Сказка старик и сова текст

мкоу сош 8 г. избербаш. открытый урок по литертурному чтению по теме в. в. бианки сова 2 класс

          МКОУ СОШ № 8 Г. ИЗБЕРБАШ.
   

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

                                           ПО ТЕМЕ

                  В. В. БИАНКИ “СОВА”

                                  2
КЛАСС

ПОДГОТОВИЛА: ТАГИРОВА ГЮЛЬНАРА
НУРУДИНОВНА.

                                            
09.12. 2017 ГОД

                             Тема: В.В.
Бианки «Сова»

                          
https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/books_covers/1014058087.jpg

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки:
    познакомить с содержанием сказки «Сова»; закрепить знания об особенностях
    сказок.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки
    выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание
    жить в содружестве с природой.

Учащиеся должны уметь:

прогнозировать содержание
произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение
про себя, воспринимать на слух прочитанное;

определять последовательность
событий, работать с планом.

Оборудование.

                                   Презентация.

карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;

карточки с деформированным текстом;

карточки для самооценки

отрывок мультфильма

                                                         
Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Учит. Добрый день, дорогие ребята! Настал новый день.
Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне.  А когда человеку хочется улыбаться? (Когда
у него все хорошо, настроение хорошее.)  Я желаю вам, чтобы у вас всегда
было хорошее настроение.

2. Речевая разминка.

Учит. Прочитайте  это стихотворение все вместе.

— А теперь, 1 ряд – читает стихотворение  с
радостью, 2 ряд – с грустью,  3 ряд — с удивлением.

Молодцы!

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

3. Актуализация знаний.

Учит. Фамилия   какого писателя встретилась вам в этом
стихотворении? Что вы можете о нем рассказать?

Хадижат. Виталий Валентинович Бианки вырос в
семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много
путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300
произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения. Он
часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую
травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже  жили у В.В. Бианки
дома.

Учит.  А какие произведения Бианки  вы уже
читали? («Музыкант»)

— Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых
бережно относиться к природе, любить ее).

4. Самоопределение к деятельности.

Учит.  Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним
произведением этого замечательного писателя. А как оно называется, вы узнаете,
отгадав загадку.

Всю ночь летает — мышей добывает.      
             

А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)

5. Беседа о сове.

— Ребята, что вы знаете о сове?

Гюзель. Сова — ночная хищная птица. Живет в лесу.
Охотится ночью, на мелких грызунов.

Фатима. С давних пор сова считалась символом мудрости
и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Амина. Во многих местностях России к сове относились
радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной
головушкой.

Сулейман. В книгах  о Гарри Поттере совы
используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами  также
называют людей, которые привыкли поздно вставать.

Учит. А сейчас откройте учебник  и прочитайте
название произведения, с которым вы познакомитесь на уроке. Как оно называется?

   – Ребята, у вас на партах тоже сова. После каждого
этапа работы над произведением вы будете оценивать себя: справились с этим заданием
или нет, а для этого вам понадобятся  шарики зеленого и желтого цветов.
(зеленого – справились, желтого – были затруднения)

4.      
Подготовка
к восприятию нового материала.

                                   Словарная
работа

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fed/0004b754-aa597892/img4.jpg

-Учит.В данном произведении вам встретятся незнакомые
слова и выражения. Давайте узнаем их значение.

Утекает —            
               

убегает

Кормовистый клевер —

предназначенный для корма скоту.

Цветень —

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться —

прятаться, таиться.

Раздолье —

много места.

Как бы худа не вышло

как бы беды не было.

Пойло-

питательное питье для скота.

6. Первичное знакомство с произведением.

  • Чтение текста учителем и детьми. (Просмотр
    мультфильма — последняя часть)

— Понравилось ли вам это произведение?

— Назовите главных героев. (Старик и Сова)

— Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки
 назвал «Сова»? (В нем рассказывается о пользе совы)

— Можно ли ему дать другое название? Какое? (Как
старик нарушил равновесие в природе.  Природное равновесие.) Почему?

  • Знакомство с новым литературным жанром
    «познавательная сказка». 

— Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это
сказка, так как  звери разговаривают ними происходят приключения.)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/076a/0010a939-95dc0f67/2/img3.jpg

— А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки –
несказки», так как они содержат много  достоверного и правдивого
 материала о природе.  А сведения, из которых мы получаем
какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом,
В.В.  Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную
сказку.

Справились вы с этой работой или нет – раскрасьте
 шарик зеленым или желтым цветом.

7. Физминутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

8. Анализ произведения. 

https://fsd..ru/html/2017/12/19/s_5a391ef7d902a/img9.jpg

— А сейчас, ребята, мы  немного поиграем – и
узнаем кто в классе самый внимательный.  Приготовились. Кто помнит:

— Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его
другом.)

— Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)

— Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее
прогнал.)

— Что же произошло, когда она перестала летать на луг?
(На лугу появилось много мышей.)

— Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять
шмелиные гнезда.)

— Какую пользу шмели  приносят
лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

— Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал
родиться.) На ком это отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)

— Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было
жирным, вкусным? (Питательный клевер.) 

— Найдите  и выразительно прочитайте три
предупреждения совы.

1 ряд — стр. 147, 2 ряд — стр.148 начало, 3 ряд –
стр.148 середина.

  1. Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на
    охоту пошли.
  2. Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои
    разлетелись.
  3. Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе
    самому цветень с цветка на цветок разносить.

 — Что отвечал старик на предупреждения совы? (А,
пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

— Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало
чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

— Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно
было питаться.)

8. Закрепление.

Построение «Цепочки взаимосвязи» и
объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

http://900igr.net/up/datas/72217/009.jpg

— Ребята, подумайте: какая связь
между чаем с молоком и совой?

      Мадина. Через сказку В.В. Бианки показал, как
всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей
планеты, а значит, и всего человечества.

 — Попробуем  восстановить эту цепочку.
 Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом.
 Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты
живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью
стрелочек найти взаимосвязь между ними. Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ
СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.

Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер –
корова – молоко — чай)

Работа с деформированным
 текстом.  Работа в паре.

Возьмите листок желтого цвета и положите перед собой.
На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их
вставить.

Ученики читают по 1 предложению (проверка по
слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела
на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________.
 ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок
 летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

Работа с пословицами.

http://900igr.net/up/datas/72217/008.jpg

— Очень часто писатели прячут главную мысль в
пословицах. На доске рассыпались пословицы. Давайте их соберем.    
        СОБИРАЮТ ПОСЛОВИЦЫ

— Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в
тексте? Объясните ее значение. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать
главной мыслью произведения?

  • С тем не бранись, кому будешь кланяться.
  • Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  • Чем дальше в лес, тем больше дров.

(Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк
будет.)

— Ребята, давайте вернемся к нашей сове. Всю ли работу
мы выполнили?

9. Итог урока.

— Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор
своим произведением?

— Кто из героев нравится ему больше и  почему:
Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со
Стариком друзья.)

— Чему учит эта сказка?

 Мужаид. Сказка учит любить природу; не обижать
животных; автор показывает связи между животными, между животными и растениями,
между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки.

— А как вы, дети, можете помочь природе?

10. Домашнее задание (распечатать на карточках)

— Дома ребята вы будете выполнять интересные задания.
Возьмите листочки зеленого цвета. Вы можете….

Выбери себе домашнее задание: (творческого характера)

  1. Подготовь пересказ сказки от имени деда или совы
    по выбору.
  2. Подготовь чтение сказки по ролям.
  3. Подготовь выразительное чтение отрывка и
     нарисуй к нему иллюстрацию.

11. Рефлексия. Работа с совой.

— Ребята, покажите своих  совушек.  Со всеми этапами
работы над произведением вы справились? Или были затруднения? Какое настроение
у вас в конце урока? Все ли удалось сделать?     …., то повяжем на
букет из шаров бантик.

  • Если вам  урок понравился, было все понятно,
    то …
  • Если урок не понравился, и не все было понятно,
    то …

12. Оценивание.

— Ребята, а как вы думаете, кто сегодня в классе был
самым активным и внимательным? Что мы им поставим? А кому нужно еще немного
поработать?

(Молодец! Умница! Ты сегодня очень хорошо поработал,
потрудился. Был самым внимательным. Самым активным. Очень хорошо читал.)

