Сказка синоним к этому слову

Wesha 30 ноября 2021 в 23:07 сiдайте у гурток, малятки. сейчас дiд панас расскаже вам казочку.фирма, в которой дiд панас

Сказка синоним к этому слову


Wesha

Сiдайте у гурток, малятки. Сейчас дiд Панас расскаже вам казочку.

Фирма, в которой дiд Панас работал в году далёком, двухтысячном, разрабатывала девайсы, которые сейчас, во время наше просветлённое, наверное, отнесли бы к IoT.

Дело в том, что в стране далёкой и богатой многие фирмы берут мультифункциональные устройства сканер-копир-принтер — да не мелочь пузатую, каковую хозяева радушные на стол гордо ставят, а такие, каковые сами со стол размером, и ценятся у торговца хитромудого столько, сколько холопу убогому за жизнь сознательную не заработать — в аренду. И позволяет это фирме малой, незначительной, во-первых, не вываливать суммы такие сразу, а, во-вторых, не заморачиваться покупкой расходников, техобслуживанием и проч.: от арендодателя такого девайса раз в какое-то время приходит холоп, специально обученный, аппарат сий открывает, тонер израсходованный досыпает, смазывает что дОлжно, ну и так далее. И окромя прочего, холоп сей, специально обученный, считывает с аппарата показания счётчиков — сколько страниц отпечатано было, сколько тонера израсходовано и т. п. — и записывает эти показания в книжечку свою. В центральном офисе своём холоп сей показания эти докладывает, и арендодатель выставляет арендатору счёт: «в месяце прошлом 450 страниц напечатать вы изволили, так оплатите же дань в 45 монет звонких, не деревянных».

Фирма, в каковую дiда Панаса работать позвали, родила мышь мысль: «А зачем холопа, специально обученного каждый месяц гонять? Пусть ходит он токмо туда, где что-то воистину сломалось. А узнавать, куда холопа посылать, будем мы при помощи коробка малого, специально обученного запрограммированного, каковой одним кабелем подключится к этому самому устройству зело многофункциональному, а другим — к сети вольной, международной, Интернетом кличущейся. Коробок сей диагностику всю прочитает, на наш сервер передаст, и доложит сервер арендодателю, к какому конкретно клиенту потребно слать холопа, специально обученного, с бутылью смазки али коробкой тонера, а к какому — всего-навсего счёт в конвертике малом, бумажном.»

И сел дiд Панас писать серверную часть, с которой коробочонка должна была соединяться и докладывать что дОлжно. А саму коробочонку — и железо, и софт — аутсорснула фирма в страну далёкую и загадочную, кою Кетаем кличут.

Долго ли, коротко ли, прошли годы месяцы, и пришла из земли далёкой коробка малая. И подключили её к серверам, и зажужжали тестовые ксероксопринтеры, и заморгала заморская коробочонка глазками зеленоватыми, и потекли по проводам байтики, и прожевали их написанные дiдом Панасом со товарищи сервера, и выплюнули счета, и возрадовались и CTO, и CIO, и CEO, и shareholder-ы, и выпустили коробочонки в продакшн. А дiда Панаса отправили… нет, не на пенсию — на все четыре стороны отправили (слава богу, что с выходным пособием), ибо всем известно: дiд сделал своё дело — дiд может уходить.

Вот только неувязочка вышла: как пошла коробочка по рукам клиентов — оказалось, что ж-ж-ж сие — неспроста: не всегда отзывались коробочки на призывы серверов своих, а коли отзывались, то не признавали командиров своих, а коли признавали, то несли в ответ ерунду несусветную. А коли привозили коробки малые в офис фирмы с намерением устроить им допрос с пристрастием — так прекращали коробчонки выкобениваться сий же час, и работать начинали без нареканий, аки доктор дiд Панас в спецификации прописал.

И пошли и CTO, и CIO, CEO, и и shareholder-ы нет, shareholder-ы никуда не пошли — не барское это дело — к дiду Панасу на поклон. И встал дiд Панас со своей завалинки, взял в руки посох свой крепкий, деревянный, и молвил: «Помогу я вам, сынки; посмотрю я, чем горю вашему помочь. Но таксу возьму я с вас не простую, а золотую.»

И взошёл дiд Панас в свой старый офис, и смахнул дланью своей пыль с клавиатуры, и призвал он демонов, именуемых словами страшными, колдовскими — trafshow(1) и tcpdump(8), и медитировал он над тем, что сказали ему демоны о продакшене. И дошло до дiда Панаса, почему работали коробки в офисе фирмы, да не всегда работали в продакшне, и вспомнил он заклинания заветные: «maximum transmission unit« и «фрагментация пакетов«, и про гарантии священные протокола великого IP.

