Сказка странствий с мироновым

Они должны быть самыми близкими людьми на свете, а вместо этого у них бесконечные разборки. они дерутся, ссорятся, жалуются и

Они должны быть самыми близкими людьми на свете, а вместо этого у них бесконечные «разборки». Они дерутся, ссорятся, жалуются и порой, кажется, ненавидят друг друга. Отношения братьев и сестер в детстве часто далеки от идеальных, но обычно это проходит с возрастом. А пока родителям нужно лишь смириться и ждать, время от времени успокаивая сердце прекрасными фильмами о братско-сестринской любви. В сегодняшней подборке — именно такие картины.

  • Твои, мои, наши

  • Дети шпионов

  • Стюарт Литлл

  • Инопланетянин

  • Ловушка для родителей

  • Уж кто бы говорил-2

  • Сказка странствий

  • Братья Львиное сердце

  • Мой ангел-хранитель

  • Комментарии

Твои, мои, наши

Он – одинокий вдовец, она тоже недавно потеряла мужа. Они встретились, полюбили друг друга и решили жить вместе. Казалось бы, обычное начало банальной истории, если бы не одно «но»: у него восемь детей, а у нее – десять. И теперь всем им предстоит как-то уживаться друг с другом, а несчастным родителям — разбирать многочисленные (и это мягко сказано) взаимные претензии.

❗Что вы знаете о битвах между братьями и сестрами, если вам не приходилось мирить 18 детей сразу? Незатейливая картина с предсказуемым финалом прекрасно подойдет для вечера выходного дня, когда душа просит чего-то легкого.

© kinopoisk.ru

© kinopoisk.ru

Дети шпионов

Грегорио Кортес и Ингрид – два самых крутых шпиона в мире. Они должны были уничтожить друг друга, но вместо этого влюбились и поженились. Однако через несколько лет им пришлось вернуться в игру. А вместе с ними в нее оказались втянуты и их дети, которым предстоит спасти похищенных родителей.

Кстати, у фильма имеется продолжение – вторая, третья и четвертая части. Последнюю я лично не рекомендую, но первые три вполне смотрибельны.

❗Приключенческий шпионский фильм без глубокого смысла, но про отношения брата с сестрой в нем тоже есть.

© kinopoisk.ru

© kinopoisk.ru

Стюарт Литлл

Джордж – маленький мальчик, который мечтает о брате. Родители его желание исполнили, но очень своеобразно: в один прекрасный день они подарили ему… мышонка. Тот модно одет и даже умеет разговаривать.

Стоит ли упоминать, что вскоре на нового члена семьи Литтлов объявят охоту все коты в округе? Увлекательные приключения начались.

❗Добрый фильм для всей семьи с неподражаемым Хью Лори (знаменитый доктор Хаус) в главной роли.

© kinopoisk.ru

© kinopoisk.ru

Инопланетянин

В центре сюжета — дружба мальчика и случайно забытого на Земле инопланетянина, на которого охотятся специалисты NASA. При чем тут братья и сестры, спросите вы? Ну так у главного героя есть очаровательная сестренка, роль которой, к слову, исполнила совсем еще крошечная Дрю Бэрримор. Кстати, в одном из отзывов этот фильм назвали иллюстрированной Библией для детей. И с этим утверждением трудно спорить – столько в картине доброты и тепла. Пусть вас не смущает год производства (1982). Это тот случай, когда кино не устаревает.

❗Классическая лента Стивена Спилберга, которую нужно обязательно показать детям.

© kinopoisk.ru

© kinopoisk.ru

Ловушка для родителей

Легкая комедия о разлученных в детстве близнецах, не подозревающих о существовании друг друга. Одна девочка живет в Калифорнии с отцом, вторая – в Лондоне с матерью. Когда они случайно встречаются в летнем лагере, то решают поменяться местами. Их цель – воссоединить родителей, и стоит ли говорить, что это им удастся? На эту же тему, к слову, есть еще и другой фильм — Двое: Я и моя тень.

❗Отличная семейная комедия, которая украсит воскресный вечер. Бонус – хороший добрый юмор, понятный как взрослым, так и детям.

© kinopoisk.ru

© kinopoisk.ru

Уж кто бы говорил-2

Был такой фильм в моей юности «Уж кто бы говорил» с Джоном Траволтой и Керсти Элли. В нем мать-одиночка Молли знакомится по дороге в роддом с сердобольным таксистом, который становится сначала ее другом, а затем и сиделкой для новорожденного Мики. Вроде бы банальная история любви, но за развитием отношений героев мы следим глазами младенца, который обладает вполне себе членораздельным внутренним голосом (в оригинальном варианте малыша озвучивал сам Брюс Уиллис).

Во второй части этого фильма у Мики появляется такая же словоохотливая сестра, чему, кстати, мальчишка совсем не рад.

❗Наблюдать за ревностью крошечных существ довольно уморительно. Не случайно создатели не остановились на достигнутом и сняли впоследствии «Уж кто бы говорил-3».

© kinopoisk.ru

© kinopoisk.ru

Сказка странствий

А вы помните этот советский фильм 1983 года с блистательным Андреем Мироновым и Татьяной Аксютой? Это классическая сказка по мотивам «Снежной королевы» или «Гуси-лебеди» – история о сестре, которая самоотверженно ищет похищенного брата, наделенного редким даром находить золото. В пути девушка встречает чудесного странника, доброго волшебника, мечтателя и изобретателя, потрясающего человека, который становится ее ангелом-хранителем.

❗Тема самоотверженной сестринской любви красной нитью проходит через всю картину. Конечно, героиня отыщет брата, но найти не значит спасти…

© kinopoisk.ru

© kinopoisk.ru

Братья Львиное сердце

В центре фильма, снятого по роману Астрид Линдгрен, два брата. Первый, Карл Лейон по прозвищу Сухарик, болен туберкулезом и должен вот-вот умереть. Второй, Юнатан, благородный, честный и отважный, заботится о нем, словно отец. Однажды он внезапно погибает в пожаре, чтобы первым встретить Сухарика в волшебной стране Нангияле – месте, куда люди отправляются после смерти.

Знакомить с этой темой детей или нет, решать, конечно, родителям. Но я лично в свое время восприняла «Братья Львиное сердце» просто как прекрасную приключенческую сказку.

Нужно отметить, что братья и сестры (и отношения между ними) так или иначе фигурируют во многих произведениях самой великой (на мой субъективный взгляд) сказочницы. Прекрасны (без преувеличения) и прочие экранизации ее книг. Те же «Пеппи Длинный чулок», и «Эмиль из Леннеберге», к примеру.

❗Яркая картина, затрагивающая сложную тему жизни после смерти.

© kinopoisk.ru

© kinopoisk.ru

Мой ангел-хранитель

В центре сюжета — 11-летняя девочка, которая подала в суд на родителей, узнав, что единственной целью ее рождения было спасение жизни сестры, больной лейкемией. Она устала и больше не хочет быть донором. Но все не совсем такое, каким кажется.

❗Предупреждаю сразу: это не детское кино. Возрастные ограничения 16+. Поэтому смотреть стоит с подростками, готовыми к такой теме. Это очень глубокое и серьезное кино на невероятно сложную тему с потрясающим, переворачивающим сознание финалом.

© kinopoisk.ru

© kinopoisk.ru

Понравилась подборка? Тогда ставьте лайк, а еще пишите в комментариях, фильмы на какие темы вы бы хотели посмотреть? У меня наверняка найдется, что посоветовать, ведь кино – это моя большая пламенная страсть.

Андрей Миронов — культовый советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист РСФСР. За годы творческой деятельности сыграл в около пятидесяти кинокартинах, многие из которых сегодня входят в золотой фонд советского кинематографа. Ещё при жизни ставший кумиром миллионов советских зрителей, в настоящее время Миронов считается одним из самых неординарных и ярких артистов за всю историю отечественного кино.

Что нам известно о Андрее Миронове

Реальное имя:

Андрей Миронов

Дата рождения:

07.03.1941 года

Дата смерти:

16.08.1987 года

На момент смерти Андрею Миронову было:

46 лет

Гражданство:

?? &nbspРоссия

Рост Андрея Миронова:

182 см

Род деятельности:

Актер, Певец, Телеведущий

Видео с участием Андрея Миронова

Предлагаем вам посмотреть видео про Андрея Миронова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Андрей Миронов — актер, певец, телеведущий. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Андрея Миронова

Миронов Андрей Александрович (при рождении Андрей Менакер) появился на свет 7 марта 1941 года в Москве в семье артистов эстрады и кино. Однако официальной датой рождения актёра считается 8 марта: его родители приняли решение переместить её на Международный женский день. Не обошлось и без других изменений в его документах: так, при рождении он носил фамилию отца, однако через несколько лет получил фамилию матери.

