Сказка соколова микитова листопадничек

И. с. соколов-микитов один из самых талантливых писателей-натуралистов. сказка листопадничек является частью программы летнего чтения для первоклассников будущих

И. С. Соколов-Микитов – один из самых талантливых писателей-натуралистов. Сказка «Листопадничек» является частью программы летнего чтения для первоклассников – будущих второклассников. В ней говорится о маленьком зайчонке, который решился сбежать в теплые страны. История эта как понравится маленьким детям, так и пригодится для домашнего чтения в первом классе.

листопадничек план пересказа

Неспокойный зайчонок

План пересказа «Листопадничка» можно начать с пункта «Знакомство с главным героем». Глубокой осенью у старой зайчихи появилось на свет трое зайчат. Их обычно охотники называют листопадничками, так как рождаются они по осени. Каждое утро малыши наблюдали за тем, как собираются в далекий полет журавли. Обычно время, когда детям задают в качестве домашней работы подготовить план пересказа «Листопадничка», — 3 класс. Это неудивительно, ведь главный герой сказки – малыш-зайчонок. Он выражает желание научиться летать подобно птицам. Но мать велела ему не говорить глупостей.

Настала поздняя осень, лес стал холодным, скучным. «В лесу наступает зима» — так может звучать второй пункт плана пересказа «Листопадничка». Начали собираться в путь журавли. Крики их были слышны над болотом, будто бы они прощались с зайчатами. Лесные звери залегли в спячку, в лесу стало еще более уныло. И зайчата стали жаловаться матери, что замерзнут. Но зайчиха ответила, что это глупости – скоро у них появится теплая зимняя шерстка. Только один младший зайчонок никому не давал покоя. Как-то раз он сказал своим братьям, что побежит за журавлями в далекие теплые края. И отправился в путь.

составить план пересказа листопадничек

Встреча с бобрами

Долго бежал зайчик по лесу. И тут он натолкнулся на бобров, строивших плотину. Здесь можно обозначить следующий пункт плана пересказа «Листопадничка». На вопрос о том, зачем они валят деревья, строители ответили: это нужно для того, чтобы заготовить как можно больше корма и выстроить хатку для маленьких бобрят. Зайчонок спросил о том, тепло ли в их хатке в холодное время года. Те ответили, что очень. Зайчонок попросился на зиму к бобрам, и они его приняли.

Невозможность сбежать

В хатке было два этажа. Внизу лежал корм для маленьких бобрят — мягкие ивовые ветви. Сверху было настлано сено для малышей. Когда бобры уже поставили крышу, зайчонок решил и отсюда убежать – ведь в хатке темно и сыро, можно замерзнуть. Когда бобры вернулись, малыш сказал, что не сможет оставаться у них долго, и что ему необходимо ступать дальше в лес. Но оказалось, что выход из хатки бобров – только под водой. И если зайчонок умеет хорошо плавать, то он может выходить. Сунул малыш лапку в воду и ощутил, что она очень холодная. Тогда он сказал бобрам, что придется ему перезимовать у них. Бобры ответили, что он может оставаться и кормить маленьких бобрят, пока сами они будут пилить лес.

Намучился с ними бедный Зайчонок. Когда же, наконец, вечером вернулись бобры, они пригласили гостя ужинать. Зайчонок спросил у трудолюбивых зверей, нет ли у них репки. Но бобры питались только осиновой и ивовой корой. Она показалась маленькому Зайчонку горькой и невкусной.

план пересказа зайчика листопадничка

Опасный гость

Следующий пункт плана пересказа «Листопадничка» можно продолжить происшествием, связанным с опасным гостем бобриной хатки. На следующий день Зайчонок снова стал кормить бобрят. Побежал он в кладовую и заметил, что около двери стоит какой-то страшный зверь. Очень испугался Зайчонок и стал изо всех сил колотить в дверь, чтобы бобры услышали его зов и вернулись. Бобры услыхали и прогнали страшного зверя. Им оказалась злая разбойница Выдра.

Снова отправились бобры на работу. А Зайчонок остался кормить бобрят. Много раз за зиму слышал он, как страшная разбойница подходила к хатке. И постоянно вспоминал малыш свое жилище, старую зайчиху, братьев.

план пересказа листопадничек 3 класс

Происшествие на плотине

Школьникам, которым нужно составить план пересказа «Листопадничка», можно продолжить работу пунктом, описывающим разрушение бобриной хатки. Как-то раз, уже ранней весной, на плотине произошла беда. Вода прорвала плотину, построенную зимой бобрами. Старый бобр закричал, чтобы все вставали – разбойница прогрызла хатку. Это происшествие – один из предпоследних моментов в сказке о Зайчике-листопадничке.

