Литература
5 класс
Урок № 8
М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Рассказ о жизни, творчестве и научной деятельности Михаила Ломоносова;
- Места, связанные с Михаилом Ломоносовым;
- Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»;
- Представление об астрономии во времена Ломоносова.
Тезаурус
Учёный – специалист в какой-либо научной области, внёсший вклад в науку.
Университет – высшее учебное заведение и научное учреждение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями.
Астроном – специалист по астрономии.
Астрономия – наука о небесных телах.
Поморы – это люди, которые живут на побережье Белого моря.
Телескоп – прибор, с помощью которого можно наблюдать отдаленные объекты путём сбора электромагнитного излучения.
Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства.
Николай Коперник – астроном и учёный эпохи Возрождения, автор гелиоцентрической ситемы мира.
Клавдий Птоломей — астроном, автор геоцентрической системы мира (нарисовал карту, где планеты и звёзды вращаются вокруг Земли).
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я. и др. «Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях» – 2-е изд. – Москва: 2013. Ч. 1 – 303 с.; Ч. 2 – 303 стр.
Дополнительная литература:
- Меркин Г. С. «Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях». – Русское слово, 2013 – 432 стр.
- Альбеткова Р. И. «Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс» – 13-е изд., стер. – М.: 2013 – 208 стр.
- Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В. «Литература. 5 класс». («Шаг за горизонт») В 2-х книгах – 2-е изд., испр. и доп. – М.: 2008. – 224 стр.
- Курдюмова Т. Ф. «Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях» – 13-е изд., стер. – М.: 2011. Часть 1 – 256 с.; Часть 2 – 256 стр.
- Аркин И. И. «Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя». – М. Просвещение, 1996 – 256 стр.
- Демиденко Е. Л. «Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы». – М.: Дрофа, 2007
- Биографии великих химиков. Перевод с нем. под ред. Быкова Г. В. – М.: Мир, 1981 г. — 320 стр.
Открытые электронные ресурсы:
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (Дата обращения 12.06.2019)
- Информационно-познавательный портал «Михаил Васильевич Ломоносов» URL http://www.lomonosov300.ru/ (Дата обращения 12.06.2019)
- Образовательный портал Культура.рф URL https://www.culture.ru/persons/9414/mikhail-lomonosov (Дата обращения 12.06.2019)
- Литературный портал Стихи Классиков URL https://rustih.ru/mixail-lomonosov-sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru/ (Дата обращения 12.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Михаил Ломоносов родился в семье поморов в 1711 году неподалёку от Архангельска.
Отец Ломоносова занимался рыбной тоговлей, и маленький Михайло часто выходил с ним в море на лодке-баркасе. На рыбалке мальчику нравилось наблюдать за волнами, туманами и другими природными явлениями.
С раннего возраста будущий учёный интересовался устройством мира. Первым учителем Ломоносова был местный дьяк, он научил Михаила основам грамматики, алгебры, литературы.
В детстве любимым занятием Ломоносова было чтение. Днями напролет он изучал книги, особенно любил различные учебники. «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого были первыми учебниками Ломоносова. Он грезил о поступлении в академию.
Однажды, воспользовавшись тем, что домашние уснули, юный Ломоносов надел старый тулуп, взял всё самое необходимое и отправился в Москву.
Сначала он шёл пешком в одиночку, а после встретил рыбный обоз и присоединился к нему. Три недели, больше тысячи километров, зимой, добирался он до Москвы.
Скрыв свою принадлежность к низшему сословию, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где могли учиться только дворяне. Тут он изучал латынь и греческий язык, историю и математику, естественные науки, литературу, упражнялся в поэзии.
Окончив академию в качестве лучшего ученика, в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет, а еще через год отправился в герцогство Саксонию (сегодня это Германия) для изучения горного дела.
В Саксонии он получил обширные знания в области математики, физики, химии, географии, астрономии, анатомии, выучил немецкий, французский, итальянский и английский языки.
Вернувшись в Россию, он стал первым русским, которого избрали профессором химии. Ему покровительствует фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Шувалов.
