Тема : И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения
Образовательная:
— формировать общеучебные умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы.
— формировать навык чтения по ролям
Развивающая:
— развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать
Воспитательная:
— воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать
Задачи:
— учить чтению по ролям
— учить различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, объяснять смысл пословиц
— учить правильной и выразительной речи, умению слушать, анализировать, сравнивать
-обогащать словарный запас
Планируемые результаты:
Предметные:
— знать басни И.А. Крылова;
— характеризовать героев басни;
— определять мораль басни;
— читать по ролям
Метапредметные:
Познавательные
— определять структурные элементы басни;
— слушать, анализировать, сравнивать
Регулятивные
— определять цель
— работать по плану, работать в парах
— оценивать степень успешности достижения цели по критериям
Коммуникативные
— участвовать в диалоге
Личностные:
— осознавать, что басня высмеивает пороки человеческого общества;
— отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки для работы в парах, маски для инсценировки басни.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел у нас звонок, начинается урок.
Давайте прочитаем девиз нашего урока:
«Мало уметь читать -надо уметь думать.»
Этим мы и будем сейчас заниматься.
Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь. Мы готовы начинать урок. Садитесь.
Проверка д/з.
Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? ( Басню И.А. Крылова Лебедь, Рак и Щука)
-Кто герои этой басни? ( Лебедь, Рак и Щука)
Назовите мораль басни? ( Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.)
-Почему героям не удалось сдвинуть воз с места? (не умеют договариваться, прежде чем выполнять какую-то работу, следует хорошо продумать, как ее делать.)
-Ребята, случайно ли автор делает героями своей басни таких разных животных? ( Нет , не случайно, автор показывает, что люди, не имеющие общей цели, никогда не придут к согласию. Лебедь- птица, поэтому тянет в облака, щука – рыба, поэтому тянет в воду, а рак – вообще пятится назад, как и люди, которые не могут между собой договориться)
— Чтение наизусть
Сегодня мы продолжим работать с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
Актуализация знаний.
— Какому жанру соответствуют следующие признаки: мораль, стихотворная форма, краткость? ( басня)
— Попробуйте дать определение: что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. Авторов басен называют баснописцами)
-Что такое мораль басни?( это нравоучение, совет. )
-Где может располагаться мораль? ( в начале или в конце басни)
— Из каких частей состоит басня? (Басня состоит из двух частей: случай из жизни и мораль)
-С каким автором, писавшим басни, вы познакомились на прошлом уроке?( И.А. Крылов)
— Что вы знаете об Иване Андреевиче Крылове?( рассказ детей)
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить хорошего образования, грамоте его выучил отец.
Когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.
И.А. Крылов много читал. Он самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь и умер в возрасте семидесяти пяти лет.
Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, а рядом с ним, чуть ниже, фигурки героев его басен.
Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы
— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной из басен Крылова.
А кто герои этой басни, вы узнаете, отгадав загадки:
Без работы хоть убей,
Жить не может (муравей. )
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают (стрекозы.)
Итак, название басни, с которой мы познакомимся, это …(«Стрекоза и Муравей»)
— Прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, научимся читать.
Познакомимся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Научимся читать ее выразительно
Узнаем мораль басни
-Ульяна и Андрей подготовили сообщение об этих насекомых. Послушайте их внимательно.
Муравей – я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.
Стрекоза -я отношусь к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни я летаю, порхаю, охочусь за комарами, мухами, мошками. Люди мной любуются, восхищаются. После бабочек я занимаю второе место по красоте. Не возможно не любить меня!
—Давайте определим главные качества насекомых: у муравья – трудолюбие, а у стрекозы – красота. Запомните их, они нам еще пригодятся.
Изучение нового материала.
-Откройте учебники на странице 106.
Работа над басней «Стрекоза и Муравей»
1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)
— Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональный актёр. Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.
Словарная работа.
-Какие незнакомые слова встретились в басне?
— Попрыгунья — та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте (девочка, которая всё время вертится, прыгает, не сидит на месте);
Лето красное — тёплое, красивое, солнечное;
Оглянуться не успела — прошло очень быстро;
Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал);
Помертвело чисто поле – опустело;
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. — везде могла найти пропитание и место для отдыха;
Нужда – недостаток в чем-либо, бедность;
И кому же в ум пойдёт — никто даже и не подумает;
Удручена — огорчена;
Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери;
До вешних только дней – до весны;
Кумушка – крёстная мать по отношению к родителям крестника и крёстному отцу;
Мурава – трава;
Голову вскружило — обо всём забыла.
Анализ басни
— Какие чувства у вас вызвала Стрекоза? Вам жалко Стрекозу?
— Как вы думаете правильно ли поступил Муравей, что не пустил Стрекозу?
— Найдите описание того, как Стрекоза жила летом. Прочитайте.
( Лето красное пропела;…»
«…Как по каждым её листком
Был готов и стол и дом…»
«… До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.»…»)
Т.е. она жила беззаботно, весело проводила время, не думала о будущем.
— Как изменилась жизнь Стрекозы, с наступлением зимы? Прочитайте.
(«…Как зима катит в глаза
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена
К Муравью ползёт она…»)
— Почему за помощью Стрекоза пошла к Муравью?( — Потому что Муравей и Стрекоза родственники – кумовья, а еще муравей труженик, он подготовился к зиме)
— С какой просьбой она обратилась к Муравью? (Стрекоза обратилась к Муравью с просьбой приютить её до весны, прокормить и обогреть)
— Чем закончился их разговор?- ( Муравей отказался приютить Стрекозу.)
Почему?- (Потому что Стрекоза все лето пела и плясала, когда надо было готовиться к зиме.)
— Какой человеческий недостаток высмеивается в басне?( лень, легкомыслие, праздность, т.е. бесцельная жизнь, безделье, беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне
— Какова же мораль этой басни? В чьих словах она выражена? ( Она выражена в словах Муравья: «Ты все пела? Это дело, так поди же попляши!»
