Басня Крылова Стрекоза и муравей
Стрекоза и муравей рисунок
Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела,Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле,Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает,Стрекоза уж не поет,И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у нас -Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
А, так ты…
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Стрекоза и муравей – Мораль басни Ивана Крылова
Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Стрекоза и муравей
Мораль этой басни заключается в том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь идет явное осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.
Таким образом, суть этой басни относится не только к насекомым, но и к людям. Ведь среди них есть такие же, кто будет жить ни о чем не думая, а потом просить помощи.
Не нужно жить одним днем, нужно всегда заботиться о будущем и думать не только о себе, но и о близких людях. Возможно, кто – то подумает, что муравей поступил слишком жестоко по отношению к стрекозе.
Увы, таким людям нельзя помогать зная, что они даже не потрудились ничего сделать.
Нужно беречь время. А то можно упустить его. Нужно все делать вовремя.
Анализ басни Стрекоза и муравей, герои басни
Еще одним переложение знаменитого Эзоповского сюжета стала басня Крылова «Стрекоза и муравей». Однако, как отмечает Жуковской, эту басню нельзя считать простым переводом, ведь Крылов взяв за основу фабулу, переработал классический сюжет и добавил национальный русский колорит в образ Стрекозы и мира, окружающего героев. Главным действующем персонажем является прекрасная Стрекоза.
Крылов дает развернутую характеристику персонажа в басне, подчеркивая ее легкость, живость, подвижность и веселость. Стрекоза – олицетворения «красного лето», прекрасного и очень короткого. Акцентируя внимание на скоротечности времени, Крылов открывает новую веху в классическом сюжете, ведь ни Эзоп, ни европейские баснописцы не придают этому такого значения.
А все дело в скоротечности русского лета, в котором зима (как и у Стрекозы) приходит нежданно-негаданно.
Крылов использует просторечное слово «попрыгунья», чтобы передать нравственное качество Стрекозы, являющегося обратной стороной ее живости и веселости – легкомысленность.
И в страшном отчаянии Стрекоза, не видевшая ужасов побелевших полей и зимних вьюг, бежит к Муравью, выступающим антиподом Стрекозы.
Басня «Стрекоза и муравей» является ярким примером двух противоположностей. В данном случае одна из них – это лень, а вторая – трудолюбие. Главные герои – это стрекоза и муравей.
Сюжетом басни является то, что не подготовившаяся к зиме стрекоза просит у муравья пожить до весны. Все лето она пела песни и беззаботно жила, ведь у нее была еда и жилье. Стрекоза живет сегодняшним днем, не думая о будущем.
Она не подготовилась к зиме, а зимой выжить непросто даже подготовленным. Муравей в то же время готовился к зиме, запасал еду.
Приходит зима, но стрекоза ведь не подготовилась летом. Тогда она идет и просит помощи у муравья. Ее просьба- это предоставить ей жилье и еду до весны. Она думает, что муравей ей не откажет, ведь жилье ей нужно ненадолго.
Муравей безразлично отнесся к ее просьбе и добавил, что летом нужно было позаботиться о себе и о запасах еды. Он поинтересовался, трудилась ли она летом. Она была удивлена такому вопросу, ведь летом есть куча приятных занятий, несмотря на то, что надо бы готовиться к зиме.
Наверное, он ожидал такой ответ и поэтому отказал ей. Сказал, что она дальше может петь и веселиться. Автор показывает, к каким последствиям может привести безделие на примере стрекозы.
Стрекоза не подумала, что муравью приходилось трудиться и, возможно было непросто собирать запасы еды и строить жилище. Она просто захотела придти на все готовое.
Здесь можно увидеть скрытый смысл, ведь речь идет не только о насекомых. Если перенести это на людей, то тут будет то же самое.
Кто – то заботится о будущем и пытается сделать как лучше, а кто – то ни о чем не думает и живет в свое удовольствие. Многие хотят жить, не думая ни о чем, но чтобы кто – то за них все делал.
Но ведь такого не бывает. Чтобы чего – то добиться, то надо трудиться и думать не только о себе.
Главные герои
Муравей
Муравей – маленькое, трудолюбивое и степенно живущее насекомое. Однако прося у Муравья кров, «попрыгунья» не раскаивается в своем поведении, не хочет исправиться, а только до «вешних дней» просит приютить, чтобы потом снова радоваться веселым летним денькам.
Этим Крылов подчеркивает неисправимость «попрыгуний», их постоянную тягу к лености, легкомыслию и праздности. Жизнь таких людей бессмысленна и зловредна для окружающих, а те, кто приютят подобных Стрекозе, могут нарваться на неблагодарность и попрошайничество.
Автор осуждает людей, живущих только одним днем, не думающих о будущем и желающих жить за счет других.
От лица Муравья Крылов выносит сухой приговор: «Ты все пела? Так поди же попляши».
В басне «Стрекоза и муравей», Крылов показал муравья как умное и трудолюбивое создание, которое трудится, не зависимо от поры года и думает о завтрашнем дне.
Стрекоза
В то время как стрекоза ведет себя глупо и легкомысленно, прожив все лето без забот, а с приходом зимы просит помощи у «кума-муравья».
В жизни так часто случается с людьми: одни работают практически круглосуточно, думая о будущем и своей семье, а другие попросту бездельничают в поисках легких денег, а потом просят помощи у близких ему людей. До воли часто случается, что одни люди живут за счет других без зазрения совести. Мораль: Если хочешь зимой быть сытым и в тепле – нужно трудиться все лето. Об этом глаголет каждая строчка басни.
