Сказка спящая красавица про что

1. спящая красавица снилось что-то приятное, романтичное. мишка, который гладил по волосам и тихонько приговаривал, как любит мои рыжие кудряшки.

1. Спящая красавица

⠀Снилось что-то приятное, романтичное. Мишка, который гладил по волосам и тихонько приговаривал, как любит мои рыжие кудряшки. И именно из-за них называет Белочкой. А ещё потому что когда что-то не нравится, я смешно морщу носик.

  Я лежала рядом и слушала. Он так редко открывает свои эмоции, что боишься перебить. Например, все два года, что мы вместе, думала Белочка это переделанное имя. А оказывается – кудряшки. Приятно. Мишка присел, погладил меня по плечам и резко встряхнул.

— Проснись, красавица, я тебя пять раз поцеловал! И уже готов продолжать!

Сквозь сон пробивался очень мерзкий голос. Очень! Даже если это голос моего любимого мужчины. Ещё и тряска не останавливалась. Пришлось выплывать из дремы.

— Уйди, чудище, я легла пару часов назад. Всю ночь работала! — сладко зевнула и повернулась на правый бок.

Ради приличия открыла один глаз, чтоб показать Мишке, что на большее не способна. Даже после пяти поцелуев. Открыла, а он не закрывается. Хотя бы потому, что рядом был не мой парень. ⠀

  Один глаз не закрывается, второй спит за двоих. Рыжие кудри на голове всегда по утрам смотрят в разные стороны. Пижама с мопсом, и, как я догадываюсь, помятое, красное лицо. После двух часов сна. Вот так я и села, разглядывая гостя.

  Волосы жиденькие, светленькие, грязненькие и всё это безобразие до плеч. Меня слегка передернуло, а потом я посмотрела на лицо. И чем волосы не понравились? Глаза далеко посажены, или как это правильно, когда они смотрят почти в разные стороны. Нос орлиный, как у гордых, горных народов и маленький ротик. Вся эта прелесть на круглом, очень круглом лице. И сам молодой человек такой же круглый. Этакая камбала, только надутая, как шарик и с носом. ⠀

— Эээ, — выдавил парень и, подумав, спросил, — Красавица?

Он ещё моим внешним видом не доволен. А может его эталон красоты камбала с носом? Интересно, такие девушки существуют? Я сова по натуре, люблю работать по ночам. С утра, если рано разбудить, во мне просыпается монстр и начинает громко возмущаться.

— Угу! — выдал тот самый монстр в моём лице. Тут же пронеслась мысль, что стала разговаривать как сова, осталось начать жрать мышей. Утро, твою ж ети! — Ты кто?

— Прости, надо было с этого начать. Я принц Галондуэль Тристипин Фаринсказан третий. Примчался из южного государства Сартом. И раз ты, спустя сто лет, проснулась именно от моего поцелуя, должна выйти за меня замуж. – на последних, словах парня перекосило. Итак-то не красавец.

⠀Аааа, он меня целовал! Ужас. Фу, как теперь на мужчин смотреть? Надеюсь не отвечала?

— Угу, — сова во мне распустила крылья с готовностью валить подальше от этого Голодного Эльфа или как там его зовут.⠀

Меня даже не смутили сто лет сна, которые пронеслись как два часа. И то, что обстановка похожа на средневековый замок, это заметила мельком. Да и на принца не отреагировала. Хорошо, что мозг с утра не работает, а то билась бы в истерике.⠀

Так, если проводить аналогию со сказками, которые я так часто читаю племяшке, это «Спящая красавица». Теперь вопросы. Где сама красавица? Почему я здесь? И как попасть домой?

Хотя, если подумать, принцессу вполне можно понять. Придёт такая камбала, поцелует и всё, теперь ты жена. Может это то самое перемещение между мирами, о которых часто читает сестра? А наследница престола сейчас где-то вместо меня спит?

— Уважаемый Эльф, — решила начать издалека, но была тут же перебита. ⠀

-Вы так считаете? — мужчина подмигнул глазом, тем, который смотрел налево.

«Нет! — мысленно взорвалась, — Не считаю! Просто не помню все те буквы, которые ты назвал именем, принц, твою ж ети! Как такие принцы на свет появляются? Что за неправильная сказка?»