Причиной тому послужила набиравшая обороты кампания по «борьбе с низкопоклонством перед Западом», которая имела антисемитский характер. Чтобы защитить сына, его родители изменили его фамилию на материнскую — с тех пор будущий артист носил фамилию Миронов. Ещё один интересный факт, связанный с рождением актёра, заключается в том, что он буквально был рождён на сцене: у Марии Мироновой начались схватки во время одного из спектаклей.

Когда маленькому Андрею исполнилось несколько месяцев, началась Великая Отечественная война — поэтому его семья, в составе своей театральной труппы, была эвакуирована в столицу Узбекистана. Именно там мальчик провёл свои первые годы. Уже после войны они вернулись в Москву, где вскоре их сын пошёл в школу. И хотя Андрей рос способным ребёнком, он не испытывал интереса к учёбе и почти не имел серьёзных увлечений.

Одно время мальчик собирал марки, но вскоре забросил это занятие. Позднее он полюбил играть с друзьями в футбол и даже мечтал о том, чтобы стать вратарём, однако отказался от этого в пользу театральной сцены: всё своё детство Андрей провёл за кулисами театра, со стороны наблюдая за выступлениями родителей, и уже тогда начал думать о карьере актёра. Поэтому свои первые роли он получил ещё детстве, играя в школьных постановках.

А в 11-летнем возрасте мальчик предпринял свою первую попытку сыграть в кино. Так, он был отобран как актёр массовки для съёмок сказки «Садко», где ему предстояло появиться в образе нищего. Не решившись надеть на голое тело рваный и грязный костюм, Андрей надел его поверх собственной рубашки, чем испортил не один дубль. Узнав об этом, режиссёр Александр Птушко пришёл в ярость и прогнал несостоявшегося киноактёра со съёмочной площадки.

Тем не менее, эта неудача не помешала мальчику и дальше мечтать о карьере артиста. Уже старшеклассником он был зачислен в детскую театральную студию, а получив школьный аттестат, подал документы в Щукинское училище. При этом молодой человек скрыл факт поступления в театральный вуз от родителей: они были против выбора их сыном такой профессии и хотели, чтобы он построил карьеру дипломата.

И хотя на вступительном экзамене будущий артист сильно переволновался, ему удалось произвести впечатление, и он сразу же был принят. Позднее молодой человек старался учиться только на «отлично», и если ему не удавалось получить высшую оценку с первого раза, он просил педагогов о пересдаче. Кроме того, он долгое время соблюдал главное правило своего вуза — студентам было запрещено сниматься в кино под угрозой отчисления.

Однако уже на последних курсах молодой человек начал посещать прослушивания и вскоре был утверждён на свою первую роль. Художественный фильм «А если это любовь?» с его участием вышел, когда до окончания вуза оставался ещё один год. И тем не менее, его не исключили: за одарённого студента заступились его преподаватели. С отличием окончив училище, он был принят в актёрскую труппу Театра Сатиры, на сцене которого прослужил 25 лет.

Творческая деятельность

Дебютировав с небольшой ролью в одной из постановок своего театра, вскоре Андрей Миронов стал одним из его ведущих актёров. В 1963 годы он блестяще сыграл в спектакле «Клоп», а ещё через год успешно справился с ролью в постановке «Женский монастырь». Игра молодого актёра сразу же привлекла внимание театральных критиков, которые высоко оценили его талант. После этого Миронов стал новой звездой советского театра.

Вскоре репертуар молодого артиста пополнился такими яркими ролями, как Дон Жуан (по пьесе «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» швейцарского драматурга М. Фриша), Хлестаков (по «Ревизору» Н. Гоголя), Чацкий (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»), Жадов (по «Доходному месту» драматурга А. Островского) и др. Все эти постановки пользовались невероятным успехом у зрителя, и каждая из них сопровождалась аншлагом.

Однако самой значимой театральной ролью для него стала роль слуги Фигаро в спектакле по знаменитой комедии Бомарше. В последний раз она ставилась в Москве 40 лет назад Станиславским, и такой громкий успех спектакля сегодня стал большой неожиданностью и для режиссёра, и для труппы. Билеты на «Женитьбу Фигаро» раскупались с невероятной скоростью, и в то время попасть в Театр Сатиры удавалось немногим.

Эта постановка принесла молодому актёру широкую известность: его игра освещалась во многих театральных рецензиях и получала только положительные оценки. Судьбоносной она стала также для Валентина Гафта, сыгравшего графа Альмавиву: до этого не задерживавшийся ни в одном театре, после неё он получил приглашение в «Современник», где прослужил около 40 лет. Примечательно, что именно Миронов предложил Гафту играть в этой постановке.

В это же время Андрей Миронов активно снимается в кино. В начале 1960-х вышли сразу несколько картин с его участием, каждая из которых была тепло принята зрителем. Так, он играет Юрку Попова в драме «Мой младший брат» и Романа Любешкина — в комедийном фильме «Три плюс два». На последнюю роль также претендовал Никита Михалков, однако Генрих Оганесян сделал выбор в пользу тогда ещё неизвестного Миронова.

А в 1966 году на экраны выходит комедия «Берегись автомобиля», вскоре ставшая классикой советского кино. Сегодня эта картина считается одной из вершин творчества как самого Миронова, так и режиссёра Эльдара Рязанова. В ней актёр сыграл роль Семицветова — пронырливого и нечистого на руку продавца комиссионки, у которого страховой агент Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) угоняет автомобиль.

Ещё большего успеха достигла комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», ставшая третьей по посещаемости картиной за всю историю советского проката: её посмотрели более 75 миллионов зрителей, а реплики персонажей сразу же разлетелись на цитаты. В съёмках был задействован по-настоящему звёздный состав, и, помимо Андрея Александровича, в фильме сыграли Юрий Никулин, Нонна Мордюкова, Анатолий Папанов и др.

В этом фильме актёр сыграл контрабандиста Геннадия (Гешу) Козодоева, а его игра получила самые разные оценки критиков: так, одни восприняли его персонажа исключительно как «серию эксцентрических аттракционов», а другие высоко оценили «лёгкость и пластику» артиста. Не остались без внимания и его вокальные способности: он исполнил в картине песню «Остров невезения», которая сразу же полюбилась зрителям и стала хитом.

В это время Миронов обретает всесоюзную известность и сотрудничает с признанными мэтрами советского кино. Так, после совместной работы на съёмках «Берегись автомобиля» он становится одним из любимых актёров Э. Рязанова. В 1971 году он появляется в рязановской трагикомедии «Старики-разбойники», а через два года получает главную роль в советско-итальянской ленте «Невероятные приключения итальянцев в России».

В последней картине Миронов играет роль капитана (а позднее майора) милиции Васильева, впоследствии ставшую одной из самых ярких в его репертуаре. При этом на съёмочной площадке актёр самостоятельно выполняет почти все опасные трюки. Кроме того, он первым решается пойти на контакт со львом Кингом, также задействованном на съёмках, — после примера Миронова сумели преодолеть страх перед хищником и другие актёры.

Необычайное мужество артиста, проявленное в сценах со львом, вызвало восхищение у всей съёмочной группы. Сам же Миронов позднее признался, что именно в этом проекте чувствовал особую ответственность перед отечественным кинематографом: зная, что за его работой наблюдают итальянские коллеги, он старался не ударить лицом в грязь перед ними и показать, что советские актёры не уступают в мастерстве европейским.

Через полгода после выхода фильма он получает звание заслуженного артиста РСФСР, а позднее пробуется на главную роль в очередной картине Рязанова — новогодней мелодраме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Однако режиссёр отказывает ему в роли Евгения Лукашина: уже в то время достигший огромной популярности Миронов был абсолютно неправдоподобен, когда от лица героя сетовал на то, что никогда не интересовал женщин.

В конечном итоге на эту роль был утверждён Андрей Мягков, а Миронов получил предложение сыграть Ипполита, но оно не заинтересовало актёра. Тем не менее, для него оказались успешными другими пробы: он получил главную роль в «Двенадцати стульях» М. Захарова — второй советской экранизации одноимённого романа (пятью годами ранее артист претендовал на роль Бендера в ленте Гайдая, но его кандидатура не устроила режиссёра).