Благоволит учёному и сама и сама императрица Елизавета. Все свои связи в высших кругах Ломоносов использовал для развития русской науки.
При участии Ломоносова и поддержке императрицы в Москве открывается университет. Ломоносов добивается того, что учиться получают право даже представители низшего сословия – крестьяне.
Ломоносов очень любил поэзию и сам занимался стихосложением. Он писал в разных жанрах. Оды, притчи, поэмы выходили из-под его пера. Часто в его стихах возвышенное соседствовало с обыденным. И это было необычно в те времена, когда стихотворный слог был неизменно высокопарен. Не чужд ему был и юмор. Одно из юмористических стихотворений — «Случились два Астронома в пиру…» — рассмотрим сегодня.
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
Михаил Васильевич придерживался теории астронома Николая Коперника, который создал гелиоцентрическую картину мира, по которой все планеты движутся вокруг Солнца. До Коперника многие разделяли мнение астронома Птоломея, жившего в сотом году нашей эры. Он считал, что всё движется вокруг Земли.
Ломоносов художественно сводит двух учёных за одним столом, понятно, что в реальности такого быть не могло, ведь учёных разделяли столетия. В стихотворении эти образы используются для столкновения разных идей.
Заметьте, что стихотворение начинается в высоком стиле. Используются высокопарные слова. Сейчас это архаизмы, то есть устаревшие слова и выражения. «Случились» означает — встретились, «в пиру» — застолье, «спорили в жару» — спорили горячо… И вдруг в спор вмешивается повар – низкий персонаж на бытовом примере показывает, что прав Коперник. Такой переход нужен был Ломоносову для доходчивой демонстрации своей идее.
Данное стихотворение — это притча о серьёзной научной проблеме.
Еще одно новаторство Ломоносова – допущение в стихосложении использования низкого стиля. Именно контраст высокопарных речей астрономов и обыденной речи повара помогает автору достичь в стихотворении нужный эффект.
Область интересов учёного Ломоносова была обширна и включала не только литературу и астрономию. Он писал картины, сделал множество великих открытий в физике, химии и астрономии.
Он раскрыл секрет получения стёкол всех цветов и возродил производство цветного стекла в России, делал мозаичные картины.
На его стихи опирались будущие таланты русской литературы Александр Пушкин и Василий Жуковский. «Ломоносов был великий человек, между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения», — говорил о нём Пушкин.
Сейчас именем Ломоносова в России назван город в Ленинградской области, также его имя носят станции метро, улицы и учебные заведения.
Теоретический материал для углублённого изучения
Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства. 12-летний курс московской академии он прошел за 5 лет. Участвовал в создании уточненного Атласа России, ввел понятие «экономическая география». Занимаясь физикой, он раскрыл загадки грозы и северного сияния. Вёл активную научную работу в Германии: читал лекции студентам, проводил опыты.
Ломоносов усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.
Работы Ломоносова до сих пор изучаются во всех университетах мира.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выделение цветом
Выделите цветом правильный ответ на вопрос, почему Михайло Ломоносов отправился в Москву?
Варианты: был голоден; хотел путешествовать; хотел учиться и постигать науки; мечтал жениться на москвичке.
Нужно вспомнить этапы жизни Михаила Ломоносова и выбрать верный вариант.
Правильный ответ: хотел учиться и постигать науки
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите верный вариант ответа на вопрос: «Чего добивался Ломоносов от властей для крестьянского сословия?»
В этом задании нужно проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант. После прочтения всех вариантов – «элементов из выпадающего списка», вспоминаем, что Ломоносов основал первый в России университет, поэтому вероятнее всего он думал об образовании для крестьян.
Правильный ответ: чтобы крестьянские дети могли ходить в школу.
Автор скрыт
22.12.2021.
Тест. Литература, 5 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Ребята, можно работать по учебнику! За работу можно получить 5, только нужно внимательно поработать!
Вопрос 1
Отметьте жанры ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА.
