11111 Рейтинг 4.40
Подробности Категория: Владимир Даль
Старик годовик (сказка-загадка)
Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?
— КОНЕЦ —
Свои сказки Владимир Даль писал для детей, а также и для взрослых. Владимир Иванович Даль рассказы создавал довольно близко к фольклорным (например «Девочка-снегурочка», «Лиса и медведь» или «Война грибов» и «Журавль и цапля»).
Писатель тут старается использовать разные сюжеты или их отдельные элементы, делает собственные выставки рисунков, чтобы постараться сделать более простым логическое восприятие своих произведений. Огромную роль играет морализаторство. Язык, который наполняет сказки Даля создает необыкновенную ауру детства. Ребенок с радостью воспринимает ритмическую и простую речь сказок.
Писал Владимир Иванович Даль сказки и для взрослых, которые имеют в большей степени, иронический характер, фольклорные характеры используются всё реже. Типичный мотив для сказки Даля — это взаимодействие какой-либо нечистой силы и обычного мужика. Важен социальный подтекст — противостояние низжих и высших слоев нашего общества. Народная речь зачастую перемешивается с литературной лексикой. Сказочная манера, наполняющая рассказы Даль пытался приблизить к народной речи. Чтоит отметить ,что присутствуют также описания простонародного быта и нравов старой жизни. В этой категории все сказки даля читать можно абсолюно бесплатно онлайн, также к каждой сказке привязана соответствующая иллюстрация.
Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября 1801 — 22 сентября (4 октября) 1872)— русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Псевдоним — Казак Луганский.
Отец Даля был выходцем из Дании, получил образование в Германии, где учил богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебу в корпусе, впоследствии описанную в повести Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся (1841), Даль считал «убитыми годами». Учебное плавание в Данию убедило его в том, что «отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». По окончании учебы (1819) был направлен служить мичманом на Черноморский флот. В это время Даль, по его словам, «бессознательно» начал записывать неизвестные ему слова, приступив таким образом к главному делу своей жизни – созданию Толкового словаря живого великорусского языка.
Во время службы Даль продолжал писать стихи, что принесло ему неприятности: за эпиграмму на главнокомандующего Черноморским флотом в 1823 он был взят под арест. Оправданный судом, Даль перевелся в Кронштадт, а в 1826 вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Материальное положение Даля было тяжелым, он зарабатывал на жизнь репетиторством, тем не менее годы учебы остались одним из самых светлых воспоминаний его жизни. Даль писал стихи и одноактные комедии, познакомился с поэтами Языковым и Жуковским, с хирургом Пироговым, а также с издателем журнала «Славянин» Воейковым, который в 1827 впервые опубликовал стихи Даля.
В 1829 Даль успешно защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в действующую армию. Работая в полевом госпитале, стал блестящим хирургом. Даль продолжал собирать материал для будущего Словаря, записывая со слов солдат «областные речения» разных местностей. Тогда же подтвердились впечатления его детства – о том, что
«речь простолюдина с ее своеобразными оборотами всегда почти отличалась краткостью, сжатостью, ясностью, определительностью и в ней было гораздо больше жизни, чем в языке книжном и в языке, которым говорят образованные люди».
По окончании русско-турецкой войны 1828–1829 Даль продолжил службу в качестве военного врача и эпидемиолога. В 1831 работал на эпидемии холеры, а также принимал участие в польской кампании. Вернувшись в 1832 в Петербург, работал в военном госпитале.
В 1830 была опубликована первая повесть Даля – Цыганка. В 1832 Даль издал сборник «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый.» Цензура усмотрела в книге насмешку над правительством; от судебного преследования Даля спасли только его воинские заслуги.
В 1833 Даль был направлен на службу в Оренбург, где стал чиновником особых поручений при военном губернаторе. Исполнение служебных обязанностей было связано с частыми разъездами по губернии, что дало писателю возможность изучить быт и язык населявших ее людей. В годы службы Даль написал повести о казахах – «Бикей» и «Маулина» (1836) и о башкирах – «Башкирская русалка» (1843). Собирал коллекции флоры и фауны Оренбургской губернии, за что был избран член-корреспондентом Академии Наук (1838). Во время поездки Пушкина по пугачевским местам Даль в течение нескольких дней сопровождал его. В 1837, узнав о дуэли Пушкина, приехал в Петербург и дежурил у постели поэта до его последней минуты. В 1841, вскоре после хивинского похода русской армии (1839–1840), в котором он принимал участие, Даль переехал в Петербург и начал работать секретарем и чиновником особых поручений при министре внутренних дел, по поручению которого написал «Исследование о скопческой ереси» (1844).
