Сказка соловей андерсен о чем

Арт-студия: литературное чтение сказки г.-х. андерсена соловей с импровизированным музыкальным сопровождением зиннурова о.ю., музыкальный руководитель чоу средняя школа 23 менеджер

Арт-студия:

«Литературное
чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Соловей» 
с импровизированным музыкальным
сопровождением

Зиннурова О.Ю.,  музыкальный 
руководитель 

                                                       
                     ЧОУ «Средняя школа №23 «Менеджер»

                                                                                                                   
РТ, г. Альметьевск, 2020г.

Цель:  — развитие творческого потенциала
ребенка, создание условий для его самореализации.

Задачи: 1. Развитие творческих
способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах
художественно-эстетической деятельности. 

2.  Обеспечение
художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном
учреждении и семье. 

3.  Повышение педагогической
культуры родителей. 

4.  Развитие интереса к
культурному наследию. 

5.Стимулирование родителей   как    участников единого
     образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с
ребенком.

Оборудование: музыкальные инструменты: треугольник,
колокольчик, бутылочка с водой и камушками, свистулька, трещотка,  арфа,
маракасы, тёрка скрипка, колотушка; аудиозапись: тромбон, китайская народная
музыка, механическая музыка; презентация к сказке Г.Х.Андерсена «Соловей».

Ход.

     Музыкальный руководитель  показывает музыкальные
инструменты, знакомит с их названием и звучанием, сравнивают со звуками
природы, окружающего мира:

Треугольник
– звук фарфоровой чашки; колокольчик — звучание цветов, тройка лошадей; арфа –
ветер;

бутылочка
с водой и камушками – шум прибоя; свистулька – пение птицы (соловья); трещотка
– пение птицы (коростель); маракасы –  шуршание змеи; тромбон — замычала корова.
тёрка — заквакали лягушки; скрипка – запищали комары, колотушка — дятел
механическая музыка – шкатулка, механическая игрушка (соловей).

    Воспитатель предлагает послушать новую сказку и
используя музыкальные инструменты озвучить её. Воспитатель рассказывает сказку
с показом презентации, а шумовое сопровождение озвучивают дети.

Сказка Соловей:

(1 сл) Добро пожаловать в сказку Г.Х.Андерсена
«Соловей».

В Китае, как ты знаешь, и сам император и все его
подданные — китайцы. Дело было давно, но потому-то и стоит о нём послушать,
пока оно не забудется совсем!  (2 сл) В целом мире не нашлось бы дворца лучше
императорского; он весь был из драгоценного фарфора (треугольник), зато
такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться. (3 сл) В саду росли чудеснейшие
цветы, к самым лучшим из них были привязаны серебряные колокольчики (колокольчики),
звон их должен был обращать на цветы внимание каждого прохожего. Вот как тонко
было придумано!  (4 сл) Сад был очень большим со своими прудами, (5 сл) реками
и мостами, (6 сл)  деревьями и тянулся далеко-далеко, так далеко, что и сам
садовник не знал, где он кончается. (7 сл) Не мудрено, что даже бродяга ветер
залетая в этот сад, долго шуршал листвой деревьев и не мог найти от туда выход (арфа).
(8 сл)  Из сада можно было попасть прямо в густой лес. В чаще его таились
глубокие озёра, шумные реки с водопадами и доходил он до самого синего моря (шум
прибоя — бутылочка с водой и камушками).
(9 сл)  Корабли проплывали под
нависшими над водой вершинами деревьев, и в ветвях их жил соловей, который пел
так чудесно, что его заслушивался, забывая о своём неводе, даже бедный,
удручённый заботами рыбак.

(соловей — свистулька) 

(10  сл)  Со всех концов
света стекались в столицу императора путешественники; все они дивились на
великолепный дворец и на сад, но, услышав соловья, говорили: «Вот это лучше
всего!»

Возвращаясь, домой, путешественники рассказывали
обо всём виденном; учёные в своих книгах, описывали столицу, дворец и сад
императора, но не забывали упомянуть и о соловье и даже ставили его выше всего;
поэты слагали в честь крылатого певца, чудеснейшие стихи.

(11  сл)  Книги
расходились по всему свету, и вот некоторые из них дошли и до самого
императора. Ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду.
«Но соловей лучше всего!» — стояло в книге.

— Что такое? — удивился император. — Соловей? А я
ведь и не знаю его! Как? В моём государстве и даже в моём собственном саду
живёт такая удивительная птица, а я ни разу и не слыхал о ней! Мне пришлось
вычитать о ней из книг!

(12  сл)  И он позвал к
себе первого из своих приближённых.

— Оказывается, у нас здесь есть замечательная
птица, по имени соловей. Её считают главной достопримечательностью моего
великого государства! — сказал император. — Почему же мне ни разу не доложили о
ней?  Я желаю, чтобы она была здесь и пела предо мною сегодня же вечером! —
сказал император. — Весь свет знает, что у меня есть, а сам я не знаю!

— Я и не слыхивал о такой птице! — повторил первый
приближённый. — Но разыщу её!

Легко сказать! А где её разыщешь?

Первый приближённый императора бегал вверх и вниз
по лестницам, по залам и коридорам, но никто из встречных, к кому он, ни
обращался с расспросами, и не слыхивал о соловье. 

(13 сл)  Наконец на кухне нашли одну бедную
девочку, которая сказала:

— Господи! Как не знать соловья! Он живёт в лесу,
я каждый раз слышу пение соловья, когда иду домой! 

— Кухарочка! — сказал первый приближённый
императора. — Я отблагодарю тебя, если ты сведёшь нас к соловью! Он приглашён
сегодня вечером ко двору!

И
вот придворные по приказу императора отправились в лес за соловьём, совершенно
не зная, как он выглядит а тем более как он поёт.  (14 сл)  Шли они шли, и
вдруг услышали как на лугу замычала корова (тромбон).

— О! — сказали молодые придворные. — Вот он!
Какая, однако, сила в голосе у такого прекрасного созданьица! Но мы
положительно слышали его раньше!

— Это мычит корова! — сказала девочка. — Нам ещё
далеко до того места где живёт соловей.

(15  сл)  Вся процессия
отправилась дальше. В пруду заквакали лягушки  (тёрка).

— Чудесно! — сказал придворный бонза. — Теперь я
слышу соловья! Точь-в-точь наши колокольчики в молельне!

— Нет, это лягушки! — сказала девочка.

(16  сл)  У пруда было
множество комаров, они звонко жужжали (скрипка) .

— Наверное, это соловьи! — сказали придворные. —
Да,  какие у них звонкие голоса.

— Нет, это комары! — сказала опять девочка.
Соловей – это маленькая неприметная птичка.

(17  сл)  Один из придворных
заметил, что в траве сидела птица и громко трещала (трещотка)

— А, вот он, соловей! — сказал придворный. — Да, 
какой у него чудный голос.

— Нет, это не соловей. Это птица — коростель! —
сказала девочка. Нам нужно пойти далеко в лес, там живёт соловей. 

Они отправились дальше вглубь леса. 

(18  сл)  — Я слышу
прекрасные, услаждающие слух звуки соловья – сказал кто-то из подданных. 

— Осторожно в лесу есть змеи, они очень опасны (маракас).

(19  сл)  На дереве сидел
дятел и громко стучал по стволу (колотушка).

— Наверное, это соловей! — сказали  хором
придворные. — О,  какой у него громкий голос. – А какая у него на голове
чудесная, красная шапочка!

 — Нет, и это не соловей. Это птица — дятел! —
сказала девочка.  — Но теперь, я думаю, мы скоро услышим соловья!

