Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам ,и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(А. Н. Толстой)
Чтение сказок для детей – это не только интересно и полезно, но и приятное времяпровождение для родителей и детей. Это развитие речи и памяти. Благодаря сказкам, ребенок начинает знакомиться с окружающим миром, с такими понятиями как добро и зло, смелость и трусость. Именно сказочная форма изложения помогает маленькому человечку легко и ненавязчиво постигать житейскую мудрость. Ведь некоторые сказки бывают очень даже реалистичны. Их герои спят, едят, страдают и радуются, как обычные люди. Дети не любят наставлений, а сказка учит их добру и злу исподволь. Ребёнок учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это основа для любой творческой деятельности. Через сказку легче всего объяснить малышу, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Обычно ребёнок хочет походить на положительного героя. Злодеи всегда бывают наказаны, а хороших персонажей ждёт счастливый конец. Сразу понятно к чему надо стремиться! И при этом никаких скучных правил и назидательных бесед – просто есть положительный пример в виде благородных принцев, храбрых рыцарей, добрых фей, готовых прийти на помощь.
Дети всегда просят своих родителей почитать им сказку. Именно сказка первая знакомит ребенка с миром литературы. Через сказку легко объяснить ребенку, что хорошо делать и что нежелательно.
К сожалению, в ритме современной жизни многие родители заменяют эту старую добрую традицию – чтение сказок перед сном на интернет, аудиосказки, компьютерные развлечения и телевизионные программы. Безусловно, они выручают, но всему должно быть свое место и время. Дети «как губка» впитывают все, что видят и слышат вокруг себя. А чем больше хорошего и доброго они видят и слышат, тем добрее и позитивнее становятся они сами.
Опыт показывает, что современные дети знают очень мало сказок.Очень часто на вопрос: «Кто твой любимый сказочный герой?», называют героев мультфильмов, а порой не самых милых и добрых. Сказка — живая сказка, рассказанная или прочитанная мамой или папой, несет в себе огромный потенциал, который просто необходимо использовать. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А что же теперь? Наши ребятишки знают как победить злобного монстра из очередной компьютерной игры, но не знают кто такой Оле Лукойле, они с увлечением смотрят очередную серию про Бакуган и совсем не имеют понятия кто такой барон Мюнхаузен…
А сейчас немного о возрастных ограничениях.
Не стоит пренебрегать чтением книжек и для совсем маленьких малышей. С полугода можно постепенно читать и показывать движениями «Сорока – белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Это развивает у ребенка память, внимание, а также привычку слушать.
Ближе к 2 годам деткам интересны стихи и сказки «посерьезнее», особенно с участие животных в качестве персонажей, а также пальчиковые игры, например, любимый всеми «Мальчик с пальчик». Подключаем развитие мелкой моторики.
2 -3 года — время сказок о животных с простым сюжетом, где ребёнок может подражать движениям и звукам, которые издают персонажи. Малыши очень любят повторяющиеся сюжетные обороты («Репка», «Колобок», «Теремок»). Они помогают ребёнку запомнить сюжет.
От 3 до 5 лет – мозг ребёнка уже готов к восприятию волшебных сказок. Но здесь главное не переусердствовать. Пусть чудеса в ваших сказках будут не пугающими, иначе у ребёнка могут возникнуть страхи, с которыми вам потом придётся «бороться».
От 5 до 7 лет – детям можно читать любые сказки. В этом возрасте дети уже должны уметь пересказывать известные сюжеты.
Уважаемые родители, выделите пол часа своего времени, чтобы почитать добрые детские сказки своим детям.
Помните: «Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить!»
Советы для родителей:
- Чаще говорите о ценности книги;
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
- Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
- Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
- Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
- Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
- Чаще устраивайте семейные чтения.
- Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы.
- Ежедневно уделять для чтения литературы не менее 30 минут.
- Чтение должно быть продуманным, систематическим и нести интеллектуальную и эмоциональную нагрузку.
Конспект урока по сказке «Алексея Толстого « Сорока»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
$Кулакова Наталья Ивановна
2009 — 2010 год
Тема: А. Толстой. Сказка « Сорока»
Тип урока: урок изучения нового материала
$Продолжительность урока: 45 минут
Приёмы:$ «чтение с остановками», «прогноз», «ключевые слова»
Цель урока: расширить читательский кругозор детей через знакомство с произведением А. Толстого «Сорока»; формирование навыков правильного, осознанного, вдумчивого чтения;
Задачи:
— развивать умения учащихся критически мыслить;
— развивать представления о слове как средстве создания художественного образа, способе выражения авторского отношения;
— развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;
— воспитывать правдивость, отзывчивость, умение быть щедрым.
