Сказка смешные рассказы о школе

Сказки для школьной адаптации сказка 3 третья сказка смешные страхи наступило первое сентября. каждому ученику понятно - в этот день

Сказки для школьной адаптации (сказка 3)

%25D0%2590%25D0%25BD%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B9 Третья сказка
 Смешные страхи

 Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно — в этот день
дружно идем в школу! А для первоклассников — это особенный день: день
знакомства со школой, с учителем, с классом.
Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок
подгонял их в пути.

 Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом
цветов приближались они к Лесной школе. 

Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно
рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень
понравился, Еж оценил старания ребят. «Спасибо!» —

Сказки для школьной адаптации (сказка 2)

1627845205724

 Вторая сказка
Букет для учителя

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для
сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему
книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то
портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и
кармашками. 

А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу
надо нарядным идти, как на праздник», — ласково приговаривала она,
отглаживая белый воротничок у рубашки. 

Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и
аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!» 

Сказки для школьной адаптации (сказка 1)

%25D0%259C%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25BB%25D0%25B0

Здравствуйте, уважаемые родители!

Наши дети идут в первый класс. Меняется социальная роль — из малыша они становятся школьниками. Многие дети (да и родители) тревожатся (спасибо за откровенные ответы на Доске знакомств), ведь человека всегда пугает неизвестное. В классе мы (учитель и дети) будем работать над адаптацией, а сейчас я предлагаю вам несколько терапевтических сказок.

Советую читать сказки в спокойной обстановке, не спеша, обсуждая все моменты, что вызовут интерес ребенка или ваш.

Почему полезно прочитать эти сказки?Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам.
Малышам легче рефлексировать над своими поступками, осознавать причины
своих волнений через сказочные

Как жили древние люди (задание детям)

1628957604899

Дорогие ребята!

Все дети на территории нашей страны 1 сентября идут в школу.

Но давным-давно древние мальчики и девочки в школу не ходили. А как же они жили — вы можете узнать из познавательного мультфильма. Эти знания пригодятся вам на 1 уроке 1 сентября.

Мультик длинный, не обязательно смотреть его весь, но я прошу вас посмотреть первые 15 минут. 

И не просто посмотреть, но и найти в мультике ответы на вопросы, которые я написала под видео.

PRO-движение книги, или Собираем библиотечку

IMG 20210806 103052

Дорогие ребята и уважаемые родители!

Хочу представить вам еще один читательский проект, в котором мы будем принимать участие. Называется он — «PRO-движение книги». Этот проект инициирован региональным отделением Русской Ассоциации чтения. 

Главная цель участия в этом проекте — сделать книги «живыми», знакомыми, рассказать об интересном чтении своим друзьям — реальным и виртуальным.

В отличие от нашего классного проекта «Читать не вредно…» проект «Про-движение книги» — индивидуальный и для желающих. Все участники, успешно его завершившие, в конце года получат грамоты участников (а то и активного читателя или даже лидера чтения) международного проекта «ПРОдвижение книги».

Для того, чтобы стать участником, надо прочитать за год и «продвинуть» (рассказать) о трех книгах. Думаю, что у нас обязательно найдутся желающие. 

Список книг, в котором можно выбрать понравившиеся, можно найти вот здесь (я закреплю каталог на правой панели блога). 

Обратите, пожалуйста, внимание, уважаемые родители, что книги, которые дублируются в

Советы родителям будущих первоклассников (Часть 1)

0001 5716497323 20210811 013747 0000

Уважаемые родители! 

Давайте поговорим о том, как сделать времянахождение наших будущих первоклассников школе комфортным и полезным. Образование — это очень важно. Но не нужно забывать, что образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

1. Рассказы о школе.

Постарайтесь найти в памяти светлые и смешные воспоминания о школе и поделиться ими с ребенком. Это поможет ему настроиться на радостное ожидание.

2. Учите ребенка обращаться за помощью.

Ребенок должен помнить, что в школе все взрослые готовы ему помочь. На уроке у нас будут

Готовимся к проекту «Читать не вредно — вредно не читать»

%25D0%25A1%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D0%25B4%25D1%258F%2B%25D1%2587%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F

Здравствуйте, уважаемые родители!

Все 4 года в нашем классе будет действовать проект «Читать не вредно — вредно не читать». 

Каждый месяц мы будем вместе читать какую-либо одно и то же произведение (либо несколько произведений одного и того же автора), обсуждать их, выполнять различные творческие работы. 

Есть множество способов сделать так, чтобы ребенок НЕ читал, но один работает безотказно — не иметь дома книг. 

В начале лета я всегда публикую список произведений, которые надо иметь в поле досягаемости.

