Сказка шварца обыкновенное чудо читать

О себе он говорил: писать могу вс, кроме доносов. и действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы

О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.

Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.

Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.

Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.

Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.

Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.

Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.

Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.

Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.

Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.

Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.

Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».

Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.

Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.

Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.

Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.

Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:

«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»

Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.

Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.

Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».

В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.

Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.

Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.

Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:

«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:

«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Когда-то Бунин сказал о Чехове:

«До самой смерти росла его душа».

Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.

Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.

Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».

Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.

«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».

Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

Афоризмы и цитаты Евгения Шварца

  • Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
  • Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
  • Связи связями, но надо же и совесть иметь.
  • Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
  • Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
  • Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
  • Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
  • Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
  • Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.

До Марка Захарова свое «Обыкновенное чудо» по знаменитой пьесе Шварца снял Эраст Гарин. Но с тех пор прошло почти 15 лет и снова заняться Шварцем было предложено Захарову. Это была идея руководства «Мосфильма». После довольно непредсказуемого успеха рязановской «Иронии судьбы» советское киношное начальство решило выдавать народу новый фильм на каждый Новый год. То есть даже тогда, когда «Ирония» была еще свежа и не заезжена, чиновники понимали, что нельзя «под елочку» все время смотреть одно и то же. 

Мало того, было решено, что под новогоднее застолье советским людям нужен фильм не про родимую жизнь, не про заливную рыбу в типовой квартире типового спального района, а какая-нибудь яркая костюмная история, а еще лучше сказка, простой и беззаботный фильм с чудесами и любовью, с музыкой, со звёздными актёрами, с действием где-то не здесь. И все это в «ОЧ», конечно, есть. Все, кроме простоты. Всё, что писал Шварц, и всё, что снимал и ставил Захаров, всё это было многослойным, философским и ориентированным на интеллигенцию в первую очередь. Но и без считывания смыслов и подтекстов картина нравилась абсолютно всему народу. Красивые актёры, песни, история любви — это, конечно, всегда срабатывало и вызывало положительную реакцию всех слоёв населения, несмотря на то, что на самом деле «Обыкновенное чудо» не такой уж и весёлый фильм.

Команда богов 

В своей картине Захаров собрал самых любимых и знаменитых артистов — это Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Екатерина Васильева, Юрий Соломин… Из знаменитых ленкомовцев в «Обыкновенном чуде» должен был еще играть Александр Збруев — ему Захаров предложил роль Трактирщика. Но то ли артиста чутьё подвело, то ли звездность, то ли просто бес попутал Александра Викторовича, но только от роли он отказался, и Захаров позвонил Юрию Соломину, к тому времени уже прославленному «адъютанту его Превосходительства». 

И вот в 1977 году Соломин приглашен на встречу с Захаровым. «Я даже не знал, что это уже пробы, — вспоминает Юрий Мефодьевич. — Зашел к Захарову в кабинет, вижу — а там уже Екатерина Васильева. Что происходит — понятия не имею». 

Оказалось, хитроумный Марк Захаров хотел посмотреть на них вместе, «чтобы сразу понять, как мы монтируемся, — объяснил Соломин.

Решение было готово через три минуты: «Я бы хотел, чтобы вы вместе снимались у меня в фильме», — просто сказал режиссер. 

— Работа Юрия Соломина была уникальна. Он легко и естественно стал «захаровским артистом», растворился в мягко-благородной ленкомовской материи духа. Им всем повезло, все они, артисты, как будто родились в том фильме, где от начала до конца ничто не вызывает ощущения чужеродности, — поделилась с нами Александра Захарова. — Сценарий картины отец писал его под музыку Джо Дассена. Марк Анатольевич практически всегда и все писал под музыку — и сценарии, и пьесы. Отец и снимал под музыку. На площадке был магнитофон с композициями к фильму — и готовыми и еще не дописанными, — и возможно, это добавляло кинематографу Захарова особый ритм. 

Музыку к фильму писал Геннадий Гладков — тоже, если можно сказать, «захаровский автор». Происходило это примерно так: неделю-две Гладков проводил в полном молчании, с мрачным выражением лица, изредка бурча «не понимаю», Захаров приходил к нему домой и тоже молча смотрел на эти мучения, а затем за три-четыре дня Гладков выдавал шедевр, говоря, что музыка была послана ему небесами. 