Оборудование: портрет А. Толстого; схема «Чтение – труд»; тест(на каждого ученика класса); изображение сороки; характеристика сороки (на каждую группу); учебник «Литературное чтен$ие. 2 класс»/ В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова. – Мн. : НИО,2006.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.$
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться!
— Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали для нас девизом урока.
— Давайте попробуем определить, чем мы будем сегодня на уроке литературного чтения заниматься? В качестве подсказок используйте опорные слова ( открываются на доске)
$
читать…
Учиться:
(новый рассказ, выразительно, читать
высказывать…
по ролям…)
( свои мысли…)
обсуждать…
9
(
$находить…
сравнивать…
рисовать…
$
— Ребята, как вам кажется, что поможет сделать наш труд на уроке плодотворным и результативным? ( Рассуждения и высказывания детей.)
— Верно, только тот $труд, который человек выполняет с интересом и радостью, основанный на знаниях, дружбе и взаимовыручке, приносит хорошие результаты.
( На доску учитель вывешивает схему-рисунок.)
— С какими словами ассоциируется у вас урок чтения? (Слова вносим в схему)
$
Интерес Радость
Чтение — труд
Дружба Знание
2. Проверка домашнего задания.
Тест.
-
Найди рассказы о дружбе. Отметь правильные ответы.
а) «Про зайчат» Е. Чарушин.
б) «Аист и соловей» В. Берестов.
в) «Страшный рассказ» Е. Чарушин.
-
Из какого рассказа этот ди$алог? Отметь правильные ответы.
— Мы воров не боимся, — говорит Шура.
— Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя.
а) «Про зайчат» Е. Чарушин.$
б) «Страшный рассказ» Е. Чарушин.
-
Чего испугались герои рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ»?
а) Топота за дверью.
б) Темноты.
-
Восстанови порядок событий в рассказе Е. Чарушина «Страшный рассказ». Пронумеруй предложения: 1,2,3,4.
Мама и папа вернулись.
Топот за дверью.
Шура и Петя остались одни.
$ Ежик в доме.
— Попробуйте спрогнозировать оценку выполнения теста.( Самооценка по шкале «Правильность»).
Взаимопроверка выполнения теста: а ,в; б; а; 3,2,1, 4.(на доске – открывается после проверки)
— Оправдался ли прогноз? ( Взаимооценка по шкале «Правильность».)
— Какой мудрости$ научил нас рассказ Е. Чарушина? (Не бояться неизвестного.)
— Приходилось ли вам быть в похожей ситуации? Расскажите. ( Заслушиваются ответы нескольких детей.)
— « Страна живой природы», по которой мы совершаем путешествие, удивительна и многообразна, много тайн и секретов таит она. И сегодня мы сможем заглянуть в удивительный мир птиц.
Но сначала давайте немножко поиграем
— Представьте себе, что вы «вороны», летите и «каркаете», пугая птиц.
$
-
Речевая разминка.
-
Произнесение скороговорки медленно; (быстро) четко выговаривая звуки.
( текс скороговорки может быть записан на доске, может быть у каждого индивидуально)
В огор-р-роде Огор-р-род
Огор-р-рошены, Не огор-р-рожен —
Р-р-растерял Не р-р-разыщите
Гор-р-рох Гор-р-рошин.
$
Гор-р-рошины. (Г. Усачев)
— А сейчас вам предстоит превратиться совершенно в других птиц. Кем мы будем, вы узнаете, когда расшифруете запись на доске, используйте схемы — подсказки.
с р к
е о о а ( Сорока – белобока)
б л б к
Демонстрация изображения сороки.
—Вы, наверное, не один раз слышали такое выражение: « Трещит как сорока».
— Когда так говорят? Почему? ( Сорока получила свое имя от своей особенности пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой: она трещит, тарахтит («Прямо, спички в коробке»(по Н. Сладкову)); стрекочет, т.е. издает резкие короткие звуки, напоминающие треск).