Выдохнула и продолжила:

— Ээээ, — это просто забыла, что хотела сказать. Напрягла мозг и выдала, — Я точно не ваша принцесса. Спала всего два часа, а не сто лет. — Мужчина окинул взглядом и кивнул, соглашаясь. Гад! — Поэтому и замуж выйти не могу.

— Вот и замечательно! — выдохнул этот козлина, хоть бы вид создал, что расстроился. — Может тебе помочь чем, немощная?

— Угук, — ответила внутренняя сова, старательно заугукивая маты. — Домой хочу, к жениху. Только, боюсь он в другом мире. В нашем такого дурдома точно нет.

Мозг уже заставили работать, поэтому он меня смог убедить, что это не Земля.

— У тебя и жених есть? — искренне удивился принц-самоубийца.

— Угук. — да что такое! Сейчас сама поверю, что немощная.

И, неожиданно вспомнила, что жениха-то нет. Ушёл, неделю назад, гордо хлопнув сначала крышкой ноутбука, затем шкафом, а после дверью. У меня тогда был выбор, или забиться в угол и рыдать с бутылкой наперевес, или работать, чтобы не было желания плакать. Ну и доработалась. До Эльфа. Тут же вспомнила сон и ласковое «Белочка».

Страдания прервал резкий порыв ветра. Дверь, которая находилась в углу, открылась и в комнату влетел невероятно красивый блондин. Посмотрела на Эльфа и очень пожалела, что он обогнал в дороге вновь вошедшего. Видимо всё не так плохо в этом мире с мужчинами, как мне показалось сначала.

Блондин носился по помещению и ногой отодвигал коричневую листву, непонятно как здесь появившуюся.

— Точно знаю, что где-то тут. — бормотал он. — Маг же сказал. О!

Парень резко наклонился, разворошил листья и начал целовать синий труп. Мы с Эльфом переглянулись и дружно стали пятиться к двери. Зря! Зря я подумала, что здесь всё нормально с мужчинами. Это надо же так ошибиться. Пока пятилась и занималась самоедством, не заметила главного.

— Кто ты? — звонким голосом спросил труп, который на глазах изменялся и становился прекрасной девушкой.

— Красавица, я освободил тебя от векового сна, будешь моей женой?

— Да!

Блондин помог подняться девушке, отряхнул её от налипшей грязи. Ещё раз поцеловал, не замечая свидетелей. Они взялись за руки и ушли. Причём девушка шла легко, как будто сто лет на холодном полу не валялась трупом. В прямом смысле.⠀

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа).

Цель медиаобразования —  формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Так как современный мир — это мир информационный, одной из приоритетных задач школьного образования становится задача развития медиаобразовательных умений и навыков, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, проявляющейся в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.

Подобного рода задачи с успехом могут решаться и на уроках литературы, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения и продуктирования собственных текстов.

Циклом таких уроков стали уроки литературы в 5 классе «Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В. А. Жуковского «Спящая царевна»: сходство и различие», форма работы которых — проектная деятельность.

Результатом проекта является создание собственного медиатекста, контент которого формируется на основе анализа мотивной структуры бродячего сюжета о «спящей красавице».

Итоговый продукт проектной деятельности — издание иллюстрированного сборника авторских сказок 5 А класса «……………..».

Цели медиаобразовательного проекта:

  1. формирование навыков работы с информацией, умения находить её в различных источниках
  2. обучение восприятию и переработке информации, систематизации ее по заданным признакам
  3. развитие аналитического мышления, умения анализировать структуру медиатекста
  4. развитие навыков перевода визуальной информации в вербальную знаковую систему и наоборот
  5. формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка
  6. формирование навыка продуцирования собственного текста с использованием жанровой формы литературной сказки
  7. использование средств коммуникации для творческого самовыражения

Достижение этих целей предполагается через постановку и решение следующих задач:

  • знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования 
  • формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я.Пропп «Морфология сказки»)
  • развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, планированием последовательности действий по ее решению
  • формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного
  • повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, продуктивное взаимодействие с членами группы)
  • стимулирование и развитие творческого потенциала личности на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и создание собственного медиатекста в жанре литературной сказки

Так как работу с информацией схематично можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача, то в проектной деятельности, конечной целью которой является творческое формирование медиатекста, можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап

Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала

На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.

Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).

Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»)

2. Этап «приёма» новой информации

Знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования

Акцентируется внимание на том, что этот сюжет восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Формулировка проблемного вопроса. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий)

Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?

(необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются).

Шаг первый: чтение сказки братьев Гримм «Шиповничек», изучение ее содержание и выделения смысловых частей.

Шаг второй: чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица», сравнение ее со сказкой братьев Гримм и выявление сходства и различия этих сказок.

Организация восприятия и осмысления новой информации. Формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя»

Так как типологическая близость изучаемых сказок объясняется общим сюжетом, а сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, то основной целью данного этапа становится наблюдение над мотивной структурой сказок.

Мотив (по определению А. Н. Веселовского (1838–1906), историка литературы, изучавшего историческую поэтику сказочных сюжетов) — это мельчайший компонент текста, содержащий в себе какое-либо действие.

Мотивы, соединяясь друг с другом, разрастаются, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения.

Таким образом, сюжет — это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.

Исследовательские задачи, поставленные перед учащимися (работа в группах по сказкам братьев Гримм и Ш. Перро): 

  • выделение смысловых фрагментов текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя (вычленение отдельных мотивов)
  • обсуждение действий героев
  • формулирование мотивов, образующих сюжет сказки о спящей красавице

Поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации.

При выделении мотива выполняются следующие операции:

  • определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки
  • на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описывается содержания мотива

Результатом такой деятельности становится формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.

3. Этап «переработки» новой информации

Выстраивание общей цепочки мотивов, формирующих сюжет сказок о спящей красавице (выявление общего в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро)

М1 = у царя и царицы нет детей →

М2 = чудесное рождение долгожданной дочери →

М3 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья→

М4 = дары чародеек →

М5 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретена →

М6 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон) →

М7 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы →

М8 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) →

М9 = вместе с царевной засыпает весь царский двор →

М10 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→

М11 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну →

М12 = пробуждение царского двора →

М13 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.

Выявленные мотивы обнаруживают общее в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро, что необходимо для понимания того, как функционирует бродячий сюжет о спящей красавице. Именно эти мотивы должны будут определять создание учениками собственного медиатекста в жанре волшебной литературной сказки.

Выявление различия сюжетной организации сказок братьев Гримм «Шиповничек» и В. А. Жуковского «Спящая царевна» на основе приёма «инсерт»

Работа в группах: перечитывание сказки братьев Гримм, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»

«Известное»:

жили король с королевой/царь с царицей, детей у них не было;
чудесное рождение дочери;
праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею; чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена;
юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) ………

«Противоречит известному»:

предсказание лягушки — предсказание рака;
13 ведуний королевства — 12 чародеек;
золотых тарелок 12, поэтому 13 колдунью не пригласили — украдено одно из 12 золотых блюд, поэтому позвали только 11чародеек;
сон на 100 лет — сон должен продлиться 300 лет;
неясно, ждала ли старуха появление принцессы — старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено………

«Новое»: 

Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно…

Забор, Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой….

Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»

Выявленные различия показывают, как на основе общего бродячего сюжета рождаются оригинальные авторские сказки.

В. А. Жуковский творчески переосмысливает мотивную структуру бродячего сюжета, наполняет её новыми национальными деталями, место действия из замка переносит в русский терем, по-новому разрабатывает характеры героев, создавая образы русской красавицы царевны и царского сына, видоизменяет традиционный мотив сна и запустения на мотив цветущего сада и молодого леса, что и рождает в итоге совершенно новое оригинальное русское произведение.

