Сказка сказок норштейн смысл

О сборнике сказок xvii века см. сказка сказок базилесказка сказок советский мультипликационный фильм юрия норштейна, снятый в 1979 году.
О сборнике сказок XVII века см. Сказка сказок (Базиле)

«Сказка сказок» — советский мультипликационный фильм Юрия Норштейна, снятый в 1979 году. В ленте, построенной, как запутанный лабиринт памяти, переплетены прошлое и будущее, вымысел и действительность, детские впечатления и размышления зрелого человека. По своей поэтике, а также используемым техническим приёмам «Сказка сказок» близка картинам Андрея Тарковского, графике Пабло Пикассо, японской живописи. Фильм удостоен различных кинонаград.

СюжетПравить

Фильм представляет собой чередование картин-воспоминаний, перемещающих зрителя в разные эпохи. Главный герой ленты — серенький волчок из колыбельной песни, наблюдающий за миром с печальным пониманием. В числе персонажей — поэт, ожидающий вдохновения над листом бумаги; прачка, стирающая бельё в корыте; рыбак, торопящийся домой с уловом; мальчик, делящийся яблоком с воронами. Рядом с миром чудес, в котором зимой с деревьев опадают крупные спелые яблоки, соседствует реальная жизнь с потоком несущихся по шумным магистралям автомобилей[1].

Одна из сквозных тем фильма — воспоминание о парах, танцующих на площадке под звуки предвоенного танго «Утомлённое солнце». Всякий раз, когда старая пластинка сбивается с ритма, одна из пар распадается. Мужчины, облачённые в шинели, уходят на фронт, а к их спутницам, оставшимся ждать, летят «треугольники». Текст писем лаконичен: «Ваш муж…», «Ваш сын…» Праздничный салют, освещающий небо, возвещает о победе. Вновь звучит танго, но большинство женщин, двигающихся в такт музыке, теперь «обнимает пустоту»[1].

В конце ленты волчок похищает у поэта рукопись и, в соответствии с текстом колыбельной, тащит её «во лесок». Свиток внезапно превращается в младенца, которого запаниковавший герой торопливо укладывает в люльку. Напевая ребёнку вечную песню «Баю-баюшки-баю», волчок одновременно словно «открывает дверь в детство», в тот мир, где зимой с деревьев падают яблоки, лето ослепляет сиянием, по небу плавают рыбы, а для девочки держит скакалку наивный и простодушный бык, напоминающий героев Пикассо[1].

История созданияПравить

По воспоминаниям Юрия Норштейна, работа над лентой началась в тот момент, когда он, придя к прозаику Людмиле Петрушевской, начал рассказывать ей о картинах-ассоциациях, картинах-воспоминаниях, которые уже созревали в его сознании, но ещё не сложились «в единую художественную систему». Петрушевская, незадолго до встречи с режиссёром родившая ребёнка, восприняла замысел Норштейна сквозь призму своего личного опыта. Душевное состояние соавторов было при написании сценария важнее, чем структурированные идеи, считает режиссёр. «Фильм произрастал как бы из нас самих»[2]. Петрушевской казалось, что картина должна называться «Придёт серенький волчок», однако худсовет, принимавший сценарий, обнаружил в цитате из колыбельной «какое-то зловещее предсказание»[3]. Тогда Норштейн положил в название строчку из стихотворения поэта Назыма Хикмета «Сказка сказок». Впоследствии создатель ленты уточнял, что интонационно ему слышалось другое словосочетание — «Песнь песней»[4].

Как рассказывала Петрушевская, Норштейн приносил ей — для создания творческого настроения — томики стихов Лорки, Неруды, Хикмета, книги с графикой Пикассо. Всё это в конечном итоге повлияло на поэтику «Сказки сказок». В то же время погружённая в заботы о новорождённом писательница не могла не внести в сценарий свою личную ноту, связанную с появлением младенца[5]. Затем настала очередь режиссёрских импровизаций. По словам Норштейна, в процессе работы он почти не обращался к сценарию:

Мне достаточно тех опорных точек, тех болевых уколов, которые мне подарил автор в своём сценарии и из которых потом будет разрастаться действие фильма. Во время съёмок достаточно возникнуть некоему жесту в буквальном смысле слова, который и в сценарии не предугадывался, и не планировался в заранее продуманной монтажной фразе, как сообразно с ним приходится её всю перестраивать[2].

Когда «Сказка сказок» была готова, сценаристам предложили внести в ленту изменения и написать закадровый текст. Основная претензия от чиновников Госкино была связана с тем, что зрители могут не уловить — без дополнительных разъяснений — главный посыл анимационной истории. Петрушевская, понимая состояние своего соавтора, сказала, что снятый им фильм впоследствии «войдёт во все учебники кино»: «Не беспокойся и ничего не делай с ним!» Эта позиция отстранённости сыграла свою роль: через некоторое время Норштейн позвонил Петрушевской и сообщил, что ему — за другие работы — присуждена Государственная премия СССР. После этого «Сказка сказок» была разрешена к прокату[3][6].

Своеобразие фильмаПравить

Автобиографические мотивыПравить

Норштейн неоднократно подчёркивал, что «Сказка сказок» — автобиографическая лента. В ней, с одной стороны, воплощён жизненный опыт художника, его собственные — порой мимолётные — впечатления о движении жизни, будь то «крыло бабочки, гусеница, ветер, лист, трепещущий на ветру, капля, которая стекает с листа»[7]. С другой стороны, режиссёр принёс в фильм весьма конкретные образы-воспоминания. Так, деревянное строение с маленьким двориком, в которых проходит часть действия, — это, по утверждению Норштейна, его «дом в детстве, в Марьиной Роще»; в ленте сохранены мельчайшие подробности послевоенного быта. Из авторских воспоминаний «выросли» и отдельные персонажи: к примеру, рыбак с уловом, прачка возле корыта и поэт, ищущий вдохновение, «имеют абсолютно реальные прототипы»[2].