$— Вот мы уже – « сороки – сплетницы». Влетели и выпалили слова «чистоговорки». Слова сыплются «горохом» — часто. Речь четкая, слова «огорошены» и «огорожены»$ не путаются, интонации точны по смыслу и выразительны.
Работа в парах. Взаимооценка по шкале «Правильность и четкость».
Стадия вызова.
-
Введение в тему урока. Определение темы и целей урока.
— Ребята, а догадались ли вы, о ком мы сегодня будем читать, говорить?
— Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Алексея Толстого «Сорока».
Сведения об авторе. ( На доску вывешивается портрет.)
$— Алексей Николаевич Толстой (1883 – 1945 гг.). Ему одинаково доступны и поэзия, и повести, и романы, и драма. Он писал и для детей, и для взрослых. Мать его была детской писательницей. Он рос в очень доброжелательной обстановке. Его детские впечатления повлияли на выбор его жизненного пути – он стал писать.
— Ребята, как вы думаете, почему свое произведение А. Толстой назвал именно так? Как вам кажется, что может произойти в рассказе с таким названием? ( Рассуждения и высказывания детей.)
-
Физкультминутка.
Птички
Птички прыгают, летают,
Птички весело поют,
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюю$т.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.$
Прием « Ключевые слова»
На доске открываются слова.
-
Калиновый мост
Медовые калачи
У черта на куличках
Трава сандрит
Все дочиста
Доброе место
Насилу доплелась
И с боли да тоски
$
Истомилась
Кости болят
-А теперь давайте внимательно прочитаем слова, записанные на доске$, и попробуем определить жанр этого произведения.
Словарная работа: (дети знакомятся со словами, объясняют их значения)
-Как вы понимаете смысл выражения? Каким словом его можно заменить? Какие синонимы можно подобрать к этому слову?
— С каким п$роизведением будем работать? Почему вы так считаете? ( Рассуждения и высказывания детей.)
— Верно, сегодня мы познакомимся с авторской сказкой. А как вам кажется, авторская сказка и народная будут отличаться? Чем? ( Рассуждения и высказывания детей.)
Работа в группах.
— Представьте себя писателями. Попробуйте придумать начало нашей сказки, используя для этого подходящие слова из таблицы.
Самостоятельная работа в группах. Представление ответов.
А как же$ всё было на самом деле? Интересно узнать?
Стадия осмысления.
-
Работа над текстом нового произведения.
Прием « Чтение с остановками».
Учитель читает первую часть сказки, учебники у детей закрыты.
1 часть.
За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой.
Каждое утро прилетала сорока-белобока и ела пряники.
Покушает, почистит носок и улетит детей пряниками кормить.
Раз спрашивает сороку синичка-птичка :
— Откуда, тетенька, ты прянички с начинкой таскаешь? Моим детям тоже бы их поесть охота. Укажи мне это доброе место.
— Куда каждое утро прилетала сорока? Зачем?$
— Какой мы увидели сороку в первой части сказки?
— С какой просьбой обратилась синичка-птичка к сороке? Зачитайте.
— Как вам кажется, что ответила сорока-белобока синичке? Как она может отреагировать на ее просьбу? Попробуйте предположить, что может произойти дальше.
( Рассуждения и высказывания детей.)
2 часть. ($ Дети открывают учебники, непрочитанный текст закрывают широкой полосой, дети читают отрывок « про себя».)
— А у черта на куличках, — отвечала сорока-белока, обманывая синичку.
— Неправду ты говоришь, тетенька, — пискнула синичка-птичка, — у черта на куличках одни сосновые шишки валяются, да и те пустые. Скажи – все равно выслежу.
Испугалась сорока-белобока, пожадничала. Полетела к малиновому кусту и съела и калачи медовые, и пряники с начинкой, все дочиста.
— Оправдался ли прогноз?
— Как повела $себя сорока?
— Какой вы увидели сороку в этой части? Используя листы-характеристики, выберите качества, которые подходят нашей героине. Сравните, какой увидели сороку в первой и второй части. Найдите подтверждения в тексте. (Выборочное чтение – подтверждение выбранных слов. Интонационно покажите это слово).
Характеристика сороки.
