СТИХОТВОРНАЯ СКАЗКА В ПОЭТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А.ЖУКОВСКОГО.
Интерес к фольклорным жанрам и к литературным произведениям, созданным на основе фольклорной традиции, был характерен для Жуковского на протяжении всего его творчества. В отдельные периоды жизни поэт создавал целые «серии», своеобразные циклы произведений на фольклорной основе. Так, например, в 1831 г., проводя лето и осень в Царском селе и общаясь с А.С.Пушкиным, он в творческом «состязании» с ним создал три стихотворные сказки: «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек». Но творчество Жуковского – сказочника изучено гораздо менее тщательно, чем его лирика и переводы.
До сих пор ведутся споры о жанровой принадлежности его первой стихотворной сказки «Овсяный кисель», нет единого мнения о том, какие именно произведения, в особенности зарубежной литературы, являлись источниками сказок Жуковского, а также, в чем именно заключается основная причина ухода поэта от фольклорной традиции.
Таким образом, актуальность данной работы определяется относительно малой изученностью сказок Жуковского по сравнению с другими жанрами его поэзии (элегиями, балладами, поэмами), а так же тем, что интерес к жанру стихотворной сказки проходит почти через весь творческий путь В.А.Жуковского.
В конце XX в. стихотворные сказки Жуковского вошли в школьную программу для 5 класса, и материал статьи может быть использованы при изучении этой темы. Это также свидетельствует о практической актуальности данного материала.
Жуковский вступил в литературу на рубеже XVIII и XIX веков, когда литературная сказка в России только начинала формироваться, хотя в европейской литературе этот жанр был уже достаточно развит. Опыты создания русской литературной сказки с использованием фольклорного материала были в XVIII веке, вспомним сборник «Пересмешник, или Славенские сказки» М.Д.Чулкова или «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказанные в памяти приключения» В.А.Левшина, но они не стали значительным фактом общественного и художественного сознания. Интерес Жуковского к сказке имел иной источник. Известно, что у поэта был особый интерес к немецкой литературе, и закономерно, что, знакомясь с ней, перенося ее опыт в русскую литературу, поэт обратился и к жанру сказки. В особенности его привлекал сборник братьев Гримм, в который они поместили обработанные ими образцы немецкого сказочного фольклора.
Первые опыты писателя в данном жанре были написаны прозой, и, по мнению многих литературоведов, они уступают переводам, или, точнее, стихотворным переложениям Жуковского [6, 191; 2, 162]. Исследователь его творчества Е.П.Званцева видит причину этого в том, что проза «связывала поэтическую фантазию и давала менее свободы автору» [3, 61]. Но в 1816 году появляются первые стихотворные сказки Жуковского. Он обращается к творчеству немецкого поэта Гебеля и переводит две его стихотворные повести («Das Habermuss» и «Der Karfunkel») «Овсяный кисель» и «Красный карбункул», определяя их жанр как «сказка». Примерно в те же годы у Жуковского появляется пристальный интерес к народной сказке. Он стал придавать большое значение собиранию фольклора, как русского, так и других европейских народов, и собрал дома целую библиотеку из сборников сказок.
Тем не менее, новых опытов стихотворной сказки, в том числе и фольклорной, в творчестве поэта мы не видим вплоть до 1831года, который во многих исследованиях считается датой первого обращения писателя к этому жанру.
Нельзя сказать, что обращение это было случайным. В 20 — 30-х г.г. изменяется характер творчества Жуковского, в нём начинает преобладать эпическое, повествовательное начало, и обращение к сказкам – один из показателей этого. Они, по мнению многих исследователей, являлись «переходным мостиком» от лирики к эпосу [5, 240; 8, 168].
Лето 1831 г. в Царском селе можно считать самым значительным этапом в освоении Жуковским сказочного жанра, и, как считают многие исследователи, одной из причин этого являлось влияние Пушкина и непосредственный контакт с ним [3, 63]. За несколько месяцев Жуковский напишет три сказки: «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек» и «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване – царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери» — произведения, «разные по форме и содержанию, высокие по своим художественным достоинствам» [3, 64].
Но после царскосельского лета 1831 г. Жуковский не обращался к сказочному жанру целых 14 лет, и лишь в 1845 году поэт снова занялся сказками и за короткое время написал их три: «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах» и «Сказка о Иване – царевиче и Сером Волке».
Сюжеты сказок Жуковского не оригинальны, для их создания он использовал известные ему литературные и фольклорные произведения. Но к каким бы источникам ни обращался писатель, подход был один и тот же: «Пользуясь источником как претекстом, он создает на его основе свое индивидуальное произведение. Как при переводе с одного языка на другой, так и при трансформации народной сказки в литературное произведение Жуковский – не подражатель, а соавтор – творец» [7, 77-78]. Он гармонично включает в структуру каждой из сказок и фольклорное, и личное, и общечеловеческое.