Технические приёмыПравить

Киноведы обращают внимание на визуальную размытость героев «Сказки сказок», а также отсутствие в фильме точных контуров между предметами. Подобный метод даёт возможность создавать слитные, неотделимые от окружающей среды образы. Используемый Норштейном приём светотени (к примеру, когда подрагивающий язычок пламени освещает своим мерцанием всех сидящих за столом) роднит его анимационные картины с работами Рембрандта. При этом каждый кадр фильма максимально насыщен деталями, которые приходят в движение с помощью техники «бумажных марионеток»[8].

В отличие от рисованной анимации, техника перекладки бумажной марионетки даёт возможность художникам-мультипликаторам не рисовать каждую фазу движения персонажа; для передачи движения они могут использовать тот же самый персонаж, много раз передвигая его. Эта техника позволяет создать более сложные варианты движения, которые в принципе невозможно повторить. Норштейн пользуется этой техникой с первого фильма[8].

Сам Норштейн признавался, что «Сказка сказок» изменила его отношение к такому понятию, как время в кадре. В мультипликации в течение многих лет действовала установка на краткость при подаче картинки; считалось, что конкретный эпизод должен существовать на экране столько мгновений, сколько потребуется зрителю для восприятия сюжетной канвы. Такой подход во многом был обусловлен тем, что рисованная мультипликация «не выдерживает длительной статики на экране» — изображение фактически распадается на фрагменты. Работа в технике перекладки показала, что при решении некоторых художественных задач долгий кадр в анимации не менее реален, чем в игровом кино, считает режиссёр[2].

ПоэтикаПравить

В «Сказке сказок» исследователи обнаруживают лирическую перекличку с фильмами Андрея Тарковского. Оба режиссёра работали с подсознанием зрителя, привнося в кино «первоэлементы природной стихии» и задерживая взгляд на мерцании огня, колыхании сухого листка, движении ветра. В то же время тема падающих яблок сближает ленту Норштейна с картиной Александра Довженко «Земля». У трёх разных художников есть общая черта — насыщенность образов «ощущением вечности»[8].

В числе живописцев, чьё влияние в той или иной степени просматривается в «Сказке сказок», — Пикассо, Рембрандт, Ван Гог, Пауль Клее. К ним примыкает и Юрий Васнецов, детские иллюстрации которого способствовали формированию у режиссёра особого восприятия мира[8]. Норштейн говорил, что его фильм наполнен ещё и «японскими метафорами» — речь идёт о поэзии, живописи и других элементах мироощущения жителей Страны восходящего солнца[7].

По словам историка и теоретика искусства Михаила Ямпольского, «Сказка сказок» относится к числу наиболее сложных лент Норштейна. Режиссёр использовал в ней некоторые наработки из появившегося четырьмя годами ранее «Ёжика в тумане», увеличив при этом их «содержательную нагрузку». В произведении происходит переплетение реального и фантасмагорического, яви и видений, прошлого и настоящего, детских ассоциаций и зрелых воспоминаний. В фильме соседствуют старый московский дворик и уходящие на фронт солдаты, звуки мчащихся эшелонов и колыбельные песни. Главный герой — серенький волчок — обладает способностью перемещаться во времени и размыкать миры — поэтому он свободно переходит из деревянного домика в «пространство поэтической мечты»[9].

К числу новаторских идей Норштейна относится изображение людей в мультипликации. До определённого момента героями анимации были либо звери, либо «шаржированные человечки». Создатель «Сказки сказок» сломал традицию — он взял за основу стилистику эскиза, близкую графическим работам Пикассо или чернильным рисункам Пушкина. В итоге был сформирован баланс между сказовой условностью и природной органичностью[9]. На интонацию фильма повлияла и музыка — в «Сказке…» звучат фрагменты из произведений Иоганна Себастьяна Баха (прелюдия и фуга № 8 ми-бемоль минор из первого тома ХТК), Вольфганга Амадея Моцарта (анданте из концерта № 4 для фортепиано) и других композиторов[1].

СоздателиПравить

Признание и наградыПравить

  • XIII Всесоюзный кинофестиваль в Душанбе — первая премия (1983)[10]
  • Премия жюри Fipresci (Юрий Норштейн​) на V Международном кинофестивале анимационных в Загребе, 1980[1]
  • I премия (Юрий Норштейн) на Международном кинофестивале анимационных фильмов Оттаве (Канада), 1980[1]
  • Гран-при на Международном кинофестивале короткометражных и документальных фильмов в Лилле (Франция), 1980[1]
  • Приз Международной федерации киноклубов в Оберхаузене (ФРГ), 1980[1]
  • Фильм признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984[11]
  • 2-место в рейтинге «150 лучших анимационных фильмов всех времен Японии и мира», Токио, 2003[11]

ПримечанияПравить

СсылкиПравить

  • «Сказка сказок» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • «Сказка сказок» на «Аниматор.ру»
  • «Сказка сказок» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Сказка сказок (англ.) на сайте allmovie      
  • «Сказка сказок» на YouTube
  • Слайдфильм

ЛитератураПравить

Всесоюзный кинофестиваль // Кино: Энциклопедический словарь / С. И. Юткевич. — Москва: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.

Юрий Норштейн: Думал, что мои рисунки никуда не годятся

ФОТО: Кирилл ЗЫКОВ/Агентство городских новостей «Москва»

СТОЛИЧНЫЙ ПИЖОН

Творческий вечер Юрия Норштейна состоялся в самом эстетском и светском месте постпандемийной Москвы — обновленном кинотеатре «Художественный». Очередь за автографами чуть ли не от дверей кинотеатра. В фойе продают подходящие для этого благого дела большие открытки с героями мультфильмов Норштейна. С Ежиком тоже.