4. Этап «передачи» информации

Творческое переосмысление усвоенных знаний и создание собственного медиатекста в жанре волшебной сказки на основе сюжета о спящей красавице

Пути решения:

  • сохраняя основные мотивы сюжетосложения и функции героев, переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее/прошлое, другую эпоху/галактику, подводный/подземный мир……
  • ввести нового волшебного помощника и новые волшебные предметы
  • разработать характеры персонажей в соответствии с выбранной эпохой и местом действия, наделить героев именами, используя литературный приём говорящих фамилий
  • продумать языковые особенности сказки, отражающие общий замысел произведения
  • особое внимание уделить редактированию создаваемых текстов
  • иллюстрировать один из эпизодов волшебной сказки
  • контроль и анализ созданных художественных текстов с последующей корректировкой/редактированием
  • творческий конкурс обложки сборника и вступительной статьи-рецензии
  • вёртка сборника сказок

Итак, результатом медиаобразовательного проекта на уроках литературы в 5 классе явилось не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры учащихся как части интеллектуальных умений. Медиаобразование на уроках литературы призвано служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, делая их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
 

Автор: Любовь Леонтьева

На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано

Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».

История создания

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

ПожаловатьсяСодержание:

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

  • борьба добра со злом;
  • благородные поступки;
  • любовь.

В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

Основные действующие герои

В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

  • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
  • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
  • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
  • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
  • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
  • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html

Урок
музыки в 3 классе.  Раздел «В музыкальном театре».

«Балет «Спящая красавица».

Цель урока: Создание условий
для формирования  
представления о балете. как о
музыкально-хореографическом спектакле, знакомство с балетом «Спящая
красавица» П.И.Чайковского.

Задачи урока:

 1) обучающие

 -расширить представление
о средствах музыкальной выразительности;

 — сформировать
представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

 — учить работать на
уроке в групповой и в коллективной форме;

2) развивающие

 -развитие творческого
воображения, интонационно- образного мышления, эмоциональной памяти через
цветовосприятие, а также пластическое интонирование;

3) воспитательные

 — посредством музыки
воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к
чужому горю;

 — воспитывать у младших
школьников интерес к балетной классической музыке;

 -напомнить о книге,
источнике мудрости, знаний и радости;

УД предметные

-понимать значение
вступления к балету, контраста как способа развития музыки.

-понимать, что
балетный спектакль невозможен без содружества музыки с литературой,
хореографией, изобразительным искусством.

УУД
метапредметные

-передавать свои
впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях

-соотносить
иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения

-строить свои
рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки

Регулятивные:

-определять цель
учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

-эмоционально
откликаться на музыкальную характеристику образов героев  балета

воспринимать
мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых

Коммуникативные:

-высказывать свою
точку зрения, слушать и понимать других.

-сотрудничать в
совместном решении проблемы, выполняя различные роли в группе

-Принимать
активное участие в различных видах музыкальной деятельности

Личностные:

-научиться 
оценивать поступки героев музыкального произведения с точки зрения
общечеловеческих норм, нравственных ценностей

-Приобрести
первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности

3)
воспитательные

-посредством музыки воспитывать
такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;

Тип урока:  Урок
изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные
пособия: 
Учебник «Музыка» для 3 класса авторы: Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011.

Используемое оборудование: Компьютер,
мультимедийный проектор

Ход урока:

1.                 
Организационный
этап

Песня
«В гостях у сказке»

-Здравствуйте,
дети! Мы с вами начали урок с песни о сказке не просто.

-Как вы думаете почему?

-Сегодня мы окунёмся в прекрасный мир сказки! Но для
этого нам необходимо взять с собой внимание, дисциплину, память,
любознательность и воображение! Готовы?

2.                 
Актуализация
знаний

Все дети любят сказки, в которых происходят необыкновенные чудеса,
и все дети любят отгадывать загадки. 

— Первая загадка.

Отгадайте, о какой сказке идёт
речь.

— Итак, события
происходят  в  замке короля Флорестана. На крестины принцессы 
приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой принцессе. 
Добрые феи дарят ребенку подарки и танцуют. В замке царит веселье. Внезапно
злая Фея со своей свитой яростно врывается во дворец. Что происходит?
Церемониймейстер спешит сообщить королю, что забыл пригласить на крестины фею
Карабос.  От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что та
умрет от укола веретеном, когда её исполнится 16 лет.

Дети: «Спящая красавица»

Учитель: Вторая загадка.  Кто
автор этой сказки?

Дети: автор Шарль Перро.

