Сказка шварца два брата распечатать

деревья разговаривать не умеют и стоят на месте как вкопанные, но все-таки они живые. они дышат. они растут всю

shvsk1

   Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте как вкопанные, но все-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья, и те каждый год подрастают, как маленькие дети.

   Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие.

   И вот, в одном огромном лесу жил-был лесничий по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперед по лесу, а каждое дерево на своем участке знал он по имени.

   В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему – семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил, – братья ссорились каждый день, как чужие.

   И вот однажды – было это двадцать восьмого декабря утром – позвал лесничий сыновей и сказал, что елки к Новому году он им не устроит. За елочными украшениями надо ехать в город. Маму послать – ее по дороге волки съедят. Самому ехать – он не умеет по магазинам ходить. А вдвоем ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.

   Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что ни за что он не обидит Младшего и что дома все будет в полном порядке, пока родители не вернутся из города.

   – Ты даешь мне слово? – спросил отец.

   – Даю честное слово, – ответил Старший.

   – Хорошо, – сказал отец. – Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное – за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же.

   И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. А отец принес дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого запрягли лошадь в сани, бубенчики зазвенели, полозья заскрипели, и родители уехали.

   Первый день прошел хорошо. Второй – еще лучше. И вот наступило тридцать первое декабря. В шесть часов накормил Старший Младшего ужином и сел читать книжку «Приключения Синдбада-морехода». И дошел он до самого интересного места, когда появляется над кораблем птица Рок, огромная, как туча, и несет она в когтях камень величиною с дом.

   Старшему хочется узнать, что будет дальше, а Младший слоняется вокруг, скучает, томится. И стал Младший просить брата:

   – Поиграй со мной, пожалуйста.

   Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: «Оставь меня в покое!»

   И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!» – вытолкал его во двор и запер дверь.

   А ведь зимой темнеет рано, и во дворе стояла уже темная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал:

   – Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца!

   У Старшего сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери, но потом подумал:

   «Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится».

   И он сел в кресло и стал читать и зачитался, а когда опомнился, то часы показывали уже без четверти восемь.

   Старший вскочил и закричал:

   – Что же это! Что я наделал! Младший там на морозе, один, неодетый!

   И он бросился во двор.

   Стояла темная-темная ночь, и тихо-тихо было вокруг.

   Старший во весь голос позвал Младшего, но никто ему не ответил.

   Тогда Старший зажег фонарь и с фонарем обыскал все закоулки во дворе.

   Брат пропал бесследно.

   Свежий снег запорошил землю, но и на снегу не было следов Младшего. Он исчез неведомо куда, как будто его унесла птица Рок.

   Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощения.

   Но и это не помогло. Младший брат не отозвался.

   Часы в доме пробили восемь раз, и в ту же минуту далеко-далеко в лесу зазвенели бубенчики.

   «Наши возвращаются, – подумал с тоскою Старший. – Ах, если бы всё передвинулось на два часа назад. Я не выгнал бы младшего брата во двор. И теперь мы стояли бы рядом и радовались.

   А бубенчики звенели все ближе и ближе, вот стало слышно, как фыркает лошадь, вот заскрипели полозья, и сани въехали во двор.

   И отец выскочил из саней. Его черная борода на морозе покрылась инеем и теперь была совсем белая.

   Вслед за отцом из саней вышла мать с большими корзинками в руках. И отец и мать были веселы – они не знали, что дома случилось такое несчастье.

   Зачем ты выбежал во двор без пальто? – спросила мать.

   – А где Младший? – спросил отец.

   Старший не ответил ни слова.

   – Где твой младший брат? – спросил отец еще раз.

   И Старший заплакал. И отец взял его за руку и повел в дом. И мать молча пошла за ними. И Старший все рассказал родителям.

   Кончив рассказ, мальчик взглянул на отца. В комнате было тепло, а иней на бороде отца не растаял. И Старший вскрикнул. Он вдруг понял, что теперь борода отца бела не от инея. Отец так огорчился, что даже поседел.

   – Одевайся! – сказал отец тихо. – Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего младшего брата.

   – Что же, мы теперь совсем без детей останемся? – спросила мать плача, но отец ей ничего не ответил.

   И Старший оделся, взял фонарь и вышел из дому.

   Он шел и звал брата, шел и звал, но никто ему не отвечал. Знакомый лес стеною стоял вокруг, но Старшему казалось, что он теперь один, совсем один на свете. Деревья, конечно, живые существа, но разговаривать они не умеют и стоят на месте как вкопанные. А кроме того, зимою они спят крепким сном. И мальчику не с кем было поговорить. Он шел по тем местам, где часто бегал с младшим братом. И трудно было ему теперь понять, почему это они всю жизнь ссорились, как чужие. Он вспоминал, какой Младший был худенький, и как на затылке у него прядь волос всегда стояла дыбом, и как он смеялся, когда Старший изредка шутил с ним, и как радовался и старался, когда Старший принимал его в свою игру.
И Старший жалел, так жалел брата, что не замечал ни холода, ни темноты, ни тишины. Только изредка ему становилось ужасно жутко, и он оглядывался по сторонам, как заяц. Старший, правда, был уже большой мальчик, двенадцати лет, но рядом с огромными деревьями, в огромном лесу он казался совсем маленьким.

   Вот кончился участок отца и начался участок соседнего лесничего, который приезжал в гости каждое воскресенье играть с отцом в шахматы. Кончился и его участок, и мальчик зашагал по участку лесничего, который бывал у них в гостях только раз в месяц. А потом пошли участки лесничих, которых мальчик видел только раз в три месяца, раз в полгода, раз в год. Свеча в фонаре давно погасла, а Старший шагал, шагал, шагал все быстрее и быстрее.

   Вот уже кончились участки таких лесничих, о которых Старший только слышал, но не встречал ни разу в жизни. А потом дорожка пошла все вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: кругом, куда ни глянешь, все горы и горы, покрытые густыми лесами.

   Старший остановился.

   Он знал, что от их дома до гор семь недель езды. Как же он добрался сюда за одну только ночь?

   И вдруг мальчик услышал где-то далеко-далеко легкий звон. Сначала ему показалось, что это звенит у него в ушах. Потом он задрожал от радости – не бубенчики ли это? Может быть, младший брат нашелся, и отец гонится за Старшим в санях, чтобы отвезти его домой!

   Но звон не приближался, и никогда бубенчики не звенели так тоненько и так ровно.

   – Пойду и узнаю, что там за звон, – сказал Старший.

   Он шел час и два, и три. Звон становился все громче и громче. И вот мальчик очутился среди удивительных деревьев – высокие сосны росли вокруг, но они были прозрачные, как стекло. Верхушки сосен сверкали на солнце так, что больно было смотреть. Сосны раскачивались на ветру, ветки бились о ветки и звенели, звенели, звенели.

   Мальчик пошел дальше и увидел прозрачные елки, прозрачные березы, прозрачные клены. Огромный прозрачный дуб стоял среди поляны и звенел басом, как шмель. Мальчик поскользнулся и посмотрел под ноги. Что это? И земля в этом лесу прозрачна! А в земле темнеют и переплетаются, как змеи, и уходят в глубину прозрачные корни деревьев.

   Мальчик подошел к березе и отломил веточку. И пока он ее разглядывал, веточка растаяла, как ледяная сосулька.