Ленивая | Жадная | Капризная | |
$ Внимательная | Трудолюбивая | Лживая | Скрытная |
Добрая | Болтливая | Мнительная | $ Черствая |
Старательная | Злая | Противоречивая | Дружелюбная |
Работа в группах. Ответы групп.
— Какой момент этой части может насторожить нас? Почему? Зачитайте.
— Как будут развиваться события д$альше?
3 часть( учитель определяет, до какого места нужно читать текст дальше, непрочитанная последняя часть закрывается полосой, для знакомства с текстом используется прием «жужжащее» чтение.)
И заболел у сороки живот. Насилу домой доплелась. Сорочат растолкала, легла и охает…
$— Что с тобой, тетенька? – спрашивает синичка-птичка. – Или болит чего?
— Трудилась я, — охает сорока, — истомилась, кости болят.
— Ну, то-то, а я думала другое что, от другого чего я средство знаю: трава сандрит, от всех болестей целит.
— А где сандрит- трава растет? – взмолилась сорока-белобока.
— А у черта на куличках, — ответила синичка-птичка, крылышками детей закрыла и заснула.
-Предположения оправдались?
— Что означают выражения: «насилу долетела, доплелась», «от всех болестей исцелит»? Как м$ожно сказать по- другому?
— Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? Почему?
— Жалко ли вам сороку?
— Давайте попробуем интонацией передать состояние сороки. Как нужно читать слова синички?
Чтение отрывка по ролям
— Чем, по вашему мнению, закончится сказка?
4 часть.
« У черта на куличках одни сосновые шишки, — подумала сорока, — да и те пустые», — и затосковала: очень живот болел у белобокой.
И с боли да тоски на животе сорочьем перья все повылезли, и стала сорока го$лобока. От жадности.
— Предположения оправдались?
— Отчего стала сорока голобокой?
— Как вы думаете, как относитс$я автор к сороке? Почему?
— В сказке использовано слово «затосковала». Как вы думаете, могла ли исправиться сорока? ( Рассуждения детей.)
— Что было бы, если б сорока поделилась с синичкой калачами?
Стадия рефлексии.
-Понравилась ли вам сказка? Чем?$
— Из-за каких качеств пострадала сорока? ( Из-за жадности, обмана, вранья.)
— Давайте попробуем составить синквейн со словом жадность. (открывается памятка «Составление синквейна»)( можно дать домой как дополнительное задание или по желанию)
Учитель обращает внимание на схему, созданную в начале урока.
-Чему вы порадовались на уроке? Чему научил вас урок?
— Какие качества нашей главной героини вы бы осудили? Какими бы сами хотели обладать?
— Какого качества не хватило сороке? ( Дружелюбия.)
$-Оцените, насколько дружно вы сегодня работали в группах.
( Взаимооценка и самооценка па шкале « Работа в группе».)
— Мы дружно сегодня работали, многому научились. Спасибо за вашу работу!
— А на следующем уроке нам с вами предстоит познакомиться с маленькой, но очень героической птичкой.
8. Домашнее задание.$
Детям ( каждой группе) предлагается выбрать один из предложенных цветов ( учитель комментирует, какое задание он скрывает). Группа выбирает понравившееся задание.
-
Зеленый – изменить (придумать) сказку так, чтобы у нее был счастливый финал.
-
Желтый – составить картинный план к сказке.
-
Красный – подобрать пословицы к сказке.
-
Синий – подготовить пересказ близко к тексту.
Новый год в «Росинке»
Особую радость дошколятам доставляет встреча Нового года в детском коллективе. Ведь в только здесь можно водить настоящие большие хороводы и получить подарки из рук Дедушки Мороза и Снегурочки. Приятные воспоминания от проведенного таким образом праздника остаются у ребенка на всю жизнь.
Воспитатели вместе с детьми украшают группы, раздевалки гирляндами, снежинками, мишурой, ставят новогодние елочки.
Больше всего усилий требуется … ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Сорока-белобока
Детская игра в театр раскрепощает и рождает удивительную, радостную атмосферу,помогает развить артистические способности,сформировать адекватный современным потребностям стиль поведения,приобщает к музыкальной культуре,художественной литературе,в увлекательной форме знакомит с правилами этикета,фольклором и национальными традициями. Поэтому так важно,чтоб театральная игра присутствовала в жизни дошкольника,а педагоги не забывали о таких интересных,оригинальных и творческих формах работы с малышами,как спектакль.
