Сказка сестрица аленушка и братец иванушка читать текст полностью

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2021; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2021; проверки требуют 10 правок.

Чудесный колокольчик
Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма
Тип мультфильма рисованный (ротоскоп)
Жанр сказка
Режиссёр Валентина Брумберг,
Зинаида Брумберг
Автор сценария Маро Ерзинкян,
Зинаида Филимонова
Художник-постановщик Сюзанна Бялковская,
Анатолий Сазонов
Роли озвучивали Михаил Яншин,
Александра Денисова,
Галина Новожилова,
Вера Бендина,
Владимир Готовцев,
Татьяна Цыганок
Композитор Виктор Оранский
Мультипликаторы Александр Беляков,
Федор Хитрук,
Вадим Долгих,
Владимир Арбеков,
Владимир Данилевич,
Ламис Бредис,
Фаина Епифанова,
Роман Давыдов,
Григорий Козлов,
Лев Попов,
Иосиф Старюк
Оператор Николай Воинов
Звукооператор Николай Прилуцкий
Студия Союзмультфильм
Страна
  • Сказка сестрица аленушка и братец иванушка читать текст полностью СССР
Язык русский
Длительность 20 мин. 03сек.
Премьера 24 марта 1949 г.
IMDb ID 2482108
Аниматор.ру ID 2991

«Чудесный колокольчик» — советский мультфильм 1949 года. Снят Валентиной и Зинаидой Брумберг по русской народной сказке «Дочь и падчерица»[1].

Сюжет[править | править код]

Старик и Маша собирали дрова. Но вдруг доносится голос мачехи: «Машка, воды принесла?», и Маша приносит воду. Также она по приказам мачехи покормила кур, подмела двор, но как только она начала мыть полы, то не заметила, как поставила ушат с водой около печки, где спала Луша. Мачеха будит Лушу, но та, вставая с печки, падает в воду. Разозлённая мачеха отправляет Машу в лес, наказав напрясть гору шерсти.

Старик привёз Машу в лес, где та нашла чудесный колокольчик и стала звонить в него, благодаря чему попала в землянку к медведю. А там она чисто прибрала и сварила себе каши. Вылезшая из норки мышка попросила у Маши ложку каши, но та, чтобы досыта накормить мышку, подала целую тарелку. Только Маша начала прясть, как вдруг заплакала, поскольку мачеха наказала напрясть целую гору шерсти. Мышка развеселила Машу платком. Вскоре приходит медведь, которому понравилось, как Маша управилась с делами. Однако за то, что Маша вошла без спросу, ей пришлось играть с медведем в жмурки. Маша было проиграла медведю, но мышка ей помогла победить. Усталому медведю Маша приносит воды. Медведь спросил у Маши, что ей надо, та говорит, что ей нужно напрясть гору шерсти. Задув свечу, медведь укладывает Машу спать, а сам вместе с мышкой спрял за ночь гору шерсти и наградил Машу богатыми подарками, с которыми утром отправил её домой.

Мачеха позавидовала неожиданным дарам и повезла в лес Лушу, где та навела беспорядок и съела всю кашу, даже не поделившись с мышкой. При виде медведя Луша в страхе упала со стола и разбила горшок, в котором была каша. Луша потребовала наградить её мехами, деньгами и табуном лошадей. Медведь поколдовал, и Луша, выйдя на крыльцо, увидела все подарки и обрадовалась. Проигнорировав замечание мышки, что Луша не прибралась в доме, та уезжает. По колдовству медведя кони повезли Лушу и мачеху далеко в лес, где повозка, столкнувшись с деревьями, развалилась, а богатства Луши превратились в черепки. Луша с мачехой попытались догнать коней, но те, оборотившись в сов, улетели прочь. В итоге Луша с мачехой остались в лесу одни.

Над фильмом работали[править | править код]

  • Сценарий:
    • Маро Ерзинкян
    • Зинаида Филимонова
  • Режиссёры:
    • Валентина Брумберг
    • Зинаида Брумберг
  • Художники-постановщики:
    • Сюзанна Бялковская
    • Анатолий Сазонов
  • Художники-мультипликаторы:
    • Александр Беляков
    • Фёдор Хитрук
    • Вадим Долгих
    • Владимир Арбеков
    • Владимир Данилевич
    • Ламис Бредис
    • Фаина Епифанова
    • Роман Давыдов
    • Григорий Козлов
    • Лев Попов
    • Иосиф Старюк
  • Оператор: Николай Воинов
  • Композитор: Виктор Оранский
  • Звукооператор: Николай Прилуцкий
  • Автор текста стихов: Николай Эрдман
  • Роли озвучивали:
    • Михаил Яншин — старик
    • Александра Денисова — мачеха
    • Галина Новожилова — Маша
    • Вера Бендина — Луша
    • Владимир Готовцев — медведь
    • Татьяна Цыганок — мышка
  • Ассистент художника: Леонид Шварцман (в титре Израиль Шварцман)
  • Ассистент режиссёра: Татьяна Фёдорова

Переозвучивание[править | править код]

В 2001 году мультфильм был отреставрирован и заново переозвучен компаниями ООО «Студия АС» и ООО «Детский сеанс 1». В новой версии была полностью заменена фонограмма, к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукорежиссёре и актёрах озвучивания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей[2][3], так и членами профессионального сообщества[4][5]. Качество реставрации изображения также иногда подвергается критике.