Все годы службы Даль продолжал работу над Словарем, собирая для него материал во время поездок по Оренбургской губернии, а по переезде в Петербург получая письма с образцами местных говоров, сказок и пословиц со всей России. Живя в столице, Даль познакомился с Одоевским, Тургеневым, Погорельским и др. писателями. Опубликовал в петербургских журналах и в отдельных сборниках повести Бедовик (1839), Савелий Граб, или Двойник (1842), Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета (1844), Небывалое в былом, или Былое в небывалом (1846) и др. произведения, написанные в духе «натуральной школы» – с обилием точных бытовых деталей и этнографических подробностей, с описанием реальных случаев. Героем их был, как правило, простой человек, обладающий «привычками и обычаями родины своей». В язык Даля органично вплетались народные слова и выражения. Его излюбленным прозаическим жанром вскоре стал физиологический очерк («Уральский казак», 1843, «Денщик», 1845, «Чухонцы в Питере», 1846, и др.). Белинский, высоко оценивая мастерство Даля, назвал его «живой статистикой живого русского народонаселения». Писал Даль и маленькие рассказы, объединенные в циклы «Картины из русского быта» (1848), «Солдатские досуги» (1843), «Матросские досуги» (1853), «Два сорока бывальщинок для крестьян» (1862). Гоголь писал о нем: «Ему стоит, не прибегая ни к завязке, ни к развязке, над которыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле, первое дело, которого производству он был свидетелем и очевидцем, чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть. По мне он значительней всех повествователей-изобретателей».
В 1849 Даль был назначен на должность управляющего Нижегородской удельной конторой. Это было значительным понижением по службе, на которое Даль пошел добровольно, чтобы находиться ближе к крестьянам. В его ведении находились дела почти 40 000 государственных крестьян. Помимо непосредственных служебных обязанностей (писание крестьянских жалоб и т.п.), Даль делал хирургические операции. В 1862 издал сборник Пословицы русского народа, в котором пословицы располагались не по алфавиту, а по темам (Бог, любовь, семья и т.д.). Несмотря на свою культуртрегерскую деятельность и глубокий демократизм, Даль выступал против обучения крестьян грамоте, т.к. она, по его мнению, «без всякого умственного и нравственного образования почти всегда доводит до худа». Этими высказываниями он навлек на себя гнев представителей демократического лагеря Чернышевского, Добролюбова и др.
В начале 1860-х годов Даль вышел в отставку и поселился в Москве. К этому времени было подготовлено первое издание его Толкового словаря живого великорусского языка, содержавшего 200 тыс. слов. Труд, которому Даль посвятил 50 лет своей подвижнической жизни, был опубликован в 1867. В 1868 Даль был избран почетным членом Академии Наук.
В последние годы жизни Даль работал над вторым изданием Словаря, пополняя запасы слов, и писал детские рассказы. Сделал переложение Ветхого Завета «применительно к понятиям русского простонародья», написал учебники по зоологии и ботанике, передал фольклористам Киреевскому и Афанасьеву собранные им народные песни и сказки. Кроме того, Даль играл на нескольких музыкальных инструментах, работал на токарном станке, увлекался спиритизмом и изучал гомеопатию. «За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить», – писал его друг, великий хирург Пирогов.
Незадолго до смерти Даль перешел из лютеранства в православие. Умер Даль в Москве 22 сентября (4 октября) 1872. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Технологическая карта занятия
ФИО : Адиканкова Н.В
Образовательная область:
«Речевое развитие», интеграция с игровой деятельностью
Тема
занятия: Слушание сказки-загадки Вл. Ив. Даля «Старик годовик»
Возрастная
группа:
подготовительная к школе
Цель занятия:
понимание смысла и отгадывание загадок необычной сказки В.И. Даля «Старик
годовик» в процессе ее обсуждения; выполнение игровых заданий по содержанию
произведения на интерактивной доске.
Задачи занятия:
обучающие: ознакомиться с содержанием сказки, узнать кто
такой старик годовик, что за волшебные птицы вылетали из его рукавов? Почему
имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев на каждом крыле? Почему
они имели такую странную расцветку? Назвать времена года, месяцы, дни недели.