В офисе, коий пользовал сеть быструю, Ethernet-овую, в коей jumbo-кадры вольно бродили, непуганые, — первый же пакет пересылаемый гарантированно всё необходимое в себя вмещал. Когда ж привозили коробок малый к клиенту неблизкому, путь данных от сервера до него (и обратно) тернист был и извилист, и коли встречали пакеты жирные на пути своём интерфейсы с MTU невеликими, то плакали интерфейсы сии слезами горючими, и фрагментировали пакеты, и пропихивали фрагменты свозь себя в уверенности, что сторона принимающая соберёт пакет исходный из кусочков, в соответствии полном с заветами Винтона Серфа и Боба Кана великих, что в книгу не особо тайную записаны, из листов многих, RFC зовущихся. Но не читали заветов Серфа и Кана кетайцы ушлые, а если и читали — то не поняли, а если и поняли — то не так, и обрабатывала коробчонка ихняя из приходящих пакетов-кусочков тот только лишь, каковой быстрее остальных по проводам прибежать успел да не потерялся по дороге — и чихала звучно на все прочие с высоты своей невеликой. А понеже не обещает великий протокол IP порядка, а доставку токмо (ибо ежели кому порядок и целостность нужны, тот сынка его призывает, TCP), то и видели коробчонки вместо стройных сообщений серверовых шелупонь всякую.

И указал дiд Панас перстом своим, от клавиатуры заскорузлым, на чушь сию несусветную заказчикам. И бил CTO челом о длань свою да со всей силы; и закручинился CIO; и вырвал попросил CEO вежливо у дiда Панаса посох его крепкий, деревянный, и умчался быстрее ясна сокола в страну далёкую Кетай на крыльях люминиевых, боинговых, обещав то ли инсталлировать посох сей кому-то в отверстие неподобающее, то ли раздать чегой-то кетайцам ушлым — да ветер налетел вольный, и услыхали присутствующие из слов его что-то лишь про «…юлей»; и shareholder-ы нет, shareholder-ы никуда не пошли — не барское это дело.

Скоро сказка сказывается, но и …юли тоже не долго раздаются — не прошло и недель нескольких, как прибыли из далёкой страны Кетай коробки малые с прошивкой исправленной — знать, в отверстие подобающее посох инсталлирован был — и за…тряслось всё, запыхтело, и сервера зажужжали, и полились данные в глубокие закрома баз соответственных, и потекли денежки вечнозелёные стремительным домкратом в карманы shareholder-ов (и теперь-то они уж точно никуда не пошли: вот это — барское дело).

И я там был, только пива не пил — горькое оно. И вообще, сказка — ложь, да в ней намёк, добру молодцу про уровни модели OSI урок, не любо — не слушай, а семинар проводить не мешай.

Кто из нас в детстве не любил сказки? Ведь так приятно было, особенно засыпая, погружаться в мир, полный волшебства, героев и злодеев. Повествование же лилось мягкой непрерывной рекой, в которой встречались необычные, но яркие слова. Они и помогали создавать ощущение чего-то необычного. 

Полкан

Уже повзрослев, мы начинаем задумываться о сути этих слов. Почему избушка стояла именно на курьих ножках, что такое сусеки и почему какого-то Финиста прозвали Ясным Соколом. Хорошо известные нам с детства слова, оказывается, имеют вполне определенный и не всегда известный нам смысл.

♥ ПО ТЕМЕ: Почему собаки наклоняют голову, когда с ними разговаривает человек.

Из чего сделана «Лубяная избушка»?

«Лубяная избушка»

Совершенно очевидно, что избушка изготовлена из луба. Но что же это такое? Толковый словарь под редакцией А.С. Кузнецова дает несколько значений слову «луб».

1. Так называется волокнистая ткань растений, по которой перемещаются органические вещества.

2. Это может быть внутренняя часть коры молодых лиственных растений, преимущественно липы, или же полоса коры, ее кусок. Луб применяют в производстве корзин, веревок и коробов.

3. Лубом может называться волокнистая ткань из льна или конопли, использующаяся для выделки пряжи. Отсюда появление слова «лубок».

Таким образом «лубяная избушка» фактически была изготовлена из коры.

♥ ПО ТЕМЕ: Венгр Эрнё Рубик и его легендарные изобретения: Кубик, Змейка, Шар и Часы.

Почему «Курьи ножки», а не куриные?

Курьи ножки

Не кажется ли вам странным, что ноги у избы были не куриные, а именно курьи? Оказывается, к домашней птице этот атрибут имеет достаточно отдаленное отношение. Согласно толкованию в словаре Даля – «куръ» представляет собой стропила на крестьянских избах, своеобразные подставки. В болотистой местности избы часто ставили на такие «ножки», чтобы дерево не гнило, и внутри не распространялась сырость.

А по другой версии фраза «курьи ножки» произошла от названия «курных» столбов, или окуренных дымом. В свое время, еще в VI-IX веках славянские народности устанавливали на них «избы смерти» – небольшие срубы с прахом умершего внутри. Это связано с обрядами погребения. В пользу этой версии говорит факт проживания в избушке Бабы-Яги, которая и пребывала на границе двух миров: нашего и потустороннего.