Варианты ответов
- Пестушки
- Заклички
- Рассказ
- Загадка
- Стихотворение
- Колыбельная песня
Вопрос 2
Традиционно сказки подразделяют на три вида:
Варианты ответов
- юмористические
- бытовые
- фантастические
- волшебные
- сказки о животных
Вопрос 3
Какими словами начинается русская народная сказка «Царевна-лягушка»?
Варианты ответов
- а) В некотором царстве, в некотором государстве…;
- б) Жил да был царь…;
- в) В старые годы у одного царя… .
Вопрос 4
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея Бессмертного? Сказка «Царевна- лягушка»
Варианты ответов
- а) сосны;
- б) дуба;
- в) ели.
Вопрос 5
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву дались». Что означает подчеркнутое выражение?
а) сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.
Варианты ответов
- а) сильно удивились;
- б) с ума сошли;
- в) испугались.
Вопрос 6
Почему Ивану одному пришлось с Чудом-Юдом биться? Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
Варианты ответов
- Иван один был, кто знал, как Чудо-Юдо победить
- Братья Ивана испугались чудища невиданного и бежали прочь
- Братья Ивана так крепко спали, что ничего не слышали, да не видели
Вопрос 7
Как Иван змеиху победил? Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
Варианты ответов
- Поднял ее, да со всего размаху о сыру землю ударил
- Срубил ей голову, да в речке утопил
- Отразил ее пламя щитом волшебным, да так, что змеиха сама от него сгорела
Вопрос 8
Укажи, к какому виду сказок относится сказка «Журавль и цапля».
Варианты ответов
- Волшебная
- Бытовая
- О животных
Вопрос 9
Укажи, к какому виду сказок относится сказка «Солдатская шинель».
Варианты ответов
- Волшебная
- Бытовая
- О животных
Вопрос 10
» Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» — это произведение относиткся к
Варианты ответов
- устному народному творчеству
- древнерусской литературе
Вопрос 11
В чём состояла хитрость воеводы Претича?
Варианты ответов
- 1) Претич сказал печенежскому князю, что он и есть князь Киевский.
- 2) Воевода обманом вывел Ольгу и княжичей.
- 3) Воевода Претич сказал печенежскому князю, что за ним идёт бесчисленный полк с самим князем Киевским.
Вопрос 12
Укажите автора стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру»
Варианты ответов
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Иван Андреевич Крылов
- Василий Андреевич Жуковский
Вопрос 13
«Волк на псарне», «Свинья под дубом», Ворона и лисица»- укажите автора и жанр произведений.
Варианты ответов
- Сказка
- Иван Андреевич Крылов
- Басня
- Александр Сергеевич Пушкин
Вопрос 14
Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила»
. О какой литературной сказке идет речь?
Варианты ответов
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- «Спящая царевна!»
Вопрос 15
У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.
Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.
Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.
О какой литературной сказке идет речь?
Варианты ответов
- «Спящая царевна»
- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Вопрос 16
Укажите автора повести — сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»
Варианты ответов
- Алексей Алексеевич Перовский
- Александр Сергеевич Пушкин
- Михаил Юрьевич Лермонтов
Вопрос 17
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Борода!
Из какого стихотворения этот отрывок?
Варианты ответов
- «Бородино»
- «Смерть поэта»
Вопрос 18
«Заколдованное место»- это произведение, которое принадлежит
Варианты ответов
- Николаю Васильевичу Гоголю
- Александру Сергеевичу Пушкину
- Михаилу Юрьевичу Лермонтову
Автор На чтение 5 мин. Просмотров 2 Опубликовано
Анализ стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру» Ломоносова
Многие знают М.В. Ломоносова как великого русского ученого, труды которого известны во всем мире. Но кроме научно-исследовательской деятельности, Михаил Васильевич тяготел к изобразительному искусству, писательству и поэзии. Удивительная многогранность личности, талант и простое происхождение позволили Ломоносову донести всю суть вселенского закона до каждого, кто прочел его произведение «Случились вместе два астронома в пиру».
