Спи, глазок, спи, другой, – не буди лихо…
Начнем с самого простого. Оказывается, именно эту сказку, из всех волшебных, прежде всего любят слушать дети с самого раннего возраста. Эту, а не, например, «Царевну-лягушку», которую, правда, потом скопом обожают в предшкольном возрасте. Почему? Да потому, что сказка – а обычно это пересказ именно Афанасьева – очень легко воспринимается на слух. Во-первых, там все понятно – сюжетная линия выстроена отменно. Во-вторых, язык сказки удивителен для народной прозы – здесь много ярких сравнений и почти поэтических оборотов. Судите сами:
«А были у ее хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно: ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!»
Это же просто сплошное кружево поэтических присказок!
В-третьих, это настоящая волшебная сказка: и атмосфера таинственная, и чудеса случаются. Ну а в-четвертых, конец хороший, да еще и опять почти поэтический:
«Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать».
Ну а почему у героини имя такое странноватое? Хотя, конечно, в нем слышится нечто маленькое, теплое, что следует защищать от злой жизни – ведь крошечка же!
Кто вспомнит других героев – «маленьких»?
Конечно же – Мальчик с пальчик – умный, храбрый, сметливый. На то и мальчик. А вот девочки – кто вспомнит девочек?
Ага – пошли воспоминания! Дюймовочка из сказки Андерсена. Хотя, наверное, вы уже знаете, Андерсен не называл так свою крохотную героиню. Датский сказочник написал сказку про Томмелизу. Почему так? Да потому, что во времена Андерсена в Европе тоже существовала сказка про европейского мальчика-кроху. И чаще всего его звали Коротышка Томми. Но Андерсен писал о девочке. И потому присоединил к имени Томми самое распространенное тогда датское имя Лиза. Вот и получилась Томмелиза. (О подружке Андерсена Генриэтте Вульф, для которой он написал эту сказку, читайте в книге «Знаем ли мы свои любимые сказки?».)
В. Педерсен. Иллюстрация к сказке «Дюймовочка»
Ну а кто знает – почему девочка стала Дюймовочкой?
Дело в том, что сначала сказку Андерсена перевели на английский язык – ведь его творчеством восхищался Чарлз Диккенс – легендарное «всё» английской литературы, как Пушкин – наше «всё». Там девочку назвали «малышкой Томми» (petite-girl Tommy) ростом с дюйм. В русском же переводе героине дали имя «Лизок с вершок». Рифмованно, но грубовато. Поэтому, когда наши замечательные и до сих пор непревзойденные переводчики Петр и Анна Ганзен (о них тоже читайте в книге «Знаем ли мы свои любимые сказки?») взялись переводить сказки Андерсена, им не понравилась Лизок с вершок. И тут им пришла в голову оригинальная мысль – ведь в английских переводах ясно сказано, что героиня ростом с дюйм. Так и появилась на свет Дюймовочка.
Напоминалка:
1 дюйм = 2,54 см
Впрочем, не о мерах речь, а о маленьких героинях. Они есть в сказках всех народов. Так, в Белоруссии – девочка Горошинка, в Польше – Крошка-Божья коровка, во Франции – Мари-фиалка. И это не упоминание о горохе, букашке или цветке. Это мерило роста героини и одновременно показатель ее беззащитности в мире взрослых и рослых. Помните, как сказано в сказке Афанасьева? «…были у хозяйки три дочери БОЛЬШИЕ». И здесь речь не только о росте или возрасте. Речь идет о взгляде на жизнь. Ведь есть те, что родились уже старыми и нудными, а есть и те, о ком всегда говорят, что он из детства не вырос. Спорим, что это неплохо! Ведь как говорил создатель «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства». Вот только одни, вырастая, помнят об этом, а другие – нет. Хуже того – отвергают даже саму возможность, что когда-то были маленькими. А вот Хаврошечка была крошечкой. И хотя по годам была ровней своим «сестрам», но, увы, воспринималась окружающими еще как незрелая девочка, которой далеко до взрослой жизни. Отсюда напрашивается вывод: ее не только заставляли работать, как нищих детей (вспомним опять же героев-детей Диккенса, работающих на фабриках и шахтах), но и не собирались выдавать замуж, то есть устраивать ее будущую жизнь.
Вопрос на засыпку:
А почему ее звали Хаврошечкой – это имя или прозвище?
Вопрос трудный. Из ассоциаций вспоминается только пресловутая свинья Хавронья. Но тогда что ж у нас за героиня такая?!
Спокойно. Давайте разберемся. На самом деле тут произошло смешение имен и прозвищ. В Толковом словаре В.И. Даля сказано, что насмешливое прозвание свиньи – Хавронья идет вовсе не от личного женского имени, а от презрительной клички «ховра (ховря)» – так звали неопрятную, неприятную женщину-грязнулю. Есть же поговорка: «Отдали Хавронью за Ховрина сына». То есть одну грязнулю за сына другой грязнули.
А вот женское имя, которое носит героиня нашей любимой сказки, образовано от старинного имени Феврония. По-гречески оно означает «Лучезарная». Это сейчас имя почти забыто. А в Древней Руси оно было особо почитаемо, ведь его носила в самом начале XIII века реальная дева Феврония – крестьянка деревеньки Ласковая, которая избавила от неизлечимой болезни Петра, сына муромского князя. В 1203 году Петр вступил на княжеский престол, а Феврония стала его любимой женой. Преодолевая невзгоды и тяготы, супруги пронесли свое чувство через всю жизнь. Скончались они в один день и час – 8 июля (25 июня) 1228 года. Они были столь нераздельны всю жизнь, что их и похоронили в одном гробу. И вскоре люди стали замечать, что мощи их творят чудеса – помогают больным и страждущим, но главное – влюбленным. Так что Петр и Феврония теперь почитаются святыми покровителями любви и влюбленных. Вот какое романтическое и трепетное имя дала сказка своей Крошечке.
А знаете, как трактуют имя героини маленькие дети? Часто произносят: Крошечка-Хорошечка. Вот такое фонетическое преобразование: крошечка хорошая.
Символом верной супружеской любви, как и символом доброго дома, исстари является божья коровка. Она же считается символом и талисманом самого имени Феврония.