Однако, несмотря на единый подход к созданию сказок, между сказками 30-х и 40-х годов есть значительная разница, и в первую очередь в адресате произведений: произведения, написанные летом 1831 г., предназначались взрослому читателю. Позднее ведущей идеей при переработке сказочных сюжетов у Жуковского становится их адресованность детям. А, по мнению поэта, детская сказка «должна быть чисто сказкою, без всякой другой цели, кроме приятного, непорочного занятия фантазии», необходимо, «чтобы в детской сказке… все было нравственно чисто; чтобы она своими сценами представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного, ненравственного впечатления после себя не оставляли» [4, 135].
То есть мы видим, что главным в сказке для Жуковского становятся ее занимательность и нравственное впечатление, которое в ней содержится, а следовательно, из сказки почти полностью уходит дидактическое начало.
И эти сказки имели успех у детей. Мы согласимся с мнением исследователя А.П. Бабушкиной, что сказки Жуковского «эстетически воспитывали ребенка и нравственно поднимали его. Они давали необъятный простор воображению, фантазии, драматические сюжеты его сказок вызывали тонкие и сложные переживания. Его сказки были особым видом литературы, которая воспитывала истинно человеческое достоинство и высокие душевные качества» [1, 157].
Подводя итог, можно сказать: несмотря на то, что непосредственно к самому жанру сказки Жуковский обращался всего два раза, как справедливо отмечают литературоведы, в частности, Н. Трубицын, «он никогда не расставался со сказкой ни в поэтическом, ни в обыденном своем обиходе» [6, 130], «она проникла в его поэзию, он удачно использовал те или иные сказочные компоненты в произведениях других жанров» [3, 67] Так, например, на границе двух жанров – баллады и сказки – находятся и самая известная из его баллад – «Светлана», и написанная до нее баллада «Двенадцать спящих дев». Можно сказать, что, обратившись непосредственно к жанру сказки, Жуковский лишь в более концентрированном виде применил те методы изображения событий, которые были присущи ему как поэту – романтику.
Список использованной литературы
- Бабушкина А.П. История детской литературы. – М., 1948. – 480 с.
- Виницкий И. Поэтическая семантика Жуковского, или Рассуждение о вкусе и смысле «Овсяного киселя» // [Русский журнал] // электронный ресурс, режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/61/vinnic.html
- Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве В.А.Жуковского. // Традиции и новаторство в художественной литературе. – Горький, 1979. – C. 59 – 67.
- Плетнев П.А. О жизни и сочинениях В.А.Жуковского. // Сочинения и переписка П.А.Плетнева. Т. 3. – СПб., 1853. – С. 1 – 148.
- Семенко И.М. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского. – М.,1975. – 255 с.
- Трубицын Н. О сказках В.А.Жуковского. // Русский филологический вестник. — 1913. — №1. – С. 130 – 132.
- Яновшек Н. Особенности «волшебного мира» в сказке В.А.Жуковского «Иван – царевич и Серый Волк». // Русская филология. – 1998. — №9. – С. 69 – 79.
- Янушкевич А.С. Путь Жуковского к эпосу. // В.А.Жуковский и русская культура. – Л., 1987. C. 166 – 179.
И вот, наконец, когда они совсем потеряли надежду, у королевы родилась дочка.
Можете себе представить, какой праздник устроили по случаю её рождения, какое множество гостей пригласили во дворец, какие подарки приготовили!..
Но самые почётные места за королевским столом были оставлены для фей, которые в те времена ещё жили кое-где на белом свете. Все знали, что эти добрые волшебницы, стоит им только захотеть, могут одарить новорождённую такими драгоценными сокровищами, каких не купишь за все богатства мира. А так как фей было семь, то маленькая принцесса должна была получить от них не меньше семи чудесных даров.
Перед феями поставили великолепные обеденные приборы: тарелки из лучшего фарфора, хрустальные кубки и по ящичку из литого золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик, тоже из чистого золота и притом самой тонкой работы.
И вдруг, когда гости уселись за стол, дверь отворилась, и вошла старая фея — восьмая по счету, — которую забыли позвать на праздник.
А забыли её позвать потому, что уже более пятидесяти лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она умерла.
Король сейчас же приказал подать ей прибор. Не прошло и минуты, как слуги поставили перед старой феей тарелки из самого тонкого расписного фарфора и хрустальный кубок.
Но золотого ящичка с ложкой, вилкой и ножиком на её долю не хватило. Этих ящичков было приготовлено всего семь — по одному для каждой из семи приглашённых фей. Вместо золотых старухе подали обыкновенную ложку, обыкновенную вилку и обыкновенный ножик.
Старая фея, разумеется, очень обиделась. Она подумала, что король с королевой — невежливые люди и встречают её не так почтительно, как следовало бы. Отодвинув от себя тарелку и кубок, она пробормотала сквозь зубы какую-то угрозу.
