Автор na5club На чтение 8 мин. Опубликовано
Уральские сказы увлекают взрослых и детей в мир старинных преданий. Они изложены простым языком, отражают надежды и быт русских людей во время крепостного права. Среди таких книг ярко выделяется произведение Павла Бажова «Серебряное копытце». В читательский дневник школьникам нужно написать характеристику и краткое содержание сказа. Информация помогает ученикам подготовиться к пересказу и сделать выводы.
История создания
Павел Петрович Бажов — талантливый интерпретатор уральского фольклора. В своих произведениях, которые написаны в стиле русских народных сказок, автор сочетал элементы реальности и фантазии. Литературные работы писателя учат мудрости, доброте, милосердию. В основу сказа о копытце лег фантастический образ. Когда-то ходил по Уралу серебряный олень — хранитель богатств. Аналогией ему в народных преданиях служат «лось — золотые рога» и «козел — серебристое копытце».
Олень (косуля) стал одним из самых поэтичных образов, созданных Бажовым. В предании говорится, что ему поклонялись финно-угорские племена. Рогатая голова лося (оленя, косули) — символ неба. На рогах лесной житель нес солнце, не касаясь копытами земли, которая была скверна для него.
На капищах шаманы укладывали священные серебряные блюда. На них лось мог опускаться, чтобы постоять на земле. В большом количестве такая посуда выменивалась жителями Урала на пушнину через татарских купцов. Наследие сохранилось, лучшая его часть вошла в коллекцию иранского серебра в Эрмитаже. Есть мнение, что от этой легенды и пошло в народе название Серебряное копытце. Священный олень касался копытами серебра, монет и драгоценных камней, которые лежали на блюдах в качестве даров для животного.
Впервые произведение было опубликовано в 1938 году в альманахе «Уральский современник». В 1942 году его отредактировали для сборника «Ключ-камень».
В сказе выделяется одна сюжетная линия, близкая к волшебной бытовой сказке. Фантастические события разворачиваются в привычных для героев условиях.
Персонажи произведения
Сказ читают вслух тихо, задушевно, немного грустно. Повествование ведется от лица заинтересованного рассказчика, который передает читателям сочувствие к простым обездоленным людям, вынужденным работать на приказчика до глубокой старости. Постепенно читатели знакомятся с главными героями «Серебряного копытца»:
- Кокованя. Мудрый и заботливый дед, оставшийся без семьи. Мечтал усыновить мальчонку и обучить своему мастерству. Умелый охотник, по характеру добрый и веселый, мастер сказывать сказки. Необычное имя персонаж получил от слова «коко», что в словаре пермских говоров обозначает «горевать», «печалиться».
- Даренка. Осиротевшая девочка пяти-шести лет, которую Кокованя взял на воспитание вместо мальчика. Рассудительная, трудолюбивая, мечтательная. Умеет вести хозяйство. Хочет увидеть волшебного козла, рассказы о котором услышала от дедушки.
- Муренка. Бурая кошка девочки, которая тоже живет в доме Коковани. Все понимает, по-своему разговаривает (мурлычет).
- Серебряное копытце. Волшебный козел, который стал другом Муренки. Осторожный, всегда уходит от преследования.
Краткое содержание сказки
Старый охотник Кокованя остался один и надумал взять сиротку. Выбор пал на Даренку — маленькую девочку, которая недавно осиротела. Девочка согласилась идти к нему в дом только со своей кошкой Муренкой. Кокованя не был против. Они стали жить втроем, у каждого были свои обязанности. Кокованя работал, Даренка хлопотала по хозяйству, Муренка ловила мышей.
Вечером маленькая семья собиралась за ужином, и старик рассказывал сказки. Одну из них, о волшебном козле по прозвищу Серебряное копытце, Даренка любила больше других. Она очень хотела увидеть лесного жителя, из-под копыта которого появляются самоцветы. Кокованя тоже верил в то, что козел существует, и очень хотел встретиться с ним.
На зиму старик планировал переехать в балаган у покосных ложков. Там и зверя можно пострелять, и заветного козлика вычислить. Даренка уговорила взять ее с собой, а Муренка сама их догнала. Стали они жить дружно, но вскоре Кокованя насолил много козлиного мяса, его нужно было отвезти в город. С согласия девочки он собрался домой на два или три дня. Даренка с Муренкой на хозяйстве остались.
Днем были дела, а вечером девочка скучала. В первый вечер она услышала топоток по стенам, но ничего не увидела. Во второй вечер увидела козлика, готового топнуть передней ножкой. В третий вечер пропала Муренка. Даренка выглянула в окно и увидела, что кошка играет с козликом. Вышла девочка из дома, чтобы поближе посмотреть, а ночной гость запрыгнул на крышу и стал бить копытцем. На ту пору и Кокованя вернулся. Застыл старик в изумлении, глядя на радужные самоцветы. Их становилось все больше.
Снял Кокованя шапку и стал складывать камни. Однако Даренка попросила дедушку до утра не собирать драгоценности, чтобы посмотреть, как такая роскошь будет сиять на солнце. Вскоре волшебство исчезло. Пропал навеки козлик, а вместе с ним и Муренка. Ночью повалил густой снег, после чего от былой россыпи самоцветов не осталось и следа.
Сколько потом ни искали Кокованя с Даренкой, ни камушка не нашли. Однако им и того, что старичок в шапку насобирал, до конца жизни хватило. В местах же, где происходили события, долгие годы люди находили хризолиты и другие камни.
Информация для читательского дневника
Краткий анализ и план сказки «Серебряное копытце» нужны третьеклассникам для заполнения читательского дневника и подготовки к уроку внеклассного чтения. К этой работе следует приступать после знакомства с текстом произведения. В конспекте необходимо отразить следующие вопросы:
- История создания. Произведение написано в 1938 году по мотивам фольклора.
- Жанр. Сказ — народно-эпическое произведение, которое имитирует речь заказчика, повествует от его лица. Текст богат красочными описаниями, поговорками, пословицами.
- Тема. Добрые дела, вера в чудо. Только человек с бескорыстным сердцем и чистыми помыслами может стать свидетелем волшебства.
- Идея. Добро и бескорыстная помощь людям обязательно будут вознаграждены. Кокованю и его воспитанницу козлик одарил за их чистосердечие, доброту, легкое отношение к жизни.
- Проблематика. Человек не может быть счастлив в одиночестве. Ему нужен не только круг общения, но и семья, пусть даже приемная.
Образ кошки автор ввел в произведение специально. Гордые и независимые животные сопровождают людей более пяти тысяч лет, дарят им свою ласку и общение. Муренка кажется читателю волшебной. Она по-своему разговаривает с хозяевами, вторит им, поддерживает («Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»). При обсуждении рассказа в классе ребятам предстоит выполнить пересказ «Серебряного копытца». План, на который можно опереться, может выглядеть так:
- Встреча Коковани и сиротки.
- Новая дружная семья.
- Дедушкины сказки.
- История о козлике.
- Жизнь в лесу.
- Отъезд Коковани.
- Долгожданное появление козла.
- Дружба лесного гостя и кошки Муренки.
- Щедрые дары нежданного гостя.
Сказ Бажова сочетает жанровые особенности волшебной и бытовой сказки. Действие происходит с обычными людьми в привычной для них обстановке. Волшебство совершают козлик, которого хотели увидеть герои, и кошка, впоследствии ставшая спутницей лесного обитателя. В произведении используются зачин, присказки, поговорки, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
То, чему учит сказка «Серебряное копытце», можно встретить и в других произведениях Павла Петровича Бажова. Автор акцентирует внимание на вопросах доброты, трудолюбия, проблеме одиночества, любви к животным. Другая важная мысль заключается в том, что успех и богатство приходят к тем, кто этого заслуживает, трудится, стремится к цели. Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары.
Приводя ситуацию с шапкой, писатель подчеркивает, что не нужно брать больше положенного. Лишнее впрок не пойдет, им лучше поделиться без сожаления. К произведению хорошо подходят пословицы «Добро делай и добро жди» и «Кто людям помогает, тот и свои желания исполняет».
Сказочная история вызывает отклики в сердцах взрослых и детей. Красивым и неторопливым языком автор рассказывает историю о том, как главные герои заслужили награду за свои труды.
Отзывы о книге
Сказка Бажова о волшебном козлике — одна из моих самых любимых с детства. Проходили мы ее и в школе, разбирали, анализировали. Мне очень нравится, что Кокованя спокойный и рассудительный, а Даренка веселая и непоседливая. Муренка их объединяет, ласковая кошка. Жалко, что в конце произведения она пропала вместе с козликом.
Лиза, 14 лет, Красноярск
Потянуло меня на пенсии перечитать сказы Бажова, тут и внуки подросли, сидят рядом, слушают. Из всех произведений больше всего запомнилось про Полоза и Кокованю. Выдумщик был русский народ такие истории придумывать, да и земля уральская богатая, располагала к этому. Читаешь, думаешь, погружаешься в другой мир. Все заботы уходят.
Максим Иванович, 67 лет, Орел
Сказку о Даренке и Коковане знаю и люблю с детства. Книжка с красивыми картинками передалась по наследству дочери. Теперь ей задали написать в читательском дневнике свое отношение к прочитанному. Разобрали тему, легко и быстро заполнили основные пункты — автор, смысл, содержание, выводы. Любимый момент у нас — это когда Муренка деда с девочкой догоняла, чтобы с ними отправиться на зимовку. Кошка в этом произведении — уникальный, волшебный персонаж.
Вероника Б., 32 года, Екатеринбург
Лукиных Ольга Анатольевна
07.12.2021.
Тест. Начальные классы, 4 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест с выбором ответов на знание содержания сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Вопрос 1
Укажи значение слова «голбчик».
Варианты ответов
- приступок для всхода на печь
- маленькая птичка
- украшение на крыше избы
- деревянный ковшик
Вопрос 2
Укажи значение слова «хризолит».
Варианты ответов
- поделочный камень розовато-серого цвета
- прозрачный драгоценный камень красновато-бурого цвета
- прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета
Вопрос 3
Почему Кокованя решил взять в дети сиротку?
Варианты ответов
- он узнал, что девочка осталась сиротой и пожалел её
- у него не осталось семьи
- это была дочь его друга
Вопрос 4
Почему Кокованя сначала не хотел брать девочку?
Варианты ответов
- думал, что девочка будет лениться
- он не мог обучить девочку своему делу
- боялся не найти с девочкой общего языка
Вопрос 5
Где жила девочка?
Варианты ответов
- в чужой избе
- в своей избе с чужой семьёй
- в своей избе одна
Вопрос 6
Сколько лет было девочке?
Варианты ответов
- шесть
- семь
- восемь
- десять
Вопрос 7
Кто жил вместе с девочкой?
Варианты ответов
- худая и маленькая кошка
- худая и бурая кошка
- ободранная кошка
- маленькая, худая и ободранная кошка
Вопрос 8
Почему девочку назвали Дарёнкой?
Варианты ответов
- от слова «бурёнка»
- от слова «дарить»
- от слова «драть»
- от слова «даль»
Вопрос 9
Что Кокованя рассказал девочке о своих занятиях?
Варианты ответов
- летом рыбу ловит, зимой охотится
- на заводе работает, охотится, огород разводит
- летом золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает
- из дерева разные вещи делает
Вопрос 10
Почему девочка согласилась жить у Коковани?
Варианты ответов
- хотела уйти от злых людей
- ей нравилось переходить с места на место
- её заинтересовал рассказ Коковани
Вопрос 11
Как проводили дни Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
Варианты ответов
- Кокованя ходил на работу, Дарёнка работала по дому, Мурёнка ловила мышей
- Кокованя брал Дарёнку с собой на охоту, а Мурёнка сторожила дом
- Кокованя дома занимался ремеслом, Дарёнка ему помогала, а Мурёнка мурлыкала на печке
Вопрос 12
На что Кокованя был мастер?
Варианты ответов
- игрушки делать
- сказки рассказывать
- в разные игры играть
- песни петь и на гармошке играть
Вопрос 13
На какой ноге у особенного козла серебряное копытце?
Варианты ответов
- на правой задней
- на правой передней
- на левой задней
- на левой передней
Вопрос 14
Что появляется на том месте, где козёл топнет ногой?
Варианты ответов
- слиток золота
- слиток серебра
- золотые монеты
- дорогой камень
Вопрос 15
Какого роста козёл?
Варианты ответов
- ростом с человека
- ниже Дарёнки
- не выше стола
- немного выше стола
Вопрос 16
Какие рожки у этого козла?
Варианты ответов
- четыре веточки
- три веточки
- две веточки
- пять веточек
Вопрос 17
Почему, по словам Коковани, Серебряное копытце лучше искать зимой?
Варианты ответов
- зимой он отличается от других козлов цветом шерсти
- зимой он оставляет на снегу особенные следы
- зимой все козлы безрогие, а этот — всегда с рогами
Вопрос 18
Как Кокованя ночевал зимой в лесу?
Варианты ответов
- разводил костёр, а потом на прогретом месте строил шалаш
- у него был поставлен зимний балаган, с очагом, с окошечком
- в лесу охотники построили избу для зимних ночёвок
Вопрос 19
Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой зимой в лес?
Варианты ответов
- она могла ему помочь в работе
- она могла найти Серебряное копытце
- чтобы в другой раз не просилась
Вопрос 20
На кого охотился Кокованя?
Варианты ответов
- на зайцев
- на волков
- на простых козлов
- на птиц
Вопрос 21
Почему Кокованя оставил Дарёнку в лесу одну?
Варианты ответов
- ушёл на далёкую охоту и заблудился
- отправился за солью и спичками
- отправился за лошадью
- отправился за дровами
Вопрос 22
Почему Дарёнка не боялась остаться в лесу одна?
Варианты ответов
- в лесу не было ни крупных зверей, ни злых людей
- балаган крепкий, а с ней Мурёнка
- она верила в свои волшебные способности
- дед оставил ей ружьё
Вопрос 23
Кого увидела Даренка в первый вечер?
Варианты ответов
- волка
- оленя
- медведя
- кабана
Вопрос 24
Кого увидела Дарёнка во второй вечер?
Варианты ответов
- волка
- оленя
- медведя
- кабана
Вопрос 25
Почему Дарёнка на третий вечер вышла из балагана?
Варианты ответов
- искать Серебряное копытце
- встречать Кокованю
- за дровами
- искать Мурёнку
Вопрос 26
Кого увидела Дарёнка на покосном ложке?
Варианты ответов
- Серебряное копытце
- Мурёнку и волков
- Серебряное копытце и Мурёнку
- Серебряное копытце и волков
Вопрос 27
Почему Кокованя, вернувшись, не узнал своего балагана?
Варианты ответов
- он весь был покрыт золотом
- он весь был покрыт серебром
- он весь был покрыт дорогими камнями
- он весь сиял волшебным светом
Вопрос 28
Почему Кокованя набрал только полшапки сокровищ?
Варианты ответов
- решил не жадничать
- его сморил волшебный сон
- Дарёнка попросила оставить до завтра
- не успел набрать больше, все камни исчезли
Вопрос 29
Хватило ли старику и девочке этих сокровищ?
Варианты ответов
- с трудом
- да
- нет
Вопрос 30
Что произошло с Мурёнкой?
Варианты ответов
- она убежала
- она превратилась в девочку
- она пропала вместе с Серебряным копытцем
- она осталась жить в лесу
Вопрос 31
Показался ли снова Серебряное копытце?
Варианты ответов
- да, один раз
- нет
- да, несколько раз
Вопрос 32
Что стали находить люди по тем покосным ложкам, где скакал Серебряное копытце?
Варианты ответов
- ильмениты
- алмазы
- хризолиты
- топазы
- изумруды
Вопрос 33
Как звали отца Дарёнки?
Варианты ответов
- Георгий
- Григорий
- Гаврила
Вопрос 34
Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?
Сказки Мамина-Сибиряка стали популярны из-за своей простоты и поучительности. Произведениям этого писателя свойственны красочные описания и интересные образы героев-животных, что делает его сказки особенно увлекательными для детей. Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ сказки «Серая Шейка» — основные события в сокращении, что поможет вникнуть в суть произведения и подготовиться к ответу на занятии.
Краткий пересказ
(394 слова) Сказка «Серая шейка» начинается с описания сборов птиц для перелёта на юг. Холодная осень гонит всех: больших птиц (уток, гусей, лебедей) и маленьких, которые в своей спешке не замечают ничего вокруг.
Селезень и его жена Утка ссорятся, разговаривая о суете маленьких птиц, лени и родных детях. Спор дошёл и до обсуждения Серой Шейки, которая не могла летать из-за перекушенного Лисой крыла. Утка думает не лететь с остальными детьми на юг, боясь оставлять калеку-дочь одну в мерзлоте. Селезень хоть и любил Серую Шейку, но понимал, что не может ей помочь, ведь нужно заботиться и о других детях.
Сознавая скорую разлуку, Утка уделяет Серой Шейке много внимания, рассказывает и о других случаях, когда птицы переживали холодную зиму.
Всё больше холодало. Первые стаи птиц уже улетели на юг. Гнезда собирались в большие стаи, бывалые птицы обучали новичков — проходили последние приготовления. Всю последнюю ночь старая Утка провела с Серой Шейкой, давая ей наставления. И вот стая улетела: Серая Шейка осталась одна на реке, провожая взглядом семью.
Все последующие дни она наблюдала за тем, как по утрам замерзает река, и думала о своих родных. Однажды от скуки она зашла в лес и там повстречала Зайца. Он посоветовал ей остерегаться Лисы.
Когда выпал первый снег, река всё ещё не поддавалась полному замерзанию. Но в одну из ночей Серая Шейка не на шутку испугалась: вода оставалась лишь в самой середине реки. А на берегу появилась Лиса, которая прошлой весной повредила крыло утке. После короткого разговора Лиса ушла, но уже через несколько дней вернулась. Лиса начала ползти по льду к уточке, но так и не добралась до неё из-за опасности провалиться. Лиса приходила каждый день, но ей не удавалось схватить Серую Шейку.
Но и Зайцу пришлось столкнуться с опасностью. Как-то утром, играя с другими зайцами, он услышал тревожную весть об охотнике, который преследовал пушистых зверьков. Зайцам удалось сбежать, что очень расстроило охотника, ведь ему нужно было добыть шубу для жены. Устав от погони за зайцами, старик присел отдохнуть и увидел Лису на льду. Тут он и задумал пристрелить её, чтобы порадовать жену хотя бы воротником для шубы. Выстрел оказался неудачным, и, когда охотник прибежал ко льду, он увидел лишь уточку. Серая Шейка поведала старику о том, что она не смогла улететь с родными на юг из-за сломанного крыла. Тогда охотник решил забрать уточку себе, чтобы порадовать внучек, а заодно получить по весне маленьких утят от Серой Шейки.
Отзыв
(322 слова) Моё отношение к сказке «Серая Шейка» неоднозначно. С одной стороны, это прекрасная история о силе характера и воле к жизни. С другой стороны, произведение завершается не совсем тем благополучным исходом, которого пожелали бы читатели многострадальной уточке. Мы так и не узнали, воссоединится ли Серая Шейка с семьёй.
Мне понравилось, что Мамин-Сибиряк оставил всех героев с тем, что они заслужили: уточка обрела тёплый дом, Заяц не был пойман, Лиса, очевидно, сильно испугалась. Примечательно, что, несмотря на все неприятности, учинённые Лисой, автор оставляет её в живых. Это заставляет задуматься над тем, стоит ли прощать провинившихся, или их нужно наказывать в полной мере? Писатель склоняется к мысли о том, что жизнь расставит всё по своим местам.
Мораль сказки «Серая Шейка» актуальна в любые времена: нужно стойко переносить все трудности и неприятности, не переставая верить в себя. Эта простая истина обретает новые краски в произведении. Одинокая не по своей воле, раненная, оставленная в холоде, уточка находит в себе силы жить, хоть и боится завтрашнего дня. Серая Шейка не держит обиды, не злится, ведь она знает, что мама бы никогда не оставила бы её без веской причины.
Главная мысль произведения «Серая Шейка», реализованная на фоне образа утки, подчёркнута писателем для того, чтобы и читатели не теряли надежды в своей жизни. Автор стремится передать аудитории ту волю к жизни, то стремление дождаться весны, ту храбрость и силу, которыми обладает маленькая уточка. Это должно вдохновить читателя верить в себя и стремится к улучшениям в своей жизни. Мое впечатление от сказки «Серая Шейка» очень воодушевляющее.
Сказка «Серая Шейка» — это удивительная история о слабой физически и сильной духовно уточке, которая в итоге обрела свой дом. Это и история об охотнике, который взял к себе Серую Шейку. Пусть его целью было обрадовать внучек, но он всё же забрал уточку под свою ответственность и подарил ей тёплый дом. Сказка «Серая Шейка» учит нас быть сильными и добрыми, именно поэтому её хочется перечитать снова. Таково моё мнение о произведении Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
Автор: Татьяна Булычева