развивающие:
проанализировать
сказку-загадку, отгадать загадки, сделать предположение «кто такой старик
годовик», прийти к умозаключению о смысле сказки, понять в каком порядке идут
времена года, как устроен год; запомнить текст и воспроизвести по памяти последовательность
загадок и отгадок к ним.
воспитательные: высказать свое отношение к сказке-загадке, чем она интересна,
понять «чему учит?» (внимательно наблюдать за природными
явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру); соблюдать правила участия в беседе: высказывать свое
предположение, внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего; правила
игры, правила работы с интерактивной доской.
игровая: правильно выполнить задания дидактической игры и стать
победителем.
техническая: перемещать
изображения по поверхности интерактивной доски с помощью стилуса.
Словарная
работа: ознакомиться
со значением новых слов, встречающихся в тексте произведения: старик годовик
– волшебный старик, управляющий временами года, месяцами,
следит за их очерёдностью круглый год, жнец-работник, который серпом срезает
стебли злаковых растений.
Планируемые
результаты занятия:
—
дети отгадают загадки: что за птиц выпускает старик
годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле
и почему перья у птиц черно-белые, используя авторские подсказки.;
—
выполнят четыре игровых заданий по содержанию произведения в процессе дидактической
игры на интерактивной доске.
Подготовительная работа: разработка дидактической игры «Загадки старика годовика»,
внесение в Центр книги хрестоматии/ книги В.И. Даля «Старик
годовик»
Материалы
и оборудование: SMART – доска, стилус, хрестоматия для детей старшей группы; интерактивная дидактическая
игра по сказке, стол детский, стулья детские по числу участников.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный (3 мин) | Создание | 1.Задает — Все Есть Показывает Среди произведений Владимира Даля — сказки, 2. — Что мы Продолжите — мы Моё | Словесный: — вопрос Наглядный: показ обложки — | Отвечают рассматривают включаются | Дети Включаться |
3. | Словесный: | Садятся | ||||
2. | Основной | |||||
2.1. | Этап первичного | Выразительное чтение сказки -загадки. | 1.Проводит | Словесный: | Знакомятся | Восприятие |
2. Читает сказку | Словесный: чтение | Слушают (восприятие) | ||||
2.2. | Этап анализа | Анализ Подведение | 1.Проводит работу по обсуждению текста после прослушивания. – О ком, о чем сказка? –Кто такой старик годовик? –— Что за волшебные птицы вылетали из его рукавов? -Почему имели не два, а четыре крыла? — Что значат семь перьев | Словесный: беседа по — повторное — отгадывание загадок Наглядный: — рассматривание иллюстраций сказки-загадки. | Принимают | Дети |
2.3. | Этап Дидактическая | Закрепление | 1.Проводит Задание 2.Расставь 3.Крылья 4. | Игровой: Практический: выполнение напоминание | Выполняют Совместно | Отгадают загадки, закрепят представления в каком порядке идут |
2. Совместно | ||||||
Физ.минутка | Снятие напряжения | Проводит | Наглядный: Практический: | Выполняют | ||
3. | Заключительный | Подведение Установка | 1. Проводит разговор: Я узнал (а)… Мне понравилось, что… Было трудно… Обобщение (сказка «Старик 2. Дает | Словесный: установка | Отвечают | Дети |
АННОТАЦИЯ К СКАЗКЕ В.И. ДАЛЯ «СТАРИК
ГОДОВИК»
В.И. Даль написал сказку, которая называется «Старик-годовик».
Сказка написана в жанре сказки-загадки.
Краткое содержание
сказки:
Однажды старик-годовик, выйдя на улицу взмахнул рукавом.
Раз махнул – первые три птицы полетели, стало морозно, махнул второй раз — ещё
птицы полетели, снег вдруг растаял и появились первые цветы, махнул в третий
раз — опять птицы полетели и наступила жара, жарко припекло солнышко, махнул в
четвёртый раз — снова птицы полетели и появился густой туман и снова пошёл
дождь.
Птицы, что выпускал старичок из своей шубы не обычные,
каждая имела по четыре крыла, на каждом крыле семь перьев, с одной стороны
перышко белоснежное, а с другой стороны очень темное.