♥ ПО ТЕМЕ: Как правильно произносить Xiaomi на русском и что обозначает это слово.

Что такое сусеки?

сусеки

Помните, что скребла бабка в поисках муки для выпечки Колобка? «Сусеки» кажется исконно русским, простым и знакомым словом. Фактически оно означает некие закрома – отгороженные места в амбаре или хранилище для ссыпания  зерна или муки. В своем словаре М.Р. Фасмер указывает, что слово происходит от глагола «сосекать» или «сечь». «Сусеки» образованы с помощью некоей древней приставки «су» и корня «сек».

♥ ПО ТЕМЕ: Лучшие триллеры: Список самых лучших 35 фильмов с описанием, трейлерами и ссылками.

Кащей или Кощей?

Кащей

С этим героем неясностей обычно не возникает, вот только надо все же выяснить правильное написание слова: Кащей или Кощей. Словари тоже ясности не добавляют, считая верными оба варианта. Надо понять, от какого точно слова образовано имя канонического сказочного злодея. В этимологическом словаре Макса Фасмера слов «кощей» связано с названием очень худого человека, от слова «кость». Неслучайно злодея представляют очень худым и истощенным, сочетая это с злостью и жадностью сказочного персонажа.

Есть и другие родственные с именем слова, хорошо подчеркивающие его суть. Так, «кошем» называют кошелку, корзину, короб и даже сундук, ведь именно над его содержимым и чахнет Кащей. Можно считать это слово производным от «кощунника». Так называли человека, занимающегося магическими действиями. Интересно, что в «Словаре русского арго» Владимира Елистратова можно встретить слово «Кощеевна». Но это вовсе не жена Кащея, а просто злая и некрасивая женщина.

♥ ПО ТЕМЕ: У кого больше всех подписчиков в Инстаграм – 40 самых популярных аккаунтов.

Финист – Ясный Сокол

Финист – Ясный Сокол

Имя Финист звучит красиво, вот только исконно русским его назвать сложно. Откуда же оно вообще взялось в наших сказках? Исследователи фольклора считают, что имя Финист представляет собой искаженное греческое «феникс». Речь идет о волшебной птице, возрождающейся из пепла. На Руси слово трансформировалось сперва в «финис», а потом и в «финист». Остается понять, причем тут вообще Сокол. По всей видимости это имя возникло под влиянием метафоры. Соколом называли жениха в славянских свадебных песнях.

♥ ПО ТЕМЕ: Что такое карат? Как определить вес драгоценного камня и пробу золота в каратах.

Кто такой Мизгирь?

Мизгирь

Это имя довольно странное и уж точно ни на что непохожее. А ведь им названа одна из русских народных сказок, к тому же так зовут одного из персонажей пьесы «Снегурочки» А.Н. Островского. Купец Мизгирь так влюбился в снежную красавицу, что забыл о своей невесте Купаве. В словаре Даля присутствует довольно четкое толкование слова «мизгирь». Это очень опасный и ядовитый паук. Есть у слова и другие значения: муховор, слабосильный. На Руси даже поговаривали: «Мизгиря убьешь – сорок грехов сбудешь», «Запутался, что мизгирь в тенетах», «Бойтесь, мошки, господина честнаго, мизгиря толстаго!».

♥ ПО ТЕМЕ: Стереокартинки 3D: Как бесплатно создать онлайн без специальных программ и навыков.

Полкан

Полкан

Немало в сказках встречается псов и героев с таким именем. И хотя слово кажется русским, корни у него на самом деле итальянские! В этимологическом словаре М.Р. Фасмера говорится об итальянских корнях – «Pulicane». Так звали персонажа рыцарского романа Андреа да Барберино «Короли франкские». А в Повести о «Бове Королевиче» Полкан предстает рыцарем с телом пса и человеческим торсом. Полкан – русский кентавр, полупес, собакоголовое чудовище, пес-богатырь. А образ полуконя или кентавра появился в фольклоре из-за схожести слова cane (собака) и конь.

Смотрит также:

  • Почему коты так любят сидеть / ложиться в небольшие пространства (коробки, пакеты и тд).
  • Эта черно-белая фотография обманывает наш мозг – вы видим ее цветной!
  • Почему вино сухое, или какие вина называют сухими, а какие сладкими?