Эта работа сегодня считается одной из лучших в фильмографии актёра, а сама картина входит в золотой фонд советского кино. Легендарный авантюрист в исполнении Миронова сразу же полюбился зрителю и получил преимущественно положительные отзывы рецензентов. Так критик Валерий Кичин писал о том, что Миронову, при большом количестве комедийных ролей, удалось сыграть «драму очень талантливого человека».

До этого артист, как правило, играл сатирических и полукарикатурных персонажей — эксцентричных, находчивых и необычайно энергичных, но ему больше всего хотелось попробовать себя в драматическом амплуа. Однако такие мастера драматического жанра, как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский и др., не видели в Миронове того, кто мог бы играть в их картинах. Эта картина также ознаменовала собой начало нового этапа в его творчестве.

После «12 стульев» он был задействован в драмах «Между небом и землёй» (реж. В. Фокин), «Фантазии Фарятьева» (реж. И. Авербах), «Мой друг Иван Лапшин» (реж. А. Герман) и др. Последняя работа была особо отмечена кинокритиками: так, многие из них сошлись во мнении, что в ней Миронов сыграл одну из самых сильных своих ролей. Позднее некоторые сцены с его участием стали хрестоматийными для студентов театральных вузов.

В этот же период продолжают выходить новые комедии и мюзиклы с Мироновым. Так, в январе 1979 года состоялась премьера музыкального телефильма «Обыкновенное чудо», в съёмках которого, помимо Андрея Александровича, приняли участие такие звёзды советского кинематографа, как Олег Янковский, Евгений Леонов и Ирина Купченко, а весной вышел мюзикл «Трое в лодке, не считая собаки» по одноимённой повести Джерома К. Джерома.

Ещё через два года вышла трагикомедия «О бедном гусаре замолвите слово», где актёр выступил в качестве рассказчика, а также исполнил несколько песен. В числе других поздних картин с его участием: драма Аллы Суриковой «Будь моим мужем»; фэнтезийная лента «Сказка странствий» Александра Митты, (создана совместно киностудиями СССР, Румынии и Чехословакии); мелодрама Владимира Бортко «Блондинка за углом» и др.

Последней картиной Миронова является комедийный музыкальный вестерн «Человек с бульвара Капуцинов», ставший одним из самых успешных фильмов 1987 года: в течение года его посмотрели более 60 миллионов зрителей. Одной из главных причин такого успеха стал по-настоящему звёздный актёрский состав: так, вместе с Мироновым в съёмках были задействованы Михаил Боярский, Олег Табаков, Николай Караченцев и др.

Примечательно, что изначально актёра не впечатлил сценарий, и он отказывался от участия, однако позднее всё же поддался на уговоры. На тот момент проект пролежал на киностудии уже пять лет: Алла Сурикова видела в главной роли только Миронова и не утверждала на неё никого другого. Узнав об этом, артист был польщён и согласился сыграть мистера Фёста. Кроме того, артисту было дано решающее слово в отборе актрисы на главную женскую роль.

Действие фильма происходит в одном из небольших городков на Диком Западе: туда приезжает человек по имени Джонни Фёст, который предлагает завсегдатаям местного салуна познакомиться с необычным изобретением — синематографом. Вскоре диковинное «синема» меняет до неузнаваемости ковбоев и их привычки: они перестают браниться друг с другом и злоупотреблять виски, а кино становится для них смыслом жизни.

Идеалист и романтик мистер Фёст мечтает о том, что новый вид искусства навсегда изменит жизни людей, а в мире больше не будет жестокости. И если сначала он добивается успеха, то позднее понимает, что избавить людей от их пороков не так просто. За эту роль Андрей Александрович был признан лучшим актёром 1987 года изданием «Советский экран». Она также считается одной из самых сильных за всю его творческую карьеру.

Всего фильмография актёра насчитывает около 50 работ. При этом многие из них сегодня является классикой советского кинематографа. Не менее значимый вклад Миронов внёс в развитие отечественного театрального искусства: за годы службы в театре он сыграл в десятках спектаклей, с которыми объездил десятки городов по всему миру (в некоторых из них также был задействован в качестве режиссёра).

Кроме того, Андрей Миронов был известен и как талантливый певец. Так, он самостоятельно исполнял музыкальные номера в своих кинокартинах, многие из которых становились популярными и позднее издавались в формате виниловых пластинок. Записи советских хитов в исполнении легендарного артиста пользовались особым успехом у его поклонников, а многие из них он исполнял на концертах, которые нередко проводил в десятках городов СССР.

Фильмография Андрея Миронова

  • 1987 Человек с бульвара КапуциновРоль: Джонни Фёст
  • 1984 Блондинка за угломРоль: Николай Гаврилович Порываев, астрофизик
  • 1981 Будьте моим мужемРоль: Виктор, детский врач-педиатр
  • 1978 Обыкновенное чудоРоль: министр-администратор
  • 1976 Небесные ласточкиРоль: Селестен / Флоридор
  • 1976 12 стульевРоль: Остап Бендер
  • 1968 Бриллиантовая рукаРоль: Геннадий Козодоев
  • 1966 — 1980 Кабачок «13 стульев»Роль: пан ведущий
  • 1966 Берегись автомобиляРоль: Дима Семицветов, продавец комиссионного магазина
  • 1963 Три плюс дваРоль: Роман Любешкин, ветеринар

Награды и звания Андрея Миронова

  • 1980 Медаль «За трудовую доблесть»За большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
  • 1980 Почётное звание «Народный артист РСФСР»
  • 1974 Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»

Личная жизнь и семья Андрея Миронова

Андрей Миронов всегда был любимцем женщин, и в течение всей жизни актёра ему приписывали десятки романов. Однако он был женат только дважды. Его первой женой стала театральная актриса Екатерина Градова. Будущие супруги познакомились в 1971 году. В то время Миронов, как и другие актёры, служившие в Театре Сатиры, по просьбе режиссёра посещал студенческие спектакли, где искал талантливых молодых артистов.

Девушка сразу же привлекла внимание знаменитого актёра, и в этом же году они узаконили свои отношения. А ещё через два года у них родилась дочь. Повзрослев, она решила пойти по стопам своих знаменитых родителей и выбрала актёрскую карьеру. Сегодня Мария Миронова — известная российская актриса. Однако рождение дочери не смогло укрепить брак, и спустя пять лет после свадьбы стало известно о разводе Миронова.

Уже в следующем году артист женился во второй раз: его избранницей стала актриса Лариса Голубкина. Примечательно, что на тот момент они были знакомы более 10 лет, а Миронов уже делал ей предложение четыре раза. Однако каждый раз девушка отвечала отказом, поскольку не хотела слишком рано выходить замуж и стремилась построить собственную карьеру. Тем не менее, в конечном итоге она всё же согласилась.

Миронов удочерил её дочь от первого брака (как и её сводная сестра, Мария Голубкина стала актрисой). Как позднее вспоминала актриса, её супруг был отличным отцом, но с самого начала она понимала, что в браке с таким мужчиной, как Миронов, ей будет непросто. На тот момент он считался живой легендой советского кино, и Голубкина была вынуждена во многом уступать своему звёздному мужу и рядом с ним довольствоваться ролью «второго плана».

Кроме того, актрисе не раз приходилось закрывать глаза на многочисленные увлечения супруга. Сам же артист постоянно следил за тем, чтобы у его жены не завязались романтические отношения с кем-либо из её поклонников. Однако подобные подозрения, по словам самой Голубкиной, вызывали у неё улыбку: она любила только мужа. Этот брак продлился до конца жизни Миронова, а когда артиста не стало, она больше не выходила замуж.

Подробности смерти Андрея Миронова

В последние годы жизни Андрей Миронов имел серьёзные проблемы со здоровьем. Актёр страдал врождённой аневризмой и из-за постоянных болей во всём теле с трудом мог играть. Ему были противопоказаны длительные физические нагрузки и переутомление, однако он не мог допустить даже мысли о том, чтобы оставить свою карьеру. Всё это время он продолжал работать на съёмочной площадке и играть в постановках.

Однако 14 августа 1987 года, во время игры в «Женитьбе Фигаро» артист почувствовал себя плохо прямо на театральной сцене, и так и не смог доиграть до конца этот спектакль. «…То ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне…», — это была последняя реплика, произнесённая им от лица Фигаро. После этого он замолчал и оперся на декорации, едва удерживаясь на ногах.

