Сказка симфония петя и волк слушать

Конспект урока по музыке во 2 классе тема урока: симфоническая сказка с. п. прокофьева петя и волк. цель урока:

Конспект
урока по музыке во 2 классе

Тема урока:  Симфоническая
сказка  С. П. Прокофьева « Петя и волк».

Цель урока: Познакомить
детей с симфонической сказкой « Петя и волк».

Задачи урока:

— дать представление об инструментах
симфонического оркестра ( внешний вид, тембровая окраска), познакомить с
героями сказки, повторить понятия: симфония, симфонический оркестр;

— активизировать слуховое внимание детей;

— формировать умение анализировать музыкальные
образы героев;

— развивать вокально-хоровые навыки;

— воспитывать культуру слушания музыки.

Тип урока:
изучение нового материала.

Методы обучения:
словесный, наглядный, практический.

Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, презентация урока.

 Ход урока:

1.     Организационный
момент

Добрый
день, ребята! Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга. (Музыкальное
приветствие « Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель!»)

2.
Актуализация знаний

-Сегодня мы с вами
отравимся в сказку, да не в простую , а симфоническую сказку. Как вы думаете,
почему она называется «симфоническая»?

-Верно, ребята, ее
играет симфонический оркестр. Композитор Сергей Прокофьев создал это
произведение, чтобы вы поближе познакомились с симфонической музыкой.

— Перед вами два
рисунка. Скажите , чем они похожи и чем отличаются? ( На них нарисовано одно и
то же, но только один раскрашен, а другой нет)

— Что использовал
художник, чтобы один из рисунков был таким ярким? ( Краски)

— А что использует
композитор, чтобы его музыка была такой же красочной и разнообразной?

— Для этого
музыканты используют такую «краску», как – ТЕМБР.

— Вот и у наших
героев сказки есть своя музыкальная тема и свой инструментом со своим тембром.

3.
 Актуальность знаний.

— Сказку « Петя и
волк» Сергей Прокофьев написал в 1936 году. Чтобы написать сказку, нужно очень
хорошо знать оркестр, слышать звучание каждого инструмента, представлять, как
будут звучать совместно те или иные инструменты при исполнении мелодии, а так
же нужно уметь подбирать для каждого героя свой инструмент для озвучивания. И
Сергей Прокофьев отлично справился с этой задачей.

— Главный герой нашей
сказки- мальчик Петя. Это отважный пионер. Он приехал в гости к своему любимому
дедушке. Давайте послушаем тему Пети и ответим, каким он вам представляется? ( Слушание темы Пети)

— Как
характеризует музыка нашего главного героя Петю? В каком жанре написана тема
Пети?

— какие инструменты
ведут тему Пети?

-Верно, тему Пети
ведет квартет струнно-смычковых инструментов. Это скрипка, альт, виолончель и
контрабас.

— А каким бы вы
изобразили дедушку Пети?

— Давайте
прослушаем тему дедушки и определим ее характер. ( Слушание темы дедушки)

— Ребята, какой же
по характеру дедушка Пети?

— Действительно ,
дедушка немного ворчливый. Он недоволен, что Петя вышел за калитку. Говорит: «
Места опасные. А если из лесу придет волк, что тогда?»

— Тему дедушки
исполняет -Фагот. Как звучит фагот: низко или высоко?

— А теперь
послушаем следующую музыкальную тему и решим , кого она может изображать ? (
Слушание темы Птички)

— Верно. Музыка
изобразила Птичку. Она звучала быстро, в высоком регистре. Можно было
представить, как птичка весело порхает над деревьями. И исполняет тему
птички-флейта. К какой группе музыкальных инструментов относится флейта?

-(На экране
волк, Петя, дедушка и кошка, звучит тема кошки)
Кого изображает даннная
музыка? Почему вы так решили?

— Вы правы.
Мелодия звучит тихо, плавно, стаккато. Слышны осторожные шаги кошки. Тему кошки
исполняет кларнет. Какой тембр у данной мелодии? К какой группе инструментов
относится кларнет?

4.
Физкультминутка

5.
Продолжение изучения нового материала

— А вот этот
инструмент называется- гобой. Он исполняет тему самой неторопливой героини
сказки-утки. ( Слушание темы Утки)


Как звучит мелодия, какой ритм ? Какой тембр у гобоя?

