Сказка старый дед и внучек слушать

Тема урока: л. н. толстой старый дед и внучек этап урока цель содержание взаимодействия с учащимися методы и приемы работы

Тема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и
внучек»

Этап

урока

Цель

Содержание
взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

 Деятельность
учителя

 

 Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

Организационный

 Проверка готовности обучающихся, их
настроя на работу
 

Нука, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

 Приветствует обучающихся, проверяет их
готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою
готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение к
процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

— формирование  умения слушать и слышать.

Речевая разминка

Выразительно прочесть стихотворение,
определить его жанр, отгадать загадку
 

-Прочитайте стихотворение с ускорением

-К какому жанру можно его отнести? (загадка)

-Отгадайте загадку

-Как вы отгадали загадку? (коза)

Чтение, определение жанра, отгадывание
загадки

 Организует диалог с детьми, в ходе
которого подводит их к отгадке

 Читают стихотворение, определяют жанр,
отгадывают загадку

Регулятивные:

 — постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не
известно;

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

Личностные:

— развитие познавательных интересов учебных
мотивов;

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое мнение,
выстраивать речевые конструкции.

Проверка домашнего задания

Проверить выразительное чтение и чтение
наизусть басни «Стрекоза и муравей»

-Ребята, дома вы должны были подготовить
выразительное чтение басни или по желанию выучить её наизусть

 Чтение выразительное, чтение наизусть

Слушает и при необходимости указывает на
ошибки

Слушают ,выразительно читают , читают
наизусть

Регулятивные:

— оценивать 

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие
и сотрудничество со сверстниками и учителем

Постановка целей урока

 Нацелить на дальнейшую работу
 

 -Сегодня мы познакомимся с биографией
и творчеством другого писателя.

-Откройте учебники на стр. 108, прочитайте его
имя

— Мы поговорим о том, какими должны быть
отношения в семье, как следует относится к старшим.

 Слушание, чтение

 Организует подводящий диалог
 

Слушают, читают имя писателя

Регулятивные:

 — предвосхищение результата и уровня
усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

— выражать положительное отношение к
процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные

— умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли

,

 Работа по теме урока

 Познакомить с жизнью и творчеством
писателя, узнать сказку по иллюстрациям

Л. Н. Толстой
(1828-1910)- великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь
посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его
книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание
сочинений насчитывает 90 томов!

Он очень любил детей. В то время было ещё
слишком мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич
открыл в Ясной Поляне школу, составил учебник для детей и сам учил их. Он
написал рассказы специально для школьников.

-А теперь посмотрим некоторые слайды о Л. Н.
Толстом.

-Прочитайте о Л. Н. Толстом в учебнике на
стр. 108.

-Что вы узнали о Л. Н. Толстом?

-Рассмотрите иллюстрации на стр. 109. Узнали
ли вы сказку?

Слушание, запоминание, чтение

 Рассказывает о писателе, показывает
иллюстрации, задаёт вопросы по содержанию

Читают текст, находят главную мысль,работают
с иллюстрациями учебнива

Регулятивные:

— умение контролировать процесс и результаты
своей деятельности, Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации, Личностные:

— готовность к сотрудничеству, оказанию
помощи,

Коммуникативные

— планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;

— умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физкультминутка

  Релаксация

Физминутка «Хомка»

  Выполнение упражнений

  Направляет детей

  Проговаривают слова, имитируя
движения хомячка

Продолжение работы по теме урока

Подготовка  к чтению рассказа, выяснение
смысла непонятных слов, ответы на вопросы по содержанию рассказа, выделение главной
мысли

-Прочитайте название
рассказа, который мы будем читать.

-Рассмотрите иллюстрацию
к нему.

Как вы думаете, о чем
будет этот рассказ (предположения детей)

Словарная работа

Лохань-круглая или
продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания
жидкости.

Невестка-жена сына

Слаживает-хорошо
устроить, упорядочить.

Чтение, рассматривание иллюстраций,
слушание, запоминание

Слушают,читают, отвечают на вопросы по
содержанию, рассматривают иллюстрации, предполагают о содержании рассказа,
выделяют главную мысль

Коммуникативные

— слушать и вступать в диалог, строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные:

— классифицировать объекты (объединять в
группы по существенному признаку)

Ведет диалог,объясняет значение непонятных
слов,задает вопросы по содержанию рассказа, подводит к выделению главной
мысли

Чтение рассказа

-Каковы ваши впечатления? Какие чувства вы испытали?

Выборочное чтение

Прочитайте
строчки, в которых объясняется, почему дедущку не сажали за стол.