— Ребята, сегодня на уроке вы были очень внимательными
и активными. Мне понравилось с вами работать. Большое всем спасибо!

https://yandex.ru/images/_crpd/ICK6i1W53/975d96Yx/xZmxQ2y0bnBjAxT2YJlMGdqkVWK3nizZJFbg9-yiBPoN3BszJLioN6kAr0nKJtoKowMFYodMu3FNP-6x3nAzwIXssVKJlS6Ft5IRlvVcs

В одной далёкой галактике, среди несчётного количества космических тел, в невероятной осенней палитре утопала Яркая планета.
 

Всевозможные оттенки оранжевого и коричневого, вовсе не унылого, а такого приятного как чай с мёдом или грушевым вареньем. Как же это похоже на наши земные осенние красоты природы. Только всё более насыщенно.
 

Прохладный ветер кружил кленовые листья на дороге, словно специально расчищая путь для одинокой маленькой путницы. Дневное светило приятно грело спину, проникая даже сквозь плотную ткань курточки с капюшоном, словно прикосновение родного человека. Ей сильно не хватало таких прикосновений и хотелось узнать, как это, когда можно просто тихонько сидеть в маминых объятьях. Хоть одну единственную минуточку так замереть, прислушиваясь к сердцебиению, и она была бы самой счастливой девочкой на Яркой планете. Айза даже остановилась, так реально ей рисовало воображение тепло материнских рук. Но уже через мгновение она продолжила свой, однозначно сложный для десятилетней девочки, путь.
 

Это была та самая дорога, которую прошлой зимой преодолела команда храбрецов, в поисках первого снега. Но сейчас была золотая осень, прекрасная погода, да и волшебника Гротта уже никто не боялся. Наоборот, местный народ время от времени обращался к старому мудрецу за советом и помощью. В благодарность угощая домашними пирогами. Все знали, что Гротт их очень любит.
 

В горах воздух был значительно прохладнее и Айза даже накинула на белокурую кудрявую головку капюшон. На вершине самой большой горы лежали снежные шапки. Из рассказов взрослых девочка знала, что именно там живёт волшебник. Впрочем, найти дорогу не составляло большой сложности, туда вела тропа, вытоптанная посетителями и друзьями Гротта. Но она никак не ожидала, что разлом перед входом в пещеру такой глубокий и страшный, а верёвочный мост окажется таким длинным. Впервые за всё время своего путешествия Айза испугалась.
 

Над ущельем появились большие белые совы, верные помощники волшебника. Они кружили, тревожно вглядываясь в слишком маленькую посетительницу, но уже через пару минут исчезли в темном зеве пещеры.
 

Девочка, усмиряя природный страх высоты, уже ступила одной ножкой на опасную переправу, когда из входа в пещеру вылетели две прекрасные белые птицы и сразу за ними вышел сгорбленный старик.
 

– Нет- нет, девочка! Оставайся там, я сам к тебе приду, – кричал он сиплым старческим голосом изо всех сил. Но ветер поглотил почти всю фразу и до Айзы долетело лишь пару слов. Но она остановилась и послушно ждала, пока волшебник сам пройдет по мосту.
 

– Здравствуйте, уважаемый волшебник Гротт, – громко и очень пафосно обратилась Айза к старику, как только он, удивительно ловко для своего возраста, сошел с моста. – Вы даже не представляете, как я рада с вами встретиться, – продолжала она, очень стараясь понравиться волшебнику.
 

– Милая девочка, неужели ты не знаешь, как опасно здесь находится детям. Неужели родители отпустили тебя одну в такое сложное и далёкое путешествие? Или они тоже здесь, – оглядываясь по сторонам спрашивал Гротт.
 

– Нет, никто меня не отпускал. Но я оставила папе записку. Он вечером вернётся домой и прочитает, – Айза объясняла, виновато потупив взгляд. – И вечер уже давно настал.
 

– Ну как же так? Твоя мама, наверное, очень расстроена и напугана.
 

– У меня нет мамы! Понимаете?! У всех есть, а у меня нет! – на небесно-голубых глазах появились хрустальные слезинки, отчего сердце белобородого старика сжалось и наполнилось тоской.
 

– Милая девочка, не плачь, пожалуйста, – лепетал он, поглаживая её плечо.
 

– Вы мне поможете?
 