Первое домашнее задание, или Рисуем Букволандию

Первым домашним заданием, которое получили от меня будущие букволята — это нарисовать нашу новую страну — Букволандию. В этот раз пришлось поломать голову над шапкой блога, ведь рисунков я получила 26! Очень я старалась разместить их всех на самом видном месте, ведь теперь в течение 4-х лет это будет наша визитная карточка. 

Такие разные получились рисунки, но все они были об одном: Букволандия — чудесная стана, где живут добрые, любознательные жители, которые дружат друг с другом и очень любят читать. Некоторые ребята и рисунок нарисовали, и рассказ записали. Либо с помощью родителей (помощь родителей всегда только приветствуется), либо самостоятельно. Печатными буквами :) Вот просто горжусь, мои букволята! Просто молодцы, что постарались.

Давайте же посмотрим, как ребята представляют себе Букволандию.

s1200.jpg

Как человек жил в мире первобытном —
бессонной как-то ночью представлял,
справлялся с производством как и с бытом
и как в интимной жизни успевал.

Попробовал — прикинул думки к носу,
к утру исчезли многие вопросы;
мне легче стало с первыми лучами,
придуманным делюсь открыто с вами:

*

В пример семью представил рядовую.
В пещере однокомнатной бытуют
муж, да жена, да парочка ребят,
да тёща — так раскопки говорят.

День, как известно, начинается с утра.
Встаёт жена, толкает в бок супруга, —
вставай и одевайся, мол, пора,
поешь и не забудь зайти за другом.

Вскочив, доев остатки кабана,
взяв инструмент, спешит он на работу.
Опасна служба мужа и трудна —
поётся в песне — это про охоту.

Охотником работает весь день,
до ночи пропитанье добывает.
Он с детства бегал лучше, чем олень,
со школы точно в цель копьё метает.

С напарником-коллегой очень дружен,
плечом к плечу с детсада подрастали,
как две скалы здоровы оба стали,
а разум им пока не очень нужен.

Попался лось охотникам огромный.
Ждёт праздник две семьи отнюдь не скромный.
Но дотащить домой лося — не шутка,
места глухие — не поймать попутку.

*

Пока мужик в лесу пыхтит с добычей,
посмотрим, что в пещере происходит:
сын старший в школе, младший в ясли ходит,
жена — хозяйка, так велит обычай.

С утра стирает шкуры, причитая:
«О, Небеса! Вернётся, отчитаю.
И слёзы в ход пущу, и даже мат,
чтоб изобрёл стиралку-автомат.

Когда б любил меня, то столько б смог!
Пусть тот же пылесос простой, нескладный —
для человека — маленький шажок,
для человечества и мира — шаг громадный.

И так вот целый день, забыв про сон,
стряпня, уборка, стирка, глажка, мойка…
Попробуй, на ногах весь день постой-ка!
Ему откуда знать, охотник он!

Придёт с охоты, сделав вид усталый,
поест, поспит и ну копьё точить.
Горшок ни разу не убрал за малым,
урок со старшим тоже мне зубрить.

Сын старший тоже нынче учудил,
он камнем темя завуча пробил.
За меткость сына гордость разбирает.
Теперь директор в школу вызывает.

Бросок был чудным, но он выйдет боком.
Мозгов чуть-чуть, а всё же их стрясло.
Скорей бы уж додумались до окон!
Когда уже изобретут стекло?!

А муж добыл еды и в ус не дует.
И даже в свой законный выходной
на стенах день-деньской себя рисует
и зверя всякого, пронзённого стрелой.

Да, живопись — высокое искусство!
Я против не имею ничего.
Но лучше б проявлял ко мне он чувства…
О, Боги! Вразумите же его!»

*

А мужики, вспотев пятнадцать раз,
большую тушу тащат еле-еле,
вот-вот и у кого-то лопнет глаз,
сердцам их тесно биться в мощном теле.

Но прёт мужик упрямей ишака,
предполагая — ждёт его награда,
жена его приходу будет рада,
хоть не понять ей трудность мужика.

*

Немного отвлекусь, скажу о тёще:
хоть ничего не делает по дому,
в семье авторитет имеет мощный.
А разве где бывает по другому?

Союз «зять — тёща» — крайне неудачный.
И было неудобно то, что нет
пока той цифры, чтобы обозначить
количество прожитых ею лет.

Расслабиться чтоб тёща не успела,
найти ей срочно нужно было дело.
Мозги напряг зять, аж опухли ушки,
чтоб не казалась мёдом жизнь старушке.

Она стара, и не поручишь ей обед, —
сам съел бы, деток жалко, если честно.
Одежду шить — и разговора нет.
На что ж она годна, о, гром небесный?!

