Сказка сестрица аленушка и братец иванушка слушать и читать

Жили-были себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали иванушкой, а дочь аленушкой. вот царь с

Жили-были себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни, и пошли странствовать по белу свету.

Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасется стадо коров.

— Я хочу пить, — говорит Иванушка.

— Не пей, братец, а то будешь теленочком, — говорит Аленушка.

Он послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят реку, а около ходит табун лошадей.

— Ах, сестрица, если бы ты знала, как мне пить хочется.

— Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец.

— Ах, сестрица, мне страшно пить хочется.

— Не пей, братец, а то будешь баранчиком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят ручей, а возле стерегут свиней.

— Ах, сестрица, я напьюсь; мне ужасно пить хочется.

— Не пей, братец, а то будешь поросеночком.

Иванушка опять послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят: пасется у воды стадо коз.

— Ах, сестрица, я напьюсь.

— Не пей, братец, а то будешь козленочком.

Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козленочком, прыгает перед Аленушкой и кричит:

— Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!

Аленушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…

Козленочек бегал, бегал и забежал раз в сад к одному царю. Люди увидали и тотчас докладывают царю:

— У нас, ваше царское величество, в саду козленочек, и держит его на поясе девица, да такая из себя красавица.

Царь приказал спросить, кто она такая. Вот люди и спрашивают ее: откуда она и чьего роду-племени?

— Так и так, — говорит Аленушка, — был царь и царица, да померли, остались мы, дети: я – царевна, да вот братец мой царевич. Он не утерпел, напился водицы и стал козленочком.
Люди доложили все это царю. Царь позвал Аленушку, расспросил обо всем. Она ему приглянулась, и царь захотел на ней жениться.

Скоро сделали свадьбу и стали жить себе, и козленочек с ними – гуляет себе по саду, а пьет и ест вместе с царем и царицею.

Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуныло: цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть.

Царь воротился и спрашивает царицу:

— Али ты чем нездорова?

— Да, хвораю, — говорит царица.

На другой день царь опять поехал на охоту. Аленушка лежит больная; приходит к ней колдунья и говорит:

— Хочешь, я тебя вылечу? Выходи к такому-то морю столько-то зорь и пей там воду.

Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уже дожидается, схватила ее, привязала ей на шею камень и бросила в море. Аленушка пошла на дно, козленочек прибежал и горько-горько заплакал. А колдунья оборотилась царицею и пошла во дворец.
Царь приехал и обрадовался, что царица опять стала здорова. Собрали на стол и сели обедать.

— А где же козленочек? — спрашивает царь.

— Не надо его, — говорит колдунья, — я не велела пускать – от него так несет козлятиной!

На другой день, только царь уехал на охоту, колдунья козленочка били-била, колотила-колотила и пригрозила ему:

— Вот воротится царь, я попрошу тебя зарезать.

Приехал царь, а колдунья так и пристает к нему:

— Прикажи да прикажи зарезать козленочка, он мне надоел, опротивел совсем!

Царю жалко было козленочка, да делать нечего – она так пристает, так упрашивает, что царь наконец согласился и позволил его зарезать.

Видит козленочек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится:

— Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь пустил его. Вот козленочек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал:

Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы горят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжел камень ко дну тянет.
Люта змея сердце высосала!

Козленочек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится он у царя:

— Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь пустил его. Вот козленочек прибежал к морю и жалобно закричал:

Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы горят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжел камень ко дну тянет.
Люта змея сердце высосала!

Козленочек заплакал и воротился домой. Царь и думает: что бы это значило, козленочек все бегает на море? Вот попросился козленочек в третий раз:

— Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь отпустил его и сам пошел за ним следом; приходит к морю и слышит – козленочек вызывает сестрицу:

Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы горят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжел камень ко дну тянет.
Люта змея сердце высосала!

Козленочек опять зачал вызывать сестрицу. Аленушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь ухватил ее, сорвал с шеи камень и вытащил Аленушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему все рассказала. Царь обрадовался, козленочек тоже – так и прыгает, в саду все зазеленело, зацвело.

А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костер дров и сожгли ее. После того царь с царицей и с козленочком стали жить-поживать и добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели.

260[1]

Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Алёнушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасётся стадо коров.

— Я хочу пить, — говорит Иванушка.

