Когда-то В. Высоцкий написал:
…Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
А я опять вспоминаю про то, что все мы «родом из детства». Мысль не нова, но именно там берёт своё начало Сказка. Сказка для ребёнка, это возможно, первая структурированная история о мире. Её положительное влияние на развитие личности ребёнка и познавательные функции является бесспорным чего нельзя сказать о комиксах, набирающие популярность, в современном мире.
Сказки на ночь по-особенному волшебные. Мама рядом, звучит её голос, и малыш, представляя в своём воображении приключения героев, постепенно погружается в сон. Ни один мультфильм не заменит книжку, ни одна аудиокнига — живого общения с мамой или папой.
Сказка — это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролёт слушать и гиперактивные «живчики», и флегматично неповоротливые молчуны. Сказка — волшебство, завораживающее действие.
Ответы на вопрос о полезности чтения сказок на ночь не раз давали психологи, педагоги и учёные. Многократно проводились исследования активности мозга малышей, доказывающие пользу чтения перед сном. Отмечено, что детки, которым совсем мало читают сказки, подходят к возрасту 5–6 лет с лексиконом 2-годовалого ребёнка при общем нормальном развитии. Это выражается не только в бедности словарного запаса, но и в более медленной способности к пониманию и усвоению информации об окружающем мире, что может остаться с человеком навсегда.
Так почему же важно читать ребёнку именно перед сном?
Самое удачное время. Чтобы привить ребёнку любовь к чтению, важно выбрать правильное время, когда малыш настроен слушать. Непоседливые, гиперактивные дети днём быстро отвлекаются на игрушки. А вот вечером обстановка меняется — лёжа в кроватке кроха будет ждать очередную порцию волшебства на ночь с большим нетерпением и слушать с особым вниманием.
Хорошее настроение. Чтение любимой книжки успокаивает ребёнка. Все капризы и обиды, которые так портили день, забываются — и малыш засыпает в хорошем настроении. Чтобы не получить обратный эффект, желательно выбрать историю со «счастливым концом», где добро побеждает зло.
Воспитание характера. Даже характер ребёнка меняется в лучшую сторону, когда ему читают перед сном. Учёные утверждают, что если читать ребёнку книжку хотя бы 15 минут в день, он становится более открытым, послушным, внимательным и смелым.
Развитие умственных способностей. Сказку можно не только читать, но и обсуждать. У маленького ребёнка обязательно найдутся вопросы касательно сюжета и слов, которые встречаются в тексте. Поэтому можно смело утверждать, что чтение перед сном для ребёнка полезно тем, что расширяет словарный запас, развивает любознательность, а также фантазию и желание в дальнейшем читать самостоятельно.
Восприятие мира. Сказки понятны детям. С помощью действующих персонажей ребёнок старается разобраться в том, как устроен мир, понять повседневные вещи и явления. В сказках очень наглядно показано противостояние добра и зла, дружбы и одиночества, любви и ненависти, взаимопомощи и эгоизма.
Пример поведения. Хорошая идея — воспитывать ребёнка посредством сказки. Читайте на ночь детскую книжку, герой которой имеет общие с ребёнком черты. Поведение персонажа может стать хорошим примером для вашего сына или дочери. Вместе с ним ребёнок будет проживать различные ситуации, и получать такие же уроки.
Ближе к ребёнку. С помощью чтения можно наладить понимание между родителями и детьми, душевную связь. Если малыш каждый раз просит почитать вас одну и ту же сказку, значит, она получила сильный отклик в его душе. В книжке может быть сосредоточено то, что тревожит кроху, вызывает радость или очень интересует в реальной жизни. Зная это, вы сможете найти верный путь к преодолению детских страхов.
Чтение ребёнку перед сном — замечательная традиция, которая сохранилась и по сей день. В семье, где родители читают сказки, растут счастливые и любознательные дети. Именно в дошкольном возрасте очень важно привить ребёнку любовь к книгам. Чтобы не опоздать, читайте детям с пелёнок, и таким образом налаживайте надёжную связь со своим чадом.
В чём же сила сказок?
Познание и развитие. Реализм как жанр повествования малопонятен и неинтересен ребёнку дошкольного возраста. Поэтому сказка является наиболее удобной формой для того, чтобы развивать воображение, мышление, память. Обсуждение с ребёнком персонажей и сюжета способствует развитию мышления и речи. Главное — не зацикливаться на «развивающих» сторонах, иначе сказка превратится в урок, а волшебство исчезнет.
Сказка учит эмпатии. Идентифицируя себя с героями сказок, ребёнок учится вживаться в различные образы, расширяя своё представление о социальных ролях и ситуациях. И, конечно, сказки учат сопереживать, проявлять эмпатию, поскольку это добрые, светлые истории.