   И Старший понял: лес, промерзший насквозь, превратившийся в лед, стоит вокруг. И растет этот лес в ледяной земле, и корни деревьев тоже ледяные.

   – Здесь такой страшный мороз, почему же мне не холодно? – спросил Старший.

   – Я распорядился, чтобы холод не причинил тебе до поры до времени никакого вреда, – ответил кто-то тоненьким, звонким голосом.

   Мальчик оглянулся.

shvsk2
   Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого пушистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Недоброе и незлое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.

   А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал:

   – Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь – кто я?

   – Вы как будто Дедушка Мороз? – спросил мальчик.

   – Отнюдь нет! – ответил старик холодно. – Дедушка Мороз – мой сын. Я проклял его – этот здоровяк слишком добродушен. Я – Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.

   И старик пошел вперед, неслышно ступая по льду своими мягкими белоснежными валенками.

   Вскоре они остановились у высокого крутого холма. Прадедушка Мороз порылся в снегу, из которого была сделана его шуба, и вытащил огромный ледяной ключ. Щелкнул замок, и тяжелые ледяные ворота открылись в холме.

   – Следуй за мной, – повторил старик.

   – Но ведь мне нужно идти брата искать! – воскликнул мальчик.

   – Твой брат здесь! – сказал Прадедушка Мороз спокойно. – Следуй за мной.

   И они вошли в холм, и ворота со звоном захлопнулись, и Старший оказался в огромном, пустом ледяном зале. Сквозь открытые настежь высокие двери виден был следующий зал, а за ним еще и еще. Казалось, что нет конца этим просторным, пустынным комнатам. На стенах горели холодным белым светом круглые ледяные фонари. Над дверью в соседний зал, на ледяной табличке, была вырезана цифра «2».

   – В моем дворце сорок девять таких зал. Следуй за мной, – приказал Прадедушка Мороз.

   Ледяной пол был такой скользкий, что мальчик упал два раза, но старик даже не обернулся. Он мерно шагал вперед и остановился только в двадцать пятом зале ледяного дворца.

   Посреди этого зала стояла высокая белая печь. Мальчик обрадовался. Ему так хотелось погреться!

   Но в печке этой ледяные поленья горели черным пламенем. Черные отблески прыгали на полу. Из печной дверцы тянуло леденящим холодом.

   И Прадедушка Мороз опустился на ледяную скамейку у ледяной печки и протянул свои ледяные пальцы к ледяному пламени.

   – Садись рядом, померзнем, – предложил он мальчику.

   – Эти суетливые существа даже зимой не оставляют лес в покое, – сказал старик.

   – Они мертвые? – спросил мальчик.

   – Я успокоил их, но не совсем, – ответил Прадедушка Мороз. – Их следует вертеть перед печкой, пока они не станут совсем прозрачными и ледяными. Займись. Немедленно. Этим. Полезным. Делом.

   – Я убегу! – крикнул мальчик.

   – Ты никуда не убежишь! – ответил Прадедушка Мороз твердо. – Брат твой заперт в сорок девятом зале. Пока что – он удержит тебя здесь, а впоследствии ты привыкнешь ко мне. Принимайся за работу.

   И мальчик уселся перед открытою дверцей печки. Он подмял с полу дятла, и руки у него задрожали. Ему показалось, что птица еще дышит. Но старик не мигая смотрел на мальчика, и мальчик угрюмо протянул дятла к ледяному пламени.

   И перья несчастной птицы сначала побелели, как снег. Потом вся она стала твердой, как камень. А когда она сделалась прозрачной, как стекло, старик сказал:

   – Готово! Принимайся за следующую.

   До поздней ночи работал мальчик, а Прадедушка Мороз неподвижно стоял возле. Потом он осторожно уложил ледяных птиц в мешок и спросил мальчика:

   – Руки у тебя не замерзли?

   – Нет, – ответил он.

   – Это я распорядился, чтобы холод не причинил тебе до поры до времени никакого вреда, – сказал старик. – Но помни! Если. Ты. Ослушаешься. Меня. То я. Тебя. Заморожу. Сиди здесь и жди. Я скоро вернусь.

   И Прадедушка Мороз, взяв мешок, ушел в глубину дворца, и мальчик остался один.

   Где-то далеко-далеко захлопнулась со звоном дверь, и эхо пошло по всем залам.

   И Прадедушка Мороз вернулся с пустым мешком.

   – Пришло время удалиться ко сну, – сказал Прадедушка Мороз. И он указал мальчику на ледяную кровать, которая стояла в углу. Сам он занял такую же кровать в противоположном конце зала.

   Прошло две-три минуты, и мальчику показалось, что кто-то заводит карманные часы. Но он понял вскоре, что это тихонько храпит во сне Прадедушка Мороз.

   Утром старик разбудил его.

   – Отправляйся в кладовую, – сказал он. – Дверь в нее находится в левом углу зала. Принеси завтрак номер один. Он стоит на полке номер девять.

   И мальчик пошел в кладовую. Она была большая, как зал. Замороженная еда стояла на полках. И Старший принес на ледяном блюде завтрак номер один.

   – Ты останешься здесь навеки, – сказал Прадедушка Мороз.

   Мальчик ничего не ответил.

   А старик уселся поудобнее и мерз, мерз, мерз, пока ледяные поленья не превратились в ледяные угольки.

   Тогда Прадедушка Мороз заново набил печь ледяными дровами и разжег их ледяными спичками.

   Ну, а теперь я некоторое время посвящу беседе с тобою, – сказал он мальчику. – Ты. Должен. Слушать. Меня. Внимательно. Понял?

   Мальчик кивнул головой.

   И Прадедушка Мороз продолжал отчетливо и гладко:

   – Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял?

   – Но ведь нас дома ждут! – воскликнул Старший жалобно.

   – Ты. Останешься. Здесь. Навеки, – повторил Прадедушка Мороз.

   Он подошел к печке, потряс полами своей снежной шубы, и мальчик вскрикнул горестно. Из снега на ледяной пол посыпались птицы. Синицы, поползни, дятлы, взъерошенные и окоченевшие, горкой легли на полу.

   И котлеты, и чай, и хлеб – все было ледяное, и все это надо было грызть или сосать, как леденцы.

   – Я удаляюсь на промысел, – сказал Прадедушка Мороз, окончив завтрак. – Можешь бродить по всем комнатам и даже выходить из дворца. До свиданья, мой юный ученик.

   И Прадедушка Мороз удалился, неслышно ступая своими белоснежными валенками, а мальчик бросился в сорок девятый зал. Он бежал и падал, и звал брата во весь голос, но только эхо отвечало ему. И вот он добрался, наконец, до сорок девятого зала и остановился как вкопанный.

   Все двери были открыты настежь, кроме одной последней,- над которой стояла цифра 49. Последний зал был заперт наглухо.

   – Младший! – крикнул старший брат. – Я пришел за тобой! Ты здесь?

   – Ты здесь? – повторило эхо.

   Дверь была вырезана из цельного промерзшего ледяного дуба. Мальчик уцепился ногтями за ледяную дубовую кору, но пальцы его скользили и срывались. Тогда он стал колотить в дверь кулаками, плечом, ногами, пока совсем не выбился из сил. И хоть бы ледяная щепочка откололась от ледяного дуба.

   И мальчик тихо вернулся обратно, и почти тотчас же в зал вошел Прадедушка Мороз.

