Мотивационная
— Ребята, проходите. Осмотритесь.
Особое внимание детей педагог обращает на новую куклу.
— Дети, кто принес эту куклу?
— Почему она так одета? Где она может жить?
Дети отвечают.
— Отвечайте полным предложением. Давайте полный ответ.
— Мне стало интересно, где же носят такие наряды и откуда взялась эта красотка. А вам ребята?
— Как мы можем узнать? Какими способами можно получать новую, неизвестную информацию? (читать книги, рассматривать картины, смотреть программы познавательные).
— Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие и найти ответы на наши вопросы. Только нужно ещё раз повторить, что мы хотим узнать. Кто сможет сформулировать?
— Вот обратите внимание, есть какой-то объект, мне кажется он похож на туннель, может быть мы в него пройдем?! (дети соглашаются). Куклу оставим здесь, она нас будет ждать.
Дети заходят в группу. Осматриваются.
Рассматривают куклу. Предлагают варианты ответов.
– Эта кукла из другой страны.
— Она живет там, где холодно.
— Эта кукла живет на севере.
— Она живет там, где всегда зима.
— Я не знаю.
— Да, нам тоже интересно.
— Можно найти в интернете. Можно найти книгу. Посмотреть картинки.
В телевизоре можно увидеть.
— Где живет эта кукла? Почему она так одета?
— Давайте. (Дети проходят через небольшой туннель, красиво украшенный лентами)
Дети и педагог заходят в группу и видят приготовленные атрибуты.
Педагог поощряет развернутые ответы детей. Стимулирует малоактивных детей вопросами.
Индивидуальный ответ детей.
Включаются слайды «Северное сияние» и музыка
Основная
— Ребята, что это за явление, чудесное, необычное? (северное сияние.) Что вы о нем знаете?
Ещё какими словами можно его описать.
— Значит, мы попали на север нашей страны?! Здорово!
— Ребят, послушайте, мы свами произнесли несколько слов, они чем – то схожи, в их звучание я слышу звук. Какой звук? Я повторю, а вы найдите этот звук.
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ и СЕВЕР СТРАНЫ
— Вместе, спокойным голосом, произнесем слова и выделим этот звук.
— Давайте ещё вспомним слова с таким же звуком. Может быть в этом нам поможет макет. Посмотрите, назовите слова со звуком «С»
— СОБАКА, точно в этом слове тоже есть звук «С»
— Ребят кого вы узнали? (медведей, оленей, собаки хаски).
— Да вы всё правильно сказали, вы оказывается столько всего знаете. Но я вот заметила необычное жилище или дом, чье оно? Как бы нам узнать? (Обращает внимание на информационную папку).
Здесь живут люди, они отличаются своей культурой и национальностью – ненцы. Их основная деятельность – разведение оленей. Это кочевой народ, поэтому их жилище — Чум устроено так, что бы можно было – бы перевозить его с собой.
А здесь живут нанайцы. Жилье – серома- землянка. Одежда у них тоже отличительная, она теплая, используется мех и кожа животных и даже рыб. Так как этот народ живут на берегах рек, озер, морей на Дальнем востоке, основное занятие их — ловить рыбу.
Давайте поиграем в небольшую шуточную игру. А альбом и книги возьмем с собой. Вставайте в круг. Я говорю слово «рыбка», а вы «улыбка», если моё слово меняется, попробуйте и вы изменить своё. Получиться весело, не забывайте улыбаться.
Рыбка – улыбка,
Рыба – улыба,
Рыбина — улыбина,
Рыбища –улыбища.
-Присаживайтесь, на стульчики. Дети-нанайцы как и вы любят слушать сказку. Давайте послушаем одну из них.
— Ребят, интересная сказка? — Дети, но эта сказка рассказана не до конца, у меня нет концовки. Что же делать?
— Давайте придумаем сами. Вот девочка Айога ушла из дома, и идет по заснеженным просторам и вдруг…..
Выслушиваем один рассказ ребенка.
— Кого же она встретила?
-Что могло произойти дальше?
-Что девочка поняла?
— Здорово, ребята, у меня возникла идея, давайте проиграем фрагмент этой сказки, используя фигуры с макета, сам макет послужит для нас сценой. Педагог помогает используя фигуры макета. Показывая образец действий.
— Это северное сияние.
— Как красиво! Необычно. Волшебно.
— Звук «С».
— С-Северное С-Сияние, ЧудеС-Сное, С-Север С-Страны.
— Снег, собака, сугроб, сани, сапоги, сова, рысь и т.п.
Рассматривают макет, альбом.
-Дети строятся в круг, берутся за руки.
Дети присаживаются на стульчики для слушания сказки.
Слушают сказку.