Почему
приняли решение давать ему еду в лоханке?

Что складывал Миша из дощечек?

-Как отреагировали на это занятие сына родители?

Обобщающая беседа

Как в семье
стали относится к

Познавательные:

— преобразование модели в соответствии с содержанием
учебного материала и поставленной учебной целью.

— самостоятельное формулирование
познавательной цели;

— построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

— постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;

— умение слушать и вступать в диалог

-.

дедушке и почему?

-Чему учит нас этот рассказ?

Работа с пословицами

Собрать пословицы и объяснить их смысл

-соберите пословицы, объясните их смысл.

-Подходят ли они к рассказу Толстого?

Рефлексия

Самовыражение

-Выберите и продолжите любое предложение

*На сегодняшнем уроке я узнал…

*На этом уроке я похвалил бы себя за…

*После урока мне захотелось…

Регулятивные:

 — оценка – осознание качества и уровня
освоения и владения теми или иными учебными действиями;

— осуществлять итоговый контроль

Личностные:

— оценивать собственную учебную
деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности,
причины неудач.

в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми.

-.

;

Подведение итога урока

Выяснение усвоения материала

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какова главная мысль рассказа Л. Н.
Толстого?

Домашнее задание

Стр.110-111, составить рассказ о своей семье

.

Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.

Олимпиада по литературе для 1-9 классов октябрь 2021

Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс

Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.

В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.

И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун

2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение

3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».

Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.

3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»

2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»

3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол

Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов

Happy

71

Sad

31

Excited

136

Sleepy

18

Angry

38

Surprise

25

Тема: Л. Толстой «Старый дед и внучек».

Цели:

  • Познакомить учащихся  с биографией Л.Н. Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
  • Развивать умение выделять главную и второстепенную информации; пополнить словарный запас;
  • Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных  впечатлений о герое.

Получат возможность научиться: размышлять над прочитанным; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные УУД:

Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыкам и смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные УУД:

Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Художественная задача: показать взаимоотношения  между членами семьи, уважения, заботы к пожилым людям.

Ход урока

I. Мотивация  (самоопределение  к учебной деятельности)

-Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.  

  Посмотрите на слайд и скажите — О чём говорит  это солнышко? Слайд1

— Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам,   и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!

— Садитесь! Мы начинаем наш урок.  

 II. Актуализация знаний.

Речевая разминка. (Для отработки дикции.)

— Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку  Слайд 2

Папа, мама, брат и я –

вот и вся моя семья.

— Прочитайте

  • жужжащим чтением,
  • с удивлением,
  • сердито,
  • весело,
  • с вопросительной интонацией,
  • чётко и быстро
  1. Подготовка к первичному восприятию текста.

 Антиципация (предугадывание) содержания текста по иллюстрации к нему.

Посмотрите внимательно и скажите:

— Кто изображен на иллюстрации?

— Где сидит отец мальчика? (сидит за столом)

— Что он  делает? (Обедает)

— А это кто? (Дедушка)

—  Где сидит дедушка? (за печкой)

 — А почему дед сидит за  печкой во время обеда?  Где должны сидеть члены семьи, когда обедают?

— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Какие лица у членов семьи (грустные или весёлые)?

 Посмотрите на ВТОРУЮ иллюстрацию. А сейчас где сидит дед? ( Со всеми вместе за столом)

— Какие лица у всех? (весёлые)

— Как вы думаете, что произошло  в семье ?

— Об этом мы узнаем, прочитав рассказ Л.Н. Толстого .

— Как вы думаете, кто будет самым главным  героем  этого рассказа?

-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку слайд7

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

— Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.

-Прочитайте,  как называется рассказ «Старый дед и внучек»

— Прочитайте, кто написал этот рассказ? (Л. Толстой)

V. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) родился 9 сентября в имении Ясная Поляна в дворянской семье. В 9 лет остался сиротой, воспитывался в Казани, получил домашнее образование. В 1859г. Открыл школу для бедных детей.

Л.Н.Толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину, создал «Азбуку» для детей. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.

VI. Первичное восприятие текста.

Чтение текста.

  1. Работа над произношением трудных слов.

Не ходили[и],уши [ы], у него [иво], невестка [и], раз [с], в чашке [ф], ухаживать [жы].

— Поработали над произношением трудных слов. А сейчас можем приступать к чтению рассказа?

— Но сначала мы посмотрим на слайд. Автор нам на урок прислал новые слова. Мы должны их прочитать, понять, запомнить  и употреблять  в речи.