Как вы понимаете эти слова? ( Ты отдыхала, весело проводила время, ну и отдыхай дальше)
-Какие пословицы выражают главную мысль басни? Соберите пословицы, выберите ту, которая подходит к нашей басне.
Пословицы.
1) Поспешишь … …один отрежь.
2) Семь раз примерь… …потехе час.
3) Делу время… ….людей насмешишь.
Делу время – потехе час. Докажите!
Кто из героев вам понравился больше и почему?
-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?
— Какими вы их представляете?
Работа в парах
У вас лежат конверты. В конвертах характеристики героев. Подчеркните красным цветом слова, которыми вы могли бы охарактеризовать Стрекозу, а зеленым – Муравья.
Ленивая, усердный, бездельница, труженик, нерадивая, трудолюбивый, избалованная, упорный, работящий, слабовольная.
Закрепление изученного материала.
1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.
-Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.
2) Чтение по ролям.
— Сколько действующих лиц в басне? 3 -автор, Стрекоза, Муравей)
3) Инсценирование басни
Итог урока
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Что такое басня?
— Какая мораль в басне?
— Какие человеческие недостатки высмеиваются в басне?
— Как бы вы поступили на месте Муравья?
Ребята, а как вы думаете каких людей на свете больше, таких как Стрекоза, или таких как Муравей?
Давайте дадим совет молодым стрекозам, чтобы они не оказались на месте Стрекозы!( быть ответственным и заранее думать о жилье и пище, меньше отдыхать, больше работать, не быть легкомысленной и беззаботной)
Молодцы! Урок окончен!
Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»
Цель деятельности учителя: развитие умений анализировать произведение в жанре басни, умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).
-уметь отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни
-проявлять интерес к учебной деятельности.
Оборудование урока: УМК «Школа России», Литературное чтение 2 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, тетрадь, ручка, карандаш, презентация к уроку, школьная доска.
№
Этапы урока, методы и приёмы
Время
(мин.)
Содержание. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Самоопределение к деятельности
1 мин
— Здравствуйте, ребята! Желаю вам удачи на уроке.
-Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, чтобы все необходимое лежало на парте, а не нужно убрали в портфель.
-Приветствуют учителя
-Проверяют готовность к уроку
Л: мотивация к учебной деятельности
2.
Актуализаций знаний и мотивация.
Словарно–орфографическая работа
4-5 мин
— Начнем наш урок с речевой разминки
Ваня , Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород
— Определите, какой это жанр?
— Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией
— Прочитайте с веселой интонацией
— Прочитайте с весело
— Прочитайте небылицу быстро
-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А. .Крылова.-Давайте вспомним, что такое басня?
-Кто главные герои басен?
-Что такое мораль? Молодцы
Читают медленно хором
небылица
читают небылицу с разной интонацией
Басня – это короткое, чаще всего стихотворное произведение, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей.
Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни
П: извлечение необходимой информации из текстов.
К: аргументация своего мнения и позиции, строить речевые высказывания в устной форме.
3.
Постановка учебной задачи.
Словесный, беседа
4 мин
-Отгадайте загадку:
Самолётик лёгкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо … | Он из веточек, из хвои Настоящий дом построит Без пилы и без гвоздей. Кто строитель? … |
-Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки.
-Это название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов. Будем учиться читать ее по ролям
Стрекоза
Муравей
Стрекоза и муравей
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
4.
«Открытие» нового материала
Словесный,
беседа
7-8 мин
-Откройте учебники на странице 106.
1) Первичное чтение басни. Басню читает Игорь Ильинский (медиаплеер).
2) Проверка восприятия.
-Понравилась вам басня?
-О ком и о чем говорится в басне?
Словарная работа.
-Какие незнакомые слова встретились в басне?
Зима катит в глаза — неожиданно наступает зима.
Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.
Нужда – недостаток чего-либо.
Удручена – огорчена.
Вешних – весенних.
Мурава – молодая трава.
внимательно слушают
-да
— о стрекозе и о муравье. Как стрекоза лето все протанцевала, а муравей работал.
Анализ, обобщение (П);
Структурирование знаний (П);
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Физкультминутка
1 мин
Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков)
Мись-мись-мись-мись. (приседания)
Повторение движений за учителем
Р.: умение соотносить свои действия с действиями учителя;
5
Первичное закрепление.
Работа с иллюстрацией
-Посмотрите на рисунок басне.
-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?
-Каким мы видим Муравья?
— Сравнит стрекозу летом и какая она зимой.
Первичное чтение басни учениками.
-Кто из героев вам понравился больше и почему?
-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?
Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.
-Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне?
-Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.
Чтение по ролям.
— Сколько действующих лиц в басне?
— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям.
— А теперь прочитаем по ролям отрывок очень выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они принадлежат?
— Как будем их читать?
-внимательно смотрят на рисунок, анализируют.
описание стрекозы и муравья
-чтение басни
Муравей – потому что он трудолюбивый
-Попрыгунья – потому что она все лето плясала и пела
-чтение по ролям
3 действующих лица – автор, стрекоза и муравей
Читает 1 пара учеников.
-стрекозе и муравью
Читает 2 пара учеников
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: смысловое чтение;
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
П.: анализ
Совершенствования вычислительных навыков и умений решать задачи
Поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений
К: умение выражать и обосновывать свою точку зрения
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
7-8 мин
Самостоятельная работа в группах.
— Сейчас мыс вами проведем работу по вопросам, которые вы обсудите в группах. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением сцены из басни.
— Собрав пазлы в группах, пересказать эпизод по составленной картинке.
— Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию.
-Какой момент басни представлен иллюстратором? Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию. Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.
Работа с пословицами.
-Соберите пословицы.
-Какие пословицы выражают главную мысль басни?
Пословицы.
1) Поспешишь … …один отрежь.
2) Семь раз примерь… …потехе час.
3) Делу время… ….людей насмешишь.
— Какие еще пословицы о труде вы знаете?
-внимательно слушают учителя
-заключительный
-Мораль басни. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!