Юрий Борисович — в прекрасной форме. Выглядит пижоном. Одни замшевые ботинки чего стоят. А держится, как собственный Ежик. Такой же неприступный. Интервью дает неохотно. Но, может, и к лучшему, так как творческий вечер — своего рода моноспектакль. Норштейн предстает потрясающим актером, певцом и рассказчиком, что редкость для мультипликатора, который всегда за кадром. Третий звонок — и юбиляр сворачивает лавочку с автографами. Спешит в зал, напуская манкого, сказочного старомосковского тумана, в котором хочется блуждать.

— Я привык выступать в камерных помещениях, и такой зал для меня — уже много, — признается, поднявшись на сцену, Юрий Борисович. — И свет яркий. Бьет просто. Можно его как-то утихомирить?

Норштейн снимает пиджак, берет в руки армейскую фляжку.

— Не удивляйтесь, это моя группа поддержки. Выпью за ваше здоровье, — произносит тост юбиляр.

ШУБЕРТ И «ВАРЕНИЧКИ»

Детство он провел в скромной тринадцатиметровой комнатушке вместе с мамой, папой и братом.

— Я лазил в окно через вишневый сад. И, клянусь, с радостью прожил бы заново эти моменты. Вот представьте сцену, достойную кисти Айвазовского. Мама набрасывает скатерть на стол. Та взлетает, надуваясь парусом, волнами. И, словно поймав воздушное равновесие, успокаивается. В комнате досушивается, похрустывая, принесенное с мороза белье. Буквально через минуту простыня обвисает, отдавая в воздух зимние дни. Ну какой гламур может сравниться с этим? Пахнет хлебом. Папа за столом отхлебывает чай. Брат на скрипке разучивает гаммы. Комната заполнена впечатлениями от Шуберта. Папа, продолжая читать книгу, говорит: «А здесь соврал». Брат заглядывает в ноты и признает промах. Скрипка замолкает, и уже мерно покачивается грампластинка. Звучит еврейская народная песенка «Варенички». Говорим о литературе. В небе — ночная синева, а в комнате тепло от печки. Я рисую. Кажется, что это навсегда, а впереди ждет волшебная жизнь.

О юности в тот вечер именинник говорил много. Вспомнил забавный случай, как уже с осени надевал на валенки лыжи.

— Ходил по нашему длинному коммунальному коридору, — делится он подробностями. — Увидел эту сцену у Алеши Германа. Помните фильм «Мой друг Иван Лапшин»? Двор размещался между двумя домами. И там было все живое. Близкие тебе люди, собаки, кошки. Никто никому не делал замечаний. При этом человек пять-шесть отсидели, один из них взялся за ум. В этом была поэзия Марьиной Рощи. Мы были вместе. Каждый жил своей жизнью, но люди были сопричастны друг к другу. Мне нравится слово «сопричастность». Быть может, это и есть главный смысл бытия. Суть не в удаче, а в ежедневном интересе к каждой точке жизни.

СЕМЕЙНАЯ ДРАМА

Мама Юрия Норштейна была педагогом дошкольного воспитания, отец — столяр от бога. С особым трепетом и теплотой юбиляр вспоминал моменты, когда мама вынимала шпильки, встряхивала головой — и волосы водопадом струились по спине.

— Память сохранила гибкие движения ее рук с зажатым черепаховым гребнем, зубцы которого хищно вонзались в пышную копну волос. Когда-то увидев гравюру японского художника Утамаро, вспомнил маму.

Папа работал наладчиком деревообрабатывающих станков и был большим любителем книг, которые носил в карманах пальто. Когда его не стало, всю литературу отдали в библиотеку.

— У него была хорошая профессия, но дело не в ней. Натура складывается из других вещей. Не из момента практической целесообразности по отношению к другому человеку, как в наше сегодняшнее подлое время. А из глубоких внутренних смыслов, постепенно собирающихся в человеке под воздействием двора, в котором он рос. Неба, в которое смотрел. Соседей, с которыми общался. Дерева, которое шелестело листвой. Книг, которые прочитал. Людей, с которыми встретился. Любви, интереса к чему-то конкретному.

Была и настоящая драма в семье.

— Недавно мы с братом разговорились. Выпивали винцо. Вспомнили, как уволили с работы папу в 1952 году. Его попросили написать донос. Он отказался и вышел с волчьим билетом без права трудиться в Москве. Помогли друзья, и мы пережили это лихое время. Тут вопрос: что такое человеческое достоинство? Совсем не то, во что превратили это слово. Вот, например, реклама. Героиня утверждает: «Ведь я этого достойна!» Чего ты, дура, достойна?! Хотя бы одну книжку прочитай. Понятие «добросовестный» ушло из нашей жизни.

Был случай

А ЭСКИЗЫ-ТО СЛАБЕНЬКИЕ!

Основатель отечественной кукольной мультипликации Роман Качанов (снял знаменитого «Чебурашку», «Варежку» «Тайну третьей планеты» — Ред.) чуть не поставил на будущей карьере Норштейна крест.

СУРОВЫЙ ПРИГОВОР

— Однажды моя бабушка говорит: «Юрочка, знаешь, есть такой Рувочка. Он работает на «Союзмультфильме». Тебе надо к нему».

Роман Качанов жил в Кунцеве на даче. С бабулей приехали к нему. В небольшой комнате сидел огромный человек на тахте — колени почти до подбородка. По радио звучала песня: «Тот, кто рожден был у моря, тот полюбил навсегда белые мачты на рейде…»

— Дослушай песню! — сказал он мне.

Почтительная пауза. Песня закончилась.

— Покажи рисунки!

Показал.

— Слабенькие!

Это был приговор. Я и сам знал, что они такие. Даже думал бросить рисовать. Но собрался с силами и продолжил работать над собой.

ВОЛЧОК С ТЕНЬЮ МЫШКИ

— В 1959 году при поступлении рисовал кадрик на тему «Теремка». Сюжет такой: мышка входит в домик. Приоткрытая дверь. Норушку изобразил силуэтом, и от нее большая тень.