 2.  Словарная работа с опорой на иллюстрацию.

Невестка – это жена сына.

Лоханка – деревянная круглая или продолговатая посуда

для стирки белья, мытья посуды.

Дощечки – манзалар.

Слаживать – что-то делать, мастерить.

  1. Образцовое чтение учителем.

Я прочитаю рассказ, слушайте очень внимательно.

4. Первичное проверка понимания.

— Ребята, вам понравился рассказ?

— С какими действующими лицами вы познакомились?

— Кто из героев вам больше всех понравился?

 VII. Физминутка.

Раз, два, три, четыре

Кто живёт в нашей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой, щенок, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.

VIII. Перечитывание текста учениками.

  • Жужжащее чтение
  • Бинарное чтение
  • Выборочное чтение

IX. Работа в парах.

—  Найдите вопросы к рассказу на стр. 53. Будем работать парами. Первая пара берёт первый вопрос и отвечает  на него и т.д.

X. Чтение диалога

(-Кто будет Мишей? А кто папой?)

XI. Пересказ прочитанного;

XII. Вспомните с 1 класса стихотворения про бабушку и дедушки:

У меня есть дедушка,        Мы с моею бабушкой

Как зима седой.                  Старые друзья,

У меня есть дедушка         Очень уж хорошая

С белой бородой.               Бабушка моя.

— Как вы читаете эти стихи? (радостно или грустно?) Почему?

-Потому, что мы читаем эти строки с гордостью, что у нас есть дедушка и бабушка.

—  Есть ли в вашей семье пожилые люди? (Есть ли у вас дедушка и бабушка?)

XIII. Работа в группах.

— Ребята сейчас будем работать в группах

 -Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец . Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания  объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.

-1группа объяснит смысл пословицы под №1;

 (1когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну.

2когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит.)

-2 группа объяснит смысл пословицы под№2;

(Когда человек почитает своих родителей и  прислушивается к их советам, это  помогает ему избежать многих ошибок.)

-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.

(Это значит что дети   приносят родителям как  радость так и горе. Смысл в том что если  ребенок радуется, то радуются и родители,  а вот  если случилось   горе, то родителям горе.

(идет работа в группах )

Теперь давайте проверим, посмотрите на слай3

Вся семья вместе…         … тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает…    …детки же и горе.

Детки  —  радость…      …и душа на месте.

— Что общего  у этих пословиц? (1 группа)

— Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)

— Зачем люди создают семьи(3 группа)

XV. Работа с пословицами.

— Прочитайте  пословицы.  

В недружной семье добра не бывает (Русская пословица)

Старого уважай, малого воспитай. (Тувинская пословица)

— Какая пословица подходит к рассказу Л. Толстого «Старый дед и внучек»?

Итог урока.

 — А  помогаете ли вы своей бабушке (дедушке)?

—  Как нужно относиться к бабушке и дедушке?

— Многие молодые люди неуважительно и невнимательно относятся к пожилым людям, не думая, что когда-то и к ним будут относится также. Давайте любить, уважать и ценить пожилых людей. Относится к ним так, как хотелось бы, чтобы относились к вам. Пожилые люди нуждаются в нас, в нашем тепле и ласке.

— Чему научил вас этот  рассказ и его герои? Как нужно относиться к бабушке и дедушке?

( Нужно относиться с уважением. Ведь они родили и вырастили ваших родителей и еще заботятся о вас. А когда они стали старые, государство им платят пенсию).

— Подведя итог урока, прочитаем народную мудрость с доски.

— Чтобы в старости спокойно жить, умей стариков уважать и любить. (народная мудрость)

Рефлексия.

Вы довольны своей работой?

— Подумайте и продолжите своими словами предложения:

Я почувствовал…

Я задумался….

Я понял…

— Продолжите первое предложение.

— Продолжите второе предложение.

— Продолжите третье предложение.

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

Домашнее задание

  1. Написать мини-сочинение «Мой дедушка»
  2. Нарисовать иллюстрации к рассказу

Оценка.

Конспект открытого урока литературного чтения УМК «Школа России
провела Шемякина Любовь Петровна, учитель начальных классов МОУ «Сосновская школа»

Тема урока: Отношение к людям старшего поколения в рассказе Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Цель: Создать условия для осознания детей, что семья – это самое ценное для человека, а сплочённость семьи – это фундамент благополучия.

 продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения).

— формировать умение выделять главное.

 воспитывать чувства уважения к пожилым людям, родителям.

Формируемые УУД.

— относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, басня, загадка, песенка, скороговорка, рассказ.

— прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личную рефлексию.

— преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять синквейн.

— принимать участие в работе группы, сотрудничать друг с другом, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.

— оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

фронтальная, индивидуальная, групповая.

учебник по литературному чтению, 2 класс 1 часть (составители: Климанова Л.Ф., Голованова М.В.), Интерактивная доска, ноутбук, презентация на тему урока (электронный ресурс)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем мы урок

— Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко.

— Какое оно?

А давайте мы с ним немного поиграем.

— Скажите, а у вас хорошее настроение?

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и подбросим солнышко – пусть оно посмотрит сверху, как мы будем работать на уроке. (На доску вывешивается солнышко)

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке литературного чтения?

Начните свой ответ с этих слов:

Сегодня на уроке мне хотелось бы… (Слайд 2)

Чтобы у нас всё получилось на уроке, что нам необходимо?

Мы, ребята, настроились на серьёзную работу

Пусть у нас всё получится.

Каждый урок литературного чтения — это новая встреча с кем или с чем? Продолжите…

Сегодняшний урок не исключение.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя:

— Прочитать интересный рассказ

— Получить много знаний

— Очутиться в какой-то чудесной стране

Вспоминают правила работы на уроке:

— слушать учителя,

стараться

быть внимательными,

не перебивать учителя, товарища.

Продолжают фразу, предложенную учителем:

«Каждый урок литературного чтения — это новая встреча…

— с новыми героями

— с новыми произведениями

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Личностные: внутренняя позиция школьника, настрой на положительные эмоции

Регулятивные: умение высказывать своё предположение о предстоящей учебной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные: знание правил поведения на уроке

II. Актуализация знаний

Речевая разминка

Ребята, у каждого из вас есть на рабочем столе своя скороговорка. Я даю всего полминутки, чтобы вы отработали её чтение и прочитали чётко понятно и быстро с различными интонациями: радости, удивления, сердито, весело.

Все читают хором.

Закончили. Тишина.

У кого звук р?

Назови, кто будет говорить дальше.

— Какой звук?

Прочитай с интонацией

Восхищения

Радости

Грусти

Прочитай сердито.

С вопросительной интонацией.

Прочитайте

эти скороговорки по-японски.

— Молодцы.

После такой разминки, мы должны с вами говорить четко и внятно, чтобы было всем понятно.

Ребята, а вы знаете, кто это?

(Слайд 3)

Давайте проверим.

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он писал произведения для детей, поэтому вы и знаете имя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями мы уже знакомились в этом году

— Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?

— Чем же он ещё известен?

— Значит он кто?

Чтение хором

Чтение скороговорок с различной интонацией. Выбор товарища, который будет читать следующую скороговорку.

— Л.Н. Толстой

Ответы обучающихся:

— Он организовал школу, написал «Азбуку»

— Учитель

Регулятивные: уметь различать способ чтения, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выполнять действие анализа

Коммуникативные: уметь слушать друг друга, работать в коллективе

III. Выявление места затруднения, постановка темы урока

— А вот какое произведение будем читать, узнаете, выполнив следующее задание. (Слайд 4) прочитайте названия четырёх произведений и найдите лишнее произведение. Обоснуйте свой ответ ( Старый дед и внучек, Стрекоза и Муравей, Сказка о рыбаке и рыбке, У страха глаза велики.)

— Назовите тему нашего урока?

— В этом рассказе, о ком речь пойдёт?

— Какие у вас отношения с родными пожилыми людьми?

— Какими они должны быть?

— Какова цель нашего урока?

Дети читают названия произведений, делают выбор произведения, делают обоснование своего выбора.

Определяют тему урока и ставят цель:

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого. «Старый дед и внучек».

Цель урока: определить, какие отношения должны быть в семье, в которой есть пожилые люди.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;

Познавательные: выполнять действие анализа

IV. Открытие нового знания

А сейчас мы с вами прочитаем ещё раз название произведения Л.Н. Толстого

«Старый дед и внучек»

(Слайд 6)

— Ребята, вам все слова знакомы?

— Что можно предположить по названию?

— Что с ними может произойти?

Давайте посмотрим иллюстрацию к данному произведению (Слайд 7)

— Что можно уточнить?

— Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация?

— Это современный дом?

Мы с вами выяснили, кто будут героями нашего произведения.

Мы предположили, какие события могут с ними происходить

— А как мы можем проверить?

Откроем 110 страницу учебника и найдём произведение, которое носит наше название. Лев Николаевич жил и творил около 200 лет назад

В тексте вам могут встретиться такие слова, значение которых нам нужно с вами уточнить.

