Сказка сказание о белгородском киселе

6 класс. древнерусская литература. сказание о белгородском киселе. цель урока познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической

6
класс. Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».

Цель
урока

познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и
патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.

Задачи урока

Образовательные: дать
представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения,
отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, “летописание”; познакомить
с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.

Развивающие: развивать навыки
монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять,
сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию,
формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и
повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление.

Воспитательные: воспитывать
бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию
эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к
истории своей страны; формировать интерес к литературе.

«Сказание о белгородском киселе»

Сказание – это рассказ
исторического или легендарного содержания.

Белгород
— это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр (основан
в 993 году).

Вопросы по «Сказанию о белгородском киселе»:

1. Выпишите устаревшие слова
(архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании…», и объясните их значение.

В
«Сказании» употребляются такие устаревшие слова, как:


«лето» — в значении «год»;


«вече» — собрание горожан для решения общественных дел;


«печенеги» —
союз племён, образовавшийся в заволжских степях в
8 – 9 вв.;


«городские старейшины» — правящая верхушка города;


«князь» — знатный правитель города;


«муж» — в значении мужчина;


«корчага» — кувшин
с округлыми формами, распространённый в Киевской
Руси в 10 — 12 вв.

2. Когда происходит действие
«Сказания…»?


Действие «Сказания…» происходит в 997 году.

3. Что значит «осада
затянулась», и почему был в городе «голод сильный»?


«Осада затянулась» — печенеги окружили город, и белгородцы не могли выйти из
его стен, чтобы пополнить запасы пищи, поэтому был в городе «голод сильный».

4. Почему горожане решили
сдаться печенегам?


Горожане решили сдаться печенегам, потому что все они скоро могли умереть голодной
смертью, а в случае захвата печенеги хоть кого-то могли оставить в живых.

5. Почему жители с радостью
послушались мудрого старца?


Жители с радостью послушались мудрого старца, потому что им не хотелось
сдаваться печенегам и быть убитыми, а свой город отдать врагу на разграбление.

6. В чем заключался план
спасения города, предложенный старцем?


План спасения города, придуманный старцем, заключался в том, чтобы создать
иллюзию неуязвимости белгородцев: горожанам не угрожает голодная смерть, так
как пищу — кисельную болтушку и мед — они черпают прямо из колодцев, то есть
«имеют пищу от земли», и печенеги, осаждая город, только зря себя измучают.

7.
Какие
качества проявил старец?


Старец обладает такими качествами, как мудрость, находчивость, смелость,
упорство.

8. Опишите финал
«Сказания…».


Печенежские князья, узнав о «неуязвимости» белгородцев, прекратили осаду города
и ушли восвояси.

9. Как вы думаете, почему этот
рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал
восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех
времен?


Летописец имеет в виду мудрость, смелость и находчивость не только одного
старца, а в целом всего русского народа. Старец – символ-обобщение русской
смекалки и отваги.

10. Какие наставления содержит
«Сказание о белгородском киселе»?


«Сказание…» говорит: «Не сдавайся, сперва подумай, посоветуйся с более
мудрыми и опытными людьми».

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите
устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании…», и
объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3.
Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4.
Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью
послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города,
предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец?
8. Опишите
финал «Сказания…». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном,
не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое
обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие
наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

——————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите
устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании…», и
объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3.
Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4.
Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью
послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города,
предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец?
8. Опишите
финал «Сказания…». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном,
не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое
обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие
наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

——————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите
устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании…», и
объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3.
Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4.
Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью
послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города,
предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец?
8. Опишите
финал «Сказания…». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном,
не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение,
событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления
содержит «Сказание о белгородском киселе»?

——————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите
устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании…», и
объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3.
Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4.
Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью
послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города,
предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец?
8. Опишите
финал «Сказания…». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном,
не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение,
событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления
содержит «Сказание о белгородском киселе»?