  • Перевод
  • Ассоциации
  • Анаграммы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Гиперонимы
  • Морфологический разбор
  • Склонения
  • Спряжения

Перевод слова рассказ

Мы предлагаем Вам перевод слова рассказ на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский

  • tale — сказка, повествование, история, анекдот

    • эпический рассказ — epic tale
    • устный рассказ — oral narrative
    • короткий рассказ — short story
  • account — счет

    • автобиографический рассказ — autobiographical account
  • report — доклад

  • recital — концерт

  • telling — говорящий

  • thing — дело

  • yarn — пряжа

  • relation — отношение

  • Geschichte — повесть, повествование, новелла, история

    • увлекательный рассказ — faszinierende Geschichte
  • Erzählen — повествование

  • Bericht

    • подробный рассказ — ein ausführlicher Bericht
  • Narration — повествование

  • Skizze

  • Historie — история

  • récit — повесть, повествование, история, легенда

    • послушать рассказ — écouter le récit
    • писать рассказы — écrit des histoires
    • сборник рассказов — livre de contes
  • témoignage — отзыв

  • nouvelle — повесть

  • discours — разговор

  • reportage — репортаж

  • relation — описание, доклад

Связь с другими словами

Гипо-гиперонимические отношения

тип

жанр

рассказ

притча

Каким бывает рассказ (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

подробным сбивчивым фантастическим первым коротким страшным длинным печальным долгим новым другим интересным подобным правдивым бесконечным увлекательным странным собственным восторженным удивительным обстоятельным лучшим небольшим кратким жутким хорошим дальнейшим очередным юмористическим невероятным устным ужасным занимательным следующим захватывающим маленьким откровенным библейским взволнованным последним красочным связным неторопливым прерванным пространным опубликованным хвастливым известным забавным многочисленным написанным путаным трогательным бессвязным поэтическим замечательным старым веселым вторым грустным невеселым бесхитростным детективным охотничим

Что может рассказ? Что можно сделать с рассказом (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

получиться занять вызвать звучать показаться оказаться казаться закончиться длиться продолжаться становиться выглядеть называться выйти ходить заставить иметь помочь прерваться потрясти понравиться прозвучать произвести заинтересовать сопровождаться передаваться поразить получаться продолжить сводиться появиться завершиться начинаться начаться разжечь вызывать прерываться подходить заканчиваться послужить затянуться совпадать подтвердить приближаться нравиться написать напомнить приводить взволновать кончиться напоминать печататься отличаться утомить прервать выходить захватить изобиловать дать воскрешаться спросить пробудить получить подействовать

Ассоциации к слову рассказ

конец название жизнь журнал полуслово рассказ начало книга тема сборник история стих картинка лицо середина слово редакция шериф бумага цикл дух псевдоним детство интерес газета конкурс голова подробность радио имя ум ночь мораль печать книжка утро серия вечер польза описание год вера разгон течение время день перевод момент бред буддист комментарий понедельник труд язык вода глаз пленка рамка песня слушатель целома событие тайна сторона

Синонимы слова рассказ

анекдот басня выдумка вымысел книга легенда миф парабола предание притча сказка

Гиперонимы слова рассказ

  1. жанр

Гипонимы слова рассказ

  1. притча байок байка новелла побасенка повествование сказание
  2. быль

Сфера употребления слова рассказ


Общая лексика


Полиграфия


Реклама


Сленг


Лингвистика

Морфологический разбор (часть речи) слова рассказ

Часть речи:

существительное

Одушевленность:

неодушевленное

Склонение существительного рассказ

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) рассказ рассказы
Родительный (кого, чего?) рассказа рассказов
Дательный (кому, чему?) рассказу рассказам
Винительный (кого, что?) рассказ рассказы
Творительный (кем, чем?) рассказом рассказами
Предложный (о ком, о чём?) рассказе рассказах

Предложения со словом рассказ

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Маленький рассказ важно поразил на кратчайшем расстоянии

2

3

2. Красочный рассказ моментально закончился в равную половину

3

3

3. Красочный рассказ неминуемо начинался с простой вешалки

5

2

Урок № 95

Группы слов по значению (синонимы,
антонимы, омонимы)

Цель: углубить знания учащихся о синонимов,
антонимов, омони мов; усовершенствовать умения пятиклассников отличать омо нимы
от многозначных слов, правильно употреблять их в динамики ленни; научить
подбирать синонимы,антонимы, омонимы к

слов лексической системе украинского языка;
формировать за гальнопізнавальні умение анализировать группы слов, срав нять их
между собой и делать выводы; производить с мин ня использовать антонимы для
выразительность, четкого

очерчивание высказанной мысли; выбирать из
синонимического

ряда и использовать со стилистической
установкой самым подходящим слово; с помощью мовленнєво-коммуникационных ного
дидактического материала воспитывать любовь к при роды Украины.

Внутрипредметные связи:

Культура речи и стилистика: употребление слов
в соответствии с их значением; уместно использование слов с переносным
значением,

стилистически окрашенных слов, лексических
повторов и синонимов как средства связи предложений в тексте, а также синонимов

для избежания неоправданных повторов слов;
усвоение

сложных случаев словоупотребления.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с
элементами повторения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Учредительно-мотивационный этап

Психологическая установка по изучению темы
«Группы слов по зна нием».

Лексикология. Фразеология 381

IV. Сообщение темы, цели и задач урока.

Объявление эпиграфа урока

Ваши цветы-мечтательная сказка,

Ваши цветы-остановленное мгновение,

Ваши цветы-то мамина ласка,

Ваши цветы-прозрачная лазурь.