Пересказ по плану продолжим описанием действий зверей в катастрофической для них обстановке. А Зайчонку он сказал плыть, иначе тот утонет. Хвост у него со страху стал дрожать. Бобр сказал ему, чтобы садился на его хвост, и Зайчонок послушался. Но вот нырнул зверь под воду, и Зайчонок оторвался от его хвоста. Пришлось до берега добираться ему самостоятельно. Вышел он на берег, отряхнулся и со всех ног помчался в родное гнездо. Там старая зайчиха спала с его братьями в теплом, уютном гнездышке.

листопадничек соколов микитов план пересказа

Счастливый конец

Обрадовался малыш, прижался к своей матери. Та спросонья его не узнала. Когда она поняла, что это Листопадничек, то облизала его и положила спать. Крепко заснул малыш. А наутро все обитатели болота собрались послушать историю отважного Листопадничка. Он поведал слушателям, как познакомился с бобрами и как научил его старик плавать и нырять. С тех времен прослыл Листопадничек на всю округу самым смелым зайцем.

Соколов-Микитов, «Листопадничек»: план пересказа

Рассмотрим еще один вариант плана, который может быть составлен для данного произведения.

  1. Рождение зайчат.
  2. Желание Листопадичка отправиться в далекие края.
  3. Лес засыпает.
  4. Начало путешествия Листопадичка: знакомство с семейством бобров.
  5. Жизнь главного героя в бобриной хатке.
  6. Столкновение с опасностью.
  7. Плотину прорвало.
  8. Возвращение домой.
  9. Чем мне понравилось произведение.

Характеристика главного героя

Прочесть краткое содержание сказки, описанное в статье, будет интересно и взрослому, и ребенку. После этого составить план пересказа о Зайчике-листопадничке не составит труда. Свой ответ на уроке можно дополнить и краткой характеристикой главного героя – это поможет получить на занятии более высокую оценку. При желании можно добавить и такой пункт в план своего выступления. Главная черта, присущая Листопадничку – это любопытство. Он не боится внешнего мира, смело отправляясь в путешествие. Несмотря на то что обиталище трудолюбивых зверей не подходит малышу, Зайчонок не испытывает страха и во время знакомства с бобрами, поселении в их хатку.

Но нужно заметить, что все-таки Листопадничек боязлив. В самом начале произведения он боится, что замерзнет зимой. Его успокаивает только старая зайчиха, которая говорит о том, что у всех представителей их породы вырастает теплая шерстка, защищающая от холодов. В конце сказки Листопадничек получает славу самого смелого зайца, ведь с помощью старого бобра он научился плавать и нырять. Также главный герой сказки отличается самостоятельностью. Он кормит маленьких бобрят, пока их родители занимаются работой. Но это дается ему нелегко. В сказке описано, что главный герой намучился, таская ветви.

составь план пересказа зайчика листопадничка

Вопросы школьнику для размышления

Чтение сказки будет полезно как самым маленьким слушателям, так и тем деткам, которые уже посещают школу. Сказка учит ребят дорожить своей «малой родиной». Для размышления над произведением маленьким школьникам можно задать несколько вопросов. Например, к какому жанру относится «Листопадичек» — рассказ или сказка? Жалел ли маленький зайчонок о том, что с ним приключилось? Узнал ли Листопадичек в процессе своего путешествия что-то новое, интересное? Можно задать школьнику и такой вопрос: стоит ли отказываться от своей мечты в пользу уюта, определенности и безопасности?

Конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)

учителя МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» Городюк Ксении Аркадьевны

Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Цель урока:

-прививать любовь к природе, учить понимать природу;

— работать над развитием выразительной речи, мышления;

-расширить кругозор детей;

Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира. Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.

Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

-определять правила работы в группах,

-оценивать усваиваемое содержание( исходя из личных ценностей)

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроки — высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в учебнике;

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

— проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», тетрадь, запись на доске, цветные карандаши, фильм «Узоры».

Ход урока

1.Организационный момент

-Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Проверьте все ли на месте,

Все ль в порядке?

Разминка  для  глаз.

Игра  »  Фотоглаз».

На  доске:          зима

                            лес

                           сугроб

                                узоры

У: Сколько  слов  вы  запомнили?

У: Назовите  эти  слова?

У: Какие  слова  вы  прочитали?

У: Используя  эти  слова,  скажите,  какую  картину  можно  нарисовать?

