Сказка сергея аксакова аленький цветочек читать

Все новинки электронная библиотека сергей аксаков книги автора сергей аксаков 7 апреля 2021, 09:52 жанр: сказки, детские книги 6в

  • ВСЕ НОВИНКИ

Электронная библиотека » Сергей Аксаков

Книги автора Сергей Аксаков

  • 7 апреля 2021, 09:52

Скачать книгу Конёк-Горбунок. Сказки русских писателей для детей автора Сергей Аксаков

Жанр: Сказки, Детские книги

+6

В книгу вошли известные сказки русских писателей XIX века: волшебная повесть «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского (1787–1836); «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859); «Девочка Снегурочка», «Про мышь зубастую…

  • Просмотров: 357
  • 16 октября 2020, 02:46

Скачать книгу Сказки русских писателей XIX века автора Сергей Аксаков

Жанр: Сказки, Детские книги

+6

В книгу вошли известные сказки русских писателей XIX века: волшебная повесть «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского (1787-1836); «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859); «Девочка Снегурочка», «Про мышь зубастую…

  • Просмотров: 183
  • 23 марта 2020, 17:40

Скачать книгу Русские волшебные сказки автора Сергей Аксаков

Жанр: Сказки, Детские книги

В сборник вошли известные и любимые всеми сказки: «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Спящая царевна» В. А. Жуковского, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Иллюстрации Бориса Александровича Дехтерёва обладают своим особым, неповторимым шармом и…

  • Просмотров: 479
  • 13 октября 2018, 17:20

Скачать книгу Волшебное кольцо. Сказки (сборник) автора Сергей Аксаков

Жанр: Сказки, Детские книги

В книгу «Волшебное кольцо. Сказки» вошли «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Волшебное кольцо» и «Умная внучка» А. П. Платонова, «Привередница» В. И. Даля и другие произведения русских писателей. На их создание авторов вдохновили яркие образы и богатый…

  • Просмотров: 1549
  • 8 сентября 2017, 21:41

Скачать книгу Сказки русских писателей автора Сергей Аксаков

Жанр: Сказки, Детские книги

В книгу вошли избранные литературные сказки: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского, «Ашик-Кериб»…

  • Просмотров: 1116
    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    5
    Оценок: 1

  • 6 декабря 2016, 15:30

Скачать книгу Волшебное кольцо. Сказки русских писателей автора Сергей Аксаков

Жанр: Сказки, Детские книги

+6

У сказок «О рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек», «Волшебное кольцо» очень древние фольклорные сюжеты. Они полны удивительных приключений и чудесных превращений. А. С. Пушкин, С. Т Аксаков, А. П. Платонов и многие другие классики русской литературы пересказывали народные сказки на свой лад, каждый своим характерным языком. Благодаря этому сказки приобрели особую яркость и поэтичность.

Для дошкольного возраста.

В формате pdf A4 сохранен издательский…

  • Просмотров: 5031
  • 29 августа 2016, 22:54
  • Просмотров: 1243
  • 29 января 2016, 16:20

Скачать книгу Лучшие сказки русских писателей автора Сергей Аксаков

Жанр: Детская проза, Детские книги

+6

Книги серии «Вся детская классика», несомненно, отлично впишутся в домашнюю библиотеку вашего ребенка. Обязательные к прочтению произведения стихотворного жанра, а также прозы, иностранные и отечественные классики и современники – вот на чем строится наша серия. Благодаря блестящему писательскому составу «Вся детская классика» сформирует и разовьет у ребенка прекрасный читательский вкус. На страницах новой книги серии («Лучшие сказки русских писателей») вам встретятся произведениях безукоризненных образцов русской художественной литературы – А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, С.Т. Аксакова и многих других. Книга станет идеальным помощником при подготовке к урокам литературы, а также и при написании сочинений, т. к. в ее составе – сказки, входящие в программу обязательного и дополнительного школьного чтения.

Для среднего школьного…

  • Просмотров: 1936
  • 13 марта 2014, 04:10

Скачать книгу Детские годы Багрова-внука автора Сергей Аксаков

Жанр: Детская проза, Детские книги

+12

«Есть у меня заветная дума, которая давно и день и ночь меня занимает… Я желаю написать такую книгу… какой не бывало в литературе» – так написал однажды Сергей Тимофеевич Аксаков во время создания своей знаменитой книги «Детские годы Багрова-внука». Аксаков задумал книгу, которой еще тогда не было ни в русской, ни в мировой литературе. Задача состояла в том, чтобы создать «историю ребенка» и чтобы это была книга для детей и для взрослых. Блестяще справился автор с этой задачей, книга была высоко оценена современниками и завоевала любовь читателей всех…

  • Просмотров: 12560
  • 13 марта 2014, 04:04
  • Просмотров: 4521

2022-01-07 19:13:31

klub dyuma ili ten rishele 4289klub dyuma ili ten rishele 4289

default profile pic

Veledar: Читается роман на одном дыхании. И сколько же всего интересного собрал автор в своей книге: про коллекционеров книг, литературная игра, детектив, немного мистики. Отдельного упоминания заслуживает главный герой и другие, отдельные персонажи….

2022-01-07 19:11:53

kladbischenskiy uzhas 18474kladbischenskiy uzhas 18474

default profile pic

Veledar: Хороший рассказ, который может стать украшением любой антологии «черных историй». Рассказ увидел свет еще в 1936 году, но и по сей день способен если не ужаснуть, то изрядно попугать обывателя….

2022-01-07 19:07:15

kibershtorm 87023kibershtorm 87023

default profile pic

Veledar: Довольно оригинальный роман, который можно с натяжкой причислить к жанру «роман-катастрофа». С натяжкой, потому что речь пойдет не о каких-то природных катаклизмах, а о том, что с огромным мегаполисом может сделать обыкновенное отключение всей инфраструктуры….