С ними можно ночью разговаривать,

С ними можно ждать весны,

С ними можно радоваться и страдать,

С ними можно сквозь годы идти.

 В. Борисова

VII. Актуализация опорных знаний, умений и
навыков

пятиклассников

Работа над текстом

 Прочитать текст вслух.

Пожалуй, о ни одно плодовое дерево не сложено
столько сказок, ле хенд, преданий, как о яблоню… Дерево это по праву можно
назвать пат риархом нашего сада. Происходит яблоня с Кавказа, Средней Азии,
Дале кого Востока. Здесь до сих пор растут ее дикие сородичи…

Выращивают яблони от Полярного круга до жарких
субтропиков. И все же

лучше всего чувствует себя она в районах, где
климат умеренный. У нас яблоне ви сады раскинулись на огромные площади и
занимают почти три четверти всех

насаждений плодовых деревьев (из кн. С.
Кургузова «сокровищница Деметры»).

 Дать ответы на вопросы:

1) к какому стилю относится текст?
Аргументируйте свое мнение.

2) Найти и назвать слова, употребленные в
переносном значении.

3) Есть ли в тексте синонимы, омонимы,
антонимы?

4) по каким признакам вы их находите?

VI. Восприятие и осознание учащимися нового
материала

Рассказ учителя о группах слов по значению,

сферой и целью их использования (по таблице)

 Антонимы — слова противоположные по
значению. Выступают парами и зав жди принадлежат к одной какой-то части речи:
свет — тьма, свет лей — темный.

382 все уроки украинского языка в 5 классе

Синонимы

Группы слов по значению

Омонимы

Омографы

Антонимы

Омофоны

Пароніми

Омоформы

Синонимы — слова различные по звучанию, но
одинаковые или близкие по зна нием: лелека, чорногуз, бусол, бузько. Два или несколько
синонимов создают синонимический ряд. Синонимы помогают точнее выразить

мысль, избежать повторения одинаковых или
созвучных слов.

Омонимы — слова, одинаковые по звучанию, но
разные по значению:

лава — вид мебели для сидения; лава — боевой
порядок; скамья — роз плавлена масса, вытекающая из вулкана.

Омофоны-слова, одинаково звучащие, но имеющие
разное значение

и написание: Юпитер — главный бог в
древнеримской мифологии и юпи тер — электрический светильный прибор.

Омографы — разные по значению и произношению
слова, имеющие одно кове написания: воды — води.

Омоформы-это слова, имеющие одинаковый
звуковой слог только

в определенной грамматической форме: ВОЗ
(существительное), ВОЗ (глагол).

Паронимы-это слова схожие по форме, написанию,
звучанию, но

разные по значению: утюг — гладить.

VII. Осознание приобретенных знаний в процессе

практической работы, совершенствование
общепознавательных

и творческих умений по теме

 Прочитать стихи, выяснить, слова каких групп
в них присутствуют.

КОЛОДЕЗНЫЙ ЖУРАВЛЬ

Журавли летят в теплые края

Ген за тридевять земель.

А один в селе остался –

Синеглазый журавль.

Журавли летят в теплые края

Лексикология. Фразеология 383

В день холодный и ясный,

А один-в деревне остался,

Стал колодезным.

(Ю. Рыбчинский)

Ну и желающий брат мой Игорь

Ко всяким живым играм.

Где какая в мире игра,

Охотно у нее играет.

(Г. Бойко)

У сороконожек

По сто

ножек.

Все сто

мылись,

Все утомились.

(Г. Бойко)

Я возьму легкий прут,

Погоню гусят на Прут.

Хоть буду покупать не в мыле –

Станут чисты все да Милы.

(С. Павленко)

Эй, стрельцы, хватайте луки,

И бегите бегом на луг!

Комарня там весьма сита —

Настреляйте три сита!

(С. Павленко)

 Продолжить синонимические ряды, обращаясь,
если нужно, к словни ка синонимов украинского языка. Ввести синонимы в
предложение по теме

«Прекрасные цветочные растения» (работа в
парах).

1) улыбаться-насмехаться, насмехаться,
насмехаться, издеваться (разг.),

зубоскалить (презирать), скалиться, хихикать
(разг.).

2) всюду — везде, кругом, повсюду, подряд,
прочь (имеет не значение).

3) охотно-радушно, охотно, поощрительно.

4) Много — много, видимо-невидимо, премного,
достолиха (разг.),

чертзнесколько (разг.), ломоть (разг.), без
счета (имеет усилительное

значение), бесчисленно.

384 все уроки украинского языка в 5 классе

5) красочный (насыщенный различными яркими
красками) — красочный, кольо ристый (разг.), цветастый, пышный, пышноцветный,
расцвеченный.

6) Живящий — животворящий, живущий, жизненный,
живодайний,

освежающий, оживляющий.