В дошкольном отделении СШ №9 дети старшей группы “Ягодки” подготовили и показали детям младших групп русскую народную сказку “Сорока-Белобока”. Юные артисты постарались:с помощью педагогов и родителей готовили костюмы героев сказки,мастерили декорации, репетировали не только слова роли, но и средства выразительности,старательно заучивая жесты,интонации,движения в процессе многочисленных тренировок.
Юные зрители высоко оценили игру наших талантливых артистов и одарили ребят бурными аплодисментами!
Ирина Жидкова, Гюнель Агамирзоева, воспитатели МБОУ СШ №9 (дошкольное отделение)
Дошкольники в библиотеке
С целью расширения знаний дошкольников о книгах, воспитанники нашей группы старшего дошкольного возраста «Росинка» посетили школьную библиотеку.
Часто с воспитанниками проводим беседы: «Где живут книги?», «Как вести себя в библиотеке», «Как правильно обращаться с книгой», рассматриваем с детьми ситуацию, что нужно сделать, если книга «заболела», читаем стихи, загадки, рассказы о книгах, а также в книжном уголке знакомимся с новинками. … ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Первый снег
Снег для детей —это долгожданные после дождливой осени зимние забавы. Первый снег, который выпал 26 октября, надолго запомнится детворе. Море радости и развлечений подарил он воспитанникам группы «Почемучки».
Вот, добро пожаловать на совместные прогулки с семьёй снежных человечков. Их великолепный наряд – это результат фантазии юных дизайнеров. А теперь приглашаем в уютное кафе «Снежная лавина». Здесь вы получите лавину незабываемых … ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Осень и «Семицветик»
В подготовительной группе «Семицветик» прошел осенний утренник на тему «Осень в гости к нам пришла». К ребятам приходила красавица Осень, дети вместе с ней пели, танцевали, рассказывали стихотворения. Ребята вместе с родителями подготовили красивые, красочные наряды: девочки – шляпы с осенними плодами и ягодами, бусы из гроздьев рябин, мальчики надели галстуки с осенней тематикой, и с большим удовольствием демонстрировали их на … ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Осень в «Теремке»
Первый настоящий осенний утренник прошёл у наших самых маленьких ребятишек из группы «Теремок». Они такие умнички, все такие красивые, так старались, радовали нас своими талантами!
Наши маленькие артисты встретили Осень, станцевали с листочками, сыграли на музыкальных инструментах, и грибочки собирали, и с Мишкой поиграли. В общем, наш праздник прошёл на «ура»! И запомним мы его надолго!
Отдельная благодарность нашим любимым родителям, … ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
У кормушки
Зима ещё не наступила, но уже можно заметить появление синичек. А это явный сигнал, что пора вешать кормушку. В изготовлении кормушек и даже скворечников помогли родители воспитанников группы старшего дошкольного возраста «Росинка», они сделали столовые и домики для птиц из деревянного, пластикового, бросового материала.
Кормушки мы решили повесить уже сейчас – для того, чтобы птички привыкли к ним и к нашим ребятам, которые будут насыпать … ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Наш уютный «Теремок»
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Малышу необходима адаптация, приспособление к окружению и новой обстановке. У каждого ребенка адаптация проходит по-разному.
Мы, педагоги группы «Теремок», стараемся создать наиболее комфортные условия для наших малышей, оказываем психолого-педагогическую поддержку как детям, так и родителям. Необходимым условием для эффективного руководства процессом адаптации … ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Осенняя фантазия
Посмотрите на красоту осенней природы: она вдохновляет нас на создание чего-то необычного, это пора обновления и взлёта творческих способностей.
Каждый год с приходом осени мы с детьми нашей группы «Росинка» рассматриваем природный материал, подбираем его (например, веточки с большим количеством ответвлений и изгибов), убираем лишнее или, наоборот, добавляем недостающее, выкладываем, прикрепляем, оформляем, украшаем листьями, цветочками, … ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Осенняя выставка
По традиции в нашей группе «Теремок» состоялась ежегодная выставка «Осенние фантазии». Она была проведена с участием детей и родителей. Ребятам было предложено изготовить совместно с родителями всевозможные поделки, изделия из природного материала и даров осени.
Выставка проведена с целью приобщения к природе, накопления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей у детей, а также привлечения родителей в образовательный … ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