«Автор самого большого в мире собрания сказок»
195 лет со дня рождения русского историка, фольклориста, литературоведа Александра Николаевича Афанасьева
Александр Афанасьев родился 23 (11) июля 1826 года в городе Богучар Воронежской губернии, в дворянской семье, отец был госслужащим.
По окончании гимназии в Воронеже учился в Московском университете, по настоянию отца окончил юридический факультет. Дополнительно посещал лекции по истории, литературе и славистике. Особенное влияние на него оказали лекции выдающегося филолога и фольклориста Федора Буслаева.
Будучи студентом, публиковал первые статьи по истории в журналах «Современник» и «Отечественные записки» – «Государственное хозяйство при Петре Великом» и «О вотчинах и поместьях».
Ожидалось, что Афанасьев после окончания университета останется на кафедре и, получив профессорское звание, станет преподавать. Но в 1848 году министр народного просвещения граф Уваров посетил в университете пробную лекцию Афанасьева – «Краткий очерк общественной жизни русских и три последних столетия допетровского периода». Взгляды Афанасьева на роль монарха в возникновении на Руси крепостного права вызвали недовольство министра, после чего Афанасьев не смог стать преподавателем.
Через год А. Афанасьеву удалось получить работу в Москве, в Главном архиве министерства иностранных дел, где за несколько лет он значительно продвинулся по служебной лестнице.
При этом продолжал публиковать статьи по русской истории и литературе, рецензии и критические обзоры современной литературы – в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Русская речь», «Библиографические записки», газетах «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и других.
Афанасьев написал статьи о творчестве М. Ю. Лермонтова, Д. И. Фонвизина, А, Д. Кантемира и других.
В 1850-х – начале 1860-х годов занимался историческими исследованиями в области русской журналистики и литературы XVIII века. В частности, им было подготовлено критическое переиздание нескольких сатирических журналов Н. И. Новикова. Выделяют работу Афанасьева 1859 года «Русские сатирические журналы 1769–1774 годов».
В 1858–1861 годы Афанасьев был редактором журнала «Библиографические записки» (издатель – книготорговец Н. Щепкин).
Помимо этого А. Афанасьев занимался собиранием и исследованием песен, заговоров, пословиц, примет и загадок, описывал ритуалы и обряды, которые еще помнили в русских деревнях. На протяжении многих лет он изучал народные верования и устное народное творчество, опираясь на принципы мифологической школы (чему научился у Ф. Буслаева), согласно которым фольклор сохраняет в себе следы древних религиозных верований. Отдельное внимание отводилось исследованиям языка как свидетельства древних мифологических представлений о жизни.
Писал этнографические статьи о верованиях и обычаях славян – «Дедушка Домовой», «Колдовство на Руси в Старину», «Ведун и ведьма», «Языческие предания об острове Буяне», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями».
Итогом исследований стала фундаментальная работа А. Афанасьева 1865– 1869 годов «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов» (в трёх томах). Главная цель монографии – реконструкция утраченных верований и обычаев древних славян; воссоздание славянской мифологии как целостного мировоззрения. Этот труд посвящен историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в сравнении с языком и фольклором других индоевропейских народов. Большинство гипотез Афанасьева о происхождении сюжетов и обычаев впоследствии наука опровергла, но ряд предположений оказались верны.
Книга имела большое значение для дальнейшего развития русской культуры. В частности, многие литераторы, среди них А. Блок, М. Ремизов, А. Островский, С. Есенин, В. Хлебников, в поисках фольклорного материала обращались к труду Афанасьева.
Также, начиная в 1850-х годов, Афанасьев составляет сборник русских народных сказок – «по образцу братьев Гримм».
На нашем портале можно прочесть заметку о Вильгельме Гримме и знаменитом сборнике сказок братьев Гримм.
Собранные Афанасьевым «Народные русские сказки», ставшие очень известными, впервые были изданы в 1855–1863 годах в восьми выпусках, содержащих около 600 текстов.
«Шестьсот сказок – не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, – шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев», – написал литературовед В. Порудоминский в книге «А рассказать тебе сказку?..», посвящённой А. Н. Афанасьеву.
Сам Афанасьев записал за сказителями не много текстов. В основном он подготовил своё монументальное собрание на основе материалов из архива Русского географического общества. Отделы Общества существовали в разных уголках России, предметом изучения каждого из них как раз и были язык и обычаи, сказки и песни народа определённой местности. Так Афанасьев стал получать записи сказок отовсюду.
150 сказок Афанасьеву передал В. И. Даль.
Собрание А. Афанасьева стало классическим образцом научного издания памятников фольклора и по сей день остаётся основным источником текстов русских народных сказок.
Различны сюжеты, герои, смысл текстов, вошедших в сборники Афанасьева. Среди героев есть «волшебные» – Баба Яга и Кощей Бессмертный, Жар-Птица и Марья-Моревна, также в них действуют обычные люди и животные. В каждой сказке человек представлен и с хорошей, и с дурной стороны; содержится «намёк, добрым молодцам урок».
Обращают на себя внимание огромное «славянолюбие» Афанасьева, а также очень бережное отношение к главному материалу – живому народному слову. Для книг характерна увлекательная форма изложения.
Затем автор доработал собрание сказок, подготовил новое издание, которое вышло уже после его смерти, в 1873 году. В нём тексты расположены по разделам – сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Эта классификация сказок сохраняется в литературоведении до сих пор.