Стихотворение опубликовано в 1761 году и повествует о жарком споре между двумя светилами науки – Клавдием Птолемеем и Николаем Коперником, который разрешается шутливым высказыванием повара. Действующие лица являются лишь символами противоречащих друг другу точек зрения – Земля ли вращается вокруг Солнца, или Солнце крутится вокруг Земли – так как они жили в разные эпохи и встретиться не могли.
Долгие годы великие ученые и церковь отрицали тот факт, что вращение Земли происходит вокруг Солнца, а всех, кто осмеливался не согласиться — ожидали гонения и порицания. Простой народ и вовсе был далек от толкования о науке и планетах. Автор в простых и понятных рифмах поставил точку в долгом споре. И именно фигура повара, простого рабочего, с незамысловатым и шутливым суждением об устройстве Вселенной, помогла каждому человеку понять истину.
Произведение является сатирической притчей и отходит от канонов классицизма – высокий и напыщенный тон собеседников противопоставляется шутливым и просторечивым высказываниям повара. Это еще одна попытка Ломоносова примирить действующую церковь с современными открытиями исследователей – долгие годы шла борьба взглядов на устройство мира. Логическими доводами автор подводит к мысли, что Коперник и его идеи – истина, как бы к этому не относилась официальная наука.
Литературоведами было установлено, что Сирано де Бержерак в своем произведении «Иной свет, или Государства и империи Луны» также упоминает о несуразности вертеть печь вокруг жареного жаворонка, и именно этим аргументом оперирует Ломоносовский персонаж. Как бы то ни было, сатирическое стихотворение полностью исчерпывает многовековой конфликт, с легким юмором преподнося читателю мнение самого автора.
Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру» является знаковым и важным произведением. М.В. Ломоносов в свойственной ему манере смог донести до миллионов людей сложную и важную идею закона Вселенной. Понимание жизни и мысли простого человека и незамысловатый ум великого ученого привели не только к открытиям мирового масштаба, но и помогли донести их до каждого.
- Вы здесь:
- Аудиосказки
- Подборки
- Разное
- Случились вместе два астронома в пиру…
Слушать онлайн «Случились вместе два астронома в пиру»:
woogy.ru
Скачать
Здесь вы можете слушать онлайн произведение Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру», написанное в 1761 году. В нем два астронома, Птолемей и Коперник, спорили о том, планеты вращаются вокруг солнца или наоборот. Но спор разрешил повар, сказав, что не может очаг костра вращаться вокруг жаркова. На самом деле в реальном мире эти астрономы никак не могли встретиться из-за «небольшой» разницы в возрасте 1373 года, так как Птолемей жил во II веке, а Коперник в XV-XVI веках.
Читать «Случились вместе два астронома в пиру»
- Автор: Михаил Ломоносов
* * *
Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит; Другой, что Солнце все с собой планеты водит: Один Коперник был, другой слыл Птолемей. Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь? Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?" Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?"
Конец мая или июнь 1761
Читать стих “Случились вместе два астронома в пиру” Ломоносоав Михаила Васильевича нужно как притчу – именно такую форму своему произведению дал великий поэт. Два спорщика – это Птолемей и Коперник, предмет их спора – вращение планет. Изучая это стихотворение на уроке литературы в классе, можно также узнать точки зрения двух ученых о Солнце и Земле. Поэт использует необычный прием, сталкивая личностей из двух эпох для выяснения истины.
Текст стихотворения Ломоносова “Случились вместе два астронома в пиру” интересен тем, что точку в ученом споре ставит обычный повар с помощью простой аналогии с жарким и вертелом. Прочтя это познавательное и остроумное произведение онлайн, легко увидеть отход от канонов классицизма. Стоит учить его полностью, чтобы понять, что здравый смысл – это то, что используется для окончательной победы в словесной дуэли.
Конец мая или июнь 1761
А вы хорошо знаете биографию Ломоносова?
- Вопрос 1 из 11
Укажите годы жизни Михаила Ломоносова</h3>
- <label>1821-1881</label>
- <label>1711-1765</label>
- <label>1799-1837</label>
- <label>1782-1852</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://rustih.ru/mixail-lomonosov-sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru/
- https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru
- https://rupoem.com/poets/lomonosov/sluchilis-vmeste-dva
- https://obrazovaka.ru/biblioteka/lomonosov/sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru-stih
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация к уроку «Случились вместе два астронома в пиру»
Скрыть
Онлайн-тренинг
идёт регистрация
«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться
12 января 2022 г.