Стихи к музыке писал еще один захаровский бог — Юлий Ким, у которого были сложности с властями из-за его диссидентства. В общем, «ярый антисоветчик» Ким тогда скрывался под псевдонимом Михайлов. Все об этом знали, конечно. И начальство тоже. Но все сохраняли невозмутимость — гениями никто не разбрасывался. 

Сказка на свалке

Актеров на роли в те времена утверждались киношным руководством. И такие звёзды, как Евгений Леонов и Олег Янковский, не вызвали у дирекции «Мосфильма» сомнений. 

Но Янковский как раз слёг в больницу с сердечным приступом, а Леонов, наоборот, попросил снять его в «сжатые сроки» — он собирался в ФРГ, и организовать такую поездку, а тем более пройти через ад собеседований с чекистами было архисложной нервотрепкой, так что отменить ничего уже нельзя. Захарову пришлось перекроить весь съёмочный график. Вовремя сняться и улететь в Германию Леонову помогло, как ни смешно, полное отсутствие слуха — ему не пришлось петь в этом фильме, а это сэкономило время. 

Но кроме ломаного графика, Марк Захаров столкнулся с финансовой проблемой. «Обыкновенное чудо» снималось для телевидения, а бюджет на телефильм выделялся крошечный. С кино и не сравнить. Как сэкономить? На костюмах? На натурных съемках? Но Захаров недаром же был волшебником, он, как алхимик, и из сплошных ограничений мог сделать чудо. 

В фильме только одна сцена сделала «на натуре» — когда герои скачут на лошадях. При этом сказочной натурой стал люберецкий песчаный карьер (на самом деле почти свалка). Снимали сцену на рассвете, пока туда не приехали бульдозеры, было холодно, сыро и противно, песок забивался в обувь, актёры ворчали. И только Захаров знал, на экране все будет сказочно. 

И еще он как никто другой умел работать со звёздами. И если Леонов или Янковский, зная Захарова, свою линию гнули все-таки деликатно, то, например, с Екатериной Васильевой, которая «сама себе режиссер», было сложно: одно она хочет и будет делать, а другое — ни за что. 

Зато Александр Абдулов ходил за мэтром по пятам, стараясь четко выполнить каждое его указание, как послушный студент: «Я очень-очень старался, прямо впитывал каждый звук», — вспоминал начинающий актёр, которому было важно, получив такую роль, не опозориться. И эта роль его прославила, хотя однажды чуть не убила — когда скачущая во весь опор лошадь протащила по земле запутавшегося в стременах Абдулова несколько десятков метров. 

Пара-мечта

За главную пару фильма, особенно, за Абдулова, Захарову пришлось повоевать. На роль Медведя претендовали довольно много молодых красавцев, включая неотразимого Игоря Костолевского. Но Захаров хотел только Абдулова, который к тому времени уже несколько лет служил в «Ленкоме», но в кино был неизвестен и «Мосфильм» воспринял его кандидатуру в штыки. Но Захаров тоже стоял «за своего» насмерть. Так что звезду Абдулова открыл именно Захаров.

«Саша не раз мне говорил, что Захаров для него — как отец родной, — вспоминал Сергей Соловьев. — А однажды, когда мы вместе с Захаровым куда-то летели, он мне сказал: «Серёжа, вы же с ним дружите, может, он прислушается к вам, у него очень всё не в порядке со здоровьем». 

Евгения Симонова в пробах на роль Принцессы обошла и Веру Глаголеву, и Ларису Удовиченко. 

— Евгению Симонову отец называл главной принцессой СССР, — рассказала нам Александра Захарова. — Вспоминая «Римские каникулы», он говорил, что наша принцесса голубых кровей лучше, чем сама Одри Хэпберн. В том сложном смысле, что от Евгении Симоновой исходит информация интеллекта, души, интеллигентности и чистоты. Так сыграть принцессу, без единого грана забытовленности, едва ли кто-то еще мог.  

«Вы привлекательны, я чертовски привлекателен!»

С Андреем Мироновым Марка Захарова связывала не только предыдущая работа над «12 стульями». Они были настоящими друзьями и людьми, что ли, одной группы крови. 

— Как мне рассказывали родители, Анатолий Дмитриевич Папанов однажды сказал об Андрее Александровиче Миронове: «Ну что у этого мальчика такого страшного случалось в жизни, кроме пережаренного пирожного, что он так чувствует!» Что за необъяснимая тоска жила в нем, не знаю, но Миронов великий и непревзойденный артист 20 века, он вписался бы в любой кинематограф. Он умел легко пройти по острию ножа и не свалиться в пошлость. Многие пытаются играть как он, петь как он, но тщетно. Миронов как-то пришёл к нам в дом и сказал: «Марк, если ты будешь снимать кино, сними меня хотя бы в эпизоде», — рассказала нам Захарова. — От этих слов плакать хочется, и как же жаль, что не получилось ему перейти в «Ленком». Отец умел выращивать актеров и умел их любить.