– Конечно. Я сделаю всё, что смогу. Я тебе обещаю, только не надо плакать. Но нужно обязательно отправить весточку твоему отцу, – и волшебник легонько и протяжно просвистел, призывая сов. – Я проведу тебя по мосту и мы напишем твоему отцу, а мои птицы доставят письмо. Идём, ветер крепчает и начинает темнеть.
 

Благополучно перебравшись через ущелье, девочка оказалась в длинном коридоре пещеры, освещённом чудесными голубовато-серебристыми шариками со снежинками внутри. Над головой пролетели совы, устремившись куда-то вглубь. Она шла за стариком, восхищённо осматриваясь по сторонам. Уже через несколько минут они вошли в большое помещение, созданное самой природой, с высоким потолком. На стенах также мерцали гирлянды со снежинками. Примерно треть всей пещеры была завалена книгами. Они просто лежали небрежными стопками на каменных выступах или деревянных столах и стульях, просто на полу, в конце концов. Девочке, привыкшей к порядку, такой вид совсем не понравился.
 

– Иди сюда, девочка, – махал рукой волшебник, подзывая её к единственному, незаваленному рукописями, столу. – Напишем весточку твоей семье, чтобы они не волновались, – вытащив откуда-то клочок бумаги, продолжал Гротт.
 

Айза послушно подошла и быстро вывела пером несколько аккуратных строк для отца. Она всегда была прилежной ученицей в школе. Волшебник и его птицы, занявшие один единственный в комнате стул, не отрываясь изучали свою гостью, пока она писала, словно пытаясь понять, в чём подвох. Что толкнуло маленькую и хрупкую девочку на такой безрассудный поступок.
 

– Ну вот и хорошо, сейчас подсохнет и совы отправятся в путь, – достав из сундука возле стола холщевый мешочек, довольно произнес Гротт. – А теперь скажи, как тебя зовут?
 

– Айза.
 

– Так чем я могу тебе помочь, Айза? – расправив полы своего одеяния, сильно похожего на халат, продолжал спрашивать старик.
 

– Я… Я ищу свою маму. Она особенная. Не такая как все, – усаживаясь на самый большой сундук рядом с волшебником, начала отрывисто объяснять Айза. – Моя мама фея.
 

– Фея!? – густые белые брови Гротта поползли вверх.
 

– Да, фея осени. В этом все и дело. Осень уже заканчивается, а мама опять не пришла ко мне. Вы должны мне помочь. Нужно задержать осень, чтобы я могла встретиться с мамой, – от волнения девочка говорила очень быстро и старик еле успевал за ходом её мыслей.
 

– Фея? Задержать осень?! Но… – он хотел было сказать, что всё это невозможно, что он никогда не видел никаких фей. Но в сапфировых глазах девочки было столько надежды и мольбы… – Давай ты мне расскажешь всё по порядку и без спешки. И ты, наверное, голодна. О, у меня есть чудесный травяной чай и немного грушевого варенья, – Гротт, стараясь не смотреть на Айзу, засуетился по хозяйству. На самом же деле просьба девочки всколыхнула в его душе, глубоко запрятанные, воспоминания.
 

– У меня есть несколько булочек в сумке. Я сама их испекла, чтобы угостить вас.
 

– О, прекрасно. У нас получится отличный ужин, – наигранно весело и громко ответил старик.
 

Спустя некоторое время, когда письмо было отправлено и скромный ужин съеден, и глиняные кружки для чая опустошены, в большом помещении воцарилась неловкая тишина.
 

– Так вы мне поможете? – почти шепотом обратилась Айза к волшебнику.
 

– Кто тебе рассказал про твою маму? Отец, не правда ли? – в голосе старика слышалась глубокая печаль и тоска, он как-то сжался и стал совсем низеньким и щуплым.
 

– Да, папа рассказал. Осенью, почти сразу после моего рождения, к маме пришли другие феи и забрали её с собой. Она не могла отказаться, понимаете? Это запрещено. Всё взрослые так говорят.
 

– Взрослые говорят… – словно эхо повторил Гротт. – Мне ли не знать, что говорят взрослые.
 

– Что, я не понимаю?
 

– Мой отец когда-то говорил мне тоже самое. Я тоже искал свою маму-фею весны. Очень долго скал. Стал учеником одного очень известного волшебника, чтобы найти свою маму.
 