——————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите
устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании…», и
объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3.
Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4.
Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью
послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города,
предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец?
8. Опишите
финал «Сказания…». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном,
не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое
обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие
наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

——————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите
устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании…», и
объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3.
Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4.
Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью
послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города,
предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец?
8. Опишите
финал «Сказания…». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном,
не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое
обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие
наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

——————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите
устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании…», и
объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3.
Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4.
Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью
послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города,
предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец?
8. Опишите
финал «Сказания…». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном,
не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое
обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие
наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

——————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите
устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании…», и
объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3.
Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4.
Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью
послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города,
предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец?
8. Опишите
финал «Сказания…». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном,
не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое
обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие
наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

На чтение 11 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Тема

«Сказание о белгородском киселе»

(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев )

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов [1], так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом[2]. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода».

И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

«Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».

Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки[3] . И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу[4] кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече[5] и сказали:

— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту. Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.

Примечания

1

Печенеги — союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие — скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.

2

Белгород — это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.

3

Латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой.

4

Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.

5

Вече — собрание горожан для решения общественных дел.

Дальше читают

Утюжок и мороженое В связи с особыми обстоятельствами Запертая калитка Закон притяжения Рыжее братство. Трилогия (СИ) Прыжок в прошлое (часть 1-2) Перейти к странице Автор книги Нестор ЛетописецRoyalLib.Com >> Древнерусская литература >> Летописец Нестор >> Сказание о белгородском киселе – скачать книгу38099012389Спрятать опции     Начало     Установить закладку   НастройкиРазмер шрифта:14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24Ширина текста:50% |60% |70% |80% |90% |100% Шрифт:Цвет текста:УстановитьЦвет фона:УстановитьСбросить настройки   Оглавлениеbar.png

<<>>

<<  >>

1101_1.jpg

Поделиться Автор: Нестор Жанр: Сказание

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече и сказали:

— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Лицензия:Общественное достояние

«Сказание о белгородском киселе» – одно из из произведений, включенное в летописный свод «Повесть временных лет» Нестора Летописца, знаменитого памятника древнерусской литературы. Представляет собой рассказ о чудесном избавлении жителей Белгорода от осады печенегов.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказания о белгородском киселе» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 6 классе.

Главные герои

Старецмудрый старик, который нашел решение, как спасти жителей родного города от верной смерти.

Другие персонажи

Жители Белгороданесчастные жертвы осады печенегов, которые послушались старца и спаслись от гибели.

Печенегивоинствующие кочевники, которые своими набегами разоряли русскую землю.

Краткое содержание

Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».

Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.

Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.

На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.

Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».

Заключение

Старинное сказание учит любить свою землю, свой народ и никогда не опускать руки даже в самых сложных жизненных ситуациях. Белгородцы были близки к поражению, но природная смекалка позволила им не только спастись от голода, но и избавиться от врагов.

После ознакомления с кратким пересказом «Сказания о белгородском киселе» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Сказание о белгородском киселе»?</h3>

    • <label>Феодосий Печерский</label>
    • <label>Нестор Летописец</label>
    • <label>Сергий Радонежский</label>
    • <label>Кирилл Туровский</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://mir-knig.com/read_301785-1
  • https://royallib.com/read/letopisets_nestor/skazanie_o_belgorodskom_kisele.html
  • https://kupidonia.ru/library-book/skazanie-o-belgorodskom-kisele
  • https://obrazovaka.ru/books/letopisec/skazanie-o-belgorodskom-kisele

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 5

«Повесть временных лет»: «Сказание о
белгородском киселе»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • основные черты древнерусской литературы и её
    достижения;
  • особенности жанра летописи;
  • сюжет и герои «Сказания о белгородском
    киселе».

Тезаурус

Фабула (от
лат. fabula) – рассказ, повествование о событиях.

Эпические (от
слова эпос) – большая группа повествовательных произведений, объединённых
историко-героической тематикой.

Риторика –
наука о красноречии.

Летописание, летопись – один из основных жанров древнерусской литературы; сообщения,
описания событий; повествование велось по годам (рассказ каждого года начинался
со слов «в лето…» – отсюда название «летопись»).

Александр Невский (1220—1263) – князь Новгородский, великий князь Владимирский. Военными
победами над шведскими и немецкими рыцарями обезопасил западные границы Руси.