—  Как и во всех
сказках, в этой есть тоже отрицательный герой. Это волк. Послушаем тему волка, скажем,
какая группа инструментов исполняет тему волка?

— Я согласна с
вами. Звучала медно-духовая группа инструментов. Тему волка исполняют валторны.
Какой вам представился волк? Какой характер музыки?

— А вот из леса
появились последние герои сказки-охотники. ( Слушание темы охотников)

— Как вы думаете,
композитор изобразил охотников смелыми и бесстрашными?

— Правильно. Они
сами боятся волка, поэтому и стреляют в разные стороны и оглядываются по
сторонам. Их тему исполняют ударные инструменты- барабаны и литавры.

-Давайте послушаем
Заключительное шествие сказки «Петя и Волк». Музыкальную тему какого персонажа
вы услышите?

Звучит
Заключительное шествие.

-Она звучит так
же, как и в начале сказки? Или как-то по-другому?

-Тембры каких инструментов
мы слышим в Заключительном шествии? -Как вы думаете, почему композитор поручает
исполнение Заключительного шествия всему симфоническому оркестру?

-Именно благодаря
звучанию всего оркестра Заключительное шествие звучит важно и уверенно. Я предлагаю
вам еще раз послушать Заключительное шествие нашей сказки и попробовать себя в
роли дирижеров. Постарайтесь движениями рук передать характер музыки.

—  Вот и
заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и
забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.

— Это не просто
сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас
с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание .

— И так же, как
актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой,
так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то
вместе. Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.

— Итак, нам пора
покинуть концертный зал, но мы сюда вернёмся на следующем уроке.

6.
Вокально- хоровая работа


А сейчас , ребята, я предлагаю вспомнить песню,
которую мы изучали на прошлом уроке. (Исполнение песни)

7.
Рефлексия

— Что вы узнали
сегодня на уроке?

— Чему научились?

— Кто доволен
своей работой? Почему?

8.
Домашнее задание.

Нарисовать героя
сказки « Петя и волк»

Разработала: учитель музыки Аланина В.И.,Государственное казенное общеобраз...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Разработала: учитель музыки Аланина В.И.,Государственное казенное общеобраз

    Описание слайда:

    Разработала:
    учитель музыки
    Аланина В.И.,
    Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
    школа-интернат №29»
    СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА
    «ПЕТЯ И ВОЛК»
    С.С.ПРОКОФЬЕВ

  • 2 слайд

    Сказка симфония петя и волк слушать

  • 3 слайд

    УЧИТЕЛЬ : ЗДРАВСТВУЙТЕ , УЧЕНИКИ! УЧЕНИКИ : ДОБРЫЙ ДЕНЬ , У

    Описание слайда:

    УЧИТЕЛЬ : ЗДРАВСТВУЙТЕ , УЧЕНИКИ!

    УЧЕНИКИ : ДОБРЫЙ ДЕНЬ , УЧИТЕЛЬ!
    ПРИВЕТСТВИЕ

  • 4 слайд

    УРОК МУЗЫКИ

    Описание слайда:

    УРОК МУЗЫКИ

  • 5 слайд

    ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева “Петя и во

    Описание слайда:

    ЦЕЛЬ УРОКА:
    Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева “Петя и волк”.

    ЗАДАЧИ УРОКА:
    — Дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;
    — научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
    -формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), развивать творческие способности,
    -умение анализировать музыкальные образы героев сказки

  • 6 слайд

    Ребята! Слышали ли вы сказку “Петя и Волк”? Не читали, не смотрели, а именно

    Описание слайда:

    Ребята!
    Слышали ли вы сказку “Петя и Волк”? Не читали, не смотрели, а именно слышали! В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.

  • 7 слайд

    Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёну

    Описание слайда:

    Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она с удовольствием плескалась в луже, к ней подлетела птичка и они стали спорить , кто лучше Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьяхпоняла , что осталась ни с чем. Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева. Одна из веток дерева раскинулась и Петя ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.
    Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.
     

    СОДЕРЖАНИЕ СКАЗКИ « ПЕТЯ И ВОЛК»

  • 8 слайд

     Написал симфоническую сказку

    Описание слайда:

    Написал симфоническую сказку

  • 9 слайд

    А называется она «симфонической» потому, что написана для симфонического орке

    Описание слайда:

    А называется она «симфонической» потому, что написана для симфонического оркестра.
    С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

  • 10 слайд

    Композитор хотел , чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед

    Описание слайда:

    Композитор хотел , чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки.