Артиста сразу же подхватил и отвёл за кулисы игравший с ним Александр Ширвиндт. После этого он был доставлен в одну из рижских поликлиник, где у него было диагностировано кровоизлияние в мозг — разрыв аневризмы повлёк за собой резкое ухудшение состояния всех органов жизнедеятельности, что привело к потере сознания. В течение двух суток медики боролись за жизнь артиста, однако 16 августа стало известно о том, что его не стало.

Тело знаменитого советского артиста было перевезено из Латвии в Москву, а 20-го августа он был похоронен на Ваганьковском кладбище. Из-за того, что его театр отказался от отмены гастролей, многие из его коллег не смогли проститься с ним. Позднее памяти актёра была посвящена театральная премия «Фигаро», присуждаемая талантливым молодым артистам: она вручается ежегодно в день рождения Андрея Миронова.

Дата публикации: 08.06.2021 года

Дата последнего обновления: 07.01.2022 года

Автор:

Георгий Вицин ? Биография, личная жизнь, мнения ✔Вячеслав Бутусов ? Биография, личная жизнь, мнения ✔Константин Хабенский ? Биография, личная жизнь, мнения ✔Александра Ребенок ? Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения — 0

«Сказка странствий» — художественный фильм, снятый режиссёром Александром Миттой по собственному сценарию (совместно с Валерием Фридом и Юлием Дунским) в 1982 году. Совместное производство СССР («Мосфильм»), Чехословацкой Социалистической Республики («Баррандов») и Социалистической Республики Румыния («Букурешти»). Главные роли исполнили Андрей Миронов, Татьяна Аксюта, Валерий Сторожик и Лев Дуров. Действие фильма происходит в выдуманном княжестве, в основе сюжета — поиски сиротой Мартой похищенного младшего брата вместе с бродячим изобретателем Орландо.

Картина снята в жанре музыкальной сказки, совмещающей в себе элементы притчи и фэнтези. Музыку к фильму написал композитор Альфред Шнитке. В отличие от ранее снимавшихся советских киносказок содержит философский подтекст, рассчитанный, по мнению критики, в большей степени на «взрослую» аудиторию. По признанию самого режиссёра, является фильмом, в котором идеи К. Станиславского объединены с идеями С. Эйзенштейна. Картина вышла на экраны в 1983 году.

СюжетПравить

В небольшом княжестве жили двое нищих сирот: брат Май и сестра Марта. Нищими они были по доброй воле, поскольку Май обладал волшебным даром находить золото: чем ближе золото — тем сильнее у него болела голова. Не желая, чтобы брат мучился, Марта запрещала Маю пользоваться своим даром. Под Рождество Мая похитил злодей Горгон, надеясь разбогатеть с помощью необыкновенных способностей мальчика.

Марта пустилась на поиски брата и встретила бродячего врача, изобретателя, поэта и философа Орландо. Вместе они странствовали по свету в поисках Мая, преодолевая всевозможные препятствия и искушения, пока однажды Орландо не победил ценой своей жизни ведьму Чуму.

Через десять лет странствий Марта пришла в земли, в которых правил жестокий принц. Именно здесь она нашла брата, но только для того, чтобы вновь его потерять: Май оказался этим принцем. Он изменился, научился управлять своим даром, теперь он не только не испытывал боли при приближении к золоту — он мог притягивать его силой мысли. Горгон был счастлив: он вырастил «копию» себя, и верил, что в Мае жила его душа.

Решив, что Марте не место в замке, Горгон поначалу путём подкупа попытался заставить её уйти. Когда девушка отказалась — он заключил её в башню. Придя к сестре и увидев её страдания, Май убедился в никчёмности своего «прожжённого» существования. Использовав свой дар, он «призвал» к себе всё золото, находившееся в замке, — и разрушил его до основания. Очнувшись на развалинах замка, Марта увидела Мая, который больше «не чувствовал» золота, но в нём ожила душа Орландо.

ЗамыселПравить

Первоначальный вариант сценария «Сказки странствий» был написан Александром Миттой — завершить сценарную работу должны были его соавторы по некоторым предыдущим кинокартинам, драматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид[2]. Митта рассматривал их как сложившийся авторский коллектив — «одно целое»[2]. Однако полноценная совместная работа продлилась недолго и была отложена вследствие ухудшения самочувствия Дунского, много лет страдавшего от заболевания дыхательных путей[2][3]. В результате сценарий дорабатывали Фрид и сам Митта, потому конечный вариант, по оценке режиссёра, вышел «рыхлым», в нём обнаружились «провалы», «много лишнего»[4], в целом «две истории так и не срослись»[2].

Для Митты «Сказка странствий», с его слов, была «довольно рискованным» киноэкспериментом, поскольку до этого он снимал фильмы «отдельно для детей и отдельно для взрослых». «Сказка странствий» же задумывалась «в равной мере интересной» для одних и для других[5]. Митта не придерживался позиции, что детей следовало «оберегать» от трагических и страшных ситуаций на киноэкране, поскольку, вместе с героями сказки, полагал режиссёр, дети «учатся преодолевать боязливость, стремятся к открытию доброты в самих себе»[6]. В этом смысле «Сказка странствий», утверждал Митта, не имеет ничего общего с жанром фильмов ужасов «в западном кинематографе», где «ужасы подавляют, унижают, растаптывают человека»[7].

В «Сказке странствий» «идеи Станиславского соединились с идеями Эйзенштейна»[8]. Картина должна была стать «решением проблемы метафоры в кино» в реалиях своего времени[9]. Так, например, в эпизоде «рая» на спине дракона, который «рано или поздно» проснётся, и благополучие живущих закончится, Митта метафорически выражал обеспокоенность «нефтяной» зависимостью советской экономики: страна «кормилась нефтью» и «прожирала эти запасы, накопившиеся под ногами»[9]. В соответствии с творческим методом Митты, деревня на спине дракона, которую он называл маленькой «счастливой страной», является важной деталью-системой «Сказки странствий»[10]. Эта деталь-система способствовала развитию драмы и активному вовлечению зрителей в предлагаемые обстоятельства: «Счастье длится до тех пор, пока дракон не восстаёт, и наступает экологическая катастрофа»[11]. Метафора такого «хрупного» непрочного «рая», как считал режиссёр, тогда оказалась непонятой.

Другой пример — сцены с приходом в город Чумы, которые, по мысли Митты, отсылали к событиям, связанным с вторжением в Чехословакию в 1968 году[9]. Этот его намёк был верно интерпретирован чешской стороной, поэтому во время съёмок в ЧССР редактура потребовала от Митты «вырезать» из фильма сцены с Чумой[9]. Отказавшись, Митта сослался на тот факт, что сценарий «Сказки странствий» был утверждён именно «в Москве» — и сцены были оставлены[9]. Тем не менее чешские редакторы, по утверждению режиссёра, послали тогда в СССР соответствующее уведомление-«донос»[9].

ПроизводствоПравить

Выбор актёровПравить

Производством «Сказки странствий» договорились совместно заниматься три страны — Советский Союз, Чехословацкая Социалистическая Республика и Социалистическая Республика Румыния. Часть бюджета фильма сложилась из «долгов восточноевропейских студий» перед «Мосфильмом»[3].

Подготовительный этап работы над картиной начался в январе 1982 года с проведения первых кинопроб в павильонах киностудии «Мосфильм»: на роли Орландо и Марты пробовались актёры Андрей Миронов и Татьяна Аксюта[12]. Как вспоминал позже режиссёр Александр Митта, Миронов не был единственным претендентом на роль Орландо — рассматривалась также кандидатура актёра Леонида Филатова[13]. Несмотря на то, что к тому моменту Филатов не имел опыта работы в киносказках, Митта предполагал, что актёр сможет «поднять фильм до уровня философской притчи»[13]. Однако после читки сценария фильма с многочисленными импровизациями, устроенной Мироновым в присутствии Митты, последний был вынужден отказать Филатову. Как признавался режиссёр, Миронов тогда «не оставил ему ни одного шанса»[14].

По завершении этапа кинопроб, к концу февраля, был утверждён интернациональный актёрский состав фильма. Однако 25 февраля, в день заключения договора о совместном кинопроизводстве, румынская сторона неожиданно изменила условия собственного участия в проекте, а именно — настаивала на передаче роли Орландо, за которой уже был закреплён Андрей Миронов, актёру из Румынии[12]. В результате вмешательства чиновников из Госкино СССР роль Орландо осталась за Мироновым, а румынская сторона, в качестве компромиссса, согласилась подобрать актрису на роль взрослой Марты[12]. Однако в итоге и юную, и взрослую Марту сыграла Татьяна Аксюта[12].