Сочинение на тему Басня Крылова Стрекоза и муравей (5 класс)
Среди большого количества басен, написанных И.А.Крыловым, особое место занимают басни, героями которых являются животные. А поскольку в основе этого жанра литературы лежит аллегория, то животные несут в себе не только некоторые черты, но и целые характеры. Ярким примером этого является басня «Стрекоза и Муравей».
Сюжет о трудолюбивом Муравье и беспечной Стрекозе Крылов взял у французского поэта-баснописца Лафонтена.
Однако басня Крылова, в отличие от своего предшественника, больше напоминает сказку о животных, где каждый герой наделен определенной чертой характера. Муравей олицетворяет трудолюбие, Стрекоза – легкомысленность.
Молодая, беспечная Стрекоза все летние дни проводит в танцах и веселье. Ей ничего не нужно, она не думает о завтрашнем дне. Главное для нее – прыгать, скакать, петь и танцевать.
Полная противоположность ей – Муравей, который трудится целый день. Он усердно работает, заготавливает запасы, чтобы затем спокойно перезимовать.
Наступают холодные дни, и тут Стрекоза понимает, что ей негде спрятаться. Голодная, замерзшая, она просит Муравья, пустить ее перезимовать.
Популярные темы сообщений
- Народные сказки
Сказки – это сокровища народной мудрости. В далёком прошлом с помощью устного народного творчества люди могли выражать свои мысли, отношение к окружающему миру, к действительности. В каждой сказке присутствует высокая воспитательная направленность, - Люди моржи
Моржами называют людей, которые практикуют экстремальное закаливание в виде купания зимой в открытых водоемах. Вода в проруби обычно не превышает +4 градуса. В разных странах людей, купающихся в такой холодной воде, называют по-разному: моржи, тюлени, - Плавание судов
Тело, находится в воде. Именно поэтому на нее действуют сразу две силы. Одна относится к закону Архимеда, а другая сила относится сила тяжести. Кроме этого каждая из этих сил будет действовать по-разному на это тело. Сила тяжести может действовать обычно
Анализ басни Крылова «Стрекоза и муравей»
Иван Андреевич Крылов считал часть своих басен заимствованными. Сюжеты этих басен он брал у древних баснописцев. Но поэт-критик Жуковский называл переводные басни Крылова тоже оригинальными.
Для того, чтобы понять, на какой высоте стоит Крылов в сравнении со всеми предшественниками, достаточно сделать сравнение любой заимствованной басни с оригиналом и подражаниями. Например, и Хемницер, и Крылов оба подражали Лафонтену в басне «Стрекоза и Муравей»
Вот как эта басня выглядит у Лафонтена: «Стрекоза, пропевши все лето, осталась без запаса, когда настала зима. Пошла она к соседу-муравью и просит одолжить несколько зерен, чтобы прожить до весны, обещая отдать долг с процентами. Муравей не хотел давать Стрекозе в долг и спросил, что она делала все лето? День и ночь пела. Ты пела, так теперь пляши.
Хемницер сделал стихотворный перевод этой басни Лафонтена, но при этом ничего не изменил в сюжете. Его перевод достаточно прост и наивен.
Крылов же в своем варианте басни подробно описывает характер действующих лиц. Сначала он представляет читателям Стрекозу, подвижную, резвую, с живым темпераментом и веселым характером.
Характеризуя Стрекозу, он не сказал просто «прыгающая», а употребил слово «попрыгунья», нашел в русском языке такое слово, которое не на всякий язык перевести можно.
И притом употребил его для того, чтобы придать Стрекозе качество нравственное, обозначить не лучшую черту ее характера – легкомыслие.
Тем самым автор подготавливает читателя к тому, как надо встретить такую просительницу. Муравей же у Крылова — насекомое степенное, работящее.
В России, в отличие от теплых стран, лето короткое, и Крылов два раза обозначил эту особенность русского климата: во-первых, от этой непродолжительности, оно нам милее и оттого в народе называют лето прекрасным: «Лето красное пропела». Во-вторых, Стрекоза не успела даже оглянуться, как лето пролетело, и настала зима.
У Лафонтена нет упоминания о скоротечности лета и это вполне понятно – лето в Европе гораздо продолжительнее, чем в России. Крылов еще более подчеркивает прелесть нашего лета, когда рисует картину зимних полей: «Помертвело чисто поле».
Удивительное школьное сочинение о басне Крылова “Стрекоза и муравей”
Здравствуйте! На днях редакции «Я и Мир» попалось на глаза удивительное сочинение о всем известной басне И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Крылов более всего известен, как русский публицист, поэт, баснописец и издатель сатирико-просветительских журналов.
Басня «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает тот самый момент, когда за свое безделье придется расплачиваться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.
Обычно человек, который прочитал это произведение всегда был согласен с этим мнением. В школе, наши учителя учили нас именно этому — учитесь, трудитесь, а развлекаться будете после.
Однако, ребенок, написавший это сочинение, увидел в басне совершенно другую мораль и выразил ее в своей школьной работе.
А вот и сама басня, если вдруг уже забыли текст:
Басня «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас — Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
А, так ты…
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
То самое сочинение школьника:
Родители этого молодого человека выложили фотографию сочинения в интернете. Они даже не подозревали какой интерес будет вокруг этого школьного творения.
Не привычное для всех, мнение этого ребенка нельзя назвать не правильным. И оно имеет право на существование.