В знаменитом «зелёненьком» трёхтомнике «Русских народных сказок», неоднократно переиздававшемся, с учётом вариантов помещено более двух тысяч сказок. Это – самое большое в мире собрание сказок.
В 1859 году Афанасьев выпустил сборник «Народные русские легенды», который был запрещён духовной цензурой вплоть до 1914 года.
В Женеве в 1860-х годы анонимно вышел сборник Афанасьева «Заветные сказки» – истории, содержащие сатиру на помещиков и духовенство.
В 1870 году, незадолго до ухода из жизни, Афанасьев подготовил сборник «Русские детские сказки», тексты которого адаптированы для детского чтения. Составитель отобрал самые интересные сказки для детей – «О Лисе и Журавле», «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть» и многие другие.
В 1860 году Александр Афанасьев совершил длительную заграничную поездку, о которой сам записал: «С июля до октября был за границей в Берлине, Дрездене, на Рейне, в Брюсселе, Лондоне, Париже, Страсбурге, в Швейцарии и Италии (в Неаполе видел Гарибальди и праздник в честь его), в Вене и через Варшаву возвратился в Москву».
В Лондоне Афанасьев встречался с А. Герценом и Н. Огаревым и передал им для публикации в изданиях Вольной русской типографии ряд уникальных материалов, напечатать которые в России не позволяла цензура. Многие из них относились к биографии А. С. Пушкина. Все материалы были опубликованы в альманахе «Полярная звезда».
В 1862 году Афанасьев был арестован по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами», в его квартире был проведен обыск. Из-под ареста он был освобождён, суда над ним не было, но службу он потерял, а также был лишён права в дальнейшем поступить на государственную службу. Находился под надзором полиции. А главное – оказался практически без средств к существованию. Тогда же у него открылся туберкулёз.
До конца своих дней А. Афанасьев продолжал писать статьи, заканчивал работу над книгами. Умер Александр Афанасьев в Москве 23 октября (4 ноября) 1871 года, в возрасте 45 лет.
Творческое наследие Афанасьева и до сегодняшнего дня ещё не издано и не исследовано полностью.
В книге В. Порудоминского сказано: «В ученых статьях Афанасьев отвергает пословицу «Сказка – складка, а песня – быль». Сказка – не пустая складка, пишет Афанасьев, в ней, как и во всех созданиях целого народа, не могло быть и нет ни нарочно сочиненной лжи, ни уклонения от действительного мира. Чудеса сказки – это чудеса могучих сил природы, увиденные глазами древности. А сама сказка – это родившийся в далекие времена рассказ человека о природе. Чтобы понять первоначальное значение сказки, мы должны снова найти живое понимание древних преданий, тогда все загадочное объяснится само собою».
«Марья Моревна». Сказка из сборника А. Н. Афанасьева.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:
– Кто первый за твоих сестёр станет свататься, за того и отдавай – при себе не держи долго!
Царевич похоронил родителей и с горя пошёл с сестрами во зелёный сад погулять.
Вдруг находит на небо туча чёрная, встает гроза страшная.
– Пойдёмте, сестрицы, домой! – говорит Иван-царевич.
Только пришли во дворец – как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался добрым молодцом и говорит:
– Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришёл сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.
– Коли люб ты сестрице, я её не унимаю – пусть с Богом идёт!
Марья-царевна согласилась; сокол женился и унёс её в своё царство.
Дни идут за днями, часы бегут за часами – целого года как не бывало; пошёл Иван-царевич с двумя сёстрами во зелёный сад погулять. Опять встаёт туча с вихрем, с молнией.
– Пойдёмте, сестрицы, домой! – говорит царевич. Только пришли во дворец – как ударил гром, распалась крыша, раздвоился потолок, и влетел орёл; ударился об пол и сделался добрым молодцом:
– Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришёл сватом.
И посватал он Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич:
– Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идёт; я с неё воли не снимаю.
Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж; орёл подхватил её и унёс в своё царство.
Прошёл ещё один год; говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:
– Пойдём во зелёном саду погуляем!
Погуляли немножко; опять встаёт туча с вихрем, с молнией.
– Вернёмся, сестрица, домой!
Вернулись домой, не успели сесть – как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцом: прежние были хороши собой, а этот ещё лучше.
– Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришёл сватом: отдай за меня Анну-царевну.
– Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идёт за тебя.
Вышла за ворона Анна-царевна, и унёс он её в своё государство.
Остался Иван-царевич один; целый год жил без сестёр, и сделалось ему скучно. «Пойду, говорит, искать сестриц». Собрался в дорогу, шёл, шёл и видит – лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич:
– Коли есть тут жив человек – отзовись! Кто побил это войско великое?
Отозвался ему жив человек:
– Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна.
Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна:
– Здравствуй, царевич, куда тебя Бог несёт – по воле аль по неволе?
Отвечал ей Иван-царевич:
– Добрые молодцы по неволе не ездят!
– Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах.
Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней.
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в своё государство; пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича всё хозяйство и приказывает:
– Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не моги заглядывать!
Он не вытерпел, как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул – а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича:
– Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил – совсем в горле пересохло!
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и ещё запросил:
– Мне одним ведром не залить жажды; дай ещё!
Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич! – сказал Кощей Бессмертный. – Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих!
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к себе. А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошёл в путь-дорогу:
– Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!
Идёт день, идёт другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
– Ах, шурин мой любезный! Как тебя Господь милует?
Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать. Погостил у них царевич три дня и говорит:
– Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.
– Трудно тебе сыскать её, – отвечает сокол. – Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на неё смотреть, про тебя вспоминать.
Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошёл в дорогу.
Шёл он день, шёл другой, на рассвете третьего видит дворец ещё лучше первого, возле дворца дуб стоит, на дубу орёл сидит. Слетел орёл с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцом и закричал:
– Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идёт.
Ольга-царевна тотчас прибежала навстречу, стала его целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.
Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:
– Дольше гостить мне некогда; я иду искать жену мою Марью Моревну, прекрасную королевну.
Отвечает орёл:
– Трудно тебе сыскать её; оставь у нас серебряную вилку: будем на неё смотреть, тебя вспоминать.
Он оставил серебряную вилку и пошёл в дорогу.
День шёл, другой шёл, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух, возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит. Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцом и закричал:
– Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идёт.
Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:
– Прощайте! Пойду жену искать – Марью Моревну, прекрасную королевну.
Отвечает ворон:
– Трудно тебе сыскать её; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на неё смотреть, тебя вспоминать.
Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошёл в дорогу.
День шёл, другой шёл, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:
– Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался – посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного?
– Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного; авось не догонит!
Собрались и уехали, а Кощей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается.
– Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
Отвечает конь:
– Иван-царевич приходил, Марью Моревну увёз.
– А можно ли их догнать?
– Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать её, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать – и то поспеем!
Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича:
– Ну, говорит, первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись – на куски изрублю!
Отнял у него Марью Моревну и увёз; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.
Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною; Кощея Бессмертного дома не случилось.
– Поедем, Марья Моревна!
– Ах, Иван-царевич! Он нас догонит.
– Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведём вместе.
Собрались и уехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
– Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
– Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.
– А можно ли догнать их?
– Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать, смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться, да тогда вдогонь ехать – и то поспеем!
Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича:
– Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны как ушей своих!
Отнял её и увёз к себе.
Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревною; на пору Кощея дома не случилось.
– Поедем, Марья Моревна!
– Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит.
– Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу.
Собрались и поехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
– Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
– Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.
Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смолёную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увёз.
В то самое время у зятьёв Ивана-царевича серебро почернело.
– Ах, – говорят они, – видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел за живой водою, а ворон за мёртвою. Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно. Ворон брызнул мёртвой водою – тело срослось, съединилося; сокол брызнул живой водою – Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
– Ах, как я долго спал!
– Ещё бы дольше проспал, если б не мы! – отвечали зятья. – Пойдем теперь к нам в гости.
– Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну.
Приходит к ней и просит:
– Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.
Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать. Кощей сказал:
– За тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекою живёт баба-яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за это баба-яга дала мне одного жеребёночка.
– Как же ты через огненную реку переправился?
– А у меня есть такой платок – как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!
Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала.
Иван-царевич переправился через огненную реку и пошёл к бабе-яге.
Долго шёл он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками. Иван-царевич говорит:
– Съем-ка я одного цыплёночка.
– Не ешь, Иван-царевич! – просит заморская птица. – В некоторое время я пригожусь тебе.
Пошёл он дальше; видит в лесу улей пчёл.
– Возьму-ка я, – говорит, – сколько-нибудь медку.
Пчелиная матка отзывается:
– Не тронь моего мёду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь.
Он не тронул и пошёл дальше; попадает ему навстречу львица со львёнком.
– Съем я хоть этого львёнка; есть так хочется, ажно тошно стало!
– Не тронь, Иван-царевич, – просит львица. – В некоторое время я тебе пригожусь.
– Хорошо, пусть будет по-твоему!
Побрёл голодный, шёл, шёл – стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, Иван-царевич! Пошто пришёл – по своей доброй воле аль по нужде?
– Пришёл заслужить у тебя богатырского коня.
– Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасёшь моих кобылиц – дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся – торчать твоей голове на последнем шесте.
Иван-царевич согласился; баба-яга его накормила-напоила и велела за дело приниматься. Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты и все врозь по лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул. Солнышко уже на закате, прилетела заморская птица и будит его:
– Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома.
Царевич встал, воротился домой; а баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц:
– Зачем вы домой воротились?
– Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам глаза не выклевали.
– Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.
Переспал ночь Иван-царевич; наутро баба-яга ему говорит:
– Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь – быть твоей буйной головушке на шесте!
Погнал он кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал-плакал, да и уснул. Солнышко село за лес; прибежала львица:
– Вставай, Иван-царевич! Кобылицы все собраны.
Иван-царевич встал и пошёл домой; баба-яга пуще прежнего и шумит и кричит на своих кобылиц:
– Зачем домой воротились?
– Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем не разорвали.
– Ну, вы завтра забегите в сине море.
Опять переспал ночь Иван-царевич; наутро посылает его баба-яга кобылиц пасти:
– Если не упасёшь – быть твоей буйной головушке на шесте.
Он погнал кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень, заплакал и уснул. Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит:
– Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, бабе-яге на глаза не показывайся, пойди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть паршивый жеребёнок – в навозе валяется; ты украдь его и в глухую полночь уходи из дому.
Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улёгся за яслями; баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц:
– Зачем воротились?
– Как же нам было не воротиться? Налетело пчёл видимо-невидимо со всего света и давай нас со всех сторон жалить до крови!