Щарль Перро французский
писатель. Для детей он писал мало. Всего известно 8 сказок, которые вошли в
«Сборник сказок матушки Гусыни»

3.                 
Целеполагание

Сегодня мы не будем читать эту сказку. Мы будем ее слушать и смотреть
в новом музыкальном жанре. Третья загадка. Чтобы узнать этот жанр мы послушаем
девочек.  

Девочки нам расскажут об этом
жанре. Вы внимательно слушаете и думаете, какие слова вам не были понятны.

  Расскажу я вам
секрет

  Мы ходили на балет!

Там артисты все молчат,

не поют, не говорят

Как же мы про всё узнали?

  Мы либретто
прочитали.

Балет из танцев состоит,

из ямы музыка звучит!

Балерины в пачках белых

                   На носочках ходят
смело,

                   Грациозно ввысь
взлетают,

                  Словно бабочки порхают.

                   Помогают им партнёры,

                   Фуэте там крутят скоро.

                   А на сцене все солисты

                    Исполняли танец чисто.

                   Двое, трое… Весь
секрет.

                   С ними был кордебалет.

                   Декорации меняют,

                   Представленье
продолжают.

                   Не свожу я глаз с
артистов!

                  Время пролетает быстро.

                   Вот уже финал, поклон,

                   Крики «Бис!» со всех
сторон,

                   Публика с цветами
мчится,

                   Плавно занавес
струится…

                   Мне понравился балет.

                   В нём есть ВСЁ!

                   …лишь песен нет.

-Догадались, о каком музыкальном жанре
идёт речь? ( Балет)

4. Первичное восприятие знаний

Учитель:  Правильно балет.
Кто знает, что такое балет?

Балет — музыкальный
спектакль, в котором артисты танцуют.

Учитель: Какие слова вам
были непонятны?

Словарная работа.  Прочитайте эти слова.
Вместе. Я читаю, повторяют.

Разбираем.

Либретто-краткое содержание спектакля
(«книжечка») .

Оркестровая яма –место для оркестра в
балете и опере.

Пачка-юбка балерины.

Пуанты -обувь балерины.

Фуэте — повторяющиеся движения в быстром
темпе на одном месте.

Кардебалет — массовый танец

Бис – возглас публики, означающий
«повторно, ещё раз»

Учитель:  Давайте ещё раз
повторим понятия, относящиеся к балету. Я называю слова, вы объясняете.

— Что такое балет?

— С каким балетом мы сегодня будем
знакомиться?

— Назовите тему нашего урока?

— Балет «Спящая красавица»

Учитель: Тема нашего урока
прозвучит так: «Сказочный  балет “Спящая Красавица»

— Какие учебные цели нашего урока мы можем
поставить?

(-познакомиться с музыкальным спектаклем –
балет,

— узнать как создаётся балет,

-научиться слушать и смотреть балет )

Учитель: Правильно.

Но балет невозможен без музыки. Музыку к
этой сказке написал великий композитор и талантливый человек П. И.  Чайковский.
Сюжет сказки «Спящая красавица» вдохновил П.И.Чайковского . Яркие образы этого
произведения воплотились в такой спектакль как балет. Премьера  этого балета
состоялась очень давно, в конце 19в, 3 января 1890г на сцене  Мариинского
театра (Санкт-Петербург),130 лет назад.

Композитор к каждой строчке литературного
произведения сочиняет музыку

Учитель: — Давайте
посмотрим отрывок из балета «Спящая красавица». 1 мин


Какое событие сказки показано? (замок, рождение принцессы)


Как вы поняли это?

-Автор
написал сказку, композитор сочинил музыку. Только ли  автор и композитор
участвует в создании балета. ( Нет)

Учитель: Одному
композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный
спектакль.

— Что для этого нужно?

 Для его музыки нужны
исполнители – танцоры , музыканты, хореографы, костюмеры, гримёры, художники
. Эскизы
костюмов и декорации создают художники. Без этого спектакль не будет таким
красочным и интересным для зрителей.

— Что они делают?

Балет создаётся многими людьми
и это очень увлекательный и интересный труд.

Ребята,
композитор,  задумавший этот балет, П. И. Чайковский, был большим мастером. Для
каждого главного героя он сочинил свою выразительную и неповторимую музыкальную
тему. 

