Сказка салтыкова щедрина рождественская сказка краткое содержание

Многомудрый литрекон рекомендует читать сатирические произведения м.е. салтыкова-щедрина в оригинале, так как они очень злободневны и поучительны. ну а получить

Многомудрый Литрекон рекомендует читать сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в оригинале, так как они очень злободневны и поучительны. Ну а получить поверхностное представление о его творчестве поможет краткий пересказ сказки «Пропала совесть». В сокращении это произведение не так увлекательно, как в оригинале, зато, открыв его, Вы можете быстро узнать основные события и сформировать в голове краткий сюжет произведения. Приятного просвещения!


(702 слова) Внезапно в мире исчезла совесть, но никто не заметил. Сначала люди испытали моральный подъем, излечились от нравственных терзаний, заспешили по делам, ведь больше ничего не мешало льстить, предавать, идти по головам. Только вот сразу после исчезновения нравственной смуты и душевных мук, которые так осложняли жизнь, пошли грабежи и другие преступления в неисчислимом количестве. А совесть лежала на дороге, оплеванная и растерзанная, как ветошь. Все недоумевали, кто допустил такое безобразие посреди улицы. И лишь один пьяница подобрал ее в надежде заложить. И вот пришло к нему горькое осознание реальности. Мгновенно он отрезвел и испугался. Вспомнил он обо всех своих прегрешениях и пороках. Начался внутренний суд. Он стал задавать себе вопросы, о которых раньше не задумывался. Но ответом было молчание, ведь он не знал, почему прожил жизнь так, а не иначе. В итоге он дошел до мысли о том, что родился и жил под игом, оттого не мог взять ответственность за свою жизнь на себя. Только вот открывшаяся истина никак нему не помогла. Цепи стали только тяжелее вдвое, ведь он понял, что это цепи. Но прохожие не отвечали на его агонию — они думали, что он просто напился. Над них хохотали и потешались, и невдомек было людям, что истина разрывает сердце пьяницы. Не найдя понимания, он решил избавиться от находки, которая так его тяготила. Он отнес ее в кабак — к знакомому скупщику Прохорычу. Положил на стол — и наутек.

Заметив совесть, проснувшийся скупщик вспомнил про патенты. Перед тем, как их купить, он как раз всучил кому-то эту жалкую вещицу. И вдруг пришло к нему осознание, что грешно народ спаивать. Прохорыч затрясся и позвал на помощь жену. Увидев совесть, жена воскликнула: «Грабят!». И правда: трактирщик стал отказываться продавать алкоголь и начал переубеждать посетителей. Они сильно удивились. Прохорыч объявил, что больше не может вести такой порочный образ жизни, и выльет все вино в канаву, перебьет всю посуду. Жена решительно воспротивилась. Она спасла посуду, но проблему не решила. Трактирщик потерял смысл жизни и уже вознамерился умереть, ведь ничего не продаст с такой ношей. Как только супруги легли спать, Арина Ивановна уже все продумала. Наутро она выкрала совесть и пошла на ярмарку. Увидев квартального надзирателя Ловца, Арина Ивановна подбросила ему тряпицу.

Ловец был известным лихоимцем и часто запускал руку в чужие карманы за взятками. Но в это утро он ничего не мог с собой поделать — рука не поднималась! Вернулся он домой не солоно хлебавши. Жена тут же разозлилась и объявила, что нет для него у нее обеда. Снял Ловец пальто, и вдруг преобразился. Прежняя жадность вернулась. Но как только он его надел, снова напала на него хандра — совесть. В итоге вернулся квартальный на базар и стал свои же деньги раздавать людям — «за прежнюю обиду». Он хотел со всеми помириться и загладить свою вину. Позвал он в дом нищих и велел жене их накормить. Но сняв пальто, Ловец резко передумал и прогнал всех вон, так и не поняв, в чем дело. Он даже попросил жену связать его на всякий случай, чтобы новых бед не натворил. Тогда жена уложила его в постель. Ища хоть какие-нибудь деньги у него в карманах, она наткнулась на промасленную тряпицу — совесть. Поняла Федосья Петровна, в чем дело. Подумав, решила она, что совесть точно не помешает лишь богатому человеку. И выбрала она Шмуля Давыдовича Бржоцского — «финансиста и изобретателя железных дорог». Положила она совесть в конверт и ему отправила.

Самуил Давыдыч Бржоцский сидел с семьей и помогал сыну разбираться в сложных и простых процентах. Получив письмо, Самуил Давыдыч метался как в лихорадке. Совесть подвергала его мукам, но он не сдавался и велел жене не давать ему шкатулку. Он готов был лучше умереть, чем отдать свои деньги. Однако он придумал средство избавления. Давно он обещал пожертвовать деньги в благотворительный фонд, но все оттягивал этот момент. Тут он решил запечатать совесть вместе со сторублёвой бумажкой и отнести к генералу. После этого Самуил придумал очень сложную банковскую операцию, и все ахнули.

Вот так передавали совесть из рук в руки, ведь никому она не была нужна. Совесть измучилась и стала жаловаться своему последнему владельцу — мещанину. Она попросила, чтобы он растворил ее в сердце маленького ребенка, он-то ее не выкинет. Так и сделал мещанин. Теперь растет совесть в маленьком человеке, и скоро станет она большой и сильной. Будет она распоряжаться всем сама, и тогда «исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия».

analiz-rozhdestvenaja-skazka-saltykov-shhedrin

«Рождественская сказка» входит в цикл сказок выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина. 

В этой статье представлен анализ произведения «Рождественская сказка» Салтыкова-Щедрина: тема, идея и смысл сказки.

Анализ произведения «Рождественая сказка» Салтыкова-Щедрина: тема, идея и смысл

А. С. Бушмин:

«…среди… сказок есть такие, которые посвящены преимущественно осмеянию и отрицанию морали эксплуататоров. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и Пороки», «Дурак», «Баран-непомнящий»,  «Баран-непомнящий», «Христова ночь», «Рождественская сказка», «Приключение с Крамольниковым». <…>

«…любовь к ближнему в ее социалистической трактовке — основной мотив «Христовой ночи» и «Рождественской сказки». Мотивом любви к ближнему и «религиозной» формой его художественного воплощения эти два произведения Салтыкова больше всего напоминают народные рассказы и сказки Льва Толстого. <…> ….Салтыков противопоставил толстовской проповеди нравственного перевоспитания социальных верхов идею активного протеста. <…>

…Салтыков достиг в своих сказках такой формы, которая оказывалась наименее уязвимой для цензуры и в то же время отличалась высоким художественным совершенством и большей доступностью. И все же в иносказательном арсенале сатирика есть один прием, который нуждается в особом пояснении.

Свои самые сокровенные убеждения, которые невозможно было высказать непосредственно от своего лица или идейно родственного автору персонажа, писатель в ряде сказок (как и во многих других своих произведениях) высказал устами совершенно чуждых ему идейно персонажей, например… служителей религиозного культа (в «Рождественской сказке»). Этот прием порождал и продолжает порождать принципиальные ошибки в трактовке идейного содержания произведений. <…>

Салтыкову не свойственна апелляция к религии и церкви, он прекрасно понимал и неоднократно разоблачал в своей сатире их реакционную сущность. В связи с этим на первый взгляд кажется неожиданным, что в сказочном цикле писатель дважды — в «Христовой ночи» и «Рождественской сказке» — прибегает к религиозно-мифологическим образам и формам христианской проповеди.

Идеи, развиваемые в этих произведениях, посвященных моральным проблемам, в сущности глубоко враждебны религиозным догматам. С точки зрения новой морали Салтыков обличает такие характерные явления 80-х годов, как предательство и политическое ренегатство («Христова ночь»), и призывает к гражданскому подвижничеству («Рождественская сказка»).

Почему же Салтыков прибегнул к «религиозной форме», не соответствующей сущности его социального и поэтического мировоззрения? <…>

…выбор «религиозной формы» повествования, несомненно затемняющей… подлинный смысл пропагандируемых автором идей, был, так сказать, навязан писателю… условиями времени. Салтыков сознательно шел в данном случае на некоторый ущерб развитию своих взглядов для того, чтобы обойти формально-уставные рогатки цензуры.

Рассматриваемые произведения он готовил для «пасхальных» и «рождественских» номеров «Русских ведомостей» с очевидным намерением не выходить из традиционных рамок таких праздничных публикаций.

И наконец… может быть, самое главное. Все — и приуроченность произведений к церковным праздникам, и проповедническая тональность повествования, и евангельская облицовка образов — все свидетельствует о том, что «Христову ночь» и «Рождественскую сказку» Салтыков предназначал в первую очередь для широкого круга читателей, приноравливая образы и стиль к уровню их сознания, находившегося во власти религиозных представлений. <…>

И хотя основной смысл этих «религиозных» по форме произведений не имеет в себе ничего религиозного, все же цель их написания заключалась не специально в борьбе с религией… и не в приобщении писателя к религиозным настроениям… введенные в заблуждение своеобразной формой повествования, а исключительно в стремлении Салтыкова провести наиболее доступным образом свои взгляды в широкую читательскую среду.

К этому прибегали и другие литературные современники Салтыкова. <…> Это прежде всего народные рассказы Толстого… Короленко… Лескова. Общим для авторов всех этих произведений является стремление воздействовать на «простонародье», на того читателя, сознание которого находилось под воздействием религиозной идеологии. Применительно к последнему создавалась и соответствующая поэтическая форма рассказа.

…для Салтыкова и Короленко эта форма была лишь своеобразной художественной тактикой.»

(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1), 1974 г.)

В. Н. Баскаков, А. С. Бушмин:

«…«Рождественская сказка», к жанру сказки в строгом смысле не относящаяся, развивает идею ранней сказки «Пропала совесть»… <…>

«Рождественская сказка» — последняя в салтыковском сказочном цикле. Написана она в ноябре 1886 года… <…>

«Рождественская сказка» посвящена той же теме, что и сказка «Пропала совесть» (1869). В них отразились размышления Салтыкова о степени моральной готовности молодежи к восприятию новых идей и о перспективах освободительной борьбы. Растущая совесть дитяти в ранней сказке символизирует надежды, связанные с ростом революционных настроений в 60-е годы, разорвавшееся сердце отрока в позднейшей сказке — их крушение в 80-е годы, на исходе народнического этапа освободительного движения. Основной смысл «Рождественской сказки», несмотря на ее трагический финал, продиктованный конкретно-исторической ситуацией, заключается в призыве к гражданскому подвижничеству во имя переустройства общества.»

(В. Н. Баскаков, А. С. Бушмин, комментарии, «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1), 1974 г.)

А. М. Скабичевский:

«…две сказки, «Христова ночь» и «Рождественская сказка», — преисполнены религиозного пафоса и представляют своего рода profession de foi* (*совокупность взглядов) автора.

Эти две сказки заслуживают тем большего внимания, что составляют противоположный полюс относительно всех остальных. Если они не были написаны, остальные сказки давали бы повод предполагать, что Салтыков под конец жизни сделался скептиком и пессимистом, утратил веру в людей и в возможность торжества правды, и в основе жизни поставил неумолимо жестокий закон борьбе за существование, признавши его фатальную и жестокую неизбежность.»

(А. М. Скабичевский «История новейшей русской литературы. 1848-1908 гг.», Санкт-Петербург, 1909 г.)

Это был анализ произведения «Рождественская сказка» Салтыкова-Щедрина: тема, идея и смысл сказки. 

В русской литературе Михаил Салтыков-Щедрин прославился умением мастерски облекать остросоциальные проблемы и конфликты в фольклорную форму. 

Одним из его известнейших произведений стала сказка «Медведь на воеводстве», краткое содержание которой приведено ниже. В ней автор высмеивает склонность к выслуживанию, глупость, жестокость и тщеславие. 

Главные герои сказки «Медведь на воеводстве»

Основными героями повествования выступают медведи, чьи образы являются завуалированным воплощением власти. Они используются в качестве прообразов людей, которые ею наделены.

Лев и медведь

Главные герои произведения:

  • Топтыгин I — старый и седой медведь-служака, всеми силами желающий прославиться. Мечтает о ратных подвигах, по своей натуре глуповат, жесток и обожает кровопролитные сражения;

  • Топтыгин II — медведь более умный, хладнокровный и расчетливый, по сравнению с первым;

  • Топтыгин III — отличается от предыдущих медведей особой ленивостью, осмотрительностью и осторожностью. В любой ситуации старается избежать риска;

  • Лев — глава звериного общества, тот, кто назначает медведей на их должности;

  • Осел — помещик и помощник Льва, выполняет роль его секретаря.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

В сказке рассказывается о трех медведях, которые по очереди выполняли обязанности лесного воеводы. 

Первый из них Топтыгин I — жестокий и воинственный медведь, которого Лев назначает на должность и отправляет усмирять лесных врагов. В первый же день медведь напился и спросонья съел Чижика, который славился на весь лес своим певческим талантом. 

Топтыгин 1

Весть об этом сразу же доходит до Льва, который приказывает разжаловать медведя. Опозоренный и осмеянный лесным народом медведь покидает пост, и на этом его карьера заканчивается.

Далее на пост воеводы назначают Топтыгина II, который решает начать правление со злодеяний. Первым на очереди в его планах стояло разорение типографии, которой в пределах его владений не оказалось. 

Тогда медведь решает перейти к учебным заведениям, но те уже давно разорены еще задолго до него, а все виновники бесчинств умерли и некому за это понести наказание. Тогда Топтыгин Второй залез во двор к деревенскому мужику, где его ловят селяне и убивают.

Третий новоиспеченный генерал Топтыгин, прослышав о печальной участи двоих предшественников, отчаивается в поисках правильного метода правления, и так и не находит верного. Тогда он решает вовсе ничего не делать, ведь от злодеяний никакого проку, как и от добрых дел, и просто все время просиживает в берлоге, выбираясь лишь для получения жалования. 

В это время все в лесу идет мирно и своим чередом, за что Лев даже выдает медведю награду и повышает до ранга подполковника. Все бы так и продолжалось, если бы третьего правителя не настигла смерть от рук мужиков-лукашей.

Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

Смысл заглавия сказки в управлении. В разное время были назначены лесными воеводами медведи. Как они справлялись со своей ролью, был ли порядок в государстве, слушались ли подчиненные? Это можно узнать, просмотрев краткий пересказ, но лучше, конечно, читать онлайн полный текст произведения.

Медведь на воеводстве

Основным художественным приемом выступает аллегория, с помощью которой автор обходит ограничения цензуры.

Мораль сказки, если говорить кратко, состоит в следующем: злодеяния заключаются не в частных недостатках каждого отдельного правителя, но в природе власти и ее обладании в целом. 

История создания

Сказка написана Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Предпосылками для ее создания служит историческая обстановка того времени. 

Под влиянием политических переворотов и беззакония, царивших в стране во второй половине XIX века, автор решает взяться за написание сказки, посвященной злодеяниям власти. 

«Медведь на воеводстве»

На фоне отмены крепостного права, общественных беспорядков и невыполнения властью своих обещаний, произведение «Медведь на воеводстве» приобретает остросоциальную окраску, оставаясь актуальным и по сей день. 

Из-за жестких ограничений русской цензуры произведение не допустили к печати на родине и впервые опубликовали в 1886 году в Женеве. В России сказка вышла и стала известна лишь в 1906 году, уже после смерти писателя. 

Жанр

Жанр произведения — сатирическая сказка с элементами басни. В ней в сатирической манере за образами зверей скрываются люди со своими характерами и качествами, а реальные события переплетаются с фантастическими. 

Повествование ведется от третьего лица в виде документальной хроники, где через сюжет и описание поведения и черт характера зверей высмеиваются человеческие пороки и слабости. 

Композиция

Композиция сказки состоит из вступительного тезиса и трех частей, названых в честь трех лесных воевод, благодаря чему сказка приобретает схожесть с исторической хроникой. 

Вступление

В качестве вступления приведен краткий перечень происходящих в каждой главе «злодеяний», являющийся характеристикой всех трех частей и их объединяющим элементом.

Заключение и выводы в тексте произведения отсутствуют — этим автор как бы демонстрирует непрерывность этой истории: за третьим Топтыгиным придет четвертый, за ним следующий и так далее.

Главная тема

Центральной темой сказки выступают взаимоотношения народа и власти. К ее представителям относится Лев, его советник Осел и, впоследствии, три медведя. 

Трое Топтыгиных являются аллегорическим собирательным образом правителя, который, при всей своей силе и могуществе, остается не очень умным и толковым. 

Топтыгин

В этой басне, как и в сказе Даля «Медведь-половинщик», сам гротескный образ медведя является предметом высмеивания и поучения. 

Народ в произведении представлен неоднозначно: с одной стороны жители изображаются в виде подневольных рабов, с другой же они могут подняться на бунт и пойти против власти, как это показано во второй части сказки. Басня строится на ярко выраженной критике административной системы государства. 

Основная мысль произведения, которую можно записать в читательский дневник: личностные качества воевод не имеют значения на фоне общей системы власти, которая является бездумной и безликой машиной.

Заключение

В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин обличает власть с помощью иносказания и художественных средств. 

Проблема и идея произведения остается актуальной для любого поколения, автор лишь пытается открыть читателям глаза и призвать к непокорности, предлагая единственный возможный вариант решения — восстать и учинить бунт.

«Медведь на воеводстве» — краткое содержание сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

(1115) На сайте Литера Гуру представлены и сатирические произведения, которые любят многие, так как критика пробуждает ум у читателей. И одним из таких творений является сказка «Медведь на воеводстве», написанная М. Салтыковым- Щедриным, на нашем ресурсе имеется ее краткое изложение.

1.Глава. Топтыгин 1

Крупные злодеяния история славит, а мелкие сбрасывает в забытье. Кроме того, о мелких злодеяниях плохо отзываются и ровесники деятеля. В таком ключе размышлял Топтыгин  Первый, раздумывая о власти и злодействах. Сам Первый Топтыгин был закоренелым служивым, он славился своими отличиями по службе – деревья выворачивал с корнем. Только ему это казалось мелочью, он хотел сделать что-то такое, отчего его вписали бы в мировую историю. Иными словами, он хотел прославиться. И для этого он узрел простейший и злой способ – войны. Вскоре случай представился.

Как-то лев отправил Топтыгина на усмирение одной из взбунтовавшихся дальних губерний. Причина отправки – в той губернии было слишком спокойно, не хотели тамошние обитатели усмиряться, жили в свое удовольствие. Топтыгин это увидел и начал готовиться к бойне. Но перед этим служака справил свой день рождения – отметил сие событие ведром водки и уснул на полянке. Поутру на него сел чиж, который славился своим пением на весь окрест. Чижа считали умным, ходили слухи, что даже сам лев желал его подержать.

Но чижу не повезло – он принял спящего майора за обычного пьянчугу и запел на нем. Топтыгин от его песнопений проснулся и съел чижа, ибо тот проявил непослушание. Съел, да подумал – а вдруг та птица была птицей важной, и нельзя ее было есть! Но потом он подумал и пришел к выводу, что это не более чем жертва среди мирного населения, тем паче, вопиющего события никто не видел. Да ошибался Топтыгин, свидетелем был скворец, который, узрев гибель чижа, объявил о сбившемся с пути чиновнике. С ним спелась ворона, она говорила, что жители губернии ждали от него кровопролития, а не съедения чижика.

Чиновник захотел их переловить, да потерпел крах, ибо птицы были прыткими существами, улетели, разнеся о нем славу по всему лесу. И лес стал над ним смеяться, а он не мог никак этого исправить. Ныне его звали дураком, съевшим чижика, а ведь до того случая его уважали и ценили, ведь его поддерживал главный советник царя зверей Льва – Осел. Такой мелочи история не вспомнит.  Теперь Топтыгин думал, чем и как ему исправить сложившееся положение. В этот момент его больше интересовало, что скажет Осел. И тот дал весть. Топтыгин отрапортовал в ответном письме, с которым отправил еще и немного меда, в дар.

Осел изыскал возможность для Топтыгина – нужно было сотворить нечто необычное, что поставило бы на уши весь лес. И сие событие затмило бы ошибку Топтыгина.

Топтыгин решил поступить следующим образом – перебить в стаде баранов, силой забрать у бабы корзину, а потом разгромить типографии, а книги из них посваливать в туалет.

После свершения сего плана  Осел получил удовлетворение. Однако Лев так и не смог простить воеводе убийства Чижа. По итогу – продолжил нести свою службу Топтыгин и дальше в чине майора.

2.Глава. Топтыгин 2    

Но иногда и самые выдающиеся злодеяния бесполезны, и сотворивший их уходит в небытие. Тому примером служит история Второго Топтыгина.

Во время поездки  Первого Топтыгина в дальнюю губернию Лев отправил еще одного майора Топтыгина, но в другую губернию. Этот Топтыгин был более умным и понимал, что многое зависит от того, как он покажет себя изначально. Он разработал заранее план, и перво-наперво нужно было изничтожить типографию в лесу.

Но уже на этом этапе его ждали препятствия. В этой губернии не было типографий вообще. Вернее, они были, но последнюю сожгли уже давно.  А записи Дятла, который вел историю леса, уничтожали муравьи. И тут первый ком.

Тогда Топтыгин решил уничтожить университеты, однако выяснилось, что он опоздал – их уничтожили еще до него, чиновник, на место которого встал теперь Топтыгин. Воздать за это тоже было невозможно, поскольку тот был покойным.

После этого Топтыгин решил пойти на крайние меры – он отправился в ночь во двор к соседу, с намерениями отнюдь не мирными – он собирался разорить его, разорвать весь скот, уничтожить хозяйство, развалить жилище. Однако ошибся с расчетом – и напоролся на обломок, повис на нем. Он начал кричать, на вопли собрался весь лес. Лесные жители увидели, что натворил Топтыгин, и воздали по заслугам – убили рогатиной, содрали шкуру и растянули ее на болоте, в качестве намека для следующих чинов.

 После этих событий Лев решил издать указ – истории одинаково не нужны ни значительные, ни мелкие злодеяния, а вообще – в историю лучше войти, прославившись отсутствием злодеяний.  Лев подписал указ, потребовал, чтобы поставили в известность Третьего Топтыгина.

3.Глава. Топтыгин 3

Топтыгин, ставший Третьим, отличался еще большим умом от остальных, и он поначалу раздумывал, стоит ли соглашаться на службу в губернию в сложившихся условиях. Заместитель Льва Осел ясности не давал, отговариваясь лишь тем, чтобы Топтыгин действовал в соответствии с лесными законами и уставами. И вышло, что на Топтыгина возложили большую ответственность, а сферу деятельности и границы не указали.

Топтыгин знал, что и сам Лев страшится истории, и по этой причине деятельность его самого была ограничена – так, теперь нельзя было наказывать лесных жителей, поскольку теперь они заимели права. А Топтыгин ненавидел права, потому что их соблюдение подразумевало выполнение имеющихся обязательств. А соблюдать требовалось и предписывалось, и теперь воевода ностальгировал по тем временам, в которых у него была полная свобода действий и неограниченные полномочия. Он взвыл, но остался непонятым, после чего забрался в берлогу, думать думу на счет дальнейших действий.

Свои обязанности он видел в том, что должен хранить былой порядок жизни. Этот порядок был весьма и весьма неблагополучным, но нужно было беречь его, а не создавать благополучий.

До него дошло, что, таким образом, ему вменялось хранить злодейство, ведь в старом порядке ему всегда было место. Например, не следовало охранять зайцев, ведь их съедали, а они, тем не менее, плодились, и меньше их не становилось, и это был привычный старый порядок.

Еще ему вспомнились слова Осла – злодейство должно сделаться само собой, естественным образом, когда по итогу дурак оседлает дурака и дураком же будет погонять. Топтыгину стало ясно, что старый порядок может храниться и без чинов. И он будет свершаться без их участия, а, значит, Топтыгину ничего и предпринимать не придется, ведь все образуется само собой. Однако решил Топтыгин сию думу не выказывать, поскольку она была чересчур либеральной, и кроме того, его держали на службе не за думы.

Медведь решил поступить следующим образом – он попросту не будет вообще вылезать из берлоги. Только изредка он выходил за содержанием, а лесные жители сносили дань. И жилось им неплохо, привычно, поскольку все шло естественно, как хорошее, так и злое. То, что Третий Топтыгин не влезал в дела леса, всем нравилось, ведь предыдущие вмешательства делали все лишь хуже.

Таким образом, Топтыгин, неся свою службу безвылазно из берлоги, поднялся по служебной лестнице до ранга полковника. Жизнь шла своим чередом, ничего не нарушало покоя лесного. Пока в один день не пришли в лес лукаши. Тогда вышел полковник в поле, и окончил свою жизнь так, как кончают при встрече с лукашами свою жизнь все пушные звери.((

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 326.

Обновлено 30 Сентября, 2021

Сказка «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. В своём произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада страны второй половины XIX века.

Основная тема — жизнь в подводном царстве. Но это не главный смысл произведения: автор при помощи аллегории показывает позицию либералов и либеральные взгляды.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Карась-идеалист», а после пройти тест для проверки знаний. Пересказ будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

  • Карась – честный, идейный, пламенный борец за равноправие, мир и свободу.
  • Ерш – колючий, прагматичный, трезво глядящий на жизнь.
  • Щука – владычица речного дна, сильная, уверенная в себе хищница.

Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что «можно на свете одною правдою прожить», в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.

Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, «иногда даже и очень вольное». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.

«Что касается до ершей», то эта рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь непохожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.

Будучи нервным и обидчивым, ерш «спорил отрывисто и неспокойно». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость. Карася он считал «блаженненьким», хотя только с ним и мог отвести душу.

Ерша смешили рассуждения карася о том, что «главная жизненная сила все-таки в добре замыкается».

Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.

Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, ведь те ни в чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, «что карась сконфузился».

Ерш в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что «ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки», и никто из них ни в чем не виноват. В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же «у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает.

Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.

Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом.

Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда «сильные не будут теснить слабых, богатые — бедных». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась.

Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.

Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей «магическое слово» – «добродетель». Услышав его, «щука разинула рот от удивления» и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

В своем произведении автор показал взаимодействие высших и низших слоев, каждый из которых имеет свою правду. Идеальные представления об обществе зачастую бывают весьма далеки от реальной жизни.

После ознакомления с кратким пересказом «Карася-идеалиста» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 326.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «На дне»с результатом 7/15

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест по произведению «12»с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест Падежи 4 классс результатом 3/10

Гость завершил

Тест «Выстрел»с результатом 13/13

Гость завершил

Тест на тему “Диалектизмы”с результатом 1/5

Гость завершил

Тест на тему “Фонетика”с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 8/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

«Карась-идеалист» за 4 минуты. Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

: Карась рассуждает о свободе и равенстве для всех рыб, он убеждён, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он говорит ей эти слова, и та от удивления съедает его.

Карась спорил с приятелем-ершом о том, «что можно на свете одною правдою прожить». Ёрш же утверждал, что нельзя обойтись без того, чтобы слукавить. Карась негодовал и называл это подлостью, а ёрш предрекал: «Вот ужо увидишь!»

Обычно караси — смирные, склонные к идеализму рыбы, за что их очень любят монахи. Лежит карп на дне реки, в иле, питается микроско­пи­ческими ракушками — «полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное». Но поскольку караси мыслей своих не раскрывают, то в политической неблаго­на­дёжности их не подозревают, а ловят исключительно из-за вкусного мяса.

Продолжение после рекламы:

Ёрш — рыба колючая, «уже тронутая скептицизмом», нервная и злопамятная. Ловят ершей исключительно ради вкусного бульона.

Неизвестно, как сошлись две такие разные рыбы, но стали они встречаться и спорить каждый день. Карась верил в гармоничное и мирное будущее для всех рыб и был убеждён, что счастье «рано или поздно сделается общим достоянием».

Карась рассуждал о том, что основой жизни является добро, а не зло, об общих правах для всех рыб и о том, что рыбам надо сговориться между собой и перестать питаться себе подобными. Скептик ёрш, считавший, что в мире царят тьма и невежество, ехидно напоминал о щуке, которая заплывала недавно в их заводь и интересовалась, водятся ли здесь караси.

Для карася щука была мифическим существом, которым пугают непослушных детей, да и об ухе он никогда не слышал.

Он считал, что щука не имеет права глотать его без объяснений и вины, и собирался спросить у неё при встрече, «что такое добродетель и какие обязанности она в отношении к ближним налагает».

Карась был искренне уверен, что щуки «к голосу правды не глухи», и услышав эти магические слова, щука его не съест.

Брифли существует благодаря рекламе:

Напрасно ёрш твердил, что едят не в качестве наказания, а потому, что есть хочется и так устроен мир, — карась не хотел его слушать. Заводь, где жили приятели, была тихим местом, обо всём можно было говорить безнаказанно, и карась разговорился вовсю.

— Надобно, чтоб рыбы любили друг друга! — ораторствовал он. — Чтобы каждая за всех, а все за каждую — вот когда настоящая гармония осуществится!

В один прекрасный день к карасю явился головаль с известием, что на днях заводь посетит щука. Карасю было предписано явиться «чуть свет ответ держать», но он не испугался — понадеялся на своё «магическое слово», которое укротит самую лютую щуку.

Видя спокойствие приятеля, ёрш начал сомневаться: может, щука и вправду не такая уж и злая и способна услышать доброе слово, а карась, возможно, не такой уж и простофиля. Вот как явится он завтра к щуке, как скажет ей «самую сущую правду», щука проникнется, да и назначит карася начальником над всей заводью.

Щука же, любившая разные диспуты, давно слышала о речах карася и приплыла специально, чтобы его послушать. Выложил ей карась свои размышления о свободе, равенстве и счастье для всех рыб.

…объявится такое общее дело, в котором все рыбы свой интерес будут иметь и каждая свою долю делать будет.

Если рыбы начнут друг за друга стоять, то людям об ухе забыть придётся.

Продолжение после рекламы:

Три дня слушала щука речи карася-идеалиста и назвала его идеи социализмом. Социализм щуке не нравился, работать на общее благо она не хотела и под конец карась ей надоел. Его арестовали, а на допросе окунь покусал ему хвост и спинной плавник.

На последнюю встречу окунь явился сильно потрёпанным, но не сдавшимся. Поглядев щуке в глаза, он сказал «магическое слово» — спросил: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?». Щука открыла рот от удивления, машинально втянула в себя воду и нечаянно проглотила карася.

Видевшие это рыбы поспешно сплылись к щуке узнать, не подавилась ли она. А ёрш, давно предвидевший такой конец, заявил: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!»

Краткое содержание Карась-идеалист Салтыков-Щедрин

Заспорили как-то карась и ерш. Первый считал, что по правде можно жить, а второй в это не верил и утверждал, что без лукавства обойтись нельзя. Карась считал такое подлостью.

Зарывшись в ил, много думал карась и все мысли, возникшие в голове, доносил до ерша. Спорили они часто, и первым заводил карась. Дескать, борьба и споры ни к чему хорошему не приведут и нужно стремиться из тьмы к свету. Ерш хмыкал – наверное, в светлом будущем и щук не будет? Но карась и не слышал никогда про щук и считал их выдумкой. Ерш презрительно уплывал по своим делам.

А через время рыбы снова встречались, и опять карась говорил о торжестве добра и пагубной деятельности зла. Он верил, что рано или поздно злые и безумные поступки будут посрамлены.

Как доказательство приводил примером изменение методов ловли рыбы – с багрения переходят на неводы и удочки. Но ерш считал, что все равно каким методом в уху попасть.

А карась про уху и не знал ничего, и его соперник сердито удалился.

Однажды ерш принес известие о появлении щуки и предложил карасю подобрать перья, чтоб хищнице было удобнее глотать его. На это карась возмутился, поскольку не видел своей вины, за которую следовало бы так наказывать.

И мечтал он о согласии между всеми рыбами. Ерш вздрагивал от таких речей – их подслушивал голавль.

И он опять уплыл, рассказав противнику, что у каждого свое пропитание – ракушек едят караси, а карасей щуки, и никто вины не имеет.

Долго думал карась над словами соперника. И понял, что ракушки самой природой предназначены в пропитание, как и черви, мухи, лягушки и прочие. А щуку, если повстречаются, он спросит про добродетель и обязанности, которые вместе с нею следуют. И расскажет, что рыбы не должны другую рыбу есть.

Вот так и рассуждал карась, пока за ним не приплыл голавль и не пригласил в гости к щуке на диспуты. Не испугался спорщик – ведь он знал волшебное слово, которое из «любой щуки карася сделает».

Повстречались щука с карасем. Начал он рассказывать о равенстве рыб и о пропитании. Щука удивилась – маловато будет для нее еды в ракушках да червяках. Не понравилось ей деление труда – сильным тяжелую работу, слабым тоже по мере их возможностей. А больше всего разозлило то, что и ей тоже, выходит, надо работать.

Прогнали карася, отдали под стражу голавлей да окуней. Вечером пришел он снова на диспут, и разрешила ему щука речь держать. Плеснул хвостом радостно карась и провозгласил свое волшебное слово – знает ли щука, что такое добродетель? У щуки даже рот открылся от удивления. И вместе с потоком воды она проглотила случайно и карася.

Истина у каждого своя, и вряд ли «щукам» свойственна добродетель.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Карась-идеалист. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Уайльд
    Творчество Оскара Уайльда относится к концу XIX века. Оскар был очень талантливым и остроумным писателем. Первые годы его творчества связаны только с поэзией. Когда ему исполняется 28 лет
  • Ремарк
    Эрих Мария Ремарк возможно один из самых популярных немецких писателей. Его относят к одному из писателей «потерянного поколения», он оставил огромный вклад в мировую литературу.
  • Краткое содержание Тёма и жучка Гарин-Михайловский
    Проснувшись ночью, Тёма спрашивает у няни, где его любимая собака. Няня отвечает, что кто-то бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма вновь засыпает, и ему снится сон, как он спасает свою любимицу
  • Краткое содержание Малыш и Карлсон, который живёт на крыше Линдгрен
    Произведение «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», написанное писательницей из Швеции Астрид Линдгрен и входит в трилогию сказочных повестей о мальчике и его необычном друге.
  • Краткое содержание Уэллс Страна Слепых
    Согласно преданию, в глухой части горного массива Эквадорских Анд находится Страна Слепых, отрезанная от остального света. Когда-то ещё можно было туда добраться, хоть дорого была нелёгкой. Но после страшного извержения вулкана

Краткое изложение сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» | Литерагуру

Как-то раз поспорили карась с ершом. Спор был за мысль о том, что в мире жить нужно только одной правдой и обходиться лишь нею.

Писатель показывает нам характер и темперамент карася, который является рыбой мирной и тихой, питающейся всякой мелочью и прячущейся от света и врагов в иле на дне. А, отлеживая бока, он мечтает о всяких идиллиях.

Однако карася никто не обвиняет в том, что он занимается запретными делами, имея такие думы, ведь он ни с кем  не делится своими умозаключениями и мыслями. И ловят его лишь из-за того, что карась – вкусная рыбка.

Обычно рыбаки выставляют невод, а потом баламутят воду, шумят в реке. Карась считает, что настала вольная пора, и выходит из укрытия, дабы принять участие в торжестве по этому поводу. И в эти моменты его ловят неводом.

Совсем другим предстает перед нашим взором ерш. Он колкий и существенно циничнее карася. В нем не осталось веры, он живет, вспоминая лишь обиды в своей жизни.

Прогресс ерш не считает чем-то полезным, относя его к растущей и развивающейся одичалости. По его мнению, прогресс есть – но он идет в обратную сторону, приближая все к деградации.

И, несмотря на все это, колючий приятель частенько беседует с карасем, отводя таким образом душу.

Карась думал, что борьба в жизни не нужна, что должно царить бескровное преуспеяние. Он ожидал, когда же наступит свет, ведь в историческую тьму он не верил.

Ерш же припугивает карася щукой, но безуспешно, ведь карась в щук не верит. Он считает, что зло в жизни стало главным случайно, что оно само по себе неестественно. Миром на самом деле движет лишь добро, а история на его фоне является повестью об освобождении.

В качестве аргумента на эту мысль он приводит запрет на вылов рыбы неводами и на лов рыбы во время нереста. А в былые времена рыбу вылавливали бесконтрольно и варварски. Ерш на это говорит, что нет никакой разницы, каким путем стать ингредиентом ухи – через удочку или же невод. А карась, оказывается, и в уху не верит.

В другую их встречу ерш сказал карасю о плавающей поблизости щуке и порекомендовал ему полезть к ней в «хайло», поскольку шансов выжить при встрече со щукой у карася нет — ведь он жирный и неуклюжий, медлительный.

Карась ему на это сказал, что такое дело – беспредел, не по правилам, и он разузнает об этом у самой щуки. И сказал, что всем рыбам нужно объединяться, и добиваться признания их прав.

От таких излияний карася ерш пришел в ужас – ведь неподалеку была щука и могла услышать это, да и так карася могли ей сдать за червяка.

А карась был непреклонен и все твердил о том, что надо говорить обо всем открыто, и что на нем вины нет, и его есть нельзя. Но ерш оконфузил карася тем, что те ракушки, которыми тот питается, тоже хотят жить.

А поразмыслив над словами ерша, карась сказал, что так задумано природой – ведь у ракушек нет души, и они бесчувственны, а значит, они ему являются законной пищей. А сам он таковым не является, ведь он все понимает, соображает и чувствует. И без вины его съедать нельзя. А со щукой ему поможет правда – он считал, что хищники поступают в соответствии с правдой, внемлют ее гласу.

На это ерш припомнил, как один монах выловил около двух пудов карасей, и правда этим карасям никак не помогла.

Карась же думал, что карасей там не съели, а стали содержать за счет общины.

Со временем карась все больше и больше убеждался в своей правоте, стал проповедовать ее. И даже циничный, побитый жизнью ерш засомневался, подумал, что, может быть, карась и прав.

Наконец, случилась встреча карася и щуки. Щука хотела его съесть, но карась настаивал, что она не имеет права, ведь есть закон, по которому так нельзя делать. Но это щуку не убедило.

Тогда карась стал говорить о том, что всем рыбам нужно в мире жить и объединяться, чтобы более не попадать в уху и научиться обманывать людей. При этом все должны делать все, что от них зависит, причем, по мере их сил.

Так, щуке больше работать, ведь она сильнее, а ему меньше, поскольку он меньше и слабее.

Щуке же не хотелось, чтобы карась паразитировал на ее трудах, и поэтому она его арестовала, посадила под стражу. За бунтарство.

Спустя день она приплыла к карасю, которого уже успели подергать охранявшие его окуни.

Карась вновь стал говорить, на сей раз о добродетели, да так удивил своими разговорами щуку, что она случайно его проглотила. А ерш все это видел и подумал – вот, какие они, их диспуты.

Салтыков-Щедрин

Карась «рыба смирная», сидит себе в иле, мечтает. Ерш – нервный, колючий. Обоих любят кушать люди. Стали они «сплываться», чтобы поспорить. Карась верит, что зло будет побеждено добром, что жить надо по правде, честно, бороться за свои права, что впереди – народное счастье.

Ерш убежден, что кругом ложь, дикость, а без обмана не прожить. Он смеется над наивным карасем: тот и про щук не знает (а ведь «на то щука в море, чтоб карась не дремал»), и про уху. Думает, что у него есть какие-то права, и раз ни в чем не виноват, то щука его помилует. Глупый, но надежный, не выдаст.

Другие норовят съесть, или за червячка продать, или им все равно.

Даже ерш засомневался: а вдруг «щука… добрая»? Вдруг слово правды и ее проймет? А щука тут как тут. Пришла на диспут с карасем. Тот ей все выложил: о всеобщем рыбьем счастье, совместном труде. Предложил щуке следить за порядком. Видит она, что карась бунтарь, за «сицилизм» (социализм»), но вкусный.

Даже карась понял, к чему дело идет. Голавли, прихвостни щуки, уйти ему не дали, стали стражей. На последнем диспуте карась заговорил с щукой о добродетели, та от удивленья его нечаянно проглотила.

Ерш все это предвидел, и с горечью объявил: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!» Финал всегда один…

Читательский дневник по сказке «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина

Сюжет

Карась – наивный мечтатель, идеалист. Он верит, что стоит всем рыбам захотеть, и наступит царство добра и справедливости. Хищники не станут есть слабых.

Ерш лучше знает жизнь, напоминает, что у рыбы один конец: попасть щуке в пасть или в уху людям. Щука зовет карася на диспуты. Он ей про порядок, общий труд, гармонию. Для щуки он бунтарь и болтун.

Когда он говорит ей о добродетели, щука от изумления заглатывает его. Ерш знал, что диспут этим и закончится.

Отзыв

Сатирическая сказка, критикующая власть, интеллигенцию, народ в России. Щука, голавли, окунь – представители власти, карась – интеллигент, борец на словах за права рыб, ерш – революционер, которому не хватает вождя и сторонников.

Остальные рыбы, которым нет дела до свободы и прав, это русский народ, он только трудится и терпит. Автор считает, что в стране лишь говорят о «гражданских правах», на деле никаких прав нет. Нужно действовать, а не болтать, бороться, а не ждать.

Власть уничтожает непокорных, даже безобидных, как карась.

Сказка учит смотреть правде в глаза, ставить себя на место другого, думать не только о себе, но и о других, судить о людях не по словам, а по делам, не спорить попусту, ценить время, бороться сообща, приходить на выручку, отстаивать свои принципы и интересы. Учит любить Родину, видеть ее достоинства и недостатки, не раболепствовать перед властью, помнить, что сила в народе, быть реалистом, практиком.

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сатирическая сказка «Карась-идеалист» М. Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника.  Пересказ будет полезен также для подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Карась – честный, идейный, пламенный борец за равноправие, мир и свободу.
  • Ерш – колючий, прагматичный, трезво глядящий на жизнь.

Другие персонажи:

  • Щука – владычица речного дна, сильная, уверенная в себе хищница.

«Карась-идеалист» очень краткое содержание

М. Е. Салтыков-Щедрин «Карась идеалист» краткое содержание для читательского дневника:

Карась живет в тихой заводи, на самом дне, реальной жизни не знает, а потому верит в сказки: в торжество закона, справедливости, добра, в общем, идеалов. Есть у Карася друг, Ерш, и если Карась – идеалист, далекий от жизни, то Ерш, плавающий выше, жизнь реальную видевший, ‑реалист, знающий законы жизни: где надо – лукавить, закон – на стороне сильных и хитрых и т.д.

Сказка построена как некий спор между Карасем и Ершом, между идеалистом и реалистом. Карасю практически удается убедить Ерша в верности своих идеалов, и Ерш, в общем-то готов поверить в светлое идеальное будущее, как Карась решается принять участие в реальной жизни и показать, как действует его философия (торжество закона, справедливости, добра), пытаясь урезонить Щуку.

Карась уходит от Щуки в первый раз, потому что та принимает его за пьяного (“Пойди проспись”), Карась уходит от Окуня, правда, изрядно покусанный – его заподозрили в “сицилизме” (социализме), в третий раз он успевает произнести лишь одну фразу, как Щука его съедает – не желая того, просто удивившись невиданной фразе (“Знаешь ли ты, что такое добродетель?”).

Вывод:

Как всегда, герои “зоологической” сказки Салтыкова-щедрина – воплощения.

Карась – воплощение интеллигента, не знающего жизнь, проповедующего правильные ценности, но не соизмеряющего методы “проповеди” с реальностью. Карась – цензор.

Ерш – реалист, отлично знающий правила жизни, готовый поменяться. Щука – власть, причиняющая зло не всегда по собственному желанию, а просто она так устроена (смерть Карася), таковы ее законы.

Сказка «Коняга» Салтыков-Щедрина была написана в 1885 году. Краткое содержание «Коняга» для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.

Короткий пересказ «Карась-идеалист» с цитатами

Краткое содержание «Карась идеалист» Салтыков-Щедрин:

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать.

Карась-идеалист – главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга. Никогда не слышал про то, что из карасей уху варят. Его главным желанием было: согласие между рыбами. Но, при том спокойно ел ракушки, жуков и червяков. Никогда не видывал страшной щуки, но беседы о мире между рыбами проводил.

Ёрш – рыба, пережившая много бед, считает карася «не от мира сего», но любит с ним беседовать, иногда, даже приходит к мысли, а что, если карась прав? Его раздражает простота и неопытность карася, который и «щуки ни разу не видывал».

Вольные изречения произносятся им без страха.

Беседы доходят до того, что карась не понимает: за что их род едят?

А ёрш интересуется, а почему ты ракушки ешь? За что казнишь?

Он считал, что карасей есть нельзя. А ёрш интересуется: «Куда подевались твои сородичи, которые в невод угодили?» На что карась отвечал: « Может, живут они, и не тужат на монастырской еде!»

Хотел карась закон издать, что для всех рыб хватит мелкого корма: червяков, пауков.

Всё больше распылялся карась и дошли речи до верхов. Пришёл головень, и приглашает карася прибыть в назначенное место, где завтра придёт слушать его щука.

Карась не испугался, а даже обрадовался, в надежде увидеть рыбу и произнести «волшебные слова»! Первая встреча началась с того, что карась хотел, чтобы все рыбы были счастливы! Свободно плавали.

Что никто никого не будет есть. Богатые и бедными уравняются.

И что и работать я буду? – поинтересовалась щука.

Он ответил: «Как все!» Не понравилось щуке, приказала проспаться и прийти в обед. А он ни понял и снова своё. На, что щука сказала, что он бунтарь. И выразительно на него посмотрела, что карась понял сейчас съест, но она видно сыта была и зевнув, уплыла.

На третий раз карась пришёл к щуке, повреждённый: с покусанным хвостом и спиной, увлёкшимся окунем.

Приободрял себя волшебным словом.

– Начинай! – промолвила щука. 

– Известно, ли вам, слово «добродетель»? – пламенно произнёс он.

Открыв от удивления рот, не планируя проглатывания, съела «идеалиста»!

– Как пообедали? Удачно! – произнесли рыбы, опомнившись.

Вот до чего диспуты доводят! – торжественно произнёс ёрш.

В произведение идут обсуждения между либералами и социалистами (подчёркивая связь между христианством и идеалистами – представителями интеллигенции).

Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, — поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Вяленая вобла» для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».

Сюжет сказки «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

«Карась идеалист» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения:

Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что «можно на свете одною правдою прожить», в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.

Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, «иногда даже и очень вольное». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.

«Что касается до ершей», то это рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь не похожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.

Будучи нервным и обидчивым, ерш «спорил отрывисто и неспокойно». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость.  Карася он считал «блаженненьким», хотя только с ним и мог отвести душу.

Ерша смешили рассуждения карася о том, что «главная жизненная сила все-таки в добре замыкается».

Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.

Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, они ведь те ни чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, «что карась сконфузился». Ерш, в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что «ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки», и никто из них ни в чем не виноват.

В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же «у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает. Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.

Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом.

Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда «сильные не будут теснить слабых, богатые — бедных». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась.

Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.

Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей «магическое слово» – «добродетель». Услышав его, «щука разинула рот от удивления» и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

Заключение

В своем произведении автор показал взаимодействие высших и низших слоев, каждый из которых имеет свою правду. Идеальные представления об обществе зачастую бывают весьма далеки от реальной жизни.

Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.

Видео краткое содержание Карась-идеалист

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована, в первую очередь, взрослым, но и школьники найдут ее полезной. Изучают сказку в 10 классе.

Салтыков-Щедрин Михаил сказка «Карась-идеалист»

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
  • Название произведения: «Карась-идеалист»
  • Число страниц: 6
  • Жанр: сказка
  • Главные герои: карась, ёрш, щука

Характеристика главных героев:

Карась — Мечтатель и идеалист.

Считал, что жить нужно по совести, и рыбы не должны есть друг друга.

Ёрш — Умная рыба. Реалист.

Щука — Гроза тех мест.

Сильная, обладающая властью.

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»

  1. Карасик и ёрш поспорили, как нужно жить всем рыбам.
  2. Первый убеждал второго, что рыбы не могут поедать себе равных, что везде должна быть справедливость.
  3. Ёрш напоминал про щуку и уху, но оппонент не хотел слушать этих доводов.
  4. Узнала о диспуте щука, приплыла в тихий омут и тоже вызвала карася на спор.

Стал тот убеждать щуку в том, что она не должна его есть. Удивлялась щука таким доводам.

Но вот щука зевнула и проглотила мелкую рыбёшку, на том и спор кончился.

План сказки:

  1. Спор старых друзей.
  2. Доводы о мире.
  3. Напоминания ерша.
  4. Убеждённость.
  5. Ракушки.
  6. Появление щуки.
  7. Первый диспут с щукой.
  8. Второй диспут с щукой.
  9. Щука зевает.

Основная мысль рассказа «Карась-идеалист»

Главная мысль сказки в том, что с теми, кто может тебя съесть, о вкусах не спорят.

Основная идея сказки в том, что пустыми словами ничего поменять нельзя.

Чему учит сказка

  • Сказка учит иметь идеалы и отстаивать их.
  • Но быть осторожными и предусмотрительными.
  • Учит не заниматься пустой болтовнёй, учит не говорить глупости, учит слушать мудрых советов.

Краткий отзыв по сказке «Карась-идеалист» для читательского дневника

  1. Прочитав это произведение, я подумала о том, что многие люди уподобляются данному карасику.
  2. Они много и убедительно говорят, но ничего не делают.
  3. Это очень смешное и поучительное сатирическое произведение.
  4. Автору удалось показать, что любые идеалы должны подкрепляться не только словами, но и действиями.
  5. Не может слабый указать сильному, что делать.
  6. Мне понравился ёрш, который был реалистом и понимал, что пустыми разговорами жизнь не изменить.
  7. А вот глупый спорщик заслужил свою судьбу.
  8. Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что лучшие результаты достигаются упорным трудом, а не долгими спорами.

Пословицы к сказке:

  • Язык болтает, а голова не знает.
  • Дай дураку волю, а он две возьмёт.
  • Меньше слов, а больше дела.
  • На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
  • У сильного всегда бессильный виноват.

Словарь неизвестных слов

  • Слукавить — обмануть.
  • Сноровка — умение.
  • Мотня — часть невода.
  • Чревоугодие — обжорство.
  • Чаемое — желанное.

Отрывок, поразивший больше всего:

Каких таких щук? — удивился карась, который был до того наивен, что когда при нём говорили:

«На то щука в море, чтоб карась не дремал», то он думал, что это что-нибудь вроде тех никс и русалок, которыми малых детей пугают, и, разумеется, ни крошечки не боялся.

Ещё читательские дневники по произведениям Салтыкова-Щедрина:

Библиотека произведений автора пополняется.

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист» (М.Е. Салтыков-Щедрин) | Литрекон

Многомудрый Литрекон знает, что сегодня произведения сатирика Салтыкова-Щедрина понятны далеко не каждому читателю, потому что писатель высмеивал реалии своего времени, прошедшего не день и не два назад. Трудным кажется даже обычный русский язык этих книг, не то что эзопов.

Чтобы облегчить знакомство с творчеством автора, читатель может взять в руки краткий пересказ сказки «Карась-идеалист». В сокращении эта книга не такая интересная, как в оригинале, но что поделать, если вспомнить детали и основные события нужно здесь и сейчас? Только обратиться к сюжету.

Приятного просвещения!

(660 слов) Карась и ерш заспорили, можно ли обойтись на свете одной правдой? Карась утверждал, что да, можно, а ерш не верил в это. 

Автор описывает быт и нравы карася: это рыба смирная, питается маленькими ракушками и прячется от света в иле.

Лежа на боку, выдумывает она всякие идиллические картины, но никто не винит эту рыбу в неблагонадежности, потому что своими мыслями она не делится. А ловят его лишь потому, что он вкусен.

Рыбаки сначала ставят невод, а потом производят шум в реке, из-за чего карась думает, что настала вольная воля, и хочет поскорее пристроиться к торжеству, выплывая из укрытия. Тут-то его и ловят!

Ерш — колючая и более циничная рыба. Она уже ни во что не верит, помнит много обид. Прогресс считает «одичалостью», но любит душу отводить с карасем. 

Карась верил в «бескровное преуспеяние» и отрицал борьбу. Он считал историческую тьму случайностью и ждал наступления света. Ерш пугает карася щукой, но тот в них не верит. Карась возражает: зло неестественно и стало главным по ошибке.

Только добро движет миром, ведь «история — повесть освобождения». Аргументирует это утверждение карась тем, что теперь рыбу было запрещено ловить неводами и истреблять в «ход» — период размножения. А раньше рыбу убивали варварски и без ограничений.

Ерш возражает, что нет разницы, как попасть в уху: на удочку или в невод. Но карась и об ухе не слышал — не верит.

Однажды ерш сказал, что видел щуку, и посоветовал приятелю «лезть к ней в хайло», ибо шанса спастись у глупого и жирного карася нет. Карась возражает, что это не по закону, и что он потребует объяснений у щуки. Тут карась вымолвил, что нужно всем рыбам объединиться и потребовать своих прав.

Даже ерш испугался таких речей, ведь рядом плавала щука. Он пробовал урезонить друга из жалости: другая рыба могла бы «сдать» его за червяка. Но карась все говорил, что правда сильнее всего, и нужно говорить открыто. Он уверял, что нет на нем вины, и есть его не положено.

Ерш возразил, что ракушки тоже жить хотят, а карась их ест. Карась сконфузился.

Подумав о словах ерша, он сказал, что сама природа предоставила ракушек ему в качестве пищи, что у них нет души и боли они не испытывают. А карась — другое дело. Он все понимает, долго живет, и есть его без вины нельзя.

При встрече с щукой ему поможет правда, ведь он слушал, что хищники внемлют истине. Ерш припомнил, что недавно монах вытащил два пуда карасей, и правда не помогла.

Карась убежден, что в монастыре карасей не едят, а кормят за счет общины.

Со временем карась стал проповедовать, что все рыбы должны любить друг друга. Ерш опять про щуку вспомнил. Карась говорит, что от разговоров о добродетели и гражданской ответственности щука в карася превратится. Монаху карась хочет сказать о своей безвинности и праве на жизнь.

Ерш возражает, что в тине свои законы: лежи смирно и хоронись, иначе и добродетель не поможет — уха светит. Карась говорит о необходимости особого закона, охраняющего его вместо физической силы.

После таких бесед последовало объявление о том, что завтра в заводи будет щука, и нужно будет карасю ответ давать.

Глядя на уверенность карася, даже ерш подумал, что у того верный расчет имеется. Может, щука и правда добрая, и пожалует карасю за добродетель целую заводь.

При встрече с щукой карась проповедовал свободу и неприкосновенность всех рыб. Щука возразила, что хочет съесть карася. Карась настаивал, что есть закон, будто вся рыба может питаться ракушками, червями и другими обитателями реки. Но щуке этого мало.

Карась же говорит о том, что принцип справедливости («Всякий для всех, и все для всякого») поможет рыбам обмануть людей и в уху не попадаться. Но при этом всем нужно работать по способностям: щуке больше, раз она сильнее, а ему, карасю, меньше.

Щука же не имела намерения работать, чтобы карась от ее трудов лакомиться стал. Поэтому она заключила его под стражу за бунтарство. 

На следующий день вновь щука вызвала к себе карася, которого уже потрепали окуни-охранники. Услышав его речь о добродетели, она случайно его и проглотила. А ерш, увидев это, сказал: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

Карась-идеалист – Салтыков-Щедрин М.Е

Некогда в одной реке жили молодой карась и уже более поживший ерш.

Карась пылкий, начитанный, умный, полон различных идей о справедливом устройстве государства, и хотя юный карасик совершенно не знает практической жизни, он с пеной у рта убеждает всех окружающих в том, что они живут неправильно.

Он мечтает о социальной справедливости, о равенстве всех перед законом и обществом, о праве голоса и других социально ориентированных льготах. Он считает, что щуки должны прекратить есть карасей, а люди, и в частности монахи, должны прекратить есть уху и ловить рыбу для своего удовольствия.

В ответ на горячие призывы карася, ерш только посмеивается да ругает своего собеседника. Тем не менее, их встречи постоянно повторяются, поскольку ерш знает, что кроме как с образованным и горячим карасем ему и поговорить-то в своем пруду не с кем. Ведь столь возвышенные темы больше никого не интересуют, все остальные больше о прокорме для своего желудка думают.

Поэтому непримиримые друзья карась и ерш вновь встречаются и вновь спорят.

Карась смотрит на мир и отношения между рыбами сквозь розовые очки неопытного оптимиста, а взрослый ерш с точки зрения хорошо пожившего практика, не лишенного здравого смысла.

Карась говорит, что только добро – движущая сила общественных отношений, а зло истощает душу всех живых существ, поэтому оно и не станет главной силой, регулирующей отношения.

Однажды к ним на беседу заглянула зубастая щука. В первый раз увидев зубастую, карась не испугался, поскольку она выглядела вполне мирной, добродушной рыбой, единственное что ее отличало от иных рыб, так это огромный рот, полный острых зубов.

Щука с улыбкой слушала бредни карася о будущем счастливом обществе, в котором издадут закон, запрещающий щукам кушать карасей. Все рыбы станут равны и счастливы.

Еще дважды встречались карась и щука, и вновь он пытался рассказать о своих гениальных идеях, об утопическом обществе, где карась и щука будут плавать бок-о-бок и вести мирные беседы. И вновь спустя короткое время встретились карась – идеалист и огромная щука, вновь зубастой захотелось послушать карасика и узнать о великом обществе будущего.

Вот и наступил звездный час для карася – он должен обязательно убедить в правоте своих взглядов щуку.

Он пытается со всем пылом юности убедить хищную рыбу перейти на иной рацион, прекратить есть карасей и другую мелкую рыбешку, поскольку ведь и они права на жизнь и свои мелкие радости имеют.

А щука слушает, даже рот от изумления раскрыла, вздохнула тяжело, да вместе с водой заглотила и карася, даже и не заметив этого. А другие рыбы, присутствующие при столь знаменательной беседе, только и спросили у щуки о том, хорошо ли был карась на вкус.

В сказке все смеются над бедным карасем, называют его умным и образованным, но в глубине души считают ненормальным, ведь он не думает о практических сторонах жизни, а видит некое идеальное будущее, в котором все будут счастливы.

Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! – Карась-идеалист. Салтыков-Щедрин М.Е..

  • Сказка с хорошим концом короткая
  • Сказка салтыкова щедрина добродетели и пороки краткое содержание
  • Сказка салтыкова щедрина пропала совесть краткое содержание
  • Сказка с фразеологизмами на любую тему 6 класс
  • Сказка с подробностями слушать аудиокнигу