь семьи - стрижей.

План II части рассказа .

  • Кормление птенцов.
  • Скрип обижен.
  • Жизнь семьи — стрижей.


Домашнее задание: Конкурс рисунков «Как я вижу стрижонка Скипа»

Домашнее задание: Конкурс рисунков «Как я вижу стрижонка Скипа»


Молодцы!!!

Молодцы!!!

  • Краткие содержания
  • Астафьев
  • Стрижонок Скрип

Рассказ начинается с повествования начала жизни стрижонка. Автор подробно описывает его мать, делая акцент на её заботу, справедливость и строгость в воспитании. При малейших желаниях птенца убежать из дома, мать упорно возвращала его домой снова и снова, тем самым, давая понять какие опасности внешнего мира могут подстерегать за порогом гнезда.

Отца своего Скрип и остальные братья не помнили. Его подстрелили с рогатки местные ребята, он упал в воду и бурное течение реки унесло его вдаль. И поэтому мать заменила его во всём. Она ни на минуту не останавливалась отдохнуть, всегда спешила к своим птенцам, чтобы накормить их. Но наступает трагический день, и мать Скрипа гибнет от лап и клюва сокола. Оставшись совсем одни, птенцы скучают по матери. Этот день стал переломным в жизни стрижонка Скрипа. Он узнал, что такое дружба, забота стаи. Вожак стаи лично прилетал в гнездо и кормил осиротевших птенцов, а в дальнейшем и научил их летать.

Момент взросления птенца приходится на то время, когда он начинает строить своё жилище – норку. Поначалу стриж не удосужился построить хорошую глубокую нору, и маленькие мальчишки достали его из неё, поигрались и к счастью отпустили. Тогда, осознав свою ошибку, Скрип вырыл уже глубокую и безопасную нору.

В рассказе показаны трагические моменты и трудности, которые случаются в жизни простых безобидных птенцов. Автор как бы проводит параллель между жизнью птиц и людей, намекая, что человеческая жизнь не так проста и в ней много факторов как положительного, так и отрицательного характера.

Подробно

В рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» речь идёт о новорожденном птенце — стрижонке, который совсем недавно появился на свет. Как и другие птенцы, он поначалу вёл себя пугливо, не понимая, куда периодически исчезает его мама и светлое пятно вдали. Капли дождя он спутал со стуком ключа по скорости. Он первым получил от своей матери, которая отлучалась ненадолго, каплю. Но каково же было его удивление, когда следующая досталась не ему.

Процесс дележки этой водицы оказался не простым, так как взрослая птица хотела всех по очереди напоить. А стрижонку Скрипу казалось, что только он один голоден. Именно голод однажды заставил птенца пробраться к выходу из норки. Однако, вовремя подоспевшая мать, вернула его на место, наказав клювом.

Так день за днём птицы ждали свою маму, чтобы поесть и спрятаться под тёплый её бок.

Шло время. Детки подросли, оперились и уже яростно защищали друг друга от коршунов или гадюки.

Но настал день, когда злодей-сокол, долго крушивший над их норкой, неожиданно схватил и унёс их мать навсегда. Теперь никто с утра до вечера не заботился о своих детях. Одинокие и беззащитные стрижи поначалу совсем расстроились. Но вода и остальные взрослые птицы помогли подрастающему поколению прокормиться. Так незаметно наступило время птицам покинуть свое гнездо. Скрипу даже не верилось, когда он вместе со стаей начал легко парить над водной гладью. Посетив облака, он понял, как интересно жить на свете и как мало он ещё повидал.

Наелись птицы вдоволь. Но не обнаружив своего гнезда, он сделал себе норку из глины. Кропотливо, шаг за шагом сооружая себе дом, главный герой сначала оказался довольным своей работой. Однако это место оказалось так доступно для людей, что мальчишки легко достали его оттуда. К радости, они не сделали ему больно, лишь подержав в руках. Когда Скрип оказался на воле, он начал строить другое гнездо, откуда больше его никто не мог достать.