— Посмотрите в тексте, есть выделенные слова, значение которых мы должны уточнить?

-Как они выделяются?

С некоторыми словами я вас познакомлю.

— Кто может уточнить значение 1 –го слова (Слайд 8)

Невестка – это …

— В каком источнике мы узнаём значение слов?

Я вам на слайде покажу статью из этого словаря (Слайд 9)

Невестка – это жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к родным её мужа.

А вот ещё одно слово, давайте прочитаем (Слайд 10)

Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды

Слаживать – сладить, хорошо устроить —

мастерить

Выразите своё отношение к ряду утверждений по правилу: «Согласен – Не согласен» (Слайд 11):

Дети заботятся только о папе и маме.

Мамы и папы заботятся только о своих детях.

В семье все должны заботиться друг о друге.

Вывод:

— Какая тема объединяет эти утверждения?

Мы почти готовы прочитать рассказ.

Читают название произведения.

Предположения детей:

— Речь пойдёт о дедушке и о внуке

— Чудесная история

— Что-нибудь они сделали вместе

— Что-то случилось

— Попали в какую-то странную страну

— Жалость к дедушке

— Они были бедные

— Нет. Это русская изба.

— Прочитать произведение

— Нет.

— Слова выделяются голубым и розовым цветом.

Высказывают предположения

— Из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова.

Дети читают.

Индивидуально выполняют задание

— Семья.

— И о том, что все должны заботиться в семье друг о друге.

Регулятивные: прогнозирование: содержания произведения по заголовку и иллюстрации к тексту.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Познавательные: умение оценивать ситуации, умение анализировать информацию, отражать свои мысли

Коммуникативные: уметь полно и грамотно формировать высказывание

Познавательные: уметь анализировать и делать вывод.

Коммуникативные: уметь полно и грамотно формировать высказывание

Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью и задачами учебной деятельности

Личностные: проявлять познавательную инициативу, уметь решать возникающую проблему. Познавательные: учиться искать информацию из разных источников. Коммуникативные: уметь формулировать высказывание, обосновывать собственные позиции.

V. Физкультминутка

Давайте мы с вами сейчас встанем и проведём физкультминутку.

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте.

И друг другу, если сможем,

Мы всегда во всём поможем.

Маме дружно помогаем –

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки,

Со стола смахнём мы крошки,

Потрясём половики,

Чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули,

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки

И дождались тишины.

Выполняют движения согласно инструкции

Личностные: оценивать важность здорового образа жизни, снятие усталости.

VI. Этап первичного чтения текста

Давайте послушаем произведение.

Я вернусь к нашей иллюстрации, чтобы она нам помогала.

Чтение текста …

Ребята, закройте ладошкой конец текста.

Вы можете предположить, чем закончилась эта история?

Проверьте свои предположения, зачитайте концовку.

У — У истории счастливый конец, теперь мы можем успокоиться и немножко вздохнуть с облегчением.

Высказывают свои предположения

Личностные:   умение читать вслух

Коммуникативные: умение  участвовать в диалоге,

умение отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: уметь прогнозировать, чем закончиться история

VII. Проверка первичного восприятия

— Какие чувства вызвал рассказ?

— Сколько героев в этом произведении?

Перечислите этих героев.

Отвечают на вопросы:

— Грустный рассказ

— Обидно за дедушку и т.д. 

VIII. Вторичное чтение текста и его анализ

А сейчас прочитаем текст по цепочке.

Пожалуйста, внимательно следите и думайте, на какие две смысловые части можно разделить данный текст?

— На сколько частей можно разделить текст?

Прочитайте первую часть текста (читает сильный ученик)

Найдите в тексте описание деда и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

— Что случилось во время обеда за печкой?

-А почему дед уронил и разбил чашку?

— Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

— Правильно ли поступила невестка? Почему? Что можно сказать о характере деда?

— Найдите слова, которые доказывают эту смиренность, покорность?
— Прочитаем вслух вторую смысловую часть текста по ролям.

— Кто может определить тему текста?

— Какова тема текста?
— Какова главная мысль произведения? Докажите.

— Зачем Миша делал лохань?

— Кто подал Мише дурной пример?

— Прочитай, почему родители Миши заплакали?

 Как после этой истории стали относиться к дедушке?

— Это, какой текст?

-А как мы называем поучительный текст?
— Докажите, что это произведение относится к жанру басни.
— Чему научила нас басня Толстого?

Чтение текста по цепочке.

Выборочное чтение.

Отвечают на вопросы.