Ко мне подошел преподаватель Володя Пекарь — фантастический мультипликатор. Многозначительно помолчал и выдал:

— Хороший кадр.

Позже я догадался: этот рисунок стал прародителем кадра, когда Волчок идет по светящемуся коридору и за ним тянется длинная тень. А ведь тогда мне этот сюжет казался ничтожным.

Путь в профессию

УЧИЛСЯ СО СТРУГАЦКИМИ

Художественная школа, где получал образование будущий мультипликатор, выпустила целую плеяду звезд.

— С создателем культового мультфильма «Жил-был пес» Эдуардом Назаровым наши мольберты стояли рядом, — вспоминает Юрий Норштейн. — Уже тогда он проявлял чудеса остроумия. Его отец был океанологом. И участвовал в каботажных плаваниях, связанных с наукой. Иногда привозил виски. И Эдик его нам приносил. Плоскую фляжечку.

Один раз сбежали с занятия в туалет. Чтобы попробовать заграницу на вкус. Налили в пробочку… Наш друг Лешка пришел, когда уже все выпили. И вот компанией вернулись в аудиторию, а там преподаватель Владимир Иванович носом водит. И вдруг вынимает конфету, подходит к Лехе и строго так: «Выпил? Закуси!» 

— Владимир Иванович, я ходил пить томатный сок, — оправдывался Лешка.

И это было чистой правдой. А мы, сволочи, сидели и молчали.

Вообще, в художке учились удивительные люди. Валентина Караваева, режиссера мультфильма «Возвращение блудного попугая», знает, по-моему, вся страна. Еще Володька Попов — тот, что подарил нам «Троих из Простоквашино».

И самая большая гордость — братья Стругацкие. Вот такая кузница кадров.

https://ria.ru/20211110/norshteyn-1758290276.html

Ежик в тумане Марьиной рощи: новый мир Норштейна

Ежик в тумане Марьиной рощи: новый мир Норштейна — РИА Новости, 10.11.2021

Ежик в тумане Марьиной рощи: новый мир Норштейна

В Еврейском музее открылась выставка Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой, его соавтора и жены. Время выбрали неслучайно: режиссеру-аниматору исполняется 80… РИА Новости, 10.11.2021

2021-11-10T08:10

2021-11-10T08:10

2021-11-10T08:12

культура

юрий норштейн

выставки

искусство

живопись

российский еврейский музей толерантности

куда сходить

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/0a/1758335089_0:0:1125:632_1920x0_80_0_0_84e675ad9ba8a1d7f4a3dbd53f1f8efe.jpg

МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости. В Еврейском музее открылась выставка Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой, его соавтора и жены. Время выбрали неслучайно: режиссеру-аниматору исполняется 80 лет. И место тоже — в окрестностях Марьиной рощи прошло его детство. Кроме раскадровок и эскизов к знакомым мультфильмам, в экспозиции есть вещи очень редкие и показанные впервые.

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/0a/1758335373_0:0:843:632_1920x0_80_0_0_335d1cc8b389e7c4d658fbf3f0ae1563.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

юрий норштейн, выставки, фото, искусство, живопись, российский еврейский музей толерантности, куда сходить , что посмотреть , александр борода (раввин)

08:10 10.11.2021 (обновлено: 08:12 10.11.2021)

МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости. В Еврейском музее открылась выставка Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой, его соавтора и жены. Время выбрали неслучайно: режиссеру-аниматору исполняется 80 лет. И место тоже — в окрестностях Марьиной рощи прошло его детство. Кроме раскадровок и эскизов к знакомым мультфильмам, в экспозиции есть вещи очень редкие и показанные впервые.

© РИА Новости / Перейти в фотобанк

Эту выставку идеально было бы открыть на прошлой неделе, когда в Москве стоял густой туман. Правда, дымка, в которой когда-то бродил Ежик, все же совсем другая — уютная и мягкая.

Юрий Норштейн на одном из мастер-классов за границей показал технику создания волшебного тумана: накрыл фигурку зверька обычной калькой — и на экране Ежик сразу «потерялся». Вторым секретом стал целлофан — с его помощью имитируют воду. Материалы вроде простейшие, но спецэффекты до сих пор завораживают зрителей.

Прошло 46 лет, однако мультфильм не устарел, хотя сперва его не пустили в большой прокат. А еще — обзавелся легендой: профиль Ежика, по утверждению Людмилы Петрушевской, списан с нее. Правда, режиссер это опровергает.

Кадр из мультфильма Ежик в тумане (режиссер Юрий Норштейн)

1 из 12

Эту выставку идеально было бы открыть на прошлой неделе, когда в Москве стоял густой туман. Правда, дымка, в которой когда-то бродил Ежик, все же совсем другая — уютная и мягкая.

Юрий Норштейн на одном из мастер-классов за границей показал технику создания волшебного тумана: накрыл фигурку зверька обычной калькой — и на экране Ежик сразу «потерялся». Вторым секретом стал целлофан — с его помощью имитируют воду. Материалы вроде простейшие, но спецэффекты до сих пор завораживают зрителей.

Прошло 46 лет, однако мультфильм не устарел, хотя сперва его не пустили в большой прокат. А еще — обзавелся легендой: профиль Ежика, по утверждению Людмилы Петрушевской, списан с нее. Правда, режиссер это опровергает.

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

От успеха «Ежика в тумане» Юрий Норштейн давно устал. Как и от просьб объяснить смысл этого мультфильма по сказке Сергея Козлова. На открытии выставки в Еврейском музее режиссер отшучивался, повторяя афоризм оператора Александра Жуковского: «Лучше портвейн в стакане, чем ежик в тумане».

А вот свою «Сказку сказок» он, напротив, любит. Ведь она основана на воспоминаниях о детстве в Марьиной роще. «Здесь все давно изменилось, район вообще не узнаю. Он прежний живет только в моей памяти», — говорит Норштейн.

