Сказка случилось вместе два астронома в пиру читать

18.11.21 добрый день, ребята! тема: из русской литературы xviii века михаил васильевич ломоносов 1711-1765. краткий рассказ о жизни писателя детство

18.11.21

Добрый день, ребята!

Тема: ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765). Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

                       Ход урока

1. Прочитайте учебник с.54 -56 .

2. Просмотрите видеоурок . Запишите в тетрадь его основное содержание.

 3. Заполните таблицу « Роды и жанры литературы»

Вы начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художественной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.

Если образовать от этих терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические.

Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения.

Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене.

Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос включает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы; лирика — стихотворения; драма — пьесы, сценки.

В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расширяться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэмах и одах…

4. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ (письменно ответы в тетради)

1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?

2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»?

3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?

5. На двойных листочках выполняем тестовую контрольную работу. Разделитесь на варианты так, как сидели за партами в классе.

На листочке запишем

Восемнадцатое ноября

Контрольная тестовая работа 1

1 вариант

Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.

1. Как переводится слово «фольклор»?

А) индивидуальное поэтическое творчество

Б) народное знание, народная мудрость

В) авторское произведение

Г) старинное творчество

2. Кто является автором фольклорных произведений?

А) поэт

Б) летописец

В) писатель

Г) народ

3. Какой из перечисленных жанров не относится к малым жанрам фольклора?

А) поговорка

Б) закличка

В) загадка

Г) сказка

4. Что такое сказка?

А) занимательный рассказ о людях

Б) занимательный рассказ о приключениях

В) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

Г) легенда

5. На какие группы делятся сказки?

А) исторические, фантастические, бытовые

Б) волшебные, о животных, бытовые

В) о животных, волшебные, юмористические

Г) бытовые, о животных, романтические

6. Прочитайте фрагмент сказки.

«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…»

Укажите, какой «премудростью» народной сказки он является.

А) постоянный эпитет

Б) концовка

В) зачин

Г) присказка

7. Какой из указанных предметов не может быть в фольклорной сказке волшебным?

А) компьютер

Б) печка

В) яблоня

Г) метла

8. В каких сказках нет никаких чудес, а герои – реальные люди: муж, жена, солдат, барин и т.д.?

А) О животных

Б) Волшебных

В) Социально-бытовых

Г) Нет таких сказок

9. Как зовут самого распространённого героя русских сказок?

А) Алёшенька

Б) Никитушка

В) Иванушка

Г) Илья

10. К каким жанрам относят пословицы и поговорки?

А) Второстепенным

Б) Новым

В) Малым

Г) Большим

11. Из фольклора какого народа появилась сказка «Царевна-лягушка»?

А) Русского

Б) Английского

В) Итальянского

Г) Немецкого

12. Почему царевна-лягушка исчезла после пира?

А) Иван-царевич сжёг лягушачью кожу

Б) Злые жёны братьев сожгли лягушачью кожу

В) Её похитил Кощей Бессмертный

Г) Вернулась к себе домой

13. Что надел Иван-царевич, отправляясь на поиски своей жены?

А) сапоги-скороходы

Б) Лапти

В) Железные сапоги

Г) Волшебные сапоги

14. Кого первого на своём пути встретил Иван-царевич?

А) Бабу ягу

Б) Старика

В) Селезня

Г) Зайца

15. Кого пощадил Иван-царевич, оставшись голодным?

А) Медведя, волка, зайца, щуку

Б) Медведя, селезня, зайца, щуку

В) Селезня, волка, щуку, лису

Г) Медведя, лису, селезня, щуку

2 вариант

Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.

1. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

А) греческого

Б) латинского

В) английского

Г) русского

2. Какой из перечисленных жанров не относится к фольклору?

А) поэма

Б) загадка

В) поговорка

Г) пестушка

3. Укажите фольклорную сказку.

А) «Золушка»

Б) «Маугли»

В) «Журавль и цапля»

Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»

4. Укажите признак, который не относится к волшебной фольклорной сказке.