Отвечают на вопросы.
— Давайте придумаем.
— Она встретила собаку. Собака на неё на лаяла. Девочка испугалась и побежала домой. Больше не капризничала.(Слушалась).
— Я буду – Айогой. Ребенок придумывает концовку.
Даем детям маленькую паузу полюбоваться. Выслушиваем индивидуальные ответы. Получить эмоциональный отклик.
Хоровое произношение.
Педагог переключает внимание всех детей на макет.
В группе в разных местах расположены альбомы для рассматривания по теме и книги. Если дети находят что-то, педагог предлагает взять это с собой из путешествия.
Игру использую как физ. минутку.
Цель — получить эмоциональную разгрузку.
Педагог зачитывает сказку, но не до конца, до слов «Мать отдала лепёшку соседской девочки. Айога выбежала из дома…..»
Спрашивает одного из ребенка. Наводящими вопросами помогает педагог.
Заключительная
— Ребята, вы не устали? Может быть нам пора вернуться? Пойдёмте в туннель, обратно вернемся, нас ждет кукла. Возьмем с собой наши находки.
— Ребята давайте теперь посмотрим, что нам удалось найти. А узнать? Кто, вспомнит что делали мы свами.
— Здесь есть свободные полочки, давайте на них сложим то, что мы нашли.
— И куклу давайте тоже сюда поставим.
— Теперь у нас есть целый книжный уголок про север нашей страны. В свободное время вы сможете посмотреть и вспомнить. Почитаем ещё произведения. А возможно ещё дополним нашу папку картинками.
Теперь ребята, я предлагаю вам подумать, кому было интересно и весело на занятии – им в подарок куколка приготовила снежки. А кому было грустно – тому звезды.
Благодарю вас за внимание.
Дети проходят через тунель.
— Мы смотрели животных
— Мы видели северное сияние
— Мы читали сказку
— Принесли книгу и картинки в папке.
Расставляют принадлежности на полочки.
Выбирают себе подарочки.
Снова слайды и музыка.
Обращает внимание на пустые книжные полки.
Если ребенок берет себе звезду, педагог интересуется, почему.
Писахов Степан
Григорьевич (13[25].10.1879 — 3.05.1960), русский писатель, этнограф, сказочник и художник,
преподаватель живописи. Известен главным образом историями из
жизни поморов.
Отец писателя – Год Пейсах, мещанин Шкловского
общества Могилевской губернии (Белоруссия) крестился, стал Григорием
Пейсаховым, получил отчество Михайлович от крестного отца архангельского
мещанина Михаила Прохорова. Григорий Михайлович имел ювелирную мастерскую и
небольшой магазин. В семье купца работали три человека прислуги: экономка,
кучер и кухарка. Кроме того, Г. Писахов содержал подмастерье и одного ученика.
Ирина
Ивановна, мать Писахова, была дочерью писаря конторы над Архангельским портом
Ивана Романовича Милюкова и его жены Хионии Васильевны. Хиония Васильевна была
староверкой, «строга и правильна в вере». Душа художника и сказочника
С.Г. Писахова вылепилась в раннем детстве под влиянием двух противоположных
стихий: устремление к Царю небесному материнской старообрядческой веры и
отцовской жаждой практического устроения на земле зажиточной жизни. Рос мальчик
в атмосфере староверческих правил жизни. Знакомство с песнями, псалмами и
гимнами религиозно-сектантской поэзии давало уму особое направление. Не
удивительно, что герой Писахова может передвигать реки, ловить ветер.
Отец пытался
приучить мальчика к ювелирным и граверным делам. Когда Степан потянулся к
живописи, это не понравилось отцу, который внушал сыну: «Будь
сапожником, доктором, учителем, будь человеком нужным, а без художника люди
проживут». «Чтение преследовалось», — вспоминал Писахов.
Тайком забирался под кровать с любимой книгой и там читал. Огромное впечатление
произвела книга Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Она подогревала желание Писахова убежать из-под опеки отца. Сам Писахов был
похож чем-то на Дон-Кихота. Наверное, своей любовью к добру и справедливости,
неприятием неправды и человеческой черствости. Всю свою жизнь он искал царство
«искренних, простых отношений».
В гимназию Писахов не попал (по возрасту), окончил
всего лишь городское училище и то с запозданием. Бегство и странничество
виделось ему единственным выходом из тисков домашней жизни, и после окончания
городского училища в 1899 г. он устремляется вначале на Соловки, потом поступил
на лесозавод рубщиком («заработал за лето 50 руб.»). Потом — Казань,
попытка поступить в художественную школу. Попытка оказалась неудачной, в 1902
г. он уезжает в Петербург и поступает в художественное училище барона Штиглица.