О семье, в которой живёт старый больной человек

— Поучительный

— Басня

— Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, в котором есть поучение

— Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Познавательные: овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, находить ответы на вопросы в тексте

Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные: уметь грамотно строить речевые высказывания.

IХ. Этап

проверки вторичного восприятия (творческая работа)

Мне хочется узнать ваше личное отношение к главным героям:

По группам составьте синквейн

1 группа о дедушке

2 группа о внуке

Зачитать.

— Ребята, Лев Николаевич, как вы сказали, был не только замечательным великим русским писателем, но и педагогом.

В своих произведениях он внимательным читателям уроки даёт.

— Какой урок Лев Николаевич всем нам дал, и большим и малым?

Давайте прочитаем на слайде, какой же урок даёт нам Толстой?

(Слайд 12)

Вот вы прочитали всё то, что Лев Николаевич Толстой написал нам между строк, он ведь прямо нам не сказал об этом.

Вы молодцы, поняли весь глубокий смысл этого произведения.

Работа в группе: дети распределяют выполнение задания (одни подбирают прилагательные, другие глаголы). Составляют синквейн, зачитывают.

Уважать старших, и заботиться о них.

Дети зачитывают на слайде: « Как ты будешь относиться к своим родителям, так и дети будут относиться к тебе».

Познавательные: уметь структурировать знание, уметь осознанно строить письменное речевое высказывание, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять синквейн Коммуникативные: эффективно сотрудничать со всеми участниками группы, аргументировать свою позицию, контролировать действия партнёра.

Личностные: высказывают своё отношение к героям произведения, выражают свои эмоции, осознание ответственности за выполнение учебного действия.

Х. Домашнее задание Инструктаж по заданию

— А кому бы вы посоветовали бы прочитать эту басню?

Вам задание на дом на карточке. Вы должны обосновать свой ответ, начиная его со слов:

Я советую прочитать басню Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» потому, что …

Ответы детей.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

ХI. Рефлексия

Давайте мы с вами подведём итог урока.

— Над какой темой мы сегодня работали на уроке.

— Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

Закончите предложение:

Сегодня на уроке у меня получилось (Слайд 13)

Отлично, я рада, что вы усвоили сегодняшний урок. Я думаю, что вы не будите совершать таких ошибок, будете уважать и ухаживать за своими родителями. Молодцы, я довольна вашей работой, солнышко тоже улыбается вам.

Продолжите фразу: «На следующем уроке я хотел бы над этим произведением поработать так:…

Дети отвечают на вопросы.

Называют виды деятельности:

— Поиграть в журналистов

Пересказывать

Работать в группе, в паре.

Составлять синквейн.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивать собственную деятельность на уроке

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний, оценивают усваиваемое содержание.

Конспект открытого урока литературного чтения 2 «Д» класс


На тему:

https://cdn2.arhivurokov.ru//html/2018/05/14/s_5af9afd51ed1f/img10.jpg

Провела:

Учитель начальных классов

Балашова Б.Д.

16.02.17 год.

Тема: Л.
Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Тип
урока: 
Урок открытия новых знаний

Цели:

Образовательные:

Создавать
условия
 для совершенствования навыка чтения, умения работать с
текстом (прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания
произведения по ряду картин и иллюстраций , отвечать на вопросы по содержанию).

Создавать
условия
 для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного
внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Содействовать
формированию
 культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной
работе, воспитанию интереса к чтению

Формировать
УУД:


Личностные:
 способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.


Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель на
уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей;


Коммуникативные УУД:
 слушать и понимать речь
других; оформлять свои мысли в устной форме;


Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе
знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
ответы на вопросы.

Планируемый
результат

Предметные:

Уметь
выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё
мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание
произведения с пословицами.

Уметь
работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и
иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:

Уметь
проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

Уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).

Уметь
слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные
УУД).

Уметь
ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию
из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные
УУД).

Организация
пространства: 
фронтальная работа, индивидуальная работа,
групповая работа.

Ресурсы:
Учебник, выставка книг, толковый словарь.

Ход урока

1.Организационный
момент.

Психологический
настрой.


О чём говорит моя мимика?


Какой человек вам больше нравится, с кем бы вам хотелось общаться?

Помним
золотое правило нравственности. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди,
так и … (ты поступай с ними)


Как вы думаете, что вам надо сейчас сделать?

(Улыбнуться)


Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.

(Мимику
– улыбка прикрепляю к доске)


Выберите слова, которые можно отнести к нашему настроению.

(на
доске карточки:страх, счастье, мир, беспокойство, одиночество,
неуверенность, спокойствие, дружба, вражда, понимание)


Выскажи своё мнение, почему так распределились слова?


