Цель: подвести учащихся к пониманию
различия между добром и злом на примере сказки
А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях”.
Задачи.
Образовательные: учить различать
положительных и отрицательных героев; учить
давать краткую характеристику главным героям,
оценку их поступкам; обучать умению работать с
текстом учебника, давать ответы, опираясь на
текст.
Коррекционно-развивающие: способствовать
развитию познавательных возможностей учащихся,
внимания, восприятия, памяти, развивать умение
анализировать; обогащать словарный запас
учащихся; отрабатывать навыки выразительного и
беглого чтения; активизировать слова ломлива,
своенравна, горделива, кротка; развивать
творческие способности учащихся; при помощи
музыки и эмоционально-экспрессивной окраски
слов обогащать чувственный опыт учащихся через
умение сопереживать и эмоционально выражать
свое отношение к героям литературного
произведения.
Воспитательные: способствовать
формированию представлений о нравственных и
безнравственных поступках; воспитывать интерес
к литературному творчеству и урокам чтения.
Основные знания: в сказке добро всегда
побеждает зло.
Основные термины и понятия: положительный
герой; отрицательный герой.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина; книги
сказок А.С. Пушкина; карточки-тесты, карточки с
индивидуальными заданиями, опорные карточки,
оценивающие жетоны.
Урок заключительный по теме.
Тип урока: комбинированный.
Индивидуальная работа: на протяжении всего
урока следить за соблюдением основных норм
литературного произношения отдельными
учащимися.
I. Ход урока.
Организационный момент:
Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (хором) пять!
II. Вступительная часть.
1) Ребята, я надеюсь, что вы будете работать
активно и заработаете только отличные отметки!
Цветные жетоны ждут ваших правильных ответов!
Начинаем наш урок.
2) Ребята, многие люди в мире знают этого
человека (показываю портрет). Давайте ещё раз
назовём имя того, кто подарил миру столько
замечательных произведений!
— Это великий русский поэт А.С. Пушкин.
— Правильно; жетон.
— А какие сказки А.С. Пушкина мы с вами знаем?
— Сказка о рыбаке и рыбке.
— Сказка о золотом петушке.
— Сказка о царе Салтане.
— Сказка о попе и работнике его Балде.
Дети получают жетоны.
— А какую сказку Пушкина мы с вами прочитали?
— Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях.
— Какое домашнее задание вы должны были
подготовить?
— Выразительное чтение отрывка по ролям.
— Все открыли учебники на месте своего отрывка. (На
месте отрывков в учебнике закладки.) Кто готов
отвечать, поднимите руку.
— Итак, читаем. Пожалуйста, свой отрывок читают
…. Все остальные внимательно слушают.
Дети читают, получают жетоны.
— Очень хорошо, с домашним заданием справились.
Теперь перейдём к теме нашего урока, которая
записана на доске.
На доске: Добро и зло в сказке А.С.Пушкина
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
— Давайте вспомним значение слов “добро” и
“зло”.
Дети объясняют своими словами, как они понимают
значение слов, затем учитель подводит итог при
помощи карточек (значение слов – по словарю
С.И.Ожегова), которые вывешивает по одной при
помощи магнитов на доску.
Учитель просит одного из учащихся прочитать
карточку, а другого – повторить.
— Хорошо, ребята. Теперь разберёмся, кто у нас в
сказке добрый, а кто злой.
— Давайте вспомним, какие герои в сказке
главные, без которых не было бы всех описанных
событий.
— Главные герои – царица и царевна.
Учитель просит давать полные ответы, а также
просит высказывать свое мнение других учащихся.
— На карточках слова, значение которых мы сейчас
повторим – они понадобятся нам для дальнейшей
работы:
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Гордый – сознающий свое превосходство.
Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться,
воображать о себе слишком много.
Своенравный – упрямый, капризный, поступающий
так, как вздумается.
Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
лучшей.
— Что же вы можете сказать о царевне?
Подтвердите свои слова примерами из текста.
— Царевна молода, очень красива, скромна, добра,
застенчива; она верна данному слову.
Учащиеся подтверждают сказанное примерами из
текста.
— Замечательно! А что можно сказать о
царице-мачехе?
— Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая,
упрямая, капризная; она поступает так, как
хочется ей и совсем не думает о других; еще она
хочет всегда оставаться самой красивой – от
этого полностью зависит ее настроение и вся ее
жизнь.
— Молодцы, правильно! Найдите в тексте
подтверждение своим словам.
Учащиеся зачитывают отрывки из текста,
подтверждающие сказанное о царице.
— Очень хорошо! А теперь подумайте, кто из наших
героев положительный герой, а кто –
отрицательный?
Царица – отрицательная героиня, а царевна –
положительная.
— Правильно! Давайте при помощи сигнальных
карточек повторим положительные (хорошие) черты
характера, присущие положительному герою:
доброта, любовь, верность, кротость,
отзывчивость;
Отрицательные (нехорошие) черты характера,
присущие отрицательному герою: зависть, злоба,
ревность, эгоизм, предательство.
Учащиеся при помощи сигнальных карточек
показывают, согласны они с мнением учителя или
нет.
— Перед вами карточки белого цвета, на которых
эти слова, и два фломастера – черный и красный.
Подчеркните, пожалуйста,
— Итак, мы выяснили, что главные герои, вернее,
героини, совершенно разные, противоположные по
характеру, хотя обе очень красивы.
Одна из них и представляет добро, а другая зло.
В сказке все время идет борьба между добрыми и
злыми героями, между добром и злом.
— Скажите, ребята, а как мы можем определить,
злой человек или добрый?
— По его поступкам! Если человек совершает
добрые поступки, от которых другим хорошо, то
этот человек добрый, хороший. А если поступки
человека причиняют другим боль, страдания, то
этот человек злой, недобрый.
— А почему царица злая, что же плохого она
делает?
— Царица любыми способами хочет погубить
царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней
всех на свете.
— Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это.
Учащиеся находят нужный отрывок текста.
— Дорогие мои мальчики и девочки! На сказки
А.С.Пушкина написано много музыкальных
произведений (опера Римского-Корсакова “Золотой
петушок”). Музыка многое может нам рассказать:
например, какой человек – добрый или недобрый;
какие чувства он испытывает: сердится, грустит,
радуется, злится… Я предлагаю вам послушать
отрывки музыкальных произведений и по характеру
музыки определить, какую героиню “рисует”
музыка: царицу-мачеху или царевну.
Учащиеся слушают 1-й отрывок и определяют, какой
героине соответствует характер музыки
(царица-мачеха).
— Слушаем второй отрывок. (Учащиеся слушают.)
А эта музыка по характеру подходит царице-мачехе?
Докажите!
Учитель просит высказать свое мнение
нескольких учащихся. Учащиеся отмечают характер
музыки: резкая, тревожная, злая, нежная, ласковая,
добрая, приятная.
— Ребята, скажите, чем заканчивается наша
сказка?
— Королевич Елисей нашёл свою невесту, царевна
ожила, и они вместе едут домой. Царица злая умерла
от злости, а царевна с Елисеем празднуют свадьбу.
— Найдите отрывок в тексте, рассказывающий, чем
закончилась сказка.
Учащиеся читают отрывок.
— Что же победило в сказке – добро или зло?
В сказке победило добро.
К доске крепится карточка: Добро всегда
побеждает зло.
— Какой конец у нашей сказки?
У сказки хороший, счастливый конец: добро
победило зло.
— Послушайте два музыкальных отрывка и скажите,
какой из них подходит к радостным событиям в
конце сказки.
Учащиеся слушают, определяют и выбирают
подходящую мелодию.
— Теперь немного отдохнем – проведем
физкультминутку “Сказки Пушкина”:
Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!
— Итак, ребята, что же мы с вами делали на уроке?
— Читали, отвечали на вопросы, слушали музыку.
— А что мы узнали на уроке?
— Что в сказке есть главные герои: царица и
царевна; что герои бывают положительные (добрые)
и отрицательные (недобрые); что в сказке добро
борется со злом; что добро всегда побеждает.
— Какой же вывод мы сделаем с вами? Какова
главная мысль сказки?
— Добро всегда побеждает.
Учитель может предложить варианты ответа, если
учащиеся затрудняются ответить, например, “В
сказках сталкиваются добро и зло. Что
побеждает?”.
— Молодцы, правильно. Давайте ещё раз все вместе
повторим:
Добро всегда побеждает зло.