Дощатый забор, которым по периметру огорожена экспозиция, — попытка воссоздать атмосферу того времени. Раньше это был рабочий район Москвы. Есть даже поговорка: «Марьина роща — люди проще».

И сам Норштейн в юности работал слесарем на мебельном комбинате. «У меня высшего образования нет, даже среднее — неоконченное. Но я заболел книгами и живописью», — рассказывает он, вспоминая, как мальчишкой днями просиживал в Третьяковке.

Художник-мультипликатор Юрий Норштейн на выставке Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Выставка приурочена к 80-летию режиссера-аниматора Юрия Норштейна

2 из 12

От успеха «Ежика в тумане» Юрий Норштейн давно устал. Как и от просьб объяснить смысл этого мультфильма по сказке Сергея Козлова. На открытии выставки в Еврейском музее режиссер отшучивался, повторяя афоризм оператора Александра Жуковского: «Лучше портвейн в стакане, чем ежик в тумане».

А вот свою «Сказку сказок» он, напротив, любит. Ведь она основана на воспоминаниях о детстве в Марьиной роще. «Здесь все давно изменилось, район вообще не узнаю. Он прежний живет только в моей памяти», — говорит Норштейн.

Дощатый забор, которым по периметру огорожена экспозиция, — попытка воссоздать атмосферу того времени. Раньше это был рабочий район Москвы. Есть даже поговорка: «Марьина роща — люди проще».

И сам Норштейн в юности работал слесарем на мебельном комбинате. «У меня высшего образования нет, даже среднее — неоконченное. Но я заболел книгами и живописью», — рассказывает он, вспоминая, как мальчишкой днями просиживал в Третьяковке.

© Ольга Распопова

Если присмотреться, на заборе — эпизод, который не вошел в «Сказку сказок»: мальчик перелезает через ограду, чтобы присоединиться к процессии, которая хоронит птицу. А еще — стихи, написанные Норштейном специально для выставки.

Внутри, за грубыми корявыми досками — мир удивительно тонкий и хрупкий. Широкой публике впервые показали картины Юрия Норштейна, его ранние работы — он ведь мечтал стать художником. «Но меня снесло в мультипликацию. И все же жалею, что не упорствовал в стремлении заняться живописью».

Автопортреты Юрия Норштейна на выставке Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Выставка приурочена к 80-летию режиссера-аниматора

3 из 12

Если присмотреться, на заборе — эпизод, который не вошел в «Сказку сказок»: мальчик перелезает через ограду, чтобы присоединиться к процессии, которая хоронит птицу. А еще — стихи, написанные Норштейном специально для выставки.

Внутри, за грубыми корявыми досками — мир удивительно тонкий и хрупкий. Широкой публике впервые показали картины Юрия Норштейна, его ранние работы — он ведь мечтал стать художником. «Но меня снесло в мультипликацию. И все же жалею, что не упорствовал в стремлении заняться живописью».

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

Всего в экспозиции — более 500 работ. «Примерно треть из них раньше не выставляли», — подчеркивает исполнительный директор Еврейского музея Кристина Краснянская.

Это первая ретроспектива Норштейна и Ярбусовой подобного масштаба — после той, что проходила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 2005-м. «Наша выставка уникальна тем, что Юрий Борисович и Франческа Альфредовна лично участвовали в утверждении концепции, в изготовлении экспонатов», — поясняет генеральный директор музея Александр Борода.

На выставке Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Выставка приурочена к 80-летию режиссера-аниматора Юрия Норштейна

4 из 12

Всего в экспозиции — более 500 работ. «Примерно треть из них раньше не выставляли», — подчеркивает исполнительный директор Еврейского музея Кристина Краснянская.

Это первая ретроспектива Норштейна и Ярбусовой подобного масштаба — после той, что проходила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 2005-м. «Наша выставка уникальна тем, что Юрий Борисович и Франческа Альфредовна лично участвовали в утверждении концепции, в изготовлении экспонатов», — поясняет генеральный директор музея Александр Борода.

© Ольга Распопова

«Подготовку начали с Юрием Борисовичем в конце августа. Он сомневался, что здесь, в бывшем депо, можно создать камерное пространство. Работали так: утром обсуждали, вечером додумывали, а на следующий день уже ехали сюда смотреть готовые макеты. Доски нам везли с Севера — разобрали там ангары. А еще договорились с декорационными мастерскими Табакова», — рассказывает Артемий Харлашко, архитектор выставки и педагог МХАТа.

Попасть в сотворенный Норштейном мир, почувствовать его удивительно выпуклым и объемным гостям помогают инсталляции — они изготовлены по эскизам мастера.

На выставке Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Выставка приурочена к 80-летию режиссера-аниматора Юрия Норштейна

5 из 12

«Подготовку начали с Юрием Борисовичем в конце августа. Он сомневался, что здесь, в бывшем депо, можно создать камерное пространство. Работали так: утром обсуждали, вечером додумывали, а на следующий день уже ехали сюда смотреть готовые макеты. Доски нам везли с Севера — разобрали там ангары. А еще договорились с декорационными мастерскими Табакова», — рассказывает Артемий Харлашко, архитектор выставки и педагог МХАТа.

Попасть в сотворенный Норштейном мир, почувствовать его удивительно выпуклым и объемным гостям помогают инсталляции — они изготовлены по эскизам мастера.

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

Интересный экспонат — эскизы к фильму-дебюту Юрия Норштейна «25-е, первый день», который он создавал в конце 60-х. В начале ленты — ряд с работами художников авангарда: Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина. А в финале к кинокадрам демонстрации на Красной площади в 1919-м режиссер добавил фигуру Ленина из ленты «Годы революции. Октябрь». Получилось очень правдоподобно. Главный редактор «Союзмультфильма» даже решил, что Норштейн где-то достал неизвестную ранее съемку выступлений вождя.