У: Какие  узоры  можно  увидеть  на  снегу?

У: Кто может оставить узоры на снегу? ( животные)

2.Изучение нового материала

У: Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем на уроке говорить?( о животных)

Давайте познакомимся с произведением автора Ивана Сергеевича Соколова –Микитова «Узоры на снегу»

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в. Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник.Учился в Смоленском училище, не закончив обучение ,служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы, сборники русских детских игр.

У: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком разделе мы с вами работаем?

У: Какие произведения уже прочитали?

У: Что общего у этих произведений?

У: Какое произведение будем читать?

3.Первичное восприятие чтения.

У: Внимательно  послушайте  рассказ  и  ответьте  на  вопрос:

У: Какие  узоры  на  снегу  увидел  автор?

У: Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных?  (Да или нет).

У: Могли вы определить, чьи это были следы? (Да, следы собаки, птиц)

У: Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И.Соколова — Микитова? (Да)

 У: Перечислите этих животных. ( Заяц, лиса, волк, горностай, лиса, лоси.)

У: Какое животное вам мало знакомо? (Горностай)

4.Физкультминутка

Вот метель гулять пустилась

Сюда снежинка прилепилась,

Вот она взлетает, порхает,

Следите за ней глазами.

5. Проверка восприятия.Просмотр видеоролика.

У: Предлагаю вам еще раз прочитать этот текст, теперь уже на экране и посмотреть. Как выглядят эти следы. Смотрите и запоминайте. Заодно обратите внимание на то, как выглядит горностай.

У: Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?

У: Следы каких животных похожи? ( лисы и горностая) Чем? ( формой,цепочкой)

У: Следы волка похожи на следы домашнего животного, как вы думаете, кого?

У: Откройте ученик на странице 159

У: Ответим на вопросы в учебнике.

У: Объясни, почему рассказ называется «Узоры на снегу»

У: Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найди и прочитай ответ в тексте.

У: Перечитай первый абзац. Сравни описание с иллюстрацией.

6.Работа в тетради

У:Откройте тетради на печатной основе страница ()

У: Давайте вспомним, о каких животных рассказал автор?(заяц,горностай,волк,лиса,лоси)

У: Прочитайте, название, каких животных вы записали в тетрадь?

У: Верните каждое слово по слогам так, как оно записано на доске.

У: Каких животных вы никогда не видели? Показываю картинки.

У: Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?

У: Найдите его следы на рисунке.

У: Чем питался зайчик?

У: Что нам рассказывает автор о горностае?

У: За кем он охотился?

У: На что похожи следы старой лисицы?

У: Найдите ее след.

У: Как передвигались по опушке волки? Почему?

У: Как нам автор рассказывает о лосях?

У: Почему они копытами поднимали снег?

У:Что это за скатерть?

У: Какие слова использует автор, для описания снежного покрова земли? Подчеркни их.

У: Как ты понимаешь выражение «читать следы» ? Запиши.

У: Посмотрите на доску вам предлагается решить кроссворд по картинкам. О следах каких животных говорится в рассказе? Раскрась картинки.

У: А след, какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

У:Почему?

7. Выставка книг

У:Ребята, вас заинтересовали произведения И.Соколова-Микитова?

У:Вот только их маленькая часть. Остальные ждут вас в библиотеке.

У: Ребята сегодня на выставке не хватает одной книги. Догадайтесь какой?

У: Верно. Теперь я могу поставить нашу книжку на выставку.

8. Итог урока

 У:Расскажите,  что нового узнали на уроке?

 У:Какое произведение читали?

 У:Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о

нём, как о человеке?

 У:Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?

 У:Что может заставить человека часто бывать в лесу?

 У:Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.

9.Рефлексия

У:Давайте посмотрим какой след оставил этот урок  в ваших душах?

У каждого на столе несколько ладошек.

У:Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.

У:Вот и мы оставили свои следы.

Рассказ о ежах, которые приходили по вечерам к домику автора и без страха кормились из собачьей миски, чем раздражали собак. Летом в подполе было слышно, как ежики разговаривают друг с другом. Однажды летним вечером из подпола вышел на прогулку целый выводок маленьких ежат.

Ежи - Соколов-Микитов И.С.

Приходилось ли вам слышать, как разговаривают между собою ежи? Наверное, никто не слыхал.
А вот я слышал.
Расскажу по порядку. Зимою и летом мы живём в Карачарове на берегу реки, в маленьком домике, со всех сторон окружённом лесом. Мы ходим в лес наблюдать и слушать, как живут и поют птицы, как расцветают лесные цветы, летают и ползают насекомые.