— Не пей, братец, а то будешь телёночком, — говорит Алёнушка.

Он послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят реку, а около ходит табун лошадей.

— Ах, сестрица, если б ты знала, как мне пить хочется.

— Не пей, братец, а то сделаешься жеребёночком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше, шли-шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец.

— Ах, сестрица, мне страшно пить хочется.

— Не пей, братец, а то будешь баранчиком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят ручей, а возле стерегут свиней.

— Ах, сестрица, я напьюся; мне ужасно пить хочется.

— Не пей, братец, а то будешь поросёночком.

Иванушка опять послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят: пасётся у воды стадо коз.

— Ах, сестрица, я напьюся.

— Не пей, братец, а то будешь козлёночком.

Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком, прыгает перед Алёнушкой и кричит: «Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!»

Алёнушка обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… Козлёночек бегал-бегал и забежал раз в сад к одному царю. Люди увидали и тотчас доказывают царю:

— У нас, ваше царское величество, в саду козлёночек, и держит его на поясе девица, да такая из себя красавица.

Царь приказал спросить, кто она такая. Вот люди и спрашивают её: откуда она и чьего роду-племени?

— Так и так, — говорит Алёнушка, — был царь и царица, да померли; остались мы, дети: я — царевна, да вот братец мой, царевич; он не утерпел, напился водицы и стал козлёночком.

Люди доложили все это царю. Царь позвал Алёнушку, расспросил обо всём; она ему приглянулась, и царь захотел на ней жениться. Скоро сделали свадьбу и стали жить себе, и козлёночек с ними — гуляет себе по саду, а пьёт и ест вместе с царём и царицею.

Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Алёнушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе всё приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть. Царь воротился и спрашивает царицу:

— Али ты чем нездорова?

— Да, хвораю, — говорит царица.

На другой день царь опять поехал на охоту. Алёнушка лежит больная; приходит к ней колдунья и говорит:

— Хочешь, я тебя вылечу? Выходи к такому-то морю столько-то зорь и пей там воду.

Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уж дожидается, схватила её, навязала ей на шею камень и бросила в море. Алёнушка пошла на дно; козлёночек прибежал и горько-горько заплакал. А колдунья оборотилась царицею и пошла во дворец.

Царь приехал и обрадовался, что царица опять стала здоро́ва. Собрали на стол и сели обедать.

— А где же козлёночек? — спрашивает царь.

— Не надо его, — говорит колдунья, — я не велела пускать; от него так и несёт козлятиной!

На другой день, только царь уехал на охоту, колдунья козлёночка била-била, колотила-колотила и грозит ему:

— Вот воротится царь, я попрошу тебя зарезать.

Приехал царь; колдунья так и пристаёт к нему:

— Прикажи да прикажи зарезать козлёночка; он мне надоел, опротивел совсем!

Царю жалко было козлёночка, да делать нечего — она так пристаёт, так упрашивает, что царь, наконец, согласился и позволил его зарезать. Видит козлёночек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь пустил его. Вот козлёночек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится он у царя:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь пустил его. Вот козлёночек прибежал к морю и жалобно закричал:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек заплакал и воротился домой. Царь и думает: что бы это значило, козлёночек всё бегает на́ море? Вот попросился козлёночек в третий раз:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь отпустил его и сам пошёл за ним следом; приходит к морю и слышит — козлёночек вызывает сестрицу:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек опять зачал вызывать сестрицу. Алёнушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь ухватил её, сорвал с шеи камень и вытащил Алёнушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему всё рассказала. Царь обрадовался, козлёночек тоже — так и прыгает, в саду всё зазеленело и зацвело. А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костёр дров и сожгли её. После того царь с царицей и с козлёночком стали жить да поживать да добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели.

261[2]

Идут двое сироток — сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой по дальнему пути, по широкому полю, а жар-то, жар их донимает. Захотелось Иванушке пить:

— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

— Подожди, братец, дойдём до колодца.

Шли-шли — солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит коровье копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца?

— Не пей, братец, телёночком скинешься.

Братец послушался, пошёл дальше. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит лошадиное копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?

— Не пей, братец, жеребёночком станешь.