— Мы сегодня с вами будем рассматривать
двух главных героев.

— Это 2 феи. Фея  Карабос  злая, а фея 
Сирени добрая (на доску)

Как вы думаете почему?

Т.к.главная идея сказки  заключена в роли
этих фей. Что эта за идея вы мне скажете позже.

— Вспомните, что называется увертюрой? Увертюра
вступление к опере.

Вступление к балету называется другим
словом- интродукцией.(на доску)

Повторите. Интродукция – это вступление к
балету, в корой, раскроется главная идея балета

Сейчас вы услышите музыкальную интродукцию
к балету «Спящая красавица».

Главные героини 2 феи.     Фея  Карабос 
злая, а фея  Сирени добрая и нежна

Вы должны не только послушать
вступление к балету и выполните задания по рядам. 

 1 ряд  (танцоры) расскажут
после слушания музыки о характере движений главных героев музыки.(резкие или
плавные, нежные или грубые, быстрые или медленные )

2 ряд (музыканты) следят
за развитием музыки в оркестре, за тем, какие преобладают инструменты, темп,
динамика в характеристике главных образов;

3 ряд (художники) придумают
костюмы для героев музыки, какие бы цвета использовали.

Интродукция «Две феи»   (слушаем) 1мин 40
сек

Учитель: Сколько  разных
по характеру мелодий вы услышали?  Две. 

Учитель: Почему две? Фея 
Карабосс  злая, а фея  Сирени добрая.

Учитель: Что
вы поняли из интродукции вступления 1 части?

  Кто появился первым? Почему?

Д: Первой появляется
фея Карабосс – злая колдунья. Её переполняет  злоба и ненависть, 
оттого, что её не позвали на королевский бал.

Учитель:  Ждем
ответа от «танцоров». (У феи Карабосс – линии движений резкие , ломанные)

Учитель: Что
расскажут нам «музыканты»? Какими средствами выразительности
пользуется композитор, чтобы передать образ злой феи Карабос? (громкая
динамика, быстрый темп,обрывистые фразы мелодии, преобладание медно-духовых
инструментов, более короткие длительности и т.д

 Учитель: Теперь
послушаем «художников». Какие костюмы вы придумали для главных
героев?

(В костюме феи Карабосс
преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил.
Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой
палец, заснула на долгие сто лет.

Учитель: Что
вы поняли из интродукции вступления 2 части?

  Кто появился вторым? Почему?

     Д: Второй
появляется фея Сирени – она добрая.

Учитель: Ждем
ответа от «танцоров». (У феи Сирени движения плавные и мягкие )

Учитель: Что
расскажут нам «музыканты»? Какими средствами выразительности
пользуется композитор, чтобы передать образ доброй  феи Сирени? (певучая
мелодия у струнных, динамика более тихая, музыка нежная, плавная, добрая и
т.д.)

(фея Сирени, напротив, вся
очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок.)

Учитель: Теперь
послушаем «художников». Какие костюмы вы придумали для главных
героев?

Учитель: Такое сочетание
делает музыку более яркой и выразительной. Этот прием  называется контраст.

— Что значит контраст? (разница, антонимы)

 Им
пользуются не только музыканты, но и художники.

— Послушайте концовку интродуции двух фей.
Что главное хотел показать П.И.Чайковский.

Слушаем 30 сек.

— Какая главная тема в ней? Борьбу добра и
зла.

 Учитель: Верно,
ребята! Два действующих лица:  одна добрая фея, другая злая фея Карабос,
между ними — борьба. Значит, вступление вводит нас в круг образов балета, в основную
идею его содержания.

Физкульминутка

Картинка 2 феи. Вам нужно раскрасит их и
вокруг них.

 (Покажите нам и расскажите) (по рядам
выходят и показывают)

 Учитель: А теперь
давайте посмотрим видеофрагмент «Две феи» как зрители.

— Что увидели. Как выражена злость феи
(движение, цвета, музыка)

Видеофрагмент 4 мин

Беседа по фрагментам.

— Оправдались наши предположения?

Фея Карабос – какие движения, музыка, цвет
костюма и декорации.