   И после ледяного обеда до поздней ночи мальчик вертел перед ледяным огнем несчастных замерзших птиц, белок, зайцев.

   Так и пошли дни за днями.

   И все эти дни Старший думал и думал, и думал только об одном: чем бы разбить ему ледяную дубовую дверь. Он обыскал всю кладовую. Он ворочал мешки с замороженной капустой, с замороженным зерном, с замороженными орехами, надеясь найти топор. И он нашел его наконец, но и топор отскакивал от ледяного дуба, как от камня.

   И Старший думал, думал и наяву и во сне все об одном, все об одном.

   А старик хвалил мальчика за спокойствие. Стоя у печки, неподвижно как столб, глядя, как превращаются в лед птицы, зайцы, белки, Прадедушка Мороз говорил:

   – Нет, я не ошибся в тебе, мой юный друг. «Оставь меня в покое!» – какие великие слова. С помощью этих слов люди постоянно губят своих братьев. «Оставь меня в покое!» Эти. Великие. Слова. Установят. Когда-нибудь. Вечный. Покой. На земле.

   И отец, и мать, и бедный младший брат, и все знакомые лесничие говорили просто, а Прадедушка Мороз как будто читал по книжке, и разговор его наводил такую же тоску, как огромные, пронумерованные залы.

   Старик любил вспоминать о древних-древних временах, когда ледники покрывали почти всю землю.

   – Ах, как тихо, как прекрасно было тогда жить на белом холодном свете! – рассказывал он, и его ледяные усы и борода звенели тихонько. – Я был тогда молод и полон сил. Куда исчезли мои дорогие друзья – спокойные, солидные, гигантские мамонты! Как я любил беседовать с ними! Правда, язык мамонтов труден. У этих огромных животных и слова были огромные, необычайно длинные. Чтобы произнести одно только слово на языке мамонтов, нужно было потратить двое, а иногда и трое суток. Но. Нам. Некуда. Было. Спешить…

   И вот однажды, слушая рассказы Прадедушки Мороза, мальчик вскочил и запрыгал на месте как бешеный.

   – Что значит твое нелепое поведение? – спросил старик сухо.

   Мальчик не ответил ни слова, но сердце его так и стучало от радости.

   Когда думаешь все об одном и об одном,, то непременно в конце концов придумаешь, что делать.

   Спички!

   Мальчик вспомнил, что у него в кармане лежат те самые спички, которые ему дал отец, уезжая в город!

   И на другое же утро, едва Прадедушка Мороз отправился на промысел, мальчик взял в кладовой» топор и веревку и выбежал из дворца.

   Старик пошел налево, а мальчик побежал направо, к живому лесу, который темнел за прозрачными стволами ледяных деревьев. На самой границе в живом лесу лежала в снегу огромная сосна. И топор застучал, и мальчик вернулся во дворец с большой вязанкой дров.

   У самой ледяной дубовой двери в сорок девятый зал мальчик разложил высокий костер. Вспыхнула спичка, затрещали щепки, загорелись дрова, запрыгало настоящее пламя, и мальчик засмеялся от радости. Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.

   Дубовая дверь сначала только блестела и сверкала, так что больно было смотреть, но вот, наконец, вся она покрылась мелкими водяными капельками. И когда костер погас, мальчик увидел: дверь чуть-чуть подтаяла.

   – Ага! – сказал он и ударил по двери топором. Но ледяной дуб по-прежнему был тверд, как камень.

   – Ладно! – сказал мальчик. – Завтра начнем сначала.

   Вечером, сидя у ледяной печки, мальчик взял и осторожно припрятал в рукав маленькую синичку. Прадедушка Мороз ничего не заметил. И на другой день, когда костер разгорелся, мальчик протянул птицу к огню.

   Он ждал-ждал, и вдруг клюв у птицы дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.

   Здравствуй! – сказал ей мальчик, чуть не плача от радости. – Погоди, Прадедушка Мороз! Мы еще поживем!

   И каждый день теперь отогревал мальчик птиц, белок и зайцев. Он устроил своим новым друзьям снеговые домики в уголках зала, где было потемнее. Домики эти он устлал мхом, который набрал в живом лесу. Конечно, по ночам было холодно, но зато потом у костра и птицы, и белки, и зайцы запасались теплом до завтрашнего утра.

   Мешки с капустой, зерном и орехами теперь пошли в дело. Мальчик кормил своих друзей до отвала. А потом он играл с ними у огня или рассказывал о своем брате, который спрятан там, за дверью. И ему казалось, что и птицы, и белки, и зайцы понимают его.

   И вот однажды мальчик, как всегда, принес вязанку дров, развел костер и уселся у огня.

   Но никто из его друзей не вышел из своих снеговых домиков.

   Мальчик хотел спросить:

   – Где же вы? – но тяжелая ледяная рука с силою оттолкнула его от огня.

   Это Прадедушка Мороз подкрался к нему неслышно, ступая своими белоснежными валенками.

   Он дунул на костер, и поленья стали прозрачными, а пламя черным. И когда ледяные дрова догорели, дубовая дверь стала такою, как много дней назад.

   – Еще. Раз. Попадешься. Заморожу! – сказал Прадедушка Мороз холодно. И он поднял с пола топор и запрятал его глубоко в снегу своей шубы.

   Целый день плакал мальчик. И ночью с горя заснул как убитый. И вдруг он услышал сквозь сон: кто-то осторожно мягкими лапками барабанит по его щеке.

   Мальчик открыл глаза.

   Заяц стоял возле.

   И все его друзья собрались вокруг ледяной постели. Утром они не вышли из своих домиков, потому что почуяли опасность. Но теперь, когда Прадедушка Мороз уснул, они пришли на выручку к своему другу.

   Когда мальчик проснулся, семь белок бросились к ледяной постели старика. Они нырнули в снег шубы Прадедушки Мороза и долго рылись там. И вдруг что-то зазвенело тихонечко.

   Оставьте меня в покое, – пробормотал во сне старик.

   И белки спрыгнули на пол и подбежали к мальчику.

   И он увидел: они принесли в зубах большую связку ледяных ключей.

   И мальчик все понял.

   С ключами в руках бросился он к сорок девятому залу. Друзья его летели, прыгали, бежали следом.

   Вот и дубовая дверь.

   Мальчик нашел ключ с цифрою сорок девять. Но где замочная скважина? Он искал, искал, искал, но напрасно.

   Тогда поползень подлетел к двери. Цепляясь лапками за дубовую кору, поползень принялся ползать по двери вниз головою. И вот он нашел что-то. И чирикнул негромко. И семь дятлов слетелось к тому месту двери, на которое указал поползень.

   И дятлы терпеливо застучали своими твердыми клювами по льду. Они стучали, стучали, стучали, и вдруг четырехугольная ледяная дощечка сорвалась с двери, упала на пол и разбилась.

   А за дощечкой мальчик увидел большую замочную скважину.

   И он вставил ключ и повернул его, и замок щелкнул, и упрямая дверь открылась наконец со звоном.

   И мальчик, дрожа, вошел в последний зал ледяного дворца. На полу грудами лежали прозрачные ледяные птицы и ледяные звери.