А) волшебные предметы

Б) волшебные помощники

В) троекратный повтор

Г) наличие автора

5. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –

крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибочный вариант:

А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у

него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.

Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью

кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.

В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со

всего размаху ударил ее о сырую землю.

4) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка –

в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба.

6. В чем приехала Царевна-лягушка на пир

А) в карете

Б) на машине

В) в коробчонке

Г) на лошади

7. Какой не может быть сказка?

А) волшебной

Б) поучительной

В) народной

Г) абсолютно правдивой

8. Что лежит в основе всех произведений устного народного творчества?

А) Мудрость народа

Б) Исторические факты

В) Чувство юмора

Г) Волшебство

9. Чем начинается сказка?

А) Вступлением

Б) Зачином

В) Завязкой

Г) Кульминацией

10. Какая главная особенность устного народного творчества?

А) Нереальность

Б) Коллективность

В) Исторические факты

Г) Большой объём произведений

11. Как называются песенки-приговорки для маленьких деток, которые используются при игре с пальчиками, ножками, ручками?

А) Потешки

Б) Пестрелки

В) Небылицы

Г) Прибаутки

12. Кто сопровождал чудо-юдо?

А) конь и пёс

Б) пёс и ворон

В) ворон и конь

Г) конь, пёс, ворон

13. Какой меч был у Ивана?

А) стальной

Б) булатный

В) меч-кладенец

Г) волшебный

14. Сколько кузнецов работало в кузнице?

А) 10

Б) 11

В) 12

Г) 14

15. Что бросили братья змеихе в пасть?

А) камни

Б) по пуду соли

В) яблоки

Г) по пуду сахара

На чтение 5 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Анализ стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру» Ломоносова

Многие знают М.В. Ломоносова как великого русского ученого, труды которого известны во всем мире. Но кроме научно-исследовательской деятельности, Михаил Васильевич тяготел к изобразительному искусству, писательству и поэзии. Удивительная многогранность личности, талант и простое происхождение позволили Ломоносову донести всю суть вселенского закона до каждого, кто прочел его произведение «Случились вместе два астронома в пиру».

Стихотворение опубликовано в 1761 году и повествует о жарком споре между двумя светилами науки – Клавдием Птолемеем и Николаем Коперником, который разрешается шутливым высказыванием повара. Действующие лица являются лишь символами противоречащих друг другу точек зрения – Земля ли вращается вокруг Солнца, или Солнце крутится вокруг Земли – так как они жили в разные эпохи и встретиться не могли.

Долгие годы великие ученые и церковь отрицали тот факт, что вращение Земли происходит вокруг Солнца, а всех, кто осмеливался не согласиться — ожидали гонения и порицания. Простой народ и вовсе был далек от толкования о науке и планетах. Автор в простых и понятных рифмах поставил точку в долгом споре. И именно фигура повара, простого рабочего, с незамысловатым и шутливым суждением об устройстве Вселенной, помогла каждому человеку понять истину.

Произведение является сатирической притчей и отходит от канонов классицизма – высокий и напыщенный тон собеседников противопоставляется шутливым и просторечивым высказываниям повара. Это еще одна попытка Ломоносова примирить действующую церковь с современными открытиями исследователей – долгие годы шла борьба взглядов на устройство мира. Логическими доводами автор подводит к мысли, что Коперник и его идеи – истина, как бы к этому не относилась официальная наука.

Литературоведами было установлено, что Сирано де Бержерак в своем произведении «Иной свет, или Государства и империи Луны» также упоминает о несуразности вертеть печь вокруг жареного жаворонка, и именно этим аргументом оперирует Ломоносовский персонаж. Как бы то ни было, сатирическое стихотворение полностью исчерпывает многовековой конфликт, с легким юмором преподнося читателю мнение самого автора.

Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру» является знаковым и важным произведением. М.В. Ломоносов в свойственной ему манере смог донести до миллионов людей сложную и важную идею закона Вселенной. Понимание жизни и мысли простого человека и незамысловатый ум великого ученого привели не только к открытиям мирового масштаба, но и помогли донести их до каждого.