  • 11 слайд

    ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПО ЯВЛЕНИИ ОДНОГ

    Описание слайда:

    ЛЕЙТМОТИВ — КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПО ЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

  • 12 слайд

    Петя — струнные инструменты.Дедушка — фагот.Птичка — флейта.Утка — гобой.

    Описание слайда:

    Петя — струнные инструменты.
    Дедушка — фагот.
    Птичка — флейта.
    Утка — гобой.
    Кошка—кларнет.
    Волк — три валторны.

    У каждого героя этой сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

    Давайте познакомимся с героями симфонической сказки

  • 13 слайд

    Сказка симфония петя и волк слушать

  • 14 слайд

    Пионер Петя — главный герой сказки.И в оркестре музыку храброго Пети играют

    Описание слайда:

    Пионер Петя — главный герой сказки.
    И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой.

  • 15 слайд

    Роль Петиного дедушки исполняет   музыкальный фагот: уж очень заба

    Описание слайда:

    Роль Петиного дедушки исполняет
      музыкальный фагот:
    уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку

  • 16 слайд

    Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, кон

    Описание слайда:

    Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, конечно, лучше всего было поручить роль Птички флейте.

  • 17 слайд

    Исполнитель роли Утки — Гобой. Дело в том, что у этого инструмента некото

    Описание слайда:

    Исполнитель роли Утки — Гобой. Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты напоминают утиное кряканье. Гобой прекрасно изображает в оркестре самодовольное кряканье глупой Утки.

  • 18 слайд

    Отрывистые, приглушенные звуки  Кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье К

    Описание слайда:

    Отрывистые, приглушенные звуки 
    Кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье Кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.

  • 19 слайд

    Роль Волка исполняют три валторны. Оказывается, что если нескол

    Описание слайда:

    Роль Волка исполняют три валторны. Оказывается, что если несколько валторн в один голос, очень громко возьмут какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изображает злого и страшного Волка.

  • 20 слайд

    ОхотникиОхотники шли по следу волка и стреляли. Но к месту происшествия при

    Описание слайда:

    Охотники
    Охотники шли по следу волка и стреляли. Но к месту происшествия пришли с опозданием волк уже был пойман. Музыка добродушно посмеивается над незадачливыми стрелками; духовые инструменты:
    Флейта, кларнет, гобой, исполняют бравый марш, – но он звучит шутливо. будто бы подсмеиваясь над охотниками.
    Выстрелы охотников , ударные инструменты :
    ЛИТАВРЫ, БОЛЬШОЙ БАРАБАН

  • 21 слайд

    Вывод : благодаря знакомству с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и

    Описание слайда:

    Вывод : благодаря знакомству с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и Волк», мы познакомились с основными инструментами симфонического оркестра.

  • 22 слайд

    Давайте посмотрим мультфильм:« Петя и Волк »https://www.youtube.com/watch?

    Описание слайда:

    Давайте посмотрим мультфильм:
    « Петя и Волк »

    https://www.youtube.com/watch?v=8hgqlFlGrE0
    ССЫЛКА :

  • 23 слайд

    Ребята! Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? . 1. Позн

    Описание слайда:

    Ребята! Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? .
    1. Познакомились с композитором и автором симфонической сказки ?
    — Это композитор, пианист, дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев.
    2. Мы научились различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду.
    3.Определили героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии.
    4.Выяснили, какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра для исполнения сказки «Петя и волк» Сергей Прокофьева.

    Подведение урока

  • 24 слайд

    Нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, подписать названия инс

    Описание слайда:

    Нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, подписать названия инструментов, его изображающих.

    Домашнее задание:

  • 25 слайд

    Урок окончен, до новых встреч.