Преподаватели высоко оценили дарование Писахова, и он несколько лет занимался
живописью под руководством академика А.Н. Новоскольцева.
В течение 3 – х лет Писахов влачит полуголодное
существование, овладевая в училище профессией учителя рисования и художника – прикладника,
а на занятиях в частных школах – живописью. Но Писахов не унывал: много читал
(полюбил Достоевского), ходил в музеи и театр.
В 1905 г. был исключен без права продолжения
художественного образования в России. Не имея на руках диплома о праве занятия
учительской должности (аттестат был выдан в 1936 г.), лишенный всяческих
источников существования Писахов готов признать ошибочным свой выбор пути
художника. Обращается к поиску «божией правды», сначала у святынь
Новгорода, а позднее, летом 1905 г. — на арктическом Севере («мир только
что создан»). Однако с мольбертом, даже на Новой земле, никогда не
раставался.
Новая Земля,
становище Малые Кармакулы.
С сочувствием отнесся к ненцам — добрым, наивным и бесхитростным обитателям
Новой Земли. Писателя поразили их сказки про людей, «которые только
любят и не знают ни вражды и ни злобы… Если они перестают любить, сейчас же
умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса».
Поиск божественной «солнечной теплоты»,
которая могла бы возродить в человеке духовную природу, Писахов начинает в
Арктике и продолжает осенью того же 1905 года в странах средиземноморья, куда
попадает с толпой паломников.
«Там, думал, увижу самое прекрасное на земле!» Осенью 1905 г. попал в
Иерусалим, остался без гроша. Был писарем у архиерея в Вифлееме. Получил
разрешение у турецких властей — на право рисовать во всех городах Турции и
Сирии. Потом Египет. Мать высылала 10 руб. в месяц в очередной пункт назначения.
Писахов был аскетически неприхотлив и верил в людей. В трудную минуту —
выручали. Вернулся домой в Архангельск.
«Как
будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берез? … А… летние
ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…».
Все увиденное запечатлел в пейзажах, которые
выставлялись в Архангельске, Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Очень любил
бывать на Кий острове (Белое море).
В 1910 г. в Архангельске проходила выставка
«Русский Север». Писахов выставил более двухсот своих картин. 60
работ Писахова были представлены на Царскосельской юбилейной выставке 1911
года, посвященной 200-летию Царского Села. В 1912 г. за участие в выставке «Север
в картинках» в Петербурге он получил Большую серебряную медаль.
Первая мировая война прервала художественную
деятельность Писахова. В 1915 г. он был призван в армию, служил ратником
ополчения в Финляндии, а в 1916 г. был переведен в Кронштадт. Здесь его застала
февральская революция. С первых дней работал в Кронштадтском Совете рабочих и
солдатских депутатов, оформлял первомайскую демонстрацию (1917 г.), выступал с
докладами перед солдатами и матросами.
В 1918 г. вернулся в Архангельск. Заряд творческой
энергии, от рождения заложенный в Писахове, был столь велик, что одного увлечения
живописью уже казалось недостаточно для полного выражения индивидуальности.
Писахов берется за перо. Впервые записывать свои рассказы Писахов стал ещё до
революции по совету И.И. Ясинского — писателя, журналиста, известного как
редактор журналов «Беседа» и «Новое слово». Тогда эта
попытка закончилась неудачей. Теперь Писахов решил попробовать свои силы в
жанре очерков («Самоедская сказка» и «Сон в Новгороде»),
где воссоздает портреты современников.
В 1920 — 1921 гг. он подготовил 5 своих выставок.
Губисполком поручает ему приведение в порядок музеев Архангельска. По заданию
московского Музея Революции делает зарисовки мест боев с интервентами на
Севере, а для Русского музея — зарисовки памятников архитектуры на Мезени и
Пинеге. Осенью 1920 г. участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую
тундру.
В 1923 г. Писахов
ведет сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой
Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве.
В
1927 г. его картина «Памятник жертвам интервенции на о. Иоканьга»
занимала центральное место на всесоюзной выставке «10 лет Октября»,
за неё он был премирован персональной выставкой, состоявшейся через год в
Москве.
Но особую известность С.Г. Писахов снискал как автор
изумительных, поистине неповторимых сказок.
«Рассказывать свои сказки я начал
давно. Часто импровизировал и очень редко записывал. Первая сказка «Ночь в
библиотеке» мной была написана, когда мне было 14 лет».
Первая
его опубликованная сказка «Не любо — не слушай…» появилась в 1924 г.
в сборнике «На Северной Двине», издаваемом архангельским обществом
краеведения. По своему характеру она так отличалась от традиционного фольклора,
что составители сборника пустили её в печать без подзаголовка.