По ягоды ни раз не умудрилась
сходить (авось в лесу бы заблудилась).
Но всё ж не зря у зятя пухли ухи,
нашёл-таки занятье для старухи.

Со спичками в ту пору дефицит
народец ощущал довольно остро.
чтоб в венах бегал быстро лейкоцит,
огню потухнуть не давали просто.

Старушка в принципе была свободна
от всех домашних дел и что угодно
она творила, только б не зачах
источник жизни и тепла — очаг.

По силам оказалось ей заданье.
Поддерживать огонь — её призванье.
Как выяснилось, кроме дров в огонь
и масла подольёт, лишь только тронь.

Чуть не поладит муж с женой-милашкой,
иль поведенья сына не поймёт,
возникнет тёща со своей баклажкой,
в огонь умело масла подольёт.

Под чьими воевать ей парусами
без разницы. Чтоб одолеть врага,
у дьявола взаймы возьмёт рога,
против кого — вы догадайтесь сами.

Идёт разлад в семье. И тут всем ясно,
что как бы мужичина не потел
для дома, для семьи, хоть сотню дел
в день делай, все труды его напрасны.

Приходится ему на стороне
искать приюта для души и тела.
А незамужняя воздаст ему вдвойне
того, чего супруга не успела.

Вот это кайф! И что не говори —
себя мужчиной ощутил он вновь, —
и днём, и ночью ласки и любовь,
а главное — в формате «тёщафри».

Но за любовь приходится платить, —
достали соплеменников упрёки,
любовница мозг стала выносить, —
открыто стали наглыми намёки:

мол, скоро будет племени совет,
вождь и шаман — сойдётся вся элита.
Мне ж совершенно не в чем выйти в свет,
позор на весь период неолита.

Ты жаждешь ласки? Ну так не робей!
Мне надоел потёртый мой опоссум.
Взамен вонючей крысы мне убей,
ну, скажем леопарда. Есть вопросы?

Вопросов нет. Что с глупой бабы взять?
Да, утомляют путы адюльтера.
Всё чаще стал о детях вспоминать,
супруга перестала быть мегерой.

Всё бросить и домой! Но что там ждёт?
Как ни крути, а нужно возвращаться.
С любовницей решил он не прощаться
(английский род отсюда дни ведёт).

Вот тут, пожалуй, замолчу пока,
ведь хуже некуда, а жалко мужика.
_ _ _

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

«Касторенская  средняя общеобразовательная школа №1»

Касторенского района Курской области

Рассмотрена на заседании ШМО

учителей начальных классов

от «___»_______________2020г,

протокол №___

Руководитель ШМО_________ (Л.В.Капаева)

Согласована на методическом совете

Протокол №__ от  «___»_________2020г.

Заместитель директора по УВР

___________________Е.В.Самончева

Принята на заседании педагогического совета школы

Протокол № ___ от «___»_________________2020г.

Председатель педагогического совета

____________________ (Н.В.Карагодина)

  Рабочая программа

 по внеурочной деятельности «В мире книг»

направление –общеинтеллектуальное

для учащихся 2  «Б» класса

на 2020– 2021  учебный год

учителя начальных классов

Колесниковой ольги Александровны,

I квалификационная категория

Утверждена приказом  от

«___»_________2020 г.   №__

Директор школы

___________(Н.В. Карагодина)

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

       1.ФГОС начального общего образования. Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009

       2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

       3. ООП НОО МКОУ «Касторенская СОШ №1»

 4.Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год

        5.Локальный акт  МКОУ «Касторенская СОШ №1» (об утверждении  структуры рабочей программы)  

Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус,  формировать культуру чувств, общения.

Задачи: 

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений 

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• знакомиться с различными типами текстов.

           Курс   рассчитан на 68 часов в год, включает 2 занятия в неделю. В связи с праздничными днями календарно-тематическое планирование рассчитано на 64 часа.

 Планируемые результаты

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, пересказ);
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  •             Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка,  прибаутка.
  • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.
  • Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
  • Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
  • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
  • Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение  простейших случаев многозначности слов,
  • Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
  • Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
  • Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.

Содержание программы

     В содержание программы  включены два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

  Круг чтения:В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. 