Людям просто необходимо видеть то прекрасное, что нас окружает, а не только трудиться не покладая сил.
А стрекозы наверное для этого и существуют, чтобы добавлять яркие краски в будни нашей жизни.
Не возможно остаться равнодушным к выводу этого вольнодумающего ученика!
Он отобразил совсем другую сторону морали этой знаменитой басни.
Если Вам понравилось сочинение — поделитесь им со своими друзьями!
Удивляйтесь вместе с Я и Мир!
Источник: https://worldi.ru/udivitelnoe-shkolnoe-sochinenie-o-basne-krylova-strekoza-i-muravej/
Как я увлёкся муравьями (сочинение)
И если вы позволите я напишу своё сочинение.
Если меня сейчас спросят: «…а как и когда ты увлёкся муравьями…», я сразу даже и не вспомню…
Помню что когда ещё был очень маленьким карапузом и бегал по огороду, меня всегда привлекали их маленькие норки, большое количество и постоянная работа этих замечательных созданий — муравьёв.
Я мог часами сидеть возле муравейника и наблюдать за действиями муравьёв, это на столько увлекало меня, что я забывал о том куда я шёл, что делал до этого момента и терял чувство времени. Наблюдать как от одной норки к другой тянется дорожка из маленьких чёрненьких муравьишек занятых своим делом было очень интересно. Потом я замечал, что разные муравьи выполняют разную работу: одни копают ходы и расширяют подземные коммуникации, другие носятся с личинками от одной норки к другой, третьи охотятся, четвёртые охраняют вход в норку, а потом ещё и крылатые появлялись, а после этого как правило жирненькие муравьи бегали по всему огороду. Тогда я ещё и представить себе не мог как сложен, интересен и увлекателен мир муравьёв, что такое лёт и многое другое.
В начальных классах я думал что можно запихать муравьёв с землёй в банку и они там будут жить, но они не жили там, сбегали, да и родители были против банки с землёй и муравьями в квартире, а на огороде только летний период, зимой слишком холодно, поэтому приходилось их отпускать рядом с муравейником.
В 8 классе домашний муравейник стал недостижимой мечтой, которая есть у каждого ребёнка. Я ходил к одному и тому же муравейнику, подкармливал их пойманными мухами, а когда муравьи не могли пролезть в узкую норку с большущей мухой я помогал им расчленяя последнюю. Я тогда и думать не мог что у меня на огороде живут L.Niger.
На 4 курсе института в 2009 году, я решил просмотреть всю информацию о муравьях в интернете и сразу же наткнулся на сайт antclub.ru. Вы не знаете сколько я тогда разных эмоций и чувств испытал!!! я был счастлив как никогда на свете от одной только мысли о том, что моя мечта имеет большие шансы на осуществление, о том что я не один! Это было зимой, и мне так не терпелось начать колонию, что я ходил в лес в 25 градусный мороз, чтобы по пинать трухлявые пни и по приносить их домой на оттаивание. Один раз мне даже повезло и помимо различных букашек и мокриц я нашел муравья, но он скончался на следующий день.
Потом пришло время лёта)
Все остальные события касающиеся меня и моих увлечений связанных с муравьями можно отследить на этом сайте начиная с моей первой записи.
Я очень благодарен создателю этого сайта и всем кто здесь находится, живёт и развивается вместе с ним. Спасибо ВАМ всем за осуществление моей, как казалось раньше, не сбыточной мечты!
Колония функциональное образование, состоящее из материнской и дочерних семей, поддерживающих регулярные родственные отношения
Прочитайте первый вопрос плана. Кого называют баснописцем?
(Обсуждение вопроса учителя, высказывание возможных ответов.)
Проверьте правильность своего ответа по толковому словарю русского языка.
(Электронная версия — https://ushakov.slovaronline.com)
(Работа с ресурсом http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=3876)
— Самым известным баснописцем в русской литературе был И. А. Крылов.
(Слайд – 1 — демонстрация портрета И. А. Крылова.)
— Познакомьтесь с фактами из жизни И.А.Крылова.
(Слайд 2 — открывается нажатием курсора мыши на слайд с портретом И.А.Крылова.)
— Что нового вы узнали о баснописце?
— Послушайте басню «Стрекоза и Муравей» в исполнении артиста Валентина Гафта.
(Слайд 3- чтобы прослушать басню, необходимо нажать на скрипичный ключ с надписью «Басня».)
— Что удалось передать чтецу голосом, интонациями?
— Какие слова непонятны?
(Зима катит в глаза — неожиданно наступает зима.
Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.
Нужда – недостаток чего-либо.
Удручена – огорчена.
Вешних – весенних.
Мурава – молодая трава.)
— Кто главные персонажи этой басни?
— А как эти насекомые выглядят в природе?
— Какие интересные факты вы о них знаете?
(Электронная версия — https://www.youtube.com/watch?v=iCBcbICSXhQ,
https://www.youtube.com/watch?v=_sBJxZvPA9M. А можно поработать с атласом – определителем А. А. Плешакова «От Земли до неба»)
— А какой вы увидели Стрекозу в басне?
— Как автор передает настроение и чувства Стрекозы?
— Какими словами он выражает свое отношение к ней?
—Что изменилось в жизни Стрекозы с наступлением зимы? Прочитайте строки из басни.
— Как Муравей отнесся к беде Стрекозы?
— Почему?
— Бывает ли так у людей? Что осуждает Крылов?