   А на ледяном столе посреди комнаты стоял бедный младший брат. Он был очень грустный и глядел прямо перед собой, и слезы блестели у него на щеках, и прядь волос на затылке, как всегда, стояла дыбом. Но он был весь прозрачный, как стеклянный, и лицо его, и руки, и курточка, и прядь волос на затылке, и слезы на щеках – все было ледяное. И он не дышал и молчал, ни слова не отвечая брату. А Старший шептал:

   – Бежим, прошу тебя, бежим! Мама ждет! Скорее бежим домой!

   Не дождавшись ответа, Старший схватил своего ледяного брата на руки и побежал осторожно по ледяным залам к выходу из дворца, а друзья его летели, прыгали, мчались следом.

   Прадедушка Мороз по-прежнему крепко спал.

   И они благополучно выбрались из дворца.

   Солнце только что встало. Ледяные деревья сверкали так, что больно было смотреть. Старший побежал к живому лесу осторожно, боясь споткнуться и уронить Младшего. И вдруг громкий крик раздался позади.

   Прадедушка Мороз кричал своим тонким голосом так громко, что дрожали ледяные деревья.

   – Мальчик! Мальчик! Мальчик!

   Сразу стало страшно холодно. Старший почувствовал, что у него холодеют ноги, леденеют и отнимаются руки. А Младший печально глядел прямо перед собой, и застывшие слезы его блестели на солнце.

shvsk3
   – Остановись! – приказал старик.

   Старший остановился.

   И вдруг все птицы прижались к мальчику близко-близко, как будто покрыли его живой теплой шубой. И Старший ожил и побежал вперед, осторожно глядя под ноги, изо всех сил оберегая младшего брата.

   Старик приближался, а мальчик не смел бежать быстрее – ледяная земля была такая скользкая. И вот, когда он уже думал, что погиб, – зайцы вдруг бросились кубарем под ноги злому старику. И Прадедушка Мороз упал, а когда поднялся, то зайцы еще раз и еще раз свалили его на землю. Они делали это, дрожа от страха, но надо же было спасти лучшего своего друга. И когда Прадедушка Мороз поднялся в последний раз, то мальчик, крепко держа в руках своего брата, уже был далеко внизу, в живом лесу. И Прадедушка Мороз заплакал от злости.

   И когда он заплакал, сразу стало теплее.

   И Старший увидел, что снег быстро тает вокруг, и ручьи бегут по оврагам. А внизу, у подножья гор, почки набухли на деревьях.

   – Смотри – подснежник! – крикнул Старший радостно. Но Младший не ответил ни слова. Он по-прежнему был неподвижен, как кукла, и печально глядел прямо перед собой.

   – Ничего. Отец все умеет делать! – сказал Старший Младшему. – Он оживит тебя. Наверное оживит!

   И мальчик побежал со всех ног, крепко держа в руках брата. До гор Старший добрался так быстро с горя, а теперь он мчался, как вихрь, от радости. Ведь все-таки брат был у него в руках.

   Вот кончились участки лесничих, о которых мальчик только слышал, и замелькали участки знакомых, которых мальчик видел раз в год, раз в полгода, раз в три месяца. И чем ближе было к дому, тем теплее становилось вокруг. Друзья зайцы кувыркались от радости, друзья белки прыгали с ветки на ветку, друзья птицы свистели и пели. Деревья разговаривать не умеют, но и они шумели радостно – ведь листья распустились, весна пришла.

   И вдруг старший брат поскользнулся.

   На дне ямки, под старым кленом, куда, не заглядывало солнце, лежал подтаявший темный снег.

   И Старший упал.

   И бедный Младший ударился о корень дерева.

   И с жалобным звоном он разбился па мелкие кусочки.

   Сразу тихо-тихо стало в лесу.

   И из темного снега вдруг негромко раздался знакомый тоненький голос:

   – Кончено! От меня. Так. Легко. Не уйдешь!

   И Старший упал на землю и заплакал так горько, как не плакал еще ни разу в жизни. Нет, ему нечем было утешиться, не на чем было успокоиться.

   Он плакал и плакал, пока не уснул с горя как убитый.

   А птицы собрали Младшего по кусочкам, и белки сложили кусочек с кусочком своими цепкими лапками и склеили березовым клеем. И потом все они тесно окружили Младшего как бы живой теплой шубкой. А когда взошло солнце, то все они отлетели прочь. Младший лежал на весеннем солнышке, и оно осторожно, тихонечко согревало его. И вот слезы на лице у Младшего высохли. И глаза спокойно закрылись. И руки стали теплыми. И курточка стала полосатой. И башмаки стали черными. И прядь волос на затылке стала мягкой. И мальчик вздохнул раз и другой и стал дышать спокойно и ровно, как всегда дышал во сне.

   И когда Старший проснулся, брат его, целый и невредимый, спал на холмике. Старший стоял и хлопал глазами, ничего не понимая, а птицы свистели, лес шумел, и громко журчали ручьи в канавах.

   Но вот Старший опомнился, бросился к Младшему и схватил его за руку.

   А тот открыл глаза и спросил как ни в чем не бывало:

   – А, это ты? Который час?

   И Старший обнял его и помог ему встать, и оба брата помчались домой.

   Мать и отец сидели рядом у открытого окна и молчали. И лицо у отца было такое же строгое и суровое, как в тот вечер, когда он приказал Старшему идти на поиски брата.

   – Как птицы громко кричат сегодня, – сказала мать.

   – Обрадовались теплу, – ответил отец.

   – Белки прыгают с ветки на ветку, – сказала мать.

   – И они тоже рады весне, – ответил отец.

   – Слышишь?! – вдруг крикнула мать.

   – Нет! – ответил отец. – А что случилось?

   – Кто-то бежит сюда!

   – Нет! – повторил отец печально. – Мне тоже всю зиму чудилось, что снег скрипит под окнами. Никто к нам не прибежит.

   Но мать была уже во дворе и звала:

   – Дети, дети!

   И отец вышел за нею. И оба они увидели: по лесу бегут Старший и Младший, взявшись за руки.

   Родители бросились к ним навстречу.

   И когда все успокоились немного и вошли в дом, Старший взглянул на отца и ахнул от удивления.

   Седая борода отца темнела на глазах, и вот она стала совсем черной, как прежде. И отец помолодел от этого лет на десять.

   С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но все-таки бывает.

   И с тех пор все они жили счастливо.

   Правда, Старший говорил изредка брату:

   – Оставь меня в покое.

   Но сейчас же добавлял:

   – Ненадолго оставь, минут на десять, пожалуйста. Очень прошу тебя.

   И Младший всегда слушался, потому что братья жили теперь дружно.


Рисунки Б. Семенова.

«Как
сделать жизнь счастливой»

Внеурочное
занятие
Обсуждение сказки Е.Шварца «Два брата».

Цели: привлечение к чтению
лучших образцов художественной литературы.

Задачи: знакомство с
творчеством Е.Шварца, пробудить интерес к языку чувств и тайнам внутреннего
мира героев сказки, направлять читательскую деятельность ребёнка на поддержку
способности жить в гармонии с миром.

Шварц
Евгений Львович

(1896
– 1958)

              
Р
усский
советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра
кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному
мультфильму.

               Евгений Львович Шварц родился 9 (21
октября) 1896 года в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц
(1874—1940), принявший православие еврей, матерью — Мария Фёдоровна Шелкова
(1875—1942), из православной русской семьи. Причём, православным был не только
отец Евгения Шварца, но и его дед, получивший при крещении имя Борис (по
восприемнику — Лукич).

