Сказка санги тюлень и камбала

Жил бедный дровосек со своей женой и тремя дочерьми в маленькой хижине на опушке дремучего леса. однажды утром, собираясь идти

Жил бедный дровосек со своей женой и тремя дочерьми в маленькой хижине на опушке дремучего леса.

Однажды утром, собираясь идти на работу, говорит он своей жене:

— Пусть старшая дочка обед принесет мне в лес, а не то мне с работой никак не управиться. А чтоб ей не заблудиться, — добавил он, — я захвачу с собой лукошко с просом и буду сыпать его по дороге.

Когда солнце уже стояло над самым лесом, взяла девушка горшок с супом и отправилась в путь-дорогу. Но полевые и лесные птицы, воробьи, жаворонки и зяблики, дрозды и чижи давно уже просо то успели поклевать, и девушка найти следа не могла. Она шла наугад все дальше и дальше, пока не зашло солнце и не наступила ночь. В темноте шумели деревья, кричали совы, и ей стало страшно. И увидела она вдалеке огонек, который мерцал меж деревьев. «Должно быть, там живут люди, — подумала она, — может, они пустят меня на ночлег», — и она пошла на огонек. Вскоре пришла она к домику; окна его были освещены. Она постучала, и хриплый голос закричал оттуда:

— Войди!

Девушка вошла в темные сени и постучала в дверь.

— Ну, входи, входи, — закричал голос.

Она отворила дверь, видит — сидит за столом седой как лунь старик, подперев голову руками, и седая его борода свешивалась над столом почти до самой земли. А у печки лежали курочка, петушок и пестрая корова. Рассказала девушка старику, что она заблудилась, и попросилась у него переночевать. Старик спросил:

Курочка-красотка,

Красавец-петушок

И ты, коровка пестрая,

Что скажете на то?

— Дукс! — ответили животные; и это должно было значить: «мы на это согласны»; и старик тогда ей сказал:

— Тут у нас всего вдосталь, ступай к печи да состряпай нам ужин.

Девушка нашла в кухне всего в избытке и приготовила вкусное кушанье, а о животных и не подумала. Она принесла и поставила на стол полную миску еды, села рядом с седым стариком и наелась досыта. Насытившись, она сказала:

— Я уже утомилась; где постель, на которой можно бы лечь и уснуть?

И ответили животные:

Ты с ним за столом сидела,

Ты с ним все пила да ела,

О нас не подумала, знать, —

Так вот и ищи, где спать!

Тогда старик ей сказал:

— Взберись по лесенке наверх, там найдешь ты горенку с двумя кроватями, взбей перины, покрой их чистыми простынями, и я тоже приду туда и лягу спать.

Девушка взошла наверх, взбила перины, постлала чистые простыни и легла, не дожидаясь старика, в одну из постелей. А вскоре пришел и седой человек, осветил девушку свечой, поглядел да головой покачал, Увидев, что она уже крепко спит, он открыл потайной лаз и спустил ее в погреб.

Поздним вечером воротился дровосек домой и стал свою жену попрекать, что заставила она его целый день голодать.

— Я в том вовсе не виновата, — ответила она, — обед тебе дочка в лес отнесла, должно быть, она заблудилась. Утром она вернется домой.

Встал дровосек рано на рассвете, собрался в лес идти и велел, чтоб принесла ему обед другая дочь.

— Захвачу я с собой мешок чечевицы, — сказал он, — она будет покрупней, чем просо, и дочке легче будет ее заметить, и с дороги она не собьется.

К полудню взяла девушка обед и пошла в лес, но чечевица исчезла — птицы лесные всю ее, как и в прошлый раз, поклевали, и ничего не осталось. Стала девушка плутать по лесу и сбилась с дороги, а тут ночь наступила, и пришла она тоже к избушке старика; ее впустили, предложили ей поесть и позволили переночевать. Человек с седой бородой снова спросил у животных:

Курочка-красотка,

Красавец-петушок

И ты, коровка пестрая,

Что скажете на то?

И снова животные ответили: «Дукс», и случилось все то же, что и в прошлый раз.

Приготовила девушка вкусной еды, поела и попила вместе со стариком, а о животных не позаботилась. Стала спрашивать она, где ей ночевать, и они ей ответили:

Ты с ним за столом сидела,

Ты с ним все пила да ела,

О нас не подумала, знать, —

Так вот и ищи, где спать.

Когда она уснула, явился старик, поглядел на нее, покачал головой и спустил ее в погреб.

Вот на третье утро и говорит дровосек своей жене:

— Нынче пришли ты мне обед в лес с младшей дочерью; она была всегда добрая да послушная, она уж с пути никогда не собьется, не то что сестры ее, баловницы, — тем бы все где-нибудь бегать да резвиться.

Не хотелось матери ее отпускать, и она сказала:

— Неужто должна я потерять и любимую дочку?

— Да чего ты беспокоишься, — ответил дровосек, — она не заблудится, она у нас умная и понятливая. Возьму я с собой побольше гороху и рассыплю его по пути; горох, он покрупней чечевицы, и укажет ей дорогу в лесу.

Но когда девушка вышла из дому с лукошком в руке, то горох весь уже был у лесных голубей в зобу, и не знала она, куда ей теперь идти. Она встревожилась и стала думать о том, что придется отцу остаться голодным, а мать будет горевать, если она собьется с пути. Наконец стало уже совсем темно, и увидела она вдали огонек и пришла к лесной избушке. Она ласково попросилась переночевать, и старик с седой бородой опять спросил у своих животных:

Курочка-красотка,

Красавец-петушок

И ты, коровка пестрая,

Что скажете на то?

— Дукс, — ответили они.

Подошла девушка к печи, где лежали животные, и стала ласкать и гладить курочку и петушка по гладким перышкам, а пеструю корову между рогами. Когда она приготовила, как велел ей старик, вкусную похлебку и поставила миску на стол, она спросила:

— Как же буду я есть, если добрых животных мы еще не накормили? Ведь в хозяйстве-то здесь всего вдосталь, — сперва уж я их накормлю.

Пошла и принесла ячменя и посыпала зерен курочке да петушку, а корове принесла большую охапку душистого свежего сена.

— Ешьте, мои милые, — сказала она, — а захочется вам попить, напою вас и свежей водицей.

И она принесла в избушку полное ведро воды, и сели курочка с петушком на край ведерка, клювы свои опустили, а потом закинули головы вверх, как пьют птицы, и пестрая корова тоже всласть напилась. Когда животные были накормлены и напоены, подошла девушка к столу, где сидел старик, и поела, что он ей оставил.

Тут вскоре стали курочка и петушок головки свои под крыло прятать, а корова глазами моргать. И спросила тогда девушка:

— Не пора ли и нам на покой?

Курочка-красотка,

Красавец-петушок

И ты, коровка пестрая,

Что скажете на то?

И ответили животные: — Дукс,

Ты с нами вместе сидела,

Накормить, напоить нас велела, —

Ложись спокойно в кровать,

И будешь ты мирно спать.

Взошла девушка по лесенке наверх, взбила пуховые подушки, чистые простыни постлала, и когда уже все приготовила, то пришел старик и лег в постель, и седая его борода протянулась до самых его ног. А девушка легла в другую постель, прочитала молитву и уснула.

Спала она тихо до самой полуночи. Вдруг стало в доме так неспокойно, и девушка проснулась. И начало по всем углам трещать да постукивать, открылись настежь двери, и что-то ударило в стену. Задрожали стропила, будто их кто вырвал из пазов, и казалось, что рухнула и лесенка; наконец все так затрещало, будто рушилась и сама крыша. Потом снова все вдруг стихло, с девушкой никакой беды не случилось, и она осталась спокойно лежать и снова уснула. Когда она утром проснулась, ярко светило солнце, — и что же она увидела? Лежит она теперь в большой зале, и вокруг все блистает роскошью королевской: по стенам подымаются вверх, по зеленому шелковому полю, золотые цветы, постель вся из слоновой кости, а одеяло из алого бархата, и стоят рядом с ней на стуле жемчугом шитые туфли. Девушка подумала, что это все ей снится; но вот подходят к ней трое богато одетых слуг и спрашивают у нее, что она им прикажет.

— Уйдите, — сказала девушка, — сейчас я буду вставать и сварю старику похлебку, а потом накормлю и курочку-красотушку, и золотого петушка, и пеструю коровушку.

Она думала, что старик уже встал, глянула на его постель, видит — лежит в ней незнакомый человек. Поглядела она на него, а он молодой да такой красивый! Проснулся он, поднялся и говорит:

— Я королевич. Меня околдовала злая ведьма, она обратила меня в седого как лунь старика, заставила меня жить в лесу, и никто не смел находиться около меня, кроме трех моих слуг в образе курочки, петушка и пестрой коровы. Заклятье должно было длиться до той поры, пока не явится к нам девушка, добрая сердцем, и не к одним только людям, но и к животным ласковая; и это оказалась ты. В эту полночь ты нас расколдовала, а старая лесная избушка вновь обратилась в мой королевский замок.

Когда они встали, королевич сказал трем своим слугам, чтоб пошли они к отцу и матери девушки, звать их на свадьбу.

— А где ж мои сестры? — спросила девушка.

— Я запер их в погребе; завтра их выведут в лес, они будут там работать служанками у одного угольщика до тех пор, пока не исправятся и не перестанут морить голодом бедных животных.

arrow prev

arrow

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа-интернат с. Некрасовка

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании ШМО

 «Гармония»

Протокол от 31.05.21 г.

№5

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по ВР

______/Л.В.Конова/

 31.05.21 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ

школа-интернат

с. Некрасовка

_____/Перевалов В.И./

Приказ от

03.06.21 г.

№113-ОД

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объединение «Краеведение»

основное общее образование, 5 класс

2021-2022 учебный год

Составлена на основе:

Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В. Сверкунова, Т. И. Шлеина, И.А. Шпаченко, О.А. Щербакова– Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2021. –142 с.

Составила: Бальбурова М.К.

Учитель географии и краеведения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        

Личностные результаты:

  • российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности);
  • сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметныерезультаты:

Метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение» включают универсальные учебныедействия(регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные универсальные учебные действия

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Предметные результаты освоения курса «Краеведение» должны отражать:

В предметной области «Литературное краеведение»:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы Сахалина для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы, в том числе региональной, как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений сахалинских поэтов и писателей, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение с включением произведений сахалинских авторов;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В предметной области «Географическое краеведение»:

  • формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего региона;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В предметной области «Биологическое краеведение»:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе родного края; осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края.

В предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного происхождения, и их последствий для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

34 часа/ год (1 час/ неделя)

  1.  ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ — 12 часов.

Мифы и легенды коренных народов Сахалина и Курильских островов.

Мифы как культурное достояние древних народов. Мифы нивхского народа в изложении Владимира Санги. Уйльтинская легенда «Храбрый Мэргэ» в переводе Елены Бибиковой. Воплощение народного идеала в легенде.

Сказки коренных народов Сахалина и Курильских островов.

Нивхские сказки о животных в обработке Владимира Санги: «Бурундук, кедровка и медведь», «Тюлень и камбала», «Глухарь и дикие лебеди», «Отчего камбала плоской стала» (и другие по выбору учителя и обучающихся). Герои сказок. Представление об идеале, воплощенное в сказках. Сходство и различие сказок народов Севера и русских народных сказок.  

Литературные сказки сахалинских писателей.

Ирина Левитес. Сказка «Вверх тормашками». Анатолий Орлов. «Лесные сказки». Елена Намаконова. «Сказки над рекой», «Киркорий – большая шапка».

Сказка фольклорная и литературная: сходство и различие. Герои литературных сказок. Юмор в сказке.

Проектная деятельность: Родной край в фольклорных и литературных сказках.

Анатолий Ткаченко. Рассказ «Мыс Раманон».

Система персонажей. Представления о жизни школьников. Географические названия рассказа на карте Сахалина и Курильских островов. Воспитание любви к родному краю.

Стихи о Сахалине.

Анатолий Орлов. «Ода Сахалину», «Мой край», «Опять сахалинские горы», «Закаты» (и другие стихотворения по выбору учителя и обучающихся)

Николай Тарасов.«Весь берег Сахалина…», «Дальний Восток», «Первопроходец» (и другие стихотворения по выбору учителя и обучающихся).

Поэтический   образ Сахалина.  Отражение русской истории в поэзии. Патриотическая направленность лирики.

2.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 10 часов.

Введение. Удивительные острова в океане. Что мы знаем о географии Сахалинской области?

Образ островного региона на физической карте мира и физической карте России. Территориальный состав области.

Проектная деятельность: Составление визитной карточки «Ну что тебе сказать про Сахалин?»

Открываем острова.

Место открытия Сахалина и Курильских островов в эпохе географических открытий XVII — XIX вв. (исследования и открытия у восточных берегов Евразии). Путешествия Ж. Лаперуза. Экспедиция В.Д. Пояркова. Путешествия И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Плавание Г.И. Невельского.

Проектная деятельность: «По следам великих путешественников моего края».

Как выглядит Сахалинская область из космоса.

Практическая часть: работа с сервисом Google Карты и Яндекс.Карты. Современные географические способы изображения Земли и их возможности для исследования Сахалинской области (города, села, микрорайона, улицы). Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов: Большая Курильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская гряда. Определение протяжённости области с севера на юг и с запада на восток с помощью онлайн сервисов. Самое узкое и  самое широкое место о. Сахалин на карте.Страны-соседи.

Особенности ориентирования в своей местности.

 Практическая часть: организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в городе, селе, в природе).

 Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему муниципальному образованию, городу, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе, с использованием онлайн- сервисов.

Я открываю Сахалинскую область.

Проектная деятельность: «Моё путешествие по Сахалинской области». Составление фотоальбома, видеоролика, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенному обучающимся.

3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 6 часов.

Введение в биологическое краеведение.

Что изучает краеведение (биологический раздел). Основные среды обитания, их характеристика.

Осенние явления в природных сообществах Сахалинской области.

Сезонные изменения в природе. Приспособления растений и животных к сезонным изменениям.

Экскурсия в местное природное сообщество.

Среды обитания: наземно-воздушная и водная. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной и водной средах.

Наземно-воздушная среда обитания. Её характеристика. Разнообразие условий жизни в наземно-воздушной среде. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания. Разнообразие условий жизни в водной среде. Приспособленность организмов к жизни в воде. Влияние живых организмов на среду обитания.

Экскурсия на пришкольный участок или ближайший водоём.

Среды обитания: внутриорганизменная и почвенная. Приспособления организмов к жизни в почвенной и организменной средах.

Почва – среда обитания живых организмов. Особенности почвы как среды обитания. Приспособленность организмов к жизни в почве. Живые организмы как среда обитания других живых организмов. Паразиты и симбионты. Влияние живых организмов на среду обитания.

4. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – 6 часов.

Введение. Обзор опасных природных явлений, характерных для территории Дальнего Востока.

Землетрясения, извержения вулканов, обвалы, оползни, снежные лавины, сель, цунами, наводнения, природные пожары и др.

Проектная деятельность: «Природные опасности Сахалинской области».

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Дата измен.

1

  1. Литературное краеведение (12 ч.)

Мифы и легенды коренных народов Сахалина и Курильских островов (2 часа).

Мифы как культурное достояние древних народов.

Мифы нивхского народа в изложении Владимира Санги.  

1

02.09 –03.09

2

Уйльтинская легенда «Храбрый Мэргэ» в переводе Елены Бибиковой. Воплощение народного идеала в легенде.

1

06.09-10.09

3

Сказки коренных народов Сахалина и Курильских островов (2 часа).

Нивхские сказки о животных в обработке Владимира Санги: «Бурундук, кедровка и медведь», «Тюлень и камбала», «Глухарь и дикие лебеди», «Отчего камбала плоской стала» (и другие по выбору учителя и обучающихся). Герои сказок.

1

13.09-17.09

4

Представление об идеале, воплощенное в сказках. Сходство и различие сказок народов Севера и русских народных сказок.  

1

20.09-24.09

 5

Литературные сказки сахалинских писателей(4 часа).

Ирина Левитес. Сказка «Вверх тормашками».

1

27.09-01.10

6

Анатолий Орлов. «Лесные сказки».

1

04.10-08.10

7

Елена Намаконова. «Сказки над рекой», «Киркорий – большая шапка».

1

11.10-15.10

8

Сказка фольклорная и литературная: сходство и различие. Герои литературных сказок. Юмор в сказке.

Проектная деятельность: Родной край в фольклорных и литературных сказках.

1

18.10-22.10

9

Анатолий Ткаченко. Рассказ «Мыс Раманон» (2 часа).

Система персонажей. Представления о жизни школьников.

1

25.10-29.10

10

Географические названия рассказа на карте Сахалина и Курильских островов. Воспитание любви к родному краю.

1

08.11-12.11

11

Стихи о Сахалине (2 часа).

Анатолий Орлов. «Ода Сахалину», «Мой край», «Опять сахалинские горы», «Закаты» (и другие стихотворения по выбору учителя и обучающихся).

Николай Тарасов. «Весь берег Сахалина…», «Дальний Восток», «Первопроходец» (и другие стихотворения по выбору учителя и обучающихся).

Поэтический   образ Сахалина.  Отражение русской истории в поэзии. Патриотическая направленность лирики.

1

15.11-19.11

12

Поэтический   образ Сахалина.  Отражение русской истории в поэзии. Патриотическая направленность лирики.

1

22.11-26.11

13

  1. Географическое краеведение (10 часов)

Введение. Удивительные острова в океане. Что мы знаем о географии Сахалинской области?(2 часа)

Образ островного региона на физической карте мира и физической карте России. Территориальный состав области.

1

29.11-03.12

14

Проектная деятельность: Составление визитной карточки «Ну что тебе сказать про Сахалин?»

1

06.12-10.12

15

Открываем острова (2 часа).

Место открытия Сахалина и Курильских островов в эпохе географических открытий XVII — XIX вв. (исследования и открытия у восточных берегов Евразии). Путешествия Ж. Лаперуза. Экспедиция В.Д. Пояркова. Путешествия И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Плавание Г.И. Невельского.

1

13.12-17.12

16

Проектная деятельность: «По следам великих путешественников моего края».

1

20.12-24.12

17

Как выглядит Сахалинская область из космоса(1 час).

Практическая часть: работа с сервисом Google Карты и Яндекс.Карты. Современные географические способы изображения Земли и их возможности для исследования Сахалинской области (города, села, микрорайоны, улицы). Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов: Большая Курильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская гряда. Определение протяжённости области с севера на юг и с запада на восток с помощью онлайн сервисов. Самое узкое и самое широкое место о. Сахалин на карте. Страны-соседи.

1

10.01-14.01

18

Особенности ориентирования в своей

местности (3 часа).

Практическая часть: организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в городе, селе, в природе).

 Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему муниципальному образованию, городу, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе, с использованием онлайн- сервисов.

1

17.01-21.01

19

Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему муниципальному образованию, городу, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе, с использованием онлайн- сервисов.

1

24.01-28.01

20

Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему муниципальному образованию, городу, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе, с использованием онлайн- сервисов.

1

31.01-04.02

21

Я открываю Сахалинскую область (2 часа).

Проектная деятельность: «Моё путешествие по Сахалинской области».

Составление фотоальбома, видеоролика, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенному обучающимся.

1

07.02-11.02

22

Составление фотоальбома, видеоролика, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенному обучающимся.

1

14.02-18.02

23

  1. Биологическое краеведение (6 ч.)

Введение в биологическое краеведение (1 час).

Что изучает краеведение (биологический раздел). Основные среды обитания, их характеристика.

1

21.02-25.02

24

Весенние явления в природных сообществах Сахалинской области (2 часа).

Сезонные изменения в природе. Приспособления растений и животных к сезонным изменениям.

Экскурсия в местное природное сообщество.

1

28.02-04.03

25

Экскурсия в местное природное сообщество.

1

07.03-11.03

26

Среды обитания: наземно-воздушная и водная.

Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной и водной средах (2 часа).

Наземно-воздушная среда обитания. Её характеристика. Разнообразие условий жизни в наземно-воздушной среде. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде.

Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания. Разнообразие условий жизни в водной среде. Приспособленность организмов к жизни в воде. Влияние живых организмов на среду обитания.

1

14.03-18.03

27

Экскурсия в местное природное сообщество.

1

28.03-01.04

28

Среды обитания: внутриорганизменная и

почвенная (1 час).

Приспособления организмов к жизни в почвенной и организменной средах.

Почва – среда обитания живых организмов. Особенности почвы как среды обитания. Приспособленность организмов к жизни в почве. Живые организмы как среда обитания других живых организмов. Паразиты и симбионты. Влияние живых организмов на среду обитания.

1

04.04-08.04

29

  1. Основы безопасности жизнедеятельности (4 часа.)

Введение. Обзор опасных природных явлений, характерных для территории Дальнего Востока (2 часа).

Землетрясения, извержения вулканов.

1

18.04-22.04

30

Обвалы, оползни, снежные лавины, сель, цунами, наводнения, природные пожары и др.

1

25.04-29.04

31

( 4 часа) Практическая часть: творческий проект «Природные опасности Сахалинской области» .

1

02.05-06.05

32

Практическая часть: творческий проект «Природные опасности Сахалинской области» .

1

09.05-13.05

33

Практическая часть: творческий проект «Природные опасности Сахалинской области» .

1

16.05-20.05

34

Практическая часть: творческий проект «Природные опасности Сахалинской области» .

1

23.05-27.05

Это животное, которое принадлежит к отряду хищных, семейству настоящие тюлени. Данного хищника называют горбоносым или безухим тюленем. На данный момент существует 2 подвида: атлантический и балтийский.

Серый тюлень - фото

Серый тюлень – крупное млекопитающее, длина туловища которого составляет 2-3 м. Вес животного – 130-300 кг. Половой диморфизм выражен размерами: длина тела самки около 2-х м. У серого тюленя есть толстый жировой слой, его сальные железы массивнее, чем у иных представителей ластоногих. Хищник плотно покрыт грубым мехом. Из-за веретеновидной формы тела, толстого слоя жира тюлень не замерзает, и температура тела в 38 градусов никогда не снижается.

У животного короткая и малоподвижная шея. На передних конечностях находятся кривые ногти, что помогают спокойно выходить на сушу. Задние ласты вытянутые, их нельзя согнуть в пятке, потому хищник не может ходить. Сверху туловище окрашено в серый, брюхо ластоногого белое. На теле много пятен. У серого тюленя вытянутая морда, довольно крупные ноздри. От сородичей этот вид можно отличить по прямому верхнему профилю и нежно-серой окраске головы.

как выглядит серый тюлень

Серый тюлень населяет берега Балтийского и Баренцево моря, Кольский полуостров. Атлантический подвид обитает близ Канады, а именно на берегах Ньюфаундленда и многих островов, таких как Сейбл и Дедмен, Амет и Кейп- Бретон, Антикости. Иногда данный подвид можно встретить и в водоёмах США. Другая популяция атлантических серых тюленей заходит в акватории Исландии и Великобритании, на побережья Скандинавии и Европы. Балтийский подвид населяет острова, находящиеся в Мурманской области: Вешняк и Кувшин, Харловские Баклаши, Айновы о-ва, берега Териберки и Исканьги и о-в Вигрунд, находящийся рядом с Финским заливом. Иногда заплывает и в воды «Вояки» и «Ракушечного». Несколько раз представители подвида встречались и в Печорском море, возле Белого моря.

где обитает серый тюлень

Это животное образует 2 экоформы. Пагедотную можно встретить в ледяном покрове, такие животные линяют там и активно спариваются. Иная – пагофобная – форма создает «залёжки» и размножается лишь на суше.

Период размножения зависит от местообитания популяции. Балтийский подвид чаще производит на свет потомство на льду. У данного подвида потомство появляется с февраля по март. В водах Мурманской области самки производят на свет бельков с ноября по декабрь, на берегах Англии малыши появляются с октября по декабрь. У побережья Ирландии детёныши рождаются с августа по сентябрь.

размножение серого тюленя

Серый тюлень является полигамным хищником, однако все зависит от местообитания. Так, на побережье Канады животные моногамны, детёныши чаще всего растут в полной семье. Иногда на залежках образуются целые гаремы, но зачастую животные создают пары в период спаривания. В это время самцы очень агрессивны, они защищают территорию от других особей. Опытные самцы обычно отгоняют соперников к льдинам и начинают собирать гарем. Самцы спокойно относятся к своим самка, и в случае их ухода, даже не предпринимают попыток вернуть их.

Беременность длится 8-12 мес, эмбрион долгое время находится в латентной стадии развития, которая продолжается 2 месяца. Из-за этого вынашивание плода затягивается почти всегда на год. Мать кормит детёныша молоком около месяца. В конце длина малыша больше метра, а масса его тела уже 40 кг. Потом рост белька замедляется, и животное может остаться в таком весе надолго. Но в 5 лет масса самцов уже 70-100 кг.

Длина туловища щенка при рождении – метр, масса тела варьируется от 15 до 20 кг. Животное покрыто белым густым мехом, который исчезнет через неделю: после линьки и заменится на серый жёсткий волосяной покров.

В основном серый тюлень питается хеком и сельдью, представителями лососевых и мойвой с угрем. Животное употребляет в пищу и сарган с треской, камбалу и бычки. Хищник также любит полакомиться осьминогом и креветками. Изредка тюлень охотится на дельфинов. При этом животное использует эхолокацию и острое зрение – хищник видит добычу и в грязной воде. Серые тюлени способны охотиться на большой глубине – 100 м под водой, потому в рацион животных входит много придонных видов: пинагор и представители тресковых.

чем питается серый тюлень

На это животное часто охотятся акулы и касатки, орлан-белохвост. Серый тюлень спасается от них выпрыгивая на сушу до того, как его настигнут. Учёные считают, что белый медведь – тоже враг тюленя. Он пытается добыть упитанных представителей, но это редко удаётся этому проворному хищнику.

касатка

Касатка – естественный враг серого тюленя

Данное животное не любит путешествовать и предпочитает оседлость. Хотя иногда хищники всё же мигрируют. Балтийский подвид с декабря старается держаться на льдинах в Балтийском море, в марте животные расселяются по данному морю, а потом опять мигрируют в специальные места для размножения.

фото серого тюленя

В период залёжек самцы часто дерутся и во время этого громко ревут. Этот звук слышен на многие километры.

  1. Серых тюленей легко дрессировать, они могут распознавать потенциально опасные объекты, надевать на себя снаряжение.
  2. Возраст животного можно определить по кольцам на клыках.
  3. В крови серого тюленя содержится много гемоглобина, потому они могут находиться под водой 20 минут.
  4. У тевяков очень чуткий сон.
  5. Жирность молока у самок – около 50%.
  6. Сердцебиение снижается до 6 ударов/ мин, когда хищник погружается в воду.
  7. Самки становятся половозрелыми в 3 года, 1-ая беременность наступает где-то в 5 лет. Самцы же достигают половозрелости лишь в 6 лет.
  8. Мать производит на свет детёнышей ночью, если через час после родов кто-то потревожит её, то самка бросает щенка.
  9. Вибриссы серого тюленя улавливают движения рыб.
  10. Жевать хищник не может, мелких представителей рыб он глотает, крупных просто разрывает на части.
  11. Для поддержания жировой прослойки «в форме» животное съедает 5 кг пищи каждый день.
  12. Местообитание тюлень выбирает исходя из солёности воды. Так, чем ниже этот показатель, тем лучше условия для жизни.
  13. Серые тюлени более активны днём. Животные малоактивны не только ночью, но и во время отлива.
  14. Продолжительность жизни самок – 35 лет, у самцов этот показатель составляет 25 лет. В неволе животные живут от 28 до 40 лет.

Серый тюлень занесён в Красную книгу МСОП. Чтобы обезопасить балтийскую популяцию вида, Хельсинская конвенция заставила Прибалтику сократить выбросы ДДТ, ртути и нефти, других биогенных соединений в воду. В РФ с 1970 был введён запрет на ловлю представителей этого вида. Сейчас учёные работают над созданием охраняемых зон на острове Малый тютерс и Сескар. В будущем серого тюленя планируют разводить в зоопарках.

Это животное, которое относится к классу млекопитающих, отряду хищных и семейству настоящих тюленей.

Длина туловища взрослых тюленей варьируется от 2,3 метров до 2,8. Масса особи может колебаться от 250 кг до 400. Новорождённые тюлени весят всего 20 кг, их рост – примерно 100 см. Туловище хищника веретеновидное, голова небольшая, на ней расположены широко посаженные глаза. Морда животного уплощена, вибриссы тюленя гладкие. Тело этого хищника покрыто жёстким волосяным покровом, который плотно прилегает к телу.

Окрас тюленя-монаха обычно равномерный, верхняя часть тела окрашена в серый или коричневый. Область брюха светлая. Цветовой переход может быть выражен резко, притом образуется белое пятно на теле.

тюлень монах - фото

На черепе хищника находятся большие скуловые дуги. У тюленя-монаха хорошо развита нижняя челюсть. У представителя ластоногих 32 зуба, по 8 на каждой стороне.

Задние конечности животного обрамлены срединной вырезкой, ласты представлены широкими лопастями с небольшими когтями. На передних конечностях 5 пальцев. Первый – самый длинный. На пальцах расположены широкие когти.

Тюлень-монах населяет как Канарские острова, так и атлантические побережья Африки вплоть до берегов таких стран, как Турция. В 20 веке животное населяло и Чёрное море. Также представитель ластоногих встречается на о. Крит и Сардиния, островах в Эгейском море.

где обитает тюлень монах

Тюлень-монах старается держаться песчаных берегов или скалистую местность, берега пустынных островов. Иногда хищник может прятаться в скалах. Животное является оседлым. Более активен тюлень днём.

Питается он в лагунах или рядом с рифами. Основу рациона составляет рыба, в зависимости от разновидности это могут быть пелагические рыбы, омары и угри, осьминоги и представители головоногих, камбала.

питание тюленя монаха

Особи данного подвида встречаются особенно редко. Средняя длина туловища животного – 2,5 м, весит оно примерно 300 кг. Самцы больше самок. Окрас животного обычно коричневый, но с возрастом мех самцов становится чёрным.

Тюлень-монах Средиземноморский подвид

Половая зрелость у этого подвида наступает в возрасте 5-8 лет. Самка вынашивает детёныша 10 или 11 месяцев. Роды происходят обычно осенью, в сентябре. Детёныши у этого подвида маленькие, их вес не превышает 18 кг. Кожа щенков чёрная. На животе находится светлая полоска, по которой определяют пол новорожденного. Через 2 месяца волосяной покров станет более жёстким. Мать кормит малыша грудным молоком 5 недель, а потом детёныш учится сам добывать пищу. На побережьях Турции самка может вскармливать малыша 17 недель. Особи данного подвида в дикой природе живут от 20 до 30 лет.

Данный подвид отличается маленькой мордой, с довольно длинными и широкими ноздрями, что расположены кверху. Слуховые барабаны животного имеют треугольную форму. Щечные зубы особи плотно прилегают друг к другу, почти все зубы имеют 2 корня. Корни верхних резцов уплощенные. Форма тела пригодна для глубоководной охоты на кальмаров. У самцов шерсть окрашена в чёрный, а у самок в коричневый.

Этот подвид считается вымершим. Последняя встреча с человеком была зафиксирована в 20 веке.

Карибский вид тюленя монаха

У особей были крепкие и сильные тела. Средний вес особи – 270 кг. Половой диморфизм был выражен размерами: самки были меньше. От средиземного подвида этих животных отличала округлая голова, удлиненная морда, длинные и белые усы. При массивном туловище у хищников были короткие передние конечности и тонкие задние ласты. Окрас был коричнево-серым, нижняя часть туловища – светлой. Новорожденные тюлени были желтоватыми. У особей подвида водоросли росли на волосяном покрове.

Длина туловища тюленя-монаха гавайского подвида – 2,25 м. Масса особи варьируется от 220 до 400 кг. Половой диморфизм выражен в окраске: самки светлее самцов. Тюлень покрыт короткой и густой шерстью. Верхняя часть туловища взрослых тюленей серая, а нижняя бежевая. Задние ласты у представителей подвида не вращаются. Вибриссы животных чувствительнее, чем у других подвидов.

Гавайский вид тюленя монаха

У самок период деторождения довольно растянутый. Он начинается в декабре, а заканчивается лишь в августе. Пик рождения щенков в мае. Длина тела новорождённого – примерно 125 см, его масса 16 кг. Чёрная шерсть заменяется на серо-голубую уже через 5 недель после появления на свет. Самки приносят потомство 1 раз в 2 года.

Линька у этого подвида начинается в мае, а заканчивается в ноябре.

У тюленя-монаха много естественных врагов. Среди них касатки, тигровые и белые акулы.

касатка

Касатка – враг тюленей монахов

Данный вид является вымирающим. Он занесён в Красную книгу МСОП, включен в Приложение I Международной конвенции СИТЕС. На данный момент существует вероятность искусственной колонизации Чёрного моря. Возможно вид может вернётся на берега о. Крым, если сохранятся условия для жизни в природном парке «Тарханкутский».

На данный момент белобрюхих тюленей осталось 500, а представителей гавайского подвида 1300.

Тюлени-монахи постоянно погибают от рук браконьеров. На них охотятся из-за меха и жира, мяса. На численность популяции влияет и вылов представителей ракообразных, что оставляет тюленей без пищи.

  1. У тюленей-монахов есть так называемый «капюшон». Это широкая носовая полость, которая есть лишь у самцов. Когда она надувается, выглядит как огромный красный шар, чьи размеры соответствуют футбольному мячу.
  2. «Капюшон» надувается при приближении врагов или в результате полового возбуждения. Чем больше этот «шар», тем активнее спаривается самец.
  3. Представители гавайского подвида полигинны.
  4. Животные ведут одиночный образ жизни, они никогда не создают семей.

  • Сказка самовар максим горький
  • Сказка самая главная снежинка
  • Сказка самара улица сергея лазо 21а
  • Сказка самоотверженный заяц читать
  • Сказка салтыкова щедрина короткая и легкая