-поспешишь – людей насмешишь
— семь раз отмерь – один раз отрежь
делу время – потехе час
-сделал дело — гуляй смело
-без труда не выловишь и рыбку из пруда
-кто веселится летом, тот плачет зимой.
К: умение общаться и договариваться в паре, вести диалог.
Р: контроль, коррекция
Домашнее задание
Выучить басню наизусть, с.106.
записывают домашнее задание
Р: осуществление итогового контроля
7
Рефлексия деятельности
2-3 мин
-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?
-Кого подразумевает под животными Крылов?
-Что осуждается в этой басне?
-Какова мораль басни?
-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни?
— Иван Андреевич Крылов написал много басен.
В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Выставление оценок.
-Спасибо за урок!
— Стрекоза и Муравей
-Людей
-Беспечность, леность, черствость, эгоизм
-Нужно все делать вовремя
-Делу время, потехе час
-ДА!!!
П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха
государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края
«Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Стрекоза и муравей»
(внеклассное чтение)
Подготовила и провела
воспитатель Носатова Н.П.
Цель занятия:
-Познакомить с жизнью и творчеством И. А.Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».
Задачи:
-Формировать универсальные учебные действия.
— Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.
— Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.
— Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
— Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.
-Добрый день,ребята и уважаемые гости!
Воспит.:Сегодня наше занятие посвящено творчеству великого баснописца И.А. Крылова.Мы вспомним прочитанные басни и ещё раз переосмыслим их значение и поучительность. Я надеюсь,это занятие вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят.
Её давно мы затвердили.
Её и внуки затвердят.
П.Вяземский
Иван Андреевич Крылов…Всмотритесь в его портрет.Образ «Дедушки Крылова» возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным.Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками.И вы даже не задумываетесь над тем,кто он писатель,драматург или баснописец.И только потом,позже,мы осознаем,что Крылов- прежде всего замечательный русский баснописец.
Ни один литератор не пользовался такой славой,как он и его басни.Высоко ценил его творчество А.С. Пушкин,назвав Крылова «Самым народным поэтом,превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов» назвал народ писателя.
В Санкт-Петербурге в 1855 г.в Летнем саду поставили памятник великому Крылову.До этого ни одному писателю памятников не сооружалось.Средства на памятник собирал весь народ.
Прошло 249 лет со дня рождения Крылова.А темы его басен актуальны и в наши дни.Потому что он писал о том,что волнует людей,о добре и зле.
Воспит.: Так что же такое басня?
Кирилл Д.: Басня- это краткий рассказ в стихах или прозе,нравоучительного характера,где главные герои-животные,растения,предметы.
Влад П.: -язык басни простой,хорошо запоминается,особенно начало и конец,где выражена основная мысль-мораль.
Воспит.: Что такое мораль?
Кирилл Д..: Мораль-начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом,где выражена главная мысль.
Воспит.: -правильно,мораль-это главная мысльбасни.
Воспит.: Скакой целью писались басни?
Дима Д.: Цель басни-показ человеческих пороков.Их высмеивание.
Воспит.: Мы с вами читали много басен.Скажите какие пороки,высмеивал Крылов?
Сергей Б.:Зависть,ложь,хвастовство,невежество,эгоизм,скупость,лицемерие.
Воспит.: Крылов боролся с недостатками и пороками которые мешают людям жить в мире и согласии.Его окружением были басни,которые учили жить по справедливости.
Физминутка
Быстро встали,улыбнулись,
Выше-выше потянулись,
Ну-ка!Плечи распрямите,
Поднимите,опустите.
Вправо,влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели,встали.Сели,встали.
Воспит.: Сегодня мы с вами остановимся на одной из басен Крылова. Ребята, сейчас внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. Данил Р.: (Муравьи)
Виталик А.: (Стрекоза)
Воспит.: Правильно,сегодня мы будем читать басню «Стрекоза и муравей».Но для начала я вам включу аудио басни,мы ее прослушаем и про себя прочитаете после мы ее прочитаем по ролям.
Чтение басни по ролям.
Басня «Стрекоза и муравей»
Р ассказчик:Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Стрекоза:Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Муравей:Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
Стрекоза:До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Муравей :А, так ты…
Стрекоза:Я без души лето целое все пела.
Муравей:Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Словарная работа:
Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)
В мягких муравах у нас — в мягкой траве у нас (молодая трава)
лето красное — тёплое, красивое, солнечное
оглянуться не успела — очень быстро
до вешних дней — до весны
голову вскружило — обо всём забыла
помертвело чисто поле — опустело, неподвижное, бесчувственное
злой тоской удручена — огорчена, тоскливо ей, подавлена
нужда — недостаток в необходимом
Воспит.: Какая мораль басни?
Данил Р.: Автор высмеивает лень.
Воспит.: Что осуждает автор?
Кирилл Д.: Крылов осуждает лень,беспечность.Он выражает народную мудрость.Которая считает труд основой жизни и благополучия,и не прощает тех,кто бездельничает.
Воспит.: Скажите как вы думаете если вы все время будете лениться,не учиться то вы добьетесь чего-нибудь в жизни?
Влад П.:Если мы будем лениться как стрекоза то нас в будущем ничего не ждет.
Воспит.:А если вы будете трудиться как муравей,то что тогда вас ждет?
Сергей Б.:Если мы будем трудиться,то в будущем добьемся хороших целей,и главное для нас сейчас учеба.
Воспит.: А теперь после прочтения басни,мы с вами разгадаем кроссворд.
По горизонтали
3. Как Крылов называет стрекозу
4. Любимое время года героини
5. Какое время года приближается в басне «Стрекоза и Муравей»
7. Что Стрекоза делала всё лето
По вертикали
1. Фамилия автора басни
2. как Стрекоза обращается к Муравью
3. Закончи: «Ты всё пела, это дело. Так пойди и …»
6. К кому за помощью обращается Стрекоза
Воспит.:Сейчас мы немного отдохнем и посмотрим мультфильм «Стрекоза и муравей»
Воспит.: Скажите после просмотра мультфильма скакими пословицами перекликается басня?