Сказка
«Не любо — не слушай» стала тем материнским ложем, из которого вышли
ставшие знаменитыми «Морожены песни», «Северно сияние»,
«Звездный дождь».
Писахов сразу нашел удачный образ рассказчика (Сеня
Малина из деревни Уймы), от лица которого и повел повествование во всех
своих сказках. Сказки также публиковались в губернской газете «Волна»
и краевой газете «Правда Севера».
Но пробиться на страницы столичных журналов Писахову
долгое время не удавалось. Лишь в 1935 году он сумел опубликовать несколько
своих сказок в журнале «30 дней».
Памятник Сене-Малине. Город Архангельск,
Чумбаровка.
«Когда
сказки стали появляться в «30 дней», меня как подхлестнуло».
За короткое время (1935 — 1938 годы) этот популярный
журнал Союза писателей опубликовал более 30-ти сказок Писахова.
1938 год – издание первой книги сказок, 1940 – второй.
В эти книги вошло 86 сказок.
«В сказках не надо сдерживать себя —
врать надо вовсю», — утверждал писатель, понимая, что никаких
строгих канонов у литературной сказки нет и быть не может.
В
1939 г., когда Степану Григорьевичу уже было 60 лет, его приняли в члены Союза
писателей. Он мечтал о выходе книги в Москве. Перед войной в Москве, в ГИЗе
подготовили книгу сказок Писахова, но она так и осталась в рукописи. Когда
начались боевые действия, сказочная тематика отошла на второй план.
Годы
войны Писахов провел в Архангельске, разделяя со своими земляками все невзгоды
тыловой жизни. Часто вместе с другими литераторами был желанным гостем в
госпиталях. Из письма А.И. Вьюркову — московскому писателю, постоянному
корреспонденту С.Г. Писахова в 40-е годы:
«Время не ждет, стукнуло 65. Была собрана юбилейная комиссия. Надо
было подписать отношение в Москву для утверждения о разрешении юбилея. … Кому
надо было подписать… — отменил. Просто запретил! И всё. Даже учительской пенсии
нет, даже возрастной нет. Живу, перевертываюсь… Порой хочется жить. Хочется
дождаться конца погани — фашистов. На мне одежда расползается. Пальто донашиваю
отцовское!… А я еще тяну, все еще как-то нахожу возможность оплатить обед,
штопать одежду, утешаюсь мыслями: вычеркнуть юбилей смогли — вычеркнуть меня из
существования могут. Вычеркнуть мои работы — картины, сказки… Врут-с! Не
вычеркнуть!»
После войны Писахов приносит в Архангельское
издательство рукопись, состоящую из ста написанных им сказок. Её «два
года перечитывали…» и наконец отобрали девять сказок.
Эту маленькую книжечку, опубликованную в 1949 г.,
Писахов отослал И. Эренбургу с просьбой «помочь подтолкнуть в издании
мои сказки». Но лишь в 1957 г. в издательстве «Советский
писатель» появилась первая «московская» книга Писахова. К
писателю приходит всесоюзная известность.
80-летие со дня рождения
широко отмечают в Архангельске. Центральные и местные издания публикуют статьи о
«северном
волшебнике слова».
Основным заработком для Писахова до войны и после
войны были уроки рисования. Почти четверть века проработал он в школах
Архангельска (№3, №6, №15). В автобиографии, датированной 23 октября 1939 г.,
он писал: «Мои
ученики без добавочной художественной подготовки поступали в художественные
вузы, что считаю тоже своей наградой».
В последние годы своей жизни Писахов не любил говорить
о возрасте: «Я привык быть под «стеклянным
колпаком». Это удобно: в гололедицу поддерживают, в трамвай подсаживают.
На вопрос, который год, — говорю: в субботу будет 500!» (Из письма
прозаику Александру Зуеву от 2 сент. 1959 г.).
Полушутя-полусерьезно Степан Григорьевич не раз
говорил, что собирается отметить не только свой вековой юбилей, но и непременно
дожить до 2000 года. Об этом он написал последнюю свою сказку, правда,
оставшуюся неопубликованной. Майским днем 1960 года его не стало. Как же мы,
его земляки, сохраняем память о нем? Дом Писахова. Его уже нет в Архангельске.
Сейчас на этом месте стоит 9-этажное здание. И улицы его имени тоже нет.
Правда, есть музей Писахова на его родной Поморской улице.
Жители
Архангельска считают С.Г. Писахова символом города, поэтому видят необходимость
в существовании памятника. По их мнению, памятник — дань уважения к писателю,
что позволяет горожанам не забывать о своем известном земляке. Горожане
отмечали, что вид памятника соответствует стилистике самих сказок Писахова и
его манере поведения. Степан Писахов писал своему другу А. К. Покровской: «Мой
вид столетнего часто помогает при встрече с приезжими. Местные знают. А по сей
причине (не в оговор сказать!) не знаю очередей и затруднений при «шествии
по граду — надо придерживаться патриаршего стиля. »
« Не любо – не слушай».