  • Вы здесь:  
  • Аудиосказки
  • Подборки
  • Разное
  • Случились вместе два астронома в пиру…

slucilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru.jpg

Слушать онлайн «Случились вместе два астронома в пиру»:

woogy.ru

Скачать

Здесь вы можете слушать онлайн произведение Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру», написанное в 1761 году. В нем два астронома, Птолемей и Коперник, спорили о том, планеты вращаются вокруг солнца или наоборот. Но спор разрешил повар, сказав, что не может очаг костра вращаться вокруг жаркова. На самом деле в реальном мире эти астрономы никак не могли встретиться из-за «небольшой» разницы в возрасте 1373 года, так как Птолемей жил во II веке, а Коперник в XV-XVI веках.

Читать «Случились вместе два астронома в пиру»

Автор: Михаил Ломоносов

* * *

Случились вместе два Астронома в пиру  И спорили весьма между собой в жару.  Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;  Другой, что Солнце все с собой планеты водит:  Один Коперник был, другой слыл Птолемей.  Тут повар спор решил усмешкою своей.  Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?  Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"  Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,  Я правду докажу, на Солнце не бывав.  Кто видел простака из поваров такова,  Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

Конец мая или июнь 1761mihail-lomonosov-sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru-26826.jpg

Читать стих “Случились вместе два астронома в пиру” Ломоносоав Михаила Васильевича нужно как притчу – именно такую форму своему произведению дал великий поэт. Два спорщика – это Птолемей и Коперник, предмет их спора – вращение планет. Изучая это стихотворение на уроке литературы в классе, можно также узнать точки зрения двух ученых о Солнце и Земле. Поэт использует необычный прием, сталкивая личностей из двух эпох для выяснения истины.

Текст стихотворения Ломоносова “Случились вместе два астронома в пиру” интересен тем, что точку в ученом споре ставит обычный повар с помощью простой аналогии с жарким и вертелом. Прочтя это познавательное и остроумное произведение онлайн, легко увидеть отход от канонов классицизма. Стоит учить его полностью, чтобы понять, что здравый смысл – это то, что используется для окончательной победы в словесной дуэли.

Конец мая или июнь 1761

А вы хорошо знаете биографию Ломоносова?

  1. Вопрос 1 из 11

    Укажите годы жизни Михаила Ломоносова</h3>

    • <label>1821-1881</label>
    • <label>1711-1765</label>
    • <label>1799-1837</label>
    • <label>1782-1852</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://rustih.ru/mixail-lomonosov-sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru/
  • https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru
  • https://rupoem.com/poets/lomonosov/sluchilis-vmeste-dva
  • https://obrazovaka.ru/biblioteka/lomonosov/sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru-stih

10.11.2021 Литература 5-А, 5-Б урок 2

 10.11.2021.
Литература 5-А, 5-Б

Уважаемые родители, ребята!

     Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word: 5-А.
08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша
фамилия,
  и указывайте тему письма: 5-А. 08.11. Иванов А., где
5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

Если вы присылаете
фото
, то его также необходимо подписать по образцу: 5-А. 08.11.
Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Фотографии должны быть читабельными.

Много времени у меня уходит
на переименование работ.

При возникновении вопросов звоните
по телефону: 071-412-51-86. 

Всегда рада помочь!

Тема:
Михаил
Васильевич ЛОМОНОСОВ  (1711-1765).  «Случились
вместе два астронома в пиру…»

Теория литературы. Роды
литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления
)

Цели 
урока:

познакомиться с личностью, литературной деятельностью и
удивительной жизнью русского учёного — М. В. Ломоносова; рассмотреть основное
содержание и художественные особенности стихотворения;

развивать умения находить в тексте юмористические
моменты; развивать умения работать со словарём, анализировать стихотворный
текст;

воспитывать интерес к истории развития русского языка, к
литературе, её теоретическим аспектам.

Словарная работа: ритор,
механик, минералы. Астроном, очаг. Весьма, слыл, о сём.