Немного времени прошло с тех пор. Пришёл день, когда стрижонку Скрипу пришлось отправляться в тёплые края. Дружелюбные товарищи не забыли попрощаться с ним. Даже местные ребята, которые ещё недавно делали попытку ещё раз достать стрижонка из норки, помахали ему, прокричав вслед пожелание возвращаться в родные края следующим летом.

Рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» учит тому, что в мире существует немало опасностей, но на примере главного героя нужно уметь находить в себе силы проявлять храбрость и трудолюбие.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гори, гори ясно
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Не хватает сердца
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные берёзы
  • Сон о белых горах
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Стрижонок Скрип. Картинка к рассказу

Стрижонок Скрип кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Голявкин Премия

    В младших классах должен был состояться карнавал. Один мальчик со своим другом Вовкой придумали такие костюмы, которых больше ни у кого быть не может. Изображать они собрались рыцаря на коне. Роль лошади досталась нашему герою

  • Краткое содержание Оперы Рахманинова Алеко

    Опера «Алеко» была написана девятнадцатилетним Рахманиновым в кратчайшие сроки. Ему понадобилось всего 17 дней для выполнения дипломной работы

  • Краткое содержание Гоголь Коляска

    Действия рассказа происходит в некотором городке Б., где на улицах ни души и сердце сжимает тоска. Городок очень скучен и ничего интересного в нем не происходит. Но привычный лад резко меняет прибывший полк с генералом.

  • Краткое содержание Колодец и маятник Эдгара По

    Повествование ведется от первого лица, место действия – испанский город Толедо. Главный герой – мужчина, которому инквизиция вынесла смертный приговор. Ни имя героя, ни его преступление не называется

  • Краткое содержание Чехов Хирургия

    Земский доктор отсутствует, он отлучился, чтобы жениться. Вместо него на приеме больных остался фельдшер Курятин. Автор описывает его как человека полного и довольного своим положением. В приемную входит дьячок местного прихода по фамилии Вонмигласов

  • Краткие содержания
  • /
  • Астафьев
  • /
  • Зачем я убил коростеля?

В своём произведении «Зачем я убил коростеля» или как его по-другому называют » Застарелое мучение» Виктор Астафьев рассказывает историю о том, как маленький мальчик возвращался с рыбалки.

Я по скошенному лугу мальчишка увидел птичку. Птица услышала его и затихла, притаившись в скошенной осоке. Она вдруг бросилась бежать, и мальчик сломя голову помчался за ней. Птичка бежала очень странно, переваливаясь набок. Мальчишка захлестал её удилищем. Он подошел к ней и взял мертвое, ещё тёплое тельце в руки. Тогда он разглядел в птички коростеля. Его взору открылся невзрачный окрас, вдруг он заметил что у птички нет одной лапки, которую по всей видимости она потеряла под литовкой во время сенокоса. Поэтому Коростель и не смог улететь в теплые края вместе с остальными.

Мальчику стало очень жаль птицу, и он прямо там начал рыть могилку для той, чью жизнь он загубил.

После этих событий мальчишка каждое лето с нетерпением и чувством собственной вины ждал, когда в его края прилетят коростели, чтоб известь о начале лета.

Через некоторое время мальчик узнал, как трудно порой встали добраться в Россию. Он узнал что Коростель зимует в Африке и в начале апреля покидает её для того, чтоб гнездится и вывести потомство, а потом поскорее улететь от холодной зимы. Во время перелетов гибнет очень много хворост или особенно когда они летят над морем. Но точно их маршрутов по которым птицы летают не знает никто. Известно лишь об одном городе во Франции. И когда они там пролетают, в городе начинается праздник, и все пекут фигурки коростеля из теста, как на Руси пекли жаворонков.

Своим рассказом автор показал, что бессмысленные, а иногда и жестокие поступки не забываются даже спустя много лет. Писатель учит нас не совершать поступков, которые будут мучить и преследовать нас до конца жизни.

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Мальчиком, Виктор Астафьев заблудился в тайге и много дней провел один. А когда в школе все писали сочинение о том, как прошло лето, пятиклассник обо всем этом и написал. Вскоре сочинение было напечатано в школьном журнале «Жив». Так появился первый рассказ для детей «Васюткино озеро» Виктора Петровича Астафьева…

Из серии:

Школьное чтение (АСТ)

* * *

компанией ЛитРес .