Нестор Летописец,
также Нестор Печерский, Нестор Киевский (ок. 1056-1114) –древнерусский
летописец, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из
авторов «Повести временных лет», которая имеет фундаментальное значение для
славянской культуры.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П. «Литература» для 6 класса /
Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.:
Просвещение, 2018, стр. 307

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…
Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая
тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64

Дополнительная литература:

1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С.,
Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО,
2002, стр. 224

2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и
проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79

3. Егорова Н. В. Универсальные поурочные
разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009, стр. 414

4. Замышляева А. Н. «Литература. 6 класс:
система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной» / – Волгоград:
Учитель, 2015, стр. 324

5. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс:
к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 6 кл.». ФГОС / – М.: «Экзамен»,
2016, стр. 63

6. Московкина И. И. Диагностические работы.
Литература. 6 класс. ФГОС. – М.: «Экзамен», 2017, стр. 144

Открытые электронные ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. Литература. 6 класс http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (Дата
обращения: 15.06.2019)

2. Словари, энциклопедии, справочники
универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата
обращения: 15.06.2019)

3. Каталог сетевых ресурсов по русской
филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата
обращения: 15.06.2019)

4. Поиск книг в электронных библиотеках
Рунета http://www.eboogle.net/ (Дата
обращения: 15.06.2019)

5. Все книги России, библиографический
каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (Дата
обращения: 15.06.2019)

6. Фундаментальная электронная библиотека
«Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских
писателей http://feb-web.ru/ (Дата
обращения: 15.06.2019)

7. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru/ (Дата обращения:
15.06.2019)

8. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок
литературы» http://mlis.ru/ (Дата
обращения: 15.06.2019)

9. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия
и тексты http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (Дата
обращения: 15.06.2019)

10. Библиографический словарь на сайте
«Древнерусская литература. Антология» http://old-rus.narod.ru/bio.html (Дата
обращения: 15.06.2019)

11. Раздел «Литература» на проекте «Мир
энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (Дата
обращения: 15.06.2019)

12. Словари, энциклопедии, справочники
универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата
обращения: 15.06.2019)

13. Каталог сетевых ресурсов по русской
филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата
обращения: 11.06.2019)

14. Поиск книг в электронных библиотеках
Рунета http://www.eboogle.net/ (Дата
обращения: 14.06.2019)

15. Все книги России, библиографический
каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (Дата
обращения: 11.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

В прошлом году мы с вами уже начали
знакомиться с памятником русской письменности «Повестью временных лет». Это
собрание (свод) старинных текстов, содержащих разнообразную информацию о жизни
Древней Руси. Автором этого свода считается монах Нестор. Мы изучили одну
историю о подвиге юноши из Киева, которому удалось спасти родной город от
печенегов. Сегодня нам предстоит узнать из «Повести временных лет» о другом
печенежском набеге на Русь, который произошёл спустя несколько столетий.

Как мы можем знать, когда произошли те или
иные события, описанные в Летописи? Автор текста сам указывает дату. Обратимся
к этому тексту, переведённому с древнерусского академиком Дмитрием Сергеевичем
Лихачёвым: «В год 6505 (997). Пошёл Владимир к Новгороду за северными воинами
против печенегов», – пишет летописец.

То есть как в рассказе о нападении на Киев,
едва князь покинул город, его сразу же осадили печенеги.

Прежде чем разбираться в сюжете «Белгородского
киселя», остановимся на том, что это за текст. Перед нами история, которую
автор обозначил как сказание. Что такое сказание? Согласно словарю литературных
терминов, сказание – прозаическое повествование с историческим или легендарным
сюжетом, облечённое в литературную форму, письменную или устную.

Какой сюжет «Сказания о белгородском киселе»?

У нас есть дата, когда, по мнению летописца,
происходило событие. Но были ли эти события в действительности, или это плод
фантазии автора?

Мы знаем дату, мы знаем, что был такой князь
Владимир Святославич. А вот о каком городе идёт речь? Подлинность исторических
событий, о которых упоминается в исторических документах, могут подтвердить учёные-археологи.