  • Озвучивание 2001 года:
  • Жанна Балашова
  • Ирина Маликова
  • Александр Котов
  • Виталий Ованесов
  • Татьяна Канаева

Издания[править | править код]

В начале 1990-х годов мультфильм был выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план». К середине 1990-х годов выпускался в VHS-сборнике «Лучшие Советские мультфильмы» Studio PRO Video. В середине 1990-х годов был выпущен в сборнике мультфильмов киностудии «Союзмультфильм» на видеокассетах видеостудией «Союз». В основном они записывались в системе PAL.
Мультфильм переиздавался на DVD в сборниках мультфильмов:

  • «Сказки про Машеньку», «Союзмультфильм», (в 2006, 2007 и 2008 году). ISBN 4600448024314
  • «Чудесный колокольчик». ISBN 4600448023843
  • «С днём рождения! Выпуск 1». ISBN 4690241136505
  • «Нянюшкины сказки», дистрибьютор «Твик-Лирек».[6]

Литература[править | править код]

  • Фильмы-сказки. Сценарии рисованных фильмов. Выпуск 1. — М.: Госкиноиздат, 1950. — 208 с. — М. Ерзинкян, З. Филимонова «Чудесный колокольчик», стр. 167-186.
  • «Дочь и падчерица. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». — М.: Проф-Пресс, 2015. — ISBN 978-5-378-24851-3.

Источники[править | править код]

  • Венжер Н. «Мультфильм вчера, сегодня и всегда». М.: Союзинформкино, 1979.
  • «Наши мультфильмы». Сост. И. Марголина, Н. Лозинская. М.: Интеррос, 2006.
  • «Энциклопедия отечественной мультипликации», Москва, «Алгоритм-книга», 2006.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Чудесный колокольчик» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Чудесный колокольчик» — animator.ru
  • «Чудесный колокольчик» — myltik.ru

Уроки
6,7.  Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Дата:13.09.2021

Учитель: Лукина
Екатерина Владимировна

Класс:3г

 Цели:
познакомить учащихся с русской народной
сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной);
учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать
внимание, память, творческие спо­собности.

Планируемые
результаты:
учащиеся должны уметь различать жанры
устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить
пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять
план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Оборудование:
видео- или аудиозапись сказки «Сестрица
Але­нушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой раз­минки.

Ход
урока 1

I.
Организационный момент

II.
Речевая разминка

На опушке в
избушке

Живут
старушки-болтушки.

У каждой старушки
лукошко.

В каждом лукошке
кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам
сапожки.

—  Прочитайте. Что
прочитали? (Скороговорку.)

—  Какой звук
повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [и/].)

—  Прочитайте
скороговорку тихо, громко, еще громче. (Чте­ние хором.)

—  А сейчас начнем
читать медленно, постепенно ускоряя темп.

 (Объявляется
конкурс на самое быстрое чтение этой скорого­ворки. Читают желающие.)

—  Можно ли
назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно. Так как здесь
говорится о кошках в лу­кошках, которые шьют старушкам сапожки.)

III.
Проверка домашнего задания

—  Какие
произведения устного народного творчества вы чи­тали дома? (Выступления детей.)

—  Какие сказки мы
читали и даже сочиняли на предыдущих уроках? Что значит докучные? (Надоедливые.)

IV.
Постановка цели урока. Введение в тему

—  Кроме докучных
сказок, какие бывают еще? (Русские на­родные.)

—  Почему они
называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста.
Автора определить нельзя.)

—  Ребята, в одной
сказочной стране злой волшебник закол­довал интересные добрые сказки. Почти все
слова из ска­зочных текстов разлетелись по свету. Названия стерлись. Но
остались некоторые слова. Не поможете ли вы мне рас­колдовать эти сказки,
вспомнить, как они называются?

•   Заяц, избушка,
Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц».)

•   Коза,
козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят».)

•   Аленушка,
Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка».)

Какие вы молодцы!
Расколдовали сказки. Сейчас мы с вами отдохнем и продолжим работу.

V.
Физкультминутка

А теперь, ребята,
встали!

Быстро руки вверх
подняли,

В стороны, вперед,
назад,

Повернулись
вправо, влево,

Тихо сели — вновь
за дело.

VI.
Работа по теме урока

1. Первичное
чтение

(Читают учитель и
учащиеся (по выбору учителя, или вклю­чается видеозапись сказки) так, чтобы
классу было интересно.)

—  Ваши
впечатления о прочитанном?

2. Первичная
проверка понимания

—  Что вы узнали
об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки? (Аленушка и Иванушка были
братом и сестрой. Ро­дители их умерли, и остались они одни-одинешеньки.)