К счастью, юная фея, которая сидела рядом с ней, вовремя услышала её бормотание. Опасаясь, как бы старуха не вздумала наделить маленькую принцессу чем-нибудь очень неприятным — например, длинным носом или длинным языком, — она, чуть только гости встали из-за стола, пробралась в детскую и спряталась там за пологом кроватки. Юная фея знала, что в споре обычно побеждает тот, за кем остаётся последнее слово, и хотела, чтоб ее пожелание было последним.
И вот наступила самая торжественная минута праздника:
феи вошли в детскую и одна за другой стали преподносить новорожденной дары, которые они для неё припасли.
Одна из фей пожелала, чтобы принцесса была прекраснее всех на свете. Другая наградила ее нежным и добрым сердцем. Третья сказала, что она будет расти и цвести всем на радость. Четвёртая обещала, что принцесса научится превосходно танцевать, пятая — что она будет петь, как соловей, а шестая — что она будет играть одинаково искусно на всех музыкальных инструментах.
Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт.
Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок приготовила для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слёз.
И вот тут-то из-за полога появилась юная фея и громко сказала:
— Не плачьте, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.
Это обещание немного успокоило короля с королевой.
И всё же король решил попытаться уберечь принцессу от несчастья, которое предсказала ей старая злая фея. Для этого он под страхом смертной казни запретил всем своим подданным прясть пряжу и хранить у себя в доме веретёна и прялки.
Прошло пятнадцать или шестнадцать лет. Как-то раз король с королевой и дочерью отправились в один из своих загородных дворцов.
Принцессе захотелось осмотреть древний замок. Бегая из комнаты в комнату, она, наконец, добралась до самого верха дворцовой башни.
Там, в тесной каморке под крышей, сидела за прялкой какая-то старушка и преспокойно пряла пряжу. Как это ни странно, она ни от кого ни слова не слыхала о королевском запрете.
— Что это вы делаете, тётушка? — спросила принцесса, которая в жизни не видывала прялки.
— Пряду пряжу, дитя мое, — ответила старушка, даже не догадываясь о том, что говорит с принцессой.
— Ах, это очень красиво! — сказала принцесса. — Дайте я попробую, выйдет ли у меня так же хорошо, как у вас.
Она быстро схватила веретено и едва успела прикоснуться к нему, как предсказание злой феи исполнилось, принцесса уколола палец и упала замертво.
Перепуганная старушка принялась звать на помощь. Люди сбежались со всех сторон.
Чего только они не делали: брызгали принцессе в лицо водой, хлопали ладонями по её ладоням, терли виски душистым уксусом, — всё было напрасно. Принцесса даже не пошевельнулась.
Побежали за королем. Он поднялся в башню, поглядел на дочку и сразу понял, что несчастье, которого они с королевой так опасались, не миновало их.
Утирая слёзы, приказал он перенести принцессу в самую красивую залу дворца и уложить там на постель, украшенную серебряным и золотым шитьём.
Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела. Щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы.
Правда, глаза у неё были плотно закрыты, но слышно было, что она тихонько дышит. Стало быть, это и в самом деле был сон, а не смерть.
Король приказал не тревожить принцессу до тех пор, пока не наступит час её пробуждения.
А добрая фея, которая спасла его дочь от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время очень далеко, за двенадцать тысяч миль от замка. Но она сразу же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги.
Фея сейчас же пустилась в путь. Не прошло и часу, как её огненная колесница, запряжённая драконами, уже появилась, возле королевского дворца. Король подал ей руку и помог сойти с колесницы.
Фея, как могла, постаралась утешить короля и королеву. Но, утешая их, она в то же время думала о том, как грустно будет принцессе, когда через сто лет бедняжка проснётся в этом старом замке и не увидит возле себя ни одного знакомого лица.
Чтобы этого не случилось, фея сделала вот что.
Своей волшебной палочкой она прикоснулась ко всем, кто был во дворце, кроме короля и королевы. А были там придворные дамы и кавалеры, гувернантки, горничные, дворецкие, повара, поварята, скороходы, солдаты дворцовой стражи, привратники, пажи и лакеи.
Дотронулась она своей палочкой и до лошадей на королевской конюшне, и до конюхов, которые расчёсывали лошадям хвосты. Дотронулась до больших дворовых псов и до маленькой кудрявой собачки по прозвищу Пуфф, которая лежала у ног спящей принцессы.
И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули. Заснули ровно на сто лет, чтобы проснуться вместе со своей хозяйкой и служить ей, как служили прежде. Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.
И всё это случилось в одно-единое мгновение. Феи знают своё дело: взмах палочки — и готово!
Не заснули только король с королевой. Фея нарочно не коснулась их своей волшебной палочкой, потому что у них были дела, которые нельзя отложить на сто лет.
Утирая слёзы, они поцеловали свою спящую дочку, простились с ней и тихо вышли из залы.
Возвратившись к себе в столицу, они издали указ о том, чтобы никто не смел приближаться к заколдованному замку.