Фея Сирени- какие движения, музыка, цвет
костюма и декорации.

Сравните ваши рисунки и фрагменты балета
двух фей. Есть сходство?

 Работа по содержанию сказки.

Давайте вспомним сказку. Я показываю кадры
из балета, вы помогаете рассказать сказку.

Учитель: Финал сказки
добрый. Рухнули злые чары колдовства. Принцесса аврора и принц сыграли свадьбу
и были счастливы. Наш урок тоже близится к финалу.

6) Итог урока

Учитель: Как вы думаете,
достигли мы своей цели? (вспоминают цель: доказать, что в каждом балетном
спектакле  есть взаимодействие разных видов искусства, и если что-то исключить,
то спектакля не получится)  Значит какой вывод мы можем сделать?

Итог урока:

-С каким жанром музыкального
искусства познакомились?

— С каким балетом начали
знакомство?

— Кто написал музыку к этому
балету?

— Кто участвует в создании
балета?

-С какими героями балета
«Спящая красавица мы познакомились?»

— Почему именно с них мы
начали знакомство с этим балетом? (любая сказка-это борьба добра и зла)

— Какие новые слова узнали?

— Достигли мы целей, которые
ставили в начале урока?

1.Балет-спектакль, где

А) танцуют

Б) поют

В) поют и танцуют

2. Как называется балет?

А) Щелкунчик

Б)Спящая красавица

В) Золушка

3. Кто автор музыки?

А) Шарль Перро

Б) П.И.Чайковский

В)А.С.Пушкин

4. Как называется вступление к
балету?

А) либретто

Б) оркестр

В) интродукция

5. Что такое либретто?

А) книжечка с кратким
описанием

Б) вступление

В) одежда балерины

6. Сирени – это

А) добрая фея

Б) принцесса

В)  злая фея

7.  Как называют группу танцоров,
которые сопровождают танец солистов?

А) танцоры

Б) либретто

В) кардебалет

Класс: 4.  УМК: «Перспектива»
Тип урока: урок ОНЗ. Тема: Ш.Перро «Спящая красавица».

Цель
урока:

создать условия для формирования умения работать
с повествовательным текстом.

Образовательные:
определять
тему, основную мысль, основное содержание произведения; формировать умение
ориентироваться в книге, различать жанровые особенности сказки, различать
позицию автора и главного героя произведения.

·     
Развивающие: способствовать развитию
техники чтения; расширять кругозор учащихся; обогащать словарный запас
обучающихся; вырабатывать умение устанавливать логические связи и делать
выводы, развивать языковое чутьё. бланковая технология

·      Воспитательные:
способствовать
воспитанию интереса учеников к предмету,
положительного отношения, самостоятельности, организованности, активности,
способствовать
воспитанию доброжелательного отношение к окружающим, учить работать в паре, в
группе.

Оборудование:
учебник
литературного чтения Климановой Л.Ф. («Перспектива») для 4 класса (часть 2),
карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

учебной
деятельности.

Формулирование
темы урока.

На
уроке работаем в карте урока. Подпишите карту урока.

 Какой
раздел мы читаем? Почему он так называется?

С
какими писателями-сказочниками мы уже познакомились? Какую сказку они написали?

 Выполняем
задание 1.Расшифруй имя известного сказочника и названия его сказок.

В
карте урока обведите в кружок цифру, которая показывает сколько у вас
правильных ответов.

Задание 2. Запишите
интересные факты о писателе. Что узнали?

Отметьте в карте
урока: 3 – все факты; 2-0

Учащиеся
проверяют готовность к уроку.

Настрой на урок.

-Литературная
сказка

— Эти сказки
написали авторы-писатели

— Братья Гримм :
Яков и Вильгельм

— Белоснежка и
семь гномов.

Записывают в
карту урока

потому,
что в них названо имя французского сказочника – Шарль Перро.

·              
Диплом
юриста

·              
Член
французской академии, физик

·              
1
издание вышло под именем его сына

Карта
урока

Слайд
1

Речевая

разминка

Выполняем
задание №3. Разминка: упражнения в чтении.

Взяли
в руки простой карандаш читаем жужжащим чтением и отмечаем слоги дугой, а под
предлогом ставим точку.