Баба-яга уснула, а самую полночь Иван-царевич украл у неё паршивого жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону – и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий, славный мост. Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два раза – остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась баба-яга – паршивого жеребёнка видом не видать! Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост!» Поехала по мосту, только добралась до середины – мост обломился, и баба-яга чебурах в реку; тут ей и лютая смерть приключилась! Иван-царевич откормил жеребёнка в зелёных лугах; стал из него чудный конь.
Приезжает царевич к Марье Моревне; она выбежала, бросилась к нему на шею:
– Как тебя Бог сохранил?
– Так и так, говорит. Поедем со мной.
– Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрублену.
– Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит.
Сели они на коня и поехали. Кощей Бессмертный домой вороча́ется, под ним конь спотыкается.
– Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
– Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увёз.
– А можно ли их догнать?
– Бог знает! Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.
– Нет, не утерплю, – говорит Кощей Бессмертный, – поеду в погоню.
Долго ли, коротко ли – нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того наклал царевич груду дров, развёл огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.
Марья Моревна села на Кощеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу. Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью:
– Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всём свете поискать – другой не найти!
Погостили они, попировали и поехали в своё царство; приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать».
Ирина Оснач родилась 24 ноября 1965 года на севере Камчатки, где долгая зима, короткое лето, сопки и тундра. Родители Ирины — из поколения советских романтиков, приехавших осваивать Дальний Восток. Ирина Оснач училась на семинаре прозы А. Е. Рекемчука в Литинституте. Потом на перекрестке (остаться в Москве или вернуться на Камчатку) выбрала «вернуться на Камчатку». Работала в областной газете, много писала и была одним из известных журналистов Камчатки. Теперь живет в Подмосковном Красногорске. Автор повестей и рассказов, которые публиковались в альманахе «Камчатка», журналах «Юность» и «Дальний Восток», антологии камчатской современной литературы «Земля над океаном», альманахе «Пятью пять», журнале «Наша молодёжь», международном литературном альманахе «Особняк», «Независимой газете». Рассказы Ирины переводились на болгарский язык, вошли в лонг-листы международного Волошинского конкурса и литературной премии им. О. Генри «Дары волхвов». В сентябре 2018 года стала дипломантом XVI Международного литературного Волошинского Конкурса.
В «Нашей улице» публикуется с №226 (9) сентябрь 2018.
вернуться
на главную
страницу
Ирина Оснач
СКАЗКА-СКЛАДКА*
(отрывки)
Конь Федор
В городе, чтобы выйти на улицу, нужно взять открыть дверь, закрыть дверь, вызвать лифт, открыть дверь… А на улице шум, машины, пешеходы, автобусы!
А на даче открыл скрипучую дверь, и ты уже в саду-огороде. У соседей кукарекают петухи, на лугу гагакают гуси и мемекает коза с козленком. По грядке не спеша ползет дождевой червь по имени Фома. Саша побежала к нему, чтобы посмотреть поближе, а Фома нырк в землю, только хвостик мелькнул.
Молоко на даче вкусное, картофельный суп Саша съела без уговоров, а в городе она от него нос воротила. После обеда мы ждали, когда привезут дрова. И не просто привезут, а на коне Фёдоре, который жил в деревне. И пока дрова разгружали, Саша сначала боялась подойти к Фёдору, а потом осмелилась, дотронулась до его морды, и конь фыркнул. А что он этим сказал, непонятно.
А потом Саша принесла коню Фёдору морковку. Фёдор её съел и опять фыркнул. Тут уже было понятно — это он спасибо сказал.
Божья коровка Люся
— Жф-жжж! Жжжж! — зажужжало рядом с Сашей.
— Ты что, только проснулась после зимы?- засмеялась Саша.
Божья коровка Люся, которая сидела на ветке яблони, промолчала.
Вполне возможно, что Люся думала, куда ей полететь, или о том, что надо почистить левое крылышко.
Люся уже слетала на луг, где собирала цветочный нектар её подруга бабочка-бархатница Тоня.
Божья коровка Люся долго выслушивала жалобы Тони: весна холодная, цветов мало… Бабочка жаловалась и угощала Люсю цветочным нектаром: божья коровка выпила его так много, что еле смогла взлететь.
Люся прилетела в сад, села на ветку яблони, сделала себе чашку чая и задумалась. Божья коровка Люся любила поразмышлять, особенно когда пила чай.
— Жф-жжж! Жжжж! — сказала божья коровка Люся, не вдаваясь в подробности. И занялась осмотром крыльев.
Дед Гордей и дальний лес
Выпили чай и мы с Сашей. А после чая пошли в деревенский магазин. Зашли и поздоровались с другими покупателями и продавщицей.
— Вы как раз к свежему хлебу! — сказала продавщица.
Покупатели брали хлеб, спрашивали, какие конфеты лучше и свежее ли молоко, а один дедушка про нас сказал: «Это дачники».
Мы купили хлеб, вышли из магазина. На крыльце на ящике сидел тот самый дедушка. Мы познакомились, звали его дед Гордей.
— Почему деревенские редко ходят в дальний лес? — спросила я.
— Откуда ты знаешь, что редко ходят? — удивился Гордей.
— Я в лес заходила, а там нет ни тропинок, ни следов грибников-ягодников.
— Духи в нём всякие водятся, лесные да болотные, лучше с ними не встречаться, — ответил дед, взял свою корзинку с хлебом и пошел домой.