– Ой, ваша мама тоже фея? Значит вы поможете?! – девочка вскочила с сундука, служившего стулом.
 

– Увы, я не нашел её. Но мне помогли книги и учение. Это отвлекает от грустных мыслей. Возможно, и тебе стоит начать читать книги. Посмотри сколько их у меня, – но Айза не слушала. На её глазах вновь появились крупные слезинки.
 

Сердце старика сжалось ещё больше, чем вся его фигура. Но разве мог он признаться, что её матери нет больше на этом белом свете. Если её отец не смог, то как он, посторонний старик, может это сделать.
 

– Не стоит плакать, милая девочка. Быть может совместными усилиями мы справимся. Хочешь стать моей ученицей? Я уже стар и не прочь поделиться с кем-то своими знаниями, – неожиданно предложил волшебник, хотя ещё минуту назад у него и мыслей таких не было.
 

– Я?! Я никогда не думала о таких вещах. Но, возможно, так я смогу найти свою маму.
 

– И вырасти. И всё понять, – продолжил старик.
 

– Я подумаю, – серьезно ответила Айза. – Но может вы могли бы немного задержать осень…
 

– Ах, милая Айза. Однажды я уже попытался нарушить естественный ход природы. Это имело нехорошие последствия. Не думала ли ты о том, что кто-то на другой стороне нашей прекрасной планеты очень ждёт эту самую осень?
 

– Нет, – растерянно ответила девочка.
 

– А ведь её очень ждут, поверь мне. Как вы ждали первый снег прошлой зимой. Помнишь?
 

– О, да, это было так грустно.
 

– Магия может принести большое зло, если использовать её так неразумно как это делал я. Пусть это станет твоим первым уроком. Я очень надеюсь, что у нас с тобой будет ещё множество уроков.
 

– Я буду приходить к вам. Дорога вовсе не страшная, только мост немного. Но если вы будете меня встречать…
 

– Конечно же буду. И мои птицы помогут. Я вообще буду очень рад. Но ты должна спросить разрешение у отца.
 

Несколько следующих ночей старика Гротта одолевала бессонница. Пожалуй, впервые он почувствовал себя именно стариком. Слабым и немощным. Воспоминания перемешались. То он видел себя маленьким мальчиком, которому объясняют, что его мама стала феей, то вдруг пред ним стояла белокурая Айза, которой он так и не смог признаться, что никакая магия не сможет вернуть её маму. Потом он вспомнил, как пришел отец Айзы. Как смотрел он в глаза ему, Гротту, пытаясь понять, рассказал ли тот правду его дочери. И какое облегчение читалось на лице мужчины, когда он понял, что Айза так и остаётся в заблуждении. Волшебно красивом и полном надежды, но всё-таки заблуждении.
 

Лишь спустя пару дней, когда очередное утро разгоралось золотым огнём высоко в горах и разливалось дальше по равнине огненной лавой, окрашивая алыми тенями даже далёкие облака, Гротту пришла в голову удивительная идея. Он может сделать для маленькой Айзы гораздо больше, чем ему казалось. Он может подарить ей настоящую надежду. Пусть не навсегда, но всё же… Но нужно было спешить, ведь с каждым днём холодное дыхание зимы ощущалось все ближе и ближе.
 

В то утро Айзе совсем не хотелось выбираться из теплой постели. В комнате царила прохлада. На первом этаже в кухне хозяйничал отец. Было слышно, как что-то шкворчит на сковороде. Блинчики, догадалась девочка. Папа в последнее время старался проводить больше времени с дочерью. И Айза была ему за это очень благодарна.
 

Набравшись храбрости, она резко откинула одеяло и сразу же встала. Надев тапочки, подошла к окну и раздвинула ночные шторы. Яркое утро ворвалось в комнату, не оставив даже и намёка на сумерки. Во дворе, на всё ещё зелёной траве, лежали уже совсем бурые листья, скованные белым кружевом первого заморозка. «Неужели осень закончилась? » – прошептала сама себе Айза и лбом прижалась к холодному стеклу. И только тогда она заметила на подоконнике маленькую деревянную шкатулочку. Она была почти такого же цвета, что и листья. На самой крышке был нарисован оранжевый кленовый лист.
 