7) Желтый — золотой, золотистый, золотистый,
лимонный, лимонный,

янтарный, янтарный, янтарный.

8) Георгина-Горгония, оргиния, оргония
(диалект.)

9) Зеленый — изумрудный, изумрудный,
малахитовый.

10) цветник-Зельник (диалект.), цветочник
(диалект.), клумба, рабатка.

 К поданным словам подобрать антонимы,
образовать с ними словосочетание определить в них главное и зависимое слово.

Лечь —

Далеко —

Реальный —

Помнить –

Белый —

Говорить —

Плакаться –

Угадай слова-паронимы

1. Письменное приветствие (преимущественно
юбилейное); место проживания чел или нахождения учреждения, а также
соответствующая надпись на конвер те или посылке.

2. Правительственная лицо, уполномоченное для
сношений с другими государствами; сино нимы существительного «дипломник»
(студент, который готовит дипломную работу).

3. Синоним слов «общество», «группа», а также
«объединение» (пред емцив); синоним слова «мероприятия» (для осуществления
задачи).

4. Синоним слова «грамотный»; антоним слова
«устный»; (употребляется, например, в словосочетаниях со словами «язык»,
«стол»); прилагательное

(того же корня), употребляемого в
словосочетаниях с существительными

«принадлежности» (для писания), а также
«работа», «труд».

5. То, что имеет отношение к тактике (в
частности ведения боя); тот, кто

обладает чувством меры, синоним слов
«правильный», «деликатный»

(в поведении, например).

Творческое конструирование (работа в парах)

 На каждую парту раздаются фотографии
(открытки) с разными цветами:

одуванчик, ноготки, подсолнечник декоративный,
первоцвет, Лилея, Роза,

подснежник, лаванда, фиалка, сирень, жасмин,
хризантема, нарцисс, неза-

Лексикология. Фразеология 385

будка, тюльпан. Описать цветке в
художественном стиле, использую разные методы и группы слов.

Вспомогательные слова: нежнейшая,
олицетворяющая, красота, мечтательно-величественная,

вековечная, доверчивая, царица цветов,
рахманна денек, ярко-белый, ди вовижно хороший, вызванивают, веселое существо,
душа сонцетканна.

Учебное редактирование

 Отредактировать текст. Объяснить суть
ошибок.

«Царица цветов» — роза — имеет в украинском
языке, в ее разговорах

несколько названий: это и Роза, и роза, и
рожа, и ружа. Растение родом из Се редной Азии. Оттуда же, из Ирана, родилось и
ее название. Цветок разводили

и окультуривали еще греки Ирмы, в них она
звалась родон (греческое),

роза (латинское). С латыни слово пришкандыбало
в немецкий язык, а с ни мецкой причалапало в русский. В украинский язык
употребляемое на западных

землях слово ружа пришло через польскую (ружа)
и чешскую (руже) тоже

с латинского. Слово это в украинском языке
услужило для называния

двух цветков — розы и мальвы, которую зовут
еще и рожа. Слово роза по ходит с греческого языка, где этот цветок звался
триандафило — «тридцати лепестковая». По дороге к нам лепестки (фило)
потерялись.

Подобрать и записать слова, нужные по смыслу
предложений

1) к числу … цветов принадлежат лилии. 2)
… барвинок — символ девичьей

чести, любви. 3) орхидея имеет … соцветие.
4) Пион рассыпает охапки мы … лепестковый жар. 5) цветы наших садов —
достаточно … общество.

Справка: нежнейших, Крещатый, лохматый,
искрящийся, пестрый.

VIII. Систематизация и обобщение знаний,
умений и навыков

Дать ответы на вопросы.

1. Какие разновидности имеют омонимы?

2. Какие слова называются паронимами?

3. О какие основные три типа переносных
значений сегодня вы узнали?

4. Чем отличаются омонимы от многозначных
слов?

IX. Итог урока

X. Домашнее задание

1. Изучить теоретический материал урока.

2. Представьте, что вы продавец цветочного
магазина. Вам необходимо привлечь внимание граждан? Как вы это сделаете?
Используя образные сло ва, составить стихотворную или прозаическую рекламу
любых цветов (букета).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствую я вас, друзья,
В этот прекрасный день февраля.

Ребята,
прослушайте отрывок из литературного произведения и скажите, что это за
произведение и кто автор.

(звучит
аудиозапись с отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

2. Самоопределение к деятельности.

    — Скажите, какую часть речи использует
автор для полноты и красочности произведения.

— Имя
прилагательное.

3.
Актуализация знаний.


Давайте вспомним, какая часть речи называется именем прилагательное?


Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой?
какое? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета.


Опираясь на ваши ответы, попробуйте сформулировать тему урока.

(Дети
формулируют тему урока)

(Открываю
ставни, на доске портер Пушкина А. С., написана тема урока, внизу доски
нарисовано сине-белое море)

 
— Сегодня на уроке мы с вами исследуем имена прилагательные в «Сказке о рыбаке
и рыбке» А. С. Пушкина и создадим проект.