Впрочем, и без того к воротам замка невозможно было подойти. В какие-нибудь четверть часа вокруг его ограды выросло столько деревьев, больших и маленьких, столько колючего кустарника — терновника, шиповника, остролиста, — и всё это так тесно переплелось ветвями, что никто не мог бы пробраться сквозь такую чащу.
И только издали, да ещё с горы, можно было увидеть верхушки старого замка.
Всё это фея сделала для того, чтобы ни человек, ни зверь не потревожили покоя спящей принцессы.
Прошло сто лет. Много королей и королев сменилось за эти годы.
И вот в один прекрасный день сын короля, который царствовал в то время, отправился на охоту.
Вдалеке, над густым дремучим лесом, он увидел башни какого-то замка.
— Чей это замок? Кто в нём живёт? — спрашивал он у всех прохожих, попадавшихся ему по дороге.
Но никто не мог ответить толком. Каждый повторял только то, что сам слышал от других. Один говорил, что это старые развалины, в которых поселились блуждающие огоньки. Другой уверял, что там водятся драконы и ядовитые змеи. Но большинство сходилось на том, что старый замок принадлежит свирепому великану-людоеду.
Принц не знал, кому и верить. Но тут к нему подошёл старый крестьянин и сказал, кланяясь:
— Добрый принц, полвека тому назад, когда я был так же молод, как вы сейчас, я слыхал от моего отца, что в этом замке спит непробудным сном прекрасная принцесса и что спать она будет ещё полвека до тех пор, пока благородный и отважный юноша не придёт и не разбудит её.
Можете себе представить, что почувствовал принц, когда услышал эти слова!
Сердце у него в груди так и загорелось. Он сразу решил, что ему-то и выпало на долю счастье пробудить ото сна прекрасную принцессу.
Недолго думая, принц дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.
И вот перед ним заколдованный лес. Принц соскочил с коня, и сейчас же высокие толстые деревья, заросли колючего кустарника — всё расступилось, чтобы дать ему дорогу. Словно по длинной, прямой аллее, пошёл он к воротам замка.
Принц шёл один. Никому из его свиты не удалось догнать его: деревья, пропустив принца, сразу же сомкнулись за его спиной, а кусты опять переплелись ветвями. Это могло бы испугать кого угодно, но принц был молод и смел. К тому же ему так хотелось разбудить прекрасную принцессу, что он и думать забыл обо всякой опасности.
Ещё сотня шагов — и он очутился на просторном дворе перед замком. Принц посмотрел направо, налево, и кровь похолодела у него в жилах. Вокруг него лежали, сидели, стояли, прислонившись к стене, какие-то люди в старинной одежде. Все они были неподвижны, как мёртвые.
Но, вглядевшись в красные, лоснящиеся лица привратников, принц понял, что они вовсе не умерли, а просто спят. В руках у них были кубки, а в кубках ещё не высохло вино. Должно быть, сон застиг их в ту минуту, когда они собирались осушить чаши до дна.
Принц миновал большой двор, вымощенный мраморными плитами, поднялся по лестнице и вошёл в первую комнату. Там, выстроившись в ряд и опершись на свои алебарды, храпели вовсю воины дворцовой стражи.
Он прошёл целый ряд богато убранных покоев. В каждом из них вдоль стен и вокруг столов принц видел множество разодетых дам и нарядных кавалеров. Все они тоже крепко спали, кто стоя, кто сидя.
И вот перед ним, наконец, комната с золочёными стенами и золочёным потолком. Он вошёл и остановился.
На постели, полог которой был откинут, покоилась прекрасная юная принцесса лет пятнадцати-шестнадцати (если не считать того столетия, которое она проспала).
Принц невольно закрыл глаза: красота её так сияла, что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным, Он тихо приблизился и опустился перед ней на колени.
В это самое мгновение час, назначенный доброй феей. пробил.
Принцесса проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.
— Ах, это вы, принц? — сказала она. — Наконец-то! Долго же вы заставили ждать себя…
Не успела она договорить эти слова, как всё кругом пробудилось.
Первая подала голос маленькая собачка по прозвищу Пуфф, которая лежала у ног принцессы. Она звонко затявкала, увидев незнакомого человека, и со двора ей ответили хриплым лаем сторожевые псы. Заржали в конюшне лошади, заворковали голуби под крышей.
Огонь в печи затрещал что было мочи, и фазаны, которых поварята не успели дожарить сто лет тому назад, зарумянились в одну минуту.
Слуги под присмотром дворецкого уже накрывали на стол в зеркальной столовой. А придворные дамы в ожидании завтрака поправляли растрепавшиеся за сто лет локоны и улыбались своим заспанным кавалерам.
В комнате дворцовой стражи воины снова занялись своим обычным делом — затопали каблуками и загремели оружием.
А привратники, сидевшие у входа во дворец, наконец осушили кубки и опять наполнили их добрым вином, которое за сто лет стало, конечно, старше и лучше.
Весь замок от флага на башне до винного погреба ожил и зашумел.