Кто таков этот старик? Что за волшебные птицы вылетали
из его рукавов? Почему имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев
на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку?
Вот такая интересная сказка, читая которую нужно подумать о чём
идёт речь, что это за птицы с крыльями вылетали от взмаха рукава старика-годовика.
Вот почему сказка и считается сказкой-загадкой.
Сказка учит нас не забывать о том, в каком
порядке идут времена года, как устроен год.
ВЛАДИМИР
ИВАНОВИЧ ДАЛЬ
(1801- 1872
г.г.)
Русский писатель, врач, собиратель народных сказок, составитель толкового
словаря.
На протяжении всей жизни собирал слова, народные выражения, стремясь
показать богатство живого языка, а через него — раскрыть различные стороны
народной жизни. «Толковый словарь» обязан своим рождением дружбе Даля с А.С. Пушкиным
За первые выпуски «Толкового словаря живого великорусского языка»
Владимир Даль получил золотую медаль от Императорского географического
общества, удостоен звания почетного академика.
Среди произведений Владимира Даля — сказки, повести, были,
пословицы, загадки.
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А
во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго
умывался,
(Умываемся.) А
в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В
пятницу я прыгал, бегал,
(Прыгаем.) Очень
долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье
(Хлопки в ладоши) Целый
день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку- засыпают.)
Воспитатель: во время физ. минутки, что мы
вспомнили? Дети:
дни недели.
Презентация по теме :
Детские писатели II половины
XIX века.
Выполнила студентка
Группы ПО нм/б-34-з
Пушкарская Г.И
Даль Владимир Иванович (1801 – 1872) – писатель, военный врач, лексикограф, этнограф создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
Детские годы и образование
Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой.
Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.
В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. После нескольких лет военной службы Даль, биография которого изменила течение, поступил на медицинский факультет Дерптского университета (сейчас – Тартусский университет).
В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».
Военная служба и медицинская практика
С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны 1828-1829 годов, а также польской кампании 1831 года Даль показал себя как талантливый врач. Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.
Отмеченный наградами, в 1832 году Даль начинает работать в военно-сухопутном госпитале Петербурга в качестве ординатора.
Владимир Иванович становится известен как блестящий хирург. В военный период, а также за время медицинской практики писатель Даль создал несколько статей, набросков. В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый»
Государственная служба
В 1833 году Даля перевели в Оренбург, назначив на должность чиновника особых поручений при военном губернаторе В. А. Петровском. Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.
Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом, участвовал во вскрытии.
В 1838 году Владимир Иванович стал членом Петербургской академии наук.
В 1841 году Даль возвращается в Петербург, служит секретарем при Л. Петровском, а затем заведующим особой канцелярией при министре внутренних дел. С 1849 года писатель управляет удельной конторой в Нижнем Новгороде.
Творчество
Владимир Иванович Даль — автор всем известного «Толкового словаря живого великорусского языка», ценнейшего пособия прежде всего для всех, кто занимается русским языком и русской литературой. Об этой сокровищнице русского языка написано огромное количество статей и даже стихов, одно из них принадлежит В.Набокову, и было оно навеяно тем, что вдали от своей Родины он вдруг увидел в книжной лавке дорогие его сердцу книги:
Когда изгнанника печаля
Шёл снег, как в русском городке,
Нашёл я Пушкина и Даля
На заколдованном лотке…
Первая книга
В 1832 году Даль публикует «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Это сочинение принесло ему известность в литературных кругах русской столицы.
Сказка.
Старик годовик
Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?
Старик годовик
Говоря о творчестве В. И. Даля, нельзя забывать о его пословицах и поговорках. Из великого множества и разнообразия пословиц и поговорок, представленных в сборнике «Пословицы русского народа», авторы современных учебников отбирают материал так, чтобы за каждой из пословиц вырисовывалась бы определенная житейская ситуация и вытекающий из нее нравственный смысл, выраженный в образной форме. Тексты в учебниках соотнесены с фольклорным материалом, отражающим либо основную мысль произведения, либо характер героев, либо богатство изобразительно-выразительных средств русского языка. Кроме того, пословицы и поговорки могут служить материалом для языковых наблюдений.
Так, например, читая вместе с детьми сказку «Старик-годовик», можно показать им своеобразие словаря Даля, используя слова-разгадки: день и ночь..