СъёмкиПравить

Съёмочный период «Сказки странствий» продолжался с марта до конца октября 1982 года[12]. Первые дни работы над картиной для Андрея Миронова оказались эмоционально тяжёлыми: незадолго до начала съёмок у него умер отец[15]. Поначалу актёр мало общался с коллегами, что, по мнению исполнительницы роли Марты, актрисы Татьяны Аксюты, пошло фильму «на пользу» — между персонажами Марты и Орландо «не должно было быть никакой близости, и это ощущение некоторой отчуждённости хорошо передалось»[15].

На июньские съёмки в Ялте Миронов взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Как вспоминала Аксюта, актёр иногда просил её проводить время с Марией, с которой они, считал Миронов, «были как бы одного возраста — значит, подружки» (на самом деле Аксюта старше на 16 лет)[12]. Только к концу съёмок Миронов, по словам Аксюты, начал относиться к ней «серьёзнее», «даже пригласил на „взрослую“ вечеринку»[12]. Исполнителя роли адвоката, актёра Владимира Басова она характеризовала как человека, способного снимать напряжение, рассмешить — ради хорошего настроения партнёров по съёмкам «не стеснялся даже ушами шевелить»[12].

Значительную часть трюков в фильме актёры исполняли без дублёров, например, в сцене драки в харчевне Андрей Миронов сам избивал набросившихся на него судейских слуг, в роли которых выступили каскадёры[12]. Также Татьяна Аксюта часть экстремальных трюков выполнила самостоятельно, несмотря на то, что у неё была помощница-каскадёрша[16]. Особенно сложными оказались комбинированные съёмки полёта Орландо и Марты на самодельном летательном аппарате — «нетопыре»[12]. Они проходили на «Мосфильме» в течение нескольких дней — за восемь съёмочных часов 5 октября, например, был отснят всего один кадр этого полёта[12].

Выход на экраныПравить

К концу октября 1982 года был отснят рабочий материал двухсерийной «Сказки странствий»[15], а к концу ноября — картина была озвучена[12].
Однако в результате вмешательства в работу редакторов «Мосфильма» была смонтирована односерийная «Сказка странствий». В составе рабочего материала, не попавшего в конечную редакцию фильма, оказались, в том числе, сцены «романа» между Орландо и Чумой, окончившегося трагически[15].

30 ноября 1982 года картина была принята комиссией Госкино СССР[12]. Гонорары исполнителей главных ролей за съёмочные дни и озвучивание составили: А. Миронов — 4410 руб., Л. Дуров — 3262 руб., Т. Аксюта — 2835 руб., В. Сторожик — 443 руб[12]. Выход фильма на экраны был отложен на полгода, в конце 1983 года его выпустили в прокат[9][16]. Премьера «Сказки странствий» состоялась 16 января 1984 года в кинотеатре «Россия»[12]. Позже картина демонстрировалась в программах XXVIII Международного кинофестиваля в Лондоне (1984) и IX Международного кинофестиваля в Гонконге (1985)[20].

Журналистские оценки прокатной «судьбы» «Сказки странствий» варьировали от утверждения о том, что фильм не принёс «большого успеха», ни автору, ни актёрам[12], до констатации его провала в прокате[21]. Сам режиссёр Митта говорил о намеренном ограничении широкого проката фильма — «Сказку странствий», с его слов, показывали в основном в «периферийных» кинотеатрах, на утренних сеансах[22][3]. По данным кинокритика и киноведа Сергея Кудрявцева, в прокат было выпущено более 600 копий картины, в первый год её посмотрели 13,6 миллионов зрителей[23].

МузыкаПравить

Автором музыки к «Сказке странствий» выступил советский и российский композитор Альфред Шнитке. Искусствовед Татьяна Шах проследила «миграцию» музыкальной лейттемы Орландо в кинофильм «Сказка странствий» из более ранних произведений Шнитке[24]. Так, сочинённая им в 1975 году тема танго для кинофильма Элема Климова «Агония» позднее была включена, как авторская цитата, в другое автономное музыкальное произведение Concerto Grosso № 1 (V часть «Рондо», 1976) — тема звучала в новой инструментовке, однако сохранила содержательный смысл[25].

Впоследствии Шнитке использовал эту тему и при работе над музыкой к другому кинофильму Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» — в результате возникла коренным образом изменённая музыкальная тема «Судьба»[26]. Её интонационной аллюзией в конечном итоге и стала лейттема Орландо, которую Шах охарактеризовала как «мощную эпико-драматическую тему», выражающую драматургическую идею «Сказки странствий» — идею созидания и победы добра над злом[26]. Лейттема Орландо достигает в кинокартине двух кульминаций — драматической (полёт Орландо и Марты) «в точке „золотого сечения» фильма и кульминации-эпилога[26]. Музыкальное авторское цитирование, заключает Шах, становится у Шнитке источником разнообразных тем, контрастных в образном отношении, но формирующих единство музыкального стиля композитора[26].

Искусствовед Елена Петрушанская назвала музыку «Сказки странствий» «шнитковским „портретом“ Чумы»[27]. Искусствовед увязала «развратный „пир» на спине дракона и приход Чумы — «словно наказание за „большую жратву“ ставшего стаей мещан человечества»[28]. По мнению Петрушанской, в музыке Шнитке «повальную эпидемию и торжество Смерти воплощали бесчеловечные звуки приготовленного фортепиано с отголосками зловещего танго; жёсткие тембры минорных аккордов», в ней можно услышать «музыкальный ход» «телеги смерти», «dance macabr’ические хрипы, механистичные формулы интонаций-ритмов, напоминающих <…> танцы скелетов»[28].

В 2004 году оригинальная музыкальная фонограмма «Сказки странствий», наряду с инструментальными темами Альфреда Шнитке для других кинофильмов, была издана в составе сборного альбома «Сказка странствий (Музыка из кинофильмов)»[29]. Фонограмма была записана Государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением дирижёра Марка Эрмлера на тон-студии «Мосфильма». Главная музыкальная тема (лейттема Орландо) звучит в композициях «Сказка странствий», «Полёт», «Объяснение в любви» и «Эпилог».

Музыка из кинофильма «Сказка странствий»[29]

1. «Под Рождество» 3:43
2. «Сказка странствий» 2:10
3. «Вальс-раздолье» 3:54
9. «Полёт» 5:18
10. «Освобождение» 1:28
15. «Объяснение в любви» 2:09
23. «Эпилог» 2:36

Нумерация — в соответствии с выходными данными альбома «Сказка странствий (Музыка из кинофильмов)», за исключением композиций для других кинофильмов.

В 1990 году фрагменты главной музыкальной темы «Сказки странствий» были использованы в короткометражном фильме Ролана Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь». В 2002 году лейттема Орландо являлась музыкальным сопровождением олимпийской программы российской фигуристки Марии Бутырской в Чемпионате Европы по фигурному катанию 2002 в Лозанне[30]. По признанию спортсменки, выбор этой мелодии был связан, в первую очередь, с тем «магическим воздействием», которое оказала на неё «Сказка странствий» в детстве[31].

Отзывы и рецензииПравить

По мнению журналиста и кинокритика Валерия Кичина, «Сказку странствий» можно считать «первым в России философским фэнтези»[9]. Коллектив авторов журнала «Мир фантастики» в 2008 году включил картину в перечень ста «главных фантастических» фильмов мирового кинематографа, обратив внимание на то, что сама эта история вызывает у зрителя самые противоречивые чувства — страх, гнев, горечь, потому «столь виртуозную игру» на эмоциях «нельзя пропустить»[32]. Писатель и журналист Елена Кушнир отнесла «Сказку странствий» к числу «поэтичных и „сложных“ фильмов» позднего советского кинематографа[33]. В этом «философском сказочном хорроре» «злые колдуны похищали детей, а по заражённым городам разгуливала персонификация Чумы, нагнавшая жути на целое поколение юных зрителей»[33]. В персонаже Орландо Кушнир видела аллюзию на итальянского учёного и изобретателя эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, а саму эту роль назвала «одной из ярчайших актёрских работ» Андрея Миронова[33].

Кинокритик Александр Фёдоров отнёс «Сказку странствий» к числу философских кинокартин «общечеловеческого» свойства, в которых не было пропагандистских „разоблачений“, характерных для фильмов-сказок 1960—1970 годов, «зато были ироничные размышления о сути вечных проблем бытия»[34]. Как указывал кинокритик, в эпизоды «рая» на спине дракона и суда над Орландо был вложен философский подтекст, рассчитанный именно на взрослых, в целом сама стилизация «Сказки странствий» под «фэнтэзи», наподобие фильма Джона Бурмена «Экскалибур», была «явно адресована не детям»[34].