А принц и принцесса ничего не слышали. Они глядели друг на друга и не могли наглядеться. Принцесса позабыла, что ничего не ела уже целый век, да и принц не вспоминал о том, что у него с утра не было во рту маковой росинки. Они разговаривали целых четыре часа и не успели сказать даже половины того, что хотели.
Но все остальные не были влюблены и поэтому умирали от голода.
Наконец старшая фрейлина, которой хотелось есть так же сильно, как и всем другим, не вытерпела и доложила принцессе, что завтрак подан.
Принц подал руку своей невесте и повёл её в столовую. Принцесса была великолепно одета и с удовольствием поглядывала на себя в зеркала, а влюблённый принц, разумеется, ни слова не сказал ей о том, что фасон её платья вышел из моды по крайней мере сто лет назад и что такие рукава и воротники не носят со времён его прапрабабушки.
Впрочем, и в старомодном платье она была лучше всех на свете.
Жених с невестой уселись за стол. Самые знатные кавалеры подавали им различные кушанья старинной кухни. А скрипки и гобои играли для них прелестные, давно забытые песни прошлого века.
Придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в заколдованном лесу. Песня очень понравилась тем, кто её слышал, и с тех пор её стали петь все от мала до велика — от поварят до королей.
А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Автор На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано
Картина В. Васнецова «Спящая царевна»
«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».
История создания
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].
Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».
Сюжет
У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.
См. также
Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра
В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.
ПожаловатьсяСодержание:
История создания
Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.
Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.
Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:
- борьба добра со злом;
- благородные поступки;
- любовь.
В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.
Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.
Основные действующие герои
В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:
- принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
- принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
- царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
- добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
- старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
- старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.
Краткое содержание
Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.
На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.
В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.
Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.
Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.
Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Используемые источники:
- https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
- https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа).
Цель медиаобразования — формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.
Так как современный мир — это мир информационный, одной из приоритетных задач школьного образования становится задача развития медиаобразовательных умений и навыков, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, проявляющейся в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.
Подобного рода задачи с успехом могут решаться и на уроках литературы, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения и продуктирования собственных текстов.
Циклом таких уроков стали уроки литературы в 5 классе «Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В. А. Жуковского «Спящая царевна»: сходство и различие», форма работы которых — проектная деятельность.
Результатом проекта является создание собственного медиатекста, контент которого формируется на основе анализа мотивной структуры бродячего сюжета о «спящей красавице».
Итоговый продукт проектной деятельности — издание иллюстрированного сборника авторских сказок 5 А класса «……………..».
Цели медиаобразовательного проекта:
- формирование навыков работы с информацией, умения находить её в различных источниках
- обучение восприятию и переработке информации, систематизации ее по заданным признакам
- развитие аналитического мышления, умения анализировать структуру медиатекста
- развитие навыков перевода визуальной информации в вербальную знаковую систему и наоборот
- формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка
- формирование навыка продуцирования собственного текста с использованием жанровой формы литературной сказки
- использование средств коммуникации для творческого самовыражения
Достижение этих целей предполагается через постановку и решение следующих задач:
- знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования
- формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я.Пропп «Морфология сказки»)
- развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, планированием последовательности действий по ее решению
- формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного
- повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, продуктивное взаимодействие с членами группы)
- стимулирование и развитие творческого потенциала личности на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и создание собственного медиатекста в жанре литературной сказки
Так как работу с информацией схематично можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача, то в проектной деятельности, конечной целью которой является творческое формирование медиатекста, можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап
Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала
На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.
Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).
Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»)
2. Этап «приёма» новой информации
Знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования
Акцентируется внимание на том, что этот сюжет восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.
Формулировка проблемного вопроса. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий)
Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?
(необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются).
Шаг первый: чтение сказки братьев Гримм «Шиповничек», изучение ее содержание и выделения смысловых частей.
Шаг второй: чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица», сравнение ее со сказкой братьев Гримм и выявление сходства и различия этих сказок.
Организация восприятия и осмысления новой информации. Формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя»
Так как типологическая близость изучаемых сказок объясняется общим сюжетом, а сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, то основной целью данного этапа становится наблюдение над мотивной структурой сказок.
Мотив (по определению А. Н. Веселовского (1838–1906), историка литературы, изучавшего историческую поэтику сказочных сюжетов) — это мельчайший компонент текста, содержащий в себе какое-либо действие.
Мотивы, соединяясь друг с другом, разрастаются, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения.
Таким образом, сюжет — это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.
Исследовательские задачи, поставленные перед учащимися (работа в группах по сказкам братьев Гримм и Ш. Перро):
- выделение смысловых фрагментов текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя (вычленение отдельных мотивов)
- обсуждение действий героев
- формулирование мотивов, образующих сюжет сказки о спящей красавице
Поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации.
При выделении мотива выполняются следующие операции:
- определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки
- на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описывается содержания мотива
Результатом такой деятельности становится формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.