Историк, ритор, механик, химик,

минералог, художник и стихотворец,

он всё испытал и всё прошёл…

А.С. Пушкин

ХОД 
УРОКА

I.  Организационный  
момент.
               

Записать в тетради

Десятое ноября

Классная работа

Михаил
Васильевич ЛОМОНОСОВ  (1711-1765).

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово.

М.В.Ломоносов – не только писатель, но и
ученый в области химии, физики, ин.языков, математики, геометрии и многих
других наук.
Ломоносов за свою жизнь преуспел во многих науках, овладел
11 языками (12 – арабский — начал учить за несколько месяцев до смерти).

Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад
в науки будет удостоен звания академика.

Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня
было «утверждение наук в отечестве».

 Посмотрите видеоурок по
ссылке, познакомьтесь с интересными фактами из жизни  Михаила Васильевича Ломоносова:

2. Знакомство  со  стихотворением «Случились
вместе два астронома в пиру…».

Задание 1. Выразительно прочитать вслух
стихотворение.
Учебник стр. 55.

Задание 2. Словарная работа:

Какие слова в стихотворении вам показались непонятными,
сложными?

Коперник, Птолемей, астроном, очаг,
слыл, о сем, весьма.

   
Астроном
астроном (ученый).

               Весьма
очень сильно.

               В жару
в пылу спора (сильно).

               Слыл
все его знали.

               Коперник
польский астроном.

               Птолемей
древнегреческий
астроном.

               Очаг
место, где разводят
огонь, для приготовления пищи.

Беседа 
по тексту.

Задание
3
Какова тема этого
стихотворения? В чём его необычность?  (выполняем
 в Листе контроля)

Задание
4.
О чём спорили учёные
Коперник и Птолемей? (выполняем  в
Листе контроля)

— Кто разрешил их спор?

— Какие доводы
использовал для этого повар?

— Что хотел сказать
своим произведением автор?

— Почему сцена,
описанная Ломоносовым, выглядит смешно?

— В чем проявилось
содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении

  «Случились вместе два Астронома в пиру…»?

— Что сообщили вам
энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?

— Что такое юмор?

        Юмор
— понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно
 насмешливое отношение к чему — либо.

(Записать в тетрадь и выучить)

3. Работа
со схемой  «Роды и жанры литературы».

РОДЫ  И  ЖАНРЫ 
ЛИТЕРАТУРЫ

        Вы
начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной

литературы XVIII, XIX и XX веков.
Очень важно запомнить, что все произведения художественной литературы
делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.

Если образовать от этих
терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические.

Прочитайте материал в
учебнике нас. 56, устно ответьте на вопросы с.55. Запишите в тетради схему

AVvXsEhV x0 M8OZsJuFQ5YxxsdiI1MxMDtKylJpiTZhZFVRLt6qKRM9I5c2Ue0P9YN 1fAgp8ji4qqgtTd hfG8BgW CSnmvGwiQnRAbt6mt4LW0zCwkGJuPjfvjKDnq73csygEXv9mCUIsC8

Каждый род литературы
состоит из более мелких групп произведений, которые называются
жанрами.

     Многие жанры, входящие в каждую из этих
групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос включает в себя рассказы, повести, крупные прозаические
произведения — романы и т. д.; лирика
— стихотворения;

драма — пьесы, сценки.

     В дальнейшем ваши знания о жанрах будут
расширяться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэмах и одах…

         
III. Домашнее   задание.

Выучить термины. Подготовить выразительное чтение  стихотворения «Случились вместе два астронома
в пиру…».

Задание
5.

Написать ответ на вопрос №1, стр.55.
(выполняем  в Листе контроля).

