Сказка серая шейка с иллюстрациями

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 127. укм перспектива1. поделитесь с друзьями своими

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127. 

УКМ «Перспектива»

1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.

Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.

2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.

Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.

Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.

Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.

Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.

Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.

3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?

Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.

Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.

Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.

Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.

4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.

5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.

Этот приём называется олицетворение.

6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.

Выбираем ответ: самоуверенно.

7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.

Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.

8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.

Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.

План пересказа сказки «Серая шейка» по частям

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

Пересказ сказки «Серая шейка» для 3 класса по частям

1.

Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.

Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.

Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.

2.

По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.

Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем. 

Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.

3. 

Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.

Однажды к полынье пришла лиса. 

Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.

4.

Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.

Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.

Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.

5.

Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.

Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.

Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.

Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.

AVvXsEi8mMP012C9AP8wXZYBquuq1 QsKFFcu E1yZUwHc ikUOmrjm27csDfyCb5q3uNBUWslNhb ambQApRNae f 4b vkGX35Y20xf1bPl4zOvfpbIExw75uvBunK 0v9vzcfStiMDOXRS wAx7JwoCZMiyJxQzzPRtU9znFFiiPai bcLRr4RkSFsnFPNw=w400 h249

Творчество Дмитрия Мамина-Сибиряка полюбилось большим и маленьким читателям. Особенно большую популярность получили сказки автора, так как они просты для восприятия и имеют глубокий поучительный смысл. Писатель очень ярко и красочно описывает образы животных, героев своих произведений, и это делает его тексты увлекательными и запоминающимися почитателям его творчества.

На сайте Литера Гуру представлен короткий пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Желающие могут ознакомиться с героями и наиболее важными событиями текста, а подзабывшие ее – еще раз вспомнить сюжет и подготовиться к уроку или сочинению.

Начинается произведение «Серая Шейка»  описанием  подготовки уток к отлету в теплые страны. Стояла уже поздняя осень, было холодно и все птицы и большие, и маленькие спешили на юг, ни на что, не обращая внимания. Селезень и его супруга спорят и сердятся, говоря о торопливости мелких птиц и о своих повзрослевших детях. Вскоре они заговорили и о Серой Шейке. Их дочь не могла лететь с ними по причине искалеченного крыла, которое ей перекусила Лисица.  Утка-мать очень переживала за Серую Шейку, страшась оставить дочь зимовать в одиночестве в снегах и морозах. Селезню тоже было жалко дочку, но он понимал, что не сможет ей ничем помочь, да и нужно было думать о других сыновьях и дочках.

Зная о скором расставании, мать Утка проводит много времени с Серой Шейкой, рассказывает ей о случаях  выживания птиц в студеную, морозную зиму. День за днем становилось холоднее. Вот полетели первые птичьи стаи к югу. Утки собрались в огромные стаи, где опытные взрослые птицы учили молодежь, делились с новичками опытом длительных сложных перелетов, заканчивались завершающие приготовления. Наступила последняя ночь, которую Утка-мать провела со своей дочерью-калекой, делясь с той ценными советами и наставлениями. На рассвете стая уток улетела, а Серая Шейка  осталась одна на воде. Она грустно глядела вслед стае. Ей стало очень одиноко.

Проходили дни, становилось еще холоднее; Серая Шейка видела, как к утру все больше река покрывалась льдом. Она думала о своей семье и скучала. Как-то, надеясь развеять скуку, уточка отправилась в лес, где встретила Зайца. Тот предостерег ее от встречи с Лисой.

И вот уже землю покрыл первый снег, а речка еще не замерзла полностью, водной поверхности становилось все меньше. Ночью Серая Шейка серьезно встревожилась: вода не замерзла только посреди реки. Полынья казалась очень маленькой, вот-вот замерзнет совсем. А в этот момент на берег пришла Лисица, это она однажды весной Серой Шейке повредила крылышко. После краткой беседы хищница ушла, однако спустя некоторое время она вновь явилась на берег. Лисица стала подползать по замерзшей поверхности реки  к полынье, где плавала перепуганная утка, но так и не смогла схватить искалеченную птицу, боясь провалиться. Теперь коварная хищница появлялась ежедневно, но она не могла заполучить Серую Шейку.