Вздохнул Иванушка, опять пошёл. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит баранье копытце полно водицы. Братец увидел его и, не спросясь с Алёнушкой, выпил до дна. Алёнушка зовёт Иванушку, а вместо Иванушки за ней бежит беленький баранчик. Догадалась она, залилась слезами, села под стожок — плачет, а баранчик возле неё по травке скачет. Ехал мимо барин, остановился и спрашивает:

— О чём ты, красная девушка, плачешь?

Рассказала она ему свою беду.

— Поди, — говорит, — за меня; я тебя наряжу и в платье и в серебро и баранчика не покину: где будешь ты, там будет и он.

Алёнушка согласилась; обвенчались и жили так, что добрые люди, глядя на них, радовались, а дурные завидовали.

Один раз мужа не было дома, Алёнушка оставалась одна. Ведьма навязала ей на шею камень и бросила в воду, а сама нарядилась в её платье и заселилась в барских палатах; никто её не распознал, сам муж обманулся. Одному баранчику всё было ведомо, один он печалился, повесил голову, не бирал корму и утро и вечер ходил около воды по бережку да кричал: «Бя, бя!» Узнала о том ведьма, и нелюбо ей стало; велела разложить костры высокие, разогреть котлы чугунные, наточить ножи булатные и говорит:

— Барана надо зарезать!

Послала слугу его поймать. Муж дивится: как жена-то любила барана, мне надоела — пой его, корми его, а то велит резать! А баранчик спроведал, что ему недолго жить, лёг на бережку и причитывает:

Алёнушка, сестрица моя!
Меня хотят зарезати;
Костры кладут высокие,
Котлы греют чугунные,
Ножи точат булатные!

Алёнушка ему в ответ:

Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,
Шёлкова трава на руках свилась,
Жёлты пески на груди легли!

Человек слушает, что за чудо? Пошёл, сказал барину; стали оба караулить. Баранчик пришёл и опять стал вызывать Алёнушку и плакаться над водою:

Сестрица моя, Алёнушка!
Меня хотят зарезати;
Костры кладут высокие,
Котлы греют чугунные,
Ножи точат булатные!

Алёнушка ему в ответ:

Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,
Шёлкова трава на руках свилась,
Жёлты пески на груди легли!

«Людей! Людей! — закричал барин. — Собирайся, челядь дворовая, запускай невода, закидай сети шёлковые!» Собралась челядь дворовая, закинула сети шёлковые; Алёнушка и поймалась. Вытащили её на бережок, отрезали камень, окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была, и обняла своего мужа. Баранчик стал опять братец Иванушка, и зажили все по-старому, по-хорошему, только ведьме досталось; ну да ей, говорят, туда и дорога, об такой не жалеют!

262[3]

Жили сестрица и братец, и пошли они в лес по ягоды. Шли-шли; вот на дороге лежит лошадино копытце с водицей; вот братец и говорит:

— Сестрица, я пить хочу; я в этом копытце напьюсь.

— Нет, не пей, братец, коняшка будешь.

Ещё шли-шли, коровье копытце стоит.

— Сестрица, сестрица, я пить хочу!

— Нет, не пей, бычок будешь.

Шли-шли; стоит овечье копытце.

— Сестрица, сестрица! Я напьюсь.

— Нет, не пей, баранчик будешь.

Шли, шли; стоит козино копытце.

— Сестрица, сестрица, я напьюсь!

— Нет, не пей, а то козельчик будешь.

Пошли дальше; он не утерпел, отвернулся и напился, и обратился козельчиком, бежит и блеет.

— Я говорила тебе: не пей!

Идут; барин едет и говорит:

— Продай, девушка, козельчика.

— Нет, он у меня не продажный; это мой братец, а не козельчик!

Барин взял обоих их, увёз и на девушке женился и козельчика ласкал.

Вот барин уехал, а эту жену его, Алёнушку, дворовые ненавидели, взяли привязали ей на шею камень большущий и бросили в реку, а вместо её другая убралась в её платье. Барин приехал и не узнал. Эта другая жена хотела известь и козельчика и велела барину зарезать его.

— Я. — говорит, — хочу козлиного мясца.

Барин велел слугам зарезать козельчика. Козельчик почуял, приходит к барину и говорит:

— Барин, барин! Пусти меня на речку водицы испить, кишочки промыть, твоей барыне лучше будет кушать!

— Ступай, да не уходись[4].