Обратив внимание на оригинальность сюжета «Сказки странствий», Фёдоров, тем не менее, отметил «неслучайную стилизацию под западноевропейский фольклор»[34]. Так, по его мнению, рождественский праздник в начале фильма показан «в духе» сказок братьев Гримм[34]. При изображении дальнейшего хода событий — поисков Мартой похищенного брата — режиссёр Александр Митта, утверждал Фёдоров, целенаправленно отказался следовать «неписанному закону советских киносказок прежних лет, где малейшее эмоциональное напряжение, едва зародившееся душевное волнение, страх за судьбу героев мгновенно переводились в комическое русло или сразу же разрешались спасительным образом»[34]. Вместо этого, используя технологии фильма ужасов, Митта дал возможность поволноваться за героев «самым нешуточным образом»[34]. Однако все испытания и опасности на пути Марты и Орландо были необходимы авторам фильма только для того, считал кинокритик, чтобы в соответствии с законами «настоящей» сказки, «вселить в юных зрителей веру в добро, любовь, справедливость, верность»[34].

В актёрской игре, по мнению Фёдорова, также усматривается «недетский» посыл. Так, персонаж Орландо сыгран Андреем Мироновым «без излишнего гротеска — непоследовательным, порою слабым», способным на опрометчивый поступок, но «чистым душой», искренним и бескорыстным[35]. Также и актёр Лев Дуров «не педалирует порочные страсти своего Горгона». Его персонаж, как предполагает Фёдоров, не лжёт, когда «грустно говорит Марте, что золото не принесло ему счастья, и смысл жизни он видит в своем наследнике. <…> Он стар… Он потерял Мая… Он почти мёртв…»[36].

В культуреПравить

Фрагмент звуковой дорожки фильма с фразой героя Орландо: «Странные праздники. Меня знобит от этого веселья» использован в начале песни «Странное Рождество» группы «Агата Кристи» из альбома «Майн Кайф?»[37][38]. Автор песни, музыкант Глеб Самойлов назвал этот альбом «музыкальной „Сказкой странствий“ для взрослых» и посвятил его памяти композитора Альфреда Шнитке[39]. Как позже отмечала исследователь Е. Гетера, если в самой «Сказке странствий» идея полёта, «столь любимая Глебом Самойловым», объединилась с идеей переселения душ, то идеей песни «Странное Рождество», напротив, становится убийство[40].

С 2019 года в репертуаре Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева (Улан-Удэ) присутствует спектакль «Сказка странствий» на основе пьесы Александра Митты, переработанной из сценария к самому фильму[41]. Спектакль поставлен как шоу, сочетающее пластический и визуальный театр с акробатическими номерами, жонглированием и другими элементами цирка[42]. По мнению театрального критика и журналиста Марины Шимадиной, постановку отличают зрелищность, динамизм и нацеленность на живую реакцию зала, вместе с тем, имеет место сумбурность и не продуманность сцен, схематизм взаимоотношений героев, в целом недостаточная проработка «внутреннего содержания» пьесы[42].

Над фильмом работалиПравить

ПримечанияПравить

  1. ČSFD (чеш.) — 2001.
  2. 1 2 3 4 Малюкова Л. Александр Митта: «Простые вещи действуют. Коляска на лестнице. Арбузы под дождем…». NovayaGazeta.ru. Новая газета. 2016. 6 апр. № 36. Дата обращения: 2 ноября 2021.
  3. 1 2 3 Суриков В. Как сделан «Экипаж». Expert.ru. Эксперт. 2016. 18 апр. № 16 (984). Дата обращения: 2 ноября 2021.
  4. Быков Д., Жарова В. Александр Митта: Вся идеология из трёх букв — сейчас «жри» // Собеседник. — 2013. — № 23. — С. 12—13. — 13 с.
  5. Не только про дракона. Труд. 1984. 15 янв. Дата обращения: 28 октября 2021.
  6. Митта А. «Сказка странствий» // Советский экран. — М., 1983. — № 5. — С. 10—11. — 11 с.
  7. Митта, 1983, с. 11.
  8. Заозерская А. Режиссёр Александр Митта. NewIzv.ru. Новые известия. 2011. 22 сент. Дата обращения: 27 октября 2021.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 Кичин В. Когда б вы знали, из какого сюра… Александр Митта рассказывает «Российской газете» о приключениях своих фильмов. Rg.ru. Российская газета. 2008. 28 мар. Дата обращения: 27 октября 2021.
  10. Митта, 2010, с. 410—411.
  11. Митта, 2010, с. 410.
  12. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раззаков, 2005.
  13. 1 2 Митта, 2010, с. 338.
  14. Митта, 2010, с. 339.
  15. 1 2 3 4 Ярошевская Е. Татьяна Аксюта: Очень люблю Останкинский парк. Zbulvar.ru. Звёздный бульвар. 2019. 31 мая. Дата обращения: 27 октября 2021.
  16. 1 2 Кириллов В. Как сложилась судьба молодых актёров фильма «Вам и не снилось…». Rg.ru. Российская газета. 2015. 22 мар. Дата обращения: 27 октября 2021.
  17. Крапивко О. Город-сказка, город-мечта // Стрела. — 2017.
  18. Корсаков Д. ЗаКРЫМированный под заграницу // Комсомольская правда. — 2014. — № 13-т (26212-т). — С. 13.
  19. Ярошевская Е. Андрей Миронов восхищался чешским джазом. Ruski.radio.cz. Радио Прага. 2007. 20 янв. Дата обращения: 27 октября 2021.
  20. Сказка странствий. Культура.РФ. Дата обращения: 2 ноября 2021.
  21. Павлова В. Александр Митта между авторским и зрительским кино. РИА Новости. 2013. 28 мар. Дата обращения: 2 ноября 2021.
  22. Быков, 2013, с. 13.
  23. Кудрявцев С. Сказки… сказки… сказки странствий Александра Митты. Живой Журнал (10 марта 2013).
  24. Шах Т. Ф., Масич О. В. О некоторых принципах структурирования музыкального тематизма в музыке кино // Теория и история искусства. — 2016. — № 1 (60). — С. 55—61. — 56—57 с.
  25. Шах, 2016, с. 59.
  26. 1 2 3 4 Шах, 2016, с. 60.
  27. Петрушанская Е. Музыкальные «Пиры во время чумы» и новые коммуникативно-художественные практики на ТВ Италии весной 2020 года // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма: Коллективная монография / Сальникова Е. В., Эвалльё В. Д., Новикова А. А.. — [б. м.]: Издательские решения, 2020. — С. 503. — 664 с.
  28. 1 2 Петрушанская, 2020, с. 503.
  29. 1 2 Сказка странствий (Музыка из кинофильмов). Discogs. Дата обращения: 21 ноября 2021.
  30. Миронова В. «На мальчиков я даже не смотрю» // Коммерсантъ. — 2002. — № 9 (январь). — 14 с.
  31. Миронова, 2002, с. 14.
  32. Гаврилин, 2008, с. 71.
  33. 1 2 3 Кушнир Е. Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Mirf.ru. Мир фантастики. 2019. 31 окт. Дата обращения: 28 июня 2021.
  34. 1 2 3 4 5 6 7 Фёдоров, 2016, с. 188.
  35. Фёдоров, 2016, с. 188—189.
  36. Фёдоров, 2016, с. 189.
  37. Гетера Е. Тайны и символы «Агаты Кристи». Исследование творчества культовой рок-группы. — [б. м.]: Ridero, 2018.
  38. Никитина О. Э. Сказочные эпизоды лирического романа «Агата Кристи». Часть 1 // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2017. — № 17. — С. 128—136. — 131 с.
  39. Никитина, 2017, с. 131.
  40. Гетера, 2018.
  41. Соктуева Н. Русский драмтеатр откроет новый сезон обновлённой редакцией «Сказки странствий». Информ Полис online. 2019. 24 сен. Дата обращения: 30 октября 2021.
  42. 1 2 Шимадина М. В поисках дю Солей. Петербургский театральный журнал. 2019. 28 июня. Дата обращения: 30 октября 2021.