(20  сл)  И вот запел
соловей (свистулька).

— Вот это соловей! — сказала девочка. — Слушайте,
слушайте! А вот и он сам! — И она указала пальцем на маленькую серенькую
птичку, сидевшую в ветвях.

— Неужели! — сказал первый приближённый
императора. — Никак не воображал себе его таким! Самая простая наружность!
Верно, он потерял все свои краски при виде стольких знатных особ!

— Соловушка! — громко закричала девочка. — Наш
милостивый император желает послушать тебя!

— Несравненный соловушка! — сказал первый
приближённый императора. — На меня возложено приятное поручение пригласить вас
на имеющий быть сегодня вечером придворный праздник. Не сомневаюсь, что вы
очаруете его величество своим дивным пением!

— Пение моё гораздо лучше слушать в зелёном лесу! —
сказал соловей, но, узнав, что император пригласил его во дворец, охотно
согласился туда отправиться. (21 сл)  При дворе шли приготовления к празднику.
Посреди огромной залы, где сидел император, возвышался золотой шест для
соловья. Присутствующие не сводили глаз с маленькой серенькой птички, которой
император милостиво кивнул головой.

И соловей запел так дивно, что у императора
выступили на глазах слёзы и покатились по щекам. Тогда соловей залился ещё
громче, ещё слаще; пение его так и хватало за сердце (свистулька).
Император был очень доволен и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на
шею. 

Соловья  оставили при дворе, отвели ему особую
комнатку, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили
к нему двенадцать слуг; каждый держал его за привязанную к его лапке шёлковую
ленточку. Большое удовольствие было от такой прогулки!

(22                
сл)  Однажды японский император прислал подарок китайскому
императору – искусственного соловья — похожего на настоящего, но весь осыпанный
бриллиантами, рубинами и сапфирами. Стоило завести птицу — и она начинала петь
одну из мелодий настоящего соловья и поводить хвостиком, который отливал
золотом и серебром (механическая музыка).

Искусственный  соловей  имел такой же успех, как
настоящий, но был куда красивее, весь так и блестел драгоценностями! А
настоящий соловей был позабыт, а настоящий был изгнан. 

Искусственная птица заняла место на шёлковой
подушке возле императорской постели, и пела по первому желанию императора.

(23                
сл).Механический соловей радовал всех своим пением целый год. Но
вот как то вечером птица сломалась. Придворный часовщик починил её, но было
разрешено заводить птицу только раз в год. И это было очень грустно.  (24 сл).
Прошло ещё пять лет, и страну постигло большое горе- император заболел. Все так
любили императора, а он, как говорили, был при смерти. 

Бледный, лежал император на своём великолепном
ложе. Во дворце стояла мёртвая тишина.

— Музыку сюда, музыку! — кричал император в бреду.
— Пой хоть ты, милая, славная золотая птичка! 

Но птица молчала — некому было завести её, а иначе
она петь не могла. Смерть смотреть на императора своими большими пустыми
глазницами. В комнате было тихо-тихо.

(25                
сл). Вдруг за окном раздалось чудное пение. То прилетел, узнав о
болезни императора, утешить и ободрить его живой соловей (свистулька).
Он пел, и Смерть стала отступать, кровь приливала к сердцу императора всё
быстрее; сама Смерть заслушалась соловья и всё повторяла: «Пой, пой ещё,
соловушка!»

(26                
сл). — Спасибо, спасибо тебе, милая птичка! — сказал император. —
Я помню тебя! Я изгнал тебя из моего государства, а ты отогнала от моей постели
ужасные призраки, отогнала самую Смерть! Чем мне вознаградить тебя?

— Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! — сказал
соловей. — Я видел слёзы на твоих глазах— вот драгоценнейшая награда для сердца
певца. Но засни теперь и просыпайся здоровым и бодрым! Я буду баюкать тебя
своею песней!

И он запел опять, а император заснул здоровым,
благодатным сном.

(26                
сл). Когда император проснулся, в окна уже светило солнце, и он
был полностью здоров. А соловей сидел у окна и пел.

— Ты должен остаться у меня навсегда! — сказал
император. — Ты будешь петь, только когда сам захочешь!

—Я не могу жить во дворце. Позволь мне только
прилетать к тебе, когда захочу.

Тогда я каждый вечер буду садиться у твоего окна,
и петь тебе. 

И соловей улетел.

Слуги вошли поглядеть на мёртвого императора и
застыли на пороге, а император был здоров, весел и сказал им:

— Здравствуйте! С добрым утром!

(27                
сл). С тех пор в садах императорского дворца слышно пение соловья
и детский смех. (28 сл). А ещё там появилась музыкальная школа для талантливых
детей. 

Танец
с веерами.

Игра
на музыкальных инструментах.

Тема : Сказка Г.Х.Андерсена « Соловей». Анализ текста.

Цели:

— выявление нравственной основы сказки;

— формирование нравственно – эстетических представлений учащихся о настоящих и мнимых ценностях;

$— художественное восприятие текста на основе углубленной работы над словом в тексте.

Планируемые результаты:

$Предметные: познакомить учащихся с нравственной основой сказки Андерсена и сказкой

литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности,

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

$Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Основные виды деятельности учащихся и учителя на уроке: составление вопросов по прочитанному, умение делать вывод на каждом этапе урока, исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа, индивидуальная и групповая работа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация. $

Вступительное слово учителя.

Ребята! Как вы думаете, существуют ли для всех людей какие – то общие духовные ценности, понятия, важные во все времена и во всех странах?

Сегодня на уроке мы будем думать и рассуждать над интересной и непростой сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена « Соловей». В ходе нашей работы попробуем понять те нравственные истины сказки, которые могут стать полезными нравственными уроками для каждого из нас.

Вы прочит$али сказку. Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна.

Пример ответа.

Сказка

Поучительная, добрая

Понимать, любить, жить

$Надо прощать обиды

Милосердие

Вывод учителя:

Да, ребята, чтение сказки « Соловей» заставляет нас задуматься над своими поступками и делами. Тема животворной силы настоящих человеческих чувств , противостоящих мертвенной бездуховности , волновала многих писателей, но никто не разрешил ее так блистательно, как Ханс Кристиан Андерсен, а главное, такими простыми средствами: на пространстве нескольких страничек. Это – литературное чудо, и таких чудес немало у датского куде$сника… Я предлагаю вам перечитать сказку вместе и поразмышлять .

3. Анализ текста сказки «Соловей» (эвристическая беседа)

— « В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского».

Как вы думаете, почему эта сказка начинается описанием необыкновенного императорского дворца? Почему дворец был « хрупкий» и сделан из « драгоценного фарфора»?

-« Сад тянулся далеко – далеко , так далеко, что и сам садовник не знал, где он кончается».

Описывая сад и густой лес , Андерсе$н как будто преднамеренно заставляет читателя сравнить , сопоставить их с фарфоровым дворцом. Для чего?

— Какие чувства выражает фраза « Господи, как хорошо!»

— « Соловей? А я ведь и не знаю его!» « Ее считают главной достопримечательностью моего великого государства!»

Выскажите свое мнение о том, почему так важен тот факт, что импера$тор не знал о птице, которая удивляла всех своим пением?

— Как характеризует императора сказочник?

Фраза из текста

Пояснение учащихся$

Ему было приятно читать похвалы своей столице, дворцу и саду

Самодовольство , самолюбие

В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица

Собственник

Я желаю , чтобы она была здесь и $пела передо мною сегодня же вечером!