    Описание слайда:

    Урок окончен, до новых встреч.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка симфония петя и волк слушать

  • Сейчас обучается 935 человек из 79 регионов

Сказка симфония петя и волк слушать

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 24 регионов

Сказка симфония петя и волк слушать

  • Сейчас обучается 69 человек из 38 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Открытый урок по музыке на тему «Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

  • Презентация по музыке на тему «Опера «Руслан и Людмила» (3 класс)

  • Рабочая программа по предмету «Музыка (5-8 класс)»

  • Самообразование по музыке в доу

  • Тест по теме «Кармен»

  • Презентация на тему Симфоническая сказка «Петя и Волк»

  • Рабочая программа по музыке 6 класс

  • Рабочая программа по музыке 5 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459675 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект урока №27

по музыке,  

проведённого во 2 «А» классе

Федоровой В.В.

17.04.2020 г.

Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________

г. Черняховск, 2020

Участники (класс): 2

Целевой компонент урока:

Тема: Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьев

Цель урока: знакомство с симфонической сказкой С.С. Прокофьева «Петя и Волк», темами героев сказки; познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), музыкальными портретами и образами в симфонической музыке.

Задачи:

Образовательные:

— дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;

— научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание;

продолжать знакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки;

— научить распознавать тембры отдельных инструментов; 

— формировать компоненты музыкального слуха (тембровый), творческие способности;

— формирование знаний о средствах музыкальной выразительности – «музыкальных красках» через знакомство с музыкальным симфоническим  произведением  С. С.  Прокофьева «Петя и Волк».

Развивающие:

развивать способность анализировать выразительные и изобразительные интонации героев симфонической сказки С.С. Прокофьева;

— развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки, музыкальные и творческие способности учащихся;

— развивать музыкальное мышление и познавательный интерес обучающихся;

— развивать интерес к исполнительской деятельности.

Воспитательные:

— Формирование эмоционально — ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

— Воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству;

воспитывать культуру слушания симфонической музыки; нравственные и эстетические чувства: любовь к родному краю, окружающему миру;

— способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка;

способствовать формированию потребности в общении с музыкой;

— формирование интереса к изучению творчества композитора С. С. Прокофьева.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам;

— выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

— проявлять  духовно — нравственные качества (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), уважительное отношение к музыкальному наследию своей страны на основе знакомства с музыкой русского композитора, культуру слушания симфонической музыки;

— передавать собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений, интонационных импровизаций.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

— узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;

— понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр, лейтмотив;

— выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки;

— соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием.

Регулятивные УУД:

музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;

— самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— анализировать и оценивать свою деятельность;

выполнять учебные действия в качестве слушателя, художника и исполнителя.

Коммуникативные УУД:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;

формулировать  собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении;

— выразительно исполнять музыкальные произведения;

— слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: Сообщение  и  усвоение новых знаний (изучение нового материала)

Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование и оформление: интерактивная доска, презентация к уроку, изображения инструментов, аудиосказка «Петя и Волк».

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская:

-прослушивание музыкального произведения С.С. Прокофьева  «Петя и Волк».

Творчество:

— домашнее задание в качестве рисунка.

Содержательный компонент урока:

Ход урока

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Зовут меня Вероника Владимировна.

«Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал наш весёлый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой,

Вас всех, поздравляю с началом урока!»

2. Проверка готовности:  

У.: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. На вашем столе должна лежать тетрадь и принадлежности для письма (ручка, карандаш) Всё лишнее с парты убираем.  

3. Мотивация к учебной деятельности.

У.: Ребята, наш сегодняшний урок мы начнём со стихотворения о музыке под названием «Что такое песня?».

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!Что такое звуки?                                                                                                                                       За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.

Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,

Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!

У.: Ребята, понравилось вам стихотворение?

Д.: Да!

4. Повторение предыдущей темы:

У.: На предыдущих уроках вы познакомились с музыкальными понятиями. Давайте вспомним их и дадим определение некоторым понятиям.

Д.: Опера, балет, солист, оркестр.

У.: Верно! А что такое опера и оркестр?

Д.: Опера – это театральное представление, в котором актёры поют в сопровождении оркестра.

У.: Молодец, правильно. А оркестр?

Д.: Оркестр – это группа музыкантов, исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.

У.: Правильно!

5. Актуализация знаний:  

У.: Какие же вы молодцы, всё запомнили.  А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай». 

(Выходит один ведущий и встает спиной к классу.  Ведущий – это учащийся класса, который выбирается по отгаданной загадке.  Остальные ребята по одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз)

У.: Хорошо! Ребята, как  же  удалось ведущему,  не  видя  вас,  точно  определить ваши имена? Ответ принимается по поднятой руке, полным ответом.