Ну а теперь вспомним, какая сказка имеется, например, в Польше о героине-крохе? «Крошка-Божья коровка». То есть наша сказка связана теснейшими узами со всеми подобными древнейшими сказками. Все они происходят от одного корня прасказок. И тому есть множество доказательств. Возьмем еще одну героиню нашей сказки. Кого? Неужели не догадываетесь? Конечно же коровушку. В сказке Афанасьева «Крошечка-Хаврошечка» у нее нет имени – просто бурая корова. Но в другой сказке, помещенной в его сборнике, имя дано в заглавии: «Буренушка». О разнице этих двух сказок поговорим позже. А пока признаемся: именно коровушка Буренушка – настоящая тайная героиня подобных сказок. Это она помогает Хаврошечке, спасает ее из всех передряг. Больше того, в «Буренушке» корова не только напоит-накормит девушку, живущую впроголодь, но и волшебным образом оденет в красивую одежду. Так что обихоженная Крошечка перестает выглядеть заморышем, а становится красавицей-девицей, куда лучше своих злобных «сестриц». Недаром же Хаврошечка зовет свою заступницу «Коровушка-матушка!».
А ведь символически это так и есть. В мифах и легендах ВСЕХ индоевропейских народов именно это животное выступает и кормилицей, и поилицей, и защитницей от холода. Еще и наимудрейшей прорицательницей и волшебницей. Конечно, на бытовом уровне это весьма прозаично: вся корова шла в дело – и мясо, и молоко, и шкура. К тому же пергамент, на котором в старину писались книги, – тоже тончайшая, особо выделанная кожа – отсюда и мудрость. В понимании древнего человека корова действительно была матушкой, вернее, символом природной матери, которая помогает всегда. И это понимание «священной коровы» осталось в веках. Недаром так называют самое сокровенное, то, что нельзя трогать, чему нельзя вредить. Такое отношение к корове до сих пор существует в современной Индии – коров нельзя даже прогнать, и они стадами бродят по улочкам городов. Священное животное!
Вот и в нашей сказке корова выполняет роль матери, которой Хаврошечка давно лишилась. И, как каждая мать, коровушка готова защищать свою дочку даже ценой собственной смерти. Впрочем, ведь речь идет о Февронии – Лучезарной и Святой, а значит, смерти здесь нет и не будет. Коровушка превратится в яблоньку (тоже символ материнской любви, полной деток-яблочек). Ну а яблонька своими спелыми плодами приманит прекрасного барина, «богатого, кудреватого, молоденького». Так мать-корова-яблонька найдет Хаврошечке доброго мужа. Во всех своих ипостасях поможет и защитит, найдет выход из самого трудного положения и устроит будущее счастье. Действительно, чем не героиня, хоть и тайная, но полная истинной волшебной Силы?
Что ж, волшебства в сказке много. За это ее и любят. Что за сказка без чудесного? Особенно если это «чудесное» еще и восстанавливает справедливость. Вот в результате героиня оказалась красавицей и счастливицей, а ведь не кормили, не поили Крошечку, только со света сживали, непосильной работой нагружали. Кстати —
Какую работу заставляли делать Хаврошечку?
Кто скажет, тот и сам с любой работой справится, все ему будет нипочем: все будет у него спориться.
А вот и ответ: «К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать».
О чем рассказывает Хаврошечка, жалуясь коровушке? Да о том, что хозяйка дала ей непосильную работу. Нельзя за один день и напрясть пять пудов нитей, и наткать ткань, и отбелить сотканные холсты, а потом свернуть их в трубы, то есть в рулоны. Начать хотя бы с того, что всю эту работу выполняли в деревнях обычно за целую зиму – и уж точно не пряли и не ткали пять пудов. Ведь пуд – это 16 килограммов (точнее, даже 16,38 килограмма). Пять пудов – почти 82 килограмма, а ведь труженица Хаврошечка столько прядет да ткет каждый день.
Но еще же надо и отбелить холсты. Это совсем сложно. Потому что никаких отбеливателей тогда не существовало. Холсты белили по ночам при большой луне и… зимой, расстилая их прямо на снегу. Об этом очень образно рассказывают сказы Кочнева, особенно «Миткалева метель». Миткаль – это как раз холст тонкой выделки, ну а метель – самая подходящая погода для отбеливания. Холсты расстилались на снегу и от мороза выбеливались естественным путем. То есть всю работу, данную Хаврошечке, надо было производить зимой. Но по сказке же видно – на дворе-то лето!
Отсюда вывод: исполнение работы было абсолютно непосильным. И могло быть произведено действительно только волшебным способом. Помните: «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – и все будет сработано!» Именно так отвечает коровушка. Так Хаврошечка и делает.
Но что это значит?
Ухо – ушная раковина – означает естественную спираль жизни, кардинальный поворот, путь изменения. Недаром же говорят: исхитрилась, вывернулась, то есть сумела повернуть ситуацию в свою пользу. Но в сказке это еще и временная спираль – поворот времен. Помните – на такую работу необходим сезонный цикл: урожай льна поспевал к осени, потом лен сушили, мяли, трепали – и всё для того, чтобы освободить мягкие волокна от жесткой внешней оболочки стебля. Только к зиме его начинали прясть, ткать. Про отбеливание мы уже говорили. Но и после отбеливания холсты недели две сушили, а уж потом скатывали в рулоны (трубы). Но, пройдя по спирали жизни и времени, Хаврошечка попадала на один временной цикл вперед. К тому времени, когда все уже будет сделано. Недаром же сначала она была маленькой девочкой, но, пройдя по временной спирали, вырастала, становилась девицей на выданье.
Конечно же подобное перемещение во времени должно было храниться в тайне. Но ведь были «сестрицы» – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка – соглядатаи. Что за чудища такие? От одних имен оторопь берет.
Одноглазка сразу же наводит на мысль о древнегреческих мифологических существах – циклопах. Поначалу, как повествуют древнейшие мифы, мать-земля Гея и отец-небо Уран родили троих сыновей – огромного роста, но с одним только большим круглым глазом (циклоп/киклоп и значит «круглоокий»). Потом, как рассказывает Гомер, существовала уже целая страна, населенная циклопами. Но не подумайте, что мифы об этих хтонических (то есть порожденных матерью-землей – изначальной прабогиней) божествах существовали только в Древней Греции. Об одноглазом великане Балоре, который мог убивать взглядом своего единственного ока, рассказывают ирландские мифы, о воине Хагене/Хогни – скандинавские и старонемецкие.
Теперь самое время устроить ВИКТОРИНУ.
Есть ли подобный персонаж в русских сказках?
Имеется даже и подсказка – про этот персонаж существует пословица.