— Оказывается, слова можно не только увидеть,
услышать, их можно почувствовать: одни слова
ласковые, теплые, другие – грубые, холодные. А еще
слова можно раскрасить. Ребятушки, перед вами
белые карточки со словами “добро” и “зло” и
цветные карандаши (фломастеры). Раскрасьте,
пожалуйста, эти слова так, как вы считаете нужным,
как подсказывает вам ваша фантазия.
Учащиеся работают, учитель по ходу работы
просит прокомментировать, какой цвет дети
выбрали для оформления и почему.
— Очень хорошо, молодцы! Ребята, на доске
записаны слова из сказки Пушкина “Сказка о
золотом петушке”:
Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой
царевне”? Какими нельзя быть?
— Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими.
III. Подведение итогов.
— Ещё раз повторим: положительный герой – это …;
отрицательный герой – это …. Ребята, давайте
вспомним некоторые моменты сказки и постараемся
правильно ответить на вопросы при помощи
вариантов ответов, данных в карточках. Учащиеся
отвечают, выбрав один из предложенных вариантов.
Выставление оценок.
— Молодцы! Сегодня все поработали на славу.
Спасибо за работу!
Учитель озвучивает оценку и награждает
учащихся “стихотворными” отметками.
IV. Домашнее задание.
— Для вас пришли сегодня письма из Страны
Сказок. Там – ваше домашнее задание. Оно состоит
из отрывков сказки А.С.Пушкина. Сказку мы хорошо
знаем, но нужно прочитать отрывок выразительно,
отгадать, какому герою принадлежат слова, и
выучить отрывок наизусть. У каждого – свое
задание.
Учащиеся знакомятся с домашним заданием, если
что-то непонятно, уточняют у учителя.
Контрольные вопросы.
— Каких же героев — положительных или
отрицательных — больше в сказке? А какие люди
окружают вас? Назовите их положительные черты.
— Ребята, давайте стремиться делать добрые дела
и изменять мир к лучшему!
Приложение 1, 2, 3
План-конспект
урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.
Класс: 4
Предмет: литературное
чтение
УМК: Школа
России
Автор УМК: Л.
Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В.
Бойкина
Тема урока: А.С.
Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.
Тип урока:
урок закрепления изученного.
Цели: обучать
грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте
“Сказки о мертвой царевне и
о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на
части; формировать умения анализировать литературные произведения,
аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности;
формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи,
культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные
позиции на определение истинной красоты;
воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение читать вслух с постепенным
переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя
ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное
произведение.
Личностные. Формирование
системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну,
красот человеческих отношений, уважение к старшим).
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: формулирование
учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной
деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по
изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. - Коммуникативные УУД. Ответы
на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
взаимодействия в паре и группе. - Познавательные УУД. Анализ
художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов
для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге,
умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
Основные понятия: сказка,
добро и зло.
Оборудование урока: текст
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды,
портрет А.С. Пушкина, толковые словари, рабочие тетради .
Технические средства обучения:
компьютер, проектор, интерактивная доска
Эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота
Руставели
Ход урока
1. Мотивация
к учебной деятельности.
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
II. Вступительное
слово учителя
— Как
называется наш раздел?
— Каких писателей и поэтов вы знаете?
— На прошлом уроке с творчеством какого
человека мы познакомились?
Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались
автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина,
одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и
содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.
III.
Проверка домашнего задания. (дети перечитывали
сказку)
—Демонстрация
слайдов. Ученики описывают данные на слайде события из сказки . (слайд 2 –
12 ).
— Иллюстрации, которые вы посмотрели,
сделал художник Куркин Александр Михайлович.
IV.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
— Ребята, прочитайте название сказки, с
которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях»)
— Скажите, что мы можем узнать из
названия. ( Главные герои в сказке:
царевна и семь богатырей)
— Кто такой богатырь? Давайте найдём
значение этого слова в словарях. (работа
со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь –
человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин,
совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый,
дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый
воин.)
— Ребята, скажите, к какому литературному
жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите,
что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные
предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба
добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )
— Нам всем знакомо выражение “В сказках
Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем
мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба
добра и зла, добро побеждает зло)
— Правильно, ребята, цель нашей работы –
раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем
сравнивать образы героев, анализировать текст.
(Учащиеся объясняют своими словами, как
они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И.
Ожегова)
Вам необходимо найти в толковом словаре
значение этих слов. ( работа в парах)
(Ученик
зачитывает определения терминов из толкового словаря )
Добро — 1)
всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)
Зло – 1)
нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.
— Можем ли мы утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные
понятия.)
— Можем ли мы четко
разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и
семи богатырях”?
(Ученики перечисляют
героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев,
предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к
отрицательным)
— А сейчас определим задачи урока. На
какие вопросы мы должны сегодня ответить? (
Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и
Зла?)
V.
Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации
— Итак, какие герои сказки главные, без
которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)
— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой,
а кто добрый.
( Чтение и анализ сказки до слов «Но
невеста молодая…» на стр. 75)
— Что мы узнали из начала сказки?
— Отчего умерла царица?
— Найдите описание новой царицы.
— Как вы понимаете выражение « и умом и
всем взяла»?
— Объясните значение слов «ломлива»,
«своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна-
упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)
— Как автор показывает характер молодой
царевны? (Ответы
учащихся)
— Почему царица решила погубить царевну? В
чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а
царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.)
— Какими
словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
( Ненависть,
зависть.)
— Обладает
ли добрый человек такими чувствами? (Нет,
эти чувства характерны для злых людей.)
— А
как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не
держит на них зла, не пытается им отомстить)
— И
царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что
она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица
красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа
у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и
все ей помогают.)
— С
чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? ( С
цветком. Она так же прекрасна, как роза.)
— Что узнала царица от зеркальца?
— Зеркальце сказало правду, а нужно ли
было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?
— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли
она вообще в жизни?
— Как вы понимаете значение выражения
«чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?
— Испытывали ли вы когда-нибудь такие
чувства? К чему они приводят?
— К чему привела чёрная зависть в сказке?
— Что можно сказать о царевне? (Царевна
молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)
— Какая была царица?( Царица- мачеха
красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как
хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой
красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)
— Для
того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и
зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.
(Ученики зачитывают
определения и сравнивают с таблицей.)
Царица | Царевна | |
Внешность | высока стройна бела | белолица черноброва |
Поведение характер | горда ломлива своенравна ревнива злая | красавица-душа милая приветливая |
Цвет | черный | белый красный |
— Подумайте кто из наших героев
положительный, а кто отрицательный?
(Царица- отрицательная героиня, царевна –
положительная)
— Что
такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные
(хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь,
верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера,
присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм,
предательство.)
— Ребята, а как можно определить , злой
или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (
По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим
хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют
другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)
VI.
Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
VII.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Прогнозирование содержания сказки.
— Ребята, давайте посмотрим, как дальше
будут развиваться события в сказке.
( Чтение продолжения сказки до слов «Раз
царевна молодая…» стр. 80)
— Расскажите, пользуясь текстом, как
царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?
— О каких чертах характера это говорит?
— Почему царевна вышла к богатырям не
сразу? После каких слов?
— Как богатыри узнали, что в их доме
царевна?
-Как царевне жилось у богатырей?
— Чем занимались богатыри, как об этом
говорит автор?
— Как братья пришли свататься к царевне?
— Почему она им отказала? Какой она была?
— Как царица узнала, что молодая царевна
жива-здорова?
— Прочитайте по ролям этот отрывок,
стараясь передать голосом характеры героев
— Составьте характеристику любого героя
сказки по следующему плану.
План характеристики героя сказки.
1. Где
живёт герой?
2. Внешний
облик героя.
3. Какие
поступки совершает?
4. Какой
характер у героя?
5. Как
к герою относится автор?
6. Своё
отношение к герою
( Работа в парах)
( После подготовки заслушивают несколько
ответов)
Оценивается работа в группах.
— Молодцы, потрудились на славу.
— Какими предстали перед нами герои сказки?
Чем они нам понравились или не
понравились?
— Как силы природы помогали героям сказки?
— В произведениях литературы отражается
жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит
гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого
человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые
поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и
даже, бывает, ненавидят.
-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас
сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот
вопрос.
VIII.
Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете
урок?
— За что бы вы себя похвалили сегодня.
— Как вы себя бы оценили.
IX.
Подведение итогов урока
— Как, в виде кого представлено зло?
— Подумайте и распределите героев по
группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники
(Обучающиеся называют героев и заполняют
таблицу)
— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую
роль они играют?
— Как автор относится к главным героям?
Докажите.
— Царица была не только злой, но и очень
завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это
негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек
должен искоренять его в своем характере.
— Как вы думаете, царица изменится в
следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.
Домашнее задание.
Дочитать сказку до конца. Подобрать
синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»;
подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее
понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
— Спасибо за урок!
Литература. 5 класс.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Противоборство добрых и злых сил в сказке.
Урок-исследование
Цели урока.
-
Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
-
Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).
-
Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.
-
Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.
Задачи урока:
-
Образовательные задачи
Совершенствовать понятие о литературной сказке
Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке
Дать понятие о гиперболе и антитезе.
-
Развивающие задачи
Совершенствовать навыки выразительного чтения
Развивать навыки критического мышления
Сопоставлять произведения разных видов искусства
-
Воспитательные задачи
Видеть красоту внутреннюю и внешнюю
Ценить человека по поступкам, совершаемым им
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .
Работа в группах (одна пара работает у доски)
Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты положительного героя, синим – отрицательного.
Проверка.
Положительный герой Отрицательный герой
доброта зависть
любовь злоба
верность ревность
кротость эгоизм
отзывчивость предательство
Добавьте свои слова: милосердие ( к положительному герою); равнодушие (к отрицательному герою).
Обобщение
Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать, причинить зло другим.
Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?
Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.
Ход урока.
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Слайд 1.
Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»
Ход урока
I. Актуализация прошлых знаний.
1. Вступительное слово учителя.
Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».
— А как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.
Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
Учитель рассказывает притчу.
Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.
Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
IV. Новая тема.
Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;
сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).
Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2
Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).
Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3
Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?
Так может она совсем не отрицательный герой?
Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
-
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
-
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
-
Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
-
Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.
(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).
Учитель:
-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
Учитель:
-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).
Учитель:
— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Учитель:
— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).
Учитель:
-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.
(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде
— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?
Возможные варианты, предложенные детьми:
1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?
2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?
3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?
4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?
5.А легко ли распознать добро и зло?
6.Что в итоге побеждает: добро или зло?
7.Почему добро часто бывает беззащитным?
— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?
(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
— Кто ещё совершает злые поступки?
— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?
— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)
— Есть ли на нем какая-нибудь вина?
Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.
Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.
— А какова Чернавка?
— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)
— Она тоже верно служит. Но кому?
— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)
— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)
Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.
— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?
Такая верность основана на любви.
Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.
Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Слайд 2
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели.
— Как вы думаете, так ли это?
— Отвечают.
— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
II. Актуализация новых знаний.
1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)
— Вы уже прочитали эту сказку дома.
— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).
— Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.
Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).
Вопросы на осмысление содержания сказки.
(Задание для 1 группы)
Слайд 3
4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
— Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
— Царевны и царицы. Слайд 4.
— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.
(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.
Слайд 5.
— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?
( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
— Как разворачиваются события дальше?
— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.
5-ый этап. Первичное закрепление
Работа над образом царевны. Слайд 6 .
Работа в группах по заданному плану.
План.
-
Представление сказочного персонажа.
-
Описание внешности.
-
Черты характера.
-
Отношение к окружающим.
-
Отношение окружающих к героине
-
Кому героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.
Работа над образом царицы-мачехи.
Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.
Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.
Слайд 7.
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.
Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.
Учащиеся делают выводы. Слайд 8
Снятие утомления с глаз. Слайд 9
Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»
— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).
— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)
— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).
Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.
Учитель
В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.
— А что же происходит со злой царицей-мачехой?
— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.
— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.
Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»
— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).
— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)
— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).
Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.
Учитель
В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.
— А что же происходит со злой царицей-мачехой?
— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.
Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».
И никто не пожалел, что царицы не стало.
Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.
Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.
Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …
— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?
6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.
1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.
2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?
Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.
— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)
Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)
Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.
— Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.
— Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?
— А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?
— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»
— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)
— Нарисуем два символических дерева(слайд11)
дерево добра дерево зла
— Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?
(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)
ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.
— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?
(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)
— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)
Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.
Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
Итог урока. Слайд 10
Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.
Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.
На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.
Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.
2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.
В сказках добро всегда побеждает зло.
Выставление оценок
— Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?
— В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?
Слайд 21
Домашнее задание .
Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.
Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.
V. Итоги урока.
Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.
Слайд 15
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).
Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.
Слайд 16
Отдохнув, двигаемся дальше.
Рефлексия. Составление коллективного синквейна.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:
-
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
-
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).
-
Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).
-
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
-
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы
Учитель. Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн. ( На доске пишет учитель)
1. ЦАРЕВНА 1. ЦАРИЦА,
2. красивая, кроткая 2. жестокая, своенравная
3. расцвела, догадалась 3. ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4. Обещает отблагодарить. 4. Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5. ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ 5. ЗЛО. МОНСТР. (1 слово)
План описания царевны
1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств.
2. Отношение к ней других персонажей сказки:
А) Чернавки;
Б) пса Соколки;
В) семи богатырей,
Г) королевича Елисея.
3. Поведение царевны:
А) в тереме богатырей,
Б) по отношению к окружающим её людям.
4. Отношение автора к героине.
Поздравить с Рождеством в январе 2022 года может каждый из нас. Для этого нужно лишь написать или сказать всего несколько строк, которые подарят нашим друзьям и близким много приятных эмоций и сделают этот день более счастливым. Рождество — это праздник, который любят и взрослые, и дети. Он в сердце каждого верующего. В этот день вокруг нас царит атмосфера любви и заботы, все желают друг другу добра и радости. Для того чтобы пожелания сделать еще более красивыми мы подобрали лучшие поздравления с Рождеством, красивые, длинные и короткие, в стихах, прозе, своими словами.
Красивые поздравления с Рождеством своими словами в прозе
Рождество — светлый праздник. И в этот день я хочу пожелать самого главного для жизни — счастья, которое не купишь за деньги. Удачи, которую трудно поймать. А главное, здоровья, без которого никак нельзя. Пусть это Рождество станет еще одним ярким моментом в жизни. Поздравляю!
?????
Самого светлого, хорошего, праздничного настроения. Радости, блеска в глазах, улыбок, позитивных мыслей и везения, душевной гармонии и только настоящих людей рядом. Пусть сказка в дом придет, луч тепла и света будет оберегать каждый день. Верьте только в лучшее, тогда все приятные встречи будут неслучайными.
✨✨✨✨✨
Поздравляю с праздником света, любви, веры и семьи — Рождеством Христовым! Пускай в Вашем доме всегда будет тепло, уютно, радостно, вкусно пахнет, будет много веселого смеха, искренних объятий, добрых слов. Пусть Ваша крепкая вера поможет пройти любые трудности, а Господь наградит за это всеми благами!
?????
С Рождеством Христовым! Пускай яркая Рождественская звезда зажжет в душе огонь и поможет отыскать дорогу к мечте! Пусть Господь и Ангелы помогут ее осуществить! Чудес тебе и волшебства! Сказочного настроения и неожиданных, невероятных, но очень приятных сюрпризов!
✨✨✨✨✨
Поздравляю с одним из самых великих и чудесных христианских праздников — Рождеством! Желаю встретить этот день в кругу близких и родных людей, поделиться душевным теплом, радостью и веселым настроением. Пусть Ваш дом будет полон достатка, любви, веселья, милосердия и смирения. Желаю, чтобы Господь слышал Ваши искренние молитвы и помогал во всех делах!
Пусть в этот серебристо-синий зимний вечер, когда приходит величайший праздник рождения Христа, к тебе спустится с небес Ангел. Пусть он подарит тебе непобедимую силу веры, яркий лучик надежды и неугасимый огонь искренней и всепрощающей любви к ближнему. Пусть он поможет твоим молитвам как можно скорее дойти до Бога, а мечтам — исполниться!
✨✨✨✨✨
Поздравляю вас с праздником Рождества! Пусть этот чудесный день наполнит ваш дом атмосферой сказки, а под елкой окажутся необыкновенные подарки! Желаю, чтобы этот праздник принес много веселого смеха и встречи с дорогими вам людьми. Хочется пожелать вам мира и процветания, чтобы только любовь, радость и душевная теплота окружала в жизни вас и вашу семью!
?????
В канун Рождества примите от меня самые искренние поздравления! Желаю вам сказочных праздничных чудес, радостных встреч с родными и друзьями, исполнения самых невероятных желаний и планов. Пусть ваши глаза сияют от предвкушения подарков, а сердце согревает нежность и забота родных людей. Любви вам, мира в доме, процветания и здоровья еще на сто лет!
Короткие поздравления с Рождеством со смыслом
Желаю вам на Рождество,
Чтоб не кончалось волшебство,
Любви и счастья полный дом,
Пусть помогает Бог во всем!
✨✨✨
Пусть Рождество войдет в ваш дом,
С собой неся все то, что свято!
Пусть будут смех и радость в нем,
От счастья и душа богата!
✨✨✨
Меховые елочки
Пахнут на весь дом,
Каждая иголочка шепчет:
«С Рождеством!»
✨✨✨
С Рождеством Христовым! Пускай люди станут к тебе добрее и ласковее. Чтобы все получалось и мечты становились реальностью.
✨✨✨
С Рождеством хочу поздравить
В этот самый светлый день.
Пожелать хочу я счастья
И всегда прекрасных дней.
✨✨✨
С Рождеством Христовым! Пусть осветит вам жизненный путь звезда, как указала она дорогу волхвам к младенцу Иисусу! Пусть дни ваши будут наполнены светом, добротой, миром и гармонией.
Душевные короткие поздравления с Рождеством Христовым
Рождество — светлый праздник. И в этот день я хочу пожелать самого главного для жизни — счастья, которое не купишь за деньги. Удачи, которую трудно поймать. А главное, здоровья, без которого никак нельзя. Пусть это Рождество станет еще одним ярким моментом в жизни. Поздравляю!
???
Со светлым праздником Рождества! Мира и благополучия, уюта в дома и умиротворения в сердца, а также мирного неба над головой и Божьей благодати!
???
Желаю я всего-всего
В красивый праздник, в Рождество! —
Летящих звёздочек с небес,
Реальных, жизненных чудес,
Минутки слабости и счастья,
Судьбы хорошей, без ненастья,
Тепла, уюта, дружбы в доме,
Всего этого ― в тройном объёме!
???
Желаю, чтобы это волшебное, праздничное настроение Рождества согрело ваши души и наполнило вашу жизнь улыбками. Пускай вокруг вас всегда будет добро и понимание. Сохраняйте в ваших сердцах веру и любовь, и тогда Господь наградит вас благодатью и светом. С Рождеством!
???
Поздравляю со Светлым праздником — Рождеством Христовым! Пусть в доме будет уют и умиротворение, близкие ― счастливы и здоровы. Желаю только добра, и чтобы все загаданные в волшебную ночь желания обязательно сбылись!
Источник фото
Источник
Источник
Источник
Источник
Это стало началом новой сказочной истории, участие в которой приняло огромное количество людей – покупатели, сотрудники Эпицентра, работники ведущих каналов, рекламных агентств, партнеры и все неравнодушные.
Все, что нужно было сделать для участия в акции, – это:
- Выбрать лист на елке в торговом центре Эпицентр.
- Обратиться к администратору торгового центра (в инфоцентре) для записи в магический реестр Ангелочков добрых дел.
- Подготовить подопечному или подопечной подарок, на который он/она ждет, прикрепить письмо к подарочному пакету и передать администратору торгового центра (в инфоцентре).
Каждый, кто присоединился к акции и выбрал письмо, до глубины сердца проникся судьбой своего маленького подопечного, с которым через письмо на елке состоялось заочное знакомство. Люди показывали друг другу письма, советовались, ходили вместе покупать подарки, представляли эмоции мальчика или девочки, которые получат подарок. Ведь роль настоящего волшебника – дело ответственное, и каждый искренне хотел справиться с ним на все 100%.
Так трогательно, когда люди, найдя время в ежедневной суете, с любовью и заботой выбирали подарки. И не сами, а целыми семьями – с детьми, внуками, друзьями. Всем хотелось дать ребенку чуть больше, чем конкретно указанный подарок, прислать лучик человеческого тепла и любви малышке, которая по стечению жизненных обстоятельств осталась без опеки.
Многие прилагали к подаркам еще теплые носки, красивые заколки, шкатулки, перчатки, шарфики и множество других безделушек. То, что сами покупают своим деткам и без чего, кажется, обойтись просто невозможно. И не верилось, что есть дети, которым не хватает таких простых обыденных вещей. Волна добра объединила людей, заставила задуматься над такими простыми, но важными вещами в жизни, как доброта, сострадание и помощь ближнему.
И вот настало время, когда подарки отправились к своим маленьким заказчикам. Детки с огромной радостью и счастьем принимали яркие пакеты от Святого Николая и Деда Мороза и радовались тому, что их мечты осуществились. Это был настоящий праздник. Щедрая волна добра принесла море радости, тепла и сказочной магии! Счастливые эмоции и радостный блеск в глазах детей стали самым весомым доказательством того, что мы все вместе сделали большое дело – ОСУЩЕСТВИЛИ ДЕТСКИЕ МЕЧТЫ! Если откровенно, то слезы радости были у всех – и у детей, и у воспитателей, и у волонтеров, которые передавали подарки в детдома.
«В нашем заведении сейчас находится 40 детей. Это дети с поражением центральной нервной системы, есть детки с инвалидностью. Каждый год перед новогодне-рождественскими праздниками они, как и все, ждут настоящего чуда, волшебства и подарков. Выражаю искреннюю благодарность людям с большим добрым сердцем, которые не забывают о других и занимаются благотворительностью, помогают тем, кто действительно в этом нуждается. Отдельная благодарность Эпицентру, который организовал такое важное дело и передал подарки в детский дом», – поделилась директор Львовского детского дома №1 Галина Качановская.
«Мы очень благодарны организаторам акции «Ангелочки добрых дел» за подарки и счастливые эмоции детей. В нашем заведении 104 ребенка. Это дети-сироты, дети с инвалидностью и дети, лишенные родительской опеки. Есть детки, от которых отказались сразу после рождения. Все они нуждаются во внимании и заботе. Мы, работники заведения, стараемся окружить их любовью и теплом, но, конечно, родительского внимания не заменит никто. Вы подарили детям невероятный праздник! Мы благодарны за то, что люди откликнулись на акцию и осуществили мечты наших малышей. Это в очередной раз доказывает, что мир не без добрых людей», – рассказала и. о. главного врача КЗ КОР «Специализированный областной Дом ребенка г. Боярка» Вера Сичкаренко.
«Когда нам позвонили из Эпицентра и сообщили об акции, мы с детками сразу начали писать письма мечтаний. Каждый ребенок верил в осуществление своего желания. Все письма мы отправили добрым волшебникам. А когда Святой Николай с помощниками пришел с целыми охапками подарков – для детей этот день стал самым счастливым в жизни. Мы благодарим всех неравнодушных, кто присоединился к акции и передал подарок ребенку. В частности, спасибо за развивающие игры. Игра «Дженго» – отныне любимое занятие на досуге для наших деток. Убеждена, что такие эмоции детки запомнят на всю жизнь», – отметила воспитатель-методист Мирненского областного центра социально-психологической реабилитации детей Запорожского областного совета Инна Федоренко.
«Акция «Ангелочки добрых дел» подарила деткам нашего заведения настоящую предновогоднюю сказку. Ведь написать о своей мечте в письме, а потом получить желаемое в подарок – разве не сказка. Дети очень счастливы! Они верят в чудеса и в то, что когда очень чего-то хочешь – это непременно осуществится. Огромная благодарность всем волшебникам и волшебницам, которые откликнулись на детские письма!» – отметила заместитель директора по учебной работе Потиевского учебно-реабилитационного центра Житомирского областного совета Аза Бурнис.
В период акции было собрано 2 769 детских писем из 82 заведений по всей Украине, среди которых: детские дома, дома-интернаты, школы-интернаты, детские дома семейного типа, реабилитационные учреждения, специальные школы, центры социальной поддержки и др. Все подарки были переданы в учреждения и персонально вручены каждому ребенку.
Верим, что акция «Ангелочки добрых дел» станет доброй традицией и все больше людей будут приобщаться к ней каждый год. Ведь именно добро и забота дарят детям из детских домов веру в людей, дают возможность окунуться в атмосферу праздника и веселья. Мечты сбываются! Помните, что ангелы добрых дел живут в каждом из нас. Стоит лишь расправить крылья и начать воплощать магию добра в жизни.