Ежи - Соколов-Микитов И.С.

Выходя по ночам на крыльцо полюбоваться на звёздное небо, послушать ночные звуки и голоса, я часто слышал, как кто-то пробегает в высокой траве под сиренью. Я зажигал электрический фонарик и видел убегавшего большого ежа. Ежей мы нередко видели по вечерам, когда закатывалось солнце: в поисках пищи они безбоязненно бродили вокруг нашего домика, подбирали крошки и то, что мы для них оставляли. Нередко ежи подходили к большой чашке с едою, из которой мы кормили наших собак — добродушного чёрного Жука и хитрую Белку. Обычно Белка начинала обидчиво и яростно лаять, а её флегматичный сын Жук отходил в сторонку и терпеливо молчал. Ежи забирались передними лапами в собачью чашку и, тихо пофыркивая, спокойно ели. Несколько раз я ловил ежей и приносил в дом. Они ничуть не боялись людей, спокойно бегали по комнатам и не пытались свёртываться в клубочек. Я выпускал их на волю, и они продолжали кормиться возле нашего домика, раздражая собак.
Однажды в тёмную летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, лишь иногда с реки доносились лёгкие отдалённые звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались очень тихие незнакомые и приятные голоса. Голоса эти были похожи то ли на тихий разговор, то ли на шёпот пробудившихся в гнезде птенцов. Но какие же птенцы могли быть в подполье?.. И на мышиный писк, на злобный визг крыс не были похожи эти ласковые подпольные голоса. Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Через некоторое время я вновь услышал в подполье уже знакомый ласковый разговор. Там как бы беседовали между собою два загадочных, мне не знакомых существа.
— Каково спят наши детки? — говорил один ласковый голос.
— Спасибо, детки наши спят спокойно, — отвечал другой ласковый голос.
И загадочные голоса замолкали.
Я долго думал, кто так ласково разговаривает под моим письменным столом в подполье? “Наверное, там живут ежи, — подумал я. — Старый ёж приходит к своей ежихе и спрашивает у неё о маленьких ежатах”. Каждую ночь я слышал в подполье ежиные голоса и улыбался: так дружно разговаривали ёж и ежиха!
Однажды вечером, когда за рекой закатывалось солнце, в открытое окно меня кликнул внук.
— Дедушка, дедушка, — кричал он, — выходи скорее!
Я вышел на крыльцо. Внук показал мне на спокойно прогуливавшееся по утоптанной дорожке целое семейство ежей. Впереди шёл старый большой ёж, за ним шла ежиха и маленькими комочками катились крохотные ежата. По-видимому, родители в первый раз вывели их из гнезда на прогулку. С тех пор каждый вечер старые ежи и ежата выходили гулять на дорожку. Мы оставляли для них в блюдце молоко. Ежата спокойно пили молоко вместе с котёнком, который у нас жил и подрастал.
Так продолжалось несколько дней. Потом ежи ушли в лес, и мы их видели редко. По ночам они по-прежнему приходили к нашему домику, пили молоко и ели из собачьей чашки, но больше я не слышал в подполье ежиных ласковых голосов.
Все видели и знают ежей. Это очень смирные и кроткие звери. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся, Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами, загрызают ядовитых змей. На зиму они устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. На своих колючках они таскают в берлоги мягкий мох и сухие листья. На всю зиму ежи засыпают. Их маленькие сокрытые берлоги покрывают глубокие снежные сугробы, и ежи спокойно спят всю зиму. Просыпаются они ранней весной, когда в лесу сходит снег, выходят на охоту.
Ежи скоро привыкают к людям и делаются ручными. В соседнем пионерлагере развелось целое стадо ежей. Каждую ночь они приходят из леса к пионерской столовой и лакомятся едою, которую оставляют для них пионеры. Там, где живут ежи, нет ни мышей, ни крыс.

Ежи - Соколов-Микитов И.С.