Никто не смел отказывать в желаниях, прихотях

Я объявляю ему мое высочайшее благоволение !

Даже соловей обязан был служить императору

$я прикажу после ужина всех придворных бить палками по животу!

Жесток , не привык, чтобы его желания не осуществлялись

— Почему о соловье знают все – бедный рыбак, путешественники, девочка, кроме императора и их поданных?

— Как объясняют свое неведение придворные? Почему они не готовы за пение соловья принять мычание коровы или кваканье лягушки?

— Обратимся к тексту для того, чтобы найти строки, характеризующие соловья.

$Фраза из текста

Пояснение учащихся

Маленькая серенькая птичка . « Самая простая наружность!»

Неприметная птица , обычная

«..запел так, что чудо!»

$

Прекрасное, душевное пение

« Словно стеклянные колокольчики звенят!

Глядите, как трепещет это маленькое горлышко!»

Так$ сказочник передает свое очарование от пения соловья, чтобы мы, читатели, тоже представили это пение

« Несравненный соловушка!.. вы очаруете его величество своим дивным пением!»

Пение покорило даже безразличных приближенных императора

«..охотно согласился»

Соловей пел для всех одинаково : в лесу для бедных, во дворце – для императора

$«.. возвышался золотой шест для соловья».

Соловью дали все почести во дворце

« И соловей запел так дивно, что у императора выступили на глазах слезы и покатились по щекам.»

Дивное пение соловья затронуло душу и сердце императора, заставило плакать перед придворными. $

« Император был доволен и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею».

Император не знал простых слов б$лагодарности. Власть золота и лести было для него более привычным.

« Его оставили при дворе, отвели ему особую комнатку, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к нему двенадцать слуг ; каждый держал его за привязанную к его лапке шелковую ленточку».

Соловей стал собственностью императора. Птицу лишили леса, свободы и возможности петь для всех. Он стал пленником .

$« Весь город говорил об этой удивительной птице».

Соловья поместили во дворец , он стал живой игрушкой .

«…если встречались на улице двое знакомых …оба вздыхали, сразу поняв друг друга».

Простые люди сочувствовали соловью и жалели его, но помочь птице ничем не могли.

Вывод: живой соловей стал имуществом императора и пел только для него. Птицу ограничили в свободе и простые люди очень жалели ее.

— Император получает в подарок механического соловья. Почему он сделал выбор $в его пользу? Давайте сравним$ двух птиц? В чем разница между ними? Сравним.

Живой соловей

Механический соловей

Небольшая серенькая птица

Похожий на настоящего

$

Выглядел обычно

Весь осыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

Пел по – своему

Начинала петь одну из мелодий настоящего соловья и поводить хвостиком, который отливал золотом и серебром

Был живой игрушкой императора

$

Надпись : « Соловей императора японского жалок в сравнении с соловьем императора китайского».

« Пение мое гораздо лучше слушать в зеленом лесу»

Пел как заведенная шарманка

Вот уж поет- то!

$

Он безукоризненно держит такт и поет по своей методе

Он будет иметь огромный успех при дворе!

Был куда красивее, весь так и блестел драгоценностями

Придворные назвали соловья неблагодарной тварью

$

Тридцать три раза пропел он одно и то же и не устал

Никогда ведь нельзя заранее знать заранее , что именно он споет

У искусственного же все известно наперед!

— Как вы понимаете слова капельмейстера , что искусственный соловей « выше настоящего не только платьем и бриллиантами , но и по внутренним своим достоинствам».

— В сказке много звуков. Что звучало ?

Д: Пение соловья, механизм игрушки искусственного соловья, мычание кор$ов, кваканье лягушек, звучание колокольчиков, фарфора во дворце императора.

У: В чем, по-вашему, волшебная сила пения живого соловья?

Д: В том, что он своим пением победил смерть.$

У: Характер императора изменился?

Д: Да, был злой – стал добрый.$

Вывод: соловей должен жить на свободе и приносить людям радость своим пением.

У: А когда ещё не было музыкальных инструментов, как музыка появлялась, откуда бралась?

Д: Из природы (журчание ручья, шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц…)

У: Звучание механического соловья может заменить живого?

Д: Нет, оно однообразно.

Вывод: внутренние достоинства человека – это его внутренний мир, его душевные качества, талант. Настоящие люди могут совершать добрые поступки, плакать, слушая прекрасную музыку и пение соловь$я. Искренние чувства пробуждаются , когда человек стремится стать лучше и помогать близким. К сожалению, чувства бывают лживыми, поддельными. Перед нами два соловья : настоящий и искусственный. Одного создала природа, поэтому он необыкновенный и своими песнями украшает жизнь людей. Другой – это игрушка , искусно созданна$я талантливым мастером и тоже предназначена для украшения жизни человека.

— Императору выпало испытание: он заболел и оказался в одиночестве. Почему все отвернулись от него, кроме соловья?

Обратимся к тексту. Сказочник вводит в повествование грустный мотив . « … во дворце стояла мертвая тишина». Император лежал одинокий и « совсем неподвижный и мертвенно – бледный ». « На груди у него сидела Смерть». Как вы думаете, почему император кричал : « Музыку сюда, музыку!»? Чем могла помочь ему музыка?

— Взору умирающего императора предстала не только Смерть, кто еще?

« Из складок …выглядывали какие – то странные лица : одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые. То были злые и добрые дела императора .» Объясните, как вы понимаете эти слова?

— Император просит помощи , но « В комнате было тихо – тихо». Искусственного соловья некому завести$. Придворные бросили повелителя умирать.

Вывод: император совершал много злых дел. Его не любили, потому что он часто наказывал слуг.

Когда к нему пришла Смерть , она забрала корону, золотую саблю , богатое знамя и императору пришлось вспомнить , каким $он был правителем. Он испугался, ведь доброта и забота о других было для него непонятным, он думал только о своем величии.

— Почему соловей прилетел к императору, когда узнал о его болезни?. Мог ли император сам утешать и ободрять другого ?

— Давайте прочтем диалог между императором и соловьем ( стр.235).

Какое вознаг$раждение предлагает император соловью и почему тот отказывается?

Как вы понимаете слова « Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца».

Почему соловей называет себя «певцом»?

Вывод: соловей спас императора. « …просыпайся здоровым и бодрым !» Он оказался настоящим не только певцом, но и обладающим глубокими душевными качествами. Сострадание, забота, помощь одинокому и больному – вот то , что должно быть в каждом из нас. Не нужно копить обиду и быть мстительным, разрушать свою душу « гадкими и мерзкими» делами.

$— Император предлагает соловью снова жить во дворце, но уже свободным. « Ты должен остаться у меня навсегда! Ты будешь петь, только когда сам захочешь!»

Почему же соловей отказывается, ведь императору никто не смел отказывать?

— Перечитаем последнюю страницу сказки ( стр. 236).

Какие слова здесь главные и о чем они?

$« Я буду петь тебе о счастливых и о несчастных , о добре и о зле…». « Я люблю тебя за твое сердце больше , чем за твою корону».

— Кто разбудил душевные качества в императоре ? Почему соловей не захотел, чтобы о нем узнали другие? « Так дело пойдет лучше!»

Вывод: соловей понимал, что придворные не смогут понять императора, ведь они привыкли льстить, не умели ценить подлинное искусство, не обладали высокими нравственными качествами. Он был ими брошен умирать в одиночестве без доброго участия с их стороны.

— « Здравствуйте!» — так заканчивается сказка великого Андерсена. Как думаете, будут ли изменения в правлении китайского императора?