Именно Миронов и нужен был Захарову на роль Министра-администратора. Природное обаяние Миронова было таким, что и очень противный персонаж выходил у него невероятно притягательным. Настолько притягательным, что худсовет, принимая готовую картину на цензуру, все-таки пропустил песню про бабочку и воробушка, хотя эта невинная песенка вызвала серьезные придирки. Несчастные советские чиновники увидели в ней эротический подтекст. Но бабочку и воробушка всеми правдами и неправдами удалось отстоять. Зато фразу Министра «стареет наш королёк», увы, пришлось вырезать. Ну что тут скажешь. Леониду Брежневу шёл 72-й год.

«Добрый день, я король»

Магия образа Короля заключалась, возможно, в особом отношении к жизни великого Евгения Леонова. Он прекрасно знал, что сегодня ты король, а завтра-послезавтра тебя просто все забыли. Но в конце 1977 года комиссия, принимавшая фильм персонажа Леонова рассматривала только что не с лупой. Опасность заключались и в том, что во-первых, это была пьеса Шварца, известного своей тонкой сатирой, которую опровергнуть для цензоров было ещё опаснее, чем пропустить. Во-вторых, сам Марк Захаров был мастером подтекстов, объяснить которые средний чиновник не мог без ущерба для собственной репутации. Обнаружение слишком большого ума в нашей стране для чиновника всегда было опасным. 

В общем, жест Короля-Леонова, помахавшего в финале рукой, как Брежнев на Мавзолее, не тронули, хотя Захаров был уверен, что вырежут, потому что Леонову даже слишком точно удалось схватить карикатурную манеру всех партийных начальников: неспешность мысли и речи, походка вперевалочку. Это был собирательный образ советского руководителя. Но как тут придраться без саморазоблачения? Поэтому фильм вышел на экран практически таким, каким и был создан. 

Урок литературы  «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО» Е.ШВАРЦА

X КЛАСС

Аннотация. В ходе углублённого анализа сказки
ученики постигают дра- матическое произведение Е.Шварца и знакомятся с понятием
«сказка для взрослых».

Ключевые слова: авторская сказка, фольклор,
эпитет, антитеза, сравне- ние, добро и зло.

Abstract. During the in-depth analysis of the fairy tale
students perceive the dramatic work of E.Schwartz and get acquainted with the
concept of “a fairy tale for adults”.

Keywords: author’s fairy tale, folklore, epithet,
antithesis, comparison, good and evil.

Любите друг друга, да всех нас заодно, не
остывайте, не отступайте —

и вы будете так счастливы, что это просто
чудо.

Е.Шварц

Сказки — это часть нашей повседневной жизни,
они сопровождают нас с самого дет- ства и помогают ребёнку познать жизнь. Но не
менее интересными и познавательными могут стать и сказки для взрослых, особенно
сказочные пьесы. В основной школе, к сожа- лению, мало внимания уделяется
драматур- гии, поэтому учащимся сложно анализиро- вать пьесы. Особого внимания
на уроках вне- классного чтения в 10 классе заслуживает творчество Е.Шварца.
Многие дети с удивле- нием узнают, что знакомы с произведениями драматурга ещё
с раннего детства.

Несмотря на то что драматург часто ис-

пользовал готовые сказочные сюжеты, его ге-
рои оригинальны и неповторимы. Погружаясь в мир сказочных пьес, по-новому
узнаёшь зна- комых с детства героев. Все персонажи Швар- ца, несмотря на своё
сказочное происхожде- ние, имеют реальную основу в современном ему обществе, ведь
подлинный художник все- гда изображает реальность, даже в сказке. Сказки Шварца
написаны для взрослых, кото- рые в глубине души не перестали быть детьми и
по-прежнему верят в чудо, которое у писателя часто становится рукотворным.
Аннунцианта, героиня пьесы «Тень», говорит учёному, что

«взрослые — осторожный народ. Они прекрас-

но знают, что многие сказки кончаются печаль-
но». Творчество драматурга заставляет заду- маться о том, что больше всего
несчастий себе приносит сам человек, поступая неправильно. Счастье нужно
завоёвывать и создавать само- му — вот основная идея каждой сказочной пье- сы
Шварца.