Кто вспомнит – никогда с эдаким «несчастьем» не встретится.
А значит, счастливо проживет всю жизнь. Потому что это – Лихо Одноглазое. Помните: «Не буди лихо, и будет тихо», «Не встречай лихо одноглазое – жизнь будет медом намазана».
У того же Афанасьева есть сказка с таким названием. По преданиям, это самое Лихо может быть и мужского, и женского рода. По жизни оно бродит само по себе и гадостей не делает. Но, увы, люди его приманивают – то пригласят с собой в дорожку, то разбудят, пока оно спит, – любопытно им поглядеть, что за невидаль такая. Лихо же очень привязчиво, и, коли уж пристанет к человеку, ничем его не возьмешь, никак не прогонишь. Однако в сказке, записанной Афанасьевым, имеется рецепт. Там Лихо предстает в образе высокой тощей одноглазой женщины, привязавшейся к мужику. И мало того что герой начал попадать в самые разнесчастные обстоятельства, так он еще и заметил, что Лихо весьма плотоядно облизывается, на него глядя, – верно, сожрать мечтает. Тогда-то он и решил проблему кардинально – выколол этой самой «Лихе» (помните, есть слово лиходейка?) глаз.
В «Крошечке-Хаврошечке», конечно, таких зверств нет – ведь уже веками она отшлифовалась как детская сказка. Здесь Хаврошечка просто усыпляет свою «сестрицу» Одноглазку. Но помните, как кончается сказка? «Стала она в добре поживать, лиха не знавать». Символично, верно?
Ничего плохого «сестрице» Крошечка-Хаврошечка, конечно, не сделала. Просто усыпила ее, повторяя: «Спи, глазок, спи, глазок!» Ну прямо народный гипноз. И ведь помогло – заснула «сестрица»-соглядатайша.
Но каков символ усыпления Одноглазки? А вот какой. В ее лице Крошечка победила старинные темные мифические силы. Правда, на их место пришли другие. Вторая «сестрица», Двуглазка, явилась шпионить за Крошечкой – как той удается не умереть с голоду, да еще и работу выполнить. Конечно, два глаза – символ человека и теперь уже не мифических древних, а современных человеческих сил. Но Хаврошечка и Двуглазке спела свою гипнотическую песенку: «Спи, глазок, спи, другой!» Оба глаза и заснули – не сумели ничего подглядеть.
Но ведь есть еще и Триглазка! Хаврошечка снова завела свою песенку: «Спи, глазок, спи, другой!» И, как сказано в тексте, про третий-то глаз позабыла. А вот тут, думается, лукавят народные авторы. Дело в том, что третий глаз – признак людей не обычных, а просветленных, посвященных в тайны иных миров. Еще древнеиндийские Веды (самые древние сказания, известные человечеству) повествовали о том, что третьим глазом обладали только наимогущественные прабоги и богини. Это признак непобедимости, поскольку такой человек провидит не только все, что было в древности (первый глаз), не только то, что в настоящем (второй глаз), но и то, что будет в будущем. Так же и по житию в разных мирах: «трехглазые» одновременно живут и в прошлых, давно ушедших мифических мирах, и в настоящем человеческом мире, и в иных, Высших мирах богов. Вот почему Триглазку Хаврошечка не одолела – даже если бы усыпляла все три глаза. Отсюда возникла нужда в жертве, которой и стала коровушка. Это была жертва Высшим богам.
Однако материнская любовь (а коровушка выступает в сказке символом матери) сильнее всего – и прошлых древних сил, и настоящих, и будущих, еще не познанных сил всех иных миров. Любовь матери – всеобъемлюща. Не стало коровушки, мать пришла на помощь в роли яблоньки и помогла дочери найти настоящую любовь – мужа в этом мире. Вот такая мораль – кто против нее устоит? Может, потому и любят эту сказку и дети и взрослые. Ведь они видят в ней самое главное – материнскую защиту в жизни, помощь в любых обстоятельствах. А что может быть нужнее, чем защищенность, чувство безопасности в настоящем и уверенность в будущем?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Другой поэт
Другой поэт
15 лет назад, 15 декабря 1994 года, в Харькове скоропостижно умер Борис Чичибабин. Был ему 71 год, и жизнь его по русским меркам может считаться хоть и не благополучной, но — счастливой: он не сгинул ни на войне, ни в лагере, пройдя и через войну, и через лагерь, не
15/ Другой коммунизм?
15/ Другой коммунизм?
Пятьсот лет назад в захваченном анабаптистами городе Мюнстере, переименованном ими в Небесный Иерусалим, всем жителям было приказано снять замки с дверей и ворот, а все ключи от этих замков сложить огромной кучей перед ратушей. Из этих ключей новая
18/ Другой коммунизм в США
18/ Другой коммунизм в США
Вторая половина XIX века — бум создания всевозможных экспериментальных общин и коммун по всему миру. Причиной тому первая волна разочарований в капитализме, с одной стороны, и в больших общенациональных революциях — с другой. В США, например, во
20/ Другой коммунизм в российской империи
20/ Другой коммунизм в российской империи
В России это делали прежде всего народники и толстовцы, соблазненные мечтой о естественной жизни и свободном духовном поиске в духе идей Льва Николаевича, понимавшего Христа по-протестантски, то есть прежде всего как земного
ДРУГОЙ НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК
ДРУГОЙ НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК
В то время, как в Америке дикие животные истребляли людей, Вавилонское царство находилось при последнем издыхании. Его последний правитель Набонид взошел на трон в 555 году до РХ. В обстановке всеобщего разочарования, несомненно вызванного
Лихо одноглазое
Лихо одноглазое
Лихо одноглазое – дух зла, несчастья, олицетворение горя. Лихо одноглазое выступает как образ злой судьбы. Название «Лихо» восходит к прилагательному «лишний», так обозначался тот, кого следовало избегать.Облик лиха очерчен не вполне определенно. Как и
Другой поэт
Другой поэт
15 декабря. Умер Борис Чичибабин (1994)15 декабря 1994 года в Харькове скоропостижно умер Борис Чичибабин. Был ему 71 год, и жизнь его по русским меркам может считаться хоть и не благополучной, но — счастливой: он не сгинул ни на войне, ни в лагере, не спился в глухие
Другой
Другой
«Плотский образ Иисуса нам неизвестен», — сообщал Св. Иреней Лионский уже у конце II века. «Мы совершенно не знаем лица Его», — уверял и Блаженный Августин. Антонин-Мученик, паломник VI в., вспоминает, что не мог увидеть, как следует лика на одной нерукотворной иконе
Одна краше другой
Одна краше другой
3 ноября 1819 года у Бавтугая в небольшой схватке А. П. Ермолов одолел Ахмет-хана Аварского. Хан поспешно отступил в горы, а Алексей Петрович, проехав широкую степь, повернул от моря направо в Тарки к шамхалу Тарковскому.Здесь в честь гостя был устроен прием.