– Папа! Папа! Это она! Мама! – от громкого крика Айзы на кухне раздался звон бьющейся посуды, но девочка этого даже не слышала. Она открыла окно и достала шкатулку.
 

– Айза? – отец уже поднялся в спальню и выглядел расстроенным. – Что это у тебя?
 

– Ах, папочка! Это от мамы. Я знаю. Вот, смотри! – и в подтверждение своих слов, она приподняла ладонь с находкой ближе к отцу.
 

Мужчина просто стоял и смотрел на удивительной красоты брошь внутри шкатулки. Он прекрасно понимал, почему Айза решила, что это подарок от мамы. И в самом деле, кто ещё, если не фея осени могла создать такое чудо. Маленький бронзовый кленовый листок выглядел будто сотканным из рыжих нитей-жилок. В самой сердцевине- ямочке, словно заколдованная капелька росы, излучал мягкий медовый свет цитрин.
 

– Айза! Откуда это у тебя?
 

– Ах, папочка! Это мама оставила на подоконнике моего окна. Теперь я точно знаю, что она никогда не забывала обо мне. Она меня любит!
 

Отец просто стоял и смотрел, как дочь кружится по комнате, неуклюже шаркая тапочками, с прекрасной брошью в руках. Пожалуй, никогда раньше он не видел её такой счастливой. На секунду ему показалось, что он заметил за окном два белых крылатых силуэта.
 

Далеко в горах в пещере, освещенной голубыми гирляндами, за прибранным столом сидел волшебник. Да и всё его убежище выглядело чистым и опрятным. Даже старенькое одеяние, так похожее на халат, казалось совсем другим, новым. Верные мудрые совы устроились на большом сундуке. Пожалуй, теперь и они знали, что немного волшебства во имя добра никому не помешает. Тем более, что Айза была абсолютно права. Где бы ни были мамы, они никогда не забывают о своих детях.
 

Входная
контрольная работа

по
литературному чтению 3 класс

Назначение
КИМ:
определение уровня достижения
обучающимися 3-го класса планируемых результатов по литературному чтению, а
также сформированности следующих учебных действий: правильного восприятия
учебной задачи, умения работать самостоятельно, контролировать свои действия.
Находить правильные ответы.

Характеристика
структуры и содержания КИМ.

Задания данной
работы составлены на материале  следующих блоков курса обучения литературному
чтению во 2 классе : «Устное народное творчество,«Люблю природу русскую.
Осень», «Русские писатели», «О братьях наших меньших», «Из
детских журналов», «Я и мои друзья», «Писатели – детям», «Люблю природу
русскую.  Весна». «И в шутку, и всерьёз», «Литература зарубежных  стран»

Работа содержит 13 заданий, из них 11
заданий на выбор правильного ответа, 2 задания на установление соответствия.

Распределение заданий КИМ по уровням
сложности

Уровень
сложности задания

Количество
заданий

Максимальный
балл

Базовый

9
(1-6,8,9, 10, 13)

17

Повышенный

4
(7,11,12)

6

Итого

13

23

Обобщенный план КИМ

№п/п

Проверяемое
предметное содержание

Проверяемое
метапредметное содержание

Уровень
сложности

Максимальный
балл

1

Знание
жанров устного народного творчества

Умение
выделять из литературных жанров жанры устного народного творчества через
анализ произведений

Б

1

2

Умение
распознавать народные сказки

Различение
народной и литературной сказки

Б

1

3

Знание
признаков поэтического текста

Распознавание
поэтического, прозаического  текстов.

Б

2

4

Знание
названий изученных произведений

Соотнесение
героев и их действий

Б

4

5

Знание
авторов басен

Распознавание
авторов басен среди авторов разных произведений

Б

1

6

Умение
определять значение выражений

Анализ и
толкование крылатых выражений

Б

1

7

Умение
выделять главную мысль произведений

Анализ
изученного произведения

П

1

8

Умение
узнавать произведения по опорным словам

Планирование
и контроль своей деятельности при работе с текстами

Б

4

9

Знание
авторов поэтических произведений

Распознавание
авторов поэтических произведений среди авторов разных произведений

П

1

10

Знание
детских журналов, их рубрик.