         Лев Шварц родился 10 (22) декабря 1874 года в
портовом городе Керчь Таврической губернии в семье мещанина местечка Пяски
Люблинской губернии Берки (Бориса) Шварца и его жены Хаи-Бейлы (в тот же день —
14 тейвеса по еврейскому календарю — над ним был совершён обряд обрезания).
Пять лет Лев обучался в Керченской Александровской, ещё два года — в Кубанской
войсковой гимназиях. Закончил же он своё среднее образование в Екатеринодарской
мужской гимназии, где пробыл год и восемь месяцев и откуда в 1892 году был
выпущен с отличным поведением и удовлетворительным прилежанием.

           После окончания гимназии Лев Шварц был
уволен из среды общества керченских «ремесленных мещан вечного цеха» (куда был
причислен «к семейству отца своего» в 1883 году) «на поступление в высшее
учебное заведение для продолжения курса наук». Уехав из Екатеринодара, он подал
документы в Императорский Харьковский Университет, но «в комплект принятых
студентов-евреев» не вошел. Мечтая продолжить учёбу, Лев Шварц обратился с
прошением к министру народного просвещения, с разрешения которого в том же 1892
г. был принят «в число студентов Казанского университета на Медицинский
факультет».

                      Здесь судьба свела молодого
студента-медика со слушательницей акушерских курсов Марией Фёдоровной Шелковой
— дочерью рязанского цехового Фёдора Сергеевича Шелкова (бывшего, согласно
воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребёнком некоего рязанского
помещика Телепнева). В 1895 г. они решили связать себя узами брака. Незадолго
до этого двадцатилетний Лев Шварц обратился с просьбой о просвещении его святым
крещением к священнику Михаило-Архангельской церкви города Казани. 18 (30) мая
1895 году он был крещён с наречением имени Льва (по восприемнику — Васильевич).
В дальнейшем Лев Беркович (Борисович) стал писаться Львом Васильевичем Шварцем.

Своей жизни в Казани Евгений Шварц не
помнил, так как уже через несколько лет его родители покинули город и вскоре,
волею судеб, оказались на юге.

              В 1898 году Лев Шварц успешно закончил
Императорский Казанский университет, прослушав «полный курс наук по
медицинскому факультету». Причём, как отмечалось в «Свидетельстве» от 5 (17)
июня 1898 года за подписью университетского инспектора студентов, «за время
своего образования в университете поведения был отличного». И это при том, что
за Львом Шварцем, по распоряжению ректора Императорского Казанского
Университета К. В. Ворошилова, с самого начала был установлен «особо бдительный
надзор». Но уже после переезда в 1898 г. в подмосковный Дмитров в жизни Шварцев
произошёл крутой поворот: за подозрение в антиправительственной пропаганде
среди рабочих Лев Шварц был подвергнут обыску, аресту и высылке подальше от
крупных городов. В результате семья перебралась в Армавир, а затем в Ахтыри на
Азовском море, позже — в Майкоп. Лев Шварц не раз обвинялся в революционной
деятельности, в результате чего он неоднократно подвергался арестам и ссылкам.

               Однако на отношении в семье к религии
политические увлечения Льва Шварца не отразились. В возрасте 7—8 лет Евгений,
крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским, ничуть не
удивляясь тому, что его двоюродный брат был евреем. И дело здесь было вовсе не
в унаследованной от матери «русской крови», а в его принадлежности к церкви. «Я
православный, следовательно, русский. Вот и всё», — написал однажды о своём
детском мироощущении Евгений Шварц.

                 Раннее детство Евгения Шварца прошло в
переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань…
«Это были <…> разновременные наезды в родной город отца в промежутки
между разными его службами до Майкопа».

                 В Майкопе, о котором Евгений Шварц всю
жизнь вспоминал с любовью, прошли дальнейшие детство и юность писателя.

                Двоюродный брат Е. Л. Шварца — известный чтец-декламатор,
заслуженный артист РСФСР Антон Исаакович Шварц (1896—1954).

                В 1914 году Евгений поступил на
юридический факультет Московского народного университета имени А. Л.
Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии
юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Весной 1917 года
был призван в армию. В апреле 1917 года находился в запасном батальоне в
Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных
студентов в военное училище в Москву. С августа 1917 года юнкер в Москве. 5
октября 1917 года был произведён в прапорщики. После Октябрьского переворота
поступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. При
штурме Екатеринодара получил контузию, последствия которой — тремор рук —
ощущал всю оставшуюся жизнь. После контузии был демобилизован и поступил в
университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».
Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная
кочегарка» (тогда выходила в г. Артёмовск Донецкой обл, ныне выходит в
Горловке), где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии
близким другом и соавтором, там в 1923 году, по инициативе Михаила Слонимского,
Евгений с Николаем выпустили первый номер журнала «Забой» (ныне «Донбасс»),
который стал генератором развития литературного движения Донбасса.

                 В 1921 году он приехал в Петроград в
составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у
Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.

                С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в
Госиздате под руководством С. Я. Маршака, тогда же сблизился с представителями
литературного объединения ОБЭРИУ. Активно участвовал в создании популярных
детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ
».

                  Драматург скончался 15 января 1958 года в
Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

Вопросы к обсуждению

 сказки Е.Шварца

«Сказка о потерянном времени»:

1.     Расскажите, как учился Петя Зубов
в школе? Какое любимое слово у него было?

2.     О чём задумался Петя, когда он
превратился в старика? (Ничему не успел научиться)

3.     Что узнал Петя о том, почему он
состарился? Почему злые волшебники были уверены в том, что превращённые в
стариков дети не смогут прийти к 12 часам ночи в домик?

4.     Расскажите,
как Петя отыскал превращённых в стариков детей? По каким признакам он
определял, что это дети?

5.     Какие
усилия им пришлось приложить ребятам, чтобы снова стать детьми?

6.     Нравственные
уроки сказки.

Вопросы к обсуждению

 сказки
Е.Шварца «Два брата»:

1.    
Какие домашние проблемы заставляли лесничего молчать и хмуриться?

2.    
Как звали сыновей лесника? Расскажите о них.

3.    
Почему Старший выгнал младшего брата на мороз? А как поступили бы
вы?

4.    
Какие мысли стали приходить в голову Старшему, когда он искал
своего брата?

5.    
Дорога привела Старшего в необычный лес. Чем он необычен? Кто в
нём хозяин?

6.    
Чем понравился Старший Прадедушке Морозу? Какую работу он ему
поручил?

7.    
Почему Старший ослушался Прадедушку Мороза и сохранял птицам и
зверям жизнь? Как они отблагодарили его за это?

8.    
Как вы думаете, почему Старшему удалось спасти Младшего? Что ему
помогло в этом?

9.    
Изменились ли отношения братьев после этих событий?

10.
Как вы относитесь с своим младшим братьям и сёстрам?

11.
Нравственные уроки сказки.

Литература:

1.    
Писатели нашего детства. 100 имён. Биографический словарь в 3ч.
Ч.3. – М.: Либерея, 2000. – с.489-495.

2.    
Шварц Е.Л. Обыкновенное чудо: пьесы, сценарии, проза. – М.:
Издательство Эксмо, 2005. – с.552-562. 535-551.

Составитель: Ильина Н.М.