3. Этап «переработки» новой информации
Выстраивание общей цепочки мотивов, формирующих сюжет сказок о спящей красавице (выявление общего в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро)
М1 = у царя и царицы нет детей →
М2 = чудесное рождение долгожданной дочери →
М3 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья→
М4 = дары чародеек →
М5 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретена →
М6 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон) →
М7 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы →
М8 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) →
М9 = вместе с царевной засыпает весь царский двор →
М10 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→
М11 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну →
М12 = пробуждение царского двора →
М13 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.
Выявленные мотивы обнаруживают общее в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро, что необходимо для понимания того, как функционирует бродячий сюжет о спящей красавице. Именно эти мотивы должны будут определять создание учениками собственного медиатекста в жанре волшебной литературной сказки.
Выявление различия сюжетной организации сказок братьев Гримм «Шиповничек» и В. А. Жуковского «Спящая царевна» на основе приёма «инсерт»
Работа в группах: перечитывание сказки братьев Гримм, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»
«Известное»:
жили король с королевой/царь с царицей, детей у них не было;
чудесное рождение дочери;
праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею; чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена;
юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) ………
«Противоречит известному»:
предсказание лягушки — предсказание рака;
13 ведуний королевства — 12 чародеек;
золотых тарелок 12, поэтому 13 колдунью не пригласили — украдено одно из 12 золотых блюд, поэтому позвали только 11чародеек;
сон на 100 лет — сон должен продлиться 300 лет;
неясно, ждала ли старуха появление принцессы — старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено………
«Новое»:
Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно…
Забор, Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой….
Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»
Выявленные различия показывают, как на основе общего бродячего сюжета рождаются оригинальные авторские сказки.
В. А. Жуковский творчески переосмысливает мотивную структуру бродячего сюжета, наполняет её новыми национальными деталями, место действия из замка переносит в русский терем, по-новому разрабатывает характеры героев, создавая образы русской красавицы царевны и царского сына, видоизменяет традиционный мотив сна и запустения на мотив цветущего сада и молодого леса, что и рождает в итоге совершенно новое оригинальное русское произведение.
4. Этап «передачи» информации
Творческое переосмысление усвоенных знаний и создание собственного медиатекста в жанре волшебной сказки на основе сюжета о спящей красавице
Пути решения:
- сохраняя основные мотивы сюжетосложения и функции героев, переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее/прошлое, другую эпоху/галактику, подводный/подземный мир……
- ввести нового волшебного помощника и новые волшебные предметы
- разработать характеры персонажей в соответствии с выбранной эпохой и местом действия, наделить героев именами, используя литературный приём говорящих фамилий
- продумать языковые особенности сказки, отражающие общий замысел произведения
- особое внимание уделить редактированию создаваемых текстов
- иллюстрировать один из эпизодов волшебной сказки
- контроль и анализ созданных художественных текстов с последующей корректировкой/редактированием
- творческий конкурс обложки сборника и вступительной статьи-рецензии
- вёртка сборника сказок
Итак, результатом медиаобразовательного проекта на уроках литературы в 5 классе явилось не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры учащихся как части интеллектуальных умений. Медиаобразование на уроках литературы призвано служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, делая их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
Автор: Любовь Леонтьева
Конспект урока.
Ι. Актуализация знаний. Слайд 1.
—Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Проверка домашнего
задания.
– Для начала проверим домашнее задание. С какой
сказкой мы работали на прошлом уроке? Откройте тетради.
Слайд 2. Наше знакомство с волшебным миром
сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и
папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни
появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже
сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный
волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся
сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.
Слайд 3. — Что же такое сказка? Сказка – это
занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и
приключениях.
Слайд 4. — Кто может сочинять сказки? (народ
и автор: народные и литературные сказки)
Слайд 5. — Что значит литературная сказка?
«Литературная сказка — авторское,
художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на
фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное». Это «произведение
преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения
сказочных героев». Людмила
Юльевна Брауде
Слайд 6. — Уверена вы знаете данных
писателей, как авторов самых известных сказок.
— Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
Над чем мы будем работать?
II. Развитие
умений.
Биография
писателя.
Слайд 7. — Сегодня
же мы знакомимся с творчеством Василия Андреевича Жуковского. Что вы помните о нем?
Жуковский одним из первых обратил
внимание на незаурядный талант молодого лицеиста. Лицеист Пушкин высоко оценил
дружескую поддержку поэта.
Слайд 8.В своем
стихотворении «К портрету Жуковского» А.С. Пушкин писал:
«Его стихов пленительная сладость
пройдет веков завистливую даль…»
Слайд 9.Жуковский
родился в 1783 году 9 февраля в Тульской Губернии, село Мишенское.
Несмотря на то, что Василий
Андреевич Жуковский относится к знатному роду, его происхождение отнюдь не
считалось благородным. Его отцом был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью
стала турчанка Сальха, пленённая во время русско-турецкой войны.