Классификация
средств периодической печати

Б

1

11

Знание
содержания изученных произведений

Планирование
и контроль своей деятельности при работе с текстами

П

4

12

Умение выделять
главную мысль произведений

Анализ
изученных произведений

П

1

13

Знание
лексического значения слов

Планирование
и контроль своей деятельности при работе с текстами

Б

1

Система оценивания выполнения отдельных
заданий в контрольной работе в целом

Время выполнения заданий – 40
минут.                                                                                                         
Если обучающийся получает за выполнение всей работы менее 8 баллов, то он имеет
недостаточную предметную подготовку по курсу и нуждается в повторении.
Результат,  лежащий в пределах от 9 до 13 баллов,  говорит об усвоении 
обучающимся проверяемых элементов содержания в целом  при  недостаточном
владении способами деятельности. Обучающийся нуждается в дополнительной
коррекционной работе по проверяемым темам курса.                             
При получении 14-18 баллов обучающийся  показывает усвоение всех содержательных
элементов проверяемых тем курса и оперирование ими на уровне выполнения
стандартных учебных задач.  При получении 19-23 баллов обучающийся
демонстрирует освоение содержания предмета на уровне овладения сложными
учебными действиями, умениями применять полученные знания при решении
субъективно новых задач.

Индивидуальная
оценка определяется суммарным баллом, набранным обучающимися по результатам
выполнения всей работы. На основании суммарного балла фиксируются результаты по
уровням подготовки по следующей шкале:

Процент
выполнения работы

Сумма
баллов

Уровни
подготовки

81-100%

19-23

повышенный

61-80%

14-18

базовый
достаточный

40-60%

9-13

базовый
недостаточный

менее
40%

0-8

критический

Критерии оценивания

Задания 1-2,5-6,9,10,13: за правильный
ответ на каждое задание ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ –
0
баллов.                                                                                                                                
Задание 3: за каждое правильное слово ставится 1 балл; за  отсутствующий или
неверный ответ      – 0 баллов. Итого:  2
балла.                                                                                                                                  
       Задания 4,8,11: за каждое правильное слово ставится 1 балл; за 
отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов. Итого:  4
балла.                                                                                                                           
       Максимальный балл: 23

Продолжительность выполнения контрольной
работы:

На выполнение работы отводится 40 минут.

Источник для разработки

1.      Кутявина
С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному
чтению: 2 класс – М., ВАКО,
2015                                                               2.Климанова
Л.Ф. Чтение: Рабочая тетрадь для 2 кл. нач.шк. –М., Просвещение,
2016                        

 3.Тесты. Начальная
школа. 2 класс: учеб.-метод. пособие / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, М.Н. Быстрова
и др. – М., Дрофа, 2015

Входная контрольная работа

по литературному чтению 3 класс

1
вариант.

1.Подчеркни,что
из перечисленного относится к устному народному творчеству:

   Поэма,    басня,        повесть,     загадка.      
  

2Какая из
этих сказок  не является народной?

       «Два
Мороза»         «Лиса и журавль»        «Сказка о рыбаке и рыбке»

3. Подчеркни
отличительные признаки поэтического произведения

        
рифма      строка       текст        ритм         слова

4.  Чем
любили заниматься герои народных песенок?  Соедини.

                          
Котятки                                       вступать в бой

                  
Храбрые портные                             кружиться весь день

                      
Девочка Сюзон                             играть в чехарду

                 
Бульдог по кличке Дог                      терять перчатки

5.Какой из журналов не является  детским?

а)  «Ёж»                    
б)  «Здоровье»                 в)   «Чиж»

6. Определи значение выражения   « Остаться у
разбитого корыта»

        а)  Остаться ни с
чем.                                    в)  Остаться со старыми друзьями.

        б)  Остаться при своих интересах.             
г)   Остаться с чудом.

7.   Закончи предложение.       Рассказ Л.
Толстого  «Старый дед и внучек» учит …

         а) … любить детей.                         
в) … уважать старших.

         б) … говорить правду.                     г)
… быть трудолюбивым.

8.  Узнай
название рассказа по опорным словам. Соедини  их карандашом по линейке.

image001

 

топ-
топ, кровать,  мальчики, ёжик, темнота

 


 

 

шапки,
деревня, счастливый путь, выводок

 

 

9.     Кто из перечисленных 
авторов – поэт?