Сережа Б.: Труд кормит,лень портит.
Дима Д.: Как потопаешь,так и полопаешь.
Кирилл Д.: По работе и награда.
Данил Р.: Делу время,потехе час.
Воспит.: Вот мы с вами прослушали и посмотрели басню.Возможно,кто-то узнал в басне себя,кто-то своих друзей.
Воспит.: Как вы думаете,чему учат басни?
Данил Р..: Басни учат быть хорошими людьми-трудолюбивыми, справедливыми, добрыми, честными, вежливыми,скромными.
Влад П.: — басня дает мудрые советы, как бороться с жадностью,лестью,невежеством.
Воспит.: Вечен Крылов, пока живы зависть.Воровство,неблагодарность,трусость,пока несовершенен род человеческий.
Я надеюсь, что нравоучения И.А.Крылова помогут вам стать лучше.
Закончим наше занятие строками замечательного стихотворения М.Исаковского
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
-Спасибо за занятие, подготовку к занятию, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/456365-strekoza-i-muravej
Автор На чтение 18 мин. Опубликовано
Сценарии сказок
Сценарий сказки «Три поросенка» на новый лад
Вольный сценарий на мотив сказки Сергея Михалкова «Три поросенка». Сценарий рассчитан на учащихся школы 5-6 классов.
Действующие лица: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф, Волк-милиционер, Еж-мудрец, 3 Зайчишки-мальчишки, 2 Лисички-сестрички, 2 ведущих.
Музыкальное оформление (песни со словами) : м/ф «Приключения капитана Врунгеля» песня «Мы бандито» м/ф «Бременские музыканты» песня «Говорят, мы – бяки-буки…», м/ф «Пес в сапогах» песня «Мы бедные овечки, никто нас не пасет» к/ф «Следствие ведут знатоки» песня «Если кто-то кое-где у нас порой…» к/ф «Бригада» саундтрек или к/ф «Бумер» саундтрек, м/ф «Крошка Енот» песня «Улыбка»
Сценарий сказки «Теремок»
Сценарий постановки русской народной сказки «Теремок». Сценарий рассчитан на детей 4-6 лет и подойдет для постановки в детском саду.
Для постановки понадобиться: 1. Домик-теремок, лес, елка, береза, заборчик, лавочка у домика, зонтик, печка, чугунок, хохломские столы с хохломской утварью, самовар, красивая, сказочная коробочка с мягкими игрушками по сказке.. 2. Костюмы: мышке, лягушке, зайцу, петушку, лисичке, медведю, веник – мышке, топор – зайцу, гармошку – петушку. 3. Занавес.
В зале звучит музыка «В мире много сказок», входят дети, занавес закрыта, за ней стоит теремок, лес, печка…
Ведущий: Дети! Сегодня весь текст→
Сценарий сказки «Золушка»
Сценарий представления по мотивам сказки Шарля Перро – «Золушка». Представление состоит из пяти сцен.
Действующие лица: Рассказчик, Золушка, Мачеха, Виталина И Люсинда (сестры Золушки), Фея, Принц, королевские слуги.
Рассказчик: Давным-давно, в одной далекой стране жил-был вдовец, у которого была добрая прелестная дочка. Однажды он женился на другой женщине со скверным недобрым характером. У нее были две родные дочери, которые по характеру были как две капли воды похожи на свою мать. Она их очень любила и баловала, а вот падчерицу невзлюбила и заставляла весь текст→
Сценарий сказки «Репка»
Сценарий русской народной сказки Репка. Сценарий рассчитан постановку с детьми младших группы детского сада (3-5 лет). Основная роль в представлении принадлежит рассказчику-взрослому.
Действующие лица: Рассказчик, Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
На сцене декорация: изба, огород.
Рассказчик: Жил в одной деревне Дед Вместе с Бабкой много лет. Захотел однажды Дед Репки пареной в обед.
Дед: Что ж, пожалуй, я схожу Да и репку посажу.
Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.
Сценарий сказки «Морозко»
Сценарий театрализованного представления из восьми сцен по мотивам русской народной сказки «Морозко».
Действующие лица и исполнители: Настенька, Митрофанушка, Старуха, Иван, Морозко, Бабка с клюкой, Старичок Боровичок, Баба Яга, Три девицы, Сваха, Жених.
Играет песня о сказке.
На сцене звучит голос: Добрый день гости званные, да желанные. Рады видеть вас в нашем тереме. Снова сказка к нам в гости стучится, Приглашает друзей Новый Год! В сказке всякое может случиться, Мы не знаем всего наперед. Вновь над сказкой смеемся и плачем, что там будет в туманной дали? весь текст→
Сценарий сказки «Красная шапочка»
Детский сценарий по сказке Ш. Перро «Красная шапочка». Действующие лица: две сказочницы, Красная шапочка, её мама, цветы, волк, деревенские девочки, бабушка, дровосеки.
Оформление зала: декорации домика бабушки, декорации домика мамы и лес. На полу расположены два отрезка зеленой ткани с цветами, символизирующие поляны.
На сцену выбегают две сказочницы.
Сказочница 1: Девочка в лесу живет И танцует, и поет. Любят все ее и ждут Красной Шапочкой зовут
Сказочница 2: С мамой здесь живет одна. Любит бабушку она. Поудобней сядь-ка, зритель И внимательно смотри весь текст→
Сценарий сказки «Снежная королева».
Сценарий спектакля по сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева».
Персонажи: Сказочник, Снежная Королева, Кай, Герда, Бабушка, Водяной и лягушата (2 детей), Карлсон и Малыш (ребенок), Атаманша и разбойники (2 детей), Олень (ребенок).
Звучит музыка вьюги. Входит Сказочник.
Сказочник: Как на улице метет! Это разгулялась сама Снежная Королева. А что? Я напишу про нее сказку детям на развлечение, взрослым на поучение.