Побудительная сила. Героям сказок часто приходится несладко, однако они преодолевают препятствия и учатся сотрудничать с другими персонажами. Сказки, в отличие от мифов, оптимистичны, а детей это воодушевляет и учит не сдаваться, преодолевать трудности.
«Что такое хорошо и что такое плохо». Сказка помогает формировать у ребёнка представления о добре и зле, плохом и хорошем. Для малышей это важная нравственная основа, чтобы вырасти морально сильными и хорошими людьми.
Целительная и педагогическая сила сказки. Сказки помогают снизить уровень тревожности и стабилизируют эмоциональность. На ночь можно читать сказки детям, у которых имеются некоторые трудности с засыпанием. При этом лучше это делать в спокойной манере, чтобы ребёнок не перевозбуждался.
Выбор книг для чтения детям
Многие мамы и папы испытывают трудности с выбором книг для чтения перед сном. Важно подобрать такую литературу, которую ребёнок смог бы понять. Поэтому выбирая, какую книгу прочесть малышу, опирайтесь на его возраст.
• читать поучительные рассказы для детей 7 лет;
• читать рассказы для детей 4–5 лет;
• читать сказку на ночь детям 3–4;
• читать небольшие стишки с красочными картинками детям до 3 лет.
Книги детям до 3 лет
В раннем возрасте дети ещё не могут сконцентрироваться на длинных произведениях. Самым маленьким лучше предлагать книги с минимумом текста и большими картинками, которые малышу будет интересно рассматривать. Можно читать небольшие стишки, Например, Агнии Барто, ведь маленькие дети хорошо воспринимают рифму.
Сказки для детей в 3–4 года
В этот период детям уже можно предлагать небольшие сказки. Ребёнок уже достаточно развит для понимания их сюжета. В 3–4 года малыши с интересом знакомятся с
• русскими народными сказками: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Репка», «Курочка Ряба», «Морозко», «Лиса и Тетерев».
• можно предлагать к ознакомлению небольшие произведения Александра Сергеевича Пушкина: «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о рыбаке и рыбке»
• братьев Гримм: «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты», «Белоснежка и семеро гномов», «Горшочек каши».
Сказки и поучительные рассказы для детей 5–7 лет
Ребёнок растёт, но продолжает фантазировать, мечтать, в его жизни ещё долгое время особую роль будет занимать сказка.
Девочки и мальчики будут в восторге от произведений
• Ганса Христиана Андерсена: «Снежная Королева», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе», «Новое платье короля», «Свинопас», «Гадкий утёнок».
• Самуила Яковлевича Маршака, который написал для детей поучительные сказки и стихи: «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный», «Почта».
В пять–семь лет детям, помимо сказок, уже становятся интересны небольшие повести.
Замечательным детским автором является Николай Николаевич Носов, его произведения добрые, заставляют малышей посмеяться: «Живая шляпа», «Три охотника», «Находчивость», «Мишкина каша».
Виктор Юзефович Драгунский и его «Денискины рассказы», точно не оставят равнодушными маленьких читателей.
Дети старше пяти лет начинают активно интересоваться окружающим миром: животными, птицами, растениями, погодными явлениями. В их речи всё чаще слышится почему. Не оставляйте вопросы малышей без внимания, читайте им небольшие статьи из детских энциклопедий, дети с интересом будут слушать и узнавать новое.
Все эти произведения знакомы многим поколениям детей, давно ставшими родителями, они «якоря», которые вызывают тёплые чувства и воспоминания из собственного детства. Читайте их с ребёнком и, без сомнения, это принесёт радость и пользу вам, а малыша научит только доброму, чистому, светлому.
Совместное чтение и семейные традиции
Чтение ребёнку — это уютный, семейный отдых. Он успокаивает подвижную детскую психику, пробуждает воображение, заставляет подумать. После прочтения произведения важно, чтобы малыш отвечал на вопросы родителя, старался пересказать прочитанное. Это развивает его концентрацию и память.
Важнейшей задачей чтения является привитие малышу любви к книгам. Замечательно, если родители тоже любят читать, тогда ребёнок будет видеть перед собой положительный пример.
В возрасте 5–6 лет можно постепенно начинать учить малыша читать. Читающий ребёнок грамотнее своих сверстников, у него больший словарный запас и более широкий кругозор. Обученный грамоте ребёнок легче адаптируется к учёбе в первом классе и ему проще даётся школьная программа.
Совместное чтение это не только вклад в будущее малыша, но и приятное времяпрепровождение, которое оставит теплые воспоминания и у взрослого, и у ребенка. Читайте книги всей семьей.