а) Б. Житков             б)М.
Пришвин               в)В. Бианки               г)  В. Берестов

10.  Отметь фамилию автора
басен.

         а) Ф. Тютчев            б) И.
Крылов             в) С. Есенин            г) И. Токмакова

11. 
К каким из перечисленных рассказов можно отнести приведённые ниже пословицы?
Соедини их стрелками.

«Анна, не грусти!»            В.
Берестов

 

Кто
дружбу водит, тот счастье находит.                                   

Остер
на язык,  да к делу не привык.

Друзья
познаются в беде.

Больше
одна мать заботится о семерых                                   

детях,
чем семеро детей об одной матери.                   

Лучше
горькая правда, чем сладкая ложь.                               

Вежливости
открываются все двери.

12.Какое
стихотворение учит преодолевать страх?

1)      «Мой
щенок»                        3) «Сила воли»

2)      «Мой
секрет»                        4) «Кот и лодыри»

13.
Подбери синоним к слову «лодырь»?

1)      Болтун         
2) Хулиган            3) весельчак              4) лентяй

Входная контрольная работа

2 вариант.

1.Определи жанр произведения.

Раз, два, три, четыре,
пять,

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг,
цветы…

Поводи поди-ка ты!

а) частушка;                б) 
считалка;              в) скороговорка.

2.В какой народной сказке среди персонажей есть заяц?

а)
Гуси-лебеди;        б) Каша из топора;       в) У страха глаза велики.

3. Убери (зачеркни)  лишний персонаж из сказки В. Бианки.

                 старик        
лошадь         сова         шмели      мыши       кошки

4. Найди ошибки в названиях рассказов
и стихотворений. Зачеркни неправильное слово и запиши правильный вариант этого
слова.

а)
«Что прекрасней всего?» ________________________________________

б)
«Тайное становится ясным» ________________________________________

в)
«Если был бы я мальчишкой» ______________________________________

г)  «Товарищам
взрослым»  __________________________________________

5.Выбери название популярного детского журнала.

   а)  «Мурзилка»                     б) 
«Крестьянка»                 в)   «Веста»

 6.
Отметь выражение, которое отражает  главную мысль стихотворения «Мой щенок»?

а
) Щенок и девочка                      в) Как я люблю своего щенка!

б)
О щенке                                      г) Пропажа щенка

7.    Кем представляли себя ребята из стихотворения Д. Хармса  
«Игра»?

а)   Самолет,
пароход, автомобиль              б)   Вертолет, самокат,
автомобиль                                  в)   Пароход, вертолет, автомобиль

8.    Узнай произведение по ключевым словам.

1)      Строили,
горка, скользко, песок, ступеньки  
___________________________                                

2)      комод,
шляпа, котенок, кочерга, картошка ________________________________ 

9.   Что
значит выражение «трын-трава»  из строчки   стихотворения В.  Лунина    

                                              
«Но Вовке всё было — трын-трава»

          
а) очень хорошо                  б) очень плохо              в)  всё
равно       

7. Отметь
галочкой, как называл свои песенки  Винни-Пух?

□ песенки              
□ загадки      □ пыхтелки        □  нескладушки        □  сопелки

                □
шумелки               □ ворчалки                        □  сочинюшки

11.
Определи темы стихотворений. Соедини их с названиями.

Борьба
Зимы с Весной                                             «Сельская песенка»

Возвращение
птиц на родину                               «Зима недаром злится …»

                                                                                          
«В бурю»

Мамина
колыбельная                                          

Отдых
мамы                                                                   
«Посидим в тишине»

12.Назовите фамилию поэта, автора произведений 
«Музыкант», «Сова», «Лесные домишки»?

а) В. В.
Бианки;             б) А.С.Пушкин;                в) Д.Хармс.

13.Кто написал басни «Стрекоза и Муравей», «Лебедь,
Рак и Щука» ?

а)  А.
С.Пушкин;       б) Л.Н.Толстой;            в) И.А.Крылов

  • Сказка стала былью значение
  • Сказка старик хоттабыч слушать аудиосказку
  • Сказка спящая царевна читать 5 класс по литературе
  • Сказка спящая царевна жуковский 5 класс читать
  • Сказка спящая царевна план сказки