Про Боли-Бошку и Ауку
По дороге домой мы с Сашей зашли к соседям, у которых есть корова, купили творог. И долго сидели вечером за столом, ели творог, запивали его чаем с шиповником, а я начала читать Саше книгу о сказочном Боли-Бошке:
— Боли-Бошка одет неказисто, штаны в заплатах, волосы всклокочены, будто через чащу пробирался. Если кого встретит, тут же жалуется — и старый он, и помочь некому…
И пока говорит, у прохожего голова начинает болеть, имечко-то у Боли-Бошки неспроста такое. А еще Боли-Бошка может завести в лес, задурить-заморочить человека…
А в лесной глухомани Аука живёт.
— Какой такой Аука?
— Аука — маленький, круглый, как колобок, щеки румяные, по лесу катится, аукает…
Про Ауку Саша уже не слушала, заснула.
Бобровый домик
На следующее утро мы с Сашей пошли в лес. На берегу реки увидели бобра Тихона. Он всю ночь ветку осины грыз, для бобров кора осины лакомство, а утром утомился и присел отдохнуть.
Мы тихонечко прошли мимо, и я рассказала Саше, что бобр Тихон любит работать по ночам.
Все соседи Тихона уже привыкли — услышат шум в лесу возле реки, пробормочут во сне: «Тихон трудится» и на другой бок повернутся.
Тихон отдохнул и понёс к себе домой, в бобриную хатку, ветку осины — будет чем угостить жену, бобриху Таисию, да и самому полакомиться.
Для своего дома Тихон выбрал хорошее место: река, высокий берег, лес рядом.
Чтобы попасть в бобриную хатку, надо в реку нырнуть, и под водой залезть в дом бобров: стены из веток, на полу древесная стружка, тут же и стол, и скамьи, и полки — Тихон сам их делал.
Чудная поляна
— Ты их придумала, да? Ауку, Боли-Бошку? Как сказку? — спросила Саша, пока мы шли. Я не успела ответить. Только мы дошли до того самого леса, про который я деда Гордея у магазина расспрашивала, как набежала туча, и начал накрапывать дождик. Что делать? Решили в лес зайти, там дождь переждать.
А в лесу было так тихо, что я даже ладонью ухо затрясла. Нет, уши не заложило, просто в этом большом и старом лесу не было слышно ни дождя, ни птиц, даже ветер и тот остался где-то снаружи. Только сосны, ели и рябины. Рябины мы примечали — где их больше, чтобы поздней осенью собрать рябину и варенье сделать. А еще мы рассуждали о том, где же может быть дом Боли-Бошки.
Деревья закончились, и мы оказались не пойми где — лес не лес, поляна не поляна, сучья, коряги, старые-престарые деревья, которые рухнули наземь.
Повернули назад, к лесу, да не тут-то было, позади лес стоял тёмной сплошной стеной.
Делать нечего, пошли дальше, перешагивая через коряги. Идти было нелегко — сделаешь шаг и запутаешься в корнях, или, того гляди, сучья поцарапают.
Дождь к тому времени притих, моросил мелко-мелко. Хорошо, что у нас с Сашей куртки были с капюшонами.
Мы сделали несколько шагов, и я от неожиданности рот открыла — посередине поляны стоял пень, поросший мхом. В пне торчала труба, из которой шёл дымок.
В пень головой
Как только мы подошли к пню и принюхались (дымок был ароматный, какой бывает, когда топится печка, и жарятся оладушки, например, или пироги пекутся), тут же возле пня появился старичок, ростом он был чуть-чуть выше Саши.
Одет он был вполне по-современному: жилет со множеством карманов, на голове кепка. Старичок посмотрел на нас и хмыкнул. Мы поздоровались.
— И вам здорова! — ответил старичок. Голос у него был скрипучий и весёлый. — Вы как сюда попали?
— По лесу шли, и заблудились… — пожала я плечами.
— По лесу шли! Ишь! Шли, шли и дошли! — проворчал старичок. Снял кепку, почесал затылок, опять кепку натянул. И сказал:
— Пошли чай пить, коли дошли!
И открыл дверь. Оказывается, она была в пне, да так хитро спрятана в коре, что сразу и не заметишь.
Саша так быстро шмыгнула в дверь, что я не успела её остановить — мало ли что там, внутри? Может, яма какая? Или ещё какая напасть?
Пришлось её догонять. Я нагнулась, но дверь для меня была крохотной, одна голова только бы и вошла, а плечи застряли. Но это я так думала. Как только я засунула голову в дверь, она стала обычного размера.
Я зашла и рот открыла от удивления. Настоящая комната, только круглая и маленькая, лавка широкая, полки на стене, тряпичные коврики на полу, стол, на котором кипит-пыхтит самовар. Что меня удивило больше всего — это печка из кирпичей с дымоходом, на плите стоит металлический чайник. От печки тепло, видно, топили её недавно. Возле печки — занавеска, наверное, за ней была кровать старичка.
Хозяин к тому времени снял кепку, показал нам с Сашей рукой на лавку — чего, мол, стоите, садитесь за стол.
Я села на лавку, Саша рядом со мной и тут же засмотрелась на птиц из бересты, белой коры берёзы, висевших на веревочках возле маленького и круглого окна.
— Вот вам утиральник! — старичок положил на стол полотенце с вышитыми ягодами.
— А как тебя зовут? — спросила Саша, вытирая лицо и волосы, мокрые от дождя.
Хозяин сел на лавку напротив меня, посмотрел на Сашу, помолчал и нехотя сказал:
— Тимофей.