Про
наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины говорят, что
придумал я сказать все, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу — все
правда. Кругом земляки, соврать не дадут. К примеру, река наша Двина в узком
месте тридцать пять верст, а в широком — шире моря. А ездили по ней на льдинах
вечных. У нас и ледяники есть. Таки люди, которы ледяным промыслом живут.
Льдины с моря гонят да дают в прокат, кому желательно.
Запасливы
старухи в вечных льдинах проруби делали. Сколько годов держится прорубь!
Весной,
чтобы занапрасно льдина с прорубью не таяла, ее на погребицу затаскивали —
квас, пиво студили. В стары годы девкам в придано первым делом вечну льдину
давали, вторым делом — лисью шубу, чтобы было на чем да в чем за реку в гости
ездить. Летом к нам много народу приезжат. Вот придут к ледянику да торговаться
учнут, чтобы дал льдину получше, а взял бы по три копейки с человека. А
тран-вай в те поры брал пятнадцать копеек.
Ну,
ледяник ничего, для виду согласен. Подсунет дохлу льдину — стару, иглисту, чуть
живу (льдины хоть и вечны, да и им век приходит).
Приезжи
от берега отъедут верст с десяток, тоже как путевы, песню заведут. Наши робята
уж караулят — крепкой льдиной толконут, стара-то и сыпаться начнет. Приезжи
завизжат: «Ой, тонем, ой, спасите!»
Ну,
робята подъедут на крепких льдинах, обступят: «По целковому с рыла, а то вон и
медведь плывет, да и моржей напустим!»
А
мишки белы с моржами, вроде как на жалованье али на поденщине, свое дело знают.
Уж и плывут. Приезжи с перепугу платят по целковому. Впредь не торгуйся! А
мы-то сами хорошей конпанией наймем льдину. Сначала пешней попробуем, сколько
ей годов уз-нам, коли больше ста — не возьмем, коля сотни нет — значит, к делу
гожа; у нас и старики, которым меньше ста, козырем ходят.
На
льдину сядем, парус для скорости поставим, а от солнца зонтики растопырим,
чтобы не очень припекало. У нас летом солнце-то не закатыватся: ему на одном
месте стоять скучно, ну, оно и крутит по небу. В сутки раз пятьдесят обернется,
а коли погода хороша да поветерь, то и семьдесят; коли дождь да мокреть, так
солнце отдыхат, стоит. А на том берегу всяка благодать, всяческо
благорастворение. Морошка крупна, ягоды по три фунта и боле, и всяка
друга ягода.
Семга
да тресда сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся.
Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днища заколачивают. А
котора рыба побойче — выпотрошится да в пирог завернется. Семга да палтусина
ловче всех рыб в пирог заворачиваются. Хозяйки только маслом смазывают да в
печку подсаживают.
Белы
медведи молоком торгуют — приучены. Белы медвежата семечками и папиросами
промышляют. Птички всяки чирикают: полярны совы, чайки, гаги, гагарки, гуси,
лебеди, северны орлы, пингвины.
Пингвины
у нас хоть не водятся, но приезжают на заработки, с шарманкой ходят да с
бубном, а ины об-лизьяной одеваются, всяки штуки представляют, им в не пристало
облизьяной одеваться — ноги коротки, ну, да мы не привередливы, нам хоть и не
всамделишна облизьяна, лишь бы смешно было.
А
в большой праздник да возьмутся пингвины с белыми медведями хороводы водить, да
еще вприсядку пустятся, ну, до уморенья! А моржи да тюлени с нерпами у берега в
воде хлюпают да поуркивают — музыку делают по-своему.
А
робята поймают кита или двух, привяжут к берегу и заставят для прохлаждения
воздуха воду столбом пускать. А бурым медведям ход настрого запрещен.
По-зажилыо столбы понаставлены и надписи на них: «Бурым медведям ходу нет».
Раз
вез мужик муки мешок. Это было вверху, выше Лявли. Вот мужик и обронил мешок в
лесу. Медведь нашел, в муке вывалялся весь и стал на манер белого. Стащил лодку
да приехал в город: его водой да поветерью несло, он рулем ворочал. До рынка
доехал, на льдину пересел. Думал сначала промышлять семечками да квасом, а как
разживется, и самогоном торговать. Да его узнали — как не узнать? — обличье-то
показало! Что смеху было! В воде выкупали. Мокрехонек, фыркат, а его с хохотом
да с песнями робята за город прогнали.