—Автор через образы животных показывает человеческие характеры; он осуждает лень, беспечность; хорошую жизнь нужно заслужить честным трудом.
(Обсуждение вопросов учителя, высказывание возможных ответов.)
Физминутка
— А сейчас встаньте, немножко отдохнём.
Муравей не отдыхает,
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Пробежать и провернуться —
Так весь день. Назад – вперед
И совсем не устает. (Дети совершают движения.)
— Проведем маленький эксперимент. Прочитайте на стр. 92 – 93 учебника басню.
(Дети читают басню «жужжащим» чтением или читает подготовленный ученик)
— Прочитайте те строки текста басни, в которых автор говорит о Стрекозе.
— Почему, отвечая на данный вопрос, вы зачитали почти весь текст басни?
— Какой вывод сделаем? (Совместно с детьми делается вывод).
— Через образы животных баснописец помогает людям увидеть в себе недостатки, пороки – и верит, что это поможет бороться с ними – например, с ленью, беспечностью. Автор как будто прячется за образами животных, но слова басен обращает к людям. Он борется с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Басни учат жить по справедливости.
— Ребята, на какой вопрос плана мы сейчас дали ответ?
— Найдите вывод в басне.
— Вывод в басне называется моралью, в ней содержится урок людям.
(Обсуждение вопросов учителя, высказывание возможных ответов.)
— На опорных листах имеются слова и словосочетания, которые помогут вам выделить признаки басни. Дайте ответ на вопрос, что такое «басня». (Приложение 2)
Слова и словосочетания на опорных листах:
небольшое по размеру произведение;
веселое, смешное произведение;
заставляет задуматься;
в стихах;
содержит вывод – мораль басни;
героями являются люди;
героями обычно являются животные;
высмеиваются пороки людей;
волшебные герои и события.
(Дети читают и самостоятельно выбирают слова и словосочетания, которые относятся к понятию «басня, проверка выполнения задания)
— Снова обратимся к плану и ответим на вопрос: что общего у басни со сказкой?
(Обсуждение вопросов учителя, высказывание возможных ответов.)
— А теперь выясним, чем басня отличается от сказки. Все вместе будем выделять основания для сравнения и говорить об отличиях сказки от басни. (Приложение 3)
(Обсуждение вопросов учителя, высказывание возможных ответов.)
Признаки сравнения Сказка Басня
Автор Сказки бывают и авторскими и народными Как правило, басни сочиняют поэты
Объем, размер Сказки больше басен Басни меньше сказок
Герои, события В сказках есть волшебные герои и события; герои в сказках преодолевают трудности В баснях нет
Финал, концовка произведения Сказки имеют счастливый конец, в сказках нет вывода Басни, как правило, содержат в конце мораль
Построение произведения В сказках есть зачины, присказки, повторы эпизодов В баснях нет
— Ребята, попробуем прочитать басню по ролям.
— Представьте себе, что это событие происходит сейчас. Читайте от лица персонажа, роль которого исполняете, «добивайтесь» того, чего хочет этот персонаж. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнёров, представлять себе то, о чем они говорят, вслушиваться не только в их слова, но и в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнёра к тому, о чем он говорит, помогают понять то, чего он добивается своими словами.
(Чтение басни по ролям)
— Оцените самое удачное чтение на уроке.
Физминутка для глаз
Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)
Влево — вправо, назад – вперед — (Глазами смотрят вправо — влево.)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)
— А сейчас будем работать самостоятельно. Прочитайте задания, выберите себе одно и выполните его. (Дифференцированная работа)
Задание 1
— Посмотрите мультфильм «Стрекоза и Муравей», послушайте джазовую импровизацию в исполнении Людмилы Гурченко. Обратите внимание на экранных героев.
(Электронная версия — https://www.youtube.com/watch?v=MCgISTU7cro)
— Изменил ли мультфильм ваши представления о героях басни?
— Если да, то, каким образом?
Задание 2
— Придумайте другое завершение событий в басне. Что изменилось бы? Почему?
Задание 3
— Найдите темы школьной жизни, которые могли бы быть описаны в басне. Сформулируйте их. Кто из животных мог бы быть героями таких басен?
(Проверка выполнения заданий, оценивание)
Урок
литературного чтения во 2 классе
Урок
35. Тема. И. Крылов. Герой басенного текста. Сравнение басни и сказки. Характеристика
героев басни. Соотнесение смысла басни со смыслом пословицы.
Цель: создание
благоприятных условий для воспитания сочувствия и отрицательного отношения к
лени через содержание басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению
познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием басни И.
А. Крылова «Стрекоза и муравей»; формированию первоначальных представлений о
жизни и творчестве И. А. Крылова.
Развивающие: способствовать развитию познавательной
активности обучающихся посредством работы с содержанием басни; развитию связной
речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять
главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка
осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением
особенностей текста, смысловых пауз; развивать умения самостоятельно делать
выводы, развитию интереса к басням, к детской литературе, развитию читательской
самостоятельности.
Воспитательные: способствовать формированию воспитания
сочувствия и отрицательного отношения к лени, любознательности; бережное
отношение к родному слову, формирование жизненно необходимых
качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности,
внимательности, честности, воли, уважения к другим, доброго отношения ко всему
живому, воспитанию читательского интереса к басням И. А. Крылова, воспитание
вдумчивого чтеца.
Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий, чередование видов
деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной
деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата
(позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение
физминуток, применение на уроке ИКТ.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование
устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности,
способствовать формированию воспитания сочувствия и отрицательного отношения к
лени, мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности,
ориентация в нравственном содержании поступков, формирование положительного
отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с
позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в
группе.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных
действий: умение осознавать
познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать
смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; строить
логическое рассуждение, включающее установление исследовательских связей;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной
форме; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Формирование регулятивных универсальных учебных
действий: умение планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом
характера сделанных ошибок, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на
заданную тему; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и
сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию; задавать
вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Предметные: умение
анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), научатся
отличать басню от стихотворения, видеть структуру басни; понимать нравственный
смысл басен, соотносить поступки героев с нравственными нормами; характер
героев; соотносить смысл басни и пословицы, выделять жанровые
особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять
вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие
высказанное суждение, выделять жанровые особенности басни.
Тип урока: открытие
новых знаний
Формы работы: фронтальная,
парная, групповая, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: проектор, презентация, учебник.
Методы: словесные,
наглядные, практические.
Оборудование:
проектор, презентация к уроку, сигнальные карточки «Светофор», карточки для
работы в парах, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» для
работы в группах, маски для инсценирования басни. Учебник: Литературное чтение.
Литературное чтение для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2014 год, стр. 106-107.
Аудиозапись. Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
— Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
Загадка.
Есть у
радости подруга
В виде
полукруга.
На
лице она живёт,
То
куда-то вдруг уйдёт,
То
внезапно возвратится,
Грусть-тоска
её боится. (улыбка)
—
Давай, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
II.
Проверка домашнего задания
а) Выразительное чтение басни «Лебедь, рак
и щука»
б) -Какова мораль басни?
-Подберите синоним к слову «поклажа» (груз,
багаж)
-Что означает выражение «из кожи лезут вон»
(Стараться изо всех си)
.-Почему героям не удалось сдвинуть воз с
места? (не умеют договариваться, прежде чем выполнять какую-то
работу следует хорошо продумать, как ее делать.)
— Ребята, продолжаем знакомиться с
произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
III. Актуализация знаний.
Литературная разминка.
-Начнем наш урок с литературной разминки.
Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите мне: к какому
жанру относится данный текст?
-А этот текст?
-Прочитайте следующий текст. Определите
жанр. (Басня)
— Что же такое басня? Я даю вам 4 варианта
ответов. Выберите правильный ответ.
-А кто является героями басен? (Животные,
растения, люди, предметы.)
-Значит, басня-это короткие нравоучительные
рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы.
— Что такое мораль басни?
(Мораль – вывод, поучение, где объясняется
смысл басни)
IV. Постановка учебной задачи.
Формулирование проблемы
— Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А.
Крылова.
— А вот как называется басня, вы узнаете
после речевой разминки.
Речевая разминка:
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
(Разные способы чтения:
«жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с
ускорением, с замедлением).
— А почему именно эти
персонажи?
-Герои разминки пришли к
нам сегодня в гости.( Появляются Стрекоза и Муравей —
подготовленные
учащиеся.)
Сообщение
учащихся о стрекозе и муравье
— Вы внимательно их послушайте. Вполне
возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы
и не знали.
Муравей – я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни,
тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то
торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из
муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.
Стрекоза -я отношусь к самым необычным насекомым.
В яркие солнечные дни я летаю, порхаю, охочусь за комарами, мухами, мошками.
Люди мной любуются, восхищаются. После бабочек я занимаю второе место по
красоте. Не возможно не любить мной!
V. Изучение нового материала.
1. (портрет И.Крылова) вспомнить знакомые детям басни.
-Откройте учебники на странице 106.
2. Работа над басней «Стрекоза и
Муравей»
1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)
— Сейчас я приглашаю вас на сеанс
воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А
прочитает её профессиональный актёр. Слушайте внимательно, какие-то слова,
возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.
3) Словарная работа.
-Какие незнакомые слова встретились в
басне?
Зима катит в глаза — неожиданно наступает зима.
Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и
насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.
Нужда –
недостаток чего-либо.
Удручена –
огорчена.
Вешних –
весенних.
Мурава –
молодая трава.
Физминутка-чистоговорка.
Нёс однажды муравей две травинки для
дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков)
Мись-мись-мись-мись. (приседания)
4.Работа с иллюстрацией
-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?
-Каким мы видим Муравья?
— Сравнить описание Стрекозы летом и зимой.
5) Первичное чтение басни учениками.
5.Этап применения нового знания:
1).Самостоятельная работа в группах.
— Работа по вопросам, которые вы обсудите в группах. За каждый правильный ответ
на вопрос команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением
сцены из басни. Задание: собрать пазлы в группах, пересказать эпизод по
составленной картинке.
— Из частичек пазлов, собранных командой,
составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором?
(заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию. Зачитайте
названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.
Мораль басни. Ты всё пела? Это
дело: Так поди же, попляши!
2) Работа с пословицами.
-Соберите пословицы.
-Какие пословицы выражают главную мысль
басни?
Пословицы.
1) Поспешишь … …один отрежь.
2) Семь раз примерь… …потехе час.
3) Делу время… ….людей насмешишь.
— Какие еще пословицы о труде вы знаете?
(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето
пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой.)
Физминутка.
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело — ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.
VI. Процесс осмысления текста.
-Кто из героев вам понравился больше и
почему?
-Как в басне Крылов называет Стрекозу?
Почему?