Сказочник садится за столик, берет гусиное перо, бумагу и пишет, приговаривая: Какое это чудо – лист бумаги. Бывает белоснежным он с утра – И вдруг: весь текст→
Польза смешных сценок для детей
1. В домашнем использовании лучше всего зарекомендовали себя юмористические сценки на разные темы. Они популярны у детей, так как не обязывают к такому проявлению актерского мастерства, как, например, в мини-спектакле. Желание отыграть веселую миниатюру, чтобы рассмешить зрителя, откроет все скрытые таланты ребенка. Кроме того, смешные сценки для детей помогут:
- избавиться от страхов и робости;
- развить память;
- выразить эмоции;
- повысить самооценку;
- проявить творческий подход к оформлению и исполнению сценки.
2. С большей охотой дети берутся за сценки, связанные с их повседневной жизнью и привычками, например, шуточная встреча с другом; что может произойти с любителем конфет; как ведет себя ребенок, который везде опаздывает или что-то постоянно теряет. Такие инсценировки помогают ребятишкам взглянуть на свои качества со стороны. Кроме того, даже не обладая особыми артистическими данными, короткую смешную миниатюру можно показать во время праздника гостям и пригласить их поучаствовать.
3.
Идеально подойдут для детей дошкольного возраста короткие сценки, имитирующие жизнь и повадки животных, которых малыши любят и хорошо знают (кошки, собаки, тигрята, обезьянки). Дошколята, обладающие пластичностью и непосредственностью, легко изобразят любимых персонажей. Такое действо расширяет знания дошколят об окружающем мире.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ, ШОУ
- ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО НЕПТУНАсценарий театрализованной интеллектуальной игры
для учеников 3-4 классов - КЭТ-ШОУ «МУР-МЯУ»сценарий шоу-программы для учеников средних классов
- БОТАНИЧЕСКИЙ КВНсценарий конкурсной программы для учеников вторых классов
- БОТАНИЧЕСКИЙ КВНсценарий конкурсной программы для учеников третьих классов
- МИСТЕР ПЕРВОКЛАССНИКсценарий конкурсной программы для учеников первых классов
- ШАШКИ-МУЛЬТЯШКИсценарий интеллектуальной игры для учеников 3-4 класса
- ВОЗДУШНЫЙ БОЙсценарий интеллектуальной игры для учеников 8 класса
- САМЫЙ УМНЫЙинтеллектуальная игра для начальных классов
- КВН «В МИРЕ СКАЗОК»сценарий мероприятия по гендерному воспитанию для детей 5-7 лет
- СУПЕРПАПА
шоу-программа для учеников средних классов - СУПЕРМАМА
шоу-программа для учеников средних классов
Музыкальная сказка-переделка на юбилей мужчине
Все женщины прекрасно знают, как же сложно угодить с подарком мужчине! И не важно сколько ему лет: 6 или 60. Кроме, извините, машинок, носков, галстуков, гелей и дезодорантов в голову ничего особенного не приходит… К великому сожалению, конечно!. А вот к счастью, именно для вашего мужчины, который будет отмечать юбилей, подготовлена эта совершенно эксклюзивная, нигде ранее не встречаемая сказка-переделка, причем музыкальная!
А вот к счастью, именно для вашего мужчины, который будет отмечать юбилей, подготовлена эта совершенно эксклюзивная, нигде ранее не встречаемая сказка-переделка, причем музыкальная!
И даже не одна! Для именинника вы с командой единомышленников сможете исполнить настоящий сказочный РЭП! Не вы лично, а разные герои сказок, в которых вы будете перевоплощаться!
Музыкальная сказка-переделка легка в исполнении, важно только одно, и в этом трудность — не засмеяться самим во время исполнения!
Так что, хорошего вам празднования юбилея дорого мужчины! Повеселитесь от души!
Предварительная подготовка:
- Записать подходящий для рэпа бит.
- Подготовить костюмы сказочных персонажей.
Действующие лица:
Буратино. Мужчина. Разноцветная шапочка на голову и длинный нос на резиночке сделаны из картона.
Колобок. Мужчина. Круглая маска колобка на резинке с румяными щечками. Глаза с прорезями, чтобы было видно. Улыбка на все лицо. Кепка на голове, шарф на шее.
Репка. Молодая фигуристая девушка. Красивая шапочка в виде ботвы. Короткая юбочка. Яркий красивый макияж.
Курочка Ряба. Желательно, чтобы играл ее крепкий, полный мужчина. Костюм — многоярусная, широкая, в виде балетной, но длиннее, юбка. На голове небольшая шапочка с хохолком. В руках огромное яйцо, сделанное из папье-маше. На лице густо нарисованные усы и брови. Красные щечки-яблочки. Говорит с грузинским акцентом.
Сказочный рэп.
Буратино:
Посмотрите внимательно на эту картину.
Что там нарисовано? Правильно, картина.
Дверь открывает ключ золотой,
Без него не попасть всем нам домой.
Так посмотрите на меня все едино.
Кто я из сказки? Конечно, Буратино!
Колобок:
Кидало меня от зайца к волку,
Но всех их легко сбивал я с толку.
Но наступила черная полоса,
В лесу на опушке мне встретилась лиса.
Вот тут пострадал мой румяный бок.
Ведь я из сказки. Зовусь Колобок. (Е, комон!)
Репка:
Мне все говорили: «Не верь ему, детка.
Он старше тебя, он старый дедка.
Он в грядку тебя малой посадил,
Любовно поил, через день подходил.
А время пришло и за волосы-пряди
Схватил тебя бедную грубо так сзади.
Зря ты послушала этого деда,
Выросла вон какой — глупенькой репой.
Он вместе с бабкой тебя тащил,
Мало того, всю семью пригласил.
Ты долго, упорно сопротивлялась,
А мышь прибежала и все — сразу сдалась.
И вытащили всею семьею.
Тебя с ботвой и землею». (Ё-Ё-Ё)
Курочка Ряба (плохо говорящая по-русски):
И я расскажу вам сказку про то,
Как каждый день клевала зерно.
И вроде бы мирно все так было,
Пока золотое яйцо не родилось.