В итоге над картиной, конечно, сильно поработали цензоры. Однако Норштейн не унывает: «Я не жалею о сделанном. Прежде всего потому, что через фильм я открыл, показал великое искусство десятых-двадцатых годов».

На выставке Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Выставка приурочена к 80-летию режиссера-аниматора Юрия Норштейна

6 из 12

Интересный экспонат — эскизы к фильму-дебюту Юрия Норштейна «25-е, первый день», который он создавал в конце 60-х. В начале ленты — ряд с работами художников авангарда: Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина. А в финале к кинокадрам демонстрации на Красной площади в 1919-м режиссер добавил фигуру Ленина из ленты «Годы революции. Октябрь». Получилось очень правдоподобно. Главный редактор «Союзмультфильма» даже решил, что Норштейн где-то достал неизвестную ранее съемку выступлений вождя.

В итоге над картиной, конечно, сильно поработали цензоры. Однако Норштейн не унывает: «Я не жалею о сделанном. Прежде всего потому, что через фильм я открыл, показал великое искусство десятых-двадцатых годов».

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

О «кухне» и процессе создания фильмов рассказывает вторая часть выставки. Она отделена от первой, нужно выйти из пространства экспозиции и вернуться в холл музея. Куратор Мария Гадас объясняет: «Это особенность пространства, оно диктовало свои условия. С другой стороны, и возможности здесь шире — например, благодаря высоте».

Франческа Ярбусова, жена Норштейна и соавтор всех его фильмов, здесь такая же ключевая фигура, как и сам Юрий Борисович. Описывая работу с ней, режиссер говорит, что это «литры слез и кастрюли корвалола». Но признается: заметил девушку сразу, как только она пришла в студию. «Она, как художники Возрождения, видит природу как храм и пишет мельчайшие анатомические детали».

На выставке Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Выставка приурочена к 80-летию режиссера-аниматора Юрия Норштейна

7 из 12

О «кухне» и процессе создания фильмов рассказывает вторая часть выставки. Она отделена от первой, нужно выйти из пространства экспозиции и вернуться в холл музея. Куратор Мария Гадас объясняет: «Это особенность пространства, оно диктовало свои условия. С другой стороны, и возможности здесь шире — например, благодаря высоте».

Франческа Ярбусова, жена Норштейна и соавтор всех его фильмов, здесь такая же ключевая фигура, как и сам Юрий Борисович. Описывая работу с ней, режиссер говорит, что это «литры слез и кастрюли корвалола». Но признается: заметил девушку сразу, как только она пришла в студию. «Она, как художники Возрождения, видит природу как храм и пишет мельчайшие анатомические детали».

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

О взаимодействии с куратором Марией Гадас и командой, создавшей выставку, Норштейн отзывается в том же ключе. «Процесс шел непросто. Никогда не бывает так, как хочется… Но все равно в приближении произошло что-то необыкновенное».

Гадас уточняет: «Эта выставка необходима именно сейчас — думаю, она станет своеобразной терапией в это странное время. Ведь все, что делают Юрий Борисович и Франческа, — попытка упорядочить окружающий нас хаос. И придать красоту безобразному. А это и есть настоящее искусство».

Деревянный забор – часть выставки Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

8 из 12

О взаимодействии с куратором Марией Гадас и командой, создавшей выставку, Норштейн отзывается в том же ключе. «Процесс шел непросто. Никогда не бывает так, как хочется… Но все равно в приближении произошло что-то необыкновенное».

Гадас уточняет: «Эта выставка необходима именно сейчас — думаю, она станет своеобразной терапией в это странное время. Ведь все, что делают Юрий Борисович и Франческа, — попытка упорядочить окружающий нас хаос. И придать красоту безобразному. А это и есть настоящее искусство».

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

«Снег на траве» — название не только выставки, но и двухтомника Юрия Норштейна. Это сборник лекций по искусству мультипликации, которые режиссер читал в разное время. Отрывки из книг сопровождают экспозицию — словно сам мастер ведет вас по залам, комментируя работы.

«Я компьютером не пользуюсь, для меня это мертвый инструмент, у него нет сердца», — рассуждает Норштейн. Однако благодаря внукам, которых у него восемь, он смотрел и «Шрека», и «Рататуя», и фильмы студии Pixar.

Эскизы к фильму Ежик в тумане на выставке Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве

9 из 12

«Снег на траве» — название не только выставки, но и двухтомника Юрия Норштейна. Это сборник лекций по искусству мультипликации, которые режиссер читал в разное время. Отрывки из книг сопровождают экспозицию — словно сам мастер ведет вас по залам, комментируя работы.

«Я компьютером не пользуюсь, для меня это мертвый инструмент, у него нет сердца», — рассуждает Норштейн. Однако благодаря внукам, которых у него восемь, он смотрел и «Шрека», и «Рататуя», и фильмы студии Pixar.

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

В конце 1990-х Норштейн сделал заставки для телепрограммы «Спокойной ночи, малыши!». Однако через некоторое время их заменили — якобы по просьбам родителей. Те присылали на ТВ возмущенные письма, считая, что для детской передачи это все слишком мрачно и сложно.

«Действие и правда развивается сверхподробно, — говорит Норштейн. — Но это в расчете на то, что ребенок каждый вечер может замечать новую деталь».

Посетитель на выставке Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Выставка приурочена к 80-летию режиссера-аниматора Юрия Норштейна

10 из 12

В конце 1990-х Норштейн сделал заставки для телепрограммы «Спокойной ночи, малыши!». Однако через некоторое время их заменили — якобы по просьбам родителей. Те присылали на ТВ возмущенные письма, считая, что для детской передачи это все слишком мрачно и сложно.

«Действие и правда развивается сверхподробно, — говорит Норштейн. — Но это в расчете на то, что ребенок каждый вечер может замечать новую деталь».