— Какими вы их представляете?
Работа в парах: (на парте лежат карточки, выберите слова, которые
определяют черты характера главных героев. (о стрекозе:
красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,о муравье:
труженик, коллективист, умный и т.д.)
VII. Закрепление изученного материала.
1) Подготовка к чтению по ролям.
Самостоятельное чтение.
-Прочитайте текст самостоятельно,
подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по
ролям?Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются
– начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.
2) Чтение по ролям.
— Сколько действующих лиц в басне?
— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья,
чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям. (Читает
1 пара учеников.)
— А теперь прочитаем по ролям отрывок очень
выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они
принадлежат?
— Как будем их читать? (Читает 2 пара
учеников.)
3) Инсценирование басни (ролевая игра)
4) Работа в
парах. Выразительное чтение учащимися.
5) Работа над крылатыми выражениями
И.А.Крылова.
— Посмотрите на иллюстрации и вспомните
крылатые выражения из басен И.А.Крылова
1)Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит
он Кукушку.
2)А вы, друзья, как не садитесь, все в
музыкунты не годитесь.
3)У сильного, всегда бессильный виноват.
4)Видит око, да зуб неймет.
4) Приём
«Задай вопрос«. На доске был ответ (словосочетание), а учащимся нужно
догадаться, какой вопрос нужно задать к этому ответу.
VIII. Рефлексия. Оценить свою работу на уроке с помощью «Светофора».
IX. Итог урока.
-С какой басней Крылова мы сегодня
познакомились?
-Кого подразумевает под животными Крылов?
-Что осуждается в этой басне? (Беспечность,
леность, черствость, эгоизм)
-Какова мораль басни? (Нужно все делать
вовремя).
-Какая пословица перекликается с сюжетом
этой басни? (Делу время, потехе час)
— Иван Андреевич Крылов написал много
басен.
В своих баснях он даёт нам советы, как жить.
Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали
умнее, добрее, лучше.
Урок сегодня
был удачный,
Не прошёл
для вас он зря.
Вы все очень
постарались.
Вам
понравилось, друзья?
X. Выставление
оценок.
XI. Домашнее задание. Выучить басню наизусть, с.106.
Тема : И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения
Образовательная:
— формировать общеучебные умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы.
— формировать навык чтения по ролям
Развивающая:
— развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать
Воспитательная:
— воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать
Задачи:
— учить чтению по ролям
— учить различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, объяснять смысл пословиц
— учить правильной и выразительной речи, умению слушать, анализировать, сравнивать
-обогащать словарный запас
Планируемые результаты:
Предметные:
— знать басни И.А. Крылова;
— характеризовать героев басни;
— определять мораль басни;
— читать по ролям
Метапредметные:
Познавательные
— определять структурные элементы басни;
— слушать, анализировать, сравнивать
Регулятивные
— определять цель
— работать по плану, работать в парах
— оценивать степень успешности достижения цели по критериям
Коммуникативные
— участвовать в диалоге
Личностные:
— осознавать, что басня высмеивает пороки человеческого общества;
— отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки для работы в парах, маски для инсценировки басни.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел у нас звонок, начинается урок.
Давайте прочитаем девиз нашего урока:
«Мало уметь читать -надо уметь думать.»
Этим мы и будем сейчас заниматься.
Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь. Мы готовы начинать урок. Садитесь.
Проверка д/з.
Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? ( Басню И.А. Крылова Лебедь, Рак и Щука)
-Кто герои этой басни? ( Лебедь, Рак и Щука)
Назовите мораль басни? ( Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.)
-Почему героям не удалось сдвинуть воз с места? (не умеют договариваться, прежде чем выполнять какую-то работу, следует хорошо продумать, как ее делать.)
-Ребята, случайно ли автор делает героями своей басни таких разных животных? ( Нет , не случайно, автор показывает, что люди, не имеющие общей цели, никогда не придут к согласию. Лебедь- птица, поэтому тянет в облака, щука – рыба, поэтому тянет в воду, а рак – вообще пятится назад, как и люди, которые не могут между собой договориться)
— Чтение наизусть
Сегодня мы продолжим работать с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
Актуализация знаний.
— Какому жанру соответствуют следующие признаки: мораль, стихотворная форма, краткость? ( басня)
— Попробуйте дать определение: что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. Авторов басен называют баснописцами)
-Что такое мораль басни?( это нравоучение, совет. )
-Где может располагаться мораль? ( в начале или в конце басни)
— Из каких частей состоит басня? (Басня состоит из двух частей: случай из жизни и мораль)
-С каким автором, писавшим басни, вы познакомились на прошлом уроке?( И.А. Крылов)
— Что вы знаете об Иване Андреевиче Крылове?( рассказ детей)
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить хорошего образования, грамоте его выучил отец.
Когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.
И.А. Крылов много читал. Он самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь и умер в возрасте семидесяти пяти лет.
Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, а рядом с ним, чуть ниже, фигурки героев его басен.
Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы
— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной из басен Крылова.
А кто герои этой басни, вы узнаете, отгадав загадки:
Без работы хоть убей,
Жить не может (муравей. )
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают (стрекозы.)
Итак, название басни, с которой мы познакомимся, это …(«Стрекоза и Муравей»)
— Прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, научимся читать.
Познакомимся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Научимся читать ее выразительно
Узнаем мораль басни
-Ульяна и Андрей подготовили сообщение об этих насекомых. Послушайте их внимательно.