Изучить материал на стр.56.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Лист
контроля

5 —
__  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

10.11.2021 Литература

Тема: Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ  (1711-1765).  «Случились вместе два астронома в
пиру…»

Задание 3. Какова тема этого стихотворения? В чём его
необычность?_______________

____________________________________________________________________________

Задание 4. О чём спорили учёные
Коперник и Птолемей?__________________________

____________________________________________________________________________ 

Задание 5. Написать ответ на вопрос №1, стр.55.________________________________

____________________________________________________________________________

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Популярные сообщения из этого блога

01.11.2021 Литература 5-А, 5- Б

Дата: 01.11.2021 5-А, 5-Б Тема:  «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках Цель урока:  формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности . Ход урока   1. Повторение. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- говорил о сказках великий А.С. Пушкин. Каждая сказка- это особый мир. Когда мы слышим это слово, перед нашими глазами возникает удивительный, прекрасный, фантастический мир, в котором добро обязательно победит зло. Сказка, как мы уже знаем, учит смелости, доброте, но делает это без скучных наставлений. Просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Они занимательны и увлекательны, являются прекрасным учебником жизни. Об этом нам говорит ещѐ одно замечательное высказывание Пушкина: «Сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок». 1.1. Следующие задания выполняем в Листке контроля — Что такое сказка?

15.11.2021 Литература 5-А, 5-Б

  Дата 15.11.2021 Литература 5-А, 5-Б Уважаемые родители, ребята!     Напоминаю, что вам необходимо забрать свои рабочие тетради в холле школы( у дежурного на 1 этаже  Огромная просьба:  правильно подписывайте  Лист контроля в формате Word:  5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия,   и указывайте тему письма:   5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Если вы  присылаете фото , то его также необходимо  подписать по образцу: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Фотографии должны быть читабельными. Много времени у меня уходит на переименование работ. Моя электронная почта:  z.malin2505@gmail.com . При возникновении вопросов звоните по телефону:  071-412-51-86.   Всегда рада помочь!  Тема: Русские басни. Жанр басни. Иван Андреевич КРЫЛОВ   Цель урока: расширить представление о басне как литературном жанре; познакомить с основными факт

17.11.2021 Литература 5-А, 5-Б урок 2

  Дата 17.11.2021 Литература 5-А, 5-Б Тема: А.С. Пушкин. Сведения о детстве поэта. Стихотворение «Няне».   Ход урока   Это имя – знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь. П.Антокольский 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ               Здравствуйте, ребята! Мы завершили изучение темы «Басни. И.А. Крылов» и сегодня начнем знакомство с произведениями другого великого и известного всему миру поэта, писателя. Но сначала подведем итоги по изученному материалу.   1.1.Пройти тест по басням И.А.Крылова (в тетрадях)   1. Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»?  а) Голубушка   б) Плутовка   в) Царь-птица   2. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»? а) Войну с Наполеоном в 1812 году   б) Войну с фашистами в 1941-1945 году  в) Куликовскую битву 3. Куда села Ворона с кусочком сыра? а) На ветку  б) На дерево   в) На ель   4 . Из какой басни в

Сказка случилось вместе два астронома в пиру читать

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

22.12.2021.
Тест. Литература, 5 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Ребята, можно работать по учебнику! За работу можно получить 5, только нужно внимательно поработать!

Вопрос 1

Отметьте жанры ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА.

Варианты ответов
  • Пестушки
  • Заклички
  • Рассказ
  • Загадка
  • Стихотворение
  • Колыбельная песня
Вопрос 2

Традиционно сказки подразделяют на три вида:

Варианты ответов
  • юмористические
  • бытовые
  • фантастические
  • волшебные
  • сказки о животных
Вопрос 3

 Какими словами начинается русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

Варианты ответов
  • а) В некотором царстве, в некотором государстве…;
  • б) Жил да был царь…;
  • в) В старые годы у одного царя… .
Вопрос 4

На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея Бессмертного? Сказка «Царевна- лягушка»

Варианты ответов
  • а) сосны;
  • б) дуба;
  • в) ели.
Вопрос 5

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву дались». Что означает подчеркнутое выражение?

а) сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

Варианты ответов
  • а) сильно удивились;
  • б) с ума сошли;
  • в) испугались.
Вопрос 6

Почему Ивану одному пришлось с Чудом-Юдом биться? Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Варианты ответов
  • Иван один был, кто знал, как Чудо-Юдо победить
  • Братья Ивана испугались чудища невиданного и бежали прочь
  • Братья Ивана так крепко спали, что ничего не слышали, да не видели
Вопрос 7

Как Иван змеиху победил? Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Варианты ответов
  • Поднял ее, да со всего размаху о сыру землю ударил
  • Срубил ей голову, да в речке утопил
  • Отразил ее пламя щитом волшебным, да так, что змеиха сама от него сгорела
Вопрос 8

Укажи, к какому виду сказок относится сказка «Журавль и цапля».

Варианты ответов
  • Волшебная
  • Бытовая
  • О животных
Вопрос 9

Укажи, к какому виду сказок относится сказка «Солдатская шинель».

Варианты ответов
  • Волшебная
  • Бытовая
  • О животных
Вопрос 10

» Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» — это произведение относиткся к 

Варианты ответов
  • устному народному творчеству
  • древнерусской литературе
Вопрос 11

В чём состояла хитрость воеводы Претича?

Варианты ответов
  • 1) Претич сказал печенежскому князю, что он и есть князь Киевский.
  • 2) Воевода обманом вывел Ольгу и княжичей.
  • 3) Воевода Претич сказал печенежскому князю, что за ним идёт бесчисленный полк с самим князем Киевским.
Вопрос 12

Укажите автора стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру»

Варианты ответов
  • Михаил Васильевич Ломоносов
  • Иван Андреевич Крылов
  • Василий Андреевич Жуковский
Вопрос 13

«Волк на псарне», «Свинья под дубом», Ворона и лисица»- укажите автора и жанр произведений.

Варианты ответов
  • Сказка
  • Иван Андреевич Крылов
  • Басня
  • Александр Сергеевич Пушкин
Вопрос 14

Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила». О какой литературной сказке идет речь?

Варианты ответов
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • «Спящая царевна!»
Вопрос 15

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости. 

О какой литературной сказке идет речь?

Варианты ответов
  • «Спящая царевна»
  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Вопрос 16

Укажите автора повести — сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»

Варианты ответов
  • Алексей Алексеевич Перовский
  • Александр Сергеевич Пушкин
  • Михаил Юрьевич Лермонтов
Вопрос 17

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Борода!

Из какого стихотворения этот отрывок?

Варианты ответов
  • «Бородино»
  • «Смерть поэта»
Вопрос 18

«Заколдованное место»- это произведение, которое принадлежит 

Варианты ответов
  • Николаю Васильевичу Гоголю
  • Александру Сергеевичу Пушкину
  • Михаилу Юрьевичу Лермонтову

icon visionoff

icon visionon

Контрольная работа по
литературе

5 класс

I
четверть

Инструкция к выполнению: в
тестовых заданиях с вариантами ответа номер правильного необходимо обвести; в
заданиях с развернутыми ответами требуемый объем указан в самом вопросе – от
одного слова до нескольких предложений; работа выполняется на листе с
заданиями.

Время выполнения работы:
45 минут.

Составитель:
учитель русского языка и литературы,

Гусева О.А.

1. Как переводится термин «фольклор»?

а) индивидуальное поэтическое творчество

б) народное знание, народная мудрость

в) авторское произведение

г) старинное творчество

2. Кто создает фольклорные произведения?

а) народ

б) издатель

в) автор

г) собиратель

3. Что из перечисленного НЕ относится к жанрам
фольклора?

а) сказки

б) пословицы

в) загадки

г) рассказы

4. Как называют исполнителя сказок?

а) сказитель

б) сказочник

в) собиратель

г) хранитель

5. Басня – это:

а) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае

б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий
иносказательный смысл

в) короткое стихотворение о жизни зверей

6. Мораль басни – это:

а) начальные или заключительные строки басни с кратким
нравоучительным выводом

б) начальные строки басни, в которых читатель
знакомится с героями

в) заключительные строки басни, в которых читатель
узнаёт, что стало с героями в конце

7. Автором басен «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»,
«Ворона и Лисица» является:

а) И.А. Крылов

б) Эзоп

в) М.В. Ломоносов

г) Лафонтен

8. Летопись – это…

а) фантастический рассказ

б) произведение о событиях, произошедших в «одно лето»
(за год)

в) роспись по дереву

9. Какой из данных жанров относится к древнерусской
литературе?