Любовь Богданова
Скачать материал
библиотека материалов
Добавить в избранное
Скрыть
Ищем студентов
для работы онлайн
в проекте «Инфоурок»
зарплата
до 36500₽
Хочу в команду!
Скрыть
онлайн
Конференция
Идёт регистрация!
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться
18-20 января 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
«Случились вместе два Астронома в пиру…»
М. В. ЛОМОНОСОВ -
2 слайд
Описание слайда:
Михаил Васильевич Ломоносов
19 ноября 1711 г. – 15 апреля 1765 г. -
3 слайд
Описание слайда:
«Ломоносов на родине»
-
4 слайд
Описание слайда:
М. В. Ломоносов в юности
-
5 слайд
Описание слайда:
Университет им. М. В. Ломоносова
-
6 слайд
Описание слайда:
-
7 слайд
Описание слайда:
Клавдий Птолемей
Древнегреческий астроном (ок.90-ок.160) -
8 слайд
Описание слайда:
Николай Коперник
Польский астроном (1473-1543) -
9 слайд
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Скрыть
репетиторы онлайн от проекта «ИнфоУрок»
Онлайн-репетиторы
Подберем педагога для Вас и запишем на бесплатное вводное занятие!
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Цена занятия единая и не зависит от их количества в пакете
от 490₽
Узнать подробнее
Рекордно низкая стоимость занятий!
Скрыть
Ищем педагогов
в команду «Инфоурок»
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Хочу в команду!
Скачать материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Найти
Проверен экспертом
Общая информация
Муравская Татьяна Николаевна
Написать
125
19.09.2021
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Тема:
«Случились вместе два Астронома в пиру…»
-
Литература
-
5 класс
-
Презентации
Скачать материал
Похожие материалы
-
Конспект урока «Случились вместе два астронома в пиру»
19.09.2021
160
-
Разработка урока по теме «Романтизм в русской литературе. В.Жуковский.
19.09.2021
194
-
Презентация «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». 5 класс
19.09.2021
632
-
Презентация тема » М.В. Ломоносов»»
19.09.2021
187
-
Презентация тема » Жизнь и творчество Басё»
19.09.2021
257
-
Конспект урока по литературе по теме «А. С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И. И. Пущину»
19.09.2021
323
-
Рабочая программа по литературе (10-11 класс)
19.09.2021
105
-
Внеклассное мероприятие «Лицея день заветный»
19.09.2021
143
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452463 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
18.11.21
Добрый день, ребята!
Тема: ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765). Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Ход урока
1. Прочитайте учебник с.54 -56 .
2. Просмотрите видеоурок . Запишите в тетрадь его основное содержание.
3. Заполните таблицу « Роды и жанры литературы»
Вы начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художественной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.
Если образовать от этих терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические.
Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения.
Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.
Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене.
Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.
Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос включает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы; лирика — стихотворения; драма — пьесы, сценки.
В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расширяться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэмах и одах…
4. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ (письменно ответы в тетради)
1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
5. На двойных листочках выполняем тестовую контрольную работу. Разделитесь на варианты так, как сидели за партами в классе.
На листочке запишем
Восемнадцатое ноября
Контрольная тестовая работа 1
1 вариант
Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.
1. Как переводится слово «фольклор»?
А) индивидуальное поэтическое творчество
Б) народное знание, народная мудрость
В) авторское произведение
Г) старинное творчество
2. Кто является автором фольклорных произведений?
А) поэт
Б) летописец
В) писатель
Г) народ
3. Какой из перечисленных жанров не относится к малым жанрам фольклора?
А) поговорка
Б) закличка
В) загадка
Г) сказка
4. Что такое сказка?
А) занимательный рассказ о людях
Б) занимательный рассказ о приключениях
В) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях
Г) легенда
5. На какие группы делятся сказки?