Муравей – я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.
Стрекоза -я отношусь к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни я летаю, порхаю, охочусь за комарами, мухами, мошками. Люди мной любуются, восхищаются. После бабочек я занимаю второе место по красоте. Не возможно не любить меня!
—Давайте определим главные качества насекомых: у муравья – трудолюбие, а у стрекозы – красота. Запомните их, они нам еще пригодятся.
Изучение нового материала.
-Откройте учебники на странице 106.
Работа над басней «Стрекоза и Муравей»
1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)
— Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональный актёр. Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.
Словарная работа.
-Какие незнакомые слова встретились в басне?
— Попрыгунья — та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте (девочка, которая всё время вертится, прыгает, не сидит на месте);
Лето красное — тёплое, красивое, солнечное;
Оглянуться не успела — прошло очень быстро;
Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал);
Помертвело чисто поле – опустело;
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. — везде могла найти пропитание и место для отдыха;
Нужда – недостаток в чем-либо, бедность;
И кому же в ум пойдёт — никто даже и не подумает;
Удручена — огорчена;
Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери;
До вешних только дней – до весны;
Кумушка – крёстная мать по отношению к родителям крестника и крёстному отцу;
Мурава – трава;
Голову вскружило — обо всём забыла.
Анализ басни
— Какие чувства у вас вызвала Стрекоза? Вам жалко Стрекозу?
— Как вы думаете правильно ли поступил Муравей, что не пустил Стрекозу?
— Найдите описание того, как Стрекоза жила летом. Прочитайте.
( Лето красное пропела;…»
«…Как по каждым её листком
Был готов и стол и дом…»
«… До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.»…»)
Т.е. она жила беззаботно, весело проводила время, не думала о будущем.
— Как изменилась жизнь Стрекозы, с наступлением зимы? Прочитайте.
(«…Как зима катит в глаза
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена
К Муравью ползёт она…»)
— Почему за помощью Стрекоза пошла к Муравью?( — Потому что Муравей и Стрекоза родственники – кумовья, а еще муравей труженик, он подготовился к зиме)
— С какой просьбой она обратилась к Муравью? (Стрекоза обратилась к Муравью с просьбой приютить её до весны, прокормить и обогреть)
— Чем закончился их разговор?- ( Муравей отказался приютить Стрекозу.)
Почему?- (Потому что Стрекоза все лето пела и плясала, когда надо было готовиться к зиме.)
— Какой человеческий недостаток высмеивается в басне?( лень, легкомыслие, праздность, т.е. бесцельная жизнь, безделье, беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне
— Какова же мораль этой басни? В чьих словах она выражена? ( Она выражена в словах Муравья: «Ты все пела? Это дело, так поди же попляши!»
Как вы понимаете эти слова? ( Ты отдыхала, весело проводила время, ну и отдыхай дальше)
-Какие пословицы выражают главную мысль басни? Соберите пословицы, выберите ту, которая подходит к нашей басне.
Пословицы.
1) Поспешишь … …один отрежь.
2) Семь раз примерь… …потехе час.
3) Делу время… ….людей насмешишь.
Делу время – потехе час. Докажите!
Кто из героев вам понравился больше и почему?
-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?
— Какими вы их представляете?
Работа в парах
У вас лежат конверты. В конвертах характеристики героев. Подчеркните красным цветом слова, которыми вы могли бы охарактеризовать Стрекозу, а зеленым – Муравья.
Ленивая, усердный, бездельница, труженик, нерадивая, трудолюбивый, избалованная, упорный, работящий, слабовольная.
Закрепление изученного материала.
1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.
-Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.
2) Чтение по ролям.
— Сколько действующих лиц в басне? 3 -автор, Стрекоза, Муравей)
3) Инсценирование басни
Итог урока
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Что такое басня?
— Какая мораль в басне?
— Какие человеческие недостатки высмеиваются в басне?
— Как бы вы поступили на месте Муравья?
Ребята, а как вы думаете каких людей на свете больше, таких как Стрекоза, или таких как Муравей?
Давайте дадим совет молодым стрекозам, чтобы они не оказались на месте Стрекозы!( быть ответственным и заранее думать о жилье и пище, меньше отдыхать, больше работать, не быть легкомысленной и беззаботной)
Молодцы! Урок окончен!
Проверочная работа по разделу
«Русские писатели»._________________________
1 вариант.
1. Как называются сказки, которые написаны определенным
автором?
а) народные б) авторские в)
интересные г) старинные
2. Запиши фамилии русских писателей.
Александр Сергеевич ______________________
Лев Николаевич ______________________
Иван Андреевич ______________________
3. Какие произведения НЕ создавал А. С. Пушкин?
а) сказки б) стихи в) басни г)
поэмы
4. И.А. Крылов писал:
А)
сказки Б) рассказы В) басни Г) стихи
5. Соедини автора и его
произведение:
1) Сказка о рыбаке и рыбке __
а) И.А.Крылов
2) Лебедь, рак и щука __ б) А.С.Пушкин
3) Котенок __ в)
Л.Н.Толстой
4) Старый дед и внучек __
5) Косточка __
6. Что такое басня?
А)
рассказ, в котором герои — животные
Б)
сказка, в которой герои разговаривают
В) короткий, чаще
всего стихотворный поучительный рассказ, где вместо людей действуют звери,
птицы, деревья, вещи
7. Узнай героя по его
описанию.
Упрямая.
Только своё дело знает, тянет в воду.