Он пошёл, на бережку сел и стал кричать:

— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

А она ему говорит, выныривая из реки:

— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!

Козельчик пошёл домой, полежал и опять у барина просится на реку; барин пустил и послал следом слугу посмотреть, зачем он часто ходит туда. Козельчик сел на бережку и опять закричал:

— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

Она ему говорит:

— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!

Пришли домой, слуга ничего не сказал барину; а козельчик немножко повернулся и опять просится у барина на речку водицы испить, кишочки промыть. Барин отпустил и сам пошёл следом. Козельчик сел на бережку и стал опять кричать:

— Алёнушка, сестричушка, меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

И она выныривает из реки и говорить стала:

— Иванушка, родимый мой!..

Как барин то угадал, да вдруг кинется и вытащил её; узнал обо всём, всех пересёк, а которая на место её сделалась (ту) прогнал; а с этой начал жить-поживать по-прежнему, и козельчику стало хорошо.

263[5]

Жил старик со старухой. У них был сынок Иванушка и дочка Олёнушка. Отец послал их в лес за ягодками. Они пошли; пришли в лес и нашли земляночку. Олёнушка сказала:

— Давай, братец, взойдём в эту землянку.

Взошли и увидели: лежит на печи и спит яга-баба. Они сели на лавку и стали играть Олёнушкиным кольчиком[6]. Долго ли, коротко ли в ней посидели, потом вышли из землянки. Отойдя немножко, Олёнушка сказала:

— Ох, братец Иванушка! Я кольчико-то позабыла в землянке на окошечке; поди возьми его, да смотри не лижи козлиного сальца, что на лавочке лежит.

Пошёл Иванушка и дорогою сам с собою думает: что мне сестрица не велела лизать сальца? Пришёл в землянку, взял кольчико и лизнул сальце, да и сделался козлом. Надел кольчико на рога, бежит к Олёнушке и блеет по-козлиному.

— Ох ты дурачок, Иванушка! — говорит Олёнушка. — Ведь я тебе наказывала, чтобы не лизал сальце; а ты не послушал-таки меня!..

Взял их барин к себе, и живут они у него с год времени.

Вот пришли к Олёнушке дочери яги-бабы, зовут её купаться. Долго она отказывалась; наконец уговорили. Пришли к воде, скинули с себя рубашки, полезли в воду. Ягины дочери привязали Олёнушке на шею камень и пустили с ним в воду…

Козлёночек ходит на бережок и горько плачет, приговаривая:

— Олёнушка, сестрица моя! Ты выдь ко мне, ты выгляни: я братец твой, Иванушка, пришёл к тебе с нерадостной весточкой, меня, козла, убить хотят, зарезати…

Олёнушка из воды отвечает ему:

— Ох, братец мой Иванушка! Я рада бы к тебе выглянуть, тяжёл камень ко дну тянет…

Слуги прошли за козлёночком, и как на его голос выглянула из реки Олёнушка — они тотчас схватили её и вытащили на берег. Барин взял Олёнушку к себе в дом, а козла Иванушку пустил в сад гулять, а дочерей яги-бабы приказал расстрелять.

Примечания

  1. Записано в Бобровском уезде Воронежской губ., вероятно, А. Н. Афанасьевым.
  2. Записано в Курской губ.
  3. Записано в Тамбовской губ.
  4. Уходиться — пропасть, погибнуть (Ред.).
  5. Записано в Саратовской губ.
  6. Колечком (Ред.).

Урок литературного чтения 3 класс

Тема
урока. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Тип
урока:
закрепление изученного материала

Цели
деятельности учителя:
создать условия для
организации и проведения повторения литературоведческих понятий – о главной
теме, идее (основной мысли) сказки; ознакомления учащихся с особенностями
волшебной сказки; объяснения, как определять особенности волшебных сказок;
обучения соотношению заглавия с содержанием текста сказки (его темой, главной
мыслью), умению отличать героя волшебной сказки от героев других сказок,
формулированию темы урока на основе ключевых слов, составлению плана урока,
проведению рефлексии на основе данного плана, работе с книгой (озаглавливать
выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, узнавать
произведение по обложке), осознанному, выразительному чтению, правильной
передаче с помощью интонации характера, чувств и настроения героев сказки

Планируемые результаты

Предметные:

научатся
называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения;
ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с
помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать
героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с
установкой на выполнение конкретного задания

Метапредметные:

познавательные:
выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной
сказки;

регулятивные:
стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или
самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач
урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных
действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в
группе, организовывают в своей группе прослушивание чтения по ролям от начала
до конца;

коммуникативные:
выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах (или
инсценировании) сказки и объясняют свой выбор товарищам

Личностные:

осмысливают
нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают
эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений устного народного творчества, проявляют
интерес и отзывчивость к культурному наследию других народов

Оборудование: иллюстрации с
изображением сказки

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

I.
Организация начала урока

Прозвенел
уже звонок –

И
мы сейчас начнём урок

Показывают
готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Личностные.

Владеют
навыками организации рабочего места

II.
Актуализация опорных знаний

Много
жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ,

Но
с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Коммуникативные

Формулируют
ответы на поставленные учителем вопросы


О каком жанре устного народного творчества говорится? (Сказке.)


Чем этот жанр отличается от других?


На какие группы делятся сказки по авторству? (Народная; авторская.)


Какие бывают сказки по содержанию?


Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки

Отвечают
на вопросы учителя.

Классифицируют
сказки:

• 
волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства;

• 
сказки про животных – главные герои – животные;

• 
бытовые – описаны быт и жизнь людей, их привычки, обряды

III.
Сообщение темы и целей


Сегодня мы продолжим знакомиться со сказкой «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», найдём все особенности русской народной сказки. Итак, отправляемся

в
увлекательное путешествие в русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка

и
братец Иванушка». Мы будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать,

показывать,
проверим свои знания

Внимательно
слушают

Познавательные

Принимают
учебную задачу

IV.
Закрепление изученного материала.

1.
Беседа по прочитанному.


Проведём выборочное чтение по словесным и иллюстрированным картинам.

• 
Старик да старуха.

• 
Алёнушка да Иванушка.

• 
Одни-одинёшеньки.


Прочитаем эти слова вполголоса. Как вы понимаете значение слов
«одни-одинё-шеньки»? (Совсем одни.)


Вспомните данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его.

Читают
сказку по цепочке.

Предметные

Познавательные

Осуществляют
логические действия.

Владеют
навыками осознанного и выразительного чтения


Как начинается эти сказка, с каких слов?


Это предложение в сказке называется зачином.


А ещё как могут начинаться сказки?


А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, какой
эпизод отражен на этой картинке?

Отвечают
на вопросы.


Сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца?


Сначала было коровье копытце, лошадиное,
а потом козье копытце.


Число 3 – число волшебного мира. Найдите и зачитайте нужный эпизод по ролям.
А для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку и не забываем голосом и
интонацией выделять речь наших героев.

Надевает
ролевые маски чтецам.


Ребята, именно это предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего
копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы
насторожило, что же дальше будет.


Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их
мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»?


Какие слова в этом отрывке повторялись?


Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются

Читают
по ролям.


Это значит, что Иванушке стало очень жарко.


Шли-шли, идут, идут.

2.
Работа по вопросам.


Далее идёт основной сюжет сказки. О нем мы поговорим чуть
позже.


Так как у нас сегодня урок необычный, то принимайте гостей. Это мудрый кот,
который любит рассказывать ребятам свои сказки, и он хочет проверить ваши
знания по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А для этого мудрый
кот подготовил для вас свои вопросы. Только он хочет услышать полные ответы.
И чтобы вы сопровождали их выборочным чтением, аргументировали.

Внимательно
слушают.

Регулятивные

Предметные

Умеют
слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную
цель и задачу.
Дополняют, уточняют

высказанные
мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все
слова, представляют, о чём говорится).


Что предложил Алёнушке купец?


Что произошло, пока купца не было дома?


Какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло?

Отвечают
на вопросы.


Пришла ведьма и увела Алёнушку.


Алёнушка пошла купаться с незнакомкой. А это оказалась ведьма.


Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и
что-нибудь обещает? (Нет. Это очень опасно.)


Зачем побежал козлёнок на речку?


Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?


Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально?


Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это
предложение ставит точку в развитии сюжета.


Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым
свадебным пиром, и часто используются такие слова: «И стали жить-поживать и
добра наживать».

Отвечают
на вопрос.

Читают
отрывок – концовку сказки.


Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?


Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не
оставили друг друга в беде и любили друг друга.


Повторим, из каких частей состоит сказка.


Зло будет наказано. Слушаться старших, любить друг друга. Не бросать  близких
в беде.

Физкультминутка

Мы трудились очень много,               Отдают
земной поклон,

Отправляемся в дорогу.                     А
на небе кружат птицы,

Побываем тут и там,                           Закрывая
свет крылом.

Поглядим по сторонам.                      Походили.
Поглядели.

Нам навстречу брат с сестрицей        И
на место тихо сели.

Закрыть
глаза, посчитать до 5, открыть глаза.

Выполняют
физкультминутку согласно тексту.

Личностные

Выполняют
физкультминутку согласно инструкции учителя.

3.
Организация работы в группах


Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы. Каждая
группа будет иметь своё название.

Работают
в группах.

Предметные

Регулятивные

Умеют
слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную
цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на
вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём
говорится). Осуществляют логические действия.

1-я 
группа «Аналитики».


Кто такой аналитик? В словаре Ожегова говорится так:
«Аналитик – это человек, который умеет анализировать».

Определяют
совместно
с учителем толкование слова аналитик.


В этой сказке есть положительные и отрицательные герои.


Положительный герой – это… Олицетворением зла в этой сказке является…


Многое мы узнали об этих героях, и я предлагаю проанализировать главных
героев, подобрать соответствующие слова.

ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая, грубая.

АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая,
преданная, заботливая.


Дополнительно запиши любые слова, которые характеризуют наших героев.

2-я 
группа «Новые сказочники».


Обратите внимание на выделенные слова. Замените эти слова современными.

Слова для справок:
зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она.

1)
Залилась (зарыдала) Алёнушка слезами, села под стожок – плачет,
а козлёночек возле неё скачет.

2)
В ту пору ехал мимо купец:


О чём, красная девица (девушка), плачешь?

3)
Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец
ей говорит:

Называют
положительных и отрицательных персонажей сказки.

Выполняют
задания.

Поди
(выходи) за
меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро (в золото и серебро),
и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка
подумала, подумала (подумала она) и пошла за купца замуж.

3-я 
группа «Иллюстраторы».

– Восстановите
последовательность сказки, используя рисунки, придумайте названия к
картинкам.

4-я 
группа «Исследователи».


Исследуйте и подчеркните такие пословицы, которые подходят к нашей сказке:

• 
Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

• 
Доброе дело и в воде не тонет.

• 
Труд человека кормит, а лень портит.

• 
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

• 
Вся семья вместе, так и душа на месте.

• 
Маленькое дело лучше большого безделья

Находят
и читают пословицы (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём
говорится). Осуществляют взаимопроверку

Личностные

Адекватно
воспринимают информацию

V.
Тест

Проводит
тестирование (см. ресурсный материал)

Выполняют
тестовые
задания

Регулятивные

Владеют
навыками самостоятельной работы

VI.
Итог урока


Как вы думаете, к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»? Докажите.


А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Вы согласны с этим высказыванием?


Какой урок нам дала эта сказка?


Волшебные, бытовые,
о животных.

Иванушка
превратился

в
козлёночка и опять стал человеком; Алёнушка, утонув, осталась живой; ведьма
оборачивается Алёнушкой.


Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде

Предметные

Личностные

Осуществляют
логические действия. Адекватно воспринимают информацию

VII.
Рефлексия


Выберите и продолжите любое предложение:

• 
На уроке я узнал…

• 
Сегодня я сумел…

• 
Я похвалил бы себя за…


Оцените свою работу. С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите
соответствующие смайлики (улыбающегося или грустного колобка)

image001

Осуществляют
самоанализ учебной деятельности

Регулятивные

Личностные

Владеют
навыками самоанализа

VIII.
Домашнее задание

Прочитать
эпизоды из сказки, которые больше всего понравились, нарисовать иллюстрацию к
этому отрывку.

Дополнительно:
прочитать русскую народную сказку и пересказать ее

Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы

Познавательные

Принимают

и сохраняют учебную задачу

Ресурсный материал к уроку

ТЕСТ

Выбери
и подчеркни верный ответ.

1.
Почему сестрица и братец остались одни-одинёшеньки?

а)
Их прогнали родители;

б)
родители умерли;

в)
дети потерялись.