В сказке «Старик-годовик» сказочник задает детям вопросы:
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (Птицы-месяцы).
Какие это четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели).
Какие семь перьев в каждом крыле? (Дни недели).
Что это значит, что у каждого пера одна полвина белая, а другая — черная? (Белая половина пера — день, черная половина — ночь).
День — время от восхода до заката солнца; от утренней до вечерней зари.
По Далю дни бывают «трех цветов». Черные, пора нужды, бедствия… у суеверов черный день — тяжелый; это понедельник и пятница; а легкие дни — вторник и суббота.
Второй «цвет дня» — красный. Красные дни — пора довольства, достатка. Красным называют и день жаркий, солнечный, сухой. Между черным и красным днями располагается серенький денек, пасмурный, неясный. У Даля мы встречаем: День на день не приходится, день дню рознь; нынче — тепло, а завтра — мороз.
Про человека, живущего заработком одного дня, говорят, что он на денщине; отсюда слово поденщик.
Ночь. День меркнет ночью. Смешно, потешно разговаривать про ночешно! Доброму ночь не в убыток.
Используя для объяснения значений слов «день», «ночь» пословицы и поговорки, собранные Далем, учитель тем самым учит детей точности выражения.
Знакомя детей с интересными сказками, мудрыми пословицами и поговорками, занимательными загадками ученого-фольклориста, мы решаем ряд задач:
дети постигают русскую речь с ее шутками и приметами, байками и поговорками со всей полнотой жизненной мудрости;
младшие школьники пополняют активный словарный запас;
учащиеся приобщаются к народной культуре прошлого;
осуществляется нравственное и эстетическое воспитание;
в процессе чтения и анализа произведений происходит литературное развитие.
Издания для детей.
Современным детям известны такие сказки В. И. Даля, как «Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» и многие другие. Все они вызывают у младшего школьника сильное эмоциональное впечатление. Например, сказка «Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам, к собаке Жучке, а спасение самой Снегурочки пробуждает радостные чувства. Вызывают улыбку у детей и сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу. Их действия подталкивают маленьких читателей сделать вывод словами русской народной пословицы: «Всякая птичка свои песенки поет».
Напутствие.
Изучая сказки Даля, можно увидеть все три направления его творчества в этом жанре. Например, сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем и для сегодняшнего читателя интересна не столько с точки зрения своих литературных достоинств, а скорее в качестве примера, позволяющего понять идеи раннего творчества писателя в отношении народного языка. Текст ныне воспринимается с трудом, значение многих слов выясняется с помощью толкового словаря, но зато сказка приводится без малоинтересного и затянутого вступления, что характерно для фольклорных произведений.
Последние годы и смерть писателя
В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах была опубликована самая значительная и объемная работа в биографии Владимира Ивановича – «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в свой труд. В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».
Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве. Похоронили писателя на Ваганьковском кладбище.
Интересные факты
Даль всей душой полюбил живописные родные места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Среди близких друзей Даля были такие известные личности, как Гоголь, Крылов, Жуковский. В кадетском училище Владимир Иванович учился вместе с будущим декабристом Д. Завалишиным и адмиралом П. Нахимовым.
Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники «Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.
В 1869 году словарь Даля был отмечен Ломоносовской премией.
Памятники В.И.Далю
Владимир Иванович Даль
(1801 — 1872)
Малютина Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ №35 с УИОП» г. Воркуты
В.И. Даль — писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». В честь своей родины – Луганска взял себе псевдоним «Казак Луганский». За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология», а в 1838 году стал членом Петербургской академии наук. В 1862 году были опубликованы
«Пословицы русского народа».
Кроме создания «Толкового словаря живого великорусского языка» и «Пословиц русского народа» Владимир Даль всерьез занялся литературой и в 1832 году были опубликованы его «Русские сказки. Пяток первый»
Лиса-лапотница
В произведении рассказывается о хитрой лесе, которая нашла лапоть на дороге и обманным путем поменяла его на курочку. А курочку – на уточку, уточку – на гуся.. Думала хитрая лисица, что будет всегда сытая теперь, но один человек перехитрил ее, и тогда лиса получила по заслугам.
Привередница
Сказка похожа на сказку по содержанию на сказку « гуси- лебеди». Суть в том, что Малаша, чтобы спасти брата, не привередничала ни ржаным хлебом, ни молоком, ни оладьями…
Старик-годовик
Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы
Война грибов
с ягодами
Девочка-снегурочка
Как блестящий военный врач Владимир Даль показал себя в ходе сражений русско-турецкой войны 1828—1829 и польской кампании 1831 года.