Вывод: для того, чтобы измениться, стать нравственно чище и добрее, нужно порой пройти через нелегкие испытания. От самого человека зависит , какое будет у него сердце. Соловей и император подружились потому , что за спесью и важностью повелителя скрывалась иная душа . « Моя песня и порадует тебя и заставит задуматься.»$

— О чем должен будет думать император?

— В чем же сила маленькой невзрачной птички, обеспечившая победу над смертью?

— Какой урок императору преподал соловей?

5. Вывод: нравственные уроки сказки , которые мы извлекаем – это

$— близость с природой;

— внимание к окружающим;

— наличие собственного мнения;

— уважения душевных качеств, а не внешней наружности;

— понимание истинного искусства;

— забота о других.

$ 6. Рефлексия.

  • Что было самым важным на уроке?

  • Какова цель урока?

  • Доволен ли ты своей работой?

  • Какие нравственные уроки можно извлечь?

7. Домашнее задание. Сочинение на тему « Чему научила меня сказка « Соловей»?

$

$

У: Что звучало в сказке?

Д: Пение соловья, механизм игрушки искусственного соловья, мычание коров, кваканье лягушек, звучание колокольчиков, фарфора во дворце императора.

У:$ В чем, по-вашему, волшебная сила пения живого соловья?

$Д: В том, что он своим пением победил смерть.

У: Характер императора изменился?

Д: Да, был злой – стал добрый.

Вывод: соловей должен жить на свободе и приносить людям радость своим пением.

У: А когда ещё не было музыкальных инструментов, как музыка появлялась, откуда бралась?

Д: Из природы (журчание ручья, шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц…)

$ У: Звучание механического соловья может заменить живого?

Д: нет, оно однообразно.

$

« Соловей » ( датский : «Наттергален») — это литературная сказка датского писателя Ганса Христиана Андерсена об императоре, который предпочитает звенение украшенной драгоценностями механической птицы песне настоящего соловья. Когда Император близок к смерти, песня соловья восстанавливает его здоровье. Хорошо принят после публикации в Копенгагене в 1843 году в « Новых сказках». Первый том. Считается, что сказка « Первое собрание» навеяна безответной любовью автора к оперной певице Дженни Линд , «шведскому соловью». По сюжету адаптирована опера, балет, музыкальный спектакль , телевизионная драма и анимационный фильм .

участок

Император Китая узнает , что одна из самых красивых вещей в его империи является песней соловья . Когда он приказывает принести соловья, кухонная горничная (единственная при дворе, знающая о ее местонахождении) ведет двор в ближайший лес, где соловей соглашается явиться ко двору; он остается любимцем Императора. Когда императору дается украшенная драгоценностями механическая птица, он теряет интерес к настоящему соловью, который возвращается в лес. Механическая птица в конце концов ломается; а через несколько лет Император смертельно заболел. Настоящий соловей узнает о состоянии Императора и возвращается во дворец; после чего Смерть так взволнована песней соловья, что позволяет Императору жить.

Состав и издание

Согласно календарю Андерсена на 1843 год, «Соловей» был написан 11 и 12 октября 1843 года и «начался в Тиволи », парке развлечений и саду развлечений с китайскими мотивами в Копенгагене, который открылся летом 1843 года.

Сказка была впервые опубликована CA Reitzel в Копенгагене 11 декабря 1843 года в журнале New Fairy Tales. Первый том. Первая коллекция . В том числе « Ангел », « Возлюбленные», «Вершина и бал » и « Гадкий утенок ». Рассказ был хорошо принят критиками и способствовал успеху и популярности Андерсена. Он был переиздан 18 декабря 1849 г. в «Сказках» и 15 декабря 1862 г. в первом томе « Сказок и рассказов» .

Дженни Линд

Андерсен познакомился со шведской оперной певицей Дженни Линд (1820–1887) в 1840 году и испытал безответную любовь к певице. Линд предпочитал платонические отношения с Андерсеном и написал ему в 1844 году: «Благослови и защити Бог моего брата — искреннее желание его нежной сестры». Дженни была внебрачной дочерью школьной учительницы и в восемнадцать лет зарекомендовала себя как певица мирового класса со своим мощным сопрано. «Соловей» Андерсена принято считать данью ей.

Андерсен писал в «Правдивой истории моей жизни» , опубликованной в 1847 году: «Благодаря Дженни Линд я впервые ощутил святость искусства. Благодаря ей я узнал, что человек должен забыть себя в служении Всевышнему. Никаких книг, никаких людей. , оказали на меня как на поэта более благородное влияние, чем Дженни Линд «.

Сказка соловей андерсен о чем

«Соловей» сделал Дженни Линд известной как «Шведский соловей» задолго до того, как она стала международной суперзвездой и богатым филантропом в Европе и Соединенных Штатах. Как ни странно, история соловья стала реальностью для Дженни Линд в 1848–1849 годах, когда она полюбила польского композитора Фредерика Шопена (1810–1849). Из его писем видно, что он чувствовал себя «лучше», когда она пела для него, и Дженни Линд устроила концерт в Лондоне, чтобы собрать средства для туберкулезной больницы. С ведома королевы Виктории Дженни Линд безуспешно пыталась выйти замуж за Шопена в Париже в мае 1849 года. Вскоре после этого ей пришлось бежать от эпидемии холеры , но она вернулась в Париж незадолго до того, как он умер от туберкулеза 17 октября 1849 года. остаток своей жизни, чтобы сохранить наследие Шопена. Линд так и не поправился. 23 ноября 1871 года она написала Андерсену из Флоренции: «Я была бы счастлива умереть за эту мою первую и последнюю, самую глубокую, чистейшую любовь».

Андерсен, чей собственный отец умер от туберкулёза, возможно, был вдохновлен « Одой соловью » (1819), стихотворением, которое Джон Китс написал в мучениях из-за смерти своего брата Тома от туберкулёза. Китс даже вспоминает императора: «Ты не рожден для смерти, бессмертная Птица! / Никакие голодные поколения не наступят на тебя / Голос, который я слышу в эту проходящую ночь, был услышан / В древние дни император и клоун». Китс умер от туберкулеза в 1821 году и похоронен в Риме, городе, который продолжал очаровывать Андерсена еще долгое время после его первого визита в 1833 году.

Ларс Бо Йенсен подверг критике теорию Ганса Христиана Андерсена / Дженни Линд: «… судить Андерсена только с биографической точки зрения — значит сводить великие и сложные произведения к записям в журнале. Поэтому жалко рассматривать« Соловья ». как просто история страсти Андерсена к певице Дженни Линд, когда не менее важно сосредоточить внимание на том, что в сказке говорится об искусстве, любви, природе, бытии, жизни и смерти, или на уникально красивом и весьма оригинальном способе, которым эти вопросы рассматриваются. Работы Андерсена велики, но стало обычным делать их маленькими. Задачей интерпретаторов жизни и творчества Ганса Христиана Андерсена было и остается задачей отредактировать эту картину и попытаться показать его как мыслящий поэт «.

Джеффри и Дайан Кроун Фрэнк отметили, что сказка «без сомнения была вдохновлена ​​любовью Андерсена к Дженни Линд, которая собиралась прославиться во всей Европе и Соединенных Штатах как Шведский соловей. Он видел ее той осенью, когда она была выступление в Копенгагене. Знаменитые сады Тиволи в Копенгагене открылись в тот сезон, и его азиатский фэнтезийный мотив был еще более явным, чем сегодня. Андерсен был гостем на открытии в августе и вернулся во второй раз в октябре. В своем дневнике той ночью он написал: «В садах Тиволи. Началась китайская сказка». Он закончил это за два дня «.