Друг Серой Шейки Заяц тоже оказался в опасности. Однажды поутру он, веселясь со своими приятелями зайцами, получил страшную новость о старике-охотнике, преследовавшем пушных зверей. Длинноухим трусишкам посчастливилось скрыться, и это сильно огорчило охотника, собиравшегося раздобыть для своей супруги шубу. Уморившись бегать за зайцами, дед присел передохнуть и заметил на льду Лисицу. Он решил застрелить ее, чтобы раздобыть хотя бы для шубы воротник. Старик выстрелил, но промахнулся и, когда выбежал на лед, то увидел только утку. Она рассказала охотнику, почему не смогла улететь в теплые страны с родителями, братьями и сестрами. Причиной тому явилось ее поломанное крыло. Старик взял Серую Шейку домой, хотел порадовать внучек, а еще, а еще он хотел по весне вывести от нее утят.

Отзыв

Мое мнение о сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка весьма неоднозначное. Это произведение можно рассматривать с разных сторон и точек зрения. Это и красивая история о несгибаемости характера, огромной силе воли и жажде жизни. Но сказка заканчивается не так, как хотелось бы многим читателям, да и мне тоже. Я не знаю, воссоединится ли уточка вновь по весне со своей семьей, а этого бы очень хотелось. Зачастую во всех сказках благополучный исход, добро побеждает зло. А в этой вроде бы и победило, но разве будет счастлива уточка, живя у людей, ведь ее вырвали из привычной, дикой среды обитания, может быть, навсегда разлучили с утиным семейством.

Но мне пришлось по душе в сказке то, что писатель дал всем персонажам, самое необходимое – что им на данный момент нужно: Серой Шейке – дом и хозяев, она больше не одинока, о ней позаботится человек, ее приятель Заяц смог убежать от охотника, а Лисица получила сильный испуг, хоть и осталась целой и невредимой. Оставляя ее в живых, автор дает нам тему для размышлений, всегда ли нужно наказывать провинившихся или их нужно простить?  Мамин-Сибиряк придерживается того мнения, что жизнь сама все расставит на свои места.

Мораль и основная мысль сказки имеют актуальность во все времена, они учат нас тому, что нужно стараться противостоять любым трудностям и невзгодам, верить в собственные силы, не держать обиды на людей. Эти понятия особенно наглядно проявляются в произведении. Искалеченная маленькая утка, ставшая одинокой, находясь в холоде и в полном опасностей зимнем лесу, обретает в себе жизненные силы и способность противостоять тяжелым условиям жизни и крайне опасным обстоятельствам. Серая Шейка  не обижается на свою семью, оставившую ее на гибель, она понимает, что родители не оставили бы ее, не будь на то веской причины.

Основная мысль сказки реализуется в образе Серой Шейки, она подчеркивается автором с целью вселить в читателей надежду, укрепить веру в себя и уверенность в завтрашнем дне, стремление жить вопреки обстоятельствам. Писатель передает читательской аудитории огромную силу воли, стремление жить, храбрость и стойкость маленькой уточки. Он вдохновляет людей поверить в себя, стараться улучшить свою жизнь. Сказка производит на меня вдохновляющее впечатление.

Произведение «Серая Шейка» — интересный, поучительный рассказ о слабой и беззащитной, но сильной духом молодой утке, спасенной стариком, и о пожилом человеке, взявшем к себе домой Серую Шейку. Хоть целью старика было доставить радость внучкам, он все-таки спас ее, дал ей возможность перезимовать в теплом доме.

Эта сказка учит читателей быть добрыми, сострадательными, сильными духом, осторожными, мудрыми, чуткими. Невольно возникает потребность в перечитывании этого произведения снова и в переосмыслении его. Такова моя точка зрения в отношении произведения «Серая Шейка Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Серая шейка
Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма
Тип мультфильма рисованный
Жанр сказка
Режиссёр Леонид Амальрик,
Владимир Полковников
На основе одноимённого рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка
Автор сценария Георгий Берёзко
Художник-постановщик Александр Трусов
Роли озвучивали Фёдор Курихин,
Виктория Иванова,
Владимир Попов,
Валентина Телегина
Композитор Юрий Никольский
Мультипликаторы Надежда Привалова,
Фёдор Хитрук,
Александр Беляков,
Фаина Епифанова,
Лидия Резцова,
Роман Давыдов,
Борис Степанцев
Оператор Николай Воинов
Звукооператор С. Ренский
Студия «Союзмультфильм»
Страна
  • Сказка серая шейка с иллюстрациями СССР
Язык русский
Длительность 20 мин. 3 сек.
Премьера 1948 год
IMDb ID 1794948
BCdb подробнее
Аниматор.ру ID 2974

«Се́рая ше́йка» — советский рисованный мультипликационный фильм, снятый по мотивам одноимённого рассказа Дмитрия Мамина-Сибиряка в 1948 году на киностудии «Союзмультфильм». Режиссёры Леонид Амальрик и Владимир Полковников, объединённые схожими творческими стремлениями, при работе над мультфильмом нашли собственный стиль[1].