ЛитератураПравить

  • Митта А. Н. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому…. — М.: АСТ:Зебра Е; Владимир:ВКТ, 2010. — 508 с.
  • Раззаков Ф. И. Андрей Миронов: баловень судьбы. — М.: Эксмо, 2005. — 576 с.
  • Гаврилин О., Попов М., Крымов А., Киселев А., Чеботарев О. Сокровища кинематографа. 100 главных фантастических фильмов // Мир фантастики. — 2008. — № 57. — С. 68—77.
  • Масловский Г. Странности странствий // Искусство кино. — 1984. — № 8. — С. 54—66.
  • Фёдоров А. В. Западный мир на советском и российском экранах (1946—2016) // Медиаобразование. — 2016. — № 4. — С. 149—275.

СсылкиПравить

  •   Сказка странствий (фильм-сказка, реж. Александр Митта, 1982 г.) Канал киноконцерна «Мосфильм» (28 декабря 2018 г.)

«Обыкновенное чудо» — двухсерийный советский художественный музыкальный телефильм 1978 года режиссёра Марка Захарова. Это вторая экранизация одноимённой пьесы (1954) Евгения Шварца, первая была снята в 1964 году Эрастом Гариным. Телепремьера на ЦТ СССР состоялась 1 января 1979 года.

b4e186fd63494875ab3e1a3afe8af6e3

Главный герой фильма – Волшебник, который, чтобы развлечь себя и свою жену, выдумывает сказки. Герои сказок оживают, приходят в его дом и начинают жить своей жизнью. 

97d5fc2f612e44c3858dab5a38ab3918

Итак, много лет назад Волшебник придумал «сказку наоборот»: превратил медведя в человека и решил, что тот вернётся в исходное состояние, когда в него влюбится принцесса и поцелует его. И вот юноша, бывший медведь – возвращается к Волшебнику и встречает в его доме прекрасную девушку, которая ему очень понравилась. К его ужасу, она оказалась принцессой. В все потому, что Волшебник сделал так, чтобы король, проезжавший мимо с дочерью и свитой, свернул к его усадьбе. Медведь и принцесса встретились, и когда та захотела поцеловать Медведя, он убежал, чтобы не превратиться в зверя на её глазах. Сбежала от короля и двора и сама принцесса. 

01f28f071022454280febd0bf7b87e6a

Ну а дальше вы все знаете. Спустя годы принцесса и Медведь снова встретились (принцесса уже инкогнито в виде мальчика, ученика Охотника) и тот ей рассказал свою историю, что если поцелует ее, то превратится в страшного зверя. И в итоге она женилась на «первом встречным», которым оказался жуликоватый, циничный и гениально исполненный Андреем Мироновым, министр-администратор. 

6a88559d2a834bdfb9cb1124f6316e6b

Спустя много лет принцесса тяжело заболела и Медведь снова вернулся к ней, а вместе с ним и Охотник, мечтающий «застрелить своего сотого медведя». Между Медведем и Охотником была сделка, что как только Медведь вернется в свой прежний облик, то Охотник его немедленно застрелит. Так что возвращение нашего героя была добровольная жертва во спасение принцессы. Медведь поцеловал принцессу, – но, к разочарованию Охотника, остался человеком. Волшебник объяснил, что это – «обыкновенное чудо». Любовь победила колдовство.

f15e1da90b5b42fa9bd39e1d82bbdbe2

Вот такая история. И поучительная и грустная одновременно.

В этом фильме две глубоких составляющих:

  1. Гениальный текст произведения, самая пьеса Евгения Шварца. 
  2. Музыка Геннадия Гладкова. 

Про текст пьесы можно сказать, что в ней великолепные, филигранные диалоги, отточенный мощный сюжет и три событийных кольца: 

  1. первая встреча Медведя с Принцессой и побег Медведя;
  2. вторая встреча наших героев и саморазоблачение Медведя;
  3. добровольная жертва Медведя ради спасения жизни принцессы, что дала в итоге чудо.

22541b6e1df74dee94c7674b12e9cdf5

Все три события увязаны в жесткую идеально работающую конструкцию без единого «рояля» внутри и играют между собой, буквально как действия происшедшие одновременно. Можно сказать, что пьеса Е. Шварца – это образец того, как нужно создавать хорошие произведения. Но самое мощное в пьесе это диалоги, они настолько четкие, виртуозно подогнанные к каждому персонажу и живые одновременно, несмотря на сам сказочный и таинственный ряд, что даже просто прослушивая их не думая о сюжете, можно получать эстетическое удовольствие. Ну как примерно от гениального музыкального произведения. 

В актерской игре доминируют конечно два персонажа второго ряда: Андрей Миронов (министр-администратор) и Евгений Леонов (король). К слову Миронов всегда играл негодяев так, что в них непроизвольно можно было влюбиться, а Леонов в своей роли просто волшебен! Почему сейчас нет таких актеров… не знаю.

fa6259c855c94d108e616431d08e591c

Главная партия: Волшебник (Олег Янковский), принцесса (Евгения Симонова) и Медведь (Александр Абдулов), сыграна на четверку. Хорошо, но не более того. В итоге непроизвольно получилось, что министр-администратор и король доминируют в сюжете, а ключевое трио как бы уходит на второй ряд. 

Такая трансформация игровых рядов идет на пользу фильму, он становится зрелищней, заряжает зрителя большим объемом приятного настроения, идущего от динамичного и сатирически показанного дуэта «министр и король», но наносит серьезный урон пьесе Шварца, сильно снижая ее драматичный и почти поэтический контекст. Главную партию вытягивает полностью завязанная на нее музыка Гладкова, которая просто изумительна и по настоящему волшебна. Ключевое противостояние идет между Волшебником и юношей-Медведем, при этом Волшебника сопровождает мощнейшая композиция – «нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно…», которая перескакивает на динамичный, энергичный, а местами агрессивный ряд, когда в действие вступает Медведь. Принцесса – трансформирующиеся на экране персонаж и в каждой из трех частей дается своей музыкой: нежной в первой части, агрессивной – во второй и необычайно грустной в третей. В финале звучит как бы суммирующая все композиция: «давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло…». В ней косвенно подаются все настроения, прозвучавшие в фильме.

11e9cb0bd3c34196a6a791217df8beba

В итоге, даже несмотря на проседание ключевого трио, фильм смотрится на ура и дает необычайное эстетическое наслаждение. Заряжает очень мощным положительным эмоциональным зарядом.

Все действие на экране происходят в одних декорациях (все три сюжетных кольца), которые сгорают в финале, символизируя тем самым конец сказки. На фоне этого пожара остается только один Волшебник с его магией, а все остальные – уходят. 

8c916da10e3f4986838fa182d2d674f5

Фильм предназначен для вдумчивого зрителя и его можно смотреть несколько раз. И всякий раз что-то будешь находить новое… Хотя не Бергман с Тарковским. Тут иной символизм. 

До Марка Захарова свое «Обыкновенное чудо» по знаменитой пьесе Шварца снял Эраст Гарин. Но с тех пор прошло почти 15 лет и снова заняться Шварцем было предложено Захарову. Это была идея руководства «Мосфильма». После довольно непредсказуемого успеха рязановской «Иронии судьбы» советское киношное начальство решило выдавать народу новый фильм на каждый Новый год. То есть даже тогда, когда «Ирония» была еще свежа и не заезжена, чиновники понимали, что нельзя «под елочку» все время смотреть одно и то же. 

Мало того, было решено, что под новогоднее застолье советским людям нужен фильм не про родимую жизнь, не про заливную рыбу в типовой квартире типового спального района, а какая-нибудь яркая костюмная история, а еще лучше сказка, простой и беззаботный фильм с чудесами и любовью, с музыкой, со звёздными актёрами, с действием где-то не здесь. И все это в «ОЧ», конечно, есть. Все, кроме простоты. Всё, что писал Шварц, и всё, что снимал и ставил Захаров, всё это было многослойным, философским и ориентированным на интеллигенцию в первую очередь. Но и без считывания смыслов и подтекстов картина нравилась абсолютно всему народу. Красивые актёры, песни, история любви — это, конечно, всегда срабатывало и вызывало положительную реакцию всех слоёв населения, несмотря на то, что на самом деле «Обыкновенное чудо» не такой уж и весёлый фильм.

Команда богов 

В своей картине Захаров собрал самых любимых и знаменитых артистов — это Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Екатерина Васильева, Юрий Соломин… Из знаменитых ленкомовцев в «Обыкновенном чуде» должен был еще играть Александр Збруев — ему Захаров предложил роль Трактирщика. Но то ли артиста чутьё подвело, то ли звездность, то ли просто бес попутал Александра Викторовича, но только от роли он отказался, и Захаров позвонил Юрию Соломину, к тому времени уже прославленному «адъютанту его Превосходительства». 