Хайди Энн Хайнер из SurLaLune Fairy Tales заметила: «Тема сказки о« реальном »против« механического / искусственного »стала еще более актуальной с 1844 года, поскольку промышленная революция привела к появлению все большего количества искусственного интеллекта, машин и других технологий. Сказка приобретает все большую остроту в эпоху музыкальной звукозаписи ».

Адаптации и намеки

История вдохновила на создание нескольких известных адаптаций. Одна из самых известных — опера российского композитора Игоря Стравинского « Россиньоль» (1914, перем. 1962), 35-минутная 3-хактная опера с либретто композитора и Степана Митусова. Le chant du rossignol , 20-минутная симфоническая поэма была создана Стравинским на основе партитуры оперы в 1917 году и сопровождала балет, представленный в 1920 году « Русскими балетами» Сергея Дягилева, с декорациями Анри Матисса и хореографией Леонида Мясина . Сказка видела два примечательных анимационные фильмы: Lotte Reiniger «s тень кукольного производства„Китайский соловей“в 1927 году, и чешский Трнка » Императорская Соловей «s в 1948 году.

Соловей: новый мюзикл , премьера которого состоялась в Лондоне 18 декабря 1982 года с Сарой Брайтман в главной роли. На телевидении сказка была адаптирована для Театра сказок Шелли Дюваль в 1983 году с Мик Джаггером в роли Императора, Бад Корт в роли музыкального мастера, Барбара Херши в роли кухонной горничной, Эдвард Джеймс Олмос в роли премьер-министра и Шелли Дюваль в роли Соловья. и Рассказчик.

Одна из серий диснеевского мультсериала « Чип и Дейл: Спасатели» под названием «Песня ночи и Дейл» отдает дань уважения сказке.

Механический соловей представлен в King’s Quest VI: Heir Today, Gone Tomorrow и используется вместо настоящего соловья для принцессы.

Название показано в Доме на Манго-стрит , где Рути сравнивается с ним.

Джерри Пинкни адаптировал рассказ в детской иллюстрированной книге 2002 года.

В 2007 году Национальный банк Дании выпустил памятную монету «Соловей» номиналом 10 датских крон .

В 2008 году фламандский писатель Питер Верхелст и иллюстратор Карл Кнет опубликовали свою адаптацию истории в детской книге Het geheim van de keel van de nachtegaal .

История вкратце упоминается в аниме The Big O . В эпизоде Дороти, Дороти , персонаж Р. Дороти Уэйнрайт, оказывается андроидом, построенным для богатого бизнесмена Тимоти Уэйнрайта, чтобы заменить его дочь, которая умерла много лет назад. Ее строитель даже называет ее «соловьем».

В 2013 году Серен опубликовала первый сборник стихов Марианны Бертон « Она вставляет ключ ». Заголовок также состоит из первых четырех слов одного из стихотворений сборника, озаглавленного «Император и Соловей». История, которую повествует стихотворение, выходит за рамки оригинальной сказки и имеет мощный эффект, но явно связана с ней. Очарование механики наиболее очевидно.

В фильме «В лучшем мире» победителя премии Оскар за лучший иностранный фильм 2010 года главный герой Кристиан, впервые на экране, виден сзади, читая отрывок из «Соловья» на похоронах своей матери. (Фильм: В лучшем мире, режиссер Сюзанна Бир)

Галерея

  • Сказка соловей андерсен о чем

    — Как часто это выглядит, — сказал камергер.

  • Сказка соловей андерсен о чем

    Дамы набрали в рот воды, чтобы попытаться издать такое же бульканье, думая, что это будет похоже на соловья.

  • Сказка соловей андерсен о чем

    Музыкальный мастер написал об искусственной птице двадцать пять томов.

  • Сказка соловей андерсен о чем

    Даже сама Смерть послушала песню и сказала: «Давай, соловей, продолжай!»

Примечания

использованная литература

  • Андерсен, Ганс Кристиан; Конрой, Патриция Л. (перевод); Россель, Свен Х. (пер.) (1980). Сказки и рассказы Ганса Христиана Андерсена . Сиэтл: Вашингтонский университет Press .
  • Андерсен, Ганс Кристиан; Фрэнк, Джеффри; Фрэнк, Дайана Кроун (2003). Рассказы Ганса Христиана Андерсена: новый перевод с датского . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин .
  • Хайнер, Хайди Энн (7 июля 2007 г.). «История« Соловья » » . SurLaLune . Проверено 5 февраля 2009 года .
  • Дженсен, Ларс Бо. «Критика Ганса Христиана Андерсена» . Проверено 5 февраля 2009 года .
  • Йохансен, Бертил Пальмар; Хауган, Асбьорг (1987). «Кейсерен ог наттергален» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года.
  • Йоргенсен, Сесилия (17 марта 2005 г.). «Император болел туберкулезом?» . Иконы Европы . Проверено 5 февраля 2009 года .
  • Петри Люкконен. «Ганс Христиан Андерсен» . Книги и писатели
  • Нанналли, Тийна (2005). Сказки . Пингвин-викинг. ISBN 0-670-03377-4.
  • «Соловей: Издания» . Центр Ганса Христиана Андерсена . Проверено 5 февраля 2009 года .
  • Татарка, Мария (2008). Аннотированный Ганс Христиан Андерсен . Нью-Йорк и Лондон: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-06081-2.
  • Бертон, Марианна (2013) Она вставляет ключ . Серен — это отпечаток книги Poetry Wales Press Ltd, Бридженд. www.serenbooks.com

внешние ссылки

  • «Наттергален» : оригинальный текст на датском языке.
  • «Соловей» : английский перевод Жана Хершолта.
  • «Император болел туберкулезом?» , эссе от 17 марта 2005 г., исследованное и написанное Сесилией Йоргенсен ко Всемирному дню борьбы с туберкулезом .
  • Сказка соловей андерсен о чемАудиокнига общественного достояния Соловей на LibriVox


Национальный театр Тувы представит новый спектакль по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена - https://www.tuvaonline.ru/

На сцене тувинского театра поставят музыкальный спектакль «Сыгырга» по мотивам сказки «Соловей» Ганса Христиана Андерсена. Подготовка спектакля уже перешла на этап репетиций на сцене.    Как нельзя кстати премьера приходится на предновогодние дни. Спектакль «Сыгырга» несомненно привнесет свою лепту в создание новогоднего настроения и в ожидание предпраздничного волшебства.  Премьера состоится 23 декабря.

Ганс Христиан Андерсен — великий датский писатель, автор более 3000 произведений, в том числе свыше 150 сказок. Свои сказки Андерсен писал не только детям, но и взрослым. В них всегда между строк присутствует иной философский смысл, заложены глубокие нравственные мотивы.

«Соловей» был написан Гансом Христианом Андерсеном в 1843 году. В 2021 году Сайдаш Монгуш, главный режиссер театра, ставит спектакль по мотивам этой сказки под названием «Сыгырга». Персонаж андерсеновского соловья претерпевает по режиссерскому замыслу изменения, связанные с географическим положением нашей республики. Наш соловей — это певчая птица иволга, в переводе на тувинский язык — «сыгырга».

Приоткроем также еще одну завесу — Сыгырга имеет свою отличительную особенность от андерсеновского соловья. Какое именно, зрители увидят 23 декабря на сцене Национального театра.

Новости соседних регионов по теме:

Гатчинский ТЮЗ приглашает на премьеру! - Гатчинская правда

Гатчинский ТЮЗ приглашает на премьеру!