— А меня — Саша. Можно я тебя дедушкой звать буду?
Старичок почесал в затылке и кивнул.
«Сказка — складка, а послушать сладко», русская пословица
“Наша улица” №262 (9) сентябрь
2021
Где можно научиться фигурному катанию и техникам лыжного хода, а также проехаться на упряжке, запряженной хаски, — в материале mos.ru.
Этой зимой в столичных парках открылись десятки лыжных трасс и катков с искусственным и естественным покрытием. Гостей приглашают на спортивные и культурные мероприятия, прогулки на собачьих упряжках или лошадях и другие праздничные развлечения.
Катки
В этом сезоне в парках открыто 20 ледовых площадок с искусственным покрытием, в зависимости от погодных условий работает 17 катков с натуральным льдом. Вход на 26 катков платный, на 11 — свободный.
Традиционно самый популярный каток — искусственный в Парке Горького. В этом зимнем сезоне его назвали «Зеркальным» — именно такое имя он носил на протяжении многих лет (начиная с 1930-х годов). Как и всегда, здесь работают детская и хоккейная площадки.
Этой зимой на аллеях парка «Сокольники» вновь обустроили один из самых крупных катков в столице с натуральным ледовым покрытием — «Гигант». Его общая площадь составила 16,2 тысячи квадратных метров. В один день смогут покататься более четырех тысяч посетителей.
Крупные ледовые площадки также открыты в Измайловском парке, Таганском парке, ландшафтном парке «Митино», саду «Эрмитаж». В связи с эпидемиологической ситуацией катки в зимнем сезоне работают по особым правилам. Билеты можно приобрести только на сайте парков онлайн, для посещения бесплатного катка нужна предварительная регистрация, в пунктах проката и раздевалках нужно использовать маски, все катки работают по сеансам.
Лыжные трассы
Каждую зиму с наступлением морозов и появлением устойчивого снежного покрова в московских парках начинают работать лыжные трассы. В этом году на 26 парковых территориях уже открыто 65 лыжных трасс. Большинство трасс натуральные, они работают при определенных погодных условиях. Перед посещением лучше уточнить график работы в социальных сетях или на сайте интересующего парка.
Самое большое количество разнообразных лыжных маршрутов можно найти в парке «Сокольники» (17 трасс), Измайловском парке и на территории музея-заповедника «Царицыно» (по пять маршрутов). Также на территории некоторых парков лыжи и другой необходимый инвентарь можно взять напрокат. Услуга доступна в парках «Сокольники», «Измайловский», «Фили», «Гончаровский», «Кузьминки», «Ангарские пруды», а также в музеях-заповедниках «Царицыно» и «Коломенское».
Для любителей зимнего спорта
Зима — отличное время, чтобы освоить новые виды спорта. Если хочется обучиться катанию на коньках или лыжах, можно посетить специальные занятия, которые подготовили в парках Москвы.
Освоить фигурное катание можно на катке в Бабушкинском парке, парках 50-летия Октября, «Фили», «Ходынское поле». В них проходят бесплатные занятия для детей. В парке «Ходынское поле» взрослые также могут бесплатно изучить различные элементы на льду.
В парке «Дубки» с января проводятся платные уроки по игре в хоккей. На катке в усадьбе Воронцово проходят бесплатные встречи любительского объединения хоккеистов — здесь обучают именно технике игры в хоккей, участники должны уже уверенно стоять на коньках.
Также в парках можно освоить техники лыжного хода. Бесплатные занятия проходят в парке у Джамгаровского пруда, сквере по Олонецкому проезду, парке «Ходынское поле», усадьбе Воронцово.
Покататься на собачьих упряжках или лошадях
В «Сокольниках» открыт хаски-парк «Большое приключение». Здесь можно познакомиться с северными собаками, посетить полярную станцию и традиционные жилища народов Крайнего Севера, а еще покататься на собачьей упряжке. Для посещения необходима предварительная регистрация.
На территории музея-заповедника «Коломенское» зимой можно покататься на санях, запряженных лошадью, и на русской тройке. Для этого оборудованы две площадки — Картофельное поле возле комплекса Государева двора у Вознесенской площади и поле рядом с дворцом царя Алексея Михайловича. Забронировать дату, время и место катания необходимо заранее через отдел реализации музейных услуг по телефонам: +7 499 615-27-68 и +7 499 615-27-71. Просто покататься на лошадях можно также в Измайловском парке.
Посетить музей или экскурсию
Во многих парках столицы открыты выставочные пространства, работают музеи, проходят экскурсии, на которых рассказывают об истории этих мест. Посетить их можно в музеях-заповедниках «Царицыно», «Коломенское» и музее-усадьбе «Кусково» — здесь они проходят каждую неделю.
В музее-заповеднике «Коломенское» зимой проходят и сезонные экскурсии. Программа «Время зимних чудес» познакомит с историей празднования Рождества в Коломенском, а экскурсия «Зима за морозы, а мужик за праздники» погрузит в атмосферу русских забав. Участники этой прогулки прокатятся в конном экипаже, а также побывают на музыкальном представлении. Помимо этого, на экскурсии «Русская зима» посетители узнают о зимних праздниках и традициях, покатаются в упряжке с лошадьми и станут частью небольшого тематического представления. Экскурсии групповые, заказать их можно на сайте и по телефонам: +7 499 615-27-68 и +7 499 615-27-71. Для индивидуальных посетителей доступна программа «Зимняя сказка в “Коломенском”».