Продолжи мою мысль, используя выбранные слова

«Как
хорошо было бы в мире, если бы…»


Но так бывает не всегда. В жизни не всегда люди могут сохранить мир между
собой.


Сегодня мы постараемся разобраться, что мешает человеческим отношениям.

2.
Постановка цели и темы урока.


А поможет нам в этом произведение замечательного русского писателя, имя
которого нам подскажет выставка книг.


Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия. Как вы думаете, с каким
писателем мы сегодня познакомимся?


Верно. Это Л.Н.Толстой. Его книги переведены на многие языки мира.


Я приглашаю моих помощников, группу РВС:

Разведай…

Выясни…

Сообщи…


Познакомьте нас с автором этого произведения.


https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/032e/0001d7ed-bfb83338/4/640/img2.jpg

            
Л.Н.Толстой великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь он
посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его
книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Полное собрание
насчитывает 90 томов.

Толстой
всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил
сапоги. Лев Николаевич Толстой считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать
можно того человека, который всю жизнь трудился.

           
Л.Н.Толстой очень любил детей. В то время было мало школ, дети
бедных людей вообще не могли учиться. В соседней деревне он устроил школу для
бедных детей и стал учить их по своим учебникам. Он много времени проводил с
детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

Он
очень долго жил в своём доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей,
который посещают люди всего мира.

В
своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о
настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости
учиться и о многом другом.


3. Изучение нового материала

Откройте
учебник на стр.108. Прежде чем мы прочитаем статью, выполним упражнение,
которое поможет нам правильно читать. Первый раз читаем трудные слова плавно,
по слогам, затем – целыми словами.

3.
Работа с учебником.

3.1
Речевая разминка
.

труд-ны-е
– трудные

от-ве-чать
– отвечать

о-ши-бить-ся
– ошибиться

ста-рос-ти
— старости

соб-ствен-ной
– собственной

3.2
Чтение статьи о Л.Н.Толстом

Читаем
текст по предложениям, «цепочкой»


Что же вы ещё узнали о писателе?

(Л.Н.Толстой
любил и понимал детей.

Л.Н.Толстой
ставил перед собой сложные задачи.

Он
ничего не боялся, кроме собственной совести)

Для
того чтобы определить о ком мы сегодня будем читать, отгадайте загадку:

Он
трудится не от скуки,

У
него в мозолях руки,

А
теперь он стар и сед –

Мой
родной, любимый …(дед)


Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
Называется рассказ «Старый дед и внучек»

3.3
Подготовительная работа, предшествующая восприятию нового произведения.

а)
Прогнозирование. Работа по иллюстрации.

Переверните
страницу, кого вы видите на этой иллюстрации?

(Семью)


А как вы думаете, эта семья живёт в наше время?


Почему вы так решили? (Герои в старинной одежде, в лаптях, лавки, посуда)

б)
Словарная работа.

-Произведение
«Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье.
Написана она очень давно и при чтении нам встретятся слова, которое в наше
время практически не употребляются. Как вы думаете, где можно найти информацию
об этих словах.

(
В толковом словаре, спросить у учителя, у родителей)

Найдём
определение слов в толковом словаре.

ЛОХАНКА
– деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья.

НЕВЕСТКА
– жена сына

Уточним
значение СЛАЖИВАТЬ и БРАНИТЬ

Подберите
синонимы к слову слаживать (строить, мастерить),

Бранить
(ругать, укорять)

3.4
Первичное восприятие текста. Целевая установка.

-Прослушайте
рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать
каждое слово и размышлять над каждым предложением.

(Учитель
читает первую часть рассказа)

Какие
чувства вы испытали? Продолжите предложение

Я
почувствовал…


почувствовал жалость, стыд, грусть…)

Понравилась
ли вам эта семья? Хотели бы вы быть членом такой семьи?

Как
вы думаете, что будет дальше? Чем закончится рассказ?

(
Дети высказывают свои предположения)

Инсценирование
второй части рассказа.


Как вы думаете, о чём эта история?

(Эта
история о том, что нужно уважительно относится к старшим, что близкие люди не
должны ссориться, нужно внимательно и заботливо относится к родителям)

3.5
Чтение текста по абзацам.

Каждый
понимает авторскую мысль по-своему. Давайте перечитаем рассказ и выясним, кто
из ребят прав. Но сначала немного отдохнём.

3.6
Физминутка.

Раз,
два, три, четыре

Кто
живёт в нашей квартире?

Раз,
два, три, четыре, пять.