В воскресенье, 12 декабря, в Гатчинском театре юного зрителя премьера – спектакль «Снежная королева».
21:40 11.12.2021 Гатчинская правда — Гатчина

Церковная роспись, волейбол и концерты: куда сходить на выходные - FreeKaliningrad.Ru

Церковная роспись, волейбол и концерты: куда сходить на выходные

«FreeKaliningrad.ru» подготовил афишу наиболее заметных событий 11 и 12 декабря.
19:40 10.12.2021 FreeKaliningrad.Ru — Калининград

Спектакль «Пленные духи» пройдет в Пскове - BusinessPskov.Ru

Спектакль «Пленные духи» пройдет в Пскове

В Пскове на сцене театра драмы им. А.С. Пушкина пройдет спектакль «Пленные духи».
20:04 09.12.2021 BusinessPskov.Ru — Псков

Новогодние сказки Брянского ТЮЗа ждут своих любимых зрителей! - Газета Брянские новости

Новогодние сказки Брянского ТЮЗа ждут своих любимых зрителей!

В Новогодние праздники Брянский театр юного зрителя подарит для Вас и Ваших детей лучшие спектакли своего сказочного репертуара!
15:11 09.12.2021 Газета Брянские новости — Брянск

Новогодние спектакли подготовили театры Вологды - Вологда.РФ

Новогодние спектакли подготовили театры Вологды

Фото: «Принцесса и свинопас» / vk.com/club2757786

В преддверии Нового года и в праздничные выходные вологжане смогут поднять себе настроение, посетив новогодние представления в театрах.
15:13 09.12.2021 Вологда.РФ — Вологда

Три премьеры, новогоднюю сказку и театрализованную экскурсию представит Алтайский государственный театр кукол в рамках новогодней кампании - Barnaul-Altai.Ru

randpoint6

На премьеру детской сказки приглашает Псковский театр драмы

В декабре в Псковском академическом театре драмы им.
10:56 09.12.2021 BusinessPskov.Ru — Псков

В театре Джигарханяна в конце декабря пройдут премьерные показы спектакля 30-го мая - Гагаринский район ЮЗАО Москвы

В театре Джигарханяна в конце декабря пройдут премьерные показы спектакля «30-го мая»

В театре «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна» в декабре представят премьеру спектакля Сергея Газарова «30-го мая».
19:24 08.12.2021 Гагаринский район ЮЗАО Москвы — Москва

mqp_PShwBEU - Газета Борьба

«Морозко» от «Ассорти»

В Ильевке дали премьеру.

В преддверии верениц новогодних представлений в Ильевском  Доме культуры состоялась премьера детского музыкального  спектакля «Морозко» по мотивам известной всем с детства русской народной сказки.
15:04 08.12.2021 Газета Борьба — Калач-на-Дону

randpoint2

Ремесленники: тринадцать лет спустя

(Фотография: пресс-служба театра им.
10:18 08.12.2021 Портал Вверх — Казань

Юным биробиджанцам представили премьеру спектакля про Чиполлино - Культура ЕАО

Юным биробиджанцам представили премьеру спектакля про Чиполлино

На сцене Биробиджанского кукольного театра «Кудесник» 4, 5, 11, 12 декабря состоится премьера музыкального спектакля по мотивам произведения итальянского писателя Дж.
13:26 08.12.2021 Культура ЕАО — Биробиджан

сказка - Газета Районные вести

В Алтайском государственном театре кукол «Сказка» открывают новогоднюю кампанию

Фото: Министерство культуры Алтайского края

С 18 декабря 2021 года  Алтайский государственный театр кукол «Сказка» открывает новогоднюю кампанию.
07:22 08.12.2021 Газета Районные вести — Советское

Декабрь распахнул двери Гортеатра с шикарными премьерами! - Smitanka.Ru

Декабрь распахнул двери Гортеатра с шикарными премьерами!

А какой спектакль выберете вы? Гортеатр наполнен разнообразием интереснейших предложений!
03:20 08.12.2021 Smitanka.Ru — Серпухов

Волгоградские театралы спорят о спектакле «После Чехова» - Газета Волгоградская правда

Волгоградские театралы спорят о спектакле «После Чехова»

Недавняя премьера необычного спектакля «После Чехова» вызвала, мягко говоря, волнение волгоградских любителей театра.
18:55 07.12.2021 Газета Волгоградская правда — Волгоград

Увеличить - Облкомкультуры

В Казачьем театре состоялась премьера спектакля по мотивам чеховских произведений

Спектакль «После Чехова» поставил режиссёр Дмитрий Матыкин – это вторая для него работа в Волгоградском музыкально-драматическом казачьем театре.
16:51 07.12.2021 Облкомкультуры — Волгоград

В Казачьем театре состоялась премьера спектакля по мотивам чеховских произведений - Портал культуры

В Казачьем театре состоялась премьера спектакля по мотивам чеховских произведений

Спектакль «После Чехова» поставил режиссёр Дмитрий Матыкин – это вторая для него работа в Волгоградском музыкально-драматическом казачьем театре.
16:27 07.12.2021 Портал культуры — Волгоград

В Туве малолетний мальчик опрокинул на себя горячий чай пока дедушка выходил за дровами - FlashSiberia
источник: FlashSiberia фото: pexels.com

Мальчик 2019 года рождения получил ожог ног 1-2 степени в Тоджинском районе Тувы пока его дедушка вышел на улицу за дровами.
FlashSiberia

Следователем следственной части СУ МВД по Республике Тыва окончено производство по уголовному делу в отношении 23-летней жительницы г. Чадана, обвиняемой в совершении серии дистанционных мошенничеств.
ОМВД Республики Тыва

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЛЬДУ: - РЦМП
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЛЬДУ:

 Нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
РЦМП

В Туве за сутки выявлено 11 новых случаев заболевания COVID-19 - ИА Тува-Онлайн
Эпидситуация по коронавирусу в Республике Тыва по данным Управления Роспотребнадзора по РТ и Минздрава РТ за 6 января на 07.01.2022г.
ИА Тува-Онлайн

Эпидситуация по коронавирусу в Республике Тыва по данным Управления Роспотребнадзора по РТ и Минздрава РТ за 6 января на 07.01.2022г.
Министерство здравоохранения

Эпидситуация по коронавирусу в Республике Тыва по данным Управления Роспотребнадзора по РТ и Минздрава РТ за 4 января на 05.01.2022г.
Роспотребнадзор


В канун Нового года на презентации диска записей 1967-1977 годов известного тувинского хоомейжи Хунаштаар-оола Сурун-ооловича Ооржака состоялась также памятная церемония передачи в семью Опей награды Совета Федерации.
ИА Тува-Онлайн

В селе Эрзин громкая театральная премьера - спектакль «Евгений Онегин» - ИА Тува-Онлайн
26 декабря 2021 года вошел в историю села Эрзин как дата премьеры первого спектакля театра «Сенгилен», открывшего свои двери в этом году.
ИА Тува-Онлайн

DSC0081 - Министерство здравоохранения
Сегодня Глава Республики Тыва Владислав Ховалыг вручил государственные награды тем, кто своим неустанным трудом вносит вклад в развитие родной республики и Великой страны.
Министерство здравоохранения

Несколько слов о создании его сказок

Настоящий творческий прорыв создания литературных произведений начинается в 1835 году. Именно эта дата является знаменательной для его сказок. В 1840-х годах выходит в свет его сборник «Книга с картинками без картинок», что подтверждает присущий ему талант. С невероятной скоростью завоевали успех и славу сказки Андерсена. Краткое содержание полюбившихся сочинений пересказывали друг другу преданные читатели и с нетерпением ждали новых произведений. В 1838 году был начат второй выпуск сказок, а в 1845 — третий. К этому времени он был уже очень известен во всей Европе. В 1847 году он посетил Англию, где получил теплый и радушный прием. Во второй половине 1840-х годов и в последующие годы писатель с особым усердием работает и публикует пьесы и романы, лелея мечту прославиться в качестве драматурга. Но все тщетно. Сказки Андерсена (краткое содержание которых у всех на слуху) хоть и принесли ему славу, но в какой-то период своей жизни он начал их презирать. Однако продолжает их писать. Самая последняя сказка была создана в 1872 году в канун Рождества. В этом же году писатель упал с кровати, сильно ушибся, и от полученных травм уже не смог оправиться, хотя прожил еще три года. 4 августа 1875 года он умер.