В начале ХХ века были проведены раскопки на
побережье притока Днепра, неподалёку от Киева. И на берегу Ирпеня обнаружили
древние фортификационные сооружения древнего русского города. Благодаря ряду
находок уже в средние ХХ века он был идентифицирован как Белгород-Киевский, то
есть тот самый, о котором идёт речь в летописи.

Таким образом, перед нами не просто интересный
рассказ, а сказание об историческом событии. Сегодня на месте древнего города в
23 километрах от Киева находится село Белогородка. Так в названии села
сохранилась память о городе-крепости, который был разрушен во время очередного
вражеского набега примерно в 1240 году.

Но в 997 году этот город был более силён,
могуч, и гораздо влиятельнее, чем современные ему Рязань или Чернигов. Он
находился на пересечении торговых путей, и, более того, был одной из резиденций
князя Владимира.

Рассмотрим сюжет сказания. Итак, город
осаждён. Князь Владимир в отъезде в Новгороде, да и помочь всё равно не может,
потому что у него мало воинов, а печенегов было «многое множество».

Автор прибегает к гиперболе, чтобы обрисовать
количество осадивших город печенегов и подчеркнуть бедственное положение
осаждённых.

Что делают горожане? Они собирают вече и
принимают решение сдаться, чем погибать всем от голода. Однако, тут в рассказе
появляется некий старец. Автор не называет его имени. В отличие от князя
Владимира, этот старец остаётся анонимным. Заметим, что точно также спаситель
Киева – отрок, остался анонимным, нам известны только имена князей и воеводы. И
вот старец предлагает пойти на хитрость. И его слушают.

Хитрость удаётся, и осаждённым удаётся убедить
печенегов в бессмысленности осады. Здесь сказание явно перекликается с русскими
народными сказками, где текут молочные реки, у которых кисельные берега.
Горожане демонстрируют врагам якобы нескончаемые запасы киселя. «Ибо имеем мы
пищу от земли», – так сказали горожане печенегам.

С одной стороны, эту фразу о пище от земли
можно понимать буквально, то есть речь идёт о колодцах, откуда осаждённые якобы
постоянно могли черпать кисель, а с другой стороны, автор явно отсылает нас к
былинам и мифам, когда сама «Мать – сыра земля» помогала русичам в борьбе с
врагом.

Текст «Сказания» очень близок к разговорному
стилю – в нём мало языковых средств. Как и в других, ранее изученных отрывках,
автор больше внимания уделяет действию. Мы узнаём, как сварили кисель, как
пригласили печенегов, как убедили их в бесполезности осады. И лишь в начале
повествования Нестор использовал эпитеты: «сильный голод», «великая война». В
предании используются историзмы, которые отображают реалии эпохи: князь, вече.

Какова же основная идея произведения? Автор
подчёркивает, что хитрость порой лучше побеждает врага, чем оружие. Кстати,
выражение «белгородский кисель» стало крылатым, и обозначат ловкий обман. И что
даже простой старец (а не князь), которому невыносима мысль о бесславной сдаче
города, может спасти народ от бесчестия и погибели.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Какое историческое событие повлияло на развитие
древнерусской литературы?

Ледовое побоище

Крещение Руси

Русско-турецкая война

Бородинское сражение

Нужно вспомнить, кем и где писались первые
литературные книги Руси, а происходило это в монастырях.

Правильный ответ:

Крещение Руси

Установление соответствий между элементами
двух множеств

Как бы сказали герои древнерусской литературы,
какие слова использовали бы вместо следующих выражений:

Приеду весной;

Кто-то много сделал для Родины;

Враги бежали.

При чтении древнерусских текстов и в прошлом
году, и в этом, вы обращали внимание на то, что герои этих произведений говорят
не так, как мы сейчас. Поэтому надо, использую знания полученные в прошлом году
и на этом уроке, попытаться найти правильную пару для выражения.

Правильный ответ:

  • Сказка сказок норштейн смысл
  • Сказка синдбад мореход читать все путешествия
  • Сказка синдбад мореход диафильм
  • Сказка синдбад мореход читать краткое содержание
  • Сказка синичкин календарь октябрь