а)
летопись
          б) былина

в) сказка        

г) рассказ

10. Первым летописным памятником является:

а) сказка «Царевна-лягушка»

б) басня «Волк и лиса»

в) «Повесть временных лет»

11. Запишите названия трех основных
видов сказок и кратко охарактеризуйте каждый из них. Одно уже дано на схеме.

______________                   
    волшебные                        _____________

______________                     
____________                      _____________
______________                     ____________                     
_____________
______________                     ____________                      _____________
______________                     ____________                     
_____________
______________                     ____________                     
_____________
______________                     ____________                      _____________

12. К какой
разновидности сказки относится «Царевна-лягушка»?

Ответ:
__________________________________________________________

13. Назовите
помощников Ивана-царевича из сказки «Царевна-лягушка»:

Ответ: __________________________________________________________

14. Что старичок
дал Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену?

Ответ:
__________________________________________________________

15. На каком мосту
происходило сражение в сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»?

Ответ:
__________________________________________________________

16. Какие
человеческие качества помогли Ивану победить чудо-юдо?

Ответ:
__________________________________________________________

17. Как звали
воеводу в произведении «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?

Ответ:
__________________________________________________________

18. Назовите имя
Киевского князя, фигурирующего в произведении «Подвиг отрока-киевлянина и
хитрость воеводы Претича»:

Ответ: __________________________________________________________

19. Назовите род
литературы, которому принадлежит стихотворение «Случились вместе два астронома
в пиру»:

Ответ:
__________________________________________________________

20. Кто разрешил
спор астрономов?

Ответ:
__________________________________________________________

21. Дайте
развёрнутый ответ (не менее 4 – 5 предложений) на один из вопросов (по выбору):

·        Почему
таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой?

·        В
чём идея (главная мысль) шуточного стихотворения М.В. Ломоносова «Случились
вместе два астронома в пиру…»?

·        Против
чего направлена басня И.А. Крылова «Свинья под дубом»? Какова её мораль?

Ответ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество
баллов:

Оценка:

Подпись
проверяющего:

Критерии
оценивания обучающихся

Контрольная
работа по литературе

I
четверть

Время выполнения работы:
45 минут.

Количество заданий:
21

Из них:
с вариантами ответов – 10, с кратким ответом – 10, с развернутым ответом – 1.

Составитель:
учитель русского языка и литературы,

Гусева О.А.

Согласно
ФГОС, при проведении тестовых работ по литературе критерии оценок
следующие:

«5»
— 90 – 100 %;

«4»
— 78 – 89 %;

«3»
— 60 – 77 %;

«2»
— менее 59%.

Задания
1-10 при правильном выполнении оцениваются 1 баллом.

Задания
12, 14, 15, 17-20 при правильном выполнении оцениваются 1 баллом.

Задания
13 и 16 оцениваются 1 баллом при частично верном выполнении (в 13 названы не
все помощники, в 16 меньше трех черт) и 2 баллами при полностью верном
выполнении.

Задание
11 оценивается следующим образом:

¾   по
1 баллу за каждый верно указанный вид сказки (максимум 2);

¾   по
2 балла за характеристику каждого из видов сказки (1 балл дается за
недостаточно полный ответ; максимум 6 баллов).

         Задание
21 оценивается 6 баллами при правильном выполнении, 4 баллами при недостаточно
полном, но отражающим суть вопроса, 2 баллом за краткий ответ (меньше нормы,
указанной в задании), но демонстрирующий верность суждений.

Максимальное
количество баллов за работу – 35 (100%).

  • Сказка смоленского края короткие
  • Сказка снеговик андерсен читать
  • Сказка слепая лошадь слушать
  • Сказка слепой заяц читать
  • Сказка скатерть самобранка читать краткое содержание