Зачем я убил коростеля?

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать – непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу – это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края – зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «… где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…» Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути, и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями – мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц – небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лучшие рассказы для детей (В. П. Астафьев, 2015)

предоставлен нашим книжным партнёром —

«Зачем я убил коростеля» Астафьева

Рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля» невелик по объему, композиция его предельно проста. Да и содержание его можно передать в нескольких предложениях: когда-то давно какой-то мальчишка, возвращаясь с рыбалки, захлестал удилищем убегающую от него птицу. Начало рассказа очень динамично: экспозиция, завязка, развитие действия, тут же кульминация. И вдруг время словно останавливается.

Мальчик рассматривает мертвую птицу, которая мгновение назад еще была полна жизни: «услышала… присела, притаилась, испугалась, бросилась бежать, неуклюже завалилась набок». Мальчик рассматривает убитую птицу. По времени, пожалуй, не очень долго. Но его детская память запечатлит все детали, не пропустит ничего. Смерть загубленного им существа потрясает и вызывает всплеск жалости. Все художественные средства, сконцентрированные в описании птицы, занимающем треть рассказа, подчеркивают безжизненность в каждой ее черте, смерть. В описании преобладают эпитеты: «завядшее, вроде бы бескостное тельце», мертвые, бесцветные веки, невесомое тельце. И только два сказуемых: прищемлены (веки), болталась (шейка) тоже говорят не о движении, а о покое смерти. Сравнение шейки птицы с листом, прихваченным морозом, усиливает мысль о том, что птица гибнет нелепо, внезапно и преждевременно, как зеленый лист, загубленный морозом.

Чувство жалости мальчика углубляется, когда он рассматривает «нехитрую» окраску птицы. «Перо на птице было желтовато, со ржавчинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана». Уменьшительно-ласкательные суффиксы показывают, что в восприятии мальчика загубленная им птица видится как что-то и без того беспомощное и жалкое. Особенно, когда он замечает, что у птицы нет одной ноги. Именно поэтому она вовремя не улетела со своими «друзьями-дергачами» на юг. Именно поэтому ему так легко удалось ее догнать. Потрясение мальчика от содеянного настолько сильно, что он тут же «стал руками выгребать ямку и хоронить так просто, сдуру загубленную живность».

Но погребение птицы не стало развязкой. Этот случай вырос в мучительное воспоминание-вину, преследующее рассказчика в течение всей жизни. А чувство вины стало центром рассказа. И великолепный летний пейзаж, наполненный красками и звуками, кажется рассказчику несовершенным, пока не вернулись коростели. И скрип коростеля дороже соловьиных трелей. И целый каскад восклицательных предложений «Явился бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит!» — нарушает ровный ход дальнейшего повествования, показывая чувство признательности этой птице, снова вернувшейся с юга: «Значит, лето полное началось… значит, все в порядке». Но не все в порядке. И об этом говорит «нетерпение и вина, уже закоренелая», с которой ждет уже взрослый рассказчик каждое лето коростелей. «Томлюсь я и жду коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку».

Инверсия подчеркивает ключевые слова: нетерпение и вина, уже закоренелая, томлюсь, жду. И неторопливый рассказ о нелегкой жизни коростеля, о его вынужденном перелете Средиземного моря дважды в год, с тем чтобы здесь, в России, вывести птенцов, выкормить их и снова добираться до Африки, звучит упреком тому несмышленому мальчишке, который загубил птицу. Рассказчик многое знает теперь о жизни коростелей: то, что коростель в одном старинном городе считается священной птицей, что он изображен на гербе города, что в средневековье за убийство коростеля приговорили бы к смерти… Но наказание, постигшее его, возможно, страшнее смерти.