Медведь
заплакал от обиды. Народ у нас добрый: дали ему вязку калачей с анисом, сахару
полпуда да велели кой-когда за шаньгами приходить.
Введение.
Архангельская
область – кладезь литературных талантов. На протяжении многих веков она рождала
знаменитых писателей и поэтов, сюда приезжали и здесь жили именитые литераторы. Одним из известных людей Севера был русский писатель, этнограф, сказочник и художник, преподаватель
живописи Степан Писахов.
В
2019 исполнилось 140 лет со Дня рождения писателя.
Степан Григорьевич очень любил наш северный край. «Как
будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берез? … А… летние
ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…», — говорил
он.
Все увиденное на Севере он запечатлевал в пейзажах, которые выставлялись в
Архангельске, Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Очень любил бывать на Кий
острове (Белое море).
В 1910 г. в Архангельске проходила выставка «Русский Север». Писахов
выставил более двухсот своих картин. 60 работ Писахова были представлены на
Царскосельской юбилейной выставке 1911 года, посвященной 200-летию Царского
Села. В 1912 г. за участие в выставке «Север в картинках» в
Петербурге он получил Большую серебряную медаль.
Но особую известность С.Г. Писахов снискал как автор изумительных, поистине
неповторимых сказок.
«Рассказывать свои сказки я начал давно. Часто импровизировал и очень
редко записывал. Первая сказка «Ночь в библиотеке» мной была
написана, когда мне было 14 лет».
Удивительный человек! Мне показалась интересной биография Писахова после того,
как мы сходили на мероприятие в сельскую библиотеку, поэтому я и решил заняться
проектом, связанным с биографией и произведениями Писахова.
Итак, тема моего
проекта – «Литературная карта Архангельской области. Степан Писахов».
Цель проекта: подготовить сообщение, книгу, иллюстрации к сказкам и викторину
о Степане Писахове.
Задачи проекта:
— изучить биографию писателя;
— отобрать необходимую информацию для составления сообщения;
— изготовить книгу по жизни и творчеству Писахова;
— нарисовать иллюстрации к сказкам.
Актуальность проекта заключается в том, что Степан Григорьевич Писахов – наш земляк,
автор удивительных сказок о людях и природе Севера, и мы, конечно же, должны
знать о нем, должны читать его произведения. Я уверен, что интерес к сказкам и
личности Писахова будет расти.
Продукт проекта: книга о жизни и творчестве Писахова,
иллюстрации к сказкам, викторина.
Викторина
по биографии и произведениям С. Писахова.
1.
Кем был С. Писахов? (русский писатель, этнограф, сказочник и художник,
преподаватель живописи)
2.
Чем занимался отец Писахова? (имел ювелирную мастерскую и небольшой магазин)
3.
Как отец относился к увлечению Писахова книгами и рисованию? («Будь
сапожником, доктором, учителем, будь человеком нужным, а без художника люди
проживут». «Чтение преследовалось»)
4.
Почему Писахов не попал в гимназию? (по возрасту)
5.
Где Писахов обучается живописи? (В Петербурге, в художественном училище барона
Штиглица под руководством академика А.Н. Новоскольцева)
6.
Почему Писахов стал путешествовать? («Там, думал, увижу самое прекрасное на
земле!»)
7.
Где проходила выставка «Русский север»? (В Архангельске, 1910г.)
8.
Сколько картин выставил Писахов? (60 работ)
9.
За что Писахов получил Большую серебряную медаль? (за участие в выставке «Север
в картинках» в Петербурге)
10.
В каком возрасте Писахов написал свою первую сказку? (в 14 лет)
11.
В каком году и какая сказка была напечатана первой? («Не любо – не слушай…»,
1924 г.)
12.
Назовите главного героя сказок писателя. (Сеня Малина из деревни Уйма)
13.
Сколько лет было Писахову, когда его приняли в члены Союза писателей? (60)
14.
Чем зарабатывал Писахов во время войны и после нее? (уроками рисования,
работал в 3, 6 15 школах Архангельска).
15.
Где поставлен памятник Сене – Малине? (В Архангельске, улица Чумбаровка)
16.
До какого года хотел дожить Писахов? (до 2000)
17.
Какие запасы делали люди Севера? (рыба: семга, треска, палтус; «Не любо – не
слушай…»)
18. Кто, по рассказам Сени – Малины,
развлекает северян? (Пингвины… с шарманкой ходят да с бубном,
а в большой праздник да возьмутся пингвины с белыми медведями хороводы водить,
да еще вприсядку пустятся, ну, до уморенья! А моржи да тюлени с нерпами у
берега в воде хлюпают да поуркивают — музыку делают по-своему.