Д.: Ведущему удалось точно определить наши имена по голосу.

У.: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить,  чей именно голос прозвучал?

Д.: Голос девочки отличается от голоса мальчика. У кого-то нежный голос, у кого-то громкий и поэтому у всех он разный.  

У.: Хорошо! Какие же вы молодцы! У каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем тетради и запишем в них новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение. (слайд 2) Тембр – это окраска звука.

У.: Теперь  вы  знаете,  что  свой  определенный  тембр  есть  у  каждого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у музыкального инструмента?

Д.: Да, есть.

У.: Правильно! У каждого  музыкального  инструмента есть свой  определенный  тембр. А  музыкальных  инструментов  существует огромное количество. Как вы думаете, почему я начала спрашивать о музыкальных инструментах?

Д.: Сегодня мы познакомимся с ними.  

У.: Верно.

II. Открытие новых знаний.  

У.: Сегодня мы познакомимся с инструментами симфонического оркестра, но главная гостья нашего урока  —  сказка «Петя и волк», с которой нам также предстоит знакомство. ( слайд 3)

У.: А написал эту сказку русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936 году. (слайд 3) Это сказка  не  обычная — это  музыкальная, симфоническая  сказка.  А  называется  она  «симфонической»  потому  что написана  для  симфонического  оркестра. Сергей Сергеевич Прокофьев  был  первым композитором,  который  решил  познакомить  ребят  со  звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в тетрадях запишем  еще  один  не  понятный  для  вас термин.  (Слайд- 4 Лейтмотив— краткая музыкальная тема, постоянно звучащая при появлении одного и того же персонажа или при упоминании о нем)                                                                                           Сергей Сергеевич Прокофьев хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети  слышали  эти  лейтмотивы  много  раз  и  учились  различать  тембры инструментов.

У.: Итак,  у  каждого  персонажа  сказки  есть  своя  музыкальная  тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

А сейчас приступаем к работе.

— Петя – главный герой сказки, отважный пионер. Возможно, он ваш ровесник.  Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? (слайд 7) Ответ принимается по поднятой руке.

Д.:  Я бы сочинила радостную, веселую, озорную мелодию.

У.: Спасибо! Слушаем тему Пети, а затем отвечаем на вопрос: Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка? (слайд 6 — видео с 2:52 мин. до 3:24 мин.)

Д.: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, и возможно, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда скачущая, как будто Петя подпрыгивает.

У.: Хорошо!  А тема его звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: скрипка, альт и виолончель и контрабас. (слайд 7)

У.: Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (слайд 8)  Ее лейтмотив исполняет флейта. (слайд 8) Этот инструмент  относится  к  деревянно-духовой  группе.  Послушайте внимательно  ее  тему,  чтобы  потом  ответить  на  мои  вопросы: Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?  ( видео-слайд 6)

У.: Слушаем тему.

Д.: Настроение у птички веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

У.: Не плохо! Тему  следующего  персонажа  утки (слайд 9) исполняет  гобой – это  тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» (видео)  Какой изображает утку музыка?

Д.: Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

У.: Но вот появляется кошка! (слайд 10)  Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один  из  семейства  деревянно-духовых  инструментов. Прослушав тему, что вы можете сказать о кошке? (видео)  

Д.: Кошка на мягких лапках как-будто осторожно крадется к птичке.

У.: Я вижу, что вы устали. Давайте немного разомнёмся. Встаём и задвигаем стулья за парту. ( слайд- 5 физминутка  видео «Капитан Краб») Слушаем внимательно и повторяем движения.

У.: Молодцы! Садитесь!

У.: Отлично! Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (слайд 11) Он  обеспокоен  тем,  что  Петя  вышел  за  калитку, ведь  места опасные. «Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент  деревянно-духовой  группы – фагот.  Это  самый  низкий  по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушая, подумайте, похожа ли мелодия на ворчливого дедушку. (видео)  

Д.: Да!

У.: Молодцы!  Еще один персонаж сказки – волк! (слайд 12) Его лейтмотив исполняют валторны — инструменты медно-духовой группы. После прослушивания ответьте на вопросы: Что  вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? (видео)

Д.: Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой Волк! Слышно как он воет.