Зимой для гостей парка «Сокольники» откроет двери музей «Фабрика елочных игрушек». Экскурсоводы расскажут о технологии создания елочной игрушки, а также о традициях и обычаях празднования Нового года в разные времена в разных странах. В музее представлено более 2500 экспонатов, посвященных производству елочных игрушек XIX–XXI веков во всем мире. Также в музее можно посетить мастер-класс по декорированию елочных шаров.
Концертные программы в парках
Зима — отличное время, чтобы посетить концерты, послушать музыку в тепле и уюте. Так, в атриуме Хлебного дома и Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» регулярно проходят тематические программы: «Царицыно. Джаз по пятницам», «Органные концерты», «Музыкальный салон Екатерины Великой» и другие. Особая программа ждет гостей в новогодние праздники: пройдет целых два фестиваля. Один из них посвящен джаз-манушу — самобытному стилю в джазовой музыке на основе цыганских мотивов. Также состоятся вокально-инструментальные вечера, на которых можно будет послушать популярные арии и дуэты из всеми любимых опер и оперетт, а также музыку венских вальсов и многое другое.
В музее-усадьбе «Кусково» можно посетить концертные программы «Классика в Кускове», «Органные вечера в Кускове». В праздничные дни пройдут новогодние и рождественские концерты.
Концертные версии опер «Полифем» и «Ночь перед Рождеством» прозвучат в исполнении звезд мировой сцены, Страдивари-ансамбль и оркестр Мариинского театра представят новогодние программы, Владимир Спиваков откроет новые смыслы в хрестоматийных произведениях венских классиков, а «Новый год в Вене» дважды отпразднуют в Большом зале Московской консерватории.
Кто играет: Юлия Лежнева, Макс Эмануэль Ценчич, Юрий Миненко, Сретен Манойлович, Соня Рунье, Диляра Идрисова, Ансамбль Questa Musica, Камерный оркестр Musica Viva (дирижер Маркеллос Хриссикос).
Что играет: Н. Порпора — «Полифем» (опера в концертном исполнении).
Почему идти: В музыкальной палитре Николы Порпоры так много оттенков, столько тонкой нюансировки, что наивные сюжеты его опер порой захватывают без остатка. Мастера барочного пения Макс Эмануэль Ценчич, «благословленный быть лучшими контратенором нашего времени» и Юлия Лежнева, «обладательница голоса ангельской красоты» уже сумели передать всю филигранность партитуры «Полифема» на престижных фестивалях в Зальцбурге и Байройте. На очереди концертный зал им. Чайковского в Москве.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 26 декабря; 2 500 — 10 000 руб.
Фото: Фонд Валерия Гергиева
Кто играет: Страдивари-ансамбль Мариинского театра, солисты Екатерина Санникова, Гамид Абдулов, Владислав Куприянов, Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Что играет: П. Чайковский — музыка балета «Щелкунчик», произведения И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара.
Почему идти: Мощный предновогодний залп из вальсов Штрауса и арий из оперетт Легара и Кальмана даст «Страдивари-ансамбль», ведомый концертмейстером оркестра Мариинского театра Лоренцом Настурика-Гершовичи. Ансамбль, играющий на исторических инструментах, создаст на концерте, начинающемся в 21.00, атмосферу настоящего венского бала. А в 18.00 маэстро Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра наполнят зал «Зарядье» музыкой из «Щелкунчика» Чайковского, проникнутой верой в добро, благородством и человечностью.
Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 23 декабря (начало в 18.00 и 21.00); 800 — 4 500 руб.
Фото: Наташа Разина
Кто играет: Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, солисты: Екатерина Санникова, Александр Михайлов, Станислав Трофимов, Александр Герасимов, Юлия Маточкина, Евгений Акимов, Андрей Попов, Александр Никитин, Ирина Ванеева, Роман Бурденко, Марина Марескина, Татьяна Кравцова.
Что играет: Н. Римский-Корсаков — «Ночь перед Рождеством».
Почему идти: «Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед Рождеством». Мир колоритных музыкальных образов, нанизанных на гоголевский сюжет, в интерпретации Мариинского театра предстает одновременно трогательным и забавным. «Сказка-складка, песня-быль» от маэстро Гергиева создаст предвкушение праздника не только через музыку. Публику ждет сюрприз: атмосфера сизых морозных сумерек и рождественских чудес будет воссоздана в зале им. Чайковского в полусценической версии — с костюмами и элементами декораций.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 22 декабря; 2 000 — 10 000 руб.
Фото: Московская государственная академическая филармония
Кто играет: Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, солисты Алексей Володин, Анна Аглатова.
Что играет: В. А. Моцарт — Концерт № 27 для фортепиано с оркестром, Г. Малер — Симфония № 4.
Почему идти: К последнему из фортепианных концертов Моцарта удивительно подходят слова из его письма: «Именно концерты являются средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но не впадают в пустоту». Сочетание блестящего и одновременно глубокого сочинения венского классика с наивно-ироничной симфонией Малера не вызывает удивления со времен Бруно Вальтера, который впервые объединил этих композиторов в одной программе. Владимир Спиваков придерживается «вальтеровской» концепции. Открыть новые смыслы в 27-м фортепианном концерте маэстро поможет глубокий и артистичный пианист Алексей Володин, а на партию сопрано в финале Четвертой симфонии приглашена солистка Большого театра Анна Аглатова, чей незаурядный драматический талант окажется тут очень кстати.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 23 декабря; 1 600 — 5 000 руб.