4.
Работа по теме урока

-Давайте
зачитаем план нашего исследования.

(Написан
на доске. Один ученик зачитывает.)

План
исследования

1.    
Перечитать
отрывок из сказки

2.    
Найти
устаревшие словосочетания.

3.    
Подобрать
прилагательные к слову.

4.    
Найти
ошибки в тексте.

5.    
Найти
имена прилагательные, употребленные в переносном значении.

6.    
Подобрать
к ним синонимы и антонимы.

7.    
Проиллюстрировать
составленные предложения.

8.    
Сделать
вывод.

9.    
Защитить
проект.

— Работать
сегодня на уроке мы будем в группах по этому плану: 1 ряд – 1 группа, 2
ряд-вторая, и 3 ряд – 3 группа.
 Свое исследование мы будем записывать на
волшебных листах (каждой группе раздается лист формата А4)

А сейчас я хочу
проверить, насколько хорошо вы помните эту сказку.
Посмотрите, на ваших
листах разбросаны слова.
Вам нужно
составить словосочетания. Стрелочками соедините каждое имя существительное с
подходящим по смыслу именем прилагательным из сказки.

1
группа

(Ветхая)
землянка,


(сварливая)баба,

…(грозная)стража,

…(черная)
крестьянка,


(синее) море,

2 группа


(золотая) рыбка,

…(парчовая)
кичка,

…владычица(морская),


(новое) корыто,

…(соболья)
душегрейка,

3 группа

 …
(золотые) перстни,

…сердитые
(волны),


(ласковое) слово,


(тесовые) ворота,

…(старый)
невежа.


Первая группа
, зачитайте какие словосочетания у вас получились.

— Вторая
группа…

— Третья
группа….

— Ребята, встретились
ли вам незнакомые слова? Первая группа, назовите. Вторая группа. Третья группа.

— А как называют
такие слова? (устаревшие)

— У вас на партах
лежит текст «Сказки о рыбаке и рыбке». Найдите и выпишите из сказки не менее
трех устаревших слов или словосочетаний:

Заморские
вина
– иностранные,
чужеземные.

Парчовая
кичка на маковке
 –
кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который
полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и
надетый на макушку.

Печатный
пряник
– мучное кондитерское
изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с
помощью пряничной доски. Пряник с выдавленными знаками, узорами.

Тесовые
вороты
– ворота из
тонких досок древесины хвойных пород.

Чёрная
крестьянка

крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Ветхая
землянка
 –
разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Владычица – повелительница, властелина.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде
короткой женской кофты без рукавов.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд
для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого
пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Столбовая
дворянка
 –
потомственная дворянка.

— 1 группа, прочитайте,
какие устаревшие слова вы выписали? 2 группа?  3 группа?

— Посмотрите на экран, на нём появилось одно из устаревших слов
(слайд 1)

— Кто из вас знает значение слова «кичка»?

— В сказке вы встречали словосочетание «парчовая кичка»

— Подумайте, что это такое?

-Куда мы можем обратиться, чтобы проверить правильность наших
определений?

5. Работа
со словарем.


Правильно! Мы можем обратиться к толковому словарю!


У первой и второй группы на партах лежат толковые словари с закладками.

1
группа находит значение слова «парча», вторая группа значение слова «кичка», а
третья группа – из предложенных картинок, должна выбрать именно ту, которая
обозначает это словосочетание.


Слова найдены. Начнем с 3 группы. Покажите ту картинку, которую вы выбрали.


Теперь мы узнаем значение слова «парча». На экране вы можете посмотреть как
выглядит эта ткань. А что же означает «кичка»? Посмотрите, на экране появилось
значение слова «парчовая кичка». Запишите на листах значение словосочетания
«парчовая кичка»

— Как вы думаете,
почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?


Великий русский поэт употребил в сказке много старинных слов, чтобы приблизить
свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно
описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика,
гнев рыбки и т.д.)

— Посмотрите на экран? Что на нём изображено? (слайд 2)

— На нём изображено море.

— Какое прилагательное употребил автор к слову «море»

-Море
синее.


Правильно! А какое еще может быть море?


Каждая группа записывает не менее пяти прилагательных к слову море на листах.

-Чёрное,
волнующееся, огромное, необъятное…

— Скажите сложно вам было подобрать имена прилагательные?

— В
«Словаре эпитетов русского языка» вы можете найти 138 определений к слову море!(слайд
3)

(например… безмолвное, беспокойное, беспощадное,  буйное,
бунтующее, величавое, взволнованное, встревоженное…)

5.
Физкультминутка.

Сказка
даст нам отдохнуть
Отдохнем — и снова в путь!