А робята поймают кита или двух, привяжут
к берегу и заставят для прохлаждения воздуха воду столбом пускать. А бурым
медведям ход настрого запрещен. По-зажилыо столбы понаставлены и надписи на
них: «Бурым медведям ходу нет»)
19. Чем «промышлял» медведь, после того
как вывалялся в муке? (Думал сначала промышлять семечками да квасом, а как разживется,
и самогоном торговать.)
Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.
В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.
Космическая музыка, балет и опера
Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.
Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.
Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена
Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.
А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.
Мексика, фокусы и танцы
Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».
Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».
Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.
Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.
Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.
«Морозко», парижские страсти и русские сказки
Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.
За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.
Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.
Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.
Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.
Московский международный дом музыки: котики и козлики
Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.
Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.
Новогодний праздник в театре — совершенно особенная история. Только театр может подарить то самое трогательное, камерное ощущение чуда, которое останется с человеком на долгие годы. Редакция «Вечерней Москвы» представляет новогодние постановки, призванные удивлять, восхищать и дарить волшебство своим зрителям.
Открывает обзор Театр кукол имени С. В. Образцова, который в праздничные дни представит зрителям спектакль «Ночь перед Рождеством» (10+) по одноименной повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Замечательная сценография, выразительные образы кукольных персонажей, разнообразные сценические эффекты — и перед зрителями возникает зимняя Диканька. Наступает магическая ночь перед Рождеством.
В эту волшебную пору кого только не увидишь среди звезд в бездонном ночном небе. Свору чертей во главе со Старым Чертом, пикирующих на Диканьку. Щеголиху-ведьму на помеле. Влюбленного кузнеца, летящего верхом на чертенке в Санкт-Петербург.
Но, как ни колобродят черти, все равно кузнец Вакула добьется своего и завоюет любовь красавицы Оксаны.
Московский областной государственный театр кукол приглашает самых юных зрителей на трогательный спектакль «Солнышко и снежные человечки» (3+).
Новогодняя сказка по рассказу Александра Веселова о дружбе и умении приносить радость тем, кто тебя окружает.
Зима, снег, мороз и вьюга — все это так любят веселые Снеговички. И им совсем не хочется, чтобы приходило весеннее Солнышко, от лучей которого они обязательно растают. Вот и отправились Снеговички искать это самое Солнышко, чтобы уговорить его никогда не приходить. Но в заснеженном лесу им встречаются маленькие замерзшие и голодные зверюшки, которые с таким нетерпением ждут прихода теплого весеннего Солнышка. И даже деревья плачут от холода.
Что же делать добрым Снеговичкам? И они, конечно же, решают помочь всем и просить Солнышко прийти как можно скорее.
Фото: Pixabay
Московский театр кукол зовет взрослых и детей в «Школу снеговиков» (3+).
Новогодний спектакль, созданный по историям Андрея Усачева, зовет гостей в волшебную Дедморозовку. Новый год для Деда Мороза — самое хлопотливое время. Вот и решил он сделать себе помощников: открыл в невидимой деревне Дедморозовке школу Снеговиков. Снегурочка учит Снеговиков-озорников читать, рисовать, делать подарки. А Дед Мороз помогает внучке в каждом ребенке раскрывать таланты. Гости театра побывают в уютном домике Деда Мороза, узнают, где живет северное сияние. Леденцы и мозаика из мороженого закружат в хороводе. А на сцене вырастет самая необыкновенная новогодняя елка.
Малый театр представляет в праздничные дни классическое зимнее произведение: сказку «Снежная королева» (6+).
Кто из нас в детстве не читал о Снежной королеве, унесшей мальчика Кая в свое ледяное царство? Кто не следил, затаив дыхание, за приключениями самоотверженной Герды, искавшей по белу свету своего названого братца? Эта прелестная сказка Андерсена, переложенная для театра Евгением Шварцем, — один из самых любимых зрителями детских спектаклей Москвы.
В Малом театре спектакль поставила заслуженная артистка России З. Е. Андреева.
Фото: Анжелика Заозерская / Вечерняя Москва
Волшебный новогодний спектакль «Маленькая Метелица» (3+) юным зрителям дарит Московский областной государственный театр юного зрителя.
Эту сказку зрителям подарил северный народ — саамы. Саамов на земле осталось совсем мало, поэтому они живут очень дружно, дорожат своими традициями и сохраняют свою самобытную культуру.
Музыка саамов — одна из древнейших музыкальных культур народов Севера. Тщательно изучив ее, композитор спектакля Егор Шашин создал свои произведения, используя в них как народные инструменты, так и современные приемы. В спектакле много национальных танцев и костюмов саамов.