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество часов

1

Стихи о школе и детях  

2

2

Сказки и рассказы о животных

6

3

Русские народные загадки

2

4

Времена года

8

5

О Родине

5

6

О дружбе

10

7

О добре и зле

6

8

Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве

3

9

Весёлые стихи и рассказы

5

10

О героизме и трусости

4

11

Рассказы и стихи о подвигах

2

12

Произведения о ребятах – сверстниках

4

13

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум

2

14

Стихи и рассказы о маме

4

15

Работа с книгой

5

ВСЕГО ЧАСОВ

68

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

По плану

По факту

1

07.09

С.Я.Маршак «Первый день календаря»,«Про одного ученика и шесть единиц»

2

07.09

А.Плещеев «Чему в школе учат»

3

14.09

В. Сутеев «Мышонок и карандаш»

4

14.09

Р. Киплинг «Слонёнок»

5

21.09

Загадки о животныхСеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки»

6

21.09

 Русские народные загадки

7

28.09

Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное»

8

28.09

В.А.Осеева «Пёрышко»

9

05.10

Худому делу — худой конец.  Итальянская сказка «Как осёл  петь перестал»

10

05.10

С. Баруздин «Кляксы»

11

12.10

В.Берестов «Змей – хвастунишка»

12

12.10

Стихи о Родине

13

19.10

Могилевская «Сказка о громком барабане»

14

19.10

Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»

15

09.11

Сказки о животных

16

09.11

Рассказы о животных.                                  Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки»,  «Этажи леса»

17

16.11

К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»

18

16.11

Весёлые стихи.                                                            Д.Хармс « Иван Торопышкин»  

19

23.11

Э. Мошковская «Хитрые старушки»

С.Маршак «Пудель», «Багаж»

20

23.11

Забавные стихи.А.Барто « Дом переехал»,  Хармс «12 поваров», «Иван  Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин»  

21

30.11

Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве.     Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке».

22

30.11

 Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

23

07.12

 Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

24

07.12

Рассказы и стихи о подвигах.М.Зощенко «Самое главное»

25

14.12

Емельянов «Храбрая девочка»

26

14.12

Сказки о настоящей дружбе.Афганская сказка « Волк – ябедник»

27

21.12

Африканская сказка «Вот так дружба!»

28

21.12

О героизме и трусости.                       С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»,            

29

28.12

Артюхова « Трусиха»,

30

28.12

С.Михалков «Прививка»

31

11.01

  К.Ушинский «Трусливый Ваня»

32

11.01

Жизнь дана на добрые дела.         Б.Житков « Помощь идет»

33

18.01

Жизнь дана на добрые дела. Е.Пермяк  « Пичугин мост»

34

18.01

Произведения о ребятах – сверстниках.

Киселев « Мальчик Огонек»  

35

25.01

С.Михалков  « Про мимозу»

36

25.01

Н. Г. Гарин — Михайловский «Тёма и Жучка»

37

01.02

Н. Г. Гарин — Михайловский «Тёма и Жучка»

38

01.02

Родину – мать учись защищать.        А.Гайдар « Поход»

39

08.02

 А.Гайдар «Сказка о военной тайне»  

40

08.02

А.Гайдар «Сказка о военной тайне»  

41

15.02

С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

42

15.02

Книги о ребятах и их делах.                           А. Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи»

43

22.02

Весна, весна на улице, весенние деньки!

Б. Заходер «Товарищам детям»

44

22.02

Э.  Шим    « Чем встречают весну?»

Э. Шим «Чем пахнет весна».

45

01.03

Знай и люби родную природу!

Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку»

46

01.03

Снегирев « Про пингвинов»

47

15.03

Г. Скребицкий «Колючая семейка»

48

15.03

Произведения о растениях.                  Э. Шим «Неслышные голоса»

49

22.03

Н.Павлова « Живая бусина»

50

22.03

Все  за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.                                               Н.Носов «Огурцы»

51

05.04

Н.Носов «Огурцы»

52

05.04

Н.Носов «Огурцы»

53

12.04

А. Гайдар «Чук и Гек»

54

12.04

А. Гайдар «Чук и Гек»

55

19.04

А. Гайдар «Чук и Гек»

56

19.04

Нет лучше дружка, чем родимая матушка.                                                             Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка — забота»,  

57

26.04

Емельянов « Рассказы о маме»  

58

26.04

«Легенда о матерях»

59

17.05

Трутнева «Проталинки»

60

17.05

Тебе смешно, а мне до сердца дошло.      Е. Чарушин «Кошка Маруська»,

61

24.05

В.Осеева « Кто всех глупее»

62

24.05

Выставка рисунков к любимым книгам

63

31.05

Игра – викторина «Угадай сказку»

64

31.05

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.                                                                Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец»,  « Отчего у белого медведя нос черный».Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс  – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

 Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.

Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Сказка смешарики слушать аудиосказка
  • Сказка случились вместе два астронома в пиру
  • Сказка смоленск индустриальная улица
  • Сказка слоненок киплинг читать
  • Сказка сладкова осень на пороге текст