Другой: культурные рекурсии
Другой: культурные рекурсии
Нельзя не сказать об особой культурной рекурсии на Постаменте, которая была индуцирована и названием проекта «One & Other» (Один и Другой), и собственной субъектностью участников. Прямые референции к Другому возникали, когда «постаментщик»
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Область «Коммуникация»
Тема: «Русская народная сказка «Хаврошечка»
Подготовил: воспитатель первой категории Будко Елена Владимировна
Цель: развитие фантазии, образного мышления, воображения через театрализованную деятельность. Создание положительной атмосферы для снятия эмоционального и телесного напряжения детей.
Задачи:
- Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».
- Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных ситуациях, понимать нравственную сторону поступков окружающих.
- Учить детей эмоционально разряжаясь, сбрасывать зажимы, «отыгрывать» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, тревогу. С помощью участия в сказке уравновешивать психику детей, снимать эмоциональное и телесное напряжение. Формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения: развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.
- Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.
- Развивать координацию движений, умение слушать музыку, самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки и быстро реагировать на темповые изменения.
- Развивать воображение, память, внимание, умение максимально концентрироваться на происходящем.
Ход занятия
Орг. момент: дети с воспитателем стоят на ковре, улыбаются друг другу
— Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, у всех отличное настроение.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Вхождение в сказку
– Ребята сегодня у нас будет необычная встреча. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка).
— Что вы знаете о корове?
Д. Корова это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. Она мычит и бодается. Корова травоядное животное. У коровы теленок.
– Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?
А чтобы попасть в сказку надо взяться за руки и четко повторять за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра — в сказку нам идти пора.
Ги-ги-ги – нам, коровка, помоги.»
Дети садятся на стулья. Звучит музыка.
Сказка
Есть на свете люди хорошие, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
Упражнение 1. «Чистка кастрюли»
– Ребята, Крошечке-Хаврошечке приходилось еще, и чистить кастрюли. Покажите, как она одной рукой она держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли.
В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей при выполнении упражнения.
Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед. Меняют руки и выполняют упражнение еще раз.
Упражнение 2. «Уборка пола»
– Представьте себе, и изобразите как Хаврошечка «смачивала в ведре тряпку» и с силой «отжимала» ее.
Дети выполняют упражнение.
– Ребята, в какой части рук чувствуется наибольшая усталость, наибольшее напряжение? Давайте отдохнем.
Дети «бросают» тряпку на пол, потряхивают кистями. (Пальчиковая гимнастика)
Дай молочка Буренушка,
Хоть капельку на донышке
Ждут меня котятки
Малые ребятки
Дай им сливок ложечку
Творогу немножечко
Масло , простоквашки,
Молочка для кашки
Всем дает здоровье
Молоко коровье
Слушаем сказку дальше:
Были у хозяйки три дочери. Старшая – Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.
Упражнение 3. «Печаль Крошечки-Хаврошечки»
– Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала? (печаль, горе, досаду, обиду и т.д.) Попробуйте изобразить как плакала Хаврошечка? (закрывала лицо руками, вытирала слезы и т.д.)
– А как можно пожалеть Хаврошечку? Что можно ей сказать или сделать?
– Давайте мы с вами пожалеем Хаврошечку и скажем ей ласковые добрые слова.
Слушаем сказку дальше:
Коровушка говорила Хаврошечке:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле да и забыла матушкино приказание и уснула.
Упражнение 4. «Танец Луговых цветов»
– Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем.
Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.
Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двухглазка все спала.
Упражнение 5. «Заветные слова»
Дети повторяют слова от которых уснула Двухглазка «Спи глазок, спи другой»(гимнастика для глаз)
Слушаем сказку дальше:
Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
– Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
– Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.
И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.
Упражнение 6. «Танец в саду»
– Представьте себе, как сестры веселились в саду. И изобразите их танец. Для этого вы можете взять платочки.
На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Упражнение 7. «Изобрази недовольство»
– Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели сорвать яблочки? (зло, зависть, недовольство, огорчение и т.д.)
– Ребята, как вы думаете, когда человек завидует, у него какое лицо? (злое, грубое, напряженное, некрасиво). Правильно, потому, что, когда человек злиться, завидует, проявляет недовольство, нетерпение, то это состояние отражается в движениях и на лице. Давайте изобразим их недовольство.
– А теперь опускаем остатки злости, грубости, напряжения. Дышим спокойно, мягко. Становимся красивыми, добрыми и слушаем сказку дальше.
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.
Заключение
Вот и закончилось наше путешествие по сказке.
— С какой сказкой вы сегодня познакомились?
— Назовите главных героев сказки
— Кто помогал Хаврошечке?
— Как относится хозяйка к Хаврошечке; а к своим дочерям?
— Почему хозяйка приказала зарезать корову?
— Кто понравился вам из героев сказки и почему?
— Какая была Хаврошечка?
— Как называется человек который любит трудиться?
— Чем закончилась сказка?
— Чему вас научила эта сказка?
Дети пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и повторим волшебные слова
«Ра-ра-ра — возвращаться нам пора»
И на память о сегодняшнем путешествии Хаврошечка прислала вам угощения – яблочки со своей волшебной яблони.
Сказки
Русская народная сказка
Не в каком царстве, не в каком государстве был-жил царь с царицею, и была у них одна дочь, Марья-царевна. А как умерла царица, то царь взял другую жену, Ягишну. У Ягишны родилось две дочери: одна — двоеглазая, а другая — троеглазая. Мачеха не залюбила Марьи-царевны, послала ее пасти коровушку-буренушку и дала ей сухую краюшку хлебца.
Царевна пошла в чистое поле, в праву ножку буренушке поклонилась — напилась-наелась, хорошо срядилась; за коровушкой-буренушкой целый день ходит, как барыня. День прошел, она опять поклонилась ей в праву ножку, разрядилась, пришла домой и краюшку хлеба назад принесла, на стол положила. «Чем сука жива живет?» — думает Ягишна; на другой день дала Марье-царевне ту же самую краюшку и посылает с нею свою большую дочь. «Присмотри, чем Марья-царевна питается?»