С марта 1832 года В. И. Даль служит ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга
Биограф Владимира Даля П. И. Мельников пишет:
«Здесь он трудился неутомимо и вскоре приобрёл известность замечательного хирурга, особенно же окулиста. Он сделал на своём веку более сорока одних операций снятия катаракты, и всё вполне успешно. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Он мог левою рукой и писать и делать всё, что угодно, как правою. Такая счастливая способность особенно пригодна была для него, как оператора. Самые знаменитые в Петербурге операторы приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой»
Самой значительной и объемной работой в Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».
Писал его Даль 53 года, вплоть до кончины
Как Даль начал работу со словарем и какое было первое слово?
Морозным мартовским днем 1819 года ехал Владимир Иванович из Петербурга в Москву. По крепкому весеннему насту бежали сани. Гудел ветер, мела метель. На облучке дремал ямщик, закутанный в тулуп, сзади, поеживаясь от холода, сидел пассажир — юный мичман Даль. Вдруг ямщик ткнул кнутовищем в небо и, утешая, пробасил: «Замолаживает… »
Мичман вынул из кармана записную книжку и записал:
«Замолаживать – иначе – пасмурнеть – в Новгородской губернии, значит заволакивать тучами, говоря о небе, клониться к ненастью».
С этого слова и начался его «Толковый словарь». Хотя впоследствии выяснилось, что ямщик произнес известное всем слово «замораживает». Просто он не выговаривал звук «р».
Музей В. И. Даля в Луганске
В Луганске, на родине Владимира Даля, в память о выдающемся человеке создан Литературный музей В. И. Даля. Научным сотрудникам музея удалось собрать в полном объёме прижизненные издания литературных произведений В. И. Даля. Музей рассказывает о личности В. И. Даля, рассказывает о современниках Даля — А. С. Пушкине, Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголе, Н. И. Пирогове. Около музея стоит памятник Далю, также памятник имеется на улице Даля, а в 2010 году был открыт третий памятник Далю около Восточноукраинского университета
Мархайчук Наталья Юрьевна,
Учитель начальных классов, высшая
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Антрацитовская гимназия №1 имени Почётного гражданина города Антрацита
Вадима Яковлевича Ткаленко»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Литературное чтение
Класс 2
Тема урока: В. И. Даль Сказка — загадка «Старик – годовик» (внеклассное чтение)
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цель: продолжить знакомство с творчеством В. И. Даля, формировать у обучающихся целостное представление о годичном круге, развивать умение анализировать текст, расширять словарный запас, учить сравнивать, делать выводы. Воспитывать интерес к творчеству В. И. Даля.
Образовательные результаты:
Предметные: формирование системы знаний о творчестве Владимира Даля, обучение выявлению особенностей сказки – загадки.
Метапредметные:ставить учебные цели,работать в группе по решению общих учебных задач.
Личностные:готовиться к самообразованию и саморазвитию.
Методы:наглядный, эвристический, поисковая работа.
УМК:(учебно-методический комплекс): книга «Сказки Даля».
Средства обучения:ТСО, наглядные средства, дидактический материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Дыхательная гимнастика (по методике В. Ф. Базарного, упражнение «СВЕЧА»)
— Я желаю вам, чтобы урок подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. А для этого нам необходимо настроиться на хорошую работу.
Представьте, что у каждого из вас в руках зажжённая свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох через нос, поверните головку вправо и тихо – тихо, тоненькой струйкой выдохните так, чтобы огонёк вашей свечи не погас. Ещё раз вдохните и резко, одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Молодцы. Откройте глазки и тихо займут места девочки, мальчики
Эмоциональный настрой (Слайд1)
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
И расколоть его поможет
Любимый наш девиз: «Хотим всё знать!».
Постановка цели и задач урока (Слайд 2)
— Девочки и мальчики, просмотрите слайды. Поразмышляйте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.
— Что вы увидели? Какой темой можем объединить эти иллюстрации?
— Какое у вас настроение? Чего вы ждёте от нашего урока?
— Какое время года было первым? Последним?
— Почему, осень оказалась четвёртой в этом списке?