Всех
могу пересчитать.

Мама,
папа, брат, сестрёнка,

Кошка
Мурка, два котёнка,

Мой,
щенок, сверчок и я.

Вот
и вся моя семья.

3.7
Вторичный синтез.


Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)


Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?


Что случилось во время обеда за печкой?


А почему дед уронил и разбил чашку?

(Дети
выбирают слова из словаря-помощника)


Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем
соглашается.


Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?


Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?


Почему он вздохнул и нечего не сказал?

(Ему
было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку.

Он
сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая
жена)

-Как
вы охарактеризуете невестку?

(Грубая,
бессердечная, злая, она не уважает старших)


Что можно сказать о сыне деда? Какой он? Почему он не заступился за своего
родного отца?

(Он
равнодушный, бездушный, слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего
родного отца)


Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)

3.8
Чтение отрывка в лицах.

Подготовьте
чтение диалога Миши и отца по ролям. Как надо -читать слова отца? Миши?
Возьмите карточку 1 (Приложение 1). Отметьте в тексте слова каждого из
действующих лиц. Подготовьтесь к чтению вслух этого отрывка. Работаем в парах.
1 вариант читает слова отца, 2 вариант читает слова Миши.

Проведём
пробы на роль отца и Миши. Прочитайте фразу, которую произносит отец. Кто
по-вашему мнению лучше подходит на роль отца? Почему? Прочитайте фразу, которую
произносит Миша. Кто лучше подходит на роль Миши?

Итак
… и … прочитают весь отрывок.

Что
испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

Получается,
что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Справедливый,
добрый, умный)

3.     

9.    Логический
анализ текста.

а)
Определение поучения басни


Можно ли назвать эту историю поучительной?

Чему
она учит?


Какой жанр литературы вы уже знаете, который создаётся с этой целью?

(Басня)


Что такое басня?

(Басня
– это небольшой рассказ, в котором есть поучение и мораль)


С какими баснями вы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?

Чем
отличаются


Что общего в баснях Крылова и Толстого?

(Есть
мораль и поучение)

б)
Выбор пословицы для определения идеи басни.


Лев Николаевич Толстой в своём творчестве очень часто обращался к мудрости
русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок
обогащает нашу речь


Сейчас вам необходимо поработать в группе.

Возьмите
карточку №2 (Приложение 2) и соедините начало и конец пословиц так,
чтобы получились верные высказывания и выберите пословицу, которая наиболее
точно отражает идею басни «Старый дед и внучек»


Прочтите вслух пословицы, которые у вас получились.

Какая
пословица точно отражает идею басни?

4.
Обобщение.

Это
произведение было написано очень давно. Скажите, а может такая история
произойти в наше время?

Есть
ли в вашей семье пожилые люди, расскажите, как вы к ним относитесь?

(Ценим
и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не
обижаем их и не огорчаем их)

-Старость
не самая радостная пора в жизни человека. Она уносит силы, былую красоту,
здоровье. Люди не могут изменить этого закона, но они могут скрасить друг другу
последние годы и дни, уделить старому человеку больше внимания и нежности,
ободрить его добрым словом.


Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?

4.1
Рефлексия

Издревле
символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы
догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом
мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас.

Возьмите
листок соответствующий вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете
самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю,
постараюсь, я хочу, буду…

(Дети
зачитывают и крепят листики к дереву)

Видите
наше дерево стало ещё краше. И хочется верить,

Что
вы постигли важную библейскую мудрость «Чти отца своего и мать свою»

А
ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям»

1.    Любите,
цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

2.    Преодолевайте
лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

3.    Вам
нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были
каждый день. Это зависит только от вас самих.

4.    Дарите
цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как
можно чаще.

5.    И
помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что
они были вами, а вы будете ими»

4.2
Оценивание.

Благодарю
вас за работу на уроке.

4.3
Домашнее задание.

1.
Стр.110 – 111 чит. и пер., нарисовать рисунок.

2.
Стр.110 — 111 чит. и пер., составить рассказ о своей семье.

Приложение
1:

Сидят
раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то
слаживает. Отец и спросил:


Что ты это делаешь, Миша?

А
Миша и говорит:

-Это
я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой
лоханки кормить

Приложение
2:

При
солнышке тепло, тот вовек не погибает.

Вся
семья вместе, при матери добро.

Кто
родителей почитает, так и душа на месте.

  • Сказка спорт обувь для детей
  • Сказка соловей слушать аудиосказку
  • Сказка со счастливым концом песня
  • Сказка снежная королева 1957г
  • Сказка слепая лошадь читать