Зав. отделом «Отрочество»

 ЦГДБ им.Н.К.Крупской-БИЦ

image001

Добавить в свой список памяти

© 2011-2015 — «ПомниПро» виртуальный мемориал. | Условия
использования
 · Контакты

Цели:

  • расширить представление учащихся о литературной сказке;
  • показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца;
  • развить навыки выразительного чтения, анализ сказки.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание: «Сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата» — верхняя полка выставки; Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» — нижняя полка выставки); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».)

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги… На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).

  • Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения?
  • Какая особенность сказочного повествования?
  • Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • Что объединяет книги на верхней полке? (Каковы поступки героев? Какими их видим в начале сказки, в финале?)

Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой несет заслуженное наказание и стремиться исправить то зло, которое он сделал.

Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою вину и исправить ее.

Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров — сказка. Как сказал Е. Шварц, «сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».

Евгений Шварц — новое для вас имя. В 2006 году (26 октября) -ПО лет со дня рождения этого писателя-сказочника. Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно тратили. В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках. Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки

Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется, что это наши современники, знакомые. В сказке Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой — мальчик-паж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».

Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

3. Работа по тексту сказки.

Заставила ли вас «поумнеть» сказка Е. Шварца «Два брата»? Услышали ли вы голос автора? (аналитическая беседа).

— Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем).

Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки так их видит?

— А что узнаем о семье лесничего? Что его огорчает?

— Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?

И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда…

— Что произошло?

— Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)

— Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (Так вот наши грубые, необдуманные слова порой приводят к печальным последствиям).

«В какой длинный путь она отправилась ради него»,- эта фраза о Герде звучит в сказке «Снежная королева». И Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит тоже длинный путь, выдержать сложное испытание.

О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)

— Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат? Каким видим Прадедушку Мороза? (пейзаж, портрет, речь)

— Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме в Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).

— Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?

— Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился»).

— Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от самого сердца Старшего, его любовь к брату, осознание совей вины.

— Забыли ли их дома? (эпизод возвращения) Какое чудо произошло? (портрет отца).

В какой длинный путь он отправился ради Младшего? Только ли ради него? Еще и ради себя, своей семьи. — Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему?

4. Итог урока.

А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка?
(Письменные ответы учащихся).

Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей. (Надя)

У меня тоже есть брат, он старше меня на три года. Сказка «Два брата» научила меня уважать старшего брата, не приставать к нему по пустякам. Я порой ему часто надоедаю, от этого у нас бывают ссоры, а мама огорчается. (Артем)

Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и своих родителей. У меня есть младшая сестренка, как порой я она мне надоедает своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно, она плачет. (Наташа)

Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые слова, потому что эти слова и тебе принесут зло. (Татьяна)

Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что если меня о чем-нибудь попросят, я обязательно это сделаю ради другого человека, даже если это делать мне не хочется. (Катя В.)

Сказка «Два брата» заставила меня задуматься о том, что если порой злишься на кого-то, потом все-таки нужно признать свою вину. Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять им радости. (Катя К.)

Сказка Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам, доброму отношению к окружающему миру, любви к своим домашним, друзьям, даже незнакомым людям. Нужно быть внимательнее к своим словам, не говорить их бездумно. (Иван)

5. Домашнее задание:

Cоставить развернутый ответ «Уроки сказки».

Презентация.

Евгения Шварц был талантливым человеком и гуманистом.

2. Его произведения по праву принадлежат к классике советской литературы.

3. Многие выросли на его сказках и пьесах. У всех с детства являются любимыми произведения Шварца: «Сказка о потерянном времени», «Два клёна», фильмы-сказки: «Золушка» и «Марья-искусница», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо» и другие.

55e8352d

4.Его пьесы и фильмы давно разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи связями, но надо же и совесть иметь», «Какое сказочное свинство!».

5. Ещё при жизни сказочника Шварца назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви.

6fd088e6

6. Евгений Шварц — разноплановый писатель. Из-под его пера вышли глубокие пьесы, прекрасные сценарии и поучительные добрые сказки. Как и в детстве, писатель и в зрелые годы не любил историй с плохим концом. Наверное, именно этим объясняется тот факт, что все его самые известные произведения заканчиваются хорошо.

7. Евгений Львович прожил не очень длинную, но яркую, насыщенную и очень интересную жизнь. В ней было многое: война и любовь, опасности и триумфы, сложности и удачи.

bedb338a

8. Евгений Шварц родился в 1896 году в Казани. Его отец, Лев Борисович Шварц, был родом из Екатеринодара, он происходил из еврейской мещанской семьи, учился на медика, а потом стал земским врачом. Его специализация — хирургия.

9.Мать знаменитого писателя, Мария Федоровна Шелкова родом из Рязани, перед замужеством она была слушательницей акушерских курсов, а после их окончания стала акушеркой.

8dae2c51

10.Родители Евгения Шварца любили свои профессии, не гнались за деньгами и часто принимали пациентов бесплатно, особенно если те не могли заплатить.

11. Дед Шварца по материнской линии, Федор Ларин, был цирюльником и жил в Рязани. Дед со стороны отца, Берка Шварц, имел в Екатеринодаре свой мебельный магазин.

65d9fd32

12.В Казани семья прожила недолго. Сначала отец получил назначение в подмосковный Дмитров, а потом, проведя полгода под арестом по подозрению в революционной агитации, был сослан из холодной Казани, в которой он учился, и где родился Женя, в тёплый город Майкоп под надзор полиции. Именно здесь и прошли детские годы писателя.

13.Темпераментный красавец Лев Шварц играл на скрипке, пел, занимался чем-то подпольно-политическим, но главное — играл в любительском театре. Писатель вспоминал: «Отец был сильный и простой. Участвовал в любительских спектаклях. Играл на скрипке. Пел. И расхаживал по дому в римской тоге. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать была много талантливей и по-русски сложная и замкнутая…».

14.Все современники, а позже и сам Евгений Львович в один голос утверждали, что на любительской сцене она была ещё талантливее отца — по-настоящему одаренная самобытная актриса.

da1fb3f1

15.Казань была для Шварца только тем, что рассказывали о городе родители, то есть, сказкой с мечетями и церквами, базарами и широким трактом. Самой Казани Шварцу так и не удалось увидеть, родителей постоянно переводили из одной больницы в другую, и детство Евгения было полно самых разных впечатлений.

16.Дмитров, где мальчик только научился ходить и самостоятельно кушать, сменился на Армавир. Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа».

17. В детстве он был, по его собственным воспоминаниям, очень трудным ребёнком, который постоянно раздражал окружающих. И учителя, и родители часто сокрушённо приговаривали, что из него не выйдет никакого толку.

18. Согласно многим источникам, характер у мальчика был сложный. В нём странным образом сочетались открытость и ранимость, скрытность и болезненная обидчивость.

19.В три года научился читать, ещё раньше – мечтать, и, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти.

20.Однажды мама спросила пятилетнего Женю, кем он станет, когда вырастет? «Я от застенчивости лёг на ковёр, повалялся у маминых ног и ответил полушёпотом: «Романистом». В смятении своём я забыл, что существует более простое слово – «писатель». Но я не сомневался, что буду писателем»… Женя вырос ярким, веселым и начитанным мальчиком.

1ce65954

21.Писателем Евгений Львович решил точно стать, когда ему было всего 8 лет. Тогда он ещё не умел писать, но он заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя тем самым строки текста.