Популярные книги за неделю
  • Обложка: Бесконечность + 1

    Просмотров: 3638

    Бесконечность + 1

    Эми Хармон

    Девочка. Мальчик. Вспышка страсти. Сложные обстоятельства. Только один выбор: уйти или…

  • Обложка: Самозащита без оружия. Как победить в…

    Просмотров: 3032

    Самозащита без оружия. Как победить в…

    Михаил Диденко

    Город бывает опасным – будьте готовы к этому физически и морально. Читайте полную…

  • Обложка: Во власти Бермудского треугольника

    Просмотров: 1181

    Во власти Бермудского треугольника

    Михаил Шторм

    Известному фотографу Дмитрию Быкову поступает заманчивое предложение: морское путешествие…

  • Обложка: Вурдалак

    Просмотров: 1099

    Вурдалак

    Сергей Пономаренко

    Начало ХХ века. В Чернигове исчезают молодые люди, а их тела находят обескровленными. От…

  • Обложка: Братья Харди и охота за спрятанным…

    Просмотров: 287

    Братья Харди и охота за спрятанным…

    Франклин Диксон

    Детективные истории про братьев Харди впервые появились в США и стали настоящим…

  • Обложка: Все-все-все стихи и сказки

    Просмотров: 266

    Все-все-все стихи и сказки

    Александр Пушкин

    Имя Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) знакомо каждому в нашей стране. Его вклад в…

  • Обложка: Дозоры: Ночной Дозор. Дневной Дозор.…

    Просмотров: 250

    Дозоры: Ночной Дозор. Дневной Дозор.…

    Сергей Лукьяненко

    Первые три романа легендарного цикла «Дозоры» от отечественного фантаста номер один,…

  • Обложка: Последняя миссия ангела: любовь.…

    Просмотров: 224

    Последняя миссия ангела: любовь.…

    Чхве Юнгё

    Балетная труппа театра «Фантазии» вовсю готовится к премьере спектакля «Жизель». Но кто…

  • Обложка: Десять железных стрел

    Просмотров: 199

    Десять железных стрел

    Сэмюел Сайкс

    Сэл Какофония – изгнанница и бунтарка – разрушает все, что любит. Она теряет любимого…

  • Обложка: Свет во мраке

    Просмотров: 197

    Свет во мраке

    Ален Грин

    Серия рассказов, которые учат думать, сочувствовать, улыбаться. Маленькие истории о жизни…

  • Обложка: Чужое полушарие

    Просмотров: 180

    Чужое полушарие

    Александр Тамоников

    Роман о напряженной работе специалистов уникального подразделения КГБ. От мозгового…

  • Обложка: Единая теория всего. Том 4 (финальный).…

    Просмотров: 160

    Единая теория всего. Том 4 (финальный).…

    Константин Образцов

    Долгожданное завершение романа, который читатели ждали два года. Первые три книги…

  • Обложка: Тайна эльфов моря

    Просмотров: 156

    Тайна эльфов моря

    Аниэла Лэй

    Лиа, обыкновенная девочка, в результате неверного заклинания оказавшаяся в теле…

  • Обложка: Сонные истории

    Просмотров: 155

    Сонные истории

    Сабина Больманн

    В лесу незаметно наступила осень. Крошке пора готовиться к зимней спячке и обустраивать…

  • Обложка: Единая теория всего

    Просмотров: 145

    Единая теория всего

    Константин Образцов

    Автор бестселлера «Красные Цепи» предпринимает исследование тайн мироздания. Великолепный…

  • Обложка: У Лондона твои глаза

    Просмотров: 140

    У Лондона твои глаза

    Евгения Татаева

    Дэниэл Пирс, молодой британский актер, просыпается после бурной вечеринки и не понимает,…

  • Обложка: Котлета в подорожнике. И это все о вас……

    Просмотров: 130

    Котлета в подорожнике. И это все о вас……

    Маша Ноткина

    Мы часто выбираем то, что нам нравится на других, в журнале, на экране, но они – это не…

  • Обложка: Недовольная

    Просмотров: 120

    Недовольная

    Ксения Николова

    Марго решила уйти. Собрала вещи, обдумала план и вот уже стояла на пороге. Но его милое…

  • Обложка: Большая книга рунических практик и…

    Просмотров: 114

    Большая книга рунических практик и…

    Галина Горелова

    Руны – это древний магический инструмент, открывающий безграничные возможности. С его…

  • Обложка: Эксперименты с биополем

    Просмотров: 102

    Эксперименты с биополем

    И. Зобнин

    Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию уникальное исследование.…

  • Обложка: Та, которая смогла. Завоюй любовь…

    Просмотров: 100

    Та, которая смогла. Завоюй любовь…

    Мишель Кеннелли

    Мечтаешь стать блогером с миллионами подписчиков? Думаешь, для этого нужны особые…

  • Обложка: Записки дауншифтера. Из серых…

    Просмотров: 97

    Записки дауншифтера. Из серых…

    Алёна Аксёнова

    Что такое дауншифтинг и кто такие дауншифтеры? Каждый путешественник и авантюрист ответит…

  • Обложка: Мир Астрала. Книга вторая: Каратели(ли)

    Просмотров: 96

    Мир Астрала. Книга вторая: Каратели(ли)

    Рэнди Айнс

    Действия второй книги разворачиваются в недалеком будущем. Проект Мира Астрала вышел…

  • Обложка: Свод знаний по управлению…

    Просмотров: 87

    Свод знаний по управлению…

    Коллектив авторов

    Управление бизнес-процессами (BPM, Business Process Management), или процессное…







Тест по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»

Если ты внимательно читал эту сказку или смотрел мультфильм, то пройти тест не составит большого труда.

Начало теста:

1 вопрос

1480516436

Кто рассказал С. Т. Аксакову сказку про аленький цветочек?

Варианты ответов:

  • Бабушка
  • Друг отца
  • Ключница Пелагея

2 вопрос

1147848983

Какими словами начинается эта сказка?

Варианты ответов:

  • «Давным –давно…»
  • «В некотором царстве, в некотором государстве»
  • «Жили-были дед да баба»

3 вопрос

2600221181

Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?

Варианты ответов:

  • Рыбак
  • Купец, торговый человек
  • Кузнец

4 вопрос

1645313872

Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел?

Варианты ответов:

  • Лошадьми
  • Верблюдами
  • Торговыми кораблями

5 вопрос

931492779

Какими товарами торговал отец?

Варианты ответов:

  • Золото, серебро
  • Специи
  • Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг

6 вопрос

2459401160

Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях?

Варианты ответов:

  • Самовольно сорвал любимый цветок хозяина
  • Съел все угощения на столе
  • Без разрешения вошел во дворец

7 вопрос

372763311

Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

Варианты ответов:

  • Шапку-невидимку
  • Золотой перстень
  • Сапоги-скороходы

8 вопрос

4063804233

На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?