Когда-то и у меня жил ручной ёж. Днём он забирался в голенище валяного старого сапога, а ночью выходил на добычу. Я часто просыпался от мелкого топота и шума, который производил по ночам ёж. Два или три раза мне удалось наблюдать, как он ловит мышей. С необыкновенной быстротой ёж бросался на показавшегося в углу комнаты мышонка и немедленно с ним расправлялся. Признаться, он причинял мне много беспокойства, мешал по ночам спать и вёл себя нечистоплотно. Несмотря на все неприятности, мы очень подружились. Мне и моим гостям очень нравились некоторые ежиные смешные ухватки. Выходя из ночного убежища, он старательно обнюхивал и оглядывал каждую щёлку, подбирал на полу мелкие крошки. Было что-то уморительно смешное в его движениях, походке, в его маленькой мордочке, покрытой серыми волосами, в его маленьких чёрных и умных глазках.
Иногда я клал его на стол и громко хлопал по доске ладонью. Ёж почти мгновенно свёртывался в колючий серый клубок. Долго оставался он неподвижным. Потом начинал медленно, тихо развёртываться. Из острых серых колючек показывалась маленькая смешная и недовольная мордочка. Он обнюхивался и оглядывался. На мордочке появлялось выражение прежнего добродушного спокойствия.
О ежах написано и рассказано много. Рассказывают, как на ежей охотятся хитрые лисицы. Свернувшегося в колючий клубок ежа лисица тихонько скатывает с крутого берега в воду, где ёж быстро развёртывается, и лисица легко расправляется с ним. То же самое проделывают с ежами некоторые умные собаки.

(Илл. Устинова Н.)

image_pdfimage_print

Литературное чтение, 3 класс

Урок 42. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цель:

научиться работать с текстом.

Задачи:

находить в тексте ответы на вопросы;

характеризовать персонажей по их поступкам и действиям.

На уроке

мы узнаем:

кто такой листопадничек;

мы научимся:

работать с текстом;

мы сможем:

характеризовать героев.

Необходимо запомнить

Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель, который написал много рассказов о природе, птицах и зверях. И это не удивительно, потому что его отец был управляющим лесными угодьями. Мальчик рано узнал лес, полюбил его. Известный своими описаниями русской природы Соколов добавил к фамилии прозвище, данное в деревне их семье по имени деда, дьякона Никиты, и подписывался Соколов-Микитов.

Тезаурус

Сказка — один из жанров фольклора: эпическое, преимущественно прозаическое произведение о животных или волшебного, авантюрного или бытового характера, обычно со счастливым концом

Авторская (литературная) сказка — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов

План — это список, состоящий из основных мыслей произведения, которые изложены в логической последовательности

Ключевые слова

Сказка, авторская сказка, сказка о животных, план, характеристика героя

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем кто такой листопадничек.

Научимся работать с текстом.

Сможем характеризовать героев.

Основное содержание урока

Знакомство с произведением И.С. Соколова-Микитова   происходит в ходе просмотра видео, в котором диктор, читая сказку, дает комментарии по ее содержанию.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Главный герой сказки Ивана Сергеевича Соколова-Микитова — зайчонок. Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», от слова «наст». Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели. Летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопаднички».

Теперь вы знаете, что слово «листопадничек» — не вымысел автора. Так ласково называют охотники зайчат, родившихся в осеннюю пору, когда начинается листопад.

Автор называет зайчонка маленьким, подчеркивая основное различие его с зайчихой. Зайчиха «старая» — значит мудрая, имеющая большой жизненный опыт. Она понимает, что мечты зайчонка глупые и несбыточные.

Автор подробно описывает осенние изменения в живой и неживой природе. Пейзаж в этом произведении имеет особое место, т.к. на протяжении всей сказки он помогает нам лучше прочувствовать ее атмосферу и окунуться в

Зайчатам скучно в родном гнезде, они боятся приближающейся зимы. Но мать – зайчиха успокаивает их. На фоне остальных зайчат Соколов-Микитов выделяет одного самого маленького и беспокойного зайчонка, который никому не дает покоя и решает отправиться вслед за журавлями в теплые страны. Становится ясно, что он впоследствии будет являться главным героем сказки.

На пути в теплые края Листопадничек встречает семейство бобров, которые не остаются равнодушными к его просьбе о помощи. Они строят свой дом, и в отличие от зайчонка не собираются его покидать, а наоборот хотят в нем перезимовать. Для этого бобры запрудили – перегородили, реку плотиной. «Плотина» — сооружение, перегораживающее течение реки для подъема уровня воды.

Бобрятки, в отличии от зайчонка, никуда не убежали от своей семьи. Родители о них заботятся и оберегают. При помощи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами «хатка, бобрятки» автор выразил чувства любви и

Бобрятки сладко-сладко спят, им комфортно в бобровой хатке. Но зайчонку темно и совсем неуютно в хатке бобров, он тоскует по своему дому, братьям, матери-зайчихе и решает убежать в свое родное гнездо. Но из-за того, что зайчонок не умеет плавать он все же вынужден остаться. Становится грустно, от того, что зайчонок совсем один, без своей семьи вынужден всю зиму провести в чужом доме.