(Встаем, выходим
из-за парт. Все упражнения выполняем только руками)

Рыбка
плавает в водице,

(Плавные движения
кистями)

Рыбке
весело играть

(Плавные движения
кистями)

Рыбка,
рыбка, озорница,

(погрозить пальчиком)

Мы хотим
тебя поймать

(хлопок
«круглыми» ладошками)

Рыбка
спинку изогнула

(Выгнуть кисти,
пальчики вниз)

Крошку
хлебную взяла

(имитировать
движение пальчиками)

Рыбка
хвостиком махнула

(Сложить ладошки
вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)

6. Продолжение работы по теме урока

Продолжаем
наше исследование.

У меня
в руках отрывок из нашей сказки и мне нужен помощник, чтобы проверить все ли окончания
имен прилагательных написаны правильно и исправить ошибки, если это будет
необходимо

 (Выходит
ученик)

—  Прочитай
отрывок.

“Воротился старик
ко старухе,
Что ж он видит? Высокая терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотой перстни,
На ногах красная сапожки”

— У каких
прилагательных заметили ошибки?

— Как мы определяем
окончание имен прилагательных?

(Правописание
окончаний прилагательных зависит от грамматических признаков слова – его рода,
числа, падежа. Определить окончание прилагательного можно наиболее простым
способом – достаточно подобрать нужную форму вопроса к прилагательному.
Окончание вопроса будет совпадать с окончанием прилагательного)

— Находим
существительное, к которому относится прилагательное и определяем его падеж,
род и число.


Выпишите словосочетания, исправляя окончания у имен прилагательных, рядом
укажите падеж, род и число.

(Ученик
на доске, остальные на листах)

Высокий
терем – это окончание  В.п., м.р, ед.ч, так как сущ. стоит в В. п., м.р., ед.ч

Золотые
перстни – В.п., мн.ч

Красные
сапожки –В. п., мн.ч


Ребята как вы понимаете фразу «золотые руки»? В каком значении употреблено
здесь имя прилагательное? (в переносном значении)

— Сейчас каждой
группе нужно выписать из текста  словосочетания, в которых имена прилагательные
употреблены в переносном значении.

Золотая (рыбка)

Волшебная рыбка, исполняющая
желания.

Чёрная (крестьянка)

Простолюдинка, принадлежащая к
черни.

Столбовая (дворянка)

Дворянка старинного и знатного
рода.

Печатный (пряник)

Пряник с оттиснутым
(отпечатанным) рисунком или буквами.

Чёрная (буря)

Ветер разрушительной силы,
поднимающий чёрную пыль.

Сердитые (волны)

Огромные волны.

Прямой (простофиля)

Простак, недалёкий человек.

— 1 группа
зачитайте, что вы выбрали? 2 группа? 3 группа?

 — Скажите, в
какой землянке жили старик со старухой?

— В ветхой
землянке

— Какое близкое по
значению прилагательное я могу подобрать к слову «ветхая»

— Старая?

— Что мы сейчас
подобрали?

-Синоним.

— А какое
прилагательное противоположно по значению слову «ветхая»

— Новая

— Что мы в этом
случае подобрали?

— Антоним

У вас на листах написаны
имена прилагательные из сказки, подберите и запишите к каждому синонимы и
антонимы:

Слово

Синоним

Антоним

Ласковое (слово)

Доброе

Грубое, злое

Разбитое (корыто)

Ветхое, старое

Новое, целое

Старый (невежа)

Пожилой

Молодой

Глубокое (море)

Огромное

Мелкое

Дорогая (цена)

Высокая

Низкая

Высокий (терем)

Большой, огромный

Низкий, маленький

Грозная (царица)

Жестокая, суровая

Добрая, милосердная

7. Подведение итогов урока.

— Творчество какого писателя мы вспоминали сегодня на уроке?

— Какие имена прилагательные употребил А. С. Пушкин в «Сказке о
рыбаке и рыбке»?

— Попрошу одного человека из группы выйти к доске и показать,
получившийся проект.

— Ребята, скажите, мы справились с исследованием?

8. Домашнее задание.

— Домашнее задание: закончить проект: составить и записать текст
из трех предложений, используя устаревшие словосочетания из сказки и
проиллюстрировать его.

9. Рефлексия.

— Ребята, у вас на столах лежат рыбки разного цвета. Оцените вашу
работу.

Если исследование было интересным и познавательным – прикрепите на
доску «золотую рыбку»

Если вам было сложно и не очень интересно – прикрепите оранжевую
рыбку

Если вам было совсем не интересно и вы не узнали ничего нового, то
отпустите в наше море красную рыбку

— Представьте,
что вы поймали золотую рыбку, чтобы вы у неё попросили?


Оценки за работу на уроке.

10.
Заключительное слово учителя:

— Наш
урок подошёл к концу. Спасибо за хорошую работу. Я получила огромное
удовольствие, надеюсь, что вы узнали много нового.

  • Сказка синдбад мореход как исторический источник
  • Сказка синие листья читать
  • Сказка синичкин календарь текст
  • Сказка сивка бурка полная сказка
  • Сказка сивка бурка в обработке булатова