Пришли в чистое поле; говорит Марья-царевна: «Дай, сестрица, я поищу у тебя в головке». Стала искать, а сама приговаривает: «Спи-спи, сестрица! Спи-спи, родима! Спи-спи, глазок! Спи-спи, другой!» Сестрица заснула, а Марья-царевна встала, подошла к коровушке-буренушке, в праву ножку поклонилась, напилась-наелась, хорошо срядилась и ходит весь день как барыня. Пришел вечер; Марья-царевна разрядилась и говорит: «Вставай, сестрица! Вставай, родима! Пойдем домой». — «Охти мне! — взгоревалась сестрица. — Я весь день проспала, ничего не видела; теперь мати забранит меня!»
Пришли домой; спрашивает ее мати: «Что пила, что ела Марья-царевна?» — «Я ничего не видела». Ягишна заругалась на нее; поутру встает, посылает троеглазую дочерь: «Поди-ка, — говорит, — погляди, что она, сука, ест и пьет?» Пришли девицы в чистое поле буренушку пасти; говорит Марья-царевна: «Сестрица! Дай я тебе в головушке поищу». — «Поищи, сестрица, поищи, родима!» Марья-царевна стала искать да приговаривать: «Спи-спи, сестрица! Спи-спи, родима! Спи-спи, глазок! Спи-спи, другой!» А про третий глазок позабыла; третий глазок глядит да глядит, что робит Марья-царевна. Она подбежала к буренушке, в праву ножку поклонилась, напилась-наелась, хорошо срядилась; стало солнышко садиться — она опять поклонилась буренушке, разрядилась и ну будит троеглазую: «Вставай, сестрица! Вставай, родима! Пойдем домой».
Пришла Марья-царевна домой, сухую краюшку на стол положила. Стала мати спрашивать у своей дочери: «Что она пьет и ест?» Троеглазая все и рассказала. Ягишна приказывает: «Режь, старик, коровушку-буренушку». Старик зарезал; Марья-царевна просит: «Дай, дедушка родимый, хоть гузённую кишочку мне». Бросил старик ей гузённую кишочку; она взяла, посадила ее к верее — вырос ракитов куст, на нем красуются сладкие ягодки, на нем сидят разные пташечки да поют песни царские и крестьянские.
Прослышал Иван-царевич про Марью-царевну, пришел к ее мачехе, положил блюдо на стол: «Которая девица нарвет мне полно блюдо ягодок, ту за себя замуж возьму». Ягишна послала свою большую дочерь ягод брать; птички ее и близко не подпускают, того и смотри — глаза выклюют; послала другую дочерь — и той не дали. Выпустила, наконец, Марью-царевну; Марья-царевна взяла блюдо и пошла ягодок брать; она берет, а мелкие пташечки вдвое да втрое на блюдо кладут; пришла, поставила на стол и царевичу поклон отдала. Тут веселым пирком да за свадебку; взял Иван-царевич за себя Марью-царевну, и стали себе жить-поживать, добра наживать.
Долго ли, коротко ли жили, родила Марья-царевна сына. Захотелось ей отца навестить; поехала с мужем к отцу в гости. Мачеха обворотила ее гусынею, а свою большую дочь срядила Ивану-царевичу в жены. Воротился Иван-царевич домой. Старичок-пестун встает поутру ранехонько, умывается белехонько, взял младенца на руки и пошел в чистое поле к кусточку. Летят гуси, летят серые. «Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?» — «В другом стаде». Летит другое стадо. «Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?» Младёного матерь на землю скочила, кожух сдернула, другой сдернула, взяла младенца на руки, стала грудью кормить, сама плачет: «Сегодня покормлю, завтра покормлю, а послезавтра улечу за темные леса, за высокие горы!»
Старичок пошел домой; паренек спит до утра без разбуду, а подмененная жена бранится, что старичок в чистое поле ходит, всего сына заморил! Поутру старичок опять встает ранехонько, умывается белехонько, идет с ребенком в чистое поле; и Иван-царевич встал, пошел невидимо за старичком и забрался в куст. Летят гуси, летят серые. Старичок окликивает: «Гуси вы мои, гуси серые! Где младёного матку видали?» — «В другом стаде». Летит другое стадо: «Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?» Младёного матерь на землю скочила, кожу сдернула, другую сдернула, бросила на куст и стала младёного грудью кормить, стала прощаться с ним: «Завтра улечу за темные леса, за высокие горы!»
Отдала младенца старику. «Что, — говорит, — смородом пахнет?» Хотела было надевать кожи, хватилась — нет ничего: Иван-царевич спалил. Захватил он Марью-царевну, она обвернулась скакухой, потом ящерицей и всякой гадиной, а после всего веретёшечком. Иван-царевич переломил веретёшко надвое, пятку назад бросил, носок перед себя — стала перед ним молодая молодица. Пошли они вместе домой. А дочь Ягишны кричит-ревет: «Разорительница идет! Погубительница идет». Иван-царевич собрал князей и бояр, спрашивает: «С которой женой позволите жить?» Они сказали: «С первой». — «Ну, господа, которая жена скорее на ворота скочит, с той и жить стану». Дочь Ягишны сейчас на ворота взлезла, а Марья-царевна только чапается, а вверх не лезет. Тут Иван-царевич взял свое ружье и застрелил подмененную жену, а с Марьей-царевной стал по-старому жить-поживать, добра наживать
Пересказал: А. Н. Афанасьев
Здравствуйте, ребята! За что вы любите сказку? Обманывают ли в сказках? Какие пословицы вы знаете о сказках?
«Волшебные слова»
Угадайте, кто так говорит.
1. По щучьему велению, по моему хотению… (Емеля.)
2. Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)
3. Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели. (Женя из сказки «Цветик-семицветик».)
4. Раз, два, три! Горшочек, вари! (Девочка из сказки «Горшочек каши».)
5. Крекс, фекс, пеке! (Буратино.)
6. Кара-барас. (Мойдодыр.)
«Волшебное средство»
Ребята, что бы вы попросили у…
1. Оле-Лукойе? (Зонтик.)
2. Солдата, героя сказки Андерсена? (Огниво.)
3. Буратино? (Золотой ключик.)
4. Незнайки? (Волшебную палочку.)
5. Маленького Мука? (Туфли и тросточку.)