А)
Лебедь Б) Рак
в) Щука Г) Стрекоза
8. Каким был мальчик Вася из рассказа Л.Н.Толстого «Котёнок»?
А)
хвастливым Б) смелым
В) трудолюбивым Г) хитрым
9. Из какого произведения эти строки?
«Там русский дух…..там Русью пахнет».
А)
«Вот север, тучи нагоняя…» В) «Сказка о
рыбаке и рыбке»
Б)
«Евгений Онегин»
Г) «Руслан и Людмила»
10. Узнай героя по его описанию.
Неповоротливый,
нерасторопный, пятится назад.
А)
Щука Б) Рак В)
Лебедь Г) Муравей
11. Прочитай и определи, к какому жанру относится это
произведение.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
а) рассказ б) сказка в) стихотворение г) басня
12. Из какого произведения данный отрывок?
«Стал дед совсем стар. Ноги у него не ходили, глаза не
видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел у него текло изо
рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, А давали ему обедать за
печкой».
А)
«Филипок»
В) «Сказка о
рыбаке и рыбке»
Б)
«Старый дед и внучек» Г)
«Правда всего дороже»
13. ЗАПИШИ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.
Филипп взял шапку и тоже хотел идти. Но мать его не пускала в школу.
название_______________________.
Были брат и сестра – Вася и Катя; и была у них кошка. Весной кошка
пропала. Дети её искали везде, но не могли найти. Один раз они играли подле
амбара и услыхали над головой – что-то мяучит тонкими голосами.
Название________________________.
Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не идет
И выйдет из него не дело, только мука.
Название____________________________.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный;
Все ходит по цепи кругом.
Название__________________________.
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку
бросил за окошко.» И все засмеялись, а Ваня заплакал.
название:___________________________________
14. ВОССТАНОВИ ТЕКСТ:
*Старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою
_____________________.
*Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно
_____________________».
*На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое
____________________________
*Попрыгунья Стрекоза
Лето красное ______________ »
*«Там чудеса: там леший бродит, ______________________ на ветвях
сидит»
«Там королевич мимоходом пленяет грозного _______________»
*«С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в _____________.»
*«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую ______________.»
Проверочная работа по разделу
«Русские писатели»._________________________
2 вариант.
1. Как называются сказки, которые придумал народ?
а) народные б) авторские в)
интересные г) старинные
2. Запиши фамилии русских писателей.
Лев Николаевич ______________________
Александр Сергеевич ______________________
Иван Андреевич ______________________
3. Какие произведения НЕ создавал А. С. Пушкин?
а) сказки б) басни в) стихи г)
поэмы
4. И.А. Крылов писал:
А)
сказки Б) рассказы В) стихи Г) басни
5. Соедини автора и его
произведение:
1) У Лукоморья дуб зелёный __
а) И.А.Крылов
2) Стрекоза и муравей __ б) А.С.Пушкин
3) Косточка __ в)
Л.Н.Толстой
4) Старый дед и внучек __
5) Филипок __
6. Что такое басня?
А)
рассказ, в котором герои — животные
Б)
короткий, чаще всего стихотворный поучительный рассказ, где вместо
людей действуют звери, птицы, деревья, вещи
В) сказка,
в которой герои разговаривают
7. Узнай героя по его описанию.
Упрямая.
Только своё дело знает, тянет в воду.
А)
Лебедь Б) Рак
в) Щука Г) Стрекоза
8. Каким был мальчик Вася из рассказа Л.Н.Толстого «Котёнок»?
А)
хвастливым Б) смелым
В) трудолюбивым Г) хитрым
9. Из какого произведения эти строки?
«Там русский дух…..там Русью пахнет».
А)
«Вот север, тучи нагоняя…» В) «Сказка о
рыбаке и рыбке»
Б)
«Евгений Онегин»
Г) «Руслан и Людмила»
10. Узнай героя по его описанию.
Неповоротливый,
нерасторопный, пятится назад.
А)
Щука Б) Рак В)
Лебедь Г) Муравей
11. Прочитай и определи, к какому жанру относится это
произведение.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
а) рассказ б) сказка в) стихотворение г) басня
12. Из какого произведения данный отрывок?
«Стал дед совсем стар. Ноги у него не ходили, глаза не
видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел у него текло изо
рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, А давали ему обедать за
печкой».
А)
«Филипок»
В) «Сказка о
рыбаке и рыбке»
Б)
«Старый дед и внучек» Г)
«Правда всего дороже»
13. ЗАПИШИ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.
Филипп взял шапку и тоже хотел идти. Но мать его не пускала в школу.
название_______________________.
Были брат и сестра – Вася и Катя; и была у них кошка. Весной кошка
пропала. Дети её искали везде, но не могли найти. Один раз они играли подле
амбара и услыхали над головой – что-то мяучит тонкими голосами.
Название________________________.
Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не идет
И выйдет из него не дело, только мука.
Название____________________________.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный;
Все ходит по цепи кругом.
Название__________________________.
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку
бросил за окошко.» И все засмеялись, а Ваня заплакал.
название:___________________________________
14. ВОССТАНОВИ ТЕКСТ:
*Старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою
_____________________.
*Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно
_____________________».
*На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое
____________________________
*Попрыгунья Стрекоза
Лето красное ______________ »
*«Там чудеса: там леший бродит, ______________________ на ветвях
сидит»
«Там королевич мимоходом пленяет грозного _______________»
*«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую ______________.»
*«С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в _____________.»