Сюжет[править | править код]

Мультипликационный фильм «Серая шейка», созданный по мотивам одноимённого рассказа Дмитрия Мамина-Сибиряка, рассказывает маленьким зрителям о том, как важна в жизни дружба.

Однажды уточка по имени Серая шейка спасла зайца, на которого напала лиса. Зайка остался живым и невредимым, а уточке лиса перебила крыло и она не смогла улететь на юг с остальными птицами. Осталась Серая шейка зимовать в полынье, которая, с каждым днём замерзая, становилась всё меньше и меньше. Да и лисица повадилась приходить к полынье в ожидании, пока сможет достать уточку. Серой шейке пришлось бороться за свою жизнь, спасаясь от коварной лисы, но, благодаря дружбе с зайцем и глухарём, ей удалось не стать обедом для рыжей хищницы и научиться заново летать.

Отличия от книги[править | править код]

  • В отличие от сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка, в мультфильме отсутствуют люди.
  • В мультфильме крыло Серой шейки было переломано ударом лапы лисы осенью, перед отлетом, и утка-мать потеряла Серую шейку, подумав что лиса съела ее. В книге лиса сломала Серой шейке крыло задолго до отлета в теплые края, еще весной, поэтому птицы знали что уточка останется здесь и давали ей советы на зимовку.
  • В сказке Серая шейка встречается с человеком и остается жить у него. В мультфильм добавлены эпизоды о выздоровлении Серой шейки и её расправе с лисой.

Создатели[править | править код]

сценарист Георгий Берёзко
режиссёры Леонид Амальрик, Владимир Полковников
режиссёр-консультант Виктор Громов
художник-постановщик Александр Трусов
художники-мультипликаторы Надежда Привалова, Фёдор Хитрук, Александр Беляков, Фаина Епифанова, Борис Петин, Иосиф Старюк, Борис Меерович, Татьяна Таранович, Борис Титов, Ламис Бредис, Лидия Резцова, Роман Давыдов, Борис Степанцев, Дмитрий Белов, Вадим Долгих
художники Галина Невзорова, Ирина Светлица, Дмитрий Анпилов, Константин Малышев
оператор Николай Воинов
композитор Юрий Никольский
звукооператор С. Ренский
дирижёр Григорий Гамбург
технический ассистент И. Кульнева
монтажёр А. Фирсова

Роли озвучивали[править | править код]

  • Актёры, которые озвучивали роли, не указаны в титрах, но перечислены вместе со всей съёмочной группой в Приложении на странице 203 в книге: Фильмы-сказки: сценарии рисованных фильмов. Выпуск 1 (1950).

Переозвучка[править | править код]

  • Ирина Маликова
  • Татьяна Канаева
  • Виталий Ованесов — селезень
  • Юльен Балмусов — глухарь

Награды[править | править код]

Мультфильм «Серая шейка» был награждён на фестивалях:[2]

  • 1949 — IV МКФ в Марианске Лазне (ЧССР) — Премия за лучший анимационный фильм для детей;
  • 1949 — II МКФ трудящихся в городах Чехословакии — Премия за лучший детский фильм;
  • 1952 — МКФ в Бомбее — Приз «Мраморная ваза».

Оценки критиков[править | править код]

В «Очерках истории советского кино» (том 3) указывается, что фильм стал определяющим пути развития жанра мультипликации в течение нескольких лет[3]. Первый директор студии «Союзмультфильм» Н. М. Кива оценивал фильм как «трогательный, строго выдержанный стилистически, мягкий, лиричный, психологически точный»[4].

По мнению И. П. Иванова-Вано фильм стал «одним из итогов всех предшествующих исканий советской мультипликации и одновременно первым фильмом, созданным на основе освоения художественных традиции смежных искусств»[5]. Он также характеризовал «Серую шейку» как «фильм классический: по режиссёрскому строю, убедительной, волнующей игре рисованных nерсонажей, их органическому слиянию с изобразительным миром декораций и эмоционально выразительной музыкой Ю. Никольского»[6].