У.: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка  Сейчас внимательно послушаем  их  тему  и  попробуем  определить,  какие  инструменты  ее исполняют. (видео)

Д.: Это барабаны!

У.: Правильно, тему Охотников исполняют барабаны, группа ударных инструментов.

У.: Вы большие  молодцы! Сегодня мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки  «Петя  и  волк»,  увидели  и  услышали  музыкальные  инструменты, которые  исполняют  их  лейтмотивы.  Теперь  мы  с  вами  умеем  различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный  фильм — симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы и действующих лиц сказки, о которых говорили сегодня (просмотр мультфильма- в конце первого видео).

III. Рефлексия

У.: Ребята, что вы узнали сегодня в результате нашего урока?

Д.: Сегодня на уроке мы узнали о инструментах симфонического оркестра, записали новые понятия: тембр и лейтмотив, познакомились со сказкой «Петя и Волк».

У.: Правильно! Как же много вы запомнили! Также мы познакомились с темами героев сказки Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и Волк». На следующем уроке мы продолжим знакомиться с инструментами симфонического оркестра, узнаем содержание сказки.

У.: Если вам понравился урок – покажите солнышко (ладошка), если не понравился – тучку (кулачок)  

IV. Домашнее задание.

У.: Нарисовать героя сказки, который вам понравился и его инструмент. (слайд 14) Спасибо за урок! До свидания!

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»).
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

Содержимое разработки

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»

(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»)

Дар слушать, познавать и научиться,
 Дарованы природою не зря.
          В душе богатство может заискриться, 
                             Искусство музыки с младенчества любя. 

Введение

В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Но, к сожалению, в наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

Предмет «Слушание музыки» является первой ступенью развития у учащихся музыкально-познавательных способностей. Это подготовительный этап к изучению предмета «Музыкальная литература».

С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача — помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть, но и внимательно слушать и воспринимать.

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н. А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте.

Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного мира.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако, цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-то произведением. Проблема слушания – восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать что и как исполняется.

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. В любом восприятии участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные, условнорефлекторные связи. Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического: воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – процесс сложный, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст ребёнку – ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.

Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков»

24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:

— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

— номинация «Художник и время» по теме «Творчество П.А. Федотова», посвященная 205-летию со дня рождения художника для учащихся средних и старших классов художественных отделений ДШИ.

Цель конкурса:

Формирование устойчивого интереса учащихся к наследию мировой музыкальной и художественной культуры.

Задачи конкурса:

— мотивация личности к познанию и творчеству в процессе обучения;

— толерантность в области искусства в общении с людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

— применение знаний в области музыкального и художественного искусства для осмысления сущности современных общественных явлений;

— стимулирование интереса к классической музыке и живописи;

— активизация мышления учащихся при анализе музыкальных и художественных произведений;

— развитие педагогического творческого потенциала.

Рассмотрим номинацию по предмету «Слушание музыки».

Порядок проведения конкурса:

1. Тема конкурса – «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

2. Конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки», с учётом музыкального (исполнительского) опыта конкурсантов.

3. Письменные задания включали в себя 10 вопросов разной категории трудности и музыкальную викторину (5 номеров).

4. Для выполнения конкурсного задания требовалась ручка со стержнем синего цвета.

5. Время, отведённое на выполнение конкурсного задания — 45 минут.

6. По окончании конкурсного времени работы оценивались в том виде, в котором они были закончены.

7. Работы оценивались в соответствии с разработанными критериями.

Критерии оценки работ:

— правильность ответа;

— качество выполненной работы;

— творческий подход к выполнению заданий.

Приложение №1

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Теоретическая часть

  1. Определите вид оркестра:

Сказка симфония петя и волк слушатьСказка симфония петя и волк слушать

духовой джазовый

Сказка симфония петя и волк слушать

симфонический

  1. Напишите, какой самый высокий и самый низкий по звучанию инструмент:

Струнный инструмент: скрипка, контрабас

Деревянный духовой инструмент: флейта, фагот

Медный духовой инструмент: труба, туба

  1. Определите музыкальные инструменты, подпишите и найдите лишний, который не относится к данной группе:

Скругленный прямоугольник 14оугольник 14″ /

Сказка симфония петя и волк слушать

Сказка симфония петя и волк слушать

Сказка симфония петя и волк слушать

Скругленный прямоугольник 6оугольник 6″ />Скругленный прямоугольник 8оугольник 8″ />Скругленный прямоугольник 7оугольник 7″ />

флейта кларнет труба

Сказка симфония петя и волк слушать

Сказка симфония петя и волк слушатьСкругленный прямоугольник 10оугольник 10″ /

Скругленный прямоугольник 5оугольник 5″ />

_Скругленный прямоугольник 23оугольник 23″ /> ______________________________________________________________________

ОТВЕТ:

4. Ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова:

Кто предложил С.С. Прокофьеву написать симфоническую пьесу со словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с музыкальнымиинструментами симфонического оркестра»?

Н.И. Сац

Где и когда состоялась премьера сказки «Петя и волк»?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Московская филармония 2 мая 1936 г.

Сколько времени С.С. Прокофьев работал над этим произведением? Для какого состава исполнителей оно написано?

Одна неделя. Написано для чтеца и симфонического оркестра

Кто сочинил либретто, написал его уверенным почерком, при этом для краткостипропускалгласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он с юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём»?

С.С. Прокофьев

Кто первым экранизировал симфоническую сказку «Петя и Волк» в 1946г. Уолт Дисней, С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил ему партитуру ещё неопубликованного произведения.

«Петя и волк» (2006) — короткометражный анимационный фильм англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над которой совместно работали британские, норвежскиеипольскиемультипликаторы, в 2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм.

5

Сказка симфония петя и волк слушать

. Соедините персонаж сказки и музыкальный инструмент:

Сказка симфония петя и волк слушать

Сказка симфония петя и волк слушать

Сказка симфония петя и волк слушатьОвал 37» />

Сказка симфония петя и волк слушать

Сказка симфония петя и волк слушать

Сказка симфония петя и волк слушать

Сказка симфония петя и волк слушатьСказка симфония петя и волк слушать

Сказка симфония петя и волк слушать

Овал 41» />

Овал 40» />

Сказка симфония петя и волк слушать

6.«Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту, определите их:

а) Сказка симфония петя и волк слушатьСказка симфония петя и волк слушать

Петя – струнные инструменты

б) Сказка симфония петя и волк слушатьСказка симфония петя и волк слушать

Птичка — флейта

в) Сказка симфония петя и волк слушатьСказка симфония петя и волк слушать

Кошка – кларнет

7. Ответьте на вопросы:

Напишите, почему С.С. Прокофьев выбрал именно такую последовательность появления персонажей: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Охотники?

Композитор последовательно представляет каждую группу инструментов симфонического оркестра;в соответствии с тембровой окраской звучания инструментов (от высоко звучащего — к низко звучащим);

Какая допущена ошибка в тексте: (подчеркните ошибку)

а) В состав струнного квартета входят:скрипка, альт, виолончель, контрабас.

б)Труба, тромбон, туба, тарелки– группа медных духовых инструментов.

в)Литавры,челеста, большой барабан, ксилофон – группа ударных инструментов.

8.Перечислите выразительные средства музыки: мелодия, ритм, гармония, регистр, тембр, лад, динамика, темп.

Сравните лейтмотивы Пети и Дедушки, в чем различие выразительных средств?

Петя – тема веселая,бодрая, подпрыгивающая, пунктирный ритм придает маршевость; мажорный лад, исполняют струнные инструменты.

Дедушка – тема строгая, ворчащая, в умеренном темпе, в низком регистре, исполняет фагот; также марш, но тяжелый и суровый.Музыкальная тема передаёт походку дедушки.

9. Дополните интересный факт: (вставьте пропущенные слова)

Петей, уткой, кошкой и другими персонажамисимфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

10. Творческое задание: составьте кроссворд на тему «Симфонический оркестр»

(не менее 10 вопросов)

ВОПРОСЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ПО ВЕРТИКАЛИ:

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Музыкальная викторина

1.Утка

2. Дедушка

3. Петя

4. Волк

5. Кошка

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448548-metodicheskaja-razrabotka-ss-prokofev-simfoni

  • Сказка сарафан в гостях у рубахи
  • Сказка самое главное читать
  • Сказка с песнями для детей
  • Сказка садко распечатать текст
  • Сказка с оркестром питер пэн