И вот в 1977 году Соломин приглашен на встречу с Захаровым. «Я даже не знал, что это уже пробы, — вспоминает Юрий Мефодьевич. — Зашел к Захарову в кабинет, вижу — а там уже Екатерина Васильева. Что происходит — понятия не имею». 

Оказалось, хитроумный Марк Захаров хотел посмотреть на них вместе, «чтобы сразу понять, как мы монтируемся, — объяснил Соломин.

Решение было готово через три минуты: «Я бы хотел, чтобы вы вместе снимались у меня в фильме», — просто сказал режиссер. 

— Работа Юрия Соломина была уникальна. Он легко и естественно стал «захаровским артистом», растворился в мягко-благородной ленкомовской материи духа. Им всем повезло, все они, артисты, как будто родились в том фильме, где от начала до конца ничто не вызывает ощущения чужеродности, — поделилась с нами Александра Захарова. — Сценарий картины отец писал его под музыку Джо Дассена. Марк Анатольевич практически всегда и все писал под музыку — и сценарии, и пьесы. Отец и снимал под музыку. На площадке был магнитофон с композициями к фильму — и готовыми и еще не дописанными, — и возможно, это добавляло кинематографу Захарова особый ритм. 

Музыку к фильму писал Геннадий Гладков — тоже, если можно сказать, «захаровский автор». Происходило это примерно так: неделю-две Гладков проводил в полном молчании, с мрачным выражением лица, изредка бурча «не понимаю», Захаров приходил к нему домой и тоже молча смотрел на эти мучения, а затем за три-четыре дня Гладков выдавал шедевр, говоря, что музыка была послана ему небесами. 

Стихи к музыке писал еще один захаровский бог — Юлий Ким, у которого были сложности с властями из-за его диссидентства. В общем, «ярый антисоветчик» Ким тогда скрывался под псевдонимом Михайлов. Все об этом знали, конечно. И начальство тоже. Но все сохраняли невозмутимость — гениями никто не разбрасывался. 

Сказка на свалке

Актеров на роли в те времена утверждались киношным руководством. И такие звёзды, как Евгений Леонов и Олег Янковский, не вызвали у дирекции «Мосфильма» сомнений. 

Но Янковский как раз слёг в больницу с сердечным приступом, а Леонов, наоборот, попросил снять его в «сжатые сроки» — он собирался в ФРГ, и организовать такую поездку, а тем более пройти через ад собеседований с чекистами было архисложной нервотрепкой, так что отменить ничего уже нельзя. Захарову пришлось перекроить весь съёмочный график. Вовремя сняться и улететь в Германию Леонову помогло, как ни смешно, полное отсутствие слуха — ему не пришлось петь в этом фильме, а это сэкономило время. 

Но кроме ломаного графика, Марк Захаров столкнулся с финансовой проблемой. «Обыкновенное чудо» снималось для телевидения, а бюджет на телефильм выделялся крошечный. С кино и не сравнить. Как сэкономить? На костюмах? На натурных съемках? Но Захаров недаром же был волшебником, он, как алхимик, и из сплошных ограничений мог сделать чудо. 

В фильме только одна сцена сделала «на натуре» — когда герои скачут на лошадях. При этом сказочной натурой стал люберецкий песчаный карьер (на самом деле почти свалка). Снимали сцену на рассвете, пока туда не приехали бульдозеры, было холодно, сыро и противно, песок забивался в обувь, актёры ворчали. И только Захаров знал, на экране все будет сказочно. 

И еще он как никто другой умел работать со звёздами. И если Леонов или Янковский, зная Захарова, свою линию гнули все-таки деликатно, то, например, с Екатериной Васильевой, которая «сама себе режиссер», было сложно: одно она хочет и будет делать, а другое — ни за что. 

Зато Александр Абдулов ходил за мэтром по пятам, стараясь четко выполнить каждое его указание, как послушный студент: «Я очень-очень старался, прямо впитывал каждый звук», — вспоминал начинающий актёр, которому было важно, получив такую роль, не опозориться. И эта роль его прославила, хотя однажды чуть не убила — когда скачущая во весь опор лошадь протащила по земле запутавшегося в стременах Абдулова несколько десятков метров. 

Пара-мечта

За главную пару фильма, особенно, за Абдулова, Захарову пришлось повоевать. На роль Медведя претендовали довольно много молодых красавцев, включая неотразимого Игоря Костолевского. Но Захаров хотел только Абдулова, который к тому времени уже несколько лет служил в «Ленкоме», но в кино был неизвестен и «Мосфильм» воспринял его кандидатуру в штыки. Но Захаров тоже стоял «за своего» насмерть. Так что звезду Абдулова открыл именно Захаров.

«Саша не раз мне говорил, что Захаров для него — как отец родной, — вспоминал Сергей Соловьев. — А однажды, когда мы вместе с Захаровым куда-то летели, он мне сказал: «Серёжа, вы же с ним дружите, может, он прислушается к вам, у него очень всё не в порядке со здоровьем». 

Евгения Симонова в пробах на роль Принцессы обошла и Веру Глаголеву, и Ларису Удовиченко. 

— Евгению Симонову отец называл главной принцессой СССР, — рассказала нам Александра Захарова. — Вспоминая «Римские каникулы», он говорил, что наша принцесса голубых кровей лучше, чем сама Одри Хэпберн. В том сложном смысле, что от Евгении Симоновой исходит информация интеллекта, души, интеллигентности и чистоты. Так сыграть принцессу, без единого грана забытовленности, едва ли кто-то еще мог.  

«Вы привлекательны, я чертовски привлекателен!»

С Андреем Мироновым Марка Захарова связывала не только предыдущая работа над «12 стульями». Они были настоящими друзьями и людьми, что ли, одной группы крови. 

— Как мне рассказывали родители, Анатолий Дмитриевич Папанов однажды сказал об Андрее Александровиче Миронове: «Ну что у этого мальчика такого страшного случалось в жизни, кроме пережаренного пирожного, что он так чувствует!» Что за необъяснимая тоска жила в нем, не знаю, но Миронов великий и непревзойденный артист 20 века, он вписался бы в любой кинематограф. Он умел легко пройти по острию ножа и не свалиться в пошлость. Многие пытаются играть как он, петь как он, но тщетно. Миронов как-то пришёл к нам в дом и сказал: «Марк, если ты будешь снимать кино, сними меня хотя бы в эпизоде», — рассказала нам Захарова. — От этих слов плакать хочется, и как же жаль, что не получилось ему перейти в «Ленком». Отец умел выращивать актеров и умел их любить.

Именно Миронов и нужен был Захарову на роль Министра-администратора. Природное обаяние Миронова было таким, что и очень противный персонаж выходил у него невероятно притягательным. Настолько притягательным, что худсовет, принимая готовую картину на цензуру, все-таки пропустил песню про бабочку и воробушка, хотя эта невинная песенка вызвала серьезные придирки. Несчастные советские чиновники увидели в ней эротический подтекст. Но бабочку и воробушка всеми правдами и неправдами удалось отстоять. Зато фразу Министра «стареет наш королёк», увы, пришлось вырезать. Ну что тут скажешь. Леониду Брежневу шёл 72-й год.

«Добрый день, я король»

Магия образа Короля заключалась, возможно, в особом отношении к жизни великого Евгения Леонова. Он прекрасно знал, что сегодня ты король, а завтра-послезавтра тебя просто все забыли. Но в конце 1977 года комиссия, принимавшая фильм персонажа Леонова рассматривала только что не с лупой. Опасность заключались и в том, что во-первых, это была пьеса Шварца, известного своей тонкой сатирой, которую опровергнуть для цензоров было ещё опаснее, чем пропустить. Во-вторых, сам Марк Захаров был мастером подтекстов, объяснить которые средний чиновник не мог без ущерба для собственной репутации. Обнаружение слишком большого ума в нашей стране для чиновника всегда было опасным. 

В общем, жест Короля-Леонова, помахавшего в финале рукой, как Брежнев на Мавзолее, не тронули, хотя Захаров был уверен, что вырежут, потому что Леонову даже слишком точно удалось схватить карикатурную манеру всех партийных начальников: неспешность мысли и речи, походка вперевалочку. Это был собирательный образ советского руководителя. Но как тут придраться без саморазоблачения? Поэтому фильм вышел на экран практически таким, каким и был создан. 

  • Сказка странствий турагентство иваново отзывы
  • Сказка странствий смотреть бесплатно
  • Сказка странствий о чем
  • Сказка странствий музыка шнитке полет слушать
  • Сказка странствий музыка альфреда шнитке