Детство и юность

В краткой биографии Андерсена нельзя не упомянуть ранние годы автора. Мальчик появился на свет 2 апреля (15 апреля) 1805 года. Он жил в довольно небогатой семье. Его отец работал башмачником, а мать – прачкой.

Юный Ганс был очень ранимым ребенком. В учебных заведениях того времени нередко применяли физические наказания, поэтому страх перед учебой не покидал Андерсена. В связи с этим мать отправила его в благотворительную школу, где учителя были более лояльными. Руководителем этого образовательного заведения был Феддер Карстенс.

Уже в подростковом возрасте Ганс переехал в Копенгаген. Юноша не скрывал от родителей, что отправляется в большой город за славой. Некоторое время спустя он попал в Королевский театр. Там он играл роли второго плана. Окружающие, отдав должное рвению парня, позволили ему учиться в школе бесплатно. Впоследствии Андерсен вспоминал это время, как одно из самых страшных в его биографии. Виной тому был строгий ректор школы. Ганс закончил обучение только в 1827 году.

Сказки Андерсена. Список. Краткое содержание

1835-1839:

  • «Дикие лебеди».
  • «Огниво».
  • «Дорожный товарищ».
  • «Дюймовочка».
  • «Аисты».
  • «Принцесса на горошине».
  • «Нехороший мальчик».
  • «Ромашка».
  • «Русалочка».

1841-1848:

  • «Ангел».
  • «Воротничок».
  • «Гадкий утёнок».
  • «Гречиха».
  • «Девочка со спичками».
  • «Ель».
  • «Жених и невеста».
  • «Из окна богадельни».
  • «Колокол».
  • «Красные башмачки».
  • «Капля воды».
  • «Лён».
  • «Маленький Тук».
  • «Оле-Лукойе».
  • «Пастушка и трубочист».
  • «Прыгуны».
  • «Свинопас».
  • «Снежная королева».
  • «Соловей».
  • «С крепостного вала».
  • «Старый дом».
  • «Счастливое семейство».
  • «Соседи».
  • «Тень».
  • «Холм лесных духов».

1850-1859:

  • «Анне Лисбет».
  • «Весёлый нрав».
  • «Всему своё место».
  • «Ганс Чурбан».
  • «Дворовый петух и флюгерный».
  • «Две девицы».
  • «Еврейка».
  • «Есть же разница!»
  • «Иб и Христиночка».
  • «Камень мудрости».
  • «Кое-что».
  • «Колокольный омут».
  • «Как хороша!»
  • «Лебединое гнездо».
  • «На краю моря».
  • «На дюнах».
  • «Немая книга».
  • «Последняя жемчужина».
  • «Перо и чернильница».
  • «Птица Феникс».
  • «Под ивой».
  • «Пропащая».
  • «Сон».
  • «Сердечное горе».
  • «Свинья-копилка».
  • «Скороходы».
  • «Тернистый путь славы».

Поздний период

1861-1869:

  • «Альбом крёстного».
  • «В детской».
  • «Вэн и Глэн».
  • «Два брата».
  • «Двенадцать пассажиров».
  • «Дева льдов».
  • «День переезда».
  • «Дриада».
  • «Епископ Берглумский и его родичи».
  • «Жаба».
  • «Зелёные крошки».
  • «Золотой мальчик».
  • «Кто же счастливейшая?»
  • «Комета».
  • «Мотылёк».
  • «На птичьем дворе».
  • «Навозный жук».
  • «Пейтер, Пётр и Пейр».
  • «Психея».
  • «Подснежник».
  • «Птица народной песни».
  • «Серебряная монетка».
  • «Сказка».
  • «Снеговик».
  • «Сокрыто — не забыто».
  • «Старый церковный колокол».
  • «Сын привратника».
  • «Судьба репейника».
  • «Тётушка».
  • «Тряпьё».
  • «Что можно придумать».

1870-е:

  • «Блоха и профессор».
  • «Дети года».
  • «Дни недели».
  • «Дочь великана».
  • «Злой князь».
  • «Картинка».
  • «Ключ от ворот».
  • «Королева метелей».
  • «Лизочка у колодца».
  • «О чём рассказывала старуха Иоханна».
  • «Пастушок пасёт овец».
  • «Пляши, куколка, пляши!»
  • «Побратимы».
  • «Прадедушка».
  • «Роза».
  • «Сказка о жёнах».
  • «Сказки в стихах».
  • «Талисман».
  • «Тётушка Зубная Боль».

«Дюймовочка»

Даже краткое содержание сказки «Дюймовочка» Андерсена дает понять, какой удивительный замысел лежит в ее основе.

Женщина не могла иметь детей и обратилась к колдунье. Та ей посоветовала посадить зернышко тюльпана. Женщина так и сделала, и случилось чудо. Появилась девочка ростом в дюйм. Ореховая скорлупа стала ей колыбелью, а лепесток тюльпана — лодкой. Но недолго прожила Дюймовочка в этом доме. Настоящее приключение девочки начинается после того, как ее похитила Жаба для своего уродливого сыночка. Рыбки спасли ее. Красавица понравилась майскому жуку, но родственники не оценили его выбор, и он оставил ее. Грустная малышка попадает в норку полевой и очень жадной мышки, которая ей посоветовала выйти замуж за крота. Предчувствуя унылую жизнь под землей, Дюймовочка вышла попрощаться с солнышком и ласточкой, за которой ухаживала всю зиму. Та ей предложила улететь с ней вместе. Девочка согласилась, и они полетели в теплые края. На цветке она познакомилась с королем эльфов, который сделал ей предложение. Наконец-то нашла Дюймовочка своего принца.

Основные персонажи сказки

«Дюймовочка» главные герои:

  • Дюймовочка – маленькая красивая девочка, очень добрая и смелая.

Другие персонажи:

  • Женщина – бездетная женщина, ставшая матерью Дюймовочке.
  • Жаба – безобразное создание, похитившее беззащитную Дюймовочку.
  • Майский жук – похититель Дюймовочки, быстро охладевший к ней.
  • Полевая мышь – добрая, заботливая, расчетливая хозяйка.
  • Крот – сосед Полевой мыши, богатый, знатный, завидный жених.
  • Ласточка – раненая птица, которую вылечила Дюймовочка.
  • Король эльфов – повелитель эльфов в теплой стране, жених Дюймовочки.

«Огниво»

Краткое содержание сказки «Огниво» Андерсена (о солдате и его приключениях) увлекает своим сюжетом.

Однажды солдат повстречался с колдуньей. Она предложила отправиться ему в охраняемое страшными собаками дупло, где он мог набрать себе несметное количество драгоценностей. За это она попросила принести ей огниво. Он все выполнил, но огниво не отдал, а отрубил советчице голову. Все богатства из дупла он в скором времени прогулял, потеряв и всех новых друзей. Однажды он воспользовался свечой из огнива. Появилась собака, которая могла исполнить три желания.