Смерти он не боится, так спокойно пишет о войне: «Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли». Наказание его в чувстве вины, которую нельзя ни искупить, ни загладить, ни забыть, как нельзя вернуть коростеля. И поэтому рассказ озаглавлен вопросом «Зачем я убил коростеля?», но ответа на этот вопрос нет. Все так же настойчиво звучит он и в конце: «Но отчего же, почему же… зачем я убил коростеля? Зачем?»

Рассказ-исповедь о многом заставляет задуматься: и о том, какую власть над нами имеют детские впечатления, как нередко определяют они нашу дальнейшую жизнь, и о чувстве ответственности за все, что совершаем, и о том, чего нельзя высказать словами, что каждый из нас когда-нибудь вкладывает в этот роковой вопрос «Зачем?…». А для ответа на него иногда не хватает всей жизни.

Цели:

  • познакомить с произведением В.П.Астафьева, понятиями “экология”, “экологическая акция”,повторить понятия “синонимы”, “фразеологический оборот”;
  • развивать речь, мышление, память, эмоциональное восприятие текста, навык выразительного чтения;
  • воспитывать бережное отношение к природе, деятельное сочувствие к “братьям меньшим”, доброту, умение видеть красоту природы.

Оборудование:

портрет В.П.Астафьева,
(Рисунок 5)
тексты рассказа “Зачем я убил коростеля?”, изображение птицы коростеля, его гнезда, гербы городов с изображением коростеля, аудиозапись крика коростеля.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок литературы, он проходит в рамках “Недели культуры” и посвящен дню экологии. Прежде чем мы начнем работу с новым произведением давайте послушаем стихотворение М. Дудина “Берегите Землю”.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.)

Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики… Берегите Землю! Берегите Чудо песен городов и весей, Мрак глубин и волю поднебесий… Берегите Землю! Берегите Времени крутые повороты, Радость вдохновенья и работы, Древнего родства живые свойства, Дерево надежд и беспокойства, Откровение земли и неба, Сладость жизни, молока и хлеба. Берегите доброту и жалость, Чтоб они за слабого сражались. Берегите будущего ради, Это слово из моей тетради. Все дарю! И все от вас приемлю! Только берегите эту Землю!

– К чему призывает поэт? – О чем он просит читателя? – О чем мы сегодня будем беседовать, какова тема урока? (Охрана природы, экология.) – Давайте вспомним, что такое экология? (Наука о природе.) – Что такое экологическая акция? – Какие экологические акции вы знаете? (“Птичий домик”, “Покормите птиц зимой”, “Экологический субботник”.)

Сейчас на дворе весна. Замечательное время года!

– Ребята, почему люди любят весну, ждут ее прихода? (Тает снег, ярче светит солнце, становится теплее, прилетают птицы.)

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П.Астафьева, героем которого тоже является птица.

Чтение рассказа подготовленными учениками.

– О чем сожалеет автор? (Об убитой им птице) – Когда произошел этот случай? (В детстве.) Астафьев был примерно в вашем возрасте, когда совершил этот бездушный и бездумный поступок, но он мучал писателя всю жизнь. – Найдите подтверждение этому в тексте. (Последний абзац.) – Почему же этот случай так запал ему в душу? (Птица была совершенно безобидной, не могла защитить себя, обижать слабого – подло.) – Чем трудна жизнь коростеля? Найдите ответ в тексте (Абзацы 3, 4, 5).

Вот эта птица.(Демонстрация изображения коростеля) (Рисунок 1)

Скромное оперение, небольшая по размеру. А это кладка в гнезде.(Демонстрация гнезда с кладкой)
(Рисунок 2)
Птицы вьют его на земле, маскируют в траве. Если вы идете по полю или опушке, то необходимо внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить случайно на гнездо этой птички.

– Можно ли назвать эту птицу привлекательной? (Нет.)

Сейчас мы услышим крик коростеля. (Прослушивание аудиозаписи с криком птицы.)