6. Элли? (Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисток.)
7. Аладдина? (Волшебную лампу.)
8. Девочки из сказки братьев Гримм? (Горшочек.)
«Кто это?»
Вспомните, ребята, кто есть кто (например, человек, удав, лисенок, игрушка).
1. Мойдодыр. (Умывальник.)
2. Дядя Федор. (Мальчик.)
3. Тянитолкай. (Олень с двумя головами.)
4. Рикки-Тикки-Тави. (Мангуст.)
5. Страшила. (Чучело из соломы.)
6. Матроскин. (Кот.)
7. Гена. (Крокодил.)
8. Сиропчик. (Коротышка.)
«Цветные вопросы»
Ребята, я вам буду задавать «цветные» вопросы, вам нужно продолжить название сказки или повести.
1. Сказка Ш. Перро «Синяя… (Борода)».
2. Сказка М. Метерлинка «Синяя… (птица)».
3. Сказка Ш. Перро «Красная… (Шапочка)».
4. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная… (курица)».
5. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый… (туман)».
6. Сказка Д. Мамина-Сибиряка «Серая… (Шейка)».
«Узнайте сказку!»
«А сейчас вам нужно будет угадать название сказки, имя персонажа или фамилию писателя.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И, за что, не знаю,
Повезло лентяю. («По щучьему велению»)
А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)
Ах ты, Петя — простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса».)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка.)
Какая сказка, нам секрет открой,
Где говорилось:
«Спи, глазок, и спи, другой!» («Крошечка-хаврошечка».)
Вот дева юная в объятьях сна,
Лежит она уж сотню лет
И ждет, а принца нет, и нет, и нет.
Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая красавица.)
Он много жен имел, но всех
Постигла участь злая –
Лишил он жизни их…
Каков злодей!
Так кто же он?
Мне назовите поскорей. (Синяя Борода.)
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзиночку,
Посланную ей. (Красная Шапочка.)
Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он, да удал.
Так кто из вас о нем читал? («Мальчик-с-пальчик».)
Вы любите котов? Я — да!
А говорящих вы встречали?
Способных петь, и танцевать,
И короля очаровать,
Хозяину жилье найти,
Его от бедности спасти,
На трон с принцессой вознести? («Кот в сапогах».)
Он на свете всех добрей,
Он известен, знаменит,
Лечит всех больных зверей добрый… (доктор Айболит.)
Не котенок, не сурок,
Не волчонок, не щенок,
Очень милая мордашка,
А зовется… (Чебурашка.)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку… (Буратино.)
А про ключик золотой
Написал для нас… (Толстой.)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется… (Чиполлино.)
«Сказочные предметы»
Друзья, я буду перечислять вам предметы, а вы называйте сказочных героев, связанных с ними.
1. Золотое яичко. (Курочка Ряба.)
2. Колпак. (Буратино.)
3. Шляпа и сапоги. (Кот в сапогах.)
4. Горошина. (Принцесса на горошине.)
5. Желтые брюки и оранжевая рубашка. (Незнайка.)
Сегодня с вами хотели бы встретиться многие сказочные герои. Кто они? Вы сейчас отгадаете.
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка)
Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок —
Удивительный конек
По прозванью… (Горбунок)
И на мачеху стирала, и горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
. «Чей это портрет?»
1. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (Снежная королева, Х.К. Андерсен)
2. Странный неопознанный объект, напоминающий бочонок, летает над Стокгольмом. Он издаёт звуки, похожие на гул самолёта. У представителей Авиакомпании возникло предположение, что это спутник-шпион, и его необходимо передать в руки полиции. (Карлсон, А. Линдгрен, «Повесть о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше»)
3. Стоит она в дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
(Старуха, А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Угадай сказку»
Из какой сказки эти слова?
1. Тыква, тюрьма, ключи, слезы, налоги, пауки, синьоры, генералы. (Д. Родари, «Приключения Чиполлино»)
2. Замок, сапоги, поле, осел, шляпа, лев, маркиз, река. (Ш. Перро, «Кот в сапогах»)
3. Дупло, ветер, принцесса, зонтик, труба, собака, сундук. (Х.К. Андерсен, «Огниво»)
• На какой птице летала Дюймовочка?
а) ласточка, +
б) стриж,
в) воробей,
г) сова.
• Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке?
а) рубанок,
б) топор, +
в) молоток,
г) электродрель.
• Что разбудило Спящую красавицу?
а) будильник,
б) поцелуй принца, +
в) телефонный звонок,
г) шумные соседи.
• Какого персонажа не было среди бременских музыкантов?
а) осёл,
б) гусь, +
в) кот,
г) собака.
• Что обнаружил Буратино за заветной дверью в каморке папы Карло?
а) поле чудес,
б) лесопилку,
в) театр, +
г) Страну дураков.
• Что потерял ослик Иа-Иа в сказке про Винни-Пуха?
а) совесть,
б) гриву,
в) зубы,
г) хвост. +
• Встреча с какой рыбой явилась поворотным моментом в жизни сказочного Емели?
а) щука, +
б) пиранья,
в) пескарь,
г) ерш.
• Кто торговал пиявками в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
а) Карабас,
б) кот Базилио,
в) папа Карло,
г) Дуремар. +
• Кто внес решающий вклад в процесс вытаскивания репки?
а) дед,
б) внучка,
в) мышка, +
г) Жучка.
• Кто из сказочных персонажей уверял, что он красивый, в меру упитанный мужчина?
а) Кощей Бессмертный;
б) Карлсон, +
в) Винни-Пух,
г) крокодил Гена.
• Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки?
а) расстегай,
б) рогалик,
в) колобок, +
г) бублик.
• Кто сыграл решающую роль в процессе превращения полена в Буратино?
а) Карабас-Барабас,
б) папа Карло, +
в) Дуремар,
г) Мальвина.
• По какой особой примете можно узнать Бабу-Ягу?
а) золотой зуб,
б) костяная нога, +
в) бриллиантовая рука,
г) пышный парик.
• Как зовут итальянского Буратино?
а) Пьеро,
б) Арлекин,
в) Чиполлино,
г) Пиноккио.
• Какая из этих сказок не принадлежит перу Х.К. Андерсена?
а) «Дюймовочка»,
б) «Русалочка»,
в) «Золушка», +
г) «Огниво».
• Как звали мальчика, выпустившего из бутылки старика Хоттабыча?
а) Петька,
б) Волька, +
в) Колька,
г) Венька.