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

Творчество Норштейна высоко ценят в Японии. Любовь взаимна: режиссер увлекается культурой и поэзией Страны восходящего солнца, обожает хокку Мацуо Басё. И дружит с Хаяо Миядзаки.

Японцам близка и философия, и техника мастера. Так, объединение кукольной анимации с перекладкой для создания объема изображения использовали в старинных театрах марионеток. Мария Гадас указывает на еще одну причину: «Вся японская культура сосредоточена на детали. А Юрий Борисович умеет работать с ней как никто, доводить ее до совершенства».

На выставке Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Выставка приурочена к 80-летию режиссера-аниматора Юрия Норштейна

11 из 12

Творчество Норштейна высоко ценят в Японии. Любовь взаимна: режиссер увлекается культурой и поэзией Страны восходящего солнца, обожает хокку Мацуо Басё. И дружит с Хаяо Миядзаки.

Японцам близка и философия, и техника мастера. Так, объединение кукольной анимации с перекладкой для создания объема изображения использовали в старинных театрах марионеток. Мария Гадас указывает на еще одну причину: «Вся японская культура сосредоточена на детали. А Юрий Борисович умеет работать с ней как никто, доводить ее до совершенства».

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

Есть вопрос, который Норштейну не принято задавать. Уже 40 лет он работает над мультфильмом по «Шинели» Гоголя, но не хочет отвечать, когда ждать премьеру. Два зала выставки посвящены наброскам и эскизам: вот Акакий Акакиевич вытаскивает из сукна ниточки, вот обмакивает гусиное перо в чернильницу…

Это произведение, пусть и незаконченное, уже считают шедевром. Его отметили первой премией Международного конкурса технических фильмов в Монреале и Большой золотой медалью Академии художеств. Начальные 25 минут отснятого материала, которые не выложены даже в Сети, как раз можно посмотреть на выставке.

По словам куратора Марии Гадас, у «Шинели» — новый этап. «Фильм получил финансирование от Госкино, и Юрий Борисович продолжит работу».

«Снег на траве». Еврейский музей и центр толерантности, до 9 января 2022 года.

На выставке Снег на траве в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Выставка приурочена к 80-летию режиссера-аниматора Юрия Норштейна

12 из 12

Есть вопрос, который Норштейну не принято задавать. Уже 40 лет он работает над мультфильмом по «Шинели» Гоголя, но не хочет отвечать, когда ждать премьеру. Два зала выставки посвящены наброскам и эскизам: вот Акакий Акакиевич вытаскивает из сукна ниточки, вот обмакивает гусиное перо в чернильницу…

Это произведение, пусть и незаконченное, уже считают шедевром. Его отметили первой премией Международного конкурса технических фильмов в Монреале и Большой золотой медалью Академии художеств. Начальные 25 минут отснятого материала, которые не выложены даже в Сети, как раз можно посмотреть на выставке.

По словам куратора Марии Гадас, у «Шинели» — новый этап. «Фильм получил финансирование от Госкино, и Юрий Борисович продолжит работу».

«Снег на траве». Еврейский музей и центр толерантности, до 9 января 2022 года.

Сказка сказок норштейн смысл

Сказка сказок норштейн смыслЗдравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим об интереснейшем виде искусства  мультипликации. МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ  – это особый вид искусства.  Работа мультипликатора предполагает взрослый профессионализм и детское восприятие мира. Нужно понимать множество технологий — и в то же время чувствовать сказку, замысел, сюжет; уметь соединять скрупулезность работы с неуловимым течением творчества. Ведь люди, работающие в этой сфере, создают целые миры, наполненные живыми персонажами и неподдельными эмоциями. Профессия мультипликатора вбирает в себя почти все виды художественного творчества. Создатель мультфильмов — это и художник‚ и музыкант‚ и скульптор‚ и даже немного фокусник.

   Мультипликатор придумывает сюжет и персонажей‚ определяет стилистику будущего мультфильма‚ рисует эскизы основных сцен. Самая главная задача этого художника — вдохнуть жизнь в рисунок и заставить зрителей сопереживать героям мультфильма. Кроме того‚ он обязательно должен придумать‚ как сделать фильм оригинальным и удивить самую искушенную публику.

В настоящее время художники-мультипликаторы работают в различных индустриях: кино, телевидении, видеоиграх, интернете. При создании анимации используются разнообразные технологии, включая рисункикукольную мультипликациютрёхмерную графику.

Прежде всего мультипликатор обязан хорошо рисовать. Но кроме этого ему нужно видеть самую суть характера‚ чувством экранного времени и движения.

Конечно‚ помимо природной одаренности необходимы еще и обширные познания‚ наблюдательность‚ фантазия и способность к сопереживанию. Также следует учесть‚ что производство мультфильма сопряжено с изготовлением множества рисунков. Так‚ для десятиминутного фильма требуется около 15 тыс. рисунков‚ не говоря уже о черновиках и эскизах. Поэтому аниматор должен быть очень терпеливым‚ работоспособным и усидчивым.

Таким образом, художник-мультипликатор, раскладывая любое движение на ряд последовательных рисунков — моментов этого движения — и снимая их методом покадровой съемки, последовательно «собирает» эти рисунки на пленку и заставляет двигаться на экране любые изображенные им фигуры и предметы. Конечно, художнику-мультипликатору не нужно каждый раз начинать работу с киносъемки живой натуры, а затем перерисовывать натурные кадры на листы бумаги. Художник, исходя из сюжета сценария, выдумывает и делает рисунки сам, сам создает нужное ему движение. Предположим, что художнику необходимо показать на экране шагающую собаку. Для этого он сначала рисует исходное положение, в котором находится собака, а затем делает ряд рисунков, последовательно изображающих отдельные моменты ходьбы. Каждый отдельный рисунок носит название фазы движения. Все рисунки фаз движения нумеруются порядковыми номерами. В мультипликации любой рисованный персонаж может свободно видоизменяться, принимать любую форму, может быть уменьшен или увеличен до любого размера в зависимости от основного смысла и содержания произведения. Все неестественное с точки зрения реальной жизни в мультипликации кажется реальным и вполне убедительным.