2.
Куда пошла Алёнушка?

а)
На работу;

б)
за грибами;

в)
играть с подругами;

г)
за дровами.

3.
Откуда Иванушка хотел попить в третий раз?

а)
Из козьего копытца;

б)
лошадиного копытца;

в)
речки;

г)
волшебного колодца.

4.
Что случилось с Иванушкой?

а)
Попал в жилище ведьмы;

б)
стал жеребёночком;

в)
стал телёночком;

г)
стал козлёночком.

5.
Что предложил Алёнушке купец?

а)
Спасти Иванушку;

б)
убить ведьму;

в)
выйти за него замуж.

6.
Что сделала с Алёнушкой ведьма?

а)
Превратила в лягушку;

б)
надела на шею камень и бросила в реку;

в)
заперла в подвале.

7.
Как ведьма попала в дом к купцу?

а)
Околдовала купца;

б)
оборотилась мышкой;

в)
оборотилась Алёнушкой.

8.
Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка?

а)
Козлёнок ей не понравился;

б)
козлёнок всё знал;

в)
козлёнок казался ей очень вкусным.

9.
Как купец узнал правду?

а)
Его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой;

б)
купец подслушал разговор ведьмы;

в)
козлёнок всё рассказал купцу.

Ответы: 1б; 2а; 3а; 4г; 5в; 6б;
7в; 8б; 9а.

Дата:        14.09.2020                                                                                        ФИО учителя Сайфутдинова Разифа С.

Школа:МОУ Курмановская СШ                                                                ФИ студента Сайфуллина Эвелина Р.

Класс:3                                                                                                ФИО методиста Кошкарова. Л.С.

Предметные: познакомятся с сюжетом и содержанием сказки; научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, о животных), отличать сказки друг от друга; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;

Личностные. осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов

Оборудование : 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Эвелина Ринатовна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения

Приветствуют учителя.

Самоконтроль.

Л: действия смыслообразования

II.Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Видеоролик. (Нажать на слово “Пусть новый день принесёт только хорошее)

Чудесным пусть будет у вас настроение,
легко и прелестно даётся учение

На доске речевая разминка

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

-Прочитайте, что написано на доске?

-Какой звук повторяется в скороговорке?

-Прочитайте хором.

-Прочитайте медленно.

-Прочитайте обиженно.

-Прочитайте весело

Прочитайте быстро.

-Для чего вы выполняли эту работу?

Для чего вы выполняли эту работу?

Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя

Скороговорка

Повторяется звук [ш]

Дети читают все вместе.

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Чтобы красиво, выразительно, правильно говорить

Регулятивные

III. Постановка учебной задачи

3 мин

Послушайте песню и скажите, чему будет посвящён наш урок.

Аудио “Сказка гуляет по свету” В. Толкунова (Нажать на солнышко)

Ребята, в одной сказочной стране Злой Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все сказки исчезли, разлетелись по свету. Названия сказок стёрлись. Остались картинки. Не поможете ли вы мне расколдовать сказки, вспомнить как они называются.

Какие вы молодцы! Расколдовали сказки.

– Сказки называют народной мудростью. Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста. Автора народной сказки нельзя определить. Есть научное толкование слова сказка. Из предложенных мной вариантов выберите верный

 Сказка – это…

• научно-фантастическое произведение;

• произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.

— Найдите самое главное в этом определении.

Всегда ли добро побеждает зло?

Докажите.

Проблема.

В нашем учебнике есть замечательная сказка, которая поможет ответить на этот вопрос

Прочитайте название сказки на доске.

СGЕСIТ1РИDЦSА АSЛ6ЁZНUУ9ШYК8А И БQРNАRNJТ5ЕVЦ ИJВIА7НGУFШSКZА

Сформулируйте цели урока.

— Познакомимся…

— Будем развивать…

— Обогащать…

— Пополнять…

Наш урок будет посвящён сказкам

Гуси-лебеди,
Лиса и Заяц,
По щучьему велению,
Волк и семеро козлят,
Царевна-лягушка

Предлагают варианты ответов.

Добро всегда побеждает зло

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

…со сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

… навыки осознанного, выразительного чтения.

…свою речь.

…свой багаж новыми сказками

Регулятивные

IV. Открытие нового знания

5 мин.