Слайд 10. Мальчик
родился незаконно – вне брака, что для того времени было очень серьёзно. Даже
усыновление не давало право получить дворянский титул родителей. Андрей
Григорьевич Жуковский, обедневший дворянин из Беларуси, стал крёстным отцом. От
него же мальчику досталась фамилия и отчество.
Из-за внебрачного рождения мальчик
не мог рассчитывать на что-либо от своих родителей, включая дворянский титул.
Но родной отец подсуетился, чтобы мальчика фиктивно зачислили на военную
службу. В результате в 6 лет он был внесён официально в дворянскую родословную
книгу.
Слайд 11. Несмотря
на своё положение, молодой человек получил хорошее образование. В юном возрасте
он исключён из Главного народного училища. Тем не менее, впоследствии он
поступил в Благородный пансион при Московском университете, где изучал языки.
В Благородном пансионе возникло
литературное сообщество, куда входили Дмитрий Дашков и государственные деятели
Андрей и Александр Тургеневы. Василий Жуковский участвовал в написании устава и
стал первым председателем.
Слайд 12. Известность
постепенно привела его к Императорскому двору. В 1816 году он стал чтецом при
императрице Марии Фёдоровой, а несколько позже Александр I назначил ему пенсию
4 000 рублей в год.
Слайд 13.Начиная с
1817 года, известный литератор и публицист назначен наставником будущего
императора.
Слайд 14.Произведения
автора часто уходили в народ, поэтому легко принимались даже в качестве гимна.
Слайд 15.К 1808 в
творчестве Жуковского появляются первые баллады: «Людмила» (1808),
«Кассандра» (1809), «Светлана» (1808 — 1812) написаны на
основе иностранных литературных источников.
Слайд 16.В 1831
году Пушкин приезжает в Царское село с практически готовой «Сказкой о
попе…» и множеством конспектов сказок.
— Что же происходит в Царском селе?
Кто помнит?
Слайд 17.Интерес к
русской народной сказке к тому времени у поэта был столь велик, что он заражает
им и Жуковского. Тогда же в Царском селе оба поэта вступают в некое шуточное
соревнование на тему: «Пишем сказки в народном стиле».
Слайд 18. Свидетелем
этого состязания стал ещѐ один будущий гений русской литературы — Николай
Васильевич Гоголь, который писал: «Все лето я прожил в Павловске и Царском
Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. О, сколько
прелестей вышло из-под пера сих мужей. …У Пушкина … сказки русские народные.. у
Жуковского тоже русские народные сказки…Чудное дело! Жуковского узнать нельзя.
Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский».
Слайд 19. Именно
тогда на свет появились великолепные пушкинские сказки «Сказка о Попе
и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о рыбаке и
рыбке»,
«Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».
И сказки В.А.Жуковского «Сказка
о царе Берендее», «Спящая царевна» и т.д.
Слайд 20. А.С. Пушкин
считал В.А.Жуковского своим другом и учителем.
В 1820 году Жуковский, прочитав
поэму Пушкина «Руслан и Людмила», дарит поэту свой портрет с надписью:
«Победителю —
ученику
от побежденного —
учителя».
Слайд 21. Слайд
22.Физминутка.
— А сейчас немного отдохнем.
Работа с текстом
сказки.
Работа с текстом
до чтения.
Слайд 23.– Ребята,
для кого же Жуковский написал сказку «Спящая царевна»?
– Как это может отразиться на тексте?
(Можно вернуть учащихся к материалам с. 114.)
Слайд 24. Сказки
В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками.
Слайд 25 – Знакомо
ли вам название сказки? Где вы встречались с этим сюжетом? (Впервые подобный
сюжет использовал Шарль Перро, написав в конце XVII в. сказку «Спящая красавица»,
затем в начале XVIII в. братья Гримм обработали и записали сказку «Шиповничек»
с похожим сюжетом.) Слайд 26
– Прочитаем сказку и увидим,
удалось ли Василию Андреевичу написать для детей сказку не столько
поучительную, сколько увлекательную. Начинаем читать.
Работа с текстом
во время чтения.
1) Комментированное чтение
сказки. Работа в группах.
Слайд 27. — Сейчас
поработаем в группах. Каждая группа читает фрагмент сказки и отвечает на
поставленные вопросы. На работу 3 мин.
Группа №1.
1.
К
какому виду можно отнести сказку? Почему?
2.
Найдите
определения, которыми автор характеризует царя Матвея.
Группа №2.
1. Почему же такой
«разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир? Как она
отомстила?
2. Почему последняя
чародейка не смогла полностью снять злые чары?
Группа №3.
1.
Прочитайте
эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за
замечательный пир.
2.
Что
предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?
Группа №4.
1.
Как
вы думаете, почему пророчество сбывается? (Найдите и прочитайте ответ в тексте)
2.
Найдите
описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать
о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому?
Группа №5.