22. Уже в детстве он умел видеть жизнь как череду забавных или грустных историй. С детства Женя не любил сказок с плохим концом. Его мама даже активно пользовалась этим: когда ей надо было заставить сына есть котлеты, она рассказывала сказку, герои которой оказывались в опасном положении, и обещала, что если он не доест, все они утонут.

23.Евгений, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским. Когда началась первая мировая война, как истинно русский патриот, тайком от родителей подал документы, чтобы поступить в военное училище. И вот в 1914 году вдруг «выяснилось, что я православный, рождённый русской женщиной, стало быть, по всем документам – русский, в военное училище поступить могу только с Высочайшего разрешения, так как отец у меня – еврей». Для Высочайшего разрешения несовершеннолетнему юноше требовалось согласие родителей, а согласия они не дали.

25a256a0

24.Евгений окончил реальное училище, потом решил поступить в главный Университет страны. Москва манила его своими перспективами, к тому же постоянные переезды, а точнее ссылки отца, делали юношу все более чувствительным к несправедливости. В юности Шварц решил, что должен стать юристом.

25.В 1914 году поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста.«В 1915 году на юридическом факультете московского университета я сдавал профессору такому-то римское право. Я сдавал его очень старательно и упорно, но, увы, как я ни бился, юрист из меня не получался. И на другое утро в Майкоп, где проживали тогда мои родители, полетела гордая и печальная телеграмма: «Римское право умирает, но не сдаётся!»… Так Шварц пополнил список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

51f5569b

26.Весной 1917 года Евгений Шварц был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других студентов в военное училище в Москву. С августа 1917 года он юнкер в Москве.

27.В том же году Шварц переезжает в Ростов-на-Дону, там его застаёт революция, а вслед за ней – гражданская война, которая именно в этих краях как раз и начиналась.

28.Шварц всегда говорил, что во время Гражданской войны служил в продотряде Красной армии, но на самом деле он был в белой Добровольческой армии и даже участвовал в «Ледяном походе». Как его участник, был награжден медалью. Тремор рук, мучивший писателя — последствия жесточайшей контузии, полученной Шварцем как раз во время «Ледяного похода».

29. Неизвестно, ушел ли он добровольцем или был призван насильно. Но даже не это главное. Как сумел Шварц скрыть этот факт своей биографии, сочинив взамен историю с продотрядом?!

30.В годы, когда и намека на классово чуждых предков в седьмом колене хватало, чтобы сгинуть безвозвратно, Евгений Шварц служил в детском отделе Госиздата. И ведь не сидел в тени – печатался, ставился, выступал, был на виду и слуху. Как не увидел никто? Не вспомнил? Не донес?

e545634b

31. После Гражданской войны Шварц поступил в Ростовский университет. В то же время, он познакомился со своим будущим соавтором Николаем Олейниковым и начал работать в театральной студии. Сначала он даже выходил на сцену в нескольких спектаклях, но потом понял, что его призвание — быть писателем.

32.Но воплотить свою мечту удалось не сразу. Сначала Шварц оставался в театре в качестве актера и режиссера, а оказавшись в Петрограде, стал секретарем у Корнея Чуковского. Именно в Петрограде Шварц начал писать фельетоны и рассказы, а также стал автором детских журналов «Чиж» и «Еж».

a13a5bce

33. Свою первую пьесу, «Ундервуд», Шварц написал в 1928 году. И через некоторое время она принесла ему известность в литературных кругах. Свою следующую пьесу, «Пустяки», Шварц создал для кукольного театра.

34.В период с 1934 по 1936 годы были написаны пьесы «Клад», «Принцесса и свинопас», «Голый король», «Похождения Гогенштауфена» и «Красная шапочка».

35.В 1939 году Евгений Шварц закончил работу над пьесой по андерсеновским мотивам «Снежная королева». В том же году свет увидела пьеса «Кукольный город», а в 1940 году писатель закончил работу над пьесами «Тень» и «Брат и сестра».

85a58fbf

36.Во время Великой Отечественной войны Шварц много и напряженно работал. Сначала Евгений Львович оставался в блокадном Ленинграде и категорически отказывался эвакуироваться. Потом его все-таки уговорили, и он оказался в Кирове, где трудился завлитом местного драматического театра. Затем его отправили в Душанбе, где Шварц и пробыл до окончания войны.

37.1941 год ознаменовался пьесами «Наше гостеприимство» и «Под липами Берлина». Второе произведение вышло в соавторстве с Михаилом Зощенко. В 1942 году Шварц написал «Далекий край», в 1943 году — пьесу «Одна ночь», а в 1944 — «Дракон».

1b10aa3b

38.Как вспоминал сам писатель, главным произведением тех лет он считает пьесу «Дракон». В ней он высмеивал гитлеровскую Германию, а в 1988 году режиссер Марк Захаров снял по пьесе фильм «Убить дракона».

39.В 1946 году читателям была представлена пьеса «Сказка о храбром солдате», в 1948 — «Сто друзей», в 1953 — «Два клена», а в 1956 году — «Обыкновенное чудо». Последнюю свою пьесу, «Повесть о молодых супругах», Шварц написал за год до смерти — в 1957 году.

40. Пик популярности Евгения Шварца как писателя приходится на послевоенные годы. В этот период он начал работу над одним из самых популярных своих произведений — пьесой «Обыкновенное чудо».

722f0c26

41.Несмотря на то, что до войны его пьесы ставили в театрах довольно активно, в первые послевоенные годы он не пользовался расположением властей. Только после смерти Сталина положение изменилось. Инициатором возвращения пьес Евгения Львовича на сцену стала поэтесса Ольга Берггольц. На съезде писателей она назвала произведения Шварца самобытными, а самого Евгения Львовича — гуманным и своеобразным талантом.

2e67bd8d

42.Евгений Шварц активно писал сценарии, по которым в дальнейшем были поставлены замечательные художественные фильмы. Свой первый сценарий, по которому был снят немой фильм «Товарный» 717», Евгений Львович написал еще в 1931 году. Затем были сценарии «Разбудите Леночку», «Леночка и виноград», «Доктор Айболит» и «Зимняя сказка».

43.Перу Евгения Шварца принадлежат сценарии к таким известным фильмам как «Золушка», «Зимняя сказка», «Первоклассница», «Снежная королева», «Марья-искусница» и «Дон-Кихот».

44.В 24 года Шварц женился на актрисе ростовского театра Гаянэ Халайджиевой. В этом браке у писателя родилась дочь, которая впоследствии вышла замуж за известного энтомолога Олега Крыжановского.

9e33dc95

45.Второй его женой стала Екатерина Зильбер. Их отношения были трогательными и романтическими. Шварц писал в одном из писем своей супруге, что был уверен — в его жизни не произойдет больше ничего интересного. Однако в этом браке так и не появились дети.

46.Шварц отличался фантастической работоспособностью и мог писать с утра до ночи. В молодости на создание пьесы у него могло уйти 2-3 недели.

47. Евгений Шварц более десяти лет купался практически в любую погоду — и осенью, и весной, и даже зимой. Он утверждал, что такие водные процедуры помогают сохранить здоровье и являются лучшей профилактикой от всех болезней.

48. За свою жизнь Евгению Шварцу так и не удалось выработать красивый почерк. Писал он очень криво и неразборчиво, и очень этого стеснялся до тех пор, пока не узнал, что у многих знаменитых писателей был ужасный почерк.

49. Писатель был завсегдатаем букинистических магазинов.

50. Евгений Шварц очень любил пешие прогулки и проходил в день минимум 5 километров. Именно во время таких прогулок ему в голову приходили сюжеты новых произведений.

665e21f5

51. Самые известные произведения Евгения Шварца сказочного жанра: «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Золушка», «Снежная королева», «Дракон», «Два брата», «Тень», «Голый король», «Сказка о храбром солдате», «Принцесса и свинопас».

52. Особенностью его произведений является глубокий философский подтекст при видимой простоте и даже узнаваемости сюжетов.

53. Многие его сочинения стали оригинальными трактовками уже знакомых читателям историй, которые он переделал так интересно, что новые произведения позволяли пересмотреть известные сказки.

54. Писатель работал много и плодотворно. Он не только сочинял литературные произведения, но и писал либретто к балетам, придумывал смешные подписи к рисункам, делал сатирические обзоры, репризы для цирка.

09dffcc5

55.Евгений Львович Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Он похоронен на Богословском кладбище.

56. После смерти мэтра была издана его «Телефонная книга», где он записывал свои воспоминания о людях в алфавитном порядке. Эти мемуары необыкновенно интересны, ведь в них запечатлена эпоха 20-50-х, это его «вытоптанное поле» жизни.

57.В них Шварц не выступает как всепрощающий добряк, в своих воспоминаниях он предельно искренен и свободен. Здесь чувствуется некая беспощадность и изощренность, колкости и насмешки сыплются одна за другой. Его главным принципом было – смотреть фактам прямо в лицо и не уходить от них.

43385648

58. В наше время творчество писателя по-прежнему актуально. Драматургия Шварца оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому. В чем секрет? На этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов: «Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье. Наши взгляды на добро и зло».

59.Фильмы-экранизации Евгения Шварца часто можно увидеть по телевидению, не говоря уже о театральных постановках по мотивам его произведений. В школьной программе предусмотрено прочтение некоторых его сказок и пьес.

60.О талантливом писателе было снято несколько биографических документальных фильмов.

6d87611c

фото из открытых источников

Тема урока:
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Тип урока: Урок
изучения новых знаний

Цель деятельности
учителя:
Создать условия для формирования знаний о
произведении.

Оборудование: Проектор,
компьютер, фото писателя, текст произведения.

Планируемые результаты:

Личностные:

·        
Формировать
учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новых поставленных задач;

·        
Развивать способность к
самооценке на основе успешности учебной деятельности;

·        
Прививать чувство прекрасного и
этического на основе знакомства с отечественной культурой.

Регулятивные:

·        
Научить принимать и сохранять
учебную задачу;

·        
Формировать навык планирования
своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;

·        
Развивать самостоятельность при
выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения
действий.

Коммуникативные:

·        
Развивать навык использования
речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

·        
Воспитывать культуру речи,
доброжелательное отношение к мнению других;

·        
Формировать договорные
отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Познавательные:

·        
Научить детей осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований
всех возможных источников;

·        
Развивать речевые навыки при
устных и письменных высказываниях;

·        
Развивать навык поиска
разнообразных способов решения задач.

Ход
урока:

1.Оргмомент

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2.Актуализация знаний.

Проверка д/з

3.Актуализация опорных знаний.

— Ребята,
послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов).

— Что происходит,
когда идут часы?  (Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы,
идет время, а значит идет наша жизнь)

— А для чего люди
изобрели часы?

— На каждое дело
человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят Делу
– время, потехе – час.

— Как вы понимаете
эту поговорку?

— Время идет не
останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не
вернешь.

— Как вы думаете, можно ли время
потерять?

— А вернуть?

4.Построение
проблемы.

-Как вы думаете
почему я заговорила о времени?

-Предположите какая
будет тема урока.

5.Целеполагание.

-А какие поставим
задачи перед собой?

6.Работа по теме.

— Сегодня мы
познакомимся со сказкой Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

     Евгений
Львович Шварц 
родился 21 октября 1896 году в  г. Туапсе, но с 2-х
летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал
для себя «городом своей души”. В письмах, дневниках Евгений Львович
постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в нашем городе. Женя Шварц
учился в реальном училище, ныне гимназия № 5 г. Майкопа. И об этом напоминает
памятная доска на здании гимназии. Он писал сказки: «Обыкновенное чудо”,
«Дракон”, » Два клёна”, «Два брата”, «Сказка о потерянном
времени”

— Как вы думаете, что
подразумевал писатель под «потерянным временем»?

* Стратегия DRTA –
стратегия направленного чтения (или чтение с остановками)

1-я остановка:
до слов «… успею да успею …»

— Как зовут главного
героя сказки?

— В каком классе он
учился?

— Каким вы
представили Петю Зубова?

— Согласны ли вы с
тем, что он всё успеет? Почему?

2-я остановка:
до слов «… и выбежал прочь из школы …»

— Как вы понимаете
выражение «как всегда с опозданием»?

— О чём это говорит?

— Почему гардеробщица
тётя Наташа не узнала Петю?

— Что с ним
произошло?

— Каким он стал?
Почему?

— Как вы думаете, что
произойдёт дальше?

3-я остановка:
до слов «… А в углу горою навалено сено…»

— Узнала ли его мама?

— Что значит, «куда
глаза глядят»?

— Какие мысли
появились у Пети Зубова?

— Жалко ли ему себя?
Почему?

— Как бы вы ответили
на Петин вопрос «Чем же всё это кончится?»?

— Как вы думаете, что
делать Пете Зубову теперь?

4-я остановка:
до слов «… сидели за столом …»

— Где оказался Петя?

— Кого он увидел в
домике?

— О чём говорит «злые
волшебники и злые волшебницы»?

5-я остановка: до
слов «… потерянной молодости?..»

— Как устроено на
свете?

— Что значит
«понапрасну теряет время»?

— Действительно ли
эти волшебники «злые»? Почему?

— В начале урока вы
сказали, что вернуть время нельзя. Что же теперь делать Пете Зубову? Неужели он
останется стариком навсегда?

— Что бы вы
посоветовали?

6-я остановка: до
слов «… как настоящие старики…»

— О чём узнал Петя?

— Почему волшебники
уверены, что ребята не смогут вернуть потерянного времени?

— Сколько оборотов
стрелками должны сделать ребята?

— Как вы думаете,
почему именно 77?

        
Число 77 —  число космической тайны. Поэтому этот знак, прежде всего, нас
предупреждает о нашей силе и, обращаясь к нашему разуму, говорит, что мы можем
проникнуть в мир, где наши все мечты сбываются.

— Для чего волшебники
хотели стать маленькими?

— Что теперь будет
делать Петя Зубов?

— Сможет ли он найти
остальных ребят?

— Успеют ли они
повернуть время вспять и снова стать детьми?

 Рефлексия

— Кто главные герои
сказки?  (дети и волшебники)

— Что для волшебников
означало «время»?

— А что для ребят оно
означало сначала и потом?

 — 
Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают
дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас
богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем
больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в
труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому
каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну.

  • Сказка шесть лебедей братья гримм
  • Сказка шел по городу волшебник читать
  • Сказка шварца сказка о потерянном времени слушать
  • Сказка шергина сказка о шише
  • Сказка шварца обыкновенное чудо читать