– На что похож крик птицы? (На скрип.) – Можно ли сказать,что это красивая песня? (Нет.) – Дает ли нам это право уничтожать тех, кто кажется нам непривлекательным, некрасивым? (Нет.) – Назовите еще животных, которые вызывают у человека антипатию. (Змеи, лягушки и др.) – Чем полезны эти животные? (Змеи уничтожают грызунов, лягушки – насекомых.) – Давайте вспомним в какой стране расположен город, где на гербе изображен коростель? (Франция.) Взгляните на герб этого города.(Демонстрация изображения герба.) (Рисунок 3)

– Какому наказанию подвергался человек, убивший птицу, изображенную на гербе? (Приговаривали к смерти.) – На что надеется автор, когда вспоминает убитую птицу? Найдите ответ в тексте. – Чему учит этот рассказ? – Если вы случайно нашли гнездо с кладкой или птенцами, то как нужно поступить? – Какое еще название есть у коростеля? (Дергач.) Оказывается, ребята, не только во Франции есть город, на гербе которого изображен коростель, но и в России. – Кто из вас догадался, как называется город в России, на гербе которого изображена эта птица? (Дергач.)
(Рисунок 4)
– Как называются слова близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию? (Синонимы.) – Найдите в тексте фразеологизм, который обозначает “быстро убежать”. (Унести ноги.) – Что же мы можем сделать для природы? – Почему так важно охранять природу? (Человек– часть природы. Он не может без нее прожить ни в физическом, ни в духовном смысле. Природа вдохновляет нас, помогает восстановить силы, здоровье. Художники рисуют пейзажи, композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи.)

Завершить урок мне вновь хочется поэзией. Послушаем стихотворение Н.И.Рыленкова “Как мне жалко людей…”. (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)

Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоемы в озерах, А в лесу древесины запас; Кто не может с речушкой сдружиться, Не заплачет навзрыд с куликом, Кто не знает, как пахнет душица На поемном лугу вечерком; Никогда не намокнет под ливнем, Босиком по росе не пройдет И под небом пронзительно-синим Не забудет про дни непогод. И о чем бы они не старались, – Есть присловье одно про таких: – Ни себе, ни другим не на радость Суетливые хлопоты их! Пей же всласть родниковую воду, Росной свежестью луга дыши, Кто не любит родную природу – Тот не знает народной души!

Берегите природу – народную душу, замечайте ее красоту! Помните, что все живое имеет право на жизнь не меньше, чем человек!

Домашнее задание.

Написать развернутый ответ на вопрос: “Чем я могу помочь природе?”

ВИКТОР АСТАФЬЕВ

(1924 –2001)

Виктор Петрович Астафьев – русский писатель-эссеист.

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.

В семь лет мальчик потерял мать — она утонула в реке.

В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку — сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».

Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, — напишет спустя годы В. П. Астафьев. — Дитя, по выражению деда Павла, „не рожено, не прошено, папой с мамой брошено“, тоже куда-то девалось, точнее — откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры». Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает и ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал — они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен.

Творчество Астафьева было связано в основном с военной и деревенской прозой. К первым произведениям писателя относится рассказ «Васюткино озеро». Вскоре в журнале «Смена» стали появляться его первые работы, привлекшие внимание критиков. Среди них повести «Стародуб» и «Перевал». Повествование Астафьева велось с точки зрения просто рабочего или солдата. Он также написал немало рассказов для детей. Его книги были переведены на многие языки, так как передавали самобытность русской деревни и военного дела.

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Размышляем о прочитанном

1 О чем говорит заголовок рассказа? Получает ли повествователь ответ на свой вопрос?

2. Когда происходят описанные события?

3.Что более всего сохранилось в детской памяти? Как в описании птицы переданы чувства повествователя?

4.Почему повествователь каждый год с нетерпением ждет коростелей? Какими языковыми средствами это подчеркивается?

5. В чем наказание за содеянное? Почему рассказ завершается вопросом?О чем заставляет задуматься?

Проблематика текста

1. Проблема взаимосвязи человека и природы. (Прав ли человек, считая себя «царем природы»?Есть ли у человека моральное право на жестокое отношение ко всему живому?)

2. Проблема влияния детских впечатлений на жизнь человека. (Как детские впечатления обусловливают дальнейшую жизнь человека? Может ли проступок быть оправдан тем, что он совершен в детстве?)

3. Проблема угрызений совести.(Можно ли оправдать поступки малым возрастом? Есть ли возраст у ответственности?)