Варианты ответов:

  • На правый мизинец
  • На правый средний
  • На левый указательный

9 вопрос

2831991468

Какие птицы доставили девушку во дворец к чудищу?

Варианты ответов:

  • Белоснежные лебеди
  • Журавли
  • Орлы

10 вопрос

1964530319

Какой наряд выбрала гостья из тех, которые предложило ей чудо – зверь?

Варианты ответов:

  • Свой собственный сарафан
  • Роскошное платье
  • Лисью шубу

11 вопрос

914736181

Что девушка подарила чудищу?

Варианты ответов:

  • Вышитое ею полотенце
  • Букет цветов
  • Песню

12 вопрос

2344055689

Что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?

Варианты ответов:

  • Смелость и отвага
  • Преданность; бескорыстная, искренняя любовь
  • Хитрость

Идет подсчет результатов

11

От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом:

Сборник всех промокодов

Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками!

Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.

Отправить сообщение

3 754 просмотров
Верно 139  /  С ошибками 568

  • 0
  • 0

Популярные тесты

  • img

    Тест о животных: Угадай зверя по его носу

    HTML-код
    Vyacheslaw

    Количество прохождений: 359 663
    566 638 просмотров — 10 декабря 2018
    Пройти тест

  • img

    Главный тест на общие знания: насколько ты умён?

    HTML-код
    Всякие Научные Штуки

    Количество прохождений: 453 831
    636 799 просмотров — 28 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Этот тест определит ваш кругозор

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 372 032
    611 763 просмотров — 20 июня 2018
    Пройти тест

  • img

    Тест: Узнайте что говорит дата рождения о вашей Личности

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 1 136 589
    2 236 715 просмотров — 26 декабря 2016
    Пройти тест

  • img

    Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 294 121
    532 441 просмотров — 23 августа 2018
    Пройти тест

  • img

    Тест по советским фильмам: Кто из актеров сказал эти известные всем слова?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 405 211
    645 151 просмотров — 06 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Каков Ваш психологический возраст?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 786 362
    1 171 679 просмотров — 21 декабря 2016
    Пройти тест

  • img

    Если вы ответите верно на все наши каверзные вопросы, то точно не зря получали высшее образование

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 282 646
    439 263 просмотров — 22 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 629 819
    1 054 767 просмотров — 15 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Каково ваше имя, судя по вашему характеру

    HTML-код
    Тесты от Шпица

    Количество прохождений: 533 571
    973 772 просмотров — 30 августа 2018
    Пройти тест

  • img

    Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 385 903
    596 662 просмотров — 15 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Если ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 421 980
    676 693 просмотров — 25 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Если вы знаете, где находятся эти города, то ваши знания географии достойны аплодисментов!

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 366 593
    615 568 просмотров — 14 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 339 169
    664 696 просмотров — 25 октября 2019
    Пройти тест

  • img

    Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 553 023
    805 659 просмотров — 08 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Насколько вы привлекательны?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 384 596
    764 143 просмотров — 08 января 2017
    Пройти тест

  • img

    Тест: Узнайте в каком году вы должны были родиться на самом деле?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 425 728
    613 591 просмотров — 25 декабря 2016
    Пройти тест

  • img

    Из какой страны вы душой?

    HTML-код
    Коклягина Полина

    Количество прохождений: 733 622
    1 083 451 просмотров — 05 января 2017
    Пройти тест

  • img

    Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 707 218
    1 193 805 просмотров — 31 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Угадайте воинские звания России по погонам

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 601 575
    976 841 просмотров — 11 марта 2019
    Пройти тест

    HTML-код для вставки на сайт




    Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз!
    Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!

    OK

    «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

    Литературная игра по сказке С.Т. Аксакова (для
    учащихся 1-5 классов).

    Цели и задачи:

    •          Воспитывать милосердие, сострадание

    •          Познакомить с творчеством русского
    писателя С.Т.Аксакова.

    Подготовка:

    Портрет С.Т. Аксакова, (если возможно, то
    портреты ключницы Пелагеи, французских писательниц Жанны-Мари Ле Принс де Бомон
    (1711-1780) и Стефани-Фелиситеи де Жанлис (1746-1830), обложка к сказке
    «Красавица и чудовище», иллюстрации к сказке «Аленький цветочек» (дочки купца),
    заготовки алых лепестков и сердцевины цветка, клей, ручки.

    Аудитория делится на группы (3-4 человека). За
    правильный ответ группа получает лепесток.

     Беседа.         

    Библиотекарь: Сегодня у нас с вами не простой
    урок, а – волшебный, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят
    всякие чудеса.

    Сегодня мы поведём разговор о сказке Сергея
    Тимофеевича Аксакова (1791-1859) «Аленький цветочек». Большинство читателей не
    знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль,
    усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. «Аленький цветочек» – одна
    из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» – значится в
    подзаголовке.

    —           Как же появилась на свет сказка
    «Аленький цветочек»? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала
    Аксакову сказку?

    Как-то к маленькому мальчику Серёже Аксакову
    пришла перед сном, ключница Пелагея, «помолилась Богу, вздохнула несколько раз,
    по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села
    у печки, и начала говорить немного нараспев:

    «В некиим царстве, в некиим государстве
    жил-был богатый купец, именитый человек…

    —           Кто же была эта Пелагея?

    Крепостная крестьянка… Ключница Пелагея –
    прислуга в поместье Аксаковых – следила за хозяйством в доме. У неё были все
    ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того, чтобы рассказала
    сказки перед сном для маленького Серёжи. Она была великая мастерица
    рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал
    её в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему
    нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми
    прибаутками.

    Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где
    Аксаков жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и
    привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич
    в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька
    по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а
    где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!» И он стал рассказывать ей
    про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой
    Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную
    ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и
    собирал… Но сказки – не было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже
    дедушка все же написал для нее сказку, которую назвал

    «Аленький цветочек».

    Портрет Аксакова С. Т.

    Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
    о волшебной силе любви и добра. И в связи с этим в жизни происходят очень
    интересные случаи. Так было и с автором «Аленького цветочка».

    Спустя несколько лет после опубликования
    сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков поразился, когда прочитал сказку
    французской писательницы госпожи Бомон «Красавица и зверь» на такой же сюжет. А
    спустя ещё некоторое время в Кавказском театре он увидел оперу французского
    композитора  Гретри  «Земфира  и  Азор»,  сюжет  её  был  такой  же,  как  в

    «Аленьком цветочке». Но это ещё не всё. В 18
    веке читателям была известна сказка  французской писательницы Жанлис 
    «Красавица и  чудовище»:  Обложка

    «Красавица и чудовище»

    —           Как же так, не могла же Пелагея
    этим французам рассказать свою сказку? Как вы думаете, ребята, в чем секрет?

    Оказывается, всё наоборот. Все сказки на этот
    сюжет были написаны французскими писателями и вышли не из русского, а из
    французского фольклора.

    —           Как же простая русская крестьянка,
    не умеющая ни читать, ни писать, узнала об этих сказках?

    (Ответы детей).

    —           Эта сказка о цветочке или аленький
    цветочек сравнивают с сердцем младшей дочери?

    —           Какой же смысл вложил писатель в
    образ волшебного аленького цветочка?

    Аленький цветочек – символ настоящей
    преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю,
    скрытую от глаз, красоту. Под её воздействием любимый человек преображается –
    становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые
    главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого
    мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

     Викторина 1.

    Итак, начинаем нашу игру.

    1.         Кто рассказал Аксакову сказку об
    аленьком цветочке? (Ключница Пелагея).

    2.         На какой палец надо было надеть
    волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? (На
    правый мизинец. Дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый
    мизинец, тот очутится там, где пожелает).

    3.         Какую из дочерей купец любил больше
    и за что? (Младшую, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее).

    4.         Какое чувство руководило сестрами,
    когда они переводили стрелки на час назад? (Зависть).

    5.         Через какое время обещала вернуться
    к чудищу купеческая дочь? (За час до истечения 3 дней и 3 ночей).

    6.         Какой по счёту пленницей была во
    дворце у чудовища купеческая дочь? (Двенадцатой – ни одна не полюбила меня за
    мои ласки и угождения, за мою душу добрую).

    7.         Сколько лет провёл принц в образе
    зверя лесного, чуда морского? (И жил я таким страшилищем и пугалом ровно 30
    лет).

    8.         Как вы думаете, что помогло дочери
    купеческой справиться со злыми чарами? (Верность данному слову; преданность;
    бескорыстная, искренняя любовь).

    9.         Как называлась сказка французской
    писательницы Жанлис, которая повторяет сюжет сказки «Аленький цветочек».
    («Красавица и Чудовище»).

    10.       Что заказала отцу себе в подарок
    старшая дочь? (Венец)

    11.       Что пожелала получить в подарок
    средняя дочь? (Зеркало)

    12.       О каком подарке мечтала младшая,
    самая любимая дочь? (Аленький цветочек)

    13.       Что особенного было в венце, который
    привез старшей дочери отец? (Этот золотой венец из каменьев самоцветных, от
    которых свет, как от месяца полного и как от солнца красного, и светло от него
    в тёмную ночь, как среди бела дня).

    14.       Каким свойством обладало зеркало,
    которое привез отец средней дочери? (Это, из хрусталя восточного зеркало, имело
    такое свойство, что в нём была видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в
    него, девушка только прибавляет себе красоты)

    15.       А что особенного было в цветочке,
    который достал отец младшей дочери? (Аленький цветочек был такой, краше
    которого не было больше цветка на свете)

    16.       Как узнала младшая дочь о
    существовании аленького цветочка? (Она увидела его во сне, и была поражена его
    красотой)

    17.       Кем по роду занятий был отец трёх
    сестёр из сказки «Аленький цветочек»? (Купец, торговый человек)

    18.       С помощью чего обычно приобретал
    подарки и товары отец? (С помощью денег, которым все двери открыты)

    19.       Каким видом транспорта пользовался
    отец-купец для своих торговых дел? (Торговыми кораблями, потому что вёл
    торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде)

    20.       Какими, чисто российскими товарами
    он торговал? (Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое
    другое)

    21.       В какие страны плавал по торговым
    делам отец-купец? (В далёкие заморские страны)

    22.       Уезжая по своим купеческим делам,
    что наказывал отец дочерям?

    (Наказываю я вам жить без меня честно и
    смирно).

    23.       И коли без меня вы будете жить
    честно и смирно, то…, что пообещал купец дочерям? (Привезу вам такие гостинцы,
    какие сами захотите).

    24.       Налетели на него разбойники,
    бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, что делает купец?
    (Бросает свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в тёмные
    леса).

    25.       Как купец вышел ко дворцу зверя
    лесного, чуда морского? (Увидел впереди будто зарево, не хотел в ту сторону
    идти, думал, что лес горит, но другого пути не было).

    26.       Назовите полное имя хозяина
    аленького цветочка. (Зверь лесной, чудо морское)

    27.       Опишите внешний вид чудища, которое
    повстречал купец, затем и его дочь. (Страшен был зверь лесной, чудо морское:
    руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы
    великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки,
    нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные).

    28.       Какими положительными качествами
    обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? (Доброе сердце,
    гостеприимство, речи ласковые и толковые)

    29.       Кто из дочерей купца добровольно
    согласился отправиться к чудищу? (Младшая дочь – для меня ты достал аленький цветочек,
    и мне надо выручать тебя).

    30.       Чем прогневал купец чудище, когда
    находился у него в гостях? (Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина)

    31.       Где рос аленький цветочек, и каким
    он был? (В саду, на зеленом пригорке – цветок цвету алого, красоты невиданной и
    неслыханной).

    32.       Как ты посмел сорвать в моём саду
    мой заповедный, любимый цветок? Для чего нужен был цветок чудищу? (Я хранил его
    паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня
    всей утехи моей жизни).

    33.       Как принял купца хозяин дворца и
    сада? (Я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать
    уложил).

    34.       Как оказалась девушка во дворце чуда
    морского, зверя лесного? (Вынимает отец перстень из ларца кованого, надевает
    перстень на правый мизинец меньшой дочери – и не стало её).

    35.       Чем занималась дочь купеческая во
    дворце чуда лесного? (Рукодельями занималась, вышивала серебром и золотом).

    36.       Где остался стоять аленький
    цветочек? (Он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего).

    37.       Как живётся девушке во дворце чуда
    морского? (Я живу во дворце как королевишна, пишет она родителю).

    38.       Когда наказал девушке вернуться во
    дворец чудо лесное? ( Ровно за час до трёх дней и трёх ночей).

    39.       Какую подлость совершили сестры, в
    отношении младшей сестры, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец? (Они
    перевели все часы в доме на один час назад, а чтобы никто этого не заметил,
    закрыли ставни).

    40.       Что произошло во дворце чудища,
    когда девушка не вернулась к назначенному сроку? (Все погибло там, замерло,
    затихло, свет небесный погас)

    41.       Где нашла девушка своего друга
    милого, господина любимого? (На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек)

    42.       Как вы думаете, почему умер зверь
    лесной, чудо морское? (От тоски, от любви к девушке, потому что подумал, что
    она больше не вернется).

    43.       В чём был секрет чуда лесного, зверя
    морского, что с ним случилось в малолетнем возрасте? (Он был заколдован злой
    волшебницей до тех пор, пока не полюбит его девушка)

    44.       Полюбила ли дочь купеческая чудище
    безобразное за его доброту к ней?

    (Я люблю тебя как жениха желанного).

    45.       Скажите, кем на самом деле был зверь
    лесной, чудо морское?

    (Королевичем).

    46.       Для кого Аксаков написал сказку? (В
    семье Аксакова было много детей, а внучка была одна. Своей единственной внучке
    Оленьке он и посвятил эту сказку).

    47.       А могли ли быть на месте младшей
    дочери её сёстры? (Нет, они не захотели выручить отца и пойти к зверю лесному).

    48.       Справилась ли со страхом своим дочь
    купеческая, когда услышала голос зверя лесного? (Со страхом своим совладала и
    виду, что испугалася, не показала).

    49.       И страшен был зверь лесной, чудо
    морское и, увидев его, стала ли девушка с ним общаться? (И стало ей жалко и
    совестно, что испугалась – тут пошли у них беседы пуще прежнего).

    50.       Кто автор сказки «Аленький
    цветочек?». (Сергей Тимофеевич Аксаков).

     Викторина 2.

    Характеристика героев.

    Что мы узнали о сёстрах из сказки?

    Портреты трёх сестёр помогут вам рассказать о
    них.

    1.         Старшая? (Горделивая, она просит
    для себя венец самоцветный, да такой, как у королевы заморской).

    Д. Недобрая, завистливая. Она неблагодарная.
    Не пошла выручить отца.

    2.         А средняя?

    Д. Средняя – самолюбивая. Ей нужны только
    богатства, да чтоб ее красота не старилась. Неблагодарная тоже.

    3.         А младшая дочь? Какая она?

    Д. Добрая, ласковая, (смелая) приветливая.

    4.         Зачем младшей нужен был аленький
    цветочек?

    Д. Для радости, утешения.

    5.         Что же помогло снять заклятие со
    зверя лесного, чуда морского?

    Д. Любовь девушки.

    6.         За что же полюбила девушка чудище?

    Д. (зачитывают текст)

    7.         О чем рассказал Аксаков в этой
    сказке?

    Д. Он рассказал о самоотверженной любви,
    верности и преданности.

    8.         Какой урок он преподает своей
    внучке и нам, читателям?

    Д. Что добрые чувства могут победить зло. Любовь
    все побеждает.

    9.         К какой группе литературных сказок
    относится сказка «Аленький цветочек»?

    Д. Это волшебная сказка.

    10.       Почему?

    Д. В ней чудеса. Сказочные превращения,
    троекратность событий.

     Викторина 3

    1.         Какими словами начинается эта
    сказка?

    а) «В некиим царстве, в некиим государстве…»
    б) «За горами, за лесами, за широкими морями…» в) «Три девицы под окном…»

    2.         Какая из дочерей попросила купца
    привезти из дальних стран аленький цветочек? а) старшая б) средняя в) младшая

    3.         Что случилось с купцом в дороге? а)
    весь товар утонул

    б) весь товар сгорел

    в) на его караваны напали разбойники

    4.         С каким условием чудище мохнатое
    отпустило купца? а) если он отдаст аленький цветочек

    б) если заплатит за цветочек золотом

    в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей

    5.         Какой волшебный предмет дал зверь
    лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

    а) золотой перстень

    б) медный браслет

    в) изумрудное ожерелье

    6.         Что стало с сорванным аленьким
    цветочком?

    а) остался в купеческом доме на радость
    сестрам б) прирос к прежнему стеблю

    в) завял

    7.         Как жилось девушке во дворце у
    зверя лесного, чуда морского? а) исполнялись все ее желания

    б) ей приходилось работать с утра до ночи

    в) она пребывала в постоянной тоске и печали

    8.         На сколько дней отпустил зверь
    лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

    а) на один день и одну ночь б) на три дня и
    три ночи в) на пять дней и пять ночей

    9.         Дочь купца вернулась во дворец с
    опозданием, потому что, а) долго прощалась с отцом

    б) долго не могла решить, возвращаться или нет

    в) сестры перевели часы назад

    10.       Кем оказался зверь лесной, чудо
    морское?

    а) заколдованным принцем

    б) злым колдуном в) карликом

    Вот и подошли мы к конечному пункту нашего
    путешествия, и сейчас посмотрим, насколько, кто продвинулся к заветному
    аленькому цветочку.

    Подведение результатов.

    И последнее испытание, которое предстоит
    пройти нашему победителю, чтобы взять заветный цветок, это ответить на два
    вопроса.

     Вопросы победителю:       

    1)         С помощью чего можно попасть в
    волшебный дворец? (Волшебного кольца)

    2)         Покажите, как пользоваться этим
    кольцом? (На правый мизинец).

    Библиотекарь: Сказка эта живет уже около 150
    лет, и не на день не стареет, потому что никогда не исчезнут добро и любовь.
    Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

    Подведем итог нашего урока. На каждом из алых
    лепестков, полученных за правильные ответы, напишите по 1-му слову, которое
    скажет, чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек:
    алые лепестки приклейте к сердцевине. (Готовые цветы прикрепляются на доске)

    В душе у каждого человека должен быть Аленький
    цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они
    расцветут и в душе каждого из нас.

    Вот мы и завершили наше путешествие, и как
    говорится в сказке: «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».

    Тема урока: «Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»

    Метапредметные: создать условия для формирования УУД.

    Воспитательные: воспитать интерес к миру русской поэзии и жизни талантливых людей.

    Средства: проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Планируемые результаты

    Мотивация

    Закончилась перемена,

    Прозвенел звонок.

    И мы начинаем

    Чтения урок.

    — Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Максимовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Тихонько садимся.

    — Перед началом нашего урока давайте проведём речевую разминку.

    — Вспомним правила посадки за столом.

    1. Сидим ровно.

    2. Ноги стоят ровно.

    3. Спинка прижата к стулу.

    4. Расстояние между вами и партой должна быть одна ладошка.

    — На слайде вы видите небольшое четверостишие, прочитайте его про себя.

    на – на – на – во дворе растет сосна;

    но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

    ан – ан – ан – собери свой чемодан;

    ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

    — Теперь читаем вместе в среднем темпе (в быстром темпе, в медленном темпе)

    — Молодцы!

    Приветствуют учителя, выполняют речевую разминку.

    Регулятивные: 

    • формулировать учебную задачу урока;
    • читать в соответствии с целью чтения;
    • оценивать свои достижения. 

    Коммуникативные: 

    • понимать цель своего высказывания;
    • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
    • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

    Предметные: 

    • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
    • задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте. 

    Целеполагание

    — Давайте вспомним, над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

    — Кто автор этого произведения?

    — А к какому жанру относится это произведение? 

    — Вспомните, что такое сказка?

    — Верно. Сказка – один из жанров фольклора, в котором есть сказочные герои, предметы и происходят волшебные события.

    — Сегодня мы с вами продолжим работу над этой замечательной сказкой и постараемся разобрать каждого героя.

    — Попробуем сформулировать тему и цель урока.

    — Аленький цветочек.

    — Сергей Тимофеевич Аксаков.

    — К сказке.

    Ответы учащихся.

    — Тема: герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

    Цель: дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

    Личностные:

    • проявлять интерес к учебному материалу;
    • стремиться к приобретению и углублению знаний;
    • управление своим настроением, умение выражать эмоции.

    Коммуникативные: 

    • понимать цель своего высказывания;
    • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
    • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

    Открытие нового знания, актуализация знаний.

    — Откройте свои тетради, запишите число.

    — Давайте вспомним сюжет сказки. Расставьте сюжетные картинки в правильном порядке.

    Сказка сергея аксакова аленький цветочек читать

    — Вспомните, какие герои встретились вам в этой сказке?

    — Перечислите их в ваших

    тетрадях (купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище).

    Физминутка «Цветок»

    Спал цветок…

    И вдруг проснулся. (Дети встают)

    Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)

    Шевельнулся, потянулся, (Встали на носочки, потянулись)

    Взвился вверх и полетел, (Руки влево, вправо) Солнце утром лишь проснется (Потянулись вверх)

    Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)

    Открывают тетради, записывают число.

    Учащиеся расставляют картинки в правильной последовательности.

    Записывают: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.

    Личностные:

    • проявлять интерес к учебному материалу;
    • стремиться к приобретению и углублению знаний;
    • управление своим настроением, умение выражать эмоции.

    Познавательные: 

    • анализировать литературный текст.

    Коммуникативные: 

    • понимать цель своего высказывания;
    • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
    • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

    Включение нового знания в систему знаний и повторение

    — Давайте выясним, каким характером обладают герои этой сказки: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.

    — Для этого нам нужно составить таблицу характеристику героев сказки. У меня вы можете наблюдать её на слайде. 

    — Перечертите таблицу к себе в тетрадь.

    Герой сказки

    Характеристика героя

    Купец

    Старшая дочь

    Средняя дочь

    Младшая дочь

    Чудище

    Первый герой, которого мы будем характеризовать, будет купец.

    — Каким чертами характера обладает купец? Подтвердите примерами из текста.

    — Следующий герой старшая дочь.

    — Как вы можете её охарактеризовать? Заносим характеристику в таблицу.

    — Следующий герой средняя дочь.

    — Какая она? Подтвердите примерами из текста.

    — Следующий герой младшая дочь?

    — Что мы можем сказать о младшей дочери? Подтвердите примерами из текста.

    — И последний наш герой чудище?

    — Какими чертами он обладает? Подтвердите примерами из текста.

    — На какие две группы можно разделить героев?

    — Каких героев можно отнести к положительной группе? А каких к отрицательной?

    — Вот мы с вами и выяснили какими характерами обладают герои этой сказки.

    Перечерчивают таблицу.

    Герой сказки

    Характеристика героя

    Купец

    Добрый, щедрый, любит своих дочерей, честный, верен своему слову.

    Старшая дочь

    Злая, завистливая, коварная.

    Средняя дочь

    Жестокая, жадная, корыстная.

    Младшая дочь

    Красивая, добрая, любит отца и сестер, бескорыстная, способная полюбить за душу и доброе сердце, честная, верна своему слову.

    Чудище

    Огромное, мохнатое, страшное, но с нежным любящим сердцем.

    — На положительные и отрицательные.

    — К положительной группе можно отнести купца, младшую дочь и чудище. К отрицательной – среднюю и старшую дочь.

    Регулятивные: 

    • формулировать учебную задачу урока;
    • читать в соответствии с целью чтения;
    • оценивать свои достижения.

    Познавательные: 

    • анализировать литературный текст;
    • осознают сущность произведений Л.Н. Толстого, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры.

    Коммуникативные: 

    • понимать цель своего высказывания;
    • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
    • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

    Рефлексия

    — Наш урок подошел к концу.

    — Какова же была главная цель нашего урока?

    — Достигли ли мы её?

    — Чему нас учат герои сказки?

    — Какие качества вы бы хотели перенять у героев сказки?

    — Оцените свою работу на уроке.

    Цветовой сигнал

    Зеленый – мне было легко работать.

    Желтый – испытывал затруднения.

    Красный – мне было сложно работать.

    Дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

    — Да.

    Ответы учащихся.

    Оценивают свою работу на уроке при помощи приема «цветовой сигнал».

    Регулятивные: 

    • формулировать учебную задачу урока;
    • читать в соответствии с целью чтения;
    • оценивать свои достижения.

    Коммуникативные: 

    • понимать цель своего высказывания;
    • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
    • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

    Конспект урока

    Литературное чтение, 4 класс

    Урок 30. С.
    Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои сказки

    Перечень вопросов, рассматриваемых на
    уроке:

    1.Знакомство с творчеством сказочника Сергея
    Тимофеевича Аксакова; со сказкой «Аленький цветочек».

    2. Распознавание характеров героев сказки.

    3. Сравнивание народных и авторских сказок.

    Тезаурус

    Казна —
    деньги, имущество.

    Сукно 
    плотная ткань из шерсти.

    Парча — плотная
    узорчатая шёлковая ткань.

    Жемчуг —
    украшение.

    Тувалет – столик
    с зеркалом.

    Середович – мужчина
    средних лет.

    Челядь — дворовые
    слуги помещика.

    Зычный голос – громкий голос.

    Ключница — (профессия) 
    должность прислуги, подразумевающая хранение ключей от всех замков в
    доме. 

    Ключевые слова

    Казна, сукно, парча, жемчуг, тувалет,
    середович, челядь, зычный голос, ключница.

    Основная и дополнительная литература по
    теме урока
    :

    1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова
    М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4
    класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.

    2. Виноградская Л. А., Бойкина М. В.
    «Литературное чтение». Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017

    Теоретический материал для самостоятельного
    изучения

    1. Сегодня, мы отправимся в удивительный мир
      сказки. Эту истинно русскую сказку написал Сергей Тимофеевич Аксаков.
      Именно ему мы обязаны прекрасными мгновениями, пережитыми в детстве при
      прочтении сказки мамой и немного позже при просмотре мультфильма и
      самостоятельного чтения произведения.

    Многие русские писатели создали свои
    произведения благодаря рассказам бабушек, нянь. Внутренний мир Аксакова
    обогатили рассказы и сказки ключницы Пелагеи.

    2.На этом уроке мы должны понять, мотивы
    народных сказок в литературном тексте. Определить характер героя, выраженный
    через поступки и речь.

    3.Творчество Сергея Аксакова неразрывно
    связано с жизнью его родного города.

    Сергей Тимофеевич Аксаков родился в родовитой,
    но обедневшей дворянской семье 20 сентября 1791 года в городе Уфе.

    Сергеем его назвали в честь Сергия
    Радонежского–великого народного подвижника.

    В городе Уфе и в имении Ново-Аксаково
    Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы, именно там,
    в Уфе, служил прокурором суда его отец.

    Мать – домохозяйка. В семье издавна
    культивировалось хорошее образование и воспитание детей. Поэтому Сергей сразу же
    был погружен в атмосферу интеллигентности и интеллектуального труда.

    4.Серёжа Аксаков был очень одарённым
    мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал
    наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал
    сказки «Тысячи и одной ночи».
    Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском
    университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в
    Москву, будучи сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным
    театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.
    Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые
    книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков —
    отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда
    съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди
    них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой)
    восхищались рассказами Аксакова о семейных преданиях, о красоте земли, которую
    он, страстный охотник и рыболов, знал как никто другой.

    Сегодня мы начнём читать сказку «Аленький
    цветочек», которая впервые была опубликована в 1858 году в приложении к книге
    Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

    В некиим царстве, в некиим государстве жил-был
    богатый купец, именитый человек.

    Много у него было всякого богатства, дорогих
    товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и
    было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех;
    и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных
    камениев, золотой и серебряной казны — по той причине, что он был вдовец и
    любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше,
    потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее. Вот и собирается тот
    купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое
    царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

    «Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери
    мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое
    царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не
    ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить
    без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами
    захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких
    гостинцев вам хочется».

    Как вы думаете, почему купец любил младшую
    дочь больше двух старших дочерей?

    Купец любил больше младшую дочь, потому что
    она была ласковее двух других дочерей.

    — Как можно озаглавить эту часть?

    1. «Сборы купца в дальнюю дорогу».

    Думали они три дня и три ночи и пришли к
    своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают.

    Старшая дочь поклонилась отцу в ноги да и
    говорит ему первая:

    «Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты
    мне золотой и серебряной парчи, ни мехов чёрного соболя, ни жемчуга бурмицкого,
    а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой
    свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло
    в тёмную ночь, как среди дня белого».

    Честной купец призадумался и сказал потом:

    «Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая,
    привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет
    мне таковой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в
    кладовой каменной, а и стоит та кладовая в каменной горе, глубиной на три
    сажени, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими. Работа будет
    немалая: да для моей казны супротивного нет».

    Поклонилась ему в ноги дочь середняя и
    говорит:

    «Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты
    мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья
    жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из
    хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю
    красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя
    девичья прибавлялася».

    Призадумался честной купец и, подумав мало ли,
    много ли времени, говорит ей таковые слова:

    — Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая,
    достану я тебе таковой хрустальный тувалет; а и есть он у дочери короля
    персидского, молодой королевишны, красоты несказанной, неописанной и
    негаданной; и схоронен тот тувалет в терему каменном, высоком, и стоит он на
    горе каменной, вышина той горы в триста сажен, за семью дверьми железными, за
    семью замками немецкими, и ведут к тому терему ступеней три тысячи, и на каждой
    ступени стоит по воину персидскому и день и ночь, с саблею наголо булатною, и
    ключи от тех дверей железных носит королевишна на поясе. Знаю я за морем такого
    человека, и достанет он мне таковой тувалет. Потяжелее твоя работа сестриной,
    да для моей казны супротивного нет.

    Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит
    таково слово:

    «Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты
    мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных соболей сибирских, ни ожерелья
    бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты
    мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».

    Вот ездит честной купец по чужим сторонам
    заморским, по королевствам невиданным.

    Продаёт он свои товары втридорога, покупает
    чужие втридёшева, он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра
    да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает.

    Отыскал он заветный гостинец для своей старшей
    дочери: венец с камнями самоцветными, а от них светло в тёмную ночь, как бы в
    белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: тувалет
    хрустальный, а в нём видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в него, девичья
    красота не стареется, а прибавляется.

    Не может он только найти заветного гостинца
    для меньшой, любимой дочери — аленького цветочка, краше которого не было бы на
    белом свете.

    Находил он во садах царских, королевских и
    султановых много аленьких цветочков такой красоты, что ни в сказке сказать, ни
    пером написать; да никто ему поруки не дает, что краше того цветка нет на белом
    свете; да и сам он того не думает.

    Вот едет он путём-дорогою со своими слугами
    верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели
    на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду
    неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною
    и бежит в тёмные леса. «Пусть-де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне
    в руки разбойничьи, поганые и доживать свой век в плену во неволе».

    Бродит он по тому лесу дремучему,
    непроездному, непроходному, и что дальше идёт, то дорога лучше становится,
    словно деревья перед ним расступаются, а часты кусты раздвигаются. Смотрит
    назад. — руки не просунуть, смотрит направо — пни да колоды, зайцу косому не
    проскочить, смотрит налево — а и хуже того. Дивуется честной купец, думает не
    придумает, что с ним за чудо совершается, а сам все идёт да идёт: у него под
    ногами дорога торная.

    Идёт он день от утра до вечера, не слышит он
    рёву звериного, ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего:
    ровно около него всё повымерло. Вот пришла и тёмная ночь; кругом его хоть глаз
    выколи, а у него под ногами светлехонько. Вот идёт он, почитай, до полуночи, и
    стал видеть впереди будто зарево, и подумал он: «Видно, лес горит, так зачем же
    мне туда идти на верную смерть, неминучую?»

    Поворотил он назад — нельзя идти, направо,
    налево — нельзя идти; сунулся вперёд — дорога торная. «Дай постою на одном
    месте, — может, зарево пойдёт в другую сторону, аль прочь от меня, аль потухнет
    совсем». Вот и стал он, дожидается; да не тут-то было: зарево точно к нему
    навстречу идёт, и как будто около него светлее становится; думал он, думал и
    порешил идти вперёд. Двух смертей не бывать, а одной не миновать. Перекрестился
    купец и пошел вперед. Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало,
    почитай, как белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. Выходит он под
    конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог
    не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в
    каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко
    красное, инда тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены,
    и играет в нём музыка согласная, какой никогда он не слыхивал

    Входит он на широкий двор, в ворота широкие
    растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды,
    высокие, большие и малые. Входит он во дворец по лестнице, устланной
    кармазинным сукном, со перилами позолоченными; вошел в горницу — нет никого; в
    другую, в третью — нет никого; в пятую, десятую — нет никого; а убранство везде
    царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро, хрустали восточные, кость
    слоновая и мамонтовая.

    Дивится честной купец такому богатству
    несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет;
    а музыка играет не смолкаючи; и подумал он в те поры про себя: «Всё хорошо, да
    есть нечего» — и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой
    да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные. Сел он
    за стол без сумления, напился, наелся досыта, потому что не ел сутки целые;
    кушанье такое, что и сказать нельзя, — того и гляди, что язык проглотишь, а он,
    по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался; встал он из-за стола, а
    поклониться некому и сказать спасибо за хлеб за соль некому. Не успел он встать
    да оглянуться, а стола с кушаньем как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

    Дивится честной купец такому богатству
    несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет;
    а музыка играет не смолкаючи; и подумал он в те поры про себя: «Все хорошо, да
    есть нечего» — и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой
    да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные. Сел он
    за стол без сумления, напился, наелся досыта, потому что не ел сутки целые;
    кушанье такое, что и сказать нельзя, — того и гляди, что язык проглотишь, а он,
    по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался; встал он из-за стола, а
    поклониться некому и сказать спасибо за хлеб за соль некому. Не успел он встать
    да оглянуться, а стола с кушаньем как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

    Дивуется честной купец такому чуду чудному и
    такому диву дивному, и ходит он по палатам изукрашенным да любуется, а сам
    думает: «Хорошо бы теперь соснуть да всхрапнуть» — и видит, стоит перед ним
    кровать резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с пологом серебряным,
    с бахромою и кистями жемчужными; пуховик на ней как гора лежит, пуху мягкого,
    лебяжьего. Дивится купец такому чуду новому, новому и чудному; ложится он на
    высокую кровать, задёргивает полог серебряный и видит, что он тонок и мягок,
    будто шелковый. Стало в палате темно, ровно в сумерки, и музыка играет будто
    издали, и подумал он: «Ах, кабы мне дочерей хоть во сне увидать!» — и заснул в
    ту же минуточку.

    Просыпается купец, а солнце уже взошло выше
    дерева стоячего. Проснулся купец, а вдруг опомниться не может: всю ночь видел
    он во сне дочерей своих любезных, хороших и пригожих, и видел он дочерей своих
    старших: старшую и середнюю, что они весёлым-веселёхоньки, а печальна одна дочь
    меньшая, любимая; что у старшей и середней дочери есть женихи богатые и что
    сбираются они выйти замуж, не дождавшись его благословения отцовского; меньшая
    же дочь любимая, красавица писаная, о женихах и слышать не хочет, покуда не
    воротится её родимый батюшка. И стало у него на душе и радостно и не радостно.

    Встал он со кровати высокой, платье ему всё
    приготовлено, и фонтан воды бьёт в чашу хрустальную; он одевается, умывается и
    уж новому, чуду не дивуется: чай и кофей на столе стоят, и при них закуска
    сахарная. Помолившись богу, он накушался, и стал он опять по палатам ходить,
    чтоб опять на них полюбоваться при свете солнышка красного. Вёе показалось ему
    лучше вчерашнего. Вот видит он в окна растворенные, что кругом дворца разведены
    сады диковинные, плодовитые и цветы цветут красоты неописанной. Захотелось ему
    по тем садам прогулятися.

    Сходит он по другой лестнице из мрамора
    зелёного, из малахита медного, с перилами позолоченными, сходит прямо в зелёны
    сады. Гуляет он и любуется: на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот
    так и просятся, инда, глядя на них, слюнки текут; цветы цветут распрекрасные,
    Махровые, пахучие, всякими красками расписанные; птицы летают невиданные:
    словно по бархату зелёному и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни
    поют райские; фонтаны воды бьют высокие, инда глядеть на их вышину — голова
    запрокидывается; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальным.

    Ходит честной купец, дивуется; на все такие
    диковинки глаза у него разбежалися, и не знает он, на что смотреть и кого
    слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени — неведомо: скоро сказка
    сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зелёном
    цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке
    сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко
    тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки
    и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным.

    Разбор типового тренировочного задания

    Распределите слова, характеризующие старших
    дочерей в одну колонку, слова, характеризующие младшую дочь в другую колонку.

  • Сказка семь симеонов план рассказа
  • Сказка серая шейка с иллюстрациями
  • Сказка серая уточка читать
  • Сказка семеро козлят в научном стиле
  • Сказка северных народов кукушка