Как
бы мне хотелось жить в волшебном доме,

Где
хранятся сказки, как стихи в альбоме,

Где
старушки-стены сплетничают ночью

Обо
всем, что в сказках видели воочию,

Где
огонь в камине создаёт уют

И
на книжной полке чудеса живут,

Где
в старинном кресле, чуть скрипя пером,

Сочиняет
сказки друг мой -Шарль Перро.

Берем
карандаш, читаем разделяя на слоги.

 Читаем:тихо-громко
(по строкам),медленно – быстро (по строкам),

 прочитаем
выразительно
.

В
карте урока обведите 2 – разделили, читали; 1- не разделили, но читали. 0-
задание не выполнено

Читают,
карандашом делят на слоги

В карте урока
отмечают цифру

Слайд

Работа по

 теме урока

Выполняем
задание №4.Прочитайте перевернутый текст. (читают цепочкой). Напишите
название сказки.

В
карте урока обведите 2 – название правильно, читали;1- не читали, название
вписано правильно.0- нет задания. Сформулируйте тему урока.

Кто
из вас читал сказку? Что можете сказать о тексте в №4


Будем сегодня на уроке знакомиться со сказкой Ш.Перро «Спящая красавица».

В
карте урока отмечают цифру

Краткое
содержание текста

Слайд

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА    
Л-    движение :  сказка                      ОЛПЛ(О)ЛА                                                                     
                                           
Слайд

Работа над
произведением

Задание №5.Давайте
проведем словарную работу. Объясняем выделенные слова

Волшебница –

Принцесса –

Веретено –

Придворные
.

отвечаем на
вопросы, в карте  в тексте №3 цветом выделяем ответы на вопросы.

1) В честь кого
король устроил пир?(простой)

2)Какое
пожелание проговорила принцессе злая старуха?(синий)

3)Что сумела
снять добрая волшебница? (зелёный)

4) Кто спас
принцессу от долгого сна?(жёлтый)

 В карте
отмечаем, объясняли и отвечали на вопросы 3;если объясняли, но не отвечали на
вопросы 2, если отвечали на вопросы, но не объясняли 1; 0 если нет ответа на
? и объяснение слов

       Задания №6.
Викторина по сказке

1.    Что
предсказала старая фея принцессе?

2.    Что
сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой?

3.    Сколько
лет было принцессе, когда она уснула?

4.    Кто проснулся сразу после принцессы?

5.    Почему замок казался неприступным?

6.    Какой указ издал король для своих подданных?

Взаимопроверка. В карте урока
отмечаем цифру, которая показывает на какое количество вопросов вы ответили
правильно.

Волшебница –
женщина занимающая волшебством, магией

Принцесса – дочь
короля и королевы

Веретено – деревянная точёная
палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Придворные
— тот, кто состоит, находится, служит при
дворе короля.

-Король устроил
пир в честь рождения дочери.

-Злая старуха
проговорила принцессе страшное пожелание.

— Добрая
волшебница сумела снять страшное проклятье.

— От долгого сна
принцессу спас королевич.

В карте урока
отмечают цифру

1.   Смерть
от веретена

2.   Фея
усыпила всех во дворце, но кроме короля и королевы.

3.   16 лет

4.   Собачка Пуфф

5.   Вокруг вырос густой лес

6.   Запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме
веретена и прялки.

В карте урока отмечают цифру

Слайд

Слайд

Слайд

Рефлексия

Задание
№7. Составь пословицы, читая через слог. Запиши пословицу, отражающую главную
мысль сказки.

Подсчитайте
баллы. По модификатору выставите отметку.

Записывают
пословицу в карте урока

В карте урока
отмечают цифру

 Слайд

Домашнее задание

Задание
№8  План сказки. Посмотрите, все ли правильно. Нужно расставить в правильном
порядке части плана. Задание №9, учебник стр. 32 вопрос №6

Записывают в
дневник задание

Слайд

  • Сказка спящая красавица жуковский смотреть
  • Сказка спящая красавица пушкин слушать
  • Сказка спящая красавица жуковский слушать
  • Сказка спящая красавица википедия
  • Сказка спор полезных ископаемых кто из них полезнее