1. Первичное чтение сказки.

(Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой 3 класс (нажать на картинку “Алёнушка и козлёнок”)

Прослушайте сказку, представьте героев. Придумайте вопросы к сказке.

2. Первичная проверка понимания.

— Понравилась ли вам сказка?

Назовите героев сказки и опишите их. Можете пользоваться “Словариком прилагательных”.

— Что помогло нам дать характеристику героям?

Для чего мы давали характеристику героям?

Кто больше понравился? Почему?

У вас на столах листочки разного цвета.

Зелёный – высокий уровень.

Жёлтый – средний уровень.

Красный – низкий уровень.

Оцените себя на этом этапе работы.

Эпитеты

Мы узнали, что все герои разные.

Коммуникативные:

Регулятивные: 

Познавательные

V. Первичное закрепление

Придумайте свои вопросы к сказке. Запишите в тетрадь.

Что мы сейчас проверили?

Продолжим работу над текстом.

— Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?

 Куда пошла Алёнушка и почему она братца взяла с собой?

В кого превратился Иванушка? Как это случилось?

Найдите эти стоки и прочитайте

Как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру?

Как отнеслась Алёнушка к брату, ставшему козлёночком.

Хорошо ли это не слушать старших – и почему вы так считаете?

Что предложил Алёнушке купец? Найдите эти строки.

Хорошо ли им жилось вместе?

Кто помешал их счастью? Как это случилось? Найдите эти строки и прочитайте

Кто знал об её обмане?

Стал ли козлёночек снова мальчиком? Как это случилось?

Что сделали с ведьмой?

Зачем я вам задавала вопросы?

Сделайте вывод.

Оцените свою работу на этом этапе урока.

Внимательно ли прослушали сказку.

Алёнушка и Иванушка были брат и сестра. Родители их умерли и остались они одни — одинёшеньки.

Алёнушка пошла на работу. Иванушку не с кем было оставить дома.

Он превратился в козлёночка, потому что напился водицы из козьего копытца. Было очень жарко. Иванушка очень хотел пить.

Алёнушка его любила, как раньше.

Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, т. к. у них больше опыта. 

Он предложил выйти за него замуж.

Да, жили они хорошо.

Им помешала ведьма. Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в неё

Козлёночек.

Да. Он от радости перекинулся через голову 3 раза.

Её привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле

Чтобы ещё лучше понять сказку

Отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе

Познавательные: Регулятивные: 

Коммуникативные:

VI.Самостоятельная работа с проверкой

7-9мин

Работа в парах.

Продолжим работу над проблемным вопросом. поработаем в паре.

Вам надо собрать рассыпанные пословицы.

Что такое пословица?

Минутка самостоятельной работы.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся.

Добра желаешь, добро и делай.

Добро не лихо – ходит тихо.

За добро добром и платят.

 Прочтите собранные пословицы.

– Что их объединяет?

Какие пословицы о добре вы знаете?

 Итак, вернёмся к сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

– Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей сказке.

— Докажите, что они подходят.

— Почему именно пословицы собирали?

Оцените свою работу на этом этапе урока

Выполняют задание самостоятельно.

Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

Мудрые изречения, которые учат жизни.

Коммуникативные:

Регулятивные

VII. Включение в систему знаний

2-3

– Чему учит эта сказка?

— Как мы должны жить, чтобы жить в добре?

Вернёмся к проблемному вопросу.

Всегда ли добро побеждает зло.

К сожалению, в жизни не всегда так бывает.

От кого это зависит?

Сейчас составим синквейн.

Выберите самую главную тему.

— Закончите предложения.

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Поставьте себе общую оценку

Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде.

Да и это мы доказали на примере сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Добро.

Коммуникативные:

Регулятивные

Личностные

VIII. Рефлексия

Два дерева “Чёрное” и “Зелёное”.

Приклейте листочек на одно из деревьев. Дерево выберите сами.

Как вы думаете, почему одно дерево чёрное?

Видео приложение (нажать на картинку).

Сказка сестрица аленушка и братец иванушка слушать и читать

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Регулятивные:.

Личностные:

  • Сказка сивка бурка русская народная сказка слушать
  • Сказка сестра алена и братец иванушка
  • Сказка сестра моя ксения
  • Сказка серебряное копытце читательский дневник 3 класс
  • Сказка серебряный рубль читать