Как-то раз ему захотелось увидеть принцессу. Собака выполнила его просьбу. Утром девушка рассказала свой загадочный сон.

В другой раз королева привязала на спину дочки мешочек с крупой, которая сыпалась на дорогу. Солдата отследили и посадили в тюрьму. В день казни солдат попросил у сапожника принести ему огниво, за что дал ему 4 медяка. Он хотел закурить. После щелчка огнива появились сразу три собаки. Они подбрасывали публику так высоко, что люди разбивались о землю. Солдата освободили и попросили взять принцессу в жены. За свадебным столом сидели и приглашенные собаки.

Характеристика персонажей

В сказке несколько главных героев. Их описание и характеристика:

  1. Солдат — молодой вояка, вернувшийся с войны. Хитрый, смекалистый, смелый, наблюдательный, предусмотрительный. Став богатым, оказался щедрым, но расточительным. Удачливый и неунывающий: умудрялся находить выход из любой затруднительной ситуации.
  2. Ведьма — старая и страшная старуха, безобразная, нижняя губа у неё висела до самой груди. Хотела заполучить себе огниво, научила солдата, как его достать, и отдала ему свой синий клетчатый передник, чтобы с его помощью он обошёл собак. Изворотливая, коварная и скрытная: не хотела говорить о том, зачем ей понадобилось огниво. Умерла, когда солдат отрубил ей голову.
  3. Три волшебные собаки — огромные животные со страшными глазищами, которые сторожат сундуки с сокровищами. Выполняют все пожелания и приказания того, кто является владельцем огнива. Помогли солдату разбогатеть вновь, трижды доставляли ему принцессу, спасли его и присутствовали на его свадьбе.
  4. Принцесса — красивая девушка, в которую влюбился солдат. Долгое время была заперта в высокой башне.
  5. Король и королева — родители принцессы. Гордились своим высоким происхождением и не хотели, чтобы их дочь выходила замуж за обычного солдата, как ей было предсказано. Поэтому, желая этого избежать, заперли её в башне. Жестокие: поступали несправедливо и по отношению к принцессе, и по отношению к солдату, которого собирались казнить. Погибли, когда собаки спасали хозяина огнива.
  6. Мальчик-сапожник — пробегал мимо места заточения солдата и по его просьбе принёс ему огниво из его дома, тем самым поучаствовав в его спасении.

Таким образом, для развития сюжета очень важны и главные, и второстепенные герои.

Краткое содержание сказки «Соловей» Андерсена

В лесу жил соловей, который очаровывал своим пением. Император приказал его разыскать и принести во дворец. Подданные выполнили его указ. Птицу поселили во дворце, и она запела так, что император расчувствовался и заплакал. Соловей стал очень популярным. Как-то раз японский император отправил коллеге золотого соловья с драгоценными камнями. Он мог петь одну песню из репертуара живой птицы. Через год соловей сломался, и его заводили только раз в год. Через пять лет император заболел, а завести птицу было некому. И вот возник настоящий соловей и своей песней спас его от смерти. Но игрушку он попросил не разбивать.

Таким образом, сказки Андерсена популярны во всем мире. Их количество и разнообразие увлекательных сюжетов подтверждают гениальность автора. Он писал их с 1835 года и вплоть до самой смерти. Рассмотренное краткое содержание сказки «Дюймовочка» Андерсена (а также «Огниво» и «Соловей») свидетельствует об интересных сюжетах.

Краткий пересказ сказки

На ферме в листьях утка высиживала яйца. Первые птенцы уже появились на свет, и у утки осталось последнее яйцо, которое по-прежнему не шевелилось. В этот момент двор стала обхаживать главная утка. Старая птица, увидев огромное яйцо (явно не утиное), стала уверять молодую мать, что это подкидное индюшачье, и от него стоит немедленно избавиться. Но та отказалась.

Спустя какое-то время, яйцо стало шевелиться, и оттуда наконец вылупился страшный малыш. Все во дворе стали называть его Гадким утенком. Детеныш сильно отличался от всех птиц на ферме: он был большого размера, с непонятным цветом тела и безобразным клювом. Но он, как и все, умел плавать. Поэтому добрая мама-утка решила оставить подкидыша.

Побег утенка

На ферме было принято показывать молодых детенышей после рождения. На следующий день утка повела свой выводок на знакомство с обитателями двора. Все жители очень плохо отнеслись к необычному малышу. Они били, клевали, обижали утенка и позволяли своим детям глумиться над ним, почти все запретили дружить. Малышу было очень неприятно такое отношение, ведь он не сделал никому ничего плохого. Утенок упорно терпел издевательства. Когда ему стало уже совсем обидно, он решил уйти с птичьего двора.

Подкидыш добежал до пруда и увидел там диких уток, которые из жалости приняли его в стаю. Они помогали друг другу, дружили, и утенок уже не казался им таким уродливым. Но однажды на охоту вышли люди, стали стрелять по диким птицам и убили почти всю стаю. Утенок спрятался в кустах камыша. К нему подбежала охотничья собака, которая долго обнюхивала бедного напуганного малыша, но вскоре убежала. Утенку стало еще обиднее, ведь из-за некрасивого внешнего вида его не взял даже пес.

Тогда главный герой пошел гулять по свету и прибился к одной старушке, которая любила животных и держала дома курицу и кота. Женщина подумала, что она нашла утку, и та будет нести яйца, но она ошибалась. Утенок решил уйти от старушки. По дороге он наблюдал за пролетающими мимо красивыми белыми лебедями и мечтал быть хоть немного похожим на них. Он видел в этих птицах:

  • природную красоту;
  • грацию;
  • добро;
  • чистоту.

Вскоре наступила холодная осень, а утенку негде было даже укрыться. Он сильно замерз и уже думал, что пришел ему конец, но его нашел и подобрал какой-то крестьянин. Мужчина донес утенка до дома и позволил ему остаться. У крестьянина было много детей, которые постоянно доставали некрасивого малыша.

Однажды в момент игры утенок перевернул тарелку с молоком. Из-за этого дети и жена крестьянина долго смеялись над бедной птицей. Утенок убежал от злых людей.

Чудесное преображение

Птенцу было очень тяжело, ведь наступила зима, и морозы с каждым днем становились все жестче. Но отважный утенок не сдался и все-таки смог пережить это ужасное время года.

Весной герой вновь увидел своих кумиров — лебедей. Они возвращались домой, плавно маневрируя своими крупными крыльями. И в один прекрасный момент белые благородные птицы опустились в пруд. Птенец без всяких раздумий побежал к ним в надежде хоть раз в жизни увидеть красивейших особей вживую.

Когда утенок подплыл к ним, лебеди попросили его посмотреть на свое отражение в воде. Как сильно удивился страшный птенец, когда увидел прекрасного молодого лебедя — себя!

Птицы приняли новенького в стаю. Утенок стал самым молодым и красивым среди остальных. Подросший птенец пролетал над своим первым домом и не держал никакой злости на жителей птичьего двора. Он гордился, что в этот момент вся ферма подняла головы вверх и хвалила прекрасных птиц. Никто даже и представить не мог, что над двором парил тот самый Гадкий утенок.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Сказка солнце луна италия
  • Сказка соловей андерсен читать
  • Сказка солнце месяц и ворон воронович читательский дневник
  • Сказка современного отечественного писателя для 4 класса
  • Сказка совхозная ул 3 гагра абхазия