Как с цепи тут сорвался тот дед,
Молот взял и словно атлет
Долго и нудно по нему так бил,
Что голову мне, курице, чуть не разбил!
Вот только не на того он нарвался!
Мой яйцо не сдавался!
Бабку позвал, на ухо шептал,
Чтоб та мой яйцо в клочья порвал.
Но и бабка – не сильна.
Не побила моего яйца!
Тут на беду мышь пробежала.
Я ее даже немного узнала,
Она у меня в курятнике живет,
Со мной ест, со мной воду пьет.
Но хвост ее, наглый такой подлец,
Махнул по яйцу и пришел тут конец.
Яичко мое разбилось…
Как-то так получилось.
И что же я слышу? Ревет тот дед,
И бабка рыдает деду вслед.
Вот сами не знают, чё им хочется,
Только яйцо назад не воротится.
Ладно, пожалела я стариков лицо,
Рожу вам простое, белое яйцо! (ЁЁЁ! Еврибади!)
Во время своих выступлений, герои сказок пританцовывают в такт заданному биту.
По окончании выходят все на середину зала и кланяются под аплодисменты гостей. Потом, пританцовывая под бит, уходят.
Музыкальная инсценированная басня-сказка «Стрекоза и муравей» на новый лад
Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые
Спам15Ирина Истомина (Irista) (03.09.2015 12:18)
Очень трудно найти сценарий, по которому можно поставить современную сценку. Ваш сценарий мне понравился, потому что, благодаря современным музыкальным композициям, становится зрелищным и интересным для детей. Спасибо за ваш материал!
Спам14Инна (Казачкова) (01.09.2015 19:35)
Очень интересный материал, обязательно воспользуюсь им, расскажу коллегам. Спасибо
Спам13Стародубова Татьяна Васильевна (starodubovatat) (27.08.2015 22:21)
В мероприятии созданы все условия для развития артистических,творческих, музыкальных способностей детей. Получился детский мюзикл, только не использованы элементы хореографии, наверняка артисты могли бы не только петь, но и станцевать что-нибудь. А в общем интересно.
Спам11Орешкина Наталья Николаевна (madamoreshkina2012) (14.08.2015 13:07)
Сценарий очень интересно представлен…Мне тоже очень нравится ставить с детьми музыкальные сказки и постановки.Современные дети ,действительно,из музыкального материала выбирают то,что им ближе…и чаще всего это не детские песенки.Поэтому учителя музыкальной школы подобрали такой материал и создать такую постановку параллельно с прохождением данной басни на уроках литературного чтения мне кажется очень уместно..
Спам10Якупова Рита Расиховна (чернаяночь) (11.08.2015 20:59)
Сценарий 21 века. Необычно, но интересно. Полностью согласна с Метлицкой А.! Надо учиться классику соединять с современностью! Пробовать и не бояться этого делать! Спасибо авторам.
Спам8Метлицкая Антонина (AntoninaM18) (06.08.2015 01:11)
Авторымузыкальной инсценировки показали нестандартный подход к постановке такой знакомой басни. Идея хорошая. Что касается музыкальных подборок, тут можно и своё творчество и вкус применить, и подобрать те «минусовки», которые вам больше подходят (это к комментарию Сараевой С.В.) . Но и брать только детские песенки 80-х годов сейчас не получится
Наши детки уже не те! Одна из указанных целей: «показать важность получения школьных знаний» здесь не уместна (опять же моё мнение!). Здесь правильно (или достаточно) одной цели: «создание условий для развития артистических,творческих, музыкальных способностей детей»
И почему-то нет кнопки «скачать»
Упаковываем то-не-знаю-что в подарок царю
Царь велел без подарка на пир не являться. А поскольку у него все есть, то единственное, что он хочет получить в подарок — «То-не-знаю-что». Ваша задача – этот подарок упаковать. Два ребенка становятся рядом, рука об руку. Соприкасающиеся руки им связывают, а свободными руками они вдвоем должны завернуть сверток в бумагу и обвязать его тесемкой.
Двигаясь по карте, дети попадают в избушку к бабе Яге, которая требует разгадать ее загадки.
Загадки Бабы Яги:
- Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата. (Баба Яга)
- Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора).
- Животное, в которое была заколдована Кащеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка)
- Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок).
Веселая сказка экспромт для младших школьников
(Эта сценка-бегалка. Для ее проведения необходимо приготовить 6 стульев и карточки со словами для 6-ти участников. Суть игровой сценки: участники садятся на стулья, но, как только в тексте ведущего услышат упоминание своего персонажа, быстро встают, произносят свою фразу и бегут по часовой стрелке вокруг стульев, а при упоминании Школа – бегут все)
Действующие лица и реплики:
М я ч («Я накачанный такой, поиграйте же со мной!»),
У ч е н и к («А чего я-то?! Я вообще ни при чем!»),
К н и ж н ы й ч е р в я к («Ням-ням-ням! Все мне книжки по зубам!»),
Д и р е к т о р («Завтра в школу с родителями!»),
С т е к л а («Дзынь!»),
Ш к о л а («Хочу каникулы!»).
ТЕКСТ
Каждый гражданин государства Российского старше семи лет знает, что такое Школа. Учебные дни — это трудовые будни всех детей нашей необъятной страны. Каждый день рано утром поднимается наша молодежь, берется за портфели и топает в Школу.
Вот и в это майское утро понуро брел в Школу сонный Ученик.
Не баловала его школьная жизнь оценками, придирались к нему строгие учителя, и чаще, чем хотелось бедному Ученику, вызывал его в свой кабинет суровый Директор.
И не знал Ученик, что в шкафу директорского кабинета, за мутными Стеклами, в толстых пыльных книгах, учебниках и методичках жил себе да поживал веселыйКнижный червяк.
Но наш рассказ не о Книжном червяке, а о бедном Ученике, которому так не хочется идти в Школу.
Вдруг мальчик увидел, что на школьном дворе ребята играют в Мяч, и ребята тоже увидели его и закричали: «Иди скорее к нам!» Ученик по привычке со всей силы ударил по Мячу.