Фото: Русконцерт
Кто играет: Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского, Российский национальный оркестр (дирижер Антон Шабуров), солистка Дарья Зыкова.
Что играет: И. Штраус — арии из оперетты «Летучая мышь», вальсы и польки династии Штраусов.
Почему идти: Премьера «Летучей мыши» в Вене была столь оглушительной, что, по уверению репортеров, «в партере можно было заработать морскую болезнь — из-за покачиваний публики в такт волшебным звукам». С тех пор эта музыка не сходит со сцен лучших театров и концертных залов мира, а уж в программе «Новый год в Вене» она особенно уместна. Помимо фрагментов из «Летучей мыши» в программу концерта включены знаменитые вальсы и польки династии Штраусов. Порыв, мечтательность, шаловливый задор, юмор и страсть — праздник, который непременно состоится. Причем, в двух вариантах: 26 декабря программа «Новый год в Вене» прозвучит в исполнении Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского, а 4 января — в исполнении Российского национального оркестра.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 26 декабря, 4 января; 500 — 5 000 руб.
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по русскому языку » Правописание согласных звонких и глухих в корне слова»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Правописание слов с
глухими и звонкими
согласными в корне
слова
51 -
2 слайд
Описание слайда:
Тридцатое ноября .
Классная работа. -
3 слайд
-
4 слайд
Описание слайда:
218
115-116
Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне или на конце слова? (правило на с.112!) -
5 слайд
Описание слайда:
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
А. ПушкинЛапках − лапа, задумав (задумывать), вод (воды), лёд (льда), снег (снега), на брег (берега).
Упр 211 -
6 слайд
Описание слайда:
снег [сн’эк] – 1 слог
с [с] − согл., глух. парн., твёрд. парн.
н [н’] − согл., звонк. непарн., мягк. парн.
е [э] − гласн., ударн.
г [к] − согл., глух. парн., твёрд. парн.
4 б., 4 зв. -
7 слайд
Описание слайда:
Ни пером описать, ни в сказке сказать!
О восхищении чем−то прекрасным, которое трудно передать словами.
Невзначай − неожиданно, случайно, ненамеренно.
Упр 215 -
8 слайд
Описание слайда:
А в лесу мороз кружева развесил — ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь — летит на шапки алмазная лёгкая пыль.
И. Соколов−Микитов -
9 слайд
Описание слайда:
мороз [марóс] − 2 слога
м [м] − согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [а] − гласн., безуд.
р [р] − согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [о] − гласн., ударн.
з [с] − согл., глух. парн., твёрд. парн.
5 б., 5 зв. -
10 слайд
Описание слайда:
Упр218
Резкий (резок) голос (голоса),
редкий (редок) лес (леса),
скользкий (скользит) лёд (ледяной),
узкий (узок) проход (проходы),
гибкий (гибок) прут (прутик),
ловкий (ловок) человек (человеком),
мягкий (мягок) хлеб (хлеба),
лёгкий (лёгок) груз (грузовой),
сладкий (сладок) пирог (пироги),
близкий (близок) друг (подруга). -
11 слайд
Описание слайда:
Упр 219
Прочитайте. Придумайте заголовок к стихотворению.
Приветливые птичьи г..л..са.
В лучах зари берё..ки−б..лосне..ки.
И с папоротника крупная р..са
Спускается в тарелку сырое..ки.
В. Агапов
• Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
• В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для обозначения буквой безударного гласного звука и парного по глухости−звонкости согласного звука в корне слов? -
12 слайд
Описание слайда:
Утро
Приветливые птичьи голоса.
В лучах зари берёзки−белоснежки.
И с папоротника крупная роса
Спускается в тарелку сыроежки.
В. Агапов
При подборе проверочных слов в обоих случаях надо изменить слово или подобрать однокоренное, при этом безударный гласный должен встать под ударение, а для обозначения буквой парного по глухости−звонкости согласного в корне слов надо, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]. -
13 слайд
Описание слайда:
Глаз (глаза) мал, да далеко видит.
Нельзя судить по первому впечатлению.Договор дороже денег (денег).
Нужно держать своё слово.Вешний лёд (льдина) обманчив (обманчивый).
Нельзя судить по первому впечатлению.Некрасив (некрасивый) лицом, да хорош (хороший) умом.
Ум важнее внешности.Огород (огороды) — для семьи доход (доходы).
Свой урожай прокормит.Овсяная (овес) каша сама себя хвалит.
Не хвались, твоё дело само себя похвалит.Сказка (сказочка) — складка (складочка), а послушать сладко (сладенький).
Складную сказку послушать приятно. -
14 слайд
Описание слайда:
Как проверить написание парного
по глухости и звонкости согласного звука?
Спасибо за урок!
Домашнее задание: Упр.222 )
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 890 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 350 человек из 69 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Урок литературного чтения В. Бианки » Мышонок Пик»
-
Методическая разработка «Формирование мотивации к учебной деятельности»
-
НПК «Байкал», 4 класс
-
НПК «Достопримечательности города Улан-Удэ»
-
Урок окружающего мира «Когда я стану взрослым» 1 класс
-
Внеклассное занятие «Рассказы о Суворове» для 3 класса
-
Презентация к уроку обучения грамоте «Гласный звук а ,буквы А,а.» (1 дополнительный класс)
-
Научная статья «Теоретические аспекты проектирования в начальной школе»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452463 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»