В нашей стране, безусловно, самым известным мультипликатором считают Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он является режиссёром таких известных мультфильмов как «Лягушка-путешественница» и «Котёнок с улицы Лизюкова», «Ну, погоди!», а также аниматором и художником десятков других советских и российских мультфильмов, снятых главным образом по различным сказкам. Сказка сказок норштейн смысл  

Мультсериал «Ну, погоди!» обычно связывают с именем прославленного мультипликатора Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он действительно является по сути автором и создателем знаменитого мультсериала, однако в качестве режиссёра «Ну, погоди!», а нарисовал персонажей мультфильма Светозар Кузьмич Русаков.

Сказка сказок норштейн смысл

Светозар Кузьмич Русаков родился в Московской области в городе Тучков в 1923 году. Учился в художественной школе Центрального дома пионеров. В начале Великой Отечественной войны его призвали в армию. Первое время он работал военным корреспондентом сначала в «Окнах ТАСС» Новосибирска, а позже в газете «Красная звезда». В рядах действующей армии оказался в 1943 году. Сначала был пехотинцем и принимал участие в боях Украинского и Белорусского фронтов, после этого был переведён в арт-разведчики Отдельного противотанкового батальона. В бою был ранен и контужен, после чего получил II группу инвалидности.

Из армии Русаков демобилизовался только в 1946 и сразу же поступил в художественно-промышленное училище имени Калинина. Его он окончил с красным дипломом и продолжил обучение теперь уже на художественном факультете ВГИКа. С отличием окончив ВГИК, Светозар Кузьмич устроился на работу художником-постановщиком на киностудию «Союзмультфильм», где проработал 30 лет. Лишь выйдя на пенсию, он нашёл время для собственной выставки, несмотря на то, что к тому времени в его коллекции было уже довольно много работ.

Герои мультфильмов Русакова

Святозар Кузьмич Русаков стал лауреатом Государственной премии, членом Союза художников и кинематографистов. Награжден множеством наград, в том числе орденами Славы и Великой Отечественной войны и «За боевые заслуги», а также многими другими. Он ушёл из жизни в августе 2006 года.

Среди персонажей мультфильмов не только волк и заяц из «Ну, погоди!». Он также является художником, создавшим знаменитых хоккеистов из мультфильма «Шайбу, шайбу!». Кроме того, он был художником-постановщиком таких мультфильмов как «Сказка о Емеле», «Приключения Буратино», «Попался, который кусался» и нескольких десятков других известных советских мультфильмов. 

Сказка сказок норштейн смысл

Одним  из известнейших мультфильмов не только в нашей стране, но и во всём мире считается «Ежик в тумане»?

Он был выпущен в 1975 году на студии «Союзмультфильм». Уже в 1976 году он завоевал первые призы на всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов, а также на Фестивале фильмов детей и юношества. По прошествии почти трёх десятилетий, уже в 2003 году он был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов. Произошло это на Мультипликационном фестивале Лапута в Токио, в опросе участвовало 140 мультипликаторов.

Сказка сказок норштейн смысл

Сценаристом мультфильма был Сергей Козлов, художником-постановщиком Франческа Ярбусова, а роли озвучивали знаменитые актёры Алексей Баталов, Мария Виноградова (Ёжик), Вячеслав Невинный (Медвежонок). Однако создателем мультфильма по праву считают режиссёра и аниматора Юрия Норштейна.

Юрий Борисович Норштейн родился в начале Великой Отечественной войны в 1941 году в Пензенской области в деревне Андреевка, где его родители в то время находились в эвакуации. Но детство его прошло в Москве. Юрий Норштейн окончил курсы мультипликаторов и вскоре в 1961 года устроился на работу на студию «Союзмультфильм». Первое время он работал художником-постановщиком вместе с известным режиссёром-мультипликатором Иваном Петровичем Ивановым-Вано.

Сказка сказок норштейн смысл

В работе над мультфильмами ему помогала жена – Франческа Ярбусова, которая является бессменным художником-мультипликатором его работ. Кроме «Ёжика в тумане», довольно известным является другой его мультфильм «Сказка сказок», также отмеченный призами на нескольких фестивалях. Юрий Норштейн является народным артистом России. 

Геннадий Михайлович Сокольский (1 декабря 1937, Москва, СССР — 27 декабря 2014, там же) — советский, российский режиссёр-мультипликаторхудожник-постановщик и художник-мультипликатор, иллюстратор. С 1959 по 1961 год учился на курсах мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». После окончания курсов был принят в штат студии и на протяжении нескольких лет считался одним из лучших художников-мультипликаторов киностудии «Союзмультфильм».

С 1969 года начинал работать самостоятельно как режиссёр. Дебютировал в первом, легендарном выпуске альманаха «Весёлая карусель», под художественным руководством Романа Качанова. В этом альманахе Геннадий Сокольский снял сюжет «Ну, погоди!», в котором впервые появились образы Волка и Зайца. Впоследствии, разработкой сюжетных коллизий, происходящих между этими персонажами, долгое время успешно занимался режиссер Вячеслав Котеночкин.

Переключившись на режиссуру, Сокольский осуществил постановку ряда мультипликационных лент, ставших яркими представителями анимационной индустрии СССР. Как режиссер, осуществил постановку полнометражной трилогии, советско-японского фильма (сорежиссер К. Есида) «Приключения пингвинёнка Лоло», имевшего широкий мировой прокат.

  • Сказка синдбад мореход читать все путешествия
  • Сказка синдбад мореход диафильм
  • Сказка синдбад мореход читать краткое содержание
  • Сказка синичкин календарь октябрь
  • Сказка синяя борода распечатать текст