Звякнуло оконное Стекло в кабинете Директора. «Пш-ш-ш!» — сказал лопнувший Мяч. «Ха-ха-ха!» — сказал веселыйКнижный червяк.
И вот вызвал бледного Ученика к себе в кабинет рассерженный Директор, показал ему этот вечно не в ту сторону летящий Мяч и потребовал объяснений.
Обещал выгнать Ученика из Школы и даже (что еще хуже) оставить на второй год! Что-то залепетал Ученик в оправдание, и в этот момент подавился алгеброй в шкафу Книжный червяк и вывалился прямо на стол! Увидев его, Директор возмутился. А Книжный червяк подумал: «Лучше бы я жил в библиотеке, жевал фантастику и сказки. Ну ее, эту Школу!»
( Старостина А.П.)
Царский пир
Чтобы попасть на пир к царю, нужно сначала разгадать загадки!
Загадки царя:
- Одно из имен Василисы (Премудрая, Прекрасная.)
- Яблоки, дающие молодость? (Молодильные).
- Дерево, чаще всего встрещающееся в сказках? (Дуб).
- Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч).
- Кот в русских народных сказках (Баюн).
- Животное, в которое была заколдована Кащеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка)
После этого все усаживаются за стол и начинается пир. Если детям интересно и они не устали, можно загадать еще несколько сказочных загадок, в разгадывании которых примут участие и взрослые гости:
Загадки за столом:
- Какую награду обещают сказочные цари, сказочным героям. (Полцарства, дочь).
- Что является высочайшим достижением общепита? (Скатерть-самобранка).
- Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей.(Игла).
- Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок).
- Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?(Колобок).
- Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка).
- В какой сказке говорится про то,как заяц стал бомжом, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и только вмешательство
- третьего лица помогло восстановить справедливость. (Заячья избушка).
- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора).
- Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)
- В какой сказке говорится о деятельности хозяйств, где недостаток техники компенсируется количеством рук(лап) при очень большом урожае? (Репка).
Советы по проведению смешных сценок
Выступление перед зрителями, даже если это бабушка с дедушкой, всегда вызывает волнение участников и организаторов. Несколько полезных советов, которые помогут провести сценку так, чтобы все остались довольны.
- Хорошее праздничное настроение у всех – меньше волнения у актеров.
- Если ребенок забыл текст, необходимо шепотом подсказать.
- При неудачном обращении с реквизитом необходимо помочь.
- Зрители должны хлопать, подбадривать участников сценки смехом.
- В конце миниатюры – аплодисменты, а лучше призы.
- Поддержка взрослых от начала и до конца всего творческого процесса закрепляет успех и стимулирует к дальнейшему творчеству.
для старшей логопедической группы
Роли:
- Ведущий
- Сорока
- Настенька
- Зайка
- Лиса
- Медведь
- Волк
Ведущий Здравствуйте, дорогие зрители!
Сказку увидеть не хотите-ли?
Садитесь рядком,
Садитесь ладком.
Тише, дети, не шумите!
Нашу сказку не спугните!
Сказка уж давно пришла,
Очень вас ждала она!
Приготовьте ушки, глазки-
Начинаем нашу сказку!
Под музыку в зал влетает Сорока.
Сорока
Я- Сорока- Белобока
Прилетела издалёка.
Я тут взад- вперёд летаю
Всё про всех в округе знаю.
Всё, что знаю- расскажу,
Расскажу, да покажу.
Вы тихонько посидите,
Да всё сами поглядите!
Под музыку появляется Настенька, она гуляет по лесу, собирает хворост.
Сорока Настенька, куда это ты собралась? В лесу метель, холодно, страшно!
Настенька Меня мачеха послала
В лес густой, дремучий.
Сорока Как же ты пойдёшь в метель
И мороз трескучий?
Настенька Валенки надела я
Шапку, рукавицы
И платок сегодня мне
Тоже пригодится.
Настенка дальше идёт по лесу
Вот и лес, кругом снежок,
Белый, серебристый.
Там за ёлкой промелькнул
Заинька пушистый.
Под музыку появляется Зайка, он прыгает между елочками
Настенька Зайка, Зайка, от кого
Скачешь без оглядки?
Зайка Я от холода бегу,
Заморозил лапки.
Настенька (жалеет Зайку)
Бедный Заинька, не плачь,
Я тебя согрею:
Варежки мои возьми
И надень скорее!
Зайка Отогрею свои лапки.
Спасибо, Настенька.
Под музыку Настенька гуляет по лесу, собирает хворост.
Под музыку появляется Лиса.
Настенька Расскажи, Лиса, зачем
Ты в снежок зарылась?
Лиса Мёрзнут лапы у меня,
От мороза скрылась.
Настенька (жалеет Лису)
Бедная, Лиса, не плачь-
Я тебя согрею:
Валенки мои возьми
И надень скорее!
Лиса Вот теперь наверняка
Я станцую гопака!
Лиса и Настенька танцуют под весёлую музыку. Лиса уходит.
Под музыку Настенька гуляет по лесу, собирает хворост.
Под музыку появляется Медведь.
Настенька Мишка, Мишка, что с тобой?
Мишка Отморозил уши, ой!
Настенька
Бедный Мишенька, не плачь!
Я тебя согрею-
Вот платок мой шерстяной,
Надевай скорее!
Мишка, надевает платок
Я теперь платком укроюсь
И поглубже в снег зароюсь.
Под музыку мишка уходит.
Под музыку Настенька гуляет по лесу, собирает хворост.
Под музыку появляется Волк.
Настенька Отчего, Волчок, дрожишь, что с тобою?
Волк Мёрзнет спинка у меня,
Холодно зимою.
Настенька Бедный Волк- волчок, не плачь!
Я тебя согрею-
Шубку тёплую мою
Надевай скорее!
Волк надевает шубу
За твою-то доброту
Хворост мигом соберу!
Выходят все звери
И мы тоже, и мы тоже
Хворост собирать поможем!
Под музыку все звери собирают хворост, зажигают «костёр» и водят вокруг него хоровод. Затем выстраиваются в линию.