Всю зиму зайчонок был «нянькой» бобрят. Он намучался, натерпелся страху – зима была для зайчонка самой опасной, но еще большая беда случилась ранней весною. 

Зайчонок предстает перед нами как робкий и боязливый. «Большая беда, закричал старый бобр, вода все выше и выше» все это усиливает переживания за судьбу зайчонка и нагнетает страх. Ведь, не смотря, на то, что Листопадничек прожил достаточно опасную зиму, попадал в различные ситуации, на самом деле он все еще остался маленьким зайчонком, которому необходима помощь старшего и более опытного героя, и, без нее ему не справиться.

Используя фразеологизм «со всех ног» в значении «очень быстро, стремительно» автор акцентирует внимание на желании зайчонка мгновенно вернуться домой.

Только разлука и жизнь в темной хатке бобров позволили зайчонку понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

Не зря у русского народа так много пословиц и поговорок на тему малой Родины.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Дома и стены помогают.

На чужой стороне и весна не красна.

На протяжении всей сказки мы тревожились за судьбу зайчонка, но в заключительной сцене Листопадничек изображен автором ни как маленький и нуждающийся в заботе, а как отважный и отчаянный путешественник. Всех интересовала история маленького зайчонка! Сказка «Листопаничек» носит не только развлекательно-забавный характер, но и поучительный. Надо дорожить своим домом, любовью близких. Они главная опора в жизни. На примере маленького непослушного зайчонка автор показывает, как плохо вдали от дома. Соколов — Микитов так образно, полно сумел раскрыть тему тоски по своим близким, потому что сам это прочувствовал, находясь вдали от России.

Разбор типового тренировочного задания

Игра “Проталины”

Текст вопроса: Вставьте подходящие слова из текста.

Бежал, бежал (…) по лесу, прибежал к глухой лесной (…).

Остался Листопадничек в бобровой (…).

Любят (…) чистоту и порядок.

За долгую зиму большого (…) натерпелся зайчонок.

Обрадовался Листопадничек, прижался к (…).

Крепко заснул (…) возле матери в родном (…).

Правильный ответ:

Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).

Остался Листопадничек в бобровой (хатке).

Любят (бобры) чистоту и порядок.

За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.

Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).

Крепко заснул (заснул) возле матери в родном (гнезде).

Подсказка: перечень слов (Листопадничек, речка, хатка, бобры, страх, матери, заснул, гнездо)

Разбор типового контрольного задания

Главная мысль сказки

Текст вопроса: Выберите пословицу, которая отражает главную мысль сказки и введите ее с клавиатуры в отведенное место

1 вариант

Много спать – дела не знать.

Дома и стены помогают.

Всякий кулик своё болото хвалит.

Чужая сторона – дремучий бор.

В гостях хорошо, а дома лучше!

Друзья познаются в беде.

Сердце матери лучше солнца греет.

2 вариант

Дома и стены помогают.

Под лежачий камень вода не течет.

Каждому мила своя сторона.

Всякий кулик своё болото хвалит.

Чужая сторона – дремучий бор.

Сердце матери лучше солнца греет.

Друзья познаются в беде.

Сердце матери лучше солнца греет.

Правильный ответ:

1 вариант

В гостях хорошо, а дома лучше!

2 вариант

Каждому мила своя сторона.

Рассказы о радостном пробуждении леса после зимних холодов. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. На краю болот токует глухарь, на проталинках пасутся лоси, маленькие медвежата недавно вылезли из берлоги и жмутся к своей матери…

Весна в лесу

По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник от края до края через глухой лес.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. Ви­дел, как на краю болота токует глухарь, как в молодом осин­нике, на припёке, пасутся лоси, а по лесному оврагу пробирает­ся в своё логово, бежит с добычей старый волк.

Многое видел и слышал в лесу внимательный охотник.

Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, зве­нят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах.

Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Приле­тят, закукуют длиннохвостые кукушки:

«Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!»

Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимне­го убежища, загудит первый шмель.

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежника­ми покроются лесные полянки.

Хороша, радостна, весела весна в лесу!

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.к оглавлению ↑

Весеннее утро

Ранним утром в глухом лесу, на са­мом краю болота, токует глухарь.

«Тэкэ, тэкэ, тэк, тэк, тэк!» — раз­даётся его весенняя тихая песня.

Спокойно утром в лесу. Далеко слы­шен каждый звук.

