Сказка щелкунчик читать гофман

Этап занятия деятельность воспитателя проверка готовности учащихся к занятию. - здравствуйте, дети. я вас рада видеть. - сегодня на нашем

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Проверка готовности учащихся к занятию.

— Здравствуйте, дети. Я вас рада видеть.

— Сегодня на нашем открытом занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

Подготовка к активной учебно — познавательной деятельности (Пг)

— Добрый день, дорогие ребята, добрый день, уважаемые гости! Добро пожаловать на литературную игру «Волшебный мир сказки».

— Я надеюсь, что сегодня наша литературная игра станет для вас помощником в игре на параллель. Наша команда справится с легкостью и достоинством.

Чтобы работа в наших командах была слаженной и четкой, давайте вспомним правила работы в группе.

Правила работы в команде (группе):

  1. мы активно слушаем, ведем переговоры, уважаем различные мнения, но отстаиваем свою точку зрения;
  2. мы стремимся к достижению общих целей, строим доброжелательные отношения и командный дух в группе;
  3. мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи;
  4. при проведении групповой работы каждый из нас выполняет определенную роль — капитан и участники команды.

Ведущий: — Ну что же, наши команды готовы? (Готовы!)

— А капитаны готовы? ( Готовы!) — Тогда вперед! Наша игра начинается!

  1. Обратите внимание на доску: знаком ли вам эти герой? (Щелкунчик)
  2. Из какого он произведения? («Щелкунчик и Мышиный король», Гофмана)
  3. Кто такой Щелкунчик? (Игрушка, заколдованный человек).
  4. Кто у автора выступает на первый план: игрушка или человек? (Человек, ведь даже игрушечный Щелкунчик ведет себя как человек).
  5. Так к какому жанру относится произведение Эрнеста Гофмана? Докажите своё мнение:
  • сказка
  • повесть
  • рассказ
  • повесть-сказка

— Вы правы, это повесть-сказка.

Я думаю, вы хорошо прочитали сказку «Щелкунчик и Мышиный король». И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире сказок, узнаем, кто из вас является знатоком сказок. А поможет это сделать литературная игра.

Применение знаний и способов действий (Пр)

1 задание. «Чудный гений»

Просмотр «Биография — фильм» (по биографии Гофмана)

Смотрим фильм и запоминаем биографические данные писателя.

Игра «Да — Нет»

Ведущий читает вопрос, дети должны ответить только «Да» или «Нет».

1. Гофман Эрнст Теодор Амадей — немецкий писатель, художник, композитор, музыкальный критик. (Да)

2. Гофман Эрнест родился в семье учителя. (Нет)

3. Эрнст Теодор Вильгельм (как вначале его звали) явился на свет в славном городе Кёнигсберге в день Святого Иоанна Златоуста. (Да)

4. Взял себе имя Амадей в честь Моцарта. (ДА)

5. Юный Гофман много лет работал в школе. (Нет)

6. Мечтал стать чиновником. (Нет)

7. Юный Гофман много лет служил в разных судебных ведомствах. (Да)

8. Сборник под названием «Фантазии в манере Калло» имел успех, и автор сразу стал знаменитым. (Да)

9. В маленьком городе Бамберге Гофман стал знаменит, когда служил режиссёром и декоратором в театре. (Нет)

За каждое правильное совпадение — 1 балл.

2 задание. Викторина «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»

Командам задаются короткие вопросы, требующие моментального и краткого ответа. Ведущий адресует вопросы каждой из команд по очереди. В случае отсутствия ответа или неправильного ответа право ответа переходит к соперникам.

1. Какого числа начинается действие в сказке? (24 декабря.)

2. Что подарили Мари? (Нарядные куклы, посуда, шелковое платьице, книжки.)

3. Что подарили Фрицу? (Гнедой конь, эскадрон гусар, книжки.)

4. Чем была украшена елка? (Золотые и серебряные яблоки, обсахаренные орехи, пестрые конфеты и всякие сласти, сотни маленьких свечек.)

5. Какой сюрприз получили дети от крестного Дроссельмейера? (Замок, Щелкунчик.)

6. Щелкунчик — это… (Инструмент для колки орехов.)

7. Кем приходится Щелкунчик Дроссельмейеру? (Племянник.)

8. В какое время началось мышиное нашествие? (В 12 часов.)

9. Сколько голов было у мышиного короля? (7.)

10. Кто командовал кавалерией и артиллерией? (Панталоне.)

11. Что решило исход битвы? (Мари швырнула туфельку в мышей.)

12. Кто такая Пирлипат? (Принцесса.)

13. Почему Король разозлился на Мышильду и ее родню? (Они съели сало, предназначенное для гостей.)

14. Что случилось с семью сыновьями Мышильды? (Они попались в ловушку и были казнены.)

15. Как отомстила Мышильда Королю? (Заколдовала принцессу.)

16. Как назывался орех, который должен был излечить принцессу? (Кракатук.)

17. Где нашли орех? (В Нюрберге.)

18. Кто согласился разгрызть орех? (Племянник Дроссельмейера.)

19. Как племянник Дроссельмейера стал Щелкунчиком? (Он убил Мышильду.)

20. Куда Щелкунчик пригласил Мари, после победы над мышами?(В Кукольное царство.)

3 задание. «Создайте словесный портрет героя»

Каждая команда получает ребус, где зашифрован герой сказки.

Задача: отгадать ребус и выбрать прилагательные, которые характеризуют данного героя.

Физкультминутка

А сейчас, ребята, сказка даст нам отдохнуть. Отдохнём и снова в путь.

4 задание. «Сказка в сказке»

«Подберите к этому эпизоду фрагмент из текста»

Перед вами изображён эпизод из сказки. Ваша задача подобрать к этому эпизоду фрагмент из текста и прочитать его по ролям.

1 фрагмент

«Подарки»

2 фрагмент

«Чудеса»

3 фрагмент

«Болезнь»

4 фрагмент

«Сказка о твердом орехе»

Итог на рефлексивной основе (Ит)

Соберите пословицы.

Сам кашу заварил,

Один ум хорошо,

Не гордись красотой —

Кабы знать, где упасть,

а) так соломки бы припасть.

б) сам и расхлёбывай.

в) гордись делом.

г) а два лучше.

(1 — б, 2 — г, 3 — в, 4 — а)

Какая из данных пословиц раскрывает смысл сказки?

Жюри подводит итоги.

Рефлексия

«Волшебный мешочек»

У меня в руках мешочек. «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».

© Алексей Дурасов/ТАСС

Эрнст Гофман, который родился 24 января 1776 года, — композитор, музыкант и непревзойденный сказочник — был большим выдумщиком и интеллектуалом. В свои истории он закодировал символы, отсылки — разгадав их, воспринимаешь его сказки совсем по-другому. Вот немного тайных смыслов, которые вы могли не заметить в «Щелкунчике»

«Щелкунчик и Мышиный король» — одно из самых знаменитых произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Он придумал его почти случайно, для детей своего близкого друга, а впоследствии и биографа, Юлиуса Гитцига: сказочник частенько захаживал в гости к своему товарищу и баловал ребят фантастическими историями, делал для них игрушки, а еще подарил главным героям сказки имена этих детей — Мари и Фриц. 

Записал и опубликовал «Щелкунчика» Гофман незадолго до своей смерти, в 1816 году, он вошел в сборник, который считается первым собранием детских романтических сказок Германии. Читатели с восторгом приняли новую работу писателя, восхищала она и его коллег, товарищей, критиков, кому-то больше нравилась романтическая история, кому-то — ощущение сказки и волшебства, а кому-то — батальные сцены, которые прописаны с удивительной четкостью. 

Что случилось в Рождество

Конечно, в первую очередь это сказка о дружбе и преданности, о том, как сбываются мечты. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Взрослые — скептики и реалисты, дети — мечтатели. Казалось бы, вопроса, кто прав, а кто сочиняет, нет. Но Гофман старательно выстраивает перед читателем волшебный мир, причем делает это так, что с каждой страницей ты все больше и больше веришь в правдивость рассказов маленьких героев. Соединяет два мира таинственный крестный — Дроссельмейер. Все тут двойственно: два волшебных царства — кукольное и мышиное, а само повествование — это рассказ в рассказе: главные события, которые происходят в доме Штальбаумов, временно прерываются другими, из сказки, которую рассказывает детям их крестный. 

‘ YouTube / Simon Rattle’

Как и положено детям, в сочельник Мари и Фриц в предвкушении чуда и праздника. Им запрещено заходить в залу, где находятся подарки, так что они с нетерпением ждут наступления Рождества, чтобы узнать, чем же их порадует их крестный, старший советник суда Дроссельмейер, большой выдумщик и искусник в изготовлении игрушек и разных механизмов. 

Мари мечтает о волшебном саде с озером и лебедями, фантазирует, как она будет гулять там и кормить птиц. Это образ идеального мира и гармонии, где царят любовь и порядок. Вода и лебеди не случайно появляются в мечтах Мари — это символы чистоты, романтической натуры и, конечно, женственности. Так Гофман ненавязчиво раскрывает перед нами внутренний мир девушки. Фриц же говорит, что сделать целый сад крестному не по силам, а самому ему больше нравятся подарки, с которыми можно играть, — вот и первое противопоставление реальности и фантазии в этой сказке. 

Сказка щелкунчик читать гофман

Вечером, когда дети наконец попадают к елке, они тут же кидаются открывать подарки: там были и солдатики, и платья, и книжки —  все, что только можно представить. Дроссельмейер же удивляет детей игрушечным зáмком, с зеркалами и золотом, внутри которого двигаются сотни изящных фигурок. Фрицу и Мари очень хотелось поиграть с ними, им хотелось изменить порядок движения фигурок. Но Дроссельмейер остужает пыл детей: сделать этого нельзя, этот подарок не для игры, а для любования. Как и в жизни, как бы нам чего-то ни хотелось, изменить некоторые вещи мы не в силах.

Мудрость феи-крестного

Дроссельмейер в сказке — местная фея-крестная, образ мудреца, как Дамблдор или Гэндальф. Внешне он несимпатичен, характер у него строгий. Он даже хотел забрать волшебный замок, так как посчитал, что для Фрица и Мари этот подарок не подходит. Дроссельмейер становится символом начала волшебных событий. Он, как водораздел, отделяет реальность от фантазии, неожиданно появляясь там, где, казалось бы, не мог. Например, перед сном ровно в полночь Мари видит его в часах, где обычно восседала золотая сова. Он будто предупреждает главную героиню: будь внимательна, сейчас что-то начнется! 

Крестный становится главным источником знаний о Щелкунчике, новом любимце Мари, которого та пожалела (как вы помните, после неудачной колки орехов Фриц выломал ему несколько зубов) и с которым в первую же ночь она оказывается в центре заварушки с воинственными мышами.

Дроссельмейер рассказывает детям историю о жестком орехе и судьбе Щелкунчика. Кстати, замечали ли вы, какое внимание уделяет Гофман блюдам в этой сказке, особенно традиционным колбаскам, которые в Германии считаются символом домашнего уюта и достатка. Так что немудрено, что конфликт возник из-за съеденного мышами сала для сосисок. 

Эта сказка не похожа на другие волшебные истории, где добро побеждает зло. Казалось бы, обычный сюжет о заколдованной принцессе, которую спасет лишь настоящая чистая любовь. Только вот все тут пропитано иронией, например, король — любитель этих самых сосисок, а королева собственноручно их готовит и отгоняет мышей. То есть кажется, что все эти герои, которые вроде бы должны вызывать у нас положительные эмоции, не такие уж и положительные, особенно учитывая, как эта сказка заканчивается.

Чтобы избавиться от колдовства, принцессе нужен был особо крепкий орех — причем она должна не просто съесть его ядро: его должен разгрызть и поднести, зажмурившись, девушке человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. После ему надо отступить на семь шагов, не споткнуться и только тогда открыть глаза. Такое заковыристое условие Гофман вводит неспроста. Орех тут — символ мудрости, а в колдовстве (которое обязательно есть в немецких сказках) используется как талисман на удачу влюбленным. Сапоги и бритье тут нужны, чтобы указать на чистоту и неопытность юноши, который способен справиться с любыми трудностями, даже с самым твердым орешком на планете. 

В сказке Гофмана Мышиный король действительно семиглавый. А вот в мультфильме Бориса Степанцева голов всего три Алексей Дурасов/ТАСС

В сказке Гофмана Мышиный король действительно семиглавый. А вот в мультфильме Бориса Степанцева голов всего три

© Алексей Дурасов/ТАСС

Магическое число семь встречается на протяжении всей сказки. Семерка имеет большое значение в самых разных религиях, практиках, кроме того, семь — «мужское» число, возможно, именно поэтому с ним и связано так много в истории главного мужского персонажа сказки: семиглавый Мышиный король — главный антагонист Щелкунчика, семь корон как символ победы над злом, семь шагов, которые ему надо сделать (кстати, музыка из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского тоже впервые прозвучала седьмого числа).

И Щелкунчик (который по рассказу Дроссельмейера оказывается его племянником) на этом седьмом шагу спотыкается, потому уродство принцессы переходит на него самого, ведь условия не выполнены. Но, как говорится, все, что ни делается, — к лучшему, ведь именно после этого девушка отвергает его. А зачем искреннему и доброму юноше такая внешне прекрасная, но внутренне отвратительная спутница? 

На эту тему

Юрист, бунтарь, любовник.

Тем временем Мари пытается убедить всех вокруг, что события прошлой ночи — реальны, Щелкунчик живой, а в комнате и правда была мышиная армия. Взрослым-скептикам по душе больше мнение советника о болезни девочки, что этот рассказ — или чудесный сон, или последствия горячки. Гофман же всячески убеждает читателя в том, что история Мари не выдумка. Так он говорит о двойственности всего в этом мире: порой вещи кажутся не тем, чем они являются на самом деле. Всегда нужно докапываться до истины. 

Перерождение куклы и счастливый финал

Вскоре Мари пошла на поправку и стала переживать за Щелкунчика, осуждая крестного в том, что тот не помог племяннику. Дроссельмейер отвечает, что уже не в силах сделать что-то, спасти Щелкунчика теперь может только сама Мари. Ночью под покровом тьмы к девочке вновь приходит Мышиный король, который вымогает у нее сладости, обещая не трогать Щелкунчика. Вскоре аппетиты его выросли, и он стал отбирать и книжки, и платья — все, что только мог увидеть. Девушка самоотверженно и не заботясь о самой себе отдала все, что только смогла, ради защиты куклы. В конце концов она поняла, что когда Мышиный король заберет все, он загрызет ее саму. 

Как вы знаете, все закончилось хорошо — Щелкунчик внутренне перерождается, решив встать на защиту Мари и победив Мышиного короля. Они оказываются в фантастической кукольной стране, которая по описанию выглядит как самая настоящая детская девчачья мечта. Тут есть и лес детских рождественских подарков, Апельсиновый ручей, Деревня медовых пряников и еще куча других потрясающих локаций. Но интересно, что и тут Гофман вплетает неожиданный символ — образ бога и рока, силы, которую людям не суждено побороть, — Кондитера, чье появление ужасно страшит всех жителей страны, да и сам Щелкунчик признается, что Кондитер — это то, что «может делать из людей все, что ему угодно».

Сказка щелкунчик читать гофман

В финале, наконец, нам кажется, расставляют все точки над «i». Реальность и фантазия окончательно сливаются в единое, когда на пороге дома появляется племянник Дроссельмейера, признающийся девушке, что он и есть Щелкунчик, и зовет ее замуж. А сама она, как лебедь, превращается в настоящую девушку и «как говорят, до сих пор царствует в прекрасной стране со сверкающими рощами, прозрачными марципановыми замками — словом, со всеми теми чудесами, которые может увидеть только тот, кто одарен зрением, способным видеть такие вещи».

Гофман был одним из самых ярких представителей немецкого романтизма, умел как никто другой соединять сказку и реальность. Музыкальный талант, который у него, несомненно, присутствовал, позволял ему чувствовать текст на каком-то особенном уровне, потому его истории так легко становятся основами для балетов и опер. Самый знаменитый — «Щелкунчик» Петра Чайковского, последний балет прославленного русского композитора. Музыкант не случайно обратился к этому сюжету: преодоление злых чар с помощью любви — один из самых любимых лейтмотивов Чайковского. Кроме того, самые разные персонажи, ожившие игрушки, подарили балету ряд сольных номеров, которые все обожают: танцы кукол (испанской, арабской, русской, китайской), танец феи Драже и, конечно, финальное па-де-де, которое влюбленные танцуют вдвоем.

‘ YouTube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России’

Кадрия Садыкова

На чтение 6 мин Просмотров 1.6к.
Обновлено

Перед вами краткое содержание сказки «Щелкунчик и мышиный король», которую написал Гофман Эрнст Теодор Амадей – известный немецкий романтик-новеллист. Повесть появилась на свет в сборнике сказок 1816 года. Имена главных детских персонажей сочинитель присвоил в честь отпрысков своего друга. Произведение получило международное признание и является по сей день наиболее популярным из всего обширного творчества Эрнста Теодора Амадея.  

Главные герои

  • Щелкунчик — уродливая, некрасивая игрушка.
  • Мари — добрая, отзывчивая девочка, которая помогала Щелкунчику.
  • Мышиный король — главный среди мышей. У него было семь голов.
  • Дроссельмейер — крестный Мари. Именно он рассказывал сказку о Щелкунчике.

Краткое содержание

Елка

Накануне католического рождества дети медика Штальбаума в предвкушении подарочков. Оба ребенка, особенно девочка, надеются на получение необычных игрушек от крестного – судейского советника Дроссельмейера, ведь он умеет удивить.

Подарки

Вскоре Мари находит под елкой куколок, крошечную посуду и платье, а Фриц – деревянного коня и солдатиков. Еще крестный дарит детям общий подарок – замок с движущимися фигурками людей. Дети сначала проявляют интерес к этой громоздкой забаве, а через некоторое время она им надоедает.

Любимец

Еще Мари среди презентов отыскивает приспособление для колки орехов – в виде человечка в военной форме. Она забирает его себе и щелкает им небольшие орешки. Фриц из вредности пихает в Щелкунчика крупные орехи, от этого игрушка теряет нескольких зубов, а ее нижняя челюсть приходит в негодность. Девочка прячет орехокол от брата. Она подвязывает челюсть Щелкунчику лентой и баюкает его.

Чудеса

Мари задерживается у шкафа с игрушками до ночи. И вот часы бьют двенадцать. Вдруг в комнате начинают сновать мыши, а из подпола выползает Мышиный король о семи головах. Мышиное войско обступает девочку. С испугу Мари локтем задевает дверцу и разбивает ее. От грохота мыши разбегаются, а в шкафу начинают суетиться игрушки. Бесстрашный Щелкунчик созывает всех на битву с серыми грызунами.

Битва

Маленький герой с большим ртом приказывает барабанщику бить в барабан, объявляя о наступлении. Игрушечные войска выдвигаются вперед, обстреливая неприятеля пряниками и драже. Ряды мышей заметно редеют. Однако и игрушечному войску приходится нелегко в противостоянии с коварным противником. Когда пара стрелков цепляются за обмундирование Щелкунчика, а Мышиный король собирается накинуться на него, Мари снимает одну из туфелек и швыряет ее в сторону главаря мышей и его окружения. В панике грызуны разбегаются, а юная дама падает в обморок.

Болезнь

На следующий день Мари просыпается и видит над собой доктора Вендельштерна. Мама журит дочку за разбросанные игрушки и разбитую дверцу шкафа. Взрослые принимают рассказ Мари о сражении игрушек с мышами за горячечный бред, вызванный ранением. Несколько дней девочку выхаживают от болезни, мама читает ей на ночь сказки. Вскоре больную девчушку навещает крестный, который вручает ей исправленного Щелкунчика и рассказывает любимице интересную историю.

Сказка о твердом орехе

Маленькую принцессу безумно любили родители и весь королевский двор. Колыбель младенца доверили сторожить шести нянькам и нескольким котам. Когда во дворце было устроено торжество, то на праздник прибыли высокопоставленные вельможи соседних государств. Королева собственноручно решила состряпать на кухне для мужа обожаемую им колбасу с салом. Во время приготовления на запах явилась госпожа Мышильда и стала выпрашивать у королевы немного сальца. Получив доступ к желаемому, наглая тварь привела с собой прожорливую родню, которая от души полакомилась угощением. Незваные гости с трудом были изгнаны вон. Во время пированья король был сильно раздосадован недостаточным количеством сала в колбасе. Королева упомянула о визите Мышильды. И тогда король поручил придворному часовщику и искусному мастеру Дроссельмейеру придумать способ извести мышей во дворце. Часовщик собрал такие хитрые ловушки, что в них без труда поймались все сыновья Мышильды и прочие ее родственники. Оскорбленная серая госпожа оставила дворец, но пригрозила проучить обидчиков.

Продолжение сказки о твердом орехе

Однажды няньки очень крепко уснули, а коты ничего не учуяли, Мышильда пробралась в детскую опочивальню, прокралась к колыбельке принцессы и обратила ее в уродливое существо с большой бесформенной головой. Дроссельмейеру вновь поручено поднапрячься и в короткие сроки вернуть малышке прекрасную внешность. При поддержке своего приятеля звездочета часовщик узнал, что беду можно отвести орехом Кракатук, который должен принцессе преподнести безусый юнец.

Конец сказки о твердом орехе

15 лет бродили часовщик и звездочет по свету в поисках ореха. Истосковавшись по родине, друзья возвратились назад. И, о чудо, у родственника Дроссельмейера нашлось то, что они так долго и безуспешно разыскивали. Племянник взялся развеять колдовские чары, и это получилось. Но в самый последний момент он случайно наступил на Мышильду, раздавил ее, а сам превратился в уродливого Щелкунчика. Принцесса наотрез отказалась выходить замуж за уродца, а незадачливые приятели, не сумевшие выполнить задание короля, были выдворены из города.

Дядя и племянник

Девочка принимает рассказ крестного за чистую монету. Ей хочется избавить доброго Щелкунчика от мышиного проклятия. Когда в гости к Штальбаумам вновь приходит крестный, то Мари говорит ему, что знает его тайну: он – дядя Щелкунчика.

Победа

Мышиный король проникает в спальню Мари и угрожает загрызть Щелкунчика, если девочка не отдаст ему свои вещи и сладости. Фриц для поимки наглеца намерен попросить у булочника его кота, а отец предлагает изловить гадину при помощи мышеловки. Девочка жалуется замершему Щелкунчику, что из-за жадности мышиного короля у нее истощаются запасы подношений. Игрушка оживает и требует вручить ему саблю. Следующей ночью герой разит Мышиного короля и преподносит девочке в дар семь корон с его голов.

Кукольное царство

Щелкунчик знакомит Мари с кукольным царством в шкафу и проводит увлекательную экскурсию по нему.

Столица

Наконец юноша и девочка оказываются в сказочном замке, где Мари встречает четырех сестер Щелкунчика, помогает им растолочь карамель в ступке и после этого засыпает.

Заключение

Родителей веселит содержание сна дочери. Но Мари в доказательство предъявляет короны. У папы и мамы вопрос: откуда взялись эти короны? Крестный приходит на выручку, говоря о них как о своем подарке крестнице. Мари утверждает, что никогда не отвергла бы отважного Щелкунчика из-за его отталкивающей наружности. Вдруг что-то трещит, и в дом входит племянник советника. Он предлагает Мари стать его супругой.

  • Сказка щедрина салтыкова дурак о чем сказка
  • Сказка щелкунчик и мышиный король читать полностью
  • Сказка щелкунчик и мышиный король о чем она
  • Сказка шоколад обуяла гордыня
  • Сказка шумелка трусливый заяц