Сорока: Вот что я здесь увидала,
Да и всё вам рассказала.
Все герои нашей сказки
Постарались здесь для вас.
Если было интересно-
Вы похлопайте сейчас!
Под музыку «артисты» выходят на поклон.
Представление артистов.
Сценарий драматизации «Зимняя сказка» для старшей логопедической группы
Тема: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»
Цель:
- Ознакомить
учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» - Развивать
эмоционально-эстетическое восприятие произведения - Развивать
творческие способности детей - Обогащать
словарный запас и способствовать развитию речи - Учить
читать басню по ролям - Учить
умению преобразовывать художественные тексты от лица героя - Учить
работе в команде
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
II.Проверка домашнего
задания.
Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
III. Изучение нового материала.
1. – Сейчас вы сами определите
тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.
Дети делятся на 3 группы. Вспомнить правила работы в группе.
1 группа. Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте
их названия:
А Р Т О К Е
З
С
В А Й Р У Е М
Дети
отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».
2 группа. — Соедините
карточки попарно. Карточка, которая останется одна ,будет сегодняшней темой нашего
урока.
Лев и медведь Звери Воробей и голубь Птицы Окунь
и карась Рыбы
Стрекоза и муравей
( Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна.)
3 группа.
Карточка: Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название
басни, которую мы будем сегодня читать.
Две
горошины – глаза, В лесу у пня
беготня, суетня,
Ножки – грабелькой,
Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик –
сабелькой,
Себе дом строит.
Крылья –
бантиком.
(Муравьи)
(Стрекоза)
Определяем
тему урока и ставим перед собой цели.
И.А.Крылов.
Басня «Стрекоза и муравей» Слайд 1-2
- Актуализация
знаний
– Что такое
басня?
Ответы
детей.
Запись в
тетрадь: Басня – это короткие, чаще всего стихотворные
рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается
об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали
осуждаются глупые или плохие поступки. Слайд 3
3. Работа над произведением. Слайд 4-5
1) Об
авторе
– Басню
«Стреказа и муравей» написал писатель Иван Андреевич Крылов. Родился будущий
знаменитый писатель в 1769 году в семье армейского офицера. Семья была бедной,
и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Позже ему
довелось учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние
учителя. Они учили детей русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване
разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану Крылову исполнилось
10 лет, умер его отец. Семья лишилась последних средств к существованию. Ване
пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал?
Переписывал бумаги (ведь компьютеров в то время ещё не было), разносил пакеты с
документами. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это
были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки,
стихи. Среди них была книга «Басни Эзопа». (Эзоп жил много-много лет назад
в Древней Греции.) Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал
басни. Всю жизнь Иван Андреевич работал и учился. Работать он начал
в 11 лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года
овладел им в совершенстве.
Физкультминутка.
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведем.
И очень глубоко
Всей грудью вздохнем.
2) О главных героях
— Вы видели муравьев? Что вы можете сказать о них? Слайд 6
— Жизнь муравьев очень сложна и богата
различными интересными фактами. Основным органом чувств у муравьев является не
зрение, а обоняние и осязание, функции которых выполняют усики. Наблюдая за
муравейником, можно заметить, что от него идут во все стороны дорожки, по которым
снуют муравьи. Одни бегут от гнезда в поисках корма, другие возвращаются в
муравейник с добычей. Необходимо помнить, что муравейники всегда нуждаются в
охране.
— Кто видел стрекозу? Какого цвета она?
Почему ее называют стрекоза? ( она стрекочет). Слайд 7
Стрекоза- хищник, она питается другими насекомыми, например, личинками комаров.
Личинки стрекозы живут в воде, питаются личинками других водных насекомых и
беспозвоночных. Если в водоеме недостаточно пищи, личинки быстро поедают друг
друга. Стрекозы, не поворачивая головы, могут видеть, что происходит сзади.
3) Словарная
работа: Слайд 8
— удручена –
огорчена
— вешних –
весенних
— оглянуться
не успела – прошло всё очень быстро
— помертвело
чисто поле – Урожай собран.
Цветы и травы увяли.
— как
под каждым ей листком был готов и стол и дом – везде могла
найти себе приют.
— и
кому же в ум пойдёт – никто не подумает
Физкультминутка.
— Представили, что мы стрекозы. Покажите, как
они прыгают с цветка на цветок и машут крыльями.
Дети прыгают и машут ручками.
1) Вопросы. Слайд
9
— Кто из героев басни вам понравился и почему?
— Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
— Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
— К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
— Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
— Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
— Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться,
но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
— На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом
деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди
иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)
4. Чтение басни по ролям.
— Сейчас мы будем читать по ролям. Каждый участник
диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того,
что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих
партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.
5. Итог урока.
— Ребята, а теперь посмотрите на экран, здесь
спрятались слова из известных пословиц о труде.
Составить пословицу из данных словосочетаний. Слайд 10
Поспешишь
– людей насмешишь;
Кто
веселится летом, тот плачет зимой;
Без
труда не выловишь и рыбку из пруда;
Скучен
день до вечера, коли делать нечего.
(представители
от группы зачитывают получившиеся пословицы)
— Молодцы.
— Давайте
подведем итог. С какой басней мы сегодня с вами работали? Кто автор? Какова
мораль? Достигли ли цель?
Оцените свою
работу на уроке
6.
Рефлексия
— Ребята,
понравилась ли вам урок?
7.
Домашнее задание. Слайд 11
На следующий
урок литературного чтения записываем: «Выучить понравившеюся часть басни
«Стрекоза и Муравей» наизусть.
— На этом
урок окончен. Спасибо всем.
Приложение
А Р Т О К Е
З С
В А Й Р У Е
М
Лев и медведь Звери Воробей и голубь
Птицы
Окунь и карась Рыбы
Стрекоза и
муравей
Две горошины –
глаза, В лесу у пня беготня,
суетня,
Ножки – грабелькой,
Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик –
сабелькой,
Себе дом строит.
Крылья – бантиком.