Сказка северных народов кукушка

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру краеведение знакомство с жизнью народов севера знакомство

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру
Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»
ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА
Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о своей стране — России.
2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Содержимое разработки

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру

Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»

ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА

Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о своей стране — России.

2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности, чума, образцы национальной одежды.

Материал: Физическая карта России, Картина «Дети севера» из серии «Наши маленькие друзья» (автор Л.А. Пеньевская, Е.И.Радина.), иллюстрации с изображением природы севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображение чума; изделия из меха, расшитые бисером.

Ход занятия:Вывешивается карта России.

— Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто сможет показать границу России? (вызывает желающих и помогает им провести указкой вдоль границы России).

— Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень. Назовите, какие города вы знаете?( Дети вспоминают названия городов).

— В России много рек. Давайте вспомним названия и найдем их на карте.

(2 слайд)- — Мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная: когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, на севере (показывает) лежит снег. В нашей стране живет много народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах севера, которые живут с нами на одной территории. Вот здесь. (показывает на карте)

(3 слайд)- — На севере бывает долгая полярная ночь, когда круглые сутки на улице темно. На небе можно наблюдать совершенно необыкновенное явление – северное сияние, переливающееся разными цветами. (Показывает иллюстрацию с изображением северного сияния.)

(4 слайд)- На севере есть районы, где на много километров тянетсятундра. Если в тайге и средней полосе растут высокие ели, сосны, пихты, березы, то в тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайником (показывает иллюстрацию). Еще в тундре можно встретить березу, но не простую, а карликовую (показ иллюстрации). Как вы думаете, почему ее так назвали? (ответы детей). Да, потому что она маленькая, низкорослая.

(5 слайд)- — Какие ягоды можно собирать в лесу? (ответы детей) А кто знает, какие ягоды можно собирать у нас в тундре? (ответы детей) У нас растут ягоды, которые выдерживают сильные морозы, потому что границы тундры подходят к северным холодным морям. – брусника, голубика, морошка.

(6 слайд)- — Каких животных, проживающих на севере, вы знаете? (ответы детей) Конечно же, это знаменитый белый медведь, и морж, и тюлень. А еще в снегах можно увидеть белоснежного песца. (показывает иллюстрации).

(7 слайд)- Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру, — это якуты, эвенки, манси. Их профессия – оленеводы. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле.

(8 слайд) Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?

Дети отвечают. Это длинный шест. Зачем он ему? Дети. Чтобы погонять оленей.

Воспитатель. Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему вы решили, что не холодно?Дети. На них теплая одежда.

(9 слайд)- Воспитатель. Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?

Д е т и. Из меха.

Воспитатель. Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя.

Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.

(10 слайд)- Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают игрушки. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером). А сейчас мы поиграем.

Игра «Что лишнее?»

Детям раздаются по 3—4 картинки, среди которых одна лишняя, т.е. на ней изображен предмет, не относящийся к жизни и быту народов Севера.

Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему.

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо.

Сегодня мы с вами узнали о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.

(11 слайд)- — Живут они здесь с давних пор. Это очень милые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. Место, где они останавливаются, называется стойбище. Живут они в чумах. Эти жилища они делают из оленьих шкур. Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

— Олень для северных народов кормилец. Мясо оленя употребляют в пищу, а из шкур шьют одежду и строят чумы. Кроме оленеводства северные народы занимаются рыболовством. Ловят рыбу в морях, реках.

— Посмотрите на картину, кого вы видите?(рассматривание картины «Дети севера»)

— Что делают дети? (Катаются на санях) Эти легкие длинные сани называются нарты. Олени пробегут по снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. А управляет оленями каюр. В руке у него длинный шест чтобы погонять оленей. Ребятам не холодно в санях. Они одеты в непростую одежду. Она сшита из шкур оленя, а называется малица. Шьется она из оленьего меха, мехом внутрь. В ней северные жители зимой и ходят и работают. Рукодельницы очень красиво украшают малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь и головные уборы тоже шьют из меха оленей. Олень не только кормит и одевает северян, но и является для них основным видом транспорта.