Для постижения смысла пьес-сказок важ- но
предложить ученикам обратить внимание на то, что Шварц редко использует
последо- вательное течение сюжета. Если в сказках сюжет построен по следующей
схеме: зада- ние (цель) — исполнение — предупреждение (запрет) — нарушение —
расплата — преодо- ление, то в пьесах Шварца действие начина- ется именно с
предупреждения и нарушения запрета. Тем самым драматизм событий сра- зу доведён
до высшей точки. Определённую сложность вызывает и прочтение пьес, уче- никам
непросто работать с текстами, в кото- рых отсутствует описание и авторская
оцен-

ка. Поэтому важно составить определённый
алгоритм работы с пьесой:

1.            Работа с афишей (в сказках
Шварца, как правило, мало имён, его основные герои именуются по сфере их
деятельности, многие характеры типичны).

2.            Работа с эпиграфом (к сказкам
драма- турга, как правило, предпослан эпиграф из эпического источника, но не
всегда события развиваются в соответствии с эпиграфом).

3.            Работа с прологом, в котором
рассказ- чик или герой, исполняющий роль рассказ- чика, может выступить с
небольшим рассуж- дением о смысле пьесы перед развитием ос- новного действия;
таким образом, пролог является завязкой сказочной пьесы.

4.            Подборка цитат по ходу чтения,
кото- рые характеризуют героев пьесы.

5.            Составление плана сказки.

6.            Анализ сказки. Постижение
образов героев.

Итак, путешествие в сказочный мир Е.Шварца
лучше всего начать с изучения его замечательной сказки «Обыкновенное чудо», в
которой автор охарактеризовал обычных людей, используя сказочные маски. Эпиграф
к уроку — фраза Хозяина: «Мне захотелось поговорить с тобой о любви».

Для раскрытия основной идеи пьесы ва- жен
пролог, в котором выступает рассуж- дающий человек. Он рассказывает своего рода
сказку о сказке: «Сказка рассказывает- ся не для того, чтобы скрыть, а для
того, что- бы открыть, сказать во всю силу, во весь го- лос то, что думаешь», —
это перифраз тра- диционной присказки: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам — урок». Таким образом, автор подчёркивает преемствен- ность своего
сказочного замысла. Герои со- временны, но истины, которые они несут,
незыблемы. Пролог — своего рода предло- жение войти в сказку и не только самостоя-
тельно оценить каждого персонажа, но и узнать, чем закончится история любви
мед- ведя и принцессы. Далее снова перифраз фольклорного мотива: «Это ещё не
сказка, сказка будет впереди». Таким образом, пе- ред нами сказка, призванная
воспитанию наших чувств. В конце урока необходимо дать определение слову
«чудо».

Предварительно можно предложить уче-

никам дома подобрать сказки, в которых
встречаются образы героев пьесы, заполнить схему и попытаться определить
основной конфликт пьесы (табл.).

Перед нами сказочная реальность, кото- рая,
кажется, ничем не отличается от обыкно- венной жизни. Где же человек попадает в
сказку, что стало с Лукоморьем и зелёным ду- бом в пьесе Шварца? С детства мы
представ- ляем необыкновенный остров, где раскинул ветви могучий дуб, а кот
рассказывает сказки всем желающим. Как правило, сказка расска- зывается от
третьего лица, которое всё же ка- ким-то образом участвовало в событиях. Но
иная пьеса-сказка получилась у Шварца: во- все не Лукоморье правит сказочной
реаль- ностью, всем в мире заправляет загадочный волшебник, уставший искать в
людях хоро- шее, потому он всячески чинит препятствия истинной любви, которая,
по его мнению, обязательно должна победить, а если нет, значит, люди стали
хуже, потому и недостой- ны счастья. У Шварца реальный мир соприка- сается со
сказкой, ведь волшебник живёт не в сказочном тридевятом царстве, а где-то в
Карпатских горах. Хотя свита короля и при- была к нему из-за тридевяти земель,
всё- таки сказочное пространство отсутствует, пред нами реальные декорации.
Образ рас- сказчика в фольклорных сказках обычно от- сутствует, как и
оценочность событий, в отли- чие от сказок Шварца, где чётко расставлены герои,
которые отлично говорят сами за себя. Но всё-таки все «современные» герои по-
прежнему ищут счастья, дружбы и любви.