• После каких слов Али-Бабы волшебные ворота открывались?
а) сам-сам,
б) бим-бом,
в) сим-сим, +
г) вах-вах.
• К кому первому обратились за помощью дед и бабка, не справившись с репкой?
а) внучка, +
б) зал,
в) Жучка,
г) дочка.
• Какой титул присвоил Кот в сапогах своему хозяину?
а) маркиз, +
б) барон,
в) виконт,
г) граф.
«Чей предмет?»
Необходимо назвать сказочного персонажа, кому принадлежат эти предметы.
• Сапог (Кот в сапогах),
• Зонтик (Оле-Лукойе);
• Сани (Снежная королева);
• Шляпа (Незнайка);
• Печь (Емеля).
«Вопрос — ответ»
1. За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов)
2. Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка)
3. Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино. (Почта)
4 Животное, в которое была превращена Кощеем Бессмертным прекрасная царевна. (Лягушка)
5. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена «Дикие лебеди»? (Крапива)
6. Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха)
7. Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина)
8. Что усыпило Белоснежку? (Яблоко)
9. Кем был по профессии силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной)
10. Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч)
11. Универсальное сказочное средство для проверки благородного происхождения. (Горошина)
12. Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)
13. Какой кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться? (Людоед)
14. То, что в сказках всегда побеждает. (Добро)
15. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
16. Что потеряла Золушка на балу? (Хрустальная туфелька)
17. Кличка собаки из сказки «Репка». (Жучка)
18. Сказочная героиня, владелица древнего летательного аппарата. (Баба-Яга)
19. Ингредиент, из которого старуха слепила колобок. (Мука)
20. Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели ее и бабушки. (Красная Шапочка)
21. Подруга семи гномов. (Белоснежка)
22. Из какого хрупкого материала сделана вещь, которая помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку? (Хрусталь)
23. Предмет гордости Карабаса-Барабаса. (Борода)
24. Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойё)
25. Имя поросенка в сказке «Винни-Пух». (Пятачок)
26. Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго доктора Айболита? (Бармалей)
27. Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок)
28. Транспорт Бабы-Яги. (Ступа)
29. Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья).
30. Что купила на базаре Муха-цокотуха? (Самовар)
Заканчивается наше путешествие по Стране сказок, чудес и волшебства!
До новых встреч в Стране сказок!
Конкурс –игра .Вопросы и ответы
-Может ли дрозд отморозить хвост?(Нет)
-Могут ли интересные события происходить 31 февраля?(Нет)
-Какие грибы растут на пнях? (Опята)
-Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
-Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
-Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка)
-Может ли крокодил высунуть язык?*(нет)
-Назовите четыре цветных моря. (Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое.)
-С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас)
-Может ли еж собирать яблоки и грибы спиной?(да)
2конкурс Кто больше
Составить из букв слова. Самое длинное слово-1 очко.Чья команда больше составит слов-1 очко. Дается одна минута на задание
У О Б Т Н И А Р
Конкурс Узнай животное.
. -Проворный и ловкий зверёк, живёт под деревьями, в земляных, неглубоких норах. В них он прячет зимние запасы: кедровые орехи, хлебные зёрна. Похож на белку. (Бурундук)
-Этого зверя увидеть трудно, потому что он любит поспать. Летом спит весь день, а зимой и днём, и ночью. Это довольно большой зверь, с короткими ногами и острыми когтями, голова маленькая, а шея длинная. Этот могучий землекоп способен рыть туннель со скоростью больше метра в минуту. (Барсук)
-Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция. (Сова)
-Почуяв опасность, это животное сворачивается в клубок. (Ёж)
4 конкурс. Узнай сказку .
1)Вымолвил словечко –Покатилась печка
Прямо из деревниК царю да царевне.
И, за что, не знаю,Повезло лентяю. («По щучьему велению»)
2)А дорога далека,А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,Съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)
3)Ах ты, Петя — простота,Сплоховал немножко,
Не послушался кота,Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса».)
4)Красна девица грустна,Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка.)
5)Какая сказка, нам секрет открой,Где говорилось:
«Спи, глазок, и спи, другой!» («Крошечка-хаврошечка».)
6)Вот дева юная в объятьях сна,Лежит она уж сотню лет
И ждет, а принца нет, и нет, и нет.Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая красавица.)
7)Он много жен имел, но всехПостигла участь злая –
Лишил он жизни их…Каков злодей!
Так кто же он?Мне назовите поскорей. (Синяя Борода.)
8)Маленькая девочка весело бежитПо тропинке к домику,
Что в лесу стоит.Нужно этой девочке
К бабушке скорейОтнести корзиночку,
Посланную ей. (Красная Шапочка.)
9)Смышленость этого мальчишкиСпасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он, да удал.Так кто из вас о нем читал? («Мальчик-с-пальчик».)
10)Многим долго неизвестный,Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интереснойМальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинноОн зовется… (Чиполлино.)
5 конкурс. Конкурс юных поэтов.
Командам даётся по 1 слову (внучка, бочка). К нему нужно придумать как можно больше рифмующихся слов и составить четверостишие.6 конкурс. Словесная цепочка
Называть слова на последнюю букву , дается 2мин. И .кто больше напишет слов
Игра-
Лимон-
7 конкурс. Занимательная математика
-У этой фигуры все стороны равны. (Квадрат)
-Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (Угол)
-Мальчик нашёл на дороге 5 копеек. Сколько денег найдут два мальчика? (Нисколько)
-У какой фигуры всего по 3? (Треугольник)
-У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (8)
-Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (По одному
-Эта фигура получается прикосновением пера или мела к чему-то. (Точка)
-На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
-На берёзе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (На берёзе яблоки не растут
конкурс. Отгадай шарады
9 конкурс. Узнай предмет
-Санки (Кай, снежная королева)
-Корзина с пирожком (“Красная шапочка”)
-Синий воздушный шарик (“Вини Пух и его друзья”)
-Горошина (“ Принцесса на горошине”)
-Утиное яйцо (“Гадкий утёнок”)
-Золотой ключик (“Буратино”)
-Хрустальная туфелька (“Золушка”)
-. Золотое яичко. (Курочка Ряба.
— Колпак. (Буратино.)
-. Шляпа и сапоги. (Кот в сапогах.)
— Желтые брюки и оранжевая рубашка. (Незнайка.)