—  Куда пошла
Аленушка и почему она братца взяла с собой? (Аленушка пошла на работу. А
Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе.)

—  В
кого превратился братец Иванушка? Как это случилось? (Он превратился в
козленочка, потому что испил водицы из лужицы от козьего копытца.)

—  Ребята,
как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру? (Он
очень-очень хотел пить, ведь было жарко.)

— Хорошо ли это:
не слушать старших — и почему вы так считаете? (Старших надо слушать. Они
лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.)

—  Что
предложил Аленушке купец? (Он предложил выйти за него замуж.)

—  Хорошо
ли им жилось всем вместе? (Да, жили они хорошо.)

—  А
кто помешал их счастью? Как это случилось? (Им поме­шала ведьма. Она утопила
Аленушку, а сама превратилась в нее.)

—  Кто
знал о ее обмане? (Все знал козленочек. Он и не дал осу­ществить задуманное.)

—  Стал ли
козленок снова мальчиком? (Да. Он от радости Зраза перекинулся через голову
и обернулся мальчиком.)

—  Что
сделали с ведьмой? (Ее привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое
поле.)

VII.
Рефлексия

VIII.
Подведение итогов урока

—  С какой сказкой
вы познакомились?

—  Чему учит эта
сказка?

Домашнее задание

Подготовить
выразительное чтение сказки.

Дата:14.09.2021

Ход
урока 2

I.
Организационный момент

II.
Речевая разминка

—  Научитесь
читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни
пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!

—  Научитесь
читать красиво, без ошибок.

III.
Введение в тему

—  Узнайте героев
и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым
идет,

А Емеля на печи

Ест большие
калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка
называется… («По щучьему велению»).

Сидит в корзине
девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не
ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал
загадку?

Тогда скорей
ответь!

Названье этой
сказки… («Маша и медведь»).

Укатился он из
дома        

По дороге
незнакомой…

Ты узнал его,
дружок?

Это самый
непослушный,

Говорливый,
несмышленый

И румяный… (Колобок).

—  О ком эти
стихи? (О героях сказок.)

—  По какому
признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

—  Верно.
А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица
Аленушка и братец Ива­нушка».)

IV.
Работа по теме урока

1. Чтение по ролям

—  Прочитайте по
ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

—  Найдите слова,
которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила
жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть
троекратный повтор. Это признак сказки.)

2. Выборочное
чтение

(Дети зачитывают
отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

—  Сколько раз
просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды
три раза. Беда случилась на третий раз.)

  — Проследите по
сказке, какие несчастья случились с Ива­нушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают
отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка»,
«Ведьма топит Аленуш­ку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

—  Как проявили
себя герои в несчастьях? Какие строки го­ворят о том, что сестра и брат
любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.)

(Дети зачитывают
предложения.)

—  Как жилось
Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в
злато-серебро»? (Им жи­лось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

—  Какую
неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка
пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

—  Можно ли идти
куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь
обещает? (Нет, это очень опасно.)

—  Как
в сказке показано, что зло наказывается, а добро побе­ждает?

—  Найдите
вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него.
(Аленушка доб­рая, ласковая,
преданная, доверчивая.)

—  А какая была
ведьма?

—  Расскажите о
ней.

—  Какие слова характеризуют
Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

                                                    
добрая

                                                      
злая

АЛЕНУШКА                             
 ласковая

                                                      
преданная

                                                  
доверчивая

                                                
заботливая

ВЕДЬМА                                      
грубая

                                                     хитрая

                                                     
жестокая

V.
Физкультминутка

(По выбору учителя
или учеников из проведенных ранее.)

VI.
Продолжение работы по теме урока

1. Определение
вида сказки

—  К какому
виду сказок мы ее отнесем?

—  Что же в этой
сказке волшебного?

—  Какие волшебные
предметы есть в сказке?

—  Найдите в
сказке троекратный повтор.

—  Где в сказке
добро, а где зло?

—  Что победило?

Признаки
сказки
(повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные
предметы;

3) сказочные слова
и выражения;

4) троекратный
повтор;

5) борьба добра и
зла;

6) добро побеждает
зло;

7) концовка.

2. Беседа по
иллюстрации

—  Ребята, только
что вы дали описание Аленушки, ее характе­ра. А сейчас подумайте и скажите, как
она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная,
в стареньком сарафане, так как она бедная.)

—  А вот какой
представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23
учебника
. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

VII.
Рефлексия

VIII.
Подведение итогов урока

—  С какой сказкой
вы познакомились?

—  К какому виду
сказок она относится?

—  Докажите, что
она волшебная.

—  Чему учит эта
сказка?

Домашнее задание

Выполнить задание
9 на с. 27 учебника.

  • Сказка сибири питомник сибирских кошек москва
  • Сказка сестрица аленушка и братец иванушка слушать и читать
  • Сказка сивка бурка русская народная сказка слушать
  • Сказка сестра алена и братец иванушка
  • Сказка сестра моя ксения