Первые герои, с которыми знакомятся

читатели, — это Хозяин и Хозяйка, которые
являются хранителями определённых зна- ний, традиций, именно они становятся
ката- лизатором действий остальных героев.

Как правило, ученики сравнивают Хозяина с
волшебником Мерлином, который не только программирует судьбы своих подопечных,
но и сам находится во власти рока из-за нежных чувств к жене, хотя ему известно
(ведь он вол- шебник), что подопечные в будущем обяза- тельно принесут ему
печаль. Характеризую- щее его высказывание: «Но просит душа чего- нибудь
этакого… волшебного». Хозяин распоряжается не только своим домом, но и судьбами
других людей, словно в его руках марионетки. Он не ждёт от других хорошего, но
в глубине души рассчитывает на это. Хозяин верит в силу чуда и поступка, но при
этом че- ловек должен обязательно принять решение, совершить поступок, только в
этом случае он может раскрыться полностью. Волшебник тоже испытывает страх — он
боится потерять любимую жену, которая не бессмертна, как

39

он: «Мне предстоит пережить тебя и затоско-
вать навеки». Микроконфликт образа Хозяина проявляет себя в словах: «Иногда
пошалишь, а потом всё исправишь. А иной раз щёлк — и нет пути назад!». Этот
образ олицетворяет не- умолимость рока и силу провидения, которая, впрочем,
часто склоняется перед силой по- ступка отважного человека.

Образ Хозяйки пришёл из бытовых ска- зок, ведь
у неё нет волшебных способностей, наоборот, подчёркивается, что она обыкно-
венная женщина, но у неё необыкновенный муж. Её можно назвать Хозяйкой Медной
горы, неслучайно она вместе с мужем живёт где-то в Карпатских горах, которые
овеяны чудесами. Хозяйка любит мужа, но боится его волшебной силы. Возможности
жить обычной жизнью у Хозяйки нет, потому что необычны обстоятельства, предлагаемые
за- скучавшим волшебником. Микроконфликтом становится нежелание Хозяйки видеть,
что её муж волшебник: «Кто обещал исправить- ся? Кто обещал жить как все?»

Медведь — герой, который является про-
изведением волшебника, семь лет назад он был зверем, а стал человеком,
благодаря на- пряжённой работе. Но воля его пока не силь- на, потому что он не
может стать независи- мым от Хозяина, который держит его во вла- сти заклятия.
Медведь говорит, что у волшебника золотые руки («Из живого сделай ещё более живого.
Вот это работа!»), то есть настоящий человек — это рукотворное соз- дание!
Медведя можно сравнить с Иванушкой из сказки «Морозко» или с принцем из сказки

«Беляночка и Розочка», но принципиальная

новизна образа в том, что медведь стал че-
ловеком, чтобы научиться жить, в отличие от людей, ставших животными, чтобы
осознать свою неправоту. «Быть настоящим человеком очень нелегко», — говорит он
о себе. Медведь много учился, путешествовал, но пока не по- любил и не поставил
другого человека выше себя, он не может говорить о том, что он че- ловек. Юноша
очень боится утратить свою человечность, нарушив запрет, который на- ложил на
него волшебник, — поцелуй прин- цессы. Снова перевёрнутая сказка: принц
разбудил спящую красавицу поцелуем, Иван- царевич превратил лягушку в царевну,
— та- ким образом, герои стали собой, потому и Медведю суждено стать собой —
зверем.

«Когда  какая-нибудь  первая попавшаяся

принцесса меня полюбит и поцелует — я ра- зом
превращусь в зверя и убегу в мои родные горы». Итак, Медведь оторван от
привычных условий жизни, он презирает принцесс, ко- торые, по его мнению,
заносчивы и капризны, потому не способны любить по-настоящему, поэтому юноша не
верит в любовь. Медведь изо всех сил хочет стать лучше: «Мне каза- лось, что
человеку жить очень трудно, и я со-