10конкурс.Вопаросы к мультфильмам
-Второе название скатерти (Самобранка)
-Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты (Ступа)
-Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди (Иванушка)
-Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
-Жилище Бабы Яги (Избушка)
-Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
-Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес? (Нисколько)
-Что попало Каю в глаз? (осколок стекла)
-Какие цветы собирала падчерица в сказке “ Двенадцать месяцев? (Подснежники)
-Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (оленя)
У меня в сумке три килограмма конфет, а у моего друга – три килограмма ваты. У кого груз тяжелее? (Груз одинакового веса)
6. Чему равно произведение всех чисел? (Нулю)
7. В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди? (Семь человек)
8. Тройка лошадей проскакала 6 часов. Сколько часов проскакала одна лошадь? (6 часов)
9. У Маши живет несколько собак. После прогулки в ненастную погоду она помыла 12 лап. Сколько собак у Маши? (Три собаки)
10. Торт разрезали на четыре одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на две одинаковые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце по одному куску? (На 8 человек)
Бык, в названии которого всего две буквы. (Як)
7. Ящерица, меняющая свою окраску. (Хамелеон)
8. Съедобный морской моллюск, но не осьминог. (Кальмар)
9. Животное, покрытое броней из толстой кожи с костяными бляшками. (Броненосец)
-Может ли дрозд отморозить хвост?(Нет)
-Могут ли интересные события происходить 31 февраля?(Нет)
-Какие грибы растут на пнях? (Опята)
-Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
-Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
-Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка)
-Может ли крокодил высунуть язык?*(нет)
-Назовите четыре цветных моря. (Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое.)
-С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас)
-Может ли еж собирать яблоки и грибы спиной?(да)
2конкурс Кто больше
Составить из букв слова. Самое длинное слово-1 очко.Чья команда больше составит слов-1 очко. Дается одна минута на задание
У О Б Т Н И А Р
Конкурс Узнай животное.
. -Проворный и ловкий зверёк, живёт под деревьями, в земляных, неглубоких норах. В них он прячет зимние запасы: кедровые орехи, хлебные зёрна. Похож на белку. (Бурундук)
-Этого зверя увидеть трудно, потому что он любит поспать. Летом спит весь день, а зимой и днём, и ночью. Это довольно большой зверь, с короткими ногами и острыми когтями, голова маленькая, а шея длинная. Этот могучий землекоп способен рыть туннель со скоростью больше метра в минуту. (Барсук)
-Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция. (Сова)
-Почуяв опасность, это животное сворачивается в клубок. (Ёж)
4 конкурс. Узнай сказку .
1)Вымолвил словечко –Покатилась печка
Прямо из деревниК царю да царевне.
И, за что, не знаю,Повезло лентяю. («По щучьему велению»)
2)А дорога далека,А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,Съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)
3)Ах ты, Петя — простота,Сплоховал немножко,
Не послушался кота,Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса».)
4)Красна девица грустна,Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка.)
5)Какая сказка, нам секрет открой,Где говорилось:
«Спи, глазок, и спи, другой!» («Крошечка-хаврошечка».)
6)Вот дева юная в объятьях сна,Лежит она уж сотню лет
И ждет, а принца нет, и нет, и нет.Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая красавица.)
7)Он много жен имел, но всехПостигла участь злая –
Лишил он жизни их…Каков злодей!
Так кто же он?Мне назовите поскорей. (Синяя Борода.)
8)Маленькая девочка весело бежитПо тропинке к домику,
Что в лесу стоит.Нужно этой девочке
К бабушке скорейОтнести корзиночку,
Посланную ей. (Красная Шапочка.)
9)Смышленость этого мальчишкиСпасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он, да удал.Так кто из вас о нем читал? («Мальчик-с-пальчик».)
10)Многим долго неизвестный,Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интереснойМальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинноОн зовется… (Чиполлино.)
5 конкурс. Конкурс юных поэтов.
Командам даётся по 1 слову (внучка, бочка). К нему нужно придумать как можно больше рифмующихся слов и составить четверостишие.6 конкурс. Словесная цепочка
Называть слова на последнюю букву , дается 2мин. И .кто больше напишет слов
Игра-
Лимон-
7 конкурс. Занимательная математика
-У этой фигуры все стороны равны. (Квадрат)
-Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (Угол)
-Мальчик нашёл на дороге 5 копеек. Сколько денег найдут два мальчика? (Нисколько)
-У какой фигуры всего по 3? (Треугольник)
-У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (8)
-Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (По одному
-Эта фигура получается прикосновением пера или мела к чему-то. (Точка)
-На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
-На берёзе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (На берёзе яблоки не растут
конкурс. Отгадай шарады
9 конкурс. Узнай предмет
-Санки (Кай, снежная королева)
-Корзина с пирожком (“Красная шапочка”)
-Синий воздушный шарик (“Вини Пух и его друзья”)
-Горошина (“ Принцесса на горошине”)
-Утиное яйцо (“Гадкий утёнок”)
-Золотой ключик (“Буратино”)
-Хрустальная туфелька (“Золушка”)
-. Золотое яичко. (Курочка Ряба.
— Колпак. (Буратино.)
-. Шляпа и сапоги. (Кот в сапогах.)
— Желтые брюки и оранжевая рубашка. (Незнайка.)
10конкурс.Вопаросы к мультфильмам
-Второе название скатерти (Самобранка)
-Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты (Ступа)
-Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди (Иванушка)
-Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
-Жилище Бабы Яги (Избушка)
-Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
-Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес? (Нисколько)
-Что попало Каю в глаз? (осколок стекла)
-Какие цветы собирала падчерица в сказке “ Двенадцать месяцев? (Подснежники)
-Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (оленя)
У меня в сумке три килограмма конфет, а у моего друга – три килограмма ваты. У кого груз тяжелее? (Груз одинакового веса)
6. Чему равно произведение всех чисел? (Нулю)
7. В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди? (Семь человек)
8. Тройка лошадей проскакала 6 часов. Сколько часов проскакала одна лошадь? (6 часов)
9. У Маши живет несколько собак. После прогулки в ненастную погоду она помыла 12 лап. Сколько собак у Маши? (Три собаки)
10. Торт разрезали на четыре одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на две одинаковые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце по одному куску? (На 8 человек)
Бык, в названии которого всего две буквы. (Як)
7. Ящерица, меняющая свою окраску. (Хамелеон)
8. Съедобный морской моллюск, но не осьминог. (Кальмар)
9. Животное, покрытое броней из толстой кожи с костяными бляшками. (Броненосец)