Размышляем над проблемами…

1. Человек — часть природы. Иногда он ставит себя выше и сильнее всего живого. Вправе ли он так поступать? Ответ на этот вопрос можно получить, читая рассказ В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?» Сложны отношения между человеком и природой. Инстинкт охотника движет маленьким человеком, когда он видит убегающую птицу. Догнал и уничтожил, совершив бессмысленный и жестокий поступок. Мертвая птица с одной лапкой вызывает чувство жалости и сострадания. Живое существо нуждалось в защите, а не нападении, но дикий азарт заглушил все человеческое. Повествователь осуждает себя за бездумный поступок, совершенный в детстве. Если ты человек, то должен помнить о сострадании и милосердии по отношению ко всему живому. Повествователь вспоминает убийства на войне и убийство в мирное время бедной птицы. Если первые можно оправдать тем, что человек защищает свою землю, все, что ему дорого и свято, каждую родную березку, то убийство коростеля — черное пятно на совести человека, его мука — возмездие за жестокость. Нет у человека морального права на уничтожение живого.

2. Прошлое встает кричащим укором для взрослого человека в рассказе В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Потрясение, полученное в детстве, так велико, что перед глазами даже через сорок лет возникает образ убитой птицы. Осмысливая содеянное, повествователь объясняет свой поступок мальчишеством, азартом охотника, игрой. Но от этой игры мальчик внезапно очнулся, держа перед собой невесомое тельце своей жертвы. Беззащитная птица, да еще и без одной лапки, вызывает непреодолимое чувство вины. Пытаясь избавиться от ощущения преступления, мальчик спешно закапывает птицу. Птицы нет в руках, но она так и осталась в его памяти, заставляя ежегодно смотреть в небо и ждать коростелей, тайно надеясь на прощение.

    Нужно ли терпеть муки совести или проще забыть то, что совершено в неразумном возрасте?

    «Зачем я убил коростеля?» — рассказ В.П.Астафьева неслучайно содержит вопрос в заголовке. Есть в жизни человека поступки, за которые ему приходится отвечать в течение всей своей жизни, а иногда так и не получать ответы на вопросы своей совести. Бессмысленно убитая в детстве птица заставляет повествователя постоянно задаваться этим вопросом. Он проживает долгую жизнь, проходит военные испытания, но не прощает себя именно за тот мальчишеский поступок, который мог быть объяснимым, но не может быть прощенным самому себе. Зная подробности жизни этих птиц, повествователь говорит о справедливом возмездии, которое было бы возможно, живи он в другое время и в другом месте. Каждую весну он с нетерпением ждет прилета коростелей, как будто этим нетерпеливым ожиданием он может искупить свою вину, чувствуя свою ответственность за поступок, совершенный в далеком детстве.

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

_________

Недвижимость

Юридические документы

Трудовые отношения

Сейчас читают

  • Краткое содержание Стендаль Ванина Ванини
    Произведение начинается с того, что герцог дает пышный бал в своем новом дворце. И благодаря красоте, юности и очарованию, которое Ванина Ванини излучала как солнечные лучи. Ее сделали королевой бала, она на бал пришла в сопровождении отца.
  • Краткое содержание Быков Волчья стая
    Во время войны небольшую группу раненых партизан в составе тяжело раненого Тихонова, беременной на последнем месяце радистки Клавы, пулеметчика из группы разведки Левчука
  • Краткое содержание Аверченко Специалист
  • Краткое содержание Чехов Юбилей
    Банку некоего Общества взаимного кредита предстоит годовщина – пятнадцать лет. Сотрудники банка нарядно одеты, а вокруг обстановка праздника и роскоши.
  • Краткое содержание Бунин Митина любовь
    Митя влюблен в Катю. Она учится в театральной школе и живет со своей мамой. Директор занимается с Катей индивидуально. Митя ревнует Катю к нему. Отношения между влюбленными меняются.