Вот проковылял по чащобе, тихо похрустывая, заяц-беляк. Пробежала по краю болота осторожная лисица. Спрятался в норе под корягой быст­рый хорёк.

Громко затрубили на болоте, встре­чая солнце, длинноногие журавли.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

Сорвался с болота, стрелою поднял­ся в небо длинноносый баранчик — бе­кас. Будто голос молодого барашка, доносится с высоты далёкий дребез­жащий звук.

«Качи-качи-качи-качи!» — сидя на кочке, радостно отозвался другой бекас на болоте.

«Тэкэ, тэкэ, тэк, тэк, тэк!» — чаще и чаще защёлкал, ещё жарче запел свою песню глухарь. Издали кажется: дале­ко-далеко точит кто-то топор на то­чиле.

Во время песни не слышит и плохо видит глухарь. Не слышит он, как про­бирается по токовищу лисица, как у края болота пасутся в молодом осинни­ке лоси.

к оглавлению ↑

На краю леса

Выше и выше над лесом солнце.

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим новорождённым лосёнком, задремала на тёплом весеннем солнышке лосиха.

Учится бегать маленький лосёнок. Спотыкаются о высокие кочки его длин­ные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из надломленной лосями берёзовой вет­ви прозрачными каплями сочится слад­кий сок.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

Отражая высокое небо, синими ка­жутся в лесу весенние лужи. А над сини­ми лужами, над обогретой, пробудив­шейся землёй, в золотых лучах солнца «толкут мак» комары-толкунцы.

Золотистыми пуховками распусти­лись кустики ивы. Под деревьями зеле­неют обросшие брусничником кочки.

Хорошо пахнет в весеннем лесу!

Задремала на солнышке старая лоси­ха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук.

Беззаботно резвится у её ног малень­кий лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

к оглавлению ↑

В овраге

Через тёмный лес, через глухие овраги пробирается с добычею старый волк.

Далеко от проезжих до­рог и людных селений скры­то волчье логово.

Кончилась холодная зи­ма. В весенние тёплые дни родились у волчицы слепые маленькие волчата.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

Растут, резвятся бойкие волчата. Много обглоданных костей валяется вокруг их далёкого, скрытого логова. Извилистые тропинки протоп­таны к водопою.

Поздно утром возвраща­ется старый волк с добы­чей. Похрустывает под вол­чьими лапами слежавшийся снег. Взлетают на деревья пугливые рябчики; тревожно попискивая, провожают лес­ного разбойника маленькие синички.

Смело бежит волк по зна­комому лесу. Хорошо знает он дорогу в своё скрытое ло­гово, где ждут не дождутся старого волка прожорливые, жадные волчата.

к оглавлению ↑

Медвежья семья

На освещённую солнцем лесную поляну вывела мед­ведица своих маленьких мед­вежат.

Испугалась медведей бы­страя куница.

Остановилась, слушает осторожная медведица: всё ли спокойно в лесу?

Жмутся к матери малень­кие медвежата. Страшно им в огромном лесу. Только не­давно выбрались из тёплой берлоги.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

Прислушиваются медве­жата, как шумит ветер в вы­соких лесных вершинах, как пересвистываются и поют не­видимые птицы, а на сухой сосновой макушке дятел вы­стукивает барабанную дробь.

Будут медвежата теперь привыкать к родному лесу, играть и кувыркаться по мяг­ким кочкам, взбираться на деревья.

Трудно увидеть медведей.

Далеко слышит и чует медведица. Не увидишь и не услышишь, как уйдут, тихо скроются в тёмном лесу чут­кие звери.

к оглавлению ↑

Логово рыси

В тёмной лесной чащобе, под навис­шими сучьями, затаилась разбойница- рысь.

Всю ночь скиталась она по лесу, ра­зоряла звериные и птичьи гнёзда, лови­ла зайчишек, доставала с деревьев спя­щих птиц.

Мрачно и темно в недоступной ча­щобе. Длинными седыми бородами ли­шайников обросли сучья и стволы де­ревьев. Прикрытые мохом, во все сто­роны протянулись узловатые корни.

В зелёную крышу сплелись над ло­говом рыси еловые ветви.

В лесной темноте хорошо видят рысьи глаза. Тихо ступают по земле её кошачьи мягкие лапы. Хорошо слышат украшенные кисточками рысьи уши.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

Будто сказочный часовой, охраняя логово рыси, на сучке уселся круглого­ловый глазастый совёнок. Здесь, в лес­ной тени, у ствола старого дерева, пря­чется он от дневного яркого света.