Критик Лариса Малюкова в своей книге 2013 г. отметила, что

«„Серая шейка“ (1948) Полковникова и Амальрика до сих пор сражает поразительной графикой, мягкой цветовой палитрой, в которой невероятным образом передана тонкая гамма настроений … Одна из самых пронзительных, человечных и драматичных картин послевоенного времени отличается выдающейся работой одушевителей, тончайшей психологической разработкой характеров»[7].

Реставрация и переозвучивание[править | править код]

  • Озвучивание 2001 года: Ирина Маликова, Татьяна Канаева, Виталий Ованесов (селезень), Юльен Балмусов (глухарь)
  • В 2001 году мультфильм был отреставрирован и заново переозвучен компаниями ООО «Студия АС» и ООО «Детский сеанс 1». В новой версии была полностью заменена фонограмма, к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукорежиссёре и актёрах озвучивания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей[8][9], так и членами профессионального сообщества[10][11]. Качество реставрации также иногда подвергается критике. Такую версию выпускали на DVD.

Издания[править | править код]

Мультфильм неоднократно издавался на DVD в сборниках мультфильмов:

  • «Любимая сказка. Серая шейка» («Союзмультфильм»)[12].
  • «Лесные сказки» («Союзмультфильм»)[13]

Литература[править | править код]

  • Фильмы-сказки. Сценарии рисованных фильмов. Выпуск 1. — М.: Госкиноиздат, 1950. — 208 с. Г. Берёзко «Серая шейка» с. 137-156.
  • Текст с иллюстрациями по мультипликационному фильму:

Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая шейка». — М.: «АСТ», 2013. — 48 с. — («„Союзмультфильм“ представляет»). — ISBN 978-5-17-077930-7. Книжная серия: «„Союзмультфильм“ представляет»: впервые легендарные мультфильмы в книгах!

  • Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. — М.: Искусство, 1980. — С. 152—153. — 240 с.
  • Малюкова Л., Венжер Н. Русская—советская—российская // Энциклопедия отечественной мультипликации / Капков С.В. (составление). — М.: Алгоритм, 2006. — С. 23. — 810 с.

Примечания[править | править код]

  1. Сергей Капков. «Лица. Леонид Амальрик». // «Наши мультфильмы» / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. — «Интеррос», 2006. — ISBN 5-91105-007-2. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 августа 2015. Архивировано 28 августа 2007 года.
  2. Сергей Капков. Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 521—522. — 816 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.
  3. Очерки истории советского кино. Том третий. 1946—1956 гг. / Под редакцией Ю. С. Калашникова, Л. П. Погожевой, Р. Н. Юренева. — М.: Искусство, 1961. — C. 483. — 776 c.
  4. Кива Н. «Союзмультфильм» — начало пути // Киноведческие записки. — 2006. — № 80. — С. 162. — C. 153—173.
  5. Иванов-Вано, 1980, с. 152.
  6. Иванов-Вано, 1980, с. 153.
  7. Малюкова Л. Л. «СВЕРХ/КИНО» (Современная российская анимация. Девяностые / нулевые). — СПб: Умная Маша, 2013. — С. 277. — 366 c. — ISBN 978-5-990-41931-5.
  8. Переозвучка наших старых мультфильмов Архивная копия от 2 октября 2013 на Wayback Machine[неавторитетный источник?]
  9. Мы против переозвучки советских мультиков!!! Архивная копия от 2 октября 2013 на Wayback Machine[неавторитетный источник?]
  10. Директор «Союзмультфильма» Акоп Гургенович Киракосян отвечает на вопросы читателей «Ленты. Ру»
  11. НЕТ — фальсификации анимационного наследия![неавторитетный источник?]
  12. DVD «Любимая сказка. Серая шейка»
  13. DVD «Лесные сказки»

Ссылки[править | править код]

  • «Серая шейка» на «Аниматор.ру»
  • «Серая шейка» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • «Серая шейка» на youtube
  • Елена Кузнецова. «„Серая шейка“: две судьбы одной утки». // nashfilm.ru

Сценарий педагогического мероприятия

О. О. «Художественно – эстетическое развитие»

на тему:

«Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина — Сибиряка  Серая  Шейка»

Дидактическое обоснование образовательной деятельности

Тема

«Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина — Сибиряка  Серая  Шейка»

Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с программами  Т.И. Бабаева «Детство»,  Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».

Образовательная

область

 «Художественно-эстетическое развитие»

Форма педагогического мероприятия

НОД

Возраст детей

Старшая группа (5-6лет)

Цель

Развитие интереса к созданию иллюстраций к литературному произведению.

Задачи

Образовательные:

  • Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке;
  • Закреплять умение создавать образы сказки (лес, полянка, река и её берега, птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе, лиса, зайцы, Серая Шейка);

Технические:

  • Закреплять приёмы рисования красками, закрашивание рисунка кистью, использование простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур; 

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать диалогическую речь детей

Воспитательная:

  • Воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус

Словарная работа

Активизация в речи слов:  Полынья, дальние страны, Серая Шейка.

Средства обучения

Раздаточные альбомные листы бумаги, гуашь, кисточки 2-х видов, палитра, салфетки, стаканчики с водой, простой карандаш, иллюстрации по мотивам сказки, эскизы по мотивам сказки.

Методы и приёмы

Словесный: беседа, чтение отрывков из сказки, пересказ сказки по картинкам;

Практический: выполнение рисования; физкультминутки, пальчиковая гимнастика;

Наглядный: работа с иллюстрациями, работа с эскизами, анализ готовых работ;

Форма организации детей

Фронтальная,  индивидуальная.

Предварительная работа

Чтение сказок Д. Мамина – Сибиряка, просмотр мультфильма «Серая шейка».

Интеграция областей ФГОС

 «Художественно – эстетическое развитие» — музыкальное сопровождение;

«Физическое развитие»  — пальчиковая игра,  физкультминутки;

«Социально — коммуникативная»—  формирование нравственных качеств (помощь сказочному персонажу);

«Речевое развитие» — закрепление знания сказки Мамина — Сибиряка «Серая Шейка», составление рассказа по иллюстрациям;

Примерный ход образовательной деятельности

Структурные части образовательной деятельности

Содержание  заданий

Деятельность

Форма организации детей

Результат

педагога

детей

1. Организационный момент. Вводная часть

Приветствие друг друга, настрой на работу. (Приложение 1)

Сюрпризный момент –чтение педагогом письма от Буратино.

Постановка проблемной ситуации (Приложение 2)

Педагог предлагает детям поздороваться друг с другом и гостями

Воспитатель читает детям письмо, которое он получил утром от сказочного героя — Буратино

Дети встают в круг,  приветствуют друг друга, гостей  и дарят улыбки.

Дети слушают текст письма и соглашаются помочь Буратино

Фронтальная  

Дети стоят в кругу вместе с воспитателем.

Фронтальная

Дети стоят вокруг воспитателя

Создание эмоционально положительной  атмосферы

Дети заинтересовались, высказали  желание помочь Буратино.

Воспитание отзывчивого отношения к окружающим

2. Основная часть

1.Беседа с детьми по сказке «Серая Шейка»

2. Чтение отрывков произведения

 (Прилож. 3)

3. Дидактическая игра «Разложи по порядку» (Приложение 4)

Воспитатель беседует с детьми по сказке

Воспитатель с выражением читает отрывки произведения

Воспитатель предлагает вспомнить содержание сказки по иллюстрациям

Дети отвечают на вопросы

Дети слушают сидя в свободной позе

Ребёнок выставляет на мольберте иллюстрации по порядку и остальные дети вспоминают сюжет по картинкам

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Закрепление знаний литературного произведения, активизация речи детей

 Поддержание интереса к художественной литературе, воспитание художественно – эстетического вкуса.

Закрепление знания сюжета сказки, активизация словаря.

Физкультминутка «На носочки встанем» (Приложение 5)

Воспитатель читает стихотворение с показом движений

Дети выполняют действия  по тексту

Фронтальная

Снятие мышечного напряжение, развитие двигательной активности.

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы,  проверяет  посадку детей за столами, напоминает о необходимости прямо держать спину.

Обращает внимание на образцы, эскизы работ.

Дети садятся правильно, правильно ставят ноги,  выпрямляют спины.

Фронтальная

Формирование навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья

Пальчиковая гимнастика  «Разотру ладошку сильно»

 (Приложение 6)

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику

Дети выполняют действие по тексту

Фронтальная

Развитие мелкой моторики рук; активизация речи детей

Самостоятельная творческая деятельность детей

Физкультминутка «Дерево»

(Приложение 7)

Воспитатель  рассказывает о предстоящей деятельности, предлагает материал на выбор, показывает технику выполнения задания.

Воспитатель читает стихотворение с показом движений

Самостоятельная деятельность детей

Дети выполняют действия  по тексту

Фронтальная

Фронтальная

Формирование умения выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке;

Закрепление  умения создавать образы сказки;

Закрепление приёмов рисования красками, простым карандашом;

Развитие мелкой моторик рук;

Снятие мышечного напряжение, развитие двигательной активности.

3. Заключительная часть

Просмотр готовых рисунков, анализ. (Приложение 8)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки

Дети рассматривают, стоя вокруг стола с рисунками

Фронтальная

Подведение итогов

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Убираем игрушки (дети убирают).

             Все в сборе: взрослые и дети.  

             Мы можем начинать…

             Но для начала нужно

            «Здравствуйте» сказать.

-Давайте все встанем в один  круг, возьмемся за руки и подарим друг другу хорошее настроение. Что нужно для этого сделать? (ответы детей) Правильно, улыбнитесь друг другу, согрейте своим улыбками гостей и друг друга .

 «Ребята поздоровайтесь с нашими гостями».

Дети: «Здравствуйте!»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила под дверью письмо. Оно от Буратино. Мне было очень интересно, что он нам написал, я открыла письмо и прочитала. Я бы очень хотела, что бы и вы услышали это письмо.

Воспитатель читает письмо от Буратино.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Буратино?

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Буратино?

Дети: Да

Воспитатель:  Со сказкой всегда интересно

 Сказки все любят читать

 Сегодня попробуем вместе

 Смысл сказки понять.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Прежде чем мы приступим к рисованию, давайте вспомним сказку «Серая Шейка», которую мы недавно читали.

Кто из вас знает автора этой книги, кто её написал?

Дети:  русский писатель Мамин-Сибиряк.

Воспитатель:  правильно, это Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович. Этот писатель очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, повадками животных и птиц. Вот как он описывает птиц к отлёту.

Монолог: «Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привёл птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст».

Послушайте еще отрывок: «Холодный осенний ветер отрывал засыхавшие листья и уносил их.  Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще, хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетных птиц…»

Воспитатель:  Кто такая Серая Шейка? Серая шейка была взрослой уткой или ребенком? У неё были родители?

Воспитатель:  Как вы думаете, почему «Серая Шейка» не могла улететь со своей стаей? С кем подружилась уточка?  Ответы детей.

Чем окончилась эта история? Ответы детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Воспитатель:  Я приготовила несколько иллюстраций к этой сказке. Давайте их расположим в нужном порядке.

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Совместно с детьми вспоминаются эпизоды сказки по сюжетным картинкам, один ребенок располагает в нужном порядке на доске.

Воспитатель:  Вот мы с вами вспомнили сказку и  собрали книжку по отдельным картинкам. Сегодня мы с вами поможем Буратино и осуществим его мечту. Вы должны хорошо подумать и решить, какой эпизод сказки будете рисовать. Ваших рисунки мы запечатаем в конверт и отправим Буратино.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Физкультминутка

На носочки встанем

Облачко достанем

На корточки присели

Травушку погладим

Руками- крыльями взмахнем

Как утята поклюѐм

В стайки соберемся

Друг другу улыбнемся

Мы сумели отдохнуть

И готовы в дальний путь.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Пальчиковая гимнастика

 Разотру ладошку сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь со всеми,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер дует тише, тише.

А деревья ниже, ниже.

Чтобы клён скорей заснул,

Ветер на него подул.

Клён, качаясь, засыпает,

Птенчиков в гнезде качает. 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Просмотр готовых рисунков. Анализ рисунков.

Воспитатель:  У нас получились замечательные  иллюстрации к сказке «Серая Шейка», теперь мы можем отправить рисунки Буратино, как только они высохнут.

Спросить выборочно детей, чей рисунок им понравился больше, почему. Чем они рисовали.

 Ребята, давайте вспомним, чем закончилась сказка? А как бы поступили вы, если бы нашли в лесу беспомощную птицу?

Ответы детей.

  • Сказка серая уточка читать
  • Сказка семеро козлят в научном стиле
  • Сказка северных народов кукушка
  • Сказка севастополь улица астана кесаева
  • Сказка севера в галерее шилова