всем загрустил. И тогда я стал учиться». Ведь
узнать о жизни больше — значит приблизится к людям, стать частью общества. Но
Медведь одинок, потому что нет рядом любящего че- ловека. Принцесса стала для
Медведя оли- цетворением красоты, нежности и беззащит- ности: «Я влюбился и был
счастлив. Недолго, но зато как никогда в жизни», — говорит мед- ведь о встрече
с ней. Медведю нелегко, ведь страх утратить себя и навредить любимой не
оставляет его, потому он убегает: «Увидев, что я медведь, она меня сразу
разлюбит». Медведь понимает, что его любовь непре- одолима: «Рано или поздно —
я разыщу прин- цессу, поцелую её и превращусь в медведя». Юноша просит охотника
следить за ним, что- бы убить прежде, чем он навредит принцессе. Медведь готов
на самопожертвование ради исполнения мечты, целый год он пытается найти
принцессу, дорогу к которой заколдо- вал волшебник. Медведь поставил возлюб-
ленную выше собственных страхов, потому побеждает заклятье. «Любовь так
перепла- вила его, что не стать ему больше медведем». Только благодаря любви
человек становится лучше, даже если он когда-то был зверем. Микроконфликт
образа выражен в словах:

«Что я делаю! Я погублю её и себя!»

Король — образ, который встречается
практически во всех сказках и чаще всего на- делён отрицательными чертами.
Король — обыкновенный деспот, который объясняет все свои недостатки дурной
наследствен- ностью: «Я вместе с фамильными драгоцен- ностями унаследовал все
подлые фамильные черты». Но самая главная черта короля — лю- бовь к дочери, она
его делает лучше, ведь принцесса «совсем не похожа на королевскую дочь», потому
что деспотичный монарх по- стоянно оберегал её от жестокой истины, создав
иллюзию с помощью лучших людей королевства. Но всему приходит конец, имен- но в
тот момент, когда Принцесса начала до- гадываться, что в жизни есть и тёмная
сторо- на, король отправился в путешествие, чтобы отвлечь дочь. Но, несмотря на
желание спасти Принцессу от правды, король не отправился в путешествие без
палача, «доказавшего свою практичность, знание жизни, распорядитель- ность»,
палач стал для тирана необходимым, чтобы постоянно доказывать свою власть.
Отравление инакомыслящих, интриги, под- лость, безучастность ко всему, что не
касается собственных капризов и дочери, делает образ короля неприятным, но
типичным. «Я потерял сознание, остались одни чувства… Тонкие… Едва определимые…
То ли мне хочется музы- ки и цветов, то ли зарезать кого-нибудь. Чув- ствую,
чувствую смутно-смутно — случилось что-то неладное, а взглянуть в лицо действи-
тельности — нечем…» Сила короля была в его любви к дочери, как только Принцесса
стала

несчастной, король струсил, он не смог ей
помочь, ведь сам так мало любил. Король ушёл от действительности, отказался от
вла- сти, ведь он не смог сделать счастливой дочь, потому и отдал государство
на разграбление Министру-администратору. Микроконфликт образа: «Я не гений
какой-нибудь. Просто ко- роль, каких пруд пруди».

Принцесса — настоящая героиня вол- шебной
сказки, чем-то напоминает прин- цессу на горошине, которая долго жила без-
мятежно, но из-за небольшого зёрнышка истины проснулась и взглянула на мир ина-
че. Она единственная полностью положи- тельная героиня сказки, ведь у неё нет
недо- статков, именно поэтому её полюбил такой необычный юноша, как Медведь. «Я
только немного растерялась. Видите ли, меня до сих пор никто не называл просто:
милая де- вушка» — эта фраза отлично характеризует Принцессу, которой так не
хватало нежности и любви. Принцесса отважна в борьбе за своё счастье, она
сбегает от отца и мчится за возлюбленным: «Три дня я гналась за вами… чтобы
сказать, как вы мне безраз- личны». Принцесса хочет завоевать того, кого она
любит. Девушка боится причинить боль Медведю: «Вы, вы, молча будете бро- дить
взад-вперёд по комнатам, как по клет- ке? Никогда не поговорите со мною по-че-
ловечески? А если я уж очень надоем вам своими разговорами — вы зарычите на
меня, как зверь? Неужели так уныло кончатся все безумные радости и горести последних
дней?» Принцесса боится потерять нежно любимого человека, который может изме-
ниться из-за поцелуя, она осознаёт, что за- прет волшебника погубит их счастье.
«Я его слишком люблю», потому она отказывается от Медведя и от самой себя.
Принцесса со- гласна умереть от тоски, но не причинить боли любимому. Ради
любви она готова на всё: «Вам всё можно. Вы хотите превратить- ся в медведя —
хорошо. Пусть. Только не уходите… Пусть будет так, как ты хочешь». Принцесса
тоже отказалась от себя ради другого, она любит Медведя, и её любовь охраняет
его. Микроконфликт образа обна- руживается в признании Принцессы: «А я так
беззащитна с этой своей волшебной по- корностью. Вы не обидите меня?»