В далеком северном крае живет Маленькая Метелица. С виду она белая и пушистая, а на самом деле — непоседливая и непослушная девочка. Матушка Пурга, хоть и могущественная снежная волшебница, а с доченькой своей никак сладить не может. Метелица совсем расшалилась: так и норовит снега кому-нибудь за шиворот насыпать и шапку с головы сдуть. Вот все жители леса от нее и попрятались. Не с кем было Маленькой Метелице играть, пока не встретила она в заснеженном лесу мальчика, сына охотника Тирва. Он-то и научил Метелицу играть, а самое главное — дружить.
Спектакль по мотивам русских народных сказок «Морозко» (3+) представят зрителям на сцене Московского губернского театра.
Однажды зимним днем злая Мачеха отправляет свою падчерицу Машу к колодцу за водой. Прыгнув в колодец за упавшим ведерком, девочка оказывается в волшебном замороженном царстве и встречает его хозяина — Морозко. Доброе сердце и искусные руки Машеньки творят чудеса и покоряют Морозко, и девочка возвращается домой с подарками.
Зависть заставляет нерадивую Глашу, мачехину дочку, пуститься в такое же путешествие. Но ей и отправившейся к ней на помощь Маше предстоит пережить немало испытаний, ведь в волшебном царстве награду можно получить только за доброту.
Кадр из фильма «Морозко» (1964)
«Театриум на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой приглашает зрителей к новогоднему костру «Двенадцати месяцев» (6+).
Режиссер Тереза Дурова, композитор Ефрем Подгайц и поэт Андрей Усачев создали настоящую зимнюю сказку, полную загадок и волшебства. Красивую, музыкальную и немного озорную.
Кто не помнит знаменитой драматической сказки советского писателя Самуила Маршака о своенравной и капризной принцессе, потребовавшей морозным декабрьским днем подснежников. В постановке театра есть и капризная королева со своими учителями, и злая мачеха, желающая получить корзину золота, и добросовестная падчерица, выполняющая всю черную работу, и любимый королевский солдатик, и, естественно, 12 братьев-месяцев в красивых одеяниях.
Мачеха, услышав королевский указ, отправляет падчерицу за подснежниками в декабрьский лес. Но в версии «Театриума» принцесса отнюдь не маленькая капризная девочка, а уже невеста, и в финале она выходит замуж. Кстати, и падчерица находит свою любовь.
«Историю Кая и Герды» (6+) в праздничные дни расскажет Государственный академический Большой театр.
«История Кая и Герды» — одна из самых известных опер Сергея Баневича. Мировая премьера оперы состоялась в 1980 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. В Большом театре она впервые прозвучала 28 ноября 2014 года.
Либретто написано Татьяной Калининой по мотивам «Снежной королевы» Ганса Христиана Андерсена. Следуя общей канве сказочной истории, авторы существенно ее переработали. Убрали некоторые главы, чтобы сделать действие более динамичным. Добавили нового персонажа — Фонарщика, который выступает в качестве рассказчика и комментирует события.
Фото: Косинец Александр / Вечерняя Москва
Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац своего «Щелкунчика» (6+) покажет на сцене культурного центра «Меридиан».
Звезда мирового балета Николай Цискаридзе поставил свою версию великого балета Чайковского. Он выбрал хореографию в редакции Василия Вайнонена, самую трогательную и нежную.
В доме Штальбаумов гости собираются на Рождество. Дети танцуют и получают подарки от крестного Дроссельмейера. Маше, дочери хозяина, досталась смешная зубастая кукла — Щелкунчик. В Машином сне ожившему Щелкунчику предстоит сразиться с Мышиным Королем, отправиться вместе с девочкой в путешествие по дивной стране, похожей на огромную, празднично украшенную елку, и превратиться в прекрасного принца, с которым Маша будет кружиться в танце.
«Новогодние проказы Лисы Алисы и Кота Базилио» (3+) можно увидеть на сцене Детского музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева.
Театр готовится встречать новый, 2022 год и готовит зрителям настоящий сюрприз. Где только не встречали ребята любимого Деда Мороза и его внучку Снегурочку. Разве что не в Стране Дураков?
Зрители вместе с Мальвиной, Пьеро и Артемоном попадают в Волшебную страну, где все игрушки — живые. Они поют, танцуют, плачут и смеются.
Новогодняя музыкальная сказка поведает ребятам о приключениях мальчика Алеши, который обижал своих игрушечных друзей: Лису Алису и Кота Базилио. Но в один момент они решили от него сбежать.
Героям предстоит нелегкий путь к счастливому финалу. Здесь будут и погони, и звонки по рации Карабасу-Барабасу, и много замечательных музыкальных номеров, танцы и встречи со всеми знакомыми персонажами сказки про Буратино.