— Северные народы очень талантливы. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и красивые поделки. (показ работ вышитых бисером)

— Каждый народ славится своими песнями, танцами, сказками. Есть они и у северян. Сегодня я расскажу вам одну из них. Называется она «Кукушка».

( Чтение сказки) Кукушка -ненецкая сказка

Жила бедная женщина. Было у нее четверо непослушных детей. От тяжелой работы заболела мать, лежит в чуме, просит детей принести ей воды попить. Но дети были ленивые и непослушные, не несли ей воды…Обработка Шаврова

Кукушка.Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на сне­гу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум — целые сугробы снега на пи­мах натащат, а мать — убирай.

Одежду промочат, а мать — суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу в реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от ра­боты тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Старший говорит: — Я без пимов.

Другой говорит: — Я без шапки.

Третий говорит: — Я без одёжи. А четвёртый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотелось старшему есть — заглянул в чум.

Релаксация.— Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей? Надо заботиться о своих мамах. Беречь их, особенно когда они болеют.- Мы сегодня узнали много интересного. И сейчас предлагаю вам нарисовать то, что вы узнали нового и интересного. Рисование животных, ягод, украшение малиц по выбору.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475999-kraevedenie-znakomstvo-s-zhiznju-narodov-seve

Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся

муниципальных образовательных учреждений.

Номинация «Соревнования юных исследователей обучающихся второй ступени образования»

 «Я – исследователь»

«Образ мамы в рассказах и сказках разных народов России».

Исполнитель: Жежель Алена Евгеньевна,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,

МБОУ СОШУИП №3, 1 а класс

Руководитель: Николаенко Раиса Владимировна,

Учитель первой квалификационной категории,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,

МБОУ СОШУИП №3

г. Лабытнанги

2019

Аннотация

Цель моей работы – на основе исследования художественной литературы, прививать  у сверстников внимательность, доброту и отзывчивость к маме, дать представление о значимости мамы в жизни ребенка, семьи, развивать интерес к чтению художественной литературы и умению  оценить характеры героев.

Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ и синтез полученных результатов.

Актуальность работы: мама играет важную роль в жизни человека и от материнской любви зависит мир и согласие в доме,  основы нравственной личности закладываются в раннем детстве при доминирующем воздействии мамы и  отношение к матери является  кирпичиком семейного счастья  и гармоничного развития личности, взаимопонимания и уважения к старшему поколению.

(младшие школьники имеют низкую речевую культуру, отсутствует интерес к чтению книг и  культура поведения.  Необходимость сохранения русской речи,  уважения к своим родителям.)

         Выводы: данные моего исследования позволяют говорить о том, что мама самый дорогой человек на земле и независимо от национальностей, которые живут в России, все люди,  во все времена, очень сильно любят маму и  относятся к ней с уважением и лаской, поэтому мной сделан вывод, что все люди одинаковы, не зависимо от национальностей и все должны любить и не обижать своих мам, говорить им добрые, ласковые слова, что без любви человеку плохо.

Также мной сделан вывод о том, что чтение способствует развитию устной речи школьника, обогащает его словарный запас, знакомит с культурой и традициями народов России; чтение – единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, настроения и состояния.

Содержание

                                                                                                            Стр.

  1. Введение                                                                                                           4
  2. Описание работы                                                                                             5
  3. Заключение                                                                                                      10
  4. Список литературы                                                                  11
  5. Приложения                                                                                                    12
  1. Введение

Цель: исследовать, как дети относятся к своей маме  на примере учащихся 1 класса МБОУ СОШУИП №3, дать понимание о значимости мамы в  жизни ребенка  и  семьи, выяснить верно ли утверждение «От матери человек берет все самое прекрасное и самое чистое…», Задачи исследования:

  • найти информацию в произведениях русской литературы о маме;

изучить, расширить знания детей о делах, заботах мамы о роли мамы в их жизни;