Министр-администратор… В каждом, даже самом
приличном, обществе обяза- тельно найдётся тот, кто ищет только собст- венную
выгоду, и тем более в свите деспо- тичного короля. Такого героя может предо-
ставить только ХХ век. Администратор — настоящий делец, который не остановится
ни перед чем, лишь бы получить больше денег и укрепить свою власть. Все самые
не- приятные черты присутствуют в образе ад- министратора: он жаден,
бескомпромиссен,

Герой   Прототип           Характеристика
(цитата из пьесы)        Отношение к герою других персонажей                Микроконфликт
(цитата из пьесы)       Выход из него (есть ли решение)

40 Литература в школе. 2016. № 6.

бестактен и поразительно труслив. «Кто хо-
рош? Весь мир таков, что стеснятся нечего»,

«Чем больше я на них наживаюсь, тем больше
ненавижу», «Я крайне подлый человек» — вот мысли, которые характеризуют этого
непри- ятного человека. Администратор не верит в людей, не верит, что есть
душевное благо- родство, способность к самопожертвованию:

«Все люди свиньи, только одни в этом при-
знаются, а другие ломаются». Микрокон- фликт образа: «Я так нормален, что даже
сам удивляюсь».

Дама Эмилия… Её образ настолько реа- лен, что
может встретиться только в социаль- но-бытовых сказках. Дама — воспитательница
Принцессы, она грубовата, потому что за гру- бостью скрывает своё разбитое
сердце и при- родную доброту. «Мы были взяты в свиту, как женщины деликатные,
чувствительные, ми- лые. Я готова страдать. Не спать ночами». Из- за этого и
все беды, которые произошли с ней. Эмилии нравится страдать, она привыкла к
этому. Когда-то она не смогла удержать че- ловека, которого любила: «Я стояла у
окна, а юноша на чёрном коне мчался прочь от меня по горной дороге». Образ дамы
наиболее бли- зок образу Принцессы, от которой умчался на коне Медведь, только
Принцесса поспешила следом, чтобы понять, почему возлюбленный уехал. «Я вышла
замуж за другого — и вот жива, спокойна и верно служу вашему величе- ству».
Принцесса также хотела выйти замуж за другого, но не стала, ведь невыносимо
жить без любви, потому она выбрала тоску по Медведю, а не иллюзию спокойной
жизни. Микроконфликт образа: «Ни одной минуты за всю мою жизнь».

Трактирщик Эмиль — отнюдь не сказоч- ный
герой, это обычный человек, который оказался настолько трусливым, что не стал
бороться за своё счастье, прожил вдали от

любимой много лет и стал провинциальным
философом. Стоя за стойкой бара с говоря- щим названием «Эмилия», он слушает
исто- рии жизни разных людей, которые «зайдут отдохнуть, поговорить,
посмеяться, пожа- ловаться». Но сам трактирщик не испытал и сотой доли того, на
что был бы способен, если бы остался с Эмилией. Образ Эмиля предрекает судьбу,
которая ожидает Мед- ведя, тоже не решившегося проверить силу чувств.
Трактирщик нашёл свою миссию в служении людям: «В молодости я ненавидел людей,
но это так скучно! Ведь тогда ничего не хочется делать и тебя одолевают бес-
плодные, печальные мысли. И вот я стал служить людям и понемножку привязался к
ним». Как и Медведь, Трактирщик стремится стать лучше, но по-прежнему не
находит себя, ведь он одинок. Медведь тоже избега- ет своего счастья в страхе
быть отвергнутым, стать чудовищем, если счастье вдруг придёт к нему. Смятение
чувств и бегство — вот путь, по которому прошли все нерешитель- ные люди:
«Нигде не найти тебе покоя», ведь мысли о любимой никуда не уйдут. Микро-
конфликт образа: «И каждый раз я, как дурак, надеюсь, что каким-то чудом она
вдруг вой- дёт сюда».