1. Кто и в какой
момент поведал царевичу о спящей девушке?
2.
Что
помогло пробудить царевну?
Группа №6.
1. Прочтите описание
царевны. Какой вы себе её представили?
2.
Найдите
кульминацию (концовку) в сказке. Зачитайте.
Слайд 28
2) Выборочное чтение сказки.
– Чем привлекателен царь Матвей?
– Где уже в начале сказки борются
добро и зло? (Дары чародеек.)
– Почему смерть царевны обернулась
всего лишь сном?
– А почему вместе с царевной уснул
весь дворец?
– Прочитайте выразительно картину
спящего дворца. Передайте чтением как быстро меняются картины. (Лаконично
сказано о многом, быстрые переходы от одной фигуры к другой.)
– Почему повторяется в сказке
картина уснувшего дворца?
– Как встретили вы развязку
сказки? Могла ли сказка по-другому закончиться?
— Что в сказке напоминает народную
сказку, а что отличает?
Работа с текстом
после чтения.
1) Беседа с учащимися:
– В чём проявляются лёгкость и
незатейливость сказки Жуковского?
– Какие страницы сказки вам показались
самыми удачными, особенно выразительными?
Слайд 29.
2) Выполнение одного из заданий
учебника (по выбору учащихся – задание 1 с. 156) почему сказка именно русская.
– Вопрос 3 учебника, с. 156. (нет
ли ничего злого и дурного в сказке)
Задания в тетради
№2 на стр.47.
ΙΙΙ. Итог.
– Что мы делали? (Читали текст,
отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
Слайд 30. «Спящая царевна» — одна из
красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский
интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество В.
А. Жуковского современно и ныне.
Слайд 31.
—
Понравилась
вам сказка?
—
Какой
эпизод вам больше всего запомнился? Почему?
—
Какие
чувства вызвала у вас прочитанная сказка?
— За какого героя
вы переживали больше всего?
– Как бы вы
оценили свою работу на уроке? Оценивание!!
Слайд 32.
IV. Домашнее задание.
Ø
Прочитать сказку «Спящая царевна»
Ø
Выполнить письменно в рабочей тетради №3 на стр48.
Обобщение
материалов предыдущих уроков.
Беседа с учащимися.
– Похожи ли сказки Пушкина и
Жуковского на народные (фольклорные) сказки? Чем?
1. Есть элементы сказочного
построения (концовки, повторы событий).
2. Общие сюжеты, основанные на
вымысле, волшебстве.
3. В сказках есть добро, зло; зло
бывает наказано.
4. Язык простой, понятный,
поэтичный.
– А в чём отличие сказок Пушкина и
Жуковского от народных сказок?
1. Подчеркнуть (и в той и в другой
сказке) национальный русский колорит: имена героев, детали быта, образ жизни
героев и т.д. Здесь и далее учащиеся приводят примеры.
2. Мир добра и зла не так резко
разграничен, зло чаще всего само себя наказывает, другие герои прощают зло.
Подчёркивается сила добра.
3. Герои сказок не просто добрые и
злые, они могут быть разными (как царь Салтан, как царь Матвей).
4. В сказках есть автор, который не
прячет от читателя своего отношения к героям, событиям. Мы знаем, кого он
любит, кому сострадает, над кем подсмеивается, а кого осуждает.
5. Особый язык сказок: не просто
стихотворный (народные сказки тоже зачастую рифмованы, а значит, стихотворны),
но и образный, поэтический, насыщенный авторскими эпитетами, с особенными
ритмом и рифмами. (Можно сравнить язык двух сказок.)
6. Авторы не просто используют
известные народные сюжеты, а разворачивают их, дополняют, расширяют,
преобразуют. Особенно это характерно для сказок Пушкина (см. задание № 4 к
уроку 42 в «Тетради по литературному чтению»).
7. Обилие художественных деталей,
зачастую подмеченных в реальной жизни (задание II.2 в «Тетради по литературному
чтению», урок 45).
– Сопоставьте наши выводы по
первому и второму вопросам. Сделайте общий вывод: что такое сказки Пушкина и
Жуковского – переложение (пересказ) известных народных сказок или собственно
авторские литературные сказки? Вывод обоснуйте.
– Что же такое авторская
литературная сказка?
– А что можно назвать обработкой,
переложением народной сказки?
Интересны ли нам обработки народных
сказок? В чём их ценность?
В чём ценность авторских
литературных сказок?
– Проследите путь от сказки
народной к сказке авторской. Определите место обработки сказки (народная сказка
– запись и обработка сказки – авторская литературная сказка).
2. Подведение
итогов поэтического состязания.
1) Перечитывание материалов
учебника (с. 114–116).
– В чём была суть поэтического
состязания?
– В чём изначально разошлись
авторы?
– Каких результатов сумели достичь
оба?
2) Определение победителя в
состязании.
– Как на этот вопрос ответил
Николай Александрович?
– Согласны ли вы с ним или у вас
есть особое мнение? Какое?