А) исторические, фантастические, бытовые
Б) волшебные, о животных, бытовые
В) о животных, волшебные, юмористические
Г) бытовые, о животных, романтические
6. Прочитайте фрагмент сказки.
«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…»
Укажите, какой «премудростью» народной сказки он является.
А) постоянный эпитет
Б) концовка
В) зачин
Г) присказка
7. Какой из указанных предметов не может быть в фольклорной сказке волшебным?
А) компьютер
Б) печка
В) яблоня
Г) метла
8. В каких сказках нет никаких чудес, а герои – реальные люди: муж, жена, солдат, барин и т.д.?
А) О животных
Б) Волшебных
В) Социально-бытовых
Г) Нет таких сказок
9. Как зовут самого распространённого героя русских сказок?
А) Алёшенька
Б) Никитушка
В) Иванушка
Г) Илья
10. К каким жанрам относят пословицы и поговорки?
А) Второстепенным
Б) Новым
В) Малым
Г) Большим
11. Из фольклора какого народа появилась сказка «Царевна-лягушка»?
А) Русского
Б) Английского
В) Итальянского
Г) Немецкого
12. Почему царевна-лягушка исчезла после пира?
А) Иван-царевич сжёг лягушачью кожу
Б) Злые жёны братьев сожгли лягушачью кожу
В) Её похитил Кощей Бессмертный
Г) Вернулась к себе домой
13. Что надел Иван-царевич, отправляясь на поиски своей жены?
А) сапоги-скороходы
Б) Лапти
В) Железные сапоги
Г) Волшебные сапоги
14. Кого первого на своём пути встретил Иван-царевич?
А) Бабу ягу
Б) Старика
В) Селезня
Г) Зайца
15. Кого пощадил Иван-царевич, оставшись голодным?
А) Медведя, волка, зайца, щуку
Б) Медведя, селезня, зайца, щуку
В) Селезня, волка, щуку, лису
Г) Медведя, лису, селезня, щуку
2 вариант
Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.
1. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?
А) греческого
Б) латинского
В) английского
Г) русского
2. Какой из перечисленных жанров не относится к фольклору?
А) поэма
Б) загадка
В) поговорка
Г) пестушка
3. Укажите фольклорную сказку.
А) «Золушка»
Б) «Маугли»
В) «Журавль и цапля»
Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»
4. Укажите признак, который не относится к волшебной фольклорной сказке.
А) волшебные предметы
Б) волшебные помощники
В) троекратный повтор
Г) наличие автора
5. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибочный вариант:
А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у
него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.
Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью
кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.
В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со
всего размаху ударил ее о сырую землю.
4) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка –
в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба.
6. В чем приехала Царевна-лягушка на пир
А) в карете
Б) на машине
В) в коробчонке
Г) на лошади
7. Какой не может быть сказка?
А) волшебной
Б) поучительной
В) народной
Г) абсолютно правдивой
8. Что лежит в основе всех произведений устного народного творчества?
А) Мудрость народа
Б) Исторические факты
В) Чувство юмора
Г) Волшебство
9. Чем начинается сказка?
А) Вступлением
Б) Зачином
В) Завязкой
Г) Кульминацией
10. Какая главная особенность устного народного творчества?
А) Нереальность
Б) Коллективность
В) Исторические факты
Г) Большой объём произведений
11. Как называются песенки-приговорки для маленьких деток, которые используются при игре с пальчиками, ножками, ручками?
А) Потешки
Б) Пестрелки
В) Небылицы
Г) Прибаутки
12. Кто сопровождал чудо-юдо?
А) конь и пёс
Б) пёс и ворон
В) ворон и конь
Г) конь, пёс, ворон
13. Какой меч был у Ивана?
А) стальной
Б) булатный
В) меч-кладенец
Г) волшебный
14. Сколько кузнецов работало в кузнице?
А) 10
Б) 11
В) 12
Г) 14
15. Что бросили братья змеихе в пасть?
А) камни
Б) по пуду соли
В) яблоки
Г) по пуду сахара