— Актуализация знаний
«Угадай-ка»
— Попробуйте узнать знаменитую личность по моим фразам.
* Русский учёный, писатель, моряк, офтальмолог, учился с Нахимовым, был другом Пушкина, датчанин по происхождению, наш земляк…. (Слайд3)
— Так, кто же ответит на вопрос: «Почему осень была четвёртой в нашем списке?»
— В это время года, 22 ноября 1801 года родился Владимир Иванович Даль.
— Кто знает, сколько бы лет ему исполнилось в этом году? (220)
— В каком году Даль начал свою литературную деятельность? (1832)
— Сколько лет он потратил для достижения своей великой цели?(53)(Слайд 4)
— Что же за цель была у Владимира Ивановича? (Слайд5)
— Кем служил отец Даля? (Врачом)
— Специалистом, в какой области медицины был Даль? (хирург, мог делать операции как правой, так и левой рукой).
— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Владимира Даля, но это не просто сказка, а сказка – загадка.
— Какие бывают сказки?
— Что такое загадка? Зачем детям необходимо разгадывать загадки?
— А читали ли вы сказки — загадки?
Первичное усвоение новых знаний
1. Чтение учителем. (Слайд6)
— Понравилась ли вам сказка. Что особенно было интересным?
— Можете ли определить главного героя?
— Кто же такой Старик – годовик? Выберите картинку и объясните свой выбор. (Слайд7)
Чтение сказки детьми. (Цепочкой)
Работа над содержанием сказки. Анализ произведения.
— Докажите, что это произведение сказка. А почему же загадка?
Работа в группах
1группа – 1 абзац
Задание: 1. Прочитайте первый абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названияэтих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
2 группа – 2 абзац
Задание: 1. Прочитайте второй абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названия этих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
3 группа — 3 абзац
Задание: 1. Прочитайте третий абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названия этих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
4 группа – 4 абзац
Задание: 1. Прочитайте четвёртый абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названияэтих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
-
Повторите правила работы в группах
-
Старшие в группе подойдите и выберите конверты с заданиями.
— Готовы? Тогда вперёд! (Защита работ)
Работа над 5 абзацем
1. Чтение абзаца по предложениям и ответы
— Почему у каждой птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)
— Что же это за птицы с семью перьями на крыле? (7 дней в одной неделе)
— Какие названия у каждого из перьев? (День – ночь)
— Какое предложение помогло вам ответить?
Игра «Найди пару»
— Соедините одинаковые названия месяцев (русский язык – английский язык)
(По принципу лото: у каждого ученика карточка с названием месяцев на английском языке и карточки на русском языке.Водящий (учитель), называет месяц на русском языке, дети выбирают карточку и накрывают месяц на английском языке).
Игра «Мы строители» (У каждого на столе лежит кирпичик, который необходимо «заложить» в дом)
1. Чтобы узнать время года – нужно отгадать загадку.
ГОД | |
ЗИМА | Декабрь |
Январь | |
Февраль | |
ВЕСНА | Март |
Апрель | |
Май | |
ЛЕТО | Июнь |
Июль | |
Август | |
ОСЕНЬ | Сентябрь |
Октябрь | |
Ноябрь |
-
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. ( Зима ) -
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет. ( Весна ) -
В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только… (Летом) -
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья. ( Осень )
2. Месяц нужно узнать по празднику или описанию.
* Январь. Рождество.
* Февраль. Праздник мужественных защитников Родины.
* Март. Праздник всех женщин.
* Апрель. На дворе звенит капель.
*Май. День Победы.
*Июнь. День защиты детей.
*Июль. Этот месяц макушка лета.
*Август. Последний месяц лета.
*Сентябрь. Дети идут в школу после летних каникул.
*Октябрь. День Учителя.
*Ноябрь. День Единства России.
*Декабрь. Новый год.
Составление СИНКВЕЙНА
ГОД
Учебный, школьный
Пришёл, прошёл, умчался
Годы не птица: улетят — не поймаешь.
Годовик
Домашнее задание: нарисовать рисунок к сказке; попробовать себя в роли писателя и составить свою сказку – загадку.
Рефлексия.
Дерево Успеха.
— Давайте украсим наше дерево. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что – то новое прикрепите зелёные листики, если вы остались недовольны уроком, то жёлтые листики упали с дерева и усеяли землю.
— Спасибо за урок. Выставление оценок.
8