Охотник — обыкновенный человек из со-

циально-бытовых сказок, иногда его «при-
глашают» и в другие сказки. Человек, который

«борется за свою славу. Он добыл уже пять-
десят дипломов, подтверждающих, что он знаменит, и подстрелил шестьдесят
хулите- лей своего таланта». «Бороться за свою сла- ву, что может быть
утомительнее?» Охотник одинок и несчастен, ведь он ищет радости в личных
достижениях, он не хочет ни с кем де- литься славой, а это грустно — жить эгои-
стом. Присутствие Ученика не спасает Охот- ника от тоски, ведь он учит его ради
очеред-

ного диплома. Ученик жаждет действия, а не
борьбы за славу учителя, но не может повли- ять на упрямого гордеца. Охотник
боится жить полной жизнью, боится стать слабым:

«А если, чего доброго, промахнёшься! Я, ко-
торый до сих пор бил без промаха». Охотнику сложно, потому что он мечтает о
чуде, но очень боится, что оно к нему придёт. Микро- конфликт образа: «Охотники
— это самые достойные люди на земле!»

Любовь Медведя и Принцессы соединяет Эмиля и
Эмилию, Охотник и его Ученик нашли своё счастье рядом с фрейлинами принцессы и
продолжили борьбу за славу. Но некоторые чувства должны быть проверены
страдания- ми, чтобы ценились ещё выше, ведь риск по- терять любовь делает чувства
ценнее и проч- нее. Волшебник сделал заклинание, огра- дившее Принцессу от
Медведя, но люди тоже имеют волю, потому Медведь побеждает и завоёвывает
любовь, которой поклоняется волшебник: «Слава храбрецам, которые осмеливаются
любить, зная, что всему при- дёт конец. Слава безумцам, которые живут себе,
будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них». Сила человеческой
привязанности велика, она выражается в том, что человек живёт не для себя, а
для другого. Подводя итог урока, нужно выделить основ- ной конфликт пьесы,
соединив микрокон- фликты в таблице:

Король и администратор не смогли из-

мениться, потому им нет места в счастливом
королевстве. Охотник полюбил свою жену и ребёнка, хотя он не перестал бороться
за славу (теперь писательскую), но всё же смог найти своё счастье в любви.
Герои, которые смогли рискнуть и открыть свои чувства, об- рели счастье друг в
друге.

Основной конфликт пьесы выражен в признании
Медведя Принцессе: «Куда вы

Герой   Прототип           Хар-ка (цитата из
пьесы)           Отношение к герою других персонажей                Микроконфликт
(цитата из пьесы)       Выход из него (есть ли решение)

Хозяин                                                «Иногда
пошалишь, а потом всё исправишь. А иной раз щёлк — и нет пути назад!»              

рискнуть

Хозяйка                                                              «Кто
обещал исправиться? Кто обещал жить как все?»            принять таким, какой
есть

Медведь                                                           «Что
я делаю! Я погублю её и себя!»  рискнуть

Король                                               «Я
не гений какой-нибудь.

Просто король, каких пруд пруди»     

измениться

Принцесса                                                        «А
я так беззащитна с этой своей волшебной покорностью.

Вы не обидите меня?»               принять
таким, какой есть

Министр- администратор                                                        «Я
так нормален, что даже сам удивляюсь»   измениться

Эмилия                                                              «Ни
одной минуты за всю мою жизнь»             рискнуть

Эмиль                                                 «И
каждый раз я, как дурак, надеюсь, что каким-то чудом она вдруг

войдёт сюда» 

рискнуть

«Охотник»                                                       «Охотники
— это самые достойные люди на земле!»              измениться

41

пойдёте — туда и я пойду, когда вы умрёте —
тогда и я умру». Именно истинная любовь, бескорыстная и способная на жертвы во
имя близкого человека, — источник и радости, и горя, ведь очень сложно не
сломать хрупкое счастье, став Медведем. Страх мешает

счастью, нельзя бояться любить, нужно бо-
яться навредить любимому человеку — вот основная идея пьесы Шварца.

Сказка никогда не потеряет связи с реаль- ной
жизнью, ведь в иносказательной форме писатель выражает не только своё отношение

к жизни, но и характеры реальных людей. Са-
мое сложное — понять другого человека, оце- нить его верно. Такая возможность
представ- ляется лишь тогда, когда приходит любовь. Только полюбив, можно
понять человека, в этом Шварц и видел «обыкновенное чудо».

  • Сказка шахерезады для султана сочинение
  • Сказка шар в окошке
  • Сказка шварца два брата краткое содержание
  • Сказка шахерезады для султана по музыке 5 класс
  • Сказка чуковского телефон у меня зазвонил телефон