Пересказ

События этого поучительного рассказа сорокалетней давности. Герой повествования спешит домой после рыбной ловли. Вдруг мальчик замечает птичку, мирно сидящую у края дороги. Птица, увидев мальчика, пытается скрыться, но у нее не получается. Героя охватил дикий азарт, стремление догнать и убить птицу. Мальчик настиг бедное существо и забил насмерть удочкой. Это оказался коростель, у него отсутствовала одна лапка. Ребенку стало жалко убитую понапрасну птицу. Он взял мертвое тельце и закопал у дороги.

С той самой поры наш герой ждет не дождется весны, ждет, когда прилетят коростели. Он до сих пор не может простить себе тот ужасный поступок, ту глупость, которую он совершил много лет назад. Эта вина тяжелым грузом лежит у него на душе.

Герой рассказа теперь знает, какая сложная жизнь у этого рода птиц, как им трудно перебираться с места на место. Сколько сил им стоит прилететь в наши края.

И вот уже много, много лет прошло, мальчишка уже вырос и состарился. Бывал он и на войне, убивал людей, но так и не простил себя за то, что будучи ребенком лишил жизни того самого раненого коростеля.

Астафьев в своем произведении затронул тему бессмысленности необдуманных поступков. О том, как порою жесток человек, и к чему это приводит. Не следует сдуру совершать глупостей, ведь об этом будешь жалеть всю жизнь.

Оцените произведение:

  • 3.18

Голосов: 49
Читать краткое содержание Зачем я убил коростеля?. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание

Рассказчик вспоминает о событиях, случившихся около сорока лет назад, и пускается в рассуждения о неправильном поступке, который тогда совершил. Он был ещё совсем мальчишкой, ранней осенью возвращавшимся с рыбалки по скошенному лугу. Там, в траве, он увидел птицу, которая сначала притаилась, но, чувствуя на себе чужой взгляд, побежала, неуклюже заваливаясь набок.

Автор сравнивает себя в тот момент с настоящим хищником вроде гончей собаки: убегая от него, ещё больше разожжёшь в нём азарт. Полностью охваченный охотничьей страстью, он догнал птицу и захлестал её сырым удилищем.

Но после этого азарт мальчика прошёл. Он взял в руки бесчувственное тело птицы. Окрас её перьев был желтоватым, со ржавчинкой по бокам, а на спине — будто россыпь темноватых гнилушек. Мальчуган узнал птицу — это был коростель, которого также называли дергачом. Его сородичи отправились на зиму в тёплые края, а у этого не было одной лапки, так как в сенокос он попал под литовку. Поэтому он и бежал так неуклюже.

Мальчик почувствовал сильную жалость к птице и осознал, что загубил её сдуру. Он выкопал ямку в земле, чтобы похоронить её и тем самым хоть немного облегчить свою вину.

С тех пор прошло много лет. Мальчик, выросший в семье охотника, потом сам начал охотиться, но никогда не стрелял без необходимости. Каждое лето он ждал из тёплых краёв коростелей — настоящих вестников лета и сенокоса. Слыша звуки птиц, он надеялся, что среди них есть и голос того, кто прощает несмышлёного мальчишку за ужасный проступок.

Главный герой также узнал, что жизнь коростелей и их дорога в тёплые края и обратно в Россию очень трудны. Они зимуют в Африке, а в апреле начинают путь домой, чтобы там свить гнездо, выкормить потомство, а затем вновь уносить ноги от лютой зимы. Они не привыкли летать, зато быстры в беге, но им всё же приходится дважды перелетать Средиземное море, в результате чего тысячи птиц гибнут при перелёте.

На их пути находится небольшой древний город на юге Франции, где коростель считается священным и даже изображён на городском гербе. День, когда эти птицы входят в город, считается большим праздником.

Рассказчик также добавляет, что за свою жизнь много чего повидал, был на войне, где стреляли в него, и он стрелял, но самой мучительной мыслью для него по-прежнему остаётся вопрос, почему он когда-то в детстве необдуманно загубил коростеля.

  • Сказка стрекоза и муравей текст распечатать
  • Сказка странствий чума в городе
  • Сказка странствий с мироновым
  • Сказка странствий турагентство иваново отзывы
  • Сказка странствий смотреть бесплатно