Прижалась к земле рысь, доедает ночную добычу. Зелёными огоньками светятся её злые глаза.

Беззащитные звери и все лесные птицы боятся, сторонятся рыси. Стара­тельно прячут они гнёзда, защищают и берегут своих маленьких детей.

Одна-одинёшенька, скрытно и дико, живёт в глухом лесу разбойница-рысь.

к оглавлению ↑

У старой сосны

Душистой смолою пахнет бор.

У освещённой солнцем старой сос­ны резвятся весёлые проказницы-бел­ки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими ста­ли у белок их спинки, пышные хвосты.

Всю долгую зиму жили белки в вы­соком лесу. От ветра и стужи прята­лись в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжёлые шишки.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

Много забот будет летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.

В голодные годы, когда мало в ле­су орехов и шишек, белки пускают­ся в далёкие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие ре­ки, перебегают открытые поля, забе­гают в многолюдные селения и города.

Никому в лесу не делают вреда миролюбивые весёлые белки.

С сучка на сучок, с вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям, встречают светлую, тёп­лую весну.

Весело, радостно играют у старой сосны проказницы-белки.

к оглавлению ↑

Ранней весной

Ранней весной родились эти маленькие зайчата.

Ещё лежал в лесу поддеревьями глубо­кий снег, прихватывали по утрам крепкие весенние морозы. И птиц и зверей держал на снегу плотный наст. Называют поэтому ранних зайчат настовиками.

Крепко прижались друг к дружке ма­ленькие зайчата.

Ласково пригревает весеннее солнышко. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие зайчата. Терпеливо ждут свою мать.

А зайчихи-матери и своих и чужих детей кормят. Прибежит к гнезду чужая зайчиха, покормит проголодавшихся зайчат и убе­жит дальше.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

Опять останутся одни маленькие зай­чата.

Хорошо спрятались они в сухой, прош­логодней траве! Здесь не найдёт их разбой­ница-рысь, не увидит хитрая лисица.

Увидела зайчат суетливая птичка. Усе­лась на ветки, вертится и поёт:

«Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!»

Большими, страшными зверями кажут­ся ей робкие, маленькие зайчишки.

Суетливая птичка всё вертится над зай­чатами, тоненько поёт:

«Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!»

Со страхом смотрят на суетливую птич­ку зайчата.

к оглавлению ↑

Над болотом

Каждый год возвращаются журавли из далёких тёплых стран на родное бо­лото.

Над морями и широкою степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.

Высоким камышом и сухой, прошло­годней осокой заросло большое непрохо­димое болото. В самых недоступных местах устраивают гнёзда сторожкие жу­равли.

Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осто­рожная рысь.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

Водят весной журавли весёлые хоро­воды. Соберутся в кружок на болоте, ма­шут крыльями, танцуют.

«Курлы, курлы, курлы!» — по всему лесу разносятся их шумные голоса.

Скоро выведутся на болоте длинноно­гие, неуклюжие журавлята. Начнут ловить для них журавли лягушек и змей, прино­сить в гнездо корм.

Будут расти, учиться летать журав­лята…

Шелестит на ветру сухая осока, ка­чается высокий тростник.

Ниже и ниже спускается вечернее солнце.

Один за другим слетаются на ночёв­ку, кружат над болотом журавли.

к оглавлению ↑

Весенний вечер

За вершинами леса скрылось солнце.

Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весен­ними почками, пробудившейся тёплой землёй.

Вот сам собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним •показалась из земли зелёная стрелка мо­лодой травы.

Много звуков в вечернем лесу.

Заливаются на деревьях певчие дроз­ды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь — витютень.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

«Витютень, на ду-у-убе сижу! Витю­тень, на ду-у-убе сижу!» — выговаривает важно витютень.

Глухо турлычут в прозрачных весен­них лужах лягушки.

Вытянув длинные шеи, свистя крыль­ями, пролетели над лесом дикие утки.

«Чуфшшш! Чуфшшш!» — вдруг гром­ко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.

«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» — гугукнул заяц, и очень похоже, бесшумно проле­тая, ему отозвалась лесная сова.

Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.

Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лес­ные кулики. Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.

Год в лесу. Весна - Соколов-Микитов И.С.

(Илл. Никольского Г.)

image_pdfimage_print

  • Сказка сочиненная жизнью основная мысль текста
  • Сказка солдатская шинель читательский дневник
  • Сказка снежная королева читать слушать
  • Сказка снегурочка бытовая или волшебная
  • Сказка снег и заяц текст