Воронова Инна Юрьевна, практический психолог, гипнотерапевт, транзактный аналитик, экспертный член Межрегиональной общественной организации «Развитие психологической помощи (МОО РПП), президент регионального отделения МОО РПП Мурманск, член комитета по этике, комитета по взаимодействию с детьми и родителями, волонтёр-психолог, г. Мурманск
Десятки трупов дрофы — редкой степной птицы, включённой в Красные книги Республики Крым и России — были обнаружены на днях на западе Крыма, в районе села Кормового. Первоначальную информацию, которая появилась в соцсетях, ForPost подтвердили сначала учёные, затем официальные ведомства.
Как водится в таких случаях, ущерб готовы взыскать и даже виновных найти — вот только нанесённый популяции урон штрафами не восстановишь. Почему в Крыму продолжают гибнуть ценные краснокнижные птицы, разбирался ForPost.
Погибло около трети группировки
По словам старшего преподавателя кафедры геоэкологии факультета географии, геоэкологии и туризма ТА КФУ им. Вернадского Григория Прокопова, информацию о гибели птиц учёным передали местные охотники, насчитав 59 мёртвых дроф. 19 декабря специалисты во время выезда на место насчитали ещё на 13 особей.
«Степень разложения разная, от целой тушки до полностью съеденных — лисами, собаками, хищными птицами, — пояснил Прокопов. — Гибель произошла от поедания отравленного зерна, которое разбросали с целью борьбы с грызунами. Его хорошо видно, так как зёрна окрашены в красный цвет. Таким образом, только в этом месте погибло более 70 дроф, это около трети западной группировки».
Даже в таких масштабах картина неполная, считает специалист: по свидетельствам охотников, после того, как начали появляться первые сообщения о гибели дроф, хозяева полей начали собирать и закапывать трупы.
«Охотники это видели, — подчеркнул Прокопов. — Также имеются сведения о гибели дроф в районе села Межводное. Там найдено пять сильно разложившихся птиц. Там же мы нашли остатки отравившихся зайцев и куропаток. Кроме того, сведения об отравлении зайцев и куропаток поступают из других районов Крыма. Если находят дроф, их стараются закопать. Но такой масштабной гибели ещё не регистрировалось».
Тушки погибших птиц были обнаружены более чем в десятке разных мест на полях. Примерный ущерб только от этого инцидента, по подсчётам орнитологов, составляет больше 3,7 миллиона рублей.
От отравленного зерна погибло больше 70 птиц.
В том, что птицы погибли именно из-за обработанного химикатами зерна, с помощью которого аграрии рассчитывали избавить сельхозугодья от грызунов, уверен и доктор биологических наук, профессор кафедры экологии и зоологии Крымского федерального университета Сергей Иванов. По его мнению, была нарушена технология обработки полей: по правилам, аграрии должны подсыпать яд «адресно» в мышиные норы, но это более трудоёмкий процесс.
«Такого не должно быть. Важно всё называть своими именами: случай с гибелью дроф — это преступление. Преступление перед природой, преступление серьёзное, поскольку речь идёт о гибели птиц, по сути, их убийстве. По умыслу или без умысла — это другой вопрос», — возмутился зоолог.
Будет расследование
Факт гибели птиц ForPost подтвердили в Министерстве экологии и природных ресурсов республики. Правда, всего пяти птиц и только в западной части Кормового.
«На момент проведения выездного обследования причина гибели птиц вида дрофа, а также лицо совершившее правонарушение, не установлены», — уточнили в ведомстве.
По факту происшествия сотрудники министерства возбудили дело об административном правонарушении.
«После проведения административного расследования виновные лица, в случае их установления, будут привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством, а также приняты меры по устранению выявленного нарушения природоохранного законодательства», — заверили в Минэкологии РК, добавив, что нарушителям, если они физлица, грозит штраф от двух до пяти тысяч рублей, если юрлица — от 500 тысяч до миллиона рублей.
Отраву для грызунов нужно подсыпать в норы, чтобы жертвами не стали другие обитатели полей.
В Министерстве сельского хозяйства РК напрямую не прокомментировали ни гибель птиц, ни возможную причастность к этому аграриев. Сообщили только, что в осенне-зимний период в регионе против мышевидных грызунов было обработано более 11 тысяч гектар полей, из них 3,3 тысячи — биопрепаратами, внесёнными в список разрешённых на территории России пестицидов и ядохимикатов.
«Стебли и листья сельскохозяйственных культур представляют собой основной сочный корм для полевых мышей осенью и зимой. Поэтому в это время посевам требуется особая защита, включающая в себя постоянный контроль за численностью и вредоносностью грызунов, а также плановые мероприятия по их истреблению. Активное питание мышевидных грызунов может обернуться потерями 10-25 % урожая озимых», — дипломатично пояснили в ответственном ведомстве.
Рискуем потерять окончательно
Из официального доклада о состоянии и охране окружающей среды Республики Крым в 2020 году следует, что группировка зимующих дроф на полуострове составляет чуть больше двух тысяч особей. Ещё 60-70 лет назад это число было практически в два раза больше.
«В прошлом дрофы в массе зимовали на всей территории полуострова, в 60—70-х годах XX века зимовочный ареал вида уже был в виде нескольких районов, крупные зимовочные скопления наблюдались на Тарханкуте, Керченском полуострове, центральных районах, — говорится в докладе Минэкологии республики. — Во время учётов зимой 2019-2020 годов <…> основным районом зимовки стал Керченский полуостров, где зимовало около 1500 птиц, около 350 особей на Тарханкуте и около 250 в Присивашье».
Гнездящихся дроф на полуострове ещё меньше: наблюдения 2020 года позволили выявить около 100-130 условных пар, поскольку на одного токующего самца на участке могут приходиться 1-2, реже 3 самки. Гибель кладок дроф во время культивации полей, внесения удобрений и обработки земли ядохимикатами, по официальным данным, достигает 90%.
На сегодняшний день дрофа — природное достояние Республики Крым. Гибель такого числа редких птиц — это очень серьёзный удар по их и без того небольшой популяции в регионе.
«Здесь (на территории Крыма – Прим.) находится самая большая постоянная группировка дроф в России, — подчеркнул Григорий Прокопов. — Такими темпами, как вид сейчас уничтожается, Крым утрачивает своё ключевое значение в сохранении вида, теряет часть своей природной уникальности».
Кроме того, учёные опасаются, что масштабы проблемы могут быть гораздо больше того, что лежит на поверхности. Одна из причин таких страхов — изменения в положения о природных парках республики, которые фактически разрешили любительскую и спортивную охоту на особо охраняемых природных территориях.
«В этом году при проведении учётов дрофы (ноябрь — Прим.) на Керченском полуострове, на территории природного парка «Караларский», дроф практически не было обнаружено. Но на территории парка находились люди с оружием. А все дрофы находились за пределами парка. Это говорит о том, что территория ООПТ с такой «охраной» не выполняет своих функций», — подытожил эколог.
Как сообщал ForPost, в сентябре 2021 года на Арабатской стрелке в Ленинском районе Крыма орнитологи зафиксировали гибель нескольких тысяч птиц — в основном черношейной поганки, пеганки и морских голубков. Вероятнее всего пернатых убило вирусное заболевание, специфическое для этих видов.
Юлия Михайленко, Наталия Назарук
Фото: Григорий Прокопов
Статья на тему:
О роли сказок в воспитании детей
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)
Сказка всегда присутствует в нашей жизни: мы её слышали в детстве, рассказываем
своим детям, внукам. Сколько себя помним, рядом с нами «Колобок», «Репка»,
«Лиса и волк»… Русские народные, сказки народов мира, авторские: бытовые,
волшебные, о животных. Ребёнок любого возраста обязательно скажет, что сказки —
это Пушкин. Нет сомнения, первым делом Александра Сергеевича вспоминают, как
автора самых известных и любимых сказок: «Сказка о Попе и его работнике Балде»,
«Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и
рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Жених». Любовь к сказкам привила маленькому
Саше его няня, Арина Родионовна, любовь и привязанность к которой поэт нёс всю
свою жизнь. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Замирая от
восторга, жадно впитывал каждое слово чудесных сказок маленький Пушкин. Няня
скрашивала его одиночество в ссылке в Михайловском, в долгие зимние вечера,
продолжая пленять поэта сказками, поговорками, пословицами, песнями.
«Слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она – единственная моя
подруга, и с нею только мне не скучно…» – писал Пушкин брату из
Михайловского.
Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с
большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня,
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Никто точно не знает, когда появилась первая сказка. Она с давних времён живёт
среди людей. Из истории известно, что у наших предков было принято не
наказывать повинившихся, а наставлять на путь истинный посредством сказки,
рассказа, поучительной истории. Чтение сказка считается самым древним методом
познания и воспитания. Общаясь с нашими детьми через сказку, мы передаём им
знания о духовном мире, о предназначении человека в обществе, воспитываем их,
развиваем внутренний мир, излечиваем от страхов, переживаний. Сказка даёт
знания о жизни, законах бытия, пробуждает творчество, фантазию, воспитывает
любовь к Родине, труду, учит уважать старших, защищать слабых, помогать больным
и немощным. Однозначно, народная сказка способствует формированию определенных
нравственных ценностей, идеала. Девочек нацеливает на «красну девицу», которая
обязательно рукодельница, и умом, и лицом красавица, для мальчиков — добрый
молодец (обязательно отважный, смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый,
готовый в любую минуту защищать свою Родину). Такое совершенство для ребенка —
далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и
поступки. Высшая цель, поставленная в юном возрасте, во многом определит его
как личность. Взрослым необходимо знать мечту малыша, чтобы вовремя
корректировать и устранять негативные моменты.
Считается хорошим тоном в воспитании читать ребёнку сказку на ночь. При
приглушённом свете ночника, мягком звуке родного голоса волшебная история
убаюкает малыша, подарит ему добрые здоровые сны. Кроме того, ощущение того,
что рядом с ним присутствует близкий человек, положительно влияет на формирование
детской психики. Это помогает ему успокоиться, почувствовать себя в
безопасности. Ребёнок чувствует, что его любят, о нём заботятся. Очевидно, что
польза сказок перед сном действительно неоспорима.
Учёные уже давно ведут разговор о терапевтической роли сказок, применяя их на
психологических тренингах, в виде лечения душевного состояния маленького
пациента. К сожалению, современное телевидение загружено в большей степени
иностранными мультфильмами, зачастую агрессивными, с жестокими драками, с
малопонятными героями, а ведь дети подражают любимым персонажам, перенимают
способы их поведения, манеру говорить. Вот почему родителям и педагогам нужно
очень строго подходить к выбору сказок, к просмотру мультфильмов.
И научно, и жизнью доказано, что дети разного возраста очень любят слушать
сказки и необыкновенные истории, которые расширяют диапазон их знаний и
кругозора, помогают получить необходимые знания о человеке, о жизненных
проблемах, пути их решения. Дают понятие о том, что кроме реального мира,
существует ещё и волшебный, наполненный чудесами и приключениями, что добро
всегда торжествует над злом.
Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправлять» «неправильные»
черты характера. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки « О
рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке»,
«Морозко», «Али-баба и сорок разбойников», робким и пугливым, — «О трусливом
зайчике», «Трусливый Ваня», непослушным и доверчивым подойдёт «Приключения
Буратино», «Снежная Королева».
У каждого из нас была любимая сказка, которую мы слушали, читали невероятное
количество раз. В чём секрет этого литературного жанра? Почему наши дети, да и
мы, взрослые, так любим сказки, какова их роль, в чём польза?
Вспомним, что в старые, древние времена наши предки не спешили наказывать
детей, а рассказывали поучительную историю, чтобы провинившийся смог осмыслить
своё поведение, сделать выводы и не повторять ошибок. Сказка — очень хороший
метод воспитания и обучения детей. Рассказывая сказки, мы передаем опыт наших
предков, дополняя его своим, не менее богатым. Посредством сказки ребенок
обогащает внутренний духовный мир, избавляется от переживаний и страхов,
получает знания о жизни и ее законах, развивает фантазию и творческое начало,
учится сопереживать и предвосхищать события. Благодаря сказке ребенок может
проиграть негативные роли и чувства, при этом он не будет наказан. Житейские
истории очень хорошо разделяют представление о мужской и женской манере
поведения.
В каждой сказке есть главный герой. Чаще это активный, храбрый, умеющий
выживать в трудных ситуациях персонаж. Даже, если вначале он выглядел
негативно, то завершается история его исправлением, осмыслением отрицательных
сторон характера. Каждая сказка учит тому, что добро побеждает зло, что немаловажно
при становлении характера.
Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти
поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что
хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные
качества, поощряют к размышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно
сказки начинают знакомство ребёнка с литературой, прививают ему любовь к
чтению. Сказка – это игра, необходимая для развития личности.
Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несёт огромный запас знаний
прежних поколений. Именно она оказывает ненавязчивое влияние на формирование
мышления ребёнка, впитывая информацию через народное творчество. Посредством
сказки легче объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказка —
это мощный инструмент обучения малышей и дошколят. Именно на примере героев
сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами
моделирующими правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок»,
«Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка». В них очень
ярко показываются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и
нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость, успех коллективизма и трудность
одиночества. На примере сказочных персонажей дети учатся отличать добро и зло,
сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними трудности и
преграды. Уверовав в простую истину, что добро побеждает зло, ребёнок более
стойко научится преодолевать жизненные невзгоды. Можно смело сказать с первых
минут знакомства со сказкой начинает закаляться характер малыша.
Известный факт, что многие в детстве испытывают чувство страха: врачей,
темноты, оставаться одни в комнате. Опять же сказки могут помочь в этой
ситуации. Ребёнок со стороны наблюдает, казалось бы, безвыходную ситуацию, и
вот находится способ благополучного её решения. Герои счастливы, здоровы, зло
побеждено. Зная о положительном исходе дела, малыш постепенно побеждает и свои
страхи.
Многие опытные педагоги отмечают, что для детей ХХI века характерны снижение
умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность,
эмоциональная истощённость, неустойчивое настроение. Присутствует
заторможенность, или наоборот, — раздражительность, агрессивность. Дети зачастую
остаются дома одни, испытывая дефицит общения с родителями, сверстниками,
замыкаясь на телевизоре или компьютере. С помощью современных технологий на них
свалился шквал информации, причём зачастую негативной. Дети стали менее
чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками. Поэтому
работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, чрезвычайно актуальна и
важна. И главный помощник — это сказка. Ещё К. Д. Ушинский назвал сказки
русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь
сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в
состоянии состязаться с педагогическим гением народа.
Помните, армянскую сказку в стихах «Жадный Вартан», которому скорняк пошил из
овечьей шкуры целых семь шапок, но ни одну из них нельзя надеть? Мораль:
жадность и зависть до добра не доведут. А «Каша из топора»? О находчивости и
смекалке русского солдата? Эти поучительные истории — яркий пример народной
педагогики.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий
выработанным и проверенным народом. Педагоги знают разные формы работы со
сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок,
просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т. д.
Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую
ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, и поэтому взрослые должны с
раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.
Несколько советов молодым родителям и начинающим педагогам: читать сказку,
1. концентрируя на ней внимание ребёнка;
2. с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;
3. чётко проговаривая слова;
4. только одну, для более глубокого осмысления;
5. выбранную ребёнком (даже пусть в сотый раз!);
6. анализируя;
7. попросите пересказать;
8. желательно перед сном.
«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».
( Ганс Христиан Андерсен)
© Предоставлено: Parents.Ru
Мы все чего-то боимся и уверены, что наши страхи вполне обоснованны. Но когда ребенок бледнеет при виде клоуна или рыдает на обычном осмотре у врача, нам трудно понять, почему он так напуган.
© Sydney Bourne/Getty Images/Image Source
как помочь ребенку справиться со страхами
Возможно, вы из тех счастливцев, кто смело садится в кресло стоматолога, бестрепетно сдает кровь и ничего не имеет против регулярных медосмотров. Но когда вашему малышу пришло время впервые посетить зубного врача, он начал рыдать и извиваться, пытаясь выбраться из «страшного» кресла.
Откуда взялся этот страх? И как себя вести в подобной ситуации: пожурить трусишку за недостаток храбрости, пуститься в пространные объяснения о безболезненности подобных процедур или отложить визит к зубному на неопределенный срок? Страхи ребенка, которые могут восприниматься как досадные помехи, на самом деле есть часть его развития и адаптации.
По мере взросления они видоизменяются, отражая перемены, происходящие в его жизни. Малыш начинает ползать, учится ходить, разговаривать, каждый день его жизни приносит что-то новое. Все происходит так быстро! И маленькому ребенку необходимо справляться со всеми переменами в психическом и физическом развитии, попутно усваивая уйму информации.
Но некоторые ситуации оказываются для него слишком сложными, и тогда он может испытать тревогу и страх. Но вы рядом и всегда сможете подбодрить и утешить его.
Новая няня (от 5–10 месяцев до 5 лет)
Почему дети боятся? Для малыша беспокойство вблизи кого-то незнакомого — способ показать, что он понимает: этот человек — не мама и не папа.
Дело не в том, что няня чем-то пугает ребенка, а в том, что кроха доверяет только близким людям, которых знает давно. Но наступают моменты, когда приходится сталкиваться с «чужаками», которые выглядят, говорят и пахнут не так, как родители. И это повод для тревоги, но вполне естественный. Вы ведь не хотите, чтобы ваш ребенок доверял всем незнакомым людям?
Как помочь? Независимо от возраста ребенка не стоит оставлять его с няней слишком быстро. Постарайтесь совершить этот переход постепенно: приглашайте няню домой и вместе проводите время. Когда ребенок немного привыкнет к новому человеку, вы можете оставить их одних, а сами заняться домашними делами. Если малыш и няня подружились и вы уверены, что им вместе комфортно, можно уходить из дома.
Однако помните, что вы не должны делать это тайком, не сказав малышу «до свидания». Будьте спокойными, но твердыми. Ребенку постарше можно объяснить: «Мама сейчас уходит, но она скоро вернется. А пока меня не будет, няня поиграет и погуляет с тобой».
Врачи (от 1 года до 7 лет)
Почему дети боятся? Сидя в кресле у дантиста или ощущая холодок стетоскопа, ребенок чувствует себя уязвимым. Он не знает, что с ним собираются делать. К его телу прикасаются чужие руки, и это переживается как вторжение в личное пространство. Да и медицинские инструменты выглядят пугающе. В большинстве своем врачей боятся дети, которые подвергались болезненным медицинским процедурам или пережили опыт госпитализации. Но и детки без подобного негативного опыта могут испугаться белого халата, стетоскопа или зеркальца ЛОР-врача и поднять шум.
Как помочь? Сначала объясните ребенку, для чего нужен доктор. Он желает ему добра и помогает поддерживать здоровье. Перед посещением врача поиграйте в больницу: подарите малышу детский медицинский набор и предложите с помощью него обследовать плюшевого медвежонка или сами станьте пациентом. Отправляясь к доктору, захватите игрушку с собой. В ожидании приема, ободрите кроху: «Вчера мы лечили мишку, а сегодня к доктору идешь ты».
Очень важно, чтобы во время обследования врач сообщал малышу о своих последующих действиях. Вспомните о своем первом визите к гинекологу − вы ведь хотели знать обо всех манипуляциях, чтобы подготовить себя и морально, и физически? То же происходит и с вашим ребенком. Стоматолог успокоит кроху, если скажет: «А теперь я собираюсь посмотреть твои зубки, чтобы убедиться в их чистоте и здоровье». Если ребенку удалось стойко пережить визит к врачу, обязательно обратите на это внимание: «Смотри, ты уже почти не боялся, я тобой очень горжусь».
© Imgorthand/Getty Images/E+
как помочь ребенку справиться со страхами
Темнота (от 3 до 7 лет)
Почему дети боятся? Когда ребенок не видит, что его окружает, он словно теряет контроль над происходящим. От привычных предметов остаются только смутные тени, а любой шорох кажется громким и пугающим в ночной тишине.
Темнота связана в сознании людей со злом, чудовища и злодеи живут во мраке пещер, склепов, заброшенных замков. Это глубинный страх, отражающий страх человека перед неизвестным, перед одиночеством, перед смертью. Поэтому многие, в других отношениях бесстрашные дети боятся темноты.
Как помочь? Самый простой и разумный способ помочь ребенку преодолеть страх темноты — это оставлять небольшой свет в его комнате. Малыш почувствует себя в безопасности, и его сон будет глубоким и спокойным.
Расспросите ребенка о том, что именно его пугает в темноте. Рассказывая о своих фантазиях, он наверняка почувствует облегчение, встретив ваше понимание и сочувствие. В конце концов, придет время, и ребенок поймет, что никакой опасности нет, а спать в темноте намного комфортнее.
Гроза (от 2 до 7 лет)
Почему дети боятся? Громкий и непредсказуемый грохот может напугать любого! Подрастая, дети начинают накапливать информацию из новостей, фильмов, телепередач и рассказов, какие природные явления действительно опасны.
Но в страхе грозы есть также архаичный элемент, оставшийся нам в наследство от предков, считавших природные явления могущественными и гневными божественными силами. Поэтому, даже находясь в явной безопасности дома или квартиры, ребенок может пугаться так, словно гроза представляет для него реальную опасность.
Как помочь? Бывает, что взрослые и сами боятся грома и молнии. Вы можете сказать малышу: «Как громко! Я даже вздрогнула от неожиданности. Когда гроза уйдет, греметь больше не будет». А потом предложите крохе подождать окончания грозы вместе: уютно устройтесь на диванчике, обнимите малыша и понаблюдайте за этим мощным действом.
Вы можете выразить восхищение силой природы: «Вот это да! Какая яркая молния! Как она все осветила!», чтобы переключить внимание ребенка со страха на любопытство.
Монстры (от 3 до 6 лет)
Почему дети боятся? Для маленького ребенка реальность и фантазия существуют в одном пространстве. В его представлениях пока нет четкой границы, разделяющей эти два мира. Чудовища могут подстерегать его за шкафом или под кроватью, но исчезают, как только вы заходите в комнату или включаете ночник.
В тот момент, когда ребенок перебирается в свою комнату или из детской кроватки в «большую», его может охватить острое чувство одиночества и покинутости. Он испытывает страх перед взрослением и необходимостью быть самостоятельным, но не может осознать его и выразить словами. Чтобы проявить страх, для него нужно найти форму, объект, и такой формой чаще всего становятся монстры, привидения, злодеи из сказок или мультфильмов. Эти страшилки помогают малышу показать вам, что его что-то беспокоит, что он боится.
Как помочь? Не обесценивайте страхи малыша фразами вроде: «Это все выдумки!» или «Не говори глупости!» Не стыдите его, не называйте трусишкой: бояться он меньше не станет, но научится скрывать свои чувства, чтобы не подвергаться насмешкам. Да, под кроватью никого нет, но чувства он испытывает самые настоящие. Не стоит и уверять его в том, что монстр уже ушел: так вы не успокоите своего кроху, а только укрепите страхи. В конце концов, если ужасное существо исчезло, значит, оно все-таки существовало!
Попытайтесь понять, что на самом деле беспокоит ребенка, и спросите его, что ему могло бы помочь меньше бояться. Возможно, он попросит вас посидеть с ним, или оставить включенным ночник, или дать его любимую игрушку. Скажите ему, что он, похоже, сейчас и правда напуган, но его страх постепенно пройдет, а вы ему в этом поможете. Так ребенок почувствует, что, несмотря на перемены в его жизни, он по-прежнему связан с вами крепкими узами.
© SolStock/Getty Images/E+
как помочь ребенку справиться со страхами
Собаки (с рождения до 7 лет)
Почему дети боятся? Несмотря на то что собаки давно одомашнены, они все-таки звери, и, возможно, дети чувствуют звериную природу этих привычных нам существ сильнее, чем мы, взрослые. Но это «полезный» страх: многие собаки кусаются, и вам, конечно же, не хочется, чтобы малыш бежал гладить любого незнакомого пса.
Дети, которые боятся собак, — это те, которых регулярно пугают: «Придет собачка и укусит». Никогда не говорите ничего подобного своему ребенку.
Также этот страх может быть связан с тем, что вы сами боитесь собак и малыш это чувствует, либо с каким-то неприятным инцидентом. Собаки бывают непредсказуемы, и даже их бурное выражение радости может испугать ребенка.
Как помочь? Этот страх вполне естественен, но, когда при виде собаки малыш каждый раз испытывает ужас, это может помешать ему свободно чувствовать себя на прогулке или в гостях. Если кроха сильно напуган, не предлагайте ему подружиться с собакой, даже с самой доброй и спокойной.
Начните издалека. Купите книги про собак с хорошими иллюстрациями, покажите ребенку, какими они бывают, расскажите о том, что собаки умеют, как они преданы своим хозяевам, игривы, ласковы и могут быть настоящими защитниками.
Подарите ребенку игрушечных собачек, поиграйте вместе с ним. Познакомьте кроху с маленьким милым щенком, который живет у друзей или, может быть, у соседей. Но объясните, что трогать животных можно только с разрешения и ни в коем случае нельзя таскать их за хвост или за уши, кричать и размахивать руками, находясь рядом.
Клоуны и аниматоры (от 2 до 7 лет)
Почему дети боятся? Ваш малыш в ужасе убегает от аниматоров на вечеринке и прячется за вас при виде клоунов и загримированных артистов? Конечно, ведь их лиц почти не видно под маской или густым макияжем, и ребенка пугает «нечеловеческий» вид.
На разрисованном лице трудно прочесть эмоции, и малыш не может понять, что собирается сделать этот человек, дружелюбен ли он. К тому же клоуны и шуты ведут себя очень странно: у них неестественные жесты, громкие, резкие голоса и непривычная манера речи.
Как помочь? Если ваш малыш шарахается от клоунов и аниматоров, а вы собираетесь на вечеринку или в цирк, необходимо честно рассказать ему, что его там ожидает. Если он все же испугался, лучше увести его в сторонку и успокоить.
Часто проблема заключается в том, что родители зависят от мнения посторонних людей и не принимают в расчет чувства малыша. Не смущайтесь из-за того, что ваш ребенок расплакался на празднике или в цирке, он не обязан веселиться только потому, что взрослые считают, что это весело.
Спросите кроху, чем именно он напуган, и пообещайте, что, если он не привыкнет, вы вместе уйдете. Это нужно для того, чтобы ребенок чувствовал, что ему дают время на то, чтобы привыкнуть, и дают выбор, находиться ли ему в этом месте. Так вы поможете ему взять ситуацию под контроль, и тогда и страх, возможно, отступит.
Больше полезных материалов о детском здоровье — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Материалы по теме:
- «Мама уйдет и не вернется»: что делать, чтобы страх не превратился в фобию
- Тревожный ребенок: как помочь малышу побороть свои страхи
- Так неловко: о чем после родов никогда не расскажет молодая мама
- Это все гены: 5 свойств человека, в которых не виновато воспитание
- «Хочу дать сыну свою фамилию, чтобы не исчез род. Муж против»
Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.