  • на основе произведений русской литературы исследовать во все ли времена люди относились к маме с особым трепетом и любовью;
  •  установить, как сверстники относятся к своей маме;
  • воспитание заботливого, чуткого отношения к матери, ее просьбам;
  • побудить детей выражать благодарность своим матерям за заботу, привить любовь и уважение к своим родителям;
  • представить собранную информацию;

Ожидаемые результаты исследования:

Получить новые знания, представить собранную информацию в виде презентации, оформить буклеты по теме исследования, разместить свою работу на школьном сайте с целью повышения значимости мамы в жизни ребенка и семьи и  популяризации чтения книг.

 Объект, предмет и база исследования.

  • объект исследования: изучить произведения русской литературы о маме, опрос сверстников.
  • предмет исследования: изучение влияния мамы на нравственное воспитание ребенка, через сказки и другие художественные произведения.  

 Гипотеза исследования:

Я предположила, что мама  — самое главное на свете.

 Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.

 Возвращаясь, как то со школы, мы разговорились с одноклассниками о маме. Каждый стал говорить, что его мама самая лучшая, и все наперебой стали говорить, что его мама лучше всех. Я сразу вспомнила о своей маме и подумала, что моя мама самая, самая… И этот детский спор заставил меня подумать, а все ли считаю, что мама у него самая лучшая и любимая?  И в памяти  всплыл мультфильм, который  нам показывали в детском саду о маме-кукушке. Я пришла к маме и рассказала о своей беседе со сверстниками. У нас дома очень много  книг и мама на ночь мне всегда читает  сказки, я очень люблю эти моменты, люблю ее слушать, потому что она всегда читает с выражением и интересно. Мама предложила мне найти сказки народов России о маме и прочесть их.

Мы сходили в библиотеку и подобрали печатные издания, побеседовали с библиотекарем——. На этом этапе мне удалось узнать много нового из тех произведениях русской литературы, которые мы с мамой прочли, узнать о роли мамы в жизни человека  у разных народов.

  1. Описание работы            

В долгие зимние вечера, при тёплом свете абажура и шелесте книжных страниц, мамин голос мне прочел очень много сказок разных народов о маме. Читая эти сказки, я поняла, что Россия очень большая страна и в ней проживают разные народности: русские, татары, белорусы, украинцы, калмыки, селькупы, ненцы, ханты, коряки  и другие.  И  в нашем классе учатся ребята разных национальностей: русские, украинцы, калмыки и марийцы. (Поискать сказки калмыкские и марийские), которые мне рассказывали как сильно они любят свою маму).

Мы прочли с мамой очень много сказок – это русские народные: «Волк и семеро козлят», «Счастливое дитя», «Терешечка», корякская  сказка «Как старуха Кытна вернула домой свою дочь», нанайская сказка «Айога».

Терешечку, «Сказка про маму», «Не буду просить прощения» — аннотации ,

  Нашли произведения русских писателей о маме, это  Софьи Прокофьевой «Сказка про маму», «Не буду просить прощения», Е. Пермяка « Как Миша хотел маму перехитрить», Б.Емельянова «Рассказы о маме».

   Но еще мне очень запомнилась ненецкая сказка «Кукушка», потому что мама у них работала на реке, тяжело ей было, а дети ей не помогали, не слушались ее: « …бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать –убирай.  И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети не помогали». От такой жизни заболела мама, навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.»  Сделать выводы  ,, что не все сказки заканчиваются одинаково хорошо…

  1. Заключение.

 В ходе исследования я поняла, что материнство это великий и тяжелый труд, но это не работа, на нее не устраиваются, это не должность и не профессия — ее не выбирают. Это призвание, это почетнейшая из всех существующих на земле должность; это самая круглосуточная (без отпусков и выходных), самая кропотливая, чистая и творческая работа, это повседневный труд. Материнская любовь — это самое сильное чувство на свете, которое основано на поддержке, ласке, заботе и конечно же, душевном тепле, это такая любовь, которая не требует ничего взамен. Мы должны об этом не забывать, не забывать о самом главном для каждого из нас человеке в жизни, заботиться о ней и любить ее.

У всех народов и во все времена – отношение  мамы к   своим детям одинаково: нежность, доброта и забота… Поэтому мы обязаны любить маму и заботиться о ней, не обижать и не расстраивать ее, относиться внимательнее к ее просьбам.

И, независимо от национальности, мы все одинаково любим своих мам.

4. Список литературы

1. Сказки народов Севера. Автор: Иванова А.Д.  Издательство: ГУ «Северное издательство» 2014  

2.Сказки России в пересказах Марка Ватагина.  Издательство: Ленинград. Детская литература 1983

3. Толковый словарь В.И. Даль. Издательство: Альманах «Цитадель», 1988

4. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004                                                                

5. Софья Прокофьева « Сказка про маму»

6.Русские народные сказки. Из сборника Афанасьева А.Н. Издательство Баку, Гянджлик 1990

7. Русские народные сказки. Издательство «Правда» 1990

5.   Интернет – ресурсы:  

Приложение 1

Список книг детям  о маме  для прочтения.

●  

Приложение 2

Высказывания русских писателей о маме.

● Русские дети называют мать-«мама», маленькие французы –«маман», немецкие ребята-«мама», английские «мэмма», китайские  -«мама», корейские –«омма». По видимому, где бы ни родился человек, почему-то именно это или очень похожее слово первым приходит ему в голову , когда надо назвать самое близкое, самое родное, самое дорогое существо на свете. Л.В. Успенский

                                                                                                                                    Приложение 2

                                                         Памятка для детей

О том как нужно проявлять внимание к маме.

                                   Памятка для родителей

Совет  родителям, чтобы мамы читали на ночь детям сказки.

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

  1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
  4. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  5. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
  6. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
  7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
  8. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
  9. Не нужно принуждать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
  10. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Приложение 4

Памятка. Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?

1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.

2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.

3. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.

 4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.

5. Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки пересказывания, т. е. изложения, будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей.

6. Книги учат сопереживать. Оставаясь один на один с героями романа, мы становимся с ними одним целым и испытываем целую гамму чувств и эмоций при прочтении. Чтение книг рождает наши эмоции.

7. Если книга хорошо оформлена, если в ней есть красивая графика и картинки, все это способствует формированию правильного эстетического вкуса.

8. Когда мы читаем вслух, мы развиваем и улучшаем дикцию. Что очень полезно для публичных выступлений. Красивая речь всегда является преимуществом.

9. Чтение книг с карандашом в руках помогает научиться выделять главное и важное, ведь не секрет, что когда мы что-то записываем, мы улучшаем свою механическую память и информация запоминается гораздо лучше.

10.Читая книги, мы разрабатываем свою систему восприятия информации через книги. У нас появляется собственная методика чтения, с помощью которой мы лучше усваиваем информацию.

О вреде чтения  книг можно сказать лишь только тогда, когда при плохом освещении  можно испортить зрение, поэтому это еще один аргумент о пользе чтения, поскольку « противопоказаний» к данному занятию не имеется.  

Приложение 5

Интересные факты из истории  

У индейцев —-

Победитель Премии Арсеньева в номинации «Детская проза» рассказала про жизнь среди северных людей и о планах на новую книгу

Нина Коледнева: сказки определили мою судьбу. Фото: Предоставлено автором

Создательница сказок про северные народы Нина Коледнева (Беломестнова) стала победителем общероссийской литературной Премии им. В. К. Арсеньева (12+). Как признается писательница, сказки определили ее судьбу — в детстве, сидя у костра, фантастические истории оленщиков запали в ее душу настолько, что теперь это стало ее профессией. О победной «Золотой нити» (6+) и планах на будущую книгу в материале ИА PrimaMedia.

— Нина Васильевна, расскажите, что сподвигло вас начать писать сказки?

— Я родилась и выросла в эвенкийском селении Тунгокочен на севере Забайкалья. Мое детство и отрочество прошло среди сверстников-эвенков. У нас были общие учебники, общие игры и забавы. Оленщики с караваном оленей, случалось, делали крюк в тайге, чтобы заглянуть к нам в село, проведать своих детей, живущих в пришкольном интернате. И тогда у ночного костра звучали фантастические истории — об одноглазых людоедах-великанах и об отважных охотниках, сумевших победить злобных нелюдей; о волках, что могут перевоплощаться в людей; о медведях, отвечающих добром на людское добро. Эти сказки запали мне в душу. И, по сути, подсказали мне будущую профессию, определили мою судьбу.

— Чтобы создавать такие фантастические истории, необходимо где-то черпать вдохновение, искать зацепки, приключения. Как вы ищите свою сказочную музу?

— За эти годы исколесила на машинах, облетела на самолетах, исходила пешком полмира. Сплавлялась по Витиму. Встречалась со звероловами и старыми оленщиками в эвенкийских селениях на севере Забайкалья и республики Бурятия, записывала их истории об охоте на диких зверей, о том, что случалось с ними на перекочёвках, их загадки, верования, шаманские табу. Побывала на Аляске, гостила в резервациях индейцев племени Пуэбло и племени Навахо в Америке. Дышала живительным воздухом Амура. Посетила деревню китайских орочон на Малом Хингане.

Слева Нина Коледнева

Слева Нина Коледнева. Фото: Предоставлено автором

Всё это стало питательной почвой для моих авторских сказок, герои которых — северяне, звероловы, оленщики и рыбаки. Они живут, согласуясь с циклами природы, и сами, по сути, ее часть. Они обитают на вечной мерзлоте, где, казалось бы, сложно выжить, но соорудили себе теплые чумы, пошили одежду из звериных шкур, и мороз им не страшен. Они умеют радоваться жизни — первому снегу, прилету птиц по весне, пению горного ручья. А чтобы не голодовать в зимнюю пору, когда не так-то просто добыть зверя, коренные северяне, эвенки, соблюдают нимат. Это неписанный закон звероловов, когда удачливый промысловик раздает часть своей добычи соплеменникам, тем, кому не повезло на охотничьей тропе. 

— Расскажите, как была создана книга сказок «Золотая нить», с которой вы стали победителем на Премии Арсеньева? 

— История уходит корнями в третью тунгусоведческую международную конференцию, что проходила в Благовещенске в 2018 году. Ученые-тунгусоведы из разных стран мира вместе с краеведами, журналистами, представителями северных коренных народов России искали наиболее действенные пути развития северного оленеводства. Печалились о том, что эвенки теряют свой родной язык (в наши дни общаются в быту на нем лишь старики), искали пути ревитализации языка. А самый эффективный способ дать второе дыхание языку, по мнению участников дискуссии, — через сказку.

Председатель родовой эвенкийской общины «Неут» Екатерина Шмонина из Хабаровского края загорелась идеей издать сказки о своем народе на эвенкийском языке. Я отозвалась на ее клич — у меня часть авторских сказок уже была издана, часть находилась в рукописи. Члены родовой общины «Неут» придирчиво прочитали сказки — в героях увидели себя и своих сородичей, узнали ушедших в мир иной предков, встретили своих эвенкийских богов. Они признали сказки — эвенкийскими, а после взялись за их перевод на родной язык.

Сборник сказок "Золотая нить"

Сборник сказок «Золотая нить». Фото: Предоставлено автором

В течение последующего года я, Екатерина Шмонина и эвенки — переводчики на эвенкийский язык, работали в тесном союзе: компоновали сборник сказок, привлекали к оформлению книги творчески одаренных детей. Иллюстрации к сказаниям готовили школьницы Диана Бондарь, жительница Забайкалья и старшеклассницы Наталья Волкова и Дарья Красинская из эвенкийского селения Тугур. 

И в начале 2021 г книга сказок  Нины Коледневой «Золотая нить», изданная на двух языках, увидела свет. Удалось также издать аудиоприложение к ней.

— А кому бы вы рекомендовали прочитать эти сказки?

— К сожалению, тираж книги небольшой — всего тысяча экземпляров. Все они разошлись по библиотекам Дальнего Востока и Восточной Сибири, в первую очередь северных сел, где живут аборигены. Сборник сказок «Золотая нить» мы подарили музеям, университетам и другим заведениям, где изучают эвенкийский язык. 

Книга послужит прекрасным учебным материалом для детей эвенков, которые изучают родную речь в школах. Материал можно будет использовать для театральных постановок. Хабаровские эвенки уже осуществили постановку сказки «Женщина-радуга» (6+) в своем национальном эвенкийском кукольном театре. Спектакль был впервые показан на телемосте трех регионов — Забайкальского и Хабаровского краев, а также Амурской области, где был презентован сборник сказок «Золотая нить» и принят зрителями на «Ура».

Книга послужит прекрасным учебным материалом для детей эвенков, которые изучают родную речь в школах

Книга послужит прекрасным учебным материалом для детей эвенков, которые изучают родную речь в школах. Фото: Предоставлено автором

Но главное, сказка вхожа в каждый дом жителей северных селений, в каждый чум или палатку оленевода. И если зазвучит на родном языке потомков вечных кочевников, то поможет юным северянам понять и впитать ценности их предков, полюбить свой родной язык. 

— Ваша миссия по сохранению эвенкийского языка понятна, а что побудило вас принять участие в Премии?

— Этот литературный конкурс близок мне, как близок по духу путешественник, исследователь, писатель Владимир Арсеньев, как близок и его проводник в дебрях Уссурийской тайги Дерсу Узала… Я встречала немало таких людей среди наших забайкальских эвенков, охотников и следопытов, знающих северную тайгу как свои пять пальцев. А подавая заявку на участие в конкурсе, всегда в душе надеешься на победу.

— Вы же не собираетесь на этом останавливаться? Есть ли в планах идея для новой книги?

— Я буду продолжать писать о Севере и северянах, о первопроходцах Дальнего Востока. И у меня есть конкретные герои — это мои родители. Они были врачами. Первыми в истории эвенкийского народа — у нас, на севере Забайкальского края. Отец возглавлял районный отдел здравоохранения в Тунгокоченском районе, а мама была главным и единственным в военные годы врачом в этом районе, по площади равном трем Франциям.

Совсем еще девчонка, выпускница Омского мединститута, моталась по глухой тайге верхом на лошади — часто одна, без сопровождения, без ружья, лишь с саквояжем с лекарствами и шприцем. А до Калакана было пять суток езды в одну сторону, до других эвенкийских селений, где ждали ее помощи, — по трое суток. Врач-педиатр по специальности, но ей пришлось овладеть смежными направлениями: принимать роды, оперировать неотложных пациентов, помятых медведем и истекающих кровью, спасать эвенков от инфекционных болезней.

Я очень хочу, чтобы о ее подвиге, о ее самоотверженном труде узнали наши современники. Узнали о судьбе моего отца, попавшего на Дальний Восток в молодости, и прикипевшему к этому суровому краю.

Инфоурок

Дошкольное образование
ПрезентацииПрезентация по окружающему миру «Малая народность НЕНЦЫ» и по художественной литературе ненецкая сказка «Кукушка»

Ненцы – жители Крайнего Севера РоссииСтаршая группа. Презентация к занятию....

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Ненцы – жители Крайнего Севера РоссииСтаршая группа. Презентация к занятию.

    Описание слайда:

    Ненцы – жители Крайнего Севера России
    Старшая группа. Презентация к занятию.
    Окружающий мир и ознакомлению с художественной литературой.
    по теме: «Ненцы-жители Крайнего Севера России»
    Народная Ненецкая сказка «Кукушка».
    Подготовил: Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №9 «Алёнушка» Максимова А. Д.

  • 2 слайд

    Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди.

    Описание слайда:

    Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова.

  • 3 слайд

    Тундра - холодные северные пространства . В поисках корма для своих оленей ча

    Описание слайда:

    Тундра — холодные северные пространства . В поисках корма для своих оленей часто переходят — кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется
    стойбище.

  • 4 слайд

    Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бег

    Описание слайда:

    Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

  • 5 слайд

    Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне? Чум –

    Описание слайда:

    Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне? Чум – жилище ненцев, шалаш покрытый шкурами оленя

  • 6 слайд

    Ненцы живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро

    Описание слайда:

    Ненцы живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать перевезти на другое место.

  • 7 слайд

    Сказка северных народов кукушка

  • 8 слайд

    Сказка северных народов кукушка

  • 9 слайд

    У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат

    Описание слайда:

    У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое

  • 10 слайд

    Воспитатель: Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшиты?

    Описание слайда:

    Воспитатель: Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшиты?
    Дети: из оленей шкуры молодцы. Воспитатель: Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин.

  • 11 слайд

    Пимы –зимняя обувь северных народов — высокие сапоги мехом наружу из шкуры с

    Описание слайда:

    Пимы –зимняя обувь северных народов — высокие сапоги мехом наружу из шкуры с ног оленя На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы.. Такую одежду в магазинах не купить.

  • 12 слайд

    Сейчас немножко отдохнем.Физкультминутка «Птички» (Помощник по ютубу включае

    Описание слайда:

    Сейчас немножко отдохнем.
    Физкультминутка «Птички» (Помощник по ютубу включает пение птиц дрозда и кукушки )
    Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,
    Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»
    По лесу летают, вокруг столов)
    Песни распевают.
    Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
    Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)
    Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)
    Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)

    Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю Ненецкую народную сказку, которая называется «Кукушка». Для этого сядьте поудобнее, слушайте внимательно.

  • 13 слайд

     Ненецкая народная сказка «Кукушка»

    Описание слайда:

    Ненецкая народная сказка «Кукушка»

  • 14 слайд

    Сказка северных народов кукушка

  • 15 слайд

    Сказка северных народов кукушка

  • 16 слайд

    Сказка северных народов кукушка

  • 17 слайд

    Сказка северных народов кукушка

  • 18 слайд

    Сказка северных народов кукушка

  • 19 слайд

    Сказка северных народов кукушка

  • 20 слайд

    Сказка северных народов кукушка

  • 21 слайд

    Воспитатель: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец. Как заканчивается эт

    Описание слайда:

    Воспитатель: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
    Как заканчивается эта сказка?
    Дети. Грустно заканчивается.
    Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку?
    Дети. Дети не дали воды.
    2. Почему мама не вернулась к детям?
    Дети. Она очень обиделась.
    Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?
    Дети: всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.
    3. Чему учит эта народная сказка?
    Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.
    Воспитатель. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное — здоровы.
    Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

  • 22 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка северных народов кукушка

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Сказка северных народов кукушка

  • Сейчас обучается 558 человек из 77 регионов

Сказка северных народов кукушка

  • Сейчас обучается 2922 человека из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Использование нейробики в работе с детьми дошкольного возроста

  • Использование инновационных игровых технологий – блоков Дьенеша, как метод развития логико – математических представлений у дошкольников

  • Познавательное занятие для старших дошкольников «Разговор о дружбе и любви»

  • Конспект занятия по рисованию «Колобок» в младшей группе

  • Презентация на тему: «Культурно-гигиенические навыки детей»

  • Игра — квест на прогулке «ПОМОЖЕМ ВОРОБУШКУ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» для воспитанников младшего дошкольного возраста. (1 апреля «День птиц»)

  • Статья «Развитие вокально- хоровых навыков у дошкольников»

  • Конспект занятия «Безопасность на прогулке»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453791 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • Сказка севастополь улица астана кесаева
  • Сказка севера в галерее шилова
  • Сказка светиксемитивик слушать бесплатно
  • Сказка самый счастливый день
  • Сказка сахарная редька писахов