Перед тем как прочитать сказку, вы можете выбрать удобный для онлайн-чтения шрифт текста, его размер, а также подобрать цвет фона страницы сайта
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
— Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
— Поди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать её:
— Ау, ау, Снегурушка!
Только эхо им в лесу и откликнулось.
Краткое примечание к сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка»
Обязательно прочитайте и сравните со сказкой «Девочка Снегурочка» В.И. Даля следующие русские народные сказки:
Одну из сказок мы уже могли прочитать (на этой странице выше): «Снегурочка»,
вторая сказка – «Снегурушка и Лиса».
Сказка В.И. Даля
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:
— А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!
Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:
— Что же будешь делать — нет, так и взять негде. Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики — пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:
— Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать:
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.
Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:
— Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!
Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.
— Иди, — говорит, — куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!
Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.
Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.
Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.
Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: «Ау! Ау!» Идет медведь, хворост трещит, кусты гнутся:
— О чем, девица, о чем, красная?
— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!
— Слезай, — сказал медведь, — я тебя домой доведу!
— Нет, медведь, — отвечала девочка Снегурочка, — я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня! Медведь ушел. Бежит серый волк:
— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
— Слезай, — сказал волк, — я доведу тебя до дому!
— Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!
Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна:
— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
— Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!
— Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!
Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет.
— Гам, гам, гам! — залаяла собака в лесу. А девочка Снегурочка закричала:
— Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!
Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!
Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.
Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.
Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.
Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.
На сайте, кроме сказок о Снегурочке, вы сможете найти и прочитать многие другие сказки.
Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.
Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.
В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».
Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.
Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.
Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.
Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.
Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.
Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.
Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».
И каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.
Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.
Кострома четырежды родина Снегурочки:
- первое рождение — возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу,
- второе рождение Снегурочки — в весенней сказке А. Н. Островского — писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,
- третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).
четвёртое — воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.
Образ Снегурочки незафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.
[media=http://www.youtube.com/watch?v=axMpC6M8wDk]
В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.
- образ дочери Мороза
- образ Костромы
- символ застывших вод
Подробнее.
1. Душечкина Е.: Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…
Эскиз к пьесе А. Островского «Снегурочка»
Васнецов В. Снегурочка
Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…
2. worlds.ru: Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы — это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.
Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома — это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы — заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.
Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: «Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла». Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник — это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.
Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.
Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.
Кострома — дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали — решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.
Образ Костромы связан с празднованием «Зеленых святок» — проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.
Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.
3. Версия Жарниковой С. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне — боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка — воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
Снегурочка..мифологические корни
Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…
Родословная
Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.
Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу». Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу «Снегурочка», где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.
Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.
По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.
Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, – кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.
Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда – кокошник.
Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.
Деятельность
Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.
В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.
И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.
Место жительства
Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?
На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.
Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.
В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.
Источник: по материалам рунета
Автор: Елена Горбунова
(Cлайд 1)
Ведущий 1:
Мы начинаем свой рассказ,
И вот специально, лишь для вас,
Назад мы стрелки повернем
И время прошлое вернем.
Ведущий 2:
Уйдем назад мы не на год,
А лет, так скажем, на пятьсот.
Узнаем мы, как и когда
И в те далекие века
Ведущий 1:
Встречали люди Новый Год,
И как водили хоровод,
Какие песни хором пели,
И что на праздник предки ели
(Слайд 2)
Ведущий2:
Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто тёплое лето сменялось дождливой осенью, за ней приходила снежная зима, а после долгих холодов звенели ручьи. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие — сколько смогли пережить суровых зим.
Ведущий1:
В глубокой древности на Руси было принято отмечать наступление нового года весной. Считалось, что после долгой зимней спячки весной рождается год, а зимой он умирает. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния.
С 10 века по 15 век Новый год на Руси стали отмечать 1 марта. Символом рождения нового года служило вишневое деревце — его ветки приносили 1 марта в дома.
(Слайд3)
Ведущий 2:
Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. Жгли обрядовые костры. Костры приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах сжигали все старые вещи, через них прыгали — кто через костёр прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год!
Игра «Перепрыгни через костер»
Ведущий 1:
Вокруг изб водили хороводы. Песнями и плясками встречали на Руси новый год. Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков», «куликов», дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Вечером на посиделках пели, танцевали, играли.
И мы сейчас с вами заведем хоровод.
Хоровод «Змейка»
(Слайд 4)
Ведущий 2:
С 15-ого века Новый год на Руси стали отмечать 1-ого сентября. Сентябрь – месяц, когда собирали урожай. Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны были быть овсяная каша, яйца, творог, мед, вино из ягод, оленина или говядина.
Ведущий 1:
В полночь раздавался пушечный выстрел, начинали торжественно звонить колокола, люди поздравляли друг друга, троекратно целовались и желали друг другу всяческих благ в Новом году. В честь праздника принято было украшать лентами берёзку — самое любимое на Руси дерево. Затем водили игры, хороводы.
Ведущий 2:
Давайте разучим одну русскую народную игру:
«Заплети косу».
На вершину березы привязывают длинные ленты. Соревнуются 5-6 мам.
Первые- заплетают косы . Вторые — расплетают.
(Слайд 5)
Ведущий 1:
Время правления Петра Великого стало для новогоднего праздника переломным моментом.
Я передаю слово нашей со ведущей сегодняшнего вечера Пищаевой Н.В.
Наталья Владимировна:
С 1700 года запрещено было отмечать Новый год 1 сентября.
(Слайд6)
В 1699 году Царь Петр издал указ отмечать Новый год с Рождества Христова. 1 января нужно поздравлять всех с праздником. Вечером, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, каждый должен был на своем дворе выстрелить по 3 раза из пушек или ружей и выпустить несколько ракет.
(Слайд 7)
1 января 1700 года сам царь Петр первый пустил ракету, которая, возвестила народу о наступление нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха по всей Москве… В темном небе вспыхивали разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Устраивались новогодние балы-карнавалы. Петр I следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
(Слайд
В указе Петра предписывалось украшать дома и подъезды к ним еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками, наряжая их фруктами, овощами, конфетами и орехами.
Каждое украшение имело свое значение, яблоки, например, символизировали плодородие, орехи – непостижимость божественного бытия.
(Слайд 9)
Стоит сказать, что к празднеству зимой подданные Петра I были отчасти даже готовы, так как ранее в эти дни отмечались святки.
Гуляния, костры, катания на санях, хороводы, гадания, все это переплелось с принесенными Петром нововведениями и превратилось в ожидаемое всеми веселье.
(Слайд 10)
Вечер, предшествующий новогодней ночи, получил название «щедрый».
Было принято накрывать насколько можно богатый и красивый стол. Хозяева относились к этому с большим вниманием, так как олицетворял он достаток, ожидающий семью в следующем году. Центральным блюдом чаще всего становился молоденький поросенок, зажаренный на вертеле, специально к празднику пеклись пироги, варились компоты, взвары, кисели и пиво.
Ведущий 1:
Новогодние обычаи со временем видоизменялись, но большинство из них мы можем наблюдать и в наше время. Люди по-прежнему весело проводят день Нового года, поздравляют друг друга и дарят подарки и водят хороводы.
Ведущий 2:
И мы сейчас с вами тоже заведем дружный новогодний хоровод.
Песня «В лесу родилась елочка»
Ведущий 1:
Елка с давних времен считается символом Рождества и Нового Года.
Но как она им стала? (ответы).
Презентация «История новогодней елки»
Ведущий 1:
В XIX веке первые появились рождественские елки в Петербурге, в домах живших там немцев.
Первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны.
24 декабря 1817 года по ее инициативе установили домашнюю рождественскую ёлку в личных покоях императорской семьи в Москве-1 слайд в 1818 г. — в Аничковом дворце. -2 слайд.
На Рождество 1828 императрица Александра Федоровна в Большой столовой дворца устроила «детскую елку» для пяти своих детей и племянниц. На празднике также были дети некоторых придворных. На столах стояли елочки, украшенные золочеными яблоками, конфетами и орехами. Под елочками лежали подарки.
Ведущий 2:
С конца 1840-х годов началась продажа елок. Ими торговали крестьяне у Гостиного двора. Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финским крестьянам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого.
Столичная знать быстро отошла от образца маленьких немецких ёлочек и устраивала соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. Елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. После окончания праздника украшения елки разбирались на сувениры и на поедание.
В состоятельных домах елки часто украшали дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а также дорогой материей и лентами.
Само дерево сначала называлось «рождественским деревом», а позже получило имя «елка», которое закрепилось за ним уже навсегда. Елкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: «пойти на елку», «устроить елку», «пригласить на елку».
Ведущий 1:
А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными
праздниками. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, ставшая его символом.
Конец «неправильному осуждению ёлки» был положен на исходе 1935 года. В конце 1935 года ёлка была не просто возрождена, она превратилась в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране».
Ведущий 2:
В древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, Трескун. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, задабривая сурового духа, дарили подарки ему, выставляли на окно: блины, кутью и кисель. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад.
Слайд 10
С тех пор Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь. Многие старые обряды — веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.
Новогодняя викторина для родителей «Что? Где? Когда?»
Ведущий:
Ответьте на вопросы, связанные с празднованием Нового года. Получите снежинки
1 вопрос: Какой древний российский город считается родиной Деда Мороза? (Великий Устюг, Волгоградская область.)
2 вопрос: Какой российский город является исторической родиной Снегурочки? (Кострома. В Костроме у Снегурочки есть и терем, и гостиная, где она радушно принимает и развлекает своих гостей любого возраста.)
3 вопрос: К представителям какой профессии в европейских странах было принято прикасаться «на счастье» на Новый год? (К трубочистам.)
4 вопрос: Как называется русский старинный, но нестареющий танец у новогодней ёлки? (Хоровод.)
5 вопрос: В Японии о приходе Нового года возвещают 108 ударов в колокол, в Великобритании новогоднюю полночь отбивают лондонские часы Биг-Бен. А в России? (Московские Кремлёвские куранты.)
6 вопрос: На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой веревкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.)
7 вопрос: Как можно объяснить смысл традиции, распространенной в Германии, когда встречающие Новый год перед боем часов забираются на стулья, чтобы «спрыгнуть» в наступающий год? (Это объясняется символическим желанием «не наследить» в наступившем году, оставив в прошлом все плохое, что могло бы прилипнуть даже к подошвам обуви.)
8 вопрос: Чьи глаза у Деда Мороза? (Папины).
9 вопрос: Что растет на елке? (Шишки да иголки)
10 вопрос: В Японии Новый год встречают 108 ударами колокола в храме, символизирующими очищение от шести человеческих пороков, причем каждый с 18 оттенками (6 х 18 = 108, понятно, откуда это число?). А теперь назовите эти шесть пороков, с которыми не стоит вступать в год наступающий? (Жадность, злость, глупость, легкомыслие, алчность, нерешительность.)
11 вопрос: Почему у будущего поэта Пушкина в детские годы новогодней ёлки не было? (Ёлку в России стали использовать как новогоднее дерево только с середины XIX века.)
12 вопрос: Почему вечером 31 декабря итальянцы ходят по середине мостовой? (Они опасаются ходить по краям мостовой по соображениям техники безопасности, так как итальянцы под Новый год выбрасывают из окон старый хлам и мебель.)
13 вопрос: В какой стране во время новогодних уличных процессий – самой захватывающей части праздника – зажигают тысячи фонарей, чтобы осветить ими путь в Новый год? (В Китае.)
14 вопрос: Прозвище Деда Мороза. (Красный нос.)
15 вопрос: У этого новогоднего дедушки долгополая шуба красного цвета, шапка-боярка, окладистая белая борода и длинный посох в руках. Чей это Дед Мороз? (Российский Дед Мороз.)
16.Какая страна самой первой отмечает приход Нового Года?(Новая Зеландия)
17. Зимние забавы? (Катания на лыжах и коньках). ). Фигура, которой приветствуют елочку? (Круг (хоровод).
18. ). Она есть не только у пса, но и у ели. (Лапа)
«Новогодняя викторина для детей»
- Какого цвета шубы нет у Деда Мороза: белой, синей, зеленой или красной?
- Какой предмет громко разбрасывает конфетти?
- Каких животных впрягает в сани Дед Мороз?
- Какие животные в санях у Санта Клауса?
- Кого лепят из разных по величине комьев снега?
- Какое дерево «приносит» подарки в Новый Год?
- Кто растаял, перепрыгивая через костер?
- Какой любимый головной убор Снеговика?
- Какое имя было у мальчика, похищенного Снежной Королевой?
- Что такое «серпантин»?
- Какая новогодняя песенка рассказывает о жизни елочки?
- В какой стране под бой часов съедают ровно 12 ягод винограда?
- Какой новогодний персонаж не может ходить без метлы?
- Кто был «прапрадедом» Деда Мороза?
- Ледяная морковка – это …?
- Какой волшебный предмет всегда носит Дед Мороз?
- Если сложить все зимние месяцы, что получится?
- Какое дерево в Древнем Египте украшали к новогодним праздникам? 1
- Где находится поместье Российского Деда Мороза?
Ответы: 1.Зеленой. 2. Хлопушка. 3. Лошадей. 4. Олени. 5. Снежную Бабу. 6. Елка. 7. Снегурочка. 8. Ведро. 9. Кай. 10. Бумажная ленточка в рулончике. 11. «В лесу родилась…» 12. В Испании. 13. Снеговик. 14. Морозко. 15. Сосулька. 16. Посох. 17. Зима. 18. Пальму. 19. В Великом Устюге.
Кто под Новый год приходит к детям? (Д.Мороз).). Что пишут дети главному деду страны? (Письма). Самая нарядная особа на празднике? (Елочка). Зимний леденец, который нельзя кушать? (Сосулька). Зимой звезда, а весной вода? (Снежинка). Летом звездопад, а зимой … (снегопад). Самая известная внучка? (Снегурочка). Волшебная палочка зимнего деда? (Посох). Любимый цвет дедушки Мороза? (КрасныйСказка о мальчике с куском льда вместо сердца? («Снежная королева»). Место рождения елочки? (В лесу). Листья зеленой красавицы (иголки). Где зимой можно увидеть дождик? (на елочке). Что загорается на елочке на счет три? (Огоньки). Новогодняя традиция, которую обожают и взрослые и дети? (Дарение подарков). Где растут новогодние пряники? (На елочке). Залп в честь новогоднего праздника? (Салют). Горящие, искрящиеся палочки в руках взрослых? (Бенгальские огни). Где Дед Мороз прячет подарки? (В мешке). Мягкие, холодные, зимние подушки? (Сугробы). Кто крадет тепло? (Холод). Зимний художник, рисующий на стекле? (Мороз). Зимний месяц ветров? (Февраль). Седое время года? (Зима. Кто в Новогоднюю ночь поздравит самое большое количество людей? (Президент). Сколько дней в декабре? (31 день). Что любит елочка? (Хороводы и песни). Какой подарок детки готовят главному дедушке? (Стихи, загадки, песенки). Условие посещения новогоднего праздника? (Костюм).
Самый любимый праздник в нашей стране, который празднует все от мало до велика — Новый Год. Главными символами этого события являются наряженная елка, старый добрый волшебник — Дед Мороз и его внучка Снегурочка.
Обычно к детям на утренники приходит Дедушка и раздает подарки выслушав стихотворение или песенку. Так как он уже старый, и не всегда успевает за ребятней, ему во всем помогает молодая и розовощекая внучка. Родителей у Снегурочки нет — они вдвоём с дедушкой живут душа в душу. Сказочная девочка рассказывает малышне о том, кто получит подарки, предлагает всем вместе спеть песню или станцевать и потом помогает Морозу с подарками — чтобы ни один из приглашенных не остался без сюрприза. Дети любят Снегурочку так же как и Дед Мороза, ведь именно они приносят с собой ощущение волшебства и чудес в главную ночь каждого года.
Снегурочка очень любит когда детишки приходят в разнообразных костюмах, ведь она сама еще ребенок и любит поиграть и попритворяться как будто бы принимает тех кто в костюмах за настоящих героев сказок, животных или супергероев. Одежда же Снегурочки не меняется из года в год — у нее расшитое блестками голубое платье красивые голубые сапожки. Коса у девочки практически достаёт до пояса, и кроме того, на голове она носит теплый кокошник. Голубые цвета в ее одежде — противовес красному халату Деда Мороза, ну и к тому же Снегурочка сделана из снега и этот цвет олицетворяет холод. Она всегда очень празднично и нарядно выглядит.
Снегурочка одна из самых популярных героев различных сказок и мультфильмов. Ей постоянно приходится бороться со злодеями, которые хотят навредить Дед Морозу или испортить праздник всему свету. Но благодаря тому, что дети всегда на стороне добра и помогают своей любимой героине Снегурочке — всем вместе им удаётся победить отрицательных персонажей. Снежная девочка очень добрая, и всеми силами пытается сохранить веселье и радость всем людям. Ведь она никак не может допустить того, чтобы дети остались без подарков в эту главную ночь года.
Однажды на Новогоднюю елку я попросила маму сшить мне костюм Снегурочки. Получилось очень похоже и я с удовольствием весь праздник пробыла этой сказочной снежной принцессой.
Сочинение 2
Такая сказочная героиня как Снегурочка непременно ассоциируется с праздником Нового года. Она приходит вместе с дедушкой Морозом и помогает ему раздавать подарки всем хорошим детям.
Существует много интересных историй про эту милую девочку. Есть даже народная сказка, которая и называется соответственно – «Снегурочка».
В ней рассказывается о том, что…
Жили дед и баба. Они были достаточно старые, но детей у них не было. Однажды зимой им было очень скучно, зато на дворе лежало много снега. Старые люди вышли на улицу и решили слепить снежную бабу. Дед слепил девочку из снега. Вместо глаз вставил два уголька. И тут произошло настоящее чудо – девочка ожила! Старик со старухой были очень счастливы и назвали девочку Снегурочкой (потому, как та была сделана из снега). Она стала любимой доченькой старых людей.
Снегурочка обладала невероятной красотой. У нее были длинные белоснежные волосы, которые она заплетала в косы. Ее любили все дети во дворе. Птички пели именно ей свои звонкие песни. Девочка была доброй, веселой, всегда громко смеялась. Баба и дед любили свою девочку. Одна была беда – Снегурочке нельзя было показываться теплому солнышку, которое с легкостью могло ее расплавить.
Однажды Снегурочка пошла праздновать приход весны с подружками. Там они веселились, пели песни и танцевали. Было и еще кое-что, что делали все девочки, кроме красавицы-Снегурочки. Они прыгали через высокий костер. Снегурочка знала, что ей этого делать нельзя. Но девочки подбадривали ее и говорили, что с ней ничего плохого не случится, и что у нее все получится (они не знали, что девочка была сделана из снега). И красавица-Снегурочка поверила им. И прыгнула… и когда она находилась над самой верхушкой костра, огонь ее «съел». Снегурочка растаяла из-за сильного тепла.
Вообще Снегурочку изображают обычно в теплой пушистой белой, голубой или синей шубе, и шапке с «помпоном». Она обладает стройным телом. Глаза у девушки голубые, а волосы белоснежного цвета. Снегурочка улыбчива и добра ко всем. Птицы и лесные животные – ее верные и надежные друзья.
Многие хотели бы быть похожими на Снегурочку, ведь она настоящая красавица.
2, 3, 6, 8 класс
`
Снегурочка
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Пустынник Нестерова
На картине изображен довольно унылый пейзаж. Стоит поздняя осень. Это можно определить по ветке рябины, что выглядывает справа. На ней красуются яркие гроздья спелых ягод и еще не облетели листья.
- Сочинение Хлестаковщина как нравственное явление
«Ревизор» — сатирическая пьеса, одно из лучших творений Н. В. Гоголя. Автор написал это произведение в 1835 году, но также в 1842 году он немного его исправил, что и стало окончательным вариантом для публикации.
- Что такое Жизненный опыт сочинение
Каждый из нас не раз слышал словосочетание «жизненный опыт», но задумывались ли мы о том, что оно означает? Практические навыки? Яркие воспоминания? Знания об окружающем мире?
Учитель:
Волкова Анастасия Владимировна.
Предмет:
литературное чтение.
УМК:
«Перспектива», хрестоматия для 1-4 классов.
Класс:
2.
Тема:
«Русская народная сказка «Снегурочка». Чему учит сказка».
Тип
урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование:
хрестоматия для 1-4 классов, рабочие тетради, электронная презентация,
раздаточный материал (иллюстрации к фрагментам текста)
Цель:
научить детей понимать основную мысль текста, определять нравоучительный
аспект сказки.
Планируемые
результаты:
Предметные.
Учащиеся научатся понимать различия авторской сказки и народной. Продолжат
совершенствование техники чтения, умений работы с текстом. Научатся
сопоставлять содержание смысловых частей текста с художественными
иллюстрациями. Научатся восстанавливать хронологическую последовательность действий
литературного (фольклорного) произведения.
Метапредметные.
Обучающиеся продолжат учиться формулировать тему, цель и задачи учебного
занятия, планировать собственную деятельность на уроке в соответствии с
поставленными задачами. Будут развивать способность сопоставлять свои действия
с запланированными результатами. Продолжат работу над выстраиванием цепи
логических рассуждений и умозаключений, формулированием собственных мыслей,
построением монологических высказываний. Ученики будут развивать умение
выслушивать друг друга и критично оценивать высказывания одноклассников,
соблюдая этические нормы коммуникации.
Личностные.
Обучающиеся будут развивать художественно-эстетический вкус и интерес к
фольклору и литературе, развивать эмоционально-нравственную сферу.
Ход
урока
1. Орг.
момент.
Приветствие, настрой на учебную
деятельность.
2. Речевая
разминка.
На слайде презентации пословицы и
поговорки про сказку, которые учащиеся читают.
1.Сказка – ложь, да в ней намек.
2.Сказка от начала начинается, до конца
читается, в серёдке не перебивается.
3.Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается.
4.В сказках всё есть, да в руках ничего
нет.
5.Красна сказка складом, а песня – ладом.
После чтения
учитель обращается к классу: «Ребята, как вы понимаете значение пословицы под
номером 1?». (Вывод: В сказке описываются вымышленные события, которые не
могут произойти в реальной жизни. Но любая волшебная история, представленная в
сказке, нас чему-то учит.)
3. Актуализация
знаний, проверка домашнего задания.
Учитель: «Ребята,
давайте проверим, как хорошо вы поняли отрывок сказки, прочитанный дома. На
слайде перед вами несколько иллюстраций к тексту. Расскажите, пожалуйста,
какие события изображены на каждой из них»
Учащиеся отвечают,
вспоминают действия в сказке, главных героев, последовательность событий.
Вопросы
уточняющие, наводящие:
— Что расстраивало
деда с бабой? (всего у них было вдоволь, а самого главного – деток не было)
— Какой выход они
нашли для себя? (решили слепить они себе дочку)
— Какая дочка у
них получилась? (красивая, живая, глазки голубые, роток из алой ленточки)
— В какое время
года слепили себе дед с бабой Снегурочку? (зимой)
— Что наступило
после зимы? (весна)
— Как Снегурочка
отнеслась к приходу зимы? Почему? (заскучала, невесела стала. Все ребята
радовались, а снежная девочка все грустила, плакала. Тепло она не любила, по
зиме и холоду скучала)
4. Постановка
проблемного вопроса. Введение в тему урока.
Учитель: «Ребята
мы с вами успели узнать, что Снегурочку слепили из снега дед с бабой. Девочка
получилась ладненькая. Но вот уж очень не любила тепло, приход весны ее очень
расстроил. На последней иллюстрации мы видим, как все ребята радуются, хороводы
водят, а Снегурочка в тенечке прячется и грустит. А что же будет дальше? Как вы
думаете?»
Обучающиеся строят
свои предположения.
Учитель: «Молодцы.
Сколько много возможных вариантов развития событий. Давайте сформулируем тему
нашего урока?»
Тема урока: «Продолжение
знакомства с русской народной сказкой «Снегурочка»».
Учитель: «Скажите,
а чем отличается народная сказка от авторской?»
Обучающиеся: «У
авторской есть автор. Ее написал писатель. А народную сказку придумал народ,
коллектив. Люди, которые не были писателями»
Учитель: «Молодцы.
А теперь вспомним, какая одна из главных особенностей сказки, которая отличают
ее от любого другого литературного произведения?»
Обучающиеся:
«Сказка нас чему-то учит».
Учитель: «Отлично.
Теперь сформулируйте цели нашего урока, пожалуйста»
Обучающиеся:
«1.Дочитать сказку до конца. 2.узнать то, чему нас учит сказка «Снегурочка»»
5. Работа
по теме урока.
Подготовка
к чтению:
На
слайде список слов, встречающихся в сказке. Словарная работа.
Лето
красное – красивое лето
Пуще
– сильнее
Велят
– говорят, что делать
Кузовок
– корзинка
Венки
плетут – украшение на голову из живых цветов
Хворост
– засохшие и опавшие ветки деревьев
6. Физкультминутка.
Наши
ручки
Руки
кверху поднимаем,
А
потом их отпускаем.
А
потом их развернем
И
к себе скорей прижмем.
А
потом быстрей, быстрей
Хлопай,
хлопай веселей.
7. Продолжение
работы по теме урока.
Чтение сказки (по
две строки по цепочке, жужжащее чтение).
После чтения
сказки, на экране появляется новый слайд с иллюстрациями к смысловым отрывкам
текста в хаотичном порядке.
Учитель: «Ребята,
обратите внимание на иллюстрации. Подумайте, какие события они отражают»
Дети объясняют
своими словами каждый эпизод, после обсуждения ищут изображенные действия в
тексте.
Вопросы к
обсуждению гибели Снегурочки:
— Ребята, что
случилось со Снегурочкой в конце сказки? (Она прыгнула через костер и растаяла)
— Хотела ли
Снегурочка прыгать? (нет, она не хотела, боялась)
— Почему же она
тогда решилась прыгнуть? (ее уговорили девочки. Все прыгали, веселились.
Снегурочка не хотела отличаться от подруг, как-то выделяться)
— К чему привело
ее желание, быть похожей на подруг? (к ее гибели)
— Как вы думает,
чему учит нас сказка? (Сказка учит меня быть самим собой, не смотреть на других
людей)
Вывод о том, чему
учит нас сказка, дети записывают в тетрадь под диктовку.
8. Подведение
итогов.
— Ребята, вы
согласны с тем, что мы разные? Человек должен сохранить свою индвидиуальность,
иначе, в погоне за всеобщим признанием мы можем потерять себя.
— Какую сказку мы
сегодня с вами дочитали? Кто ее автор?
— Наша сказка
подтвердила народную мудрость, с которой мы встретились вначале урока? (Сказка
– ложь, да в ней намек.)
9. Рефлексия.
Выберите и
продолжите предложение:
— Сегодня я
сумел…..
— После урока мне
захотелось….
— На этом уроке
мне было трудно…..
10. Домашнее
задание.
Ученики получают
листы с иллюстрациями из урока, расположенными в хаотичном порядке. Дома нужно
их вырезать и вклеить